Смысл жизни определение обществознание – Вопрос по обществознанию «Цель и смысл жизни человека»

Вопрос по обществознанию "Цель и смысл жизни человека"

На протяжении всей жизни человек задается множеством вопросов. Однако есть один, который интересует человечество больше, чем остальные. В чем заключается смысл жизни? Философы, психологи и священнослужители пытались ответить на этот вопрос, но ни один из ответов не оказался универсальным.

Что говорили проповедники мировых религий

В чем же состоит цель и смысл жизни человека? Обществознание дает такое определение: это мысленный ориентир, имеющийся у каждого. Именно поэтому можно смело утверждать, что у разных людей смысл жизни будет разным. Например, Христос проповедовал о том, что смысл жизни человека заключается в служении Богу и в том, чтобы обрести вечную жизнь после смерти.

Будда верил, что главной целью человеческого существования является жизнь, прожитая в гармонии. Обрести ее можно, только если отказаться от любых желаний и от ненависти. Пророк Мухаммед говорил о том, что в понимании божественных истин состоит цель и смысл жизни человека. Обществознание дает верное определение цели существования. У каждого человека она будет зависеть от собственных взглядов, религиозных предпочтений, сложившегося миропонимания.

Взгляд философов

Платон справедливо замечал, что жизнь, которая не исследуется человеком, «не стоит того, чтобы жить». Стало быть, согласно мнению философа, именно в постижении закономерностей бытия и состоит цель и смысл жизни человека. Обществознание – это предмет, который помогает школьнику сравнить несколько различных теорий, выбрать для себя ту, которая больше подходит его собственным взглядам на мир. Еще один философ Фридрих Ницше связывал цель жизни со смертью Бога или же потерей веры в универсальные законы Вселенной, в космический порядок.

Альбер Камю считал, что цель своего бытия человек создает своими руками, принимая те или иные решения. Однако никто не смог дать прямого и четкого ответа на вопрос о том, в чем цель и смысл жизни человека. Обществознание является наукой, которая вбирает в себя знания из нескольких смежных областей – философии, религии, социологии, психологии. Именно поэтому так важно уделить должное время изучению этой дисциплины. Ведь она является синтезом тех знаний, которые уже получены человеком в разных сферах исследований. Для современных людей смысл нередко заключается в воспитании достойных детей, саморазвитии, улучшении этого мира.

Зачем искать смысл бытия?

Почему же столь многие занимаются поиском цели и смысла жизни человека? Эссе по обществознанию поможет учащемуся разобраться в этом непростом вопросе. В работе можно упомянуть о том, что никто не хотел бы согласиться с тем, что бытие является бессмысленным. Человек всегда стремился отыскать «смысл своего бытия» - то, что поможет его обогатить. И далеко не всегда этим способом сделать жизнь ярче являются материальные блага. Достигнув определенного уровня благосостояния, человек все равно может испытывать ощущение глубокой внутренней пустоты.

Основное определение

Кратко цель и смысл жизни человека (обществознание – основной предмет в школе, который занимается изучением такого рода вопросов) можно описать так: это выбор, который человек делает самостоятельно и осознанно. Он может быть рассмотрен в трех временных измерениях – прошлом, настоящем и будущем. Нужно учитывать и то, что возможность реализовать смысл своего бытия во многом зависит от тех внешних условий, в которых живет человек. Обязательным является наличие определенных демократических свобод. Например, крепостные крестьяне не могли реализовывать смысл своего бытия, поскольку они не обладали этими возможностями.

Обретение смысла жизни: пример

В сочинении по обществознанию «Цель и смысл жизни человека» школьник может упомянуть тот факт, что основными смыслообразующими компонентами для большинства людей являются возможности творить, служить другим людям, реализовывать свои таланты и способности, жертвовать собой во имя великой цели. Нередко основным компонентом выступает возможность сделать что-то для другого человека. Наглядно это может проиллюстрировать история одного электрика, который в 30 лет заболел неизлечимой болезнью. Всю свою жизнь он ругался с окружающими, любил выпивать. Когда жить ему осталось всего несколько месяцев, он был в полном одиночестве. Все свое время электрик проводил перед телевизором.

Служение обществу – возможность обрести смысл

В конце концов он решил посвятить немного из оставшегося времени своей жизни, служению другим людям. Он предложил свои услуги по починке системы кондиционирования в одном из общественных центров неподалеку. Через несколько недель он избавился от страха перед смертью, так как к нему постоянно приходили люди, с ним здоровались по имени, приносили ему пищу.

Он обрел смысл, поиском которого занимался всю жизнь. Человек понял, что стоит сделать что-нибудь для других людей, чтобы почувствовать свою нужность, значимость своей жизни. И каждый из нас обладает такой потребностью. Даже если жизнь сложилась относительно благополучно, мы испытываем желание сделать что-то для тех, кто не входит в наш семейный круг. Человеку нужно чувствовать, что он вносит вклад в жизнь общества.

fb.ru

Реферат по обществознанию "Цель и смысл человеческой жизни"

Эссе Лянгузова Глеба, студента 911 группы на тему : «Цель и смысл жизни человека».

"В чем смысл жизни?" - я думаю, что этот вопрос задавал себе каждый человек, хоть раз. Независимо от своего состояния, будь в грустном настроении или, наоборот, в хорошем расположении духа, но мы не раз слышали его в своих мыслях.

Понимание этого вопроса даёт нам цель существования, даёт нам мотивацию двигаться дальше и достигать чего-то. Каждый человек, так или иначе, задаётся подобным вопросом - это важная часть в его становлении как личности. Сам по себе вопрос о смысле жизни - это философская и духовная проблема, которая несёт в себе неопределённость цели существования.

Но почему же он возникает? Часто ли спрашивают себя счастливые люди, в чем смысл жизни? Я не думаю, что этот вопрос является для них проблемой. Мне кажется, что они как раз и нашли свой смысл жизни, в продлении счастья и благополучия.

Понимание этого вопроса даёт нам двигаться вперёд. А что же бывает, когда этот вопрос мы не понимаем? К сожалению, вопрос о смысле жизни чаще всего задают люди, которые находятся под гнётом различных проблем. Одиночество, депрессия - всё это приводит к тому, что человек начинается закрываться в себе, не имея возможности ответить на этот вопрос. И вот это является действительной проблемой, так как в самых грустных случаях это приводит к суициду.

В современности возникновением и последствиями этого вопроса плотно занимается психология. Благодаря ей стало ясно, что невозможность найти смысл жизни - это основа для психических расстройств, депрессий, неврозов, а также следствие возникновения алкоголизма, наркомании и развития преступности. Так как человек, лишённый смысла существования становится легко управляемым, ему всё сложнее сопротивляться неблагоприятному влиянию окружения. Такой человек старается найти то, что принесёт ему облегчение, хоть и кратковременное. Будь то наркотики, алкоголь или даже компьютерные игры. Отсутствие внутренней мотивации плавно подводит его к тому, что он принимает всё происходящее и отказывается от дальнейших поисков цели жизни, при этом всё больше уходя от реальности.

Такие примеры не редки, но в тоже время существует и другая сторона. Счастливые люди, живущие ради заботы и счастья своих близких, меценаты, благотворительные фонды, общественные организации, помогающие детским домам. Так или иначе, но они приносят благо. И это является одной из смыслов их жизни.

Вопрос о смысле жизни возник, как только человек осознал себя, так личность, способную к развитию. И этот вопрос уже многие столетия волнует разум людей.

Среди античных философов можно вспомнить Аристотеля, который на вопрос "в чем смысл жизни" отвечал - "Служить другим и делать добро!". Он находил смысл жизни в благе и считал, что духовное осмысление и умственное развитие стоят гораздо выше физических удовольствий. Поэтому искусство и науку он считал добродетелями, которые достигаются через усмирение своих желаний и преобладанием разума над страстями.

Эпикур же наоборот считал, что смысл жизни заключается в постоянном получении удовольствия. Но при этом удовольствие не носило в себе чувственного наслаждения. Оно скорее понималось, как избавление от физической боли, душевных страданий и страха. Эпикур думал, что смысл жизни - это постоянное продление удовольствие, без вмешательства в то, что может нарушить привычный ход вещей. Я думаю, что немало современных людей разделяют точку зрения Эпикура.

Но что же является смыслом жизни? И можно ли ответить на этот вопрос так, чтобы это было понятно и применимо к каждому человеку? Возможно, но тогда это утопия и рой, где каждый человек будет играть роль шестерёнки, безукоризненно играющей свою роль. Пока в человечество несёт в себе индивидуальность и неповторимость каждого отдельного человека - смысл жизни для каждого будет свой. Для любящей матери - забота о своей семье. Для заботливого отца - безопасность своей семье. И это не ограничивается только двумя словами. В них невозможно вместить все их решения и действия, которые они принимали для того, чтобы их семья была счастлива.

А в чём смысл жизни парня или девушки, которые только закончили университет? Для начала - найти подобающую специальности или желанию работу, встретить свою любовь, обрести стабильный доход, свой уютный уголок и приступить к созданию полноценной семьи. Разве не этого многие ищут? Сколько людей ищут друг друга, тихо скуля от одиночества в надежде, что кто-то их от неё спасёт. Миллионы людей. Но опять же, к чему стремятся эти молодые специалисты? В нормальных случаях - конечной целью является создание семьи. В ненормальных средства начинают поедать цель.

А что в голове у подростков? В большинстве случаев их целью является выделиться среди своих друзей, стать в чём-то "круче". Но для чего? Чтобы на него обратили внимание. Чтобы показать, что в чём-то он лучше. Себе, или другим - не имеет значения. Но зачем гоняются мальчишки в подростковом возрасте? Уж не за девушками ли? Подростковая любовь одна из самых печальных. Ну, по крайней мере, её таковой считают. Подростки. Но давайте подумаем, для чего им это? Для чего им эти первые отношения? Да, иногда из-за того, что все уже встречались, а кто-то ещё никогда не целовался. Но всё таки, какую подсознательную мотивацию вбивает здоровое общество подросткам? Обрести семью и приносить ей благо.

В чём смысл жизни ребёнка? В том, чтобы вырасти и стать космонавтом. Или пилотом, капитаном корабля, врачом - список можно продолжать очень долго. Зачем им быть такими? "Потому что я тогда буду как мой папа" - вот, настоящая цель ребёнка, стать тем, кем он восхищается. Стать тем, в ком они видят героя. А может ли герой делать что-то плохое? Нет. Иначе его бы не звали героем. Даже для ребёнка - смысл жизни в том, чтобы нести благо. Пусть даже не осознанно.

Но все эти положительные примеры смысла жизни возможны только в здоровом обществе, когда человек умеет стать выше своих страстей и чётко знает, чего он хочет от жизни.

Я не зря выбрал этих двух философов. Думаю, что благодаря им я могу разделить людей на две категории:

. Первоначально человек рождается со смыслом жизни, который несёт в себе благо. Он стремится к нему и работает над собой, развиваясь духовно и умственно. Он ставит перед собой задачи и, если у него получается, то он ставит себе новую цель. И с каждой целью он достигает этого блага. Состояния счастья и дальнейшая его цель - это продление этого состояния.

. Человек также ставит себе какую-то цель, но если он не сможет совладать со своими желаниями, если не сможет справиться со страстями, как говорил Аристотель, то он начинает искать удовольствие. То самое, которое поможет ему забыть страх от поражения, которое поможет ему справиться с болью от нереализованных планов. Отсюда и наркомания, алкоголь, беспорядочные половые связи. Человек разменивает себя, скрываясь от себя и всего мира, придумывая себе свой собственный, в котором у него есть смысл жизни.

Религия то, такая как христианство, иудаизм, буддизм и даже ислам - всё говорит о смирении своих желаний и праведной жизни, свободной от греха. То есть даже религия намекает нам, что для того, чтобы обрести смысл жизни, нужно познать саму жизнь, а не вслепую гнаться за удовольствиями, убегая от самих себя, заливая алкоголем реальность, наркотиками - боль, а промискуитетом - одиночество. В большинстве своём настоящая религия, лишённая помпезности, наигранности и денежной составляющей, основанная только на вере, учит нас смирению и принятию мира. Как внутри себя, так и снаружи. Религия учит нас гармонии и познанию себя самого и всего, что нас окружает. Тем самым смыслом жизни является стремление к очищенной жизни, свободной от низменных желаний.

Подводя итог я, пожалуй, соглашусь с Аристотелем и всеми, кто говорил, что смыслом жизни должно являться благо. Оно должно быть разное для всех, но одинаковое по отношению к каждому. Ведь глубоко внутри каждый здоровый духом человек ощущает, какой отзыв внутри него находит даже маленькое, но доброе дело. Так что… для каждого человека смысл жизни должен быть своим. Тем, что будет приносить счастье и благо, а не гонка за удовольствием, ведущая в никуда. Ведь только так, в старости мы сможем понять, что жизнь была прожита не зря.

infourok.ru

Вопрос по обществознанию "Цель и смысл жизни человека"

Новости и общество 17 октября 2017

На протяжении всей жизни человек задается множеством вопросов. Однако есть один, который интересует человечество больше, чем остальные. В чем заключается смысл жизни? Философы, психологи и священнослужители пытались ответить на этот вопрос, но ни один из ответов не оказался универсальным.

Что говорили проповедники мировых религий

В чем же состоит цель и смысл жизни человека? Обществознание дает такое определение: это мысленный ориентир, имеющийся у каждого. Именно поэтому можно смело утверждать, что у разных людей смысл жизни будет разным. Например, Христос проповедовал о том, что смысл жизни человека заключается в служении Богу и в том, чтобы обрести вечную жизнь после смерти.

Будда верил, что главной целью человеческого существования является жизнь, прожитая в гармонии. Обрести ее можно, только если отказаться от любых желаний и от ненависти. Пророк Мухаммед говорил о том, что в понимании божественных истин состоит цель и смысл жизни человека. Обществознание дает верное определение цели существования. У каждого человека она будет зависеть от собственных взглядов, религиозных предпочтений, сложившегося миропонимания.

Взгляд философов

Платон справедливо замечал, что жизнь, которая не исследуется человеком, «не стоит того, чтобы жить». Стало быть, согласно мнению философа, именно в постижении закономерностей бытия и состоит цель и смысл жизни человека. Обществознание – это предмет, который помогает школьнику сравнить несколько различных теорий, выбрать для себя ту, которая больше подходит его собственным взглядам на мир. Еще один философ Фридрих Ницше связывал цель жизни со смертью Бога или же потерей веры в универсальные законы Вселенной, в космический порядок.

Альбер Камю считал, что цель своего бытия человек создает своими руками, принимая те или иные решения. Однако никто не смог дать прямого и четкого ответа на вопрос о том, в чем цель и смысл жизни человека. Обществознание является наукой, которая вбирает в себя знания из нескольких смежных областей – философии, религии, социологии, психологии. Именно поэтому так важно уделить должное время изучению этой дисциплины. Ведь она является синтезом тех знаний, которые уже получены человеком в разных сферах исследований. Для современных людей смысл нередко заключается в воспитании достойных детей, саморазвитии, улучшении этого мира.

Зачем искать смысл бытия?

Почему же столь многие занимаются поиском цели и смысла жизни человека? Эссе по обществознанию поможет учащемуся разобраться в этом непростом вопросе. В работе можно упомянуть о том, что никто не хотел бы согласиться с тем, что бытие является бессмысленным. Человек всегда стремился отыскать «смысл своего бытия» - то, что поможет его обогатить. И далеко не всегда этим способом сделать жизнь ярче являются материальные блага. Достигнув определенного уровня благосостояния, человек все равно может испытывать ощущение глубокой внутренней пустоты.

Основное определение

Кратко цель и смысл жизни человека (обществознание – основной предмет в школе, который занимается изучением такого рода вопросов) можно описать так: это выбор, который человек делает самостоятельно и осознанно. Он может быть рассмотрен в трех временных измерениях – прошлом, настоящем и будущем. Нужно учитывать и то, что возможность реализовать смысл своего бытия во многом зависит от тех внешних условий, в которых живет человек. Обязательным является наличие определенных демократических свобод. Например, крепостные крестьяне не могли реализовывать смысл своего бытия, поскольку они не обладали этими возможностями.

Обретение смысла жизни: пример

В сочинении по обществознанию «Цель и смысл жизни человека» школьник может упомянуть тот факт, что основными смыслообразующими компонентами для большинства людей являются возможности творить, служить другим людям, реализовывать свои таланты и способности, жертвовать собой во имя великой цели. Нередко основным компонентом выступает возможность сделать что-то для другого человека. Наглядно это может проиллюстрировать история одного электрика, который в 30 лет заболел неизлечимой болезнью. Всю свою жизнь он ругался с окружающими, любил выпивать. Когда жить ему осталось всего несколько месяцев, он был в полном одиночестве. Все свое время электрик проводил перед телевизором.

Служение обществу – возможность обрести смысл

В конце концов он решил посвятить немного из оставшегося времени своей жизни, служению другим людям. Он предложил свои услуги по починке системы кондиционирования в одном из общественных центров неподалеку. Через несколько недель он избавился от страха перед смертью, так как к нему постоянно приходили люди, с ним здоровались по имени, приносили ему пищу.

Он обрел смысл, поиском которого занимался всю жизнь. Человек понял, что стоит сделать что-нибудь для других людей, чтобы почувствовать свою нужность, значимость своей жизни. И каждый из нас обладает такой потребностью. Даже если жизнь сложилась относительно благополучно, мы испытываем желание сделать что-то для тех, кто не входит в наш семейный круг. Человеку нужно чувствовать, что он вносит вклад в жизнь общества.

Источник: fb.ru

monateka.com

Цель и смысл жизни человека. Шпаргалка для подготовки к ЕГЭ по Обществознанию

Цель – мыслительный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека. Смысл жизни рассматривается через разумность и осознанность жизни. Если человек представляет направленность своего жизненного пути, сознательно выстраивает иерархию ценностей, правильно определяет свои возможности и стремится к их реализации, тем самым он задает смысл своему существованию. Философия выработала три основных ответа на вопрос «в чем смысл жизни человека (?)»:

1) Человечество не имеет ни какого назначения, оно – ошибка природы. Человек всегда остается с неразрешимым вопросом о смысле своего бытия, ибо его бытие бессмысленно. Эта философия получила название экзистенциализма. Вывод: жизнь бессмысленна. Человек помимо своей воли заброшен и в этот мир и в сою судьбу. Живет он в чуждом мире, жизнь глубоко иррациональна, т.к. в жизни преобладает страдание, люди испорчены, изуродованы своим существованием. Человека на каждом шагу подстерегают неприятности. Важнейшее понятие – страх, сопровождаемый меланхолией, тоской, отчаянием. Человек ощущает дисгармонию между тем, что он есть и тем, чем он должен быть. Задача человека заключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить свое отношение к нему. Свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает свои действия обстоятельствами.

2) Теологическая точка зрения: назначение человека в мире имеет вне биологический смысл. Следует верить в бессмертную душу, освобожденную от тела и приобщенную к бесконечности. 

3) человеческое стремление к бесконечности удовлетворяется отождествлением индивидуального человека с обществом. Конкретный человек умирает, а общество продолжает существовать. Смысл жизни в служении обществу.

Смысл жизни человека:

1) Каждый человек должен стремиться к сохранению и воспроизводству жизни.

2) Смысл жизни в самой жизни.

3) Человек должен дополнить биологическое существование социально-значимым. Деятельность человека должна быть востребована, признана и положительно оценена другими людьми.

 

Подробнее см. Глава 1 - Общество. Материалы для подготовки к ЕГЭ по Обществознанию

humanitar.ru

Цель и смысл жизни человека"

УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 10 КЛАССЕ

МБОУ «Школа № 19(25)» город Рязань

ТЕМА: «ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Учитель истории и обществознания Поминова Елена Владимировна

ЦЕЛИ: 1. Дидактическая цель - создать условия для осознания и осмысления

блока новой учебной информации, применение знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверка уровня усвоения материала средствами проблемной технологии.

2. Образовательная цель - способствовать формированию представлений о смысле и цели жизни, рассмотреть различные позиции по отношению к смыслу жизни и задуматься о собственном понимании жизненных целей и задач.

3. Развивающая цель - способствовать обучению школьников умению анализировать документы и приводить примеры, подтверждающие или опровергающие взгляды авторов, продолжить учебное сотрудничество при работе в малых группах (составление проектов)

4. Воспитательная цель - формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, ценность собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей, уметь отказывать от реализации своих планов за счет других людей, понять важность компромисса в общественной жизни.

ТИП УРОКА: комбинированный

ФОРМА УРОКА: смешанная: мозговой штурм, работа индивидуальная и в

малых группах, заполнение таблицы, представление проектов, обращение к тексту учебника, дискуссия, фрагмент лекции заготовки к выполнению задания ЭГЕ (ЭССЕ)

ОБОРУДОВАНИЕ:

- Учебник

- компьютер, подключенный к интернету, принтер

- словари

- доска

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: MSOFFICE: MICROSOF POWER POINT

MIKROSOFT WORD

Конспект урока сделан по учебнику, ч. 1 Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лабезникова, М.Просвещение, 2013 г.

Структура и содержание (Ход) урока:

  1. Организационный момент: приветствие, готовность рабочего места, настраивание на активную деятельность.

  2. Мотивация и целепологание

Сегодня на уроке мы будем продолжать говорить о человеке и обратимся к следующим вопросам

  1. Что такое цель и смысл жизни, в чем он состоит?

  2. Есть ли в мире единственный для всех смысл жизни или у каждого он свой?

  3. Какие жизненные цели и задачи могут быть у человека?

  4. Как формируются идеалы и ценность человека?

В результате вы должны

  1. Назвать не менее трех разных позиций по отношению к смыслу жизни.

  2. Проанализировать документы и привести примеры, подтверждающие или опровергающие взгляды авторов.

  3. Высказать собственную точку зрения по отношению к смыслу жизни

Для того, чтобы войти в новую тему, необходимо вернуться к вопросу: Человек - результат биологической и социально-культурной революдции. Это мы сделаем через тестовый диктант (пр. 1)

проверка выполнения

последний тест - это мостик для перехода к новой теме

план изучении нового материала

  1. Цели жизни

  2. Поиск смысла жизни

  3. Жизненная позиция человека

Изучение нового материала

  1. Учитель - 2+1 понятия цель жизни определение

смысл жизни + теория

счастье вопроса

  1. На доске фраза «Счастье - это когда тебя…» продолжить фразу, используя следующее:

- жалеют

- уважают

- понимают

- бояться

- любят

- обеспечивают + свой вариант окончания фразы

- защищают

- развлекают

- слушают

2. Меняется ли у людей представление о счастье в течении времени (жизни, человека, исторических эпох)

3. Знаете ли вы счастливых людей

(примеры исторических деятелей, героев художественных фильмов, литературных героев)

Вывод: Человек становится счастливым, когда воплощает в жизнь поставленные им самим перед собой цели и задачи.

  1. Работа по группам (5 групп по 4 человека) - проектная деятельность по группам

заготовки к уроку дерево жизни

1 задание 1. Корень - момент рождения

(коллективное) 2. Ствол - жизнь

3.Ветки - задачи, которые надо решать в течении жизни

4. Верхушки дерева - это самое главное в жизни.

П-е задание заполнение таблицы по следующим классификациям

индивидуальное

МОИ 1. Духовное стремление

2. Материальные

3. Сиюминутные

4. Кратковременные

5. Долгосрочные

завершение работы по данному этапу урока

Общий проект его защита

каждой группы

  1. Работа с понятийным материалом

1. Таблица на доске:

Концепции смысла жизни:

Аскетизм

(от греческого - упражняюсь)

Жизнь - это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов

  1. Гедомизм

(от греческого - наслаждение)

Жизнь - значит наслаждаться

  1. Прагматизм

(от греческого - дело, действие)

Цель жизни оправдывает любые средства её достижения

  1. Утилитаризм

(от греческого - польза)

Жить - значит из всего извлекать пользу

  1. Эвдемонизм

(от греческого - блаженство, счастье)

Жизнь - стремление к счастью как подлинному назначению человека

Этика долга

жизнь - это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу

  1. Работа с документом + короткая лекция

интернет (доска) Мудрость веков о смысле жизни

задание учащимся

Добавить к таблице на доске те теории. которые сейчас будут озвучены + записать их в тетрадь:

Шопенгоуэр «Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа»

О какой жизненной позиции идет речь

При жизни воля человека лишена свободы: все его поступки, влекомые целью мотивов, неизбежно совершаются на основе его неизменного характера. между тем всякий хранит в себе воспоминания о многом, что он сделал и чем он недоволен собой. но если бы он и вечно жил, то в силу этой неизменности характера, он вечно бы и поступал таким же точно образом. Оттого он должен перестать быть тем, что он есть. Для того чтобы из зародыша своего существования он мог возродиться как нечто другое и новое. И смерть разрывает эти узы, воли опять становится свободной, ибо не в ней, а в действии лежит свобода… Смерть - это миг освобождения от односторонности индивидуальной формы, которая не составляет сокровенного ядра нашего существа, а скорее является своего рода извращением его: истинная, изначальная свобода опять наступает в этот миг, и потому в указанном смысле можно смотреть на него как на общее восстановление порядка.

Учитель:

  1. Человечество рано стало задумываться о том, что влияет на жизнь и по

каким законам она протекает. многие древние мыслители сомневались в возможности узнать смысл жизни человека, а тем более изменить её. Баснописец Эзоп утверждал, что от судьбы все равно не уйдешь, и поэтому человек должен уметь довольствоваться тем, что у него есть, а известный оратор Цицерон заявлял «Жизнью управляет не мудрость, а судьба» Такое отношение к жизни получило название фатализм (в переводе с греческого роковой

Омар Хаям: персидский поэт

«Жизнь - пустыня, по ней мы бредем нагишом

Смертный, полный гордыни, ты просто смешон!

Ты для каждого шага находишь причину -

между тем он давно в небесах предрешен».

  1. В одной из книг Библии (Книга Екклесиаста) сказано, что все дни

человека - сплошные печали, и ничего хорошего не следует ждать от жизни на земле. Эти взгляды называют пессимистическими от латинского корня - худший.

  1. Французский философ Вольтер скептически замечал, что все люди

подобны живущим в маленьких нормах огромного здания и незнающих ни его архитектора, ни его предназначения. это скептицизм( в переводе рассматривающий, исследующий), выражающий сожаление в способности человека найти истинный смысл жизни.

  1. С древнейших времен были люди, которые верили, что всё в мире

разумно, наша жизнь прекрасна и всех людей ждет прекрасное будущее. это оптимизм - вера и убеждение в возможность торжества добра над злом, справедливость над несправедливостью. представитель этого течения немецкий философ Лейбниц говорил, что наш мир - лучший из всех возможных миров.

Фирдоуси, персидский поэт:
«Мир только вечен, Наша жизнь мгновенна,

Но имя остается во Вселенной.

Лишь добрые деяния народ

Прославит. Остальное все умрет.

  1. а) Ответы на вопросы, данные в начале урока

+

дискуссия по вопросам

  1. Нужно ли человеку иметь определенную жизненную позицию?

  2. Какое из рассмотренных отношений к жизни является предпочтительным и почему?

  3. От каких факторов зависит жизненная позиция человека?

  4. Могут ли общаться между собой люди с разными жизненными позициями?

Итог урока

Домашнее задание

На стенах дельфийского храма было написано 7 коротких изречений - уроков жизненной мудрости. они гласили:

Познай самого себя

Ничего сверх меры

Мера - важнее всего

Всему свое время

Главное в жизни завершение

В многолкодстве нет добра

Ручайся только за себя.

Подумай и разберись, что они значат для тебя. Из подготовки к ЭГЕ.

Подборка материала по 1. Шопенгауэр

(ист. справка) 2. Ф. Аквинский

3. Ф Ницше

4. Дж. Локк

параграф 3 учебника

Приложение № 1

Тестовый диктант

  1. Устойчивая система социально значимых свойств, характеризующих представителя того или иного общества, от носится к характеристике

  1. человек

  2. индивида

  3. индивидуальности

  4. личности

  1. Термины «самооценка», «самореализация», «саморазвитие» относятся к характеристике человека как

  1. индивида

  2. личности

  3. физического лица

  4. биологической особе

  1. Термины «уникальность», отличительные четы «непохожесть» используются при характеристике человека как

1. индивида

2. личности

3. индивидуальности

4. гражданина

  1. Отличительным признаком понятия личности является наличие у человека

  1. эмоционально-чувственных реакций на воздействие среды

  2. ответственности за свои действия и их последствия

  3. обусловленности поведения генетическими особенностями

  4. инстинктов самосохранения и заботы о потомстве

5. Главным проявлением личности человека является (-ют ся)

1. участие в жизни общества

2. характер протекания психических процессов

3. генетически наследуемые качества

  1. особенности мышления и памяти

6. Верны ли следующие суждения о человеке

А. Все поступки человека по своей природе рационально сообразуются

с разумом.

В. На поведения человека влияют подсознание, природные инстинкты

и влечения

  1. ответ только А

  2. ответ только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения не верны

7. Умение поступиться некоторыми своими интересами ради решения общих проблем, отказаться от некоторых своих целей ради общего согласия называются

1. терпимостью

2. толерантностью

3. компромиссом

4. консенсусом

infourok.ru

ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Человек в отличие от животных осознает конечность своего существования. Рано или поздно каждый задумывается о том, что он смертен, и о том, что же он оставит на земле после себя. Но часто мысли о неизбежности собственной смерти вызывают у человека сильнейшее эмоциональное потрясение. У него может возникнуть чувство безнадежности и растерянности, даже паники. Некоторые задаются вопросом: зачем же жить, если все равно в конце концов умрешь? Зачем что-то делать, к чему-то стремиться? Не проще ли смириться и плыть по течению? Преодолев чувство безнадежности, человек оценивает уже пройденный жизненный путь и то, что еще предстоит. Никто не знает, когда придет его последний час. Поэтому каждый нормальный человек стремится достичь определенных результатов к концу своего жизненного пути. Таким образом, знание о грядущей смерти становится основополагающим в последующем духовном развитии человека, в определении цели и смысла жизни.

Размышления над смыслом жизни становятся для многих людей основой в определении главной цели жизненного пути, поведения и отдельных поступков. Цель и смысл жизни каждой личности тесно связаны с социальными явлениями, определяющими Цель и смысл всей человеческой истории, общества, в котором человек живет, человечества как единого целого. Каждый сам для себя решает, какими средствами можно достигать намеченных Целей, а какими — нельзя. Здесь появляются такие нравственные категории, как добро и зло, правда и ложь, справедливость и несправедливость.

Перед человеком встает вопрос: жить, творя добро на благо другим, или замкнуться в своих мелких страстях и желаниях, жить для себя. Ведь смерть уравнивает всех — богатых и бедных, таланты и бездарности, королей и подданных. Разрешение этого вопроса люди искали в религии, а затем в философском учении об «абсолютном разуме» и «абсолютных моральных ценностях», создающих основу нравственного существования человека.

Задумываясь о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. Будучи важной для каждого человека, эта проблема занимает центральное место во всей культуре человечества. Оно пыталось разгадать тайну небытия и, не найдя ответа, осознало необходимость духовно, нравственно победить смерть.

Религиозные взгляды на смысл жизни продиктованы постулатом о загробной жизни, истинной жизни после физической смерти. Поступки человека в земной жизни должны определять его место в потустороннем мире. Если человек творил добро по отношению к ближним, то он попадет в рай, если нет — в ад.

Современная наука, прежде всего философия, в вопросе поиска смысла жизни взывает к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия и критически анализируя предшествующий опыт человечества в такого рода поисках. Физическое бессмертие невозможно. Средневековые алхимики искали эликсир жизни, но безуспешно. Сейчас ученые и не пытаются этого делать, хотя существуют общеизвестные способы продления жизни (здоровое питание, занятия спортом и т.д.). Тем не менее возрастные пределы жизни человека составляют в среднем 70—75 лет. Долгожители, достигшие 90, 100 и более лет, встречаются редко.

Жизнь конкретного человека нельзя рассматривать в отрыве от жизни остальных людей, поскольку каждый человек включен в определенную группу, является частью общества и, в широком смысле, всего человечества. На протяжении своей жизни человек может добиваться поставленных перед собой целей, но никогда не достигнет целей своей общности, народа, человечества. Такое положение содержит в себе побудительные силы творческой деятельности. Именно поэтому призвание, назначение, задача всякого человека — всесторонне развивать все свои способности, вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, в его культуру. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который реализуется через общество. Таков же и смысл жизни общества, человечества в целом, который реализуется посредством жизней отдельных индивидов.

Однако соотношение личного и общественного было неодинаковым в разные исторические периоды и определялось ценностью человеческой жизни в каждой конкретной эпохе. В условиях угнетения человека, принижения его достоинства отдельная жизнь не считается ценной. Да и сам человек часто не стремится достичь чего-то большего, подавляемый обществом и государством. Напротив, в демократическом обществе, где признается индивидуальность человека, смысл жизни личности и общества все более совпадают.

Такое представление о смысле и ценности человеческой жизни связано с пониманием социальной природы человека. Поведение личности определяется социально-нравственными нормами. Поэтому неправильно искать смысл жизни человека в его биологической природе.

Человек не может жить только для себя, хотя и такое нередко бывает. На пути к достижению основной цели жизни человек проходит ряд этапов, ставя перед собой промежуточные цели. Сначала он учится, стремясь получить знания. Но знания важны не сами по себе, а потому, что их можно применить на практике. Диплом с отличием, более глубокие знания, полученные в институте, служат залогом получения престижного рабочего места, а успешное выполнение служебных обязанностей способствует карьерному росту.

Одни и те же стартовые показатели разных людей не означают их одинакового жизненного пути. Один человек может остановиться на достигнутом и не стремиться идти дальше, другой ставит перед собой все более высокие цели, добиваясь их реализации.

Практически каждый человек ставит перед собой цель создать семью, воспитать детей. Дети становятся смыслом жизни родителей. Человек работает, чтобы обеспечить ребенка, дать ему образование, научить жизни. И он достигает цели. Дети становятся помощниками в делах, поддержкой в старости.

Стремление оставить свой след в истории — смысл существования людей. Большинство оставляют свой след в памяти детей и близких. Но некоторые хотят большего. Они занимаются творчеством, политикой, спортом и т.д., стремясь выделиться из массы Других людей. Но и здесь нельзя заботиться только о личном благе, о своей известности среди современников и потомков любой ценой. Нельзя уподобляться Герострату, разрушившему храм Артемиды (одно из 7 чудес света), чтобы сохранить свое имя в истории. Подлинным смыслом жизни человека можно считать только его деятельность на пользу общества в сочетании ее с удовлетворением личных интересов и потребностей.

Как писал Островский, «Жизнь прожить нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Человеку важно в конце жизни почувствовать удовлетворение от того, что он чего-то достиг, принес кому-то пользу, решил поставленные перед собой задачи.

И здесь возникает вопрос: сколько нужно человеку времени для того, чтобы полностью реализовать цели своей жизни? В истории немало примеров выдающихся людей, рано умерших или погибших и, тем не менее, оставшихся в памяти человечества. А сколько они могли бы сделать, если бы прожили еще пять, десять, пятнадцать лет? Такой подход позволяет по-новому взглянуть на проблему продолжительности человеческой жизни, возможности ее продления.

Проблема продления жизни может ставиться как научная цель. Но при этом надо четко понимать, для чего это необходимо и человеку, и обществу. С точки зрения гуманизма человеческая жизнь сама по себе представляет высшую ценность. В этом смысле увеличение нормальной социальной продолжительности жизни становится прогрессивным шагом и в отношении отдельных людей, и в отношении человеческого общества в целом.

Но проблема увеличения продолжительности жизни имеет и биологический аспект. Условием существования человечества является индивидуальное чередование жизней отдельных людей. Современная наука уже сейчас знает много способов продления жизни — от лечения различных болезней до трансплантации органов. Тем не менее проблема старения человеческого организма современной наукой пока не решена. В старости организм не всегда может выполнять свойственные ему функции, и человек испытывает физические страдания. Часто это сопровождается психическими переживаниями человека по поводу своей беспомощности. А как быть в ситуации, когда мозг человека уже не функционирует, а тело еще живет?

Подобная постановка проблемы означает, что задачей медицины должно быть не только продление жизни человека, но и сохранение его умственной и физической дееспособности. Несомненно, человеку надо жить дольше, хотя это во многом зависит от социальных условий жизни общества. Следовательно, не само по себе продление индивидуальной жизни должно стать целью науки, общества и самого человека, а именно развитие богатства человеческой природы, степень участия личности в коллективной жизни человечества.

Вопросы и задания

1. В чем проявляется взаимосвязь между пониманием человеком ко нечности своего существования и определением им цели и смысла своей жизни?

2. Как решалась проблема смысла жизни в культуре человечества?

3. Как понимает проблему смысла жизни философия?

4. Как взаимосвязаны смысл жизни человека и смысл жизни обще ства?

5. Какие цели ставит перед собой человек в процессе своего жизнен ного пути? Какие цели актуальны для вас в данный момент?

6. В чем состоит проблема продления человеческой жизни? НеобходиМО ли это? Почему?

7. На примере конкретных личностей охарактеризуйте проблемы целей и смысла жизни, времени, необходимого для реализации этих целей.

8. Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого: «Человек может рассматривать себя как животное среди животных, живущих сегодняшним днем, он может рассматривать себя и как члена семьи и как члена общества, народа, живущего веками, может и даже непременно должен (потому что к этому неудержимо влечет его разум) рассматривать себя как часть всего бесконечного мира, живущего бесконечное время. И потому разумный человек должен был сделать и всегда делал в отношении бесконечно малых жизненных явлений, могущих влиять на его поступки, то, что в математике называется интегрирование, т.е. установлять, кроме отношения к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему бесконечному по времени и пространству миру, понимая его как одно целое. Понимать, что жизнь есть глупая, сыгранная надо мною шутка, и все-таки жить, умываться, одеваться, обедать, говорить и даже книжки писать. Это было для меня отвратительно... Я умру так же, как и все... но моя жизнь и смерть будут иметь смысл для меня и для всех... человек умер, но его отношение к миру продолжает действовать на людей, даже не так, как при жизни, а в огромное число раз сильнее, и действие это по мере разумности и любовности увеличивается и растет, как все живое, никогда не прекращаясь и не зная перерывов».

Объясните, в чем он видит смысл жизни.

9. Охарактеризуйте слова поэта В. А. Жуковского с точки зрения смысла жизни:

О милых спутниках, которые наш свет

Своим сопутствием для нас животворили,

Не говори с тоской: их нет;

Но с благодарностию: были.

compendium.su

ГДЗ Обществознание 7 класс. Смысл жизни.

Проект: В чем, по-вашему, состоит смысл жизни?

Цель
Выяснить, что такое и в чём состоит смысл жизни.

Задача
Изучить дополнительные источники информации о смысле жизни. На основании полученных знаний ответить на вопрос: в чём состоит смысл жизни.

Смысл жизни
Смысл жизни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:
• «В чём состоят жизненные ценности?»
• «Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового)
• «Зачем (для чего) жить?».
Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.
Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

Вывод

Изучив дополнительные источники, я выяснил что смысл жизни – это философская и духовная проблема. Понятие смысла жизни включает в себя жизненные ценности и цели человека, которые в свою очередь зависят от его деятельности, социального положения, образа жизни, миропонимания, образованности и исторической ситуации.

Учите детей и учитесь сами — это обязательно пригодится и даст результат. А если вам срочно нужна корочка об образовании, то купить диплом дешево сейчас не проблема. Ситуации бывают разные. Удачи во всех ваших начинаниях!

sam-ltd.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о