Социотип что такое: Социотип, или описание типов личности в соционике

Содержание

Социотип, или описание типов личности в соционике

Соционический тип (социотип, тип информационного метаболизма, ТИМ, психотип) человека — с точки зрения соционики, врожденный тип структуры мышления человека, который определяется взаимным расположением функций. Соционика рассматривает 16 типов информационного метаболизма, или социотипов.

Социотип определяет возможности человека при взаимодействии с окружающей действительностью и в частности при отношениях с людьми, его сильные и слабые стороны. Каждый тип обладает своими сильными и слабыми сторонами, особенностями поведения, способом мышления и принятия решений, взглядами на жизнь и ценностями. Одинаковыми типами могут обладать люди из совершенно различных слоев населения: политик, ученый, беспризорник, да много еще кто. Но их объединяют схожие реакции на подобные ситуации, близкие взгляды на жизнь.

Согласно соционической теории социотип человека неизменен в течение всей жизни, хотя информационное наполнение различных функций и аспектов может меняться.

Соционические дихотомии описываются следующим образом​:

Дихотомия логика/этика

Имеет дело очередь с информацией. Даже любое общение для логика — это прежде всего обмен информацией. «Столько слов и никакой конкретики. Говори уже по делу?»

Доверяет фактам, судит по параметрам правильно — неправильно, логично — не логично, справедливо — несправедливо. «Я пообещал, поэтому я сделаю» Говорит о фактах, о данностях. Действует по договору, по закону. Обычно «шаблонная» мимика и жесты.

Логик не уверен в своих отношениях с людьми: кому он нравится, а кому нет. Судит других по делам, слушает, что ему говорят, а не как.

Обычно переходит к фактами и логическим умозаключениям, даже когда его спрашивают о человеческих взаимоотношениях.

Имеет дело с энергией. Для этика общение — обмен энергией. Судит по интонациям, мимике, жестам собеседника. Смотрит, на то, как говорит собеседник, меньше обращает внимание на то, что именно.«Он только сказал «Алло», а мне сразу уже все было понятно«

Судит по параметрам морально — аморально, гуманно — не гуманно. Говорит о людях, об отношениях, даже когда вопросы идут на логические темы «Кем я работаю? О, у нас очень дружный коллектив! Такие замечательные люди» Компетентен в области человеческих взаимоотношений. Действует по тому, как подсказывает сердце, настроение. Очень разнообразная мимика, живая.

Логику нужен этик для того, чтобы поддержать настроение, наладить отношения, приободрить. Помочь разобраться в межличностных проблемах, воодушевить. Этик может подсказать линию поведения, какую позицию лучше занять в общении с теми или иными людьми.

Этику нужен логик, чтобы выяснить целесообразность или нецелесообразность действий, рассчитать расходы, выявить логические связи, помочь разобраться с логической информацией: законами, технологиями и пр.

В рабочем коллективе логику проще дается составление бизнес-планов, распределение ресурсов, разработка концепций. Этику лучше удается находить подход к людям, мотивировать, поддерживать атмосферу в коллективе.

Дихотомия сенсорика/интуиция

Живет здесь и сейчас, живет в мире конкретных ощущений. Хорошо разбирается в ощущениях собственного тела. Для него важна собственная территория, вещи, предметы. Может долго и упорно работать, доводить начатое. Может руководить людьми, добиться от кого-то требуемого. Переживает из-за непредсказуемости, волнуется о том, что ждет впереди.

«Растекается» по времени, живет в мире идей и мыслей. Чувствует вероятности, может прогнозировать развитие событий. Не такое большое внимание уделяет собственному пространству, не всегда может долго отстаивать свое мнение силой. Чувствует идеи и тенденции, «выхватывает» их из воздуха. Обычно не очень хорошо может сделать так, чтобы другие его слушались. Не может насладиться моментом, не очень хорошо чувствует ощущения своего тела, когда заболел или плохо чувствует себя.

Сенсорику нужен интуит для того, чтобы понять, к чему ведет ситуация, какой курс лучше выбрать, какие существуют альтернативы.

Интуиту нужен сенсорик, чтобы помочь отстоять свое мнение, довести дела до конца. К тому же сенсорик подскажет интуиту когда и как нужно обратить внимание на свое здоровье.

Дихотомия рациональность/иррациональность

Имеет цель, доводит дело до конца. Направлен на сохранение традиций и шаблонов, как логических так и этических. Склонен к планированию, отсутствие плана дает ощущение нестабильности и неуверенности.

Легко меняет цель или может существовать вообще без конкретной цели. Разрушает имеющиеся нормы, делает по-своему. Не любит планов, любой план ограничивает.

Рационалы нужны этому миру для того, чтобы поддерживать стабильность, передавать традиции.

Иррационалы нужны миру, чтобы находить новые пути там, где старые уже неэффективны.

Дихотомия экстраверсия/интроверсия

Движется от частного к общему. Оперирует объективными фактами. Может охватывать большой объем новой информации. Может легко общаться сразу с несколькими людьми, даже с толпой. Ориентирован на растрату энергии. Расширяет поле своей деятельности. Объективное восприятие реальности.

Движется от общего к частному. Рассказывает о своем мнении, своих взглядах. «Загружает» каждый новый внешний объект в себя. Общается один на один с конкретным человеком, тяжело удерживает внимание более чем на троих людях. Ориентирован на сохранение энергии. Склонен углублять и детализировать то, за что он берется. Субъективное восприятие.

Интроверту нужен экстраверт, чтобы показать ему как широк этот мир, эктраверт привносит в мир интроверта новую информацию, поддерживает его своей энергией. Экстраверт расширяет поле интроверта.

Экстраверту нужен интроверт для того, чтобы помочь акцентироваться на конкретном вопросе, чтобы доработать и довести до ума то, что начал экстраверт. А также показать, что не все находится извне, многое есть и внутри. Интроверт направляет энергию экстраверта.

16 соционических типов

При разделении всего социона по четырем юнговским дихотомиям (логика-этика, интуиция-сенсорика, экстраверсия-интроверсия, иррациональность-рациональность) образуется 16 соционических типов:

  • «Дон Кихот», «Искатель» — интуитивно-логический экстраверт (логик, интуит, экстраверт, иррационал)
  • «Дюма», «Посредник» — сенсорно-этический интроверт (этик, сенсорик, интроверт, иррационал)
  • «Гюго», «Энтузиаст» — этико-сенсорный экстраверт (этик, сенсорик экстраверт, рационал)
  • «Робеспьер» (Декарт), «Аналитик» — логико-интуитивный интроверт (логик, интуит, интроверт, рационал)
  • «Гамлет», «Наставник» — этико-интуитивный экстраверт (этик, интуит, экстраверт, рационал)
  • «Максим Горький», «Инспектор» — логико-сенсорный интроверт (логик, сенсорик, интроверт, рационал)
  • «Жуков», «Маршал» — сенсорно-логический экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, иррационал)
  • «Есенин», «Лирик» — интуитивно—этический интроверт (этик, интуит, интроверт, иррационал)
  • «Наполеон» (Цезарь), «Политик» — сенсорно-этический экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, иррационал)
  • «Бальзак», «Критик» — интуитивно-логический интроверт (логик, интуит, интроверт, иррационал)
  • «Джек Лондон», «Предприниматель» — логико-интуитивный экстраверт (логик, интуит, экстраверт, рационал)
  • «Драйзер», «Хранитель» — этико-сенсорный интроверт (этик, сенсорик, интроверт, рационал)
  • «Штирлиц», «Администратор» — логико-сенсорный экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, рационал)
  • «Достоевский», «Гуманист» — этико-интуитивный интроверт (этик, интуит, интроверт, рационал)
  • «Гексли»
    , «Советчик» — интуитивно-этический экстраверт (этик, интуит, экстраверт, иррационал)
  • «Габен», «Мастер» — сенсорно-логический интроверт (логик, сенсорик, интроверт, иррационал)

Как подсказки о сильных и слабых сторонах личности знание социотипов полезны, однако ссылаться на свой тип, отказываясь делать то, что трудно — нечестно и неприлично. В нормальной организации никому из сотрудников не придет в голову сказать: «Я сенсорик, поэтому не буду думать о планировании на день, неделю и месяц». Аналогично, странно было бы слышать: «Я интуит, поэтому не могу доводить дело до конца». При определенном уровне личностного развития разговоры «я интуит — я сенсорик» уже неуместны.

Соционика: наука или сектантство? | PSYCHOLOGIES

Человек среди людейПознать себя

Соционикой, соционическими типами и отношениями между ними увлеклась моя подруга, и постепенно этим всем стали очаровываться наши общие знакомые. Но не я. Мне никогда не нравился жанр «100 советов, как…» или «50 шагов, чтобы…» и уж совсем не понятны гороскопы. Соционику я относила к чему-то подобному: что-то про межличностные отношения, те же схемы типа «кому с кем плохо» и «кому с кем хорошо».

Возможно, я никогда бы и не узнала про нее ничего нового, если бы через некоторое время мои друзья на каждой встрече не стали большую часть времени говорить на непонятном мне языке, перебрасываться странными терминами, соглашаясь или яростно споря: «Это белый интуит!» — «Нет, белый сенсорик» — «Нет, интуит!» — «Нет, сенсорик!!!» — «Это этик» «Ну какой же это этик, когда это логик!» — «Она программный черный этик!» — «Какой еще этик, да еще и черный?! Она вообще интроверт!».

Честно говоря, беседы друзей меня раздражали. Я просила их прекратить, грозилась уйти, обижалась. Они же только улыбались в ответ и использовали мое поведение и реакции исключительно в качестве «симптома» для своих соционических экзерсисов. Меня типировали — то есть определяли мою принадлежность к тому или иному соционическому типу.

Случайное знакомство с соционикой

Однажды мы все вместе уехали в Санкт-Петербург. У одной из подруг была с собой книжка — про соционику, конечно! — и, когда все легли спать, а мне не спалось, я стала листать эту книжку и неожиданно она меня увлекла. Кое-какие термины и слова были мне знакомы из разговоров, но я не знала, что за ними стоит и что они обозначают, а в книжке все было объяснено подробно, аккуратно, терпеливо, с примерами…

Я схватила суть, поняла принцип. Оказалось, что в теории все не так сложно: надо по определенным критериям и симптомам уметь различить и определить в человеке четыре дихотомии (логика–этика, сенсорика–интуиция, экстраверсия–интроверсия и рациональность–иррациональность). А их различные сочетания и составляют так называемый соционический тип, ТИМ (Тип Информационного Метаболизма), «социотип» или просто «тип». Таким образом, все многообразие человеческих характеров соционика делит на 16 соционических типов: «Дон Кихот», «Дюма», «Гюго», «Робеспьер»; «Гамлет», «Максим Горький», «Жуков», «Есенин»; «Наполеон», «Бальзак», «Джек Лондон», «Драйзер»; «Штирлиц», «Достоевский», «Гексли», «Габен». Так уж получилось, что социотипы (еще их называют соционическими псевдонимами) названы в честь знаменитых людей и литературных персонажей.

Это всего лишь одна из принятых и наиболее известных в нашей стране классификаций, которая, впрочем, используется наряду с другой, но менее распространенной, где соционические типы имеют короткие, емкие названия-характеристики: «Предприниматель», «Мыслитель», «Артист», «Гуманист»… Еще используются аббревиатуры ИЛИ (интуитивно-логический интроверт), СЛИ (сенсорно-логический интроверт) и так далее…

Что это такое?

Соционика — это одна из многочисленных психологических классификаций типов личности и взаимоотношений между ними. Она основана на типологии Карла Густава Юнга. Психические различия между людьми заключаются в разных способах восприятия, переработки и выдачи информации. По мнению сторонников соционики, ее прикладное значение заключается в правильной оценке человеком собственного потенциала и нахождении адекватных путей самореализации, профессионального выбора, а также в объективном восприятии возможностей и способностей окружающих, чтобы строить более гармоничные взаимоотношения с ними.

Почему метаболизма? Потому что соционика — это наука об обмене информацией между человеком и окружающим миром, другими людьми. Информация — это все, что нас окружает: дом, цвет, звук человеческого голоса, таблица в Excel, шпроты, полки с книгами, деньги и отношение к деньгам, а также такие абстрактные понятия, как, например, власть, сила, ум, слабость, душевный разговор, холодный рассудок, вкусное, уютное, противное…

Эта информация поступает в нас по совершенно определенному пути, по так называемым «информационным каналам» (в соционике они еще называются «функции»). И каждым из нас воспринимается по-разному. Один смотрит на дом и видит, что дом желтый и старый, а другой — что на доме висит мемориальная доска с исторической справкой. На одного громкий окрик действует ободряюще и побуждает действовать, а другого обезоруживает, раздражает или вгоняет в ступор. Одному в сложной ситуации надо, чтобы с ним вместе поплакали, а другому в точно такой же ситуации надо, чтобы его пригласили на дискотеку.

Погружение в предмет

Наскоро поняв общую структуру, я стала потихоньку и постепенно углубляться в тему, пытаться типировать интересующих (и не интересующих) меня людей, читать описания, статьи, мнения, форумы… Благо и в интернете, и в книжных магазинах нет недостатка в информации по соционике, соционическим типам и отношениям между ними. Качество этой информации не всегда бывает высоким и корректным, но поначалу это было, во-первых, не так важно, а, во-вторых, я еще не могла отличить хорошее от плохого… Медленно, но уверенно я входила в мир соционики.

Люди одного и того же соционического типа в той или иной ситуации действуют и реагируют примерно одинаково

Как там оказалось многолюдно! Какая активная жизнь кипела в недрах соционического сообщества! Меня поразило, что так много людей этим интересуется, и интересуется так серьезно. Я стала посещать соционические семинары, ходить на встречи, развиртуализироваться с виртуальными знакомыми по соционической переписке, сама стала активно вести соционическую ветку на одном из интернет-форумов… Период активного увлечения занял у меня около пяти-шести лет, в течение которых я практически ежедневно читала или узнавала что-то новое, с кем-то встречалась, куда-то шла, записывалась на встречи и семинары…

Я набралась теоретических знаний, стала ориентироваться в терминологии, что-то уже знала наизусть, ходила на мастер-классы к знаменитым и признанным соционикам — авторам книг, которые ведут курсы, читают лекции, имеют свои школы. Очень много общалась с другими людьми, такими же, как я, заболевшими соционикой… С некоторыми людьми это общение переросло в настоящую дружбу, которая продолжается до сих пор.

И тогда, и сейчас меня искренне поражает, насколько соционика сближает и объединяет людей. Стоит где-то в компании или на работе произнести слово «соционика», как вот вы уже улыбаетесь друг другу, как братья, давнишние друзья, вот уже сидите рядом и представляетесь: «Я — Дюма, а вы — кто?» Или по-другому: вы пытаетесь определить, кто есть кто, к какому соционическому типу принадлежит собеседник на первый взгляд, по первому впечатлению: «Подождите, не говорите… Вы — Робеспьер? Или Достоевский?»

Для чего важно определение соционического типа? Согласно соционической «картине мира», люди одного и того же соционического типа в той или иной ситуации действуют и реагируют примерно (примерно!) одинаково, то есть, в рамках некого определенного сценария, имеют примерно одинаковый рисунок поведения, одинаковые реакции на разные раздражители, одинаковые сильные и слабые стороны. Но самая главная, интересная, травматичная и полезная тема соционики (а также причина, по которой она привлекает так много людей), — это так называемые «интертипные отношения», то есть отношения, которые возникают между теми или иными соционическими типами.

Их, как и социотипов, 16. 16 возможных сценариев взаимодействия: от полного совпадения до полного, увы, конфликта. Сценарий взаимоотношений допускает некоторые отступления, но в общих чертах он предсказуем. Определив соционический тип человека, который нам интересен или важен (например, по работе или семейным делам), мы можем предугадать его реакцию или поведение. Чтобы избежать ошибок, соционикой редко занимаются в одиночку. Это коллективное действие, постоянные обсуждения и фиксация наблюдений за поведением самого себя или других людей, обсуждение и последующее вынесение вердикта на основании этих наблюдений.

Часто социоников упрекают в том, что они всех людей загоняют в 16 рамок: «Люди же разные!» «Разве могут все Наполеоны быть одинаковыми?!» Мне нравится проводить параллель с животным миром, который тоже разнообразен, тем не менее мы всегда отличим домашнюю кошку Мурку от тигра, льва или рыси. Какого бы размера и какой бы окраски ни было животное, а также где бы оно ни проживало (в нашей квартире или в Уссурийской тайге), мы всегда безошибочно отнесем его именно к семейству кошачьих. Потому что и Мурка, и тигр, и рысь имеют на удивление идентичные повадки, поведение, рефлексы и пластику…

Так и с соционическими типами — конечно, все люди разные. Тем не менее есть некоторые признаки (их и определяют во время типирования), которые позволяют нам отнести человека к тому или иному ТИМу. Приходит новый человек, мы проходим по некоей воображаемой портретной галерее Робеспьеров и смотрим, вписывается ли он в нее. Похож ли на других Робеспьеров? Нет, не похож. Значит, идем дальше, в остальные 15 комнат.

Помогает ли соционика в жизни? Да, особенно когда начинаешь понимать, как это работает. Мой интерес к соционике совпал с переходом на новую работу. Новые обязанности, новое место, новое окружение — это всегда стресс, но тут было что-то еще. Я как-то сразу почувствовала себя «не на своем месте», хотя очень хотела работать и у меня было все, чтобы делать это хорошо.

Но практически с первой минуты мы не поладили с начальницей. Признаться, она произвела на меня довольно сильное впечатление, особенно ее манера разговаривать: громко, ярко, экспрессивно, эмоционально, со смехом или слезами… Она не стеснялась окружающих, говорила в полный голос, для нее не существовало запретных тем. Прошло всего несколько дней, а я уже была в курсе всех ее дел: как зовут ее молодого человека, на какой стадии взаимоотношений они находятся, на какой фильм они сегодня собираются, что они ели вчера и что планируют съесть сегодня и что по этому поводу думают ее родственники и подруги.

Я понимала, что не смогу измениться и стать другой, но почему бы не попробовать научиться чему-то, что мне не вполне свойственно?

Потом начались сложности рабочего характера: ей стало казаться, что я работаю слишком медленно, слишком долго во все вникаю, неэффективна. Возможно, поначалу так оно и было, ведь я была новенькая и не сразу начала ориентироваться в структуре компании и в источниках информации, нужной для работы. Был момент, когда она даже попросила меня составить поминутный(!) план моей работы: сколько времени у меня уходит на выполнение того или иного задания. Это было очень странно, обидно, уязвляло самолюбие, но в глубине души я понимала, что она — хорошая. Отзывчивая, внимательная, многое делает для сотрудников, и делает это искренне и от души… И потом — мне не хотелось увольняться! Зная, что в соционике (в части интертипных отношений) нет патовых ситуаций и практически всегда можно найти способы взаимодействия, я стала искать выход.

Прочла массу информацию по соционическому типу начальницы, изучила подробный сценарий развития отношений конфликта, проанализировала сильные и слабые стороны не только конфликта, но и дуальных (то есть идеально комфортных) отношений, старалась (по возможности) извлечь из него что-то полезное для себя и для нашей рабочей обстановки. Конечно, я понимала, что не смогу измениться и стать другой, но почему бы не попробовать научиться чему-то, что мне не вполне свойственно? Перестать опаздывать (начальница к этому относится не просто негативно, а болезненно), стать аккуратнее и даже строже — признаться, я склонна к некоторому либерализму и попустительству, а она высоко ценит дисциплину и порядок во всем…

Мне не жаль потраченных усилий — сейчас у нас очень прочный рабочий тандем, хотя я иногда нет-нет, да и вспыхну возмущением: «Ну как так можно! В конце-то концов!». . Но быстро успокаиваюсь, потому что только вчера слышала от нее в свой адрес ту же самую фразу: «Ну как так можно! В конце-то концов!» Да вот так. Можно!

Охлаждение: как и было сказано

Но не все так гладко и радужно. У соционики есть одна очень серьезная проблема: это так называемая «проблема сходимости», то есть проблема совпадения во мнениях. В силу объективных причин, по крайней мере, на сегодняшний день, нет совершенной и окончательной диагностической методики определения соционического типа: приходится опираться на некие, во многом субъективные, восприятия и ощущения, которые иной раз сложно вербализировать (высказать), ведь нельзя же замерить уровень и качество «общительности», или как можно объективно оценить, насколько человек «комфортный»? Одним комфортный, а другим нет, как говорится, и у ваших врагов есть друзья.

Собственно, сложность окончательной диагностики и низводит соционику в разряд «любительщины» и «гороскопщины». Ведь цель соционики на обывательском уровне утилитарна и сводится к очень простым вещам: определить свой соционический тип и социотип других людей и понять, кому с кем хорошо и полезно, а кому с кем плохо и вредно. Конечно, есть у соционики и более глубокий, потаенный смысл: nosce te ipsum — познать самого себя. Понять, кто мы есть на самом деле, на что способны (потенциально), кому можем, если что, помочь, а когда эта помощь нужна уже нам самим.

Не могу сказать, что я охладела к соционике, просто притупилась острота восприятия новой информации и период активного усвоения перешел в спокойную стадию. Я не забросила соционику, но появился момент «избирательности»: если раньше я, как собака, бросалась на любого человека, стоило ему только произнести слово из соционического лексикона, то сейчас я имею возможность фильтровать и информацию, и людей. Какая-то информация меня уже не интересует, каким-то источникам я не доверяю…

Не пристаю с разговорами на соционические темы к окружающим. Меня и саму ведь это раздражало в начале! Разговоры друзей казались каким-то «сектантским» бредом. Поэтому, если речь не заходит, я сама не начну разговор о каких-то там соционических типах. Я прошла через этот период, он был короткий, это выглядело глупо, навязчиво и фанатично. Как, впрочем, и любая тема: некоторые очень много и навязчиво рассказывают про своих детей, про свои любовные отношения, про путешествия или показывают фотографии… Я по-прежнему с удовольствием поддержу разговор на соционическую тему, но, как говорится, без фанатизма. Влюбленность переросла в глубокую любовь, а ее не проявляют бурно.

Текст:Анна Хвалова

Новое на сайте

Как понять, что партнер вам лжет: 6 основных признаков

Первое свидание: кто платит в ресторане — мнения мужчин и женщин

Еда добряков: что добавить в рацион, чтобы прослыть хорошим человеком

Любовная переписка втайне от партнера: 6 возможных причин

Уйти нельзя простить: что делать, когда узнаешь об измене партнера

«Не могу поверить в смерть мужа, до сих пор говорю с ним, как с живым»

«Экстренно переехал в другую страну, а языка не знаю»: что делать, объясняет психолог

Арт-квартал «Патефонка» в Коломне: куда пойти, что посмотреть и чем заняться

Соционика

Главная → СоционикаВход

Введение в соционику

Соционика — это теория о том, как люди отбирают и обрабатывают информацию. Его можно отнести к типу номотетической психологии. Хотя информационный метаболизм находится на самом элементарном уровне теории, большинство приложений соционики сосредоточено на прямых и косвенных проявлениях информационного метаболизма человека. Это в первую очередь включает изучение влияния информационного метаболизма на личность (поведение, манеры и т. д.), но также распространяется на изучение динамики межличностных отношений, групповой динамики, потенциальной карьеры, социальной роли и многого другого. Соционика имеет 16 социотипов, каждый из которых представляет особый и уникальный режим информационного метаболизма. У человека есть только один социотип.

Происхождение соционики

Изначально соционика была задумана, создана и разработана литовским исследователем Аушрой Аугустой в 1970-х годах. Аушра Августа была экономистом, социологом и психологом; она была деканом факультета семейных наук Вильнюсского педагогического университета. Аушра использовал как работу Карла Юнга о психологических типах, так и теорию информационного метаболизма Антония Кепински при разработке основ соционики, и влияние как Юнга, так и Кепински в этой теории очевидно.

Одним из основных мотивов создания соционики Аушрой Августой было стремление лучше понять и описать интертипные отношения, и это остается одним из основных приложений соционики сегодня. Однако сегодня применение соционики расширилось и включает не только ее использование для объяснения и прогнозирования развития межличностных отношений, но и в целом используется для описания и помощи в следующем: личность, информационный метаболизм, личностные ценности, отношения между собой и мир в целом, групповые взаимодействия, выбор карьеры, роль в группе и обществе и т. д.

Теория соционики

Изучение соционики можно разбить на два основных компонента: структура и поведение. Структурный компонент теории описывает формальные правила и аксиомы; в целом структурная составляющая четко определена и применена. С другой стороны, поведенческий компонент имеет дело с более аморфным аспектом описания применения теории по отношению к явлениям реального мира. Это влечет за собой тщательное наблюдение и анализ человеческого поведения и взаимодействия. Таким образом, поведенческий компонент является гораздо более обсуждаемым и оспариваемым аспектом теории (чем структурный компонент), и он продолжает развиваться.

Ниже описаны основные аспекты теории. Фундамент теории построен на четырех дихотомиях Юнга и модели А, по сути синтезе информационных элементов и функций как средства моделирования информационного метаболизма. Более структурно легкие (и поведенчески насыщенные) темы включают описания индивидуальных (i) социотипов, (ii) малых групп и (iii) интертипных отношений. Если вы новичок в соционике и хотите изучить теорию с нуля, было бы идеально прочитать темы в том порядке, в котором они перечислены. Если вам просто интересно узнать о своем конкретном социотипе, то переходите к теме «Социотипы».

Модель А: Основа теории соционики.

Как упоминалось ранее, Аушра разработала соционику, и в ее основе она создала модель личности под названием Модель А. По сути, Модель А описывает, как человек усваивает информацию посредством использования восьми информационных элементов в восьми различных функциях. Модель А представляет собой синтез работы Юнга о психологических типах и работы Кепински об информационном метаболизме. Существует ряд характеристик, связанных с каждой функцией в модели А, в том числе, какие функции являются сильными, какие функции ценятся и т. д. Подробную информацию обо всех этих различных характеристиках см. на странице модели А.

Функции: 8 структурных компонентов модели психики А.

Восемь функций модели А сгруппированы в блоки, описывающие их роль в общей психике: эго, супер-эго, супер-ид и ид. Порядок этих восьми функций остается постоянным для всех 16 типов: порядок следующий:

  • Блок эго.
    1. Ведущая функция
    2. Творческая функция
  • Блок Супер-Эго
    1. Ролевая функция
    2. Уязвимая функция
  • Блок супер-идентификатора
    1. Наводящая функция
    2. Мобилизующая функция
  • Идентификационный блок
    1. Игнорирование функции
    2. Демонстрационная функция

Хотя порядок восьми функций остается постоянным для всех 16 типов, порядок информационных элементов, назначенных каждой из этих функций, различается для каждого типа. Существуют различные правила относительно того, какие информационные элементы могут располагаться в модели А, и вам следует перейти на страницу модели А для получения более подробной информации о правилах упорядочения, но вкратце: информационные элементы в первом блоке или блоке эго, определяют положение остальных информационных элементов в модели А.

Элементы информации: 8 субъективных свойств психики, используемых для метаболизма информации.

Как было сказано выше, соционика использует восемь информационных элементов; они используются в модели А для описания того, как психика усваивает информацию. В частности, расположение этих информационных элементов в модели А более тонко описывает, какие аспекты реальности являются приоритетными, обесцененными и т. д. Восемь различных видов информации: L логика, или более абстрактно, как внешняя статика полей. См. страницу Ti для получения более подробной информации и подробного описания Ti.

  • Экстравертная логика , Te, P: Часто упоминается просто как P практическая логика или, более абстрактно, как внешняя динамика объектов.
    См. страницу Te для более подробной информации и подробного описания Te.
  • Интровертное восприятие , Si, S: часто упоминается просто как эмпирическое S восприятие или, более абстрактно, как внешняя динамика полей. См. страницу Si для более подробной информации и подробного описания Si.
  • Экстравертное восприятие , Se, F: Часто упоминается просто как F сила/сила или, более абстрактно, как внешняя статика объектов. См. страницу Se для более подробной информации и подробного описания Se.
  • Интровертная этика , Fi, R: Часто упоминается просто как R элологическая этика или, более абстрактно, как внутренняя статика полей. См. страницу Fi для получения более подробной информации и подробного описания Fi.
  • Экстравертная этика , Fe, E: часто упоминается просто как E thics/ E движения или, более абстрактно, как внутренняя динамика объектов.
    См. страницу Fe для более подробной информации и подробного описания Fe.
  • Интровертная Интуиция , Ni, T: Часто упоминается просто как T эмпоральная Интуиция/ T время или, более абстрактно, как внутренняя динамика полей. См. страницу Ni для более подробной информации и подробного описания Ni.
  • Экстравертная интуиция , Ne, I: часто упоминается просто как I интуиция возможностей/ I deas или, более абстрактно, как внутренняя статика объектов. См. страницу Ne для более подробной информации и подробного описания Ne.
  • Дихотомии: дальнейшее определение социотипов.

    В соционике существует огромное количество дихотомий, связанных с различными аспектами теории. Начнем с четырех юнгианских дихотомий (или дихотомий первого уровня). К ним относятся экстраверсия и интроверсия (E/I), сенсорика и интуиция (S/I), этика и логика (F/T или E/L), а также рациональное и иррациональное (j/p).

    Одиннадцать дополнительных дихотомий получены из этих первых четырех юнгианских дихотомий; их часто называют дихотомиями Рейнина, потому что они были впервые определены соционистом Григорием Рейниным. Дихотомии Рейнина более формально называются дихотомиями от второго до четвертого уровня на основании их математической близости к дихотомиям Юнга первого уровня. Дихотомии Рейнина, хотя и доказаны математически, имеют ограниченное практическое применение: некоторые из дихотомий более полезны и эмпирически различимы, чем другие. См. страницу дихотомий для получения подробной информации о дихотомиях Юнга и Рейнина.

    В дополнение к 15 юнгианским дихотомиям существует ряд функциональных дихотомий; т. е. дихотомии, которые делят функции модели А пополам. Эти функциональные дихотомии таковы: Ментальное/Жизненное, Принятие/Производство, Сильное/Слабое, Инертное/Контактное, Ценное/Подавленное, Оценочное/Ситуативное и Смелое/Осторожное. Как и в случае с дихотомиями Рейнина, некоторые дихотомии функций более важны для соционики, чем другие: например, дихотомия Ценный/Покоренный играет решающую роль в межличностных отношениях, тогда как дихотомия Смелый/Осторожный для этого гораздо менее важна.

    Как и в случае функции и юнгианских дихотомий, информационные элементы также имеют врожденные дихотомии. Очевидные из них заключаются в том, что каждый информационный элемент является либо интровертным, либо экстравертным, рациональным или иррациональным, статичным или динамичным. ИЭ также можно разделить по значению квадры: поскольку каждая квадра оценивает половину ИЭ, эти две дихотомии можно назвать дихотомией Альфа (Ne, Si, Ti, Fe) и Гамма (Se, Ni, Te, Fi) и дихотомией. Бета (Se, Ni, Ti, Fe) и дельта (Ne, Si, Fi, Te) дихотомия. Помимо этих пяти дихотомий, есть еще две математически выведенные дихотомии IE (полученные таким же образом, как дихотомии Рейнина), которые не имеют большого практического значения.

    Интертипные отношения: как типы относятся друг к другу.

    Интертипные отношения в соционике относятся к тому, как типы (обычно не более двух) взаимодействуют друг с другом. Всего существует 14 интертипных отношений. Из этих 14 интертипных отношений среди соционистов существует общий консенсус в отношении того, что одни интертипные отношения более позитивны, а другие — более негативны, причем наиболее полезными или позитивными интертипными отношениями являются двойственные (двойственные), а наиболее негативными отношениями являются конфликтующие. Перейдите на страницу Intertype Relationships, чтобы узнать о каждом из этих 14 взаимосвязей более подробно. Кроме того, воспользуйтесь калькулятором интертипных отношений, чтобы увидеть, как каждое интертипное отношение положительно или отрицательно влияет на модель А человека.0003

    Тест соционики: найди свой социотип!
    Recent Test Results
    1. EIE (ENFj)
    2. LSE (ESTj)
    3. EII (INFj)
    4. IEE (ENFp)
    5. SLI (ISTp)
    6. EII (INFj)
    7. SEE (ESFp)

    Сравнение типов соционики

    Калькулятор интертипных отношений
    Посмотрите, насколько вы совместимы с кем-то еще, основываясь на ваших соционических типах!

    Социотипы

    ЛИИ ILE ESE SEI
    LSI SLE EIE IEI
    ESI SEE LIE ILI
    EII IEE LSE СЛИ

    Обзор соционики

    Основные аспекты

    Модель А

    Функции

    Дихотомии

    Информационные элементы

    Интертипные отношения

    Small Groups

    Quadras

    Clubs

    Temperaments

    Romance Styles

    Other Aspects

    Subtypes

    Recently Added Celebrities

    Jake Gyllenhaal

    Milla Jovovich

    Dustin Hoffman

    Mahatma Gandhi

    Julianne Moore

    Соционика Типы: Иле-энтп

    Главная → Соционика → Типы → Иле-энтпЛогин

    Описание ИЛЭ

    Эго Блок

    Экстравертная интуиция (Ne, )

    ИЛЭ, как правило, представляет собой человека, склонного к тому, чтобы говорить обобщая как о людях, так и о вещах, опуская любые детали, которые он считает обыденными или неинтересными. Он остро чувствует, что его интересует, а что утомляет. Это заставляет его всегда искать новизну и удивительные вещи. В любой данный момент у ИЛЭ обычно есть несколько проектов и/или навыков, над развитием которых он работает, и он остается с этими интересами до тех пор, пока чувствует, что у них есть потенциал для роста. ИЛЭ легко утомляется рутинными задачами, которые требуют большого количества повторений и мало инноваций, хотя он терпит их, если они необходимы для достижения успеха в обществе.

    ИЛЭ — творческий мыслитель, любит обсуждать с другими свои зачастую необычные точки зрения. Они часто будут выражаться через уникальные и странные (но эффективные) аналогии.

    ИЛЭ постоянно осознает возможности, заложенные в социальных, природных и других системах, и области с наибольшим потенциалом в них.

    ИЛЭ работает, используя экстравертную интуицию, чтобы настроить себя на многочисленные переменные, постоянно выражаемые в окружающей среде, и приступает к выяснению возможных связей и границ контекста, чтобы изменить то, как человек воспринимает то, что работает под поверхностью любой повседневной жизни. жизнь или более динамичные технические арены. Для ИЛЭ мир — это обширная сеть звезд с бесконечно взаимозаменяемыми созвездиями, возникающими из открытой структуры. Экстравертная Интуиция как ведущая функция толкает с раскаленной добела интенсивностью активную перестройку лего-блоков реальности; не обязательно с каким-либо намерением к строительству или творчеству, но с конечной целью представить новизну и свежие перспективы. В сочетании с интровертным мышлением в качестве вторичной функции экстравертная интуиция находит совместимым еще более дисциплинированное, объективное мышление, чтобы превратить свою иррациональную, неуправляемую природу в потенциально функциональный талант.

    Интровертная логика (Ti, )

    ИЛЭ одержимы тем, как вещи работают и как они будут работать вместе. Понимание того, как что-то работает, — это просто основа для ILE. Когда ИЛЭ находит что-то новое или интересное, он думает о том, как это можно было бы использовать в сочетании с другими объектами, с которыми он контактировал в прошлом.

    ИЛЭ будет свободно комментировать, имеет ли для него смысл какое-либо правило (особенно навязанное ему обществом). Если это не так, он нарушит правило или найдет творческий способ высмеять его, чтобы выразить свое несогласие, вместо того, чтобы работать внутри самой системы, чтобы изменить правило. В отличие от Ти-ведущего типа, он часто не заменяет правило своим собственным.

    ИЛЭ не боится обсуждать и спорить о своих взглядах, и может показаться, что он воспринимает их более серьезно, чем на самом деле. ИЛЭ использует структурные рамки только в том случае, если он может видеть в них какую-то интуитивную релевантность, т.е. понять и решить интересующую его проблему. Таким образом, его мысли часто могут казаться неструктурированными. Особенно, если его действия затрагивают других, ИЛЭ позаботится о том, чтобы они были логически последовательными и справедливыми.

    Блокировка Супер-Эго

    Экстравертное восприятие (Se, )

    ИЛЭ трудно заставить себя выполнять неинтересную, утомительную работу просто из чувства ответственности. Если придется, то остро почувствует собственную недисциплинированность. Таким образом, ИЛЭ чувствует себя более комфортно, когда у него гибкий график и он может заниматься тем, что кажется ему наиболее интересным в данный момент.

    ИЛЭ, как правило, способен выдерживать только короткие периоды напряженной деятельности.

    ИЛЭ не заинтересованы в том, чтобы заставлять людей что-то делать, и не любят тех, кто навязывает свою волю другим, поэтому они плохо воспринимают прямые команды. Они часто ненавидят власть, осуществляемую таким образом, и часто бросают вызов злоупотреблениям властью. Когда агрессивный Se загоняет в угол, часто безобидный ILE немедленно поднимается, чтобы встретить угрозу и сразить ее с тщательно продуманной легкостью. Влияние ИЛЭ на общество обычно связано с его пониманием того, как устроен мир, а не с позиции материального влияния. Например, ИЛЭ может скорее давать советы лицу, имеющему власть, чем занимать официальную высокопоставленную должность. Он займет такую ​​позицию только в случае необходимости (и если этого не сделает никто другой).

    Интровертная этика (Fi, )

    Неустойчив в поддержании психологической дистанции. Могут возникнуть проблемы с четко выраженным влечением. Может скрывать свои личные чувства, когда их подталкивают, и избегает публичного обсуждения своих желаний. ИЛЭ, как правило, не осознают, как другие относятся к ним как к мудрым отношениям, нестабильным уровням доверия. Скептически относитесь к отношениям, если они не узаконены. Это может привести к недоверию к другим и общей настороженности в отношении мнения других о них, что может привести к иррациональному поведению, основанному на неправильных представлениях в этой области. Они ценят людей, которые могут успокоить их в статусе отношений.

    Эмоциональные реакции на травму часто проявляются несколько лет спустя, вызванные вещами, которые, кажется, не имеют ничего общего с событием, вызвавшим реакцию, например. Проблемы с отказом возникают после посещения дома престарелых.

    Супер-ИД Блок

    Интровертное восприятие (Si, )

    ИЛЭ нуждаются в помощи, чтобы сбалансировать свою внутреннюю жизнь и получать удовольствие от всех вещей в жизни вокруг них, а не только от своей умственной деятельности. ИЛЭ ценят людей с твердым сенсорным восприятием, которое может помочь им испытывать здоровое чувство удовольствия от своего окружения.

    Сосредоточенность ИЛЭ на постоянной погоне за новыми вещами часто заставляет его пренебрегать своим физическим и психологическим благополучием. Он ценит приятные раздражители, которые помогают ему ненадолго «отключить» свой активный ум и найти некий баланс между психическим и физическим. ИЛЭ обычно использует короткие всплески физической активности, чтобы отдохнуть от своих интересов.

    Экстравертная этика (Fe, )

    Наслаждайтесь живым, оживленным и веселым общением с людьми, но, как правило, бесчувственны, когда их оставляют наедине с собой. Однако он не склонен создавать эту атмосферу сам, но может создавать ситуации, когда есть большая вероятность, что другие проявят эмоциональную инициативу и создадут веселую и эмоционально стимулирующую атмосферу. Неудачи в таких попытках вызывают тревогу, которую человек либо скрывает, либо реагирует на нее разочарованием и раздражением.

    Id Блок

    Интровертная интуиция (Ni, )

    Хотя ИЛЭ может показаться наблюдателю совершенно спонтанным, он часто тщательно планирует последствия своих идей, чтобы заручиться поддержкой других и направить их к реализации. В качестве побочного продукта большинство ИЛЭ будут рассматривать лекции о предвидении и планировании как раздражающие и ненужные. Нет нужды повторять то, что он уже обдумал в уединении собственного разума.

    Кроме того, при слишком большом внимании к последствиям ИЛЭ теряет радость открытия, связанную с его базовой функцией, и ему трудно мыслить вне естественного дополнения Ни: Se. Он предпочитает думать о ближайших возможностях (Ne) и о том, что можно сделать для их материализации (Ti), а не останавливаться на исходе того, что может или не может быть.

    Экстравертная логика (Te, )

    Хотя ИЛЭ может демонстрировать способность к практическим или эффективным рассуждениям, особенно в сочетании с функцией игнорирования Ni, обычно он прибегает к ней только для того, чтобы продать достоинства своих идей.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *