Словарный запас детей 3 4 лет составляет в среднем: Возрастные нормы речевого развития детей дошкольного возраста

Содержание

«Речевое развитие детей 3 — 4 лет»

  1. Информация
  2. Родителям
  3. «Речевое развитие детей 3 — 4 лет»

«Речевое развитие детей 3 — 4 лет»

                                                   «Речевое развитие детей 3 — 4 лет»


Характерные особенности развития речи детей в 3 – 4 года
1. Ребенок 3х лет практически не допускает аграмматизмов в речи.
2. Почти не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов.
3. Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи.
4. Правильно применяет приставочные глаголы – приехал, уехал, выехал и т.п.
5. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные звуки, но твердые и мягкие дифференцируются большинством детей.
6. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных детьми могут произноситься искаженно.
7. В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова-обобщения (теперь не тарелка и ложка, а посуда, а так же одежда, игрушки и пр.), синонимы (весёлый, радостный). Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.

8. Появляется словотворчество – ребёнок пробует сам образовывать нужные ему слова (кататься на карусели – каруселиться, копаем лопаткой, значит она — копатка). 
9. Замечает неправильное произношение в речи других детей, даже если сам эти звуки произносит неправильно.
10. Если у ребёнка сформировано положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может.
11. Ребенок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.

Нормы речевого развития детей 3 – 4 лет
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3 — 4 лет.


1. Ребёнок должен знать и проговаривать собственные имя, отчество и фамилию.
2. Называть имена близких родственников и друзей.
3. Воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию.
4. Говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные.
5. Распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны).
6. Находить признаки предмета: окно прозрачное, стул деревянный, лимон кислый.
7. Называть действия: мальчик ест, кошка мяукает, дети кричат.
8. Точно повторять услышанное, пересказывать (допуская непоследовательность).
9. Разговаривать громко и тихо.

Отклонения в речевом развитии ребёнка 3 – 4 лет.
Вас должны насторожить следующие показатели:
1. Ребёнок часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону. 
2. Наблюдается сильное течение слюны.
3. Говорит слишком быстро («взахлёб») или медленно (словно нарочито растягивая слова).


4. Речь ребёнка не разборчива.
5. Нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми, дополнениями.
6. Не выполняет простые словесные команды (открой шкаф и возьми книгу, пойди на кухню и принеси чашку и т.п.).
7. Не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т.д.
8. Говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам. Вместо «девочка» говорит «де», «зайчик» — «за», «иди» — «ди», «смотри» — «апи». 
9. Употребляет слова-фрагменты, т.е. такие в которых сохранены только части слова: «ако» — «молоко», «дека» — «девочка».
10. «Глотает» окончания слов.
11. Произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов.
12. Не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми.

Методы развития.
Приведенные ниже рекомендации помогут родителям развить и улучшить речевые навыки детей. Данные приёмы просты и эффективны, их нетрудно освоить самостоятельно.

1. Постепенно увеличивайте словарный запас ребенка. Учите с ним новое слово и закрепляйте его в лексиконе на протяжении нескольких дней.
2. Общайтесь на разные темы, доступные возрасту ребёнка.
3. Знакомьте ребёнка с новыми предметами и явлениями и их характеристиками, рассказывайте что и как, зачем и почему происходит.
4. Говорите не только как называются сами предметы, но и их составные части (платье – воротник, рукава, карман, пояс…).
5. Обращайте внимание на правильность произносимых слов. Поправляйте ребёнка корректно.
6. Обучайте ребёнка говорить правильные окончания в словах.
7. Знакомьте с предлогами и учите правильно их употреблять.
8. Читая сказку, уделяйте внимание голосу, интонации, тембру, выразительности. 
9. Рассматривайте и комментируйте картинки в книгах, задавайте вопросы к ним.
10. Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите.
11. Спрашивайте о прошедшем дне, услышанной истории, просмотренном мультике. Обсуждайте героев сказок, сюжет. Задавайте наводящие вопросы.
12. Читайте стихи, отгадывайте загадки, пойте песенки.
13. Не забывайте о мелкой моторике, работайте с мелкими деталями (пазлы, конструктор, песок, глина, пластилин). Научитесь завязывать шнурки, застегивать пуговицы.
14. Играйте в словесные игры: «Кто говорит?», «Что где лежит?», «Это съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши предмет», «Какой, какая, какое» и т.д. (см. приложение).
15. При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять ребёнка.

Речевые игры.

«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса.

Ход игры: родитель называет животное, ребёнок отвечает, как то или иное животное подаёт голос:
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает
Свинья хрюкает
Вариант 2. Родитель спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.
Можно играть с мячом.

«Что где лежит?»
Цель: расширение словарного запаса, ориентировка в пространстве.
Ход игры: родитель называет предмет и предлагает ребёнку ответить, куда его можно положить.  
— Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу).
— Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу).
— Вова вымыл руки и положил мыло …Куда? (В мыльницу).

«Это съедобное или нет?»
Цель: расширить словарный запас, тренировать речевое внимание.
Ход игры: родитель бросает ребенку мяч и называет любое слово (существительное), ребенок должен решить: поймать его (значит съесть) или нет. 

«Чем отличаются предметы?»
Цель: учить различать предметы по характерным признакам, расширять словарный запас.
Ход игры: родитель предлагает рассмотреть две игрушки (сначала разные, потом всё более похожие). Ребенок перечисляет отличия.
Два медведя, один большой черный, другой маленький коричневый. 
— Назови, кто это и чем они отличаются.
— Это медведи. Один медведь большой и черный, а второй маленький и коричневый.

«Опиши предмет»
Цель: расширять словарный запас, развивать логическое мышление.
Ход игры: родитель предлагает ребенку описать какой-либо знакомый ему предмет. Сначала используются предметы, находящиеся перед глазами ребёнка (игрушки, мебель, одежда). В ходе игры родитель учит ребёнка давать развернутую характеристику предмета (сначала называем класс предмета, его составные части, потом форму, цвет, размер, материал, функции предмета). Необходимо использовать предметы и слова, доступные пониманию ребёнка, наглядно демонстрировать всё, о чём рассказывается. Задавать наводящие вопросы, помогать (в случае затруднения) с ответом. Игру можно организовать в форме сказки.

СКАЗКА О СТУЛЕ
Жил-был стул. Это был совсем старый стул. Вместе с другими стульями он стоял около стола. Однажды мимо проезжал зайка на детской машинке. Он ехал так неосторожно, что стукнулся о ножку стула. Потерев шишку на голове, малыш возмутился: «Ты кто? Чего ты дерешься?»
«Я — мебель, — ответил стул, — и вовсе я не дерусь! Это ты о мою ножку стукнулся». «Ничего себе ножка! Целый столб! Да еще и не один!» — воскликнул зайка. «Конечно, — ответил стул, — у меня их целых четыре штуки».
«А зачем тебе столько ножек? — поинтересовался зайчик, — ты же не ходишь!» «Да, к сожалению, я не хожу, — грустно согласился стул, — но мне надо крепко стоять на ногах, чтобы люди, которые на меня садятся, не падали». «Гляди-ка! — изумился заяц, — на тебя еще и садятся?» «Конечно, ведь для этого я и нужен, — важно пояснил стул, — у меня есть широкое сиденье, на котором удобно сидеть, и высокая спинка, чтобы не упасть». «Вот ты какой полезный, — восхитился зайка. — А я думал, что ты как стол, только меньше. Ведь Ваня всегда кладет на тебя игрушки или книжки. А Ванина мама забирается на тебя с ногами, когда ей надо достать что-нибудь с верхней полки. А ты, оказывается, такой же, как кресло и табурет, ведь на них тоже сидят!»

«Какой, какая, какое»
Цель: расширять словарный запас.
Ход игры: родитель предлагает ребёнку поиграть со словами.
— Я назову предмет, а ты скажи какой он.
— Яблоко какое?
— Круглое, красное, большое, вкусное и т.д.
Сначала используются предметы, находящиеся перед глазами ребёнка (игрушки, мебель, одежда).

Взрослый задает наводящие вопросы.

Речевое развитие детей 4 — 5 лет

«Речевое развитие детей 4 – 5 лет»

Характерные особенности развития речи детей 4 – 5 лет

1. Фразовая речь ребенка усложняется, становится разнообразней, правильнее, богаче.

2. Активный и пассивный словарный запас непрерывно увеличивается.

3. Предложения усложняются, состоят уже из 5-6 слов.

4. В речи ребенок использует предлоги и союзы, сложноподчененные и сложносочиненные предложения.

5. Звуковая сторона речи развивается, совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков.

6. Уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии.

7. Дети довольно легко запоминают и рассказывают сказки, стихи, передают содержание картинок, могут отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, передавать своими словами личные впечатления.

В этом возрасте начинается оречевление игровых действий, что свидетельствует о формировании регулятивной стороны речи.

8. Речь становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

Нормы речевого развития детей 4 – 5 лет

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 4 – 5 лет.

  1. Словарный запас 2000 слов и более.
  2. Бурно развивается «словотворчество».
  3. Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой.
  4. Активно использует в речи обобщающие слова, наречия, прилагательные, множественную форму существительных, антонимы, синонимы.
  5. Называет животных и их детенышей, времена года.
  6. Читает наизусть небольшие стихотворения, пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых.
  7. Понимает значение предлогов (в, на, за, по, до, вместо, после и т.д.), союзы (куда, что, когда, сколько и т.д.).
  8. Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.
  9. Выговаривает слова из 4 слогов; составляет предложения из 5-8 слов.
  10. Появляется монологическая речь.

 Нарушения в речевом развитии ребёнка 4 – 5 лет

Вас должны насторожить следующие показатели:

  1. Лексические нарушения: бедность словарного запаса, неправильное понимание смысла и значения слова.
  2. Нарушения структуры слов: перестановки или пропуски слогов при произношении.
  3. Ритмические отклонения: послоговое произношение слов, слишком быстрый или наоборот слишком медленный темп речи, запинки и необоснованные паузы, заикание.
  4. Проблемы с произношением: пропуск и замена звуков («Р» на «Л» или «Й»; «Л» на «ЛЬ»), нечеткое произношение.
  5. Неправильное построение предложений.
  6. Сложности с составлением кратких рассказов и пересказами маленьких текстов.

Полезные рекомендации:

При нарушении речевого развития у ребенка следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет быстро и эффективно разрешить возникшую проблему.

Однако очень важно помогать ребенку развивать речь самостоятельно. Начиная с четырех лет словарный запас у детей быстро увеличивается. Поэтому для того чтобы ребенок научился правильно разговаривать, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:

  • В разговоре со своим ребенком говорите правильно, не коверкая слова, четко и внятно (без лепета и «детских слов»).
  • Развивайте у ребенка мышцы челюсти и языка (для этого есть нехитрые упражнения, например: нужно надувать щеки, полоскать рот, перекатывать воздух из одной щеки в другую и т.д.).
  • Как можно больше читайте ребенку. Небольшие стихи и сказки – лучший вариант.
  • Не плохо было бы выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Разговаривайте со своим ребенком, отвечайте на его вопросы, просите рассказывать о тех или иных событиях, составлять маленькие рассказы (по картинкам, описание предмета).
  • Развивайте мелкую моторику, речевое дыхание, темп и ритм произношения с помощью музыкальных занятий.
  • Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками.
  • Старайтесь облекать занятия в игровую форму, не стоит принуждать ребенка.
  • Увеличивайте занятие постепенно, доделывайте начатое до конца, если ребенок не справляется с заданием, переключитесь на более легкое.
  • Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы.
  • Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к ребенку с любовью.

 

Материал подготовила:

воспитатель группы

Дробилова С.А.

26.11.2018 года

Развитие речи у детей по возрастам

Овладение речевой функцией – сложный процесс. Он заключается в умении с помощью слов выражать свои эмоции, желания и мысли. Также необходимо освоить правильную дикцию, научиться грамотно строить предложения, и понимать смысл произносимых фраз.

Первый этап развития речи начинается еще в младенчестве. Успех этого начинания определяется особенностями окружающей среды, характером воспитания дома, в детском саду и школе. Рассмотрим подробнее, как формируется речевой аппарат, от каких факторов зависит его развитие и как стимулировать процесс.

Содержание статьи:

  • Когда развивается речь ребенка?
  • Что влияет на развитие речи?
  • Как стимулировать речь ребенка?
  • Правила развития речи
  • Особенности возраста
  • Вывод

Когда развивается речь ребенка?

Речевое развитие каждого малыша глубоко индивидуально. Поэтому специалисты в данном случае не устанавливают строгих норм. Для определения уровня развития принимается во внимание количество слов, используемых малышом для общения и его пассивный словарный запас. Речь идет о словах, которые знает ребенок. Если он не разговаривает, но при этом понимает речь взрослых, то нет причин беспокоиться.

Условные стандарты, разработанные для раннего и младшего дошкольного возраста, предусматривают следующее:

  • Крик в возрасте от одного до трех месяцев.
  • Протяжные звуки и смех в период от 3 месяцев до полугода.
  • Лепет (произношение простых слогов) – 6 месяцев.
  • Подражание звукам – 7-8 месяцев.
  • Первое слово – 9-11 месяцев. Как правило, это сочетание простых звуков, например, ма-ма или ба-ба. Первое слово необязательно будет узнаваемым. Нередко оно представляет собой набор звуков. Но от обычного лепета его отличает повторение малышом при схожих обстоятельствах. Так, заведя собаку ребенок может сказать «бака». В раннем возрасте допускается такое сокращение привычного слова. Главное – чтобы малыш использовал его для обозначения конкретного объекта. Для ускорения развития родителям нужно избегать применения «детского» языка. Так, вместо «бибики» нужно говорить машина.
  • Составление первых фраз в возрасте от 1 года до 1,5 лет. Это следующий этап психоречевого развития. В возрасте 1-2 лет ребенок использует уже несколько слов. Еще через год он добавляет глаголы и предлоги.
  • Увеличение длины фраз. В возрасте от 2 до 3 лет малыш начинает употреблять вопросительные слова. Он уже способен запомнить простой стишок или потешку.
  • Появление внятной речи, которую способен понять посторонний человек, происходит в 3-4 года. Фразы увеличиваются, в среднем они состоят из 2-4 слов.
  • Пятилетних детей называют почемучками за их активное желание познать мир, из-за чего они постоянно задают множество вопросов. При отсутствии фразовой речи желательно проконсультироваться с профессионалом. Специальные занятия позволят скорректировать имеющиеся недочеты и заложат фундамент для полноценного развития речевого аппарата.

❗ О возможной задержке психоречевого развития говорят следующие обстоятельства:

  • сложности с пережевыванием пищи;
  • отсутствие визуального контакта;
  • невнятная речь;
  • обильное выделение слюны;
  • отсутствие адекватной реакции на высказанную взрослыми просьбу из-за ее непонимания.

При наличии таких симптомов или значительном расхождении с приведенными выше нормативами желательно проконсультироваться со специалистом. Он поможет определиться с причинами задержки развития и составит план действий на будущее. Проблемами нарушения речевого аппарата занимаются психологи, логопеды и неврологи.

Что влияет на развитие речи?

Развитие речи у детей зависит от следующих факторов:

  • Слуховое внимание. Существует несколько видов слуха, в том числе, речевой и музыкальный. Слишком стремительное развитие первого замедляет формирование второго. Для достижения баланса родителям нужно петь малышу и включать музыку.
  • Моторное развитие. Оно напрямую связано с языковым развитием. Поэтому игры должны задействовать тело, в особенности мелкие мышцы и органы чувств. Это поможет ребенку быстрее освоить речевую функцию.
  • Интеллектуальный рост. Часто малыш произносит фразы, не имеющие смысла для родителей. Не стоит воспринимать их как свидетельство невысокого интеллекта. Ребенок пытается выразить свои эмоции и желания, используя имеющийся словарный запас. Специалисты не рекомендуют помогать ему, исправляя ошибки, ведь это препятствует естественному развитию речевого аппарата.
  • Эмоциональная составляющая. Процесс развития речи во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми. Если контакт есть, малыш старательно повторяет слова и действия родителей, что способствует раннему формированию речевой функции. Дети, лишенные эмоциональной взаимосвязи, значительно отстают в этом вопросе.
  • Общение. Речь – это не только выражение эмоций и желаний. Чтобы развивать ее, малыш должен постоянно общаться. Именно так он увеличивает словарный запас и совершенствует речевые функции.

Как стимулировать речь ребенка?

Для развития речи необходимо:

  • Читать малышу книги. Они должны подходить его возрасту, иначе такое занятие покажется ребенку слишком скучным.
  • Изучать картинки. Сначала маме нужно описать словами изображения, а затем передать инициативу малышу.
  • Слушать песни и вместе танцевать.
  • Поддерживать исследовательский интерес ребенка. Для этого нужно не отмахиваться на его многочисленные вопросы, а стараться подробно на них отвечать.
  • Обеспечивать малышу новые впечатления, а затем вместе обсуждать эмоции от увиденного.

⛔Родители должны контролировать собственную речь, не допуская грубых и нецензурных выражений.

✅Отличные результаты дают занятия пальчиковой или артикуляционной гимнастикой. Также существуют разнообразные игры для развития мелкой моторики. Преимущество такого подхода – возможность заниматься в домашних условиях.

Правила развития речи

Двух одинаковых детей не существует. Поэтому не стоит сравнивать своего малыша с соседскими ребятами, которые еще в полгода сказали первое слово. Одновременно нельзя сбрасывать со счетов, что на развитие речи детей раннего возраста значительно влияет окружающая среда. Поэтому необходимо придерживаться следующих правил:

  • Младенческий возраст – не помеха для разговоров с малышом. Ведь формирование речевых функций начинается задолго до произношения первых слов. Малыш воспринимает невербальные сигналы в виде улыбки, интонации, что в дальнейшем способствует формированию вербального общения.
  • Оставить красноречие на потом. Раннее детство – не лучший период для произнесения пространных монологов. Малышу сложно воспринимать длинные предложения. Чтобы ребенок быстрее освоил речь, она должна состоять из простых фраз, доступных его пониманию.
  • Демонстрация практического применения речи. Малышу нужно показать, как действует слово. Хорошее упражнение – отдать ребенку заинтересовавший предмет в ответ на его просьбу. Это наглядно покажет взаимосвязь между речью и действием.
  • Развитие моторики. Причем нужно уделять внимание не только мелкой моторике, представленной занятиями по лепке, играми с мозаикой и шнуровкой. Не менее важный момент – развитие крупной моторики. Поэтому при возможности нужно отдать ребенка на танцы или спорт.
  • Пение. Проще всего осваивается мелодичная речь. Чем чаще мама использует потешки или частушки, тем быстрее малыш начнет говорить. При этом наличие слуха необязательно, ребенок воспринимает певучий мотив.
  • Реакция на речь малыша. «Продуктивность» мамы зависит не от количества времени, проведенного с ребенком. Определяющий фактор – наличие двусторонней связи. Мама, целый день не выпускающая из рук смартфона, уделяет малышу меньше времени, чем женщина, полностью посвятившая 1 час играм, чтению или другому совместному времяпрепровождению.
  • Поощрение фантазии. Необходимо приветствовать желание малыша к сочинению сказок и историй, героями которых выступают домашние любимцы, игрушки или мультяшные персонажи. Можно подтолкнуть ребенка, задавая ему вопросы: а что произойдет, если собака попадет на необитаемый остров? Мама должна демонстрировать интерес к рассказу, улыбаясь и кивая малышу.
  • Соблюдение последовательности действий. Для успешного освоения навыка важна регулярность занятий. Лучше каждый день читать с ребенком по полчаса сказку, чем раз в неделю посвящать этому занятию несколько часов. Чередование разных инструментов (чтения, пазлов, логических игр) способствует лучшему усвоению материала. Важно задействовать как можно больше органов чувств малыша. Такой подход обеспечит гармоничное развитие речи.

Больше всего времени с детьми проводит мама. Поэтому при появлении сомнений относительно правильности развития речевых функций лучше сразу обратиться к специалисту – психологу или логопеду. Однако не стоит быть слишком требовательной и ждать от малыша действий, к которым он еще не готов.

Особенности возраста

Для разных возрастных групп разработаны определенные стандарты, позволяющие отслеживать динамику развития речевого аппарата.

Развитие речи у детей 1-2 лет

Особенность этого возраста – активное формирование экспрессивной речи. Показателем развития выступает понимание малышом обращенных слов. В 1 год пассивный словарь гораздо шире активного. Малыш применяет слова для обозначения простых действий или предметов. К двум годам он начинает говорить фразами. Он активно применяет жесты и мимику, что придает его речи эмоциональную окраску. Но произношение пока не отличается четкостью.

Словарь в большинстве состоит из существительных. Постепенно ребенок начинает осваивать глаголы и прилагательные. К двум годам малыш использует речь как основной инструмент общения.

Читайте так же: что должен уметь ребенок в 1 год и 2 года

Развитие речи у детей 2-3 лет

В этом возрасте происходит активное расширение запаса слов. В словаре появляются предлоги и местоимения. Ребенок использует прилагательные для характеристики предметов, например, круглый, теплый, красный. Пока рано требовать от малыша правильного применение грамматических норм, он нередко ошибается с падежами, числами и родами. Одновременно улучшается произношение, благодаря чему даже посторонние понимают речь ребенка.

Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в 3 года

Развитие речи у детей 3-4 лет

В этом возрасте малыши используют фразы из нескольких слов. Они могут назвать свое имя и пол, определить характеристики простых объектов – игрушек, предметов мебели, продуктов и частей тела.

В трехлетнем возрасте ребенок уже способен воспринимать сказки и рассказы. Также он может сам рассказать об увиденном, используя несколько простых предложений. Но даже хорошо развитый речевой аппарат не исключает недостатков в виде неправильного произношения некоторых звуков.

Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в возрасте 4-х лет

Развитие речи у детей 4-5 лет

Запас слов в этом возрасте включает разные части речи. Ребенок использует обобщения и антонимы. Вместе с родителями малыш может пересказать сказку. «Маленькие почемучки» осваивают структуру сложных предложений, состоящих из двух простых грамматических основ. В пятилетнем возрасте речь практически полностью сформирована, небольшие сложности могут наблюдаться только со звуками «р» и «л».

Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в 5 лет

Развитие речи у детей 5-7 лет

Дошкольный возраст характеризуется существенным расширением словарного запаса. Ребенку не составляет труда назвать более 5 характеристик предмета, Шестилетние дети понимают закономерность изменения слов, а также легко сочетают их в предложении. Для составления фразы используют все части речи.

Хорошее развитие речи дошкольников позволяет с легкостью пересказывать сказки, а также делиться собственными переживаниями. Первоклассник не испытывает сложности с использованием звуков. Исключение составляют труднопроизносимые или малознакомые слова. Его речь достаточно плавная, в ней отсутствуют пропуски.

Читайте так же: что должен уметь ребенок в 6 лет и 7 лет

Вывод

Сформированный речевой аппарат – залог правильного становления и полноценного развития психики. Не менее важно создать атмосферу любви между всеми членами семьи. Квалифицированные педагоги в детских центрах и садах Бэби-клуб помогут с развитием речи вашего малыша.

Развитие речи у детей 3-4 лет

Словарный запас и развитие речи у детей 3-4 лет

Ваш ребенок узнает много новых слов, слушая вас и других взрослых и угадывая контекст. Они также учатся на новом опыте и слушая истории, прочитанные вслух. Ваш ребенок по-прежнему понимает гораздо больше слов, чем может произнести.

Ваш ребенок выучит и будет использовать:

  • другие связующие слова, такие как «потому что», «и» или «если»
  • дополнительные номера
  • названия групп вещей, таких как «овощи» или «животные»
  • семейные термины, такие как «тетя» или «брат».

Ваш ребенок может называть основные эмоции, такие как «счастье», «грусть» и «злость».

Предложения и грамматика в языковом развитии

Ваш ребенок узнает больше о том, как складывать слова в предложения.

Это означает, что ваш ребенок может начать использовать более сложные предложения, которые включают такие слова, как «потому что», «так», «если» и «когда» — например, «мне это не нравится, потому что это противно». .

Кроме того, ваш ребенок покажет, что он понимает основные правила языка. Например, ваш ребенок начнет использовать притяжательные формы, такие как «папина шляпа». Вы также услышите прошедшее и настоящее время, например, «разговор» и «разговор».

И часто ваш ребенок будет применять эти правила строго ко всем примерам, не понимая, что иногда английский язык нарушает собственные правила. Например, «Он убежал» вместо «Он убежал».

К этому возрасту ваш ребенок может правильно использовать слова «я», «ты» и «я». Но они могут запутать использование отрицаний. Например, если вы спросите: «Ты не хочешь пойти в парк?», ребенок может ответить: «Я не хочу идти».

Разговор

В этом возрасте ваш ребенок может рассказывать истории на определенную тему и часто иметь начало и конец. Но им может потребоваться много подсказок, чтобы история развивалась, поэтому вам, возможно, придется спросить: «А что потом произошло?»

Ваш ребенок может рассуждать, предсказывать события и начинать проявлять сочувствие. Они также будут использовать много вопросов «что», «почему», «где», «кто» и «как», чтобы узнать больше об их мире.

Когда вашему ребенку исполнится четыре года, он начнет рассказывать вам о том, что думает. Они могут начинать разговор с таких вопросов, как «Угадай, что?» Они будут говорить на самые разные темы и свои вопросы могут быть более абстрактными и сложными . Например, «Если дождь продолжится, нам придется построить лодку, чтобы добраться до бабушки?»

К четырем годам большинство взрослых поймут вашего ребенка , хотя он может неправильно произносить некоторые слова. У них все еще могут быть проблемы с произношением слов, содержащих звуки «л», «т» или «р».

Понимание и развитие речи

Если ваш ребенок не понимает, что вы говорите, он может попросить вас объяснить или спросить, что означают определенные слова.

Ваш ребенок поймет инструкции, состоящие более чем из двух шагов , если они касаются знакомых вещей, например: «Когда я открою ворота, возьми меня за руку, тогда мы пойдем до угла» .

Кроме того, ваш ребенок в большинстве случаев понимает вопросы, особенно если они касаются того, что происходит прямо сейчас или что они могут видеть. И они поймут немного сложные объяснения , если сами увидят результаты. Например, они поймут такое объяснение, как «Когда солнце светит на вещи, они нагреваются». Вода в собачьей миске была на солнце. Почувствуй, как тепло».

К четырем годам ваш ребенок может понимать и использовать слова для выражения таких эмоций, как «счастливый», «грустный», «злой» или «удивленный».

Ваш ребенок также может знать один или несколько цветов и сравнивать две вещи, например: «Эта морковь длиннее той».

Игра, общение и развитие речи

К настоящему времени ваш ребенок уже может вести простые переговоры с другими детьми. Например, они смогут поговорить о том, кто первым может играть с игрушкой.

Примерно в четыре года ваш ребенок может даже объяснить, почему ему нужен предмет от другого ребенка, например: «Можно мне зеленый карандаш? Я хочу раскрасить траву».

В этом возрасте ваш ребенок начнет использовать язык в ролевых играх . Например, они могут притворяться «мумиями» и копировать тон и слова своей матери.

Взросление в двуязычной или многоязычной семье не влияет на то, насколько рано или быстро дети учатся использовать язык. Иногда многоязычные или двуязычные дети какое-то время смешивают свои языки, но это прекращается, когда они понимают, что используют более одного языка.

Когда следует обратиться за помощью в развитии речи

Если вы заметили какие-либо из следующих признаков у вашего ребенка или вас беспокоит развитие речи вашего ребенка, рекомендуется посетить вашего ребенка и семейную медсестру, терапевта или педиатр.

Ваш четырехлетний ребенок:

  • не использует предложения из трех слов
  • не понимает простых инструкций – например, «Пожалуйста, дайте мне ложку»
  • часто трудно понять, когда они разговариваю с вами, семьей или друзьями
  • перестали использовать языковые навыки, которые у них когда-то были.

Ваш лечащий врач может направить вас к логопеду.

Дети осваивают новые навыки с течением времени и в разном возрасте. Большинство детей развивают навыки в одном и том же порядке, и каждый новый навык, который они изучают, основывается на предыдущем. Небольшие различия в том, когда дети развивают навыки, обычно не вызывают беспокойства.

Когда дети начинают говорить – и что нормально для детей в возрасте от 3 до 4 лет

Разговор: чего ожидать в 9 лет0003

К 3 годам у вашего ребенка, вероятно, будут слова почти для всего. А к 4 годам он будет говорить предложениями, используя пять и более слов, хотя его словарный запас сильно различается. Он также сможет отвечать на простые вопросы и имитировать звуки взрослых достаточно хорошо, чтобы большинство незнакомцев могли его понять.

Речь дошкольника обычно плавная, он может легко говорить, не повторяя слов, хотя некоторые из них все же может неправильно произносить. В этом возрасте он должен быть в состоянии понять директиву, состоящую из двух или трех частей, например: «Возьми бумагу, сложи ее пополам и принеси мне».

Что вы услышите

Вам кажется, что ваш ребенок говорит без остановки? Этот разговорный этап имеет решающее значение для изучения новых слов и привыкания к их использованию. Хорошее владение языком позволяет вашему ребенку выражать чувства, потребности и желания. И по мере того, как его речь становится более сложной и он понимает больше слов, у него будет больше инструментов для размышлений, рассказывания историй и общения с другими.

Что слушать

Произношение: В возрасте 3 лет ваш ребенок все еще может с трудом произносить определенные согласные звуки, например, использовать w звучит как r и говорит «wabbit» вместо «rabbit». Произнесение звука d вместо звука th является еще одним распространенным неправильным произношением (говорят «дис», «дат» и «ден» вместо «это», «тот» и «тогда»).

Не волнуйтесь, некоторые согласные звуки трудно произносятся дошкольником. Например, произношение звука t вместо звука k (например, произнесение «tate» вместо «торт») является обычной заменой, и не о чем беспокоиться, если только это не продолжается после 5 лет. Согласные звуки, такие как k и g трудны для дошкольников, потому что они производятся в задней части рта, поэтому ваш ребенок не может видеть, как произносится звук.

Шепелявит: Ваш ребенок может также шепелявить или произносить s как th . Таким образом, предложение «Моей сестре семь лет» получается как «Мне туда с этим». Если у вашего ребенка так звучит с, скорее всего, вам не нужно беспокоиться. Многие дети шепелявят, и большинство из них перерастают это без вмешательства к 7 годам9.0005

Flow: Для детей в возрасте около 3 лет совершенно нормально говорить отрывистым, затрудненным языком. Но где-то в возрасте от 3 до 4 лет мысли вашего ребенка должны начать течь в виде более полных предложений с гораздо меньшими усилиями, чем это было необходимо, когда ему только исполнилось 3 года. Большую часть времени вашему ребенку не нужно останавливаться и думать о том, что делать. сказать или как сказать. Она должна быть в состоянии начать рассказывать вам простые истории.

Заикание: Хотя заикание часто беспокоит родителей, в этом возрасте это нормальная фаза развития, через которую проходят многие дети. Ваш ребенок находится в процессе значительного скачка в языковых навыках, поэтому вполне естественно, что у него могут возникнуть трудности с беглым составлением предложений. Ее быстро развивающийся мозг пытается подтянуть нужные слова в правильном порядке. При этом она может повторять все слово или первый слог (а не только первый звук) — это то, о чем думает большинство людей, когда думают о заикании.

Некоторые эксперты предполагают, что дети могут регрессировать, прежде чем овладеть новым навыком, чтобы дать своему мозгу отдохнуть перед тем, как сделать большой скачок вперед. Вы можете заметить, что ваш ребенок чаще заикается, когда он устал, взволнован или расстроен. Большинство детей перерастают его без вмешательства к 5 годам, но если вы заметите ухудшение состояния, как можно раньше обратитесь к врачу вашего ребенка.

Что вы можете сделать

Чтение вашему ребенку — отличный способ улучшить его языковые навыки. Книги помогают ребенку добавлять слова в свой словарный запас, понимать грамматику и связывать значения с картинками, говорит Десмонд Келли, педиатр, специализирующийся на развитии и поведении, который работает с детьми, испытывающими трудности в обучении и речи, в Институте всех видов разума в Чапел-Хилл. , Северная Каролина.

Также помогает простой разговор с ребенком. Многие родители считают, что время приема пищи и время отхода ко сну — это отличная возможность пообщаться. Это могут быть единственные паузы в напряженном дне, когда у вас есть возможность поболтать и по-настоящему выслушать своих детей.

Когда ваш дошкольник не знает слова, обозначающего что-то, он, вероятно, спросит: «Что это?» Это ваша подсказка, чтобы помочь ему расширить свой словарный запас, даже вводя слова, которые он, возможно, не просил. Например, если он указывает на сад и говорит: «красивые цветы», вы можете описать их ему: «Это розовые и белые розы, которые так приятно пахнут».

Вы также можете помочь ему подобрать слова для описания объектов и идей, которых он не видит. Например, если он пытается рассказать вам о кошмаре с участием ведьмы, спросите его, злая она или добрая. Затем попросите его описать, что она носит, чем занимается и умеет ли она кататься на метле. Эта словесная игра может служить двум целям: Ваш ребенок может выразить свои чувства и страхи, а также увеличить свой словарный запас.

Ваш дошкольник все еще может быть поставлен в тупик местоимениями, такими как «я», «мне» и «мое». В то время как слова легко произносить, идеи, стоящие за ними, могут быть трудны для понимания подростком. Так что не поддавайтесь желанию исправить речь вашего ребенка, когда он неправильно использует местоимение.

Вместо этого смоделируйте правильное использование этих хитрых слов в своей речи. Например, скажите: «Мне нужна твоя помощь» вместо «Маме нужна твоя помощь».

На что следует обратить внимание

Если ваш ребенок не говорит, говорит мало слов и не заинтересован в общении или выражении своих чувств, обратитесь за помощью. Ребенок, который часто делает паузы, постоянно с трудом выговаривает слова или просто сдается и часто говорит «неважно», также дает вам понять, что что-то не так.

Другие вещи, на которые следует обратить внимание:

  • 2-летний ребенок, который не использует фразы из двух слов или не копирует действия и слова
  • 3-летний ребенок, который не говорит предложениями, не не понимает простых инструкций или имеет очень нечеткую речь
  • 4-летний ребенок, который неправильно использует «я» и «ты», не может пересказать свою любимую историю, говорит неразборчиво или способен выполнить команду, состоящую из трех частей
  • У дошкольника, который пускает слюни, когда неправильно произносит слова, может быть физический компонент проблем с речью
  • У ребенка с ушными инфекциями и проблемами с произношением в анамнезе может быть некоторая потеря слуха.

Раннее вмешательство имеет решающее значение, если у вашего ребенка есть проблемы с речью, слухом, языком или развитием, которые влияют на его способность общаться. В каждом из этих случаев поговорите с лечащим врачом вашего ребенка и с его воспитателем, если он посещает дошкольное учреждение.

Ее учитель может направить вас в программу ранней коррекции речи и языка, которая обычно координируется через окружную или государственную школьную систему, чтобы обеспечить проверку свободы слова и языка. Или ее врач может направить вас к частному логопеду для обследования.

Что впереди

Дети в детском саду говорят плавными предложениями, и слова произносятся легко, без видимых усилий. В этом возрасте ваш ребенок также должен уметь спокойно рассказывать вам, что произошло, описывать людей и четко задавать вопросы. Он будет придумывать истории, объяснять, что вы делаете с обычными предметами, и подробно рассказывать о событиях, имевших место в прошлом. В школе он начнет разбираться в тонкостях грамматики, пунктуации и словоупотребления.

Сколько слов должны знать дети к 3 годам?

Родители, стремящиеся услышать первые слова своих детей или опасающиеся, что эти слова не произойдут вовремя, часто успокаиваются правилом 50 на 2 : если ваш ребенок говорит около пятидесяти слов к своему второму дню рождения, его язык нормально развивается. Родители, чьи дети еще не достигли этого рубежа, могут быть направлены к специалистам по слуху или речи, чтобы исключить любые потенциальные проблемы.

После того, как родители подсчитали первые 50 слов, они, кажется, меньше беспокоятся о том, как растет словарный запас их детей. Но куда более интересным, чем «50 на 2», является «3000 на 3».

Test Your Vocab использует 5-минутный тест для оценки объема словарного запаса каждого пользователя. Тест работает аналогично многим стандартизированным тестам. В первой части теста представлены 40 слов, выбранных из словаря, состоящего из 45 000 слов, для определения примерного уровня знаний каждого пользователя. Вторая часть теста более точно сужает оценку.

Test Your Vocab собрал миллионы лексических оценок, включая оценки для детей в возрасте от трех лет. Согласно их результатам, средний трехлетний испытуемый знает чуть более 3000 слов. В среднем четырехлетний ребенок, сдающий тест, знает более 4000 слов. Средний восьмилетний тестируемый знает более 11 000 слов. Средний сорокалетний человек, напротив, знает около 30 000 слов.

Test Your Vocab обращает внимание на то, что эти оценки основаны не на населении в целом, а на популяции англоговорящих людей, которые сдают онлайн-тесты по словарному запасу… и поощряют своих детей проходить тесты по словарному запасу онлайн. Средний вербальный балл SAT, указанный пользователями Test Your Vocab, составляет 700, поэтому разумно предположить, что группы населения, включенные в этот набор данных, изначально имеют словарный запас выше среднего. Существует также довольно большая погрешность (десять процентов в любом направлении), поэтому ребенок, набравший 5000 баллов, может иметь словарный запас либо 4500, либо 5500.

Даже с такой большой погрешностью данные Test Your Vocab должны помочь родителям по-новому взглянуть на изучение языка их детьми.

1) В большинстве случаев дети все понимают правильно

На досках объявлений для родителей полно родителей, утверждающих, что их прекрасные маленькие гении говорят «мама» в шесть месяцев. Что более вероятно, так это то, что родители сосредоточены на том, чтобы услышать первое слово ребенка, что приводит к тому, что они слышат слова в лепете своих детей, которые, хотя и совпадают по звучанию, еще не совпадают по последовательности и намерению.

Позже, когда родители беспокоятся об ошибках своих детей, они используют такой же избирательный слух. Мы замечаем «ступни», но не замечаем другие 2999 других слов, которые многие трехлетние дети используют правильно.

Это проверит ваш словарный запас Оценки, полученные в ходе оценки словарного запаса, достаточно близки к фактическому словарному запасу детей, некоторые дети к восьми годам знают от половины до одной трети словарного запаса своей жизни. Подумайте, сколько слов ваш маленький ребенок регулярно делает неправильно. Она говорит «ноги»? «олени?» Если вы подсчитаете неправильные слова, то, скорее всего, заметите, что они составляют очень небольшую часть словарного запаса вашего ребенка.

2. Дети не нуждаются в исправлении 

Когда мы говорим об исправлении речи маленьких детей, мы думаем об исправлении их словарного запаса, но большинство самых запоминающихся детских ошибок не являются ошибками словарного запаса. Это ошибки чрезмерного обобщения.

Когда ваш ребенок восклицает, что за окном «олени», он не делает словарную ошибку. В конце концов, она правильно употребила слово «олень». Ваш ребенок не нуждается в исправлении, потому что его ошибка указывает на то, что он усваивает именно то, что должен: добавление -s к существительному делает его множественным числом.

Ошибки во множественном числе требуют значительного словарного запаса, потому что ребенок не может сделать ошибку «олени» (или «мыши» или «ноги»), не изучив общую схему образования множественного числа. Ребенок, говорящий «олени», не ошибается. Она совершает ошибку чрезмерного обобщения, основываясь на том, что уже наблюдала в отношении английского языка.

Существуют и другие категории ошибок, такие как чрезмерное растяжение (называние всех четвероногих животных «собачками») и недостаточное растяжение (неспособность распознать, что игрушечный поезд и работающий локомотив являются поездами). Каждый тип ошибки свидетельствует о том, что в детском мозгу происходит невероятное изучение языка.

Пока мы концентрируемся на таких ошибках, как «Мама приняла душ», которые являются чрезмерным применением правила, мы можем не заметить, что, произнося подобные высказывания, наши дети уже демонстрируют высокий уровень грамматических знаний. «Мама приняла душ» может содержать милую ошибку в глаголе, но также имеет характерный для английского языка порядок подлежащее-глагол-дополнение. Дети понимают синтаксис гораздо раньше, чем мы даем им должное.

3. Родители должны продолжать говорить

Существует мало доказательств того, что исправление речи ребенка повысит его словарный запас или улучшит грамматику. Но есть убедительные доказательства того, что словарный запас детей будет расти, чем больше с ними разговаривают.

Исследователи, изучающие «языковой разрыв» между семьями с разным уровнем дохода, обнаружили, что трехлетние дети из социально-экономически благополучных семей слышали на 30 миллионов слов больше, чем трехлетние дети из семей с низким доходом. Вся эта дополнительная речь помогает детям выучить правила языка, которые позволяют им делать очаровательные ошибки, такие как «зубы».

4. Чтение

В самом раннем возрасте детский словарный запас формируется из речи взрослых. Но как только дети умеют читать, словарный запас детей, которые читают, и детей, которые не читают, существенно различаются.

Тест Ваш Vocab сгруппировал результаты тестов в соответствии с самооценкой скорости чтения. У детей в возрасте от 4 до 15 лет чтение «много» приводит к увеличению словарного запаса на 4,1 слова в день. Чтение «немного» давало 2,6 слова в день, а чтение «немного» добавляло 1,4 слова в день.

Совокупный эффект этих различных скоростей чтения оказывает огромное влияние. К 15 годам у тех, кто читал «много», было на 5–6 000 слов больше, чем у их сверстников, читавших «немного», и на 10–12 000 слов больше, чем у тех, кто читал «мало». Поскольку изучение словарного запаса резко замедляется в более позднем возрасте, этот пробел в словарном запасе может длиться всю жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *