Сложные эмоции: 5 сложных эмоций, которые вводят детей в ступор

Содержание

5 сложных эмоций, которые вводят детей в ступор

В психологии принято делить эмоции на базовые и сложные. «Спасибо, — скажет нервный родитель, — это знание очень помогает, когда ребёнок бросает в меня самодельные бомбы». Пусть от снарядов эти сведения не защищают, но только сперва. Понимание природы своих чувств помогает человеку их регулировать, даже если ему всего четыре года. Мы составили список сложных детских эмоций и рассказываем, что с ними делать родителям.

Чем базовые эмоции отличаются от сложных

У психологов и физиологов пока нет единой и всеми принятой системы классификации наших чувств. А пока учёные спорят, мы можем преспокойно пользоваться их старыми наработками и известными концепциями.

Наиболее популярная из них делит эмоции на два вида: базовые и сложные. Основоположник классификации — американский психолог Пол Экман. В 1972 году он выделил пять базовых эмоций: гнев, отвращение, страх, счастье, печаль. В начале 90-х он добавил к ним шестую — удивление. Потом, правда, он взялся расширять этот список, но отталкиваться удобнее от этих шести позиций.

Почему именно эти эмоции базовые? Считается, что они не обусловлены социально, они заложены в нас как в вид. Почти в любой культуре вы распознаете их по характерному выражению лица (искривлённая верхняя губа, сморщенная переносица — понятно, что человек демонстрирует отвращение). Сложные эмоции получаются из базовых, но возникают уже не автоматически, а включают в себя некую когнитивную обработку. Они требуют рефлексии, самооценки и могут учитывать и мнение бабушки, и общую культурную ситуацию.


Как рано ребёнок сталкивается со сложными эмоциями

Логично предположить, что сложные эмоции — это спектр переживаний взрослых. Ну какой может быть социальный анализ в детсадовском возрасте? Однако нет — дети очень рано развивают способность ощущать сложный комплекс чувств. Это установили исследователи из Университета Бригама Янга. Оказалось, что уже двухлетние дети демонстрируют, например, гордость, а начиная с четырёх, по словам исследователей, уже можно обсуждать с ребёнком и прочие сложные эмоции: он точно будет знать, о чём вы говорите.

Обычно родители гораздо раньше исследователей обнаруживают в своих детях гордость, застенчивость и другие интересные переживания — правда, на родительские дневники не принято ставить ссылки. Зато точно задокументировано, что с 5–11 лет дети успешно понимают, что эмоции поддаются регуляции.

Однако не стоит забывать, что возможность управлять аффектами даёт префронтальная кора. Именно она помогает направлять внимание, подключать знания о мире и тем самым налаживать своё поведение. Кора достигнет зрелости уже после того, как вы отпразднуете 20-летний юбилей ребёнка. То есть детям просто не хватает инструментов, чтобы эффективно разруливать ситуацию с метанием бомб.

Это значит, что если мы будем достаточно терпеливы, то спустя 15–20 лет не пропадёт наш скорбный труд. Имеет смысл говорить и обсуждать с детьми эмоции, но обязательно делать скидку на незрелую кору.

Чтобы эмоциональное развитие проходило как по нотам, ребёнку необходимо:

  • узнать, что такое эмоции;
  • понять, откуда и почему они взялись;
  • признать свои чувства и чувства других;
  • разработать эффективные (ну, более-менее) способы управлять ими.

Попав в неловкую ситуацию, ребёнок благодаря детскому эгоцентризму видит свой промах так, будто его поместили на все первые полосы газет. Родитель может помочь взглянуть на этот опыт со стороны. Спросите, как он себя ощущает, когда другие забывают строчку из стихотворения на концерте. Расскажите о похожем случае из вашей жизни, однако с осторожностью: ребёнок не должен почувствовать, будто вы ставите себя в пример историей о том, как вы здорово выкрутились, потеряв ключи от офиса.

Здесь важно не создать у ребёнка впечатление, что его чувства недостаточно серьёзны: для него это реальная проблема. Но и перегибать палку тоже было бы странно, поэтому не драматизируйте. Лучшее, что можно сделать, — похвалить ребёнка за то, как он с этим справляется. «Это и впрямь очень огорчает — забыть формулу прямо у доски. Но мне понравилось, как ты с этим справился: придумал свою. Это смело — продолжать действовать под взглядом Марьиванны».

Она формируется, когда человек ощущает некую несправедливость в отношении себя и одновременно испытывает гнев.

Ребёнок может обидеться на то, что его коварно убеждают есть овощи, дают ему не ту шапку или его не позвали на праздник, на который позвали сестру. Ужасный, нечестный мир!

Обсуждать что-то с обиженным человеком непросто. Он обычно хлопает дверью и отказывается идти на переговоры. Но если вам всё же удастся побеседовать, начните стандартно: признайте чувства человека. Он имеет право на такие эмоции, и зелёные овощи в тарелке — это действительно неприятно.

Когда ребёнок отойдёт от проклятий в адрес угнетателя, спросите, насколько приятно зависеть от поведения других

Ведь обиженный человек будто даёт пульт управления своими чувствами другим. Так себе ситуация. Обида заставляет нас прятаться и бездействовать: всё несправедливо, я всех ненавижу. Спросите, как можно было бы улучшить ситуацию, что можно сделать, чтобы всё зависело от самого ребёнка. Если человек начнёт мыслить в рациональном ключе, можно считать, вы на верном пути.

Падающее в лужу мороженое и проигрыш в игре «Весёлые старты» — это серьёзные удары судьбы. Психологи считают, что родительское отношение к разочарованиям влияет на то, как ребёнок будет воспринимать неизбежные неудачи. Если мы начинаем скорбеть и терять надежду вместе с ребёнком, мы возлагаем на детские плечи двойное бремя. К собственной горечи примешивается осознание, что они нас подвели.

Хороший способ — рассматривать детские разочарования как полезный опыт, который готовит их ко взрослой жизни (и встрече выпускников).

Важно не пытаться избавить ребёнка от разочарований, не прикрыть все острые углы, а помочь их пережить

Итак, если крошка сын пришёл с опущенной головой (или, наоборот, в истерике), непременно посочувствуйте и признайте чувства. Когда страсти утихнут, можно обсудить, что именно можно извлечь из этого опыта. Как ты себя чувствовал, когда понял, что фея ненастоящая? Как ситуация должна была разворачиваться, на твой взгляд? Что можно сделать по-другому?

Вообще, было бы полезно учить ребёнка формировать правильные ожидания. «Мы пойдём в парк, и там будут весёлые-превесёлые качельки» — опасный ход. А что, если качельки окажутся не очень весёлыми? Что, если они не понравятся? Или на них будет километровая очередь? В общем, обсуждать возможности, надежды и совершенно точную информацию — тоже хорошая практика. Мороженое будет точно, но никогда не знаешь, потечёт оно тебе на платье или нет.

Зависть тесно связана с ревностью и стыдом, это ощущение недовольства, которое в нас будят чьи-то достоинства, привилегии или игрушки. Она заставляет чувствовать себя хуже других: чёрт, у него красная машинка, а у меня всего лишь жёлтая!

В основе зависти (да и ревности) лежит тревога и ощущение угрозы. Если все бегут и обнимают младшую сестру, может, я плохой? Заметив признаки зависти у ребёнка, объясните, что это нормальное чувство. Вы что-то похожее испытываете, разглядывая ленту в соцсетях. Если ребёнок готов делиться, было бы здорово поблагодарить его за искренность, обнять, пожалеть — в общем, помочь справиться с тяжёлым состоянием, успокоиться. После этого было бы неплохо проанализировать количество внимания, которое получает ребёнок.

Возможно, ему нужно больше времени, общения или хотя бы направленных на него взглядов?

Важно заверить человека, что он любим, несмотря на цвет его машинки. Собственно с завистью можно бороться только одним способом — растить у человека самооценку. Говорить о том, как он важен и ценен. Ну и полезно объяснить, что у всех бывают периоды, когда он получает больше внимания и больше машинок: если он совсем маленький, или болеет, или готовится к важному выступлению, или мучается от тревоги.

Если человек чувствует, что сейчас даст маху, он стремится снять с себя ответственность: начинает обвинять других, мстить или делать вид, что его в комнате вообще нет. Это помогает избежать неодобрения взрослых и хотя бы как-то сохранить самооценку и вид знатока.

Лучшая стратегия с провинившимся ребёнком такова. Во-первых, имеет смысл не выходить из себя. С любящим и принимающим родителем у него гораздо меньше причин врать и придумывать, что это зайка смыл папье-маше в унитаз. Во-вторых, вспомните о мышлении роста (теория американского психолога Кэрол Дуэк). Ошибки — это инструмент обучения, способ в чём-то прокачаться. Признайте факт ошибки: да, засорять канализацию — это явный промах. Примите чувства ребёнка (и свои тоже: «Это действительно тяжело нам обоим»).

В-третьих, подумайте, что полезного вы из этого извлекли. Например, знание об устройстве клейстера и канализации и умение поговорить с незнакомым эксцентричным сантехником.

Как справляться со сложными эмоциями?

  • Правило четырёх секунд. Это время, за которое можно сделать вдох и выдох. Каждый раз, когда закипает возмущение, гнев или даже тревога, важно сделать глубокий вдох и выдох. Это первый шаг к управлению эмоциями. Когда такая практика станет привычной, контролировать автоматические реакции станет намного легче. Попробуйте освоить упражнение сами, а потом покажите или расскажите о нём подростку.
  • Мозг как дом. Такое упражнение рекомендует использовать нейропсихолог Дэниел Сигел. Представьте, что мозг — это дом, в котором есть два этажа.
    На верхнем этаже живут мыслители, а на нижнем — чувствующие персонажи. Идеально, когда этажи гармонично сотрудничают друг с другом. Нарисуйте такой дом с ребёнком и обсуждайте сложные эмоциональные состояния на наглядных примерах.

Примитивные и сложные эмоции

Запорожченко Наталья Викторовна1, Сахнюк Сергей Владимирович2, Лисецкая Елена Яковлевна3, Лисецкий Михаил Александрович4, Ефремова Наталья Геннадиевна5, Тушинская Наталья Владимировна6
1Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького (Украина), кандидат медицинских наук, ассистент кафедры патоморфологии
2Институт интеграции и развития нейротехнологий (Украина), практический психолог
3Мариупольский государственный университет (Украина), ассистент кафедры физического воспитания и здоровья человека
4Институт интеграции и развития нейротехнологий (Украина), практический психолог

5Институт интеграции и развития нейротехнологий (Украина), практический психолог
6Институт интеграции и развития нейротехнологий (Украина), практический психолог

Аннотация
Существует четыре примитивные (первичные) эмоции: радость, страх, горе (печаль), интерес. Все остальные эмоции являются сложными. Их ощущение возникает при наложении друг на друга примитивных эмоций. Длительное переживание однобразных эмоциональных состояний приводит к моральному и физическому истощению человека. Можно избежать потери психической и физической энергии, приобретя навык воспринимать и чувствовать примитивные эмоции в чистом виде. Такой повсеместный подход к чувствованию эмоциональных состояний, сохраняет психическое и физическое здоровье и создаёт конструктивное социальное взаимодействие.

Ключевые слова: стратегия жизни, функции эмоций, эмоции, эмоциональный смысл, эмоциональный фон

Zaporozhchenko Natalya Viktorovna1, Sahnyuk Sergey Vladimirovich2, Lisieckiaya Elena Yakovlevna3, Lisieckiy Michael Aleksandrovich4, Efremova Natalya Gennadievna5, Tushinskaya Natalya Vladimirovna6
1Donetsk State Medical University. Gorky (Ukraine), PhD, Assistant of the Department Pathomorphology
2Integration and Development Institute Neurotechnology (Ukraine), practicing psychologist
3Mariupol State University (Ukraine), assistant of the department of physical education and health
4Integration and Development Institute Neurotechnology (Ukraine), practicing psychologist
5Integration and Development Institute Neurotechnology (Ukraine), practicing psychologist
6Integration and Development Institute Neurotechnology (Ukraine), practicing psychologist

Abstract
There are four primitive (primary) emotions: joy, fear, sorrow, interest. All other emotions are complex. With the combination of the primitive emotions to each other there is a feeling the complex (mixed) emotions. Staying of the person in the emotional state for a long time, leading to emotional and physical exhaustion of the organism. You can avoid the loss of psychical and physical energy. Learning to feel primitive emotions in a pure form, provides the ability to manage their own energy-realization. The massive use of this skill enables better communication, preservation of health.

Библиографическая ссылка на статью:
Запорожченко Н.В., Сахнюк С.В., Лисецкая Е.Я., Лисецкий М.А., Ефремова Н.Г., Тушинская Н.В. Примитивные и сложные эмоции // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/11/12967 (дата обращения: 02.06.2022).

Эмоции – это жизненная сила, движущая и в тоже время  сохраняющая энергия, благодаря которой можно свернуть горы или сломать шею, достать до луны, или зарыться в подземелье, быть счастливым, или всю жизнь оставаться не у дел.

Ощущаемая эмоция, является внутренней реакцией тела на внешний раздражитель. Она запускает сложную биохимическую, физиологическую и психологическую реакцию организма для реагирования на этот стимул. Социальное окружение и мораль предписывают сдерживать любые эмоции и чувства, их проявление в обществе считается не этичным, тогда как в животном мире все инстинкты и рефлексы, направленны на реализацию эмоционального смысла. Навязанные устоявшиеся рамки социального поведения, ограничивают его реализацию, что приводит к хроническому подавлению получаемых эмоциональных сигналов и чувств [1, с. 127–136.].

В ответ на подавление эмоций и чувств возникают неврозы, депрессии [3, с. 37], уход от реальности, развитие психосоматических заболеваний [Клиническая психология / 3, с.54]. Эти состояния развиваются вследствие отсутствия завершенности эмоционального сигнала,  на физическом уровне. Нет слез в ответ на обиду, нет раскаяния – на вину, нет победы – как результата агрессии. Хроническая незавершенность и длительность таких состояний развивает гипертрофированное или искаженное восприятие и переживание эмоциональных сигналов и чувств. На малейший раздражитель человек обижается на всю жизнь. Длительно злится. Чувствует себя обязанным и виноватым даже за мелкие одолжения. То есть находится в каком-то чувстве или состоянии вследствие хронического подавления эмоциональных сигналов и приобретенных искажений, на основании пережитого опыта. Подавляется внешнее проявление эмоций, тогда как в теле уже среагировали нервная и эндокринная система. В крови бушуют адреналин (усиливает сердцебиение, приводит в тонус мускулатуру, резко повышает работоспособность всего организма), кортизол (увеличивает количество гликогена в печени, увеличивает концентрацию натрия в крови уменьшает количество калия, снижает всасывание кальция в кишечнике) [4, с.315-318]. При длительном присутствии высокой концентрации этих гормонов, происходит  истощение компенсаторных систем организма. Возникают психосоматические заболевания: атеросклероз, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертоническая болезнь, вегетососудистая дистония и т.д. [5, с. 6].

Потребность воспринимать и ощущать разнообразные эмоциональные сигналы заложена во все живое на земле. От доброго слова и цветы лучше растут, и тесто подходит, и корова больше молока дает. Ведь эмоции – это энергия реализации, стимул действовать либо бездействовать. Эмоции чаще, чем логика определяют наш выбор, потому что стремление к счастью, пониманию и удовлетворенности является естественной и необходимой в сравнение с раздражением, ненавистью, и т.д.  В мире множество примеров необдуманных эмоциональных поступков, которые общество осуждает,  потому что они не вписываются в рамки социальной морали.  Но обычно то, что общество определяет как плохое, для отдельной личности очень даже хорошо. Учитывая, что эмоции являются энергией жизни, само разделение их на позитивные и негативные абсурдно, поскольку сама оценка уже вносит эмоциональные искажения. Оценивать эмоции и эмоциональные сигналы – это как разделять  цвета на плохие и хорошие, на добрые и злые.

Гипотеза: существование простых эмоций. Наложение простых эмоций друг на друга приводит к возникновению новых смешанных состояний.

Цель: выделить основные (примитивные) эмоции человека, которые являются составляющими для всех остальных эмоциональных состояний. Разложить смешанные эмоции на примитивные. Определить смысловую нагрузку эмоций.

Исследование проводилось в течение 1 года 2015 г. в рамках  проекта «доступная профориентация» Всеукраинской молодежной общественной организации «Молодіжний центр працевлаштування» при поддержке Министерства молодежи и спорта Украины. Было проведено 26 групп по 20 человек. Общее количество участников составило 520 человек в возрасте от 17 до 35 лет.

Все участники тестировались в трансперсоональном подходе  с использованием «прогностической тетралеммы».

Методология:

 «Прогностическая тетралемма»

Основа игрового поля взята из буддийской философии и логики. Тетралемма формулирует четыре возможности: существования, не существования, того и другого и ни того, ни другого [6, с. 13].

Шкалы: Страх, грусть (печаль), радость, интерес, удивление, обида, вина, агрессия, уверенность (их субъективное восприятие). Точкой «ноля» считалось спокойствие.

Тестируем: эмоциональную стратегию развития личности в профессиональном, экономическом и социальном аспектах.

Тип метода: трансперсоональный, феноменологический.

Назначение методики

Прогностическая тетралемма решает проблему осуществления выбора, направления деятельности, или бездеятельности для максимально эффективной самореализации в профессиональном, экономическом и социальном аспектах. Методика может использоваться для обследования, как взрослых, так и детей.

Описание методики: Идея методики принадлежит «Институт развития и интеграции нейротехнологий». Авторы методики Сергей Сахнюк, Наталья Запорожченко. В теории обоснования авторы исходят из положения о законах системного взаимодействия открытой целостной системы организма с окружающими его системами [7, с. 74-75]. Маркерами взаимодействия с окружающими системами являются эмоции и чувства исследуемого. Эмоциональное возбуждение теснейшим образом связано с удовлетворением  потребностей человека: пищевой, защитной, половой и т.д. Любая возникшая эмоция, как активное состояние мозговых структур, определяет изменения в поведении организма в направлении минимизации либо максимизации этого состояния. Мотивационное возбуждение, ассоциируемое с различными эмоциональными состояниями. Мобилизует организм к быстрому и оптимальному удовлетворению потребности. Эмоции позволяют животному и человеку быстро оценить потребности организма, а также действие на него различных факторов внешней и внутренней среды [8, с. 599].

Исходя из личностных потребностей в максимально эффективной самореализации в профессиональном, экономическом и социальном аспектах, каждый человек выстраивает эмоциональную и поведенческую модель самореализации. [9, с. 267-279]. Модель самореализации основана на последовательном переживании тез или иных жизненных ситуаций с возникновением определенных эмоциональных состояний. Для полного понимания картины происходящего, человеку необходимо понимать эмоциональный смысл каждой эмоции, её составляющие и возможности перехода из одного состояния в другое, более ресурсное.

Прогностическая тетралемма позволяет смоделировать погружение индивида в ситуацию, максимально отражающую базовые принципы деятельности (бездеятельности) и последствий деятельности (бездеятельности) в выбранной ситуации, которая требует решения или разъяснения. Спрогнозировать эмоциональную стратегию для эффективной и само реализации в профессиональном, экономическом и социальном аспектах.

Описание эксперимента.

В эксперименте систематично проверялось утверждение   высказывания, его отрицание, соединение утверждения и отрицания и, наконец, отклонение и его утверждения, и его отрицания. При этом площадка исследования делится на 4 сектора: 1 сектор – это утверждение. То, что человек чувствует в момент протекания процесса, как для него процесс протекает на эмоциональном уровне. 2 сектор  – это  отрицание. Это сектор, в котором клиент описывает, как бы он хотел себя чувствовать в момент протекания процесса, или он думает, что может себя так чувствовать. 3 сектор – это соединение его утверждения и отрицания.  Это, какие эмоции  испытывает клиент, когда процесс начинается. Те эмоциональные состояния, которыми событие начинается, и то, что человек позволяет себе чувствовать. 4 сектор —  отклонение и его утверждения, и его отрицания. То, чем процесс завершается. То, что клиент чувствует в результате завершения ситуации, или в результате события.

Для определения общего смысла эмоции, в игровой пространственной модели все члены группы (20 человек) назначали считывающий элемент одной эмоцией, например: страх, грусть (печаль), радость, интерес, удивление, обида, вина, агрессия, уверенность. Это проводилось для получения чистой эмоции, с минимизацией личных искажений считывающего элемента.  Почувствовав назначение всех членов группы по одной эмоции, считывающий элемент проходил по 4 секторам, в которых отслеживалась смена эмоциональных состояний. Эмоции, которые не менялись при переходе из сектора в сектор, или приобретали только свои оттенки, считались  примитивными (первичными). К смешанным эмоциям были отнесены эмоции, которые при переходе из сектора в сектор раскладывались на составляющие (таблица 1). В четвертом секторе всегда проявлялся смысл этой эмоции.

Таблица 1. Распределение эмоциональных состояний в тетралемме.

Эмоция

Эмоция

1 поле2 поле3 поле4 поле
абс%абс%абс%абс%
СтрахСтрах1557,71661,51765,51453,9
Тревога1142,31038,5311,4519,2
Паника623,1311,5
Ужас0415,4
Всего26100261002610026100
ПечальГрусть726,9311,6623,1934,6
Печаль623,113,81453,9830,8
Тоска519,2934,6519,227,7
Горе830,81350,013,8726,9
 Всего26100261002610026100
РадостьРадость934,62076,91973,01453,9
Удовольствие1142,3623,1311,627,7
Счастье415,4415,41038,4
Наслаждение27,7
 Всего26100261002610026100
ИнтересУдивление519,2311,6415,427,7
Любопытство311,61661,5623,127,7
Интерес1869,2726,91453,82284,6
Страсть (азарт)27,7
 Всего26100261002610026100

Из таблицы можно сделать выводы, что страх, грусть, радость и интерес состоят только из оттенков этих эмоций, и по сути, отражают их интенсивность. Эти состояния мы отнесли к примитивным, и назвали примитивными (простыми эмоциями).

При моделировании страха, как общего понятия, во всех 26 проведенных группах, страх состоял из эмоциональных состояний отражающих его интенсивность: тревога, паника, ужас. Моделирование грусти-печали отличалось по интенсивности в каждом поле. Все эмоциональные состояния находились в пределах переживания эмоции горя.

Радость чаще всех фиксировалась, как эмоция её оттенки назывались реже, но в том же, понятийном ряду. Интерес, как фиксация внимания, определялся чаще всего без оттенков.

Примитивные эмоции несут очень конкретную информационную нагрузку:

Интерес – исследовать, находить новое, усовершенствоваться, через познание мира.

Страх – выживание путем избегания. Выжить и остаться целым и здоровым.

Огорчение – в следующий раз нужно делать по-другому, не получилось – я огорчен. Работа над ошибками анализ. У огорчения есть и другая функциональная нагрузка – понимание того, что ситуация была не правильно оценена. И если в следующий раз случится что-то подобное – наступит истинная радость. Функция горя – понимать, что субъект сделал что-то не так, в том числе и не оценил результат, который был достигнут и который был правильным, к которому на самом деле стремился.

Радость – закреплять результат, понимание, что все правильно.

Таким образом, каждая эмоция несет конкретную функциональную нагрузку, имеет свой смысл. Она заключается в энергетическом взаимодействии между объектами, субъектами, группами субъектов, системами разного уровня. Эмоции, в этом понятийном поле, похожи на аромат растений и цвета. Есть приятные и неприятные ароматы, но их функция остается одной привлекать насекомых и животных. Функция цвета в природе  привлекать партнеров, или отталкивать врагов. Для объекта эмоции является неким сигналом. Это запускающий механизм, направленный на выживание, развитие, закрепление результата, исправление ошибок.

Эмоциональный смысл – это функция эмоции, которая определяет патерн поведения объекта.

Эмоции: обида, вина агрессия, уверенность в исследовании имели большой вариационный ряд своих составляющих. В каждом секторе считывающий элемент называл эмоцию не соответствующую заданной при этом, состояния объекта менялись несколько раз. Так при исследовании общего смысла обиды вначале определялись страх, который сменился радостью. Затем наступало удивление, которое сменялось тревогой или паникой. В зависимости от сектора эти состояния менялись местами.

Эмоциональными составляющими вины были печаль, которая сменялась страхом, затем интересом. При переходе в другие сектора мы наблюдали эмоциональные оттенки грусти, страха и интереса.

Агрессия проявлялась в основном в эмоциях удивления и страха, которые быстро сменялись с генерацией новых состояний: злости, ярости, ненависти, возмущения или раздражения.

Уверенность практически всегда начиналась со спокойствия и только затем менялась на радость и интерес. В различных секторах по разному комбинировались радость, наслаждение, любопытство и удивление с интересом.

Поскольку обида, вина, агрессия, уверенность состояли из оттенков интенсивности примитивных эмоций, и являлись смесью примитивных эмоций, их отнесли к смешанным эмоциям. В тетралемме редко отражали саму заданную эмоцию.

Смысл каждой смешанной эмоции отражал смысл её составных. Например, агрессия – как способ выжить, но путем борьбы, когда невозможно выжить путем избегания (это более тяжелый вариант, потому что речь не идет о том, чтобы остаться целым и здоровым). Агрессия – это одновременное ощущение страха и удивления. И тогда, сразу становится понятным сообщение, посылаемое в виде эмоционального сигнала агрессии: «я тебя боюсь, и удивлен, что до сих пор здесь остаюсь. Удивлен, что могу остаться и драться, чтобы устранить препятствие, или преграду». Когда победа одержана, страх проходит, а к удивлению добавляется радость. Радость, смешанная с удивлением – это триумф.

Обида является смесью страха и радости. Вариант развития события, когда победа не достигнута и субъект потерпел поражение, сопровождается переживанием обиды. В этом случае удивление исчезает, оно замещается радостью. Опасность миновала, при этом остаётся страх повторения события, когда ты повержен. Радость, наложенная на предсуществующий страх, переживается в виде эмоции обиды. Это жесткая связка страха с радостью, как Н2О если есть Н и 2О они обязательно свяжутся в жесткую связку – воду. Радость, как эмоция закрепления результата, не стабильна, она быстро улетучивается. Люди с фоновой обидой, искаженно воспринимают сигнал радости.  И даже та радость, которая входит, является недостаточной для восприятия, развивается синдром «хронического недовольства». Даже при получении эмоционального сигнала радости, у человека активизируется страх из эмоционального фона субъекта. Живя в постоянном страхе человек, привыкает и начинает ожидать, что все будет плохо. Отсюда и поговорки: «Сильно радоваться – будешь плакать», «За смехом всегда стоят слезы». Для таких людей жизнь состоит из черных и белых полос. Во время праздника, когда все радуются, обиженные высказывают свое недовольство, демонстрируя, что чужие на этом празднике жизни.   Потому что после радости они ощущают страх.  Потому что, в данном примере, человеку так привычней. Для того чтобы воспроизводить знакомые им состояния, они извлекают страх из любых эмоциональных связок: обида, вина, ревность и т.д., каждая эмоция несёт свою смысловую нагрузку и является мотивацией к определённым действиям.

Таким образом, если смешанная эмоция состоит из определенного набора простых эмоций, человек может ощущать эмоциональное состояние не как одну эмоцию, а как несколько её составляющих. И тогда вину мы можем ощущать не как вину, а как страх и агрессию и плюс отдельно еще и грусть печаль. Т.е. страх с удивлением складываются в агрессию и отдельно, еще человек чувствует  грусть печаль.

Знание смысла примитивных эмоций позволяет разложить на составляющие любую декларируемую объектом эмоцию. Это даёт понимание, что на данный момент важно клиенту, что происходит с человеком на здесь и сейчас. Выбрать наиболее оптимальную стратегию поведения. Вывести клиента из привычного, но замкнутого круга. Построить модель поведения при возникновении тех, или иных ситуаций, которые сопровождаются привычными эмоциональными состояниями. Сделать жизнь понятной, предсказуемой и управляемой.

Таким образом, понимание эмоционального смысла позволяет считывать эмоциональный сигнал, как информацию, для продуктивной коммуникации с окружающим миром.

Выводы:

  1. Чистыми или примитивными эмоциями являются страх, горе, интерес и радость.
  2. Все остальные эмоции есть производными примитивных, они называются смешанными, например, вина, обида, агрессия и т.д.
  3. Восприятие эмоции в чистом виде, как примитивной позволяет реализовывать индивидуальный системный смысл человека.

Библиографический список

  1. Павлов И.П. Полное собрание сочинений Т. 1. Изд. 2-е. М., 1951. C. 127–136.
  2. Бек А.,. Когнитивная терапия депрессии. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. – СПб.: Питер, 2003.  –  37 с.
  3. Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 864 с.
  4. Биохимия: Учеб. для вузов, Под ред. Е.С. Северина., 2003. – 779 с.
  5. Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 864 с.
  6. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. — 680 с.
  7. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд / Под редакцией Г.В. Залевского. – Томск: Изд-во Томского университета, 1999. – 154 с.
  8. Физиология человека: Учебник/ Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Медицина, 2003. – 656 с.. ил.: [2] – (Учеб. Лит. Для студ. Мед. вузов). ISBN 5-225-04729-7
  9. Н.Р. Салихова. Построение жизни субъектам: само регуляция и/или самоорганизация. Ученые записки казанского университета. 2012 т. 154 кн 6 с. 267-279


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «irint_4»

Эмоциональные причины переедания, или как перестать заедать эмоции – Sektascience: научно-популярный журнал

Бывает, мы едим не потому, что нам действительно хочется есть, а потому, что хотим помочь себе справиться с неприятными эмоциями: уменьшить тревогу, заглушить тоску и даже почувствовать любовь. Почему этот способ не работает и как научиться справляться с эмоциональным перееданием? Рассказываем в статье.

Любимая еда и вправду может успокоить, расслабить или отвлечь. Но если она становится единственным способом регулировать эмоции — стоит бить тревогу

Что такое эмоциональное переедание

Эмоциональное переедание — это ситуация, когда человек использует еду как способ подавить или успокоить негативные эмоции: гнев, страх, скуку, печаль или одиночество. В такие моменты приёмы пищи не регулируются чувствами голода и насыщения, поэтому человек может съесть больше, чем ему необходимо.

Эмоциональное переедание может проявляться и как постоянные маленькие перекусы, кусочничество в течение дня, и как более сильные приступы, когда человек как будто не может остановиться и ест до сильного физического дискомфорта.

Отметим, что кусочничать и переедать свойственно людям, которые в целом едят недостаточно или нерегулярно.

Например, они могут долго терпеть голод, а потом срываться и съедать больше, чем нужно — не потому, что не могут справиться с какими-то эмоциями, а потому, что просто давно не ели.

Поэтому прежде чем говорить об эмоциональном переедании и его симптомах, обратите внимание, как человек питается в течение дня, придерживается ли диеты, ограничивает себя в чём-то или нет. Важно быть уверенным, что он осознаёт свою потребность в еде и ест столько, сколько требует его организм.

Чаще всего еда действительно помогает себя утешить, расслабить или отвлечь на время — и это нормально, если человек иногда выбирает еду, чтобы успокоить себя или порадовать.

Тревогу стоит бить, когда такое поведение входит в привычку и становится единственным способом регулировать эмоции. Ведь «спасает» такой способ ненадолго. Сложные чувства возвращаются, а вместе с ними — стыд, вина за неспособность контролировать своё питание, нарастание тревоги о весе.

Научиться отличать физический голод от эмоционального — важный шаг в борьбе с перееданием

Стоит помнить, что эмоциональное переедание не говорит о том, что человеку не хватает силы воли или с ним что-то не так. Переедание — это попытка почувствовать себя в безопасности и найти внутренние силы перед лицом отчуждения, беспомощности, боли и одиночества.

Понять, склонны вы к эмоциональному перееданию или нет, может помочь Голландский опросник пищевого поведения. Пройти его можно самостоятельно, но результаты рекомендуем обсуждать со специалистом.

Пять основных причин эмоционального переедания и способы работы с ними

Чтобы справиться с эмоциональным перееданием, важно уметь распознавать свои эмоции и учиться заботиться о своих потребностях без помощи еды.

Это небыстрый процесс, поэтому важно не торопиться и уделить этому столько времени и внимания, сколько потребуется.

Повышенный уровень тревожности

Бывает, человек ест, чтобы успокоиться и снизить уровень тревожности, страха, внутреннего напряжения или стресса. Сам акт переедания может напоминать паническую атаку. К началу еды тревога уже достигает апогея, поэтому человеку необходимо что-то съесть, чтобы справиться с приступом.

Это похоже на кипящий чайник. Вода закипает, чайник начинает свистеть, выпускает пар и снижает давление. Так же и человек — за счёт переедания он чувствует облегчение, «выпускает пар», снимает уровень тревоги или стресса.

Однако под поверхностью нередко можно найти отодвинутые на задний план горе, потерю, травму или страх. Эти переживания могут всё ещё обитать в нервной системе и провоцировать накопление тревожности, которая приводит к перееданию.

Что делать, чтобы снизить тревогу:

  • Найти способ успокоиться и снизить уровень тревоги, возбуждённости и внутреннего напряжения без помощи еды. Любая форма движения или ритмичного действия может помочь в этом: тренировка, прогулка пешком, йога, природа, медитация, вязание, плавание и многое другое. Важно, чтобы это было приятно и реалистично.
  • Отыскать причину тревожности — будь это страх, боль утраты или другая эмоция, какая-то ситуация и мысли о ней. Постараться устранить её или снизить её влияние на состояние. Эмоциональная поддержка друзей, близких или психолога может привести к существенному прогрессу.

Потребность в утешении

Любому человеку может не хватать поддержки и заботы со стороны другого. Однако по каким-то причинам он может выбирать эту поддержку не просить, поэтому в итоге человек не замечает этих потребностей, или боится открыто о них сказать, или убеждает себя, что может и вовсе обойтись без них.

Однако потребности — в любви, принадлежности, принятии, утешении и отношениях — никуда не уходят, поэтому он неосознанно и пытается их заглушить: утешить себя едой, порадовать чем-то вкусным.

Что делать, чтобы поддержать и утешить себя:

  • Заметить, что эта потребность у вас правда есть. Осознание — первый шаг к тому, чтобы принять своё состояние и подумать, как себе можно помочь.
  • Начать регулярно заботиться о себе и своих потребностях. Вовремя отдыхать, полноценно питаться, гулять, делать то, что приносит удовольствие. Даже небольшие действия помогут почувствовать себя сильными, наполненными, энергичными и целостными. А бережное отношение к себе станет крепкой основой для построения таких же бережных отношений с другими.
  • Укрепить связи. Универсальное решение эмоционального голода — это отношения. Важно попытаться найти способы наладить близкие, полные любви связи, — это могут быть как дружеские, так и романтические отношения.

Стремление заглушить эмоции

Бывает, человек переживает эмоции как сильный и потенциально невыносимый для него дискомфорт. Это может быть связано как с высокой эмоциональной чувствительностью человека, так и со сложными внешними обстоятельствами его жизни.

В этот момент желание у человека одно: сделать что-то, чтобы это прекратить, остановить нарастающий дискомфорт и не столкнуться с этим пугающим опытом.

Когда слабости и уязвимость становятся слишком невыносимыми, мозг запускает механизмы самозащиты. Человек даже не позволяет себе почувствовать эмоции или потребности — слишком страшно ощутить их, а вместе с тем осознать пустоту от их неудовлетворённости.

Многие учатся дистанцироваться от своих потребностей и эмоций в очень раннем возрасте. Если в детстве потребности были обесценены («Ничего страшного, переживёшь!»), подавлены («Ты не можешь быть голоден — ты ел два часа назад!»), или человеку отказывали в их удовлетворении — он учится ни в чём не нуждаться, просто выключать свои потребности.

Что делать, чтобы не заглушать эмоции и экологично их проживать:

  • Замечать и принимать тот факт, что вам сложно столкнуться с определённым опытом — это происходит не просто так.
  • Обращать внимание, что в таких ситуациях вы выбираете неэффективный способ поведения, от которого долгосрочно также испытываете дискомфорт. Например, чтобы не столкнуться с вероятно сильным стыдом за тело, человек отказывается от поездки на море — этот выбор тоже приносит дискомфорт, как и дискомфорт от переедания, но явно меньший, чем дискомфорт от невыносимых эмоций.
  • Учиться наблюдать за собой: в какие моменты это проявляется, какие ситуации и мысли вызывают эти сложные эмоции.
  • Подумать, что тут можно изменить, а к каким моментам стоит развивать принятие.
  • Обратиться за поддержкой к близким людям, работать с психологом.

Раздражение и фрустрация

В течение дня многое может пойти не так: стиральная машина ломается, на дороге непредвиденная пробка, зарплата задерживается, продавец в магазине хамит — и это не говоря о глобальных жизненных неурядицах.

Когда всё это раздражение накапливается, человек достигает точки кипения и взрывается. Достало всё и вся, он рвёт и мечет — достаётся и ему самому, и близким, и еде.

В нашем обществе отношение к проявлению злости, раздражению скорее негативное. С детства мы слышим, что «злиться нельзя», «если злишься, то плохой человек» и т. д.

Поэтому люди часто ощущают дискомфорт при возникновении такой эмоции: не понимают, как обращаться с таким состоянием, как экологично его выражать. И здесь еда снова может выступать как способ себя уравновесить, при этом выбирать человек может орехи, сухарики и прочее — всё, что можно интенсивно грызть и жевать.

Хотя при этом злость — важная и нужная эмоция, и будет ценно учиться распознавать, что за ней на самом деле стоит, о каких потребностях она нам сообщает в моменте.

Что делать, чтобы перестать раздражаться:

  • Попробовать повлиять на ситуацию, чтобы снизить уровень раздражения. Например, если раздражение в диалоге с близким нарастает, можно отложить беседу и вернуться к ней, когда состояние будет более устойчивым.
  • Если на ситуацию повлиять не получается, важно поддерживать себя в ней. Прежде всего, хорошо высыпаться и достаточно есть. В моменты сильного раздражения помогут дыхательные практики и способы переключать внимание: оглядеться вокруг, ощутить поверхности вещей рядом с собой, почувствовать запахи и звуки.
  • Признать своё раздражение. Нередко мы торопимся сказать «Со мной всё в порядке», когда на самом деле ещё трясёт внутри. Дайте себя время и пространство для освобождения от этих эмоций. Рассмотрите возможность выплеснуть своё раздражение на бумагу, подробно описав то, что вызвало эти чувства.
  • Попробовать перенаправить энергию — пойти на прогулку, покататься на велосипеде, выйти на пробежку, поколотить боксёрскую грушу, покричать в подушку, побросать камни в пруд.
  • Дать себе поскорбеть — это тоже практика принятия. Дайте почувствовать расстройство от того, что это не работает, и вам это не нравится. Проплачьте слёзы раздражения и фрустрации. Мы чувствуем себя намного лучше, когда поплачем. Достижение этого уровня принятия помогает двигаться вперёд и находить способы справляться с ситуациями, которые не нравятся.

Стремление критиковать себя и чувство стыда

Бывает, человек объясняет какие-то неудачи лишь своими недостаточными усилиями и личностными качествами. Он винит себя за всё, что происходит в жизни, за недостатки, за нежелательный поворот событий. Кажется, критика помогает и мотивирует к достижениям, но на деле лишь создаёт больше напряжения и стресса.

Когда человек застревает в обвинениях, он переключается на стыд: «Я неудачник», «Я неудачник, потому что ничего не получается так, как я хочу».

Стыд побуждает желание спрятаться, исчезнуть, перестать проявлять себя, поскольку за этим стоит страх отвержения. Эта эмоция сообщает человеку, что его поведение, проявление себя в обществе не оправдывает ожиданий: своих и чужих, а значит, может не понравиться окружающим его людям. Это одна из сложно переносимых эмоций, от которой очень хочется избавиться, и еда может временно давать это облегчение.

Что делать, чтобы перестать критиковать себя:

  • Быть очень, очень, очень добрым к себе. Обвинения и осуждения только больше усугубят ситуацию.
  • Укреплять связи, ведь изоляция только провоцирует нападки на самого себя. Найдите человека, которому вы абсолютно доверяете, кого-то, кто выслушает вас, когда вы поделитесь своими сожалениями, грустью и печалью. Когда вы попадаете в это чувствительное положение, вам необходимо напоминание о вашей «хорошести», а не напоминание о ваших недостатках.
  • Подумать, если бы близкий вам человек поделился схожими с вашими переживаниями, что бы вам хотелось сказать ему в поддержку, как утешить? Попробуйте обратить эти пожелания к себе.
  • Возвращать базовые практики заботы о себе. Даже если вам кажется, что вы этого недостойны, начните питаться с уважением к телу, делайте тренировки и процедуры по уходу.

Если отнестись к этим причинам эмоционального переедания и к самому перееданию с любопытством и пониманием, а не с осуждением и порицанием, можно создать условия, чтобы удовлетворить потребности альтернативными способами. Это позволит перерасти переедание и почувствовать себя лучше.

Как научиться понимать свои эмоции

Понимание эмоций, которые приводят к перееданию, позволит осознать смыслы таящиеся за ним, увидеть уязвимость и принять попытки позаботиться о себе, снять боль и почувствовать контроль над своей жизнью.

Первым шагом следует учиться распознавать и называть свои эмоции. Можно воспользоваться Торонтской шкалой алекситимии, которая поможет понять, как вы сейчас обращаетесь со своими эмоции и как с этим работать.

Помните, что любые эмоции от радости до ненависти — это нормально. Эмоции испытывает любой человек, они могут быть разные, но все человеку нужны и важны.

Второй шаг — научиться «разделяться» со своими эмоциями. Возникшие эмоции не характеризуют вас как человека в целом, они появляются в определённом контексте — и это важно исследовать, чтобы изучить причины своих эмоциональных перееданий.

Третий шаг — осваивать навыки эмоциональной регуляции, то есть умение ослаблять интенсивность возникшей эмоции экологичными для себя способами, что поможет проживать и выдерживать её.

Вам может быть сложно учиться этому самостоятельно — в этом случае можно обратиться к психологу.

Автор: Елена Дегтярь, PhD, коуч
Под редакцией Евгении Мамаевой, психолога, консультанта по пищевому поведению

Источники и дополнительная литература

1. 5 reasons why you overeat — Growing Human(kind)ness by Karly Randolph Pitman
2. Е. Меглинская «Стоп срывам и перееданиям!»
3. К. Падески «Разум рулит настроением»
4. К. Фейрберн «Как справиться с компульсивным перееданием»
5. Р. Хэррис «Ловушка счастья»
6. Голландский опросник пищевого поведения
7. Торонтская алекситимическая шкала

Соматика общих, сложных эмоций

Перейти к содержимому

Соматика обычных сложных эмоцийEve Testing2021-12-10T14:34:40-08:00

Этот семинар продолжит исследования, начатые на семинаре по соматике эмоций, более глубоко погружаясь в сложные эмоции, такие как удивление, горе, отчаяние, предательство, унижение и боль. Мы рассмотрим задачи развития, связанные с этими эмоциями, их просоциальную ценность и их потенциальные переходы в такие эмоции, как благодарность, волнение и радость.

Как только практикующие смогут воспринимать простые эмоции в тканях, как это практикуется, например, на семинаре по соматике эмоций, мы можем перейти к работе со сложными эмоциональными состояниями. Как и на семинаре по SOE, мы рассмотрим соматические и поведенческие компоненты этих более сложных аффектов.

В частности, мы будем практиковать навыки, полезные для поддержки перехода через эмоциональные состояния, чтобы наши клиенты не оставались застрявшими в бесполезных и устаревших эмоциональных и соматических паттернах, основанных на старых парадигмах.

Когда эти парадигмы меняются, такие эмоции, как разбитое сердце, унижение и боль, могут смениться облегчением, пространством и благодарностью.

Предпосылки

Завершение семинара Соматика эмоций или достаточный клинический и практический опыт, чтобы развить способность соматически распознавать эмоции и быть стабильным в вашем присутствии с ними.

Это продвинутый курс, предназначенный для создания чувства общности и связи между специалистами, работающими с некоторыми из наиболее сложных типов клиентов, для которых добавление соматического подхода может быть полезным. Если у вас есть вопросы о том, подходит ли вам этот класс, пожалуйста, напишите координатору, указанному на странице регистрации семинара, который передаст ваш запрос инструкторам.

О Кэти Л. Кейн
и Тони Ричардсоне

Узнать больше

Непрерывное образование

Зачетные единицы непрерывного образования могут быть предложены для этой программы, в зависимости от даты и места. Пожалуйста, нажмите «Подробнее» ниже, чтобы перейти на нашу страницу непрерывного обучения, или посетите страницу регистрации для запланированных тренингов, чтобы получить дополнительную информацию.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Цели обучения класса

ПОСМОТРЕТЬ ПРЕДСТОЯЩИЕ РАСПИСАНИЕ