Зрение и слух: что важнее? • Arzamas
Расшифровка
Мы все знаем, что чувств у нас пять. Откуда мы это знаем? Из здравого смысла или из обыденного языка, который подсказывает нам выражение «шестое чувство» — то есть чувство, которого нет. Кто-то знает из похода в Эрмитаж с его малыми голландцами, на чьих картинах аллегорически изображаются зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. А кто-то читал Аристотеля: в трактате «О душе» он рассуждал об ощущениях, которые отличают животных и людей от остального живого мира. Первое отличие заключается в чувстве осязания; еще одной, особой формой осязания является вкус; со вкусом сходно обоняние — оно опосредовано водой или воздухом; наконец, зрение и слух трактуются как возможность воспринимать цвета и звуки. Для Аристотеля зрение — самое важное из чувств, поскольку оно делает возможной фантазию и тем самым отделяет ощущение от мышления, то есть животную душу от человеческой. Так пять чувств стали осмысляться иерархически: наверху — зрение и слух, то есть интеллектуальные высшие чувства; внизу — животные чувства: вкус, обоняние и осязание.
Еще вроде бы говорят о шестом чувстве. И еще есть чувство голода. А равновесие (его еще называют проприоцепцией) — это чувство или нет? А болевой порог? А ощущение температуры? Картина оказывается весьма запутанной. Получается, что, помимо канонических пяти чувств, о которых известно всем, есть еще какие-то, знания о которых принадлежат специалистам: медикам, неврологам и так далее.
Допустим, вы пришли в поликлинику к терапевту и начинаете ему рассказывать, чтó и где у вас болит, ноет, жжет и так далее. В какой-то момент врач понимает, что с вами происходит, и говорит: «Вот на это, пожалуйста, не обращайте внимания, эти ощущения вам и мне не важны, я не буду на них строить диагноз. А вот на этих ощущениях, наоборот, давайте сосредоточимся». Получается, что мы можем направлять свое внимание на какие-то сигналы своего тела и потом полученное знание переводить в слова. А другие телесные ощущения мы, напротив, можем оставлять на периферии и жить с ними в фоновом режиме — так люди, например, привыкают к хронической боли.
У всех нас есть тела, и эти тела оснащены особым чувственным аппаратом, который передает в мозг данные о состоянии внешней среды и самого тела. Кажется, что это епархия нейрофизиологов, неврологов или когнитивных исследователей. Но так ли это? Помимо собственно нейрофизиологических сигналов, мы можем рассматривать чувственное восприятие еще и как некоторый культурный и социальный процесс. Социальные антропологи предлагают рассматривать процесс чувствования или процесс ощущения как социальное явление — подобно религии, родственным отношениям или покупкам в магазине. Сенсорные данные незаметно для нас самих окрашены социальными значениями. То, что и как мы чувствуем, что выделяем как значимое, а что игнорируем, влияет на отношения между людьми.
Например, в нейрофизиологии существует понятие шестого чувства. Это вовсе не интуиция в бытовом смысле, а ощущение собственного тела, его внутренний отклик от суставов, мышц, конечностей, их положения и движения. Шестое чувство — проприоцепцию — в конце XIX века описал английский нейрофизиолог Чарлз Шеррингтон, но попытки как-то назвать, обозначить внутреннее ощущение тела возникали гораздо раньше, еще в ренессансной медицине. Это то, как мы ощущаем свое тело и его движения в пространстве, то есть суставно-мышечное чувство. Обычно мы не рефлексируем над этими ощущениями и замечаем их, только если что-то пошло не так, — только тогда наше внимание фокусируется на этих ощущениях. Например, если по просьбе невролога нам надо стоять на одной ноге или закрыть глаза и вытянуть руки. Или если мы занимаемся танцами или йогой и специально учимся фокусировать внимание на отклике тела (то, что в разных школах йоги называется «быть в теле»). В других, менее удачных случаях внимание будут привлекать поломки соответствующей сенсорной системы. Например, невролог Оливер Сакс в книге «Человек, который принял жену за шляпу» описал случай полной утраты проприоцепции: у его пациентки Кристины из-за полиневрита пропало ощущение собственного тела от макушки до пяток. В качестве компенсации она должна была пользоваться зрением и выстраивать все свои движения заново, обдумывая их последовательность и следя за ними глазами. Из гиперправильных и оттого странных движений и поз Кристины окружающим казалось, что с ней что-то не так: то ли пьяная, то ли еще что-то. Но понять и назвать это «не так» они не могли. Оказывается, сидеть на стуле, стоять, заходить в автобус — это очень сложные операции, которые мы совершаем бессознательно благодаря беспроблемно работающей проприоцепции. Более того, мы совершаем их «как-то», то есть в соответствии с нормами телесного поведения, принятыми в нашем обществе.
Другое незамечаемое и редко проблематизируемое чувство — ощущение тепла и холода. Его еще называют термоцепцией. С осязанием из «большой пятерки чувств» оно не связано: за ощущение тепла и холода отвечают особые рецепторы в коже. Например, в разных культурах существуют разные наборы терминов, которыми выражаются градации температуры, и у нас есть представления о приемлемой или неприемлемой температуре тела или дома. Скажем, мы умиляемся скандинавской культуре хюгге, но не отдаем себе отчет в том, что люди ходят дома в красивых вязаных свитерах с оленями потому, что в квартире приемлемой температурой считается 16–18 градусов, а не привычные нам 20–24 (зато мы сразу заметим, если с привычной нам температурой что-то случится: поздно подключат паровое отопление или в середине октября внезапно можно будет ходить без куртки).
Какие-то следы иначе осмысленной термоцепции можно обнаружить в языковых метафорах. Мы говорим о горячих и холодных людях — для нас эти метафоры стерты, но когда-то они имели реальный медицинский смысл: в античной медицине температура была присуща каждому из четырех темпераментов и считалась рабочей и постоянной характеристикой человеческого тела. Сообразно температуре, горячим сангвиникам рекомендовались одни лекарства и продукты, а холодным меланхоликам — другие. Если же обращаться к более далекой от нас культуре, можно увидеть еще более затейливые способы включения термоцепции в социальные отношения. Например, у индейцев цоциль, которые живут в мексиканском штате Чьяпас, время и пространство обладают температурными характеристиками. Согласно космологии цоциль, солнце создавало мир четыре раза и три раза разрушало с помощью кипящего дождя; солнце и солнечное тепло служат референтными точками для называния времени суток, месяца и года, а разные точки пространства имеют разную температуру; стороны света называются по силе жары и так далее.
Если вернуться к примеру с терапевтом, то можно сказать, что даже такое несомненное чувство, как боль, может иметь совершенно разные социальные смыслы. Ощущение боли (ноцицепция) есть у всех. На индивидуальном уровне это ощущение может довольно сильно варьировать: это называют болевым порогом — у кого-то он высокий, у кого-то — низкий. На уровне социума разнообразия не меньше: одни виды боли могут не замечаться, другие положено терпеть, к третьим относятся с большим вниманием. На ситуацию влияет и то, кто испытывает боль и кому на нее жалуются. Представьте себе ребенка в диалоге с родителями, или молодого солдата в диалоге со старшими по званию, или пожилую женщину на приеме у терапевта: представления о том, что такое боль, в каждой из этих ситуаций будут разными. А если перейти на уровень сравнения культур между собой, то контраст будет еще более сильным. Например, американские медицинские антропологи обнаружили, что довольно сложно измерить уровень боли. Инструмент, который используется для измерения, — визуально-аналоговая шкала, которая состоит из условных гримас и цифр от 1 до 10: чем сильнее гримаса, тем больше цифра и тем большую боль человек испытывает. Визуально-аналоговая шкала предполагает универсальный характер боли — однако выясняется, что на оценку сильно влияют социальные характеристики пациента и сама коммуникативная ситуация (разговор с врачом или парамедиками).
В одном исследовании сравнивали восприятие боли у рожениц из Бельгии и Нидерландов. У этих стран общий язык, похожие политические системы и среда обитания. Однако отношение к родовой боли и обезболиванию оказалось разным — до такой степени, что исследователи говорят о двух разных «культурах боли». Что различается, какие факторы могли повлиять на формирование этих разных культур боли? С одной стороны, в этих странах разные религиозные ландшафты. С другой — медицинская помощь устроена по-разному. В Бельгии преобладает медицинская модель больничных родов: весь процесс происходит под контролем врачей, и боль кажется ненужным осложнением и без того непростой ситуации. В Голландии популярны домашние роды, и боль считается подспорьем для акушерки и самой роженицы — тем самым она нормализуется, женщины в большей степени готовы ее терпеть. То есть социальные и культурные различия дают себя знать и на уровне ощущения боли и коммуникации о ней.
Столкновение разных культур боли и разных языков ощущений можно наблюдать и внутри одного общества. Самый очевидный пример — этнические меньшинства внутри большого общества. Менее очевидный — периоды активного культурного импорта, когда старая, привычная культура боли сталкивается с новой. В качестве примера можно привести Россию конца XVII века (новая прививка западной гуморальной медицины на фоне устоявшегося подхода к телу и болезням, который определялся религиозными воззрениями и верой в колдовство). Здоровьем царя и его ближайшего окружения занимался Аптекарский приказ — это тогдашний аналог Министерства здравоохранения. Он занимался наймом иностранных докторов, комплектованием московских аптек, покупкой импортных лекарств и заготовкой трав. Там же хранились «дохтурские сказки» — своего рода медицинские карточки. Они были составлены во время большой кремлевской диспансеризации 1673 года, когда царь Алексей Михайлович, боявшийся заразы, велел всем ближним боярам подробно описать свои недомогания иностранным докторам. Так один способ описания боли столкнулся с другим: бояре говорили о своих ощущениях, а врачи переводили услышанное на более привычный им язык гуморальной медицины. Результаты получались выразительные: «хипохондрика и оморок», «по сказке больного тараканы в голове, от того глух и оморок», «гортанью и низом лягушки малые шли». Получается, что в XVII веке одни люди мыслили свою телесность в терминах лягушек, сглаза и порчи, а другие — в терминах ипохондрии и других понятий западной медицины.
Ощущением тела, ощущением температуры и боли сенсорные системы человеческого тела не исчерпываются. У нас есть чувство времени (хроноцепция), ощущения голода и жажды, ощущение высоты, разные физиологические рефлексы (например, зуд). К этому примешиваются разнообразные социальные чувства, такие как стыд. Но все эти чувства в разных культурах играют разные когнитивные и символические роли. Этнографические исследования разных культур показывают, что различение основных чувств универсально. Но осмысление чувств, а также их ассоциация (то есть связь друг с другом) в разных обществах разная. И в разные исторические периоды одни чувства как бы усиливаются и выходят на передний план — то есть выдвигаются в социальное пространство. Общество начинает о них думать и уделять им больше внимания, чем остальным. А другие чувства как будто уходят в тень, их статус и возможности не обсуждаются. Все эти различия носят культурный, а не физиологический характер: нельзя сказать, что индейцы амазонской сельвы физиологически обладают более развитым слухом или обонянием, чем обитатели Стокгольма или Москвы. Важно другое: в обществе индейцев и в шведском обществе слух и обоняние будут наделяться разным статусом, будут иметь разный социальный смысл и будут работать в разных сферах. Такие специфические сочетания, когда одни чувства оказываются почему-то значимее других, когда поломка одной сенсорной системы может компенсироваться, а поломка другой воспринимается как трагедия, в антропологии называют чувственными конфигурациями.
Если попытаться описать, чем одна конфигурация чувств может отличаться от другой, то получится три варианта. Во-первых, одно и то же чувство может занимать разные места в культурном универсуме. Что это значит? Грубо говоря, в одной культуре рефлексия по поводу сенсорных данных будет большой, а в другой — маленькой. Например, в одной культуре будут много думать о слухе или температуре, а где-то это не будет вообще никак обсуждаться. Во-вторых, могут различаться значения чувств: в одном обществе на ощущении температуры будут держаться базовые категории, а в другом термоцепция будет актуализироваться лишь в очень специальных случаях. В-третьих, чувственным данным может приписываться разная степень надежности. Например, юридическую силу может иметь лишь то, что человек увидел своими собственными глазами: это значит, что зрению приписывается очень высокая степень надежности, оно дает «окончательное свидетельство». Но это не константа, иначе мы бы не сталкивались с таким важным социальным регулятором, как слухи и пересказы, где услышанное своими ушами считается вполне надежным источником информации.
Все это должно привести нас к мысли, что человек вместе с присущими ему сенсорными системами — существо не постоянное. Наоборот, он меняется во времени и пространстве, и вместе с эпохой изменяются его мировоззрение, его эмоциональный язык, его чувствительность, а также социальный смысл его ощущений. Первыми об этом стали задумываться историки французской школы «Анналов» еще в 1930-е годы, а сейчас в социальных и гуманитарных дисциплинах мысль о подвижности ощущений представляет собой некоторый консенсус, из которого исходят и историки, и антропологи.
Я уже упоминала важность внимания для тех или иных ощущений. Для описания общества некоторые исследователи даже прибегают к такой метафоре, как нервная система. Нервная система не существует отдельно от человека: она пронизывает его тело, она определяет его чувствительность, его болевые точки, его реакции на раздражители. В каком-то смысле именно она диктует, что будет для нас приятным или отталкивающим. Мы можем представить ощущения как часть такой социальной нервной системы: общество говорит нам, что в телесных сигналах важно, а что нет, на что нужно обратить особое внимание, а чем пренебречь. Для совместного существования людям нужна договоренность по поводу того, что и как они ощущают, — общие правила. Согласованность представлений о плохом и хорошем, здоровом и опасном, прекрасном и отвратительном распространяется и на сенсорные впечатления, на то, как телесный опыт оформляется в соответствии с культурными нормами. Поэтому можно сказать, что любое общество в буквальном смысле слова основано на консенсусе: мы договариваемся мыслить и чувствовать в унисон (разумеется, до некоторой степени). Интересно, что эти значения заключены уже в самих терминах: русское слово «чувство» может означать и нейрофизиологическое ощущение, и эмоцию, и некоторую социальную норму (например, мы говорим о чувстве стыда или чувстве справедливости). В английском языке слово «sense» тоже многозначно: это не только канал восприятия окружающего мира, но и здравый смысл, своего рода общественный разум. Самое интересное для историка и антрополога — когда консенсус нарушается, ощущения и чувства, вызванные каким-то поводом, вдруг рассогласовываются и возникают конфликты. Например, когда кто-то трогает руками скульптуру в музее, или выставляет кондиционер на температуру, некомфортную для большинства окружающих, или называет ужасным запах чьих-то духов. Через конфликты можно получить доступ к тем социальным кодам, которые определяют, что представляет собой приемлемое сенсорное поведение, и указывают, что же значит чувственный опыт разного рода.
У разных социальных групп это приемлемое сенсорное поведение будет разным: какие-то различия окажутся вопиющими, какие-то будут тонкими, почти незаметными. Можно сказать, что одни правила сенсорного поведения будут одинаковыми для всего общества: их должны выполнять все, а их несоблюдение приведет к исключению. Например, мы различаем приемлемые и неприемлемые запахи, разрешенные и запрещенные прикосновения, температурные режимы — желанные в одних ситуациях и вызывающие тревогу в других. Это различение, которое отделяет приемлемое от неприемлемого, приятное от пугающего, упорядоченное от хаотичного, управляется «здравым смыслом». В антропологию это понятие ввел американский антрополог Клиффорд Гирц: так Гирц обозначил существующую в культуре систему готовых решений и объяснений, которая позволяет носителям этой культуры быстро справляться с огромным спектром жизненных ситуаций. Другие правила — более нюансированные — будут обязательны для одной группы и немыслимы для другой: они будут сигнализировать о социальных барьерах и границах, которые создаются возрастом, гендером, уровнем доходов или образования. Собственно, всеми этими правилами, а также их нарушениями и конфликтами и занимается антропология чувств, или сенсорная антропология, а также дружественные ей дисциплины — теория коммуникации и микроистория.
Как вообще возникает мысль изучать ощущения в перспективе социальных и гуманитарных наук? Во-первых, до какой-то степени эта проблематика унаследована от ранней антропологии, с того времени, когда между социальной и физической антропологией еще не было жесткого водораздела. В попытках докопаться до предыстории цивилизаций антропологи пытались построить прогрессивную шкалу. Обществам приписывались разные уровни развития, и в зависимости от уровня развития эти общества располагались на той или иной эволюционной ступени. Для определения уровня развития использовались разные параметры, от форм брака до наличия или отсутствия письменности. Одним из таких параметров были ощущения. Антропологи предполагали, что восприятие туземца и восприятие современного европейца качественно различны: папуас воспринимает цвета или запахи не так, как англичанин. Это «не так» отчасти исходило из уже упоминавшейся аристотелевской иерархии чувств — или, по крайней мере, апеллировало к ней: туземцам как существам более близким к природе приписывалось более виртуозное владение «животными» чувствами осязания и обоняния. С европейскими культурами, в свою очередь, ассоциировалось изощренное зрение — высшее интеллектуальное чувство. Вопросы о физиологии восприятия входили в исследовательские планы первых антропологических экспедиций. Любопытно, как интерпретировались результаты: несмотря на то что обнаруженные различия (в названиях цветов) оказывались или ничтожными, или могли быть побочным шумом экспериментов, европейцы начала XX века считали, что нашли подтверждение иной сенсорной природы аборигенов, а вовсе не культурные различия. Так европейцы конструировали себя в качестве обладателей рационального и цивилизованного зрения — и конструировали туземцев как первобытных и интуитивных носителей низших чувств.
Объяснение разной чувствительности разных обществ отсылками к природе было характерно и для ранних биологических теорий. В качестве примера можно привести одну эксцентричную классификацию живых существ. Ее придумал в начале XIX века немецкий натуралист Лоренц Окен. Он предлагал делить все живое на пять классов в зависимости от приоритетного обладания тем или иным органом чувств: осязающие беспозвоночные; рыбы — у которых впервые появляется язык и, соответственно, вкус; рептилии, у которых ноздри соединяются с ротовой полостью, — это обоняние; птицы, получающие внешнее ухо, — это слух; и млекопитающие, вооруженные всеми этими чувствами в их полноте и особенно подвижным глазом. Не останавливаясь на этом, Окен делал следующий шаг и предлагал распространить этот принцип и на человеческие расы: в зависимости от ведущего чувства он выстраивал их от «осязающего» африканца к «созерцающему» европейцу. Сейчас нам такие построения кажутся курьезными, но они в какой-то форме работали вплоть до начала XX века и даже повлияли на расовые теории в евгенике.
Интересно, что в какой-то форме связка «европейская цивилизация — зрение» могла направлять и научные интересы в гуманитарных и социальных дисциплинах. Например, изучение вернакулярных чувственных классификаций началось именно с цвета: в 1960-е годы лингвистика стала искать универсальные цветовые номинации и пыталась построить эволюционную траекторию их освоения. Здесь возникает вопрос: почему так? Значит ли это, что зрение и особенности его применения заинтересовали исследователей в первую очередь потому, что они разделяли европейскую культурную иерархию чувств, где зрению исторически отводилось первое место?
О самом зрении и его борьбе со слухом за первое место в конфигурации чувств пойдет речь в следующей лекции.
arzamas.academy
Зрение слух обоняние осязание вкус одним словом. Орган вкуса — язык. Высшие чувства человека
Органы чувств — это специальные органы в организме человека, которые приходят в возбужденное состоянии при воздействии на них раздражителей. В распоряжении человека находятся 5 основных органов чувств, а именно зрение , обоняние, слух , вкус и ощущение, или осязание. Одни органы могут принимать раздражение на расстоянии, подобно органам зрения или слуха или обоняния, в то время как другие нуждаются в непосредственном контакте. К последней группе относят вкус и осязание. Органам чувств присуще некоторое дополнение друг к другу. Как пример можно рассказать то, что обоняние и осязание способно нарисовать картину человеку, обладающему слабым зрением. Действия органов чувств расширяются за счет психофизиологических методов развития, то есть благодаря микроскопам, телескопам, силомерам, сейсмографам, термометрам и даже барометрам. Информация о раздражителях, которых воздействуют на рецепторы органов чувств, отправляется в центральную нервную системы . Она проводит анализ, опознает и создает ответный сигнал, который возвращается по нервам к соответствующим органам организма.
Продолжаем серию Интернет-уроков по окружающему миру. Поговорим мы сегодня об органах чувств. Вероятно, в первый период существования жизни на Земле наша планета была для живых существ совершенно тёмным и беззвучным миром. Постепенно они научились ощущать запахи, вкус, прикосновения, тепло и холод, приобретя тем самым осязание, обоняние, вкус. С их помощью древние организмы искали пищу, уходили от опасности…
Постепенно живым существам открывался мир красок и звуков. Животные начали приобретать защитную окраску, приучались тихо подкрадываться к добыче или затаиваться от врага. Всё совершеннее становилось их восприятие, всё разнообразнее — воспринимаемый ими мир красок, звуков, запахов живой природы.
У человека есть пять органов чувств – слух, зрение, обоняние, вкус, осязание . С их помощью человек получает информацию об окружающем мире. За каждое из чувств отвечает специальный орган. Назовите их…
Верно, орган зрения — это глаз, орган слуха — ухо, орган вкус- язык, орган осязания — кожа и орган обоняния — нос. А теперь о каждом поподробнее.
Орган зрения — глаз
Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле.
Говорят, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». С помощью зрения человек получает 90% информации об окружающем мире. С его помощью человек видит свет, определяет цвет, форму и размер предметов, их движение.
Глаза расположены в глазницах – специальных впадинах черепа. Глаз очень важные орган и нуждается в защите. Брови и ресницы защищают его от пота и пыли.
Веки, подобно дворникам автомобиля. Примерно 25 раз в минуту человек двигает веками – моргает. Это очищает открытую часть глаза от пылинок и соринок, смачивает, предохраняя от высыхания. В этом им помогает омывающая роговицу слёзная жидкость.
Сам глаз иначе называется глазным яблоком (за свою форму) или стекловидным телом . Заднюю стенку «яблока» выстилает чёрная плёнка — сетчатка .
Спереди глаз защищён прозрачной роговицей . Под роговицей расположена цветная радужная оболочка (радужка), именно ее цвет определяет цвет глаз. Радужка регулирует проникновение света внутрь глаза. В центре радужки — отверстие, которое называется зрачок. В темноте зрачок расширяется, чтобы пропустить в глаз больше, а при ярком свете сужается.
За зрачком расположен хрусталик глаза, похожий на линзу. Проходя сквозь хрусталик, лучи света достигают сетчатки. Сетчатка также важна для глаза, как плёнка для фотоаппарата. Она состоит из светочувствительных клеток, каждая из которых посылает свой сигнал по зрительному нерву в полушария головного мозга. Из этих сигналов наше сознание складывает изображение и получает представление о предмете.
А вы знаете, что в сетчатке два вида светочувствительных клеток. Одни различают цвета, но только при достаточном освещении. Другие воспринимают мир оттенках серого, но зато они более чувствительны к свету. Вот почему для нас «ночью все кошки серы».
Строение глаза с 4.05 до 7.24 и 10.09 до 11.09
А вы знаете, что…
- Вы смотрите с помощью мозга, а не глаз. Функция глаз состоит в том, чтобы собирать нужную информацию о предмете, на который вы смотрите. Это информация затем посылается в головной мозг. Вся информация анализируется в мозге.
- При дневном свете или слишком сильном холоде цвет глаз у человека может меняться.
- На Земле примерно 1% людей, у которых цвет радужки левого и правого глаза неодинаков.
- Простейшая гимнастика для глаз: «Бабочка». Часто-часто поморгайте. Оказывается, перед монитором глаза ленятся и перестают моргать, а это вредит нашему зрению.
- Человеческий глаз различает всего семь основных цветов — красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Но кроме этого, глаза обычного человека способны различить до ста тысяч оттенков, а глаза профессионала (например художника) до миллионна оттенков.
- Индийские йоги лечат глаза, глядя на солнце, звёзды и луну. Они считают, что нет света, равного по силе солнечному. Лучше всего это упражнение выполнять на восходе или заходе солнца. Но не следует смотреть на него в полдень.
- Компьютерами будущего можно будет управлять движениями глаз. А не мышью и клавиатурой, как сейчас.
- Парадокс, но при быстром чтении утомляемость глаз меньше, чем при медленном.
Это невероятно, но мозг можно обмануть… такой обман называют оптические иллюзии или обман зрения. Например, посмотрите на следующие картинки…
Они движутся? Но это только нам кажется, на самом деле, они просто нарисованы.
Орган слуха — ухо
Много информации человек получает через слух. Это звуки, издаваемые объектами неживой и живой природы, и человеческая речь. Благодаря слуху человек узнает об опасности, которую он не видит, например, о приближающемся автомобиле.
Орган слуха – ухо, это второй по важности орган чувств человека. Если закрыть глаза, ты все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит ухо – это орган слуха и равновесия .
То, что мы обычно называем ухом, — это наружное ухо или ушная раковина . Она улавливает звуки и направляет их в слуховой канал, который заканчивается барабанной перепонкой .
За ней находится полость среднего уха со слуховыми косточками. Звуковые колебания воздуха вызывают колебания барабанной перепонки. Они усиливаются слуховыми косточками и передаются дальше — во внутреннее ухо (улитка) , заполненное жидкостью. Жидкость заставляет вибрировать чувствительные волоски. От них по слуховому нерву в мозг передаётся сообщение о звуке.
Благодаря тому, что органов слуха два, мы не только ощущаем звуки, но и определяем, где находится источник.
Во внутреннем ухе имеется орган равновесия (вестибулярный аппарат).
Чувство равновесия — это способность определять положение тела в пространстве, то есть различать верх и низ. Благодаря этому чувству мы ходим, не падая. Но если находиться долгое время на качающейся палубе корабля, то чувство равновесия притупляется: возникает головокружение. Такое состояние называется морской болезнью.
А вы знаете, что…
- Громкая музыка вредна для слуха. Это является проблемой не только на концертах, но и в ваших наушниках. Кстати, прослушивание музыки через наушники увеличивает число бактерий в 700 раз.
- Уши самоочищаются. Поры в ушном проходе производят ушную серу, а мелкие волоски, называемые ресничками, выталкивают ее из ушей.
- Малейший звук, который вы может услышать составляет 0 децибел. Уровень громкости реактивного двигателя сост
ostit.ru
Зрение слух обоняние осязание вкус одним словом — Лор и Простуда
С возрастом такие ваши чувства, как вкус, запах, осязание, зрение, и слух тоже подвергаются старческим изменениям. Ваши чувства становятся менее острыми, и могут возникнуть проблемы различного характера.
Сенсорные изменения могут иметь огромное влияние на ваш образ жизни. Могут возникнуть проблемы с общением, осуществлением деятельности и социального взаимодействия. Сенсорные изменения могут внести свой вклад в чувство изоляции.
С помощью чувств человек получает информацию определенного типа из внешней среды (свет, звук, вибрации и так далее). Эта информация превращается в нервный импульс и передается в мозг, где она интерпретируется в значимые ощущения.
Каждое чувство требует определенной минимальной стимуляции до восприятия ощущения. Это минимальный уровень называется порогом. Старение повышает этот порог, поэтому количество сенсорной информации для появления ощущения необходимо больше. Изменения в частях тела, связанных с ощущениями, составляют значимое большинство по сравнению с прочими возрастными изменениями.
Слух и зрение подвержены самым сильным изменениям, но и остальные чувства могут быть затронуты в результате старения. К счастью, многие возрастные изменения в чувствах может быть компенсированы таким современным оборудованием, как очки и слуховые аппараты или незначительные изменения в образе жизни.
Возрастное изменение слуха
Чтобы полноценно слышать, нужны оба уха. Одно слышит, а другое поддерживает равновесие. Ухо воспринимает звук, когда вибрации достигают барабанной перепонки, расположенной во внутреннем ухе. Вибрации преобразуются в нервные импульсы и переносятся в мозг слуховым нервом.
Баланс звука находится под контролем внутреннего уха. Жидкость и волоски полукруглых каналов (перепончатый лабиринт) стимул
delhimodi.com
Как обоняние влияет на зрение
Ранее считалось, что человеческое обоняние обладает менее мощными возможностями, чем зрение, однако новые данные свидетельствуют: обоняние имеет существенное влияние на зрение — сообщает компания «Аромамедиа».
Выводы, опубликованные в сети 1 июля, в Current Biology, показывают, что то, что Вы нюхаете, может изменить Ваше зрительное восприятие.Предыдущие исследования связали зрение с другими чувствами: слухом и осязанием – «но более удивительно, что обоняние, как воспринимающее запахи устройство, может повлиять на зрение» — сообщил нейрофизиолог когнитивных процессов Джоель Пирсон из Университета Нового Южного Уэльса в Австралии. «Обоняние считается одним из старых чувств, доисторическим». Так как «зрение на сегодняшний день является доминирующим чувством» – говорил Пирсон, никто не мог предположить, что запахи оказывают большое влияние на зрение.
Люди интегрируют информацию от всех сенсорных носителей, чтобы полнее сформировать представление о мире, и дают им разную оценку, «по надежности этой информации» — объяснила психолог и автор исследования Вен Чжоу из Китайской Академии Наук. «Кажется весьма вероятным, что обонянию будет присваиваться меньшее значение, чем зрению».
Чтобы определить, какое влияние запахи оказывают на зрительные процессы, Чжоу и её коллеги представили предметы в двух различных визуальных образах (роза или два Sharpie маркера), по одному на каждый глаз — тест, известный как бинокулярное соперничество. Так как мозг не может одновременно обрабатывать конфликтующие зрительные раздражители, субъект видит чередование двух изображений. Затем исследователи увязали изображения с определенным запахом (пахнущей розой или маркером), и было обнаружено, что люди дольше видели изображение, которое соответствует запаху, по сравнению с противоречивым запахом. Исследователями был сделан вывод: мозг объединил два типа сенсорных сигналов – видимый объект и запах.
Ими было доказано, что объединение этих раздражителей происходит автоматически. Они представили участникам одно из двух изображений для каждого глаза, и позаботились о том, чтобы преднамеренно видеть изображение, отвлекая мигающим светом второй глаз. Когда изображения сопровождались соответствующим запахом, участники видели изображение быстрее. Так как участники не видели розу или маркер до чувствования аромата, первичным становилось обонятельное восприятие по сравнению со зрительным.
«Это говорит нам о том, как и когда подключается мозг,» — сообщил Пирсон – «как информация, поступающая через разные органы чувств взаимодействует, давая нам более полное представление о мире «.
Конечно, «это только поведенческие исследования», — сказала Чжоу. «Было бы очень хорошо исследовать механизмы нервной системы, лежащие в основе интеграции сигналов от обоняния к зрению и наоборот». Интересно, что две системы находятся в дальних сторонах мозга — зрительная обработка проходит в основном в задней части мозга, в зрительной коре, и обоняние в передней части мозга, в обонятельной луковице. «Где именно в головном мозге [интеграция имеет место] не вполне ясно», сказала она. «Это [будет] очень интересно посмотреть в каком участке мозга информация из этих двух сенсорных модальностей объединяется».
В. Чжоу, и др.. «Обоняние модулирует зрительное восприятие в бинокулярном соперничестве», Current Biology, 20:1-3, 2010.
re-port.ru
Возрастные изменения в чувствах: слух, зрение, обоняние, вкус, осязание | Новости
С возрастом такие ваши чувства, как вкус, запах, осязание, зрение, и слух тоже подвергаются старческим изменениям. Ваши чувства становятся менее острыми, и могут возникнуть проблемы различного характера.
Сенсорные изменения могут иметь огромное влияние на ваш образ жизни. Могут возникнуть проблемы с общением, осуществлением деятельности и социального взаимодействия. Сенсорные изменения могут внести свой вклад в чувство изоляции.
С помощью чувств человек получает информацию определенного типа из внешней среды (свет, звук, вибрации и так далее). Эта информация превращается в нервный импульс и передается в мозг, где она интерпретируется в значимые ощущения.
Каждое чувство требует определенной минимальной стимуляции до восприятия ощущения. Это минимальный уровень называется порогом. Старение повышает этот порог, поэтому количество сенсорной информации для появления ощущения необходимо больше. Изменения в частях тела, связанных с ощущениями, составляют значимое большинство по сравнению с прочими возрастными изменениями.
Слух и зрение подвержены самым сильным изменениям, но и остальные чувства могут быть затронуты в результате старения. К счастью, многие возрастные изменения в чувствах может быть компенсированы таким современным оборудованием, как очки и слуховые аппараты или незначительные изменения в образе жизни.
Возрастное изменение слуха
Чтобы полноценно слышать, нужны оба уха. Одно слышит, а другое поддерживает равновесие. Ухо воспринимает звук, когда вибрации достигают барабанной перепонки, расположенной во внутреннем ухе. Вибрации преобразуются в нервные импульсы и переносятся в мозг слуховым нервом.
Баланс звука находится под контролем внутреннего уха. Жидкость и волоски полукруглых каналов (перепончатый лабиринт) стимулируют нерв, который помогает мозгу сохранить равновесие. С возрастом структура уха ухудшаться. Барабанная перепонка часто утолщается, при этом кости среднего уха и других структур, не затрагиваются. Это часто приводит к нарушению координации (равновесия).
Слух может снизиться, особенно восприятие высокочастотных звуков у людей, которые находились в условиях постоянного шума в молодом возрасте. Эта возрастная потеря слуха называется пресбиакузис. Потери слуха являются почти неизбежным. Считается, что 30% всех людей старше 65 лет имеют значительное ухудшение слуха.
Острота слуха может немного снижаться начиная приблизительно с 50 лет, возможно, это вызвано изменениями в слуховом нерве. Кроме того, у мозга снижается способность обрабатывать и переводить звуки в значимую информацию. Затвердевающая с возрастом ушная сера является еще одной причиной проблем со слухом. К счастью, серные пробки могут быть легко удалены в кабинете врача-отоларинголога.
Нейросенсорная тугоухость включает в себя повреждение внутреннего уха, слухового нерва или головного мозга. Этот тип потери слуха может или не может реагировать на лечение, однако слуховая функция может быть восстановлена с помощью слухового аппарата.
Проводящая потеря слуха происходит тогда, когда звук имеет проблемы с прохождение через наружное и среднее ухо к внутреннему уху. Хирургия или слуховой аппарат может быть полезным для этого типа потери слуха, в зависимости от конкретных причин.
Стойкие, посторонние шумы в ушах являются еще одной довольно распространенной проблемой со слухом, особенно для пожилых людей. Он возникает чаще всего в результате сужения или, наоборот, расширения сосудов головного мозга, шеи или расположенных непосредственно в ушах. Кровь с шумом преодолевает препятствие или с увеличенной скоростью течет по расширенным сосудам, вызывая довольно резкий шум. Судороги челюстных и ушных мышц, хруст в нижнечелюстном суставе также могут сопровождаться шумом в ушах, слышным даже окружающим больного.
Возрастное изменение зрения
Зрение (видение каких либо предметов, цветов) возникает, когда свет обрабатывается глазом и интерпретируется мозгом. Свет проходит через прозрачную поверхность глаза (роговица). Внешняя сторона глаза покрыта упругой и прочной роговицей, выполняющей защитную функцию. Зрачок становится больше или меньше, и контролирует количество света, попадающего в глаза. Радужная оболочка глаза представляет собой мышцу, которая управляет размером зрачка. После того, как свет проходит через зрачок, он достигает линзы. Линза фокусирует свет на сетчатке (в задней части глаза). Сетчатка преобразует световую энергию в нервный импульс, который проводится в мозг и интерпретируется.
Некоторые возрастные изменения глаз могут начаться уже в 30 лет. Стареющие глаза производят меньше слез. Сухость глаз может доставлять много неудобств. Многие люди находят облегчение с помощью глазных капель или искусственной слезы.
Все структуры глаза изменяются с возрастом. Роговица становится менее чувствительной, поэтому мелкие травмы могут быть не замечены. К тому времени, когда вам исполнится 60 лет, ваши зрачки могут уменьшиться примерно на одну треть размера от того, какими они были, когда вам было 20 лет. Зрачок также может реагировать более медленно в ответ на темноту или яркий свет. Хрусталик становится пожелтевшим, менее гибкими и немного мутным. Жировые отложения, поддерживающие глаз, уменьшаются, и глаз погружается в глазницу. Способность глазных мышц сокращаться ослабевает, затрудняя повороты глаз.
С возрастом острота зрения может постепенно снижаться. Очки или контактные линзы могут помочь исправить возрастные изменения зрения. Почти каждый человек старше 55 лет имеет потребность носить очки, по крайней мере, часть времени. Тем не менее, количество изменений, не является универсальным. Только 15% — 20% пожилых людей имеют достаточно плохо зрение, ухудшающее способность управлять автомобилем, и только 5% оказывается не в состоянии читать. Самой распространенной проблемой является трудность фокусировки глаз на что-то близкое. Такое состояние называется пресбиопия или старческая дальнозоркость.
Вы можете быть в меньшей степени способны переносить яркий свет, и вы можете обнаружить, что у вас есть еще проблемы с адаптацией к темноте или яркому свет. Многие пожилые люди считают, что хотя их зрение является достаточно хорошим, чтобы ездить в течение дня, они должны отказаться от ночного вождения из-за проблем с быстрым восприятия яркого света, смены яркости темнотой. Значительные трудности с ночным вождением могут быть первым признаком катаракты (помутнение хрусталика глаза).
Для людей всех возрастов, труднее различать синие и зеленые цвета, чем различать красные и желтые. Это становится еще более выраженным с возрастом. По мере увеличения возраста, с использование теплых контрастных цветов (желтый, оранжевый и красный) в вашем доме может улучшить вашу способность воспринимать, где что находится и легче выполнять ежедневные действия. Многие пожилые люди считают, что использование красного света в темных комнатах (например, в прихожей или ванной), помогает лучше различать предметы, чем при использование «обычного» света. Красный цвет дает меньше бликов, чем обычная лампа накаливания.
С возрастом количество жидкости внутри глаза может измениться. Мелкие частицы, попавшие в глаз, могут создавать «плавающие объекты» в вашем поле зрения. Хотя это и раздражает, но, как правило, не указывает на опасное состояние и не снижает зрение.
С возрастом, глаз теряет способность двигаться во всех направлениях. Взгляд вверх может быть ограничен. Область, в которой объекты могут быть видны (поле зрения) становится все меньше. Снижение периферического зрения является общей и может ограничить социальное взаимодействие и деятельность. Пожилые люди не могут общаться с людьми, сидя рядом с ними, потому что они не могут видеть их, или это затруднено. Продукты питания и напитки могут быть пролиты. Вождение автомобиля может быть опасным.
Общие заболеваний глаз у пожилых людей, которые не являются нормальными: катаракты, глаукома, старческая дегенерация желтого пятна, и диабетическая и гипертоническая ретинопатия.
Возрастные изменения вкуса и обоняния (запаха)
Чувства вкуса и запаха тесно взаимодействовать, помогая нам ценить еду. Большинство вкусов действительно исходит от запахов. Обоняния начинается на нервных рецепторах внутренней оболочки носа.
У человека около 9000 вкусовых рецепторов. Вкусовые рецепторы несут основную ответственность за восприятие сладкого, соленого, кислого и горького вкуса.
Запах (и в меньшей степени, вкусу) также играют определенную роль в безопасности и удовольствии. Мы обнаруживаем определенные опасности, например, испорченные продукты, вредные газы и дым при помощи вкуса и запаха. Вкусная еда и приятный аромат может улучшить социальное взаимодействие и удовольствие от жизни.
Количество вкусовых рецепторов т начинает уменьшаться в возрасте около 40 – 50 лет у женщин и около 50- 60 лет у мужчин. Каждая оставшаяся вкусовая почка начинает атрофироваться (терять массу). Если вкусовые ощущения теряются, то, как правило, восприятие соленого и сладкого вкусов снижается первым, с горьким и кислым вкусами длится чуть дольше. Кроме того, слюнные железы производят меньше слюны с возрастом. Это приводит к сухости во рту, что может сделать процесс глотания более сложным. Это также делает пищеварение чуть менее эффективным и может увеличить проблемы с зубами.
Обоняние может снижаться, особенно после 70 лет. Это может быть связано с потерей нервных окончаний в носу.
Исследование о причинах снижения чувств вкуса и обоняния с возрастом имеют противоречивые результаты. Некоторые исследования показали, что нормальное старение само по себе дает очень незначительное изменение вкуса и запаха. Скорее всего, изменения могут быть связаны с заболеваниями, курением и воздействием окружающей среды на протяжении всей жизни.
Независимо от причины, снижение вкуса и запаха может уменьшить интерес и удовольствие к еде. Некоторые люди становятся менее осведомлены о личной гигиене, когда обоняние снижается. При снижении вкусовых ощущений при приготовлении пищи могут здорово помочь разнообразные специи и приправы, или изменение привычного способа приготовления пищи.
Для некоторых людей существует повышенный риск удушья, потому что они не могут обнаружить запах газа из плиты, котла или других устройств, использующих природный газ. Визуальные детекторы газа, которые изменяют внешний вид, или подают звуковой сигнал, когда газ или дым присутствует в жилище, могут быть весьма полезными.
Возрастные изменения осязания
Осязание также включает в себя осознание вибраций, боль и положения тела. Кожа, мышцы, сухожилия, суставы и внутренние органы имеют рецепторы, которые обнаруживают прикосновение, температуру и боль. Наш мозг интерпретирует тип и количество сенсорных ощущений. Он также интерпретирует ощущения как приятные, например, тепло, поглаживания, неприятные, такие, как очень горячо, уколы, или нейтральные, например, простое прикосновение к чему то.
Лекарства, операции на головном мозге, проблемы в головном мозге, спутанность сознания, и повреждение нерва в результате травмы или хронических заболеваний, таких как диабет, могут изменить эту интерпретацию, не меняя сознание ощущения. Например, вы можете чувствовать и распознавать болезненные ощущения, но это вас не беспокоит. Некоторые из рецепторов мозга дают информацию о положении и состоянии внутренних органов. Даже если вы не можете осознать эту информацию, она помогает определить изменения (например, боли при аппендиците).
Многие исследования показали, что с возрастом, возможно, уменьшаются или изменяются болевые ощущения, восприятие вибрации, холода, тепла, давления и прикосновения. Трудно сказать, являются ли эти изменения результатом старения организма или расстройством, которые возникают чаще всего у пожилых людей. Вполне возможно, что некоторые нормальные изменения старения вызваны снижением притока крови к сенсорным рецепторам или головного и спинного мозга. Нехватка витаминов или минеральных веществ, таких, как снижение витамин В1 (тиамин), также может быть причиной изменений.
Независимо от причины, многие люди испытывают изменения в области сенсорных ощущений, поскольку они стареют. Например, становится найти все труднее разницу между прохладным и холодным. Снижение температурной чувствительности повышается риск травм, таких как обморожение, переохлаждение, тепловой удар и ожоги.
Уменьшение возможностей для обнаружения вибрации, осязания и давления повышает риск травм, в том числе пролежней. После 50 лет, у многих людей снижается чувствительность к боли. Вы можете получить проблемы с ходьбой из-за снижения способности к восприятию окружающего пространства, например, где ваше тело по отношению к полу. Это увеличивает риск падения, являясь общей проблемой для пожилых людей.
Чувствительность к легким прикосновениям может уменьшаться. Тем не менее, у некоторых людей развивается повышенная чувствительность к легкому прикосновению из-за тонкой кожи, особенно люди старше 70 лет.
Для повышения безопасности, делайте поправку на изменения в области сенсорных ощущений:
www.uarp.org
Иллюзия восприятия. 3. Ограниченность зрения, слуха и других органов чувств человека (+ видео)
(Ваши дополнения, уточнения и ссылки на книги, статьи, фото и видео по теме приветствуются)
(Продолжение. Начало здесь и здесь)
«Мир не такой, каким кажется.»
(Духовная мудрость)
Эта тема уже проще. Она об ограниченности диапазона восприятия наших органов чувств. Следовательно, о неполноте ощущения и восприятия внешнего мира.
Итак, примем здесь, что внешний мир существует вне нашего сознания (так сказать, пройдем первый уровень иллюзии). Примем также, что по своей форме и содержанию внешний мир такой, каким его конструирует наш мозг (второй уровень иллюзии). В таком случае неполнота ощущений окружающей среды, получаемая через наши органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), станет причиной следующего, третьего уровня иллюзорности восприятия мира.
Что это означает?
Наши органы чувств устроены так, что мы воспринимаем лишь небольшую часть информации из всего имеющегося волнового диапазона (спектра), присущего для окружающего нас мира.
Например, звук. Вначале звуковая волна взаимодействует с человеческим ухом. Она трансформируется нервной системой в электрический сигнал и распознается мозгом в виде того, что мы слышим. Громкость звука зависит от силы колебаний воздуха, а высота или низкость звучания — от частоты. Высокая частота колебаний воздуха определяет ультразвук, низкая – инфразвук. Так вот, человеческое ухо воспринимает лишь небольшую часть из этого диапазона (так называемый слышимый звук) — от 16 до 20 000 Гц (дети), но приблизительно с 15-20 лет диапазон частотного восприятия начинает суживаться в связи с утратой чувствительности слуховой системы к самым высоким звукам. В норме независимо от возраста человек легче всего воспринимает звуковые волны в диапазоне от 100 до 2000 Гц. Всё, что за границами слуха (инфразвук и ультразвук), нами не воспринимается, следовательно, не слышится. Но оно ведь существует! Слоны, к примеру, способны слышать инфразвук, который намного дальше распространяется в атмосфере, чем обычный. Это помогает им находить друг друга на большом расстоянии. Дельфины и летучие мыши слышат ультразвук. Более того, для них он является главным инструментом ориентации в пространстве, в их среде обитания. С его помощью их мозг выстраивает образ окружающего мира, удобный для их жизни. И они великолепно приспособлены в этом. Что касается слышимого человеком спектра звука, то здесь певчие птицы считаются наиболее тонко чувствительными.
Зрение — второй пример. Окружающий мир наполнен электромагнитным излучением различной частоты колебаний и длины волны. Видимую нашим глазом часть называют видимым светом. В нем различают 7 основных цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Радуга на небе после дождя – наилучшая иллюстрация этого. Так вот, оказывается, то, что мы видим глазом, составляет всего лишь около 2% от полного электромагнитного диапазона, определяемого сегодня с помощью приборов. Огромный спектр электромагнитных волн мы не воспринимаем – радиоволны, инфракрасный и ультрафиолетовый свет, рентгеновские и гамма-лучи. Если в качестве сравнения взять число клавиш на рояле, то из 88 видимый свет соответствует всего 2-м клавишам. Считается, что эта часть спектра стала эволюционно преобладающей в нашем зрении благодаря тому, что она самая интенсивная в излучении Солнца, а атмосфера Земли наиболее прозрачна именно для волн этой длины.
Рис.1.
Рис.2.
На первом рисунке схематично показан весь спектр электромагнитного излучения. Но эта схема не отражает истинную длину диапазонов. Второй рисунке, который на английском языке, демонстрирует уже более точно пропорции диапазонов и увеличено видимый спектр (видимый свет). Аналогичную вертикальную схему на русском языке можно посмотреть здесь. Как видно, видимый для человека свет в нем занимает лишь узкую полоску. Всё остальное составляет невидимую часть. По этой ссылке можно посмотреть на рисунке, что является источником разных длин электромагнитных волн. А по этой ссылке показана длина волн для каждого цветового участка видимого спектра света. Фактически, это радуга. На этой странице можно почитать более подробную характеристику каждого спектра электромагнитных волн.
В видеоролике ниже на примере музыкального произведения наглядно показано, как различные диапазоны электромагнитных волн соотносятся с клавиатурой рояля и как звучит композиция в этих диапазонах.
В следующем видеоролике более подробно и научно-популярно рассказывается о том, что представляет собой весь электромагнитный спектр и каковы характеристики основных его диапазонов.
Есть немало животных на Земле, зрение которых намного лучше, чем у человека. В частности, хищные птицы и падальщики (в частности, орлы и стервятники) способны видеть мелкую жертву за много километров. Некоторые животные видят окружающий мир в несколько ином световом диапазоне. Например, зрение многих насекомых, например, пчел, смещено в ультрафиолетовую часть. Поэтому для пчелы наш многокрасочный мир выглядит желто-сине-зелено-ультрафиолетовым (хотя наверняка мы этого не знаем). Зато красный, которым так богата природа, они не различают. Почему же тогда садятся на красные цветы? Например, розы или маки. Потому, что красные цветы отражают много ультрафиолетовых лучей, к которым пчелы очень чувствительны.
У змей, наоборот, центр зрения переместился в инфракрасную сторону. Поэтому они видят то, что мы чувствуем кожей как тепло. То есть, эти змеи оборудованы самым настоящим «тепловизором».
Не у всех животных полноценное цветное зрение. Собаки, например, видят мир совершенно не так, как мы. Их цветовой мир состоит из блеклых оттенков преобладающего сине-фиолетового, а также жёлто-зелёного. У них отсутствует чувствительность к красному цвету, за счет этого они не могут уловить разницу между желто-зеленым и оранжево-красным цветами. Такая особенность собачьего зрения похожа на дальтонизм у людей. То, что человек воспринимает как сине-зеленое, собака может видеть белым (хотя, опять же, наверняка мы этого не знаем). Зато собаки намного лучше людей различают все оттенки серого цвета. Кошки (например, домашние) также не могут полноценно различать цвета, но способны различать до 25 оттенков серого цвета. Это помогает им легко ориентироваться ночью. Хорошим ночным зрением обладают совы. Чувствительность их зрения к слабому свету превышает человеческую чуть ли не в 100 раз!
Многие цветы в ультрафиолетовом свете выглядят не так, как люди привыкли их видеть. На них проявляются пятна или узоры, некоторые светятся. У большинства вокруг центра цветка становится видно большое пятно. Оно указывает путь к нектару для насекомых-опылителей, которые видят в ультрафиолетовом диапазоне.
На фотографиях ниже показаны цветки одуванчика обыкновенного, ослинника двулетнего и лапчатки гусиной в видимом и ультрафиолетовом спектрах света. Такими их видят глаза человека и пчелы. (Больше подобных фотографий можно посмотреть здесь. Вопрос: так как же на самом деле выглядят эти цветы?
А вот как выглядит окружающий мир в инфракрасном свете. Больше фотографий можно посмотреть на странице «Другая Земля. Инфракрасный диапазон. (Примечание. Для того, чтобы показать изображения невидимого диапазона, приходится невидимые спектры заменять какими-то цветовыми эквивалентами, называемыми «условными цветами». Из-за этого могут получаться как бы фантастические сочетания цветов.)
На следующих фотографиях показана самая близкая к нам галактика «Туманность Андромеды» (подробнее о галактиках здесь), заснятая в видимом, инфракрасном, ультрафиолетовом и рентгеновском диапазонах электромагнитного излучения. Источником инфракрасного излучения являются облака газа и пыли, из которых формируются новые звездные системы. Звезды ярко светят в видимом спектре длин волн. Диапазон рентгеновского излучения позволяет увидеть космические останки взрыва звезд. Вопрос: так как же на самом деле выглядит эта галактика?
На этих трех фотографиях показано очень красивое космическое явление звезды в созвездии Тельца – Крабовидная туманность. Она образовалась в результате взрыва сверхновой звезды в 1054 года н.э. Теперь, почти тысячу лет спустя, оставшийся после взрыва сверхплотный объект, называемый нейтронной звездой, — извергает поток высоко-энергетичных частиц в расширяющееся облако газа и пыли и вырабатывает энергию по силе, как сто тысяч наших солнц. Крабовидная туманность показана в инфракрасном, видимом и рентгеновском волновых спектрах. Вопрос: так как же на самом деле выглядит эта туманность?
А здесь фотографии Луны, сделанные в видимом спектре и в гамма-лучах.И опять тот же вопрос: так как же на самом деле выглядит Луна?
На этой странице можно увидеть фотографии еще одной туманности — Туманность Рука Бога (PSR B1509-58), сделанные в различных диапазонах электромагнитного излучения. И опять можно увидеть колоссальную разницу между изображениями.
То же самое касается восприятия запаха и вкуса. Например, нюх собаки значительно сильнее, чем у человека (по разным данным от 40 до более чем 1000 раз). Она способна ощутить всего несколько молекул пахучего вещества в 1 кубометре воздуха . Еще более чувствительны в плане обоняния самцы бабочек-шелкопрядов. Они способны почувствовать и найти самку, выделяющую половой феромон (специальное пахучее вещество), с расстояния в несколько километров. Понятно, что концентрация вещества в таком случае мизерна. Известна хорошая способность акул чувствовать вкус крови в воде на большом расстоянии.
Так какой же на самом деле видимый внешний мир? Четко ясно одно – он не такой, каким мы его видим, слышим, нюхаем и по-иному воспринимаем через обычные органы чувств.
Астрономы, чтобы хоть как-то более наглядно показать полноту космического объекта, используют метод комбинирования (наложения) различных изображений одно на другое. Получается более полная картинка. Однако, и в этом случае перевод невидимых человеческим глазом волновых спектров в видимый свет являет собой искажение истинной реальности (иллюзию).
На фотографии ниже показана галактика «Туманность Андромеды» – потрясающе красивый снимок, в котором объединены вместе отдельные изображения в инфракрасном, видимом и рентгеновском волновых диапазонах.
На следующей фотографии показана Крабовидная туманность – потрясающе красивый снимок, в котором объединены вместе отдельные изображения в инфракрасном, видимом и рентгеновском волновых диапазонах.
Я встречал где-то такую аналогию. Мир – это комната. Но входная дверь закрыта. Есть лишь узкая полоска в 1 см ширины внизу двери, сквозь которую можно заглянуть в комнату. И что мы видим там? Пол, цветной ковер, туфли или даже их каблуки и подошвы, а также то, что образует нижнюю часть ножек стульев, столов, шкафов и иных предметов. Если там есть живые существа, мы увидим часть ступни или лапы, в лучшем случае всю ступню. Но что мы в таком случае можем сказать о комнате в целом? О ее потолке, стенах, мебели, электронике, растениях и множестве всего остального, включая населяющих ее людей и животных? Мы можем лишь предполагать и догадываться. А также делать какие-то выводы, исходя из знаний об узкой, самой нижней части комнаты. Но насколько это будет соответствовать истинной картине во всей ее полноте? Ответ: …???…
Таким образом, по самым оптимистическим оценкам человек с помощью своих обычных органов чувств способен воспринимать не более 5% окружающего его мира. Всё остальное скрыто от его восприятия. В таком случае можем ли мы говорить об объективности нашего мировосприятия? Ответ однозначен, нет. Наше видение мира иллюзорно в сравнении с целой картиной. Более того, мы даже не знаем, какая она в целом? Можно, конечно, с помощью приборов получить снимки, записи и иные характеристики других волновых диапазонов, перекодировать их в видимый и слышимый спектр и затем совместить их. В итоге получим цельную картинку. Так и делают. Но опять же, сама пере
bp21.livejournal.com
Зрение слух осязание вкус обоняние. Пять основных чувств человека
Органы чувств человека даны природой для хорошей адаптации в окружающем мире. Ранее, в первобытном мире, органы чувств давали возможность избежать смертельной опасности и помогали в добыче пропитания. Органы чувств объединены в пять основных систем, благодаря которым мы можем видеть, чувствовать запахи, прикосновения, слышать звуки, ощущать вкус потребляемой пищи.
Глаза
Глаза являются чуть ли не самыми главными среди органов чувств. При помощи них мы получаем около 90% всей поступающей информации. Зачатки органов зрения формируются в процессе развития эмбриона из его головного мозга.
Зрительный анализатор состоит из: глазных яблок, зрительных нервов, подкорковых центров и высших зрительных центров, расположенных в затылочных долях. Глаза воспринимают информацию, а зрительной корой мы способны видеть и оценивать то, какую информацию поставляет нам периферия. Глаза являются великолепным оптическим прибором, принцип которых сегодня используется в фотоаппаратах.
Свет, проходя через роговицу, преломляется, сужается и доходит до хрусталика (двояковыпуклой линзы), где снова преломляется. Далее свет проходит через стекловидное тело и сходится в фокусе на сетчатке (является частью центра, вынесенного на периферию). Острота зрения у людей зависит от способности роговицы и хрусталика преломлять свет. Кроме того, глаза способны совершать движения в стороны, снижая нагрузку с позвоночника, благодаря трем парам глазодвигательных мышц.
Органы чувств человека: уши
Уши являются частью органа слуха. Ухо состоит из трех частей: наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо представлено ушной раковиной, которая постепенно переходит в наружный слуховой проход. Ушная раковина имеет интересную форму и состоит преимущественно из хряща. Только мочка раковины не имеет хряща. Наружное ухо необходимо для того, чтобы определить источник звука, его локализацию.
В наружном проходе, сужающегося при движении внутрь, имеются серные железы, вырабатывающие так называемую ушную серу. После наружного слухового прохода начинается среднее ухо, наружной стенкой которого является барабанная перепонка, способная воспри
hmlk.ru