Сложный волевой акт состоит из – Структура волевого действия. Простой и сложный волевой акт. — Мегаобучалка

Волевой акт и его структура

Действие сознательного целенаправленного характера, с помощью которого человек осуществляет цель, при этом контролирует свои импульсы и изменяет окружающий мир, подчиняя его осуществлению поставленной задачи, называется волевым действием. Об этом пишет Л.С.Рубинштейн, выделяя четыре этапа волевого акта.

Структура волевого акта

  1. Побуждение и постановка цели.
  2. Обсуждение и борьба мотивов.
  3. Решение.
  4. Выполнение.

Волевой акт начинается с желания, стремления произвести действие для чего-то. Затем рассматриваются мотивы, прогнозируется результат. Наконец, наступает момент принятия решения, который может протекать по-разному. Если борьба мотивов отсутствует, решение принимается без каких-либо ярких проявлений, так как цель полностью совпадает с принятием решения. По утверждению Рубинштейна после того, как цель поставлена, мгновенно приходит осознание того, что это необходимо сделать. После осознания возникает желание начать действовать. Если мотивов несколько, и они конфликтуют между собой, полное и окончательное решение принимается после борьбы мотивов. Если мотивы равны по значимости и интенсивности, решение принимается насильственно, путем искусственного снятия борьбы мотивов. Принятие решения сопровождается эмоциональной составляющей. Человек переживает за результат будущих действий, осознает, что от него зависит исход той или иной ситуации, рождается чувство ответственности.

Переживание волевого действия субъектом

Основные компоненты субъективного переживания выделяет психолог Д.Н.Узнадзе, их три. В акте воли на индивидуальное «Я» человек смотрит объективно (явление объективизации). Происходит «выпадение» субъекта из повседневного существования и оценка им самого себя, мотивов своих действий со стороны. Например, настала необходимость признать, то что вы были не правы. Для этого нужно сопоставить себя и свою деятельность, на какое-то время отстранившись от слитного существования субъекта и действия. Вы внутренне соглашаетесь с тем, что допустили ошибку, а потом уже выражаете это во внешнем поведении. То есть, можно утверждать, что волевой акт — это особое состояние сознания. Воля по своей сути имеет перспективный характер, она всегда направлена вперед, в будущее. Совершая волевой акт, человек не думает о настоящем, он анализирует то, что будет после совершенного им действия. Каким станет будущее, если он сделает или не сделает нечто. Воля способна переживать активные стадии «Я». Например, чувство жажды. Человек незамедлительно совершает действия: встает, наливает воду, пьет. Здесь не присутствует субъективное разделение человека и ситуации, нет ориентации на будущее, нет активности личности. Это импульсивное поведение, здесь происходит переживание самой потребности, активное «Я» не включается.

Замечание 1

Акт воли не является реализацией импульса, поэтому необходимую энергию для деятельности он берет из другого источника. Таким источником является личность человека.

Различия между

zaochnik.com

Структура волевого акта. Простой и сложный волевой акт

   Структура волевого акта. Простой и сложный волевой акт

 

     Волевой акт может иметь разную  структуру, в зависимости от  количества компонентов, и длительность  этапов его осуществления. Волевые  действия бывают простые и  сложные. 

     К простым волевым действиям  относятся те, при осуществлении  которых человек без колебаний  идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путём он будет добиваться.

   Однако не каждое действие является волевым. Привычные действия совершаются без усилий воли, на основании уже усвоенного стереотипа поведения. Привычные действия – приветствие, умывание по утрам и т.д.

     Структуру сложного волевого акта составляют, по крайней мере, три фазы: осознание и постановка цели, планирование и исполнение.

   Первая  фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с  возникновения побуждения, которое  выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели. Постановка целей не протекает гладко и спокойно, а, как правило, сопровождается борьбой мотивов. В борьбе высших мотивов с низшими формируется воля человека.

   Например, перед студентом  стоит выбор: идти с друзьями на дискотеку  или готовиться к  семинарскому занятию. Это означает борьбу мотивов разных нравственных уровней (между предвкушением  удовольствия от приятного  проведения времени  и необходимостью работать) и требует  значительных волевых  усилий.

   После определения и постановки цели происходит планирование исполнения. Этот этап характеризуется  активной работой мысли, анализа  и сравнением всех условий, в которых  должно протекать действие. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.

   Однако  при всем значении постановки цели и планирования решающей фазой является исполнение. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела. Только при доведении дела до конца мы говорим о силе воли человека, о волевых качествах его личности.

   Если  у человека имеются серьезные  основания к тому, чтобы прекратить стремление к цели, назвать его  безвольным нельзя. Волевой человек  должен уметь, когда это нужно, отказаться от намеченного действия, принять  новое решение, иначе это будет  уже не проявление воли, а бессмысленное  упрямство. 

stud24.ru

Сложный волевой акт состоит из. Волевой акт и его структура

Волевые действия по своей сложности бывают двух видов — простое и сложное волевое действие. Простой волевой акт имеет место в том случае, когда побуждение непосредственно переходит в действие, благодаря ясности цели. Сложное волевое действие предполагает вклинивание между побуждающим импульсом и непосредственным действием дополнительных звеньев. Стадиями сложного волевого процесса выступают:
возникновение побуждения и постановка цели;
стадия обсуждения и борьба мотивов;
принятие решения;
исполнение.
Стадия побуждения и осознание цели. Основным содержанием первой ступени в развитии волевого действия является возникновение побуждения и осознание цели. Не всякое побуждение носит сознательный характер. В зависимости от того, насколько осознана та или иная потребность, их разделяют на влечение и желание.

Если индивид осознает лишь неудовлетворенность текущей ситуации и при этом сама потребность осознается недостаточно отчетливо, и не осознаются пути и средства к достижению цели, то мотивом деятельности является влечение. Влечение — смутно, неясно: человек осознает, что ему чего-то не хватает или что ему что-то нужно, но, что именно, он не понимает. Обычно люди переживают влечение как специфическое тягостное состояние в виде скуки, тоски, неопределенности. Из-за своей неопределенности влечение не может пе-рерасти в деятельность. Поэтому же влечение — переходящее явление, и представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и т.д.
Однако желать еще не означает действовать. Отражая содержание потребности, желание не содержит активного элемента. Желание — это скорее знание того, что побуждает к действию. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив поведения, а затем в цель, оно оценивается человеком, который взвешивает все условия, помогающие и мешающие ее осуществлению. Желание как мотив деятельности характеризуется четкой, осознанностью,
породившей его потребности. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия, и построение его плана, осознаются также при этом возможные пути и средства достижения цели.
Стадия борьбы мотивов. В результате изменения значения различных потребностей у человека может возникнуть борьба мотивов. Борьба мотивов включает в себя широкое мысленное обсуждение человеком тех оснований, которые говорят о всех плюсах и минусах действий» в том или ином направлении, обсуждении того, как именно»1 надо действовать. Борьба мотивов нередко сопровождается значительным внутренним напряжением и представляет собой переживание глубокого внутреннего конфликта между доводами разума и чувствами, мотивами личного порядка и общественными интересами, между «хочу» и «должен» и т.д.
В традиционной психологии борьба мотивов и последующее решение рассматривалось как основное звено, ядро волевого акта. В действительности борьба мотивов не должна абсолютизироваться. . Подлинно волевое действие является избирательным актом, включающим сознательный выбор и решение. Задержка действий для обсуждения последствий также существенна для волевого акта, как и импульсы к нему. Здесь в волевой процесс включается процесс интеллектуальный. Мысленное моделирование ситуаций обнаруживает, что желание, порожденное одной потребностью или определенным интересом, может осуществиться лишь за счет другого желания или что желательное само по себе действие может привести к нежелательным последствиям.
Стадия принятия решения. Принятие решения является заключительным моментом борьбы мотивов: человек решается действовать в определенном направлении, отдавая предпочтение одним целям и мотивам и отвергая другие. Принимая решение, человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него, и это порождает специфическое для волевого акта чувство ответственности. Процесс принятия решения достаточно сложен, и внутреннее напряжение, сопровождающее его, прогрессивно нарастает. Но после того, как решение принято, человек испытывает определенное облегчение, так как внутренняя напряженность снижается.
Стадия исполнения. Однако принять решение не означает выполнить его. Иногда намерение может быть не реализовано и начатое дело не доводится до конца. Сущность волевого действия лежит не в борьбе мотивов и не в принятии решения, а в его исполнении. Только тот, кто умеет приводить свои решения в исполнение, может считаться человеком с достаточно сильной волей.
Исполнительный этап волевого действия имеет сложную внутреннюю структуру. Собственно исполнение решения обычно связано с тем или иными временем — сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то говорят о намерении. Намерение является внутренней подготовкой
отсроченного действия. Как и в любом другом действии, здесь можно выделить этап планирования путей достижения поставленной задачи. Планирование представляет собой сложную умственную деятельность, поиск наиболее рациональных способов и средств реализации принятого решения.
Спланированное действие не реализуется автоматически: чтобы решение перешло в действие, необходимо сознательное волевое усилие. Волевое усилие переживается как сознательное напряжение, находящее разрядку в волевом действии. Волевое усилие характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от нежелательных поступков. Волевое усилие пронизывает все звенья волевого акта, начиная от осознания цели и заканчивая исполнением решения.
В исследованиях установлено, что интенсивность волевого усилия зависит от следующих факторов:
1. Моральной устойчивости — ответственные люди преодолевают значительные препятствия для достижения цели, в то время как безответственный человек обычно неспособен к напряжению.
Наличия общественной значимости целей.
Установки по отношению к деятельности — например, в зависимости от того, что скажет учитель, задавая урок ученикам: «чтобы они материал только прочитали» или «чтобы хорошенько подготовились к сочинению», усилия, затраченные ими на подготовку, будут совершенно различны.
Уровня самоуправления и самоорганизации личности — люди, потратившие много усилий для развития своей воли, например спортсмены, гораздо легче встречают внешние препятствия, чем лица, не занимавшиеся самосовершенствованием.
Однако одного лишь понимания значимости выполняемого действия или его соответствия моральным принципам недостаточно, чтобы заставить человека бороться с трудностями. Чтобы понимание породило стремление, подавляющее многие другие желания, оно должно подкрепляться чувством долга. Чувство долга есть интериоризация морали, т.е. моральные нормы стали достоянием личности и служат для нее внутренними побуждениями к поведению в любой ситуации.

Воля – процесс сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, выраженный в умении преодолевать внутренние и внешние трудности.

Воля выполняет следующие функции:

Побудительная и направляющая на достижение поставленной цели при пр

1kingvape.ru

Простой волевой акт состоит из планирования. Сложные волевые действия. Развитие воли в онтогенезе

Волевые действия и волевой акт

Волевая деятельность всœегда состоит из определœенных простых и сложных волевых действий, в которых содержатся всœе признаки и качества воли (рис. 1).

Рис. 1. Виды волевого действия

Волевое действие связано с осознанием цели деятельности, ее значимости, подчинœением своих импульсов сознательному контролю и изменением окружающей действительности в соответствии со своими замыслами (рис. 2).

Рис. 2. Характеристики волевого действия

Волевые действия различают по степени сложности. В случае, когда в побуждении ясно видна цель, и оно непосредственно переходит в действие, говорят о простом волевом акте. Сложному волевому акту предшествует учет последствий, осознание мотивов, принятие решения, составление плана его осуществления (рис. 3).

Побуждение к совершению волевого действия. В роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определœенные потребности и мотивы человека. Οʜᴎ бывают самыми различными, но в любом случае заставляют активно работать мышление человека, принуждают его оценивать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой определœенные цели. Следует признать, что не всякое стремление к цели носит осознанный характер.
Размещено на реф.рф
Учитывая зависимость отстепени осознанности потребностей, мотивов поведения стремление к цели подразделяется на влечения и желания.

Влечение — ϶ᴛᴏ недостаточно осознанное стремление, при котором чело-век плохо осознает свои потребности, мотивы поведения. Влечение часто рас-сматривается как некое переходное состояние, так как из-за своей неясности, неопределœенности не может перерасти в целœенаправленную деятельность. Представленная во влечении потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.

Принятие одной из возможностей в качестве решения
Борьба мотивов и выбор

Рис. 3. Этапы сложного волевого действия

Желание — ϶ᴛᴏ стремление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возникает при ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее. Следует отметить, что далеко не всякое желание приводит к действию. Желание само по себе не содержит активного компо-нента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, ᴛ.ᴇ. ʼʼфильтруетсяʼʼ через систему ценностей человека, получает эмоциональную окраску.

Желание, имея побуждающую силу, обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана.

Осознание цели и стремление ее достичь. Способность к сознательной целœенаправленности является специализированной способностью человечес-кого сознания. Постановка цели включает в себя образ объекта͵ на который будут направлены действия, и представления ожидаемого результата – прогнозирование. Именно содержание целœей определяет социальную ценность поступков человека, его ценностные ориентации, его правосознание.

Осознание ряда возможностей достижения цели, ᴛ.ᴇ. тех конкретных средств, которые приводят к желаемому результату. Это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого – установление причинно-следственных связей между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными резуль-татами.

Способы действия должны оцениваться человеком не только с точки зрения его личной пользы, выгоды, но также с учетом возможных последствий для других людей и общества в целом. Выбор способов действий, как и всœе другие стадии волевого акта͵ опосредуется моральными установками, включен-ными в структуру мотивации субъекта.

Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности. Этот этап характеризует активизацию и осознание мотива, побуждающего человека к постановке конкретной цели и совершению нормативного или противоправного поступка. В структуру мотивации включе-ны эмоции и чувства, потребности, интересы и идеалы личности. Вот почему именно мотив определяет ʼʼличностный смыслʼʼ поставленной цели и направ-ленность личности (А.Н. Леонтьев). Мотивация человека является очень слож-ным многоуровневым образованием, в связи с этим часто нелœегко выявить истинный и адекватный мотивы поведения.

Борьба мотивов и выбор. Анализ структуры своей мотивации и ее соот-ношение с целью позволяют субъекту понять, в какой мере поставленная цель соответствует определœенному мотиву. Когда человек испытывает состояние неопределœенности, у него возникает несколько разнородных мотивов, побуж-дающих его стремиться к различным целям. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели, но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это человек тоже понимает), но зато следование им больше соответствует системе его ценностей.

В человеке могут бороться чувства долга и страха, любви и ненависти, альтруизма и эгоизма и т.д. Особенно напряженно протекает борьба, когда сталкиваются несовместимые побуждения и человеку приходится выбирать между узколичностными мотивами и общественным долгом. Осознание, рациональная и эмоциональная оценка личностью конкурирующих мотивов и целœей завершаются выбором одного из них, имеющего по шкале ценностных ориентаций субъекта наибольший личностный и общественный ʼʼрейтингʼʼ, и постановкой основной цели деятельности, соответствующей этому мотиву. Другие конкурирующие мотивы осознаются человеком как желания, влечения, которые в качестве промежуточных помех часто препятствуют достижению намеченной или промежуточной цели. Промежуточные цели ставятся с учетом оптимальной последовательности реализации определœенных мотивов и целœей.

Борьба мотивов заканчивается либо появлением намерения, направ-ленного на неопределœенное будущее, либо принятием решения, когда человек четко осознает крайне важно сть и возможность достижения определœенной цели и отдает самому себе приказ в плане внутренней или внешней речи, стимулируя активизацию моторных процессов.

Принятие одной из возможностей в качестве решения. Этот этап характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, ᴛ.ᴇ. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация принятого решения. Это интеллектуальный акт и особое волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целœенаправленного действия или удержание от него. Процесс принятия решения требует от личности максимальной осознанности, решитель-ности и ответственности.

Осуществление принятого решения. Этот этап, однако, не освобождает человека от крайне важно сти прилагать волевые усилия, порой не менее зна-чительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, пос-кольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий, объе

1kingvape.ru

Волевые действия и волевой акт — МегаЛекции

Тема 18

ВОЛЯ

Общая характеристика воли

Волевые действия и волевой акт

Волевые качества человека

Развитие воли у человека

Нарушение волевой сферы

Общая характеристика воли

 

Воля – это сознательная регуляция человеком своего поведения и деятельности, выраженная в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связана с мотивационной сферой личности, познавательными и эмоциональными процессами. Воля обеспечивает переход от познания и переживаний человека к практической деятельности, к изменению действительности в связи с потребностями, намерениями, интересами. С помощью воли человек организует деятельность и управляет своим поведением. Основными особенностями воли являются:

· сознательная целеустремленность. Чтобы что-то выполнить, человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение;

· связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя для этого человек может только в том случае, если он все хорошо продумал и спланировал;

· связь с движениями. Для реализации своих целей человек двигается, изменяет формы активности.

Чаще всего человек проявляет свою волю в следующих типичных ситуациях:

1. Когда необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, несовместимыми друг с другом.

2. Когда, несмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели.

3. Когда на пути практической деятельности человека возникают внутренние (боязнь, сомнения) или внешние (объективные обстоятельства) препятствия, которые необходимо преодолеть.

В психической деятельности юриста воля выполняет ряд функций.

Главная функция воли заключается в сознательной регуляции человеком своих действий, направленных на достижение поставленных целей, как в благоприятных, так и в неблагоприятных жизненных ситуациях.



Общая регулирующая функция воли конкретизируется в следующих взаимосвязанных функциях:

· побудительная функция – активизация определенных мотивов поведения, побуждение человека к определенной активности, совершению определенных действий, направленных на достижение определенной цели, связанной с удовлетворением определенной потребности;

· организующая функция – организация психических процессов в систему, адекватную цели деятельности;

· стабилизирующая функция – поддержание активности на должном уровне вплоть до достижения цели деятельности;

· функция торможения воли – сдерживание нежелательных проявлений активности, торможение мотивов, влечений, желаний, вариантов поведения, не согласующихся с главными целями деятельности в тот или иной момент времени.

Воля – это способность человека сознательно управлять собой в деятельности с труднодостижимыми целями. Она предполагает регулирование человеком своего поведения, торможение им ряда других устремлений и побуждений, организацию цепи различных действий в соответствии с сознательно проставленными целями. Волевая деятельность заключается в том, что человек осуществляет власть над собой, контролирует собственные непроизвольные импульсы и в случае необходимости подавляет их. Проявление воли представляет собой такого рода активность личности, которая связана с участием сознания. Волевая деятельность обязательно предполагает целый ряд актов: оценку сложившейся ситуации; выбор пути для будущего действия; отбор средств, необходимых для достижения цели, и т.д.

В ряде случаев волевая деятельность связана с принятием решений, определяющих жизненный путь человека, выявляющих его общественное лицо, раскрывающих его моральных облик. Поэтому в осуществление таких волевых действий вовлечен весь человек как сознательно действующая личность. Волевая деятельность человека обусловлена сформировавшимся складом личности, характером ее мотивов и жизненных целей, возникающих как результат различных воздействий в условиях жизни человека. Вместе с тем в качестве непосредственной причины волевой деятельности могут выступать разнообразные жизненные обстоятельства.

 

Волевые действия и волевой акт

 

Волевая деятельность всегда состоит из определенных простых и сложных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли (рис. 1).

 

Виды волевого действия
  Простое волевое действие
Действие, в котором побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически, без особого напряжения и без специальной организации действия. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Эти действия не нуждаются в сложных способах их выполнения
  Сложное волевое действие
Действие нуждается в значительном напряжении сил, терпеливости, настойчивости, умении планировать и организовывать целенаправленную деятельность

 

Рис. 1. Виды волевого действия

 

Волевое действие связано с осознанием цели деятельности, ее значимости, подчинением своих импульсов сознательному контролю и изменением окружающей действительности в соответствии со своими замыслами (рис. 2).

Является осознанным, целенаправленным, намеренным, принятым к осуществлению по собственному сознательному решению
Является действием, необходимым по внешним (социаль-ным) или личным причинам, т.е. всегда существуют основания, по которым действие принимается к исполнению
Имеет исходный или проявляющийся при его осуществлении дефицит побуждения (или торможения)
В итоге обеспечивается дополнительным побуждением (торможением) за счет функционирования определенных механизмов и заканчивается достижением намеченной цели

 

 

Рис. 2. Характеристики волевого действия

 

Волевые действия различают по степени сложности. В случае, когда в побуждении ясно видна цель, и оно непосредственно переходит в действие, говорят о простом волевом акте. Сложному волевому акту предшествует учет последствий, осознание мотивов, принятие решения, составление плана его осуществления (рис. 3).

Побуждение к совершению волевого действия.В роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определенные потребности и мотивы человека. Они могут быть самыми различными, но в любом случае заставляют активно работать мышление человека, принуждают его оценивать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой определенные цели. Следует признать, что не всякое стремление к цели носит осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей, мотивов поведения стремление к цели подразделяется на влечения и желания.

Влечение – это недостаточно осознанное стремление, при котором человек плохо осознает свои потребности, мотивы поведения. Влечение часто рассматривается как некое переходное состояние, так как из-за своей неясности, неопределенности не может перерасти в целенаправленную деятельность. Представленная во влечении потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.

Осознание цели и стремление ее достичь
Побуждение к совершению волевого действия
Осознание ряда возможностей достижения цели
Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности
Достижение поставленной цели
Осуществление принятого решения
Принятие одной из возможностей в качестве решения
Борьба мотивов и выбор

 

Рис. 3. Этапы сложного волевого действия

Желание – это стремление, которое возникает при ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее. Следует отметить, что далеко не всякое желание приводит к действию. Желание само по себе не содержит активного компонента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т.е. «фильтруется» через систему ценностей человека, получает эмоциональную окраску.

Желание, имея побуждающую силу, обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана.

Осознание цели и стремление ее достичь.Способность к сознательной целенаправленности является специализированной способностью человеческого сознания. Постановка цели включает в себя образ объекта, на который будут направлены действия, и представления ожидаемого результата – прогнозирование. Именно содержание целей определяет социальную ценность поступков человека, его ценностные ориентации, его правосознание.

В психологии принято различать два вида целей: стратегические (отдаленные), т.е. направленные на какой-либо общий социально и личностно значимый результат (например, успешное завершение сложного расследования), и тактические цели, более близкие, направленные на решение конкретных задач и последовательно приближающие к конечной цели.

Осознание ряда возможностей достижения цели,т.е. тех конкретных средств, которые приводят к желаемому результату. Это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого – установление причинно-следственных связей между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

Способы действия должны оцениваться человеком не только с точки зрения его личной пользы, выгоды, но также с учетом возможных последствий для других людей и общества в целом. Выбор способов действий, как и все другие стадии волевого акта, опосредуется моральными установками, включенными в структуру мотивации субъекта.

Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности.Этот этап характеризует активизацию и осознание мотива, побуждающего человека к постановке конкретной цели и совершению нормативного или противоправного поступка. В структуру мотивации включены эмоции и чувства, потребности, интересы и идеалы личности. Вот почему именно мотив определяет «личностный смысл» поставленной цели и направленность личности (А.Н. Леонтьев). Мотивация человека является очень сложным многоуровневым образованием, поэтому часто нелегко выявить истинный и адекватный мотивы поведения.

Выявление истинных мотивов правонарушителей является одной из Борьба мотивов и выбор. Анализ структуры своей мотивации и ее соотношение с целью позволяют субъекту понять, в какой мере поставленная цель соответствует определенному мотиву. Когда человек испытывает состояние неопределенности, у него возникает несколько разнородных мотивов, побуждающих его стремиться к различным целям. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели, но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это человек тоже понимает), но зато следование им больше соответствует системе его цен-ностей.

В человеке могут бороться чувства долга и страха, любви и ненависти, альтруизма и эгоизма и т.д. Особенно напряженно протекает борьба, когда сталкиваются несовместимые побуждения и человеку приходится выбирать между узколичностными мотивами и общественным долгом. Правосознательное поведение возникает тогда, когда преобладают социально-ценностные мотивы. Если при наличии противоречивых побуждений не превалирует ни одно, то субъект испытывает состояние сомнения, торможения и склонен отказаться от выполнения действия.

Осознание, рациональная и эмоциональная оценка личностью конкурирующих мотивов и целей завершаются выбором одного из них, имеющего по шкале ценностных ориентаций субъекта наибольший личностный и общественный «рейтинг», и постановкой основной цели деятельности, соответствующей этому мотиву. Другие конкурирующие мотивы осознаются человеком как желания, влечения, которые в качестве промежуточных помех часто препятствуют достижению намеченной или промежуточной цели. Промежуточные цели ставятся с учетом оптимальной последовательности реализации определенных мотивов и целей.

Борьба мотивов заканчивается либо появлением намерения, направленного на неопределенное будущее, либо принятием решения, когда человек четко осознает необходимость и возможность достижения определенной цели и отдает самому себе приказ в плане внутренней или внешней речи, стимулируя активизацию моторных процессов.

Принятие одной из возможностей в качестве решения.Этот этап характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация принятого решения. Это интеллектуальный акт и особое волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Процесс принятия решения требует от личности максимальной осознанности, решительности и ответственности.

Осуществление принятого решения.Этот этап, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий, объективных (внешних) и субъективных (внутренних) трудностей.

Внешними трудностями являются препятствия, которые не зависят от действующего человека: природные катастрофы, затруднения при решении профессиональных задач, сопротивление других людей, разного рода помехи и т.д.

К внутренним трудностям относятся трудности личного порядка, зависящие от физического и психического состояния человека, например, отсутствие знаний, борьба сложившихся в прошлом отрицательных представлений, желаний, чувств, преодоление которых часто бывает для человека более сложным, чем преодоление внешних препятствий, так как легче бывает противостоять внешним трудностям, чем преодолеть самого себя.

Этот этап характеризуется напряжением сил, направленных на преодоление противоположно направленных мотивов и мобилизацию сил. Человек выстраивает свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился в вещи, предмете, трудовом, умственном действии, поступке. Однако человек не только действует, он проявляет свою волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан им заранее.

Достижение поставленной цели.Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое – это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий. Результаты (успешные или неуспешные) по принципу обратной связи воспринимаются и оцениваются субъектом на основе сопоставления образа желаемого и реально полученного результата, после чего волевое действие либо заканчивается, либо повторяется вновь.

Волевые качества человека

 

Волевое действие каждого человека имеет свою особую неповторимость, так как является отражением относительно устойчивой структуры личности. В рамках индивидуальных различий волевой сферы выделяемые параметры могут характеризовать как волевой акт в целом, так и отдельныеегозвенья. В частности, одной из основных характеристик воли является ее сила.

Сила волипроявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего в том, какие препятствия преодолены с помощью волевых действий и какие результаты при этом получены. Именно препятствия, преодолеваемые посредством волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли.

Анализируя отдельные звенья волевого акта, можно заключить, что первый, пусковой этап волевого действия во многом зависит от таких качеств личности, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка и самообладание.

Целеустремленность–умение человека подчинять свои действия поставленным целям. Целеустремленность является важнейшим мотивационно-волевым качеством личности, определяющим содержание и уровень развития всех других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую — умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами и целеустремленность оперативную — умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

В большинстве своем юристы обладают хорошей целеустремленностью, ясностью цели, сочетанием личных целей с целями всего российского государства.

Инициативность– способность работать творчески, предпринимая действия по собственному почину. Для многих людей самым трудным является преодоление своей инертности, они не могут что-то предпринять сами, без стимуляции извне. Инициативность потому и является волевым качеством, что требует готовности идти на риск, нести ответственность за последствия, испытывать большое напряжение духовных и физических сил.

Самостоятельность волевого акта проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельные люди без посторонней помощи видят проблему и исходя из нее ставят перед собой цель. Обычно такие люди активно отстаивают свою точку зрения, свое понимание задачи, цели и пути ее реализации.

Выдержка– умение затормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения. Это способность постоянно контролировать свое поведение.

Самообладание– способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.

Высшей степенью самообладания является – мужество, которое ярко проявляется в сложных и опасных обстоятельствах, в борьбе с необычными трудностями. Мужество – сложное качество. Оно предполагает наличие смелости, выдержки и настойчивости.

Инициативность, самостоятельность, как волевые качества личности противостоят таким качествам, как внушаемость, податливость, инертность, однако их надо отличать от негативизма как немотивированной склонности поступать наперекор другим.

Негативизм большинством психологов рассматривается как слабость воли, выражающаяся в неумении подчинить свои действия доводам разума, сознательным мотивам поведения, в неумении противостоять своим желаниям, ведущим к безделью и т.д.

Индивидуальным параметром, характеризующим особенности этапа актуализации одного или нескольких мотивов и этапа принятия решения, выступает решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность реализуется в выборе доминирующего мотива и адекватных средств достижения цели. Особенно ярко она проявляется в сложных ситуациях, где действие сопряжено с некоторым риском. Своевременно принять решение – значит принять его именно в тот момент, когда этого требуют обстоятельства. Решительные люди всесторонне и глубоко обдумывают цели действия, способы их достижения, переживая сложную внутреннюю борьбу, столкновение мотивов. Решительность проявляется и при реализации поставленной цели: для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия.

Существенной предпосылкой решительности является смелость – умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели.

Качествами, противоположными решительности, выступают нерешительность, импульсивность и противоречивость.

Важнейшей характеристикой этапа исполнения деятельности является настойчивость или упорство.

Настойчивость или упорство – умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. Настойчивый человек способен найти в окружающих условиях именно то, что поможет достижению цели. Настойчивые люди не останавливаются перед неудачами, не поддаются сомнениям, не обращают внимание на упреки или противодействие других людей.

От настойчивости следует отличать упрямство – качество личности, выражающееся в стремлении поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей.

Смелостьвыражается в готовности человека бороться и преодолевать опасность. Смелость – это храбрость, сочетаемая с учетом опасности. Смелость проявляется, как правило, и в повседневной жизни, в служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов, в требовательности к своим коллегам, критике и самокритике.

Дисциплинированность – это сплав личностных черт, обеспечивающих точное и неуклонное подчинение своих действий и поступков правилам и требованиям законов, нравственных норм.

Ответственность – внешний или внутренний контроль над деятельностью, отражающий социальное, морально-правовое отношение к обществу, выражающееся в выполнении принятых нравственных и правовых норм и правил, своего долга.

Самовоспитание волиосуществляется с помощью разнообразных приемов, в том числе путем соблюдения следующих требований:

· принятое решение должно быть исполнено. Лучше не принимать решений, чем принимать и не выполнять их;

· необходимо приучить себя преодолевать трудности и препятствия на пути к достижению цели. Начинать нужно с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности, препятствия;

· при постановке трудных целей необходимо намечать не только главную цель, но и промежуточные цели, достижение которых будет приближать главную цель;

· необходимо соблюдать распорядок дня, систематически заниматься спортом. Умение побеждать вырабатывается в процессе занятий физкультурой, поскольку происходит тренировка не только мышц, но и воли.

Развитие воли у человека

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции и только затем – в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии – планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее – к третичным волевым качествам.

Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.

Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков – все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность. Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

 

Нарушение волевой сферы

Одной из важных задач самовоспитания и развития воли является преодоление различных пассивных и активных форм волевой недостаточности, часто присущих слабовольным людям. К пассивным формам волевой недостаточности относятся легкая внушаемость и несамостоятельность, апатия, абулия, отсутствие настойчивости и выдержки.

Легкая внушаемость и несамостоятельность. Люди с такой формой волевой недостаточности характеризуются чрезвычайной уступчивостью чужому влиянию и легкой податливостью воле другого человека. Предприимчивость и инициативность у таких людей отсутствует, настойчивость незначительна.

Апатия – более тяжелая форма волевой недостаточности, близкая к болезненному состоянию, депрессии, когда у человека исчезают разного рода желания, стремления, появляется безразличие к событиям жизни, мнению других людей, притупляются чувства. Апатия часто вызвана тяжелым переживанием, такими нервными заболеваниями, как истерия, неврастения; различными душевными болезнями, сопровождающимися меланхолией и депрессией.

Абулия – нарушение воли, частичное или полное отсутствие желания и побуждений к деятельности.

Отсутствие настойчивости и выдержки. Есть люди, которые при-нимают много решений, но не исполняют их. Именно у таких людей нет выдержки и настойчивости (часто определяется развившейся леностью со слабо развитой способностью к волевому усилию).

К активным формам волевой недостаточности относятся импульсивность и упрямство.

Импульсивность характеризуется чрезмерной порывистостью в решениях и действиях даже тогда, когда мотивы не взвешены и решения не обдуманы. Импульсивность характерна для людей со слабым самоконтролем, сильными и бурно протекающими чувствами, неспособных к самообладанию и выдержке. Эта форма волевой недостаточности проявляется в «разбросанности», бурной и мало осознанной активности.

Упрямство – форма волевой недостаточности, проявляющаяся в бессмысленной настойчивости, в стремлении цепко держаться принятого решения, даже тогда, когда человек, его принявший, сознает (пусть даже смутно) неразумность и даже вредность этого решения.

Упрямство связано со слабостью критической оценки, неспособностью спокойно и всесторонне обдумать собственные мотивы и доводы других, тупой неповоротливостью ума.

К психологическим критериям, подтверждающим наличие у субъекта сниженной способности руководить своими действиями в пределах психической нормы, можно отнести следующие факторы:

· сниженный уровень интеллекта, существенно осложняющий принятие человеком важных для него решений в нестандартных ситуациях, затрудняющий прогнозирование, планирование им своих последующих действий;

· наличие определенных устойчивых черт характера, составляющих в своей совокупности синдром так называемой «сниженной волевой устойчивости», формирующих «конформный тип» личности человека, который очень часто принимает решение под влиянием каких-либо внешних, порой случайных обстоятельств, под воздействием группового мнения и т.д.;

· заниженные самооценка и уровень притязаний, вызывающие у субъекта чувство собственной неполноценности, ожидание всевозможного рода неудач;

· наличие в мотивационной сфере личности в качестве ведущего мотива избегание неудачи;

· сниженный уровень эмоциональной устойчивости (стрессоустойчивости) личности, существенно затрудняющий осуществление субъектом должного уровня волевого контроля за своими эмоциями и поведением.

 

Список рекомендуемой литературы

 

Выготский Л.С. Воля и ее развитие в детском возрасте [Текст] /
Л.С. Выготский // Собр. соч. в 6 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 3. – 368 с.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции [Текст] / В.А. Иванников. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 140 с.

Ильин Е.П. Психология воли [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 288 с.

Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности [Текст] /
Л.Н. Рожина. – Минск: Университетское, 1999. – 257 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 688 с.

Психические состояния [Текст]: хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – 506 с.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Волевые действия и волевой акт

Количество просмотров публикации Волевые действия и волевой акт — 267

 

Волевая деятельность всœегда состоит из определœенных простых и сложных волевых действий, в которых содержатся всœе признаки и качества воли (рис. 1).

Виды волевого действия
  Простое волевое действие
Действие, в котором побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически, без особого напряжения и без специальной организации действия. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Эти действия не нуждаются в сложных способах их выполнения
  Сложное волевое действие
Действие нуждается в значительном напря-жении сил, терпеливости, настойчивости, уме-нии планировать и организовывать целœенаправ-ленную деятельность

Рис. 1. Виды волевого действия

Волевое действие связано с осознанием цели деятельности, ее значимости, подчинœением своих импульсов сознательному контролю и изменением окружающей действительности в соответствии со своими замыслами (рис. 2).

Является осознанным, целœенаправленным, намеренным, принятым к осуществлению по собственному сознательному решению
Является действием, необходимым по внешним (социальным) или личным причинам, ᴛ.ᴇ. всœегда существуют основания, по которым действие принимается к исполнению
Имеет исходный или проявляющийся при его осуществлении дефицит побуждения (или торможения)
В итоге обеспечивается дополнительным побуждением (тормо-жением) за счёт функционирования определœенных механизмов и заканчивается достижением намеченной цели
 
 

Рис. 2. Характеристики волевого действия

Волевые действия различают по степени сложности. В случае, когда в побуждении ясно видна цель, и оно непосредственно переходит в действие, говорят о простом волевом акте. Сложному волевому акту предшествует учет последствий, осознание мотивов, принятие решения, составление плана его осуществления (рис. 3).

Побуждение к совершению волевого действия.В роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определœенные потребности и мотивы человека. Οʜᴎ бывают самыми различными, но в любом случае заставляют активно работать мышление человека, принуждают его оценивать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой определœенные цели. Следует признать, что не всякое стремление к цели носит осознанный характер.
Размещено на реф.рф
Учитывая зависимость отстепени осознанности потребностей, мотивов поведения стремление к цели подразделяется на влечения и желания.

Влечение — ϶ᴛᴏ недостаточно осознанное стремление, при котором чело-век плохо осознает свои потребности, мотивы поведения. Влечение часто рас-сматривается как некое переходное состояние, так как из-за своей неясности, неопределœенности не может перерасти в целœенаправленную деятельность. Представленная во влечении потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.

Осознание цели и стремление ее достичь
Побуждение к совершению волевого действия
Осознание ряда возможностей достижения цели
Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности
Достижение поставленной цели
Осуществление принятого решения
Принятие одной из возможностей в качестве решения
Борьба мотивов и выбор

Рис. 3. Этапы сложного волевого действия

Желание — ϶ᴛᴏ стремление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возникает при ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее. Следует отметить, что далеко не всякое желание приводит к действию. Желание само по себе не содержит активного компо-нента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, ᴛ.ᴇ. ʼʼфильтруетсяʼʼ через систему ценностей человека, получает эмоциональную окраску.

Желание, имея побуждающую силу, обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана.

Осознание цели и стремление ее достичь.Способность к сознательной целœенаправленности является специализированной способностью человечес-кого сознания. Постановка цели включает в себя образ объекта͵ на который будут направлены действия, и представления ожидаемого результата – прогнозирование. Именно содержание целœей определяет социальную ценность поступков человека, его ценностные ориентации, его правосознание.

Осознание ряда возможностей достижения цели,ᴛ.ᴇ. тех конкретных средств, которые приводят к желаемому результату. Это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого – установление причинно-следственных связей между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными резуль-татами.

Способы действия должны оцениваться человеком не только с точки зрения его личной пользы, выгоды, но также с учетом возможных последствий для других людей и общества в целом. Выбор способов действий, как и всœе другие стадии волевого акта͵ опосредуется моральными установками, включен-ными в структуру мотивации субъекта.

Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности.Этот этап характеризует активизацию и осознание мотива, побуждающего человека к постановке конкретной цели и совершению нормативного или противоправного поступка. В структуру мотивации включе-ны эмоции и чувства, потребности, интересы и идеалы личности. Вот почему именно мотив определяет ʼʼличностный смыслʼʼ поставленной цели и направ-ленность личности (А.Н. Леонтьев). Мотивация человека является очень слож-ным многоуровневым образованием, в связи с этим часто нелœегко выявить истинный и адекватный мотивы поведения.

Борьба мотивов и выбор. Анализ структуры своей мотивации и ее соот-ношение с целью позволяют субъекту понять, в какой мере поставленная цель соответствует определœенному мотиву. Когда человек испытывает состояние неопределœенности, у него возникает несколько разнородных мотивов, побуж-дающих его стремиться к различным целям. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели, но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это человек тоже понимает), но зато следование им больше соответствует системе его ценностей.

В человеке могут бороться чувства долга и страха, любви и ненависти, альтруизма и эгоизма и т.д. Особенно напряженно протекает борьба, когда сталкиваются несовместимые побуждения и человеку приходится выбирать между узколичностными мотивами и общественным долгом. Осознание, рациональная и эмоциональная оценка личностью конкурирующих мотивов и целœей завершаются выбором одного из них, имеющего по шкале ценностных ориентаций субъекта наибольший личностный и общественный ʼʼрейтингʼʼ, и постановкой основной цели деятельности, соответствующей этому мотиву. Другие конкурирующие мотивы осознаются человеком как желания, влечения, которые в качестве промежуточных помех часто препятствуют достижению намеченной или промежуточной цели. Промежуточные цели ставятся с учетом оптимальной последовательности реализации определœенных мотивов и целœей.

Борьба мотивов заканчивается либо появлением намерения, направ-ленного на неопределœенное будущее, либо принятием решения, когда человек четко осознает крайне важно сть и возможность достижения определœенной цели и отдает самому себе приказ в плане внутренней или внешней речи, стимулируя активизацию моторных процессов.

Принятие одной из возможностей в качестве решения.Этот этап характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, ᴛ.ᴇ. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация принятого решения. Это интеллектуальный акт и особое волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целœенаправленного действия или удержание от него. Процесс принятия решения требует от личности максимальной осознанности, решитель-ности и ответственности.

Осуществление принятого решения.Этот этап, однако, не освобождает человека от крайне важно сти прилагать волевые усилия, порой не менее зна-чительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, пос-кольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий, объективных (внешних) и субъективных (внутрен-них) трудностей.

Внешними трудностями являются препятствия, которые не зависят от действующего человека: природные катастрофы, затруднения при решении профессиональных задач, сопротивление других людей, разного рода помехи и т.д.

К внутренним трудностям относятся трудности личного порядка, зависящие от физического и психического состояния человека, к примеру, отсутствие знаний, борьба сложившихся в прошлом отрицательных представ-лений, желаний, чувств, преодоление которых часто бывает для человека более сложным, чем преодоление внешних препятствий, так как легче бывает противостоять внешним трудностям, чем преодолеть самого себя.

Этот этап характеризуется напряжением сил, направленных на преодо-ление противоположно направленных мотивов и мобилизацию сил. Человек выстраивает свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился в вещи, предмете, трудовом, умственном действии, поступке. При этом человек не только действует, он проявляет свою волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан им заранее.

Достижение поставленной цели.Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое — ϶ᴛᴏ достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий. Результаты (успешные или неуспешные) по принципу обратной связи воспринимаются и оцениваются субъектом на базе сопоставления образа желаемого и реально полученного результата͵ после чего волевое действие либо заканчивается, либо повторяется вновь.

referatwork.ru

Волевая деятельность личности: Этапы (фазы) волевых действий » Психология | Самопознание, Саморазвитие | Эзотерика

Волевое действие может быть простым и сложным. Для простого волевого действия характерно то, что побуждение к действию почти автоматически переходит в действие; для сложного существенным является то, что действию предшествует борьба мотивов и принятия решения с учетом последствий этого действия.

Простое волевое действие имеет два этапа, или фазы: первый этап — это возникновение побуждения и предварительная постановка цели; второй — достижение цели, то есть выполнение решения.

Сложное волевое действие состоит из четырех этапов, или фаз: первый — возникновение побуждения и предварительная постановка цели; второй — обдумывание и борьба мотивов; третий — принятие решения; четвертый — выполнение принятого решения.

1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели.
В зависимости от степени осознанности побуждения разделяют на влечения, желания и хотения.
Влечение — это неосознанные мотивы деятельности человека, и пока человек находится под их влиянием, у него нет воли.
Желание — это мотивы поведения, характеризуются достаточной осознанностью потребностей. При аномалии мотивации человека возникает абулия, для которой характерно резкое ослабление силы потребностей. У человека ослабляется активность из-за того, что его желания становятся слишком слабыми, чтобы влиять на волю.
Хотение рассматривают как целенаправленное стремление действовать определенным образом, преодолевая внешние и внутренние препятствия. Итак, чтобы побуждения образовали волевой акт, человек должен хотеть достичь поставленной цели.

2. Обдумывание и борьба мотивов.
Эта стадия предусматривает взвешивания всех «за» и «против», оценку противоречивых желаний, анализа обстоятельств и тому подобное. Если у человека возникают противоречивые желания, то это неизбежно ведет к борьбе мотивов. Борьба мотивов предполагает преодоление внутренних препятствий, интересов, ценностей, которые могут конфликтовать между собой. Этот этап заканчивается принятием решения.

3. Принятие решения.
Принятие решения — это окончательный выбор поставленной цели, который требует волевых усилий. Приняв решение, человек одновременно имеет приписать кому-то (почему-то) ответственность за результаты своих действий, то есть осуществить локус контроля. (от лат. Locus — местонахождение, франц. Controle — проверка). «Локус контроля» называют также «локализацией контроля волевого усилия»

Склонность человека объяснять причины своих действий и поступков внутренними факторами (например, способностями, характером, особенностями памяти, наследственностью, усталостью и т.д.) называют внутренней, или интернальной локализацией контроля. Интерналы более последовательны в достижении цели, склонны к самоанализу, организованные, независимые, коммуникабельны. Склонность человека приписывать причины своих действий и поведения внешним факторам (например, материальным трудностям, судьбы, обстоятельствам, естественным препятствиям, социально-экономическим причинам и т.д.) называют внешней, или экстернальной локализацией контроля. Такие люди обязательно найдут объяснение своей неуспеваемости во внешних препятствиях: недостаточных материальных возможностях, нехватки времени, плохих условиях и тому подобное. Установлено, что экстерналы менее уверены в своих способностях, тревожные, не доводят свои намерения до конца, менее ответственные и непоследовательны.

4. Выполнение решения.
Выполнение волевых решений — это существенная фаза волевого поведения. Во время выполнения человек сталкивается с реальными трудностями. В их преодолении существенное значение приобретает способность к волевому усилию. О свободе человека судят не по ее гуманными намерениями, а по реальным делам.

neo-humanity.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *