Три составляющие структуры личности
В структуру личности, таким образом, в первую очередь входит системная организация ее индивидуальности, т.е. внутрииндивидная (интраиндивидная) подсистема, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека, необходимая, но недостаточная для понимания психологии личности.
Личность, являясь субъектом системы действительных отношений с обществом, с группами, в которых она интегрирована, не может быть заключена лишь в некое замкнутое пространство внутри органического тела индивида, а обнаруживает себя в пространстве межиндивидных отношений. Не сам по себе индивид, а процессы межличностного взаимодействия, в которые включены, по меньшей мере, два индивида (а фактически общность, группа), могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия.
Из этого следует, что личность в системе своих действительных отношений как бы обретает свое особое бытие, отличающееся от телесного бытия индивида,
Примечательно, что, переводя рассмотрение личности в межиндивидное «пространство», мы получаем возможность ответить на вопрос о том, что представляют собой такие описанные выше феномены, как самоопределение личности, внутригрупповая идентификация и др. Что это: собственно груп новые или личностные проявления? Оказывается, что когда характеристики и само существование личности не замыкаются «под кожей» индивида, а выносятся в межиндивидное «пространство», ложная альтернатива, порождаемая отождествлением понятий «индивид» и «личность» (либо, личностное, либо групповое), оказывается преодоленной. Личностное выступает как проявление групповых взаимоотношений, групповое выступает в конкретной форме проявлений личности.
Интраиндивидная и интериндивидная подсистемы не покрывают все проявления личности. Есть возможность выделить третью составляющую структуры личности – метаинди-видную. Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих здесь и теперь связей с другими индивидами. В этом случае в центре внимания психолога оказываются «вклады» в других людей, которые субъект вольно или невольно осуществляет посредством своей деятельности. Индивид как личность тем самым выступает в качестве субъекта этих активно производимых преобразований интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы так или иначе связанных с ним людей. Речь идет об активном процессе своего рода продолжения себя в другом не только в момент воздействия субъекта на других индивидов, но и за пределами непосредственного актуального сиюминутного взаимодействия. Процесс и результат запечатления субъекта в других людях, его идеальной представленности и продолженности в них «вкладов» получил название персонализации.
Явление персонализации открывает возможность пояснить всегда волновавшую человечество проблему личного бессмертия. Если личность человека не сводится к представленности ее в телесном субъекте, а продолжается в других людях, то со смертью индивида личность полностью не умирает. Вспомним слова А.С.Пушкина: «Нет, весь я не умру… доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит». Индивид как носитель личности уходит из жизни, но, персонализированный в других людях, он продолжается, порождая у них тяжелые переживания, объясняемые трагичностью разрыва между идеальной представленностью индивида и его материальным исчезновением. В словах «он живет в нас и после смерти» нет ни мистики, ни чистой метафоричности — это констатация факта разрушения целостной психологической структуры при сохранении одного из ее звеньев.
Можно предположить, что если бы мы сумели зафиксировать существенные изменения, которые данный индивид произвел своей реальной предметной деятельностью и общением в других индивидах, что формирует в других его идеальную представленность – его личностность, то мы получили бы наиболее полную его характеристику именно как личности. Именно эту задачу решает применение метода отраженной субъектности. Индивид может достигнуть ранга исторической личности в определенной социально-исторической ситуации только в том случае, если эти изменения затрагивают достаточно широкий круг людей, получая оценку не только современников, но и истории, имеющей возможность достаточно точно взвесить эти личностные вклады, которые в конечном счете оказываются вкладами в общественную практику.
Если подлинную личность метафорически можно было бы трактовать как источник некой мощной радиации, преобразующей людей, связанных с этой личностью в условиях деятельностного опосредствования (радиация, как известно, может быть полезной и вредоносной, может лечить и калечить, ускорять и замедлять развитие, становиться причиной различных мутаций и т.д.), то индивида с бедными личностными характеристиками можно уподобить нейтрино — частице, которая пронизывает плотную среду, не производя в ней никаких — ни полезных, ни вредных — изменений.
Факт персонализации может быть установлен экспериментально, что получило подтверждение в большом количестве исследований, выполненных с помощью метода отраженной субъектности.
Например, школьникам предлагают дать оценку умственных, волевых, нравственных и других качеств незнакомого сверстника, чью фотографию им дают посмотреть. Так как сфотографирован неизвестный, черты лица которого недостаточно информативны для выводов, то оценки, даваемые испытуемыми, аморфны и неопределенны. Его не считают умным, но и не утверждают, что он глуп, и т.д. Во второй серии опыта предъявляют аналогичное фото другого школьника. Включается фонограмма, на которой записан голос педагога. При этом содержание того, что он говорит, фактически не улавливается испытуемым, тем более что оно не имеет никакого отношения к задаче оценки портрета. Между тем голос одного педагога приводит к резкой поляризации оценок: незнакомец оценивается как глупый, злой, хитрый и т.п. или, напротив, как умный, добрый, простодушный и т.п., а голос другого оставляет оценки столь же аморфными, какими они были в первой экспериментальной серии. Очевидно, что первый педагог в большей степени личностно представлен, персонализирован в своих учениках.
Таким образом, в структуру личности человека входят три образующие, три подсистемы: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и, наконец, в других людях. Естественно, что личность может быть охарактеризована в единстве всех трех сторон ее существования, как субъект межиндивидных, социальных по своему происхождению, связей и отношений.
Единство рассмотрения личности во всех трех ее подструктурах покажем на примере такой важной ее характеристики, как авторитетность.
Авторитет складывается в системе межиндивидных отношений и в зависимости от уровня развития группы проявляется в одних общностях как жесткий авторитаризм, реализация прав сильного, как «авторитет власти» по преимуществу, а в других, высокоразвитых, группах — как демократическая «власть авторитета», личностное выступает как групповое, групповое как личностное (интериндивидная подсистема личности). В рамках метаиндивидной подсистемы личности авторитетность — это признание другими за индивидом права принимать значимые для них решения в значимых обстоятельствах; это результат того вклада, который индивид внес своей деятельностью в.их личностные смыслы. В низкоразвитых группах — это следствие конформности ее членов, в группах типа коллектива — результат самоопределения. Таким образом, авторитетность — это идеальная представленность субъекта, прежде всего в других (он может иной раз не знать о степени своей авторитетности) и только в связи с этим в самом субъекте. Наконец, во внутрииндивидном «пространстве» личности — это комплекс психологических качеств субъекта: в одном случае — своеволие, жестокость, завышенная самооценка, нетерпимость к критике, в другом — принципиальность, высокий интеллект, доброжелательность, разумная требовательность и т.д. (интраиндивидная подсистема личности).
Метаиндивидная подсистема личности в большей мере, чем другие, выражает одну из важнейших духовных потребностей человека — потребность быть личностью, т.е. своей деятельностью производить значимые для других людей изменения их интеллектуальной и эмоциональной сфер. Эта потребность может быть осознана или не осознана субъектом, может быть у одного человека более интенсивной, у другого — менее, ее реализация может приводить к благоприятным или неблагоприятным по следствиям для других людей, наконец, один человек может располагать средствами для ее удовлетворения (за счет высокого интеллекта, или богатства эмоционального мира, или широкого набора разнообразных умений, или исключительной смелости и решительности, или же всех этих качеств вместе взятых), а у другого эти средства более ограничены.
Потребность индивида быть личностью существует в конкретной форме. Так, например, в группах корпоративного типа каждый стремится быть личностью за счет деперсонализации, подавления потребности и способности быть личностью у всех других. Экспериментальные исследования показали, что оптимальные условия для удовлетворения потребности быть личностью (быть персонализированным, продолженным в других людях) создаются в группе высшего уровня развития.
Итак, чтобы понять личность учащегося, педагог должен рассматривать школьника в системе его действительных отношений со сверстниками, родителями и учителями, а не как образованную жестким сочетанием «атомов» индивидуальных качеств изолированную «молекулу» в организме класса и школы. Необходимо изучить и группы, в которые он входит, в которых он действует и общается, производит и принимает «вклады», осуществляя преобразование интеллектуальной и эмоциональной сферы других людей и в свою очередь претерпевая изменения, приняв «вклады» от них. В центре внимания учителя должны находиться активность личности и характер ее социально значимой направленности
Теории личности.
Одним из самых популярных подходов к рассмотрению личности является типологический. Еще с античных времен люди пытались связать какие-то аспекты личности с физическими особенностями человека. Таким образом, выделялись различные типы личности и совокупности личностных черт, которые должны быть присущи этим типам.
Среди типологических классификаций, разработанных в XX в., следует отметить типологии Кречмера (1925) и Шелдона(1954). Эти психологи предприняли попытку связать поведение человека с его физической конструкцией. Согласно представлениям Кречмера и Шелдона, высокие и худые люди (эктоморфный тип) чаще всего бывают робкими, заторможенными, склонными к одиночеству и умственной деятельности. Сильные, мускулистые люди (мезоморфный тип) должны, как правило, отличаться динамичностью и стремлением к доминированию. Среди невысоких людей с признаками тучности (эндоморфный тип) преобладают общительные, веселые и спокойные.
Оригинален подход к проблеме швейцарского психолога конца XIX-XX в К. Юнга. Он пытался истолковать особенности поведения людей на основе аналогии со сложившимися типами приспособления в природе. В живой природе можно выделить два основных типа приспособления:
1.
Плодородный – отличающийся повышенной плодовитостью при сравнительно меньшей силе защиты и продолжительности жизни (рыбы).
2.
Прожорливый – обладающий многообразными средствами самосохранения при относительно меньшей плодовитости (млекопитающие).
Точно также для одних людей наибольшее значение имеют внешние предметы и события. Они как бы обращены вовне, живут так, как это соответствует объективно сложившимся обстоятельствам. Это люди, как правило, открыты, обходительны, часто веселы, доступны для окружающих, контактны. Представители другой категории, углублены в свою внутреннюю жизнь. Такого человека интересуют не столько внешние события, сколько собственные переживания, собственная личность. Эти люди часто замкнуты, застенчивы, их трудно понять окружающим. Первых К. Юнг назвалэкстравертами, вторых – интровертами. Каждый из нас обладает обоими механизмами – экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес того или другого определяет тип. Исследования показали, что экстра — и интроверсия очень ярко проявляются прежде всего в общении, поэтому здесь легче всего определить, к какому типу вы относитесь.
На первый взгляд подобные типологические схемы кажутся убедительными. Однако они не способны охватить все многообразие и сложность человеческого поведения.
Что же касается типологии Кречмера и Шелдона, то возникает естественный вопрос: может быть, реакции человека обусловлены не столько биологическими факторами, сколько тем, как он воспринимает себя сам или тем, как он воспринимается другими людьми? Например, разве мы не вправе ожидать, что индивидуум атлетического сложения будет проявлять большую склонность к доминированию и большую подвижность, чем невысокий упитанный человек?
Если авторы типологических классификаций рассматривали личность как комплекс особенностей, свойственных определенной категории людей, то другие исследователи пытались установить те черты личности, которые заставляют одних людей вести себя более или менее сходным образом в различных ситуациях и таким образом делают их непохожими на других индивидуумов.
Согласно Олпорту (1956), человек может иметь от двух до десяти главных черт (трудолюбие, честность, деловые качества, любовь к музыке и др.), которые характеризуют его образ жизни. Кроме того, у него могут быть и многочисленные второстепенные черты, которые соответствуют его установкам в различных конкретных ситуациях.
Кэттелл (1956) определил шестнадцать параметров, по которым можно оценивать личность (замкнутость – открытость, серьезность – легкомысленность, застенчивость – дерзость, сообразительность – бестолковость и др.). По Кеттеллу, ответы человека на вопросы анкеты позволяют построить профиль его личности в соответствии со свойствами, которые он проявил.
Айзенк (1963) пытался определить личностные черты человека по двум основным осям: интроверсия – экстраверсия (замкнутость или открытость) и стабильность – нестабильность (уровень тревожности).
Таким образом, авторы данных психологических концепций считают, что для раскрытия существа личности достаточно описать структуру качеств человека. Они разработали специальные опросники, с помощью которых можно описать индивидуальность человека, но никак не всю личность. Предсказать по ним дальнейшее поведение трудно, так как в реальной жизни реакции людей далеко не постоянны и чаще всего зависят от тех обстоятельств, с которыми человек столкнулся в определенный момент времени.
Отдельно от других подходов стоят теории самоактуальности. Так, согласно Роджесу, всякий живой организм наделен стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать. Он обладает всей необходимой компетенцией, чтобы решать возникающие проблемы и направлять должным образом свое поведение. Представление человека о самом себе, т. е. концепция собственного «Я», будет развиваться в соответствии со складывающимися перед ним ситуациями и его собственными действиями. Роджерс называет подобную систему представлений реальным «Я».
Человек также склонен представлять себя и в идеальном образе, т. е. видеть себя тем, чем ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей (идеальное «Я»). К этому идеальному «Я» и стремится «Я» реальное.
В каждом из нас, кроме того, существует и сильная потребность в самоуважении, заставляющая человека требовать положительного отношения к себе или к тому, что он делает. Если же, как это часто бывает, другие одобряют наши эмоции, чувства, мысли и поведение лишь тогда, когда они соответствуют их собственным эмоциям, чувствам, мыслям и поведению, то очень вероятно, что мы станем скрывать свои истинные мысли и чувства и демонстрировать вместо них те, которые получат одобрение окружающих. В результате мы будем все меньше оставаться самими собою. Возникает разлад между реальным «Я», формируемым средой, и той частью психики, от которой мы отказываемся. Это станет для нас источником тревоги. Напротив, если человек чувствует, что его принимают таким, каков он есть, то он раскрывает свои подлинные эмоции, чувства и мысли. Таким образом, личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия между реальным «Я» человека и его чувствами, мыслями и поведением. Это позволяет ему приблизится к своему идеальному «Я», а именно здесь суть актуализации.
Эриксон разработал теорию психосоциального развития личности. По его мнению, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста. Благоприятный или неблагоприятный исход каждого кризиса определяет возможность последующего расцвета личности.
^ Начальный кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В положительном случае у малыша развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, в отрицательном возникает недоверие к нему.
^ Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с формированием привычки к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, малыш приобретает опыт автономии. Напротив, чрезмерно строгий или непоследовательный внешний контроль вызывает у ребенка стыд или сомнения, связанные главным образом со страхом потерять способность управлять собственным организмом.
^ Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые подрастающий человек постоянно строит и которые уму позволяют осуществить, способствуют развитию чувства инициативы. Наоборот, повторяющееся переживание неудач и безответственность могут привести к возникновению покорности и чувства вины.
^ Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается или вкус к работе, или чувство неполноценности. Это относится и к использованию средств и возможностей, и к его статусу в среде сверстников.
^ Пятый кризис переживают подростки обоего пола. Он связан с поиском образцов поведения. Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка с его потенциальными возможностями и выбором, который он должен сделать. Неспособность к выбору образцов или связанные с этим трудности могут привести к «распылению» роли, которую подросток играет или будет играть в социальной и профессиональной сферах, либо к путанице ролей.
^ Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Этот кризис связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым юноше (девушке) предстоит совершить цикл «работа – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.
^ Седьмой кризис человек переживает в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, которое выражается главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Однако, если эволюция супружеской жизни идет нежелательным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости, что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.
^ Восьмой кризис переживает во время старения. Он знаменует собой окончание жизненного пути. Человек подводит итоги своей жизни и осознает ее как единое целое, в котором уже ничего нельзя изменить.
Как полагает Пекк, чтобы чувство полноценности могло развиваться свободно, человеку необходимо преодолеть три подкризиса. Первый подкризис заключается в переоценке человеком собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих вплоть до ухода на отдых остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что требует от человека выработки у себя в этом плане необходимого равнодушия. Наконец, в результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность и формируется готовность без ужаса принять мысль о смерти.
Свой подход к пониманию проблемы нашел А. В. Петровский. Ученый дает следующее определение личности: « Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде».
О личности Петровский говорит также как о «сверхчувственном» качестве индивида. «Сверхчувственным» данное качество называют потому, что его нельзя ощутить, хотя его носителем является индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами. Очевидно, что человек обладает вполне чувственными, т. е. доступными восприятию с помощью органов чувств, свойствами – телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи мимики и др.
Рассматривая личность как «сверхчувственное» системное качество, А. В. Перовский дает новое толкование ее структуры. Он выделяет три уровня рассмотрения и проявления личности:
^ 1-й уровень рассмотрения – интраиндивидный: личность рассматривается как индивидуальность, как то, что отличает ее от другого человека. Здесь представлены качества личности, которые даны человеку от рождения. Таким образом, личность выступает как свойство, присущее самому субъекту. К этим качествам можно отнести скорость реакции, темперамент, чувствительность, умственные способности личности, которые проявляются в любых ситуациях, в которые попадает индивид.
^ 2-й уровень – интериндивидный. Здесь сферой определения и существования личности становится «пространство межиндивидных связей». Это те качества личности, которые могут проявиться только при взаимодействии человека с другими людьми. Например, наблюдая человека в одиночестве, не скажешь, добрый он или нет. Для этого надо узнать, как он ведет себя с другими людьми: знакомыми, незнакомыми, родственниками, коллегами. Или такое качество, как грубость. Представьте себе человека, который попал на необитаемый остров. Можем ли мы сказать о нем, что он грубый? Очевидно, нет, так как грубым человек может быть только по отношению к другому, но не к себе самому. То же относится к таким чертам личности, как общительность, внушаемость, стремление к лидерству или подчинению и др.
^ 3-й уровень – метаиндивидный. Он определяет те воздействия, которые вольно или невольно, личность оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других людей. На данном уровне личность воспринимается уже под новым углом зрения: ее важнейшие характеристики предлагается искать не только в ней самой, но и в окружающих.
Из сказанного следует что, навыки и знания не усваиваются сами по себе – они воспитываются только в комплексе с личностью того человека, который выступает в качестве учителя. Например, школьные предметы. Они нравятся не сами по себе, привлекают не своим содержанием. Интерес к учебным предметам зависит от того, какой педагог их преподает. Ученик не раскладывает знания у себя в голове по полочкам, но персонализирует их как принадлежность идеального образа учителя.
Каждая личность ощущает в той или иной мере потребность в персонализации – желание продолжить себя в других, стремление «быть настоящей личностью».
Объективная потребность в персонализации – потребность в полагании себя в других, воздействии на другого путем создания у него долговременных образов себя, стремление вкладывать себя в других – может переживаться человеком субъективно, как потребность в славе, дружбе, уважении, лидерстве, внимании и т. п. Эта потребность выступает в основном неосознанно.
Человек персонализируется в конкретной деятельности и общении, когда демонстрирует другому различные стороны своей личности. В некоторых случаях у человека отсутствуют средства персонализации, т. е. у него нет оригинальных мыслей, остроумия, доброты, воли и др. – того, что называют богатством души. Тогда некоторые используют кажущийся эффектным, но, по сути, тупиковый путь алкогольного опьянения. Не случайно главный вопрос алкоголика – «Ты меня уважаешь?» (это означает: «Есть ли что-нибудь от меня к тебе?»).
Такие люди во что бы то ни стало хотят быть персонализированными в ком-то. Однако у окружающих отсутствует готовность принять этот «дар». Как тут быть? Алкоголик, для которого спиртное равноценно жизни, необычайно легко делится им с собутыльником и беспокоится, если в компании оказывается трезвый. Алкоголику необходимо снизить барьер, препятствующий персонализации, а это можно сделать, только напоив другого и уравнять его с собой на началах взаимной квазиперсонализации. Почему «квази»? Потому что никакого изменения в личности пьяница не производит, так как не располагает соответствующими средствами.
Вывод: личность может быть характеризуема только в единстве всех трех предложенных аспектов рассмотрения.
students-library.com
Тема №3. Личность, её структура и динамика — Социальная психология — Каталог файлов
Тема №3. Личность, её структура и динамика
План:
1.Структура проявления личности
2.Составляющие личности
3.Ключевые признаки личности (системообразующие)
4.Теории личности
5. Понятие о направленности личности
1.Структура проявления личности:
Личность – системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением.
Это взаимодействие протекает в двух ведущих формах – общении и совместной деятельности.
В структуре проявлений личности выделяется три главных компонента.
1) индивид – это психосоматическая организация личности, делающая её представителем человеческого рода.
2) персона – социально-типические образования личности, обусловленные сходным для большинства людей, влиянием социального окружения.
3) индивидуальность – своеобразное сочетание особенностей, которое отличает одного человека от другого.
2. Составляющие личности:
Темперамент – особенности нейродинамической организации индивида.
Потребностно-мотивационная сфера включает: потребности (нужды человека для жизнедеятельности и развития), мотивы (связаны с удовлетворением определенных потребностей) и направленность (это система устойчивых предпочтений и мотивов, ориентирующих динамику развития личности и задающих тенденций её поведения).
Эмоционально-волевая сфера
Когнитивно-познавательная сфера
Характер – совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств.
Способности – сочетание психических свойств, являющихся условием выполнения одной или нескольких видов деятельности.
3. Ключевые признаки личности (системообразующие):
Эмоциональность – совокупность качеств личности, определяющих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний, чувствительность к эмоциональным ситуациям.
Активность – характеристика личности, которая определяет интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельностей какого-либо рода.
Саморегуляция – системная характеристика, отражающая способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности (регуляция своего состояния, поведения деятельности).
Побуждение – мотивационный компонент характера.
4.Теории личности.
а) Теория черт. Психологи часто характеризуют людей на основе их черт. Черты личности – это обобщенные характеристики, ряд взаимосвязанных психологических признаков (эмоциональность, доминативность, моральность). В психологии применяются различные типологии личности, которые представляют типологические описания (психологические портреты) в терминах черт – (пессимист, оптимист, интроверт и т.д.).
б) Теория индивидуальных конструктов. (по Келли)
Личность – это система индивидуальных конструктов. Конструкты – это средства, пути интерпретации и толкования мира. Они имеют форму биполярных понятий (хороший-плохой, добрый-злой и т.д.), но представляют собой личностные изобретения, истолкования, накладываемые индивидом на реальность. В функционирование конструкта включается обобщение, различение, прогнозирование, контроль за поведением.
В практическом плане подход Келли позволяет определить видение ситуации с позиции самого обследуемого и корректировать его поведение, установки и потребности путем изменения системы психологических конструктов.
Приведенные два подхода к описанию личности носят статистический характер.
в) Структура личности Фрейда — является динамичной моделью. 3 Личность содержит три инстанции:
ОНО (ИД) – совокупность бессознательных потребностей и желаний, которые руководят нашим поведением, часто помимо сознания. Здесь содержатся вытесненные желания, которые проявляются иногда в сновидениях, ошибках, оговорках. Основные составляющие:
либидо – позитивные любовные сексуальные импульсы;
танатос – деструктивные агрессивные импульсы.
Эта инстанция формируется в раннем детстве, многие проблемы развития личности лежат в этой сфере.
Я (ЭГО) – сознательная субстанция личности, функционирующая в соответствии с принципами реальности. Она включает:
1)познавательные и исполнительные функции;
2) волю и фактические цели.
Эта инстанция регулирует процесс взаимодействия «оно» и «сверх-Я».
Она господствует над побуждениями, но ночью спит, сохраняя способность к цензуре снов.
Сверх-Я – социальные запреты и нормы, неосознаваемые действия, которых заставляют «Я» избегать деструктивных влечений, исходящих от «оно».
Эта инстанция обусловлена воздействием культуры, которая противостоит биологическим влечениям «оно».
В результате субстанция «Я» является ареной постоянной борьбы между «сверх-Я» и «оно».
г) Теория потенциалов. Личность можно охарактеризовать её основными потенциалами.
Познавательный – определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность.
Морально-нравственный – приобретается личностью в процессе социализации — это нравственно-этические нормы, жизненные цели, убеждения, стремления (единство психологических и идеологических моментов в сознании и самосознании личности).
Творческий – наличный репертуар умений и навыков, способностей к действию (может быть созидательным, разрушительным, продуктивным (репродуктивным), а также мера их реализации в определенной сфере деятельности или общения.
Коммуникативный – степень общительности, характер и прочность контактов, устанавливаемых индивидом с другими людьми.
Эстетический – уровень и интенсивность художественных потребностей личности и то, как она их удовлетворяет. Реализуется в творчестве и в потреблении произведений искусства.
5. Понятие о направленности.
Одна из системных характеристик личности – направленность – это совокупность важнейших целевых программ, обусловливающих смысловое единство активного и целенаправленного поведения личности. В данной характеристике можно выделить две фундаментальные взаимосвязанные потребности:
а) быть личностью (потребность персонализации) – обеспечивает активное включение в социальные связи и обусловлена этими связями, общественными отношениями.
б) в самореализации – проявляется в стремлении реализовать свой жизненный потенциал (способности, задатки, запас жизненной энергии).
В состав направленности входит «Я-концепция». Психологический термин «Я» в русском языке неоднозначен. С одной стороны, «Я» – это, как уже говорилось, результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, что позволяет ему ощущать и переживать собственные физические и психические состояния, осознавать себя субъектом деятельности. С другой стороны, собственное «Я» человека является для него и объектом самопознания.
В этом случае в состав «Я» человека входит его самовосприятие и самопонимание. Иначе говоря, то, каким данный человек видит себя и как он истолковывает себе свои действия, составляет «Я»-концепцию личности. Это своеобразная психология и философия собственного «Я». В соответствии со своей «Я»-концепцией человек и осуществляет свою деятельность. Поэтому поведение человека является всегда логичным, с его точки зрения, хотя оно может не казаться логичным на взгляд других людей.
Каждый из нас не только видит себя определенным образом, но также оценивает себя и свое поведение. Такой оценочный аспект «Я» называется самооценкой.
По данным исследований (Тейлор, 1994), люди с высокой самооценкой думают о себе хорошо, ставят перед собой соответствующие цели, принимают во внимание мнения других людей для увеличения своих успехов, хорошо справляются с трудными ситуациями. Люди с низкой самооценкой, с другой стороны, не очень хорошо думают о себе, часто выбирают нереалистические цели или вообще уклоняются от каких-либо целей, с пессимизмом смотрят в будущее и враждебно реагируют на критику или другие виды негативной обратной связи.
Вдобавок к общей самооценке каждый человек имеет специфические, парциальные, оценки своих способностей в отдельных сферах. Например, какой-либо студент может иметь высокую самооценку в целом, но при этом знать, что ему трудно поддерживать разговор с малознакомыми людьми и он не очень музыкален. Другой студент может иметь низкую самооценку в целом, но знать, что он является хорошим вратарем факультетской футбольной команды.
Исследования показывают, что уровень самооценки личности связан с когнитивными аспектами «Я»-концепции (Франза, 1996 ). Так, люди с низкой самооценкой имеют менее ясно определенную и устойчивую «Я»-концепцию, чем люди с высокой самооценкой. «Я»-концепция людей с низкой самооценкой, по-видимому, является менее сложной и менее гибкой. Имеются данные, говорящие о том, что именно уверенность в себе является причиной высокой самооценки, а не наоборот (т.е. неверно утверждение, что высокая самооценка порождает более высокий уровень уверенности в себе). Итак, можно предположить, что первым компонентом высокой самооценки является знание себя или, по меньшей мере, размышление о знании себя. Другим детерминантом уровня самооценки, по-видимому, может быть, как отмечает Франзой, способ, посредством которого индивид «организует» позитивную и негативную информацию о себе в памяти. Речь идет не только о том, что все количество позитивной информации сравнивается с количеством негативной информации, что в целом определяет уровень самооценки. Главное здесь — как это знание о себе «организовано». Некоторые индивиды проявляют тенденцию подразделять информацию о себе на отдельные позитивные и негативные категории (»Я хороший» и, наоборот, «Я нехороший»). Другие же имеют обыкновение формировать ментальные категории, которые содержат в себе смесь позитивной и негативной информации о себе. Исследования показывают, что если люди проявляют тенденцию подразделять в пределах своей «Я»-концепции информацию о себе на позитивную и негативную и первая чаще вспоминается, то такой когнитивный стиль повышает их самооценку и понижает уровень депрессии. У тех людей, для которых позитивные аспекты «Я» являются более важными, подразделение информации о себе на позитивную и негативную может быть частью процесса, способствующего исключению в конце концов негативной информации из памяти. А это, в свою очередь, удаляет такую информацию из «Я»-концепции. С другой стороны, людям, которым негативные аспекты «Я» кажутся более важными, психологически более приемлемо смешивать в своем сознании вместе позитивные и негативные аспекты «Я».
ariadnaniti.ucoz.ru
Составляющие личности эффективного руководителя | PSYERA
Существует ряд попыток классифицировать составляющие личности руководителя. По мнению В.И. Шуванова, на эффективность руководства трудовым коллективом влияют три личностных фактора: опыт (т.е. совокупность управленческих знаний, умений, навыков), способности, совокупность личных и деловых качеств. Согласно М. Шоу, эффективность руководства обусловлена биографическими характеристиками, способностями и чертами личности.
К биографическим характеристикам относят пол, возраст, социальный статус и образование.
Между возрастом руководителя и эффективностью его деятельности не существует прямой зависимости. Половая принадлежность также не связана с успешностью руководства. Можно говорить лишь о «мужском» или «женском» подходе к руководящей деятельности. Так, женщины больше ориентированы на межличностные отношения, они превосходят мужчин в «мягкости» и демократичности руководства. Мужчины более склонны к доминированию, чаще проявляют инициативу, более активно участвуют в дискуссии.
Путь к власти в некоторой мере облегчает социальный статус. Однако иногда высшие менеджеры начинали свой путь с очень низкой стартовой площадки (например, Ли Якокка).
Наиболее значимым фактором успешного руководства является образование. Руководителю лучше иметь два образования: в сфере деятельности и в области социальных наук. Необходимы также познания в области управления, знание иностранных языков и владение компьютером.
К общим способностям руководителя (т.е. обеспечивающим успех в любой сфере деятельности) можно отнести, прежде всего, интеллект. Наиболее эффективны руководители не с чрезмерно высоким или чрезмерно низким интеллектом, а имеющие промежуточные оценки по данному показателю (согласно Е. Гизелли). Снижают влияние интеллекта руководителя на эффективность его деятельности такие факторы, как мотивация, опыт руководства, отношения с начальством и отношения с группой.
Среди специальных способностей (обеспечивающих успешность именно в специфической сфере деятельности, в нашем случае — успешность руководства) можно выделить предпринимательские способности (умение создавать оптимальные комбинации имеющихся ресурсов, склонность к новшествам и разумному риску) и способность к управленческой деятельности. Управлять людьми может далеко не каждый человек даже при наличии специальных знаний в этой области. Способность к управлению (организаторские способности) встречается в 10 раз реже, чем, например, музыкальные и художественные способности.
Личностные черты, способствующие успешному руководству, связаны со следующими особенностями деятельности руководителя:
- большое количество действий, в основном, кратковременных;
- частые вмешательства извне;
- широкая сеть контактов, выходящая далеко за пределы рабочей группы;
- преобладание речевого (устного) общения с окружающими.
В связи с этим очевидно, что успешному руководителю необходимы следующие черты личности.
Доминантность — честолюбие, умение влиять на подчиненных. Под воздействием традиционных методов руководства большинство подчиненных используют в деятельности лишь 60 — 65 % своих возможностей, и только дополнительное влияние признанного лидера способствует полной отдаче в деятельности.
Уверенность в себе позволяет руководителю чувствовать себя сильнее благодаря мобилизации физических и духовных сил; чаще добиваться достижения поставленных целей; снижать психологическую напряженность и повышать стрессоустойчивость; улучшать отношения с другими людьми; вырабатывать оптимальные управленческие решения за счет улучшения взаимодействия в коллективе и создания духа единой команды.
Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость формируется как следствие развития самоконтроля и обогащения опыта преодоления экстремальных ситуаций.
Креативность как способность к творческому решению задач, к внесению новшеств и видению элементов творчества в деятельности подчиненных важна в инновационной деятельности.
Стремление к достижению, предприимчивость способствует принятию на себя ответственности, разумному и предсказуемому риску, обеспечивает учет обратной связи, информирующей о том, насколько успешно человек справляется с заданием.
Ответственность и надежность.
Независимость предполагает наличие собственной точки зрения на проблему, проявление индивидуальности в сфере личных и деловых отношений. Однако независимость руководителя не должна выступать как волюнтаризм, самодурство.
Общительность. Менеджер 75 % времени затрачивает на общение. По мнению Ли Якокки, способным менеджерам не удается карьера, если они плохо взаимодействуют с подчиненными.
Перечисленные выше черты личности руководителя представляют собой сплав природных особенностей и воспитания. У руководителя должно быть стремление развиваться, иначе происходит разрушение уже сформированных психологических характеристик. Многое в становлении эффективного руководителя зависит от «самоменеджмента», т.е. его желания и умения развиваться. Кроме перечисленных выше черт, каждый менеджер обладает индивидуальными качествами.
psyera.ru
Составляющие Личности Внешнего Пространства Мужского Начала (фрагменты).
Наши составляющие личности представляют собой направления, навигационную систему, с помощью которой мы становимся способными принимать решения относительно проявлений определенных качеств или выбора жизненного направления.
Составляющие личности Внутренний Кормилец, Внутренний Ребенок, Внутренний Мудрец и Внутренний Воин представляют собой четыре направления внешнего пространства и имеют непосредственное отношение к жизни на физическом уровне.
………………………………..
«Если ваш Внутренний Ребенок чувствует пренебрежение, или в вас полностью отсутствует функция Внутреннего Кормильца, и поэтому вы ищете внешний источник заботы о себе, если ваш Внутренний Взрослый – не активен, и вы совершенно не ощущаете своих желаний и предпочтений – то в таком случае, даже, если кто-то попытается сделать вас счастливыми – ничего не получится. Вам может ошибочно казаться, что у них может что-то получиться.
О, если бы только вы взаимодействовали с вашими составляющими личности… Я знаю людей, которые, несмотря на то, сколько раз они слышали эту информацию – они все еще не веселятся и не наслаждаются жизнью, они все еще не знают, как должным образом позаботиться о себе, они все еще не знают, как оказывать родительскую заботу своему Внутреннему Ребенку. Они все еще не ощущают своего Внутреннего Взрослого. Они чувствуют себя «нуждающимися», и поэтому их жизнь – не уравновешена.
Непостоянство и изменчивость также являются результатами нездоровых составляющих личности (Внутренний Ребенок, Внутренний Кормилец, Внутренний Воин, Внутренний Мудрец). Такие люди склонны к постоянному поиску некоего мифического «совершенства»… Они не в состоянии увидеть совершенство в текущем мгновении. Составляющие личности в состоянии нужды не способны полностью доверять текущему мгновению. В жизни такого человека отсутствуют корни – практическое применение знаний, поиском которых он одержим. Результатом одержимости постоянным поиском и вопросами является потеря энергии, сознательности и силы.» ~ Альмин
Отрывок из книги Провидицы Альмин «Жизнь чудес»
Внутри каждого из нас обитают Кормилец, Ребенок, Взрослый (включающий в себя сексуальную самость и внутреннего воина) и Мудрец. У нас – счастливая стабильная внутренняя семья, если составляющие нашей личности гармонично взаимодействуют друг с другом и у них есть возможности для полноценного самовыражения.
Наша Внутренняя Семья является источником нашей любви к самим себе и нашего удовлетворения жизнью. Таким образом мы создаем жизнь внутренней целостности. Мы находим источник удовлетворения в самих себе, и, таким образом, мы свободны от манипуляции и контроля извне. Составляющие личности представляют собой наши эмоциональные компоненты. Создание гармоничного взаимодействия между ними является жизненно необходимым, поскольку в результате полноценного общения между ними аннулируются паттерны созависимости в отношениях с другими людьми. Если мы не осознаем этого, то тогда мы можем использовать нашу личную силу не по назначению – она может превратиться в средство манипуляции. Таким образом мы бы пытались восполнить жизненные пробелы, которые могут быть по-настоящему восполнены только внутри нас самих. Если члены нашей Внутренней Семьи полноценно общаются друг с другом, то тогда мы всегда будем полностью уверенными в себе и никогда не будем чувствовать себя одинокими. В результатемы никогда не будем чувствовать эмоциональной зависимости от других. В таком состоянии мы полноценно взаимодействуем с людьми и обстоятельствами. В состоянии эмоциональной зависимости наше поведение зависит от людей и обстоятельств.
При условии полноценного самовыражения наших составляющих личности наша внутренняя структура позволяет нам полноценно взаимодействовать с текущим мгновением – пространством силы. Создание полноценного общения между составляющими личности – это самый быстрый путь к достижению состояния радости. В таком состоянии мы свободны от корыстных целей и «повесток дня», мы не чувствуем себя нуждающимися, но напротив – желаем делиться с другими от нашего избытка. Таким образом мы создаем пространство для чудес.
Внутренний Кормилец является родителем Внутреннего Ребенка. Он является источником утешения и поддержки. Он создает для Внутреннего Ребенка безопасные границы. Он создает Ребенку пространство для игры и для самовыражения. Нас больше не могут контролировать авторитетные люди или организации, если мы умеем оказывать родительскую заботу самим себе. Кормилец с нарушенной функцией пытается опекать всех вокруг, предавая себя забвению. В результате Внутренний Ребенок оказывается брошенным из-за отсутствия Внутреннего Кормильца. Нездоровый Внутренний Кормилец может также играть роль жестокого судьи. Если мы были лишены полноценной родительской заботы, мы ничего не теряем, поскольку мы можем стать своими собственными заботливыми родителями. Мы можем исцелить все изъяны нашего детства – несправедливость и жестокое обращение с нами. Мы можем всегда в любое время создать счастливое детство для нашего Внутреннего Ребенка.
Внутренний Ребенок играет и чувствует. Он живет в невинности и спонтанности, полноценно присутствуя в текущем мгновении. Внутренний Ребенок напрямую взаимосвязан с коллективным сознанием нашей планеты. У Внутреннего Ребенка с нарушенной функцией энергетические лучи направлены вовнутрь. Он постоянно говорит: «Я нуждаюсь. Я хочу. Посмотрите на меня». Он старается получить внимание окружающих, поскольку он питается энергией других, которая направляется к нему посредством внимания. Невинность, спонтанность и безусловная любовь Внутреннего Ребенка обеспечивает энергией наш центр жизненной силы. Свобода самовыражения позволяет Внутреннему Ребенку переживать чистые чувства, являющиеся некогнитивным способом получения информации.
Функция Внутреннего Воина заключается в защите наших границ и устранении из нас того, что может подрывать нашу личную силу. С безжалостной систематичностью он следит за нашими мыслями. Функции Воина нарушены, если он вступает в бой с обстоятельствами внешнего мира, не понимая, что мы укрепляем то, чему противодействуем, и мы наделяем силой то, на что обращаем внимание.
Обязанности Внутреннего Мудреца заключается в мудрой координации взаимодействия между остальными членами Внутренней Семьи. Мудрец с нарушенной функцией начинает искать истину за пределами самого себя. Еще одним функциональным нарушением Мудреца является превращение рассудительности в осуждение.Мы обращаем наше особое внимание на дисгармоничные аспекты с целью их идентификации и создания практической стратегии, но, если мы пытаемся давать им эмоциональную оценку, то тогда мы уже осуждаем. Мудрец не может принимать мудрых решений в ситуации нарушенного взаимодействия между другими членами Внутренней Семьи. Поэтому нам необходимо применять определенную последовательность действий по преодолению и аннулированию возникших проблем.
Альмин
Источник материала сайт «Альмин»
Публикация Сайт «OMAR TA SATT» http://omartasatt.info
Поделитесь публикацией
www.omartasatt.info
Развитие личности человека, концепция и процесс
Привет друзья, сегодня поговорим про развитие личности и о тех составляющих, которые входит в это понятие. Я покажу Вам своё виденье данного процесса. Ваше дело принимать его или нет.
Итак, вот 3 показателя, которые нужно развивать в жизни:
- Разум
- Тело
- Дух
Это три кита, на которых строится весь фундамент развития. Именно от знания этих трёх показателей зависит, сойдёте ли Вы с ума и будете деградировать или же будете расти разносторонне.
В рамках каждого из этих трёх пунктов есть свой путь и для этого нужно для каждого выставлять свои цели и достигать их, ведь развиваемся мы не тогда, когда начали думать об этом и читать/смотреть полезные материалы, а тогда когда наши действия дают нам результат и как следствие мы растём, потому что набираемся опыта и знаний.
При таком подходе деградация просто невозможна. Но для того, чтобы достигать чего-то, надо сначала знать конкретно, чего Вы должны достигнуть.
Давайте подробнее!
Если это РАЗУМ — то это определённое профессиональное развитие, бизнес. Причём не важно в какой области Вы будете это делать. Главное — занимайтесь делом которое действительно доставляет Вам кайф и удовольствие, иначе не будет в Вашей работе страсти. А это важная составляющая! Нет страсти к рабочем процессе — нет роста, нет качественного продукта и предложения.
Поэтому нужно чётко определять для себя цели, которых нужно достигать в этом показателе. Если цель — заработать денег, то сколько и до какого числа, какого месяца. Если это повысить свои профессиональные навыки, то что именно, и как это вы сделаете, когда, за какой период.
Если это ТЕЛО — то здесь мы говорим о здоровье и красоте. Если Вы хотите развивать себя всесторонне, то без этого Вам не обойтись. Без толку прокачивать в себе лишь РАЗУМ, если Вы так и будете оставаться жирным и не красивым. Жёстко да, но реальность — да!
Раз уж захотели делать своё тело лучше, значит для того, чтобы начать, нужно……барабанная дробь……… нужно пойти в тренажёрный зал! Что не открыл я Вам Америку, да? Согласен, но это же так! Для того, чтобы стремительно росли Ваши мышцы, или сжигался жир, или женские окружности становились более упругими, нужно ходить в зал, а лучше вообще заниматься с тренером.
И опять же в рамках этого показателя нужно выставлять свои цели. Иначе никак не достигните результата, а соответственно ни о каком росте и речи быть не может.
Не достижение цели = 0 в развитии, то есть если цель не достигнута, то значит, либо действия были неправильные, либо их было мало, или вообще не было, что равно деградации. Ведь если мы не развиваемся, то деградируем.
И если уж говорить о ДУХЕ, то это конечно же связано со своим окружением, семьёй и близкими. Как я уже говорил ранние, я сторонник практического саморазвития, об этом я уже писал здесь и поэтому в то время, как многие воспринимают развития духа, как открытия чакр, осознания и т.д., я воспринимаю его как взаимодействие с окружающим тебя миром. В нашем случае это наши близкие.
Поэтому прокачивая первые два показателя, не забывайте о 3-м. Выстраивайте взаимоотношения, а так же ставьте цели, которых Вы хотите достичь по отношению к этим людям.
К примеру сводить родителей в ресторан и оплатить счёт, укрепить отношения с братом по средствам более регулярных встреч и общения. Потому как, чувствуя себя комфортно здесь, у Вас всегда будут силы действовать на других фронтах своей жизни.
И вот тогда процесс развития личности у Вас будет просто квантовым.
Здесь сегодня я много раз упомянул о том, что нужно ставить цели на каждый из показателей в жизни, но как их ставить правильно, как именно это делать, с чего начать, какими они должны быть у Вас, именно об этом пойдёт речь в следующих статьях, видео и аудио, поэтому советую подписаться на обновления, чтобы не пропустить новых полезных материалов!
tvoy-upgrade.ru
Психологические составляющие личности человека / НАСВЯЗИ
Психологические составляющие личности человека формируют личность, поэтому понимать, что лежит в основе каждого из нас просто необходимо. Кто ты в этой жизни? Какое место занимаешь в мире? Этими вопросами, наверное, задавался каждый человек во все времена. В любой момент, независимо от того, кем человек работает, ему приходили такие вопросы в голову. В зависимости от исторического периода, а также от положения в обществе и материальных возможностей человек решал этот вопрос по-своему. В любом случае, психологические составляющие личности человека всегда оказывали влияние на самого человека.В Древнем Мире верующие люди, которые хотели узнать о своем будущем, приходили пообщаться с Оракулом к храму. Перед входом в храм была выбита табличка с надписью: «Познай себя». Сегодня психологи продолжают говорить своим клиентам то же самое, выявляя психологические составляющие личности человека. Этот дельный совет будет действовать во все времена, как говорится.
Возможность анализировать себя, неотъемлемая черта человечества, и начинает он проявляться довольно таки рано. Дети в возрасте 18 месяцев начинают обосабливать себя от других вещей, людей, понимать, что они уникальны. Подрастая, малыши воспринимают уже свое собственное отражение в зеркале и понимают, что там, за зеркалом, не другой мальчик или девочка, а он.
Если разукрасить нос красным ребенку и поднести к нему зеркало, то в возрасте 18 месяцев малыш уже дотронется до своего носа, так как понимает, что в зеркале он же и есть. Более маленькие же дети, начнут трогать зеркало с целью узнать красноносого незнакомца.
Кстати, единственными животными (кроме человека, разумеется), которые также понимают, что в зеркале не другое животное, оказались шимпанзе, горилла и орангутанг. Другие же животные продолжают относиться к своему отражению, как к другому существу и начинают угрожать и преследовать.
У певицы Мадонны есть песня про так называемых материальных девочек. Если бы психолог У. Джеймс был знаком с певицей, он бы с ней согласился, ведь он полагал, что все мы, отчасти материальные мальчики и девочки. Можно сказать, что психологические составляющие личности человека начинаются именно с этого блока. Далее следуют не менее важные элементы, но сначала необходимо разобрать первый.
Составляющие личности человека: я материальное
Я — материальное, является неотъемлемой чертой нас, другие наши части — это Я – общественное (Социальное) и Я — Духовное. Чтобы познать самих себя, нужно разобраться в этих частях. Всё, с чем мы имеем дело, прикасаемся, изучаем, становится кирпичиками нашей идентичности. Все это формирует нас. » Материальное» напрямую связано с нашим телом и теми объектами и вещами, которые нам принадлежат. Если человек каждую неделю моет свою машину, то это не всегда означает, что это необходимо машине. Чаще всего машина просто является продолжением человека, и это нужно именно человеку.Составляющие личности человека: я социальное
Вторая часть нас Социальное состоит из наших взаимодействий с другими людьми, наше положение в социуме, репутация, которая формируется вместе с нами в процессах социальных действий. То, как мы ведем себя с другими, становится неотъемлемой чертой нашей индивидуальности.Составляющие личности человека: я духовное
Я — духовное включает в себя самое-самое интимное, что у нас есть. Это наши мысли, суждения, личные переживания. Не нужно постоянно посещать церковь и молиться, для того, чтобы ощутить свою третью часть, но иногда все же стоит иногда оставаться наедине с собой, со своими мыслями. Просто окунуться в свою внутреннюю сущность, для переосмысления всей жизни, перестройки взглядов и суждений.Если никогда не обращаться хоть на чуть-чуть к своему «Я – духовному», то материальная и социальная части просто заполонят человека. Вы будете состоять лишь из них. А это приводит к серьезным проблемам, которые основываются на карьеризме и стяжательстве. Все эти части вместе образуют устойчивую «Я концепцию». Это система взглядов и суждений о себе, то, как мы себя ощущаем и представляем. То, какое на наш взгляд, мы занимаем место в этом мире и среди соратников.
Если мы обратимся к тому восприятию, которое ощущают люди, когда видят или общаются с нами, то это уже будет называться «Я – зеркальное». Мы видим, как относятся к нам люди, когда мы оказываемся рядом с ними, и таким образом, формируется зеркально Я. Наше как бы отражение. Психологи установили, что чем моложе человек, тем сильнее Я – зеркальное оставляет след на нашей психике и нашем восприятии.
xn--80aepevz3h.xn--80asehdb
Направленность личности сущность, структурные элементы
Оглавление
Введение………………………………………………………………………..3
1.Понятие личности…………………………………………………………..4
2.Жизненная позиция личности……………………………………………..6
3. Понятие и сущность направленности личности,
Основные составляющие……………………………………………………8
Заключение…………………………………………………………………..14
Список литературы………………………………………………………….15
Введение
Данная работа посвящена теме: «Направленность личности: сущность, структурные элементы». Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей ее разносторонности.
Личность есть системное и поэтому «сверчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида.
Характеризуя «личность» имеют в виду «целостность», но такую «целостность», которая рождается в обществе. Индивид выступает как преимущественно генотипическое образование, в основе созревания которого лежат в основном адаптивные приспособительные процессы.
Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.
1.Понятие личности.
Что такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.
Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид». «Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.
Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Проблема изучения личности в философии является одной из центральных, поскольку каждый философ для понимания сущности человека, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом. представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.
В связи с этим в ходе изучения личности в контексте социальных связей необходимо дать ответы на вопросы о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм.
2.Жизненная позиция личности.
Изменения, происходящие в обществе, затрагивают каждого человека, вносят свои штрихи в его социально-психологический портрет. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри них, оказывают влияние на развитие интеллектуального, нравственного, эстетического отношения к бытию. В тоже время личность способна воздействовать на общественные отношения.
Жизненная позиция — определенно сложившееся образование, имеющее свою относительную, фиксированную структуру. Она может меняться или оставаться неизменной в зависимости от характера и способа решения конфликтных ситуаций. Следует заметить, что для изменения жизненной позиции необходимо разрешение значимых ситуаций, противоречий. Жизненно значимыми являются те противоречия, которые служат средством, способом изменения взглядов, привычек, отношений личности с обществом, с самой собой.
В системе жизненных отношений формируются и характеристику самого субъекта (с точки зрения его целостности), и способы построения жизни, а также ценностные характеристики различных сфер жизни (труда, конкретной профессии как личностно значимых для данного человека). Формирование жизненной позиции (как целостности личности и ее жизненных отношений) в дальнейшем определяет то, на сколько успешно личность находит свое место в жизни в соответствии с системой жизненных ценностей, на сколько адекватно она самовыражается.
В исследованиях Л. И. Божович, посвященных психологии юношеского возраста, главное внимание обращается на развитие мотивационной сферы личности: определение своего места в жизни, формирование мировоззрения и его влияние на познавательную деятельность, самосознание. Решающее значение предается динамики «внутренней позиции» формирующейся личности. «Внутренняя позиция» складывается из того, как ребенок на основе предшествующего опыта, собственных возможностей, ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, которое он занимает в настоящее время в жизни и какое положение он хочет занять. Именно это «внутренняя позиция» обуславливает определенную структуру его отношения к действительности, к окружающим и самому себе. Через «внутреннюю позицию» и преломляется в каждый момент воздействия, идущие от окружающей среды.
Таким образом в психологической структуре личности отношения выступают необходимыми условиями общественного становления личности; формой динамического взаимодействия человека с миром; способом перевода общественной жизни в индивидуальное содержание личности; устойчивым внутренним качеством, существенным основанием жизни человека; универсальной формой самопознания, самоопределения, самореализации человека в мире.
3. Понятие и сущность направленности личности,
основные составляющие.
Сегодня вопрос о направленности личности, её потребностях, мотивах, интересах недаром ставится на первое место. Задумываясь над особенностями своего внутреннего мира, мы вольно или невольно стремимся осознать свои потребности и желания, свои способности и характер. Направленность личности — это совокупность устойчивых мотивов, взглядов,
убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.
Направленность всегда социально обусловлена и формируется в
mirznanii.com