Краснодарцы рассказали, в чем смысл жизни
Сегодня празднуется День поисков смысла жизни. Мы узнали у жителей Краснодара, в чем, по их мнению, смысл жизни.
Если вы никогда раньше не задумывались, в чем состоит смысл жизни, то сегодня самое время, ведь именно 20 апреля празднуется День поисков смысла жизни. Из-за бытовых дел и насущных проблем у нас совсем не осталось времени для того, чтобы остановиться и подумать: ради чего все эти стрессы, нервы и старания? Праздник создан как раз для того, чтобы каждый обратил внимание на себя и сам себе ответил на простой вопрос: «А в чем смысл вашей жизни?»
Александр Старостин, завскладом:
– Смысл жизни однозначно в том, чтобы прожить ее счастливо, а вот что каждый человек вкладывает в это понятие, это уже другой вопрос. Главное, не акцентировать внимание на материальном. Да, вокруг много соблазнов, но через годы это не будет иметь никакого значения. Про себя я еще не знаю, ответ сам должен прийти.
Дарья Спружевник, помощник директора:
– Для меня смысл жизни в том, чтобы обеспечить себе достойную жизнь и вырастить сына хорошим человеком. Самое трудное – это не отвлекаться сильно на мелкие проблемы, которые порой кажутся концом света. Еще хочется построить хорошую карьеру, чтобы уважали как специалиста, но, думаю, это входит в понятие достойной жизни.
Мария Кулик, предприниматель:
– Я иногда слушаю своих друзей, их размышления на разные темы, волнующие их, и поражаюсь. Мне кажется, мой смысл жизни –
помогать превращать кислород в углекислый газ. Чем старше становлюсь, тем страшнее, что что-то сделала не так и пошла не в ту сторону. Поэтому для меня смысл жизни – найти себя и болеть за дело, которым увлечена.
Иванна Иванова, дизайнер:
– По мне, так смысл жизни в том, чтобы прожить ее приятно. Не мучиться на нелюбимой работе или дома от отсутствия реализации. Не страдать в одиночестве или замужем только потому, что в обществе «так принято», и делать все, основываясь на чужом мнении.
Владимир Хоменков, администратор:
– Смотря кто спрашивает. Вообще, смысл жизни любого человека в размножении, в продолжении своего рода. Так изначально задумано. Понятно, что сейчас мы как существа разумные отошли от этой основной цели. Для меня смысл жизни – жить в комфорте и такой же комфорт обеспечить всем своим родным.
Дина Колодьянова, преподаватель:
– Для меня главное – это давать детям как можно больше. Я всегда работала с детьми и не хочу менять свою специальность. Моя работа – раскрыть ребенка, показать миру его таланты, научить его не бояться сцены и публики. Когда я вижу, как после выступлений счастливы дети и родители, то понимаю, что все делаю правильно.
Нина Тимофеева, культорганизатор:
– Раньше смысл жизни был в том, чтобы детей на ноги поставить, а теперь они – наша опора и надежда. Пытаемся помогать с внуками, но дети требуют, чтобы занялись собой и отдохнули. Вообще, только на пенсии пришло понимание, что совещания, планы, отчеты – совсем неважно. Главное, чтобы семья была счастлива и окружающие вас люди уважали.
Как найти свой смысл жизни и почему менять его — нормально
Гостья нового выпуска программы «Психология на Дожде» — кандидат психологических наук, основательница проекта Volta Наталья Кисельникова. Поговорили о том, почему вопрос о поиске смысла жизни зачастую воспринимается как слишком масштабный, несмотря на то что именно его определение влияет на ежедневно принимаемые нами решения. Гостья рассказала о наиболее распространенных смыслах, экзистенциальных логиках, которыми предпочитают руководствоваться люди, о том, почему с течением времени и под влиянием обстоятельств менять свои ориентиры — совершенно нормально, и как сделать это, не погружаясь в тревожное состояние из-за грядущих перемен.
Всем привет. С вами «Психология на Дожде». Я Александра Яковлева, и сегодня у меня в гостях по скайпу из Лондона Наталья Кисельникова, кандидат психологических наук и основательница проекта Volta.
Наталья, здравствуйте.
Добрый день.
Спасибо, что вы к нам присоединились. А говорить мы будем о поиске себя, о каких-то важных смыслах. На протяжении жизни мы все ищем ответы на вопросы — кто я, куда я иду, зачем я делаю то, что я делаю, а правильно ли это все, что мне надо.
Вот это какая-то такая очень философская, с одной стороны, дорога, поиск, с другой стороны, дорогу, как мы знаем, осилит идущий.
Так что это такое с нами вообще происходит и зачем мы все время что-то ищем?
Спасибо за вопрос, Александра. Я, конечно, не обещаю, что мы сегодня точно дойдем до конца пути, но может быть, полежим в этом направлении. Есть такое выражение, что если не можешь бежать к цели, хотя бы ляг и лежи туда.
Действительно, очень часто вопрос про поиск смысла там, предназначения, поиск себя людьми воспринимается как очень какой-то глобальный такой, масштабный, и не все его относят на свой счет на самом деле. Люди думают, что все эти поиски смысла это для каких-то вот, не знаю, озабоченных такими проблемами человечества людей, а мы так больше все по-простому, по земле ходим. Но на самом деле в том или ином виде с этими вопросами сталкиваются, правда, все люди, просто они их по-разному переживают и не всегда понимают вообще даже, что это вопрос про смысл.
Например, когда люди хотят поменять профессию с одной на другую, я очень часто такие истории встречаю, когда там человек получает очень хорошее образование, у него довольно неплохо идет все с карьерой, но лет в тридцать, например, он такой резко — раз, и говорит: а я не хочу быть больше программистом, хочу печь пряники или заниматься каким-нибудь творчеством, художественной фотографией или чем-то еще таким. И вроде бы это не совсем формулируется как вопрос про смысл жизни, но такие решения людям бывает очень трудно принимать.
Или довольно широко известен кризис среднего возраста, когда люди там тоже доживают до определенного момента и начинают задавать себе вопросы — а не зря ли я там делал все, что я делал, а вообще, чего я достиг и так далее. И вот через такие кризисы, можно сказать, довольно кризисные такие переживания, когда я не удовлетворена тем, что имею, и хочу выбрать какой-то другой способ жить, они на самом деле тоже вопросы про смысл и вопросы про то, что меня направляет глобально.
Но из-за того, что мы, просто бывает у нас нет привычки задавать себе вопросы про то, что глобально важно, про это трудно думать, непонятно как думать, и поэтому кажется, что мы все-таки все еще решаем какие-то ситуативные задачки. Вот я сейчас просто думаю, а в какую профессию мне пойти, а вот сейчас так много курсов онлайн, которые обещают, что я за шесть месяцев стану другим специалистом, а вот как понять, куда мне пойти.
И вот через эти локальные проблемы, локальные жизненные решения на самом деле просвечиваются проблемы смысла. И их вообще-то, эти проблемы, и решить-то можно хорошо, чтобы потом не было мучительно больно за еще один сделанный выбор, только когда мы ответим себе на вопрос про то, что для нас важно вообще в жизни.
Вот вы сказали — высвечиваются проблемы смысла, и мне захотелось зацепиться за слово проблемы. Почему вообще это проблема?
Почему это проблема? Знаете, некоторые исследователи говорят, что возможно, это просто артефакт человеческого сознания, что все эти вопросы смысла придуманы, и вообще не надо сильно над ними задумываться. Но мне кажется, не важно, откуда это берется, важно, что…
Опять же есть исследования, которые показывают, что осмысленность жизни сильно коррелирует, сильно связана с удовлетворенностью жизнью, с ощущением человеком благополучия собственного. И если это так, то почему бы нам и не позадаваться этими вопросами смысла?
Единственное, о чем надо помнить — о том, что никакого объективно заданного смысла не существует, люди его конструируют, люди его порождают сами. Условно, вы вольны себе придумать любой смысл, который для вас важен, то есть это не какая-то данность и не какое-то наше природное предназначение, что вот мы родились, чтобы делать что-то. Нет, ничего такого нет, это социальный конструкт.
Поэтому, отвечая на ваш вопрос, почему это проблема, — именно потому, что потребность люди ощущают, а готовых средств решения к ней нет, нет готовых учебников, в которых можно почитать, а какой у тебя смысл. Вот поэтому это проблема, и ее приходится решать каждый раз заново.
Есть такое как будто противоречие, потому что если ты находишь смысл и потом к нему идешь и достигаешь этого, например, я хочу там заработать миллиард миллиардов, и вот эти богатейшие люди, чьи интервью можно прочитать где-нибудь там в Forbes, часто делятся переживаниями, что деньги есть — счастья нет.
Или кто-то хотел там бороться за равенство и братство, и вот жизнь этому посвятил, и в результате понял, что семью потерял, дерево не посадил, сына не вырастил. То есть на пути на этом к одному часто оказывается, что вообще-то смысл в другом.
Как вот в этом не запутаться или как разобраться? Есть вообще такой ответ, могу ли я это спрашивать у вас?
Нет, можно точно с этим разбираться. И в первую очередь я бы сказала, что это процесс, и менять смыслы, пересматривать смыслы — это нормально. И поскольку нет вот этого единственно правильного ответа, действительно мы можем на разных этапах своей жизни, под воздействием разных обстоятельств можем пересматривать эти смыслы.
Вы привели пример, условно, гедонистического такого смысла, когда мы просто наращиваем материальные ценности, например, вот люди зарабатывают много-много денег, чтобы удовлетворять какие-то свои потребности, не обязательно материальные, на самом деле, могут быть потребности в самоуважении, в социальном признании, еще в чем-то таком. Но со временем, ощутив все это на себе, они понимают, что это не дает вот такого ощущения наполненности смыслом, как они ожидали.
Но это нормально, что они попробовали это делать и на на каком-то этапе переключились, например, на благотворительность, и начали ощущать эту осмысленность от того, что приносят пользу другим людям. Это другой тип смысла, и действительно есть исследования, которые показывают, что смыслы, связанные с более, как бы направленные вовне, связанные с принесением пользы миру, они больше удовлетворенности дают на длительных промежутках времени, чем такие ситуативные, завязанные на удовлетворении потребностей здесь и сейчас.
Но тем не менее, я бы не хотела осуждать как бы или говорить, что какие-то смыслы лучше, какие-то хуже. Здесь, мне кажется, важно, чтобы каждый человек прошел эту дорогу сам и просто понимал, что в какой-то момент он может пересмотреть очень сильно свою точку зрения на это, и это нормально. Не надо застревать просто в этом.
А есть какие-то, не знаю, может быть, стратегии, направления движения, за которые можно зацепиться, если ты просто потерялся? Знаете, вот эта фраза, стою я один в пустыне. Вроде вокруг целый мир, но ты абсолютно в какой-то момент не понимаешь, в каком направлении тебе идти.
Да, есть, с одной стороны, практические инструменты. Например, сейчас одно из довольно молодых, но бурно развивающихся направлений психотерапии, которая называется терапия принятия ответственности, она напрямую работает с ценностями человека. Ее основная идея заключается в том, чтобы мы осознали свои ценности и взяли на себя ответственность за их реализацию, то есть мы признали, что да, для нас важно.
Например, там есть разные классификации этих ценностей всевозможные, например, для нас важно там всеобщее благополучие. Или кто-то говорит: для меня важна власть, вот я прямо такой человек, которому важно ощущать власть, чем больше я управляю, контролирую других людей, тем мне лучше. Опять же сейчас не смотрим на этическую часть этого вопроса, просто признаем, что такие люди есть.
Я отдаю себе в этом отчет, и я говорю, что я буду стараться в любых обстоятельствах, при любых ограничениях, признавая, что мир может подкидывать какие-то трудности для того, чтобы я эти ценности реализовывал, я буду стараться все-таки принимать решения в соответствии со своими ценностями — приносить добро миру, или там наращивать свое финансовое благополучие, или получать больше удовольствия…
Сохранять традиции семьи…
Сохранять, да, сохранять традиции семьи, это тоже один из важных источников смысла. Я могу чуть позже перечислить, какие еще источники смысла в принципе можно выделить.
И я просто дальше каждую конкретную ситуацию жизненную стараюсь через эту призму рассматривать. Вот если я приму такое решение или такое, у нас очень часто эти вилочки есть: вот мне предлагают работу поскучнее, но с зарплатой побольше, или мне предлагают работу поинтереснее, но с зарплатой поменьше и может быть, менее стабильную, например. Вот что я выберу?
И если я знаю, если я вот это обязательство моральное внутреннее на себя взяла, что я хочу там прожить свою жизнь осмысленно и, не знаю, приносить какую-то там пользу людям, то я скорее выберу все-таки работу вторую, которая поинтереснее и которая соответствует моим ценностям.
Если я приняла решение, что для меня, сейчас по крайней мере, на протяжении ближайшего времени суперважен материальный комфорт, ощущение экономической защищенности и стабильности, я закрою глаза на эти вот интересности и смыслы и выберу работу подороже, которая будет лучше оплачиваться.
Но я это сделаю именно потому, что я уже приняла решение, что я буду лежать вот в этом направлении, то есть это облегчает мой повседневный выбор и дает ощущение, что я не рандомно как-то действую, меня вот не ветром мотает по этой пустыне, а я сама это решение принимаю.
Вы сказали, что перечислите вот эти базовые смыслы. Можно, вот это интересно, откуда ноги растут.
Да, откуда можно черпать. Есть разные способы на это смотреть, есть там классификация ценностей определенная, которые выделяются. Мне нравится классификация так называемых экзистенциальных логик жизни, экзистенция — это существование, в чем смысл вашего существования.
И вот есть доктор психологических наук Елена Евгеньевна Сапогова, которая выделяет семь таких типов логик, то есть семь вариантов, по которым человек может двигаться. Это собственно вариант удовлетворения потребностей, о котором мы говорили уже, когда я просто в каждой ситуации прислушиваюсь к себе и выбираю то, что лучше для меня. Вот это фокус внимания на том, чтобы максимально комфортно, приятно прожить свою жизнь.
Есть вариант такой логики, когда я живу так, потому что меня жизнь заставила, то есть я чувствую себя вынужденной действовать в соответствии с обстоятельствами. И я считаю, что это правильно как бы, то есть как бы не то что правильно, у меня так естественным образом получается. Здесь надо сказать, что людям, которые так живут, они как раз мало испытывают ощущения управления собственной жизнью, мало вот этой автономии, что я принимают решение. Но как бы такая логика тоже есть, и мы тут не можем ее отрицать.
Есть способ жить так, как принято, то есть такая стереотипно-нормативная жизнь. То есть я живу так, потому что до меня так жили многие поколения, не знаю, в моей семье, например, или в моей стране, и это нормально, я хочу воспроизводить эти обычаи, традиции и передавать их дальше. Это довольно сильно облегчает жизнь, надо сказать, потому что когда я действую стереотипно, мне не нужно принимать решение каждый раз, как действовать в какой-то ситуации, у меня уже есть готовая программа действий. Это в какой-то степени отказ от ответственности своей, но это дает ощущение определенности, снимает тревогу в определенной степени.
Есть способ жить так, как живут все, это ориентация на то, как сейчас принято, не традиции и обычаи, а вот я ориентируюсь на то, как живет большинство. Я рассуждаю, что большинство там не может ошибаться, и поэтому я действую так же, как и другие люди, и надеюсь, что это приведет меня к какому-то хорошему итогу.
Есть логика осмысленности, когда для меня суперважно в каждой ситуации или почти в каждой ситуации делать то, что я считаю важным, то есть действовать в соответствии вот с этими своими ценностями, чтобы я не спускала свою жизнь просто вот по ветру, что это не просто какое-то такое плавание по течению, а это именно я принимаю решение и делаю то, что важно.
Есть еще две логики. Одна такая вероятностно-возможностная, когда человек задает себе вопрос — а почему бы и не попробовать, а почему бы и нет. Это такое Open-mindedness, открытость новому опыту, передо мной открывается эта дверь, и я в нее вхожу, потому что это новый опыт, он может принести для моего развития что-то суперинтересное, может вывести меня на какой-то другой уровень. То есть это вот такая действительно открытость к разным возможностям, которые тебе предлагает жизнь.
И последняя — это такая называемая холистическая логика, холизм — это целостность такая, то есть это желание жить, встроиться как бы в мир, вот в гармонию мира. То есть я живу так, потому что так устроен мир, и я включаюсь вот в эту систему, мне очень важно ощутить, что я не в противоречии нахожусь там со своим окружением и вообще с устройством всего, и общества, и мира в целом.
Вот такие есть способы, может быть, кто-то себя узнал в чем-то. И вот в разных ситуациях на самом деле мы можем выбирать разные чуть стратегии, но в целом есть склонность к той или иной, к тому или иному типу.
Правильно я понимаю, что вот плюс-минус я понимаю, что вот моя стратегия жизни такая, мой смысл таков, и как бы происходит вот эта вот потеря смысла в том момент, когда что-то у меня в жизни происходит, какой-то, может быть, кризис, или какая-то новая программа запускается.
И вот что с нами в этот момент происходит, вот нужно держаться этой стратегии? Вы сказали, что они могут меняться, как вот себе разъяснить, что вот сейчас так, как раньше, как я жизнь видел и куда я двигался, уже не мой путь, и надо прибиться к другому берегу или отправиться в новое плавание.
Ну вот здесь ничего «нужного», нужно так или нужно не так, не существует, потому что это ваша жизнь и ваш выбор. Вы правильно отметили, что люди чаще через кризисы переживают смену одной парадигмы на другую.
Там просто очень много тревоги. Я подумала, вот живу я всю жизнь, вот у меня есть семья, ценности, я правильно живу, я хороший человек. И вдруг вот что-то происходит, и там пошла вот эта какая-то тревога, невозможность объяснить себе неудовлетворенность…
И неудовлетворенность, да.
А ценности-то те же самые, то есть семья на месте, еда есть, а радость жизни куда-то ушла.
Да, но вот смотрите, с ценностями такая история, они же как бы не отрицают одна другую, просто их место в иерархии может меняться. Там семья на месте, отношения там, работа и так далее, они все еще для тебя могут быть важны, но их ценностная важность может немножко снижаться, а на первый план, например, выходить какая-нибудь самореализация, или там социальное признание, или вот есть такая ценность, которая называется универсализм, когда мне важно становится всеобщее благо.
И конечно, такие моменты переживаются как кризис не только самим человеком, но и его окружением, потому что вот у тебя там жила-была семья, все такие, значит, вкладываются в эти отношения там и прочее. И тут один человек заявляет, что он уезжает в ашрам, в Индию, на медитацию на год, и всё. Естественно, это рушит привычный уклад жизни, но такое случается.
Мы сейчас не говорим, хорошо это или плохо, как это пережить, но тут либо люди договариваются и понимают, что каждый человек это не просто часть системы, он еще и отдельная личность, и у него могут свои какие-то процессы, которые не всех могут устраивать. И люди признают, что это важно, и дальше решают двигаться всем вместе или по отдельности, ну и либо не договариваются. Тут очень по-разному все это происходит.
Наверное, последний вопрос задам. Вот в тот момент, когда человек находит этот смысл, его как будто каким-то вихрем, потоком несет. Ему кажется, что у него действительно все начинает получаться, он испытывает удовлетворение, он встречает на этом пути каких-то новых замечательных людей, фонтанирует идеями.
Вот это такое потоковое движение, есть опасность, что люди вот в этом потоке находясь, их как бы унесет куда-то совсем далеко, и дальше они могут оказаться там не в том месте, то есть процесс опережает результат. Вот как, нужно ли сопротивляться вот этому потоку?
Вопрос — что это за точка, которую вы называете не тем местом, и как вы ее…
Наверное, вопрос надо сформулировать короче. Могу ли я ошибаться, когда я решил, что я хочу спасти мир и пошел туда, а обнаружил, что и мир не спас, и семью разрушил.
Можете. Можете ошибаться.
Но при этом в моменте я так классно себя чувствовал…
Да, будете увлекаться.
Есть возможность, как вот в этом вообще… Соломки подстелить хочется, ну вот правда. Как себя вот уберечь от этого разрушительного потока? Или он все-таки созидательный?
Заранее не скажешь, обычно это только постфактум становится понятно. Если у вас есть сомнения, если есть опасения, что вы потеряете что-то важное из того, что было на предыдущем этапе, просто самая как бы первая и главная рекомендация — не делайте резких изменений, просто пробуйте вносить эти изменения в свою жизнь маленькими шагами, маленькими дозами.
Потому что действительно, переживая кризис, мы можем склоняться к каким-то радикальным решениям, нам кажется, что вот теперь-то мы поняли наконец-то как жить, а вот вся эта жизнь «до» обесценивается.
Но хорошо удерживать перед собой в фокусе сознания, что это все еще вы, и если вы жили так какое-то время и для вас это было важно, велика вероятность, что для вас это будет важно и потом. Просто вот сейчас, в настоящий момент, нужно немножко затаить дыхание и понаблюдать за собой. Лучше…
Короче, есть такие исследования, про решения комплексных проблем, и там было показано, когда людям дают управлять сложными системами, и там было показано, что хорошие решатели этих проблем, они не кидаются что-то делать сразу, они довольно долгое время находятся на фазе ориентировки, то есть они присматриваются, они исследуют эту территорию.
Вот представьте себе, если взять эту метафору, вы находитесь на новой территории, на пороге какого-то нового этапа в своей жизни. Вы еще не знаете, что вас там ждет, поэтому много тревоги, поэтому много хаотичных действий и вот этого всего, и поэтому здесь лучше задержаться чуть-чуть на этом пороге, подумать, постоять, посмотреть, может, пообщаться с другими людьми, которые переживали похожий опыт.
Если вы, например, не имеете возможности или желания с психотерапевтом обсуждать, вы можете поговорить со своими знакомыми, друзьями. Такие периоды переживают многие люди, вы не первый и не последний человек, который это делает, вы не одиноки. Обсуждайте это с другими, и может быть, какой-то опыт вам пригодится.
Поэтому просто ломать — не строить, это правда, сломать можно резко, а построить или восстановить будет сложнее, так что лучше двигаться постепенно.
Спасибо вам большое. Разговор такой интересный, что может быть бесконечным по поводу этих смыслов, которые нам нужны и которые мы всю жизнь, получается, ищем. Но в любом случае, уверена, что кто-то для себя что-то важное из нашего недолгого разговора уже взял, я так точно. Спасибо вам большое, Наталья.
Спасибо вам, Александра.
Напоминаю, что с нами была Наталья Кисельникова, кандидат психологических наук и основательница проекта Volta.
Я Александра Яковлева, это была «Психология на Дожде», оставайтесь с нами и берегите себя. Всем пока.
Поиск своего «столпа смысла» может стать ключом к прочному психическому здоровью
Поиск своего «столпа смысла» может стать ключом к прочному психическому здоровью Склероз (РС)- Кислотный рефлюкс
- СДВГ
- Аллергия
80008
- Bipolar Disorder
- Cancer
- Crohn’s Disease
- Chronic Pain
- Cold & Flu
- COPD
- Depression
- Fibromyalgia
- Heart Disease
- High Cholesterol
- HIV
- Hypertension
- IPF
- Osteoarthritis
- Псориаз
- Кожные заболевания и уход за ними
- ЗППП
- Wellness Topics
- Nutrition
- Fitness
- Skin Care
- Sexual Health
- Women’s Health
- Mental Well-Being
- Sleep
- Product Reviews
- Vitamins & Supplements
- Sleep
- Mental Health
- Nutrition
- Домашнее тестирование
- CBD
- Men’s Health
- Оригинальная серия
- Fresh Food Fast
- Дневники диагностики
- Вы не одиноки
- Настоящее напряжение
- Видео серии
- Молодежь в фокусе
- Здоровый урожай
- No More Silin
- Sugar Savvy
- Move Your Body
- Здоровье кишечника
- Mood Foods
- Выровняйте позвоночник
- Find Care
- Первичная помощь
- Психическое здоровье
- OB-GYN
- Дерматологи
- Неврологи
- Кардиологи
- Ортопедисты
- СПИЗНИКИ ОПИЗНАЯ
- Управление весом
- AM I Depressed? Викторина для подростков
- Вы трудоголик?
- Как хорошо ты спишь?
- Инструменты и ресурсы
- Новости здравоохранения
- Найти диету
- Найти полезные закуски
- Лекарства от A до Я
- Health A-Z
- Breast Cancer
- Inflammatory Bowel Disease
- Psoriatic Arthritis
- Migraine
- Multiple Sclerosis
- Psoriasis
PERSPECTIVE
Medically reviewed by Тимоти Дж. Легг, доктор философии, психолог — Габриэль Смит, 27 августа 2020 г.
Этот часто цитируемый вопрос о «смысле жизни» может быть немного более важным, чем вы думаете.
В чем смысл жизни? Независимо от того, являетесь ли вы охваченным тревогой студентом-философом или родителем, приближающимся к кризису среднего возраста, большинство из нас — в тот или иной момент — задавали себе тот или иной вариант этого вопроса.
Для большинства из нас конечной целью является тот или иной тип «счастья». Тем не менее, на самом деле люди все больше и больше впадают в депрессию.
Очевидно, что мы не стремимся к счастью. Но что, если это из-за того, что мы вообще поставили неправильную цель?
Это то, что автор и журналист Эмили Эсфахани Смит предложила в своей книге «Сила смысла».
После многих лет исследований и бесчисленных интервью с людьми из самых разных слоев общества Смит предполагает, что именно означает , а не счастье, к которому мы должны стремиться.
Оказывается, мы были на правильном пути, когда начали спрашивать себя, в чем смысл жизни.
Смысл позволяет нам найти причину продолжать жить, даже когда жизнь трудна. А отсутствие смысла и цели, подчеркивает Смит в своем выступлении на TED Talk, способствует росту числа самоубийств, депрессии и одиночества.
С другой стороны, счастье — это мимолетная эмоция. Хотя это замечательно, это не то, что в конечном итоге поддерживает нас. Хотя, отмечает Смит, радость, как правило, возникает как побочный эффект, когда вы определили свое чувство цели.
Но где мы его найдем?
4 столпа смысла
В своей книге Смит разделяет поиск смысла на четыре столпа: принадлежность, цель, повествование и трансцендентность.
Принадлежность определяет связь с большим сообществом. Создание и поддержание отношений — это то, как мы укрепляем эту связь, что, в свою очередь, делает нашу жизнь значимой. Если это ваш столп смысла, ваши связи с другими являются основным источником смысла.
В ходе интервью Смит спрашивает респондентов, что делает их жизнь значимой. Она обнаружила, что «первое, что [люди] всегда перечисляют, — это отношения. Принадлежность как общий принцип существует для большинства людей».
Цель определяется долгосрочными целями, которые дают нам чувство выполненного долга. Цель для многих можно найти в детях, работе или страстном хобби. Цель позволяет нам иметь что-то, к чему нужно стремиться и ради чего работать. Если это ваш столп, долгосрочное видение вашей жизни наполняет его смыслом.
Рассказывание историй создает смысл через ваше личное повествование и размышления. Понимание нашего места в мире, а также нашего влияния на окружающих — вот что создает сильное чувство идентичности. Если это ваш столп, вы, вероятно, найдете смысл в определении и размышлении о том, кто вы есть.
Превосходство основано на соединении с чем-то большим, чем ты сам. Трансцендентность может быть связана с духовностью, природой или историческими связями. Те, кто ставит трансцендентность в качестве опоры, как правило, пробуждаются в переживаниях, которые заставляют их чувствовать связь с чем-то большим, чем они сами.
Совет: На своем веб-сайте Смит предлагает тест, который поможет вам определить основной смысловой столп.
Смит также отмечает, что основная опора смысла может меняться на разных этапах жизни.
Смит заявляет: «[Для] начинающих молодых людей цель снова важна, потому что вы пытаетесь понять, что вы хотите делать со своей жизнью».
Поскольку религиозность возрастает с возрастом, люди часто обращаются к трансцендентности за смыслом, когда становятся старше.
Важно отметить, что поиск смысла — это нечто большее, чем просто разглядывание пупка.
Влияние на психическое здоровье может быть значительным. Создание смысла можно даже использовать в качестве тактики кризисного вмешательства.
Проводя исследования для своей книги, Смит наткнулась на смыслоцентрированную психотерапию, также известную как логотерапия. Практики логотерапии работают с людьми, которые испытывают депрессию, суицидальные мысли или и то, и другое.
Эта терапевтическая практика также полезна для тех, кто неизлечимо болен или имеет расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ. Он стремится придать им смысл для стабилизации экзистенциализма, вызванного этими условиями.
Использование различных столпов смысла также может помочь разным демографическим группам.
Смит вспоминает, как однажды она разговаривала с чернокожим религиозным лидером в Луисвилле, штат Кентукки: «Он говорил об историях, которые молодые афроамериканцы рассказывают сами себе, опираясь на культурные сценарии, которые их сдерживают. Он хотел ввести их в эту великую, долгую историю, которая у них есть».
Потомки жертв трансатлантической работорговли, как известно, с трудом отслеживают свое происхождение. Этот лидер смог восстановить чувство смысла в молодых чернокожих, рассказав им о великой истории чернокожих, которую опускают американские учебники.
Однако, чтобы добавить больше смысла нашим собственным сообществам, мы должны начать культивировать культуру смысла.
Культуры смысла побуждают людей искать цель, рассказывание историй, принадлежность или трансцендентность.
Культуры смысла похожи на проект «Будущее», в котором взрослые работают в школах в качестве «режиссеров мечты», чтобы вести подростков к достижению целей на всю жизнь. Они помогают им наметить шаги для достижения этих целей, тем самым ведя их к цели.
Проект Weave Института Аспена направлен на борьбу с американским индивидуализмом, помогая тем, кто укрепляет свои сообщества. На их целевой странице говорится: «Как люди, мы жаждем честной, глубокой связи. Ткачи прилагают усилия, чтобы наладить эти связи и дать другим почувствовать, что их ценят». В этом ткачи являются примером тех, кто ищет принадлежности.
Обретение собственного столба смысла может указать направление, в котором может двигаться ваша жизнь. Смысл дает вам широкое представление о жизни, а жизнь длинна. Почему бы не работать над чем-то особенным?
Габриэль Смит — поэтесса и писательница из Бруклина. Она пишет о любви/сексе, психических заболеваниях и интерсекциональности. Вы можете не отставать от нее на Twitter и Instagram .
Последнее медицинское рассмотрение от 27 августа 2020 г.
Как мы рецензировали эту статью:
Healthline придерживается строгих правил выбора поставщиков и опирается на рецензируемые исследования, академические исследовательские институты и медицинские ассоциации. Мы избегаем использования третичных ссылок. Вы можете узнать больше о том, как мы обеспечиваем точность и актуальность нашего контента, прочитав нашу редакционную политику.
- Бенгтсон В.Л. и др. (2015). Возрастает ли религиозность с возрастом? Возрастные изменения и различия поколений за 35 лет. DOI:
10.1111/jssr.12183 - Эшфахани Смит Э. (2020). Личное интервью.
- Большая депрессия: влияние на общее состояние здоровья. (2018).
bcbs.com/the-health-of-america/reports/major-depression-the-impact-overall-health - TED. (2017). В жизни есть нечто большее, чем просто быть счастливым [Видеофайл].
ted.com/talks/emily_esfahani_smith_there_s_more_to_life_than_being_happy?language=en - Weissman J, et al. (2017). Различия в использовании медицинских услуг и функциональные ограничения среди взрослых с серьезными психологическими расстройствами, 2006–2014 гг. DOI:
10.1176/appi.ps.201600260
Share this article
Medically reviewed by Timothy J. Legg, PhD, PsyD — By Gabrielle Smith on August 27, 2020
Read this next
15 Best Книги по самопомощи
Медицинский обзор Дебры Роуз Уилсон, доктора философии, MSN, RN, IBCLC, AHN-BC, CHT
Лучшее из самопомощи без лишних слов.
ПОДРОБНЕЕ
Я понятия не имел, что мои «экзистенциальные кризисы» были симптомом серьезного психического заболевания
Медицинское заключение Тимоти Дж. Легга, доктора философии, психолога
Многие люди считают ОКР «причудливым» расстройством. Реальность такова, что это может быть невероятно страшно. Что другие могут считать безобидным…
ПОДРОБНЕЕ
Что такое «тревога цели» и есть ли она у вас?
Решения, которые я принимаю о том, как цель выглядит, ощущается и звучит, действительно зависят от меня.
ПОДРОБНЕЕ
Что такое экзистенциальная теория и как она используется в терапии?
Медицинский обзор Тимоти Дж. Легга, доктора философии, PsyD
Находясь под влиянием экзистенциальной теории, экзистенциальная терапия пытается помочь людям справиться с ситуацией и найти смысл жизни. Мы сравниваем философию и…
ПОДРОБНЕЕ
Двигайся, люби Языки: знаешь ли ты свой «безопасный путь»?
По словам этого эксперта, эти «языки любви, основанные на травмах» могут привести к более глубоким связям.
ПОДРОБНЕЕ
Практический обзор Moonbird за 2023 год: может ли он помочь при тревоге?
Ищете способ справиться со своим беспокойством или попрактиковаться в дыхании? Moonbird, портативное устройство, используемое для управляемого дыхания, может вам помочь. Читайте наши руки-
ПОДРОБНЕЕ
Насколько распространена бессонница?
Хроническая бессонница встречается не очень часто, но многие люди испытывают симптомы бессонницы в течение жизни.
ПОДРОБНЕЕ
Что такое видеотерапия? Plus 13 Best Services for 2023
Доказано, что видеотерапия так же эффективна, как и личная терапия. Вот самые большие преимущества, а также кто является хорошими кандидатами на…
ПОДРОБНЕЕ
Исследователи говорят, что обычные антидепрессанты могут вызывать потерю чувств, в том числе счастья и грусти, что известно как эмоциональное притупление
ПОДРОБНЕЕ
9 лучших онлайн-психиатрических услуг на 2023 год
Если вы подумываете о встрече с психиатром, но предпочитаете удаленные визиты, вам может подойти онлайн-психиатрия. Вот наш лучший выбор для онлайн…
ПОДРОБНЕЕ
Лучше позже, чем никогда: смысл жизни в позднем возрасте
Поиск смысла жизни является потенциальной проблемой для людей всех возрастов, предположительно, за исключением очень маленьких детей. Смысл жизни широко рассматривается как показатель благополучия (Ryff, 1989), и действительно, большинство людей обычно сообщают, что их жизнь имеет достаточный смысл (Heintzelman and King, 2014). Тем не менее отсутствие смысла часто связано с многочисленными негативными последствиями, опять же в любом возрасте. Например, отсутствие осмысленной жизненной активности у молодых людей связано как с состоянием, так и с чертами одиночества (Tam and Chan, 2019).) и с повышенным риском депрессии у пожилых людей (Van der Heyden et al., 2015).
Более поздняя жизнь обсуждалась как время, имеющее особое отношение к проблемам осмысленности. Более поздняя жизнь предоставляет относительно мало новых возможностей для осмысления, но убирает некоторые источники, которые могли быть важны в юности и среднем возрасте. В частности, потеря социальных связей из-за смерти или отъезда близких может уменьшить значение, учитывая центральное значение отношений (например, Stillman et al., 2009).). Тем не менее, многие исследователи и сами пожилые люди будут оспаривать отсутствие смысла в последующие годы (Wong, 1998). Например, Райхштадт и др. (2010) обнаружили, что участие в жизни и саморазвитие в более позднем возрасте называют пожилыми людьми ключом к успешному старению (наряду с самопринятием и самодовольством). Ранние работы, в которых сравнивались взгляды исследователей и пожилых людей на успешное старение, выявили многомерные формулировки старения у последних по сравнению с первыми (Phelan et al., 2004). Исследователи все чаще используют более тонкий взгляд на успешное старение, чтобы включить концепции, включая осмысленное участие в жизни, и, кроме того, принимая во внимание культурные рамки при изучении значения в более позднем возрасте (например, Lamb, 2014).
Две влиятельные теории пытаются объяснить, как стадия развития жизни влияет на восприятие и поведение в отношении смысла жизни. Теория социально-эмоциональной избирательности Карстенсена (SST; Carstensen et al., 1999) предполагает, что осознание укороченного будущего влияет на выбор цели таким образом, что эмоционально значимые цели и отношения имеют приоритет над менее значимыми целями. В то время как молодой человек может предвидеть ближайшие десятилетия, пожилой человек часто все больше осознает, что время ограничено. Временная перспектива, а не хронологический возраст как таковой управляет этими меняющимися мотивационными паттернами; например, у молодых ВИЧ-инфицированных с короткой ожидаемой продолжительностью жизни происходят аналогичные мотивационные сдвиги (Carstensen and Fredrickson, 1998). Гораздо важнее ставить перед собой реалистичные цели и безотлагательно добиваться их. Обучение менее важно, в то время как достижение значимых целей становится приоритетным.
Компенсация оптимизации выбора Балтеса (SOC) — это теория, разработанная для объяснения успешного старения (Freund and Baltes, 1998) и применялся в самых разных контекстах, таких как бизнес, здравоохранение и дома престарелых. SOC фокусируется не на результатах, а на процессах, направленных на максимизацию выгод и минимизацию потерь в достижении значимых целей в дальнейшей жизни за счет использования сильных сторон и стратегического использования адаптивных стратегий. Модель SOC предполагает, что благополучие и эффективное функционирование на протяжении всей жизни могут быть достигнуты за счет использования стратегий выбора (выбора и определения приоритетов целей), оптимизации (приобретения и применения средств для достижения цели) и компенсации (увеличения усилий или привлечения альтернативных способов). средство для достижения цели в условиях снижения или потери функционирования). Таким образом, хорошее старение включает в себя корректировку поведения, но, кроме того, требует развивающегося набора навыков, который включает в себя отказ от планов и процедур, разработанных ранее в жизни, но менее подходящих для текущих обстоятельств.
В этом кратком обзоре мы обсудим проблемы, возникающие в пожилом возрасте в связи со смыслом жизни. Анализ основан на нескольких предшествующих трактовках того, что представляет собой смысл жизни, начиная с основополагающей работы Франкла 1959 года и включая последующие попытки. Франкл сосредоточился на цели как на важном для смысла жизни. Baumeister (1991) предложил цель, ценность, эффективность и самооценку как четыре потребности в смысле. Джордж и Парк (2016) показали цель, значение и понимание.
Цель
Все теории смысла жизни подчеркивают цель, и это была главная потребность, подчеркнутая в основополагающей работе Франкла (1959). Цель означает, что нынешняя деятельность черпает смысл из будущих событий, с которыми она обычно связана причинно-следственной связью. Стремление к цели связывает настоящее действие с будущими выгодами. Короче говоря, все смыслы жизни включают целесообразность.
Целеустремленность меняется с возрастом. Укороченное будущее фокусирует внимание на более краткосрочных целях — или же человек соглашается с тем, что работает над достижением целей, которые никогда не будут реализованы. Это последнее немного шокирует, поскольку оно выходит за рамки того, что животные могли бы посчитать стоящим. Это наводит на мысли о своем наследии; люди начинают заботиться о том, какими их будут помнить после смерти, хотя в этом нет никакой рациональной выгоды для себя (например, Vonasch et al. , 2018). В исследовании наследия Newton et al. (2020) обнаружили, что конструкт Эриксона о застое (противоположном генеративности или заботе о следующем поколении) подавляет унаследованное выражение и благополучие в более позднем возрасте.
Ценность
Ценности — это убеждения о том, что правильно и хорошо. Они определяют выбор цели. Возможно, нет веской причины, по которой ценности должны меняться с возрастом, но приоритеты среди ценностей могут меняться, опять же из-за укороченного будущего, а также по другим причинам. Во всяком случае, стареющие люди могут стать менее склонными тратить время и силы на глупые или сомнительные занятия других людей. Продолжение продуктивности среднего возраста может зависеть от восприятия того, уважают и ценят ли чьи-то усилия (Cheng, 2009).). Тем не менее, генеративность становится значимой ценностью в среднем возрасте и сохраняется для многих людей в пожилом возрасте (McAdams et al., 1993).
Здесь может иметь значение один из аспектов SST Картенсена: эффект положительности. SST утверждает, что с возрастом люди придают все большее значение эмоционально значимым целям. Однако пожилые люди также демонстрируют предпочтительную когнитивную обработку положительно валентных (по сравнению с отрицательно валентными или нейтральными) стимулов по сравнению с более молодыми взрослыми (Charles et al., 2003). Такой эмоционально приятный фокус может позволить пожилым людям рассматривать жизнь как более позитивную и потенциально более значимую, способствуя эмоциональному благополучию (Carstensen and Mikels, 2005).
Эффективность
Будучи основной потребностью в смысле жизни, эффективность означает изменить мир к лучшему и особенно добиться прогресса в достижении этих важных целей. Эффективность сильно различается среди лиц любого возраста; в более позднем возрасте вполне может оказаться, что убеждения в эффективности, то есть в самоэффективности и воспринимаемом контроле, могут влиять на благополучие и функциональность больше, чем эффективность как таковая (Seeman et al. , 1996; Robinson and Lachman, 2017) . Кроме того, как SST, так и эффект позитивности утверждают, что взгляд человека на саму эффективность меняется во второй половине жизни, так что приоритет отдается занятиям, приносящим эмоциональное удовлетворение.
Самооценка
Существует неоднозначная литература об изменениях самооценки с возрастом; в то время как некоторые исследования подтверждают снижение самооценки в более позднем возрасте (например, Orth et al., 2010), недавний систематический обзор литературы, охватывающий 48 стран, показал, что как возраст, так и пол влияют на самооценку и самооценку в комплексе. , часто нелинейными способами (Bleidorn et al., 2016). Сложные опосредованные отношения также были продемонстрированы между оптимизмом и самооценкой на протяжении всей жизни, при этом больший оптимизм связан с увеличением возраста (Jiménez et al., 2017). Учитывая увеличение индивидуальных различий с возрастом, вполне может быть, что, хотя снижение самооценки не является неизбежным в более позднем возрасте, такое снижение может более остро ощущаться в субпопуляциях пожилых людей. Это, по-видимому, подтверждается совпадающими данными о негативном влиянии плохого здоровья и социально-экономического статуса на самооценку в более позднем возрасте (McMullin and Cairney, 2004).
Самооценка играет важную роль в смягчении последствий ухудшения здоровья и функциональных возможностей в более позднем возрасте (Sargent-Cox et al., 2012). Одной из серьезных угроз самооценке и самоуважению в более позднем возрасте является эйджизм. Обзор этой темы, проведенный Леви и Макдональдом в 2016 году, подчеркивает негативные личные и социальные последствия эйджизма, включая возрастные стереотипы и возрастную дискриминацию на рабочем месте. Теория воплощения стереотипов (Levy, 2009) фокусируется на людях, которые могут воплощать или усвоили стереотипы старения самореализующимися способами, которые влияют на их здоровье. Равари и др. (2020) представили концепцию самооценки, зависящей от возраста, чтобы избавиться от неуверенности в собственном старении и чувстве собственного достоинства. Утверждается, что такие люди подвергаются большему риску менее успешного старения, поскольку они по существу лишены дивидендов положительного эффекта.
Материя
Материя была предложена Джорджем и Парком (2016) как важный компонент смысла жизни. Материальность или вера в то, что чья-то жизнь имеет значение, не является четко определенным термином, хотя и не является осмысленностью. Джордж и Парк объяснили, что значимость включает в себя субъективную веру в то, что чья-то жизнь имеет ценность и значение в мире. Ценность уже обсуждалась как отдельная потребность, хотя для Джорджа и Парка ценность в основном модифицирует другие потребности. (Они согласны с тем, что цель — это важная потребность в значении, но они также признают, что цели должны иметь ценность).
Концепция материи требует дальнейшего разъяснения. Ясно, что этот термин находит отклик, потому что самооценка значимости среди работников организаций предсказывала множество положительных результатов (Reece et al. , 2021). Важность стала даже политическим лозунгом: многие американцы маршируют в поддержку мнения о том, что «жизни чернокожих имеют значение», а некоторые люди теряют работу за предположение, что другие жизни тоже имеют значение. Однако в значении исследования материя используется более широко, так что все жизни могут содержать любую степень материи.
Может быть трудно поддерживать ощущение важности собственной жизни, если человек не верит, что его жизнь имеет значение для других. Тейлор и Тернер (2001) обсуждают материю с точки зрения ее (негативной) связи с депрессивной симптоматикой (обнаруженной в их исследованиях у женщин, но не мужчин), но продолжают работу над материей, эффективными расстройствами и самоубийством, что является серьезной проблемой в более позднем возрасте. (особенно для мужчин старшего возраста; Van Orden and Conwell, 2011).
Понимание
Понимание было третьей потребностью, постулированной Джорджем и Парком (2016). Он включает в себя согласованность и понимание, так что опять же эту потребность можно разбить на отдельные части. Согласованность означает, что части жизни человека без противоречий подходят друг другу; понимание означает, что жизнь после размышления обретает смысл.
Появляется все больше литературы, в которой исследуются возрастные различия на протяжении всей жизни в отношении непрерывности самости, определяемой как воспринимаемые ассоциации настоящего «я» с прошлым и будущим «я» (Löckenhoff and Rutt, 2017). Сохранение чувства преемственности перед лицом возрастных изменений является важным фактором сохранения благополучия в дальнейшей жизни (Baltes et al., 19).98), и растущий объем литературы свидетельствует о повышении стабильности самодостаточности с возрастом. Другие характеристики личности также демонстрируют возрастные тенденции к большей стабильности в более позднем возрасте, включая жизненные философии, системы ценностей, личность и удовлетворенность жизнью (Terracciano et al., 2005; Lachman et al., 2008; Quoidbach et al., 2013). . Сами пожилые люди осознают эту тенденцию к самостабильности в более позднем возрасте, и эта стабильность может быть частично обусловлена внутренними факторами и факторами окружающей среды (Löckenhoff and Rutt, 2017). Это, в свою очередь, может повлиять на понимание своей жизни к концу жизни.
Заключительные замечания
По мере увеличения продолжительности жизни человека ключи к успешному старению становятся все более важными. Возникающий консенсус утверждает, что поиск или сохранение смысла является частью успешного старения. Здесь мы стремились разбить значимость на более точно определенные и специфические потребности в значении. Такой подход обещает прояснить проблемы, вызовы и возможности для максимизации смысла в пожилом возрасте.
Вклад авторов
Опыт NP в области старения в сочетании с опытом RB в области смысла. Идеи возникли в результате обсуждения. Оба автора написали части рукописи.
Конфликт интересов
Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Ссылки
Балтес, П.Б., Линденбергер, У. , и Штаудингер, У.М. (1998). «Теория продолжительности жизни в психологии развития», в Справочник по детской психологии: теоретические модели человеческого развития , ред. В. Дэймон, Р. М. Лернер, В. Дэймон и Р. М. Лернер (Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons Inc.), 1029–1143.
Реферат PubMed | Google Scholar
Baumeister, RF (1991). Смысл жизни . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.
Google Scholar
Блейдорн В., Арслан Р. К., Дениссен Дж. Дж., Рентфроу П. Дж., Гебауэр Дж. Э., Поттер Дж. и др. (2016). Возрастные и гендерные различия в самооценке — межкультурное окно. Ж. Перс. соц. Психол. 111, 396–410. doi: 10.1037/pspp0000078
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Карстенсен Л.Л. и Фредриксон Б.Л. (1998). Влияние ВИЧ-статуса и возраста на когнитивные представления о других. Психология здоровья. 17, 494–503. doi: 10.1037/0278-6133.17.6.494
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Карстенсен Л.
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Карстенсен Л.Л. и Микелс Дж.А. (2005). На пересечении эмоций и познания: старение и эффект позитива. Курс. Прямой. Психол. науч. 14, 117–121. doi: 10.1111/j.0963-7214.2005.00348.x
Полный текст CrossRef | Google Scholar
Чарльз С.Т., Мазер М. и Карстенсен Л.Л. (2003). Старение и эмоциональная память: забывчивость негативных образов у пожилых людей. Дж. Эксп. Психол. Быт. 132, 310–324. doi: 10.1037/0096-3445.132.2.310
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Ченг, С. (2009). Генеративность в более позднем возрасте: Воспринимаемое уважение со стороны молодого поколения как определяющий фактор отстранения от цели и психологического благополучия.
Дж. Геронтол. Б Псих. науч. соц. науч. 64Б, 45–54. doi: 10.1093/geronb/gbn027PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Франкл В. (1959). Человек в поисках смысла. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пробный камень.
Google Scholar
Фройнд А. М. и Балтес П. Б. (1998). Отбор, оптимизация и компенсация как стратегии управления жизнью: корреляции с субъективными показателями успешного старения. Психология. Старение 13, 531–543. doi: 10.1037/0882-7974.13.4.531
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Джордж Л.С. и Парк С.Л. (2016). Смысл жизни как понимание, цель и значение: к интеграции и новым исследовательским вопросам. Rev. General Psychol. 20, 205–220. doi: 10.1037/gpr0000077
Полный текст CrossRef | Google Scholar
Хайнцельман, С.Дж., и Кинг, Л.А. (2014). Жизнь довольно осмысленна. Ам. Психол. 69, 561–574. doi: 10.1037/a0035049
Полный текст CrossRef | Google Scholar
Хименес, М. Г., Монторио, И., и Изаль, М. (2017). Связь возраста, чувства контроля, оптимизма и самооценки с эмоциональным дистрессом. Дев. Психол. 53, 1398–1403. doi: 10.1037/dev0000341
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Лахман, М. Э., Рёке, К., Росник, К., и Рифф, К. Д. (2008). Реализм и иллюзия во временных представлениях американцев об удовлетворенности своей жизнью: возрастные различия в реконструкции прошлого и предвидении будущего. Психология. науч. 19, 889–897. doi: 10.1111/j.1467-9280.2008.02173.x
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Лэмб, С. (2014). Постоянная личность или значительный упадок? К критической антропологии успешного старения. J. Стад старения. 29, 41–52. doi: 10.1016/j.jaging.2013.12.006
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Леви, Б. Р. (2009). Воплощение стереотипа: психосоциальный подход к старению. Курс. Прямой. Психол. науч. 18, 332–336 doi: 10.1111/j.1467-8721.2009.01662.x
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Леви, С. Р., и Макдональд, Дж. Л. (2016). Прогресс в понимании эйджизма. J. Soc. Выпуски 72, 5–25. doi: 10.1111/josi.12153
Полный текст CrossRef | Google Scholar
Löckenhoff, CE, and Rutt, JL (2017). Возрастные различия в непрерывности: сходящиеся данные и направления для будущих исследований. Геронтолог 57, 396–408. doi: 10.1093/geront/gnx010
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
МакАдамс Д., Сент-Обин Э. и Логан Р. (1993). Генеративность среди молодых людей, людей среднего и старшего возраста. Психология. Старение 8, 221–230. doi: 10.1037/0882-7974.8.2.221
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Макмаллин, Дж. А., и Кэрни, Дж. (2004). Самооценка и пересечение возраста, класса и пола. J. Старение Stud. 18, 75–90. doi: 10.1016/j.jaging.2003.09.006
Полный текст CrossRef | Google Scholar
Ньютон, штат Нью-Джерси, Чаухан, П.К., и Пейтс, Дж.Л. (2020). Взгляд в будущее: генеративность, застой, предполагаемое наследие и благополучие в дальнейшей жизни. J. Взрослый Dev. 27, 70–80. doi: 10.1007/s10804-019-09330-3
Полный текст CrossRef | Google Scholar
Орт У., Тшесневский К. Х. и Робинс Р. В. (2010). Развитие самооценки от юности до старости: когортное последовательное лонгитюдное исследование. Дж. Перс. соц. Психол. 98, 645–658. doi: 10.1037/a0018769PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Фелан, Э. А., Андерсон, Л. А., Лакруа, А. З., и Ларсон, Э. Б. (2004). Взгляды пожилых людей на «успешное старение» — как они соотносятся с определениями исследователей? Дж. Ам. Гериатр. соц. 52, 211–216. doi: 10.1111/j.1532-5415.2004.52056.x
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Куойдбах Дж. , Гилберт Д. Т. и Уилсон Т. Д. (2013). Иллюзия конца истории. Наука 339, 96–98. doi: 10.1126/science.1229294
Полный текст CrossRef | Google Scholar
Равари А., Стюарт Э. К. и Болдуин М. В. (2020). Неуверенность в старости: обусловленная возрастом самооценка, предвзятость внимания и благополучие.
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Рис А., Яден Д., Келлерман Г., Робишо А., Гольдштейн Р., Шварц Б. и др. (2021). Важность — это показатель здоровья организации и успеха сотрудников. Дж. Поз. Психол. 16, 228–248. doi: 10.1080/17439760.2019.1689416
CrossRef Полный текст | Google Scholar
Райхштадт Дж., Сенгупта Г., Депп К.А., Палинкас Л.А. и Йесте Д.В. (2010). Взгляд пожилых людей на успешное старение: качественные интервью. 904:62 утра. Дж. Гериатр. Психиатрия. 18, 567–575. doi: 10.1097/jgp.0b013e3181e040bb
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Робинсон, С. А., и Лахман, М. Э. (2017). Воспринимаемый контроль и старение: мини-обзор и направления будущих исследований. Геронтология 63, 435–442. doi: 10.1159/000468540
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Ryff, CD (1989). Счастье — это все или нет? Исследования значения психологического благополучия. Ж. Перс. соц. Психол. 57, 1069–1081. doi: 10.1037/0022-3514.57.6.1069
Полный текст CrossRef | Google Scholar
Сарджент-Кокс, К. А., Ансти, К. Дж., и Лущ, М. А. (2012). Изменение здоровья и самовосприятия старения старше 16 лет: роль психологических ресурсов. Психология здоровья. 31, 423–432. doi: 10.1037/a0027464
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Симэн Т., Макэвей Г., Меррилл С., Альберт М. и Родин Дж. (1996). Убеждения в самоэффективности и изменение когнитивных функций: исследования Макартура об успешном старении. Психология. Старение 11, 538–551. doi: 10.1037/0882-7974.11.3.538
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Стиллман Т. Ф., Баумайстер Р. Ф., Ламберт Н. М., Крешиони А. В., ДеУолл С. Н. и Финчем Ф. Д. (2009). Один и без цели: жизнь теряет смысл после социальной изоляции. Дж. Экспл. соц. Психол. 45, 686–694. doi: 10.1016/j.jesp.2009.03.007
Реферат PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Там, К.Ю., и Чан, К.С. (2019). Влияние отсутствия смысла на черту и состояние одиночества: корреляционные данные и данные выборки опыта. чел. Инд. Дифф. 141, 76–80. doi: 10.1016/j.paid.2018.12.023
CrossRef Полный текст | Google Scholar
Тейлор, Дж., и Тернер, Р.Дж. (2001). Продольное исследование роли и значения важности для других при депрессивных симптомах. J. Health Soc. Поведение 42, 310–325. doi: 10.2307/30
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Terracciano, A. , McCrae, R.R., Brant, L.J., and Costa, P.T. Jr. (2005). Иерархическое линейное моделирование анализирует шкалы NEO-PI-R в лонгитюдном исследовании старения в Балтиморе. Психология. Старение 20, 493–506. doi: 10.1037/0882-7974.20.3.493
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Ван дер Хейден, К., Дезуттер, Дж., и Бейерс, В. (2015). Смысл жизни и депрессивные симптомы: личностно-ориентированный подход к пожилым людям, проживающим в жилых и общественных помещениях. Старение Мент. здоровье 19, 1063–1070. doi: 10.1080/13607863.2014.995589
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Ван Орден К. и Конвелл Ю. (2011). Самоубийства в позднем возрасте. Курс. Психиатрия Респ. 13, 234–241. doi: 10.1007/s11920-011-0193-3
Полный текст CrossRef | Google Scholar
Вонаш, А. Дж., Рейнольдс, Т., Винегард, Б. М., и Баумайстер, Р. Ф. (2018). Смерть перед бесчестием: расходы на защиту моральной репутации.