ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ И ИХ ВИДЫ
Эмоции проявляются в виде:
1. Эмоциональных состояний,
2. Эмоциональных переживаний
Рассмотрим вначале сущность эмоциональных состояний. В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств различают следующие виды эмоциональных состояний, основными из которых являются:
Ø настроение,
Ø страсть,
Ø аффект,
Ø воодушевление,
Ø стресс,
Ø фрустрация.
Настроение – это эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой и значительной устойчивостью. То или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Это не специальное переживание по поводу какого-либо конкретного события, а «разлитое» общее состояние. Настроение обычно «окрашивает» все другие эмоциональные переживания человека, отражается на его активности, стремлениях, действиях и поведении. Обычно по преобладающему у данного человека настроению мы называем его веселым, жизнерадостным либо, наоборот, грустным, апатичным. Такого рода преобладающее настроение является чертой характера. Причиной определенного настроения может быть какое-либо значимое событие в личной или общественной жизни, состояние нервной системы человека и общее состояние его здоровья.
Страсть тоже является длительным и устойчивым эмоциональным состоянием. Но, в отличие от настроения, страсть характеризуется сильным эмоциональным накалом. Страсть возникает при сильном стремлении к определенным действиям, к достижению какой-либо цели и помогает этому достижению. Позитивные страсти служат стимулом к большой созидательной деятельности человека. Страсть – это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.
Аффектами называются чрезвычайно сильные, быстро возникающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, ярости, ужаса.) Действия человека при аффекте происходят в виде «взрыва». Сильное эмоциональное возбуждение проявляется в бурных движениях, в беспорядочной речи. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы или речи например, это может быть растерянность при приятном, но неожиданном известий. Аффекты негативно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим поведением, он может совершать необдуманные поступки. Любое чувство может переживаться в аффективной форме.
Аффект – это уже не радость, а восторг,
– не горе, а отчаяние,
– не страх, а ужас,
– не гнев, а ярость.
Аффекты возникают при ослаблении воли и являются показателями несдержанности, неспособности человека к самообладанию.
Воодушевление как эмоциональное состояние проявляется в различных видах деятельности. Оно характеризуется большой силой и устремленностью к определенной деятельности. Воодушевление возникает в тех случаях, когда цель деятельности ясна и результаты ярко представляются, при этом как нужные, ценные. Воодушевление часто переживается как чувство коллективное, при этом чем больше людей охвачено чувством воодушевления, тем сильнее это чувство переживается каждым человеком в отдельности. Особенно часто и наиболее ярко это эмоциональное состояние проявляется в творческой деятельности людей. Воодушевление – это своеобразная мобилизация всех лучших душевных сил человека.
Стресс (англ. stress– напряжение) представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система, получает эмоциональную перегрузку.
Впервые слово «стресс» употребил канадский ученый-биолог Г. Селье (1907-1982). Он же ввел понятие «фазы стресса», выделив стадии:
Ø тревоги (мобилизации защитных сил),
Ø резистентности (приспособления к трудной ситуации),
Ø истощения (последствия длительного воздействия стресса).
Стресс вызывается экстремальными для данной личности условиями и переживается с большой внутренней напряженность. Стресс могут вызвать опасные условия для жизни и здоровье большие физические и умственные перегрузки, необходимости принимать быстрые и ответственные решения.
При сильном стрессе:
Ø учащаются сердцебиение и дыхание,
Ø повышается кровяное давление,
Ø возникает общая реакция возбуждения, выраженная в то или иной степени дезорганизации поведения (например, беспорядочные нескоординированные движения и жесты, сбивчивая и несвязна речь),
Ø наблюдаются растерянность,
Ø возможны трудности в переключение внимания,
Ø возможны ошибки восприятия, памяти, мышления
Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Известно, что частые и длительные стрессы оказывают негативное воздействие на физическое и психическое здоровье человека.
Однако при слабом стрессе часто появляются общая физическая собранность, активизация деятельности, ясность и четкость мысли, сообразительность.
Фрустрация – это психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми или субъективно так понимаемыми и переживаемыми препятствиями на пути к очень желаемой цели.
Фрустрация во многом это внутренний конфликт между направленностью личности и объективными возможностями, с которыми личность не согласна. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести, т.е. выше порога фрустрации.
В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно может проявляться как:
Ø крайняя досада,
Ø озлобленность,
Ø подавленность,
Ø полное безразличие к окружению,
Ø неограниченное самобичевание.
Выделяют три пары наиболее простых эмоциональных переживаний. К ним относятся:
«Удовольствие – неудовольствие». Удовлетворение физиологических, духовных и интеллектуальных потребностей человека отражается как удовольствие, а не удовольствие – как неудовольствие. В основе этих простейших эмоций лежат безусловные рефлексы. Более сложные переживания » приятного» и » неприятного» развиваются у человека по механизму условных рефлексов, т.е. уже как чувства.
«Напряжение – разрешение». Эмоция напряжения связана с созданием нового или ломкой старого образа жизни и деятельности. Завершение этого процесса переживается как эмоция разрешения (облегчения).
«Возбуждение– успокоение «.
Различают также стенические (греч. «стенос» – сила) и астенические (греч. «астенос» – слабость, бессилие) эмоции.
Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение, бодрость (радость, боевое возбуждение, гнев, ненависть). При стенических эмоциях человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. Переживая сочувствие товарищу, человек ищет способ помочь ему.
Астенические эмоции уменьшат активность, энергию человека, сокращают жизнедеятельность (печаль, тоска, уныние, подавленность). Астенические эмоции характеризуются пассивностью, созерцательностью, расслабляют человека. Сочувствие остается хорошим, но бесплодным эмоциональным переживанием.
students-library.com
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ И ИХ ВИДЫ
Эмоции проявляются в виде:Эмоциональных состояний,Эмоциональных переживаний. В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств различают следующие виды эмоциональных состояний, основными из которых являются:
Настроение – это эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой и значительной устойчивостью. Может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Это «разлитое» общее состояние. Настроение обычно «окрашивает» все другие эмоциональные переживания , отражается на его активности, действиях и поведении. Обычно по преобладающему настроению мы называем веселым, жизнерадостным либо, наоборот, грустным, апатичным. Такого рода преобладающее настроение является чертой характера. Причиной определенного настроения может быть какое-либо значимое, состояние нервной системы человека и общее состояние его здоровья.
Страсть тоже является длительным и устойчивым эмоциональным состоянием. Но, в отличие от настроения, страсть характеризуется сильным эмоциональным накалом. Страсть возникает при сильном стремлении к определенным действиям, к достижению какой-либо цели и помогает этому достижению. Страсть – это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.
Аффектами называются чрезвычайно сильные, быстро возникающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, ярости, ужаса.) Действия человека при аффекте происходят в виде «взрыва». Сильное эмоциональное возбуждение проявляется в бурных движениях, в беспорядочной речи. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы или речи, например, это может быть растерянность при приятном, но неожиданном известий. Аффекты негативно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим поведением, он может совершать необдуманные поступки. Любое чувство может переживаться в аффективной форме.
Аффект – это уже не радость, а восторг, – не горе, а отчаяние, – не страх, а ужас, – не гнев, а ярость. Аффекты возникают при ослаблении воли и являются показателями несдержанности, неспособности человека к самообладанию.
Воодушевление проявляется в различных видах деятельности. Оно характеризуется большой силой и устремленностью к определенной деятельности. Воодушевление возникает в тех случаях, когда цель деятельности ясна и результаты ярко представляются, при этом как нужные, ценные. Воодушевление часто переживается как чувство коллективное, при этом чем больше людей охвачено чувством воодушевления, тем сильнее это чувство переживается каждым человеком в отдельности.
Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система, получает эмоциональную перегрузку.Впервые слово «стресс» употребил канадский ученый-биолог Г. Селье (1907-1982). Он же ввел понятие «фазы стресса», выделив стадии:тревоги (мобилизации защитных сил),резистентности (приспособления к трудной ситуации),истощения (последствия длительного воздействия стресса).
Стресс вызывается экстремальными для данной личности условиями и переживается с большой внутренней напряженность. Стресс могут вызвать опасные условия для жизни и здоровье большие физические и умственные перегрузки, необходимости принимать быстрые и ответственные решения.
При сильном стрессе:
Ø учащаются сердцебиение и дыхание,
Ø повышается кровяное давление,
Ø возникает общая реакция возбуждения, выраженная в то или иной степени дезорганизации поведения (например, беспорядочные нескоординированные движения и жесты, сбивчивая и несвязна речь),
Ø наблюдаются растерянность,
Ø возможны трудности в переключение внимания,
Ø возможны ошибки восприятия, памяти, мышления
Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Известно, что частые и длительные стрессы оказывают негативное воздействие на физическое и психическое здоровье человека.
Однако при слабом стрессе часто появляются общая физическая собранность, активизация деятельности, ясность и четкость мысли, сообразительность.
Фрустрация – это психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми или субъективно так понимаемыми и переживаемыми препятствиями на пути к очень желаемой цели.
Фрустрация во многом это внутренний конфликт между направленностью личности и объективными возможностями, с которыми личность не согласна. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести, т.е. выше порога фрустрации.
В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно может проявляться как:крайняя досада,озлобленность,подавленность,полное безразличие к окружению,неограниченное самобичевание.
Выделяют три пары наиболее простых эмоциональных переживаний. К ним относятся:
«Удовольствие – неудовольствие». Удовлетворение физиологических, духовных и интеллектуальных потребностей человека отражается как удовольствие, а не удовольствие – как неудовольствие. В основе этих простейших эмоций лежат безусловные рефлексы. Более сложные переживания » приятного» и » неприятного» развиваются у человека по механизму условных рефлексов, т.е. уже как чувства.
«Напряжение – разрешение». Эмоция напряжения связана с созданием нового или ломкой старого образа жизни и деятельности. Завершение этого процесса переживается как эмоция разрешения (облегчения).
«Возбуждение– успокоение «. Эмоция возбуждения определяется импульсами, идущими в кору головного мозга из подкорки. Расположенные здесь эмоциональные центры активизируют деятельность коры. Торможение корой импульсов, идущих из подкорки, переживается как успокоение.
Различают также стенические (греч. «стенос» – сила) и астенические (греч. «астенос» – слабость, бессилие) эмоции.
Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение, бодрость (радость, боевое возбуждение, гнев, ненависть). При стенических эмоциях человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. Переживая сочувствие товарищу, человек ищет способ помочь ему.
Астенические эмоции уменьшат активность, энергию человека, сокращают жизнедеятельность (печаль, тоска, уныние, подавленность). Астенические эмоции характеризуются пассивностью, созерцательностью, расслабляют человека. Сочувствие остается хорошим, но бесплодным эмоциональным переживанием.
students-library.com
Виды эмоциональных состояний
Все люди, в той или иной мере, заложники собственных эмоций. Некоторым удается с легкостью не дать вылиться гневу на окружающих, а кто-то за доли секунды превращается в эмоциональную взрывчатку. Самое интересное, что в зависимости от того, насколько глубоко эмоциональное состояние, различают несколько его видов.
Виды эмоциональных состояний в психологии
Классифицируют следующие разновидности, которые, кстати, дают о себе знать при конкретной длительности, интенсивности тех или иных переживаний и пр.:
- Аффект. Все когда-либо слышали о таком словосочетании как «состояние аффекта». Порой и представителя уголовного мира могут оправдать в суде по причине, что в момент преступления он находился в том же состоянии аффекта. Так, если говорить об этом более детально, то это эмоциональный процесс, отличающийся своим бурным, стремительным действием. Стоит отметить, что он дает о себе знать в периоды критический ситуаций, то есть именно тогда, когда личности довольно сложно собраться с мыслями и трезво взглянуть на неожиданно случившуюся ситуацию. При этом в психологии данное эмоциональное состояние, как отмечал ученик З. Фрейда К. Г Юнг, закладывает фундамент появления различных аффективных комплексов. Последние проявляются при малейшем повторении деталей, схожих с ситуацией, спровоцировавшей их появление. Не будет лишним отметить, что в зависимости от интенсивности этого эмоционального состояния, личность может подвергнуться в момент аффекта частичной или полной амнезии.
- Чувственность. Сейчас речь пойдет о том, что заложено в каждом человеке на генетическом уровне. Это элементарная форма проявления эмоций. Они являются эмоциональной окраской каждого поступка, действия как самой личности, так и окружающих ее людей, предметов, явлений. Так, глядя на картину, человек в восторге воскликнет: «Это нечто очаровательное!», тем самым проявив свою чувственность.
- Настроение. Данное состояние имеет умеренный или слабо выраженный характер. Это довольно субъективное понятие. Его направленность многогранна. К примеру, самому индивиду кажется, что он счастлив, но внешне это малозаметно, из чего окружение не примет его за счастливого человека.
- Страсть. Также к основным эмоциональным состояниям следует отнести и продолжительное переживание, заставляющее личность сконцентрировать все свои силы на объекте своей страсти. Правда, не всегда от этого процесса человек получает положительные эмоции. Иногда это переживание превращается в нечто навязчивое, то и дело сознание переполняют мысли о предмете страсти.
- Стресс. Он относится, также как и аффект, к конфликтным эмоциональным состояниям, при которых происходит перенапряжение психического и нервного характера. При этом организму сложно отреагировать на ситуацию с полной адекватностью.
womanadvice.ru
Виды эмоциональных состояний — Мегаобучалка
ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Понятие о чувствах, эмоциях и их видах.
Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.
Чувства и эмоции — взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние его особенности.
Различают также стенические (греч. «стенос» — сила) и астенические (греч. «астенос» — слабость, бессилие) эмоции. Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение, бодрость (радость, боевое возбуждение, гнев, ненависть). При стенических эмоциях человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. Сочувствуя товарищу, человек ищет способ помочь ему. Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, сокращают жизнедеятельность (печаль, тоска, уныние, подавленность). Астенические эмоции характеризуются пассивностью, созерцательностью, расслабляют человека. Сочувствие остается хорошим, но бесплодным эмоциональным переживанием.
Функции эмоций:
1) организующая функция. Эмоции прежде всего организуют некоторую деятельность, отвлекая на нее силы и внимание, что, естественно, может помешать параллельно осуществляемой деятельности. Даже такая биологическая реакция, как аффект, обычно дезорганизующая деятельность человека (дезорганизующая функция), при определенных условиях может оказаться полезной. Например, когда от серьезной опасности индивиду приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость;
2) оценочная функция эмоций ставит их в один ряд с другими формами познания. Эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленного на удовлетворение актуальных потребностей;
3) побудительная функция. Эмоции — это продукт общественно-исторического развития. Они относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Будучи субъективной формой выражения потребностей, они предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее;
4) регуляторная функция эмоций, обсуждаемая в психологической литературе под различными названиями: закрепления — торможения (П. К. Анохин), следообразования (А. Н. Леонтьев), подкрепления (П. В. Симонов), указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем все воздействия, а также удавшиеся — неудавшиеся действия, которые их возбудили;
5) предвосхищающая функция эмоций. Эта функция является логическим продолжением регуляторной функции (след сам по себе не имел бы смысла, если бы не было возможности использовать его в будущем). Актуализация следов обычно опережает развитие событий, и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном благоприятном или неблагоприятном исходе;
6) экспрессивно-коммуникативная функция. Эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, в частности передаваемых средствами искусства. Способность к эмпатии, т.е. к постижению эмоционального состояния другого человека, способность испытывать сочувствие, сострадание, разделять чувства другого человека — это, пожалуй, одна из наиболее важных функций эмоций. В проявлении сочувствия происходит эмоциональная реализация человечности как потребности в благополучии другого.
Фундаментальных эмоций по К.Изарду.
Интерес-возбуждение. Радость. Удивление. Страдание. Гнев. Отвращение. Презрение. Страх. Стыд. Вина.
Виды эмоциональных состояний.
В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств различают виды эмоциональных состояний, основными из которых являются настроение, страсть, аффект, воодушевление, стресс и фрустрация.
Настроение — это эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой и значительной устойчивостью. То или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Это «разлитое» общее состояние. Настроение обычно «окрашивает» все другие эмоциональные переживания человека, отражается на его активности, стремлениях, действиях и поведении. Обычно по преобладающему у данного человека настроению мы называем его веселым, жизнерадостным либо, наоборот, грустным, апатичным. Такого рода преобладающее настроение является чертой характера.
Страсть является длительным и устойчивым эмоциональным состоянием. В отличие от настроения страсть характеризуется сильным эмоциональным накалом. Страсть возникает при сильном стремлении к определенным действиям, к достижению какой-либо цели и помогает этому достижению. Позитивные страсти служат стимулом к большой созидательной деятельности человека. Страсть — это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.
Аффектами называются чрезвычайно сильные, быстро возникающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, ярости, ужаса). Действия человека при аффекте происходят в виде «взрыва». Сильное эмоциональное возбуждение проявляется в бурных движениях, в беспорядочной речи. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы или речи (например, это может быть растерянность при приятном, но неожиданном известий). В состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим поведением, он может совершать необдуманные поступки. Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Аффект — это уже не радость, а восторг, не горе, а отчаяние, не страх, а ужас, не гнев, а ярость. Аффекты возникают при ослаблении воли и являются показателями несдержанности, неспособности человека к самообладанию. Может сопровождаться феноменом «сужения сознания».
Стресс (англ. stress — напряжение) представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Впервые слово «стресс» употребил канадский ученый-биолог Г.Селье (1907—1982). Он же ввел понятие «фазы стресса», выделив стадии тревоги (мобилизации защитных сил), резистентности (приспособления к трудной ситуации) и истощения (последствия длительного воздействия стресса). Стресс вызывается экстремальными для данной личности условиями(опасные условия для жизни и здоровья, большие физические и умственные перегрузки, необходимость принимать быстрые и ответственные решения)и переживается с большой внутренней напряженностью. При сильном стрессе возникает общая реакция возбуждения, выраженная в той или иной степени дезорганизации поведения (беспорядочные, некоординированные движения и жесты, сбивчивая, несвязная речь), наблюдаются растерянность, трудности в переключении внимания, возможны ошибки восприятия, памяти, мышления. Стресс дезорганизует деятельность человека. Частые и длительные стрессы оказывают негативное воздействие на физическое и психическое здоровье человека. Однако при слабом стрессе появляются общая физическая собранность, активизация деятельности, ясность и четкость мысли, сообразительность.
Фрустрация — это психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми и переживаемыми) препятствиями на пути к очень желаемой цели. Это внутренний конфликт между направленностью личности и объективными возможностями, с которыми личность не согласна. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно может проявляться как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.
Чувства и их виды.
Чувство — это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Сложность чувства проявляется в том, что оно включает в себя целую гамму эмоций и часто затруднительно для словесного описания.
Чувства обычно классифицируют по содержанию.
Моральные, или нравственные, чувства — это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному (чувства симпатии и антипатии, уважения и презрения, а также чувства товарищества, долга, совести и патриотизма). Моральные чувства переживаются людьми в связи с выполнением или нарушением принятых в данном обществе принципов морали, которые определяют, что нужно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, справедливым и несправедливым. Моральные чувства развиваются по мере приобретения личностью социального опыта, опыта общения и взаимодействия с людьми и обществом в целом. Человек испытывает чувство морального удовлетворения от выполнения этических норм.
Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. К интеллектуальным чувствам относят любопытство, любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение, чувство нового. Интеллектуальные чувства формируются в процессе познания явлений и отношений окружающего мира и связаны с радостью открытия нового, удовлетворением от решения трудной задачи.
Эстетические чувства переживаются в связи с восприятием предметов] явлений и отношений окружающего мира и отражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображеию в искусстве. В эстетических чувствах человеком переживаются красота и гармония (либо, наоборот, дисгармония) в природе, в произведениях искусства, в отношениях между людьми. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках и переживаются как эмоции эстетического наслаждения, восторга или презрения, отвращения. Это чувство красивого и безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, пошлости; чувство трагического и комического. Эстетические чувства развиваются при восприятии художественных произведений, музыкальном воспитании, общении с природой.
Чувства различаются по скорости возникновения, силе и продолжительности. Чувства называются устойчивыми, когда возникшее переживание продолжается в течение длительного периода.
Чувства — одно из наиболее ярких проявлений личности человека. Содержание чувств составляют устойчивые отношения личности к тому, что она познает и делает. Охарактеризовать личность во многом означает сказать, что вообще данный человек любит, что он ненавидит, презирает, чем он гордится, чему радуется, чего он стыдится, чему завидует. Предмет устойчивых чувств индивида, их интенсивность и характер раскрывают окружающим эмоциональный мир человека, его чувства и, тем самым, его индивидуальность. Различия в чувственной сфере накладывают глубокий отпечаток на весь строй духовной жизни человека. Здесь следует сказать, что о личности мы судим не только по мыслям, действиям и поступкам, но и по ее эмоциям и чувствам. В зависимости от развития волевых качеств трудности и неудачи вызывают у разных людей неодинаковые чувства: у одних — чувство неудовлетворенности собой, активности, бодрости, боевого возбуждения, у других — чувство беспомощности и досады, уныния, апатии.
Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей его жизни и связаны с развитием личности в целом. Важнейшими направлениями развития эмоций и чувств являются формирование высших положительных, моральных, интеллектуальных и эстетических чувств и формирование умения владеть своими эмоциями.
Культура чувств предполагает ученые владеть своими эмоциями. Любой человек в силах регулировать свое эмоциональное состояние, быть хозяином своих эмоций.
megaobuchalka.ru
Эмоциональное состояние — что это такое? Виды состояний
Часто в своей речи мы используем выражение эмоциональное состояние. Мы говорим: «Я была в таком эмоциональном состоянии…» Что же мы имеем в виду? Эмоциональное состояние — что это такое, с чем связано и от чего оно зависит? Давайте попытаемся разобраться в этой терминологии.
Что такое эмоциональное состояние
Эмоциональное состояние — понятие, объединяющее настроения, внутренние чувства, влечения, желания, аффекты и эмоции. То есть его необходимо рассматривать через призму конкретных проявлений.
Виды эмоциональных состояний в психологии
Настроение — общее эмоциональное состояние, оно окрашивает в течение достаточно длительного времени отдельные психические проявления и поведение личности в целом, характеризуется слабой выраженностью и осознанием причин и факторов, которые их вызывают. На настроение человека влияют органические процессы (болезнь, усталость, голод, физическая активность, бодрость и т.д.), внешняя среда (раздражающие звуки и тишина, грязь и чистота, обжигающая жара и холод и т.д.), характер взаимоотношений между людьми и ситуации взаимодействия (приветливость, внимательность, равнодушие, доверие и т.д.), особенности мыслительных процессов (образы, в которых отражается положительное или отрицательное отношение к предметам, вещей, явлений). Например, настроение бывает радостным, грустным, бодрым, дряблым, возвышенным, подавленным.
Страсть — эмоциональное состояние, проявляется в сильном, глубоком и устойчивом переживании, с ярко выраженной направленностью на достижение цели, предмета или объекта влечения. Страсть, по мнению С. Рубинштейна, означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на одной цели.
Аффект (от лат. Affectus — душевное волнение, страсть) — бурное и скоротечное эмоциональное состояние, аварийная реакция на экстремальную ситуацию, полностью овладевает человеком и характеризуется значительными изменениями в сознании и нарушением волевого контроля за поведением. Среди факторов, которые вызывают аффект выделяют реальную угрозу, насилие, оскорбления. В состоянии аффекта человек не способен сосредоточиться и предвидеть результаты собственных поступков, наблюдается фрагментарность восприятия, нарушение внимания, (снижается переключение), памяти (амнезия), речи (нарушение артикуляции, прерывистость), проявляется агрессия, паническое бегство, оцепенение. Примерами аффектов является отчаяние, сильный гнев, страх, ужас, бурная радость.
Фрустрация (от лат. Frustratio — обман, потеря чего-то, крах планов, разочарование) — эмоциональное состояние человека, который вызывается объективно непреодолимыми препятствиями или трудностями на пути достижения желаемой цели. В таком состоянии человек может кричать, ругаться, проявлять гнев, агрессию, раздражение. Часто повторяющиеся в раннем детстве состояния фрустрации могут привести у одних к равнодушию, безынициативности, вялости, у других — к агрессивности, зависти как стереотипных форм поведения в подобных ситуациях. Состояние фрустрации может сопровождаться негативными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием, апатией.
Это полезно узнать:
Дополнительные материалы:
К оглавлению ↑
Конструктивными последствиями фрустрации является интенсификация усилий на пути достижения поставленной цели, мобилизация внутренних резервов для преодоления препятствий, просмотр собственных возможностей, нахождения альтернативных решений на пути достижения цели.
Деструктивными последствиями фрустрации является чрезмерное эмоциональное возбуждение, агрессивные действия, частичная потеря самообладания, озлобленность, жестокость, депрессивные состояния, аутоагрессия, другие неадекватные реакции, нарушение координации усилий, направленных на достижение цели.
Это лишь часть всех возможных эмоциональных состояний. Среди наиболее распространенных можно назвать еще страх, обиду, раздражение, любовь, радость и т.д. Теперь, я думаю, Вы имеете общее представление о том, что такое эмоциональное состояние и какие бывают эмоциональные состояния у человека.
leaky.ru
Виды эмоциональных состояний.
Поделись с друзьямиНужна помощь в написании работы?
Эмоциональные состояния – это психическое явление, которое возникает у человека в результате реакции на какой-либо объект или ситуацию. Они не статичны и имеют различную силу выраженности. Такие состояния определяют поведение человека и зависят от данных его характера и психотипа. Основные эмоциональные состояния: характеристика Эмоции характеризуются по трем параметрам: Валентность. Это так называемый тон эмоций: они могут быть отрицательными и положительными. Интересен тот факт, что отрицательных эмоций выделяют гораздо больше, чем положительных. Интенсивность. Здесь оценивается сила эмоционального переживания. Внешние физиологические проявления имеют тем большую выраженность, чем сильнее эмоция. Этот параметр тесно связан с вегетативной нервной системой и ЦНС. Стеничность. Этот параметр влияет на активность поведения человека. Он представлен двумя вариантами: стеническим и астеническим. Астенические эмоции способствуют парализации действий: человек вял и апатичен. Стенические, наоборот, побуждают к действиям
Эмоциональные состояния человека разделяют на 5 категорий, которые идентифицируются по силе, качеству и длительности проявления: Настроение. Одно из самых продолжительных эмоциональных состояний. Оно влияет на деятельность человека и может возникать как постепенно, так и внезапно. Настроения бывают положительными, отрицательными, временными и устойчивыми. Аффективные эмоциональные состояния. Это группа кратковременных эмоций, которые внезапно охватывают человека и характеризуются ярким проявлением в поведении. Несмотря на кратковременность, влияние аффектов на психику очень велико и имеет деструктивный характер, снижая ее способности к организованности и адекватной оценке действительности. Это состояние может контролироваться только личностями с развитой волей. Стрессовые эмоциональные состояния. Они возникают, когда человек попадает в экстремальную ситуацию с субъективной точки зрения. Сильный стресс может сопровождаться аффектом, если был понесен большой эмоциональный урон. С одной стороны, стресс – негативное явление, которое пагубно влияет на нервную систему, а с другой стороны, он мобилизует человека, что иногда позволяет сохранить ему свою жизнь. Фрустрация. Она характеризуется ощущением трудностей и препятствий, вводя человека в подавленное состояние. В поведении наблюдается озлобленность, иногда агрессивность, а также отрицательная реакция на происходящие события вне зависимости от их характера. Эмоциональные состояния страсти. Эта категория эмоций вызывается реакцией человека на материальные и духовные потребности: так, сильное желание чего-либо вызывает в нем стремление к объекту, которое трудно преодолеть. В поведении наблюдается активность, личность ощущает подъем сил и чаще всего становится более импульсивной и инициативной
students-library.com
Виды эмоциональных состояний
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 20Следующая ⇒Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты.
Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, и находятся как бы в начале его. Они выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения предстоящего действия для ее удовлетворения. Эмоции слабо проявляются во внешнем поведении и могут быть незаметны окружающим. Они выражают обобщенную субъективную оценку ситуации по типу «приятно — неприятно», «полезно — вредно».
Чувства, наоборот, весьма заметны и носят четко выраженный предметный характер. Они выражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам. Человек не переживает чувства вообще, а только к чему-нибудь или кому-нибудь. Например, человек не испытывает чувства любви, если у него нет объекта привязанности или поклонения.
Устойчивые чувства слабой или умеренной силы, действующие в течение длительного времени, называются настроениями.
Сильное, устойчивое положительное чувство к чему-либо или кому-либо — страсть.
Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на конец. Аффект — это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени удалось достичь цели этим действием.
Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильными являются исходная мотивация, стимул поведения (желание), чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы удовлетворить возникшее желание, и чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. Аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности.
Функции эмоций
Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей и приспосабливают свое поведение к требованиям среды.
Приспособительная функция эмоций играет важнейшую роль в процессе жизнедеятельности. Она способствует своевременной и полноценной энергетической мобилизации организма в экстремальных условиях. По определению известного отечественного физиолога П. К. Анохина, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействия и конкретный механизм реакции организма. Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям. Он может быстро, со спасительной скоростью, отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще тип, форму и другие конкретные параметры, сведя их к общему биологическому знаменателю: полезно или вредно для него данное воздействие.
Мы уже говорили о том, что эмоциональная экспрессия у всех людей одинакова. В процессе эволюции она развилась и закрепилась как средство оповещения об эмоциональном состоянии индивида. Выразительные движения являются тонко дифференцированным языком, с помощью которого индивиды обмениваются информацией как о своем состоянии, так и о том, что происходит вокруг. Таким образом, эмоции имеют еще одну функцию — коммуникативную. Эмоции, по сути дела, явились для человека первым «языком», которым он начал пользоваться в общении с себе подобными. Этим языком пользуются младенцы в общении со взрослыми. Эмоции нередко производят на окружающих значительный эффект и в связи с этим нередко используются для воздействия на другого человека: слезы должны разжалобить, выражение страха призвать к помощи.
Стресс
Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую функцию — стресс. Проблему стресса активно изучал канадский психолог Ганс Селье.
Стресс – эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. В каких ситуациях возникает стресс, какие причины лежат в его основе? Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих; диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания — это сотни погибших; спортсмен, безумно жаждущий победы; муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака… Все эти люди испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но исследования показали, что организм реагирует на них стереотипно, т.е. одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых — справиться с возросшими требованиями к человеческому организму.
Факторы, вызывающие стресс, т.е. стрессоры, различны, но они пускают в ход одинаковую в сущности биологическую реакцию стресса. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стрессора или адаптацию к нему. Стресс возникает лишь тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их воздействием меняется режим работы многих органов и систем организма (учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма). Организм готовится к физической активности (сопротивлению, борьбе или бегству), приспосабливается определенным образом — в этом состоит биологическое значение стресса.
С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой сталкивается человек. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в дом, она почувствует сильнейшую радость. Результаты событий — горе и радость — совершенно различны, но их стрессорное действие как требование приспособления к новой ситуации может быть одинаковым.
Нелегко представить себе, что холод, жара, лекарства, гормоны, печаль и радость вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. Однако дело обстоит именно так. Некоторые реакции организма неспецифичны и одинаковы для всех видов воздействий. Таким образом, стресс не всегда является результатом неприятных событий. Он может быть связан как с неприятной, так и с приятной деятельностью.
Положительный стресс получил название – эустресс. Вредоносный, или неприятный, стресс называют «дистресс». Если проанализировать различные ситуации напряжения (плавание в холодной воде, опасное лазание по скалам, отсутствие пищи), то можно обнаружить, что они протекают по одному шаблону: сначала человек ощущает трудность, затем втягивается и, наконец, чувствует, что большего вынести не в состоянии.
Любая стрессовая реакция имеет три фазы:
1. Фаза тревоги — это фаза мобилизации защитных сил организма. При этом организм функционирует с большим напряжением. Происходят существенные физиологические изменения. К концу первой фазы начинается повышение работоспособности.
2. Фаза сопротивляемости – это фаза сбалансированного расходования адаптационных резервов организма — стабилизация. При этом обеспечивается малоотличающееся от нормы реагирование, все как будто налаживается. Однако если стресс продолжается долго, то в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья стадия.
3. Фаза истощения.
Стресс является составной частью жизни каждого человека, и его нельзя избежать. Он создает, по мнению автора теории стресса Г. Селье, «вкус к жизни». Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, ибо в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и даже заболевания — соматические и невротические.
Фрустрация
Сильные эмоциональные реакции возникают у человека при наличии избыточной мотивации. Избыточная мотивация возникает из-за несоответствия между состоянием мотивации и обстоятельствами, которые не позволяют человеку действовать. Состояние, которое возникает, когда физическое, социальное и даже воображаемое препятствие мешает или прерывает действие, направленное на достижение цели, называется фрустрацией. Оно характеризуется сильнейшим психическим напряжением. При этом срабатывают защитные механизмы, направленные на преодоление возникшего препятствия. Типичными реакциями на фрустрацию являются агрессивность, уход и регрессия.
Агрессия — это наиболее распространенная реакция на фрустрацию. Обычно агрессия направлена на препятствие. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть его или обойти, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях.
Отступление и уход — другой вид реакции на фрустрацию. В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (например, уходит из комнаты), сопровождаемым агрессивностью, которая не проявляется открыто.
Регрессия, при которой трудная задача заменяется более легкой, является еще одним ответом на состояние фрустрации.
infopedia.su