Соционика тип – Таблица социтипов и их отношений

Содержание

Соционика: типы личности и их влияние на характер

Сейчас существует немало методик, помогающих человеку лучше разобраться в себе и окружающих, позволяющих эффективнее ориентироваться в жизни, с большей продуктивностью решать как личные, так и профессиональные задачи. Интересно также, что, пусть и нечасто, но появляются новые концепции. К сравнительно молодым и набирающим сегодня все большую популярность относится соционика, предлагающая интересную типологию личности, а также возможность практического применения в жизни знаний о себе и других людях.

Соционика: краткая история и обзор основ

Соционикой называют особую концепцию типов личности и взаимоотношений между ними. Появилась она в 70-х годах 20 века, а ее создательницей стала литовский социолог Аушра Аугустинавичюте. Основные идеи этой концепции были изложены ей в работе «О дуальной природе человека» 1980 года. Базой для создания соционики послужила типология психотипов швейцарского психиатра Карла Густава Юнга, а также теория информационного метаболизма польского психиатра Антона Кемпинского. Из последней Аугустинавичюте взяла идею о том, что психика человека «питается» информационными сигналами, приводя тем самым в действие информационный метаболизм.

Но наибольшее значение для соционики все же имеет типология Юнга, описывающая восемь психологических типов:

  • Мышление (интровертное и экстравертное)
  • Чувство (интровертное и экстравертное)
  • Ощущение (интровертное и экстравертное)
  • Интуиция (интровертная и экстравертная)


Юнг выделял и еще одну характеристику – психологическую установку – интровертную (направлена «внутрь себя») или экстравертную (направлена на восприятие внешнего мира). Именно с ее учетом каждый из четырех основных психотипов разделяется на два (интровертный и экстравертный). Кроме того, мышление, чувство, ощущение и интуиция – это еще и основные психические функции, к каждой из которых могут быть добавлены по две дополнительных – ощущение и интуиция. С помощью них можно более точно описать человеческую психику (более подробно об идеях швейцарского психиатра вы можете почитать в нашей статье «Идеи Карла Густава Юнга»).

Изначально юнговская типология не предназначалась для классификации людей, но через некоторое время на основе его идей родились тесты, позволяющие классифицировать людей по типам (например, опросник Майерс-Бриггс, тест Грея-Уилрайта и другие), и, естественно, соционика. Психическим функциям теории Юнга (в его теории это были количественные характеристики психических процессов) Аугустинавичюте придала форму «вариантов информационного метаболизма». Также она предположила, что в процессе восприятия окружающей действительности человеческая психика задействует восемь дискретных (прерывающихся) соционических функций:

  • Логика (соответствует Мышлению в типологии Юнга). Подразделяется на интровертную или структурную (обозначается ) и экстравертную или деловую (обозначается ).
  • Этика (соответствует Чувству в типологии Юнга). Подразделяется на интровертную или этику отношений (обозначается ) и экстравертную или этику эмоций (обозначается ).
  • Сенсорика (соответствует Ощущению в типологии Юнга). Подразделяется на интровертную или сенсорику ощущений (обозначается ) и экстравертную или волевую (обозначается ).
  • Интуиция (соответствует Интуиции в типологии Юнга). Подразделяется на интровертную или интуицию времени (обозначается ) и экстравертную или интуицию возможностей (обозначается ).


Каждая соционическая функция воспринимает какой-то один конкретный «аспект» информации, который поступает из внешнего мира. Исходя из этого, то, насколько развита определенная соционическая функция, влияет на способность человека понимать соответствующие аспекты окружающей действительности. И тут нужно вернуться к информационному метаболизму.

С позиции соционики, поток информации, который воспринимает и обрабатывает психика, в процессе информационного метаболизма делится на восемь аспектов, соответствующих каждой из функций и ею обрабатываемых. Соционика опирается на то, что каждый тип личности по-своему воспринимает и обрабатывает информационные аспекты, исходя из разницы в развитии той или иной функции. Соционические функции являются психическими элементами, помогающими человеку взаимодействовать с информационными аспектами.

Таким образом, соционика изучает законы, по которым психика каждого из нас воспринимает и обрабатывает информацию, касающуюся всего многообразия окружающего мира. С помощью этой модели мы можем давать прогнозы действиям других людей, устанавливать их качества и потенциал, понимать, чего можно от них ожидать. Основа соционики состоит в моделировании и системных подходах. Однако из-за недостаточной эмпирической обоснованности (по мнению некоторых специалистов) наукой ее до сих пор не признали. Не относясь ни к области изучения социологии, ни к сфере исследований психологии, соционика была и остается пока что самостоятельным направлением.

Кроме того, все критерии определения соционического типа (социотипа) человека были установлены по большей части умозрительно. Поэтому определение и проверка результатов психологического типирования представляют некоторые трудности с позиции науки. Именно по этим причинам соционику рассматривают как направление или учение, а не как науку (о критике мы еще поговорим позже).

Несмотря на это, многие известные психологи вполне разделяют идеи соционики. Среди них можно выделить А. В. Букалова, В. М. Шлаина, Г. А. Шульмана, В. В. Мегедя, О. Б. Карпенко, В. В. Гуленко, В. Д. Ермака, С. А. Тартухина, Ю. В. Лемешева, Я. А. Дуброва и других. Основан Международный институт соционики, сотрудниками и руководителями которого являются доктора философии, медицинских и биологических, технических, физико-математических и других наук. (Зарубежных специалистов в этом списке нет по той причине, что на Западе само понятие «соционика» используется для обозначения междисциплинарной области исследований в сфере распределенных систем AI (искусственного интеллекта) и их приложениям к социологии.)

Технологии соционики уже несколько десятков лет применяются в кадровом менеджменте множества крупных компаний, подготовке и формировании авиационных и космических экипажей, проведении бизнес-тренингов и семинаров, издательской деятельности, разработке новых методов маркетинга и рекламы и т.д. Что же касается обычных людей и их жизни, то соционика (типы личности, сама модель и т.д.) способствует пониманию и улучшению человеческих взаимоотношений и совместной деятельности. И главная ее ценность состоит, конечно, именно в знании о социотипах людей. Но прежде чем продолжить разговор, советуем посмотреть это небольшое авторское видео о том, что может дать человеку соционика, от основателя и руководителя Школы прикладной соционики – Елены Андреевны Удаловой.

Соционика: типы личности и их влияние на характер

Как мы и сказали, за основу соционической типологии была взята типология Юнга. Но если в его теории это были психотипы, и их было восемь, то в соционике они называются социотипами, и их шестнадцать (также их называют ТИМами от «тип информационного метаболизма»). Очень любопытно, что названия этих типов отличаются образно-художественным характером (мы приведем также и научные названия), а их основой служат имена известных личностей (реальных или вымышленных), в той или иной степени соответствующих каждому из типов.

В краткой форме рассмотрим эти типы:

  1. «Максим Горький» (логико-сенсорный интроверт). Педантичен, чрезмерно чистоплотен, быстро вызывает к себе доверие. Отличается трезвым взглядом на вещи, адекватно оценивает свои силы, мыслит рационально.
  2. «Штирлиц» (логико-сенсорный экстраверт). Очень трудолюбив, социален, рационален. Вокруг него всегда кипит жизнь. Прекрасный мотиватор, открыто проявляет свои чувства, любит шумные компании. Отличается радушием и добротой.
  3. «Робеспьер» (логико-интуитивный интроверт). Оригинален как личность, независим, организован. Способен глубоко и спокойно размышлять, держится в стороне от шумных компаний. Склонен к душевным беседам, мыслит четко и логично, обладает развитой интуицией.
  4. «Джек Лондон» (логико-интуитивный экстраверт). Быстро адаптируется к новым обстоятельствам, прекрасно определяет свой и чужой потенциал. Любит рисковать, предпочитает активное времяпрепровождение и экстремальные ощущения.
  5. «Драйзер» (этико-сенсорный интроверт). Анализирует свои и чужие действия, склонен разбираться в себе. Способен настойчиво, но в мягкой форме отстоять свои взгляды. Придерживается мнения о равенстве всех людей.
  6. «Гюго» (этико-сенсорный экстраверт). Легко манипулирует людьми, всегда активен. Отличается коммуникабельностью и работоспособностью. Альтруистическая натура, способная поступиться своими интересами.
  7. «Достоевский» (этико-интуитивный интроверт). Предпочитает доверять людям и легко их чувствует. Обладает способностью и желанием к обучению. Отличается прекрасными педагогическими качествами.
  8. «Гамлет» (этико-интуитивный экстраверт). Излишне эмоционален, очень выразителен. Отличается активной жестикуляцией. Легко чувствует, когда ему лгут. Обладает прекрасной интуицией.
  9. «Габен» (сенсорно-логический интроверт). Познает мир через свои ощущения. Любит работать руками. Отличается техническим и рациональным складом ума, мышлением инженера.
  10. «Жуков» (сенсорно-логический экстраверт). Добивается своего любой ценой. Любит руководить, анализировать. Предпочитает всегда побеждать и находить во всем выгоду для себя. Прекрасно планирует.
  11. «Дюма» (сенсорно-этический интроверт). Понятен и прост в общении, неконфликтен. Обладает хорошим чувством юмора и любит активно проводить время. Отличается потребностью быть нужным, любит оказывать поддержку и помогать.
  12. «Цезарь» (сенсорно-этический экстраверт). Стремится к лидерству и предпочитает окружать себя более слабыми людьми. Любит казаться необычным и интересным, а также меланхоличным. Сохраняет дистанцию в общении, никогда не раскрывает всех своих мыслей.
  13. «Бальзак» (интуитивно-логический интроверт). Склонен к философским размышлениям и рассуждениям, любит читать. Предпочитает все подвергать анализу и на несколько раз перепроверять. Аккуратен, осторожен, ценит окружающих, стремится жить в комфорте.
  14. «Дон Кихот» (интуитивно-логический экстраверт). Отличается широтой интересов и взглядов. Быстро приспосабливается к новому. Не любит рутину, умеет простым языком доносить сложное, постоянно генерирует идеи.
  15. «Есенин» (интуитивно-этический интроверт). Мечтатель, любит сочинять стихи. Прекрасно разбирается в людях. Любит тратить деньги. Пользуется большим успехом у противоположного пола. Использует свои преимущества для достижения целей.
  16. «Гексли» (интуитивно-этический экстраверт). Обладает многими талантами и богатой фантазией. Человек с тонкой душой, любящий творчество. Не любит скуку и обыденность. Быстро находит общий язык с окружающими.

О том, как определить свой социотип, мы поговорим чуть позже, а пока заметим, что в полной мере он характер, конечно же, не определяет. Каждый человек уникален по своей природе, и даже с помощью шестнадцати типов личности невозможно дать исчерпывающее описание характера и других параметров личности.

Да и в чистом виде в человеке какой-либо соционический тип никогда не присутствует – есть лишь один преобладающий, а все другие существуют в личности в меньшей степени. Причем в одном человеке могут сочетаться, казалось бы, несочетаемые вещи. Например, интуитивно-логический интроверт, который бережет семью, доверяет людям и любит размышлять, может стремиться добиваться своего любыми путями и из всего извлекать выгоду, что характерно для сенсорно-логического экстраверта.

Модель соционики позволяет установить способ восприятия информации, отражающий реакции человека (и их устойчивость) на те или иные обстоятельства, события и т.д. Это в свою очередь позволяет лучше узнать себя самого (и других), понять, что нужно в жизни, как правильнее общаться людьми, какими способами достигать целей и т.п. Определить же соционический тип можно с помощью специальных методов.

Соционика: методы определения социотипа

Традиционно для определения социотипа (типирования) человека используются:

  • Соционические тесты и опросники. Большой популярностью пользуется опросник Майерс-Бриггс (пройти его можно здесь), хотя опытные специалисты (соционики) указывают на неполное соответствие типологии Майерс-Бриггс соционической типологии, поэтому эти опросники адаптируются. Есть также тесты Вайсбанда и Мегедь-Овчарова, опросники Таланова, тест Гуленко, многофакторный тест Лытовых, соционический тест Кейрси.
  • Соционические интервью. Это беседа соционика с типируемым на произвольную или запланированную тему (нередко она сопровождается тестированием или анкетированием). Проводя диагностику, специалист оценивает, насколько ярко выражаются признаки ТИМа и некоторые другие специфические параметры. После этого соционик сопоставляет полученные данные и делает заключение о ТИМе.
  • Эксперименты. Для реализации этого метода, как правило, соционики создают для типируемых специальные условия, ставят перед ними конкретные задачи. В процессе выполнения заданий специалисты отслеживают действия, реакции, решения людей, а затем делают выводы о ТИМе.
  • Наблюдения. Специалист наблюдает за человеком (или группой людей), оценивает его внешность, поведение, поступки, невербальные проявления. Но чтобы сделать достоверные выводы, соционик должен обладать навыком образно-чувственного узнавания ТИМа, основанного на впечатлении.
  • Исследования досье. Соционик изучает личное дело человека, свидетельства очевидцев, личные тексты и/или дневниковые записи, фото- и видеоматериалы, результаты творчества.

Считается, что опытные люди и профессиональные специалисты могут определять социотип человека по его реакциям, внешности, манере общения и даже стилю одежды, не прибегая к длительным исследованиям. Кроме того, некоторые способны адекватно определять свой собственный социотип. Но чтобы достичь такого уровня в соционике, необходимо, во-первых, подробно разобраться в самой системе этого направления и ее социотипах, во-вторых, изучить психотипы, предлагаемые теорией Юнга, и, в-третьих (если дело касается самотипирования), научиться объективно воспринимать и оценивать себя, свои черты характера, реакции и другие особенности своей личности. Не следует забывать и об основной проблеме соционики – о том, что с научной позиции в ней отсутствуют объективные критерии определения соционического типа. Другими словами, любой анализ человека при помощи соционики не будет иметь достоверных научных обоснований.

Тем не менее, если вы научитесь определять социотипы, вы сможете с определенной долей вероятности устанавливать, в чем состоят поведенческие различия между людьми, и искать к ним правильный подход, определять привычки, интересы и способности окружающих, понимать, чем продиктованы их действия и поступки. Обладая соционическими знаниями, человек способен также определять свою совместимость с людьми, прогнозировать развитие отношений, выделять, какие качества в других людях следует воспринимать в качестве основных, а на какие есть смысл не обращать особого внимания. Короче говоря, соционика, несмотря на отсутствие научного статуса, может быть очень даже полезной, как для одного человека, так и для общества в целом.

Соционика: польза для человека и общества

Модель соционики сегодня проникает во все большее количество областей. К тем, что приняли ее более остальных, можно отнести:

  • Подбор, обучение и развитие персонала
  • Повышение эффективности управления организациями
  • Создание инновационных образовательных технологий
  • Диагностика и лечение психосоматических заболеваний
  • Профессиональная ориентация подростков и взрослых
  • Воспитание детей в семьях и специализированных учреждениях
  • Организация знакомств
  • Самопознание и саморазвитие

Самой же востребованной сферой применения соционики является выстраивание комфортных взаимоотношений в любой социальной группе. С помощью соционики мы можем понять, что осложнения в общении с другим человеком (знакомым, коллегой, родственником и т.д.) могут вовсе не быть следствием его злого умысла или внутренней «непригодности» для нас. Просто разные люди воспринимают мир и жизнь индивидуально, имеют свои мнения, обладают разными ценностями. И одно лишь понимание того, как работает наша и чужая психика, может привести к избавлению от множества проблем в отношениях и снятию напряжения. А это важно совершенно в любой области жизнедеятельности.

В дополнение к этому, изучение соционики позволяет личностно расти, расширять границы, выходить из зоны комфорта, учиться быть самим собой и понимать себя, не втискивая свою личность в рамки того, как «должно» быть. Невзирая на ненадежность методов, необъективность результатов, отсутствие статуса науки, это направление имеет неоспоримое преимущество. Состоит оно в том, что соционика помогает каждому формировать правильную самооценку, эффективнее общаться с людьми, быстрее и легче достигать поставленных целей и находить свое место в этом огромном мире.

В то же время с самого своего появления и по сей день соционика подвергается серьезной критике. Рассмотрим ее, чтобы получить более объективные выводы.

Критика соционики

Многие исследователи говорят не только о том, что соционика не является наукой, а потому не заслуживает особого доверия, но и о том, что типирование личности вообще может навредить человеку. В первую очередь еще раз нужно вспомнить, что соционика основана на типологии Юнга и теории информационного метаболизма Кемпинского. Если идеи Юнга вполне можно отнести к научному знанию, то к теории Кемпинского ученые относятся неоднозначно. Да и вообще информации о ней очень мало, а доказательства ее верности и обоснованности требуют поиска и многочисленных проверок. Имеет смысл сказать также, что основательница соционики Аушра Аугустинавичюте была экономистом, а не психологом по профессии, что также вызывает некоторую настороженность.

Кто сегодня разрабатывает соционические тесты часто неизвестно, и, опять же, не все авторитетные психологи их признают. Собственно, и точность этих тестов далека от идеала. Можно пройти несколько таковых и получить разные результаты (разные соционические школы могут типировать одного и того же человека по-разному, т.к. ни одна не имеет четкой оценочной системы, а характеристики социотипов часто расходятся), что и указывает на их низкую надежность и валидность. Но и это еще не все – есть и другие показатели, говорящие о том, что соционика вряд ли когда-нибудь станет наукой.

В той же психологии есть конкретные критерии объективности в исследованиях (объективность, повторяемость, однородность результатов и т.д.), и любые эксперименты, им не отвечающие и не подтвержденные на разных выборках, автоматически считаются сомнительными. И как раз соционика не может представить такие эксперименты, т.к. их вообще не проводили и вряд ли проведут, ведь соционические критерии субъективны и размыты. А согласно еще одному принципу научного знания, чем меньше субъективности в утверждении, тем больше его можно считать научно достоверным.

По принципу верификации, который вывел Карл Поппер (австрийский и британский социолог и философ), научное знание можно проверить лишь через наблюдение и эксперимент. В соционике хоть и используются эти методы исследования, но все они субъективны и зависят от специалиста, руководствующегося собственными мыслями и опытом.

Другой принцип – принцип фальсификации (почитайте статью «Фальсифицируемость Поппера как научный критерий») указывает на то, что «научным» можно назвать только то знание, которое можно опровергнуть. А когда какое-то направление или учение выстраивается так, чтобы объяснить любые факты, научным оно уже быть не может. В соционике есть масса самых разных пространных формулировок типа «иногда», «обычно», «склонность» и т.п., обобщающих сведения так, что любой человек при желании найдет в таких описаниях с чем согласиться. Соционика использует по большей части бытовой язык в описании психических явлений, а он неточен и неопределенен. По этой причине появляются наукообразные утверждения, невозможные для доказательства или опровержения.

С момента своего появления соционика почти не изменилась и не производит никаких новых знаний, а наука, которой можно доверять, развивается и продуцирует новые знания. Соционика не нуждается в серьезных глубинных исследованиях и многолетнем образовании, она легко и просто определяет психотип и все, что с ним связано, вплоть до «благоприятного» партнера для семейной жизни. Достоверное же психологическое знание требует самого серьезного изучения, сложно для освоения и никогда не оценивает человека однозначно. Соционика же позволяет каждому самому для себя стать психологом, найти легкие ответы на самые сложные вопросы.

Что же касается пагубного влияния на личность, то соционика может «оправдывать» отрицательные черты характера, такие как тревожность, истеричность или хамство, в результате чего человек перестает работать над собой («я такой, какой есть»). Другими словами, то же, что можно использовать себе во благо, может иметь и негативные последствия. Все зависит от интерпретаций, стремлений, дисциплины – одним словом, самого человека. Подобная самостоятельная диагностика тоже имеет мало общего с научностью.

Соционика была получена ненаучным методом, а значит, априори не способна стать наукой и претендовать на достоверность и объективность, тем более, беря за основу неподтвержденные концепции и недоказуемые утверждения. Это лишь некоторые «против», касающиеся соционики, и, поискав, вы можете найти целые научные работы с ее критикой. Как относиться к этому учению – как к полезному инструменту познания себя и окружающих или как к забавной идее и пище для размышлений на досуге – дело ваше. Безусловно, из нее можно взять нечто полезное для себя, однако всегда нужно помнить о том, что слепо верить ей не стоит – для этого нет никаких научных оснований.

И для сохранения баланса (ведь у нас уже было видеоролик о пользе соционики) предлагаем вам посмотреть видео на тему критики этого направления от кандидата психологических наук Александра Невеева.

www.aum.news

Типы в соционике

Разделение людей на типы в соционике

Соционика как наука и практика основывается на том, что все люди делятся ею на 16 типов. Типы личности в соционике выделяются не хаотически и не в списочном порядке, а на определенных основаниях. Основанием для выделения типов личности в соционике служит представление о существовании двух пар соционических функций: этики и логики, сенсорики и интуиции, — каждая из которых, в свою очередь, может проявляться в экстравертированном или интровертированном варианте. (Подробнее о парах функций, и почему именно они в парах, можно прочитать в статье «Дихотомии соционических функций».)

16 типов в соционике

Типов в соционике именно 16. Такое число типов получается, если 4 основные соционические функции (этика и логика, сенсорика и интуиция) умножить на два: каждая из них может быть экстравертированной (черной) и интровертированной (белой). Полученные 8 вариантов функций умножаем еще на 2, так как соционический тип, имея в своей структуре все 8 функций, определяется всегда по первым двум (тут еще важен порядок их расположения, подробнее об этом можно прочитать в статье «Структура соционического типа»). Итого получаем 16 соционических типов:

  • Дон Кихот (искатель, интуитивно-логический экстраверт)
  • Дюма (посредник, сенсорно-этический интроверт)
  • Робеспьер (аналитик, логически-интуитивный интроверт)
  • Гюго (игрок, этически-сенсорный экстраверт)
  • Жуков (маршал, сенсорно-логический экстраверт)
  • Есенин (лирик, интуитивно-этический интроверт)
  • Максим Горький (управленец, логически-сенсорный интроверт)
  • Гамлет (артист, этически-интуитивный экстраверт)
  • Бальзак (критик, интуитивно-логический интроверт)
  • Наполеон (император, сенсорно-этический экстраверт)
  • Джек Лондон (информатор-методист, логически-интуитивный экстраверт)
  • Драйзер (церемониймейстер, этически-сенсорный интроверт)
  • Габен (мастер, сенсорно-логический интроверт)
  • Гексли (коммуникатор, интуитивно-этический экстраверт)
  • Штирлиц (разведчик, логически-сенсорный экстраверт)
  • Достоевский (гуманист, этически-интуитивный интроверт)

Совместимость типов личности в соционике

При виде списка соционических типов закономерно возникает вопрос: как эти типы (а если быть точнее, то корректнее говорить «люди, обладающие этими типами») взаимодействуют друг с другом? Насколько один тип личности в соционике совместим с другими?

Совместимость в соционике – это, пожалуй, один из самых интересных предметов для исследования и практического применения. Кратко отмечу, что, несмотря на свою популярность и теоретическую привлекательность, идея совместимости типов в соционике не столь однозначно реализуется на практике:

  • В деловых отношениях соционические законы совместимости типов работают лучше,
  • В то время как в личных отношениях почти все соционические закономерности претерпевают изменения, и их самостоятельная прогностическая ценность снижается.

(Плотнее с проблемой совместимости и вариантами ее решения можно ознакомиться в статье «Совместимость по соционике».)

Подробные описания типов в соционике не обещаю, но об изюминках каждого из 16 типов личности, которые мной неоднократно наблюдались в практике, обязательно расскажу.

psy-resource.com

Соционические типы: виды, особенности, методика определения

Соционика – достаточно молодая наука, которая занимается изучением соционических типов личности. Первой научной работой по соционике можно считать книгу советского ученого Аушры Аугустинавичюте «Дуальная природа человека» (1978 г.). Этот труд открыл много нового в области человеческих взаимоотношений и предложил оригинальную методику построения психологического портрета человека.

Что такое соционический тип?

Соционические типы – фундаментальное понятие в соционике. Всего их 16, и они отражают 16 моделей поведения человека в обществе. Соционические типы личности отражают способ взаимодействия того или иного человека с окружающими, его понятия о том, как должен быть устроен социум, как следует поступать, что приемлемо, а что – нет. Конечно, на взгляды любого из нас влияет еще и воспитание, и полученный жизненный опыт, и культурная среда. Но соционические типы отражают истинную природу человека и его желания, его настоящую «зону комфорта» в нашем многогранном обществе.

Виды соционических типов

Каждому соционическому типу присвоено имя реального известного человека или всем знакомого литературного персонажа, максимально соответствующего данному описанию. Например, Джек Лондон (логико-интуитивный экстраверт) охарактеризован как «Предприниматель»: никогда не упускает своих возможностей, умеет извлекать выгоду из любого дела, умеет слушать подсказки интуиции и идти на риск.

Штирлиц (логико-сенсорный экстраверт) – является ярким представителем хорошего «Администратора»: напористый, чрезвычайно трудолюбивый, ставящий высокое качество работы превыше всего, умеющий правильно распоряжаться временем.

Гамлету (этико-интуитивный экстраверт) удобнее всего занимать в обществе нишу «Наставника»: он хорошо чувствует эмоции других людей и может воспринимать их будто свои собственные, обладает даром убеждения, всегда заранее готовится к непредвиденным ситуациям.

Гюго (этико-сенсорный экстраверт) – большой «Энтузиаст»: своей излишней эмоциональностью он «заражает» людей идеями и подталкивает к активным действиям, заядлый оптимист, с удовольствием опекает своих родных и близких.

Робеспьер (логико-интуитивный интроверт) отличается упорядоченностью своих мыслей, четкостью высказываний, стремлением для всего разработать четкую систему, которая была бы применима на практике, и вообще стремлением все улучшать и совершенствовать. Именно поэтому его иногда называют еще и «Аналитиком».

Максим Горький (логико-сенсорный интроверт) – типичный «Инспектор»: пытается до конца разобраться в деле, которым занимается, хочет знать о поднятом вопросе всю информацию от начала до конца, любитель справочной литературы, ценит во всем полнейший порядок и подчинение системе.

Достоевский (этико-интуитивный интроверт), или истинный «Гуманист» — любит наблюдать за человеческими взаимоотношениями со стороны, добр и великодушен, ценит полнейшую честность в отношениях, не умеет оказывать психологического давления, не склонен проявлять агрессию, поэтому может стать замечательным учителем или воспитателем.

Драйзер (этико-сенсорный интроверт), или «Хранитель» — мастер по определению «своих» и «чужих», выбирая людей в «свой» круг, он готов оберегать их и делать всё возможное для их благополучия. Никогда не высказывает своё мнение, пока оно не становится действительно необходимым.

Следующий тип – это «Искатель», или «Дон Кихот» (интуитивно-логический экстраверт): интересуется абсолютно всем, что его окружает, склонен часто менять род своих занятий, любит креативные идеи, зато тяжело переносит монотонный труд и всякого рода условности.

Жуков (сенсорно-логический экстраверт) – прирожденный «Маршал»: решительный, напористый и влиятельный, в любом деле стремится одержать победу, не сомневается и не колеблется, просчитывает заранее несколько планов действий и т.д.

Методы типирования

Сложно совершенно точно установить для тех или иных людей соционические типы. Определение должен осуществлять специалист в этой области.

Самой же распространенной методикой типирования является тестирование или определение типа по внешним признакам.

Типирование по внешним признакам

Когда изучались соционические типы, внешность их рассматривалась как отдельный интересный вопрос. Соционики, изучив тысячи фотографий людей, относящихся к тому или иному типу, заметили, что, например, Штирлиц отличается идеально прямой, негнущейся спиной, Достоевский – полностью беспристрастной мимикой лица. Джека Лондона можно узнать по «голливудской» улыбке и неопрятному, «растрепанному» виду, а Есенина — по утонченному элегантному внешнему виду и застенчивой улыбке.

Идеальные сочетания соционических типов

Соционические типы имеют идеальные пары, которые называются дуалами. Например, Есенин будет комфортно чувствовать себя в компании Жукова, Штирлицу как раз не хватает чуткости и мягкости Достоевского, а Дон Кихот будет счастлив с человеком типа Дюма.

Если рассматривать данную науку с точки зрения практического применения, то соционические типы помогают осознать людям свои слабые и сильные стороны, принять их и извлечь максимальную пользу из собственных особенностей, а также найти идеальных партнеров для создания семьи, дружбы или бизнеса.

fb.ru

Как определить социотип и психотип | Соционика и психософия для начинающих

В данной статье даны рекомендации по определению собственного социотипа. Если вы хотите определять типы других людей, см. статью «Как научиться типировать».

Каждый, кто заинтересовался соционикой и психософией, сталкивался с вопросом, как определить свои типы личности в этих типологиях. К сожалению, стопроцентно надежных методик в настоящее время не существует. Но если использовать несколько различных способов, можно получить вполне приемлемый с точки зрения достоверности результат.

Прежде чем типироваться, нужно знать несколько важных моментов.

  1. Самое распространенное заблуждение — то, что соционический тип определяет целиком и полностью характер человека, его привычки и поведение. Это не так, на самом деле социотип — это особенности восприятия информации, своего рода фильтр, который пропускает те или иные ее виды. Поскольку поведение человека зависит от принимаемой им информации, социотип, конечно же влияет, но не следует забывать про другие факторы: предыдущий опыт, воспитание, ценности, которые так же могут оказывать не меньшее влияние.
  2. Психософский и соционический типы могут сочетаться между собой любым образом. При этом одни из сочетаний являются гармоничными, а другие — противоречивыми. Как правило, гармоничные сочетания типируются легко, а противоречивые дают большой разброс версий как по соционике, так и по психософии. Подробнее о том, как такие сочетания влияют на самого человека, рассказано в статье «взаимосвязь соционики и психософии».
  3. По описаниям те или иные типы могут нравиться или не нравится, что может сказаться на желании «попасть/не попасть в этот тип». Чтобы такого не происходило, желательно читать описания типов только на завершающем этапе типирования, после того, как типировщик назвал свою версию (или несколько версий).
  4. Описания типов пишутся с гармоничных сочетаний, поэтому обладатели противоречивых сочетаний могут узнавать себя с трудом. Но даже у гармоничных типов полное совпадение с описанием встречается редко. Нормальным для соционики является совпадение описания на 70-80%. Кроме того, почти во все существующие сейчас описания соционических типов попало много того, что на самом деле к соционике как к учению об информационном метаболизме отношения не имеет (так называемые «поведенческие описания»). Наиболее свободными от этого являются пофункционные описания, размещенные на сайте Wikipedia в статье «Соционический тип», а также описания Юлии Колесниченко, размещенные на нашем сайте SOCTYPE.RU.
  5. В психософии желательно читать описания не типов в целом, а пофункционные за авторством самого Афанасьева или Александры Василенко aka Spyke. Описания психософских типов в целом от Афанасьева хорошо показывают связь типа и мировоззренческой картины человека, но узнать себя по ним достаточно трудно.

Тесты. С чего же начинается типирование? Большинство людей начинает его с прохождения тестов, так как это самый быстрый способ получить результат, но вместе с тем и самый ненадежный. Поэтому желательно пройти все доступные тесты несколько раз в различных состояниях: утром, после пробуждения, вечером (ночью), когда начинает хотеться спать, и днем, на пике активности.

Если у вас гармоничное сочетание ТИМа и ПЙ-типа, то разброс будет небольшим: 2-3 типа максимум, которые будут отличаться между собой одной или двумя дихотомиями. (Посмотреть таблицу соответствия типов и признаков можно в статье «Как образуется соционический тип».) И те признаки, которые совпадают, можно считать надежно определенными. Если же разброс типов будет существенно больший (более 4 типов), то скорее всего, у вас противоречивое сочетание ТИМа и ПЙ-типа, и необходимо прибегнуть к более надежным методикам.

Анкетное типирование. Анкетное типирование обладает оптимальным соотношением между затратами времени и надежностью результатов. Основная сложность при определении типа по анкете — невозможность проверить достоверность ответов типируемого. Причин этому несколько: это и желание быть лучше (или хуже), чем есть на самом деле, и переключение с базовой на ролевую, и искажение квадральных ценностей.

Поэтому заполнять анкету рекомендуется в спокойной обстановке, убрав все раздражители (радио, телефон, телевизор, сторонние сайты в броузере). После заполнения желательно показать анкету человеку, который хорошо вас знает и которому вы доверяете. Если он решит эта анкета — совершенно не о вас, то надежность типирования будет низкой и целесообразно перезаполнить анкету.

Типироваться по анкетам желательно там, где типировщики типируют по обеим типологиям: и соционике и психософии. Примером такого сайта является TIPIRUEM.RU. Определение типа желательно начать с  психософского типа, а уже потом переходить к соционическому, так как психософский тип менее подвержен искажениям.

Типирование по анкете в простых случаях идет до конкретного типа, в более сложных — выдаются две наиболее вероятных версии (или два возможных сочетания ТИМ+ПЙ-тип). После того, как эти версии названы типировщиками, следует прочитать описания типов, рассказать типировщикам о найденных несоответствиях, а так же сообщить версии, полученные в результате тестов. Это даст дополнительную информацию, на основе которой версия может быть скорректирована (или наоборот, типировщики объяснят вам, почему эти несоответствия несущественны). Не бойтесь задавать дополнительные вопросы или даже спорить с типировщиками! Не забывайте, что вы себя знаете всю жизнь, а они про вас — только то, что вы написали про самих себя в анкете.

Если в результате всего этого не удалось прийти к однозначной версии или у вас остались сомнения, имеет смысл попробовать протипироваться по другим методикам.

Типирование по внешности. Типирование по внешности является одним из самых спорных вопросов, особенно в соционике. Существуют как противники, так и сторонники этого метода. С точки зрения Единого Типологического Проекта, типировать по внешности можно, если тип виден сразу, и такое типирование не может быть описано с помощью формальных признаков (хотя в некоторых соц. школах такие попытки предпринимались), ему можно научиться только опытным путем.

Поэтому при типировании все же целесообразно прикладывать к анкете несколько фотографий: возможно, это даст дополнительную информацию, которая помогает определиться в сложных случаях, особенно когда по результатам анкетного типирования получаются два непохожих друг на друга ТИМа.

Альтернативные методики типирования. Сюда относится проективное типирование и типирование по почерку. При проективном типировании вам будет предложено нарисовать рисунок на заданную тему (например, дом, дерево и человека), по которому и будет производиться определение типа. При типировании по почерку вас попросят прислать скан какого-либо написанного вами текста. Оба подхода хороши тем, что позволяют минимизировать влияние искажений типа в результате наработанного (или наоборот, недостаточно проработанного) опыта и влияния окружения. Однако на данный момент эти методики находятся скорее в экспериментальном состоянии, кроме того, достаточно малое количество типировщиков владеет этими методиками.

Типирование в форме интервью. Может осуществляться либо очно, либо с помощью удаленных средств связи (Skype, Mail.Agent) и, как правило, является платной услугой. Распространено мнение, что такое типирование «у профессионалов» или «в соционических школах» — самое надежное. Это утверждение верно только для индивидуальных консультаций длительностью не менее 30 минут. Различные групповые экспресс-типирования, когда за час типируют группу из десятка или более человек, задав каждому по 3-4 вопроса, по надежности сопоставимы разве что с типированием по тестам и фото. Кроме того, типироваться следует у профессиональных типировщиков, то есть таких, у которых имется наличие статей, книг, выступлений на конференциях и целостного, законченного взгляда на соционику.

Самотипирование. В соционических кругах существует мнение о том, что самостоятельно определить свой ТИМ нельзя (в некоторых сообществах доходит до дискриминации самотипированных). Это неверно. Определить свой тип личности как в соционике, так и в психософии вполне возможно, однако для этого нужно адекватно воспринимать себя, не делить типы на «плохие» и «хорошие» и достаточно глубоко разобраться в соответствующей типологии. 

В частности, в соционике необходимо изучить не только дихотомии базиса Юнга, но хорошо разобраться в семантике аспектов, описанной в аспектонике, изучить свойства функций модели А, определить квадральные ценности и хотя бы 2 или 3 признака Рейнина. Если результаты, полученные с помощью всего вышеперечисленного, будут непротиворечивыми, можно говорить о надежном определении ТИМа.

В психософии для определения типа следует изучить не только особенности проявления функции в той или иной позиции, но и дополнительные признаки: процессионность/результативность, согласнованность/несогласованность (он же подстраивающаяся/доминирующая), высокая/низкая, а так же особенности влияния Воли на другие функции.

И еще раз хотелось бы подчеркнуть: ни в коем случае нельзя самотипироваться по описаниям!

В заключение остается отметить, что не следует восприимать свой тип личности как приговор. Нет хороших или плохих типов (хотя есть более или менее востребованные обществом на определенном этапе его развития). Соционический ТИМ — это всего лишь показатель потенциала развития в тех или иных областях деятельности, а психософский тип — показатель субъективной значимости этих областей. Решение, что с этим делать: развивать ли слабые функции, чтобы в любом деле быть не хуже других, или же сосредоточиться на достижении результатов по сильным функциям, доверив прикрытие слабых дуалу, — остается за вами.

Далее рекомендуем:

sociomodel.ru

Социотип | Соционические типы

В.В.Гуленко, Киев, 03.10.1994.

Центральное понятие соционики, вокруг которого группируется вся ее система аксиом и теорем. Представляет собой главный предмет ее изучения как науки. То, что соционические типы существуют, умозрительным путем нельзя ни доказать, ни опровергнуть. В этом можно убедиться только на практике, собственноручно наблюдая за поведением многих людей и сопоставляя данные своих наблюдений. Поэтому априори социотип понимается как природная предрасположенность человека мыслить и действовать определённым образом.

Существует много толкований понятия социотип. Важно знать, что встречаются узкая и широкая его интерпретации. В узком толковании социотип тождественен психотипу и касается только области человеческой психики. Широкое толкование трактует социотип как устойчивую структуру информационной системы любой природы, стремящуюся восстановить себя при попытках деформации. С этой точки зрения можно говорить о социотипе группы людей, социотипе организации, государства, общественного движения, социотипе теории, какой-либо системы взглядов. В этом случае пользуются также термином «интегральный тип».

Понятие типа психики соционика взяла у К.Г.Юнга \» основоположника практической типологии личности. Юнг является истинным открывателем типности психики,поскольку он описал структуру типа, его основные компоненты \» психологические функции, дал примеры наблюдательной диагностики.

Согласно Юнгу, психологический тип \» это способ адаптации личности к окружающей действительности, в ходе которой одна из четырёх психических функций занимает доминирующее положение, а противоположная ей \» подчинённое. Доминирующей функцией человек сознательно управляет, а подчинённая функция, если уж она вышла на передний план, управляет самим человеком. Формируется вполне определённая установка сознания и противоположная, носящая компенсаторный характер установка бессознательного, совместные действия которых и образуют тип психики.

Своим путем к пониманию психологического типа пришел польский психотерапевт А.Кемпински, автор концепции информационного метаболизма (сигнального обмена), который писал: «Структура информационного метаболизма должна обладать определённым постоянным градиентом, самый малый на границе с внешней средой, а самый большой \» с внутренней средой. Изменчивость первого переносится без осложнений, а второго с большими трудностями». Таким образом, социотип \» это константа личности, её стойкое внутреннее ядро без учета изменчивой оболочки. Разрушение этого ядра ведёт к невротизации личности.

В социоанализе тип понимается более сложно. Наиболее близко к социоаналитической трактовке подошел В.Лефевр, математически описавший рефлексивные, то есть направленные на самого себя структуры психики. В самой сжатой формулировке, социотип \» это рефлексивная структура пятого порядка. Давайте пройдем по усложняющимся уровням рефлексии и достигнем интересующей нас глубины.

Человек в статике, как внешне, так и внутренне \» это нулевое измерение. Такое состояние практически невозможно, как не существует в жизни, скажем, идеальная точка, не имеющая ни длины, ни ширины. Но вот человек включается в коммуникацию: находит партнёров, обменивается информацией, проявляет эмоции \» это первое измерение личностного пространства. Теперь следующий шаг. Коммуникативные состояния человека изменяются \» его двигательные и эмоциональные реакции то убыстряются, то замедляются. Это уже второй ранг рефлексии.

Человек способен руководить своими коммуникативными изменениями, то есть он «ведет» себя. Речь идёт о поведении, третьем, объемном измерении личности. Характер поведения человека со временем тоже изменяется. Значит, способ управлять своим поведением все ещё человеком осознается. Это четвертое по порядку измерение. Но с этого момента обратная связь \» условие, без которого самим собой управлять нельзя, \» обрывается. Можно с уверенностью утверждать, что человек не способен эффективно отслеживать изменение способа управления изменением своего поведения.

Наглядно подобные явления обычно изображают как несколько раз вложенные друг в друга профили лица человека. Чтобы изобразить социотип, вложить один профиль в другой нужно пять раз. Итак, социотип как не поддающаяся осознанной воле человека рефлексивная психическая структура зашифрована в пятом измерении личностного пространства, куда человек не имеет прямого доступа. Этот уровень психики, по сути, затрагивает коллективное бессознательное и его ведущий архетип \» самость.

  1. Логико-сенсорный экстраверт, или «Управитель».
  2. Логико-интуитивный экстраверт, или «Предприниматель».
  3. Логико-сенсорный интроверт, или «Инспектор».
  4. Логико-интуитивный интроверт, или «Аналитик».
  5. Этико-сенсорный экстраверт, или «Энтузиаст».
  6. Этико-интуитивный экстраверт, или «Наставник».
  7. Этико-сенсорный интроверт, или «Хранитель».
  8. Этико-интуитивный интроверт, или «Гуманист».
  9. Сенсорно-логический экстраверт, или «Маршал».
  10. Интуитивно-логический экстраверт, или «Искатель».
  11. Сенсорно-логический интроверт, или «Мастер».
  12. Интуитивно-логический интроверт, или «Критик».
  13. Сенсорно-этический экстраверт, или «Политик».
  14. Интуитивно-этический экстраверт, или «Советчик».
  15. Сенсорно-этический интроверт, или «Посредник».
  16. Интуитивно-этический интроверт, или «Лирик».

Рядом с названием типа по юнговским признакам, которое мало о чем говорит в силу своей аналитичности, приводится его синтетическое название, подчеркивающее характерную черту поведения соответствующего типа в социуме. Данные названия являются ориентировочными. Их следует рассматривать как один из вариантов. Стандарт обозначений и наименований в соционической типологии ещё предстоит выработать.

 

Технологически социотип образуется как совокупность четырёх юнговских признаков психики, задающих ориентацию индивида в коммуникативном пространстве (см. статью Коммуникативное пространство). Для того чтобы выйти на тип, нужно отыскать те полюса на юнговских шкалах рациональность/иррациональность, экстраверсия/интроверсия, логика/этика и сенсорность/интуитивность, которые требуют наименьших энергозатрат для своей реализации, то есть являютя для вас наиболее естественными. Вот схема, из которой понятно, что по четырем парам признаков образуются шестнадцать социотипов:

ЦЕЛОСТНАЯ ЛИЧНОСТЬ
РАЦИОНАЛЬНОСТЬИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ
ЛОГИКАЭТИКАЛОГИКАЭТИКА
ЭКСТРАИНТРОЭКСТРАИНТРОЭКСТРАИНТРОЭКСТРАИНТРО
С
Е
Н
С
И
Н
Т
У
С
Е
Н
С
И
Н
Т
У
С
Е
Н
С
И
Н
Т
У
С
Е
Н
С
И
Н
Т
У
С
Е
Н
С
И
Н
Т
У
С
Е
Н
С
И
Н
Т
У
С
Е
Н
С
И
Н
Т
У
С
Е
Н
С
И
Н
Т
У
12345678910111213141516

www.socionic.ru

Соционика.Типы. Отношения

Соционика – это теория, в соответствии с которой, образ мысли человека можно охарактеризовать по восьми параметрам. Каждый из них, несет ответственность за определенную психологическую функцию. В зависимости от соционического типа некоторые из них  более выражены, другие же проявляются очень слабо. Наверное, вы задаетесь вопросом, какой же смысл этой теории? Все дело в том, что ее можно, а главное – нужно применять на практике.

Почему люди не понимают друг друга?

Вы никогда не задумывались, почему так часто нам сложно понять окружающих нас людей, особенно если их поступки в корне отличаются от того, что мы считаете правильным? Все дело в том, что мышление разных людей подобно радиоволнам, которые работают на разных частотах, поэтому иногда бывает практически невозможно понять и принять чью-то позицию,  несмотря на логику и веские аргументы, приводимые оппонентами.


Смело можем заявить, что базовые знания соционики помогут вам обрести гармонию с окружающими людьми, понять, что же движет ими в определённых ситуациях, а также как грамотно обходить «острые углы» и сохранить хорошие отношения, а возможно,  даже изменить свою жизнь.

Соционика – квадры и типы

В соционике существуют 4 диаметрально противоположных психологических функций: интроверсия-экстраверсия, этика-логика, интуиция-сенсорика и рациональность-иррациональность. Их сочетание  и определяет, к какому типу принадлежит человек.

Исходя из этой информации, совсем несложно подсчитать, что всего этих типов — 16. Все они поделены на квадры (в переводе с латыни quadro – четыре). Основа такой группировки типов – лёгкость и простота в понимании между людьми, которые относятся к одной квадре. Следует отметить, что соционика – это теория, которую стоит досконально изучить, прежде чем проводить диагностику человека (т.е. определять, к какому типу он относится согласно соционике).

Альфа

Первая квадра называется «альфа», и к ней относятся следующие социотипы: Дон Кихот, Дюма, Робеспьер, Гюго.
Отличительная черта «альфийцев» – новаторство. Они открыты всему новому, не боятся экспериментов, очень позитивно воспринимают все необычное и интересное. К слову, соционика как наука была основана одним из представителей «альфы» – Робеспьером ( в смысле типом, а не героем Великой Французской революции).

Дон Кихот  является самым изобретательным и креативным представителем всей группы. К сожалению,  он не всегда использует свои возможности по назначению. Зачастую борется с ветряными мельницами. Очень не приспособлен к быту. Любит вкусно поесть, но сам не умеет или не любит готовить. Дон Кихоты совершенно не разбираются в чувствах людей, попадая иногда в очень сложные психологические ситуации.

Дюма – очень спокойный и уравновешенный человек. Умеет создавать уют, вкусно готовить и окружить всех заботой. Этот тип отличается дружелюбием  и чуткостью. Не терпит ссор, споров, скандалов, ему сложно отказать человеку в помощи.

Гюго иногда в шутку называют «электровеником», ведь они подвижные, суетливые и шумные. Вокруг Гюго – всегда праздник. Представители этого типа,  как утверждает соционика, очень чувственны, они живут в мире эмоций, которые, зачастую их захлёстывают. Обычно Гюго аккуратно и красиво одеты, ценят эстетику.

Робеспьер – организован, задумчив, внешне холоден. Всегда скрытен и предусмотрителен. Очень трудолюбивый и умный. Всегда борется за идею, ведь по своей сути все Робеспьеры – революционеры. Очень озадачен, когда что-то не поддается логическому объяснению. С удовольствием принимает заботу о себе, так как самому о себе заботится ему в тягость.

Бета

Вторая квадра – «бета». Социотипы, которые входят в ее состав это: Гамлет, Максим Горький, Жуков, Есенин.
«Бетанцы» очень страстны, а в их квадре кипят бурные эмоции. Агрессивный шарм этой группы является их отличительной чертой.

Гамлет – прирожденный актер. Для него жизнь – это театр. Любит когда к нему приковано внимание окружающих. Несмотря на это – человек очень серьёзный. Умеет и любит работать, выполняет задания на очень высоком уровне. Гамлеты – хорошие руководители, но иногда их несдержанные эмоции подавляют сотрудников.

Максим Горький – последователен, реалистичен, очень твердо стоит ногами на земле. Не терпит неопределенности, не понимает намеков. В чувствах не стесняется проявлять своего интереса, придерживается классической модели отношений.

Жуков – колоритный человек, зачастую создается впечатление, что его «много». Очень целеустремлен, на пути к цели его ничего не останавливает.  Хорошо оценивает ситуацию и обыгрывает ее самым выгодным для себя способом. Строг, а иногда его даже жесток.

Есенин – романтичный и витающий в облаках. Влюбчивый и милый человек, живет в мире эмоций, старается всеми силами внести гармонию в окружающий его мир. Любит все красивое, часто крутится среди богемы.

Гамма

«Гамма» куда более спокойная. Ее представители: Наполеон, Бальзак, Джек Лондон, Драйзер.

Они по своей сути – критики и реформаторы. Пессимизм также является тем, что отличает их от других типов. Они всегда готовы к худшему. Представители этой группы очень боятся отрицательных эмоций, им тяжело с ними справляться, поэтому они стараются их избегать.

Наполеон :  неплохо разбирается в людях, знает, как заработать авторитет, поэтому часто, представители этого социотипа являются очень влиятельными людьми. Они уверены в своих силах, часто идут напролом и добиваются своего. Активны, требовательны и деловиты.

Бальзак – соционика не знает большего пессимиста чем Бальзак. Представители этого типа умны, у них отлично развито воображение, но, тем не менее, они очень циничны и скупы на эмоции.

Джек Лондон — умеет зарабатывать деньги, причем делает это с таким непринужденным видом, будто это само собой разумеется. Соционика называет его прирожденным бизнесменом. Представители этого типа очень неряшливы, и поэтому часто Джеков называют «чокнутыми профессорами». Любят походы, туризм, экстремальные виды спорта.

Драйзер – реалист, живет сегодняшним днем, консерватор. С виду – очень спокойный и тихий, но в знакомой компании очень хорошо чувствует настроения и подстраивается под них. Умеет создавать уют, вкусно готовить и опекать своих близких.

Дельта

Последняя квадра – «дельта», и соционика говорит о том, что эта квадра – наиболее уравновешенная из всех. К ней относятся: Штирлиц, Достоевский, Гексли, Габен.

Все эти социотипы очень хорошо чувствуют почву под ногами, но, тем не менее, не противятся и новым идеям. Но их подход в корне отличается от альфийского. «Дельта» основательно подходит к вопросу, обрабатывает идеи, и создает самые оптимальные условия для их реализации.

Штирлицы – трудоголики. Очень много и, кстати, не без удовольствия, работают. Очень практичны, любят дорогие и качественные вещи. Всегда выполняет задания на «отлично». Штирлицов можно узнать по характерной «армейской» выправке. Соционика не знает более организованного и в тоже время активного типа, поэтому, считается что Штирлицы – самые хорошие руководители.

Достоевский – тихий и спокойный человек с очень богатым внутренним миром. Умеет создавать вокруг себя уют и красоту. Очень критичен к себе, переживает, когда не находит одобрения со стороны близких ему людей.

Габенов часто называют «талантливой ленью». У них золотые руки, они умеют качественно выполнять любые дела по дому, а также создавать вокруг себя самые лучшие условия, но, к сожалению, не всегда им хватает силы воли себя заставить что-то делать. Замкнуты и молчаливы, и соционика утверждает, что расшевелить их способен только их дуал – Гексли.

Габены не переносят эмоционального перенасыщения. В таких ситуациях чувствуют себя очень уязвимыми.

Гексли – это вечные дети. Милые, обаятельные,  с виду очень поверхностные. Имеют широкий круг общения и умеют поддерживать со всеми стабильно хорошие отношения. Вероятно, это единственный тип, который при желании может найти общий язык с любым человеком.

Интертипные отношения

Интертипные отношения в соционике – это наиболее оптимальное и логичное объяснение психологической совместимости людей разных типов, которая подкреплена солидной теоретической базой.

Наиболее комфортные с психологической точки зрения отношения дуальности. В такой паре будет доминировать ощущение единства, ведь, по сути, дуалы и есть две половинки одного целого. Они не конкурируют по сильным функциям, а также всегда могут поддержать друг друга по слабым. Что немаловажно, соционика утверждает, что дуалы никогда не задевают болевых (т.е. самых уязвимых) функций своих партнеров, так как исходя из своего информационного метаболизма, просто не способны на такое действие.

Дуальные пары в соционике это: Дон Кихот – Дюма, Гюго – Робеспьер, Гамлет – Максим Горький, Жуков – Есенин, Наполеон – Бальзак, Джек Лондон – Драйзер, Штирлиц – Достоевский, Гексли – Габен.

Соционика: источники и авторы

Надеемся, что  соционика вас заинтересовала и краткое описание в этой статье сформировало в вашем сознании некоторое понимание данной теории. Для более детального изучения, вы можете использовать следующие источники:
А.Аустинавичуте  «Дуальная природа человека» , «Характеристика психологических типов»; В.В. Гуленко «Концепция соционики», «Жизненные сценарии»; Е.В. Олькова, Е.А. Удалова «Что такое соционика, или Ваш шанс начать жить по-настоящему»

mirna360.com

Соционические типы | Продюсерский центр «Социон»

Соционика изучает типы информационного метаболизма (ТИМ) человека — соционические типы.

Человечество имеет интегральную психику как интегральный информационно-энергетический организм, состоящий из 16 соционических типов, как 16 способов восприятия и переработки информации. Психика каждого человека — это 1/16 часть информационно-энергетического организма человечества. Каждый человек имеет от рождения один из 16 соционические типы, который не меняется в течение жизни.

Информационный метаболизм — это процесс усвоения и переработки информации психикой человека 4-мя сильными и 4-мя слабыми функциями, каждая из которых имеет дихотомийные психические признаки: иррациональность-рациональность, экстравертность-интровертность, интуитивность-сенсорность, этичность-логичность.

Каждый из нас более уверенно и свободно пользуется только одной частью из каждой пары, а восприятие по другой происходит неадекватно, с определенными трудностями и напряжением.

 

ЗНАТЬ СВОЙ СОЦИОНИЧЕСКИЙ ТИП ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ:

 

1. Раскрыть врожденный потенциал, индивидуальность, стать уверенным в себе, знать свои сильные и слабые стороны, знать свои потребности и способы их удовлетворения, быть самостоятельным.

2. Знать мотивы поступков как своих, так и других, сознательно действовать и объективно оценивать свое поведение.

3. Избегать ошибок в жизни, правильно выбрать профессию, найти друзей и единомышленников.

4. Прогнозировать отношения с другими, избегать недоразумений и конфликтов, создать дуальную семью.

5. Формировать эффективные психически совместимые рабочие группы, правильно подобрать методы стимулирования персонала и стиль управления коллективом.

6. Решить социальные проблемы недовольства, раздражения и психосоматических заболеваний, возникающих из-за незнания собственной природы и законов межличностных взаимодействий.

 

ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦИОНИЧЕСКОГО ТИПА

socion.com.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *