Социально психологические стереотипы: особенности понятия, функции, роль, виды и примеры

СТЕРЕОТИПЫ СОЦИАЛЬНЫЕ | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи
  • Стереотип и его функции.
  • Основные свойства социальных стереотипов.
  • Борьба с негативными стереотипами.

СТЕРЕОТИПЫ СОЦИАЛЬНЫЕ упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, разделяемые достаточно большим числом членов социальных групп.Впервые термин «социальный стереотип» использовал американский журналист и политолог У.Липпман в 1922 в книге Общественное мнение. Согласно Липпману, стереотипы это упорядоченные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые, во-первых,экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и, во-вторых,защищают его ценности, позиции и права.

Исторически так сложилось, что подавляющее большинство исследований посвящено этническим стереотипам, т.е. упрощенным образам этнических общностей (этносов). Но разнообразие и мобильность социальных общностей, к которым принадлежит и с которыми сталкивается современный человек, ставят перед ним задачу поиска границ между «своими» и многочисленными «чужими». Поэтому термин «стереотип» был распространен на анализ восприятия людьми представителей собственной и другой политической, религиозной, культурной, сексуальной и т.п. ориентации, своей или иной профессии, своего или иного возраста, поколения, пола, экономического положения и т.д.

Стереотип и его функции.

Стереотипы – это характеристики, которые описывают членов социальных групп, приписываются им или ассоциируются с ними. До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации о стереотипах весьма распространено мнение как о негативном явлении. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Отсюда – отождествление стереотипов с предрассудками, а процесса стереотипизации – с «безнравственной формой познания».

Однако необходимо проводить четкое различение между стереотипами как социальным явлением и стереотипизацией как психологическим процессом. В социальной психологии последних десятилетий стереотипизация стала рассматриваться как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации: создавая социальные категории, мы обращаем внимание на характеристики, благодаря которым люди, принадлежащие к одной группе, воспринимаются похожими друг на друга и отличающимися от других людей.

Объективно необходимой и полезной психологической функцией стереотипизации со времен Липпмана считалось упрощение и систематизация обильной и сложной информации, получаемой человеком из окружающей среды. Так, сторонники теории «сбережения ресурсов» главную функцию стереотипизации видят в обеспечении индивидов максимумом информации при минимальном интеллектуальном усилии. Иными словами, стереотипы в процессе социального восприятия избавляют индивидов от необходимости реагировать на сложный социальный мир, но являются низшей формой представлений о социальной реальности, которые используются только тогда, когда недостижимы высшие, более точные и индивидуализированные представления.

Однако восприятие человека как члена группы вовсе не означает искажения его «подлинной» индивидуальности, а сами стереотипы представляют собой более полезные способы восприятия, чем думали ранее. Наш мир сложен для восприятия не только из-за количественной перенасыщенности информацией, но и в результате ее качественной неопределенности. Стереотипизацию следует рассматривать как средство постижения социального значения информации. Т.е. стереотипизация существует главным образом не для того, чтобы экономить познавательные ресурсы воспринимающего индивида, а скорее для того, чтобы отразить социальную реальность.

Выдающийся британский психолог Анри Тэшфел особо подчеркивал, что стереотипы способны защитить не только ценности индивида, но и социальную идентичность. Исходя из этого, в качестве основных социально-психологических функций стереотипизации следует рассматривать: межгрупповую дифференциацию, или оценочное сравнение, чаще всего в пользу своей группы, и осуществляемое с ее помощью поддержание позитивной социальной идентичности. Иными словами, предназначение стереотипов – наладить отношения группы не с кем-то, а с собой, создав образ, позволяющий ей идентифицировать себя в водовороте истории. Вспомним классическое: «мы – не рабы, рабы – не мы». С этой точки зрения, «сверхзадача» социальных стереотипов – обеспечить пусть символическую, но целостность социальной общности.

Впрочем, встречаются и проявления предпочтения чужих групп. Низкостатусные группы, например этнические меньшинства, могут соглашаться с относительно более низким их положением в обществе. В этих случаях они склонны развивать негативные автостереотипы (стереотипы своей группы) и позитивные гетеростереотипы (стереотипы чужой группы).

Тэшфел выделил две социальные функции стереотипизации: а) объяснение существующих отношений между группами, в том числе поиск причин сложных и «обычно печальных» социальных событий; б) оправдание существующих межгрупповых отношений, например действий, совершаемых или планируемых по отношению к чужим группам. Психологический механизм стереотипизации во все времена использовался в различных реакционных политических доктринах, санкционирующих захват и угнетение народов, для сохранения господства поработителей путем насаждения негативных стереотипов о побежденных и порабощенных.

Иными словами, содержание стереотипов определяется факторами социального, а не психологического порядка. И именно враждебные, полные предрассудков стереотипы, а не механизм стереотипизации сам по себе – явление сугубо отрицательное, способствующее стабильности межгрупповых отношений, основанных на господстве и подчинении.

С другой стороны, стереотипы часто выполняют негативную роль, когда используются индивидом в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о конкретном партнере по общению. К сложностям при налаживании взаимопонимания между людьми могут привести не только негативные, но и вполне положительные стереотипы. Если американцы будут ожидать, что русские дисциплинированы и трудолюбивы, то российские партнеры могут не оправдать их надежд. А наши соотечественники, ожидающие от американцев общительности и сердечности, бывают разочарованы, осознавая, что общение в США часто определяется деловой ценностью человека.

Основные свойства социальных стереотипов.

Среди наиболее существенных свойств этнических стереотипов выделяют их эмоционально-оценочный характер. Эмоциональные аспекты стереотипов понимаются как ряд предпочтений, оценок и настроений. Эмоционально окрашенными являются и сами воспринимаемые характеристики.

Даже описание черт уже несет в себе оценку: явно или скрыто она присутствует в стереотипах, необходимо только учитывать систему ценностей группы, в которой они распространены. Например, в русской прессе 19 в. Н.А.Ерофеевым обнаружено множество высказываний о присущих англичанам практицизме, деловой энергии, расчетливости, стремлении к прибыли. Но высказывания эти не только не содержат в себе одобрительной оценки, но даже не нейтральны. Для русского общества того времени «практицизм» означал поглощенность низменными заботами в ущерб более высоким идеальным ценностям.

Другим важным свойством этнических стереотипов считается их устойчивость. Стабильность стереотипов не раз подтверждалась в эмпирических исследованиях. Стереотипы московских старшеклассников и студентов в конце 1980-х и середине 1990-х свидетельствуют: цивилизационный слом, произошедший в этот период в нашей стране, привел не к слому образа своей группы, а лишь к некоторой его трансформации. Но устойчивость стереотипов все-таки относительна: при изменении отношений между группами или при поступлении новой информации их содержание и даже направленность могут изменяться.

Еще одно свойство социальных стереотипов – согласованность, или консенсус. Именно согласованность считал важнейшей характеристикой стереотипов А.Тэшфел. По его мнению, социальными стереотипами можно считать лишь представления, разделяемые достаточно большим числом индивидов в пределах социальных общностей.

В последние десятилетия ряд авторов, считая согласованность стереотипов химерой и игрой воображения исследователей, отказались считать консенсус обязательной и необходимой характеристикой стереотипов. Утверждается, что критерий консенсуса стереотипов является излишним: так как стереотипы размещены в голове индивидов, они должны изучаться как индивидуальные убеждения.

Впрочем, преобладает противоположная точка зрения, сторонники которой, признавая, что индивидуальные убеждения о социальных группах существуют, подчеркивают, что стереотипы и личные убеждения, хотя и могут частично совпадать, есть различные структуры, каждая из которых представляет собой часть знаний индивида о своей или чужой группах. Более того, если бы стереотипы не были согласованными, было бы очень мало смысла в их изучении. Опасность стереотипов, а значит, и основная причина их изучения, состоит в возможности сходных реакций в ответ на сходные стереотипы: если бы каждый индивид реагировал на членов унижаемой группы в соответствии со своими собственными убеждениями, негативный эффект стереотипов был бы значительно ослаблен.

Еще одним сущностным свойством стереотипа со времен Липпмана считается их неточность. В дальнейшем стереотипы получали еще менее лестные характеристики и интерпретировались как «традиционная бессмыслица», «прямая дезинформация», «совокупность мифических представлений» и т.п. Ложность настолько прочно стала ассоциироваться с понятием «стереотип», что был даже предложен новый термин «социотип» для обозначения стандартного, но истинного знания о социальной группе.

Начиная с 1950-х получила распространение гипотеза, согласно которой объем истинных знаний в стереотипах превышает объем ложных – так называемая гипотеза «зерна истины». Теперь уже не вызывает сомнений, что социальные стереотипы не сводятся к совокупности мифических представлений. Социальный стереотип есть образ социального объекта, а не просто мнение о нем. Он отражает, пусть и в искаженном или трансформированном виде, объективную реальность: свойства двух взаимодействующих групп и отношения между ними.

То, что реальные межгрупповые отношения оказывают влияние на стереотипы, не требует особых доказательств. Именно от характера отношений – сотрудничества или соперничества, доминирования или подчинения – зависят содержание и степень благоприятности стереотипов.

Социальные стереотипы отражают реальные особенности стереотипизируемой группы. При этом признаками истинности стереотипа предлагается считать, во-первых, единодушие мнений двух и более групп относительно черт, характеризующих третью. Во-вторых, – совпадение в восприятии группы самой себя и ее восприятием другой группой. Видимо, есть «зерно истины» в стереотипе, что американцы конкурентны, патриотичны, независимы и эмоциональны, если эти качества считают «типично американскими» и они сами, и русские респонденты. Однако «критерий автостереотипа» достаточно слабо проверяет точность стереотипов, так как нет никакой уверенности в том, что люди свою группу воспринимают более точно, чем чужую.

Свойства, приписываемые другим, косвенным образом отражают особенности группы, в которой распространены. Так как другие народы воспринимаются через сравнение с собственным, русские приписывают общительность и раскованность разным народам: американцам, которые далеко не всегда включают эти черты в автостереотип, и финнам, в автостереотип которых входят противоположные черты. Вполне вероятно, что русские особо выделяют эти качества у других народов из-за восприятия своих соотечественников как «зажатых» и недостаточно общительных.

Борьба с негативными стереотипами.

В 1947 в рамках проекта ЮНЕСКО Пути к взаимопониманию между народами (Tensions affecting international understanding) было проведено исследование в 9 странах с выборкой в тысячу человек в каждой стране. Исследователи полагали, что стереотипы являются причиной если не происхождения, то поддержания и обострения межгрупповых конфликтов. Поэтому предполагалось, что если люди будут лучше осведомлены о стереотипах как о часто ошибочных и не всегда полных образах своей и других наций, то эти образы будут заменены более точным знанием о народах, что в свою очередь приведет к ослаблению международной напряженности. В настоящее время социальные психологии понимают, что такое воздействие должно затрагивать не только стереотипы, но и более широкую область межгрупповых отношений, включая поведение, социальные установки (аттитюды) и пр.

Одним из ведущих направлений исследований стала разработка т.н. «гипотезы контакта», основой которой служит предположение о том, что непосредственное общение при определенных условиях способствует улучшению социальных стереотипов и разрушает предубеждения. Но даже при соблюдении большинства условий, благоприятствующих контактам (группы обладают равным статусом, имеют общие цели, требующие сотрудничества, и подчиняются единому своду правил), полученные результаты позволяют усомниться в том, что встречи и знакомства с представителями другой большой группы неизбежно ведут к приписыванию им более позитивных качеств.

Однако неспособность гипотезы контакта предсказать, распространятся ли возникающие в ходе межличностных отношений позитивные установки на всю группу в целом, и приведут ли они к изменениям в стереотипах, является ее главным недостатком. По мнению британского социального психолога М. Хьюстона, позитивному эффекту способствуют три аспекта контакта. Во-первых, в ситуации общения воспринимающие субъекты начинают признавать различия между членами чужой группы. Во-вторых, «распространению» положительных установок благоприятствует использование информации, не подтверждающей начальный стереотип. В-третьих, увеличение межличностных контактов с осознанием того, что «свои» и «чужие» имеют много схожих свойств и ценностей, приводит к изменениям в восприятии значимости социальных категорий для классификации индивидов.

В последнее десятилетие 20 в. в социальной психологии получили развитие подходы, которые нацелены на целенаправленное подавление негативных стереотипов и на замену поведения, основанного на согласованных социальных стереотипах, на действия, в основе которых лежат персональные убеждения. Их сторонники основываются на концепции исследовательницы из США П.Дивайн, согласно которой стереотипы неизбежно активизируются в ситуации восприятия представителя другой группы, несмотря на любые попытки их игнорировать. Исследования продемонстрировали автоматизацию стереотипных черт, относящихся к афроамериканцам, азиатам, пожилым людям, мужчинам и женщинам.

В моделях снижения негативных стереотипов подчеркивается, что свободные от предубеждений «ответы» на стереотипы требуют от человека, воспринимающего представителей «чужих» групп, знаний о своей предубежденности и стремления изменить свои убеждения исходя из ценностей равенства и справедливости, чувства вины, угрызений совести и т.п.

Татьяна Стефаненко

Понятие социального стереотипа

5.03.2015

В основе всех типовых схем формирования первого впечатления о человеке лежит социальный стереотип. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Разные социальные группы, реальные (нация) или воображаемые (профессиональная группа) вырабатывают стереотипы, устойчивые объяснения определенных фактов, привычные интерпретации вещей.

Наиболее известны этнические стереотипы — образы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, характерные для отечественной культуры).

Для отдельного человека, воспринявшего, стереотипы своей группы, они выполняют важную функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотип может быть рассмотрен как инструмент «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сферу социального применения. Например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека. Однако, в случае активного использования стереотипа как средства познания и понимания других людей неизбежно возникновение предубеждений и существенных искажений объективной ситуации. Обратимся к примерам педагогических стереотипов и их роли в воспитании.

Один из важнейших результатов педагогической стереотипизации — формирование в сознании учителя модели идеального ученика. Это такой ученик, который подтверждает учителя в его роли успешного педагога и делает его работу приятной: готовый к сотрудничеству, стремящийся к знаниям, дисциплинированный.

Детей, похожих на этот идеал, учитель воспринимает не только как хороших учеников, но и в целом как хороших людей, приятных в общении, порядочных и развитых. Дети, подходящие под  противоположный образ «плохих учеников», воспринимаются в целом как без-различные, агрессивные, плохие люди, являются источником отрицательных эмоций педагога.

Очень важным является тот факт, что ожидания, формирующиеся у учителей по отношению к ребенку и в самом деле определяют его реальные достижения. Связано это не только с необъективностью учителей, ставших жертвой собственных стереотипов, но и с тем, что под влиянием таких ожиданий формируется самовосприятие ребенка. Как отмечает западный психолог Рист, многие дети обречены влачить в школе жалкое существование и испытывать неприязнь к себе только потому, что за ними с самого начала закрепился ярлык «недоразвитых», «неуравновешенных», «неспособных». То есть, обратная связь от учителей к ученику, имеющая форму ожиданий, часто срабатывает, по словам Р.

Бернса как «самоактуализирующееся пророчество». Это легко показать на примерах.

Так, в одном из экспериментов выявляли мнения учителей первых классов о темпах усвоения навыков чтения у мальчиков и девочек. Была выделена группа учителей, считавших, что здесь нет половых различий, и группа учителей, считающих, что мальчики хуже усваивают такие навыки. Замеры,  проведенные через год показали, что в классах учителей I группы различий в качестве чтения между мальчиками и девочками не было, а в классах учителей второй группы мальчики в целом существенно отстали от представительниц женского пола. Описываемый факт получил название «стереотипа ожидания» или «эффекта Пигмалиона». Он может формироваться не только на основе идеального образа ученика или теоретических педагогических концепций учителя, но даже на основе имени ребенка. Исследования показали, что дети, носящие имя, которое нравится учителю, обладают более позитивным внутренним отношением к себе по сравнению с детьми, носящими имена, не принимаемые педагогом.

Имя может влиять и на ожидания учителя, связанные с успехами в учебе данного ребенка.

«Стереотип ожидания» является реально действующим фактором педагогического процесса. Связано это с тем, что он проявляется не только в установках и ожиданиях учителя, но и весьма активно — в его поведении.
Рассмотрим реальные проявления стереотипа ожидания в педагогической практике.

  1. Стереотип проявляется в отношении к ответам учеников. Хороших учеников вызывают чаще и активнее поддерживают. «Плохому» ученику учитель через свои  жесты и фразы с самого начала дает понять, что ничего хорошего он от него не ждет. Возникает удивительный парадокс: объективно на опрос «плохих» учеников педагог затрачивает меньше времени, чем на опрос «хороших», однако в сознании учителя, подверженного «стереотипу ожидания» ситуация субъективно переворачивается, и он искренне считает, что тратит львиную долю учебного времени на отстающих.
  2. Стереотип  оказывается  и  на  характере помощи при ответах. Незаметно для себя учитель подсказывает и помогает «хорошим», чтобы подтвердить свои ожидания. Однако он убежден, что вытягивает именно плохого ученика.
  3. Стереотип  порождает  характерные высказывания в адрес успешных и неуспешных учащихся. Плохих критикуют больше и резче с использованием обобщений типа «Опять не выучил», «Как всегда ты…» и т. д.

В целом, стереотип ожидания может иметь и позитивные последствия, если в отношении слабого ребенка у учителя удалось выработать положительные ожидания. Однако исследования показывают, что на отрицательном полюсе данный стереотип работает эффективнее и последовательнее.

Таким образом, мы рассмотрели важнейшие аспекты процесса социальной перцепции — то есть познания и понимания людьми друг друга в ходе общения. Как уже отмечалось, одной из функций социального познания является создание психологической основы (в виде взаимопонимания) для ор-ганизации совместной деятельности). Ниже мы остановимся на способах организации взаимодействия в процессе межличностного общения.

Ключевые слова: Установка, Стереотип

Источник: Битянова М.Р., Социальная психология

Материалы по теме

Установки и стереотипы

Кравченко А.И. — Психология и педагогика (Высшее образование) — 2008

Использование стереотипов и установок в рекламе

Психология рекламы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / Л.В. Лебедева. — М.:…

Мотивационные установки

Мотивация и мотивы, Ильин Е.П

Виды социальной установки

Жуйкова И.В., Социальная психология

Динамика межличностной перцепции

Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,…

Установки и вытеснение

Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание…

Рационализация и установки личности

Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание…

Установка в поведении

Глава 11. Стереотипы, предубеждения и дискриминация – Принципы социальной психологии – 1-е международное издание H5P

  1. Социальная категоризация и стереотипизация
    • Опишите фундаментальный процесс социальной категоризации и его влияние на мысли, чувства и поведение.
    • Дайте определение стереотипам и опишите способы измерения стереотипов.
    • Узнайте, как стереотипы влияют на наше поведение.
  2. Внутригрупповой фаворитизм и предубеждение
    • Проанализируйте причины и результаты внутригруппового фаворитизма.
    • Обобщите результаты исследований Анри Тайфеля о минимальных группах.
    • Опишите личностные и культурные переменные, влияющие на внутригрупповой фаворитизм.
  3. Снижение дискриминации
    • Ознакомьтесь с причинами дискриминации и способами ее уменьшения.
    • Обобщите условия, при которых межгрупповые контакты уменьшают или не уменьшают предрассудки и дискриминацию.

Санкционированная государством гомофобия

Рисунок 11.1 Нападение на ЛГБТ-активистов во время акции «День поцелуев» против гомофобного законопроекта в Москве.

В последние годы российское правительство приняло ряд законов, направленных против представителей ЛГБТ-сообщества (лесбиянки-геи-бисексуалы-трансгендеры). К ним относятся принуждение ЛГБТ-организаций к регистрации в качестве «иностранных агентов», запрет изображений гомосексуализма (включая ношение радужных флагов) перед молодыми людьми и отказ в разрешении ЛГБТ-группам, желающим организовать гей-парады.

К сожалению, гомофобные настроения и даже насилие не редкость в российском обществе. Например, известно, что такие группы, как Occupy Gerontilyaj, заманивают, а затем избивают и пытают подростков-геев. В 2012 году в Интернете появилось видео, на котором шесть членов другой ультраправой организации пытали молодого человека, который позже скончался.

Тон некоторых российских СМИ отражает это отношение. Например, ЛГБТ-сообщество изображается как «агрессивное меньшинство», чьи дети болеют венерическими заболеваниями, а в 2012 году известный ведущий новостей рекомендовал в эфире, чтобы сердца жертв автомобильных аварий, оказавшихся гомосексуалистами, «должны быть закапывают или сжигают как непригодных для продления чьей-либо жизни».

В последние годы несколько комментаторов проводили параллели между преследованием ЛГБТ-сообщества в России и обращением еврейской общины со стороны нацистского режима в годы, предшествовавшие Холокосту.

В 2014 году общественные деятели всего мира призывали к бойкоту (безуспешно) зимних Олимпийских игр в Сочи, утверждая, что язык Олимпийской хартии прямо осуждает все формы дискриминации. В конечном итоге Зимние Олимпийские игры прошли, как и планировалось, хотя спортсменов и олимпийских туристов предостерегали от пропаганды «нетрадиционных сексуальных отношений».

Источники: Гомофобия распространяется в российских СМИ

Гомофобия в России принимает кафкианский оборот

Россия: следующий Третий Рейх?

Современный рост глобализации и иммиграции приводит к увеличению культурного разнообразия населения во многих странах. Эти изменения создадут много преимуществ для общества и для отдельных лиц в нем. Пол, культура, сексуальная ориентация и этническое разнообразие могут улучшить креативность и эффективность группы, способствовать новым взглядам на проблемы и позволить принимать решения с разных точек зрения (Cunningham, 2011; Mannix & Neale, 2005; van Knippenberg & Schippers, 2007). С другой стороны, как мы видели во многих местах этой книги, воспринимаемое сходство является чрезвычайно важным фактором, определяющим симпатию. Члены культурно разнообразных групп могут испытывать меньше влечения друг к другу, чем члены более однородных групп, могут испытывать большие трудности в общении друг с другом, а в некоторых случаях могут активно не любить друг друга и даже вести себя агрессивно по отношению друг к другу.

Принципы социальной психологии, включая азбуки — аффект, поведение и познание — применимы к изучению стереотипов, предубеждений и дискриминации, и социальные психологи приложили значительные усилия для изучения этих концепций (рис. 11.2). Когнитивный компонент в нашем восприятии членов группы — это положительные или отрицательные убеждения, которых мы придерживаемся относительно характеристик социальной группы. Мы можем решить, что «французы романтичны», что «старики некомпетентны» или что «профессора колледжей рассеяны». И мы можем использовать эти убеждения, чтобы направлять наши действия по отношению к людям из этих групп. В дополнение к нашим стереотипам, мы также можем развить — неоправданное негативное отношение к чужой группе или членам этой чужой группы . Предубеждение может принимать форму неприязни, гнева, страха, отвращения, дискомфорта и даже ненависти — тех аффективных состояний, которые могут привести к такому поведению, как избиение геев, о котором вы только что прочитали. Наши стереотипы и наши предубеждения проблематичны, потому что они могут создавать — неоправданное негативное поведение по отношению к членам чужих групп на основании их принадлежности к группе .

Хотя насилие в отношении членов чужих групп, к счастью, встречается редко, тем не менее стереотипы, предрассудки и дискриминация по-разному влияют на жизнь людей. Стереотипы влияют на нашу успеваемость (Шапиро и Нойберг, 2007 г.), на выбор карьеры (Чжан, Шмадер и Форбс, 2009 г.).), наш опыт работы (Fiske & Lee, 2008) и сумма, которую нам платят за работу, которую мы делаем (Jackson, 2011; Wood & Eagly, 2010).

Рисунок 11.2. Отношения между социальными группами находятся под влиянием азбуки социальной психологии.

Стереотипы и предубеждения оказывают всепроникающее и часто пагубное влияние на нашу реакцию на других, а также в некоторых случаях на наше собственное поведение. Возьмем, к примеру, социально-психологические исследования, которые показали, что наши стереотипы в некоторых случаях могут привести к — снижение производительности, вызванное знанием культурных стереотипов . Спенсер, Стил и Куинн (1999) обнаружили, что когда женщинам напоминали о (ложном) стереотипе о том, что «женщины плохо разбираются в математике», они хуже справлялись с математическими тестами, чем когда им не напоминали об этом стереотипе, и другие исследования обнаружил угрозу стереотипов и во многих других областях. Позже в этой главе мы более подробно рассмотрим роль угрозы стереотипам.

В одном особенно тревожном направлении исследования влияния предубеждений на поведение Джошуа Коррелл и его коллеги предложили белым участникам принять участие в эксперименте, в котором они просматривали фотографии белых и черных людей на экране компьютера. Во время эксперимента на фотографиях были изображены люди, держащие либо пистолет, либо что-то безобидное, например, мобильный телефон. Участников просили решить как можно быстрее нажать кнопку, чтобы «выстрелить», если цель держала оружие, и «не стрелять», если человек не держал оружия. В целом белые участники стреляли чаще, когда человек, держащий предмет, был черным, чем когда человек, держащий предмет, был белым, и это происходило даже при отсутствии оружия (Correll, Park, Judd, & Wittenbrink, 2007; Коррелл и др. , 2007).

Дискриминация является серьезной социальной проблемой, потому что она широко распространена, принимает множество форм и оказывает негативное воздействие на множество людей. Даже люди, которым платят за беспристрастность, могут проявлять дискриминацию. Прайс и Вулферс (2007) обнаружили, что белые игроки в играх Национальной баскетбольной ассоциации получали меньше фолов, когда в игре присутствовало больше судей, и черные игроки получали меньше фолов, когда в игре присутствовало больше судей, чем черные. Подразумевается, знают они это или нет, что судьи дискриминировали по расовому признаку.

Возможно, у вас были случаи, когда вы обнаруживали, что отвечаете другому человеку на основе стереотипа или предубеждения, и, возможно, тот факт, что вы это сделали, удивил вас. Возможно, вы тогда пытались преодолеть эти убеждения и больше реагировать на человека на основе его или ее индивидуальных особенностей. Нам нравятся одни люди и не нравятся другие — это естественно, — но мы не должны позволять цвету кожи, полу, возрасту, религии, сексуальной ориентации или этническому происхождению человека определять за нас. И все же, несмотря на наши самые лучшие намерения, мы можем в конечном итоге завести друзей только с людьми, которые похожи на нас, и, возможно, даже избегать людей, которых мы считаем другими.

В этой главе мы изучим процессы, посредством которых мы развиваем, поддерживаем и используем наши стереотипы и наши предубеждения. Мы рассмотрим негативные последствия этих убеждений для целей нашего восприятия и рассмотрим способы, с помощью которых мы могли бы изменить эти убеждения или, по крайней мере, помочь нам перестать действовать в соответствии с ними. Давайте начнем с рассмотрения когнитивной стороны наших групповых убеждений, сосредоточив внимание в первую очередь на стереотипах, прежде чем перейти к важной роли чувств в предрассудках.

Рис. 11.3 Есть ли у вас стереотипы о ком-либо из этих людей?

Ссылки

Коррелл, Дж., Парк, Б., Джадд, К.М., и Виттенбринк, Б. (2007). Влияние стереотипов на решения снимать. Европейский журнал социальной психологии, 37 (6), 1102–1117.

Коррелл, Дж., Парк, Б., Джадд, К.М., Виттенбринк, Б., Сэдлер, М.С., и Кизи, Т. (2007). Через тонкую синюю линию: полицейские и расовая предвзятость в решении стрелять. Журнал личности и социальной психологии, 92 (6), 1006–1023.

Каннингем, Великобритания (2011). Преимущество ЛГБТ: изучение взаимосвязи между разнообразием сексуальной ориентации, стратегией разнообразия и производительностью. Sport Management Review, 14 (4), 453-461.

Фиске, С.Т., и Ли, Т.Л. (2008). Стереотипы и предубеждения создают дискриминацию на рабочем месте. В AP Brief (Ed.), Разнообразие на работе (стр. 13–52). Джексон, Л. М. (2011). Психология предрассудков: от отношения к социальному действию . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

Джексон, Л. М. (2011). Психология предрассудков: От отношения к социальному действию . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация

Манникс, Э. , и Нил, Массачусетс (2005). Какие различия имеют значение? Обещание и реальность различных команд в организациях. Психологическая наука в интересах общества, 6 (2), 31–55.

Прайс, Дж., и Вулферс, Дж. (2007). Расовая дискриминация среди судей НБА . Рабочий документ NBER № 13206. Кембридж, Массачусетс: Национальное бюро экономических исследований.

Шапиро, Дж. Р., и Нойберг, С. Л. (2007). От угрозы стереотипа к угрозе стереотипа: последствия системы множественных угроз для причин, модераторов, посредников, последствий и вмешательств. Обзор личности и социальной психологии, 11 (2), 107–130. дои: 10.1177/1088868306294790.

Спенсер, С.Дж., Стил, К.М., и Куинн, Д.М. (1999). Угроза стереотипов и женская успеваемость по математике. Журнал экспериментальной социальной психологии, 35 , 4–28.

ван Книппенберг, Д., и Шипперс, М.К. (2007). Разнообразие рабочей группы. Ежегодный обзор психологии, 58 (1), 515–541.

Вуд, В. , и Игли, А. Х. (2010). Пол. В С. Т. Фиске, Д. Т. Гилберте и Г. Линдзи (ред.), Справочник по социальной психологии (5-е изд., том 1, стр. 629–667). Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons.

Чжан, С., Шмадер, Т., и Форбс, К. (2009). Влияние гендерных стереотипов на выбор карьеры женщинами: открывая стеклянную дверь. В М. Баррето, М. К. Райан и М. Т. Шмитт (ред.), Стеклянный потолок в 21 веке: понимание барьеров на пути к гендерному равенству  (стр. 125–150).

Атрибуты СМИ

  • «ЛГБТ-активисты подверглись нападению во время акции «День поцелуев» против гомофобного законопроекта в Москве» Ромы Яндолина под лицензией CC BY-SA 2.0.
  • «Женщины с ребенком — Sanaa_H8O9429-33» Франческо Веронези лицензирован в соответствии с лицензией CC BY-NC-SA 2.0.
  •  «Боди-арт» от kk+ находится под лицензией CC BY 2.0.
  • «Пепел-учеба-студентов» от Mosborne01 распространяется под лицензией CC BY-SA 3.0.
  • «Кресло на колесиках» авторства christine. gleason находится под лицензией CC BY-NC-ND 2.0.

Стереотипы — IResearchNet

Определение стереотипов

Стереотипы — это обобщенные представления о характеристиках, присущих членам социальной группы. В 1922 году журналист Уолтер Липпманн впервые популяризировал термин «стереотип», который он описал как представление людей о том, на что похожа социальная группа. Ранние исследователи изучали содержание социальных стереотипов, прося людей указать, какие психологические черты они связывают с различными этническими и национальными группами (например, с немцами, неграми, евреями). Это исследование показало, что общественное представление об этих социальных группах в значительной степени единодушно, при этом в целом существует сильное согласие относительно того, какие характеристики типичны для каждой группы. Также была тенденция к тому, чтобы эти «картинки в наших головах» содержали больше отрицательных, чем положительных характеристик.

Происхождение стереотипов

Недавние исследования показывают, что стереотипы, как правило, группируются вокруг двух широких тем. Одна тема касается компетентности: являются ли члены группы умными и успешными? Вторая тема касается теплоты: являются ли члены группы симпатичными, дружелюбными и безопасными? Возможно, неудивительно, что члены доминирующей (большинства) социальной группы склонны рассматривать свою собственную группу как компетентную и теплую. Многие другие группы рассматриваются со смесью амбивалентных стереотипов. Некоторые группы, такие как женщины и пожилые люди, обычно считаются довольно теплыми, но лишенными компетентности, в то время как другие группы, такие как азиаты и евреи, как правило, рассматриваются большинством как вполне компетентные, но лишенные теплоты. Лишь относительно немногие группы (например, бездомные, наркоманы) считаются неудовлетворительными по обоим параметрам. Однако в целом данное исследование подтверждает, что стереотипы многих социальных групп отмечены как минимум одной негативной темой.

Многие исследования последних десятилетий посвящены изучению когнитивных процессов, лежащих в основе формирования стереотипов. С этой точки зрения стереотипы выполняют познавательную функцию, организуя и структурируя представления человека о социальной среде. Перспектива социального познания подчеркивает, что стереотипы возникают в результате нормальной повседневной работы основных психических процессов, таких как внимание, память и умозаключение. В повседневной жизни человек потенциально по-разному подвергается воздействию информации о членах различных социальных групп. Их можно увидеть по телевизору, услышать, как о них говорят друзья, или встретиться с ними лично. Перспектива социального познания утверждает, что стереотипы, которые формирует человек, будут определяться тем, на какие аспекты этого парада информации он или она обращает внимание и запоминает. По сути, существует базовый процесс обучения, связанный с формированием стереотипов, но этот процесс не обязательно может быть объективным и беспристрастным. Действительно, важный вопрос, который еще не был полностью решен, заключается в том, в какой степени повседневные процессы обучения приводят к достаточно точным стереотипам.

Конечно, интуитивно кажется маловероятным, что кто-то сформирует крайне неточные стереотипы, и даже если бы он это сделал, все еще неясно, как он или она могли бы поддерживать их перед лицом постоянного опровержения. Тем не менее, исследования социального познания показывают, что люди действительно могут систематически предвзято относиться к тому, что они «знают» о социальных группах. Люди часто обладают обширной ментальной базой данных, содержащей доказательства, подтверждающие очевидную точность их стереотипов, но эти, казалось бы, убедительные доказательства могут быть в значительной степени иллюзорными. Во-первых, чтобы у людей сформировалось точное представление о социальной группе, им необходимо было бы ознакомиться с репрезентативными выборками членов группы; однако репрезентативные выборки может быть трудно получить (особенно для групп, с которыми лично сталкиваются реже), если средства массовой информации, сплетни и другие формы публичного дискурса выборочно сосредотачиваются на более негативных аспектах поведения социальной группы. Даже если доступна репрезентативная выборка поведения, люди все равно должны быть одинаково чувствительны ко всем типам представленной информации, чтобы их мысленный образ группы был объективно точным. Исследования показывают, что опять-таки существует тенденция обращать больше внимания на негативную информацию, особенно когда она связана с определенной социальной группой (например, группой меньшинств). И когда люди начинают с четких ожиданий относительно того, на что похожа группа, они могут быть предвзятыми в отношении того, что они воспринимают и запоминают в полученной впоследствии информации о группе. Хотя остается открытым вопрос, насколько точны большинство социальных стереотипов, имеющиеся исследования показывают, что преувеличенные и неточные стереотипы могут формироваться и поддерживаться, по крайней мере, при некоторых обстоятельствах.

Последствия стереотипов

Когда человек сталкивается с членом стереотипной группы, стереотипы, связанные с этой группой, могут автоматически активироваться; то есть конкретные характеристики, которые считаются типичными для группы, могут стать более доступными для сознания человека. Этот процесс активации стереотипа может происходить даже в тех случаях, когда человек лично не поддерживает или не принимает стереотип как верный. Пока существует ассоциация между группой и стереотипной характеристикой, хранящейся в памяти (например, в результате частого воздействия общекультурных образов группы), стереотип может активироваться при встрече с членом стереотипной социальной группы. Если это произойдет, стереотип может оказать множество эффектов на то, как этот человек воспринимается и обращается с ним. Большинство из этих эффектов возникают быстро, непроизвольно и часто без какого-либо осознания того, что они происходят.

Социальные психологи разработали несколько способов обнаружения того, что стереотипы быстро и автоматически активируются в сознании людей. Например, исследования показывают, что гендерные стереотипы влияют на многих людей таким образом. Участникам показывают серию фотографий мужчин и женщин, и после каждой фотографии они должны как можно быстрее ответить на целевое слово. Увидев изображение мужчины, люди, как правило, достоверно быстрее реагируют на стереотипно мужские понятия (например, «сильный»), но достоверно медленнее реагируют на стереотипно женские понятия (например, «мягкий»). Обратная картина происходит после воздействия изображения женщины. Таким образом, простое знакомство с изображением человека — это все, что нужно для того, чтобы связанные с полом стереотипные концепции стали более доступными в сознании воспринимающих. Автоматическая активация стереотипов распространена, но ни в коем случае не универсальна. Существуют существенные индивидуальные различия, и непосредственный контекст также важен. Например, в ситуационном контексте, в котором этническая принадлежность важнее пола, один и тот же набор целевых фотографий может вызвать автоматические расовые стереотипы, но не гендерные стереотипы. Однако в большинстве случаев у человека все же формируется какое-то быстрое впечатление о другом человеке, и часто это впечатление частично основано на применении активированных стереотипов в отношении некоторых (но, вероятно, не всех) социальных групп целевого человека.

После активации стереотипы могут оказывать множество важных эффектов на то, как человек видит мир. Например, когда стереотип активируется, он может повлиять на то, как человек интерпретирует двусмысленное поведение. Если придерживаться стереотипа о том, что арабы опасны, то даже довольно приземленное поведение араба (или кого-то, кто отдаленно похож на араба) может приобрести в сознании зловещий подтекст. В такой ситуации неоднозначное поведение уподобляется стереотипным представлениям, которые активизируются в сознании воспринимающего. Стереотипы также могут влиять на то, как человек объясняет социальные события. Например, лидерские качества стереотипно больше ассоциируются с мужчинами, чем с женщинами. Успешному руководителю-мужчине часто приписывают деловую смекалку и лидерские качества, тогда как успешную работу руководителя-женщины можно объяснить благоприятными экономическими условиями или даже слепым везением. Поскольку причины большинства событий часто, по крайней мере, в некоторой степени неоднозначны, стереотипы могут влиять на то, какие элементы ситуации выделяются как причинно важные. Стереотипные результаты легко предполагают стереотипные личные причины (например, лидерские качества мужчины), тогда как контрстереотипные результаты предполагают ситуативные или временные причины (например, благоприятные рыночные условия). Обратите внимание, что эти искажающие эффекты стереотипов, как правило, усиливают кажущуюся точность стереотипа, добавляя в мысленную базу подтверждающих случаев (одновременно пропуская или не принимая во внимание опровергающие примеры).

Стереотипы также могут быть самовоспроизводящимися в том смысле, что люди, придерживающиеся устойчивых стереотипов, могут действовать таким образом, что это приводит к подтверждению их убеждений. Например, если человек считает, что афроамериканцы настроены враждебно, то он или она может взаимодействовать с афроамериканцами относительно недружелюбно; такое обращение часто имеет тенденцию вызывать реакцию, которая также является недружественной, таким образом, как будто подтверждая ожидаемую враждебность. Такого рода самосбывающееся пророчество усиливает видимость точности стереотипа.

Люди формируют стереотипы о всех видах социальных групп, но основное внимание социально-психологических исследований уделяется стереотипам о группах, определяемых основными демографическими характеристиками (такими как этническая принадлежность, пол или возраст). Из-за исторической несправедливости, связанной с расизмом, сексизмом и эйджизмом, исследователи стремились понять связи между стереотипами и дискриминацией в этих конкретных областях. В большинстве случаев кажется, что люди не подвергаются всеобщей дискриминации по отношению к группам меньшинств; то есть они не склонны негативно или несправедливо реагировать на членов группы в целом, независимо от контекста или обстоятельств. Вместо этого формы дискриминации часто совпадают с содержанием стереотипов. Ярким примером является дискриминация по половому признаку. Женщины сталкиваются с дискриминацией при приеме на работу в первую очередь в ситуациях, когда они стремятся взять на себя традиционно мужские роли (например, руководителя бизнеса), но не в тех случаях, когда они стремятся к традиционно женским ролям (например, школьная учительница). Стереотипы создают ожидание того, что женщины, несмотря на их многочисленные положительные качества, «не обладают тем, что нужно», чтобы быть сильными и эффективными лидерами в бизнесе. Исследования расовых стереотипов также показывают, что расовая дискриминация в отношении этнических меньшинств гораздо более вероятна в стереотипных случаях. В некоторых исследованиях, например, афроамериканцы и латиноамериканцы были признаны более вероятными виновными в должностных преступлениях (таких как кража или нападение), чем белые подсудимые, но в отношении должностных преступлений (таких как растрата или растрата) картина обратная. компьютерный взлом). Таким образом, люди не дискриминируют какую-либо конкретную группу по всем направлениям; скорее, содержание социальных стереотипов определяет направленность и форму дискриминации, с которой сталкиваются члены стереотипных групп.

Социальные психологи не единственные, кто замечает эту связь между стереотипами и дискриминацией. В течение 20-го века широкая общественность также стала ассоциировать стереотипы об этих группах с социальной несправедливостью, что привело к общему мнению о том, что стереотипы неуместны и неприемлемы. В результате люди часто отказываются от стереотипных представлений, однако, как отмечалось ранее, это личное неприятие стереотипов не дает гарантии того, что удастся избежать их активизации и влияния. Одна из стратегий предотвращения нежелательных стереотипных реакций состоит в том, чтобы попытаться подавить стереотипы или предотвратить их появление в уме. Многочисленные исследования изучали влияние попыток не приходить в голову стереотипным мыслям. В этом исследовании подчеркивается, что, хотя процесс активизации и использования стереотипов часто является весьма эффективным и в значительной степени автоматическим, процесс попытки подавить эти стереотипы обычно требует гораздо больше усилий. Чтобы добиться успеха, требуется умственная энергия и целенаправленные усилия. Если у воспринимающих есть постоянная мотивация и достаточно свободного внимания, они могут преуспеть в подавлении стереотипных реакций, но если их мотивация ослабевает или они отвлекаются, попытка подавить стереотипы может фактически привести к эффекту отскока, при котором стереотипы становятся даже более доступными, чем они были бы таковыми, если бы никогда не предпринимались попытки подавления. К счастью, появляется все больше свидетельств того, что воспринимающие могут отучиться от нежелательных культурных стереотипов и стать достаточно эффективными в подавлении этих стереотипов. Исследования, изучающие самые быстрые реакции, возникающие в первые секунды встречи с членом стереотипной группы, подтверждают, что люди могут преуспеть в преодолении стереотипных предубеждений и что этот процесс подавления стереотипных реакций не должен оставаться трудным и утомительным (хотя он может начаться в ту сторону).

Стереотипы Последствия

Стереотипы играют важную роль в том, как люди воспринимают и формируют впечатление о других. Как только человек классифицируется как член определенной группы, о нем или о ней можно судить с точки зрения групповых ожиданий. При отсутствии явного опровержения человека можно легко рассматривать как «типичного» члена этой группы, взаимозаменяемого с другими членами группы. В отличие от таких впечатлений, основанных на категориях, воспринимающие могут вместо этого судить о людях на основе личных качеств, некоторые из которых могут быть типичными для их группы, но многие из которых нет. Этот процесс индивидуации, хотя и позволяет избежать рисков неточных или преувеличенных стереотипов, требует гораздо больших затрат времени и энергии. Чтобы узнать личные качества человека, а не просто предположить, что он или она обладает типичными для группы качествами, требуется довольно обширный контакт и непредвзятая оценка человека, с которым он сталкивается. Учитывая эти требования, стереотипизация часто может быть процессом по умолчанию, направляющим социальное восприятие, когда потребность или желание точного впечатления не особенно насущны.

Ссылки:

  1. Йост, Дж. Т., и Гамильтон, Д. Л. (2005). Стереотипы в нашей культуре. В Дж. Ф. Довидио, П. Глик и Л. А. Рудман (ред.), О природе предубеждений: пятьдесят лет после Олпорта (стр. 208–224). Молден, Массачусетс: Блэквелл.
  2. Липпманн, В. (1961). Общественное мнение. Нью-Йорк: Макмиллан.
  3. Операрио, Д., и Фиске, С.Т. (2004). Стереотипы: содержание, структуры, процессы и контекст. В MB Brewer & M.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *