Сложные эмоции: Составные эмоции — Психологос

5 сложных эмоций, которые вводят детей в ступор

В психологии принято делить эмоции на базовые и сложные. «Спасибо, — скажет нервный родитель, — это знание очень помогает, когда ребёнок бросает в меня самодельные бомбы». Пусть от снарядов эти сведения не защищают, но только сперва. Понимание природы своих чувств помогает человеку их регулировать, даже если ему всего четыре года. Мы составили список сложных детских эмоций и рассказываем, что с ними делать родителям.

Чем базовые эмоции отличаются от сложных

У психологов и физиологов пока нет единой и всеми принятой системы классификации наших чувств. А пока учёные спорят, мы можем преспокойно пользоваться их старыми наработками и известными концепциями.

Наиболее популярная из них делит эмоции на два вида: базовые и сложные. Основоположник классификации — американский психолог Пол Экман. В 1972 году он выделил пять базовых эмоций: гнев, отвращение, страх, счастье, печаль. В начале 90-х он добавил к ним шестую — удивление. Потом, правда, он взялся расширять этот список, но отталкиваться удобнее от этих шести позиций.

Почему именно эти эмоции базовые? Считается, что они не обусловлены социально, они заложены в нас как в вид. Почти в любой культуре вы распознаете их по характерному выражению лица (искривлённая верхняя губа, сморщенная переносица — понятно, что человек демонстрирует отвращение). Сложные эмоции получаются из базовых, но возникают уже не автоматически, а включают в себя некую когнитивную обработку. Они требуют рефлексии, самооценки и могут учитывать и мнение бабушки, и общую культурную ситуацию.


Как рано ребёнок сталкивается со сложными эмоциями

Логично предположить, что сложные эмоции — это спектр переживаний взрослых. Ну какой может быть социальный анализ в детсадовском возрасте? Однако нет — дети очень рано развивают способность ощущать сложный комплекс чувств. Это установили исследователи из Университета Бригама Янга. Оказалось, что уже двухлетние дети демонстрируют, например, гордость, а начиная с четырёх, по словам исследователей, уже можно обсуждать с ребёнком и прочие сложные эмоции: он точно будет знать, о чём вы говорите.

Обычно родители гораздо раньше исследователей обнаруживают в своих детях гордость, застенчивость и другие интересные переживания — правда, на родительские дневники не принято ставить ссылки. Зато точно задокументировано, что с 5–11 лет дети успешно понимают, что эмоции поддаются регуляции.

Однако не стоит забывать, что возможность управлять аффектами даёт префронтальная кора. Именно она помогает направлять внимание, подключать знания о мире и тем самым налаживать своё поведение. Кора достигнет зрелости уже после того, как вы отпразднуете 20-летний юбилей ребёнка. То есть детям просто не хватает инструментов, чтобы эффективно разруливать ситуацию с метанием бомб.

Это значит, что если мы будем достаточно терпеливы, то спустя 15–20 лет не пропадёт наш скорбный труд. Имеет смысл говорить и обсуждать с детьми эмоции, но обязательно делать скидку на незрелую кору.

Чтобы эмоциональное развитие проходило как по нотам, ребёнку необходимо:

  • узнать, что такое эмоции;
  • понять, откуда и почему они взялись;
  • признать свои чувства и чувства других;
  • разработать эффективные (ну, более-менее) способы управлять ими.

Попав в неловкую ситуацию, ребёнок благодаря детскому эгоцентризму видит свой промах так, будто его поместили на все первые полосы газет. Родитель может помочь взглянуть на этот опыт со стороны. Спросите, как он себя ощущает, когда другие забывают строчку из стихотворения на концерте. Расскажите о похожем случае из вашей жизни, однако с осторожностью: ребёнок не должен почувствовать, будто вы ставите себя в пример историей о том, как вы здорово выкрутились, потеряв ключи от офиса.

Здесь важно не создать у ребёнка впечатление, что его чувства недостаточно серьёзны: для него это реальная проблема. Но и перегибать палку тоже было бы странно, поэтому не драматизируйте. Лучшее, что можно сделать, — похвалить ребёнка за то, как он с этим справляется. «Это и впрямь очень огорчает — забыть формулу прямо у доски. Но мне понравилось, как ты с этим справился: придумал свою. Это смело — продолжать действовать под взглядом Марьиванны».

Она формируется, когда человек ощущает некую несправедливость в отношении себя и одновременно испытывает гнев.

Ребёнок может обидеться на то, что его коварно убеждают есть овощи, дают ему не ту шапку или его не позвали на праздник, на который позвали сестру. Ужасный, нечестный мир!

Обсуждать что-то с обиженным человеком непросто. Он обычно хлопает дверью и отказывается идти на переговоры. Но если вам всё же удастся побеседовать, начните стандартно: признайте чувства человека. Он имеет право на такие эмоции, и зелёные овощи в тарелке — это действительно неприятно.

Когда ребёнок отойдёт от проклятий в адрес угнетателя, спросите, насколько приятно зависеть от поведения других

Ведь обиженный человек будто даёт пульт управления своими чувствами другим. Так себе ситуация. Обида заставляет нас прятаться и бездействовать: всё несправедливо, я всех ненавижу. Спросите, как можно было бы улучшить ситуацию, что можно сделать, чтобы всё зависело от самого ребёнка. Если человек начнёт мыслить в рациональном ключе, можно считать, вы на верном пути.

Падающее в лужу мороженое и проигрыш в игре «Весёлые старты» — это серьёзные удары судьбы. Психологи считают, что родительское отношение к разочарованиям влияет на то, как ребёнок будет воспринимать неизбежные неудачи. Если мы начинаем скорбеть и терять надежду вместе с ребёнком, мы возлагаем на детские плечи двойное бремя. К собственной горечи примешивается осознание, что они нас подвели.

Хороший способ — рассматривать детские разочарования как полезный опыт, который готовит их ко взрослой жизни (и встрече выпускников).

Важно не пытаться избавить ребёнка от разочарований, не прикрыть все острые углы, а помочь их пережить

Итак, если крошка сын пришёл с опущенной головой (или, наоборот, в истерике), непременно посочувствуйте и признайте чувства. Когда страсти утихнут, можно обсудить, что именно можно извлечь из этого опыта. Как ты себя чувствовал, когда понял, что фея ненастоящая? Как ситуация должна была разворачиваться, на твой взгляд? Что можно сделать по-другому?

Вообще, было бы полезно учить ребёнка формировать правильные ожидания. «Мы пойдём в парк, и там будут весёлые-превесёлые качельки» — опасный ход. А что, если качельки окажутся не очень весёлыми? Что, если они не понравятся? Или на них будет километровая очередь? В общем, обсуждать возможности, надежды и совершенно точную информацию — тоже хорошая практика. Мороженое будет точно, но никогда не знаешь, потечёт оно тебе на платье или нет.

Зависть тесно связана с ревностью и стыдом, это ощущение недовольства, которое в нас будят чьи-то достоинства, привилегии или игрушки. Она заставляет чувствовать себя хуже других: чёрт, у него красная машинка, а у меня всего лишь жёлтая!

В основе зависти (да и ревности) лежит тревога и ощущение угрозы. Если все бегут и обнимают младшую сестру, может, я плохой? Заметив признаки зависти у ребёнка, объясните, что это нормальное чувство. Вы что-то похожее испытываете, разглядывая ленту в соцсетях. Если ребёнок готов делиться, было бы здорово поблагодарить его за искренность, обнять, пожалеть — в общем, помочь справиться с тяжёлым состоянием, успокоиться. После этого было бы неплохо проанализировать количество внимания, которое получает ребёнок.

Возможно, ему нужно больше времени, общения или хотя бы направленных на него взглядов?

Важно заверить человека, что он любим, несмотря на цвет его машинки. Собственно с завистью можно бороться только одним способом — растить у человека самооценку. Говорить о том, как он важен и ценен. Ну и полезно объяснить, что у всех бывают периоды, когда он получает больше внимания и больше машинок: если он совсем маленький, или болеет, или готовится к важному выступлению, или мучается от тревоги.

Если человек чувствует, что сейчас даст маху, он стремится снять с себя ответственность: начинает обвинять других, мстить или делать вид, что его в комнате вообще нет. Это помогает избежать неодобрения взрослых и хотя бы как-то сохранить самооценку и вид знатока.

Лучшая стратегия с провинившимся ребёнком такова. Во-первых, имеет смысл не выходить из себя. С любящим и принимающим родителем у него гораздо меньше причин врать и придумывать, что это зайка смыл папье-маше в унитаз. Во-вторых, вспомните о мышлении роста (теория американского психолога Кэрол Дуэк). Ошибки — это инструмент обучения, способ в чём-то прокачаться. Признайте факт ошибки: да, засорять канализацию — это явный промах. Примите чувства ребёнка (и свои тоже: «Это действительно тяжело нам обоим»).

В-третьих, подумайте, что полезного вы из этого извлекли. Например, знание об устройстве клейстера и канализации и умение поговорить с незнакомым эксцентричным сантехником.

Как справляться со сложными эмоциями?

  • Правило четырёх секунд. Это время, за которое можно сделать вдох и выдох. Каждый раз, когда закипает возмущение, гнев или даже тревога, важно сделать глубокий вдох и выдох. Это первый шаг к управлению эмоциями. Когда такая практика станет привычной, контролировать автоматические реакции станет намного легче. Попробуйте освоить упражнение сами, а потом покажите или расскажите о нём подростку.
  • Мозг как дом. Такое упражнение рекомендует использовать нейропсихолог Дэниел Сигел. Представьте, что мозг — это дом, в котором есть два этажа.
    На верхнем этаже живут мыслители, а на нижнем — чувствующие персонажи. Идеально, когда этажи гармонично сотрудничают друг с другом. Нарисуйте такой дом с ребёнком и обсуждайте сложные эмоциональные состояния на наглядных примерах.

Сложные эмоции | Bodygestalt

Перейти к основному содержанию

Задача данной публикации разложить сложную, комплексную эмоцию на составные части — на базовые эмоции и когнитивный элементы, или немного пошалить 🙂
Материал в работе, завершен, вероятно не будет.
Если есть желание добавить — выполните его 🙂 или в комментариях, или на почту  [email protected]
Агапэ — иделизированная родительская любовь
Амбивалентность — нормальное восприятие своих возможностей и способностей
Антипатия — существенное дополнение симпатии, позволяющее быть в эмпатии
Беспокойство — начало тревоги
Благоговение — самоунижение
Бессилие — освобождающее признание соотношения сил
Боль — последствие контакта со средой

Влечение — начало полевого поведения
Влюблённость — состояние опьянения (сходное с кокаиновым), позволяющее игнорировать и идеализировать.
Гордость — довольство собой в постконтакте
Доверие — увереноость во взаимовыгодном, бескорыстном обмене
Жалость — заменитель нежности, и унижение другого через снисходительность
Жадность — игнорируемое насыщение
Зависть — предвосхищение обладанием, обозначает желаемую зону развития, при переплетении со стыдом становится мучительным переживанием и заметно чернеет
Замешательство — потеря ориентировки и начало стыда
Злорадство — радость мести
Изумление — форма удивления
Испуг — удивление и страх
Любовь — сильно мифологизированное чувство, часто путается с влюбленностью, самодостаточное чувство, свободно переживается безответно, в отличии от влюбленности, свет сердца.
Надежда — форма самообмана прогнозами о будущем
Ненависть — нереализованная ярость вместе с зависимостью.
Неприятие  — отсутствие приятия,  точка разделения переживания на отвращение или злость
Неуверенность — отсутствие уверенности, политкорректное название стыда
Обида — форма злости в виде обвинения, жалость к себе,
Одиночество — естественное состояние, часто путается с изолированностью
Оскорблённость — наивная гордыня
Отчаяние — утрата прогнозов на контакт,
Паника — сброс напряжения от дистресса или травмы
Презрение — глубокое понимание среды из стыда
Пренебрежение — неглубокое понимание среды из смущения
Привязанность — естественная форма отношений
Разочарование — разрушение ожиданий и бессилие
Раскаяние — вина без прощения
Ревность — стремление к контролю из страха потери, с проекцией запрещенных радостей
Скука — подавленное возбуждение или интерес
Сожаление — не извинение, а имитация эмпатии, с отказом от признания ответственности и  вины
Страсть — перевозбужденное состояние с потерей осознанвания
Счастье — недостижимая морковка, или перманентное состояние любящего.
Тревога — естественное состояние легкого возбуждения, пугающее своей неструктурированностью
Увлечённость — слабенькая страсть
Унижение — внутренне состояние, ответственность за которое проецируется на среду
Уныние — скука плюс бессилие
Филия — по Аристотеле любовь с умом
Фрустрация — неожиданный и неприятный отрыв ожиданий от реальности
Эйфория — последствие пеердозировки эндорфинами
Экстаз — адреналин плюс эндорфин, минус мозг
Энтузиазм — легкая форма ажиотации при сверхценонной идее

Tags: 

Эмоции

Основные и сложные эмоции | Psychology Today

Источник: Wikimedia Commons

В философии и психологии принято делить эмоции на две группы: основные и сложные эмоции.

Сложные эмоции, такие как горе, сожаление и ревность, имеют очень разнообразные проявления и составы.

Базовые эмоции, к которым относятся грусть, гнев, страх, отвращение, презрение, радость и удивление, называются так потому, что они связаны с общеузнаваемыми выражениями лица (см. изображение). В отвращении, например, вы видите приподнятую верхнюю губу, сморщенную переносицу и приподнятые щеки.

Хотя основные эмоции иногда сопровождаются уникальным выражением лица и поведенческими реакциями, между эмоциями и тем, как они проявляются, нет однозначного соответствия. Взять хотя бы общеузнаваемую мимику. Очень талантливые актеры могут имитировать эти выражения лица, не вызывая при этом никаких эмоций. И наоборот, большинство из нас являются мастерами подавления выражения лица, сопровождающего эмоции. Вы можете чувствовать себя искренне грустным, но широко улыбаться, прежде чем войти на свое рабочее место, тем самым обманывая своих коллег, заставляя их думать, что вы веселы.

Даже когда наши эмоциональные выражения отражают нашу внутреннюю ментальную жизнь, они не обязательно должны быть общеузнаваемыми. Это связано с тем, что базовые эмоции могут вызвать множество других выражений, помимо уникальной мимики, физиологических реакций и тенденций к действию. Примеры:

  1. Сильная печаль может вызвать выражение лица, почти неотличимое от гнева или ярости.
  2. Легкая грусть может быть вообще ни на что не похожа.
  3. Когда одновременно присутствует несколько эмоций, одна из них может преобладать и проявляться на вашем лице.
  4. Когда эмоции длятся долго, они появляются и исчезают из вашего сознания. Когда вы не знаете о них, их гораздо труднее обнаружить.

Основные эмоции, вероятно, внесли значительный вклад в наше выживание с самого начала человеческой истории. При таком понимании «базовый» — как это происходит в «базовой эмоции» — просто означает изначальный (эволюционно базовый).

Но если эмоция действительно базовая, как она может иметь более базовые компоненты? Сделайте сюрприз. Мы можем разделить удивление на две реакции: одна — это позитивное чувство интереса и удивления, а другая — негативное чувство паники. Зачем называть удивление «основным», если оно состоит из других эмоций?

Причина этого в том, что «базовый» не означает «не содержит компонентов».

На самом деле сложные эмоции сильно различаются по тому, как они проявляются у разных людей, ситуаций и культур. Хотя горе часто воспринимается как смесь удивления, отрицания, печали и гнева, горе может быть совершенно другим у некоторых людей или культур. Например, некоторые люди скорбят о потере, даже не выказывая гнева. Другие горюют, будучи в абсолютной ярости.

Часто говорят, что горе состоит из удивления, отрицания, торга, страха, гнева, печали и принятия. Эти компоненты обычно не присутствуют все одновременно во время эпизода горя, а имеют тенденцию возникать последовательно и не обязательно в том порядке, в котором я их только что перечислил. Хотя горе может включать в себя эти строительные блоки, оно может проявляться множеством других способов. Если потеря была ожидаемой, неожиданность может не быть компонентом. Если вы оплакиваете смерть любимого человека, горе может не включать в себя отрицание или торг. Если, напротив, вы скорбите о расставании, вы можете пройти через долгие периоды отрицания того, что расставание действительно является расставанием, и яростно вести переговоры и торговаться со своим бывшим. Горе может также включать в себя изменения настроения, в том числе чувства депрессии, отчаяния, меланхолии, раздражительности или беспокойства, а также временные изменения в проявленных чертах личности, например, сдвиг в сторону изоляции, неуверенности, эмоциональности и бдительности.

Вполне вероятно, что сложные эмоции могут представлять собой смесь различных психических состояний у разных людей, ситуаций и культур, поэтому они не вызывают общепризнанного выражения лица.

На пути к мульти-набору данных для обучения сложным эмоциям на основе глубоких нейронных сетей

Billal Belainine, Фатиха Садат, Мунир Букадум, Hakim Lounis


Abstract
При анализе настроений несколько исследователей использовали смайлики и хэштеги в качестве особых форм обучения и контроля. Некоторые эмоции, такие как страх и отвращение, недостаточно представлены в тексте социальных сетей. Другие, такие как ожидание, отсутствуют. В этой исследовательской работе предлагается новый набор данных для обнаружения сложных эмоций с использованием комбинации нескольких существующих корпусов для представления и интерпретации сложных эмоций на основе теории Плутчика. Наши эксперименты и оценки подтверждают, что использование трансферного обучения (TL) с богатым эмоциональным корпусом облегчает обнаружение сложных эмоций в четырехмерном пространстве. Кроме того, включение правила обратных эмоций в архитектуру модели обеспечивает значительное улучшение с точки зрения точности, отзыва и F-показателя.

Anthology ID:
2020.lincr-1.7
Volume:
Proceedings of the Second Workshop on Linguistic and Neurocognitive Resources
Month:
May
Year:
2020
Address:
Marseille , Франция
Место проведения:
LiNCr
SIG:
Издатель:
Европейская ассоциация языковых ресурсов
Примечание:
57–57

Страницы:

0049
Язык:
Английский
URL:
https://aclanthology.org/2020.lincr-1,7
doi:
Bibkey:
(Cite (ACL): ACL):
. , Мунир Букадум и Хаким Лунис. 2020. На пути к мульти-набору данных для обучения сложным эмоциям на основе глубоких нейронных сетей. In Proceedings of the Second Workshop on Language and Neurocognitive Resources , стр. 50–58, Марсель, Франция. Европейская ассоциация языковых ресурсов.
Процитируйте (неофициально):
На пути к мульти-набору данных для обучения сложным эмоциям на основе глубоких нейронных сетей (Belainine et al., LiNCr 2020)
Копия цитирования:
PDF:
https://aclanthology.org/2020.lincr-1.7.pdf

PDF Процитировать Поиск


  • BibTeX
  • MODS XML
  • Конечная сноска
  • Предварительно отформатировано
 @inproceedings{belainine-etal-2020-towards,
    title = "На пути к мульти-набору данных для изучения сложных эмоций на основе глубоких нейронных сетей",
    автор = "Белейнин, Биллал и
      Садат, Фатиха и
      Букадум, Мунир и
      Лунис, Хаким",
    booktitle = "Материалы второго семинара по лингвистическим и нейрокогнитивным ресурсам",
    месяц = ​​май,
    год = "2020",
    address = "Марсель, Франция",
    издатель = "Европейская ассоциация языковых ресурсов",
    url = "https://aclanthology. org/2020.lincr-1.7",
    страницы = "50--58",
    abstract = «В анализе настроений несколько исследователей использовали смайлики и хэштеги в качестве конкретных форм обучения и контроля. Некоторые эмоции, такие как страх и отвращение, недостаточно представлены в тексте социальных сетей. Другие, такие как предвкушение, отсутствуют. исследовательская работа предлагает новый набор данных для обнаружения сложных эмоций с использованием комбинации нескольких существующих корпусов для представления и интерпретации сложных эмоций на основе теории Плутчика. Наши эксперименты и оценки подтверждают, что использование трансферного обучения (TL) с богатым эмоциональный корпус, облегчает обнаружение сложных эмоций в четырехмерном пространстве. Кроме того, включение правила об обратных эмоциях в архитектуру модели обеспечивает значительное улучшение с точки зрения точности, отзыва и F- счет.",
    язык = "английский",
    ISBN = "979-10-95546-52-8",
}
 
 
 loc.gov/mods/v3">
<моды>
    <информация о заголовке>
        На пути к набору данных для изучения сложных эмоций на основе глубоких нейронных сетей
    
    <название типа="личное">
        Платежная
        Белаин
        <роль>
            автор
        
    
    <название типа="личное">
        Фатиха
        Садат
        <роль>
            автор
        
    
    <название типа="личное">
        Мунир
        Букадум
        <роль>
            автор
        
    
    <название типа="личное">
        Хаким
        Лунис
        <роль>
            автор
        
    
    <информация о происхождении>
        2020-05
    
    текст
    <язык>
        Английский
        eng
    
    
        <информация о заголовке>
            Материалы второго семинара по лингвистическим и нейрокогнитивным ресурсам
        
        <информация о происхождении>
            Европейская ассоциация языковых ресурсов
            <место>
                Марсель, Франция
            
        
        публикация конференции
        <тип идентификатора="isbn">979-10-95546-52-8
    
    В анализе настроений несколько исследователей использовали смайлики и хэштеги в качестве конкретных форм обучения и контроля.  Некоторые эмоции, такие как страх и отвращение, недостаточно представлены в тексте социальных сетей. Другие, такие как ожидание, отсутствуют. В этой исследовательской работе предлагается новый набор данных для обнаружения сложных эмоций с использованием комбинации нескольких существующих корпусов для представления и интерпретации сложных эмоций на основе теории Плутчика. Наши эксперименты и оценки подтверждают, что использование трансферного обучения (TL) с богатым эмоциональным корпусом облегчает обнаружение сложных эмоций в четырехмерном пространстве. Кроме того, включение правила об обратных эмоциях в архитектуру модели обеспечивает значительное улучшение с точки зрения точности, отзыва и F-показателя.
    belainine-etal-2020-towards
    <местоположение>
        https://aclanthology.org/2020.lincr-1.7
    
    <часть>
        <дата>2020-05
        <единица экстента="страница">
            <начало>50
            <конец>58
        
    


 
 %0 Материалы конференции
%T на пути к мульти-набору данных для изучения сложных эмоций на основе глубоких нейронных сетей
% Белаин, Биллал
%А Садат, Фатиха
%A Букадум, Мунир
%A Лунис, Хаким
%S Материалы второго семинара по лингвистическим и нейрокогнитивным ресурсам
%D 2020
%8 май
%I Европейская ассоциация языковых ресурсов
%C Марсель, Франция
%@ 979-10-95546-52-8
%G Английский
%F belainine-etal-2020-в направлении
%X При анализе настроений несколько исследователей использовали смайлики и хэштеги в качестве особых форм обучения и контроля.  Некоторые эмоции, такие как страх и отвращение, недостаточно представлены в тексте социальных сетей. Другие, такие как ожидание, отсутствуют. В этой исследовательской работе предлагается новый набор данных для обнаружения сложных эмоций с использованием комбинации нескольких существующих корпусов для представления и интерпретации сложных эмоций на основе теории Плутчика. Наши эксперименты и оценки подтверждают, что использование трансферного обучения (TL) с богатым эмоциональным корпусом облегчает обнаружение сложных эмоций в четырехмерном пространстве. Кроме того, включение правила обратных эмоций в архитектуру модели обеспечивает значительное улучшение с точки зрения точности, отзыва и F-показателя.
%U https://aclanthology.org/2020.lincr-1.7
%Р 50-58
 
Markdown (неофициальный)

[На пути к мульти-набору данных для обучения сложным эмоциям на основе глубоких нейронных сетей] (https://aclanthology.org/2020.lincr-1.7) (Belainine et al., LiNCr 2020)

  • На пути к мульти-набору данных для обучения сложным эмоциям на основе глубоких нейронных сетей (Belainine et al.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *