ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ СМОТРИТ ВАМ В ГЛАЗА, ВАМ ПРИДЕТСЯ ПОСМОТРЕТЬ В ГЛАЗА ПРАВДЕ
Более 400 тысяч родителей в России не догадываются, что у их детей расстройство аутистического спектра (РАС). По данным ВОЗ, с подобными нарушениями развития на свет появляется уже каждый 68-й ребенок. Ученые всего мира озабочены тем, что истинные причины расстройства до сих пор не выяснены, при этом численность детей с аутизмом за последнее десятилетие выросла в десять раз.
Между тем еще несколько лет назад в нашей стране диагноз «аутизм» даже не был официально признан. И если во многих государствах действуют государственные программы по коррекции и социальной адаптации аутистов, разработаны методики ранней диагностики и терапии, то Россия только в начале пути. Почему во всем мире увеличивается количество таких детей? Существует ли эффективная система реабилитации аутистов и чем каждый из нас может им помочь? На эти и другие вопросы мы попросили ответить депутата Мосгордумы, главного детского невролога столицы, директора НПЦ детской психоневрологии Татьяну Батышеву и эксперта Елену Багарадникову, исполнительного директора родительской организации помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт».
— Татьяна Тимофеевна, в последнее время много говорят о таком диагнозе, как аутизм. Складывается впечатление, что число таких детей скоро превысит все мыслимые пределы. Действительно ли это так?
— К сожалению, да, тенденция такова, что за последние 10 лет количество особых детишек стремительно увеличивается. Но на самом деле этот диагноз объединяет огромное количество заболеваний. На мой взгляд, отчасти имеет место и гипердиагностика. Наши американские коллеги говорят сегодня, что каждый 80-й ребенок в мире в той или иной степени имеет расстройство аутистического спектра.
Подобные расстройства проявляются главным образом в виде нарушений социального взаимодействия, в области коммуникации, поведении.
— Но далеко не все люди, которым был поставлен диагноз «расстройство аутистического спектра», закрываются от мира.
— Конечно, нет двух одинаковых детей с аутизмом. Они заинтересованы в общении с другими людьми, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи, однако не имеют достаточных навыков для того, чтобы общаться так, как это делают их сверстники.
Доказано, что в 40 процентах случаев причиной проявления РАС могут быть неврологические заболевания, связанные с различного рода травмами, расстройствами при родах и многим другим.
Если мы говорим о детях, имеющих расстройство аутистического спектра, здесь также надо учитывать множество обстоятельств. Так, в числе факторов риска: урбанизация, наш бешеный ритм жизни, экологическая обстановка, состояние организма матери во время подготовки к беременности, течение беременности и родов, нарушения на уровне генов.
Вместе с тем ни один из нас, даже самый благополучный и здоровый, не застрахован от рождения особого малыша. Хочу подчеркнуть, что такой ребенок может появиться в любой семье! Вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины.
В настоящее время специалисты научились гораздо лучше выявлять аутизм. Это привело и к тому, что такой диагноз стали ставить чаще, чем раньше, и на более ранних сроках. Причем у мальчиков подобные расстройства встречаются в четыре раза чаще, чем у девочек.
— Полтора года назад в вашей клинике было открыто отделение для детей, имеющих расстройство аутистического спектра. Можно ли говорить о каких-то первых положительных результатах?
— Известно, что аутистам бывает крайне сложно оставаться в больнице. Поэтому мы всеми силами стараемся максимально подстраиваться под возможности ребенка и семьи. Это может быть и дневной стационар, и круглосуточный, амбулаторная помощь. И знаете, удивительный факт — в 100 процентах случаев мы получаем положительный результат. В отделении с таким малышом всегда находится кто-то из родителей: мама или папа. Маленький пациент проходит комплексное обследование, по результатам которого для него разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.
Мировая практика показывает, что дети с аутизмом нуждаются в регулярных занятиях по специальным методикам. Реабилитационный процесс требует значительных усилий и длительного времени. К сожалению, от аутизма нет таблетки и с этой проблемой не справиться в одиночку. Индивидуальный подход к лечению, интенсивная терапия, рано начатое обучение, участие всех членов семьи в образовательном процессе очень эффективны и приводят к заметным улучшениям в развитии большинства детей, которые имеют подобные расстройства нервной системы.
Они нуждаются в признании и принятии их особенностей так же, как и любой условно здоровый человек. Но без нашей с вами помощи им крайне сложно достойно и комфортно жить в социуме.
— Могут ли особые дети надеяться на коррекционное и инклюзивное образование?
— Моя принципиальная позиция — все дети должны учиться, всем нужен детский коллектив и педагогическая поддержка. Коррекционное образование — это будущее для наших детей.
Сокращение коррекционного образования, которое сейчас проводится, наша боль. К инклюзии детей с РАС и ментальными нарушениями подавляющее большинство школ не готовы. Настоящая инклюзия подразумевает огромную работу: нужно обучить педагогов, весь персонал школы, работать с родителями обычных детей, с будущими одноклассниками, обеспечивать психологическую поддержку и дальше, в процессе обучения. Всем сторонам процесса необходимо создать соответствующие особые образовательные условия. Все это непросто реализуется. Но есть ряд образовательных комплексов, которые уже научились это делать. И на их опыт, безусловно, надо равняться.
— На что родителям малышей прежде всего стоит обратить внимание?
— Нарушения социального взаимодействия — самые важные симптомы аутизма. Часто особый малыш ведет себя так, будто он настроен «на свою волну». Он может не проявлять интереса к играм с другими детьми, не реагирует на свое имя, на улыбку, не смотрит в глаза, не дает брать себя на руки или протестует против объятий, его бывает сложно заинтересовать чем-то, что ему предлагает взрослый. Как правило, такие дети поздно начинают говорить. Если у родителей закрались сомнения, на специализированном сайте аутизм-тест.рф они могут пройти скрининговый тест. Он бесплатный и находится в открытом доступе.
Вообще в аутизме крайне важна ранняя диагностика. И это даже не проблема, а целый комплекс проблем. И первая заключается в том, что данное заболевание в нашей стране редко диагностируется у детей до 3 лет. Это связано и со сложностями выявления заболевания, и с тем, что родители мало знают о его первых проявлениях, мало информированы и сами врачи. Очевидно и то, что дети с РАС недостаточно включены в сферу образования, их семьи испытывают нехватку социальных и медико-реабилитационных услуг.
Безусловно, рождение ребенка с особенностями развития — это тяжелое испытание для всей семьи. И здесь очень важно, чтобы родные смогли понять и принять своего малыша таким, какой он есть. Любите его, верьте в него. Особые дети делают поразительные успехи, причем даже те, которые казались самыми безнадежными.
Очень важно для таких детей иметь братьев и сестер, подчас благоприятная атмосфера большой любящей семьи — лучшее лекарство.
* * *
— Елена Вячеславовна, вопрос вам. Именно родители первыми узнают о диагнозе своего ребенка. Они принимают решение, что делать дальше. Благодаря их усилиям начинаются изменения в обществе и, как следствие, в образовании и медицине. Организация, которую вы возглавляете, занимается помощью семьям с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра. С какими трудностями чаще всего сталкиваются родители особых малышей и чем вы можете им помочь?
— Проблем много, и они касаются всех аспектов жизни: диагностики, реабилитации, обучения, социализации. Большинство родителей, когда узнают о диагнозе своего малыша, находятся в состоянии, близком к шоковому, и сами нуждаются в психологической помощи, не понимают, что им делать и как с этим дальше жить. Мы не отказываем в поддержке никому. Тем более что хорошо понимаем состояние «новичков». Мы объединились, чтобы помогать друг другу.
Аутизм — это не приговор и не конец. Это я вам заявляю как мама особого ребенка. Но близким нужно быть готовым к тому, что их жизнь кардинально изменится. Прежде всего родным малыша нужно перестать сравнивать его со своими нормотипичными сверстниками. Постарайтесь сравнивать своего ребенка только с ним самим — и вы увидите, какие успехи он делает. В большинстве случаев проявления аутизма могут быть существенно скорректированы при условии эффективного и раннего психолого-педагогического вмешательства.
К сожалению, в нашей стране пока практически отсутствуют организации, в которых созданы специальные образовательные условия для особых детей, поэтому в подавляющем большинстве случаев они оказываются на надомном обучении. И это при том, что важнейшим фактором успеха является именно обучение и социализация. Сейчас есть позитивные изменения в законодательстве, которые позволяют надеяться на то, что дети пойдут в сады и школы: и в инклюзивные, и в коррекционные. Например, недавно приняты федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья, их апробация идет в нескольких пилотных регионах. С 2016 года они вступят в силу по всей стране.
— Я знаю, что сейчас силами родительского сообщества вы пытаетесь реализовать в Москве масштабный проект «Инклюзивная молекула». Расскажите подробнее, что он собой представляет?
— Очень надеемся, что правительство Москвы и Департамент образования поддержат это начинание.
Инициативным группам наших родителей удалось договориться с рядом столичных образовательных комплексов о создании на базе их учреждений так называемых ресурсных классов, оборудованных специальным образом, а также о создании специальных образовательных условий для детей с РАС. Мы рассчитываем, что в штате таких «пилотных» детсадов и школ будет формироваться служба психолого-педагогического сопровождения. У нас уже есть примеры таких работающих классов, например в школе 1447.
Ведущая роль в успешной социальной адаптации особых ребят принадлежит именно методам педагогической коррекции. До 80% детей, имеющих те или иные ментальные нарушения, могут быть успешно социализированы при наличии специальных образовательных условий в детских садах и школах. Общемировая практика это подтверждает. И, надеюсь, мы скоро сможем подтвердить эти данные и в России.
— На государственном уровне оказывается какая-то поддержка, направленная на развитие инклюзивного образования, на социализацию детей с аутизмом?
— Большая работа ведется на всех уровнях. Например, рабочей группой по ранней помощи и РАС, созданной при Министерстве труда РФ, в ее состав входит и Татьяна Батышева. Результатом работы в том числе и этой группы стал замечательный проект Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Программа называется «Ты не один» и направлена на формирование в трех пилотных регионах комплексной системы помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Мы очень надеемся, что Москва тоже подаст свою заявку на участие в этом проекте. В его рамках будет разработан и апробирован межведомственный подход по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи особым детям. Усилия предполагается сосредоточить на четырех ключевых направлениях: ранней диагностике, оказании ранней помощи детям и их семьям, реализации индивидуального образовательного маршрута для каждого из таких малышей, подготовке их жизни в обществе.
Наталья БУРМИСТРОВА.
Газета «Московская правда», 2015 год.
Фото из открытых источников.
Сила взгляда
Исследования подтверждают силу взгляда: когда кто-нибудь смотрит в глаза, ладони потеют, собеседник становится внимательнее.
Взгляд — важный инструмент общения. Если он не используется, социальные ситуации могут оказаться поверхностными или сложными. Например, если во время собеседования при приеме на работу кандидат не смотрит в глаза работодателю, то он может остаться без места.
Психолог и преподаватель университета города Тампере Терхи Хелминен (Terhi Helminen) в своей диссертации исследовала влияние зрительного контакта на бодрость и внимание собеседника. Исследования, проведенные с представителями различных возрастных групп, показали, что взгляд может оказать воздействие на уровень бодрости другого человека, а через нее — на память и способность к обучению.
Взгляд другого вызывает настороженность
По словам Терхи Хелминен, человек настораживается и напрягается, когда в его сторону кто-то смотрит.
«Когда человек становится бодрее, его ладони покрываются потом несколько больше обычного. Пот оказывает влияние на электропроводность кожи, и ее изменения можно зафиксировать маленькими датчиками, которые крепятся на пальцах», — объясняет Хелминен.
На потение ладоней нельзя повлиять сознательно, так как выделением пота управляет автономная нервная система, которая не зависит от воли и желаний человека. Это свойство используется при тестировании на детекторе лжи.
Потение также не связано с принадлежностью человека к различным культурным слоям, хотя в разных культурах взгляд имеет разное социальное значение. Когда уровень бодрости повышается, автономная нервная система заставляет руки покрываться потом независимо от желания у всех и везде.
Когда кто-то на Вас смотрит, пульс замедляется
В отличие от распространенного мнения, исследования показали, что взглядом можно на некоторое время замедлить пульс человека.
«При повышении внимания пульс замедляется. Так происходит, когда кто-то обращает свой взгляд на вас. Чем пристальней человек смотрит на Вас, тем сильнее замедляется пульс», — говорит Хелминен.
«Пульс замедляется всего на несколько секунд. Затем он снова ускоряется».
Автономная нервная система и здесь работает независимо от желаний своего хозяина. Снижение частоты пульса не зависит от культурной принадлежности.
Замедлением пульса можно частично объяснить и то, что в случае катастрофы некоторые цепенеют, а некоторые начинают активно действовать. Пульс оцепеневшего человека более длительное время замедлен, пульс деятельного — подскакивает.
Взгляд учителя подбадривает — или наоборот
Когда ты правильно настроен, то лучше справляешься с задачами. Все новое усваивается лучше, и память не подводит. Улучшается ли успеваемость учеников, если они чувствуют, что учитель смотрит прямо на них?
Окончательного ответа на этот вопрос Терхи Хелминен дать не может. Взгляд может показаться неприятным.
«Взгляд взбодрит уставшего ученика, но если он уже перевозбужден, то это может быть уже лишним. А если вопрос очень сложный, взгляд может показаться давящим».
«Многие отводят взгляд в сторону, когда надо напрячься и серьезно обдумать вопрос. Это обычное явление», — говорит Хелминен, напоминая о времени на размышление.
По мнению исследователя, взглядом часто пользуются, даже не задумываясь о его воздействии на другого человека.
«Взгляд имеет значение, например, в школьном классе: смотрит ли учитель при объяснении на учеников или только на доску и компьютер».
Почему ребенок-аутист отводит взгляд?
Работа Терхи Хелминен посвящена также аутизму у детей и их восстановлению.
«Третий раздел диссертации является результатом моих клинических исследований. Почему дети-аутисты не хотят смотреть в глаза? Я задумалась над тем, является ли прямой зрительный контакт мучительным или даже неприятным для них».
Во время своего исследования Хелминен наблюдала за маленькими детьми от двух до пяти лет, многие из которых еще не умели говорить. Им показывали картинки. То же делали и с обычно развивающимися детьми.
Кроме датчиков, измеряющих частоту пульса, за реакцией детей следили с помощью камеры, фиксирующей движение глаз.
«У здоровых детей или у детей с нарушениями развития, у которых не наблюдалось аутизма, пульс замедлялся так же, как и у взрослых, если на них смотрели. У детей-аутистов он не замедлялся. Из этого я сделала вывод, что взгляд не является для них социально важным элементом общения», — рассказывает Терхи Хелминен.
«С другой стороны, он не является для них и неприятным. Если это было бы так, пуль у них также замедлялся бы на короткое время».
Можно научиться пользоваться взглядом
Хелминен говорит, что детей-аутистов можно научить пользоваться взглядом. Но надо точно знать, как это делать.
«Раньше их насильно заставляли встречаться взглядом с другими, даже поворачивали им головы. Так делать нельзя. Обучение должно быть осторожным и позитивным».
Терхи Хелминен рассказывает, что давала советы родителям, как приятно и ненавязчиво научить их детей-аутистов смотреть в глаза окружающим.
«Мама или папа могут щекотать, рассказывать стишки, петь или делать что-нибудь, что ребенок особенно любит. Затем родители должны прекратить это делать и продолжить только после того, как ребенок посмотрит на них. Так ребенок поймет, что приятное занятие продолжится, если будет установлен зрительный контакт».
Ранние признаки аутизма – Special Learning, Inc
Признаки аутизма
- Специальное обучение
Раннее выявление и лечение были объявлены критически важными для аутизма, при этом больше внимания уделяется раннему выявлению красных флажков аутизма. Раннее выявление аутистического поведения в первые 12 месяцев младенчества позволяет своевременно применять эффективную терапию, такую как прикладной анализ поведения (АВА), что существенно помогает в лечении аутизма. Родители должны быть осведомлены о наводящих на размышления симптомах аутизма, поскольку они первые, кто может их идентифицировать.
Младенцы, которые избегают зрительного контакта со своими родителями, чаще всего имеют диагноз аутизм. Этот признак подпадает под категорию «социальных навыков» аутизма и считается тревожным сигналом. Зрительный контакт у младенцев можно наблюдать уже в возрасте шести месяцев, что делает его очень важным источником самых ранних признаков аутизма. Согласно вехам роста, установленным педиатрами, большинство детей начинают устанавливать зрительный контакт примерно в трехмесячном возрасте. Если младенец не может установить зрительный контакт в течение первых шести месяцев, рекомендуется немедленная консультация со специалистом.
Педиатры могут дополнительно оценить проблему зрительного контакта, наблюдая и спрашивая родителей о следующих чертах поведения младенца:
- Ребенок склонен не смотреть на родителей.
- Ребенок не узнает знакомые лица.
- Малыш не плачет, когда родители его покидают.
- Ребенок не проявляет беспокойства по отношению к незнакомым людям.
- Ребенок смотрит краем глаза.
- У ребенка проблемы с визуальным отслеживанием объектов.
Оценка педиатром проблемы со зрительным контактом, наряду с оценкой триады нарушений при аутизме, может помочь поставить диагноз аутизма. Педиатр может дополнительно оценить свои выводы, используя шкалу оценки PDD. Согласно Шкале оценки PDD Центра детской неврологии и развития, серьезность проблемы со зрительным контактом можно оценить следующим образом:
Наблюдение : Плохой зрительный контакт или взгляд под необычным углом
- Нет: Совершенно нормально никогда не было такой проблемы
- Решено: Зрительный контакт теперь совершенно нормальный, но ранее был явно ненормальным.
- Мягкий: Почти нормальный зрительный контакт, но все же показывает тонкий и необычный взгляд на других. Это может присутствовать у детей с ПРЛ БДУ, расстройством, которое начинается с очень плохого зрительного контакта, которое со временем постепенно улучшается.
- Умеренная: контакт с глазами может присутствовать в течение длительного периода времени, но это явно ненормально. Ребенок может слишком долго смотреть в одну точку, казаться «очень застенчивым» или устанавливать зрительный контакт, поворачивая глаза в сторону.
- Тяжелая: Почти никогда не способен установить зрительный контакт. Когда присутствует зрительный контакт, он очень короткий и явно ненормальный.
Хотя проблема со зрительным контактом в значительной степени связана с аутизмом, ее следует использовать только как индикатор потенциального риска, а не как источник точного диагноза.
Значимость проблемы зрительного контакта
Проблема зрительного контакта имеет тенденцию сохраняться по мере роста и требует немедленного внимания для надлежащего решения с помощью таких процедур, как ABA и программы дискретного пробного обучения/обучения (DTT).
Одна из основных причин, по которой дети с аутизмом боятся устанавливать зрительный контакт, заключается в том, что им не хватает социальной способности к общению. Некоторым детям с аутизмом требуется чрезмерная концентрация на ситуации, что приводит к отсутствию зрительного контакта.
В большинстве случаев дети с аутизмом привыкают к правильному зрительному контакту, но вскоре теряют концентрацию на ситуации или на человеке, на которого смотрят. Серьезность проблемы предполагает консультацию у сертифицированного профессионального бихевиориста и правильное применение ориентированных на результат процедур ABA или DTT. Кроме того, для родителей важно не заставлять своих детей смотреть в глаза, потому что это только усилит тревогу и разочарование. Ребенок должен развивать зрительный контакт естественным образом посредством АВА, а не силой.
Ссылка:
Центр детской неврологии и развития, www.childbrain.com: Шкала оценки и оценки PDD, получено 22 марта 2011 г.
Copyright © Special Learning Inc. Все права защищены.
Никакая часть этой статьи не может быть воспроизведена каким-либо образом без письменного разрешения, за исключением кратких цитат, включенных в критические статьи и обзоры. За информацией обращайтесь в Special Learning Inc. по адресу: [email protected]
Поделиться:
Почему НЕ принуждать ребенка к зрительному контакту — развитие ребенка и консультация родителей
Одна из самых больших проблем в воспитании детей заключается в том, что стратегии, которые имеют смысл с вашей взрослой точки зрения и предназначены для того, чтобы помочь вашему ребенку, не воспринимаются таким образом и поэтому имеют неприятные последствия. Принуждение/требование детей к зрительному контакту, когда вы разговариваете с ними, является одним из этих парадоксов. Невежливо/грубо/неуважительно не смотреть вам в глаза, когда вы пытаетесь общаться со своим ребенком. Или вы опасаетесь, что отсутствие зрительного контакта означает, что ваш ребенок отключается от вас и не воспринимает информацию, которую вы пытаетесь ему сообщить.
Проблема в том, что дети часто избегают зрительного контакта, потому что пытаются защитить себя от неприятных ощущений. Часто это ситуации, в которых вы даете своему ребенку направление или исправление, которое вы считаете полезным, но которое он воспринимает как критику; что он сделал что-то не так и ему стыдно за это. Глядя тебе в глаза в такие моменты, чувствуешь себя ошеломляюще. Таким образом, заставляя или требуя, чтобы он сделал это, он только увеличивает его стресс и повышает вероятность того, что он станет еще более неуравновешенным (смеется, глупеет, убегает или отворачивается) или просто закрывается. (Мои самые продуктивные разговоры с моим сыном были, когда он подбрасывал баскетбольный мяч. Моей первой реакцией было: «Положи этот мяч и смотри на меня, когда я разговариваю с тобой», но потом понял, что подпрыгивание мяча успокаивало его. и повышал вероятность того, что он поймет то, что я пытался сообщить.)
Кроме того, выдвижение требования, которое вы не можете контролировать (на самом деле вы не можете заставить своего ребенка смотреть вам в глаза), просто пропагандирует борьбу за власть, которая обретает собственную жизнь, и весь смысл вашего руководства или исправления порабощенный.