Жизнь и смерть, смысл жизни человека и общества — Мегаобучалка
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
ТЕМА №4. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В СОЦИОЛОГИИ
Изучая человека, социология рассматривает следующие проблемы:
- сущность человека
- происхождение человека
- взаимосвязь человека и природы
- взаимосвязь человека и общества
- проблема жизни и смерти, смысла существования человека и общества.
Проблема сущности человека.
В социологии для характеристики человека используются 3 разных понятия:
- человек – это наиболее общее родовое понятие, отражающее принадлежность к биологическому виду homo sapiens
- личность – это социальная характеристика человека, его роль и место в обществе. Слово «личность» является греческим и первоначально означает роль или маску актера в театре. Впоследствии, слово «Личность» приобрело расширительное толкование и используется сейчас в современном значении.
- индивид – это конкретный человек, наделенный индивидуально-психологическим своеобразием, то есть это то, что отличает одного человека от другого.
— Всякий ли человек является личностью?
— Нет (грудной ребенок, Маугли, Тарзан)
Проблема происхождения человека. Она является частью более сложной проблемы происхождения жизни на Земле.
Существует несколько теорий происхождения жизни на Земле:
- божественная: Бог создал человека по своему образу и подобию
- космологическое: жизнь попала на Землю из космоса
- вулканическая: во время извержения вулканов, землетрясений, под действием высоких температур и давлений с неорганическими веществами происходят необратимые изменения, и они превращаются в органические, живые, а в процессе эволюции они превращаются в человека
- симиальная (слово симиа в переводе с латыни – обезьяна): человек произошел от обезьяны
Эволюция живого создала биологические предпосылки возникновения человека, их 4:
- развитая нервная система высших животных
- телесная организация предков человека, то есть прямохождение и освобождение пары верхних конечностей для трудовых функций
- развитие первой (жесты) и второй (звуки) сигнальной системы для передачи информации
- стадная форма обитания предков человека, как предшественница общества.
Социальные условия возникновения человека:
· труд или трудовая деятельность
· речь как взаимосвязанное общение
· мышление
· совместная деятельность людей
итак, в процессе возникновения человека можно выделить 3 этапа:
- биогенез – это развитие природы, предшествующей человеку.
- антропогенез – это развитие самого человека
- социогенез – это развитие человеческого общества.
Взаимосвязь человека и природы.
- единство человека и природы:
a) человек вышел из природы, его здоровье и способности во многом предопределяются природой. Пример способностей: музыка, спорт, наблюдательность.
b) Природа и человек состоят из сходных химических элементов: углерод, железо, калий, кальций, вода
c) Сходство законов функционирования: смена поколений, естественный отбор, сохранение массы и энергии.
- влияние природы на человека:
a) природа – источник удовлетворения основных потребностей человеческой жизни (пища, одежда, жилище) в естественном или переработанном виде.
b) Природа влияет на направленность человеческой деятельности и является источником средств производства (Испания, Италия, Великобритания – мореплавание, Монголия – скотоводство, земледелие).
c) Природа влияет на темпы развития самого человека и целых народов. Наиболее благоприятным регионом для развития человека и общества является регион между северным и южным тропиком, а крайний север и крайний юг тормозят развитие людей и народов.
- воздействие человека на природу:
a) позитивное, когда человек добивается своих целей при воздействии на природу.
b) Негативное – это экологические проблемы. 2 причины экологических проблем: 1 – недостаточное развитие науки, 2 – корыстные интересы людей. Пути разрешения экологических проблем: 1 – дальнейшее развитие науки (утилизация отходов, очистные сооружения фильтры…), 2 – воспитание людей. Экологические проблемы относятся к числу глобальных проблем современности. Слово «глобальные» происходит от английского global – всеобщий и от латинского слова globus. Глобальные проблемы затрагивают интересы всего человечества в целом, и для их разрешения недостаточно усилий какого-либо одного человека или даже государства, требуются усилия всего человечества.
Взаимосвязь человека и общества.
- единство человека и общества. Общество состоит из людей, а человек не может жить без общества.
- воздействие общества на человека: коллективизм, воспитание, отчуждение.
- воздействие человека на общество: индивидуализация, человечность (гуманизм), разобщенность, социализация, то есть процесс противоположный воспитанию.
Жизнь и смерть, смысл жизни человека и общества.
Жизнь человека имеет несколько измерений:
- биологическое
- культурологическое
- духовно-нравственное
- генетическое
Пути достижения бессмертия человека:
- поиски эликсира молодости, бальзамирование
- деятельность самого человека, чтобы она оставила след в жизни следующих поколений, в их памяти
- генная инженерия, пересадка органов
- клонирование
Смысл жизни – это наиболее общее оценочное понятие, отражающее цели существования человека и общества. Смысл жизни разный у разных людей. Для одного это семья, для другого – деньги, для третьего – карьера. При этом надо иметь в виду, что если у разных людей смысл жизни совпадает, то могут значительно отличаться пути его достижения. Если для понимания смысла жизни человека социология дает теоретический материал и возможность размышлений, то для понимания смысла жизни общества это сделать гораздо труднее. Что же касается смысла существования человечества, то современная наука пока не в состоянии дать ответ на этот вопрос, потому что для такого ответа нужно сказать, для чего человечество появилось на Земле.
megaobuchalka.ru
Цель и смысл жизни человека
Первая и главная потребность человека — потребность жить. Перед этой потребностью все остальные потребности отступают на второй план, подчиняясь главной потребности — жить. Но и на этот, казалось бы, совершенно понятный вопрос, нет однозначного ответа. Возникают вопросы: зачем жить, во имя чего жить, как жить? Это вопрос о смысле жизни. Французский философ Альбер Камю дал оригинальный ответ на этот вопрос: Основной вопрос философии, — писал он, — заключается в том, «стоит ли вообще жизнь того, чтобы быть прожитой».
Так же как гамлетовский вопрос: быть или не быть -вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы ее жить — возникает перед человеком всегда, когда он находится в пограничной ситуации между жизнью и смертью, когда он поражен неизлечимым недугом, когда он встал перед фактом предательства своих близких, когда здоровый отец не может спасти детей от голодной смерти в условиях безработицы.
Вопрос о смысле жизни возникает в кризисных ситуациях в жизни общества и его членов, но он всегда индивидуально окрашен оптимистически или пессимистически. «Жизнь человеку дается только один раз, — говорил устами своего героя П. Корчагина Н. Островский, — и надо ее прожить так, чтобы не было больно, мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Это оптимистический вариант смысла жизни в условиях полного энтузиазма советских людей в эпоху строительства социализма.
Испанский философ Ортега-и-Гассет видел смысл жизни в том, чтобы жить. Тело человека, его разум, его душа рассматриваются лишь в качестве средства — с которыми исходное «я» человека встречается и которыми оно располагает для осуществления основной задачи жить. Тело человека, его разум, душа — это не он сам. Кто же он сам? А он тот, кто со всем этим должен жить.
Но ведь живет не только человек. Живут все виды животных, живут растения. Ортега не отвечает на вопрос: в чем же смысл человеческой жизни в отличие от жизни вообще.
Подлинный смысл жизни состоит в том, чтобы реализовать свои способности, трудовые и творческие задатки, в избранной сфере жизнедеятельности и оставить в обществе след, по которому бы шли следующие поколения. Построить дом, воспитать сына, посадить дерево.
Определить смысл жизни — это, значит, выбрать свой жизненный путь, в основе которого должны быть значимые социальные ценности: семья, профессия, общественный и политический идеал, который надо реализовать в индивидуальной жизни, мировоззрение и духовные ориентиры своей жизни.
Люди издревле задумывались о том, от чего зависит их жизнь. Сами они определяют свои действия, или же существуют некие высшие силы, которые руководят человеком, управляют им, словно марионеткой на веревочке. Для обозначения этих сил древние придумали слова: «карма», «ананке», «фатум», «судьба», «рок».
Как бы ни стремился человек уйти от того, что предначертано ему судьбой, ничего не получится, все произойдет именно так, как должно произойти. Подобные взгляды получили широкое распространение в Древней Греции и Древнем Риме. Так, например, знаменитый римский оратор Цицерон говорил: «Жизнью управляет не мудрость, а судьба». В древнегреческой мифологии существовали три богини судьбы — мойры: Клото, Лахезис и Атропос. Они были слепы и сматывали в клубок нити человеческих жизней. Время от времени нить обрывалась, и тогда они протягивали новую. Подобные взгляды получили название фатализм. Фаталисты убеждены, что человек не властен изменить свою жизнь. Эта позиция в определенной степени удобна: если человек ничего не может сделать против судьбы он ни за что не отвечает, его нельзя судить за его поступки, потому что так было предначертано. Персидский поэт Омар Хайям писал: «Для чего я родился на свет, если в мире все равно ничего изменить не могу?» Однако многие, верящие в судьбу, не отрицали и самостоятельной деятельности людей. Наличие судьбы не означает, что человек должен опустить руки и, ничего не делая, обреченно дожидаться своего конца. В рамках предопределенности человек обладает свободой воли и может действовать самостоятельно.
В древности же появилась еще одна точка зрения на жизнь людей, весьма мрачная и безысходная. Ее сторонники — пессимисты — убеждены в том, что ничего хорошего человеку ожидать не приходится. Все идет к худшему, кроме печалей, скорби и страданий, жребий человеческий ничего не включает в себя. Будущее мрачно и беспросветно. Сегодня хуже, чем вчера, а завтра будет хуже, чем сегодня. От жизни, от людей, которые нас окружают, следует ожидать одних только гадостей. Примером такого взгляда может служить другое высказывание Омара Хайяма: «Мы пришли в этот мир лишь на краткий миг и обрели в нем лишь горе и скорбь. Уйдя в иной мир, мы унесем все это с собой».
Интересные взгляды на отношения человека и мира сложились у скептиков. Скептицизм тоже возник в Древнем мире, и главный его вывод можно сформулировать так: разум человека не может постичь истину, определить смысл своего пребывания на Земле. Все наши познания относительны, во всем нужно сомневаться. Крайний скептицизм может привести к тому, что человек вообще разуверится во всем и будет подвергать сомнению даже устоявшиеся моральные нормы и принципы, словно Фома Неверующий (названный так, поскольку не верил в воскресение Христа, пока тот не явился к нему лично и не сказал: «Веруй, Фома!»). Но, видимо, умеренный, здоровый скептицизм людям необходим. Не нужно моментально принимать чужие точки зрения, какими бы авторитетными ни были люди, сформулировавшие их. Все нужно подтверждать своим опытом, как говорится, «доверяй, но проверяй».
Очень тяжело и неприятно общаться с циниками — людьми, совершенно отрицающими любые моральные устои и нормы. Циники даже гордятся своим пренебрежением к общепринятым правилам. «Нам закон не писан, — говорят они, — ничего святого вообще нет. Делай так, чтобы тебе самому было хорошо». Значит, можно врать, обманывать, исподтишка делать гадости людям.
Но существует огромное множество людей, которые, напротив, верят в лучшее, в то, что прекрасен и сам человек, и его жизнь. Таких людей называют оптимистами. Они убеждены, что наш мир — лучший из всех миров. Трудно быть оптимистом в наше время, когда вокруг столько страданий и горя, бездомных и нищих, когда переживаешь за каждую беду, происходящую в стране. Но верить в лучшее будущее, в добро, в его победу над разрушительными силами зла все равно нужно. Наверное, многие из вас назовут безудержных оптимистов просто-напросто чудаками или дураками. А вот осторожный, деятельный оптимизм, с опорой на собственные силы — совсем другое дело, он отличает мужественных и сильных людей, не привыкших пасовать перед неприятностями. «Прорвемся!» — говорят они. Именно благодаря таким людям и происходят изменения к лучшему. Весьма оптимистичны, к примеру, следующие строки Л. Н. Толстого: «Нет, этот мир не шутка, не юдоль испытания только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нем».
Некоторые люди видят смысл жизни в удовольствиях, наслаждениях. Благом для человека они считают то, что приносит ему наслаждение, в этом и есть смысл человеческого бытия. Но не надо думать, что наслаждение — это праздная жизнь, пьянство, обжорство, гулянки. Удовольствие люди могут получать и от любимой работы, от общения друг с другом, от прочтения интересной книги.
Мы видим, что существует огромное разнообразие во взглядах людей на смысл своего бытия, своей деятельности, на отношение к миру. Невозможно сказать, кто хороший или плохой, только по его взглядам. Среди ваших друзей могут быть пессимисты и оптимисты, скептики и фаталисты. Наверное, трудно дружить с циниками, уж очень негативно они относятся ко всему, во что верит большинство людей. Но ведь этот цинизм может быть показной, наигранный, обусловленный малым опытом жизни. Да и сами мы можем меняться. В какие-то моменты жизни мы — оптимисты, и жизнь представляется прекрасной поляной, освещенной солнцем. В другие же дни мы — пессимисты: все валится из рук, все плохо, и мы успокаиваем себя тем, что «нет такой ситуации, которая не могла бы измениться к худшему», и то, что с нами происходит, — далеко не самое плохое.
Важной проблемой при разговоре о смысле жизни является проблема смерти. Размышляя о своей жизни, человек знает, что она конечна, но не может себе представить этого. Знание о том, что он смертен, существенно отличает человека от зверя. Вот почему человек спешит жить, осознавая конечность своей жизни, стремится оставить свой след, продолжить себя, свое существование в своих детях. Он страшится смерти, как всякого неизвестного. Поэтому и утешают себя верующие представлениями о другой жизни — загробной, о царстве небесном, о перевоплощениях. «Какой это ужас, что человек (вечный филолог) нашел слово для этого — «смерть». Разве ЭТО возможно как-нибудь назвать? Разве ОНО имеет имя? Имя — уже определение, уже «что-то знаем». Но ведь мы же об этом НИЧЕГО НЕ ЗНАЕМ», — писал русский философ В. В. Розанов. Смерть — это то, с чем человек, по сути своей, никогда не смирится. Он помнит об ушедших близких, и память делает их живыми.
Как вы думаете, может ли один и тот же человек быть в отдельные моменты своей жизни пессимистом, оптимистом, скептиком, фаталистом и так далее? Когда вы смотрите в будущее с оптимизмом, а когда все кажется вам черным и мрачным?
Люди по-разному относятся к жизни и своему месту в ней. Кто-то полагает, что достаточно быть просто наблюдателем, следить за тем, что происходит, подстраиваться под ход событий или под действия других людей. Такую жизненную позицию можно назвать пассивной. Другие, напротив, отводят себе роль активного участника всех событий, их вдохновителя и конструктора. Они живут не вне ситуации, а внутри ее, влияют на ее развитие, меняют что-то в своих целях и интересах. Такая позиция называется активной. Ее выражением, например, могут служить слова И. Гете: «Быть человеком — значит быть борцом».
Ученые используют для определения позиции людей и другие термины. Вы наверняка слышали слово конформизм. Оно обозначает позицию человека, всегда приспосабливающегося к другим людям и обстоятельствам. Конформисты никогда не отстаивают своих принципов, не заявляют о своей точке зрения. Они, как флюгеры, крутятся в ту сторону, откуда «дует ветер». Они всегда лебезят перед начальством, учителями, классным руководителем, их невозможно представить спорящими. Быть конформистом иногда очень удобно, но это недостойно, ибо граничит с беспринципностью, трусостью, соглашательством. Для подобных людей представления о добре и зле во многом являются стертыми, размытыми. И. Кант как-то записал: «Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас». Можно изменить многому, но только не самому себе, своим принципам, своей совести. Другой мыслитель, тоже немец, Ю. Рупп, высказался так: «Тот, кто не следует истине, которую признает сам, становится злейшим врагом истины». Так что в конечном счете конформиста перестают уважать и общаться с ним.
И, напротив, есть люди, которые не подстраиваются под других, у них существует своя жизненная позиция, и они не боятся отстаивать ее. Их можно назвать нонконформистами. В подобных людях много хорошего: это способность высказать и защитить свое мнение, самостоятельность в действиях. Они не боятся взять на себя ответственность за принятое решение, никогда не станут перекладывать вину за неудачу на других. Но есть и недостатки. К примеру, для некоторых из них главное — отличаться и всегда предлагать что-то свое, даже если это не всегда уместно. Про одного из известных российских революционеров Л. Д. Троцкого его противники говорили, что этот человек всегда приходит со своим стулом. Люди такого склада — очень неудобные партнеры и собеседники, потому что видят только себя, для них важно не дело сделать, а себя показать.
Наиболее продуктивно общение с людьми, способными к компромиссу. Под компромиссом понимается умение поступиться некоторыми своими интересами ради решения общих проблем, отказаться от некоторых своих целей ради общего согласия. Компромиссы напоминают дорогу с двусторонним движением: каждый из партнеров в чем-то уступает другому, они идут навстречу, проходят свою половину дороги и протягивают друг другу руки. Главное при достижении компромисса — стремление сторон во что бы то ни стало решить проблему, проанализировать ситуацию со всех сторон, достичь цели. Когда вы сталкиваетесь с каким-то конфликтом, непониманием, ссорой, подумайте, в чем ее причина. Не лучше ли уступить во имя сохранения мира? Но компромисс не всегда уместен. Если предполагаемая уступка затрагивает ваши существенные принципы и моральные установки, никакой компромисс невозможен. И тогда похвалой будет звучать: «Этот человек принципиальный, бескомпромиссный».
Существуют ситуации, когда необходимо обеспечить полное согласие, единый подход по какому-либо вопросу. Такое согласие называется консенсус. Его можно достичь в том случае, если вопрос особенно важен и значим для людей.
Как сформировать активную жизненную позицию, научиться отстаивать свою точку зрения? Кто из ребят вашего класса предпочитает активную роль участника событий, а кто — роль зрителя, наблюдателя, подстрекателя? Как вы ведете себя в сложных ситуациях?
Говоря о смысле человеческой жизни и жизненной позиции людей при достижении своих целей, мы не упомянули об одном очень важном понятии — о счастье. Действительно, каждый человек, кто явно, кто скрытно, мечтает о счастье и стремится к нему. Что же такое счастье? Каждый понимает его по-своему. Для одного это получение большого богатства. Для другого — успешная карьера, достижение высоких постов и должностей, обретение власти. Для третьего счастье — это создание теплого и любящего семейного круга, в котором все помогают друг другу, живут во имя друг друга. Счастье — чувство предельного удовлетворения своих желаний и мечты, радость от сознания своей самореализации, нужности, востребованности другими людьми. «Счастье — это когда тебя понимают», — написал в сочинении один из героев популярного кинофильма о школе «Доживем до понедельника». И это не единственная формула счастья. У каждого человека она своя.
Познакомьтесь с некоторыми определениями счастья, высказанными известными людьми.
«Счастье — это когда человек хорошо выдумал себя и любит выдумку о себе…» (М. Горький).
«Все без исключения стремятся к счастью. Это — мотив всех действий людей, даже тех, которые намерены повеситься» (Б. Паскаль).
«Для счастья нужна и полнота добродетели, и полнота жизни» (Аристотель).
«Счастье надо уважать и почитать хотя бы из-за двух его дочерей — уверенности и репутации. Ведь обе они порождают удовлетворение: первая — в самом человеке, вторая — в других по отношению к нему» (Ф. Бэкон).
Самореализация
Самореализация — выявление и развитие индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности. Человеку важно не только хорошо узнать себя, свои способности, интересы, профессиональные склонности. Важно все это проявить в конкретной деятельности. Что ч того, что ты осознаешь в себе талант художника, важно реализовать его в созданный тобой и получивших общественное признание полотнах. Самореализация — в иерархии потребностей А.Маслоу — высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Человек, стремящийся к самореализации, в большей степени живет в реальном мире, чем в мире абстрактных идей или стереотипов.
Причем, степень самореализации может быть разной. Например, удалившись от государственной деятельности, российский ученый и общественный деятель В.Н. Татищев, проживая в селе Болдино, увлекся историей и создал исторический труд, проследив основные вехи истории России с древнейших времен до конца XVI века. Татищев впервые ввел в научный оборот «Русскую правду», средневековые уставные грамоты и Судебники. Однако, его труд остался неизвестным современникам и был опубликован спустя много лет после смерти создателя. Безусловно, Татищев реализовал себя как историк, но его деятельность не была оценена обществом, не получила признание со стороны образованной общественности.
Существенный вклад в проблему самореализации личности внес итальянский психолог Роберто Ассаджиоли (1888-1974). Ученый уточняет понятие «самореализации», поскольку этот термин используется для обозначения двух разновидностей повышения сознательности. С одной стороны под самореализацией понимается самоосуществление, т. е. психический рост и созревание, пробуждение и проявление скрытых возможностей человека. По своим признакам этот вид самореализации соответствует самоактуализациии, как ее описывает А. Маслоу.
С другой стороны — самореализация означает самопостижение, т. е. постижение себя, переживание и осознание себя как синтезирующего духовного центра. Речь здесь идет не о нашем личном «я», которое следует рассматривать всего лишь как отражение подлинного Я, а о «сверхсознательном Я», представляющем собой высший аспект личности, обычно не осознаваемый личным «я» (или эго). Чтобы проиллюстрировать свою концепцию, Ассаджиоли предложил схему строения нашего внутреннего мира в форме вертикального овала, разделенного на три части, которые моделируют три уровня бессознательного:
1. Низшее бессознательное, включающее простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела; основные влечения и примитивные побуждения; «комплексы», сновидения, фантазии; различные патологические проявления (фобии, мании, навязчивые идеи и желания) и т. д.
2. Среднее бессознательное, состоящее из психических элементов, сходных с элементами бодрствующего сознания и свободно в него проникающих. Здесь происходит усвоение полученного нами опыта, зарождаются (прежде чем появиться в свете сознания) плоды повседневной деятельности нашего ума и воображения.
3. Высшее бессознательное, или сверхсознательное. Из этой области нам являются высшие формы интуиции и вдохновения, этические «императивы», стремление к героическим поступкам. Это источник высших чувств, просветления, таланта. Здесь таятся высшие парапсихические функции и духовные энергии.
4. В зоне среднего бессознательного располагается небольшой круг — поле сознания, обозначающее непосредственно осознаваемую нами часть нашей личности, непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний и влечений, доступных нашему наблюдению, анализу и оценке.
5. В центре поля сознания находится точка сознательного «Я», которое представляет собой чистое самоосознание, погруженное в поток содержаний сознания.
6. На вершине овала (зона высшего бессознательного) находится Высшее «Я», которое не следует смешивать с фрейдовским супер-эго и другими концепциями «я». Высшее или истинное «Я» представляет собой постоянный центр, из которого «я» возвращается в сознание (после сна, гипноза, обморока и т. п.).
7. Вокруг овала, моделирующего личное бессознательное, находится внешняя психическая среда или коллективное бессознательное. Внешняя пунктирная линия овала на схеме моделирует разграничение, наподобие клеточной мембраны, которое обеспечивает постоянный активный психический обмен между данной личностью и окружающей психической средой.
Данная концепция структуры внутреннего мира человека позволяет, по мнению ученого, полнее и глубже понять драматические коллизии нашей жизни, намечает путь к освобождению от «внутреннего раскола», непонимания себя и других людей, неумения управлять собой.
Чтобы освободиться от вращения в кругу своих ошибок и недостатков, осуществить гармоничную внутреннюю интеграцию, постичь истинное «Я», вступить в правильные отношения с другими людьми, Ассаджиоли предложил методологию и технику достижения этой цели, для чего необходимо:
1) Глубокое познание своей личности.
2) Контроль над различными ее элементами.
3) Постижение своего истинного «Я» — выявление или создание объединяющего центра.
4) Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.
Самореализация личности неразрывно связана с процессом саморазвития. Саморазвитие — сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельности, идеалов и личностных установок.
Похожие статьи:
poznayka.org
Смысл жизни и деятельности человека
В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек — единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение, затрагивает самые глубины его внутреннего мира.
Цель и смысл индивидуальной жизни каждой личности тесно связаны с социальными идеями и действиями, определяющими цель и смысл всей человеческой истории, общества, в котором человек живет и трудится, человечества как целого, его предназначение, а следовательно, ответственность на Земле и во Вселенной. Этим же определяется и то, какими средствами могут или не могут они добиваться своих целей, даже если эти цели представляются высокими, нравственными.
Смысл жизни человекасоставляет основной вопрос философии. Этот вопрос предельно философичен т.к. не имеет общепринятого и окончательного решения. Хотя постановка и обсуждение этого вопроса отнюдь не сводится к хаотическому своеволию мысли и чувства отдельной личности. Смысл жизни непременно есть у каждого человека. Только каждый человек по-разному понимает, определяет его в разные периоды своей жизни, даже в разном состоянии и настроении.
В истории философии и культуры уже давно сложились типичные подходы к определению смысла индивидуальной жизни:
· позиция нигилистическая (от лат. nihil — ничто, нечего) — жизнь, если разобраться, абсурдна, лишена какого бы то ни было смысла: она рано или поздно разрушит любые идеи и намерения на сей счёт; нетрудно видеть, однако, что отрицание в своей и чужой жизни смысла всё-таки представляет собой его, осмысления, разновидность; нигилизм маркирует моменты кризиса личной и общественной жизни;
· позиция фаталистическая (лат. fatalis — роковой, неизбежный, неотвратимый) — смысл жизни растворён в ней самой; просто жить — плыть в потоке событий; такого рода позиция чаще всего просто отодвигает итоговое осмысление собственного существования на какое-то время; она больше характерна для восточных культур типа буддизма с его культом переживаемого мгновения;
· позиция сакрализированная — смысл жизни задан ей извне — то ли Богом, то ли мирским долгом — перед семьёй, профессией, государством, любым другим социальным институтом, какой-то общей идеей, коей подчиняются наши помыслы и поступки;
· позиция гуманистическая — человек сам творит смысл своего бытия; никто другой не в силах сделать это за него самого и выбор пути отражает предназначение и способности личности; в столь активной жизненной позиции концентрируются ценности западных цивилизаций.
Обсуждаемая проблема кроется в асимметричных потоку событий вопросах типа: «Зачем это всё? Во имя чего мы живём? Стоит ли вообще жить?» Когда имеется в виду стратегическая, интегральная формулировка, а не более или менее частные её слагаемые.
Особенности проблемы смысла жизни человека при любой её постановке таковы:
· общечеловеческий характер; она встает рано или поздно, чаще или реже, яснее или туманнее перед каждым мало-мальски сознательным человеком;
· у этой проблемы нет ни общего, ни постоянного решения;у каждого из нас свои особенности жизненного выбора и на протяжении жизни претерпевает качественные изменения; более того, однажды уяснённый смысл жизненных усилий в свою очередь требует дальнейших и часто всё возрастающих усилий по поддержанию осмысленности дальнейших поступков; смысл постоянно воюет с её же абсурдом, их моменты переплетаются в жизни каждого;
· потеря смысла жизни, его деградация (работать, любить, бороться — или забыться, спрятаться от проблем) свидетельствует о серьёзном кризисе личности, её пограничном со смертью состоянии.
Распространённые в любом обществе модели обретения и поддержания смысла жизни так или иначе сочетаются в сознании каждого из нас, однако их пропорция различается от человека к человеку и даже от одного этапа биографии одного и того же лица к другому.
Религиозный вариант сводится к тому, что смысл изначально заложен во всякую жизнь, тем более душу Богом, который сотворил человека по своему образу и подобию. Творение бескорыстного добра во имя Божие наполняет жизнь истинно верующего человека высшим смыслом.
В силу внерационального характера вопроса о смысле жизни его религиозное оправдание выглядит довольно логичным. Однако не у всех и не всегда внутреннее субъективное ощущение осмысленности жизни способно противостоять тяге к чему-то более осязаемому, предметному.
Светские варианты осмысления жизни обычно дополняют религиозную веру в жизнь или возмещают недостаток, отсутствие этой веры. В миру борьба за осмысление жизни отводится самой личности, от разума и воли которой зависит, найти ли в жизни смысл, потерять ли его или удержать.
При мирском подходе к обсуждаемой проблеме в свою очередь имеется несколько достаточно типичных версий, которые чередуются и как-то сочетаются у разных людей:
· активизм требует от человека, чтобы он постоянно, настойчиво трудился над улучшением качества жизни, обогащением материальных её условий, повышением своего статуса в обществе; верховной целью, таким образом, становится карьера в широком её понимании — повышения своего социального статуса, признания окружающих, то есть своего рода победа над жизнью, её причудливыми обстоятельствами;
· патернализм предполагает заботу о счастье и благополучии окружающих, прежде всего близких, родных людей, друзей, учеников; для многих, особенно женщин, истинный смысл существования — в детях, внуках, им отдаются все силы души; у многих одиноких людей роль такого «социально-психологического громоотвода» играют даже домашние животные; в итоге перед нами помощь другой жизни;
· изоляционизм, напротив, ищет смысла в сугубо личной жизни, ограничивает личные ценности профессией, каким-то увлечением, поддержанием собственного здоровья и душевного спокойствия; существование, таким образом, ограничивается сферой частной жизни, из которой создается своего рода «башня из слоновой кости», куда личность прячется от всей остальной жизни с её треволнениями и заботами; так что тут перед нами правила бегства от жизни.
Для излагаемой темы исключительно важно соотношение цели и средств её достижения в жизни человека. В принципе, дурные, антигуманные цели нельзя обелить якобы щадящими средствами или последующей благотворительностью.
С другой стороны, для нормализации жизни полезна некая доза этического релятивизма (лат. relativus — относительный). Имеется в виду отказ от сверхценностей вроде патриотизма, семейных интересов, даже собственного здоровья
Великие философы — такие, как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза, Диоген и многие другие — обладали чёткими представлениями о том, какая жизнь «лучше всего» и как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага
Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, — это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой.
Ф. Ницше считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек — это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком»
Л. Н. Толстой видел смысл не в том, чтобы жить, зная, «что жизнь есть глупая, сыгранная надо мною шутка, и все-таки жить, умываться, одеваться, обедать, говорить и даже книжки писать..». Признать «бессмыслицу жизни» Толстой не мог, как не мог видеть ее смысл только в личном благе, когда «живет и действует человек только для того, чтобы благо было ему одному…». Жить так, не заботясь об общем благе, по Толстому, может лишь «животная личность», не подчиняющаяся велению разума.
infopedia.su
Проблема смысла жизни человека
Исходным пунктом для постановки проблемы человеческой жизни является осознание человеком своей конечности, смертности. Как правило, это происходит при наблюдении смерти другого, опыт собственной смертности до самой смерти человеку не дан. Сознавая свою конечность, человек неизбежно должен поставить вопрос: зачем я существую? Иначе: зачем я прихожу в мир, если я в нем не останусь? Такая постановка вопроса значительно обостряется тем, что на протяжении своей индивидуальной жизни человек никогда не достигает высших «целей» жизни родовой, исторической; в этом смысле он — адекватно не реализуемое существо. Такая неудовлетворенность, нереализуемость содержит в себе побудительные причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах (материальных и пр.). Именно поэтому призвание, назначение, задача всякого человека — всесторонне развивать свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуру.
В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но в принципе таков же и смысл жизни общества, человечества в целом, который они реализуют, однако, в исторически неоднозначных формах. Совпадение, единство личного и общественного, вернее, мера этого единства, неодинаковая на разных этапах истории, и определяет ценность человеческой жизни. Эта мера, таким образом, не является надличностной или надобщественной, но объединяет цели и смысл жизни личности и общества, а они могут находиться в противоречии друг с другом или, наоборот, совпадать в зависимости от общественно-экономических условий. Такое понимание смысла и ценности человеческой жизни опирается прежде всего на учение о социальной сущности человека. Любые попытки вывести их из сферы биологического ошибочны уже потому, что поведение личности определяется социальными, социально-этическими и нравственно-гуманистическими факторами, которые являются его регуляторами.
Осознание конечности существования имеет и другое последствие – стремление вынести смысл жизни за его пределы. Это может происходить по-разному. Во-первых, на первый план могут ставиться общесоциальные цели человечества. Тогда путем выхода за пределы своей конечности для человека будет вклад в историю – в любой форме. Во-вторых, может утверждаться существование истинного бытия человека, по отношению к которому земная жизнь – лишь подготовка. Конечность земной жизни снимается верой в бесконечность пребывания с абсолютом, богом. Это религиозный путь решения проблемы. Наконец, на обыденном уровне главным средством выхода за пределы конечности является рождение и воспитание детей. Заметим, что последний способ преодоления смертности является биологически детерминированным и потому базовым по отношению к любому другому. И при социальном, и при религиозном размыкании конечности рождение и воспитание детей являются необходимейшими предпосылками осуществления этого размыкания.
Еще одним выводом из осознания конечности человеческого существования является проблема продления жизни или добровольного ухода из нее. Однако в первом случае, как замечают специалисты, чаще всего речь идет лишь о продлении старости, что малозначимо с точки зрения самореализации личности, а во втором случае – об эвтаназии, т.е. о прекращении в первую очередь физических страданий. Проблема продления жизни должна рассматриваться именно в смысле продления человеческой активности, т.е. периодов молодости и зрелости. Проблема же самоубийства должна анализироваться комплексно, как показатель осмысленности и ценности для личности своего существования в мире, как это делает А.Камю в «Мифе о Сизифе». Самоубийство – это индикатор отношения к присутствию в мире в целом, к жизни как таковой. Его причина в том, что конечность существования воспринимается как бессмысленность. Выход – отыскание смысла или принятие человеком абсурдности бытия.
В заключение перечислим несколько сложившихся в истории философии концепций смысла жизни человека.
Эвдемонизм полагает смыслом жизни достижение счастья (греч. – эвдемония), которое понимается обычно отрицательно – как отсутствие нравственных и физических страданий. Частной формой эвдемонизма является гедонизм, определяющий счастье как наслаждение (греч. – гедойнэ), которое тем самым и становится смыслом жизни. Однако наслаждение здесь мыслится в первую очередь не чувственным, а нравственным и интеллектуальным.
Альтруизм (лат. alter – другой), напротив, требует от человека известного самоотречения, жизни на благо других. Заметим, что альтруизм совпадёт с эвдемонизмом только в обществе альтруистов.
Через самоотречение осмысливает жизнь человека и любая последовательная религия, ставящая целью спасение в потустороннем мире. Однако сотериологическая (сотер – греч. спаситель) точка зрения лишает земную жизнь самостоятельной ценности, подчиняя её достижению вечной жизни.
Наконец, стоицизм, близкий к утверждению абсурдности жизни, видит главную ценность в умении благородно переносить испытания судьбы – выпадающие на долю человека счастье и невзгоды.
filosofedu.ru