Социальные санкции это: Социальные санкции.

понятие сущность механизмы формирования и реализации — КиберПедия

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит…

Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие…

Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает…

Интересное:

Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего…

Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все.

..

Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными…

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9

Социальные нормы – это предписания, которые являются общими указаниями для социального действия. Социальные нормы находятся в сложных отношениях с действиями. Реальное поведение далеко не всегда соответствует нормам, а социальные нормы – это далеко не всегда наиболее типичный и часто встречающийся способ поведения. Норма предполагает ожидание правильного поведения, а следовательно, не может существовать без согласия и более или менее сильного принуждения.

Можно выделить несколько видов социальных норм:

1. Обычаи и традиции, представляющие собой привычные образцы поведения;

2. Моральные нормы, базирующиеся на коллективном авторитете и обычно имеющие рациональное обоснование;

3. Правовые нормы, закрепленные в законах и нормативных актах, которые изданы государством. Они более четко, чем все остальные разновидности социальных норм, регламентируют права и обязанности членов общества и предписывают наказания за нарушения. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства;

4. Политические нормы, которые касаются отношений между личностью и властью, между социальными группами и между государствами и находят свое отражение в международных правовых актах, конвенциях и т. д.;

5. Религиозные нормы, которые поддерживаются прежде всего верой сторонников религии в наказание за грехи. Религиозные нормы выделяются на основании сферы их функционирования; в действительности же эти нормы совмещают в себе элементы, характерные для правовых и моральных норм, а также традиций и обычаев;

6. Эстетические нормы, закрепляющие представления о прекрасном и безобразном.

Отклонение от норм наказывается при помощи санкций. Санкции могут быть позитивными и негативными. Позитивные санкции представляют собой награду или поощрение за соответствие поведения общественно одобряемым стандартам. Следовательно, позитивные санкции стимулируют следование нормам. Негативные санкции – это наказания, которые направлены на то, чтобы исключить девиантное поведение или, по крайней мере, уменьшить его вероятность. Санкции могут быть также жесткими и мягкими, прямыми и косвенными. Ярким примером жесткой прямой санкции может служить наказание за уголовное преступление. Санкции по своему характеру неоднородны. Так, позитивные санкции могут иметь форму материального (финансового) поощрения, похвалы или одобрения, предоставления каких-то возможностей и т.д. Негативные санкции могут осуществляться при помощи штрафа, тюремного заключения, словесного осуждения, уклонения от контактов и изоляции нарушившего нормы индивида, физических наказаний и т.п. Очевидно, что все эти разновидности неравноценны и принадлежат к разным сферам взаимодействия.

Социальный контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

Типы социального контроля

Выделяют три типа процессов социального контроля:

  • процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм, процессы социализации семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит освоение требований общества — социальных предписаний;
  • процессы, организующие социальный опыт индивидов, отсутствие гласности в обществе, гласность — форма контроля общества над поведением господствующих слоев и групп;
  • процессы применения различных формальных и не формальных социальных санкций, специальные средства поощрения и наказания, побуждающие к соблюдению установленных норм.

Социальные санкции: формализованные и неформализованные.
Формализованные санкции — это такие санкции, процедура применения которых регламентируется законами, инструкциями и другими официальными документами.
Неформализованные санкции реализуются в ходе неформального общения людей.

Важным опосредствующим звеном социального контроля является групповой контроль. Выделяется два метода социального контроля: принуждение (воздействует только на внешние проявления отклонений в поведении индивида) и убеждение (самый демократичный и гуманный метод социального контроля), информирование и внушение (наиболее опасный способ социального контроля).

⇐ Предыдущая123456789

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции…

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой. ..

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства…

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим…



Социальный контроль

Институты выступают инструментами социального контроля, благодаря своему нормативному порядку стимулируют людей подчиняться и дисциплинироваться. Поэтому институт понимают как совокупность норм и образцов поведения.

Важную роль в укреплении институтов общества играет механизм социального контроля. Его можно уподобить своего рода центральной нервной системе. Одни и те же элементы, а именно система правил и норм поведения, закрепляющих и стандартизирующих поведение людей, делающих его предсказуемым, входят и в социальный институт, и в социальный контроль. «Социальный контроль является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают самые различные средства, которые любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки».

Социальный контроль по отношению к обществу выполняет:

  • охранительную функцию;
  • стабилизирующую функцию.

Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий и включает такие понятия, как социальные нормы, санкции, власть. Вначале дадим определение социальных норм, а затем раскроем остальные понятия.

Социальные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.

Социальные предписания — запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).

На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, коллективные символы (например, знамя, герб, гимн), религиозные обряды, законы государства и многое другое составляют то, что делает общество сплоченным, поэтому особенно ценится и охраняется.

Социальные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.

Нормы — суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.

Первый тип — это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). К примеру, американский социолог Элтон Мэйо, в 1927—1932 годах проводивший знаменитые Хоторнские эксперименты, обнаружил нормы, которые применяли по отношению к новичкам, принятым в производственную бригаду, старшие товарищи:

  • не держись со «своими» официально;
  • не говори начальству то, что может навредить членам группы;
  • не общайся с начальством чаще, чем со «своими»;
  • не изготовляй изделий больше, чем твои товарищи.

Второй тип — это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодежи. Есть общенациональные традиции и нравы.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует мягкое наказание — неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм могут следовать очень жесткие санкции — изгнание из страны, тюремное заключение, даже смертная казнь. Если расположить все нормы в нарастающем порядке в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет такой вид: обычаи, манеры, этикет, традиции, групповые привычки, нравы, законы, табу. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь).

Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетания вызывает неловкость, ставит человека в затруднительное положение. Но оно не влечет за собой жесткое наказание.

В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а потеря библиотечной книги — пятикратным штрафом. В некоторых обществах малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители Древней Спарты в V веке до н. э. и советские партийные органы в XX веке.

Нормы связывают или, как научно выражаются специалисты, интегрируют людей в единую общность, коллектив. Каким образом подобное происходит? Во-первых, нормы — это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с начальством чаще, чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе. Во-вторых, нормы — это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идут навстречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное организованное взаимодействие. При нарушении правил возникают столкновения и беспорядки. Еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидания, оценку и средства.

Таким образом, нормы выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют,— как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретное ожидание членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. У кавказских народов подобная норма ценится особенно высоко, а отступление от нее карается очень строго. То же самое можно сказать о южноевропейских народах. Итальянская мафия возникла как неформальная норма защиты чести семьи, и лишь позже ее функции изменились. Отступников от принятого стандарта поведения карало все сообщество.

Почему люди стремятся соблюдать нормы, а сообщество строго следит за этим? Нормы — стражники ценностей. Честь и достоинство семьи — одна из важнейших ценностей человеческого общества с древнейших времен. А обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию. Семья — основная ячейка общества, и забота о ней — его первейшая обязанность. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. Его социальный статус повышается. Напротив, неспособный защитить домочадцев подвергается презрению, его статус резко снижается. Поскольку защита семьи — основа ее выживания, то выполнение этой важнейшей функции в традиционном обществе делает мужчину автоматически главой семьи. Не возникает споров о том, кто первый— муж или жена. В результате укрепляется социально-психологическое единство семьи. В современной семье, где мужчина не имеет возможности продемонстрировать свои лидирующие функции, гораздо выше нестабильность, чем в традиционной.

Как видим, социальные нормы — действительно стражники порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы — правила поведения, ценности — абстрактные понятия того, что такое добро, зло, правильное, неправильное, должное, недолжное и т. д.

Вождь имеет право осуществлять религиозные церемонии, наказывать соплеменников, нарушающих предписанные их статусу требования, предводительствовать в военных походах, руководить общинным собранием. Профессор университета обладает рядом прав, которые отличают его от студента, не обладающего данным статусом. Он оценивает знания учащихся, но, в соответствии со своей академической позицией, не может подвергаться штрафу за плохую успеваемость студентов. А вот офицер согласно воинскому уставу подвергается наказанию за нарушения, совершенные солдатами.

Академический статус профессора дает ему такие возможности, которыми не обладают другие люди, имеющие столь же высокий статус, скажем, политик, врач, юрист, бизнесмен или священник. Таково право отвечать на какие-то вопросы словами: «Я не знаю этого». Подобное право объясняется природой академических знаний и состоянием науки, а не его некомпетентностью.

Обязанности регламентируют, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям. Право это то, что человек может позволить себе или допустить в отношении других людей.

Права и обязанности строго расписаны. Они ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. В то же время они жестко взаимосвязаны между собой так, что одно предполагает другое. Одно без другого существовать не может. Вернее, они могут существовать порознь, но тогда социальная структура деформируется. Так, статус раба в древнем мире предполагал только обязанности и не содержал почти никаких прав. В тоталитарном обществе права и обязанности асимметричны: у правителя и высших должностных лиц права максимальны, а обязанности — минимальны. Напротив, у обычных граждан много обязанностей и мало прав. В демократическом обществе они более симметричны. Стало быть от того, как соотносятся права и обязанности в социальной структуре, зависит уровень развития общества.

Выполняя те или иные обязанности, индивид несет перед другими определенную ответственность. Сапожник обязан в срок и с высоким качеством выполнить заказ. Если этого нет, он должен быть как-то наказан — лишиться контракта, выплатить неустойку, могут пострадать его имидж и репутация либо его можно привлечь к суду. В Древнем Египте было так: если архитектор построил плохое здание, оно рухнуло и насмерть придавило хозяина, то архитектора лишали жизни. Таковы формы проявления ответственности. Они многообразны и зависят от культуры, устройства общества, исторического времени.

Права неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Статус чернорабочего мало к чему обязывает. То же самое можно сказать о статусе соседа, нищего или ребенка. Но статус принца крови или известного телеобозревателя обязывает вести образ жизни, оправдывающий ожидания и соответствующий социальным стандартам одного с ним круга людей.

Оказывается, право существовало не всегда. Оно — результат долгого и трудного движения человечества по пути цивилизации. Его не было в первобытном обществе. Люди тогда жили согласно устоявшимся обычаям и традициям. Обычаи — это правила, которые соблюдаются по привычке. Традиции же соблюдаются в силу общественного принуждения. Традиции и обычаи были окружены таинственными обрядами, ритуалами и церемониями, которые исполнялись в приподнятой и торжественной обстановке. Например, древние славяне, почитая кормилицу-землю, боялись вбивать в нее колья и не делали весной заборов — берегли ее. С тех времен сохранился ритуал целовать землю, клясться землей, хранить горсть земли. Предписания своих предков люди выполняли строго. Такие правила нигде не записывались и передавались устно от поколения к поколению. Позже их стали фиксировать в документах.

Прообразом права были запреты (табу) в поведении человека. Например, запрещалось охотиться на отдельных животных или вступать в половые связи с родственниками. Жизнь людей регламентировалась. Позже такие правила стали закрепляться силой государства. Самые древние законы дошли до нас из Месопотамии, их автор, шумерский правитель, живший в ХХШ в. до н. э., пытался с их помощью регулировать рыночные цены. Законы являлись инструментом общественного согласия. Право представляет собой договор людей о правилах поведения. Одна часть правил становилась обязанностью человека поступать именно так, а не иначе, а другая — правом поступать так, а не иначе. Первая ограничивала свободу действий, а вторая ее расширяла. Каждый из нас имеет право на образование, т. е. разрешение учиться в школе, колледже или вузе. Право означает возможность поведения. В древних законах присутствовали главным образом ограничители свободы, а сами свободы, особенно для малоимущих, не существовали. Право как свобода — это достижение Нового времени.

Санкциями называются не только наказания, но также и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Наряду с ценностями они ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон — со стороны ценностей и со стороны санкций. Социальные санкции — разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т. е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т. е. за девиантность. Выделяют 4 типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают 4 типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата (рис. 2).
Формальные позитивные санкции (Ф+) — публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления).
Неформальные позитивные санкции (Н+) — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.


Формальные негативные санкции (Ф—) — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.

Неформальные негативные санкции (Н—) — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слухов, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.

Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится судебное решение. Привлечение к административной ответственности, скажем, штрафование за безбилетный проезд, предполагает присутствие официального транспортного контролера, а иногда и милиционера. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученого совета. Санкции к нарушителям групповых привычек требуют наличия меньшего числа лиц, но, тем не менее, они никогда не применяются по отношению к самому себе. Если применение санкций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.

Самоконтроль называют еще внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения человек влюбляется в жену своего друга, ненавидит собственную жену, завидует более удачливому сопернику или желает смерти близкому. В таких случаях у человека обычно возникает чувство вины, и тогда говорят о муках совести. Совесть — проявление внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. В отличие от муравьев, пчел и даже обезьян, человеческие существа могут продолжать коллективное взаимодействие лишь в том случае, если каждый индивид прибегает к самоконтролю. О взрослом человеке, не умеющем контролировать себя, говорят, что он впал в детство. Импульсивное поведение, неумение властвовать над своими желаниями и прихотью характерны как раз для детей. Импульсивное поведение поэтому называют инфантилизмом. Напротив, поведение в соответствии с рациональными нормами, обязательствами, волевыми усилиями служит признаком взрослости. Примерно на 70% социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности, армии, судам, государству. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглушают внутренние волевые усилия. Таким образом, возникает замкнутый круг, в который на протяжении мировой истории попадало не одно общество. Часто диктатура устанавливалась якобы во благо гражданам, с целью навести порядок. Но привыкшие подчиняться принудительному контролю граждане не развивали внутренний контроль. Они деградировали как социальные существа, способные брать на себя ответственность и вести себя в соответствии с рациональными нормами. Они подвергали сомнению как раз саму разумность принудительных норм, исподволь подготавливая разумное обоснование всякому сопротивлению этим нормам. Великолепным примером служит Россия, где декабристы, революционеры, цареубийцы, покушавшиеся на основы социального порядка, оправдывались общественным мнением потому, что разумным считалось сопротивление, а не подчинение принудительным нормам.

Социальный контроль выполняет функцию милиционера на улице. Он «штрафует» тех, кто неправильно «переходит улицу». Если бы не было социального контроля, люди могли бы делать все, что им заблагорассудится, и таким способом, какой им больше нравится. Неизбежно возникли бы конфликты, столкновения, ссоры и, как следствие, общественный хаос. Охранительная функция иногда мешает ему выступать поборником прогресса, но социальный контроль и не стремится к обновлению общества. Это задача других общественных учреждений. Социальный контроль выполняет функцию консерватора в парламенте: предлагает не спешить, требует уважать традиции, выступает против того нового, что как следует не проверено. Он — фундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведет к аномии, беспорядку, смуте и социальному раздору.

С социальными нормами тесно связаны ценности. Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей.

Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Если чистота является ценностью, то неряшливость осуждаются как неприличный внешний вид.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. А индивиды? Они могут выбирать — разделять эти или другие ценности. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие — ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других— моральная безупречность, для третьих — политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.

Итак, ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации — индивиду. Ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

Хотя нарушение большинства групповых привычек наказывается обществом достаточно мягко, некоторые их виды ценятся очень высоко и за их нарушение следуют строгие санкции. В тех же Хоторнских экспериментах новичков, нарушивших правила поведения, ждало суровое наказание: с ними могли не разговаривать, приклеить обидный ярлык («выскочка», «штрейкбрехер», «подсадная утка», «предатель»), вокруг них могли создать нетерпимую обстановку и заставить уволиться, к ним могли применить даже физическое насилие. Такого рода привычки получили название неформальных групповых норм. Они рождаются в малых, а не в больших социальных группах. Механизм, который контролирует соблюдение подобных норм, называется групповым давлением.

Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции:

  • регулируют общий ход социализации;
  • интегрируют индивидов в группы, а группы — в общество;
  • контролируют отклоняющееся поведение;
  • служат образцами, эталонами поведения.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

  • как стандарты поведения (обязанности, правила) или
  • как ожидания поведения (реакция других людей).

Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение норм, как и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым. Каждый из нас знает, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление — тюремное заключение.

Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает не только норму, но и следующую за ним санкцию.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

Социальные санкции — разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т. е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т.е. за девиантность. Конформизм представляет собой внешнее согласие с общепринятыми нормами, потому что внутренне индивид может сохранять в себе несогласие с ними, но никому не говорить о том. По существу, в достижении конформизма заключается одна из целей социального контроля.

Обобщим сказанное и сделаем выводы: социальные санкции представляют собой систему вознаграждений и наказаний. Они делятся на четыре типа: позитивные и негативные, формальные и неформальные. В зависимости от способа вынесения санкций — коллективного или индивидуального — социальный контроль может быть внешним и внутренним (самоконтроль). По степени интенсивности санкции бывают строгими, или жесткими, и нестрогими, или мягкими.

6 Типы и простое определение (2023)

В социологии санкции относятся к реакциям, которые используются для поощрения или сдерживания чьего-либо поведения в соответствии с социальными нормами и ценностями (Farley & Flota, 2017).

Санкции можно разделить на несколько категорий, таких как позитивные и негативные, формальные и неформальные, внутренние и внешние. Эти типы различаются в зависимости от характера, цели и источника санкций.

Санкции, вне зависимости от их вида, всегда являются отражением попытки установить общественный контроль и предотвратить отклонение от социальных норм и ценностей.

Санкции могут иметь место на индивидуальном уровне, например, реакции в контексте межличностных отношений, или на более институциональном уровне, например санкции со стороны (или в отношении) политических институтов, таких как национальные государства.

Типы санкций

1. Позитивные и негативные санкции

Одно из ключевых различий между различными типами санкций основано на их позитивности или негативности. В то время как положительные санкции относятся к реакциям с ободряющими характеристиками, отрицательные санкции относятся к обескураживающим реакциям, включая наказания.

За одно и то же поведение можно получить положительную или отрицательную санкцию в зависимости от контекстуальных норм и ожиданий (Gibbs, 1966).

Например, в то время как женщина может получить похвалу и комплименты (положительные санкции) за ношение гламурного платья на официальном мероприятии, она может получить негативные санкции, такие как исключение или наказание, если она наденет то же платье в каком-либо месте это требует официальной униформы или консервативного дресс-кода.

2. Формальные и неформальные санкции

Формальные санкции применяются отдельными лицами или организациями, имеющими официальные роли или статусы, такими как учителя, правоохранительные или судебные органы. Неформальные санкции часто применяются сверстниками или обществом в целом, особенно через неписаные обычаи и традиции.

Пример официальной санкции выдается вместе с штрафом, так как нарушение правил парковки считается официальной санкцией.

Примером неформальной санкции в обществе является то, что там, где брак является нормой, социальная изоляция одинокого взрослого со стороны сверстников и соседей будет неформальной санкцией (Farley & Flota, 2017).

3. Внутренние и внешние санкции

Внутренние санкции относятся к ответам и реакциям, основанным на внутренних ресурсах, таких как эмоции. Внешние санкции исходят от внешних ресурсов, таких как другие лица или организации.

Примером внутренней санкции является чувство вины религиозным лицом после совершения деяния, которое считается грехом в их религии, может считаться внутренней санкцией.

В то время как это является негативной внутренней санкцией, чувство гордости человека за академические или профессиональные достижения можно рассматривать как положительную внутреннюю санкцию, поощряющую эти достижения (Liu, 2003).

Примером внешней санкции может быть предупреждение вашего соседа за то, что вы задерживаете вывоз мусора, — это внешняя отрицательная санкция, исходящая от физического лица, а выставление муниципалитетом платы за то, что вы не перерабатываете мусор, — аналогичная санкция, исходящая от организация (Уоррен и Смит-Кроу, 2008).

Примеры санкций в социологии

  • Положительная официальная (внешняя) санкция: Исследователь получает официальную награду от ассоциации после проведения важного исследования.
  • Положительный Неофициальный (внешний) Санкция: Парень получает улыбку от своей соседки после того, как придержал для нее дверь здания.
  • Отрицательный Официальная (внешняя) Санкция: Мужчина получает штраф от ГИБДД после парковки автомобиля в запрещенном месте.
  • Отрицательное неформальное (внешнее) Санкция: Человек становится исключенным из своего круга общения после того, как признается трансгендером.
  • Положительная внутренняя санкция: Студентка гордится собой после получения высоких оценок на выпускных экзаменах. Санкцией в данном контексте является чувство гордости.
  • Отрицательная внутренняя санкция: Девочка-подросток крадет драгоценности у мамы и после этого чувствует себя виноватой. Эмоция вины является отрицательной внутренней санкцией.

Как санкции обеспечивают соблюдение норм и нормативности

Санкции тесно связаны с нормами общества, которые они служат для обеспечения соблюдения и утверждения. Нормы можно определить как неформальные и неписаные правила и ожидания в отношении того, что считается приемлемым поведением в обществе (Farley & Flota, 2017).

Такой подход, при котором некоторые виды поведения рассматриваются как нормальные и приемлемые, а другие как ненормальные и неприемлемые, называется нормативностью.

Устойчивость нормативности в любом обществе сильно зависит от санкций, особенно негативных санкций, которые наказывают или препятствуют поведению, которое считается ненормальным.

Хотя это относится к преступному и вредному девиантному поведению, нормативность может также исключать людей с маргинализованной идентичностью и еще больше исключать их из общества. В таких случаях санкции могут еще больше усилить это исключение, способствуя стигматизации и предрассудкам.

Например, в консервативном обществе, где однополые отношения являются табу, гомофобия будет нормой. В результате негативные санкции, такие как сплетни, домогательства или даже нападения или правовые наказания, могут поддерживать эту гетеронормативность.

Цели и функции санкций

Основной целью любых санкций является установление социального контроля путем сохранения социальных норм и ценностей и предотвращения отклонений.

Таким образом, санкции являются неотъемлемым средством обеспечения социального контроля. Поддерживая социальный контроль, санкции сохраняют правила и порядок в обществе (Klotz, 19).96).

Сохранение социальных норм и ценностей происходит главным образом за счет неформальных санкций, поскольку они часто навязываются сверстниками или более широкой социальной группой. Например, в патриотическом обществе восхваление или благодарность кого-либо за его военную службу будет подразумевать и поддерживать эту ценность, выступая в качестве поощрения.

Еще одной целью и функцией санкций является снижение уровня преступности в обществе. Многие негативные формальные санкции, такие как лишение свободы или юридические штрафы, непосредственно направлены на преступные деяния и поведение, такие как кражи или грабежи, препятствуя их совершению отдельными лицами.

Однако, хотя поддержание правил и порядка и предотвращение преступлений часто являются положительными функциями санкций, поддержание нормативности может также быть негативным актом в случаях, когда нормы аморальны, неэтичны или дискриминационны.

Санкции против социального контроля

Хотя социальный контроль и санкции являются тесно связанными темами, направленными на борьбу с девиантным поведением в обществе, их определения все же различаются.

Санкции — это ответы или реакции, направленные на поощрение или сдерживание определенных действий или поведения.

Напротив, социальный контроль — это более широкая идея утверждения власти для поддержания норм и ценностей в обществе. Использование санкций жизненно важно для установления социального контроля в любом обществе. Таким образом, санкции можно рассматривать как специфические инструменты или проявления социального контроля.

Как санкции, так и социальный контроль связаны с властью, поскольку они обеспечивают и поддерживают нормы и ценности, которые часто формируются теми, кто обладает властью в сообществе или обществе (Farley & Flota, 2017).

Санкции и социализация людей

Социализация — это процесс, посредством которого человек усваивает нормы, ценности и ожидания в обществе (Farley & Flota, 2017; Klotz, 1996). Санкции связаны с социализацией несколькими способами.

Во-первых, поскольку в ходе этого процесса мы изучаем нормы и правила, санкции также учат нас, когда применять санкции. Другими словами, мы знаем, какое поведение следует поощрять или не поощрять в соответствии с социальными ожиданиями благодаря социализации.

Во-вторых, мы знаем, как налагать санкции на других посредством социализации. Например, социализация учит нас, как правильно хвалить или критиковать человека.

В-третьих, что важно, мы познаем значение санкций, особенно неформальных, через социализацию. Это важно, поскольку не все виды поведения интерпретируются одинаково во всех культурах.

Например, вопрос «ты в порядке» может быть истолкован как критика или негативная неформальная санкция в одном контексте, но как искренний вопрос в другом, в зависимости от тона спрашивающего и культурного или языкового контекста.

Контекст также важен для определения того, какое поведение будет санкционировано кем. Одно и то же поведение может спровоцировать противоречивые санкции со стороны разных сообществ или отдельных лиц в зависимости от конкретных норм и ценностей.

Например, если информирование полиции о преступлении вызовет наказание и месть со стороны бывших членов чьей-либо банды (негативная санкция), такое же поведение, возможно, будет вознаграждено законными властями (позитивная санкция).

Вывод

Реакции или ответы, поощряющие или препятствующие определенному поведению, в социологии называются санкциями. Санкции делятся на несколько категорий в зависимости от их характеристик и источника. Эти категории включают позитивные, негативные, формальные, неформальные, внешние и внутренние санкции. Независимо от их типа, санкции усваиваются посредством социализации, и они являются жизненно важным аспектом социального контроля.

Ссылки

Фарли, Дж., и Флота, М. (2017). Социология . Рутледж.

Гиббс, Дж. П. (1966). Санкции. Социальные проблемы , 14 (2), 147-159.

Клотц, А. (1996). Нормы и санкции: уроки социализации ЮАР. Review of International Studies , 22 (2), 173-190.

Лю, Р. Х. (2003). Сдерживающее воздействие внутренних и предполагаемых внешних санкций на отношения между девиантными ассоциациями сверстников и уголовными преступлениями. Western Criminology Review , 4 (3), 191-202.

Уоррен, Д. Э., и Смит-Кроу, К. (2008). Решать, что правильно: роль внешних санкций и смущения в формировании моральных суждений на рабочем месте. Исследования организационного поведения , 28 , 81-105.

Санам Вагефи (аспирант)

Веб-сайт | + постов

Санам Вагефи (бакалавр наук, магистр искусств) — социолог, педагог и кандидат наук. Она имеет многолетний опыт работы в Университете Виктории в качестве ассистента преподавателя и инструктора. Ее исследования по социологии миграции и психического здоровья были отмечены наградами за эссе Канадской социологической ассоциации и IRCC. В настоящее время она сосредоточена на поддержке студентов онлайн в рамках своего академического коучинга и репетиторства Lingua Academic Coaching OU.

Крис Дрю (доктор философии)

+ сообщения

Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.

Профессиональные санкции идеально совместимы с академической свободой

Не кто иной, как французский мыслитель Монтескье заметил, что в коммерческой республике социальные наказания за оскорбительное поведение являются особенностью, а не ошибкой.

Монтескье, оказавший большое влияние на Александра Гамильтона и других американских основателей, восхищался силой пристыжения. Он считал, что «торговля лечит деструктивные предрассудки» и что коммерческое общество может налагать более эффективные наказания, чем государство, за экстремистское, предвзятое и неэтичное поведение. Такое общество будет поощрять «дух бережливости, экономии, умеренности, работы, мудрости, спокойствия, порядка и правила».

Не нужно соглашаться с тем, что коммерческое общество всегда приводит к такой утопии, чтобы признать мудрость точки зрения Монтескье: механизмы социальных санкций, включая рынок труда и трудовые отношения, часто служат для регулирования поведения. Эту мудрость стоит иметь в виду, поскольку американские академические круги в целом и Пенсильванский университет в частности столкнулись с делом Эми Вакс.

Вакс, профессор права Роберта Мундхейма в Пенсильванском университете, сделал множество заявлений об американцах в целом и о собственных студентах Пенна в частности, которые многие считают расистскими. Ее последнее предложение призывает к явно незаконной и неконституционной антиазиатской дискриминации в иммиграционной политике.

Декан юридического факультета Пенсильвании Теодор Ругер созвал собрание сената факультета для рассмотрения санкций за это и «совокупность» других инцидентов. В ответ Альянс академической свободы (AFA), членом которого я являюсь, заявил, что единственный «надлежащий» ответ Пенна — это «публично подтвердить права на свободу слова членов своего факультета». В этом случае я думаю, что AFA ошибается. Как частное учреждение и как образовательное учреждение Пенн может как осуждать Вакс, так и налагать на нее ограниченные санкции, никоим образом не нарушая академическую свободу.


Хотите написать для ? Нажмите для получения дополнительной информации


Академическая свобода защищает то, что делают профессора. Она не распространяется — хотя Первая поправка распространяется — на других сотрудников университета. Он защищает основную должность профессора: его положение как учителя и ученого и его членство с правом голоса в преподавательском составе. Это означает, что человек не должен терять свою профессорскую должность только из-за публичных заявлений, но есть и другие способы наложить санкции, не нарушая принципов академической свободы. К ним относятся цензура, ограничение неявной власти, которой обладает профессор, и отстранение профессора от несущественных должностей.

В заявлении AFA не упоминается, что Ругер уже однажды наложил санкции на Вакс, отстранив ее от преподавания обязательного курса для студентов-юристов. И он не ошибся, сделав это; как я утверждал ранее, преподавание курса, который студенты формально или неформально обязаны пройти, является не правом, а «рентой», положением власти, предоставляемым опытом. Академическая свобода также не дает ни одному профессору права быть, например, деканом или руководителем лаборатории или центра.

Возможны и другие санкции против Вакса. Должна ли Пенн отозвать свое названное кресло, например (сохранив ее в качестве профессора права), я не знаю: это вопрос для рассмотрения сенатом или комитетом факультета. Но сможет ли он сделать это, сохраняя твердую приверженность академической свободе, я не сомневаюсь.

То, что эти санкции могут быть применены образовательными учреждениями, является достоинством нашей системы, а не угрозой. Именно в республиканской системе образования, считал Монтескье, следует учить умеренности, даже «отказу» от эгоизма.

Есть и другие вещи, которые следует учитывать. Во-первых, как и в любой системе, уровень порицания и санкций должен соответствовать рассматриваемому поведению. Один твит, выходящий за рамки этического поведения, сам по себе не должен служить основанием для наказания. И AFA правильно настаивает на том, что педагогика, которую некоторые люди могут счесть оскорбительной (например, задание чтения или теста, включающего N-слово, или показ определенного фильма в классе), никогда не должна приводить к исключению учителя из школы. класс.

Во-вторых, некоторые речевые акты настолько подрывают профессиональное поведение, что не защищены академической свободой. Если бы профессор неоднократно называл своих студентов — будь то чернокожие, ЛГБТК, евреи, коренные американцы или белые — оскорбительным эпитетом в их лицо, то отстранение от должности потенциально можно было бы оправдать. Когда профессор государственного университета Ферриса недавно открыто и неоднократно оскорблял своих студентов (явно демонстрируя непрофессиональное поведение), университет, вероятно, имел право отстранить его от преподавания.

В-третьих, в то время как все общества одобряют поведение, многие критики «культуры отмены» правы, утверждая, что в США чрезмерное пристыжение — особенно мгновенное и коллективное порицание в социальных сетях — привело к форме нездорового пуританства, в котором многие замечания намеренно или ненамеренно вырваны из контекста. Наша культура слишком часто патологизирует различия в суждениях или честные ошибки.

Тем не менее, это вопросы для публичного обсуждения. В здоровом обществе те, кто слишком много стыдятся, сами подвержены стыду. Если декан выходит за рамки разумного и этического, налагая санкции или порицая профессора, ему тоже может грозить увольнение без нарушения академической свободы.

Академическая свобода не является полноценной этической лицензией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *