описание феномена, примеры :: SYL.ru
В различных областях социума на уровне отдельно взятой личности, компании или государства возникает необходимость в эффективных инструментах помощи и влияния.
Социальная фасилитация как раз и является одним из них. Этот инструмент позволяет справиться с самыми различными задачами и достигнуть поставленных целей. Среди них выход из кризиса, а также направление одного человека или группы людей к изменениям совершенного иного качества.
Определение понятия
Социальная фасилитация представляет собой явление, выраженное в эффекте усиления активной деятельности личности, которая проявляется в присутствии других людей. Иными словами, даже самые простые задания (например, зачеркивание в тексте определенных букв, легкие примеры на сложение и т. д.) человек выполняет намного лучше, если он понимает, что за ним наблюдают.
Социальная фасилитация — это изменение в поведении индивида, которое вызвано присутствием аудитории. Проявляется данный феномен в усилении эмоционального возбуждении исполнителя.
Установлено также и то, что скорость и качество выполнения более сложных работ в присутствии посторонних у человека, несомненно, падают. Это объясняет феномен, противоположный тому понятию, которое представляет собой социальная фасилитация. Он носит название социальной ингибиции.
История открытия
В 1989 г. психологом Норманом Триплеттом было подмечено, что велосипедисты способны добиться лучших результатов в тех случаях, когда соревнуются между собой. Все показатели спортсменов значительно снижаются, если во время тренировок они просто включают секундомер. Психолог провел целый ряд исследований, для того чтобы подтвердить свои догадки.
В дальнейшем эксперименты Триплетта стали одними из первых в социальной психологии. Они заключались в том, что детям предлагалось намотать леску на катушку спиннинга. Был подтвержден тот факт, что малыши работали намного энергичнее в том случае, когда рядом присутствовали другие люди. Намотать леску в одиночестве было для них более сложной задачей.
Подобный эффект, который психолог Флойд Оппорт назвал социальной фасилитацией, ученые наблюдали и у животных. Например, цыплята быстрее едят зерна, а муравьи роют ходы в земле, если рядом находятся другие особи.
Таким образом, социальная фасилитация в психологии – это влияние оценки социума на производительность. Подобное явление вызвало небывалый интерес в научных кругах. Это привело к тому, что исследования, начатые Норманом Триплеттом, были в дальнейшем продолжены. Несколько позднее был установлен тот факт, что если при выполнении определенной задачи возле исполнителя присутствуют пассивные наблюдатели, то эффективность его действий значительно снижается.
Это был момент, когда ученые были неспособны сопоставить два феномена, что и завело общую теорию в тупик.
Программа исследования социальной фасилитации была возобновлена лишь в 1965 г. За нее взялся Роберт Зейонц. Им была намного глубже исследована социальная фасилитация. Теория активации при этом, сформулированная им же, объяснила два, казалось бы, противоположных феномена. Роберт Зейонц высказал предположение того, что феномен социальной фасилитации возможен только в случаях выполнения наиболее простых, привычных и усвоенных человеком механических действий. Обратный же эффект, который получил название ингибиции, возникает в более сложных интеллектуальных ситуациях.
В основе подобного утверждения лежал установленный факт того, что появившееся возбуждение является активатором доминирующей реакции. Под возбуждением в данном случае понимается присутствие других людей, которые находятся рядом в процессе выполнения того или иного задания. Именно поэтому в случаях простых работ наиболее вероятной, доминирующей реакцией является побуждение к скорейшему выполнению необходимых действий. При этом для решения поставленной задачи зачастую существует единственный верный путь. В тех же случаях, когда правильный ответ не является столь очевидным, возбуждение, вызванное присутствием других людей, провоцирует неверные реакции.
Несколько позже имели место и другие предположения, объясняющие феномен социальной фасилитации и ингибиции. Это была, например, предложенная Робертом Барроном модель отвлечения-конфликта. Согласно ее теории, присутствие посторонних людей вызывает в любом человеке внутренний конфликт. Он заключается в том, что индивид не может определить, уделять ли ему внимание аудитории, или выполнять поставленную перед ним задачу. Такой конфликт, возникающий в связи с усилением возбуждения, либо помогает выполнить задачу, либо, наоборот, мешает этому.
Боязнь оценки
Социальную фасилитацию и ингибицию социальная психология объясняет как явления, вызываемые тремя причинами. Первой из них является боязнь оценки. Психологи объясняют данный эффект тем, что доминирующие реакции человека проявляются намного сильнее, когда он думает или точно знает, что присутствующие оценивают его. Именно поэтому происходит следующее:
- исполнитель старается работать быстрее и лучше, если другие исполнители или коллеги обладают несколько большим навыком или компетенцией;
- уровень возбуждения падает, когда в группе авторитетных людей появляются те, чье мнение исполнителю безразлично;
- наибольшее влияние окружающие оказывают на тех, кто переживает из-за высказанных мнений наблюдателей и данных ими оценок;
- феномен социальной фасилитации или ингибиции находит свое самое яркое проявление в тех случаях, когда присутствующие люди незнакомы исполнителю, и он не успевает следить за ними.
По мнению психологов, наблюдатели вселяют в человека тревогу, так как ему не все равно, как оценят все его действия. При этом у исполнителя появляется смущение, которое мешает ему справиться с предложенной ему задачей. Так, баскетболисты, думающие о том, как они смотрятся со стороны, и начинающие анализировать все свои движения, обязательно промахнутся во время решающего броска.
Отвлечение внимания
Феномен социальной фасилитации заключается в том, что порой исполнитель начинает задумываться над тем, как выполняют работу его коллеги или же как на результат отреагирует аудитория. В таком случае внимание человека рассеивается, а возбуждение начинает расти. При этом возникает конфликт, который перемещает мысли исполнителя между невозможностью отвлечься от внимания окружающих и необходимостью сосредоточиться на решении поставленной задачи.
Пример социальной фасилитации подобного типа – отвлечение внимания человека не только из-за присутствия других людей, но и из-за периодически появляющихся световых вспышек.
Факт нахождения наблюдателя
Социальная фасилитация в психологии – это явление, которое вызывает не только боязнь сторонней оценки или рассеивающееся внимание. Подобный эффект может быть вызван присутствием наблюдателей. Например, во время проводимого психологами эксперимента испытуемым предложили назвать их любимые цвета. При этом рядом с ними находились наблюдатели. С одной стороны, подобные задания не имеют ни правильных, ни неправильных ответов, которые могли бы быть оценены посторонними. Однако их присутствие явно «электризовало» испытуемых. Из этого ученые сделали вывод, что реакция людей на присутствие аудитории наблюдателей происходит бессознательно. При этом существуют определенные факторы, которые оказывают непосредственное влияние на степень реакции.
Среди них следующие:
- Количество окружающих людей. Чем больше наблюдателей, тем большее влияние они оказывают на действия индивида. Человек возбуждается гораздо сильнее при массовой аудитории.
- Наличие симпатии и антипатии внутри самой группы. При взаимодействии людей, хорошо относящихся друг к другу, эффективность выполнения задания значительно повышается.
- Степень пространственной близости. Социальное возбуждение, так же как и степень социальной фасилитации (ингибиции), находится в прямой зависимости от того, насколько тесно друг к другу находятся люди.
Пол наблюдателей
Особенно яркий эффект социальной фасилитации возникает в тех случаях, когда аудитория посторонних наблюдателей представлена людьми противоположного пола. Например, мужчина непременно будет делать большое количество ошибок, если рядом присутствуют женщины. Точно так же он весьма быстро выполнит наиболее легкое задание при дамах. Например, в ходе проведенного эксперимента спортсмены с высокой скоростью пробегали мимо трибуны, с которой за ними наблюдала женщина. Их скорость была значительно ниже, если дама сидела к ним спиной.
Настроение
Доказано, что при хорошем расположении духа эффект социальной фасилитации значительно усиливается. При плохом настроении ему на смену приходит явление ингибиции. Его мы рассматривали выше.
Уровень мастерства
Феномен социальной фасилитации и ингибиции может проявляться по-разному. Все будет зависеть от того, кто выполняет задание – «новичок» или «профессионал». Как проявляется социальная фасилитация? Примеры из жизни в этом случае встречаются буквально на каждом шагу. Так, человек, который только учится новому делу и самостоятельно при этом тренируется, будет чувствовать себя намного спокойнее, если рядом нет сторонних наблюдателей. И здесь многие могут вспомнить, как они учились водить машину. Эта задача весьма сложная и комплексная. И новичку на первых порах часто приходится останавливаться буквально среди дороги для обдумывания сложившейся ситуации. Однако все меняется с обретением опыта. Когда все движения доведены до автоматизма, даже присутствие в салоне пассажиров не способно вызвать эмоционального напряжения и привести к ошибкам.
Именно поэтому, для того чтобы выполнять свое дело на все сто, каждый человек вначале должен отработать свои действия и движения, доведя их до автоматизма. Только после этого он не будет зависеть от влияния аудитории. Опытные профессионалы, будучи ловкими и натренированными, в присутствии сторонних наблюдателей только улучшают эффективность своих действий. Ведь они чувствуют себя достаточно уверенно в хорошо знакомой им деятельности, стремясь продемонстрировать полученные навыки.
Социальная леность
Насколько велик индивидуальный вклад каждого члена рабочей группы? В тех случаях, когда перед людьми ставится общая цель, возникает психологический феномен, отличный от социальной фасилитации.
Практически столетие назад инженер из Франции М. Рингельманн рассчитал, что коллективная работоспособность, проявленная группой людей, не достигает и половины от той, которой по отдельности обладают все ее члены. Примером тому послужил эксперимент, в ходе которого перетягивался канат. Испытуемые не знали, прилагают они усилия вместе или в одиночестве, так как им завязывали глаза. Но если им говорили, что канат перетягивает команда, то их усилия снижались на 18%. При этом они считали, что работают изо всех своих сил. В этом и состоит феномен социальной лености, основная причина которого кроется в том, что групповая работа снижает боязнь оценки. Люди, не отвечающие за конечный результат, не способны оценить личный вклад. Их ответственность перед решением поставленной задачи делится поровну между участниками группы.
Как пример социальной лености может быть приведено сельское хозяйство. Ведь личные огороды, занимающие всего один процент угодий в стране, дают практически 27 % урожая.
Фасилитация и бизнес
Происходящие экономические изменения нередко ставят многочисленные вопросы как перед людьми, так и перед компаниями. Что делать? Что происходит? Как развиваться во время кризиса? Как подготовить себя к будущему росту? Конечно, готовых ответов на эти вопросы нет. Их поиском люди занимаются во время совместного обсуждения при проведении мозговых штурмов, стратегических сессий и рабочих встреч.
Однако нередко время на таких совещаниях тратится участниками впустую. Каждый из них настолько вовлечен в беседу, что происходит рост разногласий и резко снижается эффективность групповой работы. И здесь на помощь приходит социальная фасилитация, которая, попав в сферу бизнеса, приняла профессиональную форму.
В переводе с английского facilitate — «помогать, облегчать». Именно поэтому под фасилитацией в бизнесе понимают оказание помощи, которая позволяет группе решать поставленную перед ней задачу. Такой процесс способствует повышению эффективности работы, раскрытию потенциала участников, повышению их заинтересованности.
При использовании технологии фасилитирования совещаний, сессий и мозговых штурмов исполнители направляются в русло более напряженной мыслительной работы.
Фасилитация в бизнесе является одновременно процессом и серией навыков, которые позволяют эффективно организовать беседу по обсуждению спорной ситуации и сложной проблемы, выполнив без потерь времени все намеченные повесткой собрания или совещания пункты. И все это становится возможным только в случае предварительной подготовки, планирования и конструктивного подхода.
Социальная фасилитация — VIKENT.RU на vc.ru
Автор: Сергей Александрович Резников
171 просмотров
Известно, что в присутствии других человек ведёт себя иначе, как если бы он был один. В том числе меняется скорость работы.
Если скорость увеличивается, то принято говорить о социальной фасилитации. Если уменьшается – то о социальной ингибиции (также неверно связываемой с понятием «социальной лени»).
В этой статье мы рассмотрим первое понятие.
Понятно, что эффект наблюдали давно, но описан он был всего чуть более ста лет назад.
…психолог Норман Триплетт, интересовавшийся велосипедными гонками, заметил, что спортсмены демонстрируют более высокие результаты не тогда, когда «соревнуются с секундомером», а когда участвуют в коллективных заездах (Triplett, 1898).
Прежде чем предать гласности свою догадку (что в присутствии других людей человек работает более производительно), Триплетт провел лабораторный эксперимент — один из первых в истории социальной психологии.
В дальнейшем было экспериментально доказано, что в присутствии других людей испытуемые быстрее решают простые примеры на умножение и вычеркивают из текста определенные буквы. Присутствие других благотворно сказывается и на точности выполнения заданий на моторику, например удерживании в определенном положении с помощью металлического стержня десятицентовой монеты, помещенной на вращающийся диск проигрывателя (F. W. Allport, 1920; Dashiell, 1930; Travis, 1925). Этот эффект, названный социальной фасилитацией, наблюдается также и у животных. В присутствии других особей своего вида муравьи быстрее разрывают песок, а цыплята поедают больше зерен (Bayer, 1929; Chen, 1937). Спаривающиеся крысы более сексуально активны в присутствии других сексуально активных пар (Larsson, 1956).
Однако не спешите с выводами: имеются экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что в некоторых случаях соисполнители мешают. В присутствии других особей своего вида тараканы, длиннохвостые попугаи и зеленые зяблики медленнее осваивают прохождение лабиринтов (Allee & Masure, 1936; Gates & Allee, 1933; Knopfer, 1958). Аналогичное «отвлекающее» воздействие оказывают наблюдатели и на людей. Присутствие посторонних уменьшало скорость заучивания бессмысленных слогов, прохождения лабиринта и решения сложных примеров на умножение (Dashiell, 1930; Pessin, 1933; Pessin & Husband, 1933).
В утверждении, что в некоторых случаях присутствие соисполнителей облегчает выполнение задания, а в некоторых — затрудняет, определенности не больше, чем в типичном шотландском прогнозе погоды, предсказывающем солнце, но не исключающем возможность дождя. После 1940 г. ученые практически перестали заниматься этой проблемой; «спячка» продолжалась четверть века — до тех пор, пока новая идея не положила ей конец. [1]
Как и многие социальные эффекты, этот может показаться обманчиво простым. Почему так кажется и почему чаще всего на самом деле это не так, мы уже писали ранее. Заодно можете проверить себя и попробовать самостоятельно ответить, почему так происходит. Сравните свои варианты причин с теми, что описали мы. Совпалось?
Социальный психолог Роберт Зайенс (Зайонц — таково традиционное написание этой фамилии в русскоязычной литературе. — примеч. науч. ред.) заинтересовался возможностью «примирить» эти противоречащие друг другу экспериментальные данные. Для объяснения результатов, полученных в одной области науки, он использовал достижения другой ее области, что характерно для многих научных открытий.
В данном случае объяснение было получено благодаря одному общеизвестному принципу экспериментальной психологии: возбуждение всегда усиливает доминирующую реакцию (имеется ввиду принцип доминанты А. А. Ухтомского).
Усиление возбуждения благоприятствует решению простых задач, для которых наиболее вероятной, «доминирующей», реакцией является правильное решение. Люди быстрее разгадывают простые анаграммы, когда возбуждены. Когда же речь идет о выполнении сложных заданий, в которых правильный ответ не столь очевиден, а потому не является доминирующей тенденцией, чрезмерное возбуждение повышает вероятность неправильного решения. С решением более сложных анаграмм возбужденные люди справляются хуже, чем те, кто находится в спокойном состоянии.
Способен ли этот принцип раскрыть тайну социальной фасилитации?
Или разумнее согласиться с тем, что подтверждается многими данными, а именно: присутствие других возбуждает людей и делает их более энергичным (Mullen et al., 1997)? (Каждый из нас может припомнить, что перед аудиторией волнуется или чувствует себя более напряженно.)
Если социальное возбуждение усиливает доминирующие реакции, оно должно благоприятствовать выполнению легких заданий и мешать выполнению сложных. В таком случае известные экспериментальные данные уже не кажутся противоречащими друг другу. Наматывание лески, решение простых примеров на умножение, как и выполнение заданий, связанных с едой, — все это простые действия, реакции на которые или хорошо усвоены, или даны нам от рождения (т. е. доминируют).
Нет ничего удивительного в том, что присутствие посторонних «подстегивает» нас. Усвоение нового материала, прохождение лабиринта или решение сложных математических задач — более трудные задания, правильные реакции на которые с самого начала совсем не так очевидны. В подобных ситуациях присутствие посторонних приводит к увеличению числа неверных ответов. В обоих случаях «работает» одно и то же общее правило: возбуждение благоприятствует доминирующим реакциям. Иными словами, то, что прежде воспринималось как результаты, противоречащие друг другу, теперь уже так не воспринимается.
Объяснение Зайонца настолько простое и элегантное, что другие социальные психологи отреагировали на него так же, как Томас Гексли отреагировал на труд Чарльза Дарвина «Происхождение видов», когда впервые прочитал его: «Как можно было не додуматься до этого раньш? ! Ну и глупцы же мы все!» [2]
Причин возникновения подобной доминантной реакции может быть несколько:
1) Социальное возбуждение, т. е. возбуждение нервной системы от присутствия других людей (является врожденным и присуще большинству общественных животных).
2) Боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас оценивают другие люди (доминантная реакция усиливается, если человек думает, что его оценивают).
3) Отвлечение внимания от конкретной задачи и конкретной деятельности и переключение внимания на окружающих. Это перегружает когнитивную систему и вызывает возбуждение. [3]
Можно ли обратить этот эффект во благо?
Как и в других случаях, эффект работает вне зависимости, направлен он на благо или наоборот. В контексте борьбы, эффекты, если они позволяют получить конкурентное преимущество, будут использованы именно для этого.
Но что, если есть задача – помочь другим? Были проведены социальные эксперименты, которые доказали, что это возможно.
Представьте себе, что вы слышите грохот, а следом за ним — стоны и всхлипывания. Если при этом кто-то из очевидцев скажет: «Случилась беда. Мы должны что-то предпринять», как отреагируют окружающие? Подтолкнут ли их эти слова к действиям?
Известные нам факты позволяют ответить утвердительно: примеры просоциального поведения стимулируют альтруизм. Вот несколько примеров.
1. В Лос-Анджелесе водители скорее окажут помощь женщине-водителю, у которой спустила шина, если за четверть мили до этого видели, как кто-то помогал женщине менять шину (Bryan & Test, 1967).
2. По данным тех же авторов, Джеймса Брайана и Мэри-Энн Тест, в штате Нью-Джерси в период рождественских покупок люди охотнее жертвовали деньги Армии Спасения, если перед этим видели, как это делал кто-то другой.
3. Взрослые британцы чаще соглашались стать донорами, если к ним обращались с этой просьбой после того, как у них на глазах помощник экспериментатора давал свое согласие сдать кровь (Rushton & Campbell, 1977).
4. Впечатление, которое производят люди, совершающие беспримерные по своей доброте и альтруизму поступки, в частности такие, как упомянутые в начале этой главы, нередко порождает то, что Джонатан Хейдт (in press) назвал элевацией — «эмоциональным потрясением», способным вызвать слезы, озноб и спазмы в горле. Подобное состояние нередко пробуждает у людей желание стать менее эгоистичными. [4]
Какие можно сделать выводы?
1. В присутствии других людей человек ведёт себя не так, как вел бы без их присутствия.
2. Скорость выполнения действий может меняться в обе стороны. Но в любом случае усиливается доминантная реакция. Если эта реакция совпадает в той работой, которую нужно выполнить, то работа будет сделана быстрее. Если нет – то медленнее.
3. Причин появления возбуждения, которые запускают доминантную реакцию, как минимум, три: присутствие других, боязнь оценки и вынужденное переключение с задачи и других (что, похоже, вызывает невроз).
4. Эффект может использоваться как во благ, так и нет. Это зависит от того, кто и зачем этот эффект использует.
+ Ваши дополнительные возможности
1) Видео: разработка НОВОЙ ТЕМЫ: социальные инновации
2) Воскресным вечером 23 января 2022 в 19:59 (мск) на видеоканале VIKENT. RU — бесплатная онлайн-консультация № 271:
Открытие XIII cезона онлайн-курса VIKENT.RU
Источники:
[0] Заглавное фото – Электронный ресурс.
[1] Д. Майерс. Социальная психология. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – С. 335-336.
[2] Там же, с. 336-337.
[3] Ю. П. Платонов. Социальная психология поведения; учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – С. 221-222.
[4] Д. Майерс, с. 582-583.
10 примеров социальной помощи (и простое определение) (2023)
Социальная фасилитация — это понятие в психологии, описывающее часто наблюдаемый феномен, заключающийся в том, что люди работают усерднее и лучше выполняют задачи в присутствии других людей.
Другими словами, люди хуже справляются с задачами в одиночку и работают лучше, когда они работают вместе с кем-то еще или в присутствии других людей.
Социальная помощь может показаться простой концепцией. Однако социальная помощь не является универсальным правилом. В зависимости от типа задачи и вовлеченных людей присутствие других людей может ухудшить производительность или усилия по выполнению задач.
Социальная фасилитация — это давно изучаемая концепция в социальной психологии со многими предполагаемыми причинами, связанными теориями и практическими последствиями.
Определение социальной фасилитации
Первое опубликованное наблюдение социальной фасилитации было сделано Норманом Триплеттом в 1898 году. Триплетт заметил, что велосипедисты постоянно ехали быстрее на соревнованиях по сравнению с теми, когда они тренировались в одиночку (Triplett, 1898).
Флойд Олпорт позже ввел термин социальная помощь в 1924 году. Он определил это явление как:
«усиление реакции просто от вида или звука других, совершающих то же самое движение» (стр. 262).
С момента своего появления социальная фасилитация широко изучалась в психологии, и считается, что на нее влияет несколько факторов.
Эти факторы могут включать в себя сложность задачи, уровень индивидуального опыта выполнения задачи, уровень уверенности человека и уровень социальной поддержки или оценки, присутствующей в ситуации.
Несколько предложенных причин и процессов участвуют в социальной фасилитации, включая эффекты совместного действия, эффекты аудитории, а также когнитивные, аффективные и физиологические факторы.
Примеры социальной помощи
- Эффекты совместного действия, повышающие производительность: Эффект совместного действия может возникнуть, если вы лучше работаете и учитесь в библиотеке или кафе вместе с другими людьми, чем если бы вы работали в одиночестве дома.
- Эффекты совместного действия, повышающие продуктивность животных: Эффекты совместного действия наблюдаются не только у людей. Муравьи также являются социальными существами, и исследования показали, что муравьи более продуктивны, работая и копая вместе с другими муравьями, чем когда они копают в одиночку (Chen, 1937).
- Эффекты аудитории, повышающие производительность: Эффект аудитории может возникнуть, если музыкант обнаружит, что лучше выступает на концерте перед толпой, чем когда репетирует в одиночку.
- Эффекты совместного действия, снижающие успеваемость: Представьте, что вы сдаете вступительный экзамен в колледж, к которому вы плохо подготовились. Сдача этого экзамена в окружении других работающих людей может отвлечь вас или усилить негативные эмоции, что приведет к худшей успеваемости, чем та, которую вы получили на домашних практических экзаменах.
- Аудитория влияет на снижение производительности: Присутствие зрителей или аудитории может снизить производительность, если присутствие аудитории отвлечет внимание от задачи. Например, представьте, что вам нужно сделать презентацию для класса, но вы боитесь публичных выступлений. Выступить с такой презентацией перед классом может быть намного сложнее, чем дома.
- Простые задачи: Простые и хорошо отработанные задачи, кажется, больше выигрывают от социальной фасилитации, чем сложные задачи, потому что они не требуют много внимания. Например, эффекты совместного действия, вероятно, имели место в исследовании велосипедистов, потому что гонки были хорошо изученной задачей для всех велосипедистов.
- Сложные задачи: Более сложные задачи могут не выиграть от социального содействия, а присутствие других может негативно сказаться на производительности. Более сложные задачи требуют много внимания, и наша реакция на стресс может быть слишком сильной (Zajonc & Sales, 1966). Например, предположим, что студент-медик впервые выполняет сложную процедуру перед своими однокурсниками и преподавателями. В этом случае они могут найти задачу намного сложнее, чем предполагалось, из-за давления ситуации.
- Когнитивные факторы, влияющие на производительность: Когнитивные факторы, влияющие на социальную помощь, включают сосредоточенность и внимание. Для некоторых присутствие других людей может увеличить внимание, потому что они знают, что другие наблюдают за ними.
- Аффективные факторы, влияющие на производительность: Аффективные факторы также известны как эмоциональные факторы. Для некоторых присутствие других людей может увеличить усилия, потому что мы, как люди, склонны заботиться о том, что думают другие люди.
- Социальное безделье снижает предварительную производительность : Вы когда-нибудь участвовали в групповом проекте, когда казалось, что ничего не делается? Это может быть примером социальной лености, когда никто не берет на себя инициативу в проекте, что приводит к снижению мотивации, усилий и общей производительности.
- Групповая поляризация и соответствие : Вы когда-нибудь смотрели политический съезд? Политические соглашения часто могут быть яркими примерами групповой поляризации и конформизма, потому что вовлеченные лица могут сместить свои идеологии в сторону более радикальных кандидатов или соответствовать платформам, с которыми они не согласны, чтобы оставаться в благосклонности политической партии.
Что вызывает эффект социального облегчения?
- Эффекты совместного действия : Эффекты совместного действия — это когда производительность человека повышается благодаря тому, что другие люди выполняют ту же задачу. Ранние исследования были сосредоточены на эффектах совместного действия как на основной причине социальной поддержки (Triplett, 1898; Uziel, 2007). Человек, выполняющий задачу одновременно с индивидуумом, известен как соучастник.
- Эффекты аудитории : Социальная помощь может происходить не только в присутствии соактера, но и в присутствии пассивного зрителя или аудитории. Эффекты аудитории означают, что производительность человека при выполнении задачи повышается только потому, что он находится в компании других людей (Dashiell, 19 лет).35; Узиэль, 2007).
- Когнитивные факторы : На социальную помощь могут влиять когнитивные факторы, такие как мотивация, отвлечение и внимание. Когда мы выполняем задачу в присутствии других, возникает конфликт между вниманием к задаче или другим людям (Baron, 1986; Guerin & Innes, 1984). Считается, что этот конфликт внимания положительно влияет на выполнение простых задач.
- Аффективные факторы : На социальную помощь могут влиять аффективные или эмоциональные факторы, такие как тревога и самооценка. Повышение производительности труда может быть повышено, потому что людям небезразлично, одобряет или не одобряет их работа аудитория (Cottrell et al., 19).68; Герин и Иннес, 1984). Однако люди с более низкой самооценкой или уверенностью могут заметить, что их производительность снижается в присутствии других.
- Физиологические факторы : На социальную помощь могут влиять физиологические факторы, такие как возбуждение и реакция организма на стресс (Guerin & Innes, 1984; Zajonc & Sales, 1966). Возбуждение влияет на производительность, увеличивая концентрацию и внимание человека на поставленной задаче.
Влияние социальной фасилитации на поведение
Хотя исследования эффектов социальной фасилитации неоднозначны и могут зависеть от человека и поставленной задачи, социальная фасилитация имеет несколько значений для понимания человеческого поведения.
Социальная фасилитация относится к понятиям, включающим групповую динамику , социальную леность , соответствие и групповую поляризацию , потому что все эти динамики демонстрируют, как присутствие других людей может влиять на поведение человека.
- Соответствие — это феномен следования за группой.
- Групповая поляризация — это склонность групп к крайностям своей идеологии или принятия решений. Социальная фасилитация может способствовать конформизму или поляризации, потому что, когда человек выполняет задачу перед аудиторией или вместе с другими, он с большей вероятностью будет соответствовать групповым нормам или ожиданиям или изменить свою идеологию, чтобы соответствовать или быть принятым группой.
- Социальная лень — еще одна концепция, связанная с социальной помощью. Это демонстрирует, что иногда присутствие других людей мешает выполнению задачи. Социальная лень относится к феномену, при котором, когда группа людей работает над задачей вместе, общие усилия и производительность снижаются, потому что ни один человек не чувствует себя ответственным за задачу (Simms & Nichols, 2014). Группы подвергаются более высокому риску социального безделья, когда группа большая, а задача проста.
Заключение
Социальная фасилитация — это когда присутствие других людей повышает производительность человека при выполнении задания, будь то реальное, подразумеваемое или воображаемое.
Как и многие ранее предложенные психологические феномены, социальная фасилитация была тщательно изучена и протестирована в различных ситуациях.
Социальная фасилитация имеет важные последствия для индивидуального и группового поведения, и понимание ее влияния может даже помочь вам повысить свою производительность или производительность. Важно отметить, что индивидуальные характеристики, такие как тревожность, и характеристики задач, такие как сложность, могут негативно повлиять на индивидуальную производительность. Таким образом, присутствие других людей не гарантирует улучшения усилий, мотивации или производительности.
В целом, социальная фасилитация может положительно и отрицательно влиять на производительность человека, в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальных характеристик.
Ссылки
Allport, F.H. (1924). Реакция на социальную стимуляцию в группе. Социальная психология , 11 , 260.
Барон, Р. С. (1986). Теория отвлечения внимания: прогресс и проблемы. В Л. Берковиц (ред.), Достижения в области экспериментальной социальной психологии (Том 19, стр. 1–40). Академическая пресса. https://doi.org/10.1016/S0065-2601(08)60211-7
Чен, Южная Каролина (1937). Лидеры и последователи среди муравьев в строительстве гнезд. Физиологическая зоология , 10 (4), 437–455. https://doi.org/10.1086/physzool.10.4.30151429
Коттрелл, Н. Б., Вак, Д. Л., Секерак, Г. Дж., и Риттл, Р. Х. (1968). Социальная фасилитация доминирующих ответов присутствием аудитории и простым присутствием других. Журнал личности и социальной психологии , 9 , 245–250. https://doi.org/10.1037/h0025902
Дашиелл, Дж. Ф. (1935). Экспериментальные исследования влияния социальных ситуаций на поведение отдельных взрослых людей. В Справочник по социальной психологии (стр. 1097–1158). Издательство Университета Кларка.
Герин, Б., и Иннес, Дж. М. (1984). Объяснения социальной помощи: обзор. Текущие психологические исследования и обзоры , 3 (2), 32–52. https://doi.org/10.1007/BF02686548
Симмс, А., и Николс, Т. (2014). Социальное безделье: обзор литературы. J Управление , 15 .
Триплетт, Н. (1898 г.). Динамические факторы в пейсмейдинге и конкуренции. Американский журнал психологии , 9 (4), 507–533. https://doi.org/10.2307/1412188
Узиэль, Л. (2007). Индивидуальные различия в эффекте социального содействия: обзор и метаанализ. Журнал исследований личности , 41 (3), 579–601. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2006.06.008
Zajonc, RB, & Sales, SM (1966). Социальная фасилитация доминирующих и подчиненных ответов. Журнал экспериментальной социальной психологии , 2 (2), 160–168. https://doi.org/10.1016/0022-1031(66)-1
Крис Дрю (доктор философии)
Веб-сайт | + постов
Доктор Крис Дрю — основатель Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».
Теория социальной фасилитации в психологии: подробное объяснение
В вашей жизни могло быть много случаев, когда ваша работа контролировалась или оценивалась. Вы лучше или хуже выступали в их присутствии? Теория социальной фасилитации даст вам подробное объяснение того, как присутствие других людей влияет на ваше психическое состояние и улучшает или ухудшает вашу работу.
Теория социального содействия
Эта теория предполагает, что деятельность человека во многом зависит от простого или воображаемого присутствия другого человека.
Помните дни, когда вы сдавали экзамены в школе или колледже в установленное время, когда вас оценивали учителя, бродившие по классу? Удалось ли вам уверенно написать ответ, когда учитель стоял рядом с вами и изучал вашу работу? Это зависело от типа вопроса, на который вы отвечали, не так ли? Когда ты был уверен в ответе, тебя не заботило присутствие учителя, и все, что ты думал, это покончить с этим поскорее. Но когда ты не был уверен, тебе, наверное, приходилось что-то придумывать в уме, по сиськам воспоминаний, а если в такие моменты твой учитель приходил и становился рядом с тобой, ты оказывался под давлением, не мог нормально соображать, и, вероятно, перевернули страницу, чтобы написать еще один ответ, в котором вы были уверены! Это пример социальной фасилитации, который подробно объясняется ниже с определениями и другими примерами.
Теория социальной фасилитации
Теория социальной фасилитации основана на анализе изменений поведения человека по отношению к работе в присутствии кого-то другого. Проще говоря, эффект присутствия человека на другом либо повышает, либо ухудшает его производительность, в зависимости от того, какую работу он выполняет.
Если он хорошо разбирается в своей задаче и точно знает, что делать, он будет работать быстрее и лучше, когда кто-то наблюдает за тем, как он выполняет эту работу. Наоборот, если он не уверен в своей задаче и знает, что может совершить ошибку, он будет медлительным, сомневающимся и нервным в чьем-то присутствии.
Этот интересный анализ, привлекший внимание психологов, привел к развитию теории социальной фасилитации. В нем говорится, что в сознании создается атмосфера оценки в присутствии человека. Согласно закону социальной фасилитации Йеркса-Додсона, в такой ситуации «простое присутствие других людей повысит скорость и точность хорошо отработанных задач, но ухудшит выполнение менее знакомых задач».
Теоретические подходы
В 1898 году Норман Триплетт начал свои исследования социальной помощи. Он узнал, что велосипедисты, как правило, едут быстрее с конкурентами по сравнению с гонками в одиночку в условиях ограниченного времени. Из этого примера он сделал вывод, что лучшие результаты были результатом присутствия других велосипедистов в попытке получить лучшую оценку среди них. Это означало, что и в разных ситуациях применимо одно и то же явление.
Термин «социальная фасилитация» был введен в 1924 году Флойдом Оллпортом, которого считают основателем социальной психологии. Он провел несколько тестов, в которых группу студентов заставляли сидеть вместе с группой, и им давали задание индивидуально, в то время как некоторым студентам давали то же задание изолированно. Студенты, которые были в группе, показали лучшие результаты, чем те, кто делал это в одиночку. Из этого теста был сделан вывод, что простое присутствие людей вокруг вас, выполняющих ту же задачу одинаковым образом, мотивирует вас выполнять свою работу быстрее и лучше, чем они, повышая вашу производительность.
Теория активации
В 1965 году была разработана теория активации, в которой Роберт Зайонц внес первую гипотезу. Его обобщенная «гипотеза влечения» интерпретировала причину некоторых ситуаций, когда в присутствии людей уровень производительности повышался, а в других — снижался. Он предположил, что присутствие людей вызывает у них возбуждение, а это возбуждение приводит к повышению эффективности выполнения известной задачи. Таким образом, возбуждение улучшает выполнение хорошо известных задач, в отличие от сложных, новых или сложных задач.
В теории «гипотезы бдительности» утверждается, что человек в присутствии других не знает, как действовать или вести себя, становится бдительным. Это сознание того, что его оценивают люди неизвестной природы, стимулирует бдительность в человеке и заставляет его работать более эффективно и лучше.
В теории «гипотезы мониторинга», которая утверждает, что если человек знает о поведении своего оценивающего или наблюдателя и знает, как он будет действовать или реагировать на любую работу, которую выполняет этот человек, он не будет возбужден, поскольку он не чувствует необходимости знать о своем оценщике. В таких случаях он обычно продолжает свою работу.
Еще одной теорией была «гипотеза вызова и угрозы». В нем говорилось, что производительность человека может либо улучшаться, либо ухудшаться в присутствии других. Его исследования основывались на реакции сердечно-сосудистой системы человека на ту или иную ситуацию. Когда человеку дают простую задачу в присутствии других, его сердечно-сосудистая реакция нормальная по сравнению с тем, когда ему дают сложную задачу. Сложная задача вызывает сердечно-сосудистые реакции, подобные тем, которые наблюдаются в пугающей ситуации. Следовательно, это приводит к ухудшению производительности.
Подход к оценке
Подход к оценке был предложен в 1968 году Henchy and Glass. В своей гипотезе опасения оценки они заявляют, что не только присутствие человека влияет на выступления, но и страх быть оцененным им.
Теории внимания
После оценочного подхода в 1980-х годах начали появляться теории внимания. К ним относятся гипотеза конфликта-отвлечения, гипотеза перегрузки, модель петли обратной связи и модель емкости.
Гипотеза конфликта-отвлечения: В этой теории Роберт Бэррон утверждает, что уровень работоспособности человека зависит от окружающих его отвлекающих факторов. Отвлечение вызывает возбуждение, и, следовательно, присутствие других всегда ухудшает выполнение сложной задачи. И даже для простых задач его окружающие отвлекающие факторы могут повлиять на его производительность, улучшая или ухудшая ее.
Гипотеза перегрузки: Эта теория основана на гипотезе отвлечения-конфликта. Он утверждает, что уровень работоспособности человека не зависит от его возбуждения. Его отвлекающее окружение не увеличивает его возбуждение, а скорее вызывает когнитивную перегрузку. Когнитивная перегрузка означает чрезмерное количество информации в сознании человека. Это помогает ему с более простыми задачами, но делает прямо противоположное с трудными задачами.
Это происходит потому, что человек легко уделяет внимание более простым задачам даже при наличии отвлекающих факторов, но при выполнении сложных задач человек склонен сосредотачиваться на отвлекающих факторах и пытается также сосредоточиться на своей задаче, что приводит к плохой работе. .
Модель петли обратной связи: Эта теория утверждает, что когда человек знает, что за ним наблюдают, он приходит в сознание и сосредотачивает все свое внимание на себе. Это заставляет его осознать разницу между своим собственным поведением и тем, что от него ожидают. Таким образом, согласно этой теории, люди, как правило, работают лучше в присутствии других.
Модель емкости: Эта теория фокусируется на обработке информации задачи, основанной на двухпроцессной теории обработки информации Шиффрина и Шнайдера (1977). В нем говорится, что сложные задачи требуют когнитивной обработки, а простые задачи требуют автоматической обработки. Когда человека окружают люди и ему дают выполнить простую задачу, его автоматическая обработка получает полное внимание, тем самым повышая его производительность. Но когда ему дают сложную задачу, от него требуется использовать когнитивную обработку, и требуется больше внимания к своей задаче. Если в таком случае какое-либо внимание будет отвлечено на людей, это ухудшит его работу.
Другая теория, которая следует из этого, состоит в том, что успешное выполнение несложной задачи перед людьми сделает человека более компетентным, и он попытается улучшить себя, чтобы привлечь больше внимания, тем самым демонстрируя более высокие результаты.