Эффект социальной фасилитации | Psylist.net
Социальная психология ↓
Эффект социальной фасилитации. Это усиление доминантных реакций в присутствии других. Открытие данного эффекта принадлежит Норману Триплетту в 1897 году. Ему же принадлежит и термин, которым он определил открытое явление «социальная фасилитация». Эксперимент Триплетта заключался в изучении влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста по сравнению с результатами, полученными в одиночной гонке. Испытуемыми были 40 детей. Триплетт установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.
Дальнейшие эксперименты В. Мёде, Фл. Олпорта (1920), В.М. Бехтерева (1923) показали, что в присутствии других людей повышается скорость выполнения простых математических задач, вычеркивание в тексте заданных букв, выполнение простых заданий на моторику и т.д. В 20-х годах эффект социальной фасилитации интерпретировался учеными как изменение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии значимых для него людей. Так, Н. Катрелл на основе своего исследования сделал вывод о том, что посторонние, случайные люди не влияют на успешность работы человека. В наибольшей степени воздействие других обнаруживается в тех случаях, когда они воспринимаются человеком как значимые другие. Причем присутствие значимых других влияло на продуктивность индивидуальной работы не прямо, а косвенно, посредством изменения в мотивации.
Эффект присутствия других может влиять на мотивацию человека как в положительном, так и в отрицательном планах. В положительном плане – это «эффект социальной фасилитации», а в отрицательном – он носит название «эффекта социальной ингибиции», что означает уменьшение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии остальных. Так, например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение.
В середине 60-х годов понимание термина «социальная фасилитация» изменилось. Ученые стали рассматривать ее как более широкое социально-психологическое явление. Так, Р. Зайенс изучал как присутствие других людей создает нервно-психическое (социальное) возбуждение и усиливает доминантные реакции. Принцип экспериментальной психологии: возбуждение всегда усиливает доминирующую реакцию, оказалось возможным распространить и на социальную психологию. Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции, независимо от того, правильная она или нет. При решении сложных задач, где не известен алгоритм решения и правильный ответ не напрашивается сам собой, социальное возбуждение, т.е. бессознательная реакция на присутствие других, затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствие других людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильному решению.
Итак, люди реагируют на присутствие друг друга бессознательно. Согласно Д. Майерсу, факторами, определяющими степень реакции, являются:
- количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей. Массовидность повышает возбуждение, которое обостряет доминирующую реакцию;
- взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;
- значимость окружающих людей для человека;
- степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.
Д. Майерс также указывает три причины возникновения эффекта социальной фасилитации:
- социальное возбуждение, т.е. возбуждение нервной системы от присутствия других людей, является врожденным и присуще большинству общественных животных;
- боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас оценивают другие люди. Доминантная реакция усиливается, если человек думает, что его оценивают;
- отвлечение внимания от конкретной задачи и конкретной деятельности и переключение внимания на окружающих. Это перегружает когнитивную систему и вызывает возбуждение. Итак, социальную фасилитацию можно понимать в широком узком смыслах. В широком смысле социальная фасилитация – усиление доминантных (привычных, хорошо усвоенных) реакций человека в присутствии других. Социальная фасилитация в узком смысле понимается как усиление мотивации человека разрешить поставленную перед ним задачу в присутствии других людей. Уменьшение мотивации называется социальной ингибицией.
Похожие материалы в разделе Социальная психология:
- Перспектива исследований личности в социальной психологии
- Исследования социальной установки в общей психологии
- Классификация групп
- Эффект принадлежности к группе
- Эффект социальной фасилитации
- Эффект «бумеранга»
- Содержание процесса социализации
- Новые подходы к развитию группы
- Эффект группомыслия
- Содержание и эффекты межличностного восприятия
Социальная фасилитация
27. 08.2020
Под явлением «социальная фасилитация» понимают повышение скорости или продуктивности деятельности индивида в присутствии других людей, выступающих в качестве соперника или наблюдателя за его действиями. Противоположным эффектом является «социальная ингибиция», т. е. снижение продуктивности и качества деятельности индивида в ситуации влияния извне.
Главным условием запуска механизма «социальной фасили-тации» является оценка действий индивида со стороны других. Усилия человека увеличиваются, если оценка исходит от некоего активного большинства. Данный феномен легко можно увидеть в спорте. Болельщики на футболе или хоккее своими криками и шумом производят оценку действий футболистов, чем и побуждают к активности последних.
Первым, кто обратил внимание, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям, стал Норман Триплетт. В 1897 году он организовал эксперимент, направленный на изучение влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста по сравнению с результатами, полученными в одиночной гонке.
Механизм «социальной фасилитации» включается не только при активности посторонних, но и просто при их присутствии. Также активность индивида увеличивается, если присутствующие люди ему симпатичны. Наоборот, активность индивида снижается, если отсутствует симпатия по отношению к присутствующим.
В середине XX века эксперименты по социальной фасилитации были свернуты. Обнаружилось, что в ситуации сложных умственных действий, а также в ситуации большого желания добиться успеха человек совершает массу ошибок, а эффективность его деятельности падает. В данных случаях присутствие посторонних людей только мешает человеку.
В 1965 году американский социальный психолог Роберт Зайенс объяснил феномен социальной ингибиции в присутствии других людей. С его точки зрения, падение эффективности связано с возбуждением нервной системы и психики индивида (цит. по: Фрэнкин, 2003). Было установлено, что повышенное возбуждение улучшает выполнение простых задач, но затрудняет выполнение сложных. Также было установлено, что хорошо сформированные навыки обеспечивают эффективность любой деятельности. Однако там, где навыки не сформированы, решение задач затруднено. В спорте, учебе, в работе — человек с автоматизированными навыками в присутствии других людей будет эффективен, тогда как без навыков — испытает неудачу. Таким образом, с ростом возбуждения в условиях сформированных навыков улучшается выполнение как легких, так и сложных задач.
Важно подчеркнуть, что феномен, открытый Р. Зайенсом, объяснил не только социальные явления, но и индивидуальные. В частности, было установлено, что сильное внешнее влияние на индивида выступает демотиватором. Происходит высвобождение большого количества индивидуальной энергии, намного большего, чем необходимо для выполнения действий. Излишняя энергия в данном случае приводит к хаотичной активности и снижению эффективности деятельности человека.
Феномен социальной фасилитации объясняет плохую игру (плохое выступление) спортсменов в ситуации очень большой поддержки трибун. Оказывается, во всем виноваты несформированные навыки! Так, поддержка трибун вызывает возбуждение, которое накладывается на плохие навыки, в результате чего зрители видят неудачную игру футболистов, хоккеистов, волейболистов. Аналогичные процессы наблюдаются в учебной деятельности студентов, а также в профессиональной деятельности взрослых людей. Индивид с плохими навыками в ситуации сильного социального влияния теряется, становится неубедительным. Так, неуверенный в своих знаниях студент проваливает экзамен; физически не готовый спортсмен проигрывает в рядовых соревнованиях; молодой и неопытный авиационный диспетчер теряет бдительность в кризисной ситуации. Однако в ситуации сформированных действий, доведенных до автоматизма, социальное влияние на индивида идет ему только на пользу.
Итак, феномен социальной фасилитации работает не всегда и не для всех. Существует немалая категория людей, которые в присутствии других эффективность деятельности только снижают. Д. Майерс указывает на три фактора, мешающих человеку на индивидуальном уровне быть убедительным в присутствии других:
- Боязнь оценки со стороны других. Некоторые люди начинают бояться, когда их деятельность оценивают. Соответственно, снижают усилия;
- Снижение концентрации внимания. Некоторые люди, осознающие, что за ними наблюдают, теряются, что приводит к отвлечению внимания;
- Смущение мешает выполнению даже автоматических действий. В присутствии других индивид смущается, что мешает ему раскрыться и показать свои возможности (Майерс, 2002).
Ключевые слова: Социальность
Источник: Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019.
Материалы по теме |
---|
Семья в социальном пространстве И. Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В…. |
Система социальной психологии Парыгин Б.Д., Социальная психология, 1999 |
Социально психологический подход Андреева Г.М., Зарубежная социальная психология ХХ столетия |
Социальный контроль: типы и системы Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр…. |
Организация социальной жизни Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика |
Асоциальные неформальные группы Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин :… |
Шкала социальной желательности (Д.Кроун, Д. Марлоу) . .. |
Парадигма социального активизма Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С… |
Социальная фасилитация: как и когда аудитория повышает эффективность
Социальная фасилитация — это вывод из социальной психологии о том, что производительность людей может улучшиться при выполнении некоторых задач в присутствии других людей.
Социальная фасилитация — это социально-психологический вывод о том, что в некоторых обстоятельствах присутствие других людей может улучшить производительность.
Повседневные примеры социальной поддержки включают:
- Велосипедист едет быстрее, когда находится в группе с другими.
- Актер лучше выступает перед большой аудиторией, чем на репетициях.
- Спортсмен, который показывает лучшие результаты на соревнованиях, чем в одиночку.
История исследований социальной фасилитации начинается с муравьев…
История исследований социальной фасилитации
Когда муравей строит гнездо самостоятельно, он делает это без особого энтузиазма.
Она двигается так, как будто устала от жизни, ей надоело копать землю, возможно, она мечтает о лучшей жизни в другом месте.
Но дайте нашей муравьишке напарницу, и она превратится в динамо-машину, трудоголика, олимпийца среди насекомых.
Вскоре она копает в пять или более раз быстрее…
Муравьи не единственные, кто проявляет социальную помощь.
За четыре десятилетия до того, как в 1937 году С.Ч. Чен сообщил о своих открытиях в отношении муравьев, психолог Норман Триплетт уже заметил почти такое же социальное поведение у велосипедистов.
Велоспорт и социальная поддержка
Триплетт изучил записи «Лиги американских колесников» и обнаружил, что велосипедисты-гонщики ехали быстрее, когда двигались в темпе или участвовали в соревнованиях.
Анализируя результаты многих гонок, он обнаружил, что в среднем велосипедисты с кардиостимулятором преодолевают каждую милю примерно на 5 секунд быстрее, чем те, у кого нет кардиостимулятора — опять же социальная помощь.
Он подозревал, что это был не только чисто физический эффект слипстрима за другим велосипедистом, но и психологический эффект — что-то связанное с простым присутствием других людей.
Больше, чем просто конкуренция?
Два десятилетия спустя Гордон Олпорт — один из основателей психологии личности — сделал именно это.
Он попросил участников написать как можно больше слов, связанных с заданным целевым словом.
Им дали три одноминутных периода и сказали, что они не соревнуются друг с другом.
Опять же, участники достоверно произносили больше слов в присутствии других, чем в одиночку, что свидетельствует об эффекте социальной фасилитации.
Чтобы проверить свою догадку, Триплетт (1898 г.) поставил детей наматывать нить на катушку, иногда самостоятельно, а иногда против других.
То, что он обнаружил, подтвердило его теорию социальной фасилитации: дети шли быстрее, когда участвовали в соревнованиях.
Хотя это и интересно, открытие, что люди работают быстрее в условиях конкуренции, вряд ли является новаторским, но что, если бы можно было убрать элемент конкуренции и измерить эффект простого присутствия?
Хотя экспериментальная процедура Олпорта, возможно, не полностью устранила последствия конкуренции, последующие исследования, а их было много, определенно это сделали.
Это повышение производительности людей, когда за ними наблюдают другие, стало известно как социальная помощь, и в течение нескольких десятилетий это было в моде в психологии.
К сожалению, экспериментаторы по социальной фасилитации вскоре обнаружили, что человеческая психология немного сложнее психологии муравья.
Больше всего беспокоит то, что экспериментаторам не удалось найти ожидаемого социального облегчения в целом ряде других задач, например, когда людей просили выучить списки бессмысленных слогов или пройти сложный лабиринт.
Выяснилось, что при усложнении задач их производительность не улучшалась, а наоборот, ухудшалась.
Казалось, что люди испытывают не социальную стимуляцию, а социальное торможение.
Они задыхались, как и психологи, которые почти отказались от исследований в области социальной фасилитации, считая их неудачниками.
Социальная фасилитация и стремление к выполнению
Только в 1960-х годах известный психолог профессор Роберт Зайонц возродил исследования социальной фасилитации.
Он считал, что противоречивые результаты экспериментов по социальной фасилитации можно объяснить новым подходом, называемым «теорией влечения».
Zajonc сказал, что когда другие люди наблюдают за нами, мы становимся более бдительными и возбужденными, и это возбуждение запускает то, что он назвал нашей «доминирующей реакцией».
Доминирующие реакции – это хорошо отработанные навыки или определенные привычки.
Если эта доминирующая реакция соответствует ситуации, то происходит наша социальная помощь, но если доминирующая реакция неуместна, мы, как правило, плохо действуем.
Эта теория довольно хорошо объясняла факты, но критики сочли ее слишком упрощенной, утверждая, что дело не только в том, присутствует аудитория или нет, но и в том, как мы реагируем на это присутствие.
Чтобы объяснить этот когнитивный процесс, в 1980-х Роберт Барон выдвинул новую теорию.
Отвлекаются и конфликтуют
Теория конфликта отвлечения утверждает, что, когда другие люди наблюдают за нами, это создает конфликт внимания между задачей, которую мы выполняем, и наблюдением за другими.
Когда задача проста, мы можем успешно сосредоточить свое внимание на текущей задаче, и поэтому наша производительность улучшается, вероятно, из-за эффекта драйва, о котором говорит Зайонц.
Однако когда задача сложная, мы страдаем от перегрузки внимания, и наша производительность ухудшается.
Пессин (1933) уже отмечал именно этот эффект, когда люди выполняли задания с отвлекающими их мигающими огнями и громкими звуками вместо публики.
Наконец, через 100 лет после того, как у Триплетта были дети, наматывающие рыболовные катушки, появилась теория, которая в сочетании с теорией влечения Зайонца может объяснить эффект социальной фасилитации: когда и как аудитория либо улучшает нашу работу, либо ухудшает ее.
Теория конфликта-отвлечения, в частности, значительно облегчает понимание сложного воздействия аудитории, потому что фокусируется на том, как мы управляем своим вниманием.
Психология внимания, тем не менее, является странным зверем, подверженным всевозможным факторам, которые, следовательно, также влияют на эффект социальной фасилитации:
- Оценка аудитории. То, как мы оцениваем аудиторию, определяет нашу реакцию, т. е. внимательно ли зрители смотрят или просто проходят мимо? Huguet и др., (1999) неудивительно обнаружил, что внимательная аудитория больше отвлекает, чем невнимательная аудитория.
- Аудитория противоположного пола . Люди обычно находят аудиторию противоположного пола более отвлекающей, поэтому мужчины более сдержаны при выполнении сложных задач (но лучше при выполнении хорошо отработанных задач), когда их смотрят женщины, и наоборот.
- Настроение . Хорошее настроение может при определенных обстоятельствах способствовать выполнению работы, а плохое — тормозить ее (Mash & Hedley, 1975).
И этот список можно продолжить. Если это влияет на внимание, то, скорее всего, повлияет на эффект социальной фасилитации/торможения.
Группы: хорошо или плохо для производительности?
Улучшают или ухудшают результаты другие люди, естественно, зависит от конкретных обстоятельств группы.
Исследование социального безделья показывает, что, когда люди вовлечены в добавочную задачу, например, тянут веревку, они расслабляются, часто более чем на 50%.
В этой ситуации группы плохо работают отчасти потому, что отдельные люди могут прятаться. Напротив, эффекты социальной фасилитации/торможения проявляются, когда индивидуумы можно выделить из группы , когда о них судят только по их работе.
Подобно муравьям, присутствие других может подтолкнуть нас к большим достижениям, но поскольку мы люди, оно также может подтолкнуть нас к катастрофе.
Психологические исследования показывают, что все зависит от управления вниманием, направления физиологических реакций организма и того, насколько хорошо мы справляемся с самой задачей.
.
Социальная помощь — Лаборатория принятия решений
Основная идея
Теория и практика
TDL — это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.
Наши консультационные услуги
Вспомните время, когда вы пытались выполнить какую-то работу дома, но не могли сосредоточиться на текущей задаче. Может быть, вы сидели там часами. . . и сделал только 30 минут работы. Или, может быть, вы просто ДОЛЖНЫ были сделать еще один перерыв на перекус, проверить вашу собаку и дважды проверить почтовый ящик — и вдруг это был конец дня.
Возможно, вы решили, что «хватит», и отправились со своим верным и терпеливым ноутбуком в ближайший Starbucks. Когда вы садились со своим напитком и снова начинали работать, вы заканчивали тем, что выполняли свою работу молниеносно.
Это был кофе? Возможно. Однако психология сказала бы, что социальная помощь объясняет повышение вашей продуктивности. Социальная фасилитация — это когда продуктивность людей увеличивается в результате реального или предполагаемого восприятия других. Дома ты знал, что ты один, поэтому было трудно мотивировать себя, чтобы что-то сделать. Однако в Starbucks вы знали, что вокруг есть другие люди, поэтому чувствовали необходимость работать более продуктивно.
“Хотя человек может этого не осознавать, группы оказывают очень мощное и драматическое влияние на человеческое поведение. Каждый ведет себя по-разному, когда он находится среди людей, по сравнению с [так в оригинале], когда он один. Социальная фасилитация [так в оригинале] самая основная теория социальной психологии заключается в том, что, когда человек один, он или она более расслаблены и не беспокоятся о внешнем виде своего поведения.
– Пол Клейнман
Теория и практика
TDL — это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.
Наши консультационные услуги
Ключевые термины
Социальная фасилитация: явление, при котором люди проявляют повышенный уровень усилий и производительности в присутствии других — будь то реальное, воображаемое, подразумеваемое или виртуальное — по сравнению с их усилия и уровень производительности, когда они одни. Существует два типа социальной фасилитации: эффекты совместного действия и эффекты аудитории. 1
Эффекты совместного действия: Когда присутствие других людей, выполняющих ту же задачу, повышает производительность. 1
Эффекты аудитории: Когда простое присутствие других в качестве аудитории вызывает повышение производительности. 1
Социальное торможение: Относится к тенденции к снижению или ухудшению производительности в присутствии других. 2
История
Концепция социальной фасилитации была впервые предложена американским психологом Норманом Триплеттом в 1898 году. Он изучал результаты велогонщиков и заметил, что велосипедисты, которые тренируются вместе с другими велосипедистами, показывают лучшие результаты, чем когда они просто пытались побить свой личный рекорд. 3
В 1924 году психолог Флойд Х. Олпорт первым официально использовал термин «социальная фасилитация», который он определил как «усиление реакции просто на вид или звук других, совершающих то же движение». 4 Сегодня определение включает в себя увеличение количества откликов от других, которые могут не выполнять ту же задачу, наряду с исходным определением Allport.
Работа Триплетта вдохновила многих других на изучение социальной фасилитации. Исследование муравьев 1937 года показало, что рабочие муравьи будут копать в три раза больше песка на каждого дополнительного присутствующего муравья, а также копать песок. 5 Исследование, проведенное в 1967 году, показало, что броненосцы, как правило, съедают значительно больше пищи, когда присутствуют другие броненосцы. 6
Все упомянутые выше исследования являются примерами эффектов совместного действия. Американскому психологу Джону Дэшиллу обычно приписывают открытие типа социальной фасилитации, называемого «эффектами аудитории», поскольку его исследование 1935 года показало, что присутствие аудитории увеличивает эффективность умножения у взрослых участников, измеряемую количеством завершенных умножений. . Однако сегодня существует гораздо больше исследований, посвященных эффектам аудитории. 7
Люди
Норман Триплетт
Норман Триплетт был американским психологом, работавшим в Университете Индианы, получившим наибольшую известность за свою работу по социальной помощи. Его работа с велосипедистами в 1898 году признана сегодня первым опубликованным исследованием в области социальной психологии, которая является отраслью психологии, изучающей социальные взаимодействия между людьми. Помимо работы в области социальной психологии, Триплетт также интересовался психологией магии. Он изучил множество различных фокусных техник и описал некоторые принципы, лежащие в основе этих техник, такие как оптические иллюзии и математические расчеты.8
Флойд Х. Олпорт
Американский психолог Флойд Х. Олпорт широко известен как один из основателей научной дисциплины социальной психологии. Он получил докторскую степень. из Гарварда в 1919 году и оставался там лектором до 1922 года. Одним из его наиболее заметных достижений является его книга под названием Социальная психология, , в которой он интегрировал психологические знания в такие области, как развитие ребенка. Книга также включала собственное исследование Олпорта по групповому влиянию, а также полезный набор концепций для исследования — например, социальная помощь, социальное увеличение/уменьшение, афферентное/эфферентное обусловливание и т. д. 9
Джон Дэшил
Джон Фредерик Дэшил был американским психологом и бывшим президентом Американской психологической ассоциации (АПА). После получения двух степеней бакалавра он был принят в Колумбийский университет, чтобы закончить аспирантуру по психологии. Позже Дэшил довольно много переезжал, преподавая в разных учебных заведениях, пока не остановился на Университете Северной Каролины в Чапел-Хилле, где стал заведующим кафедрой. В 1938, во время своего пребывания на посту президента АПА выступал за реинтеграцию философии в область психологии, за ее методологию и логику. 10, 11
Последствия
Исследование Триплетта на велосипеде широко считается первым лабораторным экспериментом в области социальной психологии. 1 Впоследствии, в 1930-е годы, многие психологи бежали в Соединенные Штаты из нацистской Германии и сыграли большую роль в раннем развитии социальной психологии. В первую очередь они изучали убеждение и пропаганду, чтобы помочь военным США, но позже перешли к более широкому кругу социальных вопросов, включая расовые предрассудки. 12 Другими словами, исследование Триплетта концепции социальной помощи положило начало всей области социальной психологии, которая находит множество приложений в нашей повседневной жизни.
Из работ Олпорта в 1924 г. и Дэшила в 1935 г. американские социальные психологи Бернард Герин в 1993 г. свели факторы, влияющие на поведение в присутствии других, в следующий список: конкуренция (соперничество), моделирование, поощрение или социальное подкрепление, возбуждение, контролируемость, имитация, членство в группе, отвлечение внимания и оценка. Все эти факторы влияют на нашу повседневную жизнь, и их понимание может помочь нам использовать их для достижения наших целей, оптимальной мотивации и многого другого.
Возьмем, к примеру, зрителей на спортивном матче. Это яркий пример социальной фасилитации в реальном мире. По словам польско-американского психолога Роберта Б. Зайонца и американского психолога Стивена М. Сэйлса, аудитория вызывает у спортсменов возбуждение, заставляя их выполнять доминирующую (то есть наиболее естественную) реакцию. Простые, хорошо отработанные действия увеличат производительность; сложные, незнакомые действия будут нарушены. 13 Таким образом, спортсмены, которые много тренируются и знакомятся с различными играми и навыками, увидят улучшение перед публикой.
Спортсмены не одиноки в этом. Социальная фасилитация может быть дополнительно воплощена в выступлениях музыкантов, комиков, и даже наши собственные задачи также могут улучшиться перед аудиторией, если мы хорошо разбираемся в своих действиях.
Разногласия
Очарованный результатами упомянутого выше исследования велосипедистов, Триплетт попытался воспроизвести это явление, наблюдая за поведением детей, выполняющих задание с рыболовной катушкой. Он обнаружил, что, соревнуясь с другими детьми, половина участников работала быстрее, одна четверть работала медленнее, а оставшаяся четверть работала в том же темпе по сравнению с выполнением того же задания в одиночку. Другими словами, у 50% детей наблюдалось повышение успеваемости. 50% нет.
Это не единственный эксперимент, противоречащий первоначальному предложению Триплетта. В 1933 году исследование, опубликованное в Американском журнале психологии , показало, что, когда участников просили запомнить список бессмысленных слогов, их производительность (измеряемая количеством повторений, необходимых для полного запоминания списка) была лучше, когда они в одиночку , а не в присутствии кого-то еще. 14
Zanjoc и Sales предлагают способ разобраться в этих, казалось бы, противоречивых результатах. Они предположили, что присутствие зрителей усиливает индивидуальное доминирующий ответ . Но для большинства участников исследования 1933 года запоминание списков бессмысленных слогов не было хорошо отработанным поведением. Таким образом, их выступлению мешало, а не помогало присутствие зрителей. Если бы задача казалась участникам знакомой, их производительность улучшилась бы.
На основании этого открытия был придуман термин «социальное подавление». Это относится к явлению, которое возникает, когда производительность в незнакомой деятельности снижается в присутствии других наблюдателей и обычно используется в отличие от социальной помощи.
Однако наряду с предложением Зайонца и Сейлса есть еще два предложенных объяснения несоответствий, которые мы наблюдаем между экспериментами по социальной фасилитации. Первая была предложена исследователем Робертом С. Бэроном в 1986 году и названа им теорией отвлечения-конфликта. По словам Барана, конфликт между вниманием к присутствующему человеку и сосредоточением внимания на поставленной задаче объясняет противоречивые результаты. 15
Второе предложенное объяснение исходит от исследователя Николаса Б. Коттрелла и его коллег. Они предположили, что вместо простого присутствия других, усиливающих доминирующую реакцию, необходима наблюдающая аудитория. Другими словами, именно ощущение того, что вас оценивают, а не наблюдают, влияет на производительность. Беспокойство от осознания того, оценивают ли те, кто наблюдает за нами, нашу работу, вызывает доминирующую реакцию во время выполнения задачи. 16
Практический пример
Социальная фасилитация в командах НБАБыл проведен анализ 8950 игр Национальной баскетбольной ассоциации (НБА), чтобы оценить, как размер аудитории может повлиять на уровень навыков и опыт команды для прогнозирования результатов. У исследователей было четыре гипотезы, но одна из них, наиболее актуальная для нас, заключалась в том, что между посещаемостью и производительностью для превосходящих команд (имеющих благоприятствование для победы) будет положительная связь, а 0110 отрицательный соотношение для аутсайдеров (не благоприятствующих победе) команд.
Как и предсказывалось, они обнаружили, что в каждой игре результативность любимой команды будет увеличиваться. Интересно, однако, что они обнаружили, что команды-аутсайдеры работали значительно лучше , а не хуже, в условиях с большей аудиторией, вопреки их первоначальной гипотезе. Они также обнаружили, что только команды-аутсайдеры показали положительную корреляцию между производительностью и размером аудитории на домашних играх. Это, казалось, противоречило теории социальной фасилитации Зайонца и Сэйлса. Вместо этого исследователи утверждали, что вместо того, чтобы быть запуганными толпой противников (как предсказывает теория Зайонца и Сэйлса), команды-аутсайдеры использовали дополнительное давление в качестве мотивации, чтобы принять вызов. 17
Сопутствующий контент TDL
Справочное руководство: Социальная леность
Хотя мы склонны противопоставлять социальное облегчение и социальное подавление, наше поведение меняется другими способами, когда мы переходим от одиночества к нахождению среди других. В этой статье мы рассмотрим социальную леность: явление, при котором люди прилагают меньше усилий, когда работают над достижением коллективной цели. Посмотрите глубже, чтобы понять его значимость для общества, пролейте свет на различные вещи, которые могут повлиять на вашу производительность.
Этапы изменений: как мотивировать, способствовать и подкреплять желаемое поведение
Хотите научиться мотивировать себя, не полагаясь исключительно на присутствие других? Это краткое чтение поможет вам понять, как применять поведенческие идеи, чтобы избавиться от вредных привычек и сформировать новые, используя стратегии мотивации, фасилитации и подкрепления.
Почему мы меняем свое поведение, когда за нами наблюдают?
Вы когда-нибудь замечали, что вы ведете себя по-разному, когда вы одни, и когда вы на публике? Эта статья освещает эффект ожидания наблюдателя, который относится к тому, как воспринимаемые ожидания наблюдателя могут влиять на наблюдаемых людей. Кратко прочитайте эту статью, чтобы узнать, почему так важна систематическая ошибка ожидания наблюдателя и как ее избежать.
Источники
- Маклеод, С. (2020, 24 июня). Социальная помощь . Социальная помощь | Просто психология. https://www.simplypsychology.org/Social-Facilitation.html.
- Маккарти, М., и Карау, С. (2016). Социальное торможение. Оксфордские справочники онлайн . https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199859870.013.9
- Триплетт, Н. (1898 г.). Динамические факторы в пейсмейдинге и конкуренции. Американский журнал психологии , 9 (4), 507-533.
- Герин, Б., и Иннес, Дж. (2009). Социальная помощь . Издательство Кембриджского университета
- Чен, Южная Каролина (1937). Лидеры и последователи среди муравьев в строительстве гнезд. Физиологическая зоология , 10 (4), 437-455.
- Платт, Дж. Дж., Якш, Т., и Дарби, К. Л. (1967). Социальное облегчение пищевого поведения у броненосцев. Психологические отчеты , 20 (3_suppl), 1136-1136.
- Дашиелл, Дж. Ф. (1935). Экспериментальные исследования влияния социальных ситуаций на поведение отдельных взрослых людей .
- Норман Триплетт . Академические словари и энциклопедии. (н.д.). https://en-academic.com/dic.nsf/enwiki/1498490.
- Олпорт, Флойд H . Международная энциклопедия социальных наук. (н.д.). https://www.encyclopedia.com/social-sciences/applied-and-social-sciences-magazines/allport-floyd-h
- Смит, Л. (1986). Бихевиоризм и логический позитивизм: переоценка союза. Journal of Mind and Behavior , 7 (4).
- Возняк, Р. Х. (1997). Джон Фредерик Дэшил и основы объективной психологии . http://bascom.brynmawr.edu/psychology/rwozniak/dashiell.html.
- Социальная психология: определение, история, методы, приложения – iresearchnet . Психология. (н.д.). http://psychology.iresearchnet.com/social-psychology/.