Социальная конфронтация: Социальная конфронтация. В военном деле

Содержание

4-й этап — Социальная конфронтация : Учреждение российской академии наук : Дистанційне навчання

После успешного проведения первых трех этапов инициируемой ситуации политической нестабильности, характеризующихся накоплением противоречий и созданием внутри- и внешнеполитической напряженности достигших критической отметки, начинается четвертый этап ИПН — социальной конфронтации. Основной задачей данного этапа является выделение в ходе начавшегося конфликта территории (если речь идет о сепаратистской программе) на которые претендует внешнее окружение с присвоением ей статуса «спорной» или выявления проблемы, положительное решение которой необходимо инициаторам ИПН.

Инициированный повод становится катализатором дальнейших событий. Сепаратистами объявляется независимость, что в свою очередь приводит к конфликту с социальными группами, поддерживающими правящий политический режим. Центр оказывается не в состоянии обеспечить поддержку своим сторонникам поскольку, как правило, он бывает политически блокирован давлением «мирового сообщества».

Логическим продолжением событий является возникновение сепаратистского движения уже внутри отделившегося региона.

Это становится возможным благодаря тому, что любое объявление суверенитета, государственной независимости этнического государства порождает как минимум две цепные реакции возникновения и обострения территориально- этнических конфликтов. С одной стороны, исконные «свои», особость которых была только что провозглашена по праву рождения. Тем самым они стали чуть-чуть, но все же «лучше», чем все остальные живущие рядом; их лидеры сразу начинают искать в истории наиболее выгодную для себя географию, и объявляют о соответствующих претензиях. Они же часто радеют о своих заграничных «братьях по крови», требуя для них присоединения к себе или, на худой конец автономии.

С другой стороны, «чужие», осознав в один прекрасный день себя таковыми в чьем-то национальном государстве и испугавшись своей отрезанности от родных и близких, оказавшихся по другую сторону границы, начинают бороться за выход из чужого суверенитета или за автономию.

Подобные настроения начинают развиваться в местах компактного проживания тех групп населения, которые представляют центр и в этом случае их усилия направлены на отмену провозглашенного суверенитета если не региона, то его части. Примером этому может послужить Сербская Краина, со своей «столицей» в Книне. Летом 1991 года после восстания в Хорватии и Словении за выход из состава СФРЮ, начинаются бои между хорватами и сербским населением Сербской Краины, которое выступило против отсоединения от Югославии. Сербы, поселенные в ряде районов Хорватии волею Тито, при нарезании федеративных границ, легли спать, будучи полноправным большинством, в одном государстве, а проснулись меньшинством в другом, где их права не просто не были гарантированы, а явно ущемлялись.

Примерно то же самое происходило и на территории бывшего Советского Союза. Эстония объявляет независимость, русские в Нарве выступают за автономию. Объявляет независимость Молдавия и ставит на повестку дня вопрос «о воссоединении с Румынией»; русские и украинцы в Приднестровье, гагаузы и болгары на юге поднимаются в защиту своих интересов.

Действие ведет к противодействию. Начинается цепная реакция процесса автономизации, и в результате: Кишинев (за отсоединение) — Тирасполь (против) — Дубоссарский район (за Кишинев и против Тирасполя) — Дубоссары (против Кишинева и за Тирасполь).

Итогом такого парада сепаратизмов становится начало гражданской войны. Гражданский конфликт в рамках региона начинается, как правило, представителями трех сторон: сформированными «государственными структурами суверенного образования» т.е. незаконными воинскими формированиями отделяющегося региона, войсками центральной власти и наиболее активными сторонниками центра — также незаконными боевыми частями сепаратистов суверенного региона. Они в свою очередь управляются местной администрацией, не признающей новообразованное «правительство» отделяющейся территории.

На данном этапе вмешательство внешнего окружения в военный конфликт носит косвенный характер в виде политического и экономического давления и так называемой «гуманитарной помощи» оружием и военными советниками. Основная задача внешнего окружения в этот момент — не допустить военного поражения поддерживаемых сепаратистов. Для достижения этой цели делается все, чтобы перевести активные боевые действия в затяжную, вялотекущую войну мелких диверсионных рейдов. Если на первом этапе войны погибли самые отчаянные бойцы титульной нации (представители центра), то в начавшейся борьбе на истощение сторонники прежнего режима обречены на поражение, поскольку максимально лишены поддержки извне.

Начинают возникать так называемые «зоны безопасности» — территории под защитой ВС НАТО, или «голубых касок» ООН или другого «миротворческого» вооруженного контингента. Создание данных образований позволяет решить две задачи. Во-первых, на этих территориях сепаратисты могут собраться с силами, отдохнуть от боев, залечить раны. Во-вторых, в регионе появляются и начинают накапливать военные силы настоящие инициаторы конфликта.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 
25 26 27 28 29 30 31  Наверх ↑

Государство и экономика: сотрудничество и конфронтация

Государственное управление

ХАНС ПЕТЕР ШТИЛЬ
президент Конгресса промышленно-торговых палат ФРГ


• Только активная деятельность частного предпринимательства способна содействовать экономическому подъему
• Социальная рыночная экономика соединяет принцип рыночной свободы с принципом социального выравнивания
• Экономический рост напрямую зависит от степени свободы предпринимательства

Сотрудничество и конфронтация государства и экономики относятся в России к вопросам, требующим политических ответов. Вместе с тем и Германии, особенно после объединения западных и восточных земель, вновь и вновь приходится искать ответ на этот вопрос. Для того чтобы экономика и государство могли сотрудничать, они должны прежде всего быть в большой мере независимы друг от друга. Только там, где лица и структуры, принимающие решения, разведены по разным общественным сферам, можно разумно говорить о сотрудничестве. В России значительная часть экономики также по-прежнему находится в руках государства. Должна ли эта ситуация сохраняться?


Мужественный выбор новых земель

Восточная часть Германии восприняла правопорядок западногерманского образца, что было мужественным актом, так как новая правовая система сама по себе не создает ни свободного предпринимательского общества, ни динамичной экономики. Только живая частнопредпринимательская деятельность в состоянии содействовать желанному экономическому подъему. Но могло ли найтись достаточное число предпринимателей, которые наполнили бы жизнью рыночно-хозяйственную среду? Предсказать это уверенно не мог никто. Политика в восточной части Германии столкнулась с производственным аппаратом, культура и система регулирования которого характеризовалась господством государственной бюрократии.

Созданное Попечительское ведомство должно было заняться приватизацией государственных предприятий, чтобы таким образом сформировать предпосылки для введения системы хозяйствования, ориентирующейся на критерии эффективности. Восточногерманская экономика резко сопротивлялась мероприятиям, предпринимаемым Попечительским ведомством. Однако большинство все же выступало в пользу введения рыночной экономики. Между тем раздавались голоса и тех, кто ратовал за сохранение старой структуры, основанной на комбинатах. Эти люди полагали, что могли сделать планово-хозяйственные предпринимательские структуры достаточно эффективными и конкурентоспособными. Сюда же примешивались опасения, что приватизация и реструктуризация предприятий может угрожать их статусу или даже поставит под вопрос их рабочее место. Чей аргумент должно было учитывать Попечительское ведомство? Тех, кто выступал за сохранение старого, или тех, кто стремился опираться на рыночную экономику?

Решение было однозначным.

Государство, представленное Попечительским ведомством, руководствовалось соображениями долговременного общественного блага, поэтому оно вступило на путь последовательной приватизации.

После открытой конфронтации со многими восточногерманскими руководителями экономики и наемными работниками последовала мучительная структурная перестройка, вызванная требованиями международной конкуренции. Множество людей потеряло свои рабочие места, ставшие неэффективными. Но здесь проявилась и солидарная сторона западногерманской системы. Эффективно действующая социальная система поддержала безработных. Была введена социальная рыночная экономика.


Государство на страже

рыночной экономики

Между тем верный по своей сути курс на приватизацию приносит плоды. Во многих сферах отмечается значительный экономический прогресс. С 1991 по 1998 г. производительность предприятий возросла с 31 до 60% западногерманского уровня.

С 1991 по 1998 г. в среднем почти на 10% в год увеличивались инвестиции. Тот, кто посмотрит на новые федеральные земли, увидит, насколько лучше выглядят здания и насколько улучшилась инфраструктура. Эти успехи не случайны, в их основе – концепция социальной рыночной экономики.

Я хотел бы остановиться на некоторых идеях такой экономики, которая могла бы иметь практическое значение для России в ее нынешней ситуации. Осознаю, что стартовые предпосылки Восточной Германии при переходе к социальной рыночной экономике заметно отличаются от сегодняшних российских условий. Она могла полностью опираться на поддержку Западной Германии с точки зрения ноу-хау и инвестиций. И все же в исходной ситуации России и начатом 10 лет назад прорыве Восточной Германии есть параллели.

Россия также всерьез пытается построить рыночно-хозяйственный порядок. При этом она закономерно должна совершить

переход от принудительной экономики к свободной форме общества. Социальная рыночная экономика объединяет обе эти цели, она соединяет принцип рыночной свободы с принципом социального выравнивания. Она делает ставку на то, что рыночное хозяйство способствует повышению благосостояния, но при этом она стремится к определенному перераспределению рыночных доходов. Запрет на создание картелей в равной степени защищает свободу как предпринимателей, так и наемных работников. Альфред Мюллер-Армак, один из духовных отцов социальной рыночной экономики, воспринимал рыночную экономику как идею, соответствующую духу политики порядка, “цель которой состоит в том, чтобы, опираясь на конкурентную экономику, соединить свободную инициативу с социальным прогрессом, обеспеченным именно благодаря рыночно-хозяйственной деятельности”.

Для осознания и отстаивания правил рыночной экономики необходимо сильное государство. Это признавал еще Вальтер Ойкен, другой провозвестник теории социальной рыночной экономики. Необходимость сильного государства в первую очередь связана с продвижением конкурентного права. Только если государство в состоянии противодействовать ограничениям конкуренции, можно длительное время сохранять социальную рыночную экономику в ее целостности. Затем она делает ставку на свободное принятие решений всеми участниками рынка. Государство обязано брать на себя лишь вполне определенные, ограниченные функции.

Приводимые ниже высказывания Вальтера Ойкена демонстрируют, насколько высокие требования предъявлялись к концепции социальной рыночной экономики. “Отдельно взятый сельский хозяин, промышленник, ремесленник и рабочий, т.е. отдельное предприятие и домохозяйство, должны планировать и действовать свободно. Хозяйствующие субъекты не исполняют приказы, а сами ищут такое применение собственной рабочей силе, своим средствам производства и своим деньгам, которое представляется им наилучшим”. И далее: “Однако отсутствует свобода … произвольного установления правил игры или форм, в пределах которых осуществляется хозяйственный процесс. Именно на этом поле функционирует политика порядка”. Такова высшая заповедь политики порядка: частная инициатива и открытые благодаря конкуренции постоянно оживляемые рынки, действующие в четких государственных рамках. Государственное вмешательство возможно, но оно как можно меньше должно мешать рыночному механизму. Социальная справедливость не прирастает, если посредством чрезмерного перераспределения подрывается самобытный способ функционирования рыночной экономики, нацеленной на повышение благосостояния.

Государство не вырабатывает общеобязательные критерии. Оно ограничивается формированием рамочных условий, в которые общественные группы по интересам могут привносить свои воззрения и свой опыт, относящиеся к принятию политических решений. Например, на переговорах о заработной плате в Германии в качестве независимых партнеров по тарифным переговорам противостоят друг другу работодатели и наемные работники. Независимый эмиссионный банк (теперь на общеевропейском уровне) проводит денежную политику и ограждает валюту от инфляционных тенденций.


Сотрудничество экономики и государства

Важной группой по интересам является Торгово-промышленная палата как организация всего промышленного производства Германии. Она соединяет воедино многоголосие предпринимательских мнений и придает ему политическое звучание. ТПП объединяет 82 торгово-промышленные палаты и возглавляющую их организацию – Конгресс торгово-промышленных палат ФРГ.

Наша организация самоуправляемая и финансируется исключительно за счет взносов входящих в нее компаний. Мы не используем финансовые средства, поступающие в виде налогов, поэтому можем работать независимо от государства. За пределами ФРГ немецкая экономика представлена двусторонними заграничными торговыми палатами, зарубежными бюро и представительствами – всего 110 организациями. Они предоставляют предприятиям информацию о зарубежных рынках. Например, в Москве предприятия пользуются действенной поддержкой опытного персонала Представительства немецкой экономики в РФ.

Когда группы по интересам пытаются претворять собственные представления в политические решения, то возникают трения и конфликты. Но в стране существует понятие консенсуса, подкрепленное позитивным опытом. Многие средства массовой информации характеризуют Германию как общество консенсуса.

Примером готовности экономических групп по интересам к сотрудничеству служит Союз труда. Федеральное правительство создало его, чтобы решать проблему безработицы. Правительство, работодатели и наемные работники регулярно обсуждают мероприятия по борьбе с безработицей. Окончательный вывод относительно того, увенчаются ли эти усилия долговременным успехом, делать еще рано. Однако сам факт наличия Союза труда показывает, что налицо большая готовность к согласованному решению проблем экономической политики в Германии.

Другим примером сотрудничества экономики и государства служит успешная в международном плане система двойного образования. Государство организует школьное образование для молодых людей, стремящихся к получению профессии, а предприятия берут на себя практическое обучение профессии. Поэтому удается значительно приблизить профессиональное обучение к практике. Этому содействует и сеть торгово-промышленных палат, которые формируют новое представление о профессиях, с помощью добровольных помощников принимаются экзамены по профессии. Благодаря такой деятельности система двойного профессионального обучения стала одним из важнейших преимуществ Германии в конкуренции за территориальное размещение производства.

Для того чтобы удержать предприятия, а следовательно, и рабочие места на территории Германии, государству при принятии решений приходится учитывать и потребности экономики.

Однако не следует замалчивать о наличии в прошлом и неприемлемых примеров сотрудничества государства и экономики. Факт недавнего спасения правительством крупной строительной компании вызвало волнение в обществе. Из-за долгов она оказалась на грани краха. В таких случаях ответственные лица охотно подчеркивают, что Германия олицетворяет социальную рыночную экономику, а не чисто капиталистическую систему. Но при этом сохранение убыточных хозяйственных структур регулярно оплачивает все общество, недостаточно четко осознающее связь между дотированием и слабой динамикой экономического развития. Иногда, осуществляя субвенции, государство даже получает аплодисменты тех граждан, чьи налоговые взносы были для этого использованы. Между тем государство не должно брать на себя предпринимательский риск компаний, ведь оно не является в полной степени хорошим предпринимателем.


Конфронтация и сотрудничество –

две стороны медали

Регулирование государством предпринимательской деятельности нередко приводит к конфронтации с экономикой. В этом смысле наиболее важными сферами являются конкурентная политика, экологическая и защита потребителя. Что касается конкурентной политики, то государство должно препятствовать сращиванию власти с экономикой. Экономическая власть не должна концентрироваться в руках немногих, только в этом случае рыночная экономика может выступать эквивалентом демократии.

Некоторые компании иногда считают конкурентную политику неприятным или даже непригодным делом. То же самое относится к экологической политике. Здесь государство ограничивает свободу предпринимательской деятельности и иногда должно мириться с упреком со стороны предпринимателей в том, что оно заходит слишком далеко. Аналогична ситуация с защитой потребителя: государство предписывает компаниям, о чем именно они должны информировать потребителей и какие договорные положения они не имеют право применять.

Все приведенные примеры свидетельствуют, однако, о том, что подчас конфронтация и сотрудничество – это две стороны одной медали. Обратимся еще раз к конкурентной политике, но под другим углом зрения. Предприниматели также заинтересованы в наличии функциональной и конкурентной рыночной экономики. Им требуются эффективно действующие поставщики и платежеспособные клиенты. Они стремятся к беспрепятственному доступу на рынок. Как гражданин и заботливый работодатель, предприниматель также заинтересован в здоровой среде. Только благодаря ей люди смогут реально воспользоваться ростом благосостояния, обеспечиваемого рыночной экономикой. Одновременно каждый предприниматель также является потребителем, и в некоторых случаях он извлекает выгоду из положений о защите потребителя.

Вместе с тем напряженные отношения между сотрудничеством и конфронтацией нигде не проявляются так открыто, как в вопросе налогообложения. Экономика стремится к более низкому налоговому бремени. Однако эффективно хозяйствовать можно лишь тогда, когда государство может сформировать действенную инфраструктуру, которая может финансироваться в основном за счет налогов. Поэтому центральный вопрос не сводится к тому, можно ли по сути оправдать государственное вмешательство. Он в гораздо большей мере звучит так: насколько далеко имеет право заходить государственное вмешательство? Это именно тот вопрос, вокруг которого в последние десятилетия разворачивалась дискуссия по экономической политике.

В Германии традиционно широко распространена вера в экономическую компетенцию государства. Причем это убеждение разделяют и в других странах. Это подтверждают многочисленные примеры из международной практики, свидетельствующие о тесной позитивной связи между экономической свободой и уровнем благосостояния страны. Экономический рост был, бесспорно, наиболее впечатляющим там, где заранее стали ориентироваться на высокую степень экономической свободы. Примерами в Европе служат Нидерланды и Дания. Хорошие показатели уже давно имеют США. В указанных странах отмечается не только динамика роста выше среднемировой. Опросы населения свидетельствуют и о том, что широкая экономическая свобода и свобода в проведении общественной политики обеспечивают более глубокое чувство удовлетворенности людей своей страной.

В Европейском Союзе 15 его стран-членов ввели порядок, который ориентируется на принцип свободы рынка и принцип социальных обязательств. Мы не считаем, что государство должно лишать отдельного человека права на принятие хозяйственных решений и защищать его от всех хозяйственных рисков. Европейцы осознали, что всеобщее государственное обеспечение подразумевает и опеку. Не в последней степени перед лицом глобализации Европа, как представляется, вернулась к более здравому уровню частной хозяйственной и политической инициативы.

Я желаю и России быстро найти верный баланс сотрудничества и конфронтации государства и экономики. Никто не может предложить здесь готового рецепта. Но германская экономика может оказать России содействие в трансформации.

Эпизод социального противостояния | Semantic Scholar

  • DOI: 10.1080/03637758809376172
  • Идентификатор корпуса: 143681197
 @article{Newell1988TheSC,
  title={Эпизод социальной конфронтации},
  автор = {Сара Э. Ньюэлл и Рэндалл К. Статман},
  journal={Коммуникационные монографии},
  год = {1988},
  объем = {55},
  страницы = {266-285}
} 
  • S. Newell, R. Stutman
  • Опубликовано 1 сентября 1988 г.
  • Психология
  • Коммуникационные монографии

Социальная конфронтация — это особый вид коммуникативного эпизода, инициируемый, когда один актор сигнализирует другому актору, что его или ее поведение нарушает правило или ожидание надлежащего поведения в отношениях или ситуации. Представлена ​​модель социального противостояния, разработанная в ходе ряда исследований. Модель выявляет основные содержательные вариации эпизодов социального противостояния и служит для интеграции ряда родственных феноменов при изучении проблемных ситуаций… 

Просмотр через издателя

Эпизодический характер социальной конфронтации

  • С. Ньюэлл, Р. Статман
  • Психология

  • 1991
9002 то, что мы называем социальной конфронтацией. Область социальной конфронтации состоит из ситуаций, в которых…

Подготовка к конфронтации

  • Р. Статман, С. Ньюэлл
  • Психология

  • 1990

Социальная конфронтация – особый вид коммуникативного эпизода, который может инициироваться, когда один актор сигнализирует другому актору, что его или ее поведение нарушило (или нарушает) правило или…

Принудительный потенциал и лицо -Чувствительность: Эффекты власти и директив в социальной конфронтации

  • Дженнифер Л. Фоллбрехт, Майкл Э. Ролофф, Г. Д. Полсон
  • Психология

  • 1997

Люди иногда чувствуют себя обязанными противостоять нарушителю правил. Поскольку цель конфронтации состоит в том, чтобы остановить нежелательные действия, нарушитель может чувствовать, что его или ее автономия лишается…

Влияние социальной конфронтации на намерения отдельных лиц сообщать о мошенничестве

  • Стивен Э. Каплан, К. Поуп, Джанет А. Сэмюэлс
  • Бизнес

  • 2010

ВЫДЕРЖКА: О мошенничестве часто первыми узнают сотрудники. Получение понимания того, как встреча с правонарушителем для обсуждения явного мошенничества («социальная конфронтация») влияет на…

Разработка структурных возможностей для участия в эпизодах выравнивания

  • Брэдфорд Дж. Холл
  • Психология

  • 1991

Феномен, вызывающий озабоченность в этой статье, — это обсуждение уместности эпизода выравнивания, или поведение одного из собеседников, когда это поведение поставлено под…

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ: ВЛИЯНИЕ СПОСОБА ВЛИЯНИЯ, МОЩНОЙ РЕЧИ И ВЛАСТИ ГОВОРИТЕЛЯ

  • Michael E. Roloff, G.D. Paulson, Jennifer L. Vollbrecht
  • Психология

  • 1998

Социальные системы разрабатывают правила для поведения членов и часто определяют меры наказания за несоответствие. Тем не менее, противостояние и сигнал о намерении наказать нарушителя правил может быть по своей сути…

Facework в ответ на неэтичное общение

  • Кэтлин С. Вальде, М. Хеннингсен
  • Психология

  • 2015

Неэтичное общение происходит довольно часто в организациях, однако столкновение с кем-либо по поводу этического нарушения является политически чувствительным взаимодействием, которое бросает вызов личности людей.

  • Г. Макул, Майкл Э. Ролофф
  • Психология

  • 1998
  • Растущее количество исследований показывает, что близкие не всегда сталкивают своих партнеров с обидами. Несмотря на свою полезность, дошедшие до нас исследования не рассматривали фундаментальные, целенаправленные…

    Самостояние и отрицание ответственности в разговорных встречах: пример Igbo

    • B. A. Okolo
    • Психология

    • 1990

    Конфликт и обита

  • Психология

  • 2009
  • Согласно Vangelisti (2007), «когда два человека общаются, они рискуют причинить друг другу боль» (стр. 121). Такой риск возрастает, когда общение связано с конфликтом. Взаимодействия с участием…

    с изображением 1-10 из 25 ссылок

    Сорт Byrelevancemost, повлиявшие на работу,

    Счеты в качестве реконструкции контекста события

    • Ричард Баттин
    • , социология

    • 1985
  • , социология

  • 1985
  • . проблемные ситуации для изменения смысла события. Эта лингвистическая практика бухгалтерского учета была изучена в первую очередь из-за ее функций — как учет…

    Эпизод Познание: внутренние представления процедур взаимодействия

    • J. Forgas
    • Психология

    • 1982

    Коммуникация и реляционная культура: основания для изучения человеческих отношений

    • Julia T. Wood
    • Business

    • 1982
    9007
  • . два понятия, имеющие центральное значение в изучении человеческих отношений: коммуникация и культура отношений. Коммуникация представлена ​​как процесс формирования, который…

    Исследования в области межличностного общения

    • Г. Миллер
    • Психология

    • 1976

    По мере роста интереса к межличностному общению среди исследователей коммуникации в конце 70-х, современные исследователи в области социальной психологии и социологии работали над последовательностями личных…

    90 разговоры между незнакомцами
    • М. Маклафлин, М. Коди, Н. Розенштейн
    • Психология

    • 1983

    Последовательность рассказов предлагается в качестве механизма, с помощью которого участники первоначальных встреч имеют дело с обнаружением несходства и других разговорные «неприятные». Классификация правонарушений,…

    Открытие обоснованной теории: стратегии качественного исследования альдина де Грюйтер

    • Б. Глейзер, А. Штраус
    • Социология

    • 1967

    Насколько точны факты при написании социологических методов и как теория может быть таким образом более строго проверена. В «Открытии теории заземления» Барни Глейзер…

    Генеративный подход к эпизодической структуре

    • Томас С. Френтц
    • Лингвистика

    • 1981

    В этой статье представлен подход к эпизодическим структурам с указанием двух типов порождающих правил, которые их определяют. Эпизоды проявляют основную форму с точки зрения пяти структурных императивов. Это…

    Исправление и законодательство в повседневной беседе: как коммуникаторы достигают консенсуса.

    • Г. Х. Моррис, Р. Хоппер
    • Социология

    • 1980

    Коммуникаторы достигают большего консенсуса в отношении правил, поскольку они используют разговор для преодоления проблем. Два вида бесед кажутся особенно полезными для достижения консенсуса: коррекционная беседа, в которой используются правила для исправления прошлого…

    Язык-действие: парадигма коммуникации

    • Томас С. Френтц, Т. Фаррелл
    • Лингвистика

    • 1976

    (1976). Язык-действие: парадигма общения. Ежеквартальный журнал выступлений: Vol. 62, № 4, стр. 333-349.

    Жалобы потребителей и ответ руководства: целостный подход

    • A. J. Resnik, R. Harmon
    • Business

    • 1983

    Предварительное исследование восприятия писем менеджеров и потребителей. Ответы анализировались отдельно, а затем сравнивались, чтобы определить, насколько эффективно…

    Последствия гражданского противостояния в социальных сетях • БЕСПЛАТНАЯ СЕТЬ

    Опубликовано 13 мая 2019 г. | Аналитическая записка

    В статье описаны практики гражданского противостояния, которые можно найти в социальных сетях (на примере украинского сегмента Facebook). Исследование показывает, что такие практики могут использоваться заинтересованными группами для преднамеренного воздействия на целевые аудитории определенными способами и, таким образом, обострения гражданского противостояния или расширения его масштабов. К психологическим последствиям таких практик для общества относятся однообразие, амбивалентность, десенсибилизация и настороженность. Эти эффекты могут использоваться как для отвлечения внимания от определенной проблемы, так и для усиления социальной мобилизации, снижения протестного потенциала или подталкивания больших групп к импульсивным действиям, навязывания противоречивых идей или стимулирования общества к переосмыслению ценностей.

    Гражданское противостояние в Украине

    Учитывая боевые действия, которые идут в Украине, и связанное с этим состояние общества, важно четко определить, что происходит между большими социальными группами.

    Рисунок 1. Континуум конфликтных общественно-политических процессов

    Полезным способом структурировать наше представление об этих процессах может быть использование подхода к социально-политическому конфликту, представленного в Яровом (2019), который предполагает, что континуум конфликтующих социально-политических процессов имеет 4 этапа, как показано на рисунке 1. Далее мы сосредоточиться на втором этапе, который представляет собой гражданское противостояние. Гражданское противостояние определяется как форма внутригруппового противостояния в обществе, характеризующаяся кристаллизацией ценностных конфликтов между противоборствующими сторонами. Он может перерасти в другие формы конфликтного взаимодействия, как показано на рисунке 1. В отличие от социальной напряженности, которая является самой ранней стадией, конфронтация имеет артикулированный образ и идентичность «врага». Однако он не столь глубок, как социальный конфликт, имеющий системные и глубокие корни и существующий в рамках проблем, связанных с ценностями. Она также далека от гражданской войны, так как не включает в себя военной составляющей и не предполагает дегуманизации противника.

    Тем не менее, различия между этапами довольно размыты. В пределах Украины можно наблюдать социальную напряженность между определенными группами (например, госслужащими «старого поколения» и новыми служащими), социальную конфронтацию (например, между сторонниками некоторых кандидатов в президенты) и социальные конфликты (например, между сторонниками русского и Украинские православные церкви). Обострение внутри этого континуума происходит в виде постепенного нарастания противодействия и смены градиента конфликта на более глубокий. Обществу может быть выгодно минимизировать обострение и выявлять конфликты на ранних стадиях. Простой способ выявить конфликты — изучить общение в социальных сетях. В своей диссертации, которая является основой для этого аналитического обзора, я выполняю это упражнение.

    Сообщение о гражданском противостоянии

    Социально-политические конфликты развиваются через коммуникацию, которая является языковой репрезентацией конфликта. Последняя процветает за счет групповой поляризации — превращения разнородных мнений людей во взаимоисключающие противоположные позиции. Для определения конфликтности дискурсов в украинском сегменте социальных медиа необходимо учитывать как особенности современного украинского политического дискурса в целом, так и особенности коммуникации в социальных медиа.

    Маркеры гражданского противостояния в Украине

    Обзор политических конфликтов в Украине позволяет мне определить общие характеристики украинского политического дискурса, которые влияют на рост конфронтации. К ним относятся (1) эксплуатация этнической и гражданской идентичности; (2) влияние внешних (зарубежных) заинтересованных групп; (3) трудности с определением стадии и типа продолжающихся конфликтов и (4) отсутствие активной работы правительства по снижению конфликтных рисков. Эти маркеры учитывались в ходе исследования как определяющие рамки практик гражданского противостояния и в большей или меньшей степени относились к изучаемым случаям.

    Характеристики дискурса в социальных сетях

    В условиях конкурирующих дискурсов коммуникация в социальных сетях должна быть прагматичной и направленной на трансляцию собственной повестки писателей, иначе пользователь, заваленный информацией из разных источников, будет отвлекаться. Более того, это общение должно быть интерактивным и взаимодействовать с аудиторией в режиме реального времени, чтобы повысить его воздействие (Westcott, 2008).

    Общение в социальных сетях зачастую гораздо более интенсивное, чем в реальной жизни. В то время как люди обычно не вступают в дискуссии в социальных сетях для «ведения войн» (Whiting and Williams, 2013), сама среда Интернета характеризуется более слабым уровнем цензуры и самоцензуры, отсутствием ограничений, ограничивающих участников, быстрота реагирования, рассеивание внимания, отсутствие реального контакта, прерывание публичного общения двух людей третьими лицами, анонимность и т. д. Таким образом, общение в социальных сетях менее ограничено негативной реакцией участников, менее продуктивно и в то же время более агрессивно. .

    Психологические практики гражданского противостояния на Facebook

    Психологические практики гражданского противостояния определяются как совокупность устоявшихся в сообществе методов и приемов, позволяющих индивидууму вступать во взаимодействия социальных институтов и изменять собственные психологические состояния и процессы. В процессе воспроизведения таких практик в общении меняются эмоции, установки, стереотипы, ценностные ориентации коммуникатора.

    При исследовании подобных практик в украинских социальных медиа использовалась модель критического анализа дискурса (КДА) Нормана Фэйрклафа (1992), с выделением 6 кейсов, различающихся интенсивностью вербальной конфронтации, интенсивностью борьбы дискурсов в виртуальную среду и распространение дискурсов за пределы виртуальной среды.

    Источником эмпирического материала являются Facebook-аккаунты пользователей, которые принимают активное участие в политической жизни и коммуникации в Украине. Мы выбираем Facebook, во-первых, потому что эта площадка в Украине сильно политизирована и представляет различные взгляды политических коммуникаторов, которые часто отсутствуют на YouTube, Twitter и т. д., а во-вторых, она публикует большие тексты, иногда с сильной визуальной составляющей, что позволяет использовать КДА комплексно.

    Последствия гражданского противостояния

    Монотонность

    Эффект однообразия, или снижение мотивации к контролю деятельности и участию в общественной жизни воспроизводится за счет чрезмерной эксплуатации некоторых дискурсов в обществе.

    Первый случай, в котором присутствует этот эффект, — это история украинского боксера Александра Усика, который принял участие в бою в Москве, столице государства-агрессора по украинскому законодательству. Часть украинской общины встретила это событие с резким осуждением. Спорт и культура традиционно считаются элементами «мягкой силы». Таким образом, они часто используются (или предположительно используются) в политических целях. Однако менее политически мотивированные граждане часто склонны сомневаться в политических идеологиях и ставить на первое место свои личные симпатии к тому или иному лицу. Коммуникация в социальных сетях по этому делу характеризовалась сегрегацией членов сообщества в зависимости от их веры в утверждение « спорт/искусство вне политики », и вызвало многочисленные споры между коммуникаторами. В то время именно эта ситуация заставляла все больше и больше людей высказывать свою усталость от войны (что подсознательно воспринимается как повод для спора). Это приводит к постепенному насаждению идеи о том, что « война — это дело политиков, а народы Украины и России — дружественные », и может усилить позиции пророссийских политиков в Украине. Внедрение этой идеи выгодно России, так как снижает лояльность украинцев к собственному государству и дискредитирует власть.

    Второй случай касается публичных акций протеста украинской оппозиции в 2017-2018 годах, которые никогда не вызывали по-настоящему бурной реакции простых граждан. Дискурсивные инструменты привлечения большего количества людей к протестам (известная фраза « Киев, вставай !», прозвучавшая во время Евромайдана в 2014 году) не сработали, так как общество устало от регулярных протестов 2016-2017 годов по любому поводу, каждый из них помечен организаторами как « Третий Майдан ». Однообразие «заполнило» публичный дискурс ненужной информацией, люди устали от протестов и манипуляций, а протесты стали маргинальными. Таким образом, 9Эффект 0317 однообразия может быть использован для отвлечения внимания, снижения протестного потенциала или формирования социальной «усталости» (резкое снижение способности и мотивации к выполнению социальных ролей и функций или отстаиванию должности). Выход из этого состояния возможен при изменении ритма подачи информации и смещении ее фокусов, что приведет к новым реакциям и раскрутит дискурс, вновь сделав его актуальным.

    Амбивалентность

    Амбивалентность , или двойственность отношения одного и того же человека к одному и тому же предмету/явлению вместо монотонности приводит к производству общественной тревожности и нервозности. Оно было выявлено по делу о «дерусификации», когда один видный украинский чиновник заклеймил советских и досоветских поэтов и писателей (В.Высоцкий, В.Цой, М.Булгаков) как « щупалец Русского Мира » ( то есть Пакс Россия).

    Дискуссии по этому делу не только обострили противоречия между участниками, но и привели к расширению гражданского противостояния. Если в предыдущем случае с боксером разжигание вражды на бытовом уровне не удалось, так как вопросы весьма неважны, то в случае с известными поэтами и певцами разжигание затрагивает глубоко укоренившиеся представления и ностальгию коммуникаторов и гораздо эффективнее. При нарастании враждебности между коммуникаторами противоборствующих сторон это приводит к дезорганизации мыслей колеблющихся людей (например, те, кто тепло относится к советской культуре и субкультуре, несмотря на поддержку Украины в ее войне с Россией ). В результате коммуникаторы склонны больше нервничать при принятии решений и совершении действий (физических или дискурсивных). Таким образом, эффект амбивалентности может быть использован для того, чтобы подтолкнуть людей к совершению импульсивных действий и уменьшить их рациональное мышление. Уменьшить его негативные последствия можно путем вовлечения общества в диалог, выдвижения компромиссных предложений и соблюдения принципов взаимного уважения в процессе общения.

    Десенсибилизация

    Эффект десенсибилизации , или снижения эмоциональной реактивности общества на насильственные действия, возникает в результате практик дискурсивной дискредитации и определения границ дозволенного и связан прежде всего с утратой коммуникаторами чувственности. Это было выявлено в случае с нападениями на ромов в Украине , которые широко критиковались на официальном уровне, но считались вполне нормальными большим количеством «обычных людей» в социальных сетях . Оправдание насилия и отсутствие массового осуждения агрессивных действий повышают порог чувственности в обществе, что приводит к терпимости к насилию в отношении определенных групп (в данном случае – этнических групп).

    Терпимость к насилию может быть распространена и на другие группы (например, на политических оппонентов). Если этот эффект внедрять постепенно, то негативные последствия могут быть незаметны, пока не станет слишком поздно. Минимизация негативного воздействия возможна через раскрытие информации о таких практиках, привлечение к ним внимания и артикулирование важности сохранения общечеловеческих ценностей.

    Бдительность

    Эффект настороженности, или состояния высокой осведомленности и готовности к конфронтации возникает в результате реакции коммуникаторов на действия своих оппонентов. Это прослеживалось в делах «Еврономера» (массовый ввоз в Украину нерастаможенных автомобилей с европейскими номерами) и «Ночь на Банковой» [улица, где находится Офис президента] (требования гражданских активистов о расследовании о якобы политическом убийстве). Первый случай демонстрирует самоорганизованную аполитичную платформу владельцев таких автомобилей, которым без поддержки какого-либо узнаваемого политика удалось эффективно защитить свои экономические интересы путем донесения своей идеи до широких масс. Второй случай свидетельствует о том, что благодаря использованию гражданскими активистами умеренных и ненасильственных методов коммуникации и действия, а также высокому авторитету и узнаваемости коммуникаторов их идеи привлекательны: общественность их принимает, а власть демонстрирует готовность к реализации. диалог. Это работает гораздо лучше, чем подталкивание людей к радикальным действиям, как в случае с однообразием уличных протестов. В обоих случаях, описанных выше в контексте бдительности, имеет место преобразование меньшинства, где дискурсивное воздействие самоорганизованной группы распространяется на более широкую общественность . Благодаря переоценке ценностей этот эффект потенциально может быть использован заинтересованными группами для достижения своих политических целей и мобилизации групп сторонников.

    Заключение

    Вышеописанные эффекты могут быть использованы для отвлечения внимания общественности, изменения (повышения или снижения) уровня протестного потенциала, подталкивания людей к импульсивным действиям, навязывания противоречивых идей или стимулирования общества к переосмыслению ценностей – как в положительную или отрицательным образом. Эти эффекты могут быть использованы заинтересованными группами для составления повестки дня и установления господства собственного дискурса в публичной сфере.

    Таким образом, действия, которые должны быть предприняты лицами, принимающими решения в правительстве, которые хотят справиться с негативными последствиями таких воздействий, включают: (1) участие в диалоге с обществом, (2) реагирование на мобилизацию больших групп людей политическими действиями. , (3) привлечение внимания к важности прав человека (и фактически проведение этой политики на государственном уровне, а не только ее декларирование). Одним из основных направлений деятельности здесь является мониторинг, направленный на своевременное выявление опасных тенденций и надлежащее ведение коммуникации.

    Дальнейшие исследования в этом направлении могут быть направлены на оценку воздействия психологических воздействий на различные целевые группы общества в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

    Ссылки

    • Fairclough, Norman, 1992. «Дискурс и социальные изменения», Cambridge Polit Press, 272 стр.
    • Яровый Дмитрий, 2019. Психологические практики гражданского противостояния в социальных сетях. Диссертация, Институт социальной и политической психологии Национальной академии педагогических наук Украины, Киев.
    • Уэсткотт, Николас, 2008 г. «Цифровая дипломатия: влияние Интернета на международные отношения», Research Report of Oxford Internet Institute , 16, 20 страниц.
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *