Философские высказывания о природе, стр. 4.
Философские цитаты и афоризмы про природу, стр. 4.
Показано 91-120 из 215
Сортировка: Нет Популярность↓ А-Я Длина
Like+
93
−
Каждый год я езжу на рыбалку на Камчатку. Невозможно описать, какая там нереальная красота. Чудовищная рука человека еще туда не дотянулась. Гейзеры, вулканы, медведи бегают, какая-то непонятная рыба плещется. Сказка просто!
• Александр Г. Абдулов
Красота, Позитивные цитаты, Природа, Сказка
Like+
93
−
Всё неизвестное представляется величественным
• Тацит Публий К.
Неизвестность, Поиск, Природа, Ученье и наука
Like+
93
−
Ничто в природе не бесполезно, даже сама бесполезность.
• Мишель де Монтень
Ничто, Польза, Природа
Like+
93
−
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть Любовь, в ней есть язык.
• Фёдор И. Тютчев
Красивые цитаты, Природа
Like+
93
−
Природу нельзя застигнуть неряшливой и полураздетой, она всегда прекрасна.
• Ральф У. Эмерсон
Ироничные цитаты, Природа
Like+
93
−
Рожденье и смерть листьев — быстрые вращения того водоворота, чьи большие круги медленно движутся среди звезд.
• Рабиндранат Тагор
Природа
Like+
93
−
Самой природой так заведено.
• Тит Ливий
Природа
Like+
93
−
Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую бездеятельность.
• Иоганн В. Гёте
Мудрые цитаты, Природа
Like+
92
−
Вот мы отдохнём на природе. Как ты на нас отдыхаешь, так и мы над тобой отдохнём.
• Иван Ургант
Природа, Смешные цитаты
Like+
92
−
…Природа никогда не заблуждается… Ненавистна природе всякая подделка, и всего лучше бывает то, что не искажено ни наукой, ни искусством.
)• Эразм Роттердамский
Искусство, Природа
Like+
92
−
Нет ничего более упорядоченного, чем природа.
• Марк Туллий Цицерон
Природа
Like+
92
−
Природа дает достаточно, чтобы удовлетворить естественные потребности.
• Сенека Луций Анней
Естественность, Потребности, Природа
Like+
91
−
Пусть каждая девушка пользуется тем, что дала ей Мать — Природа, пока этого не отобрал у нее Отец — Время.
• Лоренс Питер
Время, Женщины, Природа
Like+
91
−
Природа может обойтись без человека, а он без нее — нет.
• Али Апшерони
Природа
Like+
91
−
На шее жирафа блоха начинает верить в бессмертие.
• Станислав Е. Лец
Бессмертие, Природа, Самомнение
Like+
91
−
Вопросы о явлениях природы либо не доступны человеческому разуму, либо не имеют отношения к жизни людей.
• Сократ
Вопрос, Природа, Явление
Like+
91
−
Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.
• Леонардо да Винчи
Обучение, Природа, Ученье и наука
Like+
91
−
Создает человека природа, но развивает и образует его общество.
• Виссарион Г. Белинский
Народ, Общество, Природа
Like+
90
−
В реальном мире достаточно поводов для благоговейного изумления. Природа куда более изобретательна в отношении чудес, чем мы с вами.
• Карл Саган
Жизненные цитаты, Жизнь, Природа, Чудеса
Like+
90
−
Есть три проявления Бога на земле: природа, любовь и чувство юмора. Природа помогает жить, любовь помогает выжить, а чувство юмора пережить.
• Михаил Н. Задорнов
Любовь, Природа, Чувство юмора
Like+
90
−
Природа никогда не ошибается. Если она порождает дурака, значит, она этого хочет.
• Джош Биллингс
Дураки, Природа
Like+
90
−
Могут быть умные юноши и глупые старики. Ибо научает мыслить не время, но раннее воспитание и природа.
• Демокрит Абдерский
Возраст, Воспитание, Время, Глупость, Молодежь, Мудрые цитаты, Природа, Старость, Ум
Like+
90
−
Владея обширным, покрытым травой имением, мы должны помнить, что его ровная поверхность, от которой так зависит его красота, существует в основном благодаря тому, что все неровности медленно выравниваются червями. Весь поверхностный слой почвы на таком имении прошел и опять пройдет, каждые несколько лет, сквозь тела червей.
• Чарльз Р. Дарвин
Жизненные цитаты, Земля, Природа
Like+
90
−
Любить того, кто очевидно нас ненавидит, не в природе человека.
• Генри Филдинг
Взаимность, Любовь, Природа, Человек
Like+
90
−
Природа — творец всех творцов.
• Иоганн В. Гёте
Природа, Творец
Like+
89
−
Нет ничего, что в большей степени могло бы привлечь внимание человека и заслужило бы быть предметом изучения, чем природа. Понять её огромный механизм, открыть её созидательные силы и познать законы, управляющие ею — величайшая цель человеческого разума.
• Никола Тесла
Наука, Природа, Разум
Like+
89
−
Мой сын, Ваня, как-то забыл телогрейку в лесу; пришёл весной на то место, а там ёжики в рукаве устроились жить. Телогрейку пришлось так и оставить. Не будешь отнимать.
• Пётр Н. Мамонов
Доброта, Животные, Природа, Человек
Like+
89
−
А кого благодарить за закаты? Только не вмешивайте сюда Господа Бога! С Ним разговаривают очень тихо. Я хочу спросить, кого сграбастать и похлопать по плечу и сказать: спасибо за сегодняшний сладкий утренний свет, премного благодарен за необычайной красоты придорожные цветочки и за травы, что стелются по ветру. Это тоже дары. Кто оспорит?
• Рэй Брэдбери
Природа
Like+
89
−
Искусство медицины заключается в том, чтобы развлекать пациента, пока природа занимается лечением болезни.
• Вольтер
Врачи, Медицина, Природа
Like+
89
−
Природа нравится, влечёт к себе и воодушевляет только потому, что она естественна.
• Вильгельм фон Гумбольдт
Воодушевление, Естественность, Природа
Топ 10 авторов
Омар Хайям | 525 |
Игорь М. Губерман | 726 |
Оскар Уайльд | 459 |
Ошо | 462 |
Марина И. Цветаева | 410 |
Уильям Шекспир | 410 |
Станислав Е. Лец | 805 |
Марк Твен | 343 |
Федор М. Достоевский | 228 |
Лев Н. Толстой | 436 |
Больше популярных авторов
Топ 10 тем
Мотивирующие цитаты | 880 |
Помощь | 112 |
Ценности | 177 |
Ироничные цитаты | 954 |
Любовь | 3807 |
Любовь к себе | 31 |
Красота | 467 |
Дружба и Друзья | 382 |
Мудрость | 1236 |
Человек | 1855 |
Больше популярных тем
статусы и фразы о природе
- Андроник Нина
- Цитаты и афоризмы
Всем известно, что время, проведенное на природе, хорошо влияет на наше здоровье. Каждый день нас окружает красота природы, но, к сожалению, мы редко наслаждаемся ею. Поэтому цитаты про природу помогут нам исследовать её красоту, а также освежить свой разум и душу.
В этой статье собрано более 100 цитат, статусов и мыслей о природе, которые побуждают выйти на улицу и уехать из городской суеты. Потому что в дикой природе есть что-то такое, что заставляет наше сердце биться сильнее и чувствовать умиротворенность. А это особенно актуально во время пандемии, карантина и самоизоляции.
Цитаты про природу и красоту со смыслом
- Безмерная красота природы доступна каждому. Никто не может думать о том, чтобы забрать домой восход или закат. (Тициано Терцани)
- Ошибкой было то, что мы отошли от природы! В ее разнообразии, красоте, жестокости и бесконечном, несравненном величии заключен весь смысл жизни. (Тициано Терцани)
- Чем больше человек живет в одиночестве: на реке или в сельской местности, тем больше понимает, что нет ничего прекраснее и лучше, чем выполнять повседневные обязанности просто и естественно. Все, от травы на полях до звезд на небе, делает именно это. В природе такой глубокий покой и такая безмерная красота именно потому, что ничто не пытается выйти за ее пределы. (Тагор)
- Лес притягивает сердца людей не столько из-за своей красоты, сколько из-за качества воздуха, исходящего от старых деревьев, который так чудесно меняется и обновляет усталый дух. (Роберт Льюис Стивенсон)
- Дети растут, видя, как разрушается окружающая среда, а ситуация становится непоправимой. Поэтому вместе сажайте клубнику, готовьте лекарства из трав, нарисуйте восход солнца. Покажите детям доказательство того, что за каждый акт разрушения они могут посеять семя красоты, пусть даже маленькое. (Николетт Соудер) (Прочитайте 100 высказываний и цитат великих людей о детях).
- Когда малыши чего-то боятся в природе, наша работа — держать их за руку и показывать им красоту этого чего-то и его предназначение. (Пенни Уайтхаус)
Короткие цитаты про природу и любовь к ней
- Я следую одному правилу: каждый раз, когда прохожу мимо цветущего миндального дерева, я снимаю шляпу. (Эрманно Ольми)
- Мне кажется, что все мы слишком много смотрим на Природу и слишком мало живем с ней. (Оскар Уайлд)
- Кажется, что каждая травинка содержит библиотеку, посвященную чудесам, тишине и добру. (Фабрицио Караманья)
- Изучай природу, люби природу, будь рядом с природой. Она никогда не подведет. (Фрэнк Ллойд Райт)
- Когда встречаются люди и горы, происходят великие дела. (Уильям Блейк)
- Есть книга, которая всегда открыта для всех — природа. (Жан-Жак Руссо)
- Когда люди заново открывали, что являются частью природы, они понимали, что надежда еще есть. (Антонио Манзини)
- Природа подчиняется только себе самой. (Френсис Бэкон)
- Кто-то идет под дождем, а кто-то просто промокает. (Роджер Миллер)
- Природа изо дня в день рисует нам картины безграничной красоты. (Джон Раскин)
- Самый чистый путь во Вселенную лежит через лесную глушь. (Джон Мьюир)
- Чудеса природы безграничны. (Уолт Дисней)
- В каждой прогулке на природе вы получаете гораздо больше, чем ожидаете. (Джон Мьюир)
- Нет ничего прекраснее, чем великолепие леса перед рассветом. (Джордж Вашингтон Карвер)
- На земле нет рая, но есть его частички. (Жюль Ренар)
- В лесу вы найдете больше, чем в книгах. Деревья и камни научат вас тому, чему нельзя научиться у мастеров. (Сен-Бернар)
- Посмотрите на развевающуюся травинку на ветру, почувствуйте это и тогда ваш гнев пройдет. (Тициано Терцани)
- Солнце светит не для нескольких деревьев и цветов, а для всего счастья в мире. (Генри Уорд Бичер)
- Природа скрывает свои секреты, потому что она величественна, а не потому, что обманывает. (Альберт Эйнштейн)
- Одно из первых условий счастья — неразрывная связь между человеком и природой. (Лев Толстой) (Прочитайте красивые пословицы и поговорки про счастье со всего мира).
- Если вы хотите познать божественное, тогда почувствуйте ветер на лице и теплое солнце на руке. (Будда)
- Земля — прекрасное место, за которое стоит бороться. (Эрнест Хемингуэй)
Статусы про природу и человека со смыслом
- Природа — это зрелище, за которое не нужно платить билет.
- Невозможно познать настоящий покой, пока не почувствуешь, как утренний ветерок ласкает твое лицо.
- Природа — это произведение искусства под открытым небом.
- Есть ли что-то поэтичнее, чем ярко освещенное небо после грозы?
- Природу можно наблюдать не глазами, а погружая руки в землю, ноги в ледяную воду ручья, а лицо держа на ветру.
- Гуляйте несколько минут в день на свежем воздухе: лучшего способа вернуться к жизни нет.
- Природа капризна, изменчива, иногда опасна. Но что может быть прекраснее смены времен года?
- Чтобы построить мир счастья, безмятежности и радости, нужно выбрать только один путь — путь природы.
- Природа — наш дом, давайте сохраним его как самое драгоценное сокровище, которое у нас есть.
- Человек сможет научиться жить в природе, но никогда не сможет доминировать над ней.
- Природой нужно не манипулировать, а уважать ее.
- Все ответы на величайшие вопросы человека охраняются природой.
- Ходить босиком по траве, слушать песню ручья, строить связь с природой — вот секрет счастья.
- Природа — лучшее лекарство от всех душевных и телесных болей.
- Весна — доказательство любви природы к человечеству.
- Мы не наследуем землю от наших предков, а заимствуем ее у наших детей.
- Научитесь у детей смеяться над дождем, падающим вам на лицо.
- Подарите ребенку морские волны, и вы подарите ему лучшую игру в мире.
- Ребенок будет самим собой только тогда, когда сможет босиком бегать по лужайке.
- Природа — это заботливая мать и учитель, которая позволяет нам отправляться в неизведанные места и при этом не чувствовать себя далеко от дома.
Высказывания о природе
- Прогулка для меня — это вход в природу. И поэтому я хожу медленно, почти никогда не бегаю. Я хожу смотреть, чувствовать ее всеми своими чувствами. Мой дух проникает в деревья, на луг, в цветы. Для меня высокие горы — это чувство. (Райнхольд Месснер)
- В нашем понимании природа постепенно сузилась до комнатных цветков и домашних животных, полезных для нашего питания, нашей работы или защиты. С этим уменьшилась и наша душа. (Мария Монтессори) (Рекомендую прочитать больше цитат и высказываний о цветах).
- Природа в принципе безжалостна и безразлична к вам. Ее не волнует, живы вы или умрете, добьетесь ли вы успеха или проиграете, почувствуете ли вы удовольствие или боль. (Майкл Крайтон)
- Природа возглавляет список сильнодействующих транквилизаторов и средств для снятия стресса. Было обнаружено, что простой звук текущей воды снижает кровяное давление. (Целитель Адамс)
- Всякий раз, когда давление нашей сложной городской жизни разжижает мою кровь и замораживает мой мозг, я ищу облегчения у природы. И когда я слышу вой койота на рассвете, мои заботы оставляют меня, и я счастлив. (Хэмлин Гарленд)
- Когда вы сидите на склоне холма, растягиваетесь под деревьями в лесу или приседаете мокрыми ногами на каменистом берегу горного ручья, перед вами открывается великая дверь природы. (Стивен Грэм)
- Природа умеет устраивать необыкновенные зрелища. Сцена огромная, освещение потрясающее, дополнительные услуги безграничны, а бюджет на спецэффекты неограничен. (Янн Мартель)
Цитаты и высказывания про природу и детей
- Поощряйте ребенка, чтобы к концу дня у него были грязные, травянистые или песчаные ноги — это детство, которого он заслуживает. (Пенни Уайтхаус)
- Ребенок, связанный с природой — это бунтарь, мечтатель, новатор… тот, кто пойдет своим зеленым и извилистым путем. (Николетт Соудер)
- Восстановите баланс. Жизнь большинства детей наполнена технологиями, школой и внеклассными занятиями. Пришло время добавить немного приключений, всплеск зеленого времени и несколько игр. (Пенни Уайтхаус)
- Нам нужно научить наших детей чувствовать запах земли, вкус дождя, касаться ветра, смотреть, как все растет, чувствовать восход солнца и закат ночи — заботиться обо всем этом. (Джон Клил) (Прочитайте о том, что нужно учитывать, когда с детьми устраиваешь семейный отдых на природе).
- Поощряйте своих детей искать природу, куда бы вы ни пошли. Это может быть сорняк, который пророс в тротуаре или листья, дающие жизнь маленьким комочкам вдоль дороги. Это небо в любое время дня или ночи. Ветер, который делает с вашими волосами то, что он любит. Оглянитесь вокруг, это не займет много времени, чтобы найти природу. (Пенни Уайтхаус)
- Кататься по лужайке, пачкать руки в грязи, купать лицо в росе и на солнышке — вот что должны делать дети.
- Мы должны научить малышей уважать природу и объяснить им, что каждый растоптанный цветок — это неизлечимая рана.
- Дети рождаются с чувством удивления и близостью к природе. При правильном воспитании эти ценности могут перерасти в экологическую грамотность и, в конечном итоге, в устойчивые модели жизни. (Зенобия Барлоу)
- Земля и небо, леса и поля, озера и реки, горы и море — отличные учителя. Они учат некоторых из нас большему, чем мы когда-либо сможем узнать из книг. (Джон Лаббок)
- Истинная красота заключается в улыбке ребенка, которая широко раскрывается при виде природы.
- Мы воспитываем поколение молодых людей, страдающих дефицитом природы. (Джереми Рифкин)
- Нам есть чему поучиться у самых маленьких: дети никогда не навредят природе.
Как ты относишься к природе и животным — так у тебя и жизнь будет складываться. Александр Лукашенко
Афоризмы о природе
- Природа — это искусство Бога.
- Цветы — это улыбки природы. (Ли Хант)
- Природа не делает ничего лишнего. (Аристотель)
- Надо не насиловать природу, а убеждать ее. (Эпикур)
- Природа — это не место для посещения, это наш дом. (Гэри Снайдер)
- Взгляд на красоту природы — это первый шаг к очищению ума. (Амит Рэй)
- Пейзаж был подобен стихотворению, которое создает само себя.
- Природа никуда не торопится, но все сбывается. (Лао-цзы)
- Для самых красивых закатов нужно облачное небо. (Пауло Коэльо)
Наедине с природой, гармония с самим собой
- В природе дремлет подземный огонь, который никогда не гаснет и который не может остудить никакой холод. (Генри Дэвид Тор) (Вот список красивых цитат и статусов о зиме и зимних месяцах).
- Если вы хотите воспользоваться дарами природы, тогда вы должны приспособиться к ее потребностям, ее правилам и нормам. (Шимон Перес)
- Вы могли лечь под вишневое дерево, закрыть глаза, прислушаться к ветру, пробегающему сквозь листву, и подумать, что нет более прекрасного места на свете. (Халед Хоссейни)
- В природе нет ничего идеального и тем не менее все идеально. Деревья могут быть скрученными, причудливо изогнутыми, но при этом красивыми. (Элис Уокер)
- Подобно музыке и искусству, любовь к природе — это универсальный язык, который может преодолевать политические или социальные границы. (Джимми Картер)
- Каждая деталь в природе: лист, капля, кристалл или момент времени связаны с целым и участвуют в совершенствовании целого. (Ральф Уолдо Эмерсон)
- Поощряйте детей быть свободными. Пусть выбегают на улицу, когда идет дождь, снимают обувь, когда найдут лужу с водой, а когда трава на лугах намокнет от росы, пусть бегут по ней и топчут ее босиком. Когда дерево приглашает их спать под своей тенью, пусть они мирно уснут под ним. И пусть они кричат и смеются, когда утром их разбудит солнце. (Мария Монтессори)
- Осень. Мы уже слышали ее приближение в августовском ветре, в проливных и плачущих сентябрьских дождях. Дрожь пробежал по земле, которая теперь, обнаженная и грустная, приветствует потерянное солнце. Этой осенью, наступающей с невыразимой медлительностью, прощается лучшее время в нашей жизни… (Кардарелли, Осень) (Советую прочитать цитаты, фразы и высказывания про осень и осенние месяцы).
Фразы о природе
- Если вы посмотрите на свое отражение в лесном ручейке, вы поймете, что в ваших глазах мерцает трепет новой жизни. Позвольте себе проникнуться этим и улыбнуться жизни.
- Погрузитесь в природу и ее ароматы. Прислушайтесь к звуку ветра, который ласкает каждую травинку и трясет ветвями деревьев — вот лучший путь к счастью.
- Слишком долго человек разрушал природу ради собственного эгоизма. Вот самая большая ошибка человечества.
- Что может быть лучше, чем прогулка на природе, чтобы отогнать негативные мысли и вылечить душевные печали? Никогда не забывайте о лечебной силе природы!
- Мы должны приветствовать и принимать природу во всех ее формах: солнце, которое согревает нас, морские волны, обнимающие нас, шторм, который поражает и пугает нас.
- У природы большое сердце! Хотя люди столько раз причиняли ей боль, она продолжает дарить им аромат цветов, свежий воздух и солнечный свет.
- Природа доступна каждому и ничего не требует взамен: каждый может насладиться красотой цветка, лучами солнца и песней морских волн.
- Сейчас весна. При пробуждении природа взрывается, нежная ласка ветерка путает мысли и проникает в душу, а на лице появляется кроткая улыбка. (Красивые слова про весну в пословицах, цитатах и статусах)
- Море навсегда держит вас в своей паутине чудес. (Жак Кусто)
- Я иду на природу, чтобы освежиться, исцелиться, и привести в порядок свои чувства. (Джон Берроуз)
- Все, что вы можете представить, природа уже создала. (Альберт Эйнштейн)
- Выбирайте только одного хозяина — природу. (Рембрандт)
Заключение к цитатам про природу
Природа дарит нам счастье, свежий воздух и позитивные мысли. Пусть эти цитаты про природу побудят каждого человека к двум вещам:
- Чаще бывать со своей семьёй или друзьями на природе и наслаждаться её естественной красотой.
- Побудили задуматься о своей роли в сохранении природы и стараться как можно меньше причинять ей вреда.
Мы все должны об этом задуматься, чтобы спасти планету от загрязнения среды, вырубки лесов и чистоте океанов. Тогда будущие поколения будут нам действительно благодарны за этот подарок.
Видео цитат и высказываний про природу великих людей
Андроник Нина
Андроник Нина — педагог-психолог. 45 лет занимается воспитанием и обучением детей в школе. Ее знания и опыт помогают детям раскрывать свой внутренний потенциал. Ей нравится собирать цитаты и афоризмы, которые она использует, как преподаватель для уроков литературы.
Нине можно написать на почту: [email protected]
Природа против воспитания в психологии
Основные выводы
- Споры о природе и воспитании касаются того, в какой степени определенные аспекты поведения являются продуктом унаследованных (т. е. генетических) или приобретенных (т. е. усвоенных) влияний.
- Природа — это то, о чем мы думаем, как о предустановке, и на нее влияет генетическая наследственность и другие биологические факторы.
- Под воспитанием обычно понимают влияние внешних факторов после зачатия, например, результат воздействия, жизненного опыта и обучения на человека.
- Поведенческая генетика позволила психологии количественно оценить относительный вклад природы и воспитания в отношении определенных психологических черт.
- Вместо того, чтобы защищать крайние нативистские или нуртуристские взгляды, большинство исследователей-психологов теперь заинтересованы в изучении того, как природа и воспитание взаимодействуют множеством качественно различных способов.
- Например, эпигенетика — новая область исследований, которая показывает, как влияние окружающей среды влияет на экспрессию генов.
Дебаты о природе и воспитании связаны с относительным вкладом обоих влияний в человеческое поведение, такое как личность, когнитивные черты, темперамент и психопатология.
Содержание
Нативизм
(Крайняя позиция природы)Давно известно, что определенные физические характеристики биологически определяются генетической наследственностью.
Цвет глаз, прямые или вьющиеся волосы, пигментация кожи и некоторые заболевания (такие как хорея Гентингдона) — все это функция генов, которые мы наследуем.
Эти факты заставили многих задуматься о том, не «зашиты ли» психологические характеристики, такие как поведенческие тенденции, личностные качества и умственные способности, еще до нашего рождения.
Те, кто занимает крайнюю наследственную позицию, известны как нативисты. Их основное предположение заключается в том, что характеристики человеческого вида в целом являются продуктом эволюции и что индивидуальные различия обусловлены уникальным генетическим кодом каждого человека.
В целом, чем раньше появляется та или иная способность, тем больше вероятность того, что она находится под влиянием генетических факторов. Оценки генетического влияния называются наследуемостью.
Примеры экстремальных позиций природы в психологии включают Хомского (1965), который предположил, что язык приобретается с помощью врожденного устройства овладения языком. Другим примером природы является теория Фрейда об агрессии как о врожденном побуждении (называемом Танатос).
Характеристики и различия, не наблюдаемые при рождении, но проявляющиеся позже в жизни, считаются продуктом взросления. Другими словами, у всех нас есть внутренние «биологические часы», которые включают (или выключают) типы поведения заранее запрограммированным образом.
Классическим примером того, как это влияет на наше физическое развитие, являются телесные изменения, происходящие в раннем подростковом возрасте в период полового созревания.
Однако нативисты также утверждают, что взросление определяет возникновение привязанности в младенчестве, овладение языком и даже когнитивное развитие.
Эмпиризм
(Экстремальная позиция воспитания)На другом конце спектра находятся защитники окружающей среды, также известные как эмпирики (не путать с другим эмпирическим/научным подходом).
Их основное предположение заключается в том, что при рождении человеческий разум представляет собой tabula rasa (чистый лист) и что он постепенно «заполняется» в результате опыта (например, бихевиоризма).
С этой точки зрения психологические характеристики и различия в поведении, которые проявляются в младенчестве и детстве, являются результатом обучения. Именно то, как вас воспитывают (воспитание), определяет психологически значимые аспекты развития ребенка, а понятие взросления применимо только к биологическим.
Например, теория социального научения Бандуры (1977) утверждает, что агрессии учат из окружающей среды посредством наблюдения и имитации. Это видно в его знаменитом эксперименте с куклой бобо (Бандура, 1961).
Кроме того, Скиннер (Skinner, 1957) считал, что язык усваивается от других людей с помощью методов формирования поведения.
Доказательства природы
- Биологический подход
- Биология пола
- Медицинская модель
Фрейд (1905) утверждал, что события нашего детства оказывают большое влияние на нашу взрослую жизнь, формируя нашу личность. Он считал, что воспитание детей имеет первостепенное значение для развития ребенка, а семья как наиболее важная черта воспитания была общей темой всей психологии двадцатого века (в которой доминировали теории защитников окружающей среды).
Поведенческая генетика
Исследователи в области поведенческой генетики изучают изменчивость поведения, так как на нее влияют гены, которые являются единицами наследственности, передаваемыми от родителей к потомству.
«Теперь мы знаем, что различия в ДНК являются основным систематическим источником психологических различий между нами. Воздействие окружающей среды важно, но за последние годы мы узнали, что они в основном случайны, бессистемны и нестабильны, а это означает, что мы мало что можем с ними поделать».
Пломин (2018, xii)
Поведенческая генетика позволила психологии количественно оценить относительный вклад природы и воспитания в отношении конкретных психологических черт. Один из способов сделать это — изучить родственников, у которых те же гены (природа), но другая среда (воспитание). Усыновление действует как естественный эксперимент, который позволяет исследователям делать это.
Эмпирические исследования неизменно показывают, что приемные дети больше похожи на своих биологических родителей, чем на приемных или экологических родителей (Plomin & DeFries, 1983; 1985).
Другой способ изучения наследственности заключается в сравнении поведения близнецов, которые могут быть либо идентичными (имеющими одни и те же гены), либо неидентичными (имеющими 50% общих генов). Как и исследования усыновления, исследования близнецов подтверждают первое правило генетики поведения; что психологические черты чрезвычайно наследственны, в среднем около 50%.
Исследование «Близнецы в раннем развитии» (TEDS) выявило корреляцию между близнецами по целому ряду поведенческих черт, таких как личность (эмпатия и гиперактивность) и такие компоненты чтения, как фонетика (Haworth, Davis, Plomin, 2013; Oliver & Plomin, 2007). ; Trouton, Spinath, & Plomin, 2002).
Последствия
Дженсон (1969) обнаружил, что средний I.Q. число чернокожих американцев было значительно ниже, чем у белых. Он продолжал утверждать, что в основном виноваты генетические факторы, даже зайдя так далеко, что предположил, что интеллект на 80% передается по наследству.
Буря споров, развернувшихся вокруг утверждений Дженсона, была вызвана не только логическими и эмпирическими недостатками его аргументов. Это было больше связано с социальными и политическими последствиями, которые часто извлекаются из исследований, претендующих на демонстрацию естественного неравенства между социальными группами.
По мнению многих защитников окружающей среды, за работой генетиков-бихевиористов стоит едва замаскированная правая программа. По их мнению, часть разницы в I.Q. оценки различных этнических групп обусловлены встроенными предубеждениями в методах тестирования.
Более того, они считают, что различия в интеллектуальных способностях являются продуктом социального неравенства в доступе к материальным ресурсам и возможностям. Проще говоря, дети, воспитанные в гетто, как правило, получают более низкие баллы на тестах, потому что им отказывают в тех же жизненных шансах, что и более привилегированным членам общества.
Теперь мы можем понять, почему дебаты о природе и воспитании стали предметом столь горячих споров. То, что начинается как попытка понять причины различий в поведении, часто перерастает в политически мотивированный спор о распределительной справедливости и власти в обществе.
Более того, это относится не только к спорам об I.Q. Это в равной степени относится к психологии пола и гендера, где вопрос о том, насколько (предполагаемые) различия в мужском и женском поведении обусловлены биологией, а насколько культурой, столь же спорен.
Полигенное наследование
Вместо того, чтобы наличие или отсутствие отдельных генов было определяющим фактором, объясняющим психологические черты, поведенческая генетика продемонстрировала, что несколько генов — часто тысячи — в совокупности способствуют определенному поведению.
Таким образом, психологические черты следуют полигенному типу наследования (в отличие от того, чтобы определяться одним геном). Депрессия — хороший пример полигенного признака, на который, как считается, влияет около 1000 генов (Plomin, 2018).
Это означает, что человек с меньшим количеством этих генов (менее 500) будет иметь меньший риск депрессии, чем человек с большим их числом.
Природа воспитания
Воспитание предполагает, что корреляции между факторами окружающей среды и психологическими последствиями обусловлены окружающей средой. Например, то, как много родители читают со своими детьми, и то, насколько хорошо дети учатся читать, кажутся связанными. Другие примеры включают экологический стресс и его влияние на депрессию.
Однако поведенческая генетика утверждает, что то, что выглядит как влияние окружающей среды, в значительной степени является отражением генетических различий (Plomin & Bergeman, 1991).
Люди выбирают, модифицируют и создают среду, соответствующую их генетической предрасположенности. Это означает, что то, что иногда кажется влиянием окружающей среды (воспитанием), на самом деле является генетическим влиянием (природой).
Таким образом, дети, генетически предрасположенные к грамотному чтению, с удовольствием будут слушать, как их родители читают им рассказы, и с большей вероятностью будут поощрять такое взаимодействие.
Эффекты взаимодействия
Однако в последние годы растет осознание того, что вопрос о том, «насколько» поведение обусловлено наследственностью, а «насколько» — средой, может сам по себе быть неправильным.
Возьмем, к примеру, интеллект. Как и почти все типы человеческого поведения, это сложное, многогранное явление, проявляющееся (или не проявляющееся!) по-разному.
Вопрос «сколько» предполагает, что все психологические черты могут быть выражены численно и что вопрос может быть решен количественным образом.
Статистические данные о наследственности, выявленные в ходе поведенческих генетических исследований, подвергались критике как бессмысленные, главным образом потому, что биологи установили, что гены не могут
влиять на развитие независимо от факторов окружающей среды; генетические и негенетические факторы всегда взаимодействуют, создавая черты. Реальность такова, что природа и культура взаимодействуют множеством качественно различных способов (Gottlieb, 2007; Johnston & Edwards, 2002).
Вместо того, чтобы защищать крайние нативистские или нуртуристские взгляды, большинство исследователей-психологов теперь заинтересованы в изучении того, как взаимодействуют природа и воспитание.
Например, в психопатологии это означает, что для развития психического расстройства необходимы как генетическая предрасположенность, так и соответствующий триггер окружающей среды. Например, эпигенетика утверждает, что влияние окружающей среды влияет на экспрессию генов.
Так что же такое эпигенетика?
Эпигенетика — это термин, используемый для описания наследования с помощью механизмов, отличных от последовательности ДНК генов. Например, особенности физического и социального окружения человека могут влиять на то, какие гены включаются или «экспрессируются», а не на последовательность ДНК самих генов.
Стрессовые факторы и воспоминания могут передаваться через малые молекулы РНК нескольким поколениям потомства таким образом, что это существенно влияет на их поведение. Они обнаружили, что у детей, которые были в утробе матери во время голода, шансы на развитие различных проблем со здоровьем на всю жизнь увеличились по сравнению с детьми, зачатыми после голода.
Эпигенетические эффекты иногда могут передаваться от одного поколения к другому, хотя кажется, что эти эффекты сохраняются только в течение нескольких поколений. Есть некоторые свидетельства того, что последствия голландской голодной зимы повлияли на внуков женщин, которые были беременны во время голода.
Поэтому более разумно будет сказать, что разница между поведением двух людей в основном обусловлена наследственными факторами или в основном факторами окружающей среды.
Это осознание особенно важно, учитывая последние достижения в области генетики, такие как полигенное тестирование. Например, проект «Геном человека» вызвал огромный интерес к отслеживанию типов поведения в конкретных цепочках ДНК, расположенных на определенных хромосомах.
Чтобы не злоупотреблять этими достижениями, необходимо более общее понимание того факта, что биология взаимодействует как с культурным контекстом, так и с личным выбором людей относительно того, как они хотят прожить свою жизнь.
Не существует четкого и простого способа разобраться в этих качественно различных и взаимных влияниях на человеческое поведение.
Эпигенетика: исследование мышей агути
Исследование агути на мышах Уотерленда и Джиртла (2003) исследует взаимосвязь между природой и воспитанием, показывая, как эпигенетические механизмы изменяют экспрессию генов у лабораторных мышей и, соответственно, у людей.
В приведенном ниже видеоролике представлен контекст исследования мышей Agouti и рассказывается о развитии эпигенетического подхода к нашему пониманию болезней.
Каталожные номера
Бандура, А. Росс, Д., и Росс, С.А. (1961). Передача агрессии через подражание агрессивным образцам. Журнал ненормальной и социальной психологии , 63, 575-582
Бандура, А. (1977). Теория социального обучения . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.
Боулби, Дж. (1969). Приложение. Привязанность и потеря: Том. 1. Утрата . Нью-Йорк: Основные книги.
Хомский, Н. (1965). Аспекты теории синтаксиса . Массачусетский технологический институт Пресс.
Фрейд, С. (1905). Три эссе по теории сексуальности . Се, 7.
Гальтон, Ф. (1883 г.). Исследования человеческих способностей и их развития . Лондон: JM Dent & Co.
Готлиб, Г. (2007). Вероятностный эпигенез. Развитие науки, 10 , 1–11.
Хаворт, К.М., Дэвис, О.С., и Пломин, Р. (2013). Исследование раннего развития близнецов (TEDS): генетически чувствительное исследование когнитивного и поведенческого развития от детства до юношеской взрослой жизни. Исследования близнецов и генетика человека, 16(1) , 117-125.
Дженсен, А. Р. (1969). Насколько мы можем повысить I.Q. и успеваемость? Harvard Educational Review, 33 , 1-123.
Джонстон, Т. Д., и Эдвардс, Л. (2002). Гены, взаимодействия и развитие поведения. Психологический обзор , 109, 26–34.
Оливер, Б. Р., и Пломин, Р. (2007). Исследование раннего развития близнецов (TEDS): многофакторное продольное генетическое исследование языковых, когнитивных и поведенческих проблем с детства до подросткового возраста. Исследования близнецов и генетика человека, 10(1) , 96-105.
Пломин Р. (2018). Чертеж: как ДНК делает нас теми, кто мы есть . Массачусетский технологический институт Пресс.
Пломин, Р., и Бергеман, К.С. (1991). Природа воспитания: Генетическое влияние на «окружающие» меры. поведенческие науки и науки о мозге, 14(3) , 373-386.
Пломин Р. и ДеФрис Дж. К. (1983). Проект усыновления в Колорадо. Развитие ребенка , 276-289.
Пломин, Р., и ДеФрис, Дж. К. (1985). Истоки индивидуальных различий в младенчестве; проект усыновления в Колорадо. Наука, 230 , 1369-1371.
Скиннер, Б.Ф. (1957). Вербальное поведение . Актон, Массачусетс: Издательская группа Копли.
Троутон, А. , Спинат, Ф. М., и Пломин, Р. (2002). Исследование раннего развития близнецов (TEDS): многофакторное продольное генетическое исследование языковых, когнитивных и поведенческих проблем в детстве. Исследования близнецов и генетика человека, 5(5) , 444-448.
Waterland, RA, & Jirtle, RL (2003). Мобильные элементы: мишени для раннего воздействия питания на регуляцию эпигенетического гена. Молекулярная и клеточная биология, 23 (15), 5293-5300.
Дополнительная информация
- Влияние генетики и окружающей среды на психологические различия человека
Доказательства воспитания
- Классическое кондиционирование
- Эксперимент маленького Альберта
- Оперативное обусловливание
- Бихевиоризм
- Теория социального обучения
- Соответствие
- Теория экологических систем Бронфенбреннера
- Социальные роли
- Стили вложений
Доказательства природы
- Скрытые связи между психическими расстройствами
- Визуальный эксперимент на скале
- Поведенческая генетика, генетика и эпигенетика
- Эпигенетика
- Эпигенетика передается по наследству?
- Физиологическая психология
- Биология пола
- Медицинская модель
- Гипотеза материнской депривации Боулби
- Так неужели природа все-таки не воспитывает?
Доказательства взаимодействия
- Гены, взаимодействия и развитие поведения
- Исследование мышей агути
- Эпигенетика
Вопрос о природе и воспитании | Noba
Эрик ТуркхаймерUniversity of Virginia
Люди имеют глубокую интуицию в отношении того, что называется «вопросом природы и воспитания». Некоторые аспекты нашего поведения выглядят так, как будто они происходят из нашей генетической структуры, в то время как другие кажутся результатом нашего воспитания или нашей собственной тяжелой работы. Научная область генетики поведения пытается изучить эти различия эмпирически, либо путем изучения сходства между членами семьи с разной степенью генетического родства, либо, в последнее время, путем изучения различий в ДНК людей с разными поведенческими чертами. Разработанные научные методы гениальны, но часто неубедительны. Многие трудности, встречающиеся в эмпирической науке генетики поведения, оказываются концептуальными, и наши интуитивные представления о природе и воспитании становятся тем сложнее, чем усерднее мы о них думаем. В конце концов, было бы чрезмерным упрощением спрашивать, насколько «генетическим» является то или иное поведение. Гены и среда всегда объединяются, чтобы произвести поведение, и настоящая наука заключается в открытии того, как они сочетаются для данного поведения.
- Исследование усыновления
- Генетика поведения
- Коэффициент наследуемости
- Количественная генетика
- Исследование близнецов
Цели обучения
- 9 0005 Поймите, что такое дебаты о природе и воспитании и почему эта проблема нас завораживает.
- Поймите, почему вопросы о природе и воспитании трудно поддаются эмпирическому изучению.
- Знать основные исследовательские проекты, которые можно использовать для изучения вопросов природы и воспитания.
- Цените сложность природы-воспитания и то, почему вопросы, которые кажутся простыми, не имеют простых ответов.
На стыке философии и науки лежат три взаимосвязанные проблемы, лежащие в основе нашего понимания нашего отношения к миру природы: проблема разума и тела, проблема свободы воли и проблема природы и воспитания. У этих великих вопросов много общего. У всех, даже у тех, кто не очень хорошо знаком с наукой или философией, есть свое мнение об ответах на эти вопросы, которые приходят просто из наблюдений за миром, в котором мы живем. Наши чувства по поводу наших отношений с физическим и биологическим миром часто кажутся неполными. В некоторых отношениях мы контролируем свои действия, а в других — во власти нашего тела; кажется очевидным, что наше сознание является своего рода творением нашего физического мозга, в то же время мы чувствуем, что наше осознание должно выходить за пределы только физического. Это неполное знание наших отношений с природой оставляет нас очарованными и немного одержимыми, как кошка, которая забирается в бумажный пакет, а затем снова и снова, снова и снова озадаченная связью между внутренним и внешним, которую она может видеть, но не может. не совсем понимаю.
Может показаться очевидным, что мы рождаемся с определенными характеристиками, а другие приобретаем, и тем не менее из трех важных вопросов об отношениях человека с миром природы только природа-воспитание упоминается как «дискуссия». В истории психологии ни один другой вопрос не вызывал столько споров и оскорблений: мы так озабочены природой-воспитанием, потому что само наше чувство нравственности, по-видимому, зависит от него. Хотя мы можем восхищаться спортивными способностями великого баскетболиста, мы думаем о его росте просто как о подарке, выигрыше в «генетической лотерее». По той же причине никто не обвиняет невысокого человека в его росте или чьей-то врожденной инвалидности из-за неверных решений: говоря об очевидном, это «не их вина». Но мы хвалим концертирующую скрипачку (а, возможно, и ее родителей и учителей) за самоотверженность, так же, как осуждаем мошенников, бездельников и хулиганов за их плохое поведение.
Проблема в том, что большинство человеческих характеристик обычно не так четко очерчены, как рост или владение инструментом, так или иначе сильно подтверждая наши ожидания от природы и воспитания. На самом деле, даже великий скрипач может обладать некоторыми врожденными качествами — идеальным слухом или длинными ловкими пальцами, — которые поддерживают и вознаграждают его тяжелую работу. И баскетболист, возможно, придерживался диеты, когда рос, что способствовало его генетической склонности к высокому росту. Когда мы думаем о наших собственных качествах, кажется, что в одних отношениях они находятся под нашим контролем, а в других — вне нашего контроля. И часто черты, которые, кажется, не имеют очевидной причины, на самом деле беспокоят нас больше всего и гораздо более значимы для личности. Как насчет того, сколько мы пьем или беспокоимся? А как насчет нашей честности, или религиозности, или сексуальной ориентации? Все они происходят из этой неопределенной зоны, не фиксированной природой и не полностью контролируемой нами.
Исследователи многое узнали о динамике природы и воспитания, работая с животными. Но, конечно, многие методы, используемые для изучения животных, не могут быть применены к людям. Разделение этих двух влияний на людей является более сложной исследовательской задачей. [Изображение: Себастьян Дарио, https://goo.gl/OPiIWd, CC BY-NC 2.0, https://goo.gl/FIlc2e]Одна из основных проблем, связанных с ответами на вопросы о природе и воспитании людей, заключается в том, как вы устанавливаете провести эксперимент? На нечеловеческих животных есть относительно простые эксперименты для решения вопросов природы и воспитания. Скажем, например, вас интересует агрессивность собак. Вы хотите проверить более важную детерминанту агрессии: рождение у агрессивных собак или воспитание у них. Вы можете повязать двух агрессивных собак — злобных чихуахуа — вместе и двух неагрессивных собак — веселых биглей — вместе, а затем пересадить половину щенков из каждого помета между разными группами родителей для выращивания. Тогда у вас будут щенки, рожденные от агрессивных родителей (чихуахуа), но воспитанные неагрессивными родителями (бигли), и наоборот, в пометах, которые отражают друг друга в распределении щенков. Главный вопрос: будут ли родители чихуахуа воспитывать агрессивных щенков бигля? Вырастят ли родители биглей не агрессивные щенки чихуахуа? Победит ли природа щенков, независимо от того, кто их вырастил? Или… получится сочетание природы и воспитания ? Именно таким образом проводилось большинство наиболее важных исследований в области природы и воспитания (Scott & Fuller, 1998), и животноводы успешно занимались этим на протяжении тысячелетий. На самом деле довольно легко разводить животных по поведенческим признакам.
Однако в случае с людьми мы не можем случайным образом назначать детей родителям или выбирать родителей с определенными поведенческими характеристиками для спаривания просто в интересах науки (хотя в истории есть ужасающие примеры такой практики в ошибочных попытках « евгеника», формирование человеческих характеристик путем преднамеренного размножения). В типичных человеческих семьях биологические родители детей воспитывают их, поэтому очень трудно понять, ведут ли дети себя как родители по генетическим (природа) или экологическим (воспитание) причинам. Тем не менее, несмотря на наши ограничения на постановку экспериментов на людях, мы видим реальные примеры работы природы и воспитания в человеческой сфере, хотя они дают лишь частичные ответы на наши многочисленные вопросы.
Наука о том, как гены и окружающая среда работают вместе, чтобы влиять на поведение, называется поведенческой генетикой. Самая простая возможность, которую мы можем наблюдать, — это исследование усыновления. Когда детей отдают на усыновление, родители, которые их рожают, уже не являются родителями, которые их воспитывают. Эта установка отличается от экспериментов с собаками (детей не назначают случайным приемным родителям, чтобы удовлетворить особые интересы ученого), но усыновление все же говорит нам некоторые интересные вещи или, по крайней мере, подтверждает некоторые основные ожидания. . Например, если биологический ребенок высоких родителей будет усыновлен в семью невысоких людей, как вы думаете, это повлияет на рост ребенка? Как насчет биологического ребенка из испаноязычной семьи, усыновленного при рождении в англоязычную семью? На каком языке вы ожидаете, что ребенок будет говорить? И что эти результаты могут сказать вам о разнице между ростом и языком с точки зрения природы-воспитания?
Исследования, посвященные близнецам, привели к важным выводам о биологическом происхождении многих личностных характеристик.Другой вариант наблюдения природы-воспитания у людей включает исследования близнецов. Близнецы бывают двух типов: монозиготные (МЗ) и дизиготные (ДЗ). Монозиготные близнецы, также называемые «идентичными» близнецами, возникают из одной зиготы (оплодотворенной яйцеклетки) и имеют одинаковую ДНК. По сути они клоны. Дизиготные близнецы, также известные как «разнояйцевые» близнецы, развиваются из двух зигот и имеют 50% общей ДНК. Разнояйцевые близнецы — это обычные братья и сестры, родившиеся в одно и то же время. Чтобы проанализировать природу-воспитание с использованием близнецов, мы сравниваем сходство пар MZ и DZ. Придерживаясь особенностей роста и разговорной речи, давайте посмотрим, как применяются природа и воспитание: неудивительно, что однояйцевые близнецы почти идеально похожи по росту. Однако рост разнояйцевых близнецов такой же, как и у любых других пар братьев и сестер: они больше похожи друг на друга, чем на людей из других семей, но едва ли идентичны. Этот контраст между типами близнецов дает нам представление о роли генетики в определении роста. Теперь рассмотрим разговорный язык. Если один однояйцевый близнец говорит дома по-испански, то близнец, с которым она растет, почти наверняка тоже. Но то же самое верно и для пары разнояйцевых близнецов, воспитанных вместе. С точки зрения разговорной речи разнояйцевые близнецы так же похожи, как и однояйцевые близнецы, поэтому похоже, что генетическое совпадение однояйцевых близнецов не имеет большого значения.
Исследования близнецов и усыновления — это два примера гораздо более широкого класса методов наблюдения за природой и воспитанием, называемого количественной генетикой, научной дисциплины, в которой сходство между людьми анализируется на основе того, насколько они биологически связаны. Мы можем проводить эти исследования с братьями и сестрами, сводными братьями и сестрами, двоюродными братьями и сестрами, близнецами, которые были разлучены при рождении и воспитывались отдельно (Bouchard, Lykken, McGue & Segal, 1990; такие близнецы очень редки и играют меньшую роль, чем принято считать). в науке о природе-воспитании) или с целыми большими семьями (см. Plomin, DeFries, Knopik, & Neiderhiser, 2012, полное введение в методы исследования, имеющие отношение к природе-воспитанию).
Хорошо это или плохо, но споры о природе и воспитании усилились, потому что количественная генетика дает число, называемое коэффициентом наследуемости, варьирующееся от 0 до 1, которое предназначено для предоставления единственной меры генетического влияния признака. В общем случае коэффициент наследуемости измеряет, насколько сильно различия между людьми связаны с различиями между их генами. Но будьте осторожны: коэффициенты наследуемости, хотя и просты в вычислении, обманчиво трудно интерпретировать. Тем не менее числа, дающие простые ответы на сложные вопросы, имеют тенденцию оказывать сильное влияние на человеческое воображение, и много времени было потрачено на обсуждение того, равна ли наследуемость интеллекта, личности или депрессии тому или иному числу.
Количественная генетика использует статистические методы для изучения влияния наследственности и окружающей среды на испытуемых. Эти методы предоставили нам коэффициент наследуемости, который измеряет, насколько сильно различия между людьми по признаку связаны с различиями между их генами. [Изображение: EMSL, https://goo.gl/IRfn9g, CC BY-NC-SA 2.0, https://goo.gl/fbv27n]Одна из причин, по которой забота о природе продолжает нас так очаровывать, заключается в том, что мы живем в эпоха великих научных открытий в области генетики, сравнимая с эпохой Коперника, Галилея и Ньютона в астрономии и физике. Кажется, каждый день делаются новые открытия, предлагаются новые возможности. Когда Фрэнсис Гальтон впервые задумался о природе и воспитании в конце XIX века.го века на него сильно повлиял его двоюродный брат Чарльз Дарвин, но генетика как таковая была неизвестна. Знаменитая работа Менделя с горохом, проведенная примерно в то же время, оставалась нераскрытой в течение 20 лет; количественная генетика была разработана в 1920-х годах; ДНК была открыта Уотсоном и Криком в 1950-х годах; геном человека был полностью секвенирован на рубеже 21 века; и сейчас мы находимся на грани того, чтобы получить специфическую последовательность ДНК любого человека по относительно низкой цене. Никто не знает, что это новое генетическое знание будет означать для изучения природы-воспитания, но, как мы увидим в следующем разделе, ответы на вопросы природы-воспитания оказались гораздо более сложными и загадочными, чем кто-либо мог себе представить.
Было бы приятно иметь возможность сказать, что исследования природы и воспитания дали нам убедительные и полные доказательства того, откуда берутся черты, при этом некоторые черты явно являются результатом генетики, а другие почти полностью обусловлены факторами окружающей среды, такими как методы воспитания детей и личные качества. воля; Но это не тот случай. Вместо этого оказалось, что все имеют некоторую основу в генетике. Чем более генетически родственны люди, тем больше они похожи — для 90 176 все : рост, вес, интеллект, личность, психическое заболевание и т. д. Конечно, кажется здравым смыслом, что некоторые черты имеют генетическую предвзятость. Например, усыновленные дети похожи на своих биологических родителей, даже если они никогда не встречались с ними, а однояйцевые близнецы больше похожи друг на друга, чем разнояйцевые близнецы. И хотя некоторые психологические черты, такие как личность или психическое заболевание (например, шизофрения), по-видимому, в значительной степени зависят от генетики, оказывается, что то же самое верно и для политических взглядов, того, как много люди смотрят телевизор (Пломин, Корли, ДеФрис и Фулкер). , 1990), и разводятся ли они (McGue & Lykken, 1992).
Исследования, проведенные за последние полвека, показали, какое центральное место в поведении занимает генетика. Чем более генетически связаны люди, тем больше они похожи не только физически, но и с точки зрения личности и поведения. [Изображение: Пол Альтобелли, https://goo.gl/SWLwm2, CC BY 2.0, https://goo.gl/9uSnqN]Может показаться удивительным, но генетическое влияние на поведение — относительно недавнее открытие. В середине 20 века в психологии доминировала доктрина бихевиоризма, согласно которой поведение можно объяснить только с точки зрения факторов окружающей среды. Психиатрия сосредоточилась на психоанализе, который исследовал корни поведения в ранней истории жизни людей. Правда в том, что ни бихевиоризм, ни психоанализ не несовместимы с генетическими влияниями на поведение, и ни Фрейд, ни Скиннер не были наивными в отношении важности органических процессов в поведении. Тем не менее в то время было широко распространено мнение, что детские личности формируются исключительно путем подражания поведению своих родителей и что шизофрения вызывается определенными видами «патологического материнства». Каким бы ни был результат нашего более широкого обсуждения природы и воспитания, основной факт, заключающийся в том, что лучшие предсказатели личности или психического здоровья усыновленного ребенка обнаруживаются в биологических родителях, которых он или она никогда не встречал, а не в приемных родителях, которые воспитали его или ее, представляет серьезную проблему чисто экологическим объяснениям личности или психопатологии. Послание ясно: нельзя исключать гены из уравнения. Но имейте в виду, что никакие поведенческие черты не наследуются полностью, поэтому вы также не можете полностью исключить окружающую среду.
Попытка разобраться в том, как природа-воспитание влияет на человеческое поведение, может оказаться запутанной, и часто понятия здравого смысла могут мешать хорошей науке. Очень полезно иметь в виду один очень важный вклад поведенческой генетики, навсегда изменивший психологию: когда ваши объекты биологически связаны, независимо от того, насколько ясно может показаться, что ситуация указывает на влияние окружающей среды, интерпретировать никогда не безопасно. поведение как полностью результат воспитания без дополнительных доказательств. Например, при представлении данных, показывающих, что дети, чьи матери часто читают им, скорее всего, будут иметь более высокие оценки по чтению в третьем классе, возникает соблазн сделать вывод, что чтение детям вслух важно для успеха в школе; это вполне может быть правдой, но описанное исследование неубедительно, потому что есть генетические , а также экологических путей между родительской практикой матерей и способностями их детей. Это тот случай, когда, как говорится, «корреляция не подразумевает причинно-следственной связи». Чтобы установить, что чтение вслух приводит к успеху, ученый может либо изучить проблему в приемных семьях (в которых генетический путь отсутствует), либо найти способ случайным образом распределить детей по условиям устного чтения.
Результаты исследований природы и воспитания не оправдали наших ожиданий (установления четких оснований для признаков) во многих отношениях. Самым разочаровывающим результатом стала неспособность организовать черты из больше — к меньше -генетический. Как отмечалось ранее, все оказалось по крайней мере частично наследуемым (передаваемым), но ничего не оказалось абсолютно наследственным, и не было особой последовательности в том, какие черты более наследуемые и которые являются менее наследственными, если принять во внимание другие соображения (например, насколько точно можно измерить признак) (Turkheimer, 2000). Проблема концептуальная: коэффициент наследуемости и, по сути, вся количественная структура, лежащая в его основе, не согласуется с нашими интуитивными представлениями о природе и воспитании. Мы хотим знать, насколько «важны» роли генов и окружающей среды в развитии признака, но, сосредотачиваясь на «важности», мы, возможно, делаем неправильный акцент. Прежде всего, гены и окружающая среда имеют решающее значение для каждый признак ; без генов окружающей среде было бы не на что воздействовать, и гены тоже не могут развиваться в вакууме. Что еще более важно, поскольку вопросы о природе и воспитании рассматривают различия между людьми, причина данной черты зависит не только от самой черты, но и от различий в этой черте между членами изучаемой группы.
Классический пример коэффициента наследуемости, бросающего вызов интуиции, — наличие двух рук. Никто не станет возражать против того, чтобы развитие вооружений было биологическим, генетическим процессом. Но разнояйцевые близнецы так же похожи по «двурукости», как и однояйцевые близнецы, в результате чего коэффициент наследуемости признака наличия двух рук равен нулю. Обычно, в соответствии с моделью наследственности, этот результат (коэффициент, равный нулю) предполагает исключительно воспитание, а не природу, но мы знаем, что это не так. Причина, по которой этот результат не является признаком того, что развитие рук менее генетично, чем мы думаем, заключается в том, что люди не различаются в генах, связанных с развитием руки, что существенно переворачивает формулу наследственности. На самом деле, в данном случае, скорее всего, верно обратное: степень различия людей в количестве рук, вероятно, является результатом несчастных случаев и, следовательно, окружающей среды. По подобным причинам мы всегда должны быть очень осторожны, задавая вопросы о природе и воспитании, особенно когда пытаемся выразить ответ с помощью одного числа. Наследуемость признака — это не просто свойство этого признака, но свойство признака в определенном контексте соответствующих генов и факторов окружающей среды.
Еще одна проблема с коэффициентом наследуемости заключается в том, что он делит детерминанты признаков на две части — гены и среду, — которые затем рассчитываются вместе для получения общей изменчивости. Это немного похоже на вопрос, какая часть опыта симфонии исходит от валторн, а какая от струнных; способы интеграции инструментов или генов более сложны. Оказывается, что для многих признаков генетические различия влияют на поведение в одних условиях окружающей среды, но не в других — явление, называемое взаимодействием ген-среда, или G x E. В одном хорошо известном примере Caspi et al. (2002) показали, что среди детей, подвергшихся жестокому обращению, носители определенного аллеля гена МАОА проявляли предрасположенность к насилию и антиобщественному поведению, а дети с другими аллелями — нет. В то время как у детей, с которыми не обращались жестоко, ген не действовал. Ситуация еще больше усложняется совсем недавними исследованиями так называемой эпигенетики (см. модуль «Эпигенетика» http://noba.to/37p5cb8v), процесса, в котором сама ДНК модифицируется под воздействием факторов окружающей среды, и эти генетические изменения передается детям.
Ответ на вопрос природа-воспитание оказался не таким однозначным, как хотелось бы. Многие вопросы, которые мы можем задать об отношениях между генами, окружающей средой и человеческими чертами, могут иметь много разных ответов, и ответ на один из них мало что говорит нам об ответах на другие. [Изображение: Сундарам Рамасвами, https://goo.gl/Bv8lp6, CC BY 2.0, https://goo.gl/9uSnqN]Некоторые общие вопросы о природе-воспитании: насколько черта восприимчива к изменениям, насколько податлива так ли это, и есть ли у нас «выбор» по этому поводу? Эти вопросы гораздо сложнее, чем могут показаться на первый взгляд. Например, фенилкетонурия — это врожденная ошибка метаболизма, вызванная одним геном; он предотвращает метаболизм фенилаланина в организме. При отсутствии лечения вызывает умственную отсталость и смерть. Но его можно эффективно лечить простым вмешательством в окружающую среду: избегая продуктов, содержащих фенилаланин. Рост кажется чертой, прочно укоренившейся в нашей природе и неизменной, но средний рост многих народов Азии и Европы значительно увеличился за последние 100 лет из-за изменений в питании и сокращения бедности. Даже самая современная генетика не дала окончательных ответов на вопросы о природе и воспитании. Когда впервые стало возможным измерять последовательности ДНК отдельных людей, многие считали, что мы быстро продвинемся к поиску конкретных генов, отвечающих за поведенческие характеристики, но этого не произошло. Было обнаружено, что есть несколько редких генов, которые оказывают значительное (почти всегда отрицательное) влияние, например, единственный ген, вызывающий болезнь Гентингтона, или ген аполипопротеина, вызывающий раннее слабоумие в небольшом проценте случаев болезни Альцгеймера. Однако, помимо этих редких генов с большим эффектом, генетическое влияние на поведение распределяется по многим генам, каждый из которых оказывает очень небольшое влияние. Для большинства поведенческих черт эффекты настолько малы и распределены по стольким генам, что мы не смогли их каталогизировать осмысленным образом. На самом деле, то же самое относится и к воздействию окружающей среды. Мы знаем, что экстремальные экологические трудности вызывают катастрофические последствия для многих поведенческих результатов, но, к счастью, экстремальные экологические трудности встречаются очень редко. В обычном диапазоне событий окружающей среды гораздо труднее понять тех, кто несет ответственность за различия (например, почему некоторые дети в пригородном третьем классе учатся лучше, чем другие).
Трудности с поиском четких решений проблем природы и воспитания возвращают нас к другим важным вопросам, касающимся наших отношений с миром природы: проблеме разума и тела и свободы воли. Исследования того, что мы имеем в виду, когда говорим, что осознаем что-то, показывают, что сознание — это не просто продукт определенной области мозга, и выбор не оказывается упорядоченной деятельностью, которую мы можем применить к одним видам поведения, но не к другим. То же самое и с природой и воспитанием: то, что на первый взгляд может показаться простым вопросом, который можно проиндексировать одним числом, становится все более и более сложным, чем ближе мы смотрим. Многие вопросы, которые мы можем задать о пересечении между генами, окружающей средой и человеческими чертами, — насколько черты чувствительны к изменениям окружающей среды и насколько распространены эти влиятельные среды; родители или культура более актуальны; насколько чувствительны черты к различиям в генах и насколько соответствующие гены различаются в конкретной популяции; включает ли признак один ген или очень много генов; какую черту легче описать с помощью генетических или более сложных поведенческих терминов? — могут иметь разные ответы, и ответ на один мало говорит нам об ответах на другие.
Заманчиво предположить, что чем больше мы понимаем широкомасштабное влияние генетических различий на все человеческие характеристики, особенно на поведенческие, тем больше наши культурные, этические, правовые и личные взгляды на самих себя должны будут претерпевать глубокие изменения. ответ. Возможно, в уголовном производстве будет рассмотрена генетическая подоплека. Родители, получившие генетическую последовательность своих детей, столкнутся с трудными решениями о репродукции. Эти надежды или опасения часто преувеличены. В некотором смысле наше мышление может нуждаться в изменении — например, когда мы рассматриваем значение фундаментального американского принципа, согласно которому все люди созданы равными. Люди разные, и, как и все развитые организмы, они отличаются генетически. Декларация независимости предшествовала Дарвину и Менделю, но трудно представить, чтобы Джефферсон, чей гений охватывал как ботанику, так и моральную философию, встревожился бы, узнав о генетическом разнообразии организмов. Одна из самых важных вещей, которой научила нас современная генетика, заключается в том, что почти любое человеческое поведение слишком сложно, чтобы его можно было определить, даже исходя из самой полной генетической информации, если только мы не смотрим на однояйцевых близнецов. Наука о природе и воспитании продемонстрировала, что генетические различия между людьми жизненно важны для человеческого морального равенства, свободы и самоопределения, а не противоречат им. Как сказал Мордехай Каплан о роли прошлого в еврейской теологии, генетика имеет право голоса, а не права вето, в определении человеческого поведения. Мы должны потакать своему увлечению природой и воспитанием, сопротивляясь искушению чрезмерного упрощения.
Внешние ресурсы
- Интернет: Институт поведенческой генетики
- http://www.colorado.edu/ibg/
- Ваш характер больше похож на одного из ваших родителей, чем на другого? Если у вас есть брат или сестра, похож ли он на вас по характеру? Как в вашей семье развивались эти сходства и различия? Как вы думаете, что их вызвало?
- Можете ли вы представить себе такую человеческую характеристику, для которой генетические различия не играли бы почти никакой роли? Защитите свой выбор.
- Как вы думаете, придет ли время, когда мы сможем предсказать почти все о человеке, исследуя его ДНК в день его рождения?
- Однояйцевые близнецы больше похожи, чем разнояйцевые по признаку агрессивности, а также по криминальному поведению. Имеют ли эти факты значение для зала суда? Если можно показать, что у жестокого преступника были жестокие родители, должно ли это повлиять на вину или приговор?
Словарь
- Исследование усыновления
- Метод генетического исследования поведения, который включает сравнение усыновленных детей с их приемными и биологическими родителями.
- Поведенческая генетика
- Эмпирическая наука о том, как гены и окружающая среда комбинируются для формирования поведения.
- Коэффициент наследуемости
- Статистическая конструкция, которую легко неправильно истолковать, предназначенная для измерения роли генетики в объяснении различий между людьми.
- Количественная генетика
- Научные и математические методы определения генетических и экологических процессов, основанные на степени генетического и экологического сходства между организмами.
- Исследования близнецов
- Метод генетического исследования поведения, включающий сравнение сходства однояйцевых (монозиготных; MZ) и разнояйцевых (дизиготных; DZ) близнецов.
Ссылки
- Бушар, Т.Дж., Ликкен, Д.Т., МакГью, М., и Сигал, Н.Л. (1990). Источники человеческих психологических различий: Миннесотское исследование близнецов, воспитанных отдельно. Наука, 250(49)78), 223–228.
- Каспи, А., Макклей, Дж., Моффит, Т.Е., Милль, Дж., Мартин, Дж., Крейг, И.В., Тейлор, А. и Поултон, Р. (2002). Роль генотипа в цикле насилия у детей, подвергшихся жестокому обращению. Наука, 297 (5582), 851–854.
- МакГью М. и Ликкен Д. Т. (1992). Генетическое влияние на риск развода. Психологическая наука, 3 (6), 368–373.
- Пломин, Р., Корли, Р., ДеФрис, Дж. К., и Фулкер, Д. В. (1990). Индивидуальные различия в просмотре телепередач в раннем детстве: природа и воспитание. Психологическая наука, 1 (6), 371–377.
- Пломин, Р., ДеФрис, Дж. К., Кнопик, В. С., и Найдерхайзер, Дж. М. (2012). Поведенческая генетика. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Worth Publishers.
- Скотт, Дж. П., и Фуллер, Дж. Л. (1998). Генетика и социальное поведение собаки. Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press.
- Туркхаймер, Э. (2000). Три закона генетики поведения и что они означают. Современные направления психологической науки, 9 (5), 160–164.