Социальная адаптация признаки – Социальная адаптация — Википедия

Виды социальной адаптации

Понятие социальной адаптации

Определение 1

Социальной адаптацией называют процессы активного приспособления человека к новым социальным условиям.

Социальная адаптация характеризуется показателем состояния человека, который отражает его возможности для выполнения определенных функций.

Основой данного вида адаптации служат общие цели и ценности группы людей, входящих в него индивидов, а также понимание правил и традиций данной культуры, применение моделей поведения, свойственных участникам группы.

В процессе социальной адаптации происходит не только приспособление к внешним условиям, но и удовлетворение потребностей, интересов и устремлений личности. Попадая в незнакомое социальное окружение, человек становится его частью, при этом происходит самоутверждение и развитие его индивидуальности.

При этом происходит формирование социальных качеств через общение, которое свойственно в обществе и благодаря ему, возможность реализовать свои потребности и желания. В процессе социальной адаптации человек приспосабливается к изменившейся среде с использованием различных социальных средств.

В современной психологии существует две разновидности социальной адаптации:

  1. Активная форма. Свойственна людям, стремящимся влиять на внешнюю среду для ее изменения.
  2. Пассивная форма. Когда человек подстраивается в любой внешним переменным и воздействия.

Процесс создания механизмов и закономерностей адаптации тесно связан со всеми видами преобразования личности, он осуществляется в следующих фазах:

  • Деятельность. В данной фазе существуют следующие составные части — игры, беседы, обучение, совместные дела и погружение человека в социальную сферу;
  • Общение. Благодаря данной сфере происходит целенаправленное расширение круга ценностей во время взаимодействия с другими людьми и обществом в целом;
  • Самосознание. В данной фазе происходит осознание и понимание своей роли в социуме.

Виды социальной адаптации

Замечание 1

В современной психологии отсутствуют единые классификационные параметры для социальной адаптации. Это связано с тем, что человек взаимодействует со всевозможными системами, связанными с социальными отношениями.

В социальной среде выделяют следующие виды процессов:

  1. Бытовые. Формирование необходимых навыков и умений направлен на укрепление отношений людей в коллективе на бытовом уровне;
  2. Досуговые процессы. Направленные на создание установок и получения эстетического удовольствия, поддержанию хорошего настроения и здоровья;

Множество видов адаптаций тесно взаимосвязаны друг с другом, при этом основной является социальная адаптация.

Она включает в себя следующие виды:

  • Управленческая. Создаются благоприятные условия развития в обществе, при этом формируется деятельность, которая отвечает всем необходимым интересам;
  • Экономическая. Происходит процесс усвоение правил и закономерности экономических взаимодействий между субъектами. Здесь имеет значение усвоение социальных правил и закономерностей;
  • Педагогическая. Характеризуется адаптацией к системе образования, воспитательным и обучающим процессам, формирующие ценностные системы человека;
  • Психологическая. Характеризуется приспособлением органов чувств человека к внешним раздражителям и защитой органов восприятия от стрессовых ситуаций;
  • Профессиональная. Характеризуется приспособлением человека к незнакомым видам производственной деятельности, непривычному окружению и особенностям специализированного труда;
  • Производственная. Адаптация человека к трудовой предприимчивости, добровольной инициативе, профессиональной компетентности и независимости для совершенствования профессиональных качеств.

spravochnick.ru

Социальная адаптация | Липецкий областной Центр медицинской профилактики

Социально-психологическая адаптация рассматривается как процесс организации социального взаимодействия, способствующего наиболее полной реализации личностного потенциала. Личностный потенциал представляет собой совокупность личностного ресурса и уровня развития самопознания, обеспечивающих процесс саморегуляции и самореализации в измененных условиях существования.

Перейти к тесту

Что такое социальная адаптация?

Социальная адаптация, будучи сложным и многоуровневым процессом, осуществляется в различных сферах жизнедеятельности человека. Как процесс она означает приспособление личности или социальной группы, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к реальной социальной среде. Процесс социальной адаптации начинается с осознания личностью (социальной группой) того обстоятельства, что ее прежнее поведение не содействует достижению успеха и необходимо менять модель поведения с учетом требований новой социальной среды. А для смены поведенческих образцов необходима активная позиция самой личности. С учетом вышесказанного можно дать определение понятия «адаптация».

Социальная адаптация – процесс приспособления личности или социальной группы к новой среде жизнедеятельности путем активного ее усвоения.

В социальной работе учитываются различные виды адаптации, влияющие на развитие человека. Некоторые ученые, включая авторов ряда учебных пособий, выделяют четыре основных вида или уровня адаптации человека:

  • биологическую;
  • физиологическую;
  • психологическую;
  • социальную.

Процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер. Поэтому усилия личности или социальной группы, их возможности по усвоению изменившейся социальной среды во многом определяются направленностью самих изменений, социально-правовой и нравственной обстановкой в стране.

По большому счету, каждому из нас, живущему в реальном обществе, приходится многократно приспосабливаться к тем или иным процессам жизнедеятельности. И прежде всего такая адаптированность требуется в сфере трудовых отношений, лично-бытовой и культурной-досуговой. Поэтому вполне обоснованно ученые выделяют три основных вида социальной адаптации6

  • производственную;
  • бытовую;
  • досуговую.

Адаптация как социальная технология

Причиной адаптации могут служить изменения социального состояния и положения личности или группы лиц в связи с новой социальной ситуацией (потеря работы, выход на пенсию, переселение или вынужденная миграция, получение физических увечий, переживание катастрофы, участие в боевых действиях и т.д.). Усложнившаяся социальная ситуация, иной статус личности (группы лиц) служат своеобразными критериями при классификации основных направлений социальной адаптации применительно к социальной работе. К их числу относятся следующие направления:

  • социальная адаптация к взрослой жизни детей-сирот – выпускников детских домов;
  • адаптация участников военных конфликтов;
  • адаптация лиц, подвергающихся насилию;
  • адаптация лиц, переживших катастрофы;
  • адаптация безработных;
  • адаптация осужденных и освобожденных из мест заключения и др.

При всей значимости комплекса перечисленных выше направлений социальной адаптации особое внимание считается необходимым обратить на первое направление. Ведь будущее страны – ее дети и молодежь. По отношению общества к ним, и особенно к такой уязвимой их категории, какой являются сироты, можно в целом судить о дееспособности государства, его социальности. Судьба же большинства детей-сирот – выпускников детских домов все еще остается их личной проблемой. По данным на начало 2007г., только один из десяти выпускников российских детских домов и интернатов адаптируется в нашей жизни. 30% воспитанников этих учреждений становятся бомжами, 20% — преступниками, 10% — кончают жизнь самоубийством. Такова печальная статистика.

Крайне сложная ситуация, связанная с адаптацией детей-сирот – воспитанников детских домов, объясняется не только недоработкой персонала детских домов и интернатов, но и ограниченными финансовыми возможностями по развитию целой сети специализированных социальных учреждений адаптационно-реабилитационной направленности. Кроме того, проблему эту обостряет и общая социально-экономическая ситуация в стране.

Система методов социальной адаптации

Система методов социальной адаптации включает в себя такие, которые применяются при реализации других функциональных процедур технологии социальной работы. В частности, в ходе адаптации могут быть использованы следующие методы:

  • универсальный метод информационно-консультативной беседы;
  • метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения и социальной среды, используемый в социальной профилактике;
  • метод сказкотерапии, относящийся к способам реализации социальной адаптации применяются и такие, как адаптационные тренинги, персональный социальный патронаж и др.

В настоящее время самым актуальным метод социальной адаптации является социальный патронаж, особенно в адаптации для детей-сирот. Смысл его заключается в оказании этим детям адресной социальной помощи. В своеобразном персональном социальном патронаже нуждаются и многие дети, начинающие учебу в школе. Не секрет, что почти весь первый год обучения в школе дети тратят на адаптацию к требованиям педагога и усвоение нового типа поведения. Некоторые школьники приспосабливаются к новым условиям быстро и без помощи взрослых, а другим требуются большой срок и поддержка учителя. Повышенно тревожный ребенок, чувствуя себя постоянно под угрозой, будет избегать ответов у доски. Как считают психологи, если такое поведение продолжается довольно долго, то ученик попадает в разряд неуспевающих. Негативное отношение учителя может привести к потере познавательного интереса. Особое внимание к такому ребенку, социальное патронирование его могло бы способствовать более быстрой адаптации к условиям и требованиям школьного учебного процесса.

Системное и профессиональное применение указанных методов является залогом обеспечения успешной адаптированности личности или социальной группы. Активное усвоение ими новой социальной среды позволяет быстрее и с меньшими издержками приспособиться к новым условиям жизни, изменившемуся социальному статусу, сложностям бытия и особым требованиям профессиональной деятельности.

Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

ОПРОСНИК СПА

  1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
  2. Нет желания раскрываться перед другими.
  3. Во всем любите состязание, соревнование, борьбу.
  4. Предъявляет к себе высокие требования.
  5. Часто ругает себя за сделанное.
  6. Часто чувствует себя униженным.
  7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.
  8. Свои обещания выполняете всегда.
  9. Теплые, добрые отношения с окружающими.
  10. Человек сдержанный, замкнутый; держитесь ото всех чуть в стороне.
  11. В своих неудачах вините себя.
  12. Человек ответственный; на Вас можно положиться.
  13. Чувствуете, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.
  14. На многое смотрите глазами сверстников.
  15. Принимаете в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
  16. Собственных убеждений и правил не хватает.
  17. Любит мечтать – иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращаетесь от мечты к действительности.
  18. Всегда готовы к защите и даже нападению: «застреваете» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мышления.
  19. Умеете управлять собой и собственными поступками, заставляете себя, разрешаете себе: самоконтроль.
  20. Часто портится настроение: накатывает уныние хандра.
  21. Все, что касается других, не волнует меня: сосредоточен на себе, занят собой.
  22. Люди, как правило, Вам нравится.
  23. Не стесняетесь своих чувств, открыто выражаетесь.
  24. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.
  25. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
  26. С окружающими обычно ладите.
  27. Всего труднее бороться с самим собой.
  28. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.
  29. В душе – оптимист, верите в лучшее.
  30. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.
  31. К людям критичны и судите их, если считаете, что они этого заслуживают.
  32. Обычно чувствуете себя не ведущим, а ведомым: Вам не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
  33. Большинство из тех, кто Вас знает, хорошо к Вам относится, любят Вас.
  34. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.
  35. Человек с привлекательной внешностью.
  36. Чувствуете себя беспомощным, нуждаетесь в ком-то, кто был бы рядом.
  37. Приняв решение, следуете ему.
  38. Принимаете, казалось бы, самостоятельные решения, но не можете освободиться от влияния других людей.
  39. Испытываете чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем.
  40. Чувствуете неприязнь к тому, что окружает.
  41. Всем довольны.
  42. Выбиты из колеи: не можете собраться, взять себя в руки организовать себя.
  43. чувствуете вялость; все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.
  44. Уравновешен (а), спокоен.
  45. Разозлившись, нередко выходит из себя.
  46. Часто чувствуете себя обиженным (ой).
  47. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности.
  48. Бывает, что сплетничаете.
  49. Не очень доверяете своим чувствам: они иногда подводят вас.
  50. Довольно трудно быть самим собой.
  51. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумаете.
  52. Происходящее с Вами толкует на свой лад, способны напридумывать лишнего.
  53. Человек терпимый к людям и принимаете каждого таким, каков он есть.
  54. Стараетесь не думать о своих проблемах.
  55. Считаете себя интересным человеком – привлекательным как личность.
  56. Человек стеснительный, легко тушуетесь.
  57. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довели дело до конца.
  58. В душе чувствуете превосходство над другими.
  59. Нет ничего, в чем бы выразили себя, проявили свою индивидуальность, свое Я.
  60. Боитесь того, что подумают о нем другие.
  61. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.
  62. Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения.
  63. Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.
  64. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.
  65. Себя просто недостаточно цените.
  66. По натуре вожак и умеете влиять на других.
  67. Относитесь к себе в целом хорошо.
  68. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.
  69. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно – если разногласия грозят стать явными.
  70. Подолгу не может принять решение, а потом сомневаетесь в его правильности.
  71. Пребываете в растерянности, все спуталось, все смешалось у него.
  72. Довольны собой.
  73. Невезучий.
  74. приятный, располагающий к себе.
  75. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.
  76. Презираете лиц противоположного пола и не связываетесь с ними.
  77. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг – не справлюсь, а вдруг – не получится.
  78. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.
  79. Умеет упорно работать.
  80. Чувствуете, что растете, взрослеете: меняетесь сами и отношение к окружающему миру.
  81. Случается, что говорите о том, в чем совсем не разбираетесь.
  82. Всегда говорите только правду.
  83. Встревожены, обеспокоены, напряжены.
  84. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.
  85. Чувствуете неуверенность в себе.
  86. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.
  87. Человек толковый, любит размышлять.
  88. Иной раз любите прихвастнуть.
  89. Принимаете решения и тут же их меняете; презираете себя за безволие, а сделать с собой ничего не можете.
  90. Стараетесь полагаться на свои силы, не рассчитываете на чью-то помощь.
  91. Никогда не опаздываете.
  92. Выделяетесь среди других.
  93. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
  94. В себе все ясно, себя хорошо понимаете.
  95. Общительный, открытый человек; легко сходитесь с людьми.
  96. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем можете справиться.
  97. Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.
  98. Беспокоитесь, что лица противоположного пола слишком занимают мысли.
  99. Все свои привычки считаете хорошими.

Инструкция

В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оценить: в какой мере это высказывание может быть отнесено к Вам. Для того, чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»:

  • «0» — это ко мне совершенно не относится;
  • «2» — сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
  • «3» — не решаюсь отнести это к себе;
  • «4» — это похоже на меня, но нет уверенности;
  • «5» — это на меня похоже;
  • «6» — это точно про меня.
ПоказателиНомера высказываний
1Адаптивность4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98
Дезадаптивность2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100
2Лживость8, 34, 45, 48, 81, 89, 82, 92, 101
3Принятие себя33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96
Непринятие себя7, 59, 62, 65, 90, 95, 99
4Принятие других9, 14, 22, 26, 53, 97
Непринятие других2, 10, 21, 28, 40, 60, 76
5Эмоциональный комфорт23, 29, 30, 41, 44, 47, 78
Эмоциональный дискомфорт6, 42, 43, 49, 50, 83, 85
6Внутренний контроль4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 57, 63, 68, 79, 91, 98, 13
Внешний контроль25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77
7Доминирование58, 61, 66
Ведомость16, 32, 38, 69
8Эскапизм (уход от проблем)17, 18, 54, 64

Нормы:

  1. (68-170) 68-136 баллов;
  2. (18-45) 18-36 баллов;
  3. (22-52) 22-42 баллов;
  4. (12-30) 12-24 баллов;
  5. (14-35) 14-28 баллов;
  6. (26-65) 26-52 баллов;
  7. (6-15) 6-12 баллов;
  8. (10-25) 10-20 баллов;

Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых – без скобок. Результаты «до» зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» самого высокого показателя в зоне неопределенности – как высокие.

yazdorov-48.ru

Социальной адаптации

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время основной проблемой детей с задержкой психического развития является трудность их социальной адаптации, затруднение взаимодействия с социальной средой так как задержка психического развития обусловлена нарушением интеллектуальных функций, ущербность эмоционально-волевой сферы, низкая работоспособность, быстрая истощаемость. У таких детей снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают значительные трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, правил, что может вызвать неадекватную реакцию. Исследованием данной проблемы занимались многие известные отечественные психологи, такие как Л.С. Выготский, В.А. Ядов, Е.И. Холостовой

А.Б. Георгиевский.

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧКСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Понятие социализации и социальной адаптации

Социализация– общенаучный термин, обозначающий процесс приобщения индивида к социуму, включения в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению социальных ролей. Слово «социализация» по смыслу близко к русскому слову «воспитание», но воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация, наряду с воспитанием и обучением, включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества. Процесс социализации – это включение ребенка в общество. Это сложный, многофакторный и многовекторный процесс, который слабо прогнозируем в конечном результате. Тем более, что процесс социализации может продолжаться в течение всей жизни человека, переплетаясь с историческими, идеологическими,экономическими, культурными и прочими процессами. Например, созданная Э.Эриксоном концепция полного жизненного пути личности, где автор сравнивает воспитание детей в различных культурах и раскрывает положения о том, что в каждой культуре имеется свой особый материнский стиль, который матерью воспринимается как единственно правильный. Этот стиль определяется тем, что ожидает от ребенка общество, в котором он живет. Л.С. Выготский — основатель культурно – исторической концепции развития личности, считал, что развитие ребенка осуществляется от социального к индивидуальному. Среда выступает в качестве источника развития высших психических функций. Содержательная сторона процесса социализации раскрыта в диспозиционной теории регуляции социального поведения В.А. Ядовым, который представил иерархию диспозиций, синтезирующих систему внутренних и внешних регуляций индивида в зависимости от степени его включенности в систему общественных отношений. Процесс социализации с этих позиций можно охарактеризовать как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции. Самореализация в этой концепции рассматривается в рамках развивающегося взаимодействия индивида, коллектива и общества. А.Б. Георгиевский показал, на основе сравнительного анализа большого числа определений адаптации, все понятия адаптации могут быть объедены в следующие три группы: — так называемые тавтологические определения, в которых понятие адаптация интерпретируется как буквальный перевод латинского «adapto» (adaptation) в значении приспособления организмов к среде, то есть «адаптация — это процесс и результат приспособления строения и функций организма (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды» — определения через «главный признак». Здесь адаптация определяется через выраженность ключевого аспекта структурно-функциональной организации индивида. Эти ключевые аспекты выделяются на следующих уровнях: биохимическом, морфологическим, физиологическом, поведенческом. Например, «под физиологической адаптацией следует понимать совокупность физиологических особенностей, обуславливающих уравновешивание организма с постоянными или изменяющимися условиями среды»;- полисемантические определения, которые подчеркивают многозначный, многоаспектный характер самого явления адаптации, и прежде всего выделения адаптации как процесса и адаптации как результата. Далее А.Б. Георгиевский предлагает свое, более обобщенное определение понятия адаптации, обосновывая его безусловные преимущества: Адаптация есть особая форма отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия Таким образом, в животном и растительном мире под адаптацией понимают комплекс взаимосвязанных и разноуровневых явлений, позволяющих целым видам или отдельным особям полнее приспосабливаться к внешним условиям существования, при этом совершенствуя собственные внутренние организменные функции. Исходя из этого, возьмем в качестве исходного рабочего определения адаптации следующие:Адаптация – это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования. Наиболее сложные и разнообразные аспекты явления адаптации проявляются в многогранной человеческой деятельности, в которой можно выделить психофизиологические, поведенческие, когнитивные и субъектно-личностные компоненты адаптационного процесса.

Социально адаптация – это вхождение в социально-ролевые связи и отношения, в процессе которого личность овладевает социальными нормами, правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и действиями. Е.И. Холостова выделяет две формы социальной адаптации:

— Активная, когда индивид стремиться к воздействию на окружающую среду с целью ее изменения;

— Пассивная, когда индивид не стремиться к воздействию на нее. [23]

И..А. Милославова рассматривает социальную адаптацию в качестве сложного структурного образования, состоящего из двух взаимосвязанных компонентов – адаптивной ситуациии адаптивной потребности. Под адаптивной потребностью понимается неизбежно возникающая потребность личности приблизить, в какой-то степени «уравнять» шаблоны поведения, привычки, представления, в связи с изменившимися условиями социальной среды. Адаптивная ситуация рассматривается как изменения в социальной среде.

Социально – психологическая адаптация – это средство защиты личности, с помощью которого ослабляются или устраняются внутреннее психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникшие у человека при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом. Исследователи выделяют 4 этапа социально-психологической адаптации.

1 стадия – уравновешивание. Характеризуется минимальной степени включенности индивида в процесс адаптации к новой среде и связана с узнаванием новой ситуации. «Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к коллективу, устанавливает контакты, улавливая специфику его психологической атмосферы. На этой стадии адаптации устанавливается как бы «равновесие» между средой и индивидом, которые проявляют взаимную терпимость к системе ценностей и стереотипам поведения друг друга.

2 стадия — псевдоадаптация. Отличительные черты этой стадии: сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям, противоречие между ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и реальными действиями или поведением, с другой. Индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней.

3 стадия – приноровление. Базируется на признание и принятии основных систем ценностей новой ситуации и связана со взаимными уступками. Индивид отказывается от некоторых ценностей, при этом ограничивая в какой-то мере свою самостоятельность и свободу решений.

4 стадия – уподобление. Характерной особенностью рассматриваемого этапа является психологическая переориентация индивида, т.е. трансформация прежний взглядов, установок, ориентаций в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения. Рассмотренные выше стадии или этапы социальной адаптации фиксируют разные степени включенности индивида в новую ситуацию. Индивид может последовательно пройти все этапы, постепенно все более адаптируясь к социальной среде, от стадии уравновешивания до стадии уподобления, а может одну из них миновать или остановиться на какой-то из них.

Охарактеризованные здесь стадии адаптации могут быть интерпретированы как типы адаптации, которые более или менее соответствуют определенным типам личности. Каждая

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *