Самосознание и социальное поведение.
Самосознание и социальное поведение
Подготовил:
Преподаватель
Костин А.В.
План
- Самосознание и самопознание
- Самооценка и самоисповедь
- Социальное поведение
Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.
Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.
Франсуа Вийон
Как мир меняется!
И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной,—
Не я один. Нас много. Я — живой.
Н. Заболоцкий
Стадии развития самосознания :
- Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
- К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
- К 7-и годам формируется способность оценивать себя ( самооценка ).
- Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя , своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.
На формирование самосознания влияют :
- Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
- Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
- Оценка результатов своей деятельности.
восприятие ребенка
другими (родителями,
сверстниками и др.)
социальные ценности,
ожидания, идеалы
самоанализ
опыт социального
поведения
Внешние данные,
ощущения силы и
здоровья
Я
Компоненты самосознания по
- сознание своей тождественности;
- сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
- осознание своих психических свойств и качеств;
- определенная система социально-нравственных самооценок.
Функции самосознания
- Самопознание — получение информации о себе.
- Эмоционально-ценностное отношение к себе.
- Саморегуляция поведения.
Значение самосознания
- Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
- Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
- Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения
Самооценка представляет собой эмоциональное отношение к собственному образу.
самооценка = успех
притязание
Самоисповедь является полным внутренним отчетом перед самим собой о том, что происходит с нами и в нас.
Социальное поведение — поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм.
Социальное действие – любое проявление социальной активности (деятельность, поведение, реакция, позиция и пр.), ориентированное на других людей.
Социальное взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия социальных субъектов друг на друга, процесс обмена действиями между двумя и более субъектами.
multiurok.ru
Презентация к уроку по обществознанию на тему: Самосознание и социальное поведение
Слайд 1
Самосознание и социальное поведение Управление здравоохранения Липецкой области Областное образовательное автономное учреждение среднего профессионального образования «Елецкий медицинский колледж» Подготовил: Преподаватель Проскурина Н.В.Слайд 2
План Самосознание и самопознание Самооценка и самоисповедь Социальное поведение
Слайд 3
Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.
Слайд 4
Франсуа Вийон Я знаю, как на мед садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, все губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю все, но только не себя.
Слайд 5
Н. Заболоцкий Как мир меняется! И как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь, На самом деле то, что именуют мной,— Не я один. Нас много. Я — живой.
Слайд 6
Стадии развития самосознания : Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года. К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля. К 7-и годам формируется способность оценивать себя ( самооценка ). Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя , своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.
Слайд 7
На формирование самосознания влияют : Оценки окружающих и статус в группе сверстников. Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное». Оценка результатов своей деятельности.
Слайд 8
восприятие ребенка другими (родителями, сверстниками и др.) социальные ценности, ожидания, идеалы самоанализ опыт социального поведения Внешние данные, ощущения силы и здоровья Я
Слайд 9
Компоненты самосознания по В.С. Мерлину : сознание своей тождественности; сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала; осознание своих психических свойств и качеств; определенная система социально-нравственных самооценок.
Слайд 10
Функции самосознания Самопознание — получение информации о себе. Эмоционально-ценностное отношение к себе. Саморегуляция поведения.
Слайд 11
Значение самосознания Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем. Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта. Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения
Слайд 12
Самооценка представляет собой эмоциональное отношение к собственному образу. самооценка = успех притязание
Слайд 13
Самоисповедь является полным внутренним отчетом перед самим собой о том, что происходит с нами и в нас.
Слайд 14
Социальное поведение — поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм.
Слайд 15
Социальное действие – любое проявление социальной активности (деятельность, поведение, реакция, позиция и пр.), ориентированное на других людей. Социальное взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия социальных субъектов друг на друга, процесс обмена действиями между двумя и более субъектами.
nsportal.ru
Самосознание индивида и социальное поведение. Мировоззрение, его виды и формы.
Слайд 1
Самосознание индивида и социальное поведение. Мировоззрение, его виды и формы. Выполнили ученицы МБОУ «СШ № 5» «6 А» класс Копосова Анна, Краснова АнастасияСлайд 2
Самосознание индивида и социальное поведение. Мировоззрение, его виды и формы. Задание: Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мировоззрение». Мироздание, миропонимание, система ценностей, мировосприятие, убеждения. Найдите и запишите термин не связанный с понятием «мировоззрение».
Слайд 3
2. П одготовить развёрнутый ответ по теме «Мировоззрение». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Слайд 4
3 . Запишите слово, пропущенное в схеме. Общественное развитие эволюция революция
Слайд 5
Самосознание – это одна из форм сознания, проявляющаяся в единстве знания себя и отношения к себе. Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Самопознание начинается с самоузнавания . Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу.
Слайд 6
Мотивы обращения к самооценке Понимание себя (поиск точных знаний о себе) Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе) Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими) Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия – процесс размышления индивида о происходящем в его сознании.
Слайд 8
Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Деятельность состоит из действий, поведение – из поступков .
Слайд 9
Основные виды социального поведения
Слайд 10
Виды социального поведения
Слайд 11
Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. мировоззрение Мироощущение эмоционально-психологическая сторона мировоззрения: чувства, настроения Мировосприятие Образ мира в наглядных представлениях Миропонимание Познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения Образ мира, полученный в результате его чувственного восприятия Представление о мире на основе рационального его объяснения
Слайд 13
В мировоззрении могут проявляться : Догматизм – форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, неподвижностью, стремлением к авторитарности; С кептицизм – философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления; Р азумный критицизм . М ировоззрение всегда связано с убеждением – устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. Носители мировоззрения : отдельная личность, социальная группа, общество в целом, человечество в ту или иную эпоху.
Слайд 14
Классификация видов мировоззрения Т еоцентризм (приоритет отдается Богу) Природоцентризм ( приоритет отдается природе) Антропоцентризм ( приоритет отдается человеку) Социацентризм (приоритет отдается обществу) Заниецентризм , наукоцентризм (приоритет отдается заниниям , науке) 1 Прогрессивное Р еакционное 2 революционное (приоритет нового, обоснование необходимости преобразования наличного бытия) Консервативное (приоритет сохранения существующего положения) 3
Слайд 15
обыденное (является порождение повседневной жизни людей) религиозное (связано с признанием сверхъестественного начала, надежда на получение ими того, чего они лишены в своей жизни) философские ( связано с теоретическим обоснованием содержания и способов достижения обобщённых знаний о действительности, с установлением норм, ценностей и идеалов) научное ( теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания
nsportal.ru
Самосознание индивида и социальное поведение
Самосознание человека – это сложный психический феномен, который складывается из эмоций и инстинктов, мыслей и интересов, типа личности, культурной и социальной среды, в которой пребывает индивид. В своём внутреннем мире человек может чувствовать себя художником, артистом, политическим или общественным лидером, выдающимся спортсменом, предпринимателем или кем-либо ещё. Такие самоощущения личности могут соответствовать или не соответствовать реальным ресурсам, способностям и талантам данного лица. Рассогласование доминант самосознания с достигнутыми результатами, с отношением окружающих, может приводить к психологическим конфликтам, что находит своё отражение в социальном поведении.
Каждый человек с самого раннего возраста вольно или невольно производит оценку своей личности, поведения и способностей, сравнивая себя с другими членами общества. Положительные оценки добавляют индивиду самоуважения, отрицательные ведут к досаде, заниженному уровню притязаний, психологическим срывам, агрессии, отклоняющемуся (девиантному) поведению.
Самосознание человека формируется постепенно, с годами вбирая в себя ценности окружающего мира, формируя образцы для подражания или неприятия каких-либо действий. У разных стран и народов этот период становления самосознания принято оценивать разным временным отрезком – в одних культурах он составляет 16-18 лет, в других 21 год. До наступления этого возраста, который ещё называется совершеннолетием, считается, что индивид не может в полной мере отдавать себе отчёт в совершаемых поступках, то есть он недееспособен полностью или частично. В практическом плане это означает, что человек с неустоявшимся самосознанием не может избирать и быть избранным на государственные и муниципальные должности, не может нести всю полноту ответственности за совершённые правонарушения и преступления, иметь разрешение на ношение оружия, покупать и потреблять спиртное и табак.
Формирование самосознания и мышление – скрытые от поверхностного наблюдения процессы; окружающие не могут с уверенностью сказать, что тот или иной индивид достиг надлежащего уровня самосознания. Конечно, можно провести тесты и квалификационные экзамены, выявляющие уровень знаний, навыков, умений или физической подготовки определённого лица. Но степень развития самосознания непосредственно измерить нельзя, хотя это бывает очень важно, чтобы предотвратить предательство в силовых структурах, коррупцию в госорганах, хищения интеллектуальной собственности в корпоративном секторе.
Представители бихевиоризма и ряда других научных направлений справедливо полагают, что самосознание и бессознательное ненаблюдаемо, мозг и разум – «чёрный ящик», а вот поведение вполне можно исследовать и через него получать сведения о мыслительных процессах и заложенных в генетическую память человека поведенческих константах. В этом деле хорошим подспорьем является наука этология, изучающая поведение животных, и отчасти людей. Изучение социальной иерархии в стаях, взаимопомощи в семейных отношениях, кооперации в совместной охоте, брачные игры и столкновения – всё это даёт полезную информацию для лучшего понимания поведения человека в социуме.
Большой проблемой для человечества остаётся преступность, которая сама по себе представляет некое антисоциальное поведение. Грабежи и убийства, хулиганство и воровство, похищение людей и терроризм – всё это результат антиобщественного (делинквентного) поведения. Аналогичным образом можно рассматривать и противоправные политические акции – различные майданы, волнения, «революции роз». Часть индивидов идёт на нарушение закона из-за эгоистических побуждений и жажды наживы, другая – из-за попранной (как им представляется) справедливости.
Для исполнительной и законодательной власти весьма важным является прогноз социального поведения граждан, которые одобряют или не одобряют определённые политические, экономические и социальные решения. Такие индикаторы, как рост преступности, забастовок, протестных акций, скрытого недовольства, широко используют социологи, которые представляют результаты своих опросов властным структурам и общественности. По графикам протестных настроений и рейтингам популярности политических лидеров можно достаточно точно прогнозировать дальнейшее общественное поведение.
Мировоззрение, его виды и формы
Самосознание индивида и социальное поведение
Индивидуальное и общественное сознание
Природное и общественное в человеке
Образование и самообразование
Наука и её особенности
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Социальные институты общества
Системное строение общества
Свобода и необходимость в человеческой деятельности
Потребности и интересы
Мышление и деятельность
Истина, её относительность. Критерии истины
Виды знаний
Рынок и рыночный механизм
Экономические системы и собственность
Факторы производства и факторные доходы
Экономика и экономическая наука
Рациональное поведение экономических субъектов
Мировая экономика
Инфляция: причины и последствия
Рынок труда. Безработица
Ценные бумаги
Банковская система
Источники финансирования бизнеса
Финансовые институты
Постоянные и переменные затраты
Экономический рост и ВВП
Государственный бюджет
Спрос и предложение. Равновесная цена
Роль государства в рыночной экономике
Многовариантность общественного развития
Общественный прогресс: понятие и особенности
Мораль и её категории
Искусство и его виды
Религия как феномен культуры
Понятие власти
Глобальные угрозы XXI века
vadim-galkin.ru
Самосознание и социальное поведение людей
Самосознание человека – это сложный психический феномен, который складывается из эмоций и инстинктов, мыслей и интересов, типа личности, культурной и социальной среды, в которой пребывает индивид. В своём внутреннем мире человек может чувствовать себя художником, артистом, политическим или общественным лидером, выдающимся спортсменом, предпринимателем или кем-либо ещё. Такие самоощущения личности могут соответствовать или не соответствовать реальным ресурсам, способностям и талантам данного лица. Рассогласование доминант самосознания с достигнутыми результатами, с отношением окружающих, может приводить к психологическим конфликтам, что находит своё отражение в социальном поведении.
Каждый человек с самого раннего возраста вольно или невольно производит оценку своей личности, поведения и способностей, сравнивая себя с другими членами общества. Положительные оценки добавляют индивиду самоуважения, отрицательные ведут к досаде, заниженному уровню притязаний, психологическим срывам, агрессии, отклоняющемуся (девиантному) поведению.
Самосознание человека формируется постепенно, с годами вбирая в себя ценности окружающего мира, формируя образцы для подражания или неприятия каких-либо действий. У разных стран и народов этот период становления самосознания принято оценивать разным временным отрезком – в одних культурах он составляет 16-18 лет, в других 21 год. До наступления этого возраста, который ещё называется совершеннолетием, считается, что индивид не может в полной мере отдавать себе отчёт в совершаемых поступках, то есть он
Формирование самосознания и мышление – скрытые от поверхностного наблюдения процессы; окружающие не могут с уверенностью сказать, что тот или иной индивид достиг надлежащего уровня самосознания. Конечно, можно провести тесты и квалификационные экзамены, выявляющие уровень знаний, навыков, умений или физической подготовки определённого лица. Но степень развития самосознания непосредственно измерить нельзя, хотя это бывает очень важно, чтобы предотвратить предательство в силовых структурах, коррупцию в госорганах, хищения интеллектуальной собственности в корпоративном секторе.
Представители бихевиоризма и ряда других научных направлений справедливо полагают, что самосознание и бессознательное ненаблюдаемо, мозг и разум – «чёрный ящик», а вот поведение вполне можно исследовать и через него получать сведения о мыслительных процессах и заложенных в генетическую память человека поведенческих константах. В этом деле хорошим подспорьем является наука этология, изучающая поведение животных, и отчасти людей. Изучение социальной иерархии в стаях, взаимопомощи в семейных отношениях, кооперации в совместной охоте, брачные игры и столкновения – всё это даёт полезную информацию для лучшего понимания поведения человека в социуме.
Большой проблемой для человечества остаётся преступность, которая сама по себе представляет некое антисоциальное поведение. Грабежи и убийства, хулиганство и воровство, похищение людей и терроризм – всё это результат антиобщественного (делинквентного) поведения. Аналогичным образом можно рассматривать и противоправные политические акции – различные майданы, волнения, «революции роз». Часть индивидов идёт на нарушение закона из-за эгоистических побуждений и жажды наживы, другая – из-за попранной (как им представляется) справедливости.
Для исполнительной и законодательной власти весьма важным является прогноз социального поведения граждан, которые одобряют или не одобряют определённые политические, экономические и социальные решения. Такие индикаторы, как рост преступности, забастовок, протестных акций, скрытого недовольства, широко используют социологи, которые представляют результаты своих опросов властным структурам и общественности. По графикам протестных настроений и рейтингам популярности политических лидеров можно достаточно точно прогнозировать дальнейшее общественное поведение.
21biz.ru
Самосознание индивида и социальное поведение — Студопедия.Нет
Зачёт «Человек в системе общественных отношений»
Общественное и индивидуальное сознание.
Общественное сознание — совокупность коллективных представлений, присущих определенной эпохе общественное сознание взаимодействует с индивидуальным сознанием.
Структура общественного сознания:
• психологический уровень (психология)
• теоритический уровень (идеология)
• практический уровень (поведение)
Формы общественного сознания:
• искусство (художественное сознание)
• наука (философия)
• мораль
• правосознание (право)
• религия
• идеология (политическое сознание) – наивысшая форма общественного сознания
Формыобщественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Поэтому они всегда тесно связаны с определенного типа общественными отношениями
Массовое сознание — шаблонное сознание рядовых граждан развитого индустриального общества, формирующегося под массированным воздействием средств массовой информации и стереотипов массовой культуры.
Политическое сознание — это форма общественного сознания, совокупность всех существующих в данную эпоху теоретических и стихийно возникающих у людей политических представлений и установок.
Социализация индивида. Социальная роль.
Социальный статус индивида прежде всего оказывает влияние на его поведение. Модель поведения, ориентированную на данный статус, принято называть социальной ролью.
Выделяют следующие типы социальных ролей:
• психосоматические (зависимость от биологических потребностей, культуры человека)
•психодраматические (зависимость от требования окружения)
• социальные (зависимость от ожиданий представителей других социальных категорий)
Социальная роль — это своеобразный образец поведения, требуемый от носителя, определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией.
Процесс реализации социальных ролей в целом определяют следующие факторы:
• биопсихологические возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной социальной роли
• личностный образец, определяющий комплекс поведенческих характеристик, необходимых для успешного выполнения роли
• характер принятой в группе роли и особенности социального контроля, призванного следить за выполнением ролевого поведения
• структура группы, ее сплоченность и степень идентификации индивида с группой.
В процессе реализации социальных ролей могут появляться определенные трудности, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей. Выделяют внутреролевые (требования одной роли противоречат друг другу), межролевые (требования одной роли противоречат другой роли), личностно-ролевые (требования роли противоречат потребностям личности) ролевые конфликты.
Социальные роли в юношеском возрасте.
Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик.
Социальные роли в юношеском возрасте: сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка, ученик/ученица, работник, семьянин, участник спортивной, участник субкультуры, участник общественного движения, участник социального взаимодействия.
Особенности социального положения молодёжи:
• переходность положения
• высокий уровень мобильности
• обретение новых социальных ролей
• поиск места в жизни
• перспективы в карьерном плане
Духовная жизнь человека.
Духовный мир — внутренняя, духовная жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.
Духовный мир каждого может быть правильно понят лишь с учетом его принадлежности к социальной общности в тесной связи с духовной жизнью общества.
Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством – духовностью. Духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих нравственность всей деятельности.
Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.
На высшем уровне развития человека мотивами, смыслами его жизнедеятельности становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких, как истина, добро, красота, создает ценностные ориентации, т.е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.
В жизни человека особую роль играют ориентиры его жизни и деятельности, своего рода духовные маяки, которые, как правило, выработаны многовековым опытом человечества и передаются от поколения к поколению. Самыми яркими из них являются нравственные и мировоззренческие ориентиры.
Мировоззрение (кратко) – это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.
Мировоззрение (полное)- совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к окружающему миру, его месту в нем и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов поведения личности.
Самосознание индивида и социальное поведение.
Самосознание (общественное) — осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
Самосознание (внутреличностное) — осознание человеком себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.
Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.
Виды социального поведения:
• массовое (активность масс) – групповое (взаимодействие нескольких людей)
• просоциальное — асоциальное
• помогающее — конкурентное
• девиантное (отклоняющееся) – противоправное
• (значимое) проявление добра и зла, дружбы и вражды
• (значимое) стремление к успеху, власти
• (значимое) уверенность и неуверенность в себе
Свобода и ответственность.
Свобода (действий) – отсутствие препятствий, рамок, границ.
Свобода (нравственная) – способность человека действовать согласно своим целям и интересам, осуществлять выбор.
Свобода (потребности) – осознанное следование необходимости.
Свобода (длительная) — это регулярность, постоянство, неумолимость в осуществлении человеком моральных требований.
Свобода человека неразрывно связана с ответственностью за свои действия, долгом и обязанностями.
Свобода воли — способность человека к самоопределению в своих действиях
studopedia.net