Социальная сфера общества определяет отношения между: Социальная сфера общества определяет отношения между: 1.членами общества и политическими партиями 2. Собственниками…

Обществознание а Определите правильный


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

_____________________________________________________
а) Определите правильный вариант:
1. Понятие «общество» не включает в себя положение:

а) Часть материального мира

б) Система

в) Природная среда

г) Формы объединения людей

2. Определением — «исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства» – характеризуется:

а) Стадия в развитии человеческой цивилизации

б) Политический режим

в) Общественно-экономическая формация

г) Модель экономического развития

3. Ключевой (главный) элемент общественно-экономической формации:

а) Способ производства материальных благ

б) Инфраструктура политических институтов и учреждений

в) Гражданское общество

г) Основополагающие культурные (духовные) ценности

4. После рабовладельческой общественно-экономической формации следует формация:

а) Первобытнообщинная

б) Капиталистическая

в) Феодальная

г) Индустриальная

5. Цивилизация – это:

а) Определенная религия и мировоззрение

б) Инфраструктура социальных институтов и учреждений

в) Историческая ступень развития общества, с присущей ей уровнем культуры

г) Географическое и геополитическое положение страны

6. Постоянные качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания составляют содержательный смысл такого понятия, как:

а) Реформа

б) Эволюция

в) Модернизация

г) Революция

7. В качестве понятия, противоположного понятию «общественный прогресс», может быть использовано понятие:

а) Социальная революция

б) Общественная деградация

в) Общественный застой

г) Социальная стабильность

8. С каким из перечисленных ниже понятий не связан термин «прогресс»?

а) Экономика

б) Наука

в) Социальная сфера

г) Религия

9. Революция, в результате которой функцию рук человека заменил станок:

а) Технологическая

б) Промышленная

в) Информационная

г) Революция менеджеров

10. Системные преобразования различных сторон общественной жизни, осуществляемые властью:

а) Революция

б) Эволюция

в) Реформы

г) Перестройка

11. Скачок в развитии производительных сил, заключающийся в переходе от мануфактуры к промышленному производству – это:

а) Научно-техническая революция

б) Научно-технический прогресс

в) Индустриализация

г) Промышленный переворот

12. Самый древний способ добывания средств к существованию:

а) Подсечно-огневое земледелие

б) Огородничество

в) Скотоводство

г) Охота и собирательство

13. Хозяйство, когда каждая семья сама производит все, что ей необходимо для жизни:

а) Товарное

б) Потребительское

в) Натуральное

г) Кустарное

14. Суждения: 1) Традиционное общество отличают уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективистских начал над частными; 2) В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость:

а) Оба верны

б) Оба неверны

в) Верно только первое

г) Верно только второе

15. Создание сети ирригационных сооружений в Древнем Египте служит примером взаимосвязи:

а) Цивилизации и религии

б) Общества и природы

в) Средств производства и отношений собственности

г) Экономики и политики

16. Примером влияния природных факторов на развитие общества является:

а) Развитие мореходства у народов, живущих на островах

б) Распад Османской империи

в) Строительство пирамид в Древнем Египте

г) Обмеление морей в результате изменения климата

17. Черта, присущая индустриальному обществу:

а) Широкое использование внеэкономического принуждения к труду

б) Слабость и неразвитость демократических институтов и ценностей

в) Преобладание коллективного сознания над индивидуальным

г) Смешанная экономика, построенная на господстве частной формы собственности и свободе предпринимательской деятельности

18. Какое из перечисленных ниже великих открытий, не связано с переходом к индустриальному обществу?

а) Печатный станок

б) Паровая машина

в) Атомная энергия

г) Конвейерная линия

19.

Все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты в совокупности можно назвать:

а) Культурой

б) Экономикой

в) Наукой

г) Историей

20. Производительные силы – это:

а) Экономические отношения между людьми в процессе производства материальных и нематериальных благ

б) Экономические отношения между людьми в процессе распределения и потребления материальных и нематериальных благ

в) Совокупность средств производства (орудий и предметов трудовой деятельности)

г) Совокупность средств производства, а также людей, занятых в этой сфере

21. «Культура» и «цивилизация»:

а) Понятия, которые никак не связанные между собой

б) Понятия, которые тождественные друг другу, т.е. являются синонимами

в) Первое определяет сущность второго

г) Второе относится к первому как часть к целому

22. Самый ранний в истории человечества социальный институт:

а) Государство

б) Право

в) Семья

г) Церковь

23. Наиболее развитая историко-культурная общность людей:

а) Род

б) Племя

в) Нация

г) Народность

24. Расширение доли городского население и распространение городского образа жизни — это:

а) Индустриализация

б) Урбанизация

в) Демографический взрыв

г) Модернизация

25. Понятие, близкое по своему содержанию понятию «национальный менталитет»:

а) Массовая поп-культура

б) Локальная цивилизация

в) Национальный характер

г) Общественный строй

26. Политическая сфера жизни общества находит свое проявление:

а) В расширении частного сектора в экономике

б) В создании и деятельности политических партий

в) В строительстве религиозных храмов и монастырей

г) В реставрации архитектурных памятников

27. Что из перечисленного ниже напрямую относится к социальной сфере?

а) Строительство трубопровода «Северный поток»

б) Организация всероссийского конкурса «Минута славы» на ТВ

в) Расширение гражданских прав и свобод

г) Поддержка государством социально уязвимых слоев населения

28. Сфера духовного бытия общества, выполняющая нормативно-регулятивную функцию:

Каталог: fr
fr -> Тематика курсовых работ 20 Примерная тематика тестов 21 тематический план изучеия дисциплины 24 приложения 27 Приложение 1 27
fr -> Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
fr -> Методические рекомендации для студентов по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья»

fr -> Виды коммуникаций
fr -> Бернард Вербер Древо возможного и другие истории
fr -> Ранняя диагностика и коррекция
fr -> Памятка для руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам, при приеме детей, прибывающих с территории Украины
fr -> Проблемы молодой семьи в трансформирующимся обществе Понятие «трансгрессивность»
fr -> Конфликты в современной семье: причины, анализ
fr -> Сильвэн ренер «трагедия мэрилин монро»


Скачать 286,26 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

1. Социальная сфера общества определяет отношения:

а) Между членами общества и государством

б) Собственниками и государством

в) Различными группами населения

г) Между людьми и природой

2. Разветвленная сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы определяется как:

а) Социальный институт

б) Социальная дифференциация

в) Социальная коммуникация

г) Социальная структура

3. Социальная стратификация как базовая характеристика любого общества представляет собой:

а) Институционализацию социального господства, т. е. закрепление привилегий одних, за счет других

б) Процесс, посредством которого индивиды и группы располагаются по рангам в более или менее длинную иерархию статусов

в) Объективно существующее неравенство между людьми, связанное с различиями в тех ролях и функциях, которые они играют в общественном воспроизводстве

4. Фактор, который не входит в систему общественного воспроизводства неравенства:

а) Профессионализм и компетентность

б) Объем и доступ к власти

в) Деньги и богатство

г) Красота и личное обаяние

5. Какой критерий дифференциации лежит в основе социальных общностей, обусловленных общественным разделением труда?

а) Классовый

б) Социально-профессиональный

в) Демографический

г) Территориальный

6.

Основной классообразующий признак, согласно марксизму:

а) Отношение людей к средствам производства

б) Доступ и объем власти

в) Размер заработной платы

г) Манера и образ жизни

7. Социальные перемещения, отражающие динамику стратификации любого общества, предстают в виде:

а) Социальных перемещений из одной страты в другую

б) Эмиграций

в) Сезонных трудовых миграций

г) Перемещений, связанных со сменой места жительства

8. Является проявлением восходящей вертикальной социальной мобильности:

а) Переезд из деревни в город

б) Присвоение очередного воинского звания

в) Квалифицированный рабочий назначен бригадиром

г) Девушка из простой семьи вышла замуж за миллионера

9. Динамику социальной структуры современной России определяют понятия:

а) Статичность и устойчивость

б) Мобильность и транзитность

в) Конфронтация и борьба классов

г) Социальная однородность и равенство

10. Группы людей, которые не вписываются в существующие в данном обществе социальные структуры и традиции, и выталкиваются как бы на их «обочину», на «периферию» определяются как:

а) Неформалы

б) Мигранты

в) Бомжи

г) Маргиналы

11. Понятие «класс для себя» означает:

а) Что появилась общность людей, занимающих в социальной иерархии идентичное (или сходное) положение

б) Что в среде этой общности еще не завершился процесс социальной самоидентификации, и не возникло чувство-понятие «мы»

в) Что зародилась и набирает силу тенденция к групповой интеграции – создания разного рода профессиональных ассоциаций и союзов

г) Что возникли и эффективно действуют общенациональные организации, имеющие целью представлять интересы данной общности как «видового» целого в политико-властных структурах

а) Высшие должностные лица в государстве

б) Мелкие и средние предприниматели

в) Неквалифицированные рабочие

г) Криминальные авторитеты

13. Деклассированные слои в обществе:

а) Чернорабочие

б) Уголовные элементы

в) Мигранты

г) Пенсионеры

14. Молодежь – общность:

а) Корпоративная

б) Классовая

в) Профессиональная

г) Демографическая

15. Как соотносятся между собой понятия «этнос» и «народность»?

а) Они никак не связаны друг с другом

б) Являются понятиями одного смыслового ряда, т.е. синонимами

в) Этнос представляет собой разновидность народности

г) Народность – разновидность этноса

16. Признак, присущий понятию «нация»:

а) Единая для всех религия

б) Собственная армия

в) Территориальная и языковая общность

г) Суверенная государственность

17. Социальная масса неоднородна во многих отношениях. Но в одних странах она распадается на структурно оформленные группы, а в других нет. Связано ли данное явление с политикой?

а) Да. Связь самая прямая и непосредственная. В первом случае – это реализация права на групповую организацию, во втором – его отрицание

б) Нет. Решающее значение имеет уровень экономического развития и характер общественного разделения труда

18. Относится к «видовым» характеристикам человека:

а) Существо биологическое

б) Живет в среде себе подобных

в) Производит орудия труда с помощью других орудий

г) Обладает врожденными инстинктами самосохранения

19. Человека как личность в наиболее концентрированном виде характеризует:

а) Неординарная внешность

б) Этническая принадлежность

в) Социальный статус

г) Манера поведения

20. Человек одновременно существо и экономическое, и социальное, и политическое. В роли последнего (существа политического) он предстает:

а) Как потребитель материальных благ

б) Представитель профессиональной общности

в) Партийный активист

г) Атеист

21. Понятие, характеризующее правовой статус человека в условиях демократии:

а) Подданный

б) Гражданин

в) Физическое лицо

г) Правообладатель

22. Социальный престиж – это:

а) Положение человека в обществе с определенными правами и обязанностями

б) Оценка, которую общество дает статусу личности или должности

в) Определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих

г) Существенные и относительно устойчивые характеристики человека как творческой личности

23. Социализации личности – это процесс:

а) Обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу

б) Занятия физической культурой и спортом

в) Активного участия в трудовой деятельности

г) Потребления материальных и нематериальных благ

24. Из перечисленных ниже терминов лучше всего раскрывать суть процесса социализации понятие:

а) Обучение

б) Освоение

в) Просвещение

г) Образование

25. Если представить человека как сверхсложную кибернетическую систему, то из чего состоит политическая социализация личности на «вводе» в эту систему?

а) Приобретения и накопления политических знаний

б) Формирования политических убеждений

в) Осмысления и выработки политических интересов

г) Артикуляции политических потребностей и ожиданий

26. «Золотое правило» нравственности предполагает поведения, основанное на принципе:

а) «Раньше думай о Родине, а потом о себе», т.е. действуй, руководствуясь не личными, а общественными интересами

б) Поступай по отношению к другому человеку так, как он поступает по отношению к тебе

в) Не делай другому ничего такого, чего не желаешь себе

г) Живи сам – давай жить другим

27.Установленные в обществе правила, образцы ожидаемого поведения людей:

а) Социальные статусы

б) Социальные нормы

в) Социальные позиции

г) Социальные ранги

28. Предписания того, как надо правильно вести себя в обществе, характеризуют социальный контроль на уровне:

а) Норм-запретов

б) Норм-разрешений

в) Санкций-поощрений

г) Санкций-наказаний

29. Пример девиантного(отклоняющегося) поведения:

а) Религиозность

б) Алкоголизм

в) Посредственная учеба в Вузе

г) Посещение стриптиз — клуба

30. Девиантное поведение всегда:

а) Наносит ущерб обществу

б) Причиняет вред личности

в) Нарушает нормы права

г) Не соответствует социальным нормам

31. Наиболее концентрированным выражением защитной функции государства в социальной сфере является обеспечение всем членам общества:

а) Возможности трудоустройства

б) Достойного прожиточного минимума

в) Равной оплаты за равный труд

г) Гарантированного минимума заработной платы

32. Что из перечисленного ниже характеризует консервативную социальную политику?

а) Активное вмешательство государства в процессы регулирования социальной сферы (образования, здравоохранения, социального обеспечения и т. д.)

б) Разработка и реализация крупномасштабных государственных социальных проектов и программ

в) Установка на то, что каждый работающий должен обеспечивать себя, свою семью и свою старость сам

г) Регулирование потребительского спроса, динамическая политика в области доходов

33. На уровне массового сознания власть в России воспринимается чаще всего:

а) Как институциональная власть, т.е. как система властных институтов и учреждений

б) Как персонифицированная власть, т.е. власть конкретных должностных лиц

в) Как опекунская власть, т.е. такая, которая обязана «кормить и одевать народ»

г) Как народная власть, т.е. власть, которая служит обществу, а не правит им

Тематический блок №3

Индивидуальное и групповое политическое лидерство

Для успешного выполнения контрольных мероприятий по этой теме следует знать ответы на следующие вопросы:

  1. Объективная необходимость и сущность лидерства как центрального элемента структурализации групповой деятельности и фокуса группового процесса

  2. Дефиниции и трактовки лидерства в теории личностных черт, а также в рамках поведенческого и ситуационного подходов к лидерству

  3. Авторитарное и демократическое лидерство как противоположности с точки зрения восприятия подчиненных и привычной манеры поведения к ним

  4. Отличительные признаки и системообразующие функции индивидуального политического лидерства как лидерства дистанционного, многоролевого и корпоративного

  5. Основные типы политических лидеров и их «видовые» характеристики. Особенности лидерства традиционного, харизматического и бюрократического

  6. Феномен политической элиты и современные подходы к анализу элитарности общества. Социально-правовой статус и функции правящей и оппозиционной политической элиты

  7. «Закрытая» и « открытая» политические элиты и механизмы их воспроизводства и рекрутирования. Взаимоотношения старой и новой элит на крутых поворотах истории

  8. Специфика формирования и основные источники рекрутирования новой политической элиты в современной России. Отечественный рынок политических лидеров и кадровая политика

Для успешного выполнения контрольных мероприятий по этой теме следует прочитать в качестве обязательной и дополнительной литературы:

  1. Муштук О.З. Политология. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Московская финансово-промышленная академия. 2011. — Раздел 3. С.71-96

  2. Хейвуд Э. Политология. Учебник для студентов вузов /Пер. с англ. Под ред. Г.Г.Водолазова, В.Ю. Бельского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – Часть3. Глава 9. С.239-248

  3. Круглов М.Б. Технология властиМ.: ИКК «Дека», 1997 – Глава 4. с.46-81

  4. Крыштановская О. Анатомия российской элиты. – М.: Захаров, 2005. Глава 1, С.24-98

  5. Политология. Лексикон. Под редакцией А.И.Соловьева. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. Статья: Политические элиты и политическое лидерство, С. 503-514.

  6. Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. Пер. с англ. Е.Симоновой. – М.: «Автор», 1993.

Задание 1. Определите, поместив в незаполненные ячейки необходимые термины и понятия:

а) Парные противоположности лидеров:

Революционер

Демократ

Романтик

Идеолог

Радикал

б) Слова, раскрывающие значение слова «лидер»:

в) Какие приводимые ниже черты рекрутирования политической элиты принадлежат системе гильдий (А), а какие антрепренерской системе (Б)?

Основные черты

А

Б

1) Отсутствие конкурентной борьбы

2) Широкий круг селектората (тех, кто осуществляет функцию отбора)

3) Непотизм (доминирование родственных связей)

4) Тенденция к воспроизводству существующего типа лидерства

5) Открытость

6) Небольшое число институциональных фильтров (требований для занятия должностей)

Задание 2. Допишите, вставив в конце предложения пропущенные имя существительное (или имя существительное и прилагательное):

1. Обязательное условие лидерства в конкретных формальных или неформальных организациях самых различных уровней и масштабов (от государства до общественных групп и движений) – это обладание ______________________________________________

2. Умение поспевать за изменениями и даже опережать их, согласовывать корпоративные и личные интересы с интересами избирателей, на ходу корректировать свои взгляды и представления, быстрая реакция на действия оппонентов – все эти качества лежат в основе личностных черт политика, определяемых как адаптационная_________________________________________________________________

Коллекция электронных книг UC Press, 1982–2004 гг.: форма поиска

 Дом  Поиск Просмотреть
 
 Книжная сумка  О нас Справка

Ключевое слово SearchAdvanced Search

Поисковые книги для:

Советы по поиску

Точная фраза: «Несоседание в Америке»

966967. 700677777777776 гг. 20052004200320022001200019991998199719961995199419931992199119

91988198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970196919681967196619651964196319621961196019591958195719561955195419531952195119501949194819471946194519441943194219411940  to  20052004200320022001200019991998199719961995199419931992199119

91988198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970196919681967196619651964196319621961196019591958195719561955195419531952195119501949194819471946194519441943194219411940

Show all books public access books   [?]


Гражданство и участие

Что такое гражданство?

Традиции и подходы к гражданству различаются на протяжении всей истории и по всему миру в зависимости от страны, истории, общества, культуры и идеологии, что приводит к различным пониманиям концепции гражданства.

Происхождение гражданства можно проследить до Древней Греции, когда «граждане» были теми, кто имел законное право участвовать в делах государства. Однако далеко не все были гражданами: рабы, крестьяне, женщины или постоянно проживающие иностранцы были простыми подданными. Для тех, кто имел привилегированный статус граждан, идея «гражданской добродетели» или «хорошего» гражданина была важной частью концепции, поскольку участие считалось не только правом, но и, прежде всего, обязанность. Гражданин, не выполнявший свои обязанности, считался социально разрушительным.

Это понятие гражданства отражено и в сегодняшнем наиболее распространенном понимании гражданства, которое относится к правовым отношениям между человеком и государством. Большинство людей в мире являются законными гражданами того или иного национального государства, и это дает им определенные привилегии или права. Быть гражданином также налагает определенные обязанности с точки зрения того, что государство ожидает от лиц, находящихся под его юрисдикцией. Таким образом, граждане выполняют определенные обязательства перед своим государством, а взамен могут рассчитывать на защиту своих жизненно важных интересов.

Однако концепция гражданства имеет гораздо больше значений, чем юридическое гражданство. В настоящее время «гражданство» представляет собой гораздо больше, чем юридическая конструкция, и связано, среди прочего, с личным чувством принадлежности, например, чувством принадлежности к сообществу, которое вы можете формировать и на которое вы можете напрямую влиять.

Такое сообщество можно определить с помощью множества элементов, например, общего морального кодекса, идентичного набора прав и обязанностей, лояльности к общей цивилизации или чувства идентичности. В географическом смысле «сообщество» обычно определяется на двух основных уровнях, различая местное сообщество, в котором живет человек, и государство, к которому человек принадлежит.

В отношениях между личностью и обществом можно выделить четыре измерения, которые соотносятся с четырьмя подсистемами, которые можно распознать в обществе и которые необходимы для его существования: политико-правовое измерение, социальное измерение, культурное измерение. и экономический аспект. 1

Политическое измерение гражданства относится к политическим правам и обязанностям по отношению к политической системе. Развитие этого измерения должно происходить через знание политической системы и поощрение демократических взглядов и навыков участия.

социальное измерение гражданственности связано с поведением между людьми в обществе и требует определенной степени лояльности и солидарности. Социальные навыки и знание социальных отношений в обществе необходимы для развития этого измерения.

культурное измерение гражданственности относится к осознанию общего культурного наследия. Это культурное измерение следует развивать посредством знания культурного наследия, истории и базовых навыков (языковая компетенция, чтение и письмо).

экономическое измерение гражданства касается отношений между человеком и рынком труда и потребительским рынком. Оно подразумевает право на труд и на прожиточный минимум. Экономические навыки (для работы и других видов экономической деятельности) и профессиональная подготовка играют ключевую роль в выполнении этого экономического аспекта.

Эти четыре аспекта гражданства достигаются через процессы социализации, которые происходят в школе, в семьях, общественных организациях, политических партиях, а также через ассоциации, средства массовой информации, соседство и группы сверстников.
Как и в случае с четырьмя ножками стула, каждый человек должен иметь возможность использовать четыре измерения сбалансированным и равным образом, иначе полное гражданство будет несбалансированным.

Вопрос: Какие чувства принадлежности вы признаете в себе?

Когда мы являемся частью сообщества, мы можем влиять на него, участвовать в его развитии и способствовать его благополучию. Поэтому под гражданством понимается и практика – практика активной роли в нашем обществе. Такое участие может быть в нашем районе, в формальной или неформальной социальной группе, в нашей стране или во всем мире. понятие активное гражданство подразумевает работу над улучшением своего сообщества посредством участия в улучшении жизни всех членов сообщества. Демократическое гражданство — тесно связанная концепция, которая подчеркивает веру в то, что гражданство должно основываться на демократических принципах и ценностях, таких как плюрализм, уважение человеческого достоинства и верховенство закона.

Вопрос: Считаете ли Вы себя активным гражданином?

Гражданство, участие и права человека

Статья 15 Всеобщей декларации прав человека признает право на гражданство, право изменить свое гражданство и право не быть лишенным гражданства. Право на гражданство подтверждено во многих других международных документах, включая Европейскую конвенцию о гражданстве Совета Европы (1997 г.). В контексте международных норм «национальность» и «гражданство» обычно используются как синонимы. Это относится и к Конвенции, как подчеркивается в ее пояснительном докладе 9. 0116 4 : гражданство «…относится к конкретным правовым отношениям между физическим лицом и государством, которые признаются этим государством. …в отношении действия Конвенции термины «национальность» и «гражданство» являются синонимами».

Право на гражданство чрезвычайно важно, поскольку оно влияет на повседневную жизнь людей в каждой стране. Быть признанным гражданином страны имеет много юридических преимуществ, которые могут включать, в зависимости от страны, право голоса, право занимать государственные должности, право на социальное обеспечение, медицинское обслуживание, государственное образование, право на постоянное проживание, владение землей. , или заняться трудоустройством, среди прочего.
Хотя каждая страна может определять, кто является ее гражданами и гражданами, а также какими правами и обязанностями они обладают, международные документы по правам человека налагают некоторые ограничения на государственный суверенитет в отношении регулирования гражданства. В частности, универсальный принцип недискриминации прав человека и принцип, согласно которому следует избегать безгражданства, ограничивают свободу действий государства в отношении гражданства.

Участие в политической и культурной жизни является основным правом человека, признанным в ряде международных договоров по правам человека, начиная со Всеобщей декларации прав человека, которая предусматривает право на участие в государственных и свободных выборах, право на участие в культурной жизни общества, право на мирные собрания и ассоциации, а также право на вступление в профсоюзы. Участие также является основным принципом прав человека, а также условием эффективной демократической гражданственности для всех людей.

Участие является одним из руководящих принципов Конвенции о правах ребенка. В этом договоре говорится, что дети (все люди моложе восемнадцати лет) имеют право на то, чтобы их голос был услышан, когда взрослые принимают затрагивающие их решения, и их взглядам следует уделять должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. Они имеют право свободно выражать свое мнение, а также получать и обмениваться информацией. Конвенция признает потенциал детей влиять на принятие важных для них решений, делиться мнениями и, таким образом, участвовать в качестве граждан и участников перемен.

Без полного спектра прав человека доступ к участию становится трудным, если не невозможным. Слабое здоровье, низкий уровень образования, ограничения свободы слова, бедность и т. д. — все это влияет на нашу способность принимать участие в процессах и структурах, затрагивающих нас и наши права. Точно так же без участия многие права человека труднодоступны. Это участие, благодаря которому мы можем построить общество, основанное на правах человека, развить социальную сплоченность, сделать так, чтобы наш голос был услышан, чтобы влиять на лиц, принимающих решения, добиваться перемен и, в конечном итоге, быть субъектом, а не объектом нашей собственной жизни.

Вопрос: Какие формы участия или участия, кроме голосования на выборах, возможны для рядового гражданина?

Осуществление гражданства

Много дискуссий о гражданстве сосредоточено на проблеме повышения вовлеченности и участия граждан в процессах демократического общества. Все больше осознается, что периодического голосования граждан недостаточно ни с точки зрения обеспечения полной подотчетности тех, кто находится у власти в промежуточный период, ни с точки зрения поощрения чувства расширения прав и возможностей среди простых граждан. Кроме того, низкая явка избирателей свидетельствует об уровне политической апатии среди населения, что серьезно подрывает эффективное функционирование демократии.

Второй блок вопросов касается лиц, которые по той или иной причине не пользуются всеми преимуществами гражданства. Одним из аспектов этого является результат продолжающихся моделей дискриминации в обществе: группы меньшинств могут очень часто иметь официальное гражданство страны, в которой они живут, но все же могут быть лишены возможности полноценного участия в жизни этого общества.

Второй аспект проблемы является следствием растущей глобализации, включая новые модели работы и миграции, что приводит к тому, что значительное число людей во всем мире проживает за границей, но не может подать заявление на официальное гражданство. К таким людям могут относиться рабочие-иммигранты, беженцы, временно проживающие или даже те, кто решил обосноваться в другой стране на постоянное жительство.

Вопрос: Должны ли рабочие-иммигранты иметь право на некоторые преимущества гражданства, если не на формальное гражданство?

Третьим аспектом является проблема безгражданства. Хотя право на гражданство является правом человека, гарантированным международным правом в области прав человека, миллионы людей во всем мире не являются гражданами какой-либо страны. По оценкам УВКБ ООН, агентства ООН по делам беженцев, на конец 2010 года насчитывалось 12 миллионов лиц без гражданства. Безгражданство часто является результатом распада таких стран, как Советский Союз или Югославия, но лица без гражданства могут также включать перемещенные лица, изгнанные мигранты и лица, чье рождение не было зарегистрировано властями.

Формы участия

Участие граждан в управлении государством считается краеугольным камнем демократии и может осуществляться с помощью различных механизмов и форм и на различных уровнях. Было разработано несколько моделей участия, самой ранней и, вероятно, самой известной из них была лестница участия Шерри Арнштейн (1969).

Арнстейн выделил восемь уровней участия, каждый из которых соответствует одной ступени лестницы, от минимального участия или полного отсутствия участия граждан на одном конце до формы, полностью управляемой гражданами, на другом. Чем выше вы находитесь на лестнице, тем больше у вас власти в определении результата. Две нижние ступени — манипуляция и терапия — не предполагают участия, и их следует избегать. Следующие три шага — информирование, консультация и умиротворение — носят символический характер; они позволяют гражданам иметь право голоса и быть услышанными, но их взгляды могут не учитываться должным образом власть имущими. Последние три шага – партнерство, делегированная власть и гражданский контроль – представляют собой реальную гражданскую власть и наиболее полную форму участия граждан.

Права и реальность

Общины рома регулярно подвергаются дискриминации во многих частях Европы. В некоторых случаях цыганам отказывают в гражданстве стран, в которых они живут. Когда в 1990-х годах распались Чехословакия и Югославия, некоторые рома остались без гражданства, потому что государства-правопреемники считали их принадлежащими другим странам и ввели законы, лишавшие их гражданства. Кроме того, родители-рома, не имеющие гражданства или мигрировавшие в другую страну, часто не регистрируют своих детей, даже несмотря на то, что такие дети имеют право на получение гражданства в соответствии с международным правом. Как следствие, такие дети не могут получить доступ к некоторым из своих основных прав, таких как здравоохранение или образование. Другие общины, ведущие кочевой образ жизни, например Путешественники в Великобритании, могут столкнуться с аналогичными проблемами.
Даже когда цыгане официально признаются гражданами, они могут быть лишены права полноценного участия в жизни своих сообществ и на практике обращаться с ними как с гражданами второго сорта из-за широко распространенной дискриминации и предубеждений.

Модель Арнштейна была усовершенствована Роджером Хартом и адаптирована к проблеме участия детей и молодежи. Харт заявил, что участие является основным правом гражданства 7 , потому что это способ узнать, что значит быть гражданином и как им быть. Участие молодежи также можно рассматривать как форму партнерства молодежи и взрослых. Существуют различные степени, в которых молодежь может быть вовлечена или взять на себя ответственность, в зависимости от местной ситуации, ресурсов, потребностей и уровня опыта. Лестница участия Харта иллюстрирует различные степени участия детей и молодежи в проектах, организациях или сообществах. Вот восемь уровней вовлечения молодежи:

Звонок 8: Совместное принятие решений
Проекты или идеи инициируются молодыми людьми, которые приглашают взрослых принять участие в процессе принятия решений
в качестве партнеров.

Ступень 7: Молодежь возглавляет и инициирует
Проекты или идеи инициируются и направляются молодыми людьми; взрослых можно пригласить для оказания необходимой поддержки, но проект можно осуществить и без их вмешательства.

Ступень 6: Инициатива взрослых, общие решения с молодежью
Проекты инициируются взрослыми, но молодые люди приглашаются к участию в принятии решений и ответственности как равные партнеры.

Ступень 5: Консультации и информирование молодых людей
Проекты инициируются и осуществляются взрослыми, но молодые люди дают советы и предложения и информируются о том, как эти предложения влияют на окончательные решения или результаты.

Ступень 4: Молодые люди назначены, но проинформированы
Проекты инициируются и осуществляются взрослыми; молодым людям предлагается взять на себя определенные роли или задачи в рамках проекта, но они осознают, какое влияние они имеют в действительности.

Ступень 3: Токенизм
Молодым людям отведены определенные роли в проектах, но они не имеют реального влияния на какие-либо решения. Создается ложная видимость (преднамеренно или непреднамеренно) участия молодых людей, когда на самом деле у них нет выбора, что и как делать.

Ступень 2: Украшение
В проекте требуются молодые люди, которые будут представлять молодежь как неимущую группу. У них нет значимой роли (кроме того, что они присутствуют) и, как и в случае с украшениями, они размещаются на видном месте в рамках проекта или организации, чтобы их было легко заметить посторонним.


Есть много способов, которыми молодые люди играют активную роль в качестве граждан своего общества. В 2011 году был проведен опрос молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет, проживающих в странах-членах ЕС, с целью выяснить, насколько молодые граждане ЕС участвуют в жизни общества. Основное внимание уделялось их участию в организациях (например, спортивных клубах, добровольных организациях), политических выборах, волонтерской деятельности и проектах, способствующих сотрудничеству с молодежью в других странах. Ступень 1: Манипуляция
Молодых людей приглашают принять участие в проекте, но они не имеют реального влияния на решения и результаты. На самом деле их присутствие используется для достижения некоторых других целей, таких как победа на местных выборах, создание лучшего имиджа учреждения или получение дополнительных средств от учреждений, поддерживающих участие молодежи.

Результаты включали следующее:

  • Во всех странах меньшинство молодых людей заявило, что они участвовали в мероприятиях, направленных на укрепление сотрудничества с молодежью из других стран; этот показатель колебался от 4% в Италии до 16% в Австрии.
  • Около четверти молодых людей были вовлечены в организованную волонтерскую деятельность в 2010 году. Самые высокие показатели были отмечены в Словении, Дании, Ирландии и Нидерландах (36%-40%).
  • Среди молодых людей, которые были достаточно взрослыми, чтобы голосовать, примерно 8 из 10 сказали, что они голосовали на политических выборах на местном, региональном, национальном уровне или уровне ЕС в предыдущие три года. Это варьировалось от 67% в Люксембурге до 93% в Бельгии (где голосование является обязательным).
  • Примерно треть молодых людей в ЕС в 2010 году занималась спортом в спортивных клубах. Около шестой был вовлечен в молодежную организацию, а каждый седьмой участвовал в деятельности культурной организации. 8

Вопрос: Как сделать так, чтобы ваш голос был услышан в вашей молодежной группе, организации или школе?

Участие молодежи в Совете Европы

Целью молодежной политики Совета Европы является предоставление молодым людям — девочкам и мальчикам, молодым женщинам и юношам — равных возможностей и опыта, позволяющих им развивать знания, навыки и способности играть полноценную роль во всех аспектах жизни общества. 9

Совет Европы играет важную роль в поддержке и поощрении участия и активной гражданской позиции. Участие занимает центральное место в молодежной политике Совета по различным причинам:

  • Молодежная политика должна способствовать участию молодых людей в различных сферах жизни общества, особенно в тех, которые имеют к ним непосредственное отношение. Это включает в себя поддержку молодежных организаций, создание молодежных платформ или консультативных органов, признание роли студенческих советов и студенческих союзов в управлении школами и так далее.
  • Молодежная политика должна разрабатываться, реализовываться и оцениваться вместе с молодежью, а именно таким образом, чтобы учитывать приоритеты, точки зрения и интересы молодых людей и вовлекать их в процесс. Это может быть сделано через молодежные советы и форумы (национальные, региональные или местные) и/или с помощью других способов консультирования молодых людей, включая формы электронного участия.
  • Молодежная политика и программы должны поощрять ориентированные на участников подходы к обучению и действиям, такие как образование в области прав человека, посредством которого участники проявляют и учатся участию и гражданственности.

Эти аспекты участия молодежи отражают подходы Пересмотренной Европейской хартии об участии молодежи в местной и региональной жизни, в которой подчеркивается, что:
участвовать означает оказывать влияние и нести ответственность за решения и действия, влияющие на жизнь молодежи. людей или просто важны для них. Таким образом, на практике это может означать голосование на местных выборах, а также создание молодежной организации или интернет-форума для обмена информацией об увлечениях и интересах или других творческих способах проведения свободного времени. Определение участия, данное в Хартии, также свидетельствует об изменении подхода к молодежи и ее вовлечению. С молодыми людьми не обращаются как с жертвами или как с уязвимой группой, нуждающейся в защите и помощи (так называемый «проблемный подход»). С ними не обращаются как с объектами вмешательства взрослых, которые предполагают, что они знают, что лучше для молодых людей. Молодые люди теперь рассматриваются как активные участники организаций или общественной жизни; они рассматриваются как партнеры с большим потенциалом, талантами и сильными сторонами. У них должна быть возможность выражать свои потребности и находить способы их удовлетворения. 10

Европейская хартия участия молодежи в местной и региональной жизни 11 (выпущена в 1992 г. и пересмотрена в 2003 г.) является международным программным документом, одобренным Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы. . Хартия состоит из трех частей, касающихся различных аспектов участия молодежи на местном уровне. Первый предоставляет местным и региональным властям рекомендации по проведению политики, затрагивающей молодежь в ряде областей. Во второй части представлены инструменты для дальнейшего участия молодежи. Наконец, в третьем разделе даются советы о том, как создать институциональные условия для участия молодежи.

Хартия выделяет 14 областей, в которых должны участвовать молодые люди. Это следующие:
1. спорт, отдых и общественная жизнь
2. работа и занятость
3. жилье и транспорт
4. образование и обучение
5. мобильность и межкультурный обмен
6. здоровье
7. равенство женщин и мужчины
8. молодежь в сельской местности
9. доступ к культуре
10. устойчивое развитие и окружающая среда
11. насилие и преступность
12. борьба с дискриминацией
13. любовь и сексуальность
14. доступ к правам и закону.

Уникальным способом реализации участия молодежи в молодежной политике Совет Европы внедрил систему совместного управления в своем молодежном секторе, где представители европейских неправительственных молодежных организаций и правительственные чиновники работают вместе, чтобы определить приоритеты и сделать рекомендации относительно молодежи. Эта система совместного управления состоит из трех органов: Европейский руководящий комитет по делам молодежи , Консультативный совет по делам молодежи и Объединенный совет по делам молодежи .
Консультативный совет состоит из 30 представителей молодежных НПО и сетей, которые высказывают свое мнение и вносят свой вклад в деятельность молодежного сектора. Его задачей является формулирование мнений и предложений по любому вопросу, касающемуся молодежи, в рамках Совета Европы.
Европейский руководящий комитет по делам молодежи (CDEJ) состоит из представителей министерств и организаций, отвечающих за вопросы молодежи, из государств-участников Европейской культурной конвенции. Он поощряет более тесное сотрудничество между правительствами по вопросам молодежи и предоставляет форум для сравнения национальных молодежных политик, обмена передовым опытом и разработки стандартных текстов. CDEJ также организует конференции европейских министров, отвечающих за вопросы молодежи, и разрабатывает законы и постановления о молодежной политике в государствах-членах.
Объединенный совет по делам молодежи объединяет CDEJ и Консультативный совет в орган совместного принятия решений, который устанавливает приоритеты, цели и бюджеты молодежного сектора.

Endnotes

1 Эти четыре аспекта гражданственности были разработаны Руудом Вельдхуисом в книге «Образование демократической гражданственности: аспекты гражданственности, основные компетенции, переменные и международная деятельность», Страсбург, Совет Европы, 1997 г., документ DECS/CIT ( 97) 23, цитируется здесь из T-Kit 7 – Under Construction, T-Kit on European Citizenship, Совет Европы и Европейская комиссия, Страсбург, 2003 г.
2 T-Kit 7 – В разработке, T-Kit по вопросам европейского гражданства, Совет Европы и Европейская комиссия, Страсбург, 2003
3 Петер Лауритцен, основной доклад об участии, представленный на учебном курсе по разработке и реализации проектов участия на местном и региональном уровне, Европейский молодежный центр, июнь 2006 г.
4 Пояснительный доклад к Европейской конвенции о гражданстве, статья 2, пар. 23:
http://conventions.coe.int/Treaty/en/reports/html/166.htm#FN2
5 Меган Роулинг цитирует Томаса Хаммарберга, Комиссара Совета Европы по правам человека, в статье: «Глава по правам человека призывает Европу сделать рома гражданами без гражданства», AlertNet, 23 августа 2011 г.: www.trust.org/alertnet/news/interview-eu-governments-
6 Шерри Р. Арнштейн, «Лестница гражданского участия», JAIP, Vol. 35, № 4, июль 1969 г., стр. 216.
7 Роджер Харт, Детское участие: от символизма к гражданству, Исследовательский центр ЮНИСЕФ Innocenti, Флоренция, 1992
8 «Молодежь в движении», аналитический отчет, Европейская комиссия, май 2011 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *