Социальная депривация это в психологии – Социальная депривация — Википедия

Содержание

Социальная депривация: что это такое

Термин «социальная депривация» следует понимать, как добровольное или принудительное ограничение взаимодействия индивидуума с внешним миром. Данное ограничение различается по степени жесткости и причинам изоляции. Помимо этого, существует как одиночная, так и групповая социальная депривация. В данной статье мы рассмотрим опасность этого явления и поговорим о влиянии длительной изоляции на психику человека.

Социальная депривация — это отклонение от реальных социальных норм в обществе

Формы рассматриваемого явления

Социальная депривация – это отсутствие у человека возможности взаимодействовать с окружающим миром и обществом. Существует четыре основных формы этого явления. Вынужденная социальная изоляция, при которой индивидуум под влиянием различных обстоятельств теряет связь с обществом, является довольно редким явлением. В качестве примера подобной изоляции можно привести ситуацию, когда мореплаватели терпят бедствие и в течение долгого времени находятся на необитаемом острове.

Принудительная изоляция от социума наблюдается гораздо чаще. Чаще всего в этой ситуации, общественность принудительно помещает индивидуума в изоляцию. Для того чтобы лучше понять эту форму изоляции, давайте рассмотрим её на примерах:

  • пребывание в исправительно-трудовом учреждении;
  • воспитание в условиях интерната или детского дома;
  • длительное нахождение в условиях больницы закрытого типа;
  • несение воинской службы.

Помимо этого, существует добровольная форма отказа от взаимодействия с обществом. На подобный шаг идут приверженцы различных духовных практик, для того, чтобы лучше познать возможности собственного разума. Последняя форма рассматриваемого явления обозначается при помощи термина «добровольно-вынужденная» изоляция. Эта форма ограничения контакта с социумом также наблюдается довольно часто. В виде примера можно привести детские лагеря, исследовательские группы и военные училища.

Как вы видите, рассматриваемое явление может иметь множество различных форм. Исходя из этого, можно сказать, что последствия оторванности от мира могут значительно варьироваться. Для того чтобы предугадать как ограничение контакта с обществом отразится на психике человека, следует учитывать возраст конкретного индивидуума и индивидуальные особенности его сознания. В психологии, последствиям социальной депривации в детском возрасте уделяется особое значение, так как ограничение контакта с социумом может негативно сказаться на развитии ребенка.

В науке проблема социальной депривации остается недостаточно изученной

Как социальная депривация отражается на психике ребенка

Существует масса примеров воспитания детей вдали от человеческого общества. Как показывает практика, многие дети, растущие в подобных условиях, имеют множество различных проблем и в дальнейшем тяжело интегрируются в социум. Одна из самых распространенных форм социальной депривации – отсутствие в семье одного из родителей. Данный фактор может негативно сказаться на способности ребенка находить коммуникационную связь с ровесниками. В более зрелом возрасте люди, воспитывающиеся в неполных семьях, сталкиваются с трудностью реализации собственного «я».

Помимо этого, существуют различные государственные учреждения, которые построены на принципе «отрыва из семьи». К таким учреждениям относятся специализированные школы для детей с девиантной манерой поведения, школы-интернаты с углубленным изучением точных наук, воинские училища и детские колонии. Длительное пребывание в подобном заведении отражается на психике воспитанников. Многие люди по окончании изоляции испытывают различные трудности в социальной адаптации. Последствия социальной депривации, перенесенной в детском возрасте, выражаются в виде:

  1. Нарушений, связанных с идентификацией собственной личности.
  2. Проблем с восприятием собственного «Я».
  3. Проблем с дальнейшей самореализацией и отсутствием жизненных стимулов.
  4. Появления фобий, беспричинных страхов и агрессии.
  5. Проблем с половой идентификацией.

Важную роль в этом вопросе, имеет тип воспитательного учреждения и многие другие факторы.

Социальная депривация у взрослых

Социальная депривация в психологии — это целый раздел, посвященный последствиям различных форм изоляции, отражающихся на психике человека. Специалисты говорят о том, что социальная депривация является распространенным состоянием в условиях мегаполиса. Для обозначения этого состояния используется термин – «одиночество в толпе».

Многие люди, находясь в социуме, испытывают внутренние конфликты на почве чувства оторванности от окружающего мира.

Социальная депривация — снижение или отсутствие у индивида возможности общаться с другими людьми

Синдром социальной изоляции часто выступает в качестве провоцирующего фактора развития затяжной депрессии и различных фобий. В зависимости от типа личности, психические расстройства могут иметь разную форму выраженности. Оказавшись один на один с собственным «я» в течение долгого времени, человек испытывает подавленность и угнетенность. Довольно часто, у людей, находящихся долгое время в полном одиночестве, наблюдаются различные проблемы со сном, бредовые идеи и даже приступы галлюцинаций. В медицинской практике рассматриваются ситуации, где расстройства психики на фоне длительного одиночества приводят к летальному исходу.

Нередко, люди сталкиваясь с изоляцией от социума, впадают в различные экстатические состояния. Для того чтобы компенсировать дефицит общения, человек может придумать себе собеседника. В этом случае, человек начинает вести длительные беседы сам с собой. «Создание» собеседника нередко становится причиной развития острых психозов и других психических расстройств. Многие люди, проведя несколько месяцев в одиночестве, воспринимают собственные мысли, высказанные вслух, как идеи, поступающие извне.

Следует упомянуть о том, что многие люди, живущие в условиях изоляции, часто сталкиваются с чувством, что рядом с ними присутствует посторонний. Основная причина этого явления – длительное нервное напряжение и дефицит общения. Человек является неотъемлемой частью социума, и потеря возможности взаимодействовать с общественностью может иметь катастрофические последствия.

Читайте также:

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

ktovdepressii.ru

Депривация - сенсорная, социальная, материнская, эмоциональная

Депривация – это состояние психики индивидов, спровоцированное потерей возможности ублажения основополагающих жизненных потребностей и нужд, например, половое влечение, прием пищи, сон, жилище, общение дитя с родителем, или утратой благ, жизненных условий, привычных для конкретного индивида. Представленный термин произошел от англоязычного понятия, которое означает лишение или потерю. При этом данный термин обладает негативным смыслом, яркой отрицательной направленностью и в себе несет не просто потерю, а именно лишение нечто очень значимого и жизненно необходимого.

Депривация это в психологии означает недостаток сенсорных побудителей и социальных мотивов, лишение индивида общественных контактов, живых ощущений и впечатлений. Понятие «депривация» является родственным (хотя и не тождественным) термину «фрустрация» со стороны содержательно-психологического смысла. Депривированное состояние в сравнении с фрустрационной реакцией значительно более тяжелое, болезненное, нередко даже личностно разрушающее состояние. Оно выделяется максимально высоким градусом жесткости и постоянства. В разнообразных бытовых ситуациях и жизненных обстоятельствах совершенно разные потребности могут оказаться депривированными.

Виды депривации

Депревированные состояния обычно подразделяются в зависимости от неудовлетворенной потребности.

Наиболее часто выделяют именно 4 разновидности данного состояния психики, в частности: стимульную или сенсорную, когнитивную, эмоциональную и социальную. Большинство авторов придерживается именно нижеприведенной классификации.

Сенсорная или стимульная психическая депривация представляет собой понижение количества сенсорных мотивов либо их ограниченная вариативность и модальность. Нередко сенсорная депривация может описываться термином «обедненная среда», другими словами, среда, в которой субъект не получает необходимое количество зрительных стимулов, слуховых импульсов, осязательных и прочих побудителей. Эта среда может сопутствовать детскому развитию, а может включаться в обыденные ситуации взрослого индивида.

Когнитивная депривация или депривация значений возникает вследствие чересчур изменчивого, хаотичного устройства внешнего мира, который не имеет четкого упорядочения и конкретного смысла, что не дает возможности постигать, предугадывать и управлять происходящим извне.

Когнитивную депривацию еще называют информационной. Она препятствует формированию адекватных форм окружающего мира. Если индивид не получает нужные данные, представления о взаимосвязях, наличествующих между предметами или событиями, то он создает «ложные связи», вследствие чего у него появляются ошибочные убеждения.

Эмоциональная депривация заключается в недостаточности возможностей установления к какой-либо личности интимно-эмоционального отношения или распад связи, если она ранее была создана. С данным видом состояния психики могут сталкиваться индивиды в разном возрасте. Зачастую к детям применяют термин «материнская депривация», тем самым акцентируя важность для малышей эмоциональной связи с родительницей, дефицит или разрыв которой ведет к цепочке нарушений психического здоровья крох. Так, к примеру, депривация детей сирот состоит в разлуке с родителями и может быть, как материнской и патернальной, то есть отцовской.

Социальная депривация или депривация идентичности состоит в ограничении возможностей для освоения независимой социальной роли.

Социальной депривации подвержены малыши, живущие в детских домах либо обучающиеся учебных заведениях закрытого типа, взрослые лица, изолированные от социума или имеющие ограничение в контактах с другими индивидами, пенсионеры.

В обычной жизни перечисленные виды депривации могут переплетаться, объединяться, являться следствием другой.

Кроме вышеперечисленных видов депривации, существуют также и другие. К примеру, двигательная депривация возникает тогда, когда индивид сталкивается с проблемой ограничения в движениях вследствие перенесения травмы либо болезни. Данный вид состояния не относится к психическому, но оказывает сильное воздействие на психику личности.

Помимо видовой классификации, выделяют формы проявления депривации – явные или скрытые. Очевидный характер имеет явная психическая депривация (например, пребывание личности в социальной изоляции, продолжительное одиночество, нахождение малыша в детском доме), то есть в культурном разумении это видимое отклонение от устоявшейся в социуме нормы. Скрытая или частичная является не такой явной. Она зарождается при внешне благоприятных обстоятельствах, которые все же не предоставляют возможности удовлетворения фундаментальных потребностей для индивидов.

Таким образом, депривация это в психологии представляет собой многоаспектное явление, которое затрагивает различные области человеческой жизни.

Депривация сна

Дефицит или полное лишение возможности удовлетворения основополагающей потребности во сне. Возникнуть из-за расстройства сна вследствие наличия болезни, как результат осознанного выбора или по принуждению, например, в качестве пытки. Нередко при помощи сознательного лишения сна успешно поддаются терапии депрессивные состояния.

Человеческие индивиды не могут постоянно не спать. Однако ему по силам свести этот процесс к минимуму (например, до пары часов в сутки) – частичная депривация сна.

Тотальная депривация сна представляет собой процесс лишения сна в течение как минимум нескольких суток.

Также существуют определенные методики применения депривации в качестве лечения. Однако по сей день существует множество споров по поводу полезности применения депривации в качестве терапевтического средства. Так, к примеру, она приводит к уменьшению секреции соматотропного гормона, который отвечает за переработку калорий в мышечную массу. При его дефиците калории трансформируются не в мышечную ткань, а в жировую.

Депривация сна характеризуется наличием нескольких основных этапов. Начальный этап, длительность которого составляет от одних до шести суток, и характеризуется постоянной борьбой индивида со сном. Люди пытаются погружаться в сон на довольно короткий промежуток времени (не более двух часов). И главным тут является не сорваться, сохраняя психологическое спокойствие. С этой целью индивиды стараются разнообразить свою деятельность, заняться чем-то ранее неизведанным и интересным. При выборе нового дела предпочтение отдают не монотонному, а более активному занятию. Нужно понимать, что в течение начального этапа индивидов может преследовать нервное напряжение, эмоциональные расстройства, плохое самочувствие. По окончанию начального этапа плохое самочувствие уходит. Следующим этапом, длительностью до десяти дней, является шоковая терапия. Второй этап характеризуется расстройствами сознания: человеческие особи будут казаться роботами, могут наблюдаться нарушения в восприятии окружающей реальности, в когнитивной сфере также могут появляться сбои. К примеру, индивид может забыть, что случилось мгновение назад, или путать прошлое и настоящее. Возможна легкая эйфория. Данный этап характеризуется постоянной бессонницей, к которой уже организм адаптировался. Работа всех систем обостряется, а процессы ускоряются. Наблюдается более отчетливое восприятие мира, обостряются чувства. Если продолжать и дальше лишать себя сна, то наступит третий этап, который считается довольно опасным для здоровья индивидов. И знаменуется он возникновением зрительных галлюцинаций.

Сегодня врачи успешно применяют методику депривации сна для выведения людей из глубочайшей депрессии. Суть метода заключается в постепенном изменении цикличности сна: уменьшении количества времени пребывания во сне и увеличении периода бодрствования.

Депривация сна, как полагает большинство медиков, избирательно воздействует на определенный участки мозга, отвечающие за впадение людей в депрессивные состояния.

Сенсорная депривация

Частичное либо абсолютное лишение одного анализатора или нескольких органов чувств воздействия извне называется сенсорной либо стимульной депривацией. К самым простым искусственным средствам, вызывающим состояние утраты восприятия, относятся ушные затычки или повязка на глаза, убирающие либо уменьшающие воздействие на зрительный или слуховой анализатор. Существуют и более сложные механизмы, отключающие одновременно несколько анализаторных систем, например, обонятельную, осязательную, вкусовые и температурные рецепторы.

Стимульная депривация с успехом применяется в различных психологических экспериментах, нетрадиционной медицине, БДСМ играх, медитациях и в качестве пыток. Расслабляющим эффектом обладают короткие периоды депривации, так как запускают внутренние процессы подсознательного анализа, упорядочивания и сортировки информации, самонастройки и стабилизации психической деятельности. Между тем длительное лишение внешних побудителей может спровоцировать чрезмерное беспокойство, тревожность, галлюцинации, депрессивное состояние и асоциальное поведение.

Ученые из университета Мак-Гилла в пятидесятых годах двадцатого столетия предлагали добровольцам пробыть максимально длительный период времени в специальной камере, ограждающей их от внешних импульсов. Испытуемые располагались в небольшом замкнутом пространстве в лежачем положении, в котором все звуки перекрывались однообразным шумом мотора кондиционера. Их руки были вставлены в специальные картонные муфты, а глаза закрыты затемненными очками, пропускающими лишь слабый рассеянный свет. Выдержать данный эксперимент большинство испытуемых было неспособно дольше 3 дней. Это связано с обращением человеческого сознания, лишенного привычных внешних раздражителей, в глубины подсознательного, из которого начинали всплывать довольно причудливые и самые невероятные образы и ложные ощущения, напоминающие испытуемым индивидам галлюцинации. Подобные мнимые восприятия пугали испытуемых, и они требовали завершить эксперимент. Данное исследование позволило ученым заключить, что сенсорная стимуляция для нормального развития и функционирования сознания является жизненно необходимой, а лишение сенсорных ощущений ведет к деградации мыслительных деятельности и самой личности. Неизбежными последствиями длительной стимульной депривации будут нарушения когнитивной сферы, а именно памяти, внимания и мыслительных процессов, тревожность, расстройства цикличности сна и бодрствования, смены настроения от депрессивного состояния до эйфории и наоборот, неспособность отличать явь от галлюцинаций.

Дальнейшие исследования показали, что возникновение перечисленной симптоматики обуславливается не фактом депривации, а отношением личности к утрате сенсорных восприятий. Само лишение воздействия извне на анализаторы взрослому индивиду не страшно – это всего лишь изменение условий среды, к которому человеческий организм легко адаптируется путем осуществления перестройки функционирования.

Так, к примеру, пищевая депривация совсем не обязательно будет сопровождаться страданиями. Неприятные ощущения появляются только у тех индивидов, которым голодание непривычно либо их насильно лишают пищи. Люди, сознательно практикующие лечебное голодание, на третий день ощущают легкость в организме и легко могут перенести десятидневное голодание.

Сенсорная и эмоциональная депривация детей раннего возраста проявляется в дефиците возможностей для установления эмоционально-интимного отношения к определенному лицу либо в разрыве устоявшейся связи. Дети, оказавшиеся в детском доме, интернате или больнице, нередко оказываются в обедненной среде, вызывающей сенсорный голод. Подобная среда вредна для индивидов любого воз­раста, но на малышей она действует особенно губительно.

Многочисленные психологические исследования доказали, что необходимым условием нормального формирования мозга в раннем возрастном периоде является наличие достаточного количества внешних впечатлении, поскольку именно в ходе поступления в мозг разнообразной информации из внешней среды и дальнейшей ее пере­работки происходит тренировка анализаторных систем и соответству­ющих структур мозга.

Социальная депривация

Полное отсутствие или снижение возможности общаться с окружающими людьми, жить, взаимодействуя с обществом, является социальной депривацией. Нарушение личностных контактов с социумом может спровоцировать определенное состояние психики, которое служит патогенным фактором, вызывающим развитие ряда болезненных симптомов. Возникновение нарушений обусловлено социальной изоляцией, уровень жесткости которой бывает различным, что в свой черед устанавливает меру жесткости ситуации депривации.

Выделяют несколько форм социальной депривации, которые разнятся не только лишь по уровню ее жесткости, но по лицу, которое является инициатором. То есть существует определенная личность, которая устанавливает депривационный характер отношений индивида либо группы лиц с широким социумом. В соответствии с этим выделяются нижеприведенные варианты социальной депривации: вынужденная, принудительная, добровольная и добровольно-вынужденная изоляция.

Вынужденная изоляция наступает тогда, когда индивид либо группа лиц оказываются в силу непреодолимых обстоятельств оторванными от социума. Такие обстоятельства не зависят от их воли или от воли общества. К примеру, команда морского судна, попавшая вследствие крушения на необитаемый остров.

Принудительная изоляция наблюдается, когда социум изолирует индивидов не зависимо от их стремлений и желаний, а зачастую и вопреки ним. Примером подобной изоляции выступают заключенные, находящиеся в условиях исправительных учреждений или закрытые социальные группы, нахождение в которых не подразумевает ограничения в правах и не предполагает понижение социального статуса личности (солдаты срочной службы, воспитанники детских домов).

Добровольная изоляция происходит тогда, когда индивиды по собственному желанию дистанцируются от общества (например, монахи или сектанты).

Добровольно-вынужденная изоляция наступает тогда, когда достижение определенной значимой для индивида либо группы лиц цели подразумевает необходимость существенно сузить собственные контакты со знакомым окружением. Например, спортивные школы-интернаты.

Человек является наиболее совершенным созданием на планете Земля, но при этом в период новорожденности и в младенчестве является самым беспомощным существом, поскольку какие-нибудь готовые формы поведенческого реагирования у него отсутствуют.

Депривация детей раннего возраста ведет к снижению их успешности в понимании социума и затруднениям в построении коммуникаций с отдельными субъектами и социумом в целом, что в дальнейшем существенно повлияет на эффективность их жизнедеятельности деятельности.

Кроме этого, нахождение в учреждениях закрытого типа не остается без губительных последствий для детской развивающейся психики.

Социальная депривация детей сирот резко активизирует формирование нежелательных личностных черт, таких как: инфантилизм, неуверенность в себе, иждивенчество, отсутствие самостоятельности, заниженная самооценка. Все это тормозит процесс социализации, ведет к дисгармоничности социального развития детей сирот.

Депривация детей

Дефицит каких-либо условий, предметов или средств, удовлетворяющих материальные нужды, духовные и психические потребности, в условиях постоянной нехватки может быть хроническим, то есть хроническая депривация. Кроме этого, она может быть периодической, частичной или спонтанной и зависит от продолжительности утраты.

Длительная депривация детей задерживает их развитие. Недостаток социальных стимулов и сенсорных раздражителей в процессе детского формирования ведет к торможению и искажению умственного и эмоционального развития.

Для полноценного формирования малышей необходимы многообразные побудители различной модальности (слуховые, тактильные и др.). Их дефицит порождает стимульную депривацию.

Неудовлетворительные условия для обучения и усвоения различных навыков, беспорядочное устройство внешней среды, не дающее возможности постигать, предугадывать и управлять происходящим извне, порождает когнитивную депривацию.

Общественные контакты с взрослым окружением и в первый черед с матерью обеспечивают формирование личности, а их дефицит приводит к эмоциональной депривации.

Эмоциональная депривация влияет на крох следующим образом. Дети становятся вялыми, у них снижается ориентировочная активность, они не стремятся к движению, неизбежно начинается ослабление физического здоровья. Также наблюдается задержка в развитии по всем основным параметрам.

Материнская депривация не утрачивает губительную силу собственного воздействия на всех этапах детского взросления. Вследствие материнской депривации искажается отношение маленькой личности к самой себе, может наблюдаться неприятие ребенком собственного тела или аутоагрессия. Кроме этого ребенком утрачиваются возможности установления полноценных взаимоотношений с другими лицами.

Ограничение возможностей осуществления социальной самореализации через усвоение определенных социальных ролей, а также посредством приобщения к общественным идеям и целям приводит к социальной депривации.

Выраженный результат замедления или нарушения в развитии малышей, который наступает вследствие какой-либо формы депривации, носит название госпитализм.

psihomed.com

2.3. Социальная депривация

Наряду с сенсорной и двигательной выделяют также социальную депривацию. С ней, например, часто сталкиваются пожилые люди после выхода на пенсию, когда разрываются привычные круги общения, уходит ощущение своей нужности обществу и в этом смысле связанности с ним. Здесь важен разрыв именно широких социальных связей, поэтому зачастую даже возможность общения с детьми, внуками, знакомыми не снимает во многих случаях тяжелых переживаний, рождаемых социальной депривацией.

Подобная форма депривации встречается и у молодых людей. Так, нередко молодые мамы, сидящие дома с ребенком, в ситуациях, когда, казалось бы, все в порядке — и муж любит, и ребенок здоров,— вдруг начинают испытывать тоску, тревогу, становятся агрессивными. Известный американский врач Б.Спок, советует молодым матерям в таких случаях не обвинять себя в черствости и нелюбви к ребенку, не пытаться волевым образом сменить агрессию на нежность, а просто рекомендует позвонить по телефону и поболтать с подружкой, зайти в магазин и купить новое платье, сходить в гости, в кино, т. е. восстановить переживания от привычного социального контекста.

Во многие книги вошли рассказы о том, что не только молодые, хрупкие женщины, но и здоровые, сильные мужчины могут страдать от социальной изоляции. Известно, например, что реальный прототип Робинзона Крузо в психологическом отношении был совсем не так благополучен, как его литературное воплощение.

Еще более показательны истории людей, по своей воле уединившихся от общества и специально готовивших себя к этому. Так, в 1895 году англичанин Джошуа Слокам начал свое кругосветное путешествие на яхте «Спрей», где он в одиночестве провел 3 года 2 месяца и 2 дня. Вот что он впоследствии писал: «Я чувствовал себя безнадежно одиноким. Мне было страшно. Любая опасность, даже самая маленькая, в моем сознании вырастала до непреодолимой. Все смешалось в памяти. Смеющиеся и плачущие голоса непрерывно рассказывали мне разные истории...».

Другой известный пример — история Ричарда Барда, который в 1938 году 6 месяцев провел в одиночестве в Антарктиде. Бард предпринял все меры, чтобы не замерзнуть и разнообразить свою жизнь. Надо сказать, что Бард, как человек, любил уединение, а как ученый, стремился выяснить сущность воздействия уединения на личность. Несмотря на это, после трех месяцев пребывания в одинокой антарктической избушке он впал в глубокую депрессию. Позднее, анализируя произошедшее, Р.Бард писал: «Думаю, что человек не может обойтись без звуков, запахов, голосов, общения с другими людьми, как не может жить без фосфора и кальция... Все действия казались мне незаконченными, неполными, бесцельными, лишенными связи с внутренними переживаниями или желаниями. Сотни горьких, навязчивых воспоминаний наплывали на меня ночами... Мои мысли требовали все меньше слов, я месяцами не стригся, стал рассеян... Я искал здесь покоя и духовного обогащения, но теперь ясно вижу, что обретаю лишь разочарование и безысходность» .

Социальная изоляция как таковая у взрослого человека не обязательно ведет к социальной депривации. Чем богаче внутренний, духовный мир человека и чем сильнее он в своих жизненных помыслах, задачах, представлениях связан с миром, с культурой, тем более стойким и толерантным он оказывается к возникновению депривационного синдрома. Наиболее ярким примером могут служить подвижники — религиозные, политические, которые могли годами сидеть в пещере, одиночной камере, сохраняя бодрость духа, ясность мысли, или добровольно становиться отшельниками.

В свое время американский журнал «Омни» опубликовал статью под названием «Дневник пещерной женщины», где рассказано о случае добровольной социальной изоляции.

Стефания Фоллини, 27-летняя итальянка, дизайнер по профессии, приняла участие в эксперименте, названном «Пределы женщины». Цель его состояла в изучении психологического и физиологического эффекта длительного пребывания женщины в пещере, где отсутствует нормальное общение с другими людьми, а также привычные ориентиры — восход и заход солнца, причем, по условиям эксперимента, «пещерная женщина» была лишена часов. Связь со Стефанией осуществлялась через компьютер. Длительность этого эксперимента составила около 5 месяцев.

В результате эксперимента оказалось, что его последствия носят прежде всего биологический и физиологический характер: Стефания похудела и потеряла ощущение времени, у нее изменились некоторые биологические ритмы.

Для нас наиболее интересно то, что, судя по публикации, социальной депривации не возникло. Скорее, наоборот — Стефания во многом обрела себя, глубже поняла свои связи с миром и другими людьми. Так, например, отвечая на вопрос журналиста, может ли изоляция в пещере изменить человеческую суть, она ответила: «Нет. Никаких фундаментальных изменений не может произойти. Вы лучше узнаете себя. Кое-что, конечно, меняется. Длительное отсутствие человеческих контактов позволяет провести экзамен по всем вашим взаимоотношениям».

Что же позволило Стефании Фоллини выйти без психологических потерь или даже с психологическими приобретениями из ситуации, которую с трудом выдерживают даже сильные мужчины (мы писали об этом выше)?

Во-первых, весьма комфортные условия изоляции — наличие 400 книг, гитары, компьютера для общения с внешним миром, план работы по программе научного эксперимента, все бытовые удобства, включая специально устроенный душ с туалетом и зеркалом и т. п.

Во-вторых, исходная установка, которую сама Стефания формулировала так: «... лучше познать, изучить себя, протестировать свои способности и выяснить, могу ли я жить в одиночестве в условиях пещеры... Я хочу полюбить себя сильнее, что, как мне кажется, поможет мне полюбить людей, меня окружающих».

Немаловажное значение имели также и личностные особенности этой «пещерной женщины», ярко проявившиеся в интервью с журналистами через два месяца после начала эксперимента. Отметим следующие, наиболее, с нашей точки зрения, психологически важные моменты.

Первый - возможность активно формировать собственную эмоциональную установку к ситуации эксперимента. На вопрос, как бы она себя чувствовала, если бы эксперимент был продлен, С. Фоллини ответила: «Все будет зависеть от того, как я сама поверну психику: на нейтральное, на позитивное или на негативное отношение к этому решению».

Второй - открытость любому жизненному опыту, способность принимать каждый момент жизни как самоценный, как истинный момент бытия. Отвечая журналисту по поводу того, поддерживает ли ее психологически знание, что она вернется в мир, она сказала: «Даже здесь идет жизнь. Мое возвращение будет изменением, а я люблю изменения, но не думаю о моем возвращении как об освобождении». А когда ее спросили, какой тип людей подходит для подобных экспериментов, Стефания ответила: «...человек, готовящийся к эксперименту по изоляции, должен быть просто открыт всему, что может произойти,— физически, умственно, чувственно».

И еще один вопрос: «Одиночество — хороший учитель, единственный учитель? Или одиночество отвлекает от постижения мудрости?» Ответ: «Одиночество требует помощи ассистентов, которыми являются сила воли и дисциплина».

После всех этих панегириков мужественной и мудрой «пещерной женщине» хочется сказать несколько слов в защиту мужчин — Джошуа Слокама и Ричарда Барда, о которых речь шла выше и которые далеко не так успешно справились с социальной изоляцией. Тем более, что эти слова защиты, с нашей точки зрения, высвечивают те существенные моменты, которые позволяют не превращать ситуацию социальной изоляции в ситуацию социальной депривации.

Стефания Фоллини, хотя и формулировала для себя цели эксперимента как познание себя, своих предельных возможностей и способностей, как бы тем самым замыкая ситуацию изоляции на себе, на самом деле находилась постоянно в интенсивном социальном контакте (пусть и через компьютер) с большой группой людей — организаторами эксперимента, учеными, журналистами и т. п. Возможно, ее социальные связи в период эксперимента были даже более насыщенными и сильными, чем в ее обычной жизни,— ведь она была центром эксперимента, «узлом» этих связей, если вспомнить известное выражение А. де Сент-Экзюпери. Мужчины-отшельники были в принципиально иной ситуации. Они не только реально были лишены какой бы то ни было связи с внешним миром, никак не общались с ним, но и поставленный каждым из них эксперимент над самим собой действительно замыкался на них. Социальные связи были сознательно порваны. Конечно, осталась некоторая общая связь с миром человеческой культуры, но она совершенно была лишена человеческих контактов.

Экстремальная форма социальной депривации возникает у человека в условиях тюрьмы, концентрационного лагеря. Знаменитый австрийский врач, психолог и психотерапевт В.Франкл в своих работах подробно анализирует психологию узника, опираясь на собственный опыт пребывания в фашистских концлагерях во время П мировой войны.

Подробно описывая жестокие условия жизни, то, как они могут разрушать человека физически и морально, он ставил и пытался ответить на вопрос, что позволяет человеку в нечеловеческих обстоятельствах оставаться человеком. Он акцентирует два момента: опору на собственный внутренний мир - он должен быть богат - и постулирование свободы выбора и необходимость в каждый момент осознавать возможность такого выбора и пользоваться им.

Приведем соответственно два фрагмента из первой главы «Опыт переживаний в концентрационном лагере» его книги «Человек в поисках смысла: введение в логотерапию»:

«Вопреки вынужденной физической и психической примитивности лагерной жизни, можно было наблюдать углубление духовной жизни. Сенситивные люди, привыкшие к богатой интеллектуальной жизни, сильно страдали от боли (часто они были деликатной конституции), но нарушение их внутренней «самости» было меньше . Они были способны уходить от ужасного окружения к внутренне богатой жизни и духовной свободе. Только таким образом можно объяснить кажущийся парадокс, состоящий в том, что некоторые узники менее крепкого сложения часто, казалось, были способны лучше пережить лагерную жизнь, нежели люди физически крепкие» (1997, с.187-188).

«Мы, бывшие узники концлагерей, можем вспомнить тех людей, которые поддерживали других узников, делились с ними последним куском хлеба. Их могло быть немного, но они являют собой достаточное доказательство того, что все можно отнять у человека, за исключением одного: последней частицы человеческой свободы - свободы выбирать свою установку в любых данных условиях, выбирать свой собственный путь» (Там же, с.215).

Обратимся теперь к проблеме социальной депривации в детском возрасте.

Учитывая важность уровня личностной зрелости как фактора толерантности к социальной изоляции, можно с самого начала предположить, что чем младше ребенок, тем тяжелее для него будет социальная изоляция.

В книге И. Лангмейера и 3. Матейчека (1984) приводится множество выразительных примеров того, к чему может привести социальная изоляция ребенка. Это и так называемые «волчьи дети», и знаменитый Каспар, Хаузер из Нюрнберга, и, к сожалению, не единичные трагические случаи из жизни современных детей, которых взрослые по каким-то причинам годами держали взаперти - в чуланах, подвалах, закрытых комнатах, не давая им возможности что-либо видеть и с кем-либо общаться. Все эти дети не умели говорить, плохо или совершенно не ходили, непрестанно плакали, всего боялись. Самое страшное, что, когда эта пытка одиночеством кончалась, они оказывались в нормальном мире и ими интенсивно начинали заниматься и профессионалы - врачи, психологи, педагоги, - то даже при самом самоотверженном, терпеливом и умелом уходе и воспитании такие дети за редким исключением на всю жизнь оставались ущербными.

Даже в тех случаях, когда благодаря подвижнической работе происходило развитие интеллекта, сохранялись серьезные нарушения личности и общения с другими людьми. На первых этапах «перевоспитания» дети испытывали очевидный страх перед людьми. Впоследствии боязнь людей сменялась непостоянными и слабо дифференцированными отношениями с ними. В общении таких детей с окружающими бросалась в глаза назойливость и неутолимая потребность в любви и внимании. Проявления чувств характеризовались, с одной стороны, бедностью, а с другой стороны, острой аффективной окрашенностью. Этим детям были свойственны взрывы эмоций — бурной радости, гнева и одновременно - отсутствие глубоких, устойчивых чувств. У них практически отсутствовали высшие чувства, связанные с глубоким переживанием искусства, нравственных коллизий. Следует отметить также, что они в эмоциональном отношении были очень ранимы, даже мелкое замечание могло вызвать у них острую эмоциональную реакцию, не говоря уже о ситуациях, действительно требующих эмоционального напряжения, внутренней стойкости.

Психологи в таких случаях говорят о низкой фрустрационной толерантности. К этому вопросу мы ниже еще вернемся.

Массу жестоких жизненных экспериментов на социальную депривацию поставила с детьми Вторая мировая война. Тщательное психологическое описание одного из случаев социальной депривации и ее последующего преодоления дали в своей знаменитой работе А.Фрейд и С.Дан.

Эти исследователи наблюдали за процессом реабилитации шести 3-летних детей, бывших узников концлагеря в Терезине, куда они попали в грудном возрасте. Судьба их матерей, время разлуки с матерью были неизвестны. После освобождения дети были помещены в один из детских домов семейного типа в Англии в небольшом поместье Булдог Бэнкс. А.Фрейд и С.Дан отмечают, что с самого начала бросалось в глаза то, что дети являли собой замкнутую монолитную группу с чрезвычайно теплым отношением между ее членами. Между этими детьми не было зависти, ревности, они постоянно помогали и подражали друг другу. Вместе с тем симпатии детей не распространялись на людям, не входившим в их маленькую группу. На заботящихся о них взрослых дети либо вообще не обращали внимания, либо проявляли по отношению к ним отрицательные эмоции.

Приведем некоторые зарисовки авторов, дающие представления о характере той сплоченности, которая была у детей этой группы.

Когда дети только прибыли в детский дом, те из них, кто заболевал, пытались по традиции поместить в другую комнату, как обычно это делается в детских учреждениях. Однако от этой практики пришлось отказаться, так как остальные дети не могли заснуть.

С детьми можно было пойти на прогулку, только если они были все вместе. В случае, когда кто-то из них оставался дома, другие не могли успокоиться, пока он к ним не присоединиться.

Один из мальчиков - Поль, который любил кататься на пони, плакал, если ему случалось кататься одному, и успокаивался, только вернувшись ко всей группе.

Когда в группе появился еще один ребенок — приехавшая позже девочка (она также была освобождена из лагеря), ее мгновенно включили в группу. К моменту поступления этой девочки в группу остальные ее члены уже неплохо говорили по-английски, однако с ее появлением они вновь вернулись к той смеси немецких и чешских слов, на котором они говорили в лагере и нп котором могла общаться эта девочка.

В итоге наблюдений и психотерапевтической работы с детьми А.Фрейд и С.Дан пришли к выводу, что к этим детям невозможно было относиться как к отдельным индивидам, но лишь как к группе как неделимому целому.

Таким образом, отношения внутри маленькой детской группы заменили ее членам нарушенные в концентрационном лагере отношения с окружающим миром людей. Тонкие и наблюдательные исследователи показали, что восстановить отношения удалось только через посредство этих внутригрупповых связей.

Похожую историю наблюдали И.Лангмейер и 3.Матейчек «у 25 детей, которых насильно отобрали у матерей в рабочих лагерях и воспитывали в одном тайном месте в Австрии, где они жили в тесном старом доме среди лесов, без возможности выходить на двор, играть с игрушками или увидеть кого-либо иного, чем своих трех невнимательных воспитательниц. Дети после своего освобождения также сначала кричали целыми днями и ночами, они не умели играть, не улыбались и лишь с трудом учились соблюдать чистоту тела, к которой их ранее принуждали только грубой силой. По истечении 2—3 месяцев они обрели более или менее нормальный вид, причем и им при реадаптации сильно помогало «групповое чувство» (1984, С. 264). В современной психологической литературе вместо термина «групповое чувство» используется определение «Чувство МЫ».

Авторы приводят еще один интересный, с нашей точки зрения, пример, иллюстрирующий силу чувства «Мы» у детей из учреждений:

Стоит упомянуть об опыте тех времен, когда детей из учреждений обследовали в клинике, а не непосредственно в учрежденческой среде. Когда дети находились в приемной в крупной группе, то в их поведении не было каких-либо особенностей по сравнению с другими детьми дошкольного возраста, находившимися в той же приемной со своими матерями. Однако когда ребенка из учреждения выключали из коллектива, и он оставался в кабинете один с психологом, то после первой радости от неожиданной встречи с новыми игрушками его интерес быстро падал, ребенок становился беспокойным и плакал, «что дети у него убегут». В то время как дети из семей довольствовались в большинстве случаев присутствием матери в приемной и сотрудничали с психологом с соответствующей мерой уверенности, большинство детей дошкольного возраста из учреждений индивидуально исследовать не удавалось из-за их неприспособленности к новым условиям. Это удавалось, однако, когда в кабинет входило сразу несколько детей вместе и обследуемый ребенок чувствовал поддержку в остальных детях, которые играли в помещении. Дело здесь касается, по-видимому, того же проявления «групповой зависимости», которое — как мы уже упоминали — характеризовало в особо выраженной форме некоторые группы детей, воспитываемых в концентрационных лагерях, и превратилось также в основу их будущей реэдукации» (переучивания.— Авт.) (там же с.264).

Й.Лангмейер, З.Матейчек считают описанное проявление одним из наиболее важных диагностических показателей «депривации учрежденческого типа».

Представленные случаи позволяют прийти к выводу о том, что если для преодоления социальной депривации зрелый человек может найти опору в себе самом, в своем внутреннем мире, то для ребенка, не имеющего пока богатого внутреннего мира и зрелых личностных структур, возможным выходом оказывается единение с себе подобными, формирующим «чувство Мы».

Анализ показывает: чем старше дети, тем в более мягких формах проявляется социальная депривация и тем быстрее и успешнее происходит компенсация в случае специальной педагогической или психологической работы. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур. Многочисленные исследования показывают, что люди, перенесшие в детстве социальную депривацию, обычно продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, все время как бы ждут подвоха со стороны других людей.

Думая о проблеме социальной депривации в детском возрасте, мы постоянно задавали себе вопрос, почему же она не возникала, например, у воспитанников Царскосельского лицея, который дал России плеяду ярких личностей, подлинных граждан, сынов Отчизны. Ведь с самого начала Лицей был задуман как предельно закрытое воспитательное учреждение, условия жизни в котором были довольно жесткими с точки зрения социальной изоляции.

По-видимому, это можно объяснить следующим. Хотя жизнь воспитанников Лицея была намеренно ограждена и от влияния семьи (родственники могли приезжать к ним только по праздникам), от обычной жизни и быта России того времени, все же они постоянно чувствовали неразрывную связь со всем тем, что происходило в России и в мире. Хрестоматийны в этой связи воспоминания лицеистов о том впечатлении, которое произвела на них Отечественная война 1812 года. Не будем приводить здесь всем известные стихи Пушкина «Вы помните, текла за ратью рать...», но приведем отрывок из воспоминаний И.И.Пущина.

«Жизнь наша лицейская сливается с политическою эпохою народной жизни русской; приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве. Началось с того, что мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого Лицея; мы всегда были тут, при их появлении, выходили даже во время классов, напутствовали воинов сердечной молитвой, обнимались с родными и знакомыми; усатые гренадеры из рядов благословляли нас крестом. Не одна слеза тут пролита!» (1975, с.24).

Эту идеальную связь, чувство единства, единения с миром профессора Лицея специально поддерживали и развивали. Вот как пишет об этом И.И.Пущин: «Когда начались военные действия, всякое воскресенье кто-нибудь из родных привозил реляции; Кошанский (профессор российской и латинской словесности.— Прим. И. И. Пущина) читал их нам громогласно в зале. Газетная комната никогда не была пуста в часы, свободные от классов: читались наперерыв русские и иностранные журналы, при неумолкаемых толках и прениях; всему живо сочувствовалось; опасения сменялись восторгами при малейшем проблеске к лучшему. Профессора приходили к нам и научали нас следить за ходом дел и событий, объясняя иное, нам не доступное» (Там же, с.25).

Все лицеисты выросли людьми, говоря современным языком, в высшей степени социальными. Служение обществу, которое каждый из них понимал и осуществлял по-своему — будучи крупным государственным деятелем или декабристом, находящимся в оппозиции к правительству, поэтом или ученым,— было стержнем личностного существования. И тем трогательнее та «неразрывная, отрадная связь» (И.И.Пущин) между лицеистами, которую они пронесли через всю свою жизнь и которая с годами не слабела, а только крепла. Так же, как маленьким узникам нацистских концлагерей, эта связь помогала лицеистам выстаивать в жизни. Так же, как у них, она рождала чувство «Мы», что гениально выразил А.С.Пушкин в стихотворении 1825 г.:

Друзья мои, прекрасен наш союз,

Он как душа неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

Чувство общности, возникающее у детей, оторванных от семьи и от общества, от нормальной социальной жизни - в больнице, концентрационном лагере, в закрытом детском учреждении, - по-видимому, действительно очень важно. Благодаря ему возникает то чувство безопасности, защищенности, «безусловного принятия», которое обычно дает ребенку семья, родной дом.

Тончайший психологический анализ этого момента мы находим в биографии А. С. Пушкина, написанной выдающимся отечественным ученым Ю. М. Лотманом. «Детство,— писал он,— слишком важный этап в самосознании человека, чтобы его можно было бы вычеркнуть, ничем не заменив. Заменой мира детства, мира, к которому человек, как правило, обращается всю жизнь как к источнику дорогих воспоминаний, мира, в котором он узнает, что доброта, сочувствие и понимание — норма, а зло и одиночество — уродливое от нее уклонение, для Пушкина стал Лицей» (1995, с.30). Для Пушкина, подчеркивает Ю. М. Лотман, Лицей всегда оставался родным домом, лицейские товарищи — братьями, а учителя — старшими друзьями.

* *

*

Нами были рассмотрены те виды психической депривации, которые часто сопутствуют материнской депривации. Мы не обсуждали такой важный и широко изучаемый, в частности, в психоаналитически ориентированных исследованиях вид депривации, как сексуальная, поскольку этот вид депривации, несомненно важный для жизни взрослого человека, с нашей точки зрения, не играет существенной роли в жизни ребенка. По прямо противоположной причине мы не рассматривали отдельно такой важный вид депривации, как эмоциональная, поскольку она по сути является сердцевиной материнской депривации.

Конечно, в чистом виде каждый из видов депривации можно выделить только в специальных экспериментах. В жизни они существуют в достаточно сложных переплетениях. Особенно трудно понять, как действуют отдельные депривационные факторы в детском возрасте, когда они накладываются на процесс развития, включающий в себя и физический рост, и созревание нервной системы, и формирование психики. Тем более это трудно в отношении материнской депривации, когда сенсорная, двигательная, социальная депривация являются ее следствием - следствием лишения ребенка с раннего возраста заботы матери, ее тепла.

Как уже отмечалось во введении, о такой депривации можно говорить не только в отношении брошенных детей, детей-сирот, больных детей, на длительный срок помещаемых в клиники без родителей, но и тогда, когда мать эмоционально холодна или слишком занята на работе. Материнская депривация является сегодня важной социальной проблемой во всем мире, и наша страна не исключение.

studfiles.net

Депривация - подробное описание, виды

Депривация – это психо-эмоциональное состояние, которое описывается в психологии, как возникающее из-за ограничения или продолжительного лишения возможности удовлетворения базовых потребностей личности.

Есть много видов депривации в психологии, но все они имеют схожие проявления. Личность, которая не имеет возможности в полной мере удовлетворить свои потребности, становится тревожной, ее начинают беспокоить страхи. Она становится пассивной, теряет интерес к жизни. Это состояние может сопровождаться неожиданными всплесками агрессии.

Уровень депривации у каждой личности может быть разными. «Степень поражения» зависит от нескольких факторов:

  1. Вариант воздействия депривационного раздражителя, степень его «жесткости».
  2. Устойчивость конкретного индивида, опыт преодоления схожих состояний.

Частичное ограничение базовой потребности оказывает на личность не такое отрицательное влияние, как ее полное отсутствие. То, как быстро человек справиться с этим состоянием также зависит от того, в какой степени удовлетворены его остальные потребности.

Чем отличается психологическая депривация от фрустрации?

Депривация и фрустрация – это 2 родственных понятия. Их главное отличие – уровень воздействия на личность. Депривация наносит ей больший вред, нередко приводит к полному разрушению.

При депривации человек лишается того, с чем он еще не был знаком: материальные ценности, опыт общения и т.д. А вот при фрустрации личность лишается того, что у нее было, с чем она хорошо знакома и в чем остро нуждается: еда, социальные блага, физического здоровья и т.д.

Причины депривации

Депривация не возникает просто так. Более того, она может появиться только у людей, которые внутренне к ней предрасположены. В первую очередь, она проявляется у людей с внутренним «вакуумом» ценностей. В психологии это описывается следующим образом. Если человек длительное время лишался чего-то, то со временем он теряет способность следовать правилам, нормам и ценностям, которые имеют место быть в обществе. Чтобы нормально существовать, индивид должен уметь подстраиваться под те условия окружающей среды, в которую он попадает. Если он этого не умеет делать, он чувствует внутренний дискомфорт. Выход из ситуации – формирование новых идеалов и ценностей.

Виды депривации

Есть несколько критериев классификации понятия «депривация». По степени поражения различают 2 вида депривации:

  1. Абсолютная депривация. Это полное отсутствие доступа к различным благам и возможности удовлетворения базовых потребностей.
  2. Относительная депривация. По этим понятием подразумевается субъективное переживание несовпадения ценностных возможностей и личных ожиданий.

По характеру неудовлетворенной потребности различают такие виды депривации:

  1. Сенсорная депривация. При этом виде депривации человек лишается возможности удовлетворять свои потребности, связанные с органами чувств. Сенсорная депривация делится также на зрительную, слуховую, тактильную, осязательную. Ученые также выделяют сексуальную депривацию, когда у человека долго отсутствуют отношения интимного характера.
  2. Патернальная. Депривация характерна для детей, которые растут в неполноценной семье.
  3. Социальная. Этот вид депривации характерен для людей, которые находятся в местах лишения свободы, длительный период находятся на лечении, воспитанников интернатов и т.п.
  4. Двигательная. Депривация развивается в результате ограничения движений. Это может быть связано с инвалидностью, болезнью, специфическими жизненными условиями. Двигательная депривация приводит не только к психическим, но и физическим нарушениям.

Отдельного рассмотрения требует сенсорная и социальная депривация.

Сенсорная депривация

Под этим понятием подразумевается полное или частичное лишение органов чувств возможности реагировать на внешние воздействия. Самый простой вариант — это использования повязки на глаза или затычек для ушей, которые ограничивают возможности зрительного и слухового анализатора. В сложных случаях этой депривации «отключается» сразу несколько анализаторов. Например, вкусовой, обонятельный, зрительный и осязательный.

Сенсорная депривация приносит организму не только вред, но и пользу. Она часто используется в нетрадиционной медицине, психологических экспериментах, в психологии. Короткие периоды депривационного состояния улучшают работу подсознания, стабилизируют работу психики.

Длительное ограничение работы сенсорных анализаторов часто провоцирует тревожность, беспокойство, галлюцинации, асоциальное поведение, депрессии — такие последствия депривации.

Эксперимент с сенсорной камерой

В прошлом столетии ученые решили провести интересный эксперимент по исследованию сенсорной депривации. Они изобрели специальную камеру, которая ограждала испытуемых от воздействий внешней среды. Участники эксперимента располагались в камере горизонтально. После помещения им перекрывали доступ ко всем звукам. Это делалось с помощью своеобразного однотипного шума. Глаза закрывались темной повязкой, а руки — помещались в картонные муфты. Длительность эксперимента не была заранее определена, но проведя ряд исследований ученые выяснили, что больше трех дней человек не может находиться в таких условиях. Подобные ограничения провоцируют галлюцинации, снижают умственные способности.

Пищевая депривация

Особый вид сенсорной депривации — пищевая депривация. В отличие от других нарушений этого рода, она не всегда вызывает отрицательные эмоции и переживания. Неприятные ощущения появляются только у тех, кто лишается пищи не по своей воли. Люди, которые практикуют лечебное голодание, с каждым днем чувствуют себя лучше, у них появляется легкость в организме, повышается жизненная активность.

Сенсорная депривация у детей

В детском возрасте сенсорная депривация проявляется в виде ограничения или лишения возможности эмоционального контактирования с близкими людьми. Если малыш оказывается в больнице или интернате, он нередко испытывает сенсорный голод. Подобные изменения отрицательно сказываются на любом ребенке, но особенно чувствительны к ним дети раннего возраста. Малыши должна получать достаточно ярких и положительных впечатлений. Это способствует формированию способности анализировать информацию, поступающую извне, тренировке соответствующих структур головного мозга, развитие в психологии.

Социальная депривация

Если личность лишается возможности полноценно контактировать с социумом, это провоцирует определенное состояние психики, которое в последствии может стать причиной развития патогенных симптомов и синдромов. Социальная депривация может быть вызвана различными факторами. В психологии выделяют несколько форм этого состояния:

  • добровольная депривация;
  • принудительная депривация;
  • вынужденная депривация;
  • добровольно-вынужденная депривация.

Вынужденная депривация наступает в случае, если человек или группа людей оказывается в условиях, оторванных от социума. Эти обстоятельства не зависят от воли или желания личности. Примером такой депривации может стать трагедия на море, после которой команда корабля оказывается на необитаемом острове.

Принудительная депривация возникает в случае изоляции человека, вопреки его желаниям. Пример такой ситуации — люди, которые находятся в местах лишения свободы, воспитанники интернатов, солдаты срочной службы. Добровольная депривация происходит в тех случаях, когда личность ограничивает удовлетворение потребности в общении по собственному желанию. К таким людям относятся сектанты, монахи. Пример добровольно-вынужденной депривации — воспитанники спортивной школы.

Для взрослого человека последствия социальной депривации не такие катастрофические, как для детей. Ограничение в общении отрицательно сказывается на эффективности жизнедеятельности ребенка и его психическом развитии.

В отдельную группу ученые выделяют эмоциональную, материнскую, отцовскую депривиацию и депривацию сна. Рассмотрим их подробнее.

Эмоциональная депривация

Эмоции и чувства играют в жизни человека немаловажную роль. Под их влиянием происходит формирование личности. Эмоциональная сфера помогает человеку приспосабливаться к различным жизненным изменениям. Благодаря эмоциям человек осознает свое место в жизни. Они оказывают влияние на познавательную сферу, формируют восприятие, мышление, память, развивают сознательность.

Если личность лишена возможности удовлетворять эмоциональную сферу, то ее познавательная область становится бедной и ограниченной в следствии депривации. Это отрицательно сказывается на нормальном психическом развитии. Благодаря психологическим исследованиям было выявлено, что существенное влияние на отношение ребенка к жизни оказывает желание родителей иметь в семье малыша.

Следующий важный этап в развитии личностной сферы — ранний детский возраст. Если в это время малыш окружен вниманием, получает достаточное количество положительных эмоций, то эмоциональная депривация у него вряд ли возникнет, в психологии не произойдет изменений. А вот если все наоборот — то ребенок склонен к депривационным нарушениями. Есть риск возникновения подобных отклонений и в том случае, если малыш постоянно находится в эмоционально изменчивой среде.

Личность, которая в детстве была обделена позитивными эмоциями, во взрослом возрасте часто переживает чувство одиночества, тоски, у нее развивается комплекс неполноценности в психологии.

Недостаток эмоций сказывается и на физическом развитии — малыш развивается с опозданием, его медицинские показатели не дотягивают до нормы. Но если ребенок попадает в нормальную среду, показатели резко меняются в положительную сторону. Яркий пример такого «исцеления» — дети из детских домов, которые попадают на воспитание в полноценные семьи.

Депривация сна

Нормальный, полноценный сон — это залог хорошего самочувствия и здоровья. Если по каким-то причинам человек лишен возможности высыпаться, это сказывается на его физическом и психическом состоянии. Когда речь идет о единичном случае, то отрицательного воздействия на здоровье он не окажет. А вот когда человек лишается полноценного сна регулярно, то у него развиваются депривационные нарушения.

Во время ночного отдыха вырабатывается гормон радости. Если человек не высыпается, нарушается работа его эндокринной системы, замедляются обменные процессы. Такой вид депривации приводит к набору массы, депрессии, головным болям.

Что еще происходит с человеком, который лишается полноценного сна?

  • 1 день без сна — ухудшение реакции, упадок сил;
  • 2 дня без сна — нарушение двигательной активности, снижение умственных реакций;
  • 3 дня без сна — появление невыносимых головных болей;
  • 4 дня без сна — подавление воли, возникновение галлюцинаций. Это самая опасная форма депривации, после которой в организме происходят серьезные и необратимые процессы. Возникает угроза человеческой жизни.

Интересный факт. Ученые доказали, что лишения человека сна может приносить ему не только вред, но и пользу. В результате многочисленных исследований было выяснено, что лишение человека определенной фазы сна помогает ему избавиться от затяжного депрессивного состояния. Несмотря на парадоксальность, это явление имеет простое объяснение.

Лишение сна — это стресс для организма. В этот состоянии начинается выработка катехоламинов — специальных гормонов, отвечающих за эмоциональный тонус. Благодаря шоковой психотерапии появляется интерес к жизни, человек начинает проявлять активность. Прибегать к таким методам лечения самостоятельно врачи не рекомендуют. Оно должно проходить под контролем врача.

Материнская депривация

Потеря матери или длительное лишение общения с ней приводит к возникновению материнской депривации, которая негативно сказывается на личностном развитии малыша. Отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка и такие ситуации:

  1. Женщина слишком рано выходит на работу
  2. Мать уезжает в длительную командировку, сессию
  3. Разлука с матерью после тяжелых родов
  4. Ребенка очень рано отдают в детский сад
  5. Маму и ребенка разлучают вследствие заболевания

Перечисленные ситуации относятся к открытой депривации. Есть еще и скрытая форма, при которой фактически мама находится со своим ребенком, но между ними есть психологическое напряжение. По каким причинам появляется такая депривация? В психологии выделяют такие причины:

  1. Чрезмерное увлечение матерью научной литературой и «правильными» методами воспитания. Женщина абсолютно не обращает внимание на индивидуальные особенности малыша, не слушает свою интуицию.
  2. Враждебные или напряженные отношения между отцом и матерью.
  3. Наличие у матери проблем со здоровьем, в следствие чего она не может выделить достаточное время и полноценно ухаживать за малышом.
  4. Рождение в семье детей-погодок. Мать находится в постоянном напряжении, поэтому не может обеспечить полноценный уход за малышом.

В группу риска входят дети, рожденные в результате нежелательной беременности. Это отрицательно влияет на отношении матери к ребенку, который всегда подсознательно это чувствует. Важным периодом в развитии малыша является ранний возраст — от 0 до 3-х лет. В это время для полноценного развития детской психики важен контакт с матерью. В противном случае возникает внутренняя агрессия, депрессивное состояние. Во взрослом возрасте такой ребенок не сможет строить нормальные отношения с окружающими людьми. Есть теория, что материнская психическая депривация является причиной аутизма.

Отцовская депривация

Отец должен заниматься воспитанием ребенка не меньше, чем мать. Лишения малыша эмоционального контакте с папой приводит к возникновению отцовской депривации. Какие ситуации могут привести к ее появлению?

  • отсутствие положительных эмоциональных отношений отца и ребенка, несмотря на физическое присутствие мужчины в доме;
  • уход отца из семьи;
  • реализация амбиций отцом ребенка;
  • нарушение ролевых позиций в семье. В этом случае отец перенимает на себя материнские функции и наоборот.

Как сказывается отцовская депривация на детском развитии? Ребенок неправильно идентифицирует свою половую принадлежность, становится несостоятельным и эмоционально уязвимым. Это сказывается и на способности правильно выстраивать отношения с людьми, невозможности правильно и грамотно выстроить отношения с собственными детьми.

Последствия психологической депривации

Лишение ребенка возможности удовлетворять базовые потребности отрицательно сказывается на развитии головного мозга, формировании когнитивных функций. Малыш растет несобранным, неуверенным в себе. Он редко улыбается, выражает свои эмоции. Его физическое и психическое развитие замедляется, формируется неудовлетворенность собой и собственной жизнью.

В результате психологических исследований было выявлено, что для нормального, полноценного развития малыша нужно обнимать и целовать как минимум 8 раз в день.

У взрослых депривация возникает на фоне пережитого депривационного состояния в детстве, это оставляет отпечаток в психологии. Он чувствует себя ненужным, не может найти свое место в жизни, переживает депрессию, постоянное чувство тревоги. Выйти из подобного состояния можно, но необходима длительная психотерапевтическая работа со специалистов.

Помощь людям, которые перенесли депривацию

Коррекционная и психотерапевтическая работа имеет несколько этапов и направлений. Только тщательная и последовательная проработка каждого этапа поможет справиться с негативными последствиями, которые возникают вследствие депривации.

Направления работы:

  1. Работа с самооценкой, оздоровление отношений с людьми. Человек учится видеть положительные стороны жизненных ситуации, тщательно анализировать их и адекватно оценивать.
  2. Работа с личной уязвимостью. Человек учится воспринимать ситуацию без лишних эмоций, обучается рассудительности, видеть причинно-следственные связи.
  3. Работа с идентификацией чувств. Личность учится взаимодействовать с другими людьми, выражать эмоции, разбираться в чувствах других людей.

Работа с человеком, который столкнулся с депривацией, может проходить индивидуально либо в группе. Психотерапевт подбирает техники и методики работы, ориентируясь на то, какая депривация имела место быть в жизни человека, ее длительность и степень влияния на психику. Корректировать последствия самостоятельно нежелательно, чтобы ситуация еще больше не усугубилась.

chtoikak.ru

Социальная депривация | Мир Психологии

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

Социальная депривация (от лат. deprivatio - потеря, лишение) - психическое состояние, является следствием по тем или иным причинам произошедшего нарушения контактов индивида с социумом. Такие нарушения всегда сопряжены с фактом социальной изоляции, степень жесткости которой может быть различной, что в свою очередь определяет меру жесткости депривационной ситуации.

Термин социальная депривация - неоднозначен и не имеет конкретного определения, путаница в определении социальная депривация вытекают из внешнее сходство с социальной изоляцией.

Формы социальной депривации различны не только по степени ее жесткости, но и по тому, кто является ее инициатором, кто именно задает депривационный характер отношений группы с широким социумом - она сама или же общество, целенаправленно создавая для решения определенных задач в той или иной мере закрытое от других человеческих сообществ объединение людей.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

ДЕПРЕВАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - недостаточность контактов с окружающей средой, накладывающая отпечаток на психическое развитие синдромы(Каспара Хаузера, Маугли) или нарушающая сложившиеся ранее механизмы социальной адаптации: например, экзистенциальная депрессия [Haufner H., 1954], тяжелые невротические состояния в связи с уходом на пенсию, потерей близких и т.п.

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ - лишение или резкое ограничение социальных контактов индивида с социумом.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

www.persev.ru

описание, виды, причины и лечение

В психологии есть такое понятие как депривация. Оно означает психическую реакцию на неудовлетворенную потребность. К примеру, девушку бросил парень и ее одолевает эмоциональная депривация, потому что она начинает испытывать дефицит эмоций, скучать по тому, что было раньше, но больше не получать этого. Таких ситуаций можно привести много в зависимости от видов депривации. Но самое главное, это знать, как не допустить такого состояния или свести его проявления к минимуму.

Определение

Слово пришло к нам из латинского языка. Deprivation переводится как «потеря», «лишение». Так и происходит: человек теряет возможность удовлетворить свои психофизиологические потребности и испытывает при этом негативные эмоции. Это может быть обида, волнение, страх и многое другое. И, чтобы не путаться в определениях, решено было свести это состояние потерянности в единое целое. Так и возникло понятие депривации, которое охватывает все возможные эмоции. Сущность депривации заключается в нехватке контакта между желательными реакциями и подкрепляющими их стимулами.

Депривация может погрузить личность в состояние тяжелой внутренней опустошенности, из которой сложно найти выход. Вкус к жизни пропадает, и человек начинает просто существовать. Он не получает удовольствия ни от еды, ни от любимых занятий, ни от общения с друзьями. Депривация повышает уровень тревожности, человек начинает бояться пробовать новые модели поведения, пытаясь сохранить стабильное состояние, в котором ему комфортно. Он попадает в ловушку собственного разума, выйти из которой порой может помочь только психолог. Даже самая сильная личность иногда «ломается» под воздействием той или иной ситуации.

Многие путают депривацию с фрустрацией. Ведь что-то общее у этих состояний, определенно, есть. Но это все равно разные понятия. Под фрустрацией подразумевается фиаско в достижении удовлетворения определенной потребности. Т.е., человек понимает, откуда взялись негативные эмоции. А феномен депривации в том, что она может не осознаваться, и иногда люди годами живут и не понимают, что их гложет. И это самое страшное, потому что психологу непонятно, что лечить.

Виды

Углубляясь в тему, рассмотрим разные виды депривации в теории, а также приведем примеры для полного понимания. Классификация подразумевает деление по типу потребности, которая не была удовлетворена и вызвала депривацию.

Сенсорная (стимульная)

От латинского sensus – чувство. Но что такое сенсорная депривация? Это состояние, в которое входят все стимулы, связанные с ощущениями. Зрительные, слуховые и, конечно, тактильные. Банальная нехватка телесных контактов (рукопожатия, объятия, сексуальная близость) может спровоцировать тяжелейшее состояние. Оно может быть двойственным. Одни начинают компенсировать сенсорный дефицит, а другие агрессируют и внушают себе, что «не очень то и хотелось». Простой пример: девочка, которую недолюбили в детстве (мама не прижимала к груди, отец не катал на плечах) будет либо искать нежность на стороне в беспорядочных половых связях, либо замкнется в себе и станет старой девой. Из крайности в крайность? Именно так. Поэтому сенсорная депривация очень опасна.

Частным случаем этого типа является зрительная депривация. Она случается редко, но, что называется, «метко». Заложником зрительной депривации может стать человек, который резко и внезапно лишился зрения. Понятно, что он привыкает обходиться без него, но психологически это очень тяжело. Причем, чем старше человек, тем ему сложнее. Он начинает вспоминать лица своих близких, природу вокруг и понимать, что больше не может насладиться этими образами. Это может привести к затяжной депрессии или даже свести с ума. То же самое может спровоцировать двигательная депривация, когда человек из-за болезни или вследствие ДТП теряет способность к двигательной активности.

Когнитивная (информационная)

Кому-то когнитивная депривация покажется странной, но это одна из самых распространенных форм. Заключается такой тип депривации в лишении возможности получать достоверную информацию о чем-либо. Это заставляет человека додумывать, придумывать и фантазировать, рассматривая ситуацию через призму собственного видения, придавать ей несуществующие значения. Пример: моряк, отправившийся в дальнее плавание. У него нет возможности связаться с родственниками, и он в какой-то момент начинает паниковать. А вдруг жена изменила? Или что-то случилось с родителями? При этом важно, как поведут себя окружающие: будут ли они его успокаивать или, наоборот, подначивать.

В телешоу «Последний герой», которое раньше выходило в эфир, люди тоже пребывали в когнитивной депривации. У редакторов программы была возможность сообщать им о том, что творится на большой земле, но они сознательно этого не делали. Потому что зрителю было интересно наблюдать за героями, длительно находящимися в нестандартной ситуации. А наблюдать было за чем: люди начинали переживать, у них повышалась тревожность, начиналась паника. И в таком состоянии еще нужно было бороться за главный приз.

Эмоциональная

Об этом мы уже говорили. Это нехватка возможностей получить те или иные эмоции либо перелом ситуации, в которой человек был эмоционально удовлетворен. Яркий пример: материнская депривация. Это когда ребенок лишен всех прелестей общения с матерью (речь идет не о биологической матери, а о женщине, способной дать малышу любовь и ласку, материнскую заботу). И проблема в том, что заменить это ничем нельзя. Т.е., если мальчик воспитывался в детском доме, он будет пребывать в состоянии материнской депривации до конца жизни. И даже если он в будущем будет окружен любовью жены, детей и внуков, это будет не то. Отголоски детской травмы будут присутствовать.

Скрытая материнская депривация может случиться у ребенка, даже если он будет воспитываться в семье. Но если мама постоянно работает и не уделяет малышу время, то он тоже будет нуждаться в заботе и внимании. Также это случается в семьях, где после одного ребенка вдруг рождается двойня или тройня. Все время уходит на младших детей, поэтому старший погружается в вынужденную материнскую депривацию.

Еще один распространенный случай – это семейная депривация. Она включает лишение общения не только с матерью, но и с отцом. Т.е. отсутствие института семьи в детском возрасте. И опять же, повзрослев, человек создаст семью, но он будет в ней играть другую роль: уже не ребенка, а родителя. Кстати, патернальная депривация (лишение возможности воспитываться с отцом) постепенно входит в норму из-за свободного отношения к половым контактам. У современного мужчины может быть несколько детей от разных женщин, и, разумеется, какие-то из них будут страдать от недостатка отцовского внимания.

Социальная

Ограничение возможности играть социальную роль, находиться в обществе и быть признанным им. Психосоциальная депривация присуща пожилым людям, которые из-за проблем со здоровьем предпочитают не выходить из дома и коротать вечера в одиночестве перед телевизором. Оттого так ценны различные кружки для пенсионеров, где бабушки и дедушки хотя бы просто общаются.

Кстати, социальная депривация может использоваться и как наказание. В легкой форме, это когда мама не пускает провинившегося ребенка гулять с друзьями, запирая его в комнате. В тяжелой – это заключенные, проводящие годы, а то и жизнь в местах лишения свободы.

Особенности у детей

В психологии часто рассматривается именно депривация у детей. Почему? Во-первых, потому что у них больше потребностей. Во-вторых, потому что взрослый человек, лишенный чего-либо, может как-то попытаться компенсировать этот недостаток. А ребенок не может. В-третьих, дети не просто тяжело переживают депривацию: это часто сказывается на их развитии.

Ребенок нуждается в тех же самых потребностях, что и взрослый. Самое простое – это общение. Оно играет ключевую роль в формировании осознанного поведения, помогает приобрести многие полезные навыки, развить эмоциональное восприятие, повысить интеллектуальный уровень. Причем, для ребенка очень важно общение со сверстниками. В этом плане часто страдают дети богатых родителей, которые вместо того, чтобы отвести малыша в сад, нанимают ему кучу гувернанток и воспитательниц на дому. Да, ребенок вырастет воспитанным, начитанным и вежливым, но социальная депривация не позволит ему найти свое место в обществе.

Депривация прослеживается и в педагогике. Ее отличие в том, что эта потребность в детском возрасте не ощущается. Даже наоборот: ребенок порой не хочет учиться, ему это в тягость. Но если упустить эту возможность, то в будущем начнется тяжелейшая педагогическая депривация. И она будет выражаться в отсутствии не только знаний, а еще и многих других навыков: терпение, упорство, стремление и др.

Проявления

Внешние способы проявления те же, что и у взрослых. И родители или воспитатели должны правильно распознавать эмоции ребенка, чтобы понять, каприз это или один из признаков депривации. Две наиболее распознаваемые реакции, это гнев и замкнутость.

Гнев и агрессия

Причиной гнева может стать неудовлетворение физиологической или психологической потребности. Не купили конфету, не дали игрушку, не отвели на детскую площадку – казалось бы, ерунда, а ребенок злится. Если такое состояние будет повторяться, это может превратиться в депривацию, и тогда гнев будет проявляться не только в крике и метании вещей, но и в более сложных состояниях. Некоторые малыши рвут на себе волосы, а у кого-то даже может начаться недержание мочи как следствие проявления агрессии.

Замкнутость

Состояние, обратное гневу. Ребенок компенсирует депривацию, пытаясь убедить себя, что ему не нужна эта игрушка или конфета. Малыш успокаивается и уходит в себя, находя занятия, не требующие выплеска эмоций. Он может молча собирать конструктор или даже просто бездумно водить пальцем по ковру.

Любая неудовлетворенная психическая депривация в детском возрасте может оказать негативное влияние на будущее и перерасти в серьезные психологические травмы. Практика показывает, что большинство убийц, маньяков и педофилов имели проблемы либо с родителями, либо с социумом. И все это являлось последствиями эмоциональной депривации в детстве, потому что именно ее сложнее всего компенсировать во взрослом возрасте.

Психологические проблемы депривированных детей рассматривали многие ученые-психологи. Диагностика и анализ позволили понять, что именно гложет детей того или иного возраста. Многие работы изучаются современниками, которые выстраивают свои методики для помощи родителям и их детям. Любопытными являются депривационные описания Я.А.Коменского, Ж.Итара, А.Гезелла, Дж.Боулби.

Депривация сна

Еще одна распространенная депривация, которой подвержены многие современные люди. Если говорить простым языком – это банальный недосып. Примечательно, что некоторые люди осознанно идут на это, проводя ночи не в постели, а в ночных клубах или возле компьютера. Другие же вынуждены лишаться сна из-за работы (трудоголики), детей (молодые мамы), тревоги. Последнее может быть вызвано разными причинами. И если человек не спит из-за повышенной тревожности, он попадает в замкнутый круг. Сначала он тревожится и потому не спит. А затем депривация сна приводит к возникновению тревожных состояний.

Депривация сна при депрессии относится к вынужденному состоянию. Потому что человек, возможно, хочет уснуть, но не может. Т.е., он находится в постели, то сон не идет из-за возникающих депрессивных мыслей. Чтобы побороть оба состояния – депривацию сна и депрессию – достаточно немного поспать.

Помощь

Не каждый депривационный синдром требует вмешательства психологов. Нередко человек может справиться с таким состоянием самостоятельно либо с помощью родных и близких. Примеров масса. Чтобы выйти из социальной депривации, достаточно записаться на танцы или другой кружок по интересам. Проблема нехватки интеллектуальных ресурсов решается подключением безлимитного Интернета. Дефицит тактильных контактов проходит после заведения любовных отношений. Но, конечно, более тяжелые случаи требуют серьезного подхода, и без глобальной помощи (иногда на государственном уровне) уже не обойтись.

Справляться с последствиями детских социальных деприваций помогают реабилитационные центры, где ребенок получает не только внимание и заботу, но и общение со сверстниками. Конечно, это покрывает проблему лишь частично, но важно положить начало. То же самое относится к организации бесплатных концертов или чаепитий для пенсионеров, которые тоже нуждаются в общении.

В психологии с депривацией борются и иными способами. Например, компенсацией и реализацией себя в другой деятельности. Так, инвалиды часто начинают заниматься каким-то видом спорта и участвуют в паралимпийских соревнованиях. Некоторые люди, лишившиеся рук, открывают в себе талант рисования ногами. Но это касается сенсорной депривации. Тяжелые эмоциональные лишения компенсировать сложно. Необходима помощь психотерапевта. 

Оцените эту статью:

Всего голосов: 101

4 101

Читайте также

mozgius.ru

депривация социальная - это... Что такое депривация социальная?


депривация социальная
Д. в связях с окружающей социальной средой, возникающая, напр., в результате ухода на пенсию, утраты близких людей или физического здоровья.

Большой медицинский словарь. 2000.

  • депривация сенсорная
  • депротеинизация вирусов

Смотреть что такое "депривация социальная" в других словарях:

  • Депривация социальная — лишение возможности общаться с людьми, функционировать в обществе людей. Последствия ранней социальной депривации иллюстрируют широко известные факты воспитания детей человека животными. Дефицит общения может служить существенным патогенным… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Депривация — (англ. deprivation лишение, утрата) – 1. лишение или ощущение появления существеннго дефицита объектов удовлетворения основных потребностей; 2. психологическое состояние, непосредственно вызванное утратой объектов актуальных потребностей; 3. в… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Депривация — См. также: Социальная депривация и Депривация сна Депривация (лат. deprivatio  потеря, лишение)  психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей. В социологии используются… …   Википедия

  • Социальная депривация — Статья состоит из словарного определения термина. Пожалуйста, доработайте статью, приведя ее в соответствие с правилами. Подробности могут быть на странице обсуждения. В Википедии статьи, состоящие только из словарного определения, не… …   Википедия

  • ДЕПРИВАЦИЯ — (DEPRIVATION) В рамках социологического анализа депривация в широком смысле определяется как неравенство доступа к социальным благам. Депривация охватывает бедность и другие формы социального неблагополучия. В Британии в 1970 е гг. М. Браун и Н.… …   Социологический словарь

  • Депривация — [позднелат. deprivatio потеря, лишение] (в психологии) психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно… …   Психологический лексикон

  • Депривация — (англ. deprivation – лишение, утрата). В медицине: недостаточность удовлетворения каких либо потребностей организма. Д. двигательная – недостаточность двигательной активности в связи с ограничением пространства, образом жизни и т.п. Д.… …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • Социальная олигофрения — не вполне корректный термин, обозначающий относительно неглубокую умственная отсталость, вызванную социальными причинами (эмоциональная депривация, недостаточная забота о детях, педагогическая запущенность, дефекты органов чувств, дефицит питания …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ — – лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания и развития всех и каждого ребенка. Крайним выражением С.д. ребенка стало большое количество полусирот и сирот …   Терминологический ювенологический словарь

  • Относительная депривация — Депривация (лат. deprivatio потеря, лишение) психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей. В социологии используются понятия абсолютной и относительной депривации. В социальной психологии… …   Википедия

dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о