Соотношение понятий созревание развитие рост – Соотношение понятий рост, развитие, созревание. — МегаЛекции

Соотношение понятий «становление», «формирование», «развитие» и «рост»

Чтобы профессионально понимать друг друга, нам следует сначала определить указанные в заголовке понятия. Мы не будем спорить с тем, как другие авторы понимают то или иное понятие, поскольку это малопродуктивно. Разброс мнений столь велик, что настаивать на жестком закреплении понятий пока преждевременно. Мы просто договоримся, что чем будем называть – только ради удобства использования, а не потому, что наша версия лучше.

Становление личности. Под становлением будем понимать спонтанный процесс возникновения (порождения) и укрепления личности – по аналогии с процессом становления на ноги, началом ходьбы и т.п. О становлении предпочтительно будем говорить тогда, когда необходимо подчеркнуть самостоятельность (снова слышится уже знакомое «стоять»), инициативность, непредписанность кем-то извне. Но в еще большей степени, когда необходимо подчеркнуть начальность, момент возникновения нового качества, в которые человек вложил известную долю своих усилий. Разумеется, словосочетание «становление личности» очень уместно использовать в отношении ранних этапов развития личности (раннее детство), хотя, в принципе, можно использовать его и в отношении других возрастов. Например, когда требуется указать на момент возникновения и процесс укрепления некоего психического новообразования, когда необходимо подчеркнуть, что человек заново восстанавливает себя («становится на ноги») после личностного разрушения, деградации, душевного нездоровья и т.п.

Формирование личности. Под формированием же, наоборот, будем понимать организованное со стороны окружающих человека людей воздействие, направленное на придание личности тех или иных характеристик – по аналогии с приданием чему-то необходимой формы, формата. В привычных случаях адресатом воздействия (того, кого формируют) является ребенок, подросток, но им вполне может оказаться и взрослый. Для тех, кто организует воздействие, необходимо обладать соответствующим социальным статусом: быть взрослым, преподавателем, воспитателем, начальником, командиром, консультантом и т.п. Правда, и здесь возможны вариации, поскольку даже равные по социальному статусу люди в межличностном плане могут занимать по отношению друг к другу позицию воспитателя. При этом нет необходимости утверждать, что формирование происходит всегда осознанно, а воздействие всегда организуется целенаправленно. В принципе, формирующее или преобразующее воздействие включено в ткань повседневных отношений как почти неизбежный эффект от взаимодействия, от самого межличностного контакта. Но все же о формировании личности, конечно же, лучше говорить в основном по отношению к случаям, когда формирующее воздействие производится не в фоновом режиме, а в виде процесса, сравнительно отчетливо выделяющемся как основная фигура на фоне социального взаимодействия.



Развитие личности. Термин «развитие» зарезервируем для тех случаев, когда необходимо подчеркнуть систематический или нормативный характер изменений, которые происходят с человеком в его жизни. Так, можно говорить о физиологическом развитии, о профессиональном или культурном развитии и т.п. В частности, развитие личности (личностное развитие) будет означать прохождение человеком некоторых этапов (сравнительно одинаковых у большинства людей), по мере наступления которых происходят качественные изменения внутреннего плана – в структуре личности, в исполняемых функциях, в особенностях динамики.

Согласно представлениям Х. Вернера [см. Крэйн 2002], развитие имеет место там, где происходит дифференциация и иерархическая интеграция. К примеру, зародыш возникает как единое целое, из которого затем выделяются различные органы. Подобным же образом происходит и дифференциация двигательной активности плода в утробе матери, когда его туловище и конечности больше не двигаются как единое целое в одном «движении массы», а двигаются раздельно и согласованно. Другой пример, когда дети начинаю рисовать. Поначалу они делают однообразные движения туда-сюда, рисуя круглые каракули. Затем их рисование становится более дифференцированным, по мере того как они осваивают различные движения. Иерархическая организация видна там, где рисование проводится в соответствии с намерением ребенка. Рисунок разворачивается постепенно от общего замысла к деталям.



То же наблюдается и в отношении личности. Развитие сопряжено с постепенным усложнением дифференцированности мотивов, целей, ценностей, намерений и постепенной их иерархизацией, которая состоит в соподчинении, умении выбрать приоритеты, определить, что является более важным, а что может быть отложено. Дифференциация и иерархизация дополнятся интеграцией, направленной на сохранение личностной целостности человека.

Термином «развитие» удается подчеркнуть нормативный, закономерный характер такого рода изменений, которые следуют в согласии с основными вехами социализации человека. Словосочетание «развитие личности» первоначально использовалось в возрастной психологии. Наибольшее употребление в настоящее время это понятие получило в рамках психологии развития, которая включает в себя возрастную психологию в качестве основного ядра (как по происхождению, так и по основным теоретическим положениям).

Личностный рост. Понятие личностного роста широко используется в психотерапевтической литературе, особое значение этой характеристике личности придается в гуманистической и трансперсональной психологии. Точного определения для него пока нет, но семантическое поле (согласно характеру употребления) таково, что метафорически может быть описано как движение вверх. Подобно тому как растение растет к солнцу, личность «растет» по направлению к ценностям. Применительно к принятому нами структурному определению личности словосочетание «вершинная личность» может быть понято как указание на то, что данный человек сумел личностно (пристрастно) дотянуться до ценностных вершин. Соответственно, когда мы говорим о вершинной психологии (В. Франкл), то подчеркиваем этим ценностную ее направленность – указываем на стремление такой психологии понять, каким образом происходит присвоение человеком высших человеческих ценностей, превращение их в предельные индивидуальные смыслы. И в обыденном языке о человеке, выбирающем для себя указанные высокие ориентиры, говорят «тянется к чему-то» – точно как о растении.

Отметим, что сравнение личностного роста и роста растения может быть хорошо обыграно. По аналогии с растениями, корнями мы все из детства (психоанализ как глубинная психология) или из вагины, если говорить в терминах перинатальных матриц (С. Гроф). Соответственно, силы для роста (своего рода мотивационную энергетику) мы черпаем из глубинных смысловых структур: архетипов, комплексов, ранних детских фиксаций (психоанализ), систем конденсированного опыта (С. Гроф). Но растем все же в том направлении, где находим особого рода целостности (предельные ценности, добродетели, Абсолют, Бог), идентифицируясь с которыми, уподобляясь которым, мы преобразуем себя в зрелого субъекта собственных поступков, в ответственного субъекта общественных отношений.

Этой же метафорой с успехом воспользовался К. Роджерс, когда ему потребовались аргументы в защиту не только способности, но и права ребенка на самостоятельность личностного роста. Было бы губительным для растения, если бы кто-то захотел ускорить его рост тем, что начал вытягивать из почвы. Точно так же губительными для ребенка как личности (но не как социального индивида) будут попытки побуждать его к личностному росту, потому что всякое внешнее побуждение отбирает инициативу, лишает ребенка субъектности (ощущения/переживания авторства своих усилий) – подменяет рост формированием. Наоборот, продуктивно будет дать ребенку поддержку, помочь овладеть необходимыми ресурсами, релевантных данной зоне ближайшего развития (Л.С. Выготский).

Таким образом, можно в следующей манере соотнести обсуждавшиеся в данном параграфе понятия.

1. В растительной метафоре «становление», «развитие» и «рост» можно соотнести с «всходит», «созревает» и «растет», а «формирование» можно понять как уход за растением садовника (К. Роджерс) или огородника.

2. В пространственно-кинестетической метафоре «становление», «развитие» и «рост» можно соотнести с «встал», «ходит» и «поднимается на…», тогда как «формирование» можно истолковать как «услуги тренера и/или проводника».

Использование метафор данного рода также позволяет осмыслено ставить вопрос о культурных средствах, с помощью которых мотивационные процессы (стихия желаний) организуются в упорядоченную (иерархизированную) систему, которая обеспечивает человеку способность постигать ценностные вершины, прокладывать свой индивидуальный путь, используя шаблоны и схемы социального взаимодействия.

Указанные метафоры могут быть с успехом использованы психологом и в практической работе. Во-первых, для понимания, о каком именно личностном процессе в данный момент говорит клиент. Это позволяет лучше оценить потенциал его субъектности (различая между становлением и формированием), характер происходящих изменений (понимая различие между развитием и ростом) и т.п. Во-вторых, для выбора направления своей работы и необходимых для этого средств. Так, если были обнаружены пробелы в нормативном развитии, то потребуется восстановить их (то ли в виде актуальной работы во время консультативной встречи, то ли в виде домашнего задания, то ли в виде рекомендаций воспитателям и т.п.). Если же сбои произошли в ходе личностного становления, то скорее всего потребуется найти средства, с помощью которых помочь клиенту повторно проработать некий фрагмент своей жизни, внеся в него необходимые изменения.

cyberpedia.su

Соотношение понятий: изменение, развитие, созревание, формирование, становление

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Фило

xn--e1aogju.xn--p1ai

Понятие онтогенеза. Понятие развития. Соотнесение понятий рост, развитие созревание.

Основными формами развития являются филогенез и онтогенез. Психическое развитие в филогенезе осуществляется путем становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

В ходе онтогенеза происходит формирование психических структур в течение жизни данного индивида, иными словами, онтогенез – это процесс индивидуального развития человека. В последующем, говоря о развитии, мы будем подразумевать процесс индивидуального психического развития.

Области {сферы) психического развития указывают на то, что именно развивается. Можно выделить следующие области развития:

– психофизическая, которая включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека;

– психосоциальная, предусматривающая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межличностных отношений для становления Я-концепции и самосознания личности;

– когнитивная, включающая все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

Свойства индивида и личности интегрированы в структуре субъекта, что и обусловливает его готовность и способность к осуществлению практической и теоретической (интеллектуальной) деятельности. Иными словами, структура субъекта – это структура потенциалов, способностей человека.

Таким образом, изучая процессы развития психофизических (биологических) свойств, мы раскрываем динамику развития человека как индивида; о динамике развития человека как личности мы судим, исследуя процессы развития психосоциальных свойств, а оценивая степень развития умственных и других способностей человека, мы получаем представление о ходе развития человека как субъекта деятельности.

Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.



Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность.

Сам процесс развития не универсален и не однороден. Это означает, что в ходе развития действуют разнонаправленные процессы: «общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют так называемые тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса».

В психологии проблема развития интенсивно разрабатывается в рамках генетической психологии, сравнительной психологии, психогенетики, психологии развития и акмеологии.

Наряду с понятием «развитие» в психологии развития присутствуют понятия «созревание» и «рост». Долгие годы развитие трактовалось как процесс созревания. Дело в том, что сами понятия созревания и роста пришли из биологии развития. И если рост означал количественные соматические изменения, то к созреванию относили все процессы, спонтанно протекающие в организме под влиянием внутренне запрограммированных и внутренне управляемых импульсов роста.

Обычно о созревании и росте говорят тогда, когда хотят подчеркнуть генетический (шире – биологический) аспект психического развития. Созревание – это процесс, течение которого «зависит от унаследованных особенностей индивидуума»,– писал К. Коффк. Этой точки зрения придерживаются и современные психологи. В частности, Г. Крайг дает следующее определение: «Процесс созревания состоит в последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функции».

Рост – это процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции. «Если не удается обнаружить качественных изменений – это рост»,– уточняет Д. Б. Эльконин.

Развитие, созревание и рост взаимосвязаны следующим образом: созревание и рост – изменения количественные, служащие основой для развития качественных изменений. На это указывал еще С. Л. Рубинштейн: «В окончательной своей форме организм является продуктом не самого по себе функционального созревания, а функционального развития: он функционирует развиваясь и развивается функционируя»

 

Основные характеристики развития.

Факторы психического развития.

Факторы психического развития – это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) – в социальных свойствах личности, то действие фактора активности – во взаимодействии двух предшествующих.

Наследственность. Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития. Йеркс, сравнивая развитие шимпанзе и человека, пришел к выводу, что полная зрелость у самки наступает в 7-8 лет, а у самца – в 9-10 лет.

В то же время предельный возраст шимпанзе и человека примерно равен. М. С. Егорова и Т. Н. Марютина, сопоставляя значение наследственного и социального факторов развития, подчеркивают: «Генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде: во-первых, информацию об историческом прошлом человека, во-вторых, связанную с этим программу его индивидуального развития». Таким образом, генотипические факторы типизируют развитие, т. е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки. Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Каждый человек – это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.

Среда. Среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. В связи с этим уместно вспомнить теорию конвергенции В. Штерна, согласно которой психическое развитие – это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Ребенок – это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.

В то же время вклад каждого из этих факторов в процесс психического развития до сих пор не определен. Ясно лишь, что степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной. При этом проявляется устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню организма, тем сильнее уровень ее обусловленности генотипом. Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды. Заметно, что влияние генотипа всегда положительно, при этом его воздействие становится меньше по мере «удаления» исследуемого признака от свойств собственно организма. Влияние среды весьма неустойчиво, часть связей положительна, а часть – отрицательна. Это свидетельствует о большей роли генотипа в сравнении со средой, однако не означает отсутствия влияния последней.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Понятия, характеризующие онтогенез человека (созревание, развитие, формирование, становление, обучения и воспитания)

Развитие живых существ в процессе индивидуальной жизни называют онтогенезом. Он заключается в изменениях, носящих закономерный, последовательный, прогрессивный характер, как движение от низших к высшим уровням життедиял льности, ее структурное и функциональное совершенствование. Онтогенез происходит в разных направлениях, а именное:

1) как становление организма — морфофизиологические онтогенез;

2) развитие человека как сознательного общественного существа — онтогенез психики;

3) развитие личности — социальный онтогенез

Первое направление онтогенеза изучает биология. Второй и третий — исследуются в различных областях психологии (возрастной, детской, педагогической, социальной)

Онтогенез человека раскрывает ряд взаимосвязанных понятий, прежде всего, понятие»развития», которое принадлежит к основным в детской психологии. Психическое развитие выступает как последовательный, закономерный процесс количественных и качественных изменений психики, которые происходят в ходе деятельности и общения ребенка с другими людьми и знаменуют собой переход от низших к высшим х уровней жизнедеятельности, ее структурное и функциональное совершенствование.

Развитие психики ребенка хотя и обусловлен социальными условиями его жизни, но опирается на созревание организма. Последнее понятие отражает морфофизиологических линию онтогенеза

Во созреванием понимают, прежде всего, изменения индивида или отдельных его функций и процессов вследствие действия внутренних врожденных факторов. Так, можно говорить о созревании органических функций человека или всь ього ее организму.

. Созревание — проявление онтогенеза, определенный генотипом, заключающийся в последовательном становлении всех систем организма. Созревание обеспечивает необходимые для психического развития ребенка свойства его организма (особенно ости нервной системы, прямохождение, органы речи), но не определяет содержания и состава психического развития, обусловленные усвоением человеческого опыта время, психическое развитие ребенка способствует ее доз реванияню.

Созревание составляет фундамент развития, но не входит в это понятие как его аспект или сторона, имея качественно отличную природу. Так, мы можем говорить об обнаружении цвета глаз ребенка на первых месяц местах ее жизни как проявление созревания, а не развития, так как цвет глаз однозначно предопределен генотипом и не зависит от условий жизни — например, того, на что смотреть ребенку в течение первых х месяцев жизни. По-другому детерминирована динамика черт характера человека, которые возникают вследствие развития, а не созревания, поскольку от рождения они заранее не определены и зависят от того, в каких условиях воспитывался ребенок, какие требования к ней выдвигали окружающейчі.

Развитие ребенка, как правило, происходит в условиях общества, неразрывно связан с нацеленными развивающими воздействиями на подрастающего личность окружающих людей. Понятие«формирование» психических качеств подрастающей личности акцентирует социальную обусловленность психического развития ребенка в условиях общества

В процессе формирования можно выделить стихийную компонента (т.е. изменения под влиянием неуправляемых, случайных факторов, например, неформальных подростковых объединений, рекламы, моды, музыки и т.д., характер и и последствия действия которых непредсказуемы) и целенаправленный процесс изменений личности или ее отдельных сторон и качеств результате специально организованных воздействии.

Понятие«становления» подчеркивает процесс приобретения новых признаков и форм психики в процессе развития ребенка. Можно говорить, например, о становлении характера ребенка, его мышление и т.д., то есть это понятие целесообразно применять когда речь идет о развитии отдельной стороны или качества личностиі.

Закономерности психического развития ребенка находят отражение в педагогических понятиях воспитания, обучения и т.д.

. Воспитание — процесс осуществления общественных воздействий, обусловливающих формирование личности, то есть индивида как члена общества, с теми качествами, которые позволяют ему отвечать на требования общества и дают основания и пользоваться правами члена обществ.

Одним из направлений воспитания является обучения которое организуется обществом в образовательных учреждениях с целью вооружение учащихся знаниями, умениями, навыками. Психическое развитие личности и обучения тесно взаимосвязаны. Обучение ведет за собой разви иток, от особенностей обучения зависят темпы перехода индивида от низших ступеней умственного развития к высшим (ЛСВиготський). Развитие психики человека в условиях обучения достигает таких успехов, которые не возможны при других обстоятельствах частности, исследования показывают, что без специальной педагогической работы абстрактное мышление не возникает у ребенка, а соответственно организовано обучение ускоряет переход детей к абстрактное мышлениеслення.

. Основные линии психического развития детей в процессе обучения и воспитания:

o осложнения знаний. В современном мире знания накапливаются очень быстрыми темпами — намного быстрее, чем изменения в учебных программах результате школа не способна обеспечить усвоение учащимися полного объема знаний. Поэтому необходимо, чтобы учащиеся усваивали не только знания, а также способы их получения. Содержание обучения (виды и особенности знаний) определяет общий тип и структуру умственного развитияку;

o усвоения психологических механизмов применения способов и знаний — специальных умственных приемов и умений;

o развитие общих свойств личности: направленности, механизмов сознания, волевых качеств и т.д.

Заключение о понятиях, характеризующих онтогенез человека: — развитие живых существ в процессе индивидуальной жизни называют онтогенезом;

— сущность онтогенеза человека в разных своих аспектах раскрывают понятие развития, созревания, формирования, становления, обучения и развития;

— психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений психики, которые происходят в ходе деятельности и общения ребенка с другими людьми и знаменуют переход от низших к высшим уровням жизненно тедияльности

— созревание — проявление онтогенеза, определенный генотипом, обеспечивающий необходимые для психического развития ребенка свойства его организма;

— социальную обусловленность онтогенеза человека в условиях современного общества отражают психологическое понятие формирования и педагогические понятия воспитания и обучения

uchebnikirus.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *