Smart критерии это – Smart — Википедия

Содержание

SMART цели и задачи | Технология тренинга

Вы когда-нибудь чувствовали, что вроде работаете усердно, но никуда не двигаетесь? Например, у вас есть мечты, но это несбывшийся мечты? Многие люди проводят свою жизнь как во сне. Жизнь проходит мимо них и они ничего в ней не достигают. Одна из главных ошибок человека заключается в том, что он мечтает, но не ставит перед собой цели по достижению этой мечты.

Позвольте я расскажу анекдот в тему:

Пожилой еврей всю жизнь молился Богу, вымаливая себе крупный выигрыш в лотерею. Каждый день он исправно возносил молитву с этой просьбой:

– Господь ! Дай мне шанс выиграть миллион долларов в лотерею. Прошу тебя!

Каждый день, из года в год он усердно молился:

– Господь ! Дай мне шанс выиграть миллион долларов в лотерею. Прошу тебя! Ведь другие выигрывают. Что тебе стоит?!

В очередной раз, после молитвы, вдруг над его головой раздался голос Всевышнего:

– Хаим Абрамович! Hу дайте же и ты мне хоть один шанс! Купите хоть один лотерейный билет!

Сегодня поговорим о достижении целей. Рассмотрим метод постановки целей SMART / СМАРТ. Он поможет вам продуктивно использовать свое время и ресурсы и повысить свои шансы на достижение того, чего вы хотите в жизни.

Что такое цель?

Целью называется определенный результат, к которому вы стремитесь и который сами определили. Цели сильно различаются по важности или весу. Они могут быть маленькими (проснуться утром на час раньше, чем обычно) или большими (достичь повышения по службе).

Но вот загвоздка:

Иметь перед собой цель всегда полезно, но у обычных целей есть несколько недостатков. Во-первых, они обычно появляются спонтанно. Если не думать над общей картиной, достижение локальных, импровизированных целей может и не удовлетворить вас в будущем.

А во-вторых, иногда люди ставят перед собой совершенно нереальные, непосильные цели. Хотя они заставляют вас напрягать себя, пока вы пытаетесь их достичь, в конце концов, они приводят к разочарованию, когда вы осознаете, что цели оказались недостижимыми.

Обычные цели часто бывает трудно измерить и это мешает вам ясно понять, продвинулись ли вы на своем пути к результату или нет.

И, наконец, если цель не ограничить временем, то цель слишком легко может увязнуть в незавершенном состоянии: вы ее не бросили полностью, но всегда откладываете на потом.

К примеру, многие люди загораются прекрасным желанием написать книгу, потому что они чувствуют, что это улучшит жизнь им или кому-либо еще. Но, вне зависимости от причины, они никогда не проходят и первого шага к своей цели.

Поэтому и разработан алгоритм постановки задач SMART. Он призван исправить все недостатки обычных целей, чтобы обеспечить вам максимальный успех.

Что такое SMART цели

Это цели, имеющие специфичные критерии. Их легко запомнить, используя аббревиатуру SMART. SMART расшифровывается как:

  • Specific (конкретный),
  • Measurable (измеримый),
  • Achievable (достижимый),
  • Relevant (значимый),
  • Time-Bound (ограниченный временем).

Идея использования SMART целей была придумана Питером Друкером и впервые появилась в его книге «The Practice of Management» в 1954 году. SMART задачи набрали еще большую популярность, когда профессор Роберт С. Рубин написал о них в статье для Общества промышленной и организационной психологии. С тех пор СМАРТ цели не покидают бизнес-практику.

После того как мы привели описание самого понятия SMART, пришло время углубиться в эту теорию и понять ее значение. Мы также рассмотрим, как постановка целей SMART могут помочь вам улучшить свою жизнь, как дома, так и на работе.

Теория постановки целей

Эта теория ставит упор на том, что важно иметь определенную цель. Объясняется это тем, что люди, поставившие перед собой цель, более вероятно достигнут успеха, чем те, кто живет без целей. Эта теория доказана исследователем Эдвином Локком, он также задал пять принципов ее эффективного достижения.

Вот эти принципы:

  1. Ясность. Цель должна быть ясной и понятной, чтобы от нее был эффект.
  2. Вызов. Хорошая цель должна иметь некую толику трудности, чтобы вам пришлось напрячь себя и продуктивно поработать для достижения этой цели.
  3. Преданность. Если вы не преданы своей цели, трудно вообще чего-то добиться, особенно если ваша цель включает определенные трудности.
  4. Результат. Вы должны получать информацию о своем прогрессе на пути к победе. Эта информация может, как мотивировать вас стараться сильнее, так и показать вам, что ваша цель чересчур проста или сложна, и ее надо изменить.
  5. Сложность задачи. Чем сложнее задача, тем больше времени от вас потребуется для ее достижения. Хорошая цель не обязательно должна быть сложной, но понимание сложности своей цели — важная часть разработки плана по ее достижению.

Вывод:

Теория цели освещает важность постановки перед собой задачи, а также описывает принципы, по которым следует ставить цель для ее достижения. Важно понять эту теорию, прежде чем вы приступите к разработке SMART задач. Ведь она не только даст вам понять, что полезно иметь определённую цель, но и покажет, как SMART цели отвечают всем принципам этой теории.

Как ставить цель, используя критерии SMART

Задать себе SMART цель просто. Достаточно разработать ее так, чтобы она подходила под все критерии этой аббревиатуры.

Specific (конкретная)

Правильная задача не должна быть двусмысленной. Она должна быть конкретной и понятной, чтобы вам было ясно, к чему стремиться. К примеру, вместо того чтобы сказать “Я хочу обрести хорошую фигуру”, вам следует сказать “Я хочу сбросить семь килограммов этим летом”. Видно, что второй пример намного более конкретный и понятный, а потому является лучшей целью.

Measurable (измеримая)

Отслеживание своего продвижения к цели также является важной частью мотивации. Оно позволяет вам разбивать путь на этапы, достижение которых вы можете отпраздновать, а при невозможности выполнить этап, пересмотреть свою цель. Очень важно чтобы у вашей цели была характеристика, которую можно измерить и оценить.

Achievable (достижимая)

Слишком много людей делают критическую ошибку и ставят перед собой недостижимую цель. Хотя недостижимая цель и может толкать вас вперед некоторое время, в конце концов, вам придется ее бросить. Цель должна быть в какой-то степени трудной, но достижимой.

Прежде чем поставить перед собой цель, будьте уверены, что у вас есть способ ее достичь.

Relevant (значимая)

Не все цели заслуживают достижения. Если ваша задача не имеет отношения к общему плану вашей жизни или рабочего проекта, то ее достижение может вам ничего не дать. Чтобы цель была полезной для вас, убедитесь, что она стоит вашего времени. Что ее достижение приносит вклад в достижение целей более высшего порядка.

Time-Bound (ограниченная временем)

У задач должен быть дедлайн. К примеру, вместо того, чтобы сказать “Я хочу читать больше книг”, вам следует заявить “Я должен прочесть двенадцать книг за следующие шесть месяцев”. Очевидно, что человек, поставивший перед собой вторую цель, будет более мотивирован ее достичь, так как у него есть срок, к которому его задача должна быть выполнена.

Примеры SMART целей

Если вы до сих пор не уверены, как правильно ставить SMART цель, давайте рассмотрим примеры:

Для начала надо понять, что SMART может применяться к абсолютно любой цели в жизни. Это могут быть личные, профессиональные, учебные, бизнес, спортивные и другие цели. Они могут быть рассчитаны на разные сроки. Любую имеющуюся цель можно подогнать под критерии SMART.

А теперь рассмотрим конкретные примеры SMART цели.

Пример 1. Общая цель: я хочу развивать свой бизнес

  • Конкретная: я найду 5 новых клиентов для своего консалтингового бизнеса.
  • Измеримая: я буду измерять свой прогресс по количеству новых клиентов, которых я привлекаю. При этом буду работать и над сохранением своей текущей клиентской базы.
  • Достижимая: я буду просить текущих клиентов о рекомендациях. Кроме того запущу рекламную кампанию в социальных сетях.
  • Значимая: привлечение дополнительных клиентов в мой бизнес позволит мне развивать его и увеличивать мой доход.
  • Ограниченная временем: у меня будет пять новых клиента в течение трех месяцев.

В итоге SMART цель будет звучать так:

В течение трех месяцев я приобрету пять новых клиентов для своего консалтингового бизнеса, запросив рекомендации и запустив рекламную кампанию в социальных сетях. Это позволит мне развивать свой бизнес и увеличивать мой доход.

Пример 2. Общая цель: я хочу написать деловую книгу

  • Конкретная: я напишу книгу о социальных сетях объемом минимум 150 страниц.
  • Измеримая: я буду писать одну главу в месяц или три-пять страниц в неделю.
  • Достижимая: сначала я буду работать над рукописью, а когда она будет завершена, я начну искать оффлайн издателя или исследую возможность онлайн публикации, например через сервис ridero.ru.
  • Значимая: написание книги о социальных сетях поможет мне утвердиться в качестве эксперта.
  • Ограниченная временем: моя рукопись будет готова и будет опубликована через 10 месяцев.

В итоге SMART цель будет звучать так:

Чтобы стать экспертом, я напишу 150-страничную книгу о социальных сетях. Я буду писать по одной главе в месяц (или три-пять страниц в неделю). Книга будет готова через 10 месяцев, а потом я буду искать издателя или опубликую книгу на ridero.ru

Создать SMART план действий

Каждая SMART цель должна иметь SMART план действий. Этот план определяет, как вы будете добиваться выполнения поставленной задачи. Например, разбить весь путь на этапы, выделить “опасные” места, которые могут вас задержать, а также решить, как вы преодолеете эти места. Также надо создать расписание со сроками выполнения этих этапов.

Заведите дневник

Достоверно известно, что мотивация может как усилиться, так и угасать. И поэтому вы можете полностью забыть, почему вы вообще поставили перед собой эту задачу. Чтобы такого избежать, вам следует завести дневник, в котором вы будете отслеживать свой прогресс по достижению цели.

Записывание своих мыслей, прогресса и других вещей в дневнике не только поможет вам быть сфокусированным, но и будет напоминать о том, что именно вас мотивирует.

Сам процесс достижения SMART цели, которую вы себе поставили, всегда будет труднее, чем ее планирование. Но если вы будете оставаться мотивированным, преданным цели и будете тщательно  следовать разработанной стратегии, вы обязательно достигните и этой, и любой другой цели.

Презентация SMART цели в PowerPoint”

Если вы бизнес-тренер и планируете использовать эту мини-лекцию в своих тренингах, то:

  1. Рекомендуем прочитать статью о том как сделать свою мини-лекцию живой и интересной.
  2. Скачайте презентацию в формате PowerPoint для визуальной поддержки вашей мини-лекции.

Премиальный контент

Ссылка на скачивание этой презентации и другой премиальный контент доступны подписчикам платных тарифов. Оформите платную подписку на сайте “Технология тренинга” и получите полный доступ к тренингам, упражнениям, видео, презентациям и т.д. Это совсем не дорого.

trainingtechnology.ru

Smart цели 2019 (что это такое, техника постановки)

Разберем каждый критерий подробнее, чтобы понять, как обычно проходит постановка цели по smart. Примеры и разбор критериев приводим ниже.

Конкретная цель

Согласно данному критерию цель не является идеей. Она должна превратиться в четкую, ясную и изложенную на бумаге формулировку, которая будет содержать в себе ответы на вопросы что именно, когда и в каких показателях должно быть достигнуто. Фиксация такой формулировки очень важна, так как устное изложении цели ведет к ее «преломлению» в восприятии подчиненных. В итоге все может быть истолковано неверно.

Измеримая цель

Измеримость цели предполагает наличие определенных показателей, по которым можно было бы понять, достигнута она или нет. Так «выйти в ТОП-10 сервисных центров по автоматизации торговли к 01.01.20ХХ» — отличная и очень конкретная цель. Но как вы поймете, что она достигнута. Возможно, чтобы реализовать ее, вам нужно увеличить оборот на 30%. Вот это уже критерий измеримости.

Достижимая цель

Достижимость цели является «самым психологическим» критерием в smart. Для того, чтобы его обеспечить, нужно, чтобы цель оставалась привлекательной для рядового сотрудника, руководителя и собственника. При этом у представителей перечисленных категорий в голове сформированы разные ценности. Именно поэтому на сегодняшний день они являются тем, кем являются. Достижимость для персонала обеспечивается с помощью грамотной мотивации, поощряющей результативные действия. В случае с руководителями следует эксплуатировать не только «жажду их наживы», но и честолюбие, амбициозность.

Актуальная цель

«Актуальность» — это параметр критики и пересмотра собственных целей, позволяющий ответить на вопрос: «А оно мне надо?». Нет, мы, конечно, за развитие и рост. Но не всякий рост можно рассматривать как благо. Так у нас стоит цель — выйти в ТОП-10 сервисных центров по автоматизации торговли к 01.01.20ХХ. При этом критерием измеримости достигнутого результата является увеличение выручки на 30%. А теперь задаемся вопросами. А что мне дает такое увеличение выручки? Приведет ли оно к росту прибыли? Не истощит ли компания все свои ресурсы на пути к достижению какой-то совсем ненужной и эфемерной цели?

Соотнесенная с конкретным сроком цель

На самом деле, соотнесение цели с конкретным сроком должно происходить на этапе ее конкретизации. Просто такая черта как ограниченность во времени (time-bounded), должна быть рассмотрена на предмет реалистичности предполагаемых сроков. Вы вполне можете оказаться слишком оптимистичными или, наоборот, пессимистичными в своих оценках.

В бизнесе цели бывают разного уровня, но все они должны быть поставлены по технологии smart. Рассмотрим эти уровни.

blog.oy-li.ru

Правильная постановка целей S.M.A.R.T.E.R.

Сегодня в компании я проходил корпоративный тренинг по эффективному управлению, одной из тем которого была методология поставки целей SMARTER. Для закрепления материала решил перевести материал с сайта одного из университетов.

Цели, если их правильно ставить, могут быть мощным мотиватором как для отдельных людей, так и для компаний. Если же это делать неправильно, эффект может быть совершенно противоположный, т.е. в снижении мотивации и желании развиваться. Чтобы они были «правильными», цели должны соответствовать методологии SMARTER (от английского — Specific, Measurable, Achievable, Realistic, Time bound, Evaluate, and Re-Do, Конкретные, Измеримые, Реалистичные, Ограниченные во времени, Оцениваемые и Повторяемые).

 

Specific — Конкретные цели четкие и ясные, а не чрезмерно широки или абстрактны. Они отвечают на вопросы: кто привлечен, что я хочу выполнить, где это нужно делать, когда это нужно делать. Например, “Записаться в фитнесс-клуб и тренироваться 3 дня в неделю,” вместо, “Привести себя в порядок.”

Measurable — Измеримые цели, их можно оценить количественно: другими словами, вы можете установить конкретный критерий для измерения вашего прогресса на пути к достижению каждой поставленной цели. Будьте способны ответить на следующие вопросы: как много, сколько, как я определю, что цель выполнена?

Achievable/Attainable — Достижимые цели проходят проверку на здравый смысл, требуют ли они изменений в текущих процессах или поведении, чтобы их можно было выполнить. Вы анализируете способы выполнить ваши цели с учетом отношений, возможностей, навыков и финансовых возможностей, чтобы их достичь.

Realistic — Реалистичные цели представляют из себя задачи, над которыми вы не только хотите, но и можете работать. Цель может быть одновременно и высокой и реалистичной, вы должны решить сами для себя. Проверка на реалистичность — это внимательное изучение истории, чтобы знать, что такое «растянутые» цели и какие цели сильно сильно и необоснованно оптимистичные.

Time bound — ограниченные во времени цели имеют финальную точку, которую можно найти на календаре. Временные рамки, связанные с вашими целями, дают ощущение срочности, чтобы помочь замотивировать вас.

Evaluate — Оценивайте цели регулярно и корректируйте их по мере необходимости, например, чтобы учесть изменения в семье или изменение ответственности или доступности ресурсов.

Re-Do — Переделывайте цели после проведения оценки и итеративно проходите по процессу SMARTER.

 

Конечно, далеко не всегда можно поставить задачу/цель таким образом, чтобы она соответствовала сразу всем критериям, но очень часто в Российских условиях в связи с нашим менталитетом на многие из пунктов просто не обращают внимания.

В нашем тренинге буква E в аббревиатуре SMARTER соответствовала слову Excite — восхищать, зажигать, и больше касалась мотивационной части, которая особенно актуальна по мере прихода в компанию во все большем количестве сотрудников поколения Y. Возможно это более правильно с учетом сегодняшних тенденций в области кадров, так что в любом случае, дополнить процесс еще одной проверкой не помешает.

Также в нашем вариант был другой вариант для буквы SMARTER — Relevant — цель должна быть релеватной, то есть соответствовать более высоким целям компании или другим задачам.

P.S. Существует очень много разных вариаций как используемых в аббревиатуре слов, так и вкладываемого в них смысла, но глобальная их суть от этого не меняется.

figvam.ru

SMART-цели и их постановка :: SYL.ru

Без постановки цели не может быть речи о продвижении к своей мечте. Успех достижим при методичном, обдуманном подходе, который позволит найти и осознать требуемые действия. Существует множество подходов, помогающих человеку или группе людей понять, как правильно достичь желаемого результата. Одной из самых популярных современных методик является постановка SMART-цели. Как применять ее, в чем заключается ее принцип, будет интересно узнать каждому человеку, стремящемуся изменить свою жизнь и мир к лучшему.

Цель и ее сущность

Цель представляет собой фиксацию того результата, который смог бы в конечном итоге удовлетворить того, кто ее поставил.

На момент достижения обозначенный итог будет иметь вид, запланированный в прошлом.

Цели разделяют на краткосрочные (до одного года) и долгосрочные (до 10 лет). Причем краткосрочные цели должны быть ступенями для достижения долгосрочных планов. Это применимо как для личного развития человека, так и на самых глобальных уровнях.

Однако цели нужно уметь ставить. Для этого применяют разные методики. Одной из них является постановка целей по SMART. Чтобы не потеряться в огромном океане возможностей и направлений, следует четко обозначить свой курс. Определенность целей ведет к определенности результата.

Что такое SMART-цели

Методика постановки целей по системе SMART происходит из Америки. Эта методика подразумевает обобщение всей информации, обозначение определенных сроков достижения результатов, оценку и сбор всех ресурсов, которые понадобятся на пути к цели.

Каждому участнику достижения SMART-цели на самом раннем этапе планирования отводится определенная роль в процессе.

Суть этой методики заключается в соответствии целей пяти критериям. Слово SMART — это аббревиатура. Ее ввел в обиход в 1954 году американский теоретик менеджмента Питер Друкер. Расшифровка этой аббревиатуры такая:

  • S — specific — конкретность;
  • М — measurable — измеримость;
  • А — achievable — достижимость;
  • R — relevant — актуальность;
  • Т — time bound — ограниченность во времени.

На основе первоначальной методики SMART постановки цели были созданы и другие расшифровки. Однако первоначальный ее вид представлен выше. Такая технология SMART целей больше известна во всем мире.

Specific — конкретизация

Чтобы понять суть технологии SMART в постановке цели, необходимо подробнее рассмотреть каждый ее принцип.

Первый критерий SMART-обозначения цели звучит как «конкретизация». Это означает, что задача должна быть четкой, что значительно повышает шансы на ее достижение. Например, SMART-цель будет звучать «хочу похудеть до 60 кг». Это правильная формулировка. Неверно будет сказать «хочу похудеть». Тут нет никакой конкретики.

Еще одно условие этого пункта заключается в том, что одна цель может иметь один результат. Если в ходе ее достижения выяснилось, что таковых несколько, то нужно пересмотреть вопрос и разделить SMART-цели на несколько.

Чем конкретнее задача, тем проще ее выполнить. Поэтому этот пункт в методике стоит первым.

Measurable — измеримость

Результат должен быть измеримым. Для этого определяются критерии, по которым будет производиться процесс.

Например, для цели «похудеть до 60 кг» по технологии SMART измерить результат можно при помощи взвешивания. О результатах нельзя судить по своим ощущениям. Это очень субъективный критерий. Даже если измерять его никак не получается, следует воспользоваться шкалой. Все люди, услышавшие о заданной цели, должны воспринять ее одинаково. Это позволит оценить, как близко человек находится от желаемого.

Именно для этого применяется шкала SMART-цели. Примеры изменений могут быть самыми разными. Применяют баллы. Их определенное количество приведет к итоговому событию. Каждый критерий его достижения также следует оценить в баллах. Это поможет понять, сколько весил каждый вклад человека или группы в получение необходимого блага. Можно использовать и процентную шкалу.

Achievable — достижимость

Важным пунктом методики является достижимость SMART-цели. Расшифровка этого параметра говорит о необходимости отмести заведомо недостижимые результаты. Потому что должна быть возможность прийти к желаемому хотя бы потенциально.

Ставить заведомо заоблачные цели, чтобы выполнить их хотя бы в минимальных масштабах, изначально неправильно. Поэтому перед началом постановки своих желаемых достижений необходимо здраво рассмотреть все имеющиеся у человека ресурсы. Их должно быть достаточно, чтобы дать шанс выполнить все задачи в полном объеме.

К таким ресурсам относятся время, инвестиции, капитал, опыт и знания, способность принимать решения и возможности. Даже доступ к необходимой информации решает, достижимы ли SMART-цели. Примеры неправильной постановки этого пункта точно описывают слова «хорошему противнику не стыдно проиграть». Завышенная планка в системе постановки целей методом SMART противоречит ее концепции.

Realistic — реалистичность

Этот пункт также связан с существующими ресурсами. Только данный аспект предполагает не только оценить их наличие, а соотнести их количество с требуемым для достижения цели числом.

На этом этапе планирования будет удобно создать резюме, бизнес-план. Это поможет сделать ревизию всех наличествующих ресурсов и выделить пункты, которых недостает для достижения желаемого результата. Если недостает значительное количество ресурсов, цели следует пересмотреть. Большие амбиции в этом случае действуют не во благо.

Соотношение желаемого результата с другими существующими условиями и направлениями движения на этом этапе также потребуется выполнить для SMART-цели. Расшифровка этого пункта говорит о максимальном приближении торгового результата к реальности. Например, поставлена цель гармонизировать свои биоритмы. Для этого человеку надо вставать позже, чем раньше. Однако это приведет к систематическим его опозданиям на работу. С реальностью такая цель несопоставима. Поэтому ее нужно дорабатывать. В процессе планирования следует учитывать все стремления человека или цели организации. SMART-методика будет правильно действовать только в таком случае.

Time bound — ограниченность во времени

SMART-технология постановки целей для этого этапа предполагает определение четких временных рамок, в которые она должна быть выполнена.

Это необходимо, чтобы иметь возможность контролировать ход выполнения задач на пути достижения своей вершины.

Эти временные рамки определяются исходя из существующих ресурсов и возможностей. Они должны быть обоснованными. Для этого следует соотнести две концепции. Одна из них — как скоро человек желает достичь цели, а вторая — какими возможностями он располагает, чтобы это стало реально.

Методика постановки целей SMART именно благодаря этому этапу отличается от простой мечты. Также на завершающем этапе постановки следует оценить возможную реакцию окружающих на выбранное направление деятельности человека или группы. Будут ли они помогать или же препятствовать достижениям, также играет немаловажную роль.

Как правильно поставить цель SMART

Чтобы правильно поставить цель по системе SMART, ее следует соотнести со всеми 5 пунктами методики. Она должна соответствовать каждому из них.

Если хотя бы один пункт из SMART не выполняется, значит цель или не будет достигнута вообще, или результат будет совсем не такой, как предполагалось на начальном этапе.

Лучше процесс постановки цели записывать. Это поможет полнее осознавать и вникать в цели сам процесс уже на начальных его этапах, более точно предполагать конечный результат.

Затем постепенно создается концепция требуемого будущего итога. Это касается каждого пункта системы.

Сначала в мельчайших деталях описывается итоговый результат. Далее фиксируется, каким должен быть конец пути, определяется предел, знаменующий достижение цели. Следующий этап требует поиска подтверждения реальности поставленных задач.

Затем определяется необходимое количество ресурсов или действий, которые приведут к желаемому результату. Весь проект нуждается в назначении даты его завершения. Определяется день, когда задача будет выполнена, результат будет достигнут.

Пример постановки цели

Чтобы лучше понять критерии SMART-цели, будет правильнее рассмотреть конкретный пример. Допустим, человек поставил для себя цель зарабатывать больше денег. Если ее пропустить через все пять пунктов, концепция будет иметь следующий вид.

Первый этап требует конкретики. Поэтому эта цель будет звучать уже «зарабатывать на 20% больше денег». Следующий пункт покажет, что желаемый доход теперь должен составлять 120%. Третий пункт позволяет оценить, достижима ли эта цель. Можно работать больше, что послужит фактором увеличения дохода. Эта цель достижима. Четвертый этап подразумевает определение реалистичности. Способен ли человек работать больше часов в день? Если да, то задача выполнима, и можно продвигаться дальше. Следует определить сроки. Цель достижима, и доход может увеличиться на 20% через два месяца.

Постановка целей по SMART в конечном результате будет описана так: «Через два месяца я увеличиваю доход на 20% благодаря большему количеству рабочих часов в день на один».

Когда SMART-метод не работает

Существуют причины, по которым в некоторых случаях представленная система не работает.

Одной из них может быть постоянная потеря актуальности даты, когда внешние условия часто и непредсказуемо меняются. В этом случае долгосрочное планирование будет выполнить просто нереально, процесс будет невероятно трудно предвидеть.

Если имеет смысл даже не сам конечный результат, а постоянное движение в нужном направлении, методику применяют с некоторыми оговорками.

В случае, когда в силу каких-то причин (чаще всего это просто лень) нет возможности сразу взяться за дело, SMART-метод не имеет смысла начинать разрабатывать. Ведь даже написанные, продуманные шаги к достижению результата останутся исключительно изображенными на бумаге.

Также такой процесс постановки целей не подходит людям с авантюрным складом характера или занимающимся творческой деятельностью, зависящей от вдохновения. Для них такая система просто не актуальна. Хорошо это или плохо, судить не стоит. Для каждого из этих аргументов существуют свои преверженцы и противники. Все люди разные, поэтому не может быть одинаково подходящего метода для всех.

Визуализация цели

SMART-система постановки целей очень эффективна благодаря принципу их визуализации. Ежедневно думая о пути, которым следует идти к желаемому результату, человек настраивается на продвижение и рост.

Сила мысли постоянно толкает к необходимым действиям. В момент, когда жизнь поставит человека перед выбором дальнейшего пути, он выберет тот, который ведет его к достижению цели.

Сформулированные при помощи SMART-метода пути, ведущие к вершине, находятся в подсознании человека и всегда готовы натолкнуть его на самый лучший выбор действий. Именно в этом заключается положительный эффект визуализации цели при помощи SMART-метода.

Позитивное мышление

Очень важно при постановке SMART-целей уметь позитивно настроиться на достижение результата. Это позволяет человеку научиться мыслить неординарно, творчески, может даже вопреки мнению окружающих или укоренившихся понятий. Неверие в свои силы сразу же сделает любую цель недостижимой.

Поэтому самые большие успехи наблюдаются у тех людей, которые шли к своей мечте несмотря ни на что. Уверенность в себе, креативность и оригинальность, подкрепленная системностью в организации действий, являются залогом любого успеха. Такое сочетание факторов максимально повышает шансы для достижения поставленной цели.

Ознакомившись с системой постановки SMART-цели, каждый человек или группа людей может правильно организовать все свои ресурсы и стремления для достижения требуемого результата. Веря в свои силы, двигаясь в одном направлении при помощи представленного метода покорить свою вершину сможет каждый.

www.syl.ru

SMART или СМАРТ цели, критерии постановки

SMART – аббревиатура, от первых букв слов – критериев. Критерии же служат для правильной постановки и проверки цели.

Specific, Measurable, Attainable, Relevant, Time-bound

А теперь, по-русски:

Конкретность, Измеримость, Достижимость, Актуальность, Ограниченность во времени (КИДАО)

Сам  способ как при помощи метода SMART проверить свою цель, хорошо описан уже мною раннее в статье – правила постановки цели.

Повторюсь лишь в основных принципах. Эту аббревиатуру хорошо заучить  для быстрой проверки целей или задач на их состоятельность.

Всего лишь нужно запомнить эти пять слов. Или SMART, или СМАРТ, или КИДАО (кидао – в силу ассоциативности с другим словом – возможно даже быстрее приживется 🙂 )

Итак, по порядку: SMART цели

У вас есть цель, нужно ее, во первых, проверить на состоятельность, а во вторых, выставить на своем жизненном пути как задачку для реализации.

1. Specific – Конкретность. Цель должна быть конкретной, цель — это не мечта. Цель –  это ответ на вопрос: Что я хочу чтоб было? (увеличить прибыль, авто, выучить ин. яз, переехать на пмж и т.д.)

2. Measurable – Измеримость. Во первых, нужно ответить себе на вопрос – как я узнаю, что достиг нужного результата? Во вторых – как я буду знать, что я на верном пути – как должен проявить себе промежуточный результат?

3. Attainable – Достижимость. Еще один вопрос к себе – обладаю ли я нужными ресурсами (внутренними и внешними), чтоб достигнуть желаемого результата? Если нет – как сложно и возможно ли эти ресурсы мне приобрести?

4. Relevant – Актуальность. Актуальны ли те или иные способы и задачи, которыми я хочу достичь цели? Может быть, стоит рассмотреть возможность реализовать это другим,  менее затратным и простым способом? Есть еще варианты, как я могу достичь своей цели?

5. Time-bound — Ограниченность во времени. Период, временной интервал, конечная дата. Конкретно – когда  цель должна будет достигнута?

P.S. СМАРТ цели в Тесте на успех.

www.iaim.ru

Постановка целей по SMART | Пошаговая инструкция с примерами

Приветствую! Вы замечали, что задачи вроде «вымыть посуду» или «пробежать 5 км» обычно не встречают серьезного психологического сопротивления? А вот цели формата «стать одним из первых в продажах» или «выучить английский» мы воспринимаем как что-то пугающее и невыполнимое. В результате работа над такими «проектами» откладывается до бесконечности…

Однако, не решаемых проблем не существует, поэтому люди придумали технологию SMART-целей. Этот метод работает одинаково эффективно и для крупных корпораций, и для себя любимого. Итак, постановка цели смарт – на что обратить внимание и как с ней работать?

Что такое SMART-цели?

Английское слово «smart» переводится как «расторопный, умный, смышленый, проворный, ловкий». Кто придумал технологию постановки «умных» целей? Автором стал американский экономист, публицист и педагог Питер Друкер (в далеком 1954 году).

На счету Питера Друкера сотни статей в Harvard Business Review и The Wall Street Journal и около 40 книг. Кстати, именно он сформулировал теорию об инновационной экономике в условиях нового информационного общества!

SMART – это аббревиатура, где каждая буква обозначает свой критерий эффективности цели

S – Specific (Конкретный)

По SMART любая поставленная цель должна быть конкретной. Еще на этапе постановки задачи результат должен быть четко определен по принципу «одна цель – один результат».

Возьму в качестве примере цель: увеличение дохода.

  • Неверно: «Я хочу зарабатывать больше». Уверен вы уже не раз ставили себе такую цель. К сожалению, она не сработает.
  • Верно: «Я хочу повысить свой ежемесячный доход на 20%». Так — гораздо лучше. Цель стала конкретной, теперь вы сможете однозначно оценить конечный результат.

Некоторые американские авторы предлагают проверять цель на «конкретность» с помощью пяти W: What (чего нужно добиться), Why (зачем мне это нужно), Who (кто поможет мне в работе), Where (где будет выполняться работа), Which (какие требования и ограничения нужно иметь в виду).

Почему это важно? Подсознание – важный помощник в процессе достижения цели. Но оно практически бесполезно, если не дать ему понятный и конкретный ориентир (что-то вроде яркой картинки). С этим разобрались, поехали дальше.

M – Measurable (Измеримый)

Для любой цели важно установить четкие критерии для оценки конечного результата. Вот пара примеров таких критериев в разных сферах жизни.

  • Внешний вид: объем талии и бедер, вес, размер одежды
  • Бизнес или работа: число клиентов или сделок, доход за месяц, оборот по банковскому счету
  • Личные отношения: число друзей и знакомых, количество свиданий в месяц, количество приглашений (в кино, на вечеринку, в кафе)

Возьму еще одну популярную цель: похудение

  • Неверно: «Хорошо выглядеть» Скажите мне, как вы собрались оценивать результат такой цели? Его вообще реально оценить? Насколько хорошо вы стали выглядеть?
  • Верно: «Сбросить 10 кг » или «Похудеть с 50-го до 46-го размера». Так гораздо лучше!

Почему это важно? Без четких и конкретных показателей мы не сможем определить (измерить, если хотите), достигнута ли цель.

A – Achievable (Достижимый)

Любая цель по SMART должна быть достижимой с учетом всех ограничений: времени, инвестиций, знаний и навыков, людей, доступа к ресурсам и информации. Честно говоря, с этим критерием не все так просто. Все дело в том, что понятие достижимости достаточно эфимерно, но на помощь мне всегда приходит статистика.

В среднем люди склонны завышать планку своих возможностей на ближайшее будущее (до 1 года) и недооценивать свой потенциал при планировании более долгосрочных целей (в 5 и более лет).

Еще один классный пример: написать диссертацию

  • Неверно: «Написать диссертацию за три месяца». не берусь утверждать со 100% уверенностью, но на мой взгляд цель не реалистична
  • Верно: «Написать работу за три года». Такая постановка задачи выглядит более приземленной и вы сможете легко сохранять мотивацию на протяжении всего срока пути к намеченным результатам

К тому же есть цели, недостижимые в принципе. Скажем, 35-летняя женщина уже не сможет стать профессиональной балериной с нуля. Но она вполне может освоить латиноамериканские танцы.

Почему это важно? Недостижимые цели отнимают кучу времени и энергии и лишают веры в себя. В то же время, не бойтесь мечтать и ставить себе смелые задачи на более долгие сроки (от 5 лет)!

R – Relevant (Значимый, соответствующий другим, актуальный)

Критерий Relevant отвечает на вопрос: «Как достижение цели повлияет на решение глобальных задач»? Компания (или Вы) должны получать выгоду от выполнения любой цели SMART. В противном случае, цель считается бесполезной и по ее достижении вы не будете награждены выбросом эндорфинов. 🙂

Пример задачи: «Зарабатывать $1000 в месяц»

  • Неверная цель: «Жить в режиме жесткой экономии». Подумайте, хотите ли вы начать зарабатывать больше, но при этом не иметь возможности тратить заработанное?
  • Верная цель: «Найти три новых источника дохода». Другое дело! Чувствуете разницу?

Почему это важно? Потому что если мы будем распыляться на цели, которые противоречат друг другу (или дают слабый эффект), масштабные задачи так и останутся нерешенными. А этого никак нельзя допустить.

T – Time bound (Ограниченный по времени)

На выполнение любой SMART цели выделяют фиксированный срок. Временные рамки позволяют взять под контроль процесс управления и побороть . Без них шансы на то, что задача будет сделана стремятся к нулю.

Приведу вам личный пример цели: выучить английский язык

  • Неверно: «Я буду свободно говорить по-английски». Однажды,  в следующей жизни… ну дальше вы и сами знаете.
  • Верно: «К 1 марта 2017 года я буду свободно говорить по-английски». Все, теперь у вас есть дедлайн и никуда от него не скрыться…

Почему это важно? Потому, что без жесткого ограничения по времени решение задачи можно . Вы замечали, что способны «вылизать» огромную квартиру за час перед приходом гостей? И потратить на то же самое целый день, если впереди куча времени?

Кстати, по срокам SMART-цели могут быть:

  • Краткосрочными (1-3 месяца)
  • Среднесрочными (3-12 месяцев)
  • Долгосрочными (больше года)

Примеры правильных SMART-целей

А теперь пришла пора объединить все 5 принципов и начать наконец-то ставить правильные цели. Вот парочка примеров:

  1. Поднять доходность сайта «Видео о Таиланде» до $300 в месяц к декабрю 2017 года
  2. Получить водительские права категории «A» к 1 июня 2017 года
  3. Сбросить 10 кг веса за три месяца к 1 апреля 2016
  4. Прочесть 5 книг Роберта Кийосаки за полгода к 1 июня 2017 (с кратким конспектом основных мыслей)
  5. Научиться плавать стилем «брас» и к концу зимы (25 февраля) проплыть один километр без остановок
  6. Выйти на пассивный доход в размере $100 в месяц к 1 ноября 2017 года
  7. Увеличить число участников группы ВКонтакте до 5000 человек к годовщине группы 15 мая

Понятно, что любая SMART-цель должна соответствовать всем пяти критериям. Но есть еще один (почти секретный!) косвенный признак для проверки цели на «смартовость: цель должна быть масштабной.

Хорошая SMART-цель не должна быть слишком простой и легко выполнимой. «Пробежать 300 м», «Выучить 50 новых немецких слов», «Зарабатывать на 10% больше, чем сейчас» — это ерунда, а не глобальная задача. Правильная цель всегда чуть выше Вашего предела возможностей! Кроме того, она обязательно заставляет выйти из зоны комфорта и попробовать что-то новое.

Как легко поставить цели SMART?

Первый шаг. Примите вызов

Нужно четко понимать, что достижение будущей цели нужно, в первую очередь, Вам. Все мы любим жаловаться на обстоятельства и придумывать себе оправдания. Но ответственность за успех или поражение несете Вы и только Вы! Это, пожалуй, самый важный момент в целеполагании (и не только…)!

Второй шаг. Осознайте важность

Объясните сами себе важность будущей цели. Это не должна быть сиюминутная прихоть или спонтанное желание. Хотите /свободно говорить на итальянском/ открыть кофейню? Тогда продумайте до мелочей, как изменится после этого Ваша жизнь.

Третий шаг. Заручитесь поддержкой

Как правило, поддержка со стороны в разы ускоряет достижение цели. Другие люди могут Вас контролировать, мотивировать либо взять на себя часть задач. Отлично, если конечный результат влияет не только на Вас, но и на важных для Вас людей.

Четвертый шаг. Разложите цель на более мелкие задачи

Иногда даже самая конкретная цель кажется настолько масштабной, что это пугает и заставляет сдаться еще на старте. Подсознание можно обмануть, разбив «большую» цель на мелкие задачи. Не «похудеть на 20 кг за год», а сбрасывать «по 2 кг в месяц в течение года». Важно, чтобы каждый промежуточный результат еще на шажок приближал к желанному результату.

А Вы когда-нибудь использовали SMART-цели? Подписывайтесь на обновления и делитесь ссылками на свежие посты с друзьями в соцсетях!

P.S. Начав применять эту методику вы поначалу можете заметить, что как-будто весь мир обернулся против Вас! Лучшие друзья или даже родители могут начать уверять вас в том, что это невозможно и не стоит даже пытаться. Кто-то даже приведет пример, что он уже пробовал это сделать, но у него не вышло.

Единственное что я могу вам посоветовать — не сдаваться. Стисните зубы, не обращайте внимания на негатив и продолжайте идти дальше. Представьте, что вы набирающий скорость локомотив и ничто не в силах вас остановить на пути к своей цели. Поверьте, результат превзойдет все ваши ожидания! Удачи!

P.S.S. Кстати, я предпочитаю ставить новые цели вместе с подведением итогов предыдущего года. А после — делюсь своими результатами в их достижении онлайн. Это дополнительно мотивирует меня и я достигаю их даже раньше намеченного срока. Если интересно — читайте о них здесь.

capitalgains.ru

SMART-цели и их применение в маркетинге

Грамотная постановка целей важна на любом этапе развития бизнеса. Она основывается на обобщении сведений, имеющихся в распоряжении руководителей компании, определении сроков выполнения поставленных задач и необходимых для их достижения ресурсов, разработке конкретных и измеримых критериев оценки полученных результатов. Одним из современных подходов к целеполаганию является технология SMART, получившая распространение в менеджменте и проектном управлении. Она позволяет учесть пять основных показателей эффективности намеченной цели.

«Великолепная пятерка» критериев SMART

Считается, что автором термина стал П. Друкер, который больше полувека назад использовал его как аббревиатуру основных понятий, определяющих цель:

  1. Specific (конкретная).Цель должна отвечать следующему требованию: быть точной, ясной, четко сформулированной, понятной и однозначной. Встречается мнение, что сама ее формулировка строится как ответы на вопросы: кто? что? зачем? сколько? когда?

    Уже на этом этапе определяется ожидаемый результат, в соответствии с которым будет приниматься решение о том, была достигнута цель или нет. Как правило, желаемые показатели находят отражение в формулировке.

  2. Measurable (измеримая).Измеримость цели определяется одним или несколькими четкими показателями. При этом устанавливается их точное значение, к достижению которого необходимо стремиться.

    Выбираются методы измерения, позволяющие определить значения как итоговых, так и промежуточных показателей.

  3. Achievable (достижимая).Цель становится достижимой, если была произведена адекватная оценка имеющихся ресурсов, включая трудовые, временные, материальные, информационные и т. д.
  4. Relevant/Realistic (значимая/реалистичная).Реалистичность цели напрямую соотносится с ее достижимостью.

    Не менее важной величиной является значимость поставленной цели. Она определяется исходя из тех выгод, которые компания получит в итоге, и глобальных изменений, которые за этим последуют. Таким образом, цель всегда имеет положительное значение.

  5. Time — bound (ограниченная во времени).Определение границ необходимо для того, чтобы сделать процесс достижения цели контролируемым. При этом временные рамки должны быть приемлемыми для выполнения поставленных задач (данное положение взаимосвязано с реалистичностью и достижимостью цели).

Технология SMART широко применяется при планировании развития бизнеса, но наиболее востребована при постановке долгосрочных целей. Достижимость результата оценивается относительно имеющихся показателей и контролируется на всех этапах, вплоть до окончания установленного периода времени.

Примеры формулировки SMART-целей

Критерии SMART достаточно просты, универсальны и применимы в любой сфере бизнеса при планировании деятельности в различных направлениях:

  • Увеличение доли рынка.В 2011 году на национальном российском конкурсе EFFIE RUSSIA премии в одной из номинаций был удостоен коммуникационный проект производителя шоколадных изделий «Вдохновение: Ты меня вдохновляешь». Основная цель рекламной кампании звучала следующим образом: увеличение доли рынка в ключевой для бренда «Вдохновение» категории «конфеты в коробках» в 2011 году до 5,5 %. Формулировка максимально конкретна, результат измерим в процентном показателе, временные рамки установлены, значимость обусловлена самим развитием бизнеса. Достижимость и реалистичность цели определяются выбранным арсеналом медиаканалов (социальные сети) и инновационным механизмом воплощения идеи (собственная оценка фотографий «Меня вдохновляет»).
  • Увеличение числа каналов дистрибуции.На 2011 год в России была запланирована масштабная рекламная кампания производителя элитных изделий из фарфора Rudolf Kampf. Рекламные мероприятия преследовали несколько целей, среди которых увеличение числа точек дистрибуции по сегментам «профильный ретейл» и «непрофильный ретейл» на 60 % и 25 % соответственно.

    Конкретность и измеримость в формулировке достигаются за счет указания рыночных сегментов и требуемого показателя в %. Достижимость цели могла быть оценена специалистами на основании комплекса разработанных маркетинговых мероприятий, а значимость не подвергается сомнению, так как дистрибуция имеет прямое влияние на рост продаж. Но в глаза бросается отсутствие в цели какого-либо указания на временные рамки, что не дает отнести ее к SMART-цели в полной мере.

  • Продвижение товара.Для продвижения продуктов компании «АльфаСтрахование» была поставлена маркетинговая цель: поддержать существующий уровень знания торговой марки в городах с населением свыше 1 млн человек на уровне 25–30 % целевой аудитории в период осень 2004 – весна 2005. Цель сформулирована конкретно, обозначены географические точки, в которых заинтересован бренд, необходимые показатели. Указаны четкие временные границы, в рамках которых будут проводиться маркетинговые мероприятия. Достижение цели (знание марки) напрямую влияет на продажи продуктов. Достижимость основывалась на разработке новой креативной медиастратегии, подразумевающей увеличение частоты контактов с целевой аудиторией и ее охвата. В итоге поставленная цель была достигнута в полном объеме, а в столице уровень знания марки превысил ожидаемый показатель и достиг планки в 39,6 %.

SMART-технология помогает лаконично, ясно и четко изложить стратегические намерения компании, структурировать основные компоненты достижения целей и задать определенную программу маркетинговых действий. Благодаря исчерпывающим критериям эффективности она считается универсальной и находит широкое применение в бизнесе, вне зависимости от его размера, доходности, географии и других факторов.

zg-brand.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *