Социальная адаптация | Блог 4brain
С ситуациями, когда нужно вливаться в новый коллектив, сталкивались все: переход в другой класс, новая работа или переезд заставляли вас знакомиться и учиться взаимодействовать по-другому. Для кого-то это стресс и самый главный страх, для других – совершенно привычная и даже приятная ситуация. От чего это зависит? От открытости коллектива или психологических характеристик личности? Ответ – от всего. Но от этого процесса скрыться не удастся никому, поэтому стоит разобраться, что нужно делать для его всестороннего облегчения.
Что такое социальная адаптация?
В биологии термин «Адаптация» означает приспособление организмов к условиям окружающей среды для существования, а в социальных процессах адаптация интерпретируется как приспособление индивида к социальной среде, поэтому принято выделять два ее типа:
- Биофизиологическая адаптация – это приспособление организма к устойчивым и меняющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажности, освещению и другим внешним физическим условиям и воздействиям), а также к изменениям в самом себе. Например, человек создает одежду, строит жилье или проявляет способности к произвольной психической регуляции биологических состояний.
- Социально-психологическая адаптация – процесс приближения внутреннего мира личности к социальным требованиям среды в интересах реализации соответствующих социальных ролевых функций. Это гармонизация взаимодействий личности и группы, активное освоение человеком природной и социальных сред во всем многообразии их проявлений.
Несмотря на сходство терминов и процессов, не стоит путать социальную адаптацию и социализацию. Хотя в обоих случаях происходит активное приспособление, усвоение человеком социальных норм и требований социальной среды, эти понятия различаются своим происхождением и функциями.
Социализация личности – это формирование и становление личности через овладение социальным опытом и наращивание социальных связей. Для выполнения социальных функций человеку необходимы знания, умения и качества, а каким образом он их приобретает? Только преодолевая разного рода противоречия, возникающие в процессе жизнедеятельности, а это как раз и есть социальная адаптация.
Получается, что процесс социализации осуществляется посредством социальной адаптации. Именно с ее помощью вырабатываются наиболее ценные качества, свойства личности, которые дают ей возможность осваивать окружающую действительность, ориентироваться в ней, находить свое место, т.е. социализироваться.
Конечная цель социализации состоит в формировании личности, востребованной в данном обществе, т.е. социализация «заказывается» общественной потребностью, ведь без нее не было бы общества как такового. А конечная цель социальной адаптации – достижение личностью точки равновесия с обществом, а этот процесс является человеческой потребностью [М. В. Ростовцева, 2016].
Критерием и результатом как успешной социализации, так и эффективной социальной адаптации, является саморазвитие, самореализация и самоактуализация личности в обществе. Дело в том, что адаптация связана с целью удовлетворить мотивы и стимулы человека, а на успех в особенности влияют отношения с другими людьми. Поэтому в соответствии с изменениями окружающей среды и ее обратной связью изменяется поведение человека.
Получается, что адаптация, комфорт и самореализация взаимосвязаны: люди с рождения учатся приспосабливаться к различным обстоятельствам и отношениям, согласовывать их реальность, мысли и внутреннюю культуру с окружающими социокультурными концепциями, чтобы достичь баланса, в котором они смогут самостоятельно удовлетворять свои потребности.
В зависимости от требований среды и реакции человека психологом И. Д. Калайковым были выявлены три формы адаптации:
- Внешняя – выражается в процессе, через который субъект приспосабливается к объективным внешним проблемным ситуациям, не перестраиваясь внутренне, оставаясь самодостаточной личностью.
- Внутренняя – полная адаптация личности, т.е. перестройка внутренних качеств личности, образование новых вследствие воздействия внешних обстоятельств.
- Смешанная (реадаптация) – личность отчасти приспосабливается к окружению, в новой общественной среде, коллективе, где превалируют иные ценности, правила и способы поведения, где абсолютно другая ведущая деятельность. Хотя этот процесс сопровождается серьезными личностными модификациями, личность сохраняет индивидуальность и свое «Я» [Н. А. Ведмеш, 2015].
Не секрет, что формирование общества и развитие человеческой индивидуальности взаимозависимы, но социальная адаптация помогает индивидууму найти баланс между приспособлением и обособлением.
Какой может быть социальная адаптация?
Вы помните свой первый день в детском саду или первом классе? Поступление в первое образовательное заведение всегда сопровождается трудностями. Переход из семейной обстановки в окружение большого количества сверстников и условия с другими требованиями может быть весьма некомфортным. Но можно ли сказать, что во взрослом возрасте людям проще даются подобные изменения? Скорее всего нет, в том числе из-за того, что существует довольно обширное разнообразие обстоятельств, к которым человеку приходится приспосабливаться.
Социальную адаптацию принято рассматривать на трех уровнях: индивид (адаптация внутри личности), микросреда (семья, учеба, работа и т. п.) и макросреда (общество). От уровня и особенностей зависят виды адаптации:
- виталистическая – человеку приходится быстро перестраивать свое поведение в связи с изменениями в своем здоровье;
- информационная – человек определяет критерии отбора информации, источников, а также учится определять для себя главное;
- экономическая – человек усваивает социально-экономические нормы и формы экономических отношений, привыкает к размерам пособий, уровню зарплаты, пенсий;
- педагогическая – адаптация человека к обучению и воспитанию, в результате чего формируется система его ориентиров на ценности;
- управленческая (организационная) – человек привыкает к формам взаимодействия и влияния на него, которые влияют на развитие его социальной роли;
- социальная – человек выстраивает взаимоотношения с семьей, соседями в доме и другими социальными группами;
- профессиональная – человек приспосабливается к новой деятельности, задачам, условиям труда, особенностям профессии.
На данный момент профессиональная адаптация – одна из самых актуальных проблем общества по причине миграций, глобализации и роста безработицы. Однако именно ее эффективность влияет на общее состоянии экономики [Mentamore, 2020].
Как видите, человек постоянно находится в процессе адаптации. Даже если он сам не меняет свое окружение на протяжении многих лет, мир вокруг него меняется, что заставляет подстраиваться и учиться взаимодействию заново.
Ход социальной адаптации
Может показаться, что социальная адаптация занимает достаточно много времени, но на самом деле это относительно короткий временной промежуток, в который человек активно осваивает новую или измененную социальную среду. И за этот отрезок времени человек успевает пройти четыре стадии:
- Начальный этап. Человек знакомится с нормами и правилами поведения в обществе, но устоявшиеся в обществе ценности и традиции еще не принимаются им или даже отрицаются. Он начинает осознавать, почему у него что-то не выходит, а социальная активность не приносит удовлетворения. Он понимает необходимость менять свои установки, но психологически чувствует себя некомфортно.
- Этап терпимости. В это время человеком и средой происходит признание равнозначности друг друга. Индивид пытается вести себя по-новому, проявляя толерантность и придерживаясь новых социальных правил.
- Вхождение в новую среду. Теперь общество также принимает ценности и установки индивида, а он начинает приспосабливаться к нему, что выражается во взаимных уступках.
- Адаптация. Человек полностью адаптируется к условиям и требованиям новой среды или происходит ассимиляция системы ценностей. У человека осознанно меняются паттерны поведения и привычный образ жизни [Я. Щепаньский, 1969].
Конечно, не всегда люди справляются с вызовами и завершают процесс адаптации. Иногда они так и не принимают ценности и нормы среды и ведут себя своим, особенным образом. Такое поведение называют девиантным, а человек отвергается обществом.
Условия успешной адаптации в обществе
Как вы могли понять, социальная адаптация не заложена в человека природой. Достижение результата требует особых навыков, условий и усилий индивидуума (в том числе подкрепляемых мотивацией).
Степень развитости социальных навыков влияет на легкость прохождения процесса адаптации личности к социальной среде, в соответствии с этим успешность можно разделить на следующие уровни:
- Низкий (дезадаптация) – процесс, в котором слишком много противоречий, приводит к психоэмоциональным напряжению и безуспешной коммуникации.
- Средний – человек не испытывает желания адаптироваться в социуме, и при этом не испытывает дискомфорта.
- Высокий (оптимальный) – у человека наблюдается высокая социальная успешность и позитивное психоэмоциональное состояние.
- Избыточно высокий – социальная успешность сопровождается психологическим дискомфортом и напряженностью.
Наиболее известным способом оценки уровня социально-психологической адаптации является опросник Роджерс-Даймонда, после заполнения которого можно сформулировать рекомендации по повышению степени адаптированности.
Признаками эффективной адаптации считаются достижение компетентности в социально-экономической сфере и эмоциональная насыщенность в межличностной сфере.
Например, для того, чтобы развить позитивные отношения (особенно в новой среде), людям приходится настраиваться на волну их окружения. И исследование Д. А. Адейемо показало статистически значимую корреляцию между уровнем эмоционального интеллекта и социальной адаптацией среди учащихся средней школы. Компетенции эмоционального интеллекта, вероятно, способствуют теплому, плавному и спонтанному социальному взаимодействию, предотвращают конфликты и напряженность и повышают эффективность функционирования, а также гибкость концентрации внимания [D. A. Adeyemo, 2005].
Залогом успешной социализации является навык усваивать и воспроизводить социальный опыт.
- Имитация (подражание) – осознанное стремление копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания становятся родители, люди, обладающие властью или те, с которыми сложились теплые эмоциональные отношения.
- Идентификация – способ усвоения чужого поведения, установок и ценностей как своих собственных. Например, при полоролевой идентификации усваиваются психологические черты и особенности поведения, характерные для людей определенного пола.
- Конформность – некритичное принятие и следование приоритетным в обществе стандартам, нормам, стереотипам, авторитетам и т.д.
- Социальный контроль позволяет оценивать желаемое поведение, где формирующим фактором служит реакция окружающих.
- Стыд и вина запрещают определенное поведение или подавляют его. Эти чувства связаны с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей, но вызываются в ходе социального контроля.
Без сомнения, на успех адаптации также влияет открытость самой среды и благоприятность условий, а также степень адаптированности тех самых ролевых моделей и примеров индивидуума.
Например, в исследовании взаимосвязи адаптивности и удовлетворенности жизни ученые опрашивали первокурсников университета. У них измеряли степень саморегуляции, в результате чего было выявлено, что помимо самоадаптации быстрой адаптации к окружающей среде способствует получение внешней поддержки и внешних ресурсов. В частности, положительная связь между адаптивностью и удовлетворенностью жизнью была сильнее у участников, сообщивших о более высоком уровне социальной поддержки [M. Zhou, W. Lin, 2016].
Для того, чтобы адаптация проходила успешно и человек чувствовал себя комфортно, ему самому и окружающей его среде необходимо создавать подходящие условия. Для этого следует соблюдать следующие принципы:
- Непрерывность и прогрессивность. Он означает что, что человек должен быть готов постоянно адаптироваться к динамически изменяющимся условиям, а в этом время методы и способы социальной адаптации должны совершенствоваться и соответствовать актуальным требованиям.
- Перспективность. Этот принцип связан с прогнозированием: при формировании системы адаптации необходимо учитывать особенности окружающей среды и перспективы ее изменения, а также прорабатывать несколько вариантов по рационализации.
- Комплексность и согласованность. Здесь важна взаимосвязь всех компонентов адаптации и учет всех влияющих на нее факторов.
- Оперативность. Он означает наличие своевременного принятия решений по анализу и изменению форм адаптации.
- Упрощение. Система не должна быть чрезмерно сложной и раздутой, но должна приводить к необходимому результату.
Как видите, адаптация затрагивает обе стороны процесса и требует обоюдных вложений ресурсов, осознанного и системного подхода.
Почему необходимо работать над социальной адаптацией?
Если процесс адаптации настолько сложный и требует совпадения стольких условий, то многие могут задуматься о ценности полной ассимиляции обществом. Так ли это необходимо для человека?
Главным результатом успешной адаптации для личности является возможность приобрести достаточную автономность. Чем выше уровень адаптированности человека к социальной среде, тем выше уровень его независимости от данного окружения. Самостоятельная личность удовлетворена своим положением, качеством жизни, психическим состоянием, что приводит к еще большему социальному признанию. Так социализированный человек становится полноценным членом общества.
Однако, даже не достигнув высшей ступени адаптации, люди в ее процессе получают следующие преимущества:
- наполняются новыми знаниями;
- проявляют свой талант и самореализуются;
- учатся мириться с противоречиями внутри себя, развивают самоконтроль;
- обретают гибкость мышления;
- формируют бесконфликтные отношения и строят социальные связи;
- получают чувство безопасности и комфорта;
- обретают гармонию в системе «личность-социальная среда».
Но польза очевидна не только для конкретного индивидуума. Как вы помните, адаптация – это способ социализации, а в ней особенно заинтересовано общество. Дело в том, что чем больше адаптированных людей будет в обществе, тем более стабильно будут работать социальные системы и структуры. Проявление активной жизненной позиции стимулирует деятельность во благо страны, что приводит к улучшению экономических и других условий жизни [V. Terziev, 2019].
Приемы и методы социальной адаптации
Итак, вы приступаете к собственной адаптации или решили создать комфортные условия для новых учеников, работников, членов семьи. Очевидно, что помимо организации психологической поддержки понадобится организовать и другие шаги. Конечно, некоторые из них неподвластны одному конкретному человеку, но вы можете инициировать их запуск. Вот перечень:
- сбор и анализ информации для прогнозирования изменений и сложностей;
- обзор социальной статистики для анализа эффективности тех или иных программ, инструментов, применяемых в социальных группах;
- социально-экономическая помощь для повышения материального состояния и включенности в общество социальных групп, находящихся в кризисном положении;
- социальная терапия в групповой или индивидуальной работе для нормализации поведения;
- воспитательные мероприятия на тему ценностей и норм общества, поощряющие позитивную социальную деятельность;
- приобщение к историческому наследию и культурным традициям;
- профилактические работы по поддержанию здоровья;
- формирование и закрепление методов управления или организации деятельности системы;
- посредничество в разрешении конфликтов.
Часто такую работу выполняют специальные организации (для молодежи, пенсионеров, людей с ОВЗ, беженцев и т.п.) или отделы (например, HR в компаниях или студенческий актив в университетах), организующие воспитательные и обучающие мероприятия. Также они анализируют общее состояние адаптированности, подбирают необходимые инструменты для большей инклюзивности и поддерживают на пути к полной ассимиляции.
Сложности с социальной адаптацией
Человека, способного адаптироваться, считают «нормальным». Однако такое понимание в различных обществах различается. Проблемы с адаптацией, прежде всего, возникают из-за правил, принятых в обществе.
Например, у иностранцев они могут возникнуть из-за различия норм в их культуре. Также чаще всего возникают сложности с адаптацией у людей в дошкольном, пубертатном и пенсионном возрастах и людей с инвалидностью.
Помимо сложности вхождения в новую среду из-за отличающихся условий, в процессе адаптации часто случаются ролевые напряжения и ролевые конфликты. Они возникают в связи с трудностями совмещения ролевых обязательств и несовместимости внутренних установок личности требованиям роли (например, дошкольник оказывается не готов к роли школьника, окончивший школу – к выбору профессии и т.д.)
Основными проблемами социальной адаптации являются:
- социально-педагогические, связанные с самоактуализацией личности;
- естественно-культурные, связанные с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития, также могут затрагивать эталоны полоролевых моделей;
- социально-культурные, связанные с приобщенностью человека к той или иной культуре, совокупности знаний и навыков [Ф. Р. Абдрахманова, 1999].
Культурные проблемы социальной адаптации являются составляющей современного общества ввиду мультикультурной составляющей его представителей и высокой географической мобильности (например, среди регионов России). Многообразие национальных и религиозных традиций без должного уровня просветительской и воспитательной работы вызывают рост экстремизма и культурной нетерпимости.
Если же коснуться трудностей в профессиональной адаптации, то новые работники чаще всего отмечают страх неизвестности, недоступность начальства и невозможность задать возникающие вопросы, а также неясность в иерархии компании, ее правилах работы.
Советы по адаптации
Вероятно, хотя бы с одной из перечисленных сложностей вы лично встречались в своей жизни. Кому-то для того, чтобы справиться с этим противостоянием необходима помощь специалистов. Если вы хотите самостоятельно разбираться с этим вопросом, то вот несколько советов для вас:
- Обращайте внимание на свои ощущения, а также на изменения в поведении и психологическом состоянии. Выясняйте причину недомогания и старайтесь избавиться от нее.
- Соблюдайте регулярный график приема пищи, сна и отдыха.
- Принимайте изменения в своем жизненном укладе, сформируйте новые установки, в которых вы сможете развиваться.
- Активно налаживайте коммуникации и адекватные взаимоотношения с представителями всех социальных групп, в которые вы входите.
- Принимайте и соответствуйте условиям социума, используйте их, чтобы развивать свою личность.
- Повышайте уровень стрессоустойчивости.
- Не отказывайтесь от своих целей, достигайте их и удовлетворяйте свои потребности без вреда окружающим.
- Включайтесь в программы социальной адаптации, которые предлагает вам новая группа.
Как видите, очень многое зависит от самого человека, как он может управлять своим состоянием и выстраивать коммуникацию с окружением. Но нельзя взваливать эту задачу на отдельно стоящую личность, в социализации заинтересованы все стороны, поэтому важно создавать комфортную среду для всех.
Желаем вам найти такую среду для себя!
А еще просим поучаствовать в небольшом опросе:
Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Психолог
Факторы, влияющие на адаптацию первоклассников к школьному обучению
Библиографическое описание:Фомина, В. А. Факторы, влияющие на адаптацию первоклассников к школьному обучению / В. А. Фомина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84647/ (дата обращения: 21.04.2023).
В данной статье рассматривается проблема адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе, как непрерывный и многоуровневый процесс. Переход ребёнка от дошкольного детства к школьной жизни несёт за собой множество переломных моментов в психическом развитии. В связи с этим, благодаря анализу теоретических источников, в статье выделяются и описываются различные факторы, которые могут повлиять как положительно, так и отрицательно, на успешность прохождения процесса школьной адаптации первоклассников к школьному обучению. Приводится классификация этих факторов, а также раскрывается их содержание с учетом влияния на процесс адаптации. Особое внимание уделяется организации дружественной обстановки и положительного эмоционального общения как в классе со сверстниками, так и в семье младшего школьника с родителями. На данный момент проблема школьной дезадаптации первоклассников остается одним из наиболее серьезных и важных вопросов, как для педагогов, так и для родителей, в связи с этим необходимо тщательно вести учёт всех факторов, которые так или иначе влияют на процесс и результат адаптации к школьному обучению, поскольку от этого зависит благополучие последующего развития личности.
Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, обучение, личность, младший школьный возраст, факторы.
Процесс адаптации к обучению в школе — важный момент становления ребенка в абсолютно новом для него социальном статусе ученика. Самoе главное для данного жизненного периода — это процесс привыкания к школьному oбучению и его условиям. Многие младшие школьники проходят данный этап быстро и легко, без каких-либо последствий и психологических травм, но некоторые дети могут проживать его достаточно сложно, вследствие чего могут возникнуть проблемы различного рода, в том числе «школьная дезадаптация».
Я. Л. Коломинский и Е. А. Панько рассмотрели факторы, которые положительно или отрицательно влияют на привыкание детей к школе [5]. Они отмечают, что на благоприятное прохождение адаптационного периода первоклассников влияет ряд факторов: возрастные и психологические особенности ребенка физическое и психическое здоровье, уровень готовности к школе, возраст поступления в школу, взаимоотношения с одноклассниками, с учителями и с семьёй, и многие другие.
Многие исследования подтверждают мнение о том, что если ребёнок адекватно оценивает себя, если у негo постоянно сменяется деятельность, отсутствуют конфликты, недопонимание в семье и родители используют грамотные методы воспитания, то всё это благоприятно влияет на успешную адаптацию к школе. В то время как полная неготовность ребёнка к школе, негативная обстановка в семье, низкий социальный статус семьи и неблагоприятное окружение затрудняют процесс привыкания.
Главная задача учителя в период адаптации первоклассников к школьному обучению заключается в учёте всех факторов и грамотном выстраивании не только уроков, но и досуга, и отношений учащихся между собой.
Рассмотрим ряд основных факторов, влияющих на адаптацию детей младшего школьного возраста.
Возраст поступления в 1 класс. Дети, поступившие в школу в 6 лет, чаще всего адаптируются сложнее и дольше. Они быстрее утомляются, от этого снижается их работоспособность, ослабевает нервная система, снижается иммунитет и общее настроение. В связи с этим и у родителей таких детей появляется тревога и страх. Именно поэтому при поступлении в 1 класс следует внимательно отнестись (и родителям, и учителям) к фактору возраста, поскольку период с 6 до 7 лет очень важен для физического, функционального и психического развития ребенка.
Состояние здоровья. Здоровье ребёнка влияет как на успешность прохождения адаптации, так и на весь дальнейший процесс обучения. Здоровые дети (без хронических заболеваний) адаптируются легче и быстрее, чем часто болеющие. Детям с ослабленным иммунитетом нужна помощь и родителей, и учителя. Во-первых, необходимо соблюдать режим и все условия организации учебного процесса. Во-вторых, методы, содержание и насыщенность уроков должны соответствовать возрастным особенностям — следует учитывать особенности организма первоклассника и не перегружать детей.
Готовность ребёнка к школе.
Многие родители считают, что ребенок готов к школе, если он знает цифры, буквы, умеет считать и знаком со всеми цветами радуги. Но, это совершенно не так, готовность к школе — это комплексное и многогранное понятие, включающее в себя различные виды готовности к школе.
Рис. 1. Виды готовности к школе [3]
Л. С. Выготский считал, что готовность ребёнка к школе не стоит оценивать исключительно по наличию определённых знаний, умений и навыков, а стоит обратить внимание на развитие познавательных процессов у будущего первоклассника. Готовность к школе Л. В. Выготский связывает с развитием способности обобщать, анализировать, дифференцировать и осознанно делать выводы [2].
Л. И. Божович утверждала, что личностная и интеллектуальная готовности к школе очень важны. Она считала, что эти аспекты важны как для успешного овладения учебной деятельностью, так и для скорейшей адаптации ребенка к новым условиям [1]; успешность обучения во многом зависит и от уровня мотивационного развития, уровня произвольности поведения и развития интеллектуальной сферы.
Взаимоотношения со сверстниками, учителями, семьёй. Учителю необходимо поддерживать дружбу в классе, формировать общие интересы в коллективе. Очень важно, чтобы ребёнок испытывал как можно больше положительных эмоций в процессе общения со сверстниками, чтобы ему было комфортно и в удовольствие учиться в этом классе, в этой школе и в окружении этих людей.
Помимо всего, на процесс адаптации может влиять стиль общения педагога с детьми. Чаще всего в научной литературе выделяют три стиля педагогического общения: демократический, авторитарный и попустительский. В исследовании М. Е. Зеленовой было показано, что адаптация детей к школе более благоприятно протекает в классе у учителя, придерживающегося демократического типа педагогического взаимодействия. У ребят к концу года снижается выраженность таких симптомокомплексов, как незащищенность, недоверие к себе, враждебность, депрессивность, чувство неполноценности и конфликтность. Личностно ориентированный учитель создает благоприятную атмосферу в классе. [4].
Психологи Я. Л. Коломинский и А. А. Панько считают, что адаптация младшего школьника к обучению пройдёт проще и легче, если взаимоотношения с родителями будут хорошими, если будут отсутствовать конфликты как в общении с взрослыми, так и со сверстниками [5].
Таким образом, учет всех рассмотренных факторов, которые так или иначе могут повлиять на адаптацию первоклассников, будет способствовать более быстрому и легкому прохождению процесса их адаптации к обучению в школе.
Литература:
- Божович Л. И. Избранные психологические труды: Пробл. формирования личности / Л. И. Божович; Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 209 с.
- Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Л. С. Выготский. Собр. соч.: в 6т. — Т.4. — М., 1983. — 328 с.
- Гладко М. Виды готовности к школе: характеристика и критерии. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://pedsovet.su/metodika/6520_vidy_gotovnosti_k_shkole. (Дата обращения: 04.05.2021).
- Зеленова М. Е. Психологически особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: дис. канд. псих. наук. — М., 1992. — 19 с.
- Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М., 1988. — 189 с.
- Костяк Т. В. Психологическая адаптация к школе. — М.: «Академия», 2008. — 173 с.
Основные термины (генерируются автоматически): школа, школьное обучение, младший школьный возраст, процесс адаптации, родитель, адаптация детей, возраст поступления, класс, младший школьник, процесс привыкания.
Забота о детях, недавно приехавших в Канаду
Ключевые моменты
- Культура — это модель идей, обычаев и поведения, разделяемых определенными людьми или обществом. Он постоянно развивается.
- Скорость культурной эволюции различна. Она увеличивается, когда группа мигрирует и включает компоненты новой культуры в культуру своего происхождения.
- Детям часто трудно находиться «между культурами» — балансировать между «старым» и «новым». По сути, они принадлежат к обоим — часто потому, что их родители хотят, чтобы дети продолжали быть частью «старой» культуры.
- Один из способов думать о культурах — это то, являются ли они в первую очередь «коллективистскими» или «индивидуалистическими». Знание различий может помочь медицинским работникам в постановке диагноза и составлении плана лечения, включающего большую или меньшую группу.
- Влияние культуры на здоровье огромно. Он влияет на восприятие здоровья, болезни и смерти, убеждения о причинах и лечении болезней, подходы к укреплению здоровья, то, как болезнь и боль переживаются и выражаются, где, когда и как пациенты обращаются за помощью, а также виды лечения, которые пациенты предпочитают и которых придерживаются. к.
- Культура может влиять на социально-экономический статус и воздействовать на механизмы выживания пациента.
- Как медицинские работники, так и пациенты находятся под влиянием своей культуры. Система здравоохранения Канады была сформирована на основе основных верований исторически доминирующих культур.
- Культурные предубеждения могут привести к очень разным предпочтениям и представлениям в отношении здоровья. Осознание таких различий и преодоление таких различий — это навыки, известные как «культурная компетентность». Эта перспектива позволяет поставщикам медицинских услуг задавать конкретные вопросы о различных убеждениях или источниках помощи и включать новые знания в диагностику и планирование лечения.
- Демонстрация осведомленности о культуре пациента может способствовать укреплению доверия, улучшению медицинского обслуживания, повышению уровня принятия диагнозов и повышению приверженности лечению.
Что такое культура?
Культура – это модели идей, обычаев и поведения, разделяемые определенными людьми или обществом. Эти шаблоны идентифицируют членов как часть группы и отличают членов от других групп. Культура может включать все или часть следующих характеристик: 1
Учитывая количество возможных факторов, влияющих на любую культуру, естественно, что внутри любой культурной группы существует большое разнообразие. Обобщение специфических характеристик одной культуры может быть полезным, но будьте осторожны и не допускайте чрезмерного обобщения.
- этническая принадлежность
- язык
- религия и духовные убеждения
- пол
- социально-экономический класс
- возраст
- сексуальная ориентация
- географическое происхождение
60006
- образование
- воспитание
- жизненный опыт
Культура это:
- динамичная и развивающаяся,
- усвоенная и передаваемая из поколения в поколение,
- разделяемая между теми, кто согласен 9 0 и понимают на пути они часто определяется «символически», через язык, одежду, музыку и поведение, и
- интегрируется во все аспекты жизни человека. 2
Примеры
Сравните две следующие истории и представьте, как каждый ребенок может по-разному реагировать на похожую ситуацию, например, на проблему в школе, критику или болезнь матери.
Отличный побег?
10-летняя суданская девочка прожила 3 года как малообеспеченный ребенок с тетей, у которой было еще 4 детей. Ее мать, суданская журналистка, подверглась преследованию и заключению в тюрьму за то, что написала политически чувствительные статьи в национальной газете. Однажды ночью ее мать неожиданно приехала, чтобы забрать ребенка под покровом темноты. Они шли всю ночь и проскользнули через границу. Оказавшись там, они жили в лагере для беженцев в течение 2 лет, сталкиваясь с различными трудностями, потому что у них не было члена семьи мужского пола, который мог бы их защитить. В конце концов, при содействии Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев и правительства Канады, они перебрались в Канаду в качестве беженцев, получающих помощь от правительства. С тех пор у матери диагностировали посттравматическое стрессовое расстройство, и, хотя она проходит лечение, ей трудно функционировать в повседневной жизни и адаптироваться к жизни в Канаде. Дочь быстро стала переводчиком и опекуном своей матери. Она выглядела хорошо адаптированной, хорошо училась в школе, стремилась помочь своей матери, улыбалась и легко говорила, а также очень хотела выучить английский язык. Никто не подумал спросить, как она справилась со своей собственной историей.
Переворачивая страницу
10-летняя дочь суданского школьного учителя из богатого района Хартума покинула страну вместе со своей матерью под защитой дипломата в течение стабильного периода. Этот дипломат оформил визы в Германию и предоставил машину с дипломатическими номерами и умелым водителем, который довез их до самого безопасного аэропорта. Там они сели в небольшой самолет, который стыковался с заранее оговоренным рейсом во Франкфурт, Германия. Мать и дочь два года жили во Франкфурте, ребенок учился в школе, а мать работала репетитором. Они сняли комнату у друга. В конце концов, они решили эмигрировать в Канаду, чтобы присоединиться к большой семье в Торонто, которая их спонсировала. Мать повторно вышла замуж после прибытия в Канаду.
Очки обучения:
- Разнообразие существует в любой культуре.
- Помимо культурных факторов на адаптацию ребенка могут влиять многочисленные факторы (личные, семейные, миграционные, социальные, экологические).
- Любое негативное воздействие таких факторов может быть хорошо скрыто ребенком.
- Ребенок может компенсировать инвалидность родителя.
- Траектории миграции существенно различаются.
Культура: скрытое и явное
Культура описывается как айсберг, наиболее мощные черты которого скрыты под поверхностью океана, как показано на рис. 1. Явные культурные элементы часто очевидны, но, возможно, менее влиятельны, чем непризнанные или подсознательные элементы, обеспечивающие балласт внизу.
Рисунок 1: Элементы культуры |
Источник : Слайд 6, Введение в клиническую культуральную компетентность. Серия клинических культурных компетенций. Предоставлено Центром инноваций и передового опыта в области ухода за детьми и семьей при больнице SickKids. |
Культурный континуум
Культура обычно делится на две широкие категории на противоположных концах континуума: коллективистская или индивидуалистическая . Большинство культур находятся где-то между двумя полюсами, обладая характеристиками обоих. Кроме того, в рамках любой данной культуры индивидуальные вариации варьируются по всему спектру. Тем не менее, знакомство с характеристиками коллективистских и индивидуалистических культур полезно (см. Таблицу 1), потому что это помогает практикующим врачам «определить», где семья попадает в их культурный континуум, и персонализировать уход за пациентом.
Коллективистские и индивидуалистические культуры могут порождать различные взгляды на здоровье человека, а также на лечение, диагностику и причины болезней. В зависимости от того, где пациент «вписывается» в свой культурный континуум, включая расширенную семью в дискуссиях о происхождении болезни, диагностика и лечение могут быть полезными. Для некоторых диагностических и терапевтических вмешательств может потребоваться согласие членов расширенной семьи.
Коллективизм | Индивидуализм |
---|---|
Фокус на «мы»29 9 I” | |
Способствовать родственности и взаимозависимости | Ценить автономию |
Связь с семьей | Возможность делать личный выбор как право |
Ценить уважение и послушание | Подчеркивать индивидуальную инициативу и достижения |
Подчеркивать групповые цели, сотрудничество и гармонию 0029 | |
Большее, более широкое влияние взглядов и ценностей группы | |
Источник : Адаптировано из слайда 11, Межкультурная коммуникация. Серия клинических культурных компетенций. Предоставлено Центром инноваций и передового опыта в области ухода за детьми и семьей при больнице SickKids, Торонто. |
Нерешительность или принятие решения?
Можно ожидать, что 26-летняя мать самостоятельно примет решение относительно лечения своего ребенка. Только что завершив оценку ее 6-летнего ребенка, вы предлагаете 2 варианта расследования. Мать уклоняется от принятия твердого решения и отвечает вам расплывчато. Кажется, она говорит кругами, почти танцуя вокруг выбора, даже после того, как услышала всю информацию, необходимую, чтобы решить, по какому пути ухода следовать. Вы знаете, что она закончила среднюю школу, и нетерпеливо отмечаете, что уже провели с ней час. На следующей неделе она возвращается. Вы беспокоитесь о продолжительности визита и отставании от других пациентов. К вашему удивлению, она решительна. Она признается, с некоторой подсказкой, что обсуждала варианты лечения с мужем и свекровью, и вместе они пришли к наилучшему решению. Теперь она может с уверенностью продолжать расследование состояния своего ребенка.
Учебные баллы:
- Культура медицинского работника индивидуалистична, а культура матери более коллективистична. Матери нужно было посоветоваться, прежде чем она могла дать ответ.
- Стили общения разные. Мать боялась опозорить воспитателя, сомневаясь в совете, но также не чувствовала себя комфортно, признавая, что ей придется приносить выбор домой, чтобы принять решение.
- Уровень образования не имеет значения: это отвлекающий маневр.
Влияние культуры на здоровье
Здоровье — это культурная концепция, потому что культура определяет и формирует то, как мы воспринимаем мир и наш опыт. Наряду с другими детерминантами здоровья и болезни культура помогает определить:
- Как пациенты и медицинские работники относятся к здоровью и болезни.
- Что думают пациенты и медицинские работники о причинах болезней. Например, некоторые пациенты не знают о микробной теории и вместо этого могут верить в фатализм, джинна (в сельском Афганистане злой дух, который овладевает младенцами и несет ответственность за заболевание, подобное столбняку), «дурной глаз» или демон. Они могут не принять диагноз и даже поверить, что не могут изменить ход событий. Вместо этого они могут принимать обстоятельства только по мере их развития.
- Какие заболевания или состояния стигматизируются и почему. Во многих культурах депрессия является стигмой, и обращение к психиатру означает, что человек «сошел с ума».
- Какие виды деятельности по укреплению здоровья практикуются, рекомендуются или застрахованы. В некоторых культурах быть «сильным» (или то, что канадцы назвали бы «избыточным весом») означает иметь запас энергии на случай голода, а «сильные» женщины желательны и здоровы.
- Как переживают и выражают болезнь и боль. В некоторых культурах стоицизм является нормой даже перед лицом сильной боли. В других культурах люди открыто выражают умеренно болезненные чувства. Степень, до которой следует исследовать или лечить боль, может различаться.
- Куда пациенты обращаются за помощью, как они просят о помощи и, возможно, когда они обращаются в первый раз. В некоторых культурах, как правило, сначала консультируются с поставщиками медицинских услуг, оставляя визит к врачу, когда проблема становится серьезной.
- Взаимодействие пациентов с поставщиками медицинских услуг. Например, отсутствие прямого зрительного контакта является признаком уважения во многих культурах, но поставщик медицинских услуг может задаться вопросом, означает ли такое поведение, что у ее пациента депрессия.
- Степень понимания и соблюдения вариантов лечения, рекомендованных поставщиками медицинских услуг, которые не разделяют их культурные убеждения. Некоторые пациенты считают, что врач, который не делает инъекцию, может не относиться серьезно к их симптомам.
- Как пациенты и медицинские работники воспринимают хронические заболевания и различные варианты лечения.
Культура также влияет на здоровье другими способами, такими как:
- Принятие диагноза, в том числе, кому следует сообщить, когда и как.
- Принятие профилактических мер или мер по укреплению здоровья (например, вакцины, дородовой уход, противозачаточные средства, скрининговые тесты и т. д.).
- Восприятие уровня контроля над предотвращением и контролем болезней.
- Восприятие смерти, умирание и кто должен быть вовлечен.
- Использование прямого и непрямого общения. Установление или избегание зрительного контакта может рассматриваться как грубость или вежливость, в зависимости от культуры.
- Готовность обсудить симптомы с врачом или в присутствии переводчика.
- Влияние семейной динамики, включая традиционные гендерные роли, сыновние обязанности и модели поддержки среди членов семьи.
- Восприятие молодости и старения.
- Насколько доступна система здравоохранения и насколько хорошо она функционирует.
Что могут сделать медицинские работники
Медицинские работники с большей вероятностью будут позитивно взаимодействовать с пациентами и оказывать более качественную помощь, если они понимают, что отличает культурные ценности, убеждения и обычаи их пациентов от их собственных.
Следующие рекомендации могут помочь вам в уходе и общении с пациентами, впервые прибывшими в Канаду: 3,4
- Подумайте, как ваши собственные культурные убеждения, ценности и поведение могут повлиять на взаимодействие с пациентами. Если вы подозреваете, что на взаимодействие негативно повлияли культурные предубеждения — ваши собственные или вашего пациента — подумайте о том, чтобы обратиться за помощью.
- Уважать, понимать и работать с различными культурными представлениями об эффективном или подходящем лечении. Спросите и запишите, как ваши пациенты хотели бы получать информацию о медицинском обслуживании и лечении.
- При необходимости нанять соответствующего переводчика.
- Внимательно слушайте своих пациентов и убедитесь, что вы поняли их сообщения.
- Убедитесь, что вы понимаете, как пациент понимает свое здоровье или болезнь.
- Знайте, что семьи могут использовать дополнительные и альтернативные методы лечения. В случае соответствующих конкретных состояний напомните им, что использование дополнительной и альтернативной медицины может задержать биомедицинское тестирование или лечение и потенциально нанести вред.
- Попытайтесь «найти» пациента в процессе адаптации к канадской культуре. Оцените их систему поддержки. Каковы их языковые навыки?
- Обсудить план лечения на основе общего понимания и согласия.
- В Канаде медицинская информация обычно предоставляется в печатном виде. Выясните, выиграет ли пациент или его семья от устного или визуального обмена сообщениями из соображений культуры или ограниченной грамотности.
Узнайте больше о культурной компетентности, включая конкретные стратегии оказания культурно компетентной помощи. Полезные инструменты и ресурсы доступны из других источников. Больница SickKids в Торонто создала серию модулей электронного обучения. В частности, вы можете пройти два модуля: «Межкультурное общение» и «Воспитание в разных культурах».
Предоставление медицинской помощи различным культурным группам
Разработка руководства, которое поможет специалистам в области здравоохранения понять культурные предпочтения и особенности во всем мире, станет гигантской задачей. Кроме того, любой такой документ будет предвзято относиться к собственной культурной точке зрения авторов. В культурном отношении медицинские работники в Канаде становятся все более разнообразными, они смотрят на мир и на людей через разные призмы.
Однако поставщики медицинских услуг должны приобретать навыки, связанные с культурной компетентностью и ориентированным на пациента уходом. Такие навыки могут быть компасом для изучения, уважения и использования культурных сходств и различий для улучшения качества медицинской помощи и результатов лечения пациентов.
Прежде всего помните, что:
- Культуры динамичны.
- В любой культуре существует огромное разнообразие.
- Даже если вы думаете, что понимаете одну культуру, она либо развилась, либо вы выявили исключения.
Ресурсы
- Дополнительные инструменты и ресурсы для повышения квалификации в области культуры
- Коверделл, Пол Д. Школы мира: культура имеет значение, рабочая тетрадь: Тринадцать культурных категорий; Сравнение взглядов американцев и принимающей страны. Корпус мира.
- Джакетт, Грегори. Кросскультурная медицина. Ам семейный врач. 2005;72(11):2267-74.
- Больница SickKids (Торонто, Онтарио), Центр инноваций и передового опыта в области ухода за детьми и семьей. Серия модулей электронного обучения клинической культурной компетентности.
Ссылки
- Университет Миннесоты, Центр передовых исследований в области изучения языка. Что такое культура?
- Департамент здравоохранения Новой Шотландии, Отдел первичной медико-санитарной помощи, 2005 г. Руководство по культурным знаниям для специалистов первичной медико-санитарной помощи в Новой Шотландии.
- Коджо, К. Культурная компетенция в общении врачей. Pediatri Rev 2009;30(2):57-64.
- Медицинский центр Вашингтонского университета. Руководство по общению: все культуры. Culture Clue for Clinicians, 2011.
Редактор(ы)
- Морин Мэйхью, доктор медицины
Последнее обновление: Март 2023 г. использовать и пренебрегать
Защитные факторы — это условия или характеристики отдельных лиц, семей и сообществ, которые способствуют здоровью и благополучию детей и семей. Используя подход защитных факторов, специалисты по защите детей и другие лица могут помочь родителям найти ресурсы и поддержку, которые подчеркивают их сильные стороны, а также определяют области, в которых им нужна помощь, тем самым снижая вероятность жестокого обращения с детьми и безнадзорности.
Каковы защитные факторы для предотвращения жестокого обращения с детьми и безнадзорности?
Существует множество подходов к факторам защиты, каждый из которых выделяет свой набор факторов. Ниже приведены шесть факторов, включенных в структуру Детского бюро, которые поставщики услуг на уровне сообщества могут использовать для выявления сильных сторон в семьях и того, как эти сильные стороны могут быть дополнительно развиты для предотвращения жестокого обращения с детьми.
Защитный фактор 1: Воспитание и привязанность
Ранний опыт воспитания и развития связи ребенка с заботливым взрослым влияет на все аспекты поведения и развития. Когда родители и дети испытывают сильные и теплые чувства друг к другу, у детей развивается уверенность в том, что родители предоставят им все необходимое для процветания, включая любовь, принятие, позитивное руководство и защиту.
Исследования показывают, что дети, которые получают любовь и заботу от своих родителей, имеют больше шансов на здоровое развитие. Отношения ребенка с последовательным, заботливым взрослым в раннем возрасте ассоциируются в более позднем возрасте с более высокими академическими оценками, более здоровым поведением, более позитивным взаимодействием со сверстниками и повышенной способностью справляться со стрессом.
Основы детства: создание безопасных, стабильных, заботливых отношений и среды для всех детей (PDF — 24 945 КБ)
Центры по контролю и профилактике заболеваний, Отдел предотвращения насилия (2019 г.)
Описывает основу для руководства деятельностью сообщества, чтобы помочь построить безопасные, стабильные и заботливые отношения и среду для детей и семей. В руководстве изложены четыре основные цели: повысить осведомленность и приверженность делу продвижения безопасных, стабильных и заботливых отношений; использовать данные для обоснования действий; создать контекст для здоровых детей посредством изменения норм и создания программ; и создать контекст для здоровых детей посредством изменения политики.
Помощь опекунам в воспитании надежной привязанности у маленьких детей
Джексон (2017)
Социальная работа сегодня, 17 (4)
Описывает вмешательство, призванное помочь родителям лучше идентифицировать поведение, которое может способствовать ненадежной привязанности, и увеличить количество и качество заботливого поведения.
Оперативная помощь: воспитание сильной привязанности через повседневные моменты
ОТ НОЛЬ ДО ТРЕХ (2016)
Демонстрирует видео о чутком уходе, процессе наблюдения и настройки на сигналы ребенка и чутком реагировании, чтобы воспитывать и укреплять привязанность к ребенку.
Защитный фактор 2: знание воспитания для развития детей и молодежи
Существует обширное исследование, связывающее здоровое развитие ребенка с эффективным воспитанием детей. Дети расцветают, когда родители обеспечивают не только любовь, но и уважительное общение и выслушивание, последовательные правила и ожидания, а также безопасные возможности, способствующие независимости. Успешное воспитание способствует психологической адаптации, помогает детям добиться успеха в школе, поощряет любопытство к миру и мотивирует детей к достижениям. Следующие ресурсы предлагают информацию, которая помогает семьям расширить свои знания о развитии детей и молодежи.
Ознакомьтесь с наборами инструментов
Улица Сезам (2021)
Предоставляет родителям и опекунам интерактивные видеоролики, распечатки и руководства по ресурсам, которые способствуют обучению и вовлечению родителей. Примеры тем включают аутизм, развитие мозга и повышение устойчивости.
Позитивные советы для родителей
Центры по контролю и профилактике заболеваний (2020)
Предоставляет информацию для родителей о развитии их детей, позитивном воспитании, безопасности и здоровье на различных этапах жизни ребенка.
Защитный фактор 3: родительская устойчивость
Родители, которые могут справиться со стрессами повседневной жизни, а также с периодическими кризисами, обладают устойчивостью; у них есть гибкость и внутренняя сила, необходимые, чтобы прийти в норму, когда дела идут не очень хорошо. Множественные жизненные стрессоры, такие как семейная история жестокого обращения или пренебрежения, проблемы со здоровьем, супружеские конфликты, домашнее или общественное насилие, а также финансовые стрессоры, такие как безработица, бедность и бездомность, могут снизить способность родителей эффективно справляться с типичными проблемами. ежедневные заботы о воспитании детей. Следующие ресурсы помогают родителям и опекунам повысить их устойчивость.
Повышение устойчивости в трудные времена: руководство для родителей
Центр изучения социальной политики
Обсуждаются способы для родителей оказать лучшую поддержку в трудные времена, чтобы продолжать давать своим детям то, что им нужно, чтобы они росли здоровыми и в безопасности.
Формирование навыков, необходимых взрослым для жизни: руководство для практиков
Гарвардский университет, Центр развития ребенка (2017 г.)
Представляет собой руководство для практиков, в котором объясняется наука, стоящая за нашими основными жизненными навыками, что влияет на их развитие и как практикующие могут помочь. Ресурс включает информацию о том, как помочь взрослым развить навыки, как стресс влияет на наши навыки и как предоставлять услуги таким образом, чтобы уменьшить стресс.
Обеспечение устойчивости: как чуткая забота закладывает основу для благополучия детей
ЛЕНА (2020)
Обсуждается важность отношений с заботливым взрослым, которые обеспечивают детям стабильность и безопасность, необходимые им для здорового эмоционального, социального и поведенческого развития.
Защитный фактор 4: социальные связи
Родители и опекуны, имеющие социальную сеть эмоционально поддерживающих друзей, членов семьи и соседей, часто обнаруживают, что им легче заботиться о своих детях и о себе по сравнению с теми, у кого такой сети нет. Всем лицам, осуществляющим уход, нужны люди, к которым они могут время от времени обращаться, когда им нужен сочувствующий слушатель, совет или конкретная поддержка. Исследования показали, что родители, которые изолированы и имеют мало социальных связей, подвергаются более высокому риску жестокого обращения со своими детьми. Следующие ресурсы содержат массив информации, которая помогает семьям укреплять свои социальные связи.
Обучение в кафе Be Strong Families
Будьте крепкими семьями
Предлагает профессионалам возможность пройти обучение по модели Be Strong Families Birth Parent Café, которая представляет собой инструмент, направленный на продвижение здоровых и позитивных взаимодействий и бесед между сверстниками.
Выполнение соединений
Фонд Энни Э. Кейси
Сосредоточен на предпосылке, что семьи добиваются большего успеха, когда они живут в сообществах, которые помогают им добиться успеха. Этот веб-сайт предоставляет информацию по теории, соответствующие веб-сайты, результаты и материалы для чтения.
Защитный фактор 5: Бетонные опоры для родителей
Многие факторы могут повлиять на способность семьи заботиться о своих детях.
Партнерство с родителями для выявления и доступа к ресурсам в сообществе может помочь предотвратить стресс, который иногда провоцирует жестокое обращение с детьми. Предоставление конкретной поддержки также может помочь предотвратить непреднамеренное пренебрежение, которое иногда происходит, когда родители не в состоянии обеспечить своих детей. Следующие ресурсы описывают ресурсы, которые предлагают помощь родителям и опекунам.
2-1-1.org
Объединенный путь (2021)
Предлагает бесплатную конфиденциальную горячую линию для связи людей с местными источниками продуктов питания, трудоустройства, кризисной поддержки, здравоохранения и жилищной помощи.
Найти поддержку
Национальная линия помощи родителям
Предоставляет ссылки на национальные ресурсы для широкого спектра поддержки, включая базовые потребности, номера экстренных служб социальной поддержки, обучение родителей и многое другое. Веб-страница также содержит ресурсы для конкретных штатов.
Выполнение соединений
Фонд Энни Э. Кейси
Эта инициатива исходит из того, что семьи добиваются большего успеха, когда живут в сообществах, которые помогают им добиться успеха. Предоставляется информация о теории, сайтах, результатах и материалах для чтения.
Защитный фактор 6: Социальная и эмоциональная компетентность детей
Родители поддерживают здоровое социальное и эмоциональное развитие детей, когда они показывают, как эффективно выражать и передавать эмоции, управлять собой и заводить друзей. Социальная и эмоциональная компетентность ребенка имеет решающее значение для здоровых отношений с семьей, взрослыми и сверстниками. И наоборот, задержка социально-эмоционального развития может препятствовать здоровым отношениям. Раннее выявление таких задержек и ранняя помощь детям и родителям могут оказать поддержку семейным отношениям и обеспечить положительное и соответствующее развитие.
Укрепление семьи: социальная и эмоциональная компетентность детей
ИМКА (2020)
Подробно описаны три конкретных подсказки, которые родители и специалисты по защите детей могут использовать для развития социальных и эмоциональных компетенций у детей посредством беседы.
Социально-эмоциональная компетентность детей: защитные и стимулирующие факторы (PDF — 202 КБ)
Центр изучения социальной политики (2018)
Обсуждается связь между уровнем социальной и эмоциональной компетентности детей и их языковыми навыками, психическим здоровьем и успехами в школе.
Социально-эмоциональное развитие и психическое здоровье детей: почему это важно?
Детское бюро и учебно-координационный центр
Подчеркивает, почему во все программы помощи детям и семьям важно включать усиленную поддержку социально-эмоционального развития маленьких детей и благополучия тех, кто за ними ухаживает.
(Back to Top)
Система защитных факторов
Система защитных факторов позволяет лучше понять, как шесть защитных факторов могут способствовать или объяснять положительные результаты для детей, семей и сообществ, а также предотвращать жестокое обращение с детьми и безнадзорность . В приведенных ниже ресурсах представлены примеры подходов к факторам защиты, которые обычно используются в системах защиты детей.
Защитные факторы и защитные возможности: общая основа для защиты детей и укрепления семьи [Инфографика] (PDF — 233 КБ)
Центр наращивания потенциала для государств (2016)
Описывает структуру защитных способностей и структуру защитных факторов, которые используются специалистами по защите детей для оценки, вмешательства и обслуживания семей, а также исследует общую основу, которую разделяют схемы, чтобы помочь повысить согласованность услуг для семей.
Защитные факторы в области охраны детства
Название серии
Краткий обзор выпусков
Автор(ы)
Информационный шлюз по вопросам защиты детей 0029
Год публикации
2020
Обзор национальных защитных факторов для предотвращения жестокого обращения с детьми и безнадзорности.