Социализация личности самосознание и социальное поведение – Самосознание и социальное поведение. — МегаЛекции

Самосознание и социальное поведение.

Самосознание и социальное поведение

Подготовил:

Преподаватель

Костин А.В.

План

  • Самосознание и самопознание
  • Самооценка и самоисповедь
  • Социальное поведение

Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

Я знаю, как на мед садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, все губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя.

Франсуа Вийон

Как мир меняется!

И как я сам меняюсь!

Лишь именем одним я называюсь,

На самом деле то, что именуют мной,—

Не я один. Нас много. Я — живой.

Н. Заболоцкий

Стадии развития самосознания :

  • Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
  • К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
  • К 7-и годам формируется способность оценивать себя ( самооценка ).
  • Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя , своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют :

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

восприятие ребенка

другими (родителями,

сверстниками и др.)

социальные ценности,

ожидания, идеалы

самоанализ

опыт социального

поведения

Внешние данные,

ощущения силы и

здоровья

Я

Компоненты самосознания по

В.С. Мерлину :

  • сознание своей тождественности;
  • сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
  • осознание своих психических свойств и качеств;
  • определенная система социально-нравственных самооценок.

Функции самосознания

  • Самопознание — получение информации о себе.
  • Эмоционально-ценностное отношение к себе.
  • Саморегуляция поведения.

Значение самосознания

  • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
  • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
  • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения

Самооценка представляет собой эмоциональное отношение к собственному образу.

самооценка = успех

притязание

Самоисповедь является полным внутренним отчетом перед самим собой о том, что происходит с нами и в нас.

Социальное поведение — поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм.

Социальное действие – любое проявление социальной активности (деятельность, поведение, реакция, позиция и пр.), ориентированное на других людей.

Социальное взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия социальных субъектов друг на друга, процесс обмена действиями между двумя и более субъектами.

multiurok.ru

Презентация к уроку по обществознанию на тему: Самосознание и социальное поведение

Слайд 1

Самосознание и социальное поведение Управление здравоохранения Липецкой области Областное образовательное автономное учреждение среднего профессионального образования «Елецкий медицинский колледж» Подготовил: Преподаватель Проскурина Н.В.

Слайд 2

План Самосознание и самопознание Самооценка и самоисповедь Социальное поведение

Слайд 3

Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

Слайд 4

Франсуа Вийон Я знаю, как на мед садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, все губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю все, но только не себя.

Слайд 5

Н. Заболоцкий Как мир меняется! И как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь, На самом деле то, что именуют мной,— Не я один. Нас много. Я — живой.

Слайд 6

Стадии развития самосознания : Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года. К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля. К 7-и годам формируется способность оценивать себя ( самооценка ). Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя , своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

Слайд 7

На формирование самосознания влияют : Оценки окружающих и статус в группе сверстников. Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное». Оценка результатов своей деятельности.

Слайд 8

восприятие ребенка другими (родителями, сверстниками и др.) социальные ценности, ожидания, идеалы самоанализ опыт социального поведения Внешние данные, ощущения силы и здоровья Я

Слайд 9

Компоненты самосознания по В.С. Мерлину : сознание своей тождественности; сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала; осознание своих психических свойств и качеств; определенная система социально-нравственных самооценок.

Слайд 10

Функции самосознания Самопознание — получение информации о себе. Эмоционально-ценностное отношение к себе. Саморегуляция поведения.

Слайд 11

Значение самосознания Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем. Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта. Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения

Слайд 12

Самооценка представляет собой эмоциональное отношение к собственному образу. самооценка = успех притязание

Слайд 13

Самоисповедь является полным внутренним отчетом перед самим собой о том, что происходит с нами и в нас.

Слайд 14

Социальное поведение — поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм.

Слайд 15

Социальное действие – любое проявление социальной активности (деятельность, поведение, реакция, позиция и пр.), ориентированное на других людей. Социальное взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия социальных субъектов друг на друга, процесс обмена действиями между двумя и более субъектами.

nsportal.ru

Самосознание индивида и социальное поведение. Мировоззрение, его виды и формы.

Слайд 1

Самосознание индивида и социальное поведение. Мировоззрение, его виды и формы. Выполнили ученицы МБОУ «СШ № 5» «6 А» класс Копосова Анна, Краснова Анастасия

Слайд 2

Самосознание индивида и социальное поведение. Мировоззрение, его виды и формы. Задание: Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мировоззрение». Мироздание, миропонимание, система ценностей, мировосприятие, убеждения. Найдите и запишите термин не связанный с понятием «мировоззрение».

Слайд 3

2. П одготовить развёрнутый ответ по теме «Мировоззрение». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Слайд 4

3 . Запишите слово, пропущенное в схеме. Общественное развитие эволюция революция

Слайд 5

Самосознание – это одна из форм сознания, проявляющаяся в единстве знания себя и отношения к себе. Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Самопознание начинается с самоузнавания . Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу.

Слайд 6

Мотивы обращения к самооценке Понимание себя (поиск точных знаний о себе) Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе) Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими) Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия – процесс размышления индивида о происходящем в его сознании.

Слайд 8

Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Деятельность состоит из действий, поведение – из поступков .

Слайд 9

Основные виды социального поведения

Слайд 10

Виды социального поведения

Слайд 11

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. мировоззрение Мироощущение эмоционально-психологическая сторона мировоззрения: чувства, настроения Мировосприятие Образ мира в наглядных представлениях Миропонимание Познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения Образ мира, полученный в результате его чувственного восприятия Представление о мире на основе рационального его объяснения

Слайд 13

В мировоззрении могут проявляться : Догматизм – форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, неподвижностью, стремлением к авторитарности; С кептицизм – философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления; Р азумный критицизм . М ировоззрение всегда связано с убеждением – устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. Носители мировоззрения : отдельная личность, социальная группа, общество в целом, человечество в ту или иную эпоху.

Слайд 14

Классификация видов мировоззрения Т еоцентризм (приоритет отдается Богу) Природоцентризм ( приоритет отдается природе) Антропоцентризм ( приоритет отдается человеку) Социацентризм (приоритет отдается обществу) Заниецентризм , наукоцентризм (приоритет отдается заниниям , науке) 1 Прогрессивное Р еакционное 2 революционное (приоритет нового, обоснование необходимости преобразования наличного бытия) Консервативное (приоритет сохранения существующего положения) 3

Слайд 15

обыденное (является порождение повседневной жизни людей) религиозное (связано с признанием сверхъестественного начала, надежда на получение ими того, чего они лишены в своей жизни) философские ( связано с теоретическим обоснованием содержания и способов достижения обобщённых знаний о действительности, с установлением норм, ценностей и идеалов) научное ( теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания

nsportal.ru

Самосознание индивида и социальное поведение

Самосознание человека – это сложный психический феномен, который складывается из эмоций и инстинктов, мыслей и интересов, типа личности, культурной и социальной среды, в которой пребывает индивид. В своём внутреннем мире человек может чувствовать себя художником, артистом, политическим или общественным лидером, выдающимся спортсменом, предпринимателем или кем-либо ещё. Такие самоощущения личности могут соответствовать или не соответствовать реальным ресурсам, способностям и талантам данного лица. Рассогласование доминант самосознания с достигнутыми результатами, с отношением окружающих, может приводить к психологическим конфликтам, что находит своё отражение в социальном поведении.

Каждый человек с самого раннего возраста вольно или невольно производит оценку своей личности, поведения и способностей, сравнивая себя с другими членами общества. Положительные оценки добавляют индивиду самоуважения, отрицательные ведут к досаде, заниженному уровню притязаний, психологическим срывам, агрессии, отклоняющемуся (девиантному) поведению.

Самосознание человека формируется постепенно, с годами вбирая в себя ценности окружающего мира, формируя образцы для подражания или неприятия каких-либо действий. У разных стран и народов этот период становления самосознания принято оценивать разным временным отрезком – в одних культурах он составляет 16-18 лет, в других 21 год. До наступления этого возраста, который ещё называется совершеннолетием, считается, что индивид не может в полной мере отдавать себе отчёт в совершаемых поступках, то есть он недееспособен полностью или частично. В практическом плане это означает, что человек с неустоявшимся самосознанием не может избирать и быть избранным на государственные и муниципальные должности, не может нести всю полноту ответственности за совершённые правонарушения и преступления, иметь разрешение на ношение оружия, покупать и потреблять спиртное и табак.

Формирование самосознания и мышление – скрытые от поверхностного наблюдения процессы; окружающие не могут с уверенностью сказать, что тот или иной индивид достиг надлежащего уровня самосознания. Конечно, можно провести тесты и квалификационные экзамены, выявляющие уровень знаний, навыков, умений или физической подготовки определённого лица. Но степень развития самосознания непосредственно измерить нельзя, хотя это бывает очень важно, чтобы предотвратить предательство в силовых структурах, коррупцию в госорганах, хищения интеллектуальной собственности в корпоративном секторе.

Представители бихевиоризма и ряда других научных направлений справедливо полагают, что самосознание и бессознательное ненаблюдаемо, мозг и разум – «чёрный ящик», а вот поведение вполне можно исследовать и через него получать сведения о мыслительных процессах и заложенных в генетическую память человека поведенческих константах. В этом деле хорошим подспорьем является наука этология, изучающая поведение животных, и отчасти людей. Изучение социальной иерархии в стаях, взаимопомощи в семейных отношениях, кооперации в совместной охоте, брачные игры и столкновения – всё это даёт полезную информацию для лучшего понимания поведения человека в социуме.

Большой проблемой для человечества остаётся преступность, которая сама по себе представляет некое антисоциальное поведение. Грабежи и убийства, хулиганство и воровство, похищение людей и терроризм – всё это результат антиобщественного (делинквентного) поведения. Аналогичным образом можно рассматривать и противоправные политические акции – различные майданы, волнения, «революции роз». Часть индивидов идёт на нарушение закона из-за эгоистических побуждений и жажды наживы, другая – из-за попранной (как им представляется) справедливости.

Для исполнительной и законодательной власти весьма важным является прогноз социального поведения граждан, которые одобряют или не одобряют определённые политические, экономические и социальные решения. Такие индикаторы, как рост преступности, забастовок, протестных акций, скрытого недовольства, широко используют социологи, которые представляют результаты своих опросов властным структурам и общественности. По графикам протестных настроений и рейтингам популярности политических лидеров можно достаточно точно прогнозировать дальнейшее общественное поведение.

Мировоззрение, его виды и формы

Самосознание индивида и социальное поведение

Индивидуальное и общественное сознание

Природное и общественное в человеке

Образование и самообразование

Наука и её особенности

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Социальные институты общества

Системное строение общества

Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Потребности и интересы

Мышление и деятельность

Истина, её относительность. Критерии истины

Виды знаний

Рынок и рыночный механизм

Экономические системы и собственность

Факторы производства и факторные доходы

Экономика и экономическая наука

Рациональное поведение экономических субъектов

Мировая экономика

Инфляция: причины и последствия

Рынок труда. Безработица

Ценные бумаги

Банковская система

Источники финансирования бизнеса

Финансовые институты

Постоянные и переменные затраты

Экономический рост и ВВП

Государственный бюджет

Спрос и предложение. Равновесная цена

Роль государства в рыночной экономике

Многовариантность общественного развития

Общественный прогресс: понятие и особенности

Мораль и её категории

Искусство и его виды

Религия как феномен культуры

Понятие власти

Глобальные угрозы XXI века

vadim-galkin.ru

Самосознание и социальное поведение людей

Самосознание человека – это сложный психический феномен, который складывается из эмоций и инстинктов, мыслей и интересов, типа личности, культурной и социальной среды, в которой пребывает индивид. В своём внутреннем мире человек может чувствовать себя художником, артистом, политическим или общественным лидером, выдающимся спортсменом, предпринимателем или кем-либо ещё. Такие самоощущения личности могут соответствовать или не соответствовать реальным ресурсам, способностям и талантам данного лица. Рассогласование доминант самосознания с достигнутыми результатами, с отношением окружающих, может приводить к психологическим конфликтам, что находит своё отражение в социальном поведении.

Каждый человек с самого раннего возраста вольно или невольно производит оценку своей личности, поведения и способностей, сравнивая себя с другими членами общества. Положительные оценки добавляют индивиду самоуважения, отрицательные ведут к досаде, заниженному уровню притязаний, психологическим срывам, агрессии, отклоняющемуся (девиантному) поведению.

Самосознание человека формируется постепенно, с годами вбирая в себя ценности окружающего мира, формируя образцы для подражания или неприятия каких-либо действий. У разных стран и народов этот период становления самосознания принято оценивать разным временным отрезком – в одних культурах он составляет 16-18 лет, в других 21 год. До наступления этого возраста, который ещё называется совершеннолетием, считается, что индивид не может в полной мере отдавать себе отчёт в совершаемых поступках, то есть он 

недееспособен полностью или частично. В практическом плане это означает, что человек с неустоявшимся самосознанием не может избирать и быть избранным на государственные и муниципальные должности, не может нести всю полноту ответственности за совершённые правонарушения и преступления, иметь разрешение на ношение оружия, покупать и потреблять спиртное и табак.

Формирование самосознания и мышление – скрытые от поверхностного наблюдения процессы; окружающие не могут с уверенностью сказать, что тот или иной индивид достиг надлежащего уровня самосознания. Конечно, можно провести тесты и квалификационные экзамены, выявляющие уровень знаний, навыков, умений или физической подготовки определённого лица. Но степень развития самосознания непосредственно измерить нельзя, хотя это бывает очень важно, чтобы предотвратить предательство в силовых структурах, коррупцию в госорганах, хищения интеллектуальной собственности в корпоративном секторе.

Представители бихевиоризма и ряда других научных направлений справедливо полагают, что самосознание и бессознательное ненаблюдаемо, мозг и разум – «чёрный ящик», а вот поведение вполне можно исследовать и через него получать сведения о мыслительных процессах и заложенных в генетическую память человека поведенческих константах. В этом деле хорошим подспорьем является наука этология, изучающая поведение животных, и отчасти людей. Изучение социальной иерархии в стаях, взаимопомощи в семейных отношениях, кооперации в совместной охоте, брачные игры и столкновения – всё это даёт полезную информацию для лучшего понимания поведения человека в социуме.

Большой проблемой для человечества остаётся преступность, которая сама по себе представляет некое антисоциальное поведение. Грабежи и убийства, хулиганство и воровство, похищение людей и терроризм – всё это результат антиобщественного (делинквентного) поведения. Аналогичным образом можно рассматривать и противоправные политические акции – различные майданы, волнения, «революции роз». Часть индивидов идёт на нарушение закона из-за эгоистических побуждений и жажды наживы, другая – из-за попранной (как им представляется) справедливости.

Для исполнительной и законодательной власти весьма важным является прогноз социального поведения граждан, которые одобряют или не одобряют определённые политические, экономические и социальные решения. Такие индикаторы, как рост преступности, забастовок, протестных акций, скрытого недовольства, широко используют социологи, которые представляют результаты своих опросов властным структурам и общественности. По графикам протестных настроений и рейтингам популярности политических лидеров можно достаточно точно прогнозировать дальнейшее общественное поведение.

21biz.ru

Самосознание индивида и социальное поведение — Студопедия.Нет

Зачёт «Человек в системе общественных отношений»


Общественное и индивидуальное сознание.

Общественное сознание — совокупность коллективных представлений, присущих определенной эпохе общественное сознание взаимодействует с индивидуальным сознанием.

Структура общественного сознания:
• психологический уровень (психология)
• теоритический уровень (идеология)
• практический уровень (поведение)
Формы общественного сознания:
• искусство (художественное сознание)
• наука (философия)
• мораль
• правосознание (право)
• религия
• идеология (политическое сознание) – наивысшая форма общественного сознания
Формыобщественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Поэтому они всегда тесно связаны с определенного типа общественными отношениями

: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества.
Массовое сознание — шаблонное сознание рядовых граждан развитого индустриального общества, формирующегося под массированным воздействием средств массовой информации и стереотипов массовой культуры.
Политическое сознание — это форма общественного сознания, совокупность всех существующих в данную эпоху теоретических и стихийно возникающих у людей политических представлений и установок.

 

Социализация индивида. Социальная роль.
Социальный статус индивида прежде всего оказывает влияние на его поведение. Модель поведения, ориентированную на данный статус, принято называть социальной ролью.
Выделяют следующие типы социальных ролей:

• психосоматические (зависимость от биологических потребностей, культуры человека)
•психодраматические (зависимость от требования окружения)
• социальные (зависимость от ожиданий представителей других социальных категорий)
Социальная роль — это своеобразный образец поведения, требуемый от носителя, определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией.
Процесс реализации социальных ролей в целом определяют следующие факторы:
• биопсихологические возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной социальной роли
• личностный образец, определяющий комплекс поведенческих характеристик, необходимых для успешного выполнения роли
• характер принятой в группе роли и особенности социального контроля, призванного следить за выполнением ролевого поведения
• структура группы, ее сплоченность и степень идентификации индивида с группой.
В процессе реализации социальных ролей могут появляться определенные трудности, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей. Выделяют внутреролевые (требования одной роли противоречат друг другу), межролевые (требования одной роли противоречат другой роли), личностно-ролевые (требования роли противоречат потребностям личности) ролевые конфликты.

 

Социальные роли в юношеском возрасте.

Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик.

Социальные роли в юношеском возрасте: сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка, ученик/ученица, работник, семьянин, участник спортивной, участник субкультуры, участник общественного движения, участник социального взаимодействия.
Особенности социального положения молодёжи:
• переходность положения
• высокий уровень мобильности
• обретение новых социальных ролей
• поиск места в жизни
• перспективы в карьерном плане

 

Духовная жизнь человека.

Духовный мир — внутренняя, духовная жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.
Духовный мир каждого может быть правильно понят лишь с учетом его принадлежности к социальной общности в тесной связи с духовной жизнью общества.
Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством – духовностью. Духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих нравственность всей деятельности.

Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.
На высшем уровне развития человека мотивами, смыслами его жизнедеятельности становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких, как истина, добро, красота, создает ценностные ориентации, т.е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.
В жизни человека особую роль играют ориентиры его жизни и деятельности, своего рода духовные маяки, которые, как правило, выработаны многовековым опытом человечества и передаются от поколения к поколению. Самыми яркими из них являются нравственные и мировоззренческие ориентиры.
Мировоззрение (кратко) – это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.
Мировоззрение (полное)- совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к окружающему миру, его месту в нем и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов поведения личности.

 

Самосознание индивида и социальное поведение.

Самосознание (общественное) — осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
Самосознание (внутреличностное) — осознание человеком себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.
Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.

Виды социального поведения:
• массовое (активность масс) – групповое (взаимодействие нескольких людей)
• просоциальное — асоциальное
• помогающее — конкурентное
• девиантное (отклоняющееся) – противоправное
• (значимое) проявление добра и зла, дружбы и вражды
• (значимое) стремление к успеху, власти
• (значимое) уверенность и неуверенность в себе

Свобода и ответственность.

Свобода (действий) – отсутствие препятствий, рамок, границ.
Свобода (нравственная) – способность человека действовать согласно своим целям и интересам, осуществлять выбор.
Свобода (потребности) – осознанное следование необходимости.
Свобода (длительная) — это регулярность, постоянство, неумолимость в осуществлении человеком моральных требований.
Свобода человека неразрывно связана с ответственностью за свои действия, долгом и обязанностями.
Свобода воли — способность человека к самоопределению в своих действиях

 

studopedia.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *