Состояние выученной беспомощности – Выученная беспомощность — Википедия

Содержание

7 способов справиться с синдромом выученной беспомощности

Термин «выученная беспомощность» появился чуть больше 50 лет назад, но что он означает — до сих пор известно не всем. Как справиться с нежеланием прилагать усилия в ожидании отсутствия результата и почему сделать это никогда не поздно, рассказывает эксперт «О!» психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

В застёгнутой на все пуговицы шубе шестилетняя Вика в фойе музыкальной школы с интересом смотрит на своего друга, который стоит, растопырив руки в сторону, а его няня старается быстро одеть мальчика в зимнюю одежду.

«Илюша, как же ты будешь жить дальше, если ты до сих пор не научился одеваться сам?» — голосом противной воспитательницы детского сада говорит Вика. Илюша терпеливо подставляет шею под шарф, которым в несколько слоёв заматывает его няня поверх высокого ворота шерстяного свитера.

«Вика, мне не надо учиться ерунде! Когда я вырасту, я буду великим музыкантом, и меня всю жизнь будет одевать няня или жена, чтобы я не тратил на это время. А ты, Вика, учись. Вот будешь моей женой, будешь меня одевать!» Мы с няней Илюши с трудом сдерживаем смех, хотя если задуматься, то это совсем не смешно. Я невольно наблюдаю, как формируется выученная беспомощность у мальчика.

Нам, взрослым, часто хочется сэкономить время и сделать за ребёнка то, что ему было бы хорошо научиться делать самому: одеваться, готовить уроки, убирать за собой игрушки, наводить порядок в комнате, варить макароны. «Ладно, давай я, мы ведь торопимся», — так пресекаются неуклюжие попытки ребёнка сделать что-нибудь самому, вместо того, чтобы показать ему, как нужно делать. Дети довольно быстро понимают, что можно не напрягаться и лучше даже не начинать действовать, всё равно в конце услышишь: «Ты всё сделал неправильно! Ничего тебе нельзя доверить!» Быстро ставшая популярной в интернете шуточная фраза: «Сделайте сами, у меня лапки!» — вполне отражает не столько желание лениться, сколько именно её, выученную беспомощность.

Выученной (обученной) беспомощностью называют потерю человеком мотивации что-либо делать в результате пережитого опыта независимости результата от прилагаемых усилий.

  • Я всё время учу-учу урок, но учитель больше тройки не ставит.
  • Я убираю свою комнату, но мама всё равно недовольна.
  • Я не понимаю, почему мама может мне улыбаться и дарить подарки просто так, а может просто так орать.
  • Я устраиваюсь на работу, но мне везде отказывают, не объясняя причин.

Если опыт убеждает, что мои действия никак не влияют на события и не приводят к желательным результатам, то это рождает ощущение бессмысленности усилий. Человек, столкнувшийся с неуспехом может справиться с негативными эмоциями и попытаться изменить ситуацию или не справиться и оставить всё, как есть. Это и есть выученная беспомощность: «Я думаю, что кто-нибудь другой на моем месте, может быть, и справился бы, но не я».

Впервые синдром выученной беспомощности был описан американскими психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером (Seligman, Maier, 1967). Выученная беспомощность проявляется не только в неспособности действовать, активно вмешиваясь в ситуацию, но и в неспособности впоследствии обучаться тому, что может оказаться вполне эффективным в подобных ситуациях, а также в подавленном или даже депрессивном состоянии, возникающем из-за бесплодности собственных усилий.

Есть, как обычно, две новости: плохая и хорошая. Плохая: Селигман утверждает, что выученная беспомощность формируется уже к восьми годам и указывает на три причины:

  1. Негативный опыт неконтролируемых событий, на которые ребёнок никак не мог повлиять (обиды на родителей, воспитателей, учителей, развод, смерть близких людей, семейные скандалы), переносится на другие события, в которых вполне можно было бы контролировать результат: школу, отношения с друзьями и т. д.

  2. Опыт наблюдения за беспомощными людьми, например, регулярный просмотр телесюжетов на эту тему.

  3. Гиперопека и готовность родителей всё делать за ребёнка.

Другой исследователь, Диана Циринг (Циринг Д. А., 2009) выяснила, что мамы детей с выученной беспомощностью намного чаще, чем мамы самостоятельных детей уделяют им время, силы и внимание, воспитание для многих из них является делом жизни, одновременно они склонны к постоянным ограничениям и запретам. Отцы не устанавливают понятных границ поведения для ребёнка, закрепляют за ним минимум домашних обязанностей, не привлекают к помощи в делах, но склонны к жесткому стилю воспитания, склонны наказывать за любые нарушения семейных требований, убеждены в полезности строгости для ребёнка. Такие отцы поощряют детские черты характера: игривость, наивность, боятся взросления своих детей, не давая им достаточного опыта преодоления жизненных трудностей.

А какая же новость хорошая? Хотя выученная беспомощность — довольно стабильная характеристика личности, если захотеть — с ней можно справиться. И у себя, и у ребёнка.

  1. Подумайте и опишите те области жизни, учёбы, в которых ваш ребёнок может на что-то влиять. Опишите и те области, где он ничего не может делать сам. Можно это даже нарисовать. Скорее всего, зона, неподконтрольная ребёнку, будет намного больше. Посмотрите, что из второй зоны можно передать под контроль ребёнку. Не надо всё и сразу, надо что-то одно, не очень большое. Подумайте вместе с ребёнком, как добиться успеха в этой области. Похвалите за старания. Через несколько дней ещё раз проанализируйте список или картинку, оценив, что ещё вы можете передать ребёнку под контроль.

  2. Предлагайте ребёнку вместо обвинения себя в неудачах, создания из всего катастрофы, искать вместе объяснения и способы изменения ситуации. Обсуждайте, что конкретно ребёнок может сделать сам. Например, очередная полученная двойка — не повод списывать всё на бестолковость и плохую память, а повод сесть и понять, что можно сделать: попросить учителя или одноклассника объяснить тему, попробовать понять, в каком месте нужно приложить усилия и т. д.

  3. Объясняйте разницу между реальными фактами и собственными убеждениями, задавая правильные вопросы. Обсудите, что можно сделать, чтобы превратить неудачу в успех. Тренируйтесь с ребёнком регулярно на любых ситуациях. Своих, чужих, литературных, мультипликационных.

  4. Учите называть эмоции и обсуждайте, как правильно работать с негативом. Человек, который не справляется со своими отрицательными эмоциями, не имеет сил, не в состоянии и следовать конструктивным способам влиять на свое будущее.

  5. Чтобы научиться контролировать хоть что-нибудь, надо позволить пережить ребёнку небольшую неудачу, совершить свою собственную ошибку. Уже после неё стоит задать правильные вопросы, придумать способы исправления и осуществить их. Принцип: бессмысленно ругать ребёнка за ошибку, лучше хвалить за то, что он её исправил.

  6. Спрашивайте ребёнка, чем он хочет заняться в свободное время, как он хочет планировать своё расписание, давайте ему право выбора в любой подходящей ситуации, поддерживайте его выбор.

  7. Ищите в прошлом ситуации, в которых уже получалось повлиять на ход событий, вспоминайте, что ребёнок сделал сам, чтобы повлиять на ситуацию.

И, конечно, на детей влияет пример родителей, которые не сдаются и продолжают действовать, даже если им кажется, что «ребёнка они окончательно испортили или он такой уж уродился, теперь всё равно ничего с ним сделать нельзя». Можно и нужно использовать все вышеприведенные пункты для изменения выученной родительской беспомощности. Никогда не поздно меняться! Вы точно не опоздали.

Читайте другие статьи Анны Скавитиной на «О!»:

Объяснять нельзя наказывать: как запреты помогают нам воспитывать ребёнка

Оптимист и пессимист: особенности взаимоотношений

Как построить отношения с учителем

Фото: Aaron Amat, Vitali Michkou/Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

Выученная беспомощность – явление, описываемое не только

Выученная беспомощность – явление, описываемое не только психологами и НЛПерами, но и многими учеными, занимающимися нервной деятельностью живых организмов. По сути, это защитная реакция. Если организм (существо) несколько раз пытается совершить какое-либо действие, например, преодолеть неблагоприятный внешний фактор, раздражающее воздействие, но безрезультатно, то принимается следующая стратегия поведения: ничего не предпринимать, не тратить зря энергию, все равно бесполезно, потратив всю энергию можно умереть, а внешней раздражитель со временем исчезнет, надо переждать. Опыты показывают, что подобное явление есть не только у высших животных, но и почти у всех, у которых есть хоть какие-то зачатки нервной системы (опыты показывают наличие выученной беспомощности даже у улиток).

Проводились опыты с хищными рыбами. Они помещались в аквариум, где за стеклянной перегородкой плавали их потенциальные жертвы. Хищники какое-то время пытались проплыть сквозь стеклянную перегородку, но потом бросали это тщетное занятие. И когда перегородку убирали, хищники, плавая уже среди своих жертв, не пытались на них охотится.

Иначе говоря, существо, имея все ресурсы для преодоления негативной ситуации, потерпев несколько раз неудачу, не предпринимает следующих попыток с ней справиться. Описал это явление американский психолог Мартин Селигман в 1967 в рамках работ по изучению путей лечения депрессии.

Расширили понимание процесса Эллен Лангер и Джуди Роден, проводившие эксперименты в доме престарелых в штате Коннектикут. Они разбили пациентов на две группы. Первой дали возможность выбора блюд для еды, выбора времени просмотра кино, даже сорта цветов для оформления интерьера. Вторую группу лишили такой возможности выбора. Следует отметить, что выбор первой группы подчинялся весьма строгим и изощрённым правилам, так что речь идет скорее об иллюзии выбора, или псевдо выборе.  В результате разную динамику в эмоциональном состоянии заметили уже через неделю эксперимента, а через полгода результаты были вообще шокирующими: в первой группе умерло 15 человек, во второй 30.

Но вполне пригодная стратегия для большинства животных, с появлением человека начала давать сбои, приводя к неблагоприятным последствиям. Откладываясь в подсознании, выученная беспомощность накладывается на другие наши сдерживающие факторы и зажимы, суммируясь или даже умножаясь с ними, и не дает развиваться. А сознание и разум домысливает на эту беспомощность гору фактов и расширяет её на другие области жизни.

Как выйти из такой ситуации? Прежде всего, надо осознать, в чем эта беспомощность заключается.

И предлагается минимум два пути для её разрешения.

Первый, действующий со всеми более или менее высшими животными (эксперименты ставились на собаках) – пройти несколько раз вариант решения существующей проблемы.

Этот путь в общем случае подразумевает наличие терапевта, помощника, оператора. В случае с собаками экспериментаторы в буквальном смысле переставляли лапы подопытным, что бы вместе пройти «непреодолимые» метры. Для людей подойдут многие психологические или НЛП техники. Иногда необходимо повторное обучение, для восстановления навыков.

Как пример, во многих армиях мира, катапультировавшихся летчиков с максимальной быстротой (как только позволяет здоровье), снова сажают за штурвал, чтобы исключить появления выученной беспомощности. Это правило действует и по отношению к водителям – в случае попадания в аварию необходимо как можно быстрее опять начать водить.

Второй путь – проявление активности в любой смежной области.

 Не получается рисовать – лепи, не получается плавать – бегай. Эксперименты на крысах показали, что помещенные в не ресурсную ситуацию (им не давали возможности требовать еду, они её получали только тогда, когда в соседней клетке еду требовала другая крыса, т.е. полная зависимость) крысы начинали проявлять признаки депрессии и ухудшения здоровья. Когда же зависимых крыс держали по две, они могли драться, чем и занимались на нервной почве. Но в результате их психологическое состояние было заметно лучше.

Но выученная беспомощность может приносить пользу.

В рамках приемов боевого НЛП. Вербовка, манипулирование – плодородная почва для внедрения этого эффекта. Даже для создания со-зависимых отношений. Механизм прост, периодически (или сразу, зависит от мастерства) внушается следующая мысль: «Смотри, у тебя не получается», «У тебя не получится, ты не умеешь», «Брось эту затею, не твоё». Ну, или хотя бы «Ты пока не умеешь, тебе еще учиться и учится». И тут же «Смотри, как я могу», «А я это сделаю быстрее и легче (дешевле)», «Я этим детства занимаюсь». В результате жертва такого подхода убеждается в своей беспомощности по интересующему её вопросу, а ресурсы где-то брать надо!  А вот они, у нашего манипулятора, сам предлагает. Как результат образуется зависимость, причем не по одному направлению. Жертва, приступая к новому начинанию, невольно оглядывается на имеющийся опыт, и смотрит в сторону своего манипулятора. Видя наличие там этого ресурса, может даже маленького и неэффективного, сама уже не старается реализовать этот ресурс самостоятельно, попадает в еще большую зависимость от манипулятора. Такой подход успешно применяется и на деловых переговорах.

С точки зрения манипуляции, с выученной беспомощностью действует система двойных стандартов, так называемая готтентотская мораль: хорошо, если мы увели корову у соседа, плохо, если корову увели у нас. Хорошо если выученная беспомощность не у нас.

Для того чтобы сделать свою жизнь активнее, успешнее и эффективнее нужно научиться замечать состояние выученной беспомощности  у себя и переводить его в осознанность.

Автор статьи:

Студентка Института Современного НЛП  СПб
Наталия Соколова   
Квалификация: Сертифицированный НЛП-Практик, НЛП-Мастер, Коуч-консультант

institutnlpspb.ru

Выученная беспомощность целенаправленно?

Введите вашу цитату здесь…Вы́ученная беспо́мощность (англ. learned helplessness), также приобретённая или зау́ченная беспомощность — состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность.

— Батюшка, вам водочки или коньячку?
— И пива!
— Батюшка, сколько же вы можете пить?
— Под хорошую закусь да с баснопениями до бесконечности. А еще девок желательно, но не для разврата богопротивного, а только продолжения рода для
.​

Научился, выучил, натренировал – обычно эти слова употребляются в контексте чего-то позитивного, желанного. Выучился в институте, научился строить мосты, все хорошо. Эти слова предполагают ответственность, преодоление инерции ума и тела, развитие. Даже когда используют подобные слова в отношении нежелательных процессов, обычно ответственность уже размыта. Школьника могут научить курить товарищи, но он не скажет: «На этой неделе буду учиться курить по-взрослому. Блок сигарет приготовлен, начну с пяти сигарет в день и за месяц буду выкуривать пачку в день». Поэтому слова

выученная беспомощность привлекают внимание необычным сочетанием, действительно, зачем специально учиться плохому?  

Понятие выученная беспомощность ввел Мартин Селигман по результатам экспериментов с собаками. Суть экспериментов заключалась в том, что собак помещали в клетку без верха, из которой можно выпрыгнуть, привязывали и били током. В результате, даже без привязи в дальнейшем животные оставались в клетке и терпели страдания от ударов, хотя собаки из других групп, которых не били током раньше или по условиям эксперимента у которых была педаль для выключения тока, сразу покидали клетку. Справедливости ради нужно сказать, что подобные опыты проводились и раньше, в дореволюционной России. Там собак не били током, а учили различать круг и эллипс, но итог был тот же – животное можно научить действовать неэффективно, физически и умственно. Можно вспомнить множество подобных примеров. Например, дрессировка слонов, когда слоненка привязывают крепкой цепью и все его попытки вырваться оказываются тщетны. После того, как слоненок убедится в бесполезности попыток порвать цепь, его привязывают простой веревкой, и даже уже взрослый слон не делает попыток вырваться. Но разве можно сравнивать поведение человека с поведением животных, ведь у людей есть разум, речь, телевидение, наконец. В том то и дело, что понятие синдром выученной беспомощности относится прежде всего к человеку, и разум, речь, телевидение и социальное окружение напрямую не защищают от стрессового воздействия окружающей среды и реакций организма на это воздействие, которые могут самим по себе быть стрессовыми. Разум и речь (не говоря о телевидении?) могут усилить стресс или создать его. 

Люди учатся и приобретают условные рефлексы лучше животных. И когда они обучаются быть беспомощными в одной сфере, эта выученная беспомощность распространяется на другие сферы жизни. С людьми тоже проводили эксперименты, и все они подтверждали этот вывод. В частности, эксперимент в доме престарелых, в которой одна часть живущих там людей имела возможность управлять своим режимом, а другая нет, дал очень интересные результаты. Часть пожилых людей могла выбирать в какой день недели смотреть фильм, что выбрать вариант завтрака, выбирать цветы для комнат из сада и так далее. Другие были лишены этой возможности, и получали все без возможности выбирать – день просмотра фильма, цветок, завтрак в одном варианте. Через 18 месяцев оказалось, что те, кто мог выбирать были счастливее, активнее и реже умирали.

Выученная беспомощность – это когда живое существо верит, что от его действий ничего не зависит, жизнь не поменяется, лучше не станет. Начавшись в одной сфере жизни, синдром выученной беспомощности имеет тенденцию распространяться. Хотя у человека есть все – способности, знания, опыт, он не видит возможностей менять свою жизнь, плывет по течению, в плохом смысле этого слова. Стоит появится вредной привычке, и от нее уже не избавиться. Стоит потерять работу, и новая будет только хуже, а лучше можно и не пытаться найти. Возможности сжимаются, как шагреневая кожа, только не в обмен на желания, а просто потому, что так устроен мир.

Если смотреть с точки зрения логических уровней, то миссия обычно не проявлена. Человек не знает, зачем живет, не разъединён со своим внутренним источником бесконечной силы. И ребенок и взрослый приобретают соответствующие идентичности – неудачник, лузер, овощ, жертва, козел отпущения на работе, слабак в компании, пораженец на фронте. Мотивация построена на избегании негатива, слабо развита поисковая активность. Ценности часто неосознанные, противоречивые. Убеждения подкрепляют всю структуру выученной беспомощности. «Жизнь несправедлива, от меня ничего не зависит, инициатива наказуема» — такие голоса звучат внутри. Стратегии мышления и эмоциональные состояния характерные для синдрома выученной беспомощности способствуют обездвиженности, ригидности. Человек или животное с готовностью принимают страдание, ожидают неудачу, но не верят в возможность успеха и просто отворачиваются от вариантов изменить что-то к лучшему. 

Эксперименты и наблюдения подтверждают влияние выученной беспомощности не только на поведение, эмоциональное состояние и восприятие жизни. Синдром выученной беспомощности влияет на здоровье животных и человека. Сама по себе апатия и депрессия (а выученная беспомощность может быть их причинной) не способствуют хорошему самочувствию и полезным привычкам. Отрицательное влияние синдрома выученной беспомощности на иммунитет, сопротивляемость организма вредным факторам подтверждают эксперименты с животными и людьми. Также выученная беспомощность приводит к ослаблению аппетита и влечения, выпадению волос, повышению артериального давления, изъязвлению слизистой желудочно-кишечного тракта.

Выученная беспомощность возникает не всегда и не у всех. Для того, чтобы она появилась необходимы определенные события и определенное восприятие событий, готовность существа воспринять это. И у животных, и у человека это характеристика психотипа, гормонального фона и подобных вещей. У человека к этому добавляются особенности личности, картина мира.

Причина выученной беспомощности очень часто кроется в детстве, в событиях детства и в воспитании.Спеленали ребенка, и как он не старается, он не может даже пошевелиться. То, что положили в тарелку, должен съесть. Как себя не веди, если у родителей плохое настроение – достанется на орехи. Учитель невзлюбил – всегда занижена оценка. Если не помочь сформировать правильные стратегии реагирования и восприятия, то выученная беспомощность начнет распространяться и прогрессировать. Подросток приобретет социальную беспомощность, неспособность адекватно действовать в социальной среде. Взрослый будет трудится не в той сфере, где у него призвание, а в случайной области. Партнер человека с выученной беспомощностью будет вести себя неподобающим образом, вплоть до физического насилия, и жертва будет терпеть, не видеть возможностей изменить это. 

К возникновению выученной беспомощности приводит несколько видов последствий, переживаемого опыта.
  • Отсутствие последствий (депривация). Безнаказанность, что ни делай, ничего за это не будет.
  • Однообразие последствий вне зависимости от действий. Что ни делай, итог один.
  • Асинхронность последствий, их независимость от действий. Поощрение за провал дела, наказание за успех. А иногда наоборот.
  • Переживание неприятного, травмирующего опыта, отсутствие возможности контролировать жизнь. Обиды, потеря работы, смерть близких и тому подобное.
  • Наблюдение за беспомощностью других. Сюда же можно добавить огромный неструктурированный информационный поток из телевидения и интернет, наблюдение за огромным количеством событий, на которые никак нельзя повлиять.

 На коучинге возможно осознать и увидеть эти паттерны и стратегии и изменить их. Один из смыслов коучинга – помочь человеку сформировать состояния, стратегии, убеждения, противоположенные состоянию выученной беспомощности. Взять на себя ответственность, не искать причины не сделать, а находить способы и мотивацию сделать, осознать, чего действительно хочешь, и пойти к этому. Поэтому коуч не дает советов, не хвалит и не одобряет – для клиента жизненно важно самому принять решение и сформировать пути движения к цели. Если говорить кратко, как не стать жертвой выученной беспомощности, или преодолеть ее, то это будет способность учиться в любых ситуациях и брать на себя ответственность. Интересно, обучившись беспомощности животное или человек понижает способность обучаться новым навыкам или использовать имеющиеся. Вот такая взаимосвязь – чем лучше учишься чему-то новому и развиваешься, тем труднее учится быть беспомощным и слабым, и наоборот. Это подтверждают результаты исследований – американские солдаты войны во Вьетнаме с высшим образованием меньше подверглись разрушительному, травмирующему воздействию на психику стрессовых факторов, чем солдаты без высшего образования. Оказывается, целенаправленно обучаясь, они учились не только специальности, но и взаимодействию с окружающей средой, формировали картину мира, в которой от их действий решений и выбора зависит их жизнь.

dolmatoff.ru

Выученная беспомощность и как из нее «выпрыгивать»

Недавно попалась толковая статья про «выученную беспомощность». А поскольку тема беспомощности, бессилия, невозможности изменить свою ситуацию регулярно встречается в работе с клиентами (причем как в психотерапии, так и в контексте коучинга, про рабочее и профессиональное), решила написать про это подробнее.

Впервые про этот феномен я прочитала в книге Мартина Селигмана «Как научиться оптимизму». Он был открыт еще в 1960х, более пятидесяти лет назад в ходе экспериментов над собаками, которых били током, чтобы посмотреть, как они будут справляться с ситуацией неконтролируемого стресса. Вот как это было устроено:

С животными так уже давно не поступают, а вот в жизни с людьми это встречается все с такой же частотой — в близких отношениях, на работе, в отношениях с государством.

Это состояние получило название «learned helplessness» = выученная (приобретенная) беспомощность. Ключевой фактор, вызывающий это состояние: невозможность повлиять на ситуацию, отсутствие связи между действиями и результатом. Опыт, когда «что бы я ни делал(а), я ничего не могу изменить». Причем эта ситуация повторяется неоднократно, так что возникает ощущение, что не только сейчас плохо, но и дальше будет не лучше или даже хуже.

Психологический механизм выглядит так:

НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ ПОВТОРЯЕМЫЕ СТРЕССОВЫЕ СОБЫТИЯ  =>

ВОСПРИНИМАЕМОЕ ОТСУТСТВИЕ КОНТРОЛЯ =>

ВЫУЧЕННЫЙ НАВЫК БЕСПОМОЩНОСТИ

То есть и мы, и животные делаем выводы из опыта, который с нами происходит. (И это логично). Проблема в том, что мы сверх-обобщаем: если это происходит сейчас и уже некоторое время => значит, это продолжит происходить и в будущем.
И тогда этот вывод приводит нас к тому, что мы перестаем пытаться, перестаем надеяться и искать возможности выпрыгнуть.

Очень часто бывает, что одна проблема поддерживает другую, вот и в данном случае: беспомощность тянет за собой безнадежность.

В таких ситуациях и собаки и люди часто «складывают лапы», в прямом и переносном смысле, впадают в депрессию и апатию.

Ключевой вопрос: что тут может помочь?

Во-первых, важно знать, что беспомощности можно разучиться. Точнее, можно научиться навыку не быть беспомощным, вернуть себе ощущение, что я могу влиять на ситуацию.
Как минимум, тех самых собак в экспериментах Селигмана удавалось переучить — показав им, что выпрыгнув, они все-таки будут в безопасности.

Во-вторых, можно знать, что в некоторых ситуациях есть больше вероятности оказаться в состоянии беспомощности, и тогда знание от этого уже становится противоядием. Это может помочь  создать дистанцию между сверх-обобщением «я = беспомощный» (неспособный, никчемный, и пр. обобщающие обвиняющие описания себя) и более частным описанием происходящего: «[ситуация в этом проекте/особенности отношений] приводят к тому, что я ощущаю себя беспомощным» — и тогда можно вспоминать другие проекты (ситуации, отношения, контексты), где я чувствую себя в порядке, активным, способным влиять на собственную жизнь.

В этой статье приводится несколько идей как справляться с беспомощностью:

«Средство 1: Делайте что-нибудь.

Способ справляться: делайте что-нибудь потому, что можете. Выберите, чем занять свободный час перед сном, что приготовить на ужин и как провести выходные. Переставьте мебель в комнате так, как вам удобнее. Находите как можно больше точек контроля, в которых вы можете принимать собственное решение и исполнять его.

Что это может дать? Помните про собак Селигмана? Проблема не в том, что они не могли перепрыгнуть барьер. Так и у людей: проблемой порой является не ситуация, а потеря воли и веры в значимость своих действий. Подход «делаю, потому что выбрал делать» позволяет сохранить или вернуть субъективное ощущение контроля. А значит, воля не отъезжает в сторону кладбища, укрывшись простыней, а человек продолжает двигаться в сторону выхода из тяжелой ситуации.

Средство 2: Прочь от беспомощности — маленькими шагами.
Представления о себе «у меня ничего не получается», «я никчемный», «мои попытки ничего не изменят» складываются из частных случаев. Мы, как в детской забаве «соедини точки», выбираем какие-то истории и соединяем их одной линией. Получается убеждение о себе. Со временем человек все больше обращает внимание на опыт, который подтверждает это убеждение. И перестает видеть исключения. Хорошая новость в том, что убеждения о себе можно изменить таким же образом. Этим занимается, например, нарративная терапия: вместе с помогающим практиком человек учится видеть альтернативные истории, которые со временем соединяет в новое представление. Там, где раньше была история о беспомощности, можно найти другую: историю о своей ценности и важности, о значимости своих действий, о возможности влиять на происходящее.

Важно находить частные случаи в прошлом: когда у меня получилось? когда я смог на что-то повлиять? когда изменил ситуацию своими действиями? Так же важно обращать внимание на настоящее — вот здесь помогут маленькие достижимые цели. Например, навести порядок в кухонном шкафчике или сделать важный звонок, который давно откладываете. Нет слишком маленьких целей — все важны. Справился? Получилось? Прекрасно! Нужно отметить победу! Известно, что где внимание — там и энергия. Чем больше внимания достижениям, тем сильнее подпитка для новой предпочитаемой истории. Тем выше вероятность не опустить руки.

Способ справляться: ставьте маленькие реальные цели и отмечайте их достижение. Ведите список и перечитывайте его хотя бы два раза в месяц. Со временем вы заметите, что цели и достижения стали крупнее. Найдите возможность наградить себя какой-нибудь радостью за каждый выполненный пункт.

Что это может дать? Небольшие достижения помогают набраться ресурса для более масштабных действий. Нарастить уверенности в своих силах. Нанизывайте новый опыт как бусины на леску. Со временем из отдельных деталей получится ожерелье — новая история о себе: «Я важен», «Мои действия имеют значение», «Я могу влиять на свою жизнь».

Средство 3: Другой взгляд.
Селигман выяснил, что животные могут научиться противостоять беспомощности, если у них есть предыдущий опыт успешных действий. Собаки, которые сначала могли отключить ток, нажимая головой на панель в вольере, продолжали искать выход, даже когда их фиксировали.

В сотрудничестве с известными психотерапевтами Селигман начал изучать поведение людей и их реакции на внешние обстоятельства. Двадцать лет исследований привели его к выводу: склонность тем или иным образом объяснять происходящее влияет на то, ищем ли мы возможность действовать или сдаемся. Люди с убеждением: «Плохие вещи случаются по моей вине» более склонны к развитию депрессии и состоянию беспомощности. А те, кто считает «Плохое может случиться, но это не всегда моя вина и когда-нибудь оно прекратится», быстрее справляются и приходят в себя при неблагоприятных обстоятельствах.»

Мы можем работать с этими убеждениями, чтобы заменять их на более адаптивные и поддерживающие. В статье приводится одна из базовых техник когнитивно-поведенческой терапии  АBCDE, которая помогает разобраться со своими установками. Ее можно делать самостоятельно, в письменном виде.
>>Читать статью целиком.

Если попробовать сформулировать совсем коротко что может помочь справляться с беспомощностью и ее сестрой безнадежностью, то я думаю, что это СИЛА и НАДЕЖДА. И тогда задача состоит в том, чтобы найти контакт с таким собой, который может быть сильным и продолжать надеяться, делать шаги, выпрыгивать из «клетки» (как хомячок из одной истории).

И стоит знать: да, бывают моменты, когда может показаться, что нет сил.
Зная про это, можно подготовиться заранее: что бы могло мне помочь в такой ситуации? Я попыталась найти несколько картинок.

Добавив эту картинку про #никогда не сдавайся / #never give up,
вспомнила про еще один пункт:

P.S. Иногда чтобы выпрыгнуть из беспомощности, нужно уметь проигрывать

Очень важно иметь разрешение выйти из травмирующей ситуации. Да, в большинстве случаев важно не сдаваться. Продолжать пытаться. Но иногда стоит суметь признать: вот эту битву я проиграл. Или не могу выиграть. Например, потому что ситуация зависит не только от меня. Например, в отношениях нужно желание обоих партнеров, для успешного результата на работе должно сойтись много системных факторов (на уровне организации, бизнес-процессов). Можно продолжать «биться головой» об стену, но в ряде случаев это приведет только к разбитой голове, а стена (корпоративная или отношенческая) никуда не денется. И тогда лучше суметь проиграть битву — но выиграть себя.

Навык проигрывать — очень важный жизненный навык.
Подробнее об этом в этом посте, в статье про смысл победы глазами легендарного бейсбольного тренера, а также отличный текст про навык поражения есть в книге «Гарри Поттер и методы рационального мышления».

 

Мы все разные, и разных людей поддерживают разные идеи.

Подумайте: ЧТО БЫ ПОДДЕРЖАЛО ВАС?

olgazotova.com

Солнцева Н. В. Феномен выученной беспомощности: причины формирования и пути преодоления

Выученная беспомощность — это важный и интересный феномен, являющийся одной из базовых человеческих проблем. Каждый человек хоть раз в жизни испытывал состояние, когда не мог выйти из гнетущего переживания («я никогда не смогу справиться», «это бесполезно, все равно ничего хорошего не выйдет»), или не удавалось прекратить действия, которые не являлись эффективными или, напротив, инициировать то, что является жизненно важным («знаю, что не эффективно так себя вести, но ничего не могу с собой поделать», «мне лень, не могу себя заставить», «я слишком молод/ болен/ и. т. п. для этого» и т. д). Во всех таких ситуациях действует один и тот же механизм выученной беспомощности.

Выученная беспомощность связана с трудностью:

  • постановки цели («ничего не хочу», «не знаю что выбрать»)
  • инициирования действия («трудно начать», «потом», «не сейчас», «хотелось бы, но»)
  • поддержания первоначального намерения («я передумал», «стало не интересно»)
  • преодоления препятствий («я не предполагал, что будет так трудно»)

Феномен выученной беспомощности известен уже достаточно давно, но, к сожалению, недостаточно описана технология работы с ним.

Впервые беспомощность (Нilfslosigkeit) как психологический феномен описал Зигмунд Фрейд. Концепция выученной беспомощности как самостоятельного феномена была предложена в начале 70-х годов американских психофизиологом Мартином Селигманом. М. Селигман проводил эксперименты на животных, где были созданы условия, сочетающие наказание с безвыходностью. После таких опытов животное уже не пользовалось возможностями для спасения, даже если они появлялись. В то время как животное без опыта негативного научения быстро находило выход и тем самым начинало контролировать ситуацию. То есть животные длительное время подвергающиеся неустранимому наказанию, обучаются бесполезности своих усилий, у них вырабатывается выученная беспомощность, которая становится основной формой их поведения в дальнейшем, независимо от условий окружающей среды. Опыт выученной беспомощности в поведенческой сфере транслируется на отказ от сопротивления и в сфере соматической. Исследования в последующие годы подтвердили результаты о связи беспомощности с развитием депрессии и злокачественных опухолей.

Исследования М. Селигмана продолжил Юлиус Куль — немецкий ученый. Он проводил свои эксперименты на студентах. Им предлагали решать различные интеллектуальные задачи. Все задачи не имели решения, но испытуемые об этом не знали. После серии безуспешных попыток решить «простые» задачи, сопровождавшихся негативными комментариями экспериментатора о спос

www.humanpsy.ru

Осознать и преодолеть выученную беспомощность

— Больной, я вам как доктор говорю, пришло время бросать курить.
— Доктор, я с роду не курю!
— Жаль, вам бы это помогло.

 Как и во многих интересных приключениях, в квесте преодоления выученной беспомощности присутствует замкнутый круг – чтобы начать избавляться от беспомощности, в первую очередь, надо перестать быть беспомощным. Для решения вопроса придется перейти на другой уровень осознания, что уже повлечет за собой позитивные изменения во всей жизни. Те, кто решил преодолеть выученную беспомощность – уже счастливчики. Они осознали наличие у себя в жизни области, преобразования в которой станут локомотивом для личностного роста, а это первый шаг на пути обретения силы. Кроме того, они уже будучи взрослыми, осознано ощутят и насладятся тем, что могло прийти в их жизнь незаметно — непередаваемое удовольствие обретения того, что принадлежит им по праву -контроля над жизнью, своего голоса, границ, круга общения.

Выученную беспомощность проще не пустить, чем преодолеть. Это касается и взрослых, и детей, независимо от того, идет работа с коучем или самостоятельно. Чтобы не способствовать возникновению симптомов выученной беспомощности у детей, подчиненных, близких людей, домашних животных желательно соблюдать несколько правил.

Те, с кем вы коммуницируете должны иметь возможность влиять на ситуацию, от их действий должно что-то зависеть, последствия должны быть. Важно осознанно разграничивать зоны ответственности и оставлять людям возможность действовать в границах их влияния. В коучинге этому уделяется много внимания, и в подготовке коучей, и при работе коуча с клиентом.

Если источником последствий являетесь вы, пусть последствия соответствуют происходящему. Не способствуют развитию активности, способностей у ребенка или коллег неадекватные реакции, зависящие от настроения, гормонального фона или чего угодно, но не от того, что произошло.

Временной промежуток между поведением и последствиями этого поведения должен быть по возможности короче, и связь должна осознаваться. Если отругать кошку через час, после того как она видела, что вы обнаружили кучу в неположенном месте, животное не осозна́ет связи между событием и последствием, связанный с наказанием стресс усилится и энергия не будет направлена на формирование нужного условного рефлекса. Другими словами, только зря попортите кошке здоровье и сократите время ее (и своей) жизни.

Если детей воспитывают родители, то взрослый отвечает сам за себя. Прежде всего хорошо бы трезво оценить свою жизнь и обрадоваться. Если у вас нет синдрома выученной беспомощности, то и, соответственно, можно только порадоваться. А если есть? То это тоже повод для некоего чувства удовлетворения и благодарности себе – вопрос вышел из тени в свет осознанности, а значит появились шансы на его решение. Кроме того, благодарность себе это признание, что есть еще вещи подконтрольные (заметил то беспомощность кто?) и стимул для подсознания к движению в направлении формирования новых привычек, убеждений и характеристик идентичности.

После осознания, что есть то, от чего хочется избавится, следующим логичным шагом будет спросить себя или клиента (если работу проводит психолог или коуч), что хочется вместо этого. Ответ на этот вопрос будет важным и необходимым шагом в движении к своей цели. У подсознания появится цель и направление для трансформации. Появится возможность выбора и ответственность за выбор. Полезно описать желаемое состояние, новый образ себя максимально подробно. Какие будут чувства у «нового человека», как он будет выглядеть, что говорить себе, во что верить и что ценить. Как он может назвать себя – творец, свершитель, активист. Уточнить, что получат близкие, общество, весь мер от изменений. Пройти по всей пирамиде логических уровней, описать какие изменения произойдут в теле, сознании, энергетике.

Можно назначить дату, к которой эти изменения вступят в силу, оценить в баллах по десятибалльной шкале нынешнее состояние и мысленно проделать путь во времени, наблюдая, как изменения происходят. Обязательно представлять, как внутренняя трансформация выражается во вне, в поведении действиях. Один из способов сделать это – работа с коучем. В дальнейшем можно периодически возвращаться к желаемому образу, наблюдать за тем, насколько сейчас соответствует существующее в момент времени положение дел с образом желаемого результата и оценивать его по шкале от 1 до 10. Оценивать именно цифрой, а не ярлыками хорошо, плохо, получается — не получается. 

В добавление к этому шагу хорошо будет написать список убеждений, которые будут поддерживать в преодолении выученной беспомощности и движению к цели. Пускай эти убеждения касаются всех уровней пирамиды логических уровней Дилтса. Что меня окружает? – например: возможности, приключения, игра, поле для преобразований. Что я делаю? – творю, создаю, реализуюсь, наслаждаюсь, направляю поток жизни. Как я это делаю? – легко, с радостью, свято веря в правоту своего дела, сбалансировано. Что важного в этом для меня? – развитие, движение, гармония, красота, самореализация. Кто я? – творец. Миссия? – творить. Пусть каждое слово из составленного списка имеет проявление – в ощущениях, в теле. Пускай эти слова звучат внутри, и очень полезно будет подобрать тон голоса этого звучания. Можно подумать, кто может сказать эти слова для достижения максимально эффекта – это может быть «образ Я» из уже успешного будущего, авторитет, мифологический персонаж и так далее. Для усиления эффекта важны расположение и размер внутреннего образа того, кто произносит эти полезные убеждения. Можно поэкспериментировать, и найти лучший вариант для каждого. Обычно авторитетный образ располагается над линией взгляда, вверху. Еще нужно просто начать делать, действовать и благодарить себя за это. Поможет разделение дел на части, которые кажутся большими, неподъемными, тревожащими. Сменить работу кажется непростым, хлопотным и даже опасным делом, но решение сделать это есть. Можно разделить этот процесс на шаги и начинать действовать. Что можно сделать в ближайшие три дня? – Отредактировать резюме, сделать его полным и максимально привлекательным. Разместить и разослать резюме — что-то тревожит, но вполне реально. Поставить срок и сделать. Помогать себе образом себя нового деятельного, контролирующего жизнь и благодарить. Пригласили на собеседование – значит действия приносят последствия. Очень хорошо, работа пока еще прежняя, но тот, кто ищет ее, уже другой. Происходит обучение подсознания. 

Сам Мартин Селигман, исследователь, который предложил термин выученная беспомощность, предлагает избавится от нее по схеме переосмысления опыта и перестройки восприятия ABCDE.

A – Adversity, симптом, что нужно изменить. Осознайте неприятную ситуацию, которая вызывает нежелательные мысли и чувство беспомощности. Для начала желательно выбирать ситуации не выше 5 по шкале сложности от 1 до 10. Так безопаснее и меньше стресса.

B – Belief, убеждение. Сформулируйте интерпретацию события, что приходит в голову о произошедшем.

C — Consequence, последствия. Какие эффекты были результатом?

D – Disputation, диспут, новое прочтение. Найдите доводы, разрушающие негативные убеждения, осознанные в предыдущих пунктах.

E – Energizing, активизация. Какие чувства и/или действия вызвали новые доводы и полезные мысли?

При использовании этой схемы, помните, что очень важно концентрироваться на желаемых результатах, важнее, чем искать причины случившегося или оправдания. Профессиональный коуч поможет пройти этот путь быстрее и легче.

Для предотвращения синдрома выученной беспомощности в краткосрочной перспективе помогает так называемая смещенная активность. Если произошло травмирующее событие, поможет осознание своих глобальных ценностей и целей, взгляд на ситуацию со стороны. В качестве скорой помощи и профилактического средства можно сделать то, что получается гарантированно хорошо. Это может быть компьютерная игра, уборка. Усиления эффекта можно добиться если это будет помощь людям, от которых будет получена обратная связь — где-то обстоятельства оказались сильнее, но все равно контроль над жизнью, возможность воздействовать на реальность сохраняется. Таким образом в подсознании закрепляются полезные паттерны обработки информации.

Преодоление выученной беспомощности непростой и интересный процесс, как для самого человека, который взял на себя ответственность и начал создавать себя нового, так и для коуча или психолога, который работает с ним.

Обучится быть активным, обучится быть тем, кто сотрудничает и дает, стать тем, в ком нуждаются и кого ждут – разве может быть учеба интереснее, чем эта? Самое главное и волнующее в этом процессе – это увидеть невидимое, то что стоит за поведением и состояниями, осознать глубинные командные коды, установки и изменить их. А это открывает удивительные перспективы, границы которым может поставить только сам человек. 

dolmatoff.ru

страх начать жить своей жизнью

Запрограммированная беспомощность – очень распространенное явление. Определяя себя в этом состоянии, человек часто говорит: “Я это не могу”, ”Это – невозможно” или “Это возможно, но не для меня”, “Я не знаю”. Эти фразы показываю, что такие люди не ищут варианты решения проблемы, а сразу очерчивают границы своих возможностей, закрывая двери для собственного дальнейшего развития.

Т. е. ни специальная литература, ни другие люди или обстоятельства жизни не дают человеку возможность двигаться дальше. И возникает вопрос: если такая стратегия не выгодна для жизни и выживания, как же она появляется?  

Эксперимент Селигмана: формирование выученной беспомощности

Научно запрограммированную (выученную) беспомощность можно описать так: это состояние при котором, человек ничего не делает для улучшения своего положения, хотя имеет для этого все возможности. Причинами такого поведения часто бывают неудачные попытки, что-либо изменить или недостаток определенных знаний. Такое состояние всегда сопровождается: депрессией, пессимизмом, подавленностью и постоянными жалобами на жизнь.

Такой эффект наблюдается у тех людей, у которых предыдущий опыт, отсутствие позитивных результатов, контроля или выбора, эмоциональные травмы детства убедили их в том, что новые попытки действовать приведут их к неудачам. Наглядно можно можно это увидеть на примере Селигмана, который он провел на собаках (смотрите картинки):

Выработка выученной (запрограммированной) беспомощности возможна не только у собак, но и у других животных, в том числе и людей. Представителей нашего вида, можно даже не бить током, а просто дать им нерешаемую задачу, для того, чтобы просто снизилась вероятность успешного выполнения других задач.

Главный принцип для выработки такой беспомощности – создать ситуацию, в которой объект не может понять логику происходящих событий, предположить их развитие или повлиять на них. И даже не важно плохие это события или хорошие, главное отсутствие связи между действиями и результатом.

Если человек свою жизненную стратегию сводит к определению: “не могу” и “не знаю”, На самом деле, это не информация о самом человеке, и это очень важно, это его сформированная ложная личность. Ложная – не настоящая, и на этом стоит сделать акцент. Ложная, потому она является ответом на ту программу жизни, которую ей заложили с детства, это форма защиты.

Поэтому, так как это не его собственная личность, а ложная, то с ней можно распрощаться. Это не черты характера , не склад ума – а личность, которую сформировали запрограммированные с детства взгляды на жизнь. Нет ни одного человека в мире, который бы сознательно выбирал для себя заведомо проигрышные стратегии, которые не согласуются с жизнью и не дают постоянной возможности расти и развиваться. К таким примерам можно отнести:

  • Вас бьет муж, а Вы терпите, думая, что не можете исправить ситуацию к лучшему;
  • Вы испытываете эмоциональное насилие дома, на работе, в кругу друзей;
  • Вы не верите что можете заработать деньги или не видите вариантов, как это сделать;
  • Вы не можете начать отношения или Ваши отношения с партнером идут по одному и тому же негативному сценарию и заканчиваются разрывом и  т.д.

Как формируется запрограммированная беспомощность?

Откуда же появляется у человека такая модель поведения и пораженческая стратегия жизни? Конечно, она закладывается с самого детства, когда ребенок психологически, физически и морально зависит от своих родителей. У нас есть агрессивная часть психики и сексуальная часть. Фрейд в свое время писал про сексуальную часть психики, Адлер про агрессивную. На сегодняшний день агрессивность и сексуальность уже не просто составляющие нашей психики. Они, помощью научного подхода, хорошо изучены и “разложены по полочкам”. Установлены также гормоны, которые отвечают за агрессию и сексуальность (либидо). Поэтому сексульная часть отвечает за наше “Хочу”, агрессивная за наше “Могу”.

Если  маленький ребёнок чего-то хочет, его агрессия начинает работать на 100%, и если он чувствует дискомфорт внутри – он реагирует на это криком. Маленький ребенок имеет стопроцентное “хочу”, которое ничем еще не тормозится, он хочет прямо сейчас, и пытается добиться этого, включая стопроцентную агрессию. Просто возможность действовать различными способами у него еще отсутствует.  Поэтому, если ребенок хочет есть, он кричит и родители удовлетворяют эту потребность.

Читайте также: Как защитить ребенка от насилия: личные границы ребенка

Теперь представьте себе ситуацию, когда голодный ребенок кричит, а его голод никто не утолит. Это бывает в ситуациях, например, когда мама считает, что правильно кормить ребенка по часам. Поэтому, ребенок может кричать час, мама его не кормит, потому что время еще не пришло, ребенок полностью истощается и уже не может кричать и замолкает.

Вот наглядный пример того, когда ребенок включил свое “хочу” на 100%, приложил максимум усилий, используя свою агрессию, активируя свое “могу” на 100%, но ничего не достиг. Следующая ситуация: обессиленный после плача ребенок засыпает, но пришло время, и мама начинает его будить, чтобы покормить. Это тоже пример, когда происходит насилие и не учитываются желания ребенка. Начинает формироваться жизненный сценарий. И так, как снежный ком, накладываются одна на другую ситуации, когда не удовлетворяются потребности ребенка.

Тоже самое бывает, когда, например малыш хочет обнять маму или папу, но этого не получает. Он может приложить 100% усилий, но не получит желаемого (родителям некогда, они заняты, они могут оттолкнуть ребенка, т.к. он подошел не вовремя и т.д.). В таких ситуациях ребенку приходится подавлять свою агрессию и свое “хочу”. И таких примеров тысячи: ребенка физически наказывают и он не может этого избежать, ребенка постоянно эмоционально давят “ты этого не можешь” и наоборот “ а ну-ка давай сделай”. Ребенок в силу своего возраста не может избежать такого отношения, уйти из дома, например, и ему приходится постоянно сталкиваться с таким обращением, терпеть и, подавлять свою агрессивную часть. Таким образом начинает формироваться выученная беспомощность. Кроме того, такие ситуации часто происходят в садиках, школах, во дворе. И когда мы вырастаем, под те травмы, которые мы получили в детстве, подстраиваем нашу взрослую жизнь.

 Поэтому, когда нам нужно сделать усилие или сверхусилие, чтобы выбрать выигрышную стратегию в жизни – мы просто пасуем перед трудностями. У нас появляется страх жить своей жизнью.

Как бороться с выученной беспомощностью?

Что же делать, если запрограммированная беспомощность уже сформировалась? Можно ли избавиться от ложной личности и неправильного жизненного сценария?

Дело в том, что ложную личность можно проработать. Она появляется в 2-х случаях:

  • эмоциональные (детские) травмы;
  • негативные жизненные сценарии, которые мы получаем от родителей.

Эмоциональная травма формируется на фоне того, что сделали с нами в детстве, а жизненный сценарий от того, что сделали с нашими родителями или их родителями. Например, если в советское время раскуркуливали семьи, и дети, которые это видели, то они формировали у себя установку, что богатство – это небезопасно. Нужно быть такими как все, не выделяться. И соответственно, такая жизненная стратегия будет передаваться из поколения в поколение. Мы прекрасно понимаем, что с нами этого не произойдет и с нашими родителями тоже, но сформированный жизненный сценарий все равно существует в данной семье, остается для будущих поколений. Мы начинаем жить с жизненной позицией, что деньги – это плохо, это зло. Также может передаваться сценарий отношения к мужчинам: “все мужчины – сволочи”, если например бабушка столкнулась с плохим отношением с противоположным полом. Она передала такую установку матери, а мать – дочери и т.д.

В любом случае, такие жизненные сценарии ограничивают наши возможности. Что же делать, если Вы столкнулись с такой проблемой? Все негативные сценарии можно проработать в психотерапии. За счет нее можно выявить свои эмоциональные травмы, которые сформировали вашу ложную личность и негативные жизненные сценарии. Естественно, это занимает какое-то время, но человек получает реальную возможность избавиться от ложной личности и начать жить своей настоящей жизнью.

Упражнение для диагностики жизненных сценариев

Сядьте удобно, закройте глаза, представьте, что Вы идете по дороге, и затем приходите к дому. Вы знаете, что в этом доме лежит мертвый человек. Вы заходите в этот дом, смотрите на людей, которые там находятся, и подходите к гробу. В нем лежите Вы.

Вы садитесь, начинаете слушать людей, которые пришли на Ваши похороны. Первым выходит Ваш партнер (муж, жена) и, отпуская себя, Вы слушаете, что он говорит про Вас. Он (она) рассказывают о том, каким Вы были партнером, сколько лет вы вместе прожили, сколько у Вас детей и т.д.

После этого выходит Ваш друг. Он рассказывает о том, чем Вы жили, чем занимались, какие у Вас были любимые занятия (хобби), чего Вы добились, как личность, где Вы путешествовали, сколько людей Вас уважало, каким Вы были другом, сколько времени Вы уделяли друзьями и т.д.

Третьим выходит Ваш сотрудник (коллега) и начинает рассказывать о том, чего Вы достигли в профессиональном плане, какую пользу принесли миру, каким Вы были сотрудником и т.д.

И по результатам такого небольшого упражнения Вы увидите, что Вы должны делать, а не делаете. Каким бы Вы хотели быть, но сейчас Вы не такой. Или поймете, чего Вы на самом деле хотите достичь, но этого в жизни у Вас еще нет. И тогда, Вы уже сможете определить, что нужно сделать, чтобы достичь своей цели.

Если у Вас возникли вопросы по результатам упражнения и по теме статьи, Вы можете написать мне их в личные сообщения на фейсбук. С удовольствием отвечу на них.

Если Вы заметили у себя признаки выученной беспомощности, которые мешают Вам двигаться дальше, строить гармоничные отношения с партнером или другие проблемы,  обращайтесь. Вместе, с помощью психотерапии, мы проработаем их и Вы сможете освободиться от негативных жизненных сценариев и детских эмоциональных травм.

Ваш психолог,

Роман Мельниченко

blog.centrpersona.com.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *