Социометрия это: Социометрия – что это такое в психологии, цель метода

📖 16. Метод социометрического исследования межличностных отношений в группе. Шпаргалка по социальной психологии. Челдышова Н. Б. Страница 16. Читать онлайн

Социометрия — это метод социальной психологии, разработанный Дж. Морено, для количественного выражения структуры межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию.

Метод социометрии применяется также для диагностики межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Социометрия позволяет изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Цели социометрической процедуры:

1) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

2) выявление авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

3) обнаружение внутригрупповых, сплоченных неформальных образований, и их лидеров.

Данные социометрии по измерению авторитета формального и неформального лидеров успешно используются для перегруппировки людей в командах, позволяющей снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни.

Социометрическое исследование может проводиться в группе и не требует больших временных затрат (до 15 мин.).

Социометрия не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Надежность методики социометрии зависит от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Процедура социометрии включает постановку задач исследования и выбор объектов измерений, после чего формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Социометрия не подразумевает полной анонимности, так как иначе она была бы мало эффективной. В связи с этим требования экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии может вызвать внутренние затруднения у опрашиваемых и нежелание участвовать в опросе.

Выбранные критерии социометрии заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждого члена группы просят ответить на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

Всех членов группы просят написать под цифрой 1 фамилию члена группы, которого они выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы они выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы они выбрали, если бы не было первого и второго. Следующим идет вопрос о личных отношениях.

Для подтверждения достоверности ответов исследование проводят несколько раз, но уже с другими вопросами.

Формы социометрической процедуры:

1) непараметрическая процедура — испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Достоинства: возможность выявления так называемой эмоциональной экспансивности каждого члена группы, возможность сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Недостатки: трудности анализа, большая вероятность получения случайного выбора.

2) параметрическая процедура — испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Достоинства: увеличивается надежность, облегчается статистическая обработка. Недостатки: невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе, можно выявить только наиболее субъективно значимые связи.

Тема 8. Социометрия

8.1. Общая характеристика метода социометрии, его возможности

и границы применения

8.2. Основные характеристики социометрической методологии и техники

8.3. Организация и проведение социометрического опроса

8.4. Обработка и анализ данных социометрического опроса

8. 1. Общая характеристика метода социометрии, его возможности и границы применения

Социометрия – это одно из теоретических и прикладных направлений в современной зарубежной социальной психологии и микросоциологии.

Некоторые авторы считают, что социометрию можно рассматривать как социологически реформированную ветвь психоанализа. Она возникла в первой четверти ХХ века, когда ученые попытались применить математические методы к изучению социальных явлений. Социометрию связывают с именем американского ученого

Морено (родился в 1892 г.) – психиатра и социального психолога, который был учеником З.Фрейда.

По Морено

Социометрические методы – это система технических средств и процедур для метрического и качественного анализа социально-эмоциональных связей данного индивида с членами той группы, в которой человек работает и живет.

Термин «социометрия» состоит из двух латинских слов «socius» – товарищ, компаньон соучастник и «metrum» – измерение. То есть социометрическое измерение – это метрическое, количественное изучение эмоционально-психологических связей между людьми.

Социометрический метод – это метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатий и антипатий среди членов группы (например, учебного, научного, армейского, спортивного или производственного коллектива).

С помощью социометрии можно:

  • получить информацию о динамике внутренних взаимоотношений в группе,

  • выявить характер и степень развития психологических взаимоотношений,

  • диагностировать состояние не только внутригрупповых, но и межгрупповых процессов общения,

  • измерить степень сплоченности или разобщенности в группе;

  • выявить по признакам симпатии и антипатии

    «лидера» группы и «отвергнутого»;

  • обнаружить внутригрупповые подсистемы, то есть сплоченные образования, во главе которых могут быть свои формальные лидеры.

Данные социометрии широко используются в воспитательной работе в учебных заведениях, при изучении стилей руководства в группах на производстве, в армии, спортивных организациях.

    1. Измеряемые переменные являются в значительной степени «социальными переменными», потому что они описывают качество межличностных связей в группах.

      1. Для диагностики взаимоотношений в группах социометрические инструменты могут применяться в социологии, социальной психологии, антропологии, психиатрии, педагогике.

        1. С помощью данного метода можно изучать, с одной стороны, малую группу в целом как миниатюрную социальную систему, а с другой – индивида и его социальную среду в том смысле, как она понимается субъектом.

          1. С помощью данного метода можно выявить, как надо изменить состав группы, чтобы ликвидировать конфликтные ситуации, улучшить психологическую атмосферу общения, повысить эффективность работы и т.д.

          2. Количественная сторона социометрической техники выражена в форме социометрических индексов, которые отражают различные эмпирические понятия (социометрический статус отдельного члена, групповая сплоченность и т.д.

            )

          Социометрия рассматривает малую группу как социальную молекулу, простую единицу общества.

          Объект исследования в социометрии – малая группа контактного типа. Социальный атом состоит из индивида и окружающих его людей, с которыми он эмоционально связан.

          Основное внимание Морено уделил психологическим взаимоотношениям людей в небольших группах. Поэтому он включил в социометрию экспериментальные методы, некоторые элементы психоанализа и теории ролей.

          Система социометрии по Морено состоит из 5-ти положений:

          1. Распределение симпатий и антипатий между людьми связано с существованием «теле» – невидимых, нематериальных сгустков эмоциональной энергии.

          «Теле» – простейшие единицы чувства, которые направлены от индивида к индивиду. Одна из основных задач социометрии измерить эти «теле».

          1. Ни один человек не может выжить без эмоциональных связей с другими людьми, поэтому «социальным атомом» общества является не отдельный индивид, а сосуществование индивидов.

          Выделяются два уровня взаимосвязи между индивидами:

            1. спонтанный уровень – на этом уровне находятся лица, с которыми данный индивид хотел бы вступить в контакт;

            2. реальный уровень – на этом уровне находятся те, кто действительно является эмоциональным партнером.

          Каждая личность по Морено – ядро атома, вокруг которого собираются воедино многочисленные роли, связанные с сосуществованием других участников.

          Спонтанные группы и роли влияют на поведение индивидов и групп и могут быть источниками острых конфликтов.

          Социометрический метод выполняет диагностические и терапевтические функции.

          1. Закон социальной гравитации: сплоченность группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу и обратно пропорциональна пространственной дистанции между ними.

          Эффективность групповой деятельности можно повысить, сблизив официальную и неофициальную структуру взаимных симпатий.

          1. Социологический закон: высшие формы коллективной организации должны развиваться из простейших.

          Морено считал, что любые преобразования дают наибольший эффект, когда их проводят на микросоциологическом уровне, то есть на уровне малых групп, а не уровне макроструктур, то есть общества в целом.

          1. Социодинамический закон: внутри любой группы человеческие привязанности распределяются неравномерно.

          Ограниченность области применения социометрического метода:

          • С его помощью изучают только малые группы, между членами которых имеются непосредственные контакты, достаточно сложившиеся и имеющие временной промежуток

            не менее полугода.

          • Выделяемые критерии не могут отразить полную картину внутригрупповых отношений.

          Малые группы – коллективы:

          Особенно важно использовать данный метод при комплектовании коллективов в экстремальных или приближенных к ним условиях, а также в условиях значительного влияния межличностных отношений на результаты совместной деятельности.

          Выявление положительных, конфликтных, напряженных или индифферентных участков в группе с помощью метода социометрии способствует активному управлению групповой деятельностью людей.

          Важные вопросы:

          • численность малых групп,

          • «нижние» (2–3) и «верхние» (20–40 чел.) границы,

          • основания для классификации этих групп.

          Основные признаки малых групп:

          Используемые в социометрии понятия:

          • формальные группы,

          • неформальные группы,

          • «группа членства» (группа, включающая в себя всех формально входящих в нее людей).

          • «референтная группа» (группа людей «значимого круга общения», нашедших и признавших друг друга).

          Существенным является также выяснение содержания и значение понятий

          «статус» и «социальная роль индивида».

          Уровни изучения межличностных отношений:

          Социометрия | Британика

          • Развлечения и поп-культура
          • География и путешествия
          • Здоровье и медицина
          • Образ жизни и социальные вопросы
          • Литература
          • Философия и религия
          • Политика, право и правительство
          • Наука
          • Спорт и отдых
          • Технология
          • Изобразительное искусство
          • Всемирная история
          • Этот день в истории
          • Викторины
          • Подкасты
          • Словарь
          • Биографии
          • Резюме
          • Популярные вопросы
          • Инфографика
          • Демистификация
          • Списки
          • #WTFact
          • Товарищи
          • Галереи изображений
          • Прожектор
          • Форум
          • Один хороший факт
          • Развлечения и поп-культура
          • География и путешествия
          • Здоровье и медицина
          • Образ жизни и социальные вопросы
          • Литература
          • Философия и религия
          • Политика, право и правительство
          • Наука
          • Спорт и отдых
          • Технология
          • Изобразительное искусство
          • Всемирная история
          • Britannica объясняет
            В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
          • Britannica Classics
            Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
          • Demystified Videos
            В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
          • #WTFact Видео
            В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
          • На этот раз в истории
            В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
          • Студенческий портал
            Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
          • Портал COVID-19
            Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
          • 100 женщин
            Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
          • Спасение Земли
            Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
          • SpaceNext50
            Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

          Содержание

          • Введение

          Краткие факты

          • Связанный контент

          Что такое социометрия? — Мичиганский центр психодрамы

          Дж. Л. Морено был психиатром, родившимся в 1889 году в Румынии. Ему приписывают развитие групповой терапии, социодрамы и психодрамы. Одним из его основных вкладов является социометрия. Социометрия — это измерение социального выбора, то есть решений, как сознательных, так и бессознательных, которые принимаются в отношении межличностной принадлежности. Эти инструменты измерения могут быть использованы для облегчения изменений. (Гарсия и Бьюкенен, 2000, стр. 166). На самом базовом уровне социометрия рассматривает различные аспекты человеческих отношений. Мы постоянно выбираем, с кем нам сотрудничать. Социометрия — это метод, который можно использовать для конкретизации и изучения этих вариантов. По словам Тиана Дейтона, тренера-преподавателя и практикующего психодраму, «ощущение себя избранным, неизбранным, отвергнутым, невидимым, изолированным или обладающим звездным статусом — это проблемы, которые естественным образом возникают в группах и в ходе социометрического исследования. Таким образом, социометрия предлагает способ изучения групп в их конкретной форме». (Дейтон, 2005, стр. 73).

          При разработке социометрии Морено стремился создать научную методологию и набор инструментов вмешательства, которые можно было бы использовать для изучения и изменения основных человеческих чувств, таких как принятие и отторжение, особенно применительно к групповому процессу. Кроме того, изучать и, при необходимости, вмешиваться в способы организации групп с использованием различных социометрических показателей, таких как пары, кластеры, треугольники, расщепления и другие групповые образования. Это включает в себя оценку тех, к кому нас тянет, и тех, кто нас отталкивает. Мореноо хотел создать метод для изучения этого. (Дейтон, 2005, стр. 75).

          Социометрия полезна при рассмотрении и измерении выбора, сделанного группой, а также отдельным человеком. Рассматривая социометрию, можно рассматривать ее с точки зрения группы или отдельного человека. «При использовании социометрии в группе выделяют четыре основные позиции, которые занимают индивидуумы: положительная звезда, звезда отторжения, изоляция и звезда несоответствия. Все эти должности имеют преимущества и обязательства». (Гарсия и Бьюкенен, 2000, стр. 166). Индивидов, которые проходят тщательный отбор, то есть получают наибольший выбор, называют «социометрическими звездами». Поскольку выбор может быть как положительным, так и отрицательным, так же как и социометрический титул, положительная социометрическая звезда логически получает наиболее положительный выбор, в то время как социометрическая звезда отказа — это человек, получивший наибольшее количество отрицательных выборов. (Гарсия и Бьюкенен, 2000, стр. 166).

          Легко увидеть привлекательность популярности, то есть положительной звезды, а не непопулярности, то есть звезды отказа. При дальнейшем рассмотрении становится ясно, что высокая избранность за положительное качество, навык или поведение также сопряжена с определенными потерями. Каждый положительный выбор несет в себе предполагаемую потребность ответить взаимностью или предпринять какое-либо другое действие, так как наличие такого количества положительных вариантов может стать бременем.

          Противоположное верно тому, чтобы быть звездой отказа. Этот человек не нуждается во взаимности, и ему не вменяется никакой ответственности. «Она также свободна от норм, правил и ожиданий группы. Было сказано, что положительный старт принадлежит группе, а звезда отказа принадлежит ему или ей самой». (Гарсия и Бьюкенен, 2000, стр. 166). Тем не менее, быть звездой отказа несет в себе свое потенциальное бремя. Когда это продолжается слишком долго или слишком экстремально, группа может начать запугивать или делать из негативной звезды козлов отпущения.

          «Человек может находиться в изоляции, если он или она не выбирает, и его не выбирают на основании определенных критериев. Те, кто упорно выбирает изоляцию и кого упорно не выбирают, являются настоящими изолятами. Звезда несоответствия — это человек, который получает наибольшее количество несоответствующих решений». (Гарсия и Бьюкенен, 2000, стр. 166).

          • Автор
          • Последние сообщения

          Патрик Бароне

          Патрик Т.

          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *