Соционика 16 типов – Соционика. 16 типов личности. Тест. Я INTJ! А кто ты?

16 типов личности, которые окружают каждого человека — Жизнь под Лампой!

Для того, чтобы понять и обрести себя, даже взрослым людям (не говоря о подростках) часто приходится тратить годы на консультации с психологами, семинары и тренинги, позволяющие открыться и ответить себе на два главных вопроса: «Кто я?» и «Чего я хочу?». По словам коучей, самыми явными причинами непринятия себя являются внутренние конфликты между личными, истинными желаниями и обязательствами, которые накладываются обществом. Мы изучили соционику — одну из самых интересных современных концепций, которая делит людей на 16 типов и помогает понять свой характер, основные потребности и наилучшие варианты развития своей личности.

Что такое соционика?

В 1970 году литовский психолог Аушра Аугустинавичюте представила новую концепцию, которая базируется на типологии личностей психолога Густава Юнга. Ученый делил общество на экстравертов и интровертов, а Аушра дополнила его учение, разделив людей на 16 типов исходя из функционирования их восприятия информационного потока. В соционике существуют главные критерии восприятия реальности, которые также распределены по функциям. Например, рациональность у одного человека может быть базовой функцией, а у другого — внушаемой: он не понимает этот критерий и нуждается в помощи.

  • рациональность (доверие фактам)
  • иррациональность (доверие ощущениям)
  • логика (действия исходя из общих правил)
  • этика (действия исходя из обстоятельств)
  • сенсорика (формирование мнения через внешние воздействия)
  • интуиция (формирование мнения через подсознание)

Кроме перечисленных характеристик, психолог выделила 4 группы людей исходя из особенностей поведения: родители, инфантилы, агрессоры и жертвы. По мнению Аушры, люди с противоположными психологическими признаками являются идеальными парами — дуалами, которые образуют 8 соционических пар. Помимо дуальных отношений психолог предусмотрела такие варианты коммуникации между типами, как: конфликтные, миражные, зеркальные, тождественные, квазитождественные, ревизные, супер-эго, родственные, полудуальные, подконтрольные, деловые и отношения противоположностей.

Стоит отметить, что названия типажей заимствованы из истории и литературы для того, чтобы их описания не нуждались в длинных уточнениях. К слову, все понимают, что типаж «Жуков» (или Маршал) является авторитарной, рациональной личностью, так что именно это и упрощает процесс восприятия соционики как науки.

Инфантилы+Родители

Дон Кихот — Дюма

Робеспьер — Гюго

Гексли — Габен

Достоевский — Штирлиц

Виктимы +Агрессоры

Гамлет — Максим Горький

Есенин — Жуков

Джек Лондон — Драйзер

Бальзак — Наполеон

Как использовать соционику в повседневной жизни?

Для начала специалисты по соционике рекомендуют пройти он-лайн тестирование или сходить на консультацию, благодаря чему человек может узнать свой тип личности. После этого профи предлагают обратить внимание на различные описания своего соционического вида. В качестве помощи в расшифровке своего типа специалисты часто предоставляют примеры из кино, где герои являются яркими представителями того или иного типажа. Мы собрали самые яркие примеры, которые, возможно вам могут помочь.

Дон Кихот — Д’артаньян, Кевин МакКалистер («Один дома»)

Дюма — Рон Уизли («Гарри Поттер»)

Робеспьер — Росс Геллер («Друзья»)

Гюго — Мадлен («Большая маленькая ложь»), Джо Триббиани («Друзья»)

Гамлет — Блэр Уолдорф («Сплетница»), Джоан («Безумцы»), Мария Елена («Вики Кристина Барселона»)

Максим Горький — Прю Холливелл («Зачарованные»), Леон («Леон»)

Есенин — Бэтти («Безумцы»), графиня Кора Грэнтем («Аббатство Даунтон»), Эшли Уилкс («Унесенные ветром»), Джек Доссон («Титаник»)

Жуков — Саманта Джонс («Секс в большом городе»), Лара Крофт («Лара Крофт»)

Джек Лондон — Миранда Хоббс («Секс в большом городе»), Тирион Ланнистер («Игра престолов»), Скарлетт О Хара («Унесенные ветром»)

Драйзер — Бри Ван де Камп («Отчаянные домохозяйки»), Рейчел Зейн («Форс мажоры»)

Бальзак — Уэнздей Аддамс («Семейка Аддамс»),

Наполеон — Чак Бас («Сплетница»), Габриэлла Солис («Отчаянные домохозяйки»), Роуз Дьюитт Бьюкейтер («Титаник»)

Гексли — Бриджит Джонс («Дневник Бриджит Джонс»), Кэрри Брэдшоу («Секс в большом городе»), Серена ван дер Вудсен («Сплетница»)

Габен — Том Рипли («Талантливый мистер Рипли»), Марк Дарси («Гордость и предубеждение»)

Достоевский — Шарлотта Йорк («Секс в большом городе»), Амели («Амели»), Селеста («Большая маленькая ложь»)

Штирлиц — Гермиона Грейнджер («Гарри Поттер»), Китнес Эвердин («Голодные игры»), Линетт Скаво («Отчаянные домохозяйки»)

Источник: tolko.news

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook:

lamp.im

16 типов личности, которые окружают каждого человека

Соционика: 16 типов личности, которые окружают каждого человека

Для того, чтобы понять и обрести себя, даже взрослым людям (не говоря о подростках) часто приходится тратить годы на консультации с психологами, семинары и тренинги, позволяющие открыться и ответить себе на два главных вопроса: «Кто я?» и «Чего я хочу?». По словам коучей, самыми явными причинами непринятия себя являются внутренние конфликты между личными, истинными желаниями и обязательствами, которые накладываются обществом. Мы изучили соционику — одну из самых интересных современных концепций, которая делит людей на 16 типов и помогает понять свой характер, основные потребности и наилучшие варианты развития своей личности.

Что такое соционика?

В 1970 году литовский психолог Аушра Аугустинавичюте представила новую концепцию, которая базируется на типологии личностей психолога Густава Юнга. Ученый делил общество на экстравертов и интровертов, а Аушра дополнила его учение, разделив людей на 16 типов исходя из функционирования их восприятия информационного потока. В соционике существуют главные критерии восприятия реальности, которые также распределены по функциям. Например, рациональность у одного человека может быть базовой функцией, а у другого — внушаемой: он не понимает этот критерий и нуждается в помощи.

  • рациональность (доверие фактам)
  • иррациональность (доверие ощущениям)
  • логика (действия исходя из общих правил)
  • этика (действия исходя из обстоятельств)
  • сенсорика (формирование мнения через внешние воздействия)
  • интуиция (формирование мнения через подсознание)

Кроме перечисленных характеристик, психолог выделила 4 группы людей исходя из особенностей поведения: родители, инфантилы, агрессоры и жертвы. По мнению Аушры, люди с противоположными психологическими признаками являются идеальными парами — дуалами, которые образуют 8 соционических пар. Помимо дуальных отношений психолог предусмотрела такие варианты коммуникации между типами, как: конфликтные, миражные, зеркальные, тождественные, квазитождественные, ревизные, супер-эго, родственные, полудуальные, подконтрольные, деловые и отношения противоположностей.

Стоит отметить, что названия типажей заимствованы из истории и литературы для того, чтобы их описания не нуждались в длинных уточнениях. К слову, все понимают, что типаж «Жуков» (или Маршал) является авторитарной, рациональной личностью, так что именно это и упрощает процесс восприятия соционики как науки.

Инфантилы+Родители

Дон Кихот — Дюма

Робеспьер — Гюго

Гексли — Габен

Достоевский — Штирлиц

Виктимы +Агрессоры

Гамлет — Максим Горький

Есенин — Жуков

Джек Лондон — Драйзер

Бальзак — Наполеон

Как использовать соционику в повседневной жизни?

Для начала специалисты по соционике рекомендуют пройти он-лайн тестирование или сходить на консультацию, благодаря чему человек может узнать свой тип личности. После этого профи предлагают обратить внимание на различные описания своего соционического вида. В качестве помощи в расшифровке своего типа специалисты часто предоставляют примеры из кино, где герои являются яркими представителями того или иного типажа. Мы собрали самые яркие примеры, которые, возможно вам могут помочь.

Дон Кихот — Д’артаньян, Кевин МакКалистер («Один дома»)

Дюма — Рон Уизли («Гарри Поттер»)

Робеспьер — Росс Геллер («Друзья»)

Гюго — Мадлен («Большая маленькая ложь»), Джо Триббиани («Друзья»)

Гамлет — Блэр Уолдорф («Сплетница»), Джоан («Безумцы»), Мария Елена («Вики Кристина Барселона»)

Максим Горький — Прю Холливелл («Зачарованные»), Леон («Леон»)

Есенин — Бэтти («Безумцы»), графиня Кора Грэнтем («Аббатство Даунтон»), Эшли Уилкс («Унесенные ветром»), Джек Доссон («Титаник»)

Жуков — Саманта Джонс («Секс в большом городе»), Лара Крофт («Лара Крофт»)

Джек Лондон — Миранда Хоббс («Секс в большом городе»), Тирион Ланнистер («Игра престолов»), Скарлетт О Хара («Унесенные ветром»)

Драйзер — Бри Ван де Камп («Отчаянные домохозяйки»), Рейчел Зейн («Форс мажоры»)

Бальзак — Уэнздей Аддамс («Семейка Аддамс»),

Наполеон — Чак Бас («Сплетница»), Габриэлла Солис («Отчаянные домохозяйки»), Роуз Дьюитт Бьюкейтер («Титаник»)

Гексли — Бриджит Джонс («Дневник Бриджит Джонс»), Кэрри Брэдшоу («Секс в большом городе»), Серена ван дер Вудсен («Сплетница»)

Габен — Том Рипли («Талантливый мистер Рипли»), Марк Дарси («Гордость и предубеждение»)

Достоевский — Шарлотта Йорк («Секс в большом городе»), Амели («Амели»), Селеста («Большая маленькая ложь»)

Штирлиц — Гермиона Грейнджер («Гарри Поттер»), Китнес Эвердин («Голодные игры»), Линетт Скаво («Отчаянные домохозяйки»)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook:

published on cemicvet.ru according to the materials lamp.im — Под лампой

cemicvet.mediasole.ru

Соционика и шестнадцать типов квантовой телепортации: scinquisitor — LiveJournal

Сегодня подписчик прислал мне сообщение, что на предмете «персональный менеджмент» в МИРЭА их стали учить соционике. Я хотел написать короткую ироничную заметку о состоянии системы образования, но начал копать глубже… и переместился в мир дичайшего треша и мракобесия, который удивил даже меня.

Легко догадаться, что с соционикой что-то не так. Она оперирует размытым понятием «информационный метаболизм» и предлагает делить по нему людей ровно на 16 типов. Причем обозначения у этих типов довольно смешные: Штирлиц, Наполеон, Бальзак, Гамлет и так далее.

Интересно, насколько основательными были исследования психологических особенностей Наполеона, Дюма и Дона Кихота, что их имена связали с типами сенсорно-этический экстраверт, сенсорно-этический интроверт и интуитивно-логический экстраверт соответственно. Кому сдавал психологический тест Наполеон? И особенно интересно, как его сдавали Дон Кихот, Гамлет и другие вымышленные персонажи.

Но, вероятно, это просто красивые описательные образы, основанные на культурных стереотипах. Насколько научна сама типология?

Начнем с формальных признаков.

Вы не найдете статей по соционике ни в одном приличном международном научном журнале по психологии. Вы не найдет их в международных базах данных PubMed, Scopus, Web of Science. Все ограничивается не рецензируемыми монографиями, а также статьями в журналах «мурзилках» и некоторыми диссертациями, авторы которых изложили свои результаты в упомянутых «мурзилках».

Вот пример «мурзилки»: «Соционика, ментология и психология личности».

«Читая наш журнал, Вы сможете глубоко разобраться в психологии собеседника или партнера, постигнете тайны человеческих отношений, психики человека и его индивидуальности. В журнале также с позиции соционики анализируются социально-исторические и политические процессы в обществе. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)».

Главный редактор: Букалов Александр Валентинович, «директор Международного института соционики, доктор философии в области психологии, доктор философии в области соционики». В своем собственном журнале Александр Валентинович легко публикует статьи не только по соционике, но и такие: «Квантовые тела человека: голографичность психики и психические аномальные феномены» и «Квантовые структуры и волновые процессы в живых организмах».

Вот краткое содержание первой:

«Показано, как левионная теория квантовых тел человека объясняет известные феномены голографической работы мозга. Рассматриваются различные исследования психокинетических явлений. Показано, что возможность существования подобных явлений объясняется тем, что молекулярные структуры могут находится под жестким управлением квантовых сверхтекучих левионных тел. Обсуждается также возможность объяснения феноменов психокинеза и телепортации».

Отмечу, что автор этого бреда не просто «директор Международного института соционики», а самый цитируемый современный адепт «соционики». Английская статья в википедии про соционику пропитана ссылками на его опусы, будто он сам ее правил. А РИНЦ насчитает 382 его публикации (включая упомянутые про телепортацию) с общим количеством цитирований: 1632. 123 из этих публикаций в собственном журнале «Соционика, ментология и психология личности».

Но оказывается, что Александр Букалов еще и физик. Во всяком случае, он же является главным редактором журнала «Физика сознания и жизни, космология и астрофизика», где сам же и опубликовал 114 статей. Например, таких: «О рождении пространственно-временных областей и их эволюции в космологической модели со сверхпроводимостью». Еще 81 статью Александр опубликовал в журнале «Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология». Там он тоже главный редактор. Как и в журнале «Психология и соционика межличностных отношений», где у него 43 статьи.

Еще Александр Букалов является главным редактором журнала «Происхождение языка и культуры: древняя история человечества». Там он опубликовал 14 своих статей, например, «Термин и топоним майдан в свете миграций индоевропейских народов». Все это есть в РИНЦ.

Scopus, разумеется, никакого Букалова не знает. Вернее знает одного химика и одного материаловеда, но это другие люди. Думаю, это все, что вам нужно знать про Александра Букалова как честного и самокритичного исследователя и про РИНЦ.

А вот что нам сообщает Международный институт соционики:

«Широкое распространение соционики как научного направления подтверждается тем, что за последние 15 лет соционические идеи и методы использованы более чем в 800 диссертациях по всем разделам гуманитарных наук и в ряде технических наук. <…> В настоящее время соционика преподается более чем в 150 университетах России, Украины, стран СНГ и стран Европейского союза».

Действительно, слово «соционика» упоминается в 873 документах на сайте dissercat (для сравнения, слово «гомеопатия» упоминается в 753 документах, а слово «астрология» в 618). Правда далеко не все из них имеют отношение к психологии или подбору персонала. Например, на труды социоников ссылаются и диссертации вроде «Лингвистические основы гармонии и гармонической организации художественного текста в метапоэтике В. Набокова» или «Гендерно ориентированный медиатекст журнальной обложки».

Но психологические диссертации со ссылками на соционику есть. Я посмотрел несколько из них, и те, что мне попались, были больше похожи на школьные сочинения по литературе. Ничего удивительно, учитывая, что ни одна работа по соционике не дотянула до нормального рецензируемого научного журнала. И это все, что нам надо знать о качестве диссертаций в РФ.

Теперь, когда мы разобрались с формальными признаками, давайте обсудим содержательные утверждения соционики.

На чем основано деление людей ровно на 16 типов? Строго говоря, ни на чем. С тем же успехом можно было бы выделить 6 типов, 8 или 35. Или 12, как в газетной астрологии. Возьмем самое простую дихотомию: экстраверсия и интроверсия. Делятся ли люди на два типа: экстравертов и интровертов? Нет, конечно. Это не деление на черное и белое. Это признак, который, как бы мы ни мерили, вероятно, будет иметь распределение близкое к нормальному (куполообразному). Большинство людей имеет некий средний уровень экстраверсии/интроверсии. Чем больше мы приближаемся к экстремальным значениям признака, тем меньше людей обладают такими его измеренными значениями.

Деление на типы по-настоящему осмысленно, если у нас есть хотя бы бимодальное или двугорбое распределение. Например, если мы будем измерять размер молочной железы у людей, то мы обнаружим, что есть пик в районе среднего размера для мужчин и пик в район среднего размера для женщин. Два пика, соответствующие двум «типам»: мужчинам и женщинам. Но с рассматриваемыми психологическими чертами так не получается. Что не мешает сторонникам соционики не только всех типировать, но и давать рекомендации по выбору профессии или партнеров. Насколько эти рекомендации научно обоснованы? Как были установлены заявленные закономерности, что отношения между людьми двух определенных типов, будут конфликтными или кооперативными? Никак – ответ на оба эти вопроса.

В качестве аргументов сторонники соционики приводят не нормальные научные исследования, а личный опыт и анекдотические свидетельства. Это роднит соционику с астрологией.

То, что описания типов могут подходить человеку объясняется вовсе не тем, что его тип определен правильно. Во-первых, есть эффект Барнума – склонностью людей принимать общие утверждения, сказанные про них, за точные описания, даже если эти утверждения подходят большинству людей. Во-вторых, человек имеет некоторое представление о себе. Каким он является можно узнать через тест или просто пообщавшись с ним. Допустим, мой друг сказал мне, что он не любит шумные компании. Я его типировал как интроверта. Он вспоминает, что не любит шумные компании и убеждается, что моя «наука» работает. Но ничего нового ему я не сообщил.

Еще один прием, которые используют адепты соционики – избирательная презентация отзывов. Пару лет назад я общался с одним популярным коммерческим «типировщиком». На его странице было полно положительных комментариев об оказанных услугах. Меня он тоже «протипировал», желая доказать, что соционика работает. Мой отрицательный отзыв, содержащий фразу: «результаты Вашего теста и стандартного соционического теста не совпали» он поспешно удалил.

Научные основания соционики такие же несуществующие, как у астрологии. Это просто набор дремучих суеверий, не имеющих эмпирических оснований, не прошедших каких-либо проверок. Это лженаука. Она не проходит самый простой тест на адекватность. Она не дает ответа на вопрос: «откуда соционики знают, что все именно так, как они считают?» И это очень печально, если «соционика преподается более чем в 150 университетах». Таких как МИРЭА.

P.S. Если кто-то найдет время разобраться с безобразием в статье про соционику в английской википедии, я буду очень признателен.

Дополнение.

В комментариях скинули полезную ссылку на статью в Nature Human Behavior. Там проанализировали данные тестирований 1.5 миллиона человек и попытались выделить «типы», используя современные методы работы с большими данными. Во-первых, в этой работе видно, что такие психологические черты как экстравертность (E) действительно имеют распределение близкое к нормальному. То есть по этому признаку люди на «типы» не делятся. То же самое касается других шкал «большой пятерки»: невротичность (N), открытость (O), согласие (A), сознательность (S).

Далее авторы смогли выделить четыре кластера (группировки людей по признакам). Но они не совпадают с какими-либо ранее описанными «типами» личности. Авторы назвали их «средний», «направленный в себя», «сдержанный» и «ролевая модель». На картинке ниже показано, что у этих типов со значениями тестов по большой пятерке. Кроме того оказалось, что отнесение к типу зависит от возраста испытуемого. Все вышесказанное, мягко говоря, не согласуется с идеями соционики. Но показывает направление, как можно пытаться искать типы личностей.

Я был бы не против соционики как гипотезы, если бы сторонники взялись ее научно проверять. Я называю ее лженаукой потому, что в нее верят без научных проверок, при этом пытаются внедрять в систему образования, отбор кадров и как коммерческую услугу.

Gerlach et al. 2018 // A robust data-driven approach identifies four personality types across four large data sets

А тут немного истории до соционики. О том, что популярный тест Myers-Briggs (западный аналог соционики) был придуман из воздуха. Тут есть подробная критика в англовики.

scinquisitor.livejournal.com

16 типов личности, которые окружают каждого человека

Для того, чтобы понять и обрести себя, даже взрослым людям (не говоря о подростках) часто приходится тратить годы на консультации с психологами, семинары и тренинги, позволяющие открыться и ответить себе на два главных вопроса: «Кто я?» и «Чего я хочу?». По словам коучей, самыми явными причинами непринятия себя являются внутренние конфликты между личными, истинными желаниями и обязательствами, которые накладываются обществом. Мы изучили соционику — одну из самых интересных современных концепций, которая делит людей на 16 типов и помогает понять свой характер, основные потребности и наилучшие варианты развития своей личности.

Что такое соционика?

В 1970 году литовский психолог Аушра Аугустинавичюте представила новую концепцию, которая базируется на типологии личностей психолога Густава Юнга. Ученый делил общество на экстравертов и интровертов, а Аушра дополнила его учение, разделив людей на 16 типов исходя из функционирования их восприятия информационного потока. В соционике существуют главные критерии восприятия реальности, которые также распределены по функциям. Например, рациональность у одного человека может быть базовой функцией, а у другого — внушаемой: он не понимает этот критерий и нуждается в помощи.

  • рациональность (доверие фактам)
  • иррациональность (доверие ощущениям)
  • логика (действия исходя из общих правил)
  • этика (действия исходя из обстоятельств)
  • сенсорика (формирование мнения через внешние воздействия)
  • интуиция (формирование мнения через подсознание)

Кроме перечисленных характеристик, психолог выделила 4 группы людей исходя из особенностей поведения: родители, инфантилы, агрессоры и жертвы. По мнению Аушры, люди с противоположными психологическими признаками являются идеальными парами — дуалами, которые образуют 8 соционических пар. Помимо дуальных отношений психолог предусмотрела такие варианты коммуникации между типами, как: конфликтные, миражные, зеркальные, тождественные, квазитождественные, ревизные, супер-эго, родственные, полудуальные, подконтрольные, деловые и отношения противоположностей.

Стоит отметить, что названия типажей заимствованы из истории и литературы для того, чтобы их описания не нуждались в длинных уточнениях. К слову, все понимают, что типаж «Жуков» (или Маршал) является авторитарной, рациональной личностью, так что именно это и упрощает процесс восприятия соционики как науки.

Инфантилы+Родители

Дон Кихот — Дюма

Робеспьер — Гюго

Гексли — Габен

Достоевский — Штирлиц

Виктимы +Агрессоры

Гамлет — Максим Горький

Есенин — Жуков

Джек Лондон — Драйзер

Бальзак — Наполеон

Как использовать соционику в повседневной жизни?

Для начала специалисты по соционике рекомендуют пройти он-лайн тестирование или сходить на консультацию, благодаря чему человек может узнать свой тип личности. После этого профи предлагают обратить внимание на различные описания своего соционического вида. В качестве помощи в расшифровке своего типа специалисты часто предоставляют примеры из кино, где герои являются яркими представителями того или иного типажа. Мы собрали самые яркие примеры, которые, возможно вам могут помочь.

Дон Кихот — Д’артаньян, Кевин МакКалистер («Один дома»)

Дюма — Рон Уизли («Гарри Поттер»)

Робеспьер — Росс Геллер («Друзья»)

Гюго — Мадлен («Большая маленькая ложь»), Джо Триббиани («Друзья»)

Гамлет — Блэр Уолдорф («Сплетница»), Джоан («Безумцы»), Мария Елена («Вики Кристина Барселона»)

Максим Горький — Прю Холливелл («Зачарованные»), Леон («Леон»)

Есенин — Бэтти («Безумцы»), графиня Кора Грэнтем («Аббатство Даунтон»), Эшли Уилкс («Унесенные ветром»), Джек Доссон («Титаник»)

Жуков — Саманта Джонс («Секс в большом городе»), Лара Крофт («Лара Крофт»)

Джек Лондон — Миранда Хоббс («Секс в большом городе»), Тирион Ланнистер («Игра престолов»), Скарлетт О Хара («Унесенные ветром»)

Драйзер — Бри Ван де Камп («Отчаянные домохозяйки»), Рейчел Зейн («Форс мажоры»)

Бальзак — Уэнздей Аддамс («Семейка Аддамс»),

Наполеон — Чак Бас («Сплетница»), Габриэлла Солис («Отчаянные домохозяйки»), Роуз Дьюитт Бьюкейтер («Титаник»)

Гексли — Бриджит Джонс («Дневник Бриджит Джонс»), Кэрри Брэдшоу («Секс в большом городе»), Серена ван дер Вудсен («Сплетница»)

Габен — Том Рипли («Талантливый мистер Рипли»), Марк Дарси («Гордость и предубеждение»)

Достоевский — Шарлотта Йорк («Секс в большом городе»), Амели («Амели»), Селеста («Большая маленькая ложь»)

Штирлиц — Гермиона Грейнджер («Гарри Поттер»), Китнес Эвердин («Голодные игры»), Линетт Скаво («Отчаянные домохозяйки»)

из elle.ru

bomba.co

Как появились соционические типы? — Соционический «Клуб-16»

Для тех, кто хотел бы поглубже изучить историю появления типов, узнать, почему их 16, почему для их описания используются пары характеристик, которые указаны в тестах, мы предлагаем небольшой обзор по работе К. Г. Юнга «Психологические типы», которая впервые была опубликована в 1921 г. Сама работа достаточно сложна для неподготовленного читателя, в ней мало примеров из повседневной жизни, поэтому мы остановимся лишь на некоторых ее моментах (в хронологическом порядке), на тех соображениях и рассуждениях самого Юнга, которые привели его к мысли о существовании типов. Идеи Юнга, изложенные в этой работе, положили основу современным соционике и типологии (хотя и претерпели заметные изменения).

Итак, сначала несколько слов о Юнге. (Желающие более подробно ознакомиться с биографией Юнга, могут почитать статью В. В. Зеленского «Карл Густав Юнг. Жизнь, личность, работа»).

К. Г. Юнг (1875-1961) общепризнанно принадлежит к классикам психологической науки xx века. Психиатр и мыслитель, многолетний сподвижник «отца» психоанализа Зигмунда Фрейда, а в последующем основатель собственного направления в глубинной психологии, так называемой аналитической психологии, он является автором более 20 томов неполного собрания сочинений в области психологии. Но одной из важнейших его работ и, наверное, самой знаменитой является работа «Психологические типы». Эта работа явилась плодом почти 20-летней работы. Вот что пишет об этом сам Юнг: «Мысли, нашедшие свое выражение в этой книге, возникали постепенно, прежде всего из бесчисленных впечатление и опытов, практически приобретенных мною в качестве психиатра и врача-невролога, равно как и из моего общения с людьми самых разнообразных социальных кругов… Критики обычно впадают в ошибку, полагая, что сами типы явились, так сказать, плодом свободного воображения и были насильственно навязаны эмпирическому материалу. Я должен подчеркнуть, что моя типология является результатом многолетнего практического опыта. Я прежде всего врач и практикующий психотерапевт, и все мои психологические формулировки основаны на опыте тяжелой каждодневной профессиональной работы. Поэтому то, что я должен был сказать в данной книге, было стократно проверено, — слово за словом…»

Основным результатом работы Юнга, как он отмечает, явилось выделение двух основных типов установки: экстраверсии и интроверсии, а также четырех типов функций психики: мышления, эмоций, ощущения и интуиции. «Если привычно господствует одна из этих функций, то появляется соответствующий тип. Поэтому я различаю мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный типы. Каждый из этих типов может быть интровертным или экстравертным.» Таким образом получается восемь вариантов и соответственно 8 типов. Здесь следует сразу же отметить, что первоначально Юнг выделил и описал именно 8 типов психик и лишь позднее он отмечал, что эти 8 могут распадаться на 16, в зависимости от того, какая функция психики стоит на втором месте после главной (но об этом позднее).

Далее Юнг пишет: «Меня чуть ли не с упреком спрашивали, почему я говорю ровно о четырех функциях, не больше и не меньше. То, что их ровно четыре, получилось прежде всего чисто эмпирически. Четыре функции являются своего рода четырьмя сторонами горизонта, столь же произвольными, сколь и необходимыми. Я должен признаться в одном: мне ни за что не хочется обходиться в своей психологической исследовательской экспедиции без этого компаса, и не по напрашивающейся общечеловеческой причине, что каждый влюблен в свои собственные идеи, а из-за того объективного факта, что тем самым появляется система измерения и ориентации.»

Итак, обо всем по порядку. Первым шагом на пути к описанию типов было выделение Юнгом двух видов установки: экстраверсии и интроверсии. Вот что он пишет об этом: «В своей практической врачебной работе с нервными больными я уже давно заметил, что помимо множества индивидуальных различий в человеческой психологии существует также и целый ряд типических различий. Прежде всего выделяются два резко различных типа, которые я назвал типом интровертным и типом экстравертным.»

Вот как шел Юнг к этим понятиям. «…то особое обстоятельство, что в течение многих лет — я не знаю скольких — я должен был лечить супругов и делать мужчину и женщину взаимоприемлемыми, еще больше подчеркивает необходимость установить определенные средние истины. Сколько раз мне приходилось говорить: «Видите ли, ваша жена очень активная натура, и от нее действительно нельзя ожидать, чтобы все ее существование заключалось лишь в домашнем хозяйстве». Это уже является типизацией, и этим выражена своего рода статистическая истина. Существуют активные и пассивные натуры. Однако эта прописная истина меня не удовлетворяла. Следующая моя попытка состояла в предположении, что существует нечто вроде задумывающихся и незадумывающихся натур, ибо я видел, что многие натуры, кажущиеся на первый взгляд пассивными, на самом деле не столько пассивны, сколько предусмотрительны. Они сначала обдумывают ситуацию — потом действуют, а так как для них это обычный образ действия, то они упускают случаи, где необходимо непосредственное действие без раздумий, и таким образом складывается мнение об их пассивности. Незадумывающимися всегда казались мне те, кто без раздумий прыгает обеими ногами в ситуацию, чтобы потом уж только сообразить, что они, похоже, угодили в болото.

Нерешительность первого столь же часто основывается на свойственной ему боязливости или по крайней мере на чем-то вроде обычного отступления перед слишком сложной задачей, а непосредственная активность второго часто обуславливается большим доверием к объекту, чем к себе. Это наблюдение побуждает меня сформулировать типизацию следующим образом: существует целый класс людей, которые в момент реакции на данную ситуацию как бы отстраняются, тихо говоря «нет», и только вслед за этим реагируют, и существуют люди, принадлежащие к другому классу, которые в такой же ситуации реагируют непосредственно, пребывая, по-видимому, в полной уверенности, что их поступок, несомненно, правильный. То есть первый класс характеризуется некоторым негативным отношением к объекту, последний — скорее позитивным.» Первый вид установки Юнг назвал интровертным, второй экстравертным.

Но это был лишь первый шаг. Понадобилось около 10 лет кропотливой работы, чтобы продвинуться дальше в этом направлении. Вот что об этом пишет Юнг. «Противопоставление интроверсии и экстраверсии провести просто, однако простые формулировки, к сожалению, чаще всего подозрительны. Слишком легко укрывают они действительные трудности. Я говорю так исходя из собственного опыта, ведь едва я опубликовал первую формулировку своих критериев — этому событию скоро будет двадцать лет, — как, к своему неудовольствию, обнаружил, что каким-то образом попал впросак, что-то не сходилось. Видимо, я пытался объяснить слишком многое простыми средствами, как это чаще всего и бывает при первой радости открытия. Я обнаружил факт, который невозможно было отрицать, а именно прямо-таки огромные различия внутри самих групп интровертов и экстравертов.»

Юнг пишет: «мне бросилось в глаза, что одни люди размышляют несоизмеримо больше других и, соответственно, в своих решениях придают больший вес разуму. Они используют мышление для того, чтобы понять мир и к нему приспособиться, и с чем бы они ни сталкивались, все подвергается обдумыванию и осмыслению либо же, в крайнем случае, приведению в соответствие с заранее разработанными общими принципами. Другие же люди удивительным образом пренебрегают мышлением в пользу эмоционального фактора, то есть чувства. Они стойко проводят «политику эмоций», и требуется уже действительно чрезвычайная ситуация, чтобы заставить их задуматься. Эти люди представляют собой полную противоположность первому типу, что особенно бросается в глаза, когда первые являются деловыми партнерами вторых или же когда они вступают друг с другом в брак. При этом один из них может отдавать предпочтение своему мышлению независимо от того, экстраверт он или интроверт. Разве что тогда он пользуется им лишь соответствующим для своего типа образом.»

Так появились «мыслительный» (логик) тип и «эмоциональный» (этик). В скобках указаны термины, введенные А. Аугустинавичуте. По сути они обозначают одно и то же, но чтобы избежать путаницы (ведь эмоциональный тип тоже способен мыслить, просто он отдает предпочтение эмоциям, так же, как мыслительный проявлять эмоции) а также, чтобы не путать чувства с ощущениями, о которых пойдет речь дальше, Аушра видоизменила термины (в некоторых переводах работы Юнга вместо термина «эмоции» используется термин «чувства», что поначалу может ввести в заблуждение, ведь «чувства» и «ощущение» у Юнга — это принципиально разные понятия).

Эмоциональный и мыслительный тип Юнг выделил в общую группу рациональных типов: «…то, что я называю мыслительным или эмоциональным типами, — это люди, которые опять-таки содержат в себе нечто общее, что я не могу охарактеризовать иначе как словом рациональность.»

Далее Юнг пишет, что «существует немало людей, реакции которых основываются главным образом на иррациональности, то есть либо на ощущении, либо на интуиции. Ощущение я определил как осознанное восприятие с помощью органов чувств, а интуицию как восприятие через бессознательное. Причем никогда не бывает так, что оба восприятия развиты в равной мере, ибо ощущение по отношению к интуиции столь же антагонистично, как мышление по отношению к эмоциям. Ведь когда я своими ушами и глазами намереваюсь установить, что же происходит в действительности, я могу делать все что угодно только не мечтать и не фантазировать одновременно с этим, но как раз именно это последнее и должен делать интуитивист, чтобы дать простор своему бессознательному или объекту. Вот почему ощущающий тип является антиподом интуитивного.»

Таким образом получаются еще две группы внутри экстравертной и интровертной установок. А именно: «ощущающие»(сенсорики) и «интуитивные» и, в соответствии с этим, две типические установки. Юнг назвал их иррациональными.

Далее он пишет: «Несколько слов о закономерных последствиях, к которым приводит доминирование какой-либо одной функции над другими, а именно как это сказывается на других функциях. Человек, как известно, никогда не может быть всем сразу и никогда не может быть полностью совершенен. Он развивает всегда только определенные качества и оставляет недоразвитыми остальные. Что же происходит с теми функциями, которые он не использует ежедневно, а значит, и не развивает их упражнением? Они остаются, в той или иной степени, в примитивном, инфантильном, часто лишь в полусознательном, а порой даже в совершенно бессознательном состоянии; тем самым они образуют характерную для каждого типа неполноценность, которая в качестве составной части входит в общую структуру характера. Одностороннее предпочтение мышления всегда сопровождается неполноценностью эмоций, а преобладание сенсорики таким же образом сказывается на интуитивной способности, и наоборот.» В то же время Юнг подчеркивал, что это не является признаком какого-либо дефекта, а является скорее особенностью, характерной для данной типической установки.

Таким образом, подводя итог сказанному, еще раз проследим, каким образом получаются типы по Юнгу. Итак, существуют четыре функции психики: мышление, эмоции, ощущения и интуиция. В зависимости от того, какая функция из этих четырех у типа самая сильная и в зависимости от установки (экстраверсия — интроверсия) получаются 8 типов психик. Например, «эмоциональный экстравертный», или «интуитивный интровертный», или «ощущающий интровертный» и т. д. Всего восемь вариантов. Причем, если сильная функция «мышление» или «эмоции», то тип будет рациональным, а если «ощущения» или «интуиция», то тип иррациональный.

Здесь еще раз отметим, что первоначально Юнг описал 8 типов, но впоследствии он отметил, что возможно деление на 16 типов, в зависимости от того, какая функция стоит на втором месте. Например, эмоциональный тип может быть к тому же либо интуитивным, либо сенсорным (в зависимости от того, какая функция стоит на втором месте, сенсорика или интуиция). Таким образом получаются те громоздкие названия типов, которые существуют и сейчас: «сенсорно-логический интроверт». Поскольку на первом месте у этого типа стоит иррациональная функция — сенсорика, то и тип тоже является иррациональным. Напротив, «логико-сенсорный экстраверт» — это рациональный тип, так как на первом месте рациональная функция логика.

Отметим еще одну деталь в конструкциях типов модели Юнга. Если у типа самая сильная функция логика (мышление), то этика (эмоции) (как противоположная логике функция) у него — самая слабая (как говорил Юнг, она находится в бессознательном состоянии), то есть эмоции стоят на последнем 4-м месте в модели Юнга. Если у типа самая сильная функция — сенсорика, то тогда интуиция у него находится на 4-м месте.

Кроме того необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство, о котором упоминал Юнг. «Отдельно от свойств, мной уже упомянутых, неразвитые функции обладают дополнительной особенностью, заключающейся в том, что, когда сознательная установка интровертна, они экстравертны, и наоборот. Следует поэтому ожидать обнаружения экстравертных чувств у интровертного интеллектуала, что, возможно, как раз и было выражено таким типом, однажды сказавшим: «До обеда я кантианец, но после обеда я ницшеанец». В своей привычной установке, на которую указано, он интеллектуал, но при стимулирующем воздействии хорошего обеда волны дионисийства прорывают его сознательную установку.

Как раз здесь мы встречаемся с огромной трудностью в диагностике типов. Наблюдатель видит проявления обеих составляющих: сознательной установки и автономных явлений бессознательного. И он оказывается в затруднении: что следует приписывать сознательному, а что бессознательному. Различительный диагноз может быть основан только на внимательном изучении качеств наблюдаемого материала. Мы должны пытаться обнаружить, какие явления возникают вследствие сознательно выбранных мотивов, а какие оказываются спонтанными, и так же должно быть установлено, какие из них адаптированы, а какие имеют неадаптированный архаический характер.»

Часто задается вопрос, а не может ли человек быть и экстравертом, и интровертом одновременно? На что Юнг отвечает: «в каждом типе есть и то, и другое, только в разной степени развития. Один из механизмов всегда преобладает. Типическая установка всегда означает только относительный перевес одного механизма.» То же относится и к психическим функциям. Многие ошибочно считают, что возможно как бы «гармоничное развитие» двух или большего количества элементов. На что Юнг отвечает: «Как показывает опыт, основные психологические функции редко или почти никогда не имеют равной силы или одинаковой степени развития у одного и того же индивидуума. Обычно та или другая функция перевешивает как в силе, так и в развитии… Равномерная сознательность и бессознательность функций является признаком примитивного состояния духа, относительно неразвитым их состоянием». Можно ли изменить тип человека? Юнг утверждал, что нет (современные исследования также это подтверждают). А попытка это сделать приводит к болезни, к нервным расстройствам.

Что еще следует отметить, типология Юнга — это не способ навешивания ярлыков на самого себя и на других. Юнговская типология является своего рода инструментом для психологической ориентации. Это метод понимания как самого себя, так и тех трудностей, которые могут возникать в отношениях между людьми. Вот что он пишет по этому поводу: «Моя типология перво-наперво представляет критический аппарат, служащий распределению и организации сумбурно эмпирического материала, но ни в каком смысле не предназначенный для навешивания на людей ярлыков, как это может показаться с первого взгляда.» В заключение хотелось привести еще несколько мудрых мыслей Юнга, которые как нам показалось были бы интересны и вам (выборочно)

Юнг возражал против той мысли, что личность полностью детерминирована ее опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он утверждал, что каждый индивид появляется на свет с целостным личностным эскизом…»представленным в потенции с самого рождения, и что окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней (личности) заложено».

Согласно Юнгу, существует определенная наследуемая структура психического, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определенным образом. И эта определенность выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки,…»бессознательное, как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал. Но не мертвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом определяет индивидуальную жизнь. Однако это не просто какой-то гигантский исторический предрассудок, но источник инстинктов, поскольку архетипы ведь не что иное, как формы проявления инстинктов.»

В моей практике я постоянно встречаюсь с разительным фактом, что человек почти неспособен понять какую-нибудь иную точку зрения, кроме своей собственной, и признать за ней право на существование.

Я убежден, что основой для улаживания спора между различными пониманиями может послужить признание различных типов установки, однако признание не только их наличности, но и того факта, что каждый человек до такой степени находится в плену у своего типа, что оказывается неспособным к полному пониманию другой точки зрения. Вне признания этого широкого требования насилие над другой точкой зрения может считаться неизбежным

socionik.com.ua

Типы личности в соционике 🚩 Работа над собой

 

В соционике выделяют два глобальных типа личности: экстраверт и интроверт. Экстраверт в своем поведении, мыслях преимущественно ориентируется на внешний мир, а интроверт – на внутренний. Экстравертированные типы в соционике условно называются «черными», а интровертированные – «белыми».

Типы экстраверт и интроверт в соционике подразделяются – каждый – еще на 4 типа:

  1. Интуит
  2. Сенсорик
  3. Логик
  4. Этик

Интуиты ориентируются на мир идей, на мир нематериальных сущностей, сенсорики – напротив – предпочитают взаимодействовать с миром вещей, материальным миром. Логикам легче обрабатывать информацию, а этикам – общаться с другими людьми, взаимодействовать, поддерживать контакт.

В итоге получаем четыре экстравертированных типа и четыре интровертированных:

  1. Экстравертированный интуит,
  2. Экстравертированный сенсорик,
  3. Экстравертированный логик,
  4. Экстравертированный этик,
  5. Интровертированный интуит,
  6. Интровертированный сенсорик,
  7. Интровертированный логик,
  8. Интровертированный этик.

Экстравертированные интуиты ориентированы на идеи, описывающие законы жизни окружающего мира, интровертированные интуиты обращаю внимание на свой внутренний мир, на образы, состояния, переживания, населяющие его.

Экстравертированные сенсорики комфортно чувствуют себя во всех сферах, связанных с активным освоением физического пространства. Интровертированные сенсорики прекрасно ориентируются в мире собственных телесных ощущений.

Экстравертированные логики любят факты, списки, алгоритмы. Интровертированные логики заинтересованы, в первую очередь, в поиске внутренних взаимосвязей между фактами.

Экстравертированные этики – эксперты в сфере влияния на большие массы людей, умеют привлечь к себе внимание, с помощью эмоций выражают свое отношение к происходящему. Интровертированные этики отлично разбираются в отношениях между людьми, у них развиты эмпатические способности, они умеют подстраиваться под собеседника.

Однако соционический тип строится таким образом, что в его структуре из восьми обозначенных позиций ведущие – всегда две. Но при этом лидировать может либо одна, либо вторая. 

  • При этом одна из ведущих позиций в соционическом типе всегда экстравертированная, а вторая — интровертированная. 
  • Сочетаться между собой в паре ведущих позиций могут интуиция с логикой или этикой, сенсорика с логикой или этикой.
  • Слово «экстраверт» или «интроверт» в названии соционического типа личности всегда относится к первой позиции. Например, если тип называется «Интуитивно-логический экстраверт», это значит, что первая позиция в этом типе — экстравертированная интуиция, а вторая — интровертированная логика.

В итоге мы получаем 16 возможных типов личности в соционике:

  1. Интуитивно-логический экстраверт (Дон Кихот)
  2. Логико-интуитивный интроверт (Робеспьер)
  3. Сенсорно-этический интроверт (Дюма)
  4. Этико-сенсорный экстраверт (Гюго)
  5. Интуитивно-логический интроверт (Бальзак)
  6. Логико-интуитивный экстраверт (Джек Лондон)
  7. Сенсорно-этический экстраверт (Наполеон)
  8. Этико-сенсорный интроверт (Драйзер)
  9. Интуитивно-этический экстраверт (Гексли)
  10. Этико-интуитивный интроверт (Достоевский)
  11. Сенсорно-логический интроверт (Габен)
  12. Логико-сенсорный экстраверт (Штирлиц)
  13. Интуитивно-этический интроверт (Есенин)
  14. Этико-интуитивный экстраверт (Гамлет)
  15. Сенсорно-логический экстраверт (Жуков)
  16. Логико-сенсорный интроверт (Максим Горький)

Каждый из 16 соционических типов личности имеет свои специфические особенности, благодаря уникальному строению соционического типа.

 

www.kakprosto.ru

Соционика, основы соционики постулаты, дуальность, социон, социотип, 16 типов Типирование Инфо

Теоретические основы соционики:

Соционика — теория информационного обмена в психике человека и в человеческом обществе (в более узком смысле — теория психологической совместимости между различными психическими типами). Ключевым термином соционики является понятие «социотипа», как определенной структуры психики, которое определяет в человеке определенный набор черт характера.

История:

История теории, получившей впоследствии название «соционика» началась еще во второй половине 60-х годов, когда Аушра Аугустинавичюте заинтересовалась вопросом: «Почему хорошие люди, даже при наличии взаимного желания, так часто не могут поладить между собой». Ознакомившись с рядом различных типологий личности, Аугуста решила совместить идеи швейцарского психолога, основоположников аналитической психологии, Карла Густава Юнга с идеей польского психиатра Антония Кемпинского об информационном метаболизм (подобно тому, как тело человека нуждается требует пищи в виде продуктов в определенных соотношениях, психика человека также требует «пищи» в виде различной информации, а недостаток информации определенного типа подавляет психику и даже может привести к болезням психики).

Официальным временем «рождения» соционики считается 1980-й год, когда была опубликована первая работа по этой дисциплине).

Почти сразу соционика «пошла в народ» — неформальные клубы и кружки с ее изучения стали возникать в разных частях Советского Союза (Вильнюс, Ленинград, Киев, Новосибирск и др.).. Однако довольно быстро из общей массы видилилася киевская школа соционики, ставшая безусловным интеллектуальным лидером соционической сообщества до начала 2000-х гг, и по ныне оставаясь неформальной столицей соционики. 

На сегодняшний день соционике посвящено более двух тысяч работ, около трехсот специалистов ведут активную исследовательскую деятельность, выходит пять специализированных журналов. 

Социон — одно из ключевых понятий, обозначающее систему из всех 16 социотипов.

Социотип (соционический тип, также используется название тип информационного метаболизма (ТИМ)) — центральное понятие соционики, обозначающий врожденную и неизменную протяжении жизни структуру психики, которое определяет способ взаимодействия психики с информацией.

Постулаты соционики:

Отношения между людьми можно прогнозировать. Эти отношения образуются между 16 типами личности, к одному из которых относитесь также и Вы.

Тип личности (социотип) не меняется ни через день, ни через год. Психологический тип — нечто иное, чем воспитание человека, его культурный уровень, ее профессия: это способ обмена информацией и действиями с окружающим миром. Каждый тип имеет не только сильные, но и слабые стороны — совершенство в одних приходится «возмещать» за несовершенства в других. Иногда представители одного типа выглядят как близнецы — хотя они даже не родственники. Возможно, тип запрограммирован генетически.

В соционике считается, что отношения более зависят от типа личности, чем от воспитания. Однако в психологии существуют различные теории межличностных отношений. Многие  придерживаются мнения, что характер человека на отношения не влияет, а все зависит только от культурного и социального уровня, воспитания, профессии и т. д.

Соционика различает отношения между типами по степени комфортности. Например, отношения двух тождественных типов далеко не всегда хороши. Понимая друг друга с полуслова, они также одинаково слабы перед одинаковыми проблемами, т.е. взаимопомощь в таких парах низкая. Однако отношения двух совершенно различных типов еще хуже. Они приводят к постоянным конфликтам. Где же «золотая середина»?

Это дуальность — отношения психологического дополнения. Соционика делит 16 типов на 8 дополняющих, или дуальных пар. Такие пары — самые устойчивые на близкой дистанции, т.е., например, в семье.

Главные сферы применения соционики:

*педагогика (изучение взаимодействия между преподавателем и студентом / учеником, проблемы усвоения учебного материала),

*семейное консультирование (брак и развод, проблемы возраста),

*кадровое консультирование (профессиональная ориентация),

*совместимость в рабочем коллективе, стратегия предприятия на базе типов сотрудников,

*фундаментальные научные исследования (математическое моделирование, генетика, психофизиология, морфология — внешние параметры соционических типов, психологические игры и тренинги).

Соционика имеет общие истоки с типологией MBTI — типологией Майерс-Бриггс (англ. Myers-Briggs Type Indicator (MBTI)). Эти обе типологии происходят происходят от идей Карла Юнга. Однако, в отличие от MBTI, которая просто дает описательную характеристику определенных типов, соционика объясняют отношения отношения между типами так называемыми интертипными отношениями.

Соционические функции и модель А:

Соционика оперирует четырьмя парами противоположных функций (признаков):

Экстраверсия (extroversion) — интроверсия (introversion)

Сенсорика (sensation) — интуиция (intuition)

Логика (logic) — этика (ethics)

Рациональность (rationality) — иррациональность (irrationality).

У каждого соционического типа из этих пар противоположных функций доминирует какая-то одна. Соционические функции: логика, этика, сенсорика, интуиция зависимости от экстравертной или интровертной окраски по разному проявляются.

Соционические функции обозначаются специальными обозначениями для лучшего восприятия:

Сенсорика:

— экстравертная сенсорика или волевая сенсорика;

 

 
— интровертная сенсорика или сенсорика ощущений;

 

 Интуиция:

— экстравертная интуиция или интуиция возможностей;

 

— интровертная интуиция или интуиция времени;

 

Логика:

— экстравертная логика или деловая логика;

 

— интровертная логика или структурная логика;

 

Этика:

— экстравертая этика или этика эмоций;

 

— интроверная этика или этика отношений.

 

Каждая функция имеет свою характеристику:

 

 

Деловая логика

Деловая выгода, эффективность, целесообразность, технология

Структурная логика

Систематизация информации, научные теории

Этика эмоций

Эмоциональное воздействие на окружающих, непосредственная эмоциональная реакция

Этика отношений

Отношения между людьми, вопросы морали, соблюдение традиций

Интуиция возможностей

Распознавание возможностей других людей

Интуиция времени

Предчувствие, прогноз, способность улавливать динамику событий

Волевая сенсорика

Порыв к действию, владение пространством, настойчивость

Сенсорика ощущений

Гармония пространственных форм, ощущение удобства, самочувствие

 

 

 

 

черный треугольник

черная интуиция I

Содержание объекта. Его потенциальная энергия и внутреннее содержание, внутренние возможности. Программа, заложенная в объекте, его внутренняя структура, любые конкретные способности человека. «Рабочая сила», т.е. сумма физических и психических способностей человека.

Чувство наличия-отсутствия скрытых внутренних способностей, возможностей, дающее способность видеть постоянство или недолговременность какого-то объекта или явления.

 

черный круг

черная сенсорика F

Форма объекта. Кинетическая энергия объекта, его готовность использовать свою энергию. Его внешние качества — цвет, очертания, гладкость или шероховатость поверхности, внешняя мобилизованность, воля человека, способность и готовность ею пользоваться по отношению к себе и другим.

Чувство, готовности или неготовности объекта к проявлению воли, силы, чувство эстетичности-неэстетичности объекта.

 

 черный квадрат

черная логика P

Внешние движения. Событие, факт, поступок, изменение места в пространстве. Внешнее проявления процесса, его форма. Перемещение объекта в пространстве и любые другие формы внешнего движения объектов.

Чувство логичности-алогичности поступка, чувство возможности-невозможности противостоять происходящему.

 

черный угол

черная этика E

Внутренние процессы. Внутренние, скрытые от глаз процессы, часто выдающие себя исходящими изнутри звуками или изменениями внешности объекта (напр., покраснение лица). Для человека это — диапазон от эмоциональных переживаний до пищеварения. Эмоциональные состояния, настроения, возбужденность, подавленность.

Чувство этичности-неэтичности внутренних импульсов, чувство возможности-невозможности изменить происходящее в себе или другом объекте.

 

белый треугольник

белая интуиция T

Время. Субъективное время объекта и объективное календарное время. Продолжительность функционирования или существования объекта, определяемое наличием потенциальной энергии и ее использованием в единицу времени. Внешняя ситуация объекта среди других объектов, то есть, его ситуация во времени. Промежутки времени между событиями, продолжительность отдельных событий, последовательность событий и процессов, их ритм во времени, быстрота, медлительность. Все это относится ко внешним и ко внутренним процессам.

Чувство своевременности-несвоевременности, спешки-неспешки и т.п., чувство релятивности происходящего во времени.

 

белый круг

белая сенсорика S

Самочувствие. Внутренняя ситуация объекта среди других объектов, их воздействие на его самочувствие, отражение в его самочувствии. Можно сказать, «звучание» пространства внутри объекта. Самочувствие определяется как внешними, так и внутренними процессами.

Чувство приятности-неприятности, физической и эстетической удовлетворенности и неудовлетворенности.

 

 белый квадрат

белая логика L

Расстояние в пространстве, пространство. Расстояние между объектами, место в пространстве или среди других объектов, иерархия. Система как сумма установленных или установившихся расстояний, система объективных закономерных взаимоотношений в природе и обществе. Объективные потребности человека, то есть, нужная ему система отношений с разными объектами, начиная от пищевых продуктов. Все расстояния — результат внешних перемещений.

Чувство логичности-алогичности, разумности-неразумности.

 

белый угол

белая этика R

Притягательная сила объектов, притяжение. Это можно назвать «субъективными расстояниями» между объектами. Для человека это, к примеру, любовь-ненависть. Любимый и на большом расстоянии близок, ненавистный — и на малом далек.

Чувство этичности-неэтичности отношений, доброты человека или его плохих качеств, чувство желания-нежелания и т.д.

 

Модель психики соционического типа называется моделью А (по имени основательницы соционики Аушры Августиначюте) и состоит из 8 функций.

Схематически модель А обозначается так:

1. Базовая функция

2. Творческая функция

4. Болевая функция

3. Ролевая функция

6. Активационная функция

5. Суггестивная функция

7. Ограничительная функция

8. Фоновая функция

1 функция — «базовая», она определяет смысл жизни и программу действий носителя социотипа.

2 функция — «творческая», она определяет механизм деятельности и способ реализации программной функции.

3 функция — «ролевая», по ней человек обычно пытается показать себя компетентным, но разрешать сложные ситуации и долго работать в режиме этой функции человеку сложно.

 4 функция — «болевая», место наименьшего сопротивления, по болевой функции человек болезненно воспринимает информацию и нуждается в тактичной помощи.

 5 функция — «суггестивная или внушаемая», по ней человек воспринимает информацию некритично и с благодарностью, нуждается в помощи и совете. В то же время, человек плохо осознает свои потребности по этой функции вплоть до возникновения конкретных проблем — «чего-то хочется, а чего конкретно — непонятно».

6 функция — «активационная», по ней человек ориентируется на ближайшее окружение, положительно реагирует на воздействие.

7 функция — «наблюдательная или ограничительная», по этой функции человек хорошо воспринимает и обрабатывает информацию, но предпочитает скорее критиковать ошибки других по данной функции, чем самому проявлять по ней инициативу.

 8 функция — «демонстративная», она обычно проявляется без слов на деле, органично и естественно, без лишних объяснений.

В модели А выделяют блоки:

1-2 функции (Блок ЭГО) — это блок уверенности в своих знаниях и действиях.

3-4 функции (Блок СУПЕРЭГО) — блок контроля, блок крупнейших сомнений и переживаний.

5-6 функции (Блок СУПЕРИД) — блок обучения, здесь человек больше нуждается в поддержке и коррекции поступков.

7-8 функции (Блок ИД) — хорошо развитый блок реализуется неосознанно.

Если вы захотите узнать, к какому типу вы принадлежите, и какие возможности скрыты в Ваших отношениях с окружающими — предлагаем Вам перейти в этот раздел сайта.

www.typuvannia.info

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о