Безразличие, апатия — Психологос
01 октября 2022 г., 21:24
Безразличие, апатия — состояние полного равнодушия, незаинтересованности.
Случается, что после сильного напряжения, связанного со стрессовыми ситуациями, у человека наступает состояние безразличия, когда не хочется ничего делать и все действия по уменьшению влияния факторов стресса кажутся бессмысленными.
В известном смысле такое безразличие – это защитная реакция организма. После сильного потрясения, которое сопровождается расходованием психической энергии, в нервной системе развивается торможение, в процессе которого растраченная энергия восполняется. Если бы этого не происходило, люди быстро достигали бы нервного истощения, представляющего угрозу для здоровья и жизни. Но вместе с тем состояние безразличия нельзя считать благоприятным, поэтому, если оно возникло, желательно быстрее из него выйти.
Вред безразличия
Несмотря на то что безразличие не является собственно отрицательной эмоцией, последствия такого состояния губительны.
Иногда эмоциональную опустошенность после стресса можно «вылечить» отдыхом, иногда приходится принимать более активные меры.
Проявляя безразличие к окружающим, человек черствеет, теряет способность к сопереживанию. «Моя хата с краю, ничего не знаю»,– девиз тех, в ком безразличие окончательно укоренилось.
Активная деятельность, работа сутками ради достижения определенной цели – это тоже стресс. Безразличие в таком случае может свести «на нет» все результаты.
Если же безразличие становится результатом стресса, обусловленного неприятностями в профессиональной деятельности, оно часто проявляется в равнодушии к тому, что еще недавно было смыслом существования. Испытав сильное потрясение, человек теряет интерес к работе в целом и к последующим трудностям в частности.
У него опускаются руки, пропадает желание бороться и искать решение, и в результате проблема действительно может перерасти в настоящий кризис. Чтобы этого не произошло, безразличие следует в себе изживать.Как справиться с безразличием
Существует психологический прием, позволяющий превратить «надо» в «хочется» и пробудить интерес к определенным вещам или видам деятельности, которые до этого не вызывали ничего, кроме скуки. Прием этот основан на парадоксе обратного влияния и подобно гомеопатии использует правило «лечи подобное подобным». См. →
- Психологическая защита
- Шкала эмоциональных тонов
- Эмоциональное состояние
Комментарии (34):
Зульфизор, 28 мая 2015 г., 11:08
А если и даже друзья стали не интересными, что тогда надо делать?
3
Н.И. Козлов, 28 мая 2015 г., 11:33
Зульфизор, а это жалоба или серьезный запрос? Разница в том, что жалоба кончается на скулеже, а человек с запросом готов над собой работать. А как у вас?
Гость, 10 мая 2017 г., 19:26
Такое же состояние и у меня, я даже от близких устала.
1
ответ
Гость, 08 июня 2017 г., 08:23
И у меня такое. Хочется закрыться от мира и никого не видеть.
1
ответ
Гость, 03 мая 2019 г., 19:44
У меня тоже самое.
Гость, 24 февраля 2019 г., 08:12
Менять интересы.
Гость, 01 июля 2016 г., 17:07
Сейчас как раз такое состояние… Спасибо за статью, приступлю к переменам немедленно, т.к. уже тошно от этого состояния.
Шиков Артем, 18 декабря 2016 г., 22:35
Абсолютно скучно не делать что-либо, а вообще жить. Это тоже сюда относится? Никаких стрессов не испытываю и не испытывал, однако уже давно определил, что мне в общем-то уже все равно.
Гость, 25 мая 2017 г., 17:19
А как начать что-то делать, если не хочешь ничего делать, потому что уже надоело всё время барахтаться в этом социуме! Я вот в таком состоянии уже год, заставляю себя словом «надо», и всё больше понимаю, что жизнь это суета сует, причем бессмысленна и к тому же понимаю причину, уж слишком быстро жила и всех планов достигла, и в свои 35 понимаю жизнь как в 70, а ведь до старости ещё далеко! Библию читала, только усугубилось, теперь ещё и конец света жду поскорей!
Гость, 12 июня 2017 г. , 21:39
У меня такое состояние всю жизнь, с самого рождения. Неприятное и отвратительное чувство. Но что поделать, если чувств нет то их нет. Я думаю это просто психофизиология такая у определённой категории людей.
Гость, 02 октября 2017 г., 14:46
Ответ: искать источники вдохновления. Лучше всего это выражается в искренней поддержке близких и дорогих тебе людей, вкупе с абстрагированием от вещей ухудшающих настроение.
1
ответ
Гость, 03 октября 2017 г., 16:02
Ребята, держите оборону! Сам несколько дней хожу такой. Проблем куча, не знаю с какой стороны начать решать. Но понимаю, что это состояние не мое, для начала надо захотеть его изменить это ленивое и апатичное состояние. Обнимаю вас всех сердечно, переживаю за вас, даже помолюсь сегодня за всех вас, пусть Боженька, пошлет вам немного радости!!!
1
ответ
Гость, 13 февраля 2019 г.
, 14:38Вы замечательный!!! И Вам радости и всех благ!!!!
Гость, 04 октября 2017 г., 12:08
Огромное спасибо за статью. Теперь я поняла, что со мной происходит, до этого мысли разные были, даже авитаминоз предполагала.
Гость, 13 августа 2018 г., 21:13
Спасибо большое, статья вовремя. Только что переболел, работал через силу, медленно, но по-прежнему качественно. Прошло три дня, ходил злой, не мог с собой ничего поделать, и вот долгожданный результат. А самое главное, знаю почему это со мной произошло. Жизнь — очень замечательный учитель, необходимо только правильно понять урок. Мне Николай Иванович сильно помог и продолжает помогать. Спасибо.
Гость, 15 декабря 2018 г., 23:35
А если безразличен абсолютно ко всему окружающему, но есть цель?
Гость, 21 января 2019 г., 13:15
Пропали все чувства, абсолютно забросил все. Как выбраться из этого я не знаю.
2
Смыслова Лилия Викторовна, 27 января 2019 г. , 21:01
Здравствуйте! Отвечу вам тоже коротко. Пропали все чувства, как выбраться из этого? А куда вы хотите выбираться? Способов «выбраться» существует великое множество, но каждый под конкретное направление. Ваше направление — какое? Вы можете обратиться к нам в Ассоциацию психологов Синтон-подхода за бесплатной консультацией. Пишите на почту: [email protected]
1
ответ
Гость, 19 октября 2019 г., 15:18
Не могу уже год вылезти из этого состояния, обращалась к врачам, пила лекарства, а на душе пустота, ничего не хочу. Не могу быть одна, а рядом никого нет, одни завистники и злые люди, сил нет ни на что, помогите……
Гость, 02 сентября 2021 г., 22:11
У меня тоже.. Это прямо смерть какая-то.. Ходишь, что-то делаешь.. Но не живешь.
Гость, 28 августа 2019 г., 21:11
А если я даже не дочитал статью, потому что мне стало безразлично…
2
ответа
Гость, 22 октября 2019 г. , 20:34
Гость, 19 января 2020 г., 05:52
Раз написал — значит не совсем безразлично. Безразлично — это и читать не стал бы.
Гость, 08 февраля 2020 г., 22:28
Полная апатия и незаинтересованность во всем, что интересовало раньше. Ничего не цепляет, эмоций ноль. Только мысли очень много мыслей, они бесят меня, раздражают. Боже, как у меня от них болит голова. Я разговариваю с кем-то. И после неинтересно говорить с другими. Только все раздражает и все.
2
ответа
Гость, 23 апреля 2020 г., 13:07
А кроме того, что все бесят и раздражают, кажется они все такие счастливые, а ты как будто бы один, как будто бы лишний, на этом празднике жизни. И такое ощущение, что этого никто не видит, никто не замечает, а может им и в правду все равно на тебя (
Гость, 25 сентября 2020 г., 08:57
Если что-то раздражает- это уже не безразличие.
Гость, 30 мая 2020 г., 03:35
А что если все стало как-то бессмысленным? Весь мир. У меня только к играм интерес, потому что так я забываю обо всем и обретаю какую-то цель?
1
ответ
Гость, 01 марта 2021 г., 14:01
А это уже зависимость, и она перекрыла все интересы. Тут болезнь, другая крайность. Срочно сокращать играть и заменять на другие дела.
Гость, 05 декабря 2020 г., 18:43
У меня(возможно) такое состояние на протяжении 4 -5 лет. Точно незнаю как началось, но догадываюсь о причине этого состояния. Я очерствела к своим близким. Я очень много читаю бессмысленных книг, которые мне никак в будущем не пригодятся. Я могу сопереживать персонажам, плакать о их смерти или радоваться их счастью. Я вся в напряжении перед чтением какой-нибудь интересной книгой, а после прочтении я удовлетворена и ищу следующую. Сегодня дядя сказал, что ему приснилась моя умершая мама… И я вдруг вспомнила, что ее нет уже почти 5 лет. Я попыталась вспомнить или придумать какую реакцию я должна показать, и что я вообще должна чувствовать и не придумала нечего, кроме как промолчать и покивать головой.
Я очень ее люблю, хоть и она не присутствовала большую часть моей жизни пока была жива (она болела алкоголизмом и не смогла вылечится). Папа большую часть детства тоже отсутствовал, так как работал. Я его тоже люблю, но мне с ним немного неловко. Я незнаю как себя вести и о чем говорить. И ещё я безответственна. Не люблю делать выбор и ведома. Первое время я скидывала все на то, что я политологический ленивец (ещё я много вру без надобности), но время идёт, а желание двигаться так и не появилось. Я «пыталась » исправить свое поведение, мотивировать себя чем-нибудь, но быстро сдавалась, так как было лень или я забывала, что я решила изменится. Многие скажут, что я офигела и просто ленивая, и я этого отрицать не буду.Гость, 14 февраля 2021 г., 23:19
Я художник, раньше мне всегда приносило удовольствие рисование, сейчас же я рисую только потому что это нужно для моего развития, мне всё стало настолько безразлично, что я готов орать 24/7 просто так, ничего больше не интересует.
Гость, 06 мая 2021 г., 22:22
Как-то безразлично даже после прочитанного.
Гость, 01 сентября 2021 г., 20:59
Что если во время «безразличия» я отталкиваю дорогих мне людей?
Гость, 05 апреля 2022 г., 00:28
А что делать, если мне все равно на себя, на мой организм, и что будет со мною. Как это исправить? Помогите пожалуйста.
Гость, 14 июля 2022 г., 14:18
Вначале вы пишите, что это состояние наступает после перенапряжения, если бы его не было, люди бы были под угрозой для здоровья и жизни. Дальше пишите, что надо поскорей оттуда выйти? Где логика? Зачем выйти? Чтобы я испытал нервное истощение, угрозу для здоровья и жизни?
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Безразличие в отношениях
Игнорирование — это не-восприятие того, что есть в реальности (информации, человека).
1Подробнее
01 окт. 2022 г.
Игнорирование
Игнорирование — это не-восприятие того, что есть в реальности (информации, человека). ..
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Интерес
Интерес как объективка — объективное отношение к жизненным целям и ценностям.
10Подробнее
01 окт. 2022 г.
Как справиться с безразличием
Существует психологический прием, позволяющий превратить «надо» в «хочется» и пробудить интерес к определенным вещам или видам деятельности, которые до этого не вызывали ничего, кроме скуки. Прием этот основан на парадоксе обратного влияния и, подобно гомеопатии, использует правило «лечи подобное подобным». Ничто так не мотивирует к работе как несколько дней вынужденного безделья.
9Подробнее
01 окт. 2022 г.
Отношение
Все отношения делятся на «отношения с», или просто Отношения. Такие отношения — сложившиеся взгляды, установки и привычки между людьми.
0Подробнее
21 июн. 2017 г.
Секрет избавления от апатии
В апатию человек скатывается — после череды неудач, или после не оправдавших себя радужных надежд. Скатываются те, кто плохо знаком с психогигиеной и не осуществляет правильную экстренную самопомощь, которая очень нужна! При негативном развороте событий человек начинает чувствовать упадок сил… — это вполне объяснимо, потому что механизм упадка сил встроен в физиологию людей, чтобы мы не занимались деятельностью, в которой мы не преуспеваем. Встроен на гормональном уровне.
3Подробнее
Ментальное здоровье: Забота о себе: Lenta.ru
Нежелание что-либо делать не всегда свидетельствует об усталости или лени. Если это состояние не проходит после хорошего отдыха и сопровождается безразличием к происходящему вокруг, эмоциональной холодностью и отрешенностью, возможно, речь идет об апатии. Редакция «Ленты.ру» вместе с психологами постаралась разобраться, почему может возникать это состояние, что его провоцирует и как от него избавиться.
Что такое апатия
Апатия — это синдром, развитие которого ведет к безразличию, отстраненности и утрате интереса к чему-либо, что раньше было значимым и важным. Значение термина происходит от греческого слова pathos — «эмоция, чувство, страдание», к которому добавляется префикс а-, означающий отрицание. В данном психологическом состоянии человек теряет не только желание двигаться, но и эмоциональный окрас своих чувств.
Врачи отмечают, что у мужчин в силу особенностей их психики признаки апатии, как правило, выражены отчетливее, чем у женщин
Многие люди без проблем с ментальным здоровьем в той или иной степени сталкивались с апатией, причиной которой был сильный хронический стресс. Однако зачастую данный синдром — это маркер ряда серьезных заболеваний. В частности, согласно данным Американской психиатрической ассоциации, апатия считается распространенным симптомом шизофрении, депрессии и деменции. Также этот синдром возникает при болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона, острой интоксикации седативными или снотворными препаратами и как одно из осложнений после перенесенного инсульта или сердечного приступа. У пожилых людей безразличие ко многим ранее интересовавшим их вещам может быть следствием потери слуха, зрения или ухудшения когнитивных способностей.
Основные симптомы апатии
Главными диагностическими критериями апатии являются изменение поведения, когнитивные нарушения, ослабление социального взаимодействия с другими людьми и отсутствие эмоциональной вовлеченности. Среди основных симптомов специалисты выделяют:
- снижение энергии, «лень»;
- отсутствие сил на выполнение рутинных задач;
- постоянное ощущение усталости, проблемы с концентрацией внимания;
- притупление эмоций, чувство утраты интереса к жизни в целом;
- отсутствие мотивации и интереса к различным действиям и событиям;
- нежелание узнавать новое и полная изолированность от информации;
- замкнутость;
- потеря аппетита;
- снижение социальной активности: нежелание встречаться с друзьями, посещать мероприятия;
- трудности с выполнением ежедневной рутины;
- сложности с формулировкой и высказыванием мыслей.
Фото: Andrey Svistunov / Unsplash
Степени тяжести апатии
Медицина выделяет три степени тяжести апатии, сообщила психолог Европейского медицинского центра Валерия Мошняцкая: «При легкой форме синдрома человеку сложно принять решение, все кажется неинтересным и неважным, у него пропадает радость за себя и свои достижения. Случаи средней степени тяжести характеризуются игнорированием базовых физиологических потребностей, таких как прием пищи, личная гигиена и уход за собой, оттягивание похода в туалет. При тяжелой форме апатии человек игнорирует все и может днями не вставать с постели, не хочет есть и не может более себя обслуживать».
Однако, так как апатия достаточно редко возникает сама по себе, гораздо корректнее оценивать степень тяжести конкретного заболевания или состояния, маркером которого она является.
Что может спровоцировать апатию
Причины развития апатии могут быть психологические и физиологические, заявила Ирина Пермякова, психотерапевт сервиса онлайн-психотерапии Zigmund.Online. К физиологическим она отнесла различные эндокринные нарушения и неврологические заболевания, а также любые патологии, которые поражают лобные доли головного мозга, в том числе болезнь Альцгеймера, черепно-мозговые травмы, опухоли. Также апатия может быть побочной реакцией на прием некоторых лекарственных средств, злоупотребление алкоголем или следствием нехватки значимых витаминов и микроэлементов.
Среди психологических причин апатии Пермякова назвала ментальные расстройства и патологии, а также эмоциональное перенапряжение.
Организм человека не может все время находиться в состоянии напряжения, так как все его адаптивные и защитные механизмы в подобной ситуации уходят на борьбу и совладание с ним. Поэтому следствием хронического воздействия сильных стрессовых факторов закономерно становится апатия. Также данным симптомом сопровождается эмоциональное выгорание на работе
Ирина Пермяковапсихотерапевт сервиса онлайн-психотерапии Zigmund.Online
Помимо этого, человек может впасть в состояние апатии, если относится к себе слишком критично, не умеет правильно расставлять цели или страдает от синдрома выученной беспомощности, продолжила Пермякова. «Когда человек сталкивается с невозможностью изменить то, что его не устраивает, когда его попытки справиться не приводят к успеху, у него формируются убеждения о его собственном бессилии. И впоследствии, когда ему предоставляется возможность что-то изменить, он не предпринимает попыток ею воспользоваться», — отметила она.
Также апатией сопровождается ряд серьезных психических расстройств, в частности депрессия, биполярное аффективное расстройство (БАР), запущенная шизофрения, острый психоз, астенический синдром.
Фото: Alexander Popov / Unsplash
Как определить у себя апатию
Существуют различные тесты на расстройства и состояния, при которых одним из симптомов может быть апатия, например шкала депрессии Бека или тест на определение эмоционального выгорания. Однако не стоит заниматься самодиагностикой, лучше обратиться к специалисту, предупредила Пермякова.
В свою очередь, Мошняцкая предложила честно ответить себе на несколько вопросов:
- Чувствуете ли вы, что ваша работоспособность упала?
- Чувствуете ли вы, что любое действие стало требовать неимоверных усилий?
- Чувствуете ли вы себя опустошенным?
- Вам постоянно скучно?
- Вам кажется, что жизнь бессмысленна?
- Вы постоянно испытываете усталость, но даже длительный сон не помогает взбодриться?
- Новые знакомства и знания не вызывают у вас интереса?
- У вас появились проблемы с постановкой целей и их достижением?
- Есть ли у вас непреодолимое желание переложить ответственность за принятие решений на других?
- Приятные события или новости не вызывают у вас никаких эмоций?
- Неприятные события или новости не вызывают у вас никаких эмоций?
- Вы не хотите знакомиться с новыми людьми?
- Вам не хочется посещать некогда любимые мероприятия?
Если большинство ответов на них будут положительными, вероятность апатии высока, и необходимо проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить причину этого состояния.
Фото: Majestic Lukas / Unsplash
Как избавиться от апатии
Для начала необходимо определить, вследствие чего наступила апатия, — это позволит более точечно и сфокусированно решать проблему, посоветовала Пермякова. По ее словам, для этого можно ретроспективно отследить, когда возникла эта психологическая проблема, что менялось или не менялось в жизни, что могло оказать негативное влияние на психику. Важно обратиться к врачу, пройти необходимые анализы, чтобы уточнить или исключить вероятность наличия биологических и физиологических факторов.
Если причиной апатии являются психологические причины, навести на их понимание могут следующие вопросы:
- Что сейчас мне нужно?
- Чем апатия может быть полезна? От чего она может защищать?
- Все ли меня устраивает в моей жизни?
- В чем я сейчас вижу смыслы?
- Какие небольшие шаги я могу сделать, чтобы изменить то, что меня не устраивает?
Чтобы начать преодолевать апатию, нужно в первую очередь в прямом смысле что-то делать. Необходимо составлять небольшое расписание с задачами, которые откладываются из-за апатии, начать их выполнять, постепенно увеличивая сложность, поддерживая себя принципами «я могу просто попробовать», «я просто начну»
Ирина Пермяковапсихотерапевт сервиса онлайн-психотерапии Zigmund.Online
Даже частичное выполнение задач даст эффект. Важно начать с физического уровня: отрегулировать режим дня, сон и питание, добавить небольшие физические нагрузки, вновь делать то, что раньше приносило удовольствие, посильно увеличивать социальную активность, объяснила Пермякова.
Если самостоятельно не удается изменить свое состояние, важно обратиться за помощью к психотерапевту для лучшего понимания причин апатии и нахождения решений.
Фото: Eric Ward / Unsplash
Как помочь человеку с апатией
Важно обратить внимание человека на его состояние, показать факты и изменения, поделиться с ним своим беспокойством, отметила Пермякова: «Можно помочь человеку разобраться, что может быть причиной наблюдаемого состояния, предложить свою помощь, узнать, в чем он нуждается, порекомендовать обратиться к психотерапевту или неврологу».
Также можно обозначить те небольшие шаги, которые человек может предпринимать, чтобы постепенно выйти из состояния апатии. Однако важно не брать на себя всю ответственность, не становиться спасателем, а оставаться в роли помощника.
В заключение Пермякова предостерегла: «Нельзя игнорировать апатию, так как она может быть симптомом серьезного расстройства или указывать на выраженные психологические трудности и нарушения физического здоровья. Если не обращать внимания на свое состояние, можно усугубить его, как следствие, справиться будет сложнее».
Апатия — Wikiquote
Взято из Wikiquote
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Апатия (также называемая поверхностностью ) чаще всего определяется как отсутствие чувств, эмоций, интереса или беспокойства. Это состояние безразличия или подавление таких эмоций, как беспокойство, волнение, мотивация и/или страсть. Апатичный человек не проявляет интереса или заботы об эмоциональной, социальной, духовной, философской или физической жизни и мире в целом.
- Если невежество и страсть — враги народной морали, то надо признать, что моральное равнодушие — болезнь образованных классов.
- Анри-Фредерик Амиэль
- Релятивизм — это не равнодушие; напротив, страстное равнодушие необходимо для того, чтобы вы не слышали голосов, противящихся вашим абсолютным указам.
- Карел Чапек, «О релятивизме» (1925)
- Самая большая опасность для нашего будущего — это апатия.
- Джейн Гудолл «Сила одного», журнал Time (26 августа 2002 г.).
- Чем в большей степени еврей является евреем, тем более универсальными будут его взгляды и устремления, тем менее он будет отстранен от всего благородного и доброго, истинного и честного, в искусстве или науке, в культуре или образование; тем радостнее будет он аплодировать, когда увидит, что истина, справедливость, мир и благородство человека восторжествуют и станут господствовать в человеческом обществе.
- Самсон Рафаэль Хирш Эссе «Религия, связанная с прогрессом» [1]
- Мы проводим свою жизнь, борясь за то, чтобы люди, немного более глупые, чем мы, приняли истины, которые всегда были известны великим людям. Они знали на протяжении тысячелетий, что заключение больного в одиночную камеру делает его хуже. Им уже тысячи лет известно, что бедняк, боящийся своего домовладельца и полиции, — раб. Они знали это. Мы знаем это. Но знает ли это великая просвещенная масса британского народа? Нет. Это наша задача, Элла, твоя и моя, рассказать им. Потому что великие люди слишком велики, чтобы их беспокоить. Они уже изучают, как колонизировать Венеру и орошать Луну. Вот что важно для нашего времени. Мы с тобой толкаем валуны. Всю нашу жизнь мы с тобой будем вкладывать всю нашу энергию, все наши таланты в то, чтобы толкнуть огромный валун в гору. Валун — это истина, которую великие люди знают инстинктом, а гора — это глупость человечества.
- Дорис Лессинг Пол Таннер, в «Свободных женщинах: 1»
- Ничто так не способствует душевному спокойствию, как полное отсутствие мнения.
- Георг Кристоф Лихтенберг, Афоризмы (1764-99)
- Равнодушие, если не говорить об этом, порождает упрямство; а упрямство, если уж не говорить об этом, причинит мучения.
- Генри Мелвилл, сообщается в Josiah Hotchkiss Gilbert, Dictionary of Burning Words of Brilliant Writers (1895), с. 344.
- Плохим людям для достижения своих целей не нужно ничего, кроме того, чтобы хорошие люди смотрели и ничего не делали.
- Джон Стюарт Милл, Инаугурационная речь доставлена в Университет Сент-Эндрюс , 1 февраля 1867 г. дух мышления, согласно которому все религии одинаково истинны, — реальный смысл которого состоит в том, что все религии одинаково ложны.
- Фредерик Уильям Робертсон, сообщается в Josiah Hotchkiss Gilbert, Dictionary of Burning Words of Brilliant Writers (1895), p. 344.
- Как только вы увидели мир таким, каким он мог бы быть, каким он должен быть, каким он будет (каким бы это видение вам ни представлялось), уже невозможно жить уступчиво и самодовольно в мир как он есть.
- Виктория Саффорд в «Маленькой работе в великой работе» в Невозможное займет немного времени: Путеводитель гражданина по надежде во времена страха (2004) Пол Рогат Леб
- Худший грех по отношению к нашим ближним — не ненависть к ним, а безразличие к ним: в этом суть бесчеловечности.
- Джордж Бернард Шоу, Ученик дьявола (1897)
- Тот, кто никогда не надеялся, никогда не может отчаиваться.
- Джордж Бернард Шоу, Цезарь и Клеопатра (1906)
- На любых выборах голосует только определенный процент людей. О тех, кто не может голосовать из-за возраста или других ограничений, а также о тех, кто не голосует из-за замешательства, апатии или отвращения к выбору Труляля-Труляля, вряд ли можно сказать, что они имеют какой-либо голос в принятии законов, регулирующих их. Не могут этого сделать и люди, еще не родившиеся, которые будут управляться этими законами в будущем.
- Линда и Моррис Таннехилл, гл. 4, «Правительство — ненужное зло», Рынок свободы (1970), стр. 33–34.
- Противоположность любви не ненависть, а равнодушие. Противоположность красоте не уродство, а безразличие. Противоположность вере не ересь, а равнодушие. И противоположность жизни не смерть, а безразличие между жизнью и смертью.
- Эли Визель, US News & World Report , 27 октября 1986
- Апатия — это перчатка, в которой скользит рука зла.
- «Профессор Макдугл» в Ван Уайлдер из National Lampoon
Внешние ссылки[править]
ВикипедияВ Википедии есть статья о:
Апатия
ВикисловарьПосмотрите апатия в Викисловаре, бесплатном словаре ~ Гнев ~ Тоска ~ Тревога ~ Апатия ~ Благоговение ~ Скука ~ Спокойствие ~ Бодрость ~ Сострадание ~ Презрение ~ Довольство ~ Депрессия ~ Желание ~ Разочарование ~ Недовольство ~ Отвращение ~ Экстаз ~ Смущение ~ Сопереживание ~ Энтузиазм ~ Зависть ~ Эйфория ~ Страх ~ Благодарность ~ Горе ~ Вина ~ Счастье ~ Ненависть ~ Надежда ~ Враждебность ~ Унижение ~ Нетерпение ~ Негодование ~ Неуверенность ~ Ревность ~ Радость ~ Одиночество ~ Потеря ~ Любовь ~ Похоть ~ Злоба ~ Меланхолия ~ Ностальгия ~ Паника ~ Страсть ~ Жалость ~ Гордость ~ Ярость ~ Сожаление ~ Раскаяние ~ Обида ~ Печаль ~ Стыд ~ Печаль ~ Страдание ~ Удивление ~ Сочувствие ~ Удивление ~ Беспокойство
Свобода воли
Свобода волиreformedreader.org/atrr/wp-content/uploads/2013/01/atrr.header.png» align=»center» valign=»top»>
привержен историческим баптистским и реформатским убежденияСвобода воли
Джонатан Эдвардс
ЧАСТЬ III.
Раздел VI.СВОБОДА БЕЗРАЗЛИЧИЯ, НЕ ТОЛЬКО НЕ НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ДОБРЕДЕЛЕНИЯ, НО СОВЕРШЕННО НЕСООТВЕТСТВУЮЩАЯ ЕГО; И ВСЕ, ЛИБО ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЕ, ЛИБО ПОРОЧНЫЕ ПРИВЫЧКИ ИЛИ НАКЛОНЕНИЯ, НЕСООТВЕТСТВУЮЩИЕ АРМИНАНСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ О СВОБОДЕ И НРАВИ АГЕНТСТВО
Предполагать такую свободу воли, как Арминиане говорят о том, что это необходимо для Добродетели и Порока, во многом противоречит общепринятому мнению. смысл.
Если безразличие принадлежит свободе Воля, как полагают арминиане, и для добродетельного действия существенно, чтобы оно было совершено в состоянии Свободы, как они также предполагают; из этого следует, что это необходимо для добродетельное действие, чтобы оно было совершено в состоянии безразличия: и если оно будет совершено в состоянии безразличия, то, несомненно, оно должно быть совершено во время Безразличие. Отсюда следует, что для добродетели поступка сердце должно быть безразличным во время совершения этого акта и тем более безразличным и холодно сердце по отношению к совершенному поступку, тем лучше; потому что акт исполняется с большей свободой. Но согласуется ли это со светом природа? Согласуется ли с представлениями человечества о Добродетели, что она заключается в том, что противоположно безразличию, даже в стремлении и склонности сердце к добродетельному действию; и что чем сильнее склонность и тем дальше от Безразличие, тем добродетельнее сердце и тем похвальнее поступок, который исходит от него?
Если предположить (вопреки тому, что было продемонстрировано ранее), что может быть акт воли в состоянии безразличия; например, этот акт, а именно. Воля, решившая вывести себя из состояния Безразличие и дать себе перевес в одну сторону; затем последовало бы, на Арминианские принципы, что это действие или определение воли есть то единственное, в чем Добродетель состоит в том, что она только совершается, в то время как ум остается в состоянии Безразличие, и поэтому в состоянии Свободы: ибо, как только ум выведен из своего равновесие, оно уже не в таком состоянии; и, следовательно, все действия, которые следуют впоследствии, исходя из предубеждения, не может иметь природу ни Добродетели, ни Порока. Или если то, что может сделать воля, находясь еще в состоянии Безразличия, а значит, и в Свободе, быть только для того, чтобы приостановить действие, и принять решение принять этот вопрос во внимание; тогда это решимость есть то единственное, в чем состоит Добродетель, а не переход к действию после шкала поворачивается на рассмотрение. Так что из этих принципов следует, что все, что делается после ума, любыми средствами, однажды выходит из равновесия и возникает по склонности, не имеет ничего общего с добродетелью или пороком и не достоин ни порицать или хвалить. Но как явно это противоречит общему человеческому смыслу и к их представлению об искренне добродетельных поступках! То есть они исходят из сердце хорошо расположено и хорошо склонно; и чем сильнее, тем упорнее и решительнее, доброе расположение сердца, тем больше искренность Добродетели и тем больше его правда и реальность. Но если есть какие-либо действия, совершаемые в состоянии равновесия, или немедленно возникают из совершенного равнодушия и холодности сердца, они не могут возникнуть от любого доброго принципа или расположения в сердце; и, следовательно, согласно здравого смысла, не имеют в себе искренней доброты, не имеют в себе добродетели сердца. Иметь добродетельное сердце, значит иметь сердце, которое одобряет Добродетель и дружелюбно к ней, а не один совершенно холодный и равнодушный к этому.
И кроме того, действия, которые совершаются в состояние Безразличия или те, которые возникают непосредственно из такого состояния, не могут быть добродетельны, потому что, по предположению, они не определяются каким-либо предшествующим выбором. Ибо если есть предшествующий выбор, то выбор занимает место между действием и состоянием безразличие; что противоречит предположению о деянии, возникающем непосредственно из Безразличие. Но те действия, которые не определяются предшествующим выбором, не могут быть добродетельны или порочны, согласно арминианским принципам, потому что они не определяются Волей. Так что ни так, ни иначе никакие действия не могут быть ни добродетельными, ни порочными, согласно к этим принципам. Если действие определяется предшествующим актом выбора, оно не может быть добродетельным; потому что действие совершается не в состоянии Безразличия, и не немедленно выйти из такого состояния; и так не делается в состоянии Свободы, Если действие не определяется предшествующим актом выбора, тогда оно не может быть добродетельным; потому что тогда Воля не самоопределяется в нем. Так что удостовериться, что ни Ни добродетели, ни пороку не найти места во вселенной!
Кроме того, что необходимо добродетельный поступок, чтобы он был совершен в состоянии безразличия, под предлогом того, что будучи состоянием свободы, противоречит здравому смыслу; поскольку это веление здравого смысла, что равнодушие само по себе во многих случаях порочно, и поэтому в высокой степени. Как будто когда я увидеть моего соседа или близкого друга и того, кто в высшей степени заслужил меня, в крайней нужде и готовый погибнуть, я нахожу равнодушие в своем сердце по отношению к любую вещь, предложенную сделать, что я легко могу сделать, для его облегчения. Так что, если это должно быть предложил мне хулить Бога, или убить моего отца, или сделать бесчисленное множество других вещей, которые можно упомянуть; быть безразличным, на мгновение, было бы очень порочным и мерзким.
И далее можно заметить, что предположим, что эта Свобода Безразличия существенна для Добродетели и порока, разрушает великое различие степеней вины разных преступлений, и нивелирует тяжесть самые гнусные, ужасные беззакония; таких как прелюбодеяние, зоофилия, убийство, лжесвидетельство, богохульство и т. д. Ибо, согласно этим принципам, нет никакого вреда в том, чтобы иметь ум в затхлом состоянии совершенного Безразличия по отношению к этим преступлениям; нет, это совершенно необходимо для того, чтобы какая-либо Добродетель избегала их или Порок, совершая их. Но для ума находиться в состоянии Безразличия по отношению к ним, значит быть рядом с совершая их: тогда он бесконечно близок к выбору и, таким образом, к совершению факта: ибо равновесие — это следующий шаг к степени перевеса; и одна, пусть даже самая малая степень перевеса (принимая во внимание все обстоятельства) есть выбор. И не только так, но и для Воли к находиться в состоянии совершенного равновесия по отношению к таким преступлениям, означает, что разум должен быть в такое состояние, чтобы с такой же вероятностью выбирать их, как и отказываться от них, делать их так, как опустить их. И если наш разум должен быть в таком состоянии, когда он так же близок к выбору, как отказываясь, и при этом он должен по необходимости, согласно природе вещей, быть как склонны совершать их, как и воздерживаться от них; где чрезмерная мерзость выбирать и совершать их? Если не вредно часто находиться в таком состоянии, когда в вероятность действия и воздержания точно равны, существует равновесие, и не больше склонности к одному, чем к другому; то, согласно природе и законам такого случайность, как можно ожидать, как неизбежное следствие такой диспозиции вещи, что мы должны выбирать их так же часто, как и отвергать их: что в целом это должно быть так выпадение необходимо, так как равенство в действии есть естественное следствие равного тенденция причины или предшествующего состояния вещей, из которого возникает следствие. Почему же тогда мы должны быть так сильно виноваты, если так и выпадет?
Во многих отношениях очевидно, что Арминианская схема Свободы совершенно несовместима с существованием таких вещей, как либо добродетельные, либо порочные привычки или наклонности. Если свобода безразличия будет существенной к нравственной деятельности, то не может быть добродетели ни в каких привычных наклонностях сердца; которые противоречат безразличию и заключают в себе само разрушение и исключение его. Они полагают, что ничто не может быть добродетельным, в чем не проявляется свобода; но как абсурдно говорить о проявлении Безразличия под предубеждением и преувеличением!
И если самоопределяющая сила в воле быть необходимым для моральной свободы действий, похвалы, порицания и т. д. тогда ничего, сделанное по воле, не может быть похвально или порицаемо что-либо еще, кроме того, что воля движима, поколеблена и определяется самой собой, и чаши весов, перевернутые суверенной властью Воли, имеют над сам. И поэтому Воля не должна быть неуравновешенной, перевес не должен быть определены и осуществлены заранее; таким образом предвосхищался самоопределяющий акт. Таким образом, это с другой стороны, привычное предубеждение несовместимо с той свободой, которую арминиане предполагаются необходимыми для Добродетели или Порока; и отсюда следует, что привычная предвзятость сама по себе не может быть ни добродетельным, ни порочным.
То же самое следует из их учение о несовместимости необходимости со свободой, похвала, порицание, и т. д. Никто не станет отрицать, что предубеждения и наклонности могут быть настолько сильны, что могут быть непобедимы. и не оставлять никакой возможности Воли решить вопреки ей; и так быть в сопровождении Необходимость. Это доктор Уитби допускает относительно Воли Бога, ангелов и прославленных святые по отношению к добру; и Воля дьяволов по отношению ко злу. Следовательно, если Необходимость несовместима со свободой, тогда, когда постоянная склонность до такой степени силы, оно полностью исключает всякую Добродетель, Порок, похвалу или порицание. И, если это так, то чем ближе привычки к этой силе, тем больше они препятствуют свободе и тем уменьшают хвалить и порицать. Если очень сильные привычки разрушают Свободу, то менее препятствуют этому, в зависимости от степени их силы. И поэтому следует, что тогда является ли акт наиболее добродетельным или порочным, когда он совершается без какого-либо намерения или привычки предвзятость вообще; потому что тогда он исполняется с большей свободой.
Всякое предвзятое фиксированное смещение на разум приносит степень моральной неспособности к обратному; потому что, насколько разум предубежден и предубежден, так много препятствий противного. И поэтому, если моральная неспособность несовместима с моральной деятельностью или с природой Добродетели и Порока, тогда поскольку существует что-либо такое, как злое расположение сердца или привычная испорченность наклон; будь то алчность, гордыня, злоба, жестокость или что-то еще; настолько более простительные лица; тем менее их злодеяния такого рода имеют характер порока. И наоборот, какие бы прекрасные нравы и склонности они ни имели настолько они менее добродетельны.
Видно, что нет привычного расположение сердца может быть в той или иной степени добродетельным или порочным, или поступки, которые исходить из них вообще похвально или порицаемо. Потому что, хотя мы должны предположить привычка не быть такой сильной, чтобы полностью отнять всякую нравственную способность и самоопределяющая сила; или может быть частично из предубеждения, а частично из самоопределения; однако в этом случае все, что исходит от предшествующей предвзятости, должно быть отброшено в сторону, как ни в коем случае. рассмотрение; и при оценке степени Добродетели или Порока не следует больше принимать во внимание чем то, что возникает из самоопределяющей силы, без всякого влияния этой предвзятости, потому что Свобода ни в чем больше не проявляется: так что все, что есть проявление привычной склонности отбрасывается, как не относящееся к нравственности поступка. Из чего следует, что никакое упражнение в этих привычках, будь они сильнее или слабее, никогда не может принести никакой пользы. природа либо добродетели, либо порока.
Вот если бы кто сказал, что несмотря на все это, в привычках может быть природа Добродетели и Порока. разума; потому что эти привычки могут быть последствиями тех действий, в которых ум осуществленная свобода; что, однако, вышеупомянутые причины докажут, что никакие привычки, которые естественны или рождены или созданы нами, могут быть как добродетельными, так и порочными; еще они не докажут этого о привычках, которые были приобретены и установлены многократным бесплатные акты.
Такому противнику я бы сказал, что это уклонение ничуть не поможет делу. Ибо если свобода Воли необходима для самой природе Добродетели и Порока, то нет ни Добродетели, ни Порока, а только в этом самом вещь, в которой эта свобода осуществляется. Если человек в одной или нескольких вещах, которые он делает, осуществляет свободу, а затем этими действиями оказывается в таких обстоятельствах, что его Свобода прекращается, и следует длинная череда действий или событий, которые происходят обязательно; эти последующие действия не являются добродетельными или порочными, вознаграждаемыми или наказуемыми; но только свободные акты, установившие эту необходимость; ибо в них одних был человек бесплатно. Следующие эффекты, которые необходимы, не имеют больше природы Добродетели или Порок, чем здоровье или болезнь тела, имеют, собственно, природу Добродетели или Порока, будучи последствия курса свободных актов умеренности или невоздержанности; или чем хорошо качества часов имеют природу Добродетели, являющейся следствием свободных действий ремесленник; или доброта и сладость плодов сада суть моральные добродетели, будучи результатом свободных и верных действий садовника. Если бы свобода была абсолютно необходимая для нравственности поступков, и необходимость, совершенно с ней несовместимая, как Арминиане сильно настаивают; тогда никаких необходимых следствий, пусть причина никогда не будет такой хороший или плохой, может быть добродетельным или порочным; но Добродетель или Порок должны быть только в свободном причина. В соответствии с этим, полагает доктор Уитби, необходимость, сопровождающая добро и злые привычки святых на небе и проклятых в аду, которые являются следствием их свободные действия в период испытательного срока не вознаграждаются и не наказываются.
В целом получается, что если представления арминиан о свободе и нравственной свободе воли верны, из этого следует, что нет никакой добродетели в таких привычках или качествах, как смирение, кротость, терпение, милосердие, благодарность, щедрость, небесное мышление; ничего похвального в любви ко Христу выше отца и матери, жены и детей или собственной жизни; или в восторге от святости, алчущих и жаждущих правды, любви к врагам, всеобщей благосклонности к человечества; а с другой стороны, нет ничего порочного или достойного порицания, в самых отвратительных, звериных, злобных, дьявольских наклонностях; в неблагодарности, нечестивые, обычно ненавидящие Бога и все святое и святое; или быть самым вероломным, завистлива и жестока по отношению к мужчинам. Ибо все это есть склонности и склонности сердце. Короче говоря, нет такого понятия, как добродетельное или порочное качество человека. разум; нет такой вещи, как врожденная добродетель и святость, или порок и грех: и чем сильнее те привычки или наклонности, которые раньше назывались добродетельными и порочными, дальше они от того, чтобы быть таковыми на самом деле; чем яростнее мужские похоти, тем настойчивее их гордость, зависть, неблагодарность и злобность, тем дальше они от того, чтобы быть порицаемый. Если есть человек, который повторяющимися своими действиями или какими-либо другими средствами стать самым адским нравом, отчаянно склонным лечить своих ближних с вредностью, презрением и злобой; чем дальше они должны быть от любого склонность сердиться на него или, по крайней мере, обвинять его. Так, с другой стороны, если найдется человек самого превосходного духа, сильно склоняющий его к самому любезные действия, удивительно кроткие, доброжелательные и т. д. настолько он дальше от всего похвально или похвально. От каких принципов человек Иисус Христос был очень далек будучи достойными похвалы за те дела святости и доброты, которые он совершил, эти склонности сильны в его сердце. И прежде всего бесконечно святой и благодатный Бог бесконечно далек от всего похвального, его добрые наклонности бесконечно силен, и он, следовательно, на максимально возможном расстоянии от того, чтобы быть в Свобода. И во всех случаях, чем сильнее склонность кого-либо к Добродетели, и тем чем больше они любят его, тем менее добродетельны, и чем больше они любят зло, тем менее порочны. они таковы. — Согласны ли эти вещи с Писанием, пусть каждый христианин и всякий человек, читавший Библию, судите: и согласны ли они со здравым смыслом, пусть судит каждый, имеющий человеческое разумение в упражнении.
И, если мы будем следовать этим принципам, мы обнаружит, что Добродетель и Порок полностью исключены из мира; и что там никогда не было и не может быть ни того, ни другого; либо в Боге, либо в ангелах, либо в людях. Как было показано, никакая склонность, характер или привычка не могут быть добродетельными или порочными; потому что они, поскольку они имеют место, разрушают свободу воли, основу всякой нравственной воли и исключить всякую способность добродетели или порока. —А если привычки и сами склонности не могут быть ни добродетельными, ни порочными, и осуществление этих диспозиции будут такими: ибо проявление предвзятости не есть осуществление свободного самоопределения будет, и поэтому в нем нет проявления свободы. Следовательно, ни один человек не является добродетельным или порочный, ни в хорошем, ни в плохом настроении, ни в действиях, исходящих из хорошего или плохого расположение. И будет ли это предубеждение или расположение привычным или нет, если оно существует лишь за мгновение до акта Воли, который является его следствием, это не меняет дела, что касается необходимость эффекта. Или если вообще не было предрасположенности, привычной или случайное, определяющее действие, то его определяет не выбор: поэтому случайность, которая случается с человеком, возникает из ничего в нем; и является необходимо, что касается любой склонности или выбора его; и, следовательно, не может заставить его также лучше или хуже; чем дерево лучше других деревьев, потому что оно чаще случается, что его освещает соловей; или скала более порочная, чем другие скалы, потому что по нему чаще ползают гремучие змеи. Итак, что нет Добродетели ни порока в хороших или плохих наклонностях, постоянного или преходящего; ни добродетели, ни порока в действуя из любой хорошей или плохой предыдущей склонности; ни какой добродетели или порока в действии полностью без какой-либо предварительной склонности.
- Джон Стюарт Милл, Инаугурационная речь доставлена в Университет Сент-Эндрюс , 1 февраля 1867 г. дух мышления, согласно которому все религии одинаково истинны, — реальный смысл которого состоит в том, что все религии одинаково ложны.