Соотношение понятий «психика» и «сознание»
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, но на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине глава о сознании, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одной из наименее разработанных.
Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.
Психологические характеристики сознания
Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.
Мысленное представление и воображение действительности — вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.
Здесь,
правда, есть одна сложность. Воображение
и представления не всегда находятся
под сознательным волевым контролем и
в этой связи возникает вопрос: имеем ли
мы дело с сознание в том случае, если
они представляют собой «поток сознания»
— спонтанное течение мыслей, образов
и ассоциаций. Думается, что в данном
случае правильнее было бы говорить не
о сознании, а о
Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.
Волевое управление психическими процессами и состояниями всегда связывалось с сознанием. Не случайно, что в старых учебниках по психологии темы «Сознание» и «Воля» почти всегда соседствовали друг с другом и обсуждались одновременно.
Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует, В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них — осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.
Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.
Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.
Третья
характеристика человеческого
сознания —
Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории.
Одной из важнейших интегральных характеристик личности является понятие Я-концепции. Понятие «Я-концепция» зародилось в русле гуманистической психологии, в 1950 г.г., и первые теоретические разработки в области Я-концепции принадлежат К. Роджерсу.
studfiles.net
Тема 4. Категории «психика» и «сознание» в психологии
Понятие о психике. Своеобразие психического отражения как субъективного образа объективного мира. Структурная организация психики. Психологическая структура сознания. Основные подходы к структуре сознания (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко). Сознание и бессознательное. Учение о бессознательном в психологии. Понятие о механизмах психологической защиты. Самосознание человека. Самопознание и самооценка. Рефлексивное сознание. Понятие о психике как одной из форм отражения объективной реальности. Своеобразие психического отражения как субъективного образа объективного мира. Физиологические механизмы психического.
Филогенетическое развитие психики. Сущность различий психики человека и животных. Уровни отражения у человека. Сознание, его функции, свойства. Историческая обусловленность развития сознания. Сознание человека древних культур. Мифологическое сознание. Сознание и самосознание античности. Сознание и переживания человека средних веков. Сознание и понятие о внутреннем мире. Сознание Возрождения. Новое время и становление самосознания.
Краткое содержание лекций (Азарова е.А., Белоусова а.К., Коваль ю.Б.).
Психикавозникает на определённом этапе развития материи, она вторична по отношению к окружающему миру. Психика функционирует как свойство особым образом организованной материи.Психика– отражение внешнего мира и сама познаваема, как и другие явления. Психика человека – общественно-исторически обусловлена. Психика возникает на основе практического взаимодействия субъекта с внешним миром и выполняет в нём активную роль. Психика развивается, в ходе этого развития происходит переход количественных изменений в качественные. Источником развития являются внутренние противоречия.
Психика – свойство живых, высокоорганизованных материальных тел, которое заключается в их способности отражать своими состояниями окружающую их, независимо от них существующую действительность.
Ощущение связано только с высшими формами материи, у которой существует способность, сходная с ощущением, — свойство отражения. Понятие отражения является ключевым для теоретической психологии, в нем – идея развития, идея изучения различных условий и форм отражения.
Отражение – общее свойство материи, обусловлено тем, что предметы и явления находятся в универсальной взаимосвязи и взаимодействии. Объекты, воздействуя друг на друга, производят определенные изменения. Формы отражения зависят от структурной организации взаимодействующих тел. Содержание отражение выражается в том, какие изменения произошли в отражающем предмете и какие стороны воздействующего предмета они воспроизводят.
На уровне неорганической материи — физическоеотражение (зеркальное).
При переходе к органическому миру — более высокая, сложная форма отражения – биологическое.Носит активный характер (например, деревья, листья при высокой температуре изменяют просвет устьевых отверстий, свертывают листья). Биологическое отражение – необходимое условие существование тела. Элементарная и исходная форма отражения –раздражимость– общее свойство всех живых тел приходить в состояние деятельности под влиянием внешних воздействий. Тропизм – способы реагирования своеобразными движениями по отношению к биотическим факторам. (фото-, термо-, хемотропизмы). Биологическая форма отражения исчерпывается данными реакциями. Тропизмы животных – механизмы элементарных процессов поведения, способного к адаптации.
По А.Н.Леонтьеву чувствительность–психическоеотражение — раздражимость по отношению к такого рода воздействиям среды, которые соотносят организм к другим воздействиям, т.е. которые ориентируют организм в среде, выполняя сигнализирующую функцию. Основное условие – переход от жизни в однородной среде к жизни в среде дискретных предметов, к всецело оформленным итогам жизни.
Активность психического отражения
Отражение является результатом активного процесса, т.е. для того, чтобы возникло отражение, одного воздействия отражаемого объекта на живую систему недостаточно, необходимо, чтобы существовал «встречный» процесс — деятельность субъекта по отношению к отражаемой реальности. В этом активном процессе и происходит формирование отражения, его проверка и коррекция. Если нет этого активного процесса, нет и психического отражения.
Необходимость ощущений, дающих правильное отражение действительности, лежит в требованиях и условиях самой жизни, т.е. в тех процессах, которые реально связывают человека с окружающей действительностью.
Активность психического отражения проявляется:
В активной роли отражения в управлении жизненными процессами, процессами поведения (наличие побуждений, активный поиск наилучшего решения, перебор вариантов возможного поведения).
Активность отражения в смысле того, что отражение – результат активного процесса (для того, чтобы возникло отражении одного воздействия объекта на живую систему недостаточно, необходима встречная деятельность субъекта по отношению к отражаемой реальности). Процесс отражения является результатом не воздействия, а взаимодействия.
2.Структурная организация психики: психические процессы, психические свойства и состояния.Психические процессы – наиболее динамичные явления в структуре психики, как правило, носят познавательный характер. Выделяют: чисто познавательные – ощущения, восприятия, мышление, воображение; вспомогательные – внимание, память.Психические состояния – более стабильные состояния в структуре психики, они носят эмоциональный характер, целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени.Психические свойства – самые стабильные явления в структуре психики, характеризуют постоянные способы взаимодействия человека с миром.
3. Сознание – высшая, свойственная человеку форма отражения объективных, устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира.
По В.И.Слободчикову, сознаниеоказывается многомерным, объемным, оно причинно обусловлено на различных, одновременно существующих уровнях: на уровне механики социального, механики бессознательного, механики знаковых систем культуры.
Сознание есть отношение в самой действительности, т.е. оно встроено в реальный процесс жизни людей.
Сознание не имеет индивидуального существования или индивидуального представительства. Оно просто есть, ни к кому-либо, и ни к чему конкретно не приуроченное. Как таковое, сознание есть культурно (знаково-символически), действенно (результативно), предметно (смыслово), со-оргонизованное сообщество, которое оказывается подлинным «телом» сознания.
Практика сознания означает, что, благодаря действиям человека, сознание перестает быть непосредственным автоматическим функционированием. Сознание впервые начинает быть рефлексией (разрыв, выход человека из полной поглощённости непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней).
По А.Н.Леонтьеву, сознательноеотражение в отличие от психического отражения, свойственного животным, – это отражение предметной действительности в ее отдаленности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства.
Труд создал сознание человека. Возникновение и развитее труда – привело к изменению и очеловечиванию его мозга, органов его внешней деятельности и органов чувств.
Употребление и изготовление орудий – характерно для трудовой деятельности, в условиях совместной, коллективной деятельности, так что человек вступает не только в отношения с природой, но и в отношения с людьми.
Итак, деятельность высших животных подчиняющаяся естественным, вещным связям и отношениям, превращается у человека в деятельность, подчиняющуюся связям и отношениям, изначально общественным. Это и составляет основную причину возникновения специфически человеческой формы отражения действительности – сознания. Основные условия возникновения сознания: 1.коллективный труд; 2.речь и язык. Биологические условия: изменения головного мозга: вес, проекционные зоны, органы чувств.
I. Коллективный труд. Употребление и изготовление орудий.
Совершается в условиях совместной, коллективной деятельности, вступает в определенные отношения к природе и другим людям. Основания труда можно найти в деятельности животных, а именно: 1)совместный ход инстинктивных действий и наличие иерархии отношений между людьми; 2)выделение в деятельности животного фазы подготовки и фазы осуществления, которые могут быть значительно отодвинуты друг от друга. Но у животных деятельность подчиняется естественным, вещным связям, а у человека деятельность подчиняется общественным отношениям.
Орудийный характер — трудовые операции осуществляются с помощью орудий. Орудие – предмет, которым осуществляют трудовое действие. Орудие является носителем первой абстракцией, первого обобщения. Орудие – это общественный предмет, т.е. предмет, имеющий определенный способ употребления, который общественно выработан в процессе коллективного труда и который закреплен за ним. Орудие – то, что специально изготавливается или отыскивается, что хранится человеком и само хранит осуществляемый им способ действия. Орудие для человека – это общественно выработанный способ действия (А.Н.Леонтьев, 1981)
II. Язык. Конкретной формой сознания людьми окружающего мира является язык. Возникновение языка может быть понято лишь в связи с появлением у людей в процессе труда необходимостью что-то сказать друг другу.
Трудовые движения
Воздействуют
На природу На других людей
Функция непосредственно производственная Функция общения
В дальнейшем обе эти функции разделяются между собой. В тех условиях, когда движение не приводит к практическому результату, оно способно воздействовать на других участников производства, например, способно привлечь их к совместному выполнению данного действия. Такие движения превращаются в жесты. Жест – это и есть не что иное, как движение, отделенное от своего результата, и приложенное к тому предмету, на который оно направлено. Потом главная роль переходит от жестов к звукам голоса – возникает звуковая членораздельная речь. То или иное содержание, означаемое в речи, фиксируется, закрепляется в языке. Производства языка и речи, как и сознания, первоначально непосредственно вплетено в производственную деятельность – и это главнейшее условие, под влиянием которого они развивались как носители сознательного отражения действительности.
Язык выступает не только как средство общения людей, он выступает как форма человеческого сознания. Итак, условия перехода от досознательной психики к сознанию человека:
когда отношение к природе становится опосредованным его трудовыми связями с другими людьми;
в условиях трудовой деятельности посредством орудий – и это практическая форма человеческого познания.
Возможно только в условиях существования языка, возникающего вместе с ним в процессе труда. Индивидуальное сознание возможно только в условиях существования сознания общественного, т.о. сознание есть отражение действительности, как бы преломленное через призму общественно выработанных языковых значений, понятий.
Отличие сознания человека от психики животных
Общее положение: каково объективное строение поведения животных, такова и форма отражения действительности.
Поведение животного является инстинктивно-биологическим; у животных не существует устойчивого объективно-предметного отражения действительности.
У животных не существует разделения объективного предмета своего отношения и своего отношения к нему.
Отношение животных к себе подобным таково, как и их отношение к другим внешним объектам, т.е. принадлежит к кругу инстинктивно-биологических.
Особенности взаимоотношений животных друг с другом определяют и особенности их «речи». Человек в речи выражает объективное содержание. И отвечает на речь не просто, как на звук, устойчиво связанный с определенным явлением, а именно на отраженную в речи реальность. Животное отвечает не на то, что обозначает, объективно отражает данный сигнал, но на сам сигнал, который приобрёл для него определённый биологический смысл.
Способность создавать и сохранять орудия.
Передача общественного опыта
Развитие сознания, человеческой психики подчиняется законам общественно-исторического развития.
Деятельность человека всегда мотивирована, целенаправленна, имеет результат и смысл.
В сознании человека запечатлевается прошлый опыт, что не характерно для животных. Отсюда апперцепция – осознанное восприятие человека в отличие от ощущений животного.
По А.Н.Леонтьеву сознательное отражение психологически характеризуется наличием специфического внутреннего отношения – отношения субъективного смысла и значения.А.Н.Леонтьеввыделяет в сознании три взаимосвязанных стороны:
1.Чувственная ткань сознания. 2. Значения. 3.Личностный смысл.
Чувственная тканьсознания образуется с помощью органов чувств, создающих чувственный состав образов реальности. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира (А.Н.Леонтьев С. 134).Значения представляют собой общественно выработанные способы действий с предметами. Значения преломляют отражение окружающего мира. Носителем значений выступает язык, но обусловливает их развитие не сам язык, но деятельность. Значение – это обобщение действительности, фиксировано в слове, форма кристаллизации общественной практики человечества. Таким образом, значение принадлежит миру общественно-исторических явлений, но в то же время факт индивидуального сознания, это форма, в которой человек овладевает обобщённым и отражённым человеческим опытом.Значение – обобщенная форма отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий.
Личностный смысл– индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность.Личностный смыслсоздает пристрастность человеческого сознания (там же, С. 153).Личностный смысл— индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность. Личностный смысл выражает отношение мотива к цели; выражается отношением того, что побуждает его действовать, к тому, на что его действие направлено как на свой результат. Личностный смысл может выражаться в значениях.
Л.С. Выготский– в сознании выделяет 2 слоя: 1) сознание для сознания 2) сознание для бытия.В.П. Зинченкоразвил эту идею Л.С.Выготского и предложил следующую структуру сознания
Сознание.
бытийно-деятельностный слой рефлексивно-созерцательный слой
биодинамическая ткань значение смысл
действия чувственная
ткань образа
Биодинамическая ткань действия — это обобщённое наименование для различных характеристик живого движения и предметного действия (это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения). Это материал, из которого строятся целесообразные движения и действия. По мере их построения сложной становится форма движений и действий, она заполняется когнитивными, эмоционально-оценочными, смысловыми образованиями.
Рефлексивно-созерцательный слой одновременно является событийным, а бытийный не только испытывает влияние рефлексивного, но и сам обладает зачатками рефлексии. Поэтому его может назвать сорефлексивным. В рефлексивно-созерцательном слое присутствуют элементы бытийно-деятельностного слоя, т.к. смысл — это всегда смысл чего-то: образа, действия, жизни. Выраженное словом значение содержит как образ, так и действие. Бытийно-деятельностный слой несет на себе следы рефлексии, содержит ее истоки и начало.Смысловая оценка включена в биодинамическую и чувственную ткань.
Практика сознания – это процесс овладения сознанием, практика сознания преобразует бытийное сознание в рефлексию, или в рефлексивное сознание (По В.П.Зинченко).
studfiles.net
Сознание и психика
Практически любая формулировка сознания указывает на него как на психическое явление. Однако не всякая дает представление о соотношении психики и сознания. Г. В. Акопов по этому поводу заметил: «Явное или неявное отождествление сознания и психики устойчиво воспроизводится на протяжении всей истории отечественной психологии» . Добавим: и зарубежной тоже. Тем не менее в отечественной психологии доминирует представление о сознании как о высшем уровне психической деятельности и специфически человеческом качестве психики. Следовательно, объемы сравниваемых понятий должны быть различны, а именно: понятие «психика» должно быть шире понятия «сознание» . Мы здесь говорим об индивидуальных сознании и психике (при этом понимаем их как о единые целостные образования, что автоматически исключает из обсуждения имеющиеся в литературе представления о сознании как о совокупности пусть и взаимосвязанных, но разных специфических сознаний ).
Во-первых, психика присуща и животным, а сознание, как утверждает подавляющее большинство исследователей, — только человеку. Во-вторых, у человека психика включает как сознательное, так и выходящее за пределы сознания (бессознательное, подсознательное, надсознательное, предсознательное, досознательное и т. п.). В-третьих, психика может проявляться не только как нечто целое, но и как части этого целого (отдельные функции, отдельные психические процессы, отдельные психические свойства и т. д.), сознание же проявляется только как целое. В-четвертых, работа психики — постоянный фактор жизнедеятельности человека, а работа сознания — фактор переменный (например, отсутствие сознания во сне, под гипнозом и в других «бессознательных» состояниях). В-пятых, сознание — это этап в развитии психики. В филогенезе психика насчитывает сотни миллионов лет, а сознание — только сотни тысяч лет. В онтогенезе сознание (как считают специалисты по детскому развитию) отсутствует в младенчестве и может редуцироваться в старости в результате возрастных изменений в организме, психика же присуща всем возрастным периодам. Наконец, в-шестых, патология сознания не может исключить полностью работы психики, а патология психики, сохранив ее отдельные функции, может вызвать полную потерю сознательной регуляции поведения.
Но все это ни в коей мере не позволяет говорить о сознании как о составной части психики. Это было бы примитивизмом! Сознание — это ипостась психики на ее высшем уровне организации.
Хорошей иллюстрацией к соотношению психики и сознания служит одна из устоявшихся гипотез нейрофизиологических основ сознательного и бессознательного . Из физиологии известно, что на внешнее воздействие нервная система может реагировать тремя последовательными ответами. Первый строго локален. Возбуждение проходит по афферентным путям и вызывает в соответствующем анализаторном центре первичный ответ с латентным периодом 9- 15 миллисекунд (мс). Через несколько миллисекунд возникает вторичный ответ, охватывающий уже более широкие зоны, но не сопровождающийся общей активацией организма. Эти два ответа могут наблюдаться и во сне, т. е. относятся к бессознательному.
В некоторых случаях вслед за этими ответами через 80- 150 мс следует третья волна реакции. Она сопровождается активацией огромных клеточных территорий коры мозга и сопровождается «реакцией пробуждения», формированием состояния бодрствования, повышением активности и соответственно появлением сознания. В процедуре такой активации мозга участвует ретикулярная формация. Также известно: 1) время латентного периода любой ответной реакции прямо пропорционально количеству включенных в нее синапсов; 2) стереотипные, автоматизированные реакции протекают быстро и могут не отражаться в сознании. Это реакции на малоинформативные сигналы.
Все сказанное означает, что наиболее замедленные, осуществляемые большим числом нервных элементов реакции скорее всего и есть осознанные ответы. Кратковременные с малым числом участвующих элементов реакции — неосознанные. И тогда «сознание представляет собой новое качество, возникающее в результате включения в действие огромного количества элементов “подсознательного”. Сознание как бы строится из отдельных кирпичиков подсознательного. Подсознательное относится к сознательному как часть к целому. Вместе с тем сознание, т. е. “целое”, представляет собой новое качество, не сводимое к бессознательному» .
Итак, понятие «психика» перекрывает понятие «сознание». Главным же субъективным фактором, отличающим сознание от психики, как считает большинство исследователей, выступает осознанность объекта, на который направлена психическая активность субъекта. В качестве резюмирующего эту мысль положения приведем, как всегда, точное и четкое, высказывание С. Л. Рубинштейна: «В психологическом плане сознание выступает реально, прежде всего, как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя… Сознание как образование — это знание, функционирующее в процессе опознания действительности» . Заметим, что в качестве объекта осознания могут выступать не только предметы и явления внешнего мира, но и сигналы из внутренней среды организма и наши идеальные продукты деятельности психики (образы, психические процессы и состояния, мотивы, интересы, мысли и т. д.).
Как уже говорилось, осознание, по нашему мнению, связано с выполнением трех операций: 1) выделение объекта из среды; 2) соотнесение выделенного объекта с другими объектами; 3) соотнесение объекта с самим субъектом. Понятно, что все три операции производятся практически одновременно, симультанированы в единый психический акт. Выделение объекта есть его ограничение, а проведение границы уже есть начальный этап соотнесения данного объекта с другими. Соотнесение предполагает сравнение и установление связей. Ну а уж соотнесение с собой предполагает предварительное выделение себя из среды. И не просто выделение, а и противопоставление ей: «Я — все остальное».
Отнесение к себе, «примеривание» на себя окружающей действительности в акте осознания является его квинтэссенцией. Именно этот факт чаще всего подчеркивается при описаниях сознания. Так, У. Джемс считал, что «наиболее общим фактом сознания служит не “мысли и чувства существуют”, но “я мыслю” или “я чувствую”» . А возможно такое потому, что «всякий из нас по-своему разделяет мир на две половинки, и для каждого почти весь интерес жизни сосредоточивается на одной из них, но пограничная черта между обеими половинками одинакова: “Я” и “не-Я”. Интерес совершенно особенного свойства, который всякий человек питает к тому, что называет “Я” или “мое”, представляет, быть может, загадочное в моральном отношении явление, но во всяком случае должен считаться основным психическим фактом» . В. М. Бехтерев утверждал, что «наиболее элементарной формой сознания следует признавать ту, при которой в сознании присутствует главным образом одна группа представлений о “Я” как субъекте в отличие от “не-Я”». Обобщая опыт изучения сознания, Н. И. Чуприкова пишет: «Среди главных признаков понятия сознания в психологии на первом месте наиболее часто называют познавательное отделение “Я” и “не-Я”, знание о собственном знании объективной реальности, способность отдавать отчет в своих действиях, переживаниях и мыслях» .
students-library.com
3.Соотношение психических понятий «сознание», «самосознание», «бессознательное»
Сознание – высший уровень физической активности человека, как социального и духовного существа, отношения к миру со знанием его объективных закономерностей.
Самосознание – высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в осознании человеком своих качеств, самого себя.
Бессознательное – совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не отдает отчета. Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от окружающего мира. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции определенных социальных норм.
Но в психике человека не только сознательные процессы, но и процессы которые не контролируются субъектом, так называемые бессознательные. Они противостоят сознанию, но в то же время находятся в неотрывной связи с ним. В бессознательной жизни, главенство принадлежит нашему подсознанию. Ведь подсознание, хранит всю информацию, как нашего тела на данный момент, так и духовную развитость человека.
Человек как совершенная материя, способен не только накапливать опыт прошлого, но и способен вновь открыть все тайны пройденного.
Заключение
Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод, что прошлый опыт человека зарождается не только с медицинской, но и философских точек зрения. Ведь человек, опирается на сознательную и бессознательную жизни.
Следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознанием и бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием, а так же с поведением человека и его сознательной регуляцией.
Проблема бессознательного в психологии занимает огромное место. Только через изучение бессознательного можно познать себя, решить многие свои проблемы.
Но как мы выяснили, сознание, отнюдь, не является единственным звеном многогранной человеческой психики, оно контролирует многие процессы, но далеко не все без исключения.
Список литературы
Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учеб.пособие/Под ред. Э.В. Островского. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 384 с.
Гриншпун И.Б. Введение в психологию . – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
Психологический словарь/ под ред. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика – пресс, 1999.
http://all-psychology.ru/ppp/soznanie/bessoznatelnoe/rol.html
http://azps.ru/sch/index.html
http://vestishki.ru/node/746
http://rudocs.exdat.com/docs/index-503945.html?page=2
http://www.grandars.ru/college/psihologiya/psihika-cheloveka.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5
1http://azps.ru/sch/index.html
2http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5
3http://i-po.ru/shpory/psyhologia1/psyhologia127.html
4http://www.grandars.ru/college/psihologiya/psihika-cheloveka.html
5http://rudocs.exdat.com/docs/index-503945.html?page=2
6http://vestishki.ru/node/746
7http://all-psychology.ru/ppp/soznanie/bessoznatelnoe/rol.html
studfiles.net
Соотношение понятий «психика», «сознание», «бессознательное».
Подпсихикойпонимают свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом субъективного психического образа регулировать активность, поведение, деятельность.
Сознание –высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.
Проблема развития психики имеет три аспекта изучения:
возникновение и развитие психики в животном мире;
возникновение и развитие человеческого сознания;
развитие психики в онтогенезе человека, т. е. начиная от рождения и до конца жизни.
Возникновение психики есть результат эволюции материи. Психика не возникает с зарождением жизни на Земле, она появляется только на относительно высоком уровне развития органической жизни. Простейшие живые существа не обладают способностью психического отражения. Живая материя обладает такой способностью как раздражимость.
Раздражимость – это способность реагировать, отвечать на воздействия среды, изменять физиологическое состояние (на уровне обмена веществ) под влиянием биологически значимых воздействий.
Отражение на психическом уровне, по гипотезе А. Леонтьева, характеризуется появлением у живых организмов чувствительности. Чувствительность возникает на базе раздражимости как всеобщего свойства живой материи. Чувствительность – первое проявление психики и показатель ее возникновения.
Чувствительность – это способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к раздражениям, имеющим прямое биологическое значение.
А. Н. Леонтьев выделяет три стадии развития психики животных:
1. На стадии элементарной чувствительности живые организмы реагируют только на отдельные свойства предметов внешнего мира.
2. На стадии предметного восприятия деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности осуществляется в виде целостных образов.
3. Стадия интеллекта характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности.
Психика как выделение и отражение отдельных свойств окружающих предметов и явлении связана с появлением и развитием нервной системы.
В пределах каждой стадии могут быть лишь различные уровни: низший, высший, наивысший.
В зависимости от уровня развития нервной системы и психической деятельности различают три типа поведения животных как способыих приспособления к окружающей среде: инстинкты, навыки и простейшие формы интеллектуального (разумного) поведения. Выделяют врожденные и приобретенные в процессе жизни формы поведения живых организмов.
К врожденным формам поведения относятся инстинкты.
Инстинкты. Инстинкты — это сложные врожденные действия животных, основанные на безусловных рефлексах, при помощи которых животные удовлетворяют свои биологические потребности. Физиологически инстинкты представляют собой сложные цепи безусловных рефлексов, причем конец одного рефлекса является возбудителем следующего рефлекса и т. д.
Инстинкты выработались в ходе естественного отбора как результат отбора и закрепления в ряде поколений биологически целесообразных действий.Инстинкты обеспечивают животным успешное приспособление к окружающей среде и удовлетворение необходимых жизненных потребностей.
Для инстинктов характерно относительное постоянство, однотипность проявления у животных одного и того же вида.
Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных называют навыками.
Навыки животных. Животные не могут успешно приспособиться к изменяющейся среде, опираясь только на врожденные формы поведения — инстинкты. По мере усложнения жизни животных ведущее значение начинает приобретать новый, более совершенный тип поведения, позволяющий животному сравнительно легко приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Этот тип поведения — навык.
Навык — способ поведения, приобретенный в индивидуальной жизни и закрепленный в результате упражнений. В основе навыка лежитсистема условных рефлексов. Навыки появляются на более высоком уровне развития животного мира.
Навык по сравнению с инстинктом не всегда более сложная форма поведения (в ряде случаев инстинкты — гораздо более сложные формы поведения), но более гибкая, пластичная и вследствие этого более совершенная форма поведения.
Навыки могут вырабатываться у животных как в естественных условиях жизни,так и путем специального обучения, дрессировки.
Способность приобретать навыки имеется не только у высших, но и у низших животных. Навык есть условный рефлекс.
infopedia.su
Соотношение сознания и бессознательного. Психология. Полный курс
Соотношение сознания и бессознательного
Согласно З. Фрейду, психика человека состоит из трех находящихся в состоянии непрерывного взаимодействия между собой областей: сознательного, бессознательного и предсознательного. Эта модель сложилась в психоанализе в результате продолжительной психотерапевтической практики З. Фрейда и под влиянием философских теорий Ф. Ницше, А. Шопенгауэра и Э. Гартмана.
По мнению З. Фрейда, первым двум областям психики – сознательному и бессознательному – присуща постоянная борьба, воздействующая на функционирование всей психической жизни человека. Следствиями этой борьбы становятся душевный акт или человеческий поступок.
Сознание не всегда контролирует поступки и чувства и определяет направленность человеческих мыслей. Необходимым и важным составным элементом психической структуры является система бессознательного. Зачастую оно и является движущей силой, детерминирующей в том числе и поведенческую модель человека.
Бессознательное в психике является врожденной инстинктивно-рефлекторной деятельностью. На уровне бессознательного поведенческие акты (например, направленные на удовлетворение биологических потребностей, таких как сохранение организма или вида, в том числе продолжение рода) регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. При этом генетически обусловленная программа поведения человека находится под контролем более высоких и более поздно сформировавшихся мозговых структур. Данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции в крайне редких случаях, в критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта).
В личности человека бессознательное предстает в виде качеств, интересов, потребностей и т. д., не осознаваемых, но присущих ему и проявляющихся в разнообразных непроизвольных реакциях и психических явлениях. Систематизировав, их можно разделить на три группы бессознательных явлений личностного характера:
1) ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов;
2) непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и т. п., что опосредованно или непосредственно связано для человека с неприятными переживаниями;
3) представления, связанные с восприятием, памятью и воображением (сновидения, грезы, мечты).
Основной причиной этого явления считается существование разных типов бессознательных психических явлений, различным образом соотносящихся с сознанием. Некоторые бессознательные психические явления находятся на подсознательном уровне психической деятельности, являясь обобщенными, автоматизированными в опыте отдельного индивида стереотипами его поведения (умения, навыки, привычки, интуиция). К ним же относят импульсивно-эмоциональную сферу (неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки). Это непроизвольная сфера личности, «центр» индивидуальных поведенческих штампов, так называемая вторая натура.
Очень устойчивая и неподвижная сфера подсознательного определяет поведение, которое можно лишь слегка откорректировать только методами психотерапии и гипноза. Говоря метафорически, сознание вооружено понятиями, а подсознание – эмоциями и чувствами.
В психике человека сознательное и бессознательное противостоят друг другу. Одновременно они неразрывно связаны. В области бессознательного главная роль принадлежит подсознанию, которое хранит всю информацию о человеческом теле на текущий момент и о духовном развитии человека.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Соотношение сознания и бессознательного | PSYERA
Все психические явления можно разделить на две группы. Первые осознаются самим человеком. Проявление вторых не отражается в сознании человека – их называют неосознаваемыми процессами, или бессознательным. Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов, состояний, обусловленных такими воздействиями, во влиянии которых на свое поведение человек не отдает себе отчета. Здесь нет ни самоконтроля, ни самооценки.
Элементы бессознательного в той или иной степени представлены во многих психических процессах, например бессознательное ощущение равновесия, неосознаваемые образы восприятия, связанные с узнаванием ранее виденного. Бессознательное в личности человека – это те стороны личности, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются непроизвольно.
А. Г. Асмолов предложил объединить разнообразные проявления бессознательного в поведении человека в следующие группы:
- надиндивидуальные надсознательные явления – это усвоенные субъектом типичные для данной группы (общности) образцы поведения, влияние которых не осознается самим человеком. Эти образцы, усваиваясь через подражание, определяют социально типичные особенности поведения человека;
- неосознаваемые мотивы поведения – будучи вытесненными из сознания личности из-за конфликта с социальными запросами общества, скрытые влечения образуют скрытые комплексы, воздействующие на личность и проявляющиеся в непрямых символических формах (сновидениях, оговорках, описках и т. д.). Такие бессознательные мотивы позволяет выявить метод психоанализа З. Фрейда;
- неосознаваемые резервы органов чувств – воздействие на поведение таких раздражителей, о которых человек не может дать себе отчета; такие явления были описаны еще И. М. Сеченовым как «шестое чувство»;
- неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операционные установки и стереотипы) – возникают в процессе решения различных задач (перцептивных, мнемических, моторных, мыслительных) и предопределяются прошлым опытом поведения в аналогичных ситуациях.
Психика в целом, сознание и бессознательное в частности обеспечивают приспособленность, адаптацию человека к внешнему миру. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля. Но многие поведенческие акты совершаются человеком на бессознательном уровне. Сознание и бессознательное – это качественно различающиеся уровни ориентировки в действительности, каждый из которых вносит свой вклад в регуляцию деятельности субъекта.
psyera.ru