10.2. Регуляция социального поведения личности
Социальное поведение личности– сложное социальное и социально-психологическое явление. По отношению к социальному поведению понятие «детерминация» заменяется, как правило, понятием «регуляция», что означает упорядочивание, налаживание чего-то в соответствии с определенными правилами , социальными нормами.
1. Общественные (внешние) регуляторы социального поведения личности: общественные отношения, общественное мнение, общественное сознание, культура, традиции.
2.Социально-психологические (внешние) регуляторы социального поведения личности: большие, малые социальные группы.
3. Социальные нормы — это официальные, неофициальные, стандарты, традиции, определяющие взаимодействие и целостность социума. Нормы имеют правовой статус и закрепляются в законах. Социальные нормы усваиваются личностью в процессе социализации.
4. Общие социально-психологические феномены поведения личности: символы, традиции, предрассудки, мода, вкусы, реклама, стереотипы.
5.Личностные социально-психологических нормы поведения личности: престиж (уважение в обществе), статус, авторитет.
6.Психические процессы (внутренние) регулирования поведения личности: чувственные и рациональные формы отражения действительности.
7.Психические состояния внутренних регуляторов поведения личности.
Депрессия, состояние, характеризующееся общей пассивностью поведения.
Настроение, чувство удовлетворения или неудовлетворения планами, интересами.
Навязчивые состояния, внезапно появляющиеся в сознании мысли или побуждения к действию, воспринимаемые человеком как чуждые и эмоционально-неприятные.
Фрустрация, устойчивое состояниеневозможности удовлетворения потребностей.
Отчуждение, изолированность, противопоставление личности окружающим, группе, обществу в целом.Релаксация, состояние покоя, расслабленности.
8.Личностные свойства внутренней регуляции поведения.
Активность, способность человека производить общественно значимые преобразования в мире.
Идентичность, отождествление с кем-либо.
Самоопределение, утверждение собственной позиции в проблемных ситуациях.
Самоуважение, переживание себя как субъекта.
Самосознание, знание человеком самого себя и отношение его к себе.
Самооценка, отношение к своим возможностям, оценка целесообразности своих действий и поступков, своих способностей и нравственных качеств.
«Я-концепция» (Я-образ), представление о своей индивидуальности, определенное единство ценностных ориентаций.
9.Волевая регуляция выступает завершающим этапом регуляции социального поведения. Воля как человеческое качество, способность делать выбор и совершать действия:
Наиболее важными волевыми свойствами являются целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность, самостоятельность, последовательность, смелость и др.
В отношении социального поведения личности можно выделить форму нарушения волевой регуляции: апатия (отсутствие чувств, желаний и интересов)
10.Механизмы саморегуляции социального поведения (самовоспитание, самообразование, самосовершенствование, самоопределение личности, ее социализация). В результате регулирования поведения людей возникает целостность общества.
11.Социализация – это процесс адаптация в обществе, усвоения ценностей, норм, определенной роли (статуса).
Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.
Первая фаза, заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего человек адаптируется в обществе.
Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной актуализации и определенном воздействии на других членов общества.
Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности. Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса.
В процессе обучения у человека формируется «вторая натура», для обозначения которой французский социолог Пьер Бурдье (1930- 2002), ввел понятие «габитус». Габитус — это внутренний социальный порядок.
Первый тип габитуса — коллективное национальное самосознание (культура). Эмигрант воспринимается не только как иностранец, но и как представитель определенной социальной группы с иным габитусом
Второй тип габитуса, влияние страты, человек принадлежит к определенному социальному слою, который передает своим членам культурный капитал (джентльменский набор), образование и воспитание.
Третий тип габитуса- стереотипы мышления и поведения.
Итак, социализация – это адаптация, приспособление личности в обществе, один из основных механизмов, обеспечивающих сохранение, воспроизводство и развитие общества.
РЕГУЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ: НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ — Статья
Представлен теоретический анализ отечественных и зарубежных научных подходов к исследованию регуляции социального поведения личности. Рассматриваются диспозиционноустановочные, мотивационно-целевые, этико-психологические концепции, теории нормативной регуляции социального поведения. С позиций субъектного и объектного подходов раскрывается комплекс взаимодействующих психологических факторов, влияющих на личность. Установлено, что механизмы регуляции организационного поведения имеют многоуровневую и многофакторную природу. Включенность разных уровней регуляции и их взаимодействие определяют особенности и динамику организационного поведения личности. Сформулирован вывод о том, что поиск психологических факторов, входящих в сферу управленческого воздействия руководителя, является возможным вариантом решения задачи совершенствования регуляции организационного поведения персонала. На уровне организации могут существовать нормы официальные и неофициальные.
Авторы
- Гиздатова Юрьевна
Тэги
социальное поведение; уровневая регуляция; психологические факторы; управленческое воздействие.
Тематические рубрики
- Общественные науки
Предметные рубрики
- Социальные (общественные) науки
- Гуманитарные науки
- География. История.
- Науки о человеке
В этом же номере:
ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДШИ, ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, …
Резюме по документу**
РЕГУЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ: НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальное
** — вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы:
-
Похожие документы из РУАЭСТ
- |
-
Похожие документы из Руконт
Мораль и регулирование социального поведения: группы как моральный якорь
Содержание Описание книги
302 страницы 73 черно-белых иллюстрации
к Рутледж302 страницы 73 черно-белых иллюстрации
к Рутледж302 страницы 73 черно-белых иллюстрации
к РутледжУзнать об электронных книгах VitalSource Открытие всплывающего окна Также доступно в виде электронной книги по адресу:
- Электронные книги Тейлора и Фрэнсиса
(покупка для организаций)Открывается в новой вкладке или окне
Продолжить покупки
Мораль показывает, что является «правильным» и что является «неправильным» способом поведения. Это одна из самых популярных областей исследований в современной социальной психологии, отчасти обусловленная недавними политико-экономическими кризисами и выявленными ими моделями поведения. В прошлом работа над моралью, как правило, подчеркивала индивидуальные проблемы и моральные принципы, но в последнее время исследователи начали обращаться к групповому контексту морального поведения. В Мораль и регулирование социального поведения: группы как моральные якоря, Наоми Эллемерс основывается на своем обширном исследовательском опыте, чтобы собрать воедино широкий спектр идей и выводов о морали. Она предлагает важное интегративное резюме социальных функций моральных явлений, исследует, как социальные группы вносят свой вклад в моральные ценности, и объясняет, как группы действуют как «моральные якоря».
Ее анализ предполагает, что внутригрупповая динамика и желание установить отчетливую групповую идентичность очень важны для понимания значения морали для регуляции индивидуального поведения. Тем не менее, этот групповой контекст не принимался во внимание систематически в исследованиях морали и не использовался как само собой разумеющееся для обоснования попыток повлиять на моральное поведение. Эта уникальная книга, основанная на принципах социальной идентичности и самокатегоризации, прямо рассматривает социальные группы как важный источник моральных ценностей и исследует, как это влияет на принятие индивидуальных решений, а также на коллективное поведение и отношения между группами в обществе. На протяжении всей книги Эллемерс представляет результаты своего собственного исследования, чтобы выяснить, как на социальное поведение влияют моральные проблемы. При этом она подчеркивает, как такие идеи улучшают наше понимание морального поведения и моральных суждений людей, которые живут вместе в сообществах и вместе работают в организациях.
«Нравственность и регулирование социального поведения» — необходимая литература для ученых и студентов, изучающих социальную психологию и смежные дисциплины, а также бесценный ресурс для практиков, заинтересованных в понимании морального поведения.
Часть первая: Введение
Глава 1: Зачем изучать мораль?
Глава 2: Группы как моральные якоря
Часть вторая: Внутриличностный уровень
Глава 3: Мы все хотим быть нравственными
Глава 4: Моральные промахи и моральные представления о себе
Часть третья: Межличностный уровень
Глава 5: Кому мы доверяем?
Глава 6: Обращение за моральным руководством
Часть четвертая: Внутригрупповой уровень
Глава 7: За что мы выступаем
Глава 8: Моральная атмосфера
Часть пятая: Межгрупповой уровень
Глава 9: Достижение морального отличия
Глава 10: Кто достоин морального обращения?
Часть шестая: Заключение
Глава 11: Как это нам поможет?
Глава 12: Изменим мир к лучшему
Ссылки
Биография
Наоми Эллемерс — заслуженный профессор Университета Утрехта, Нидерланды, и член-корреспондент Британской академии гуманитарных и социальных наук. Она является ведущим международным ученым в области социальной психологии, получившей множество наград и отличий за свою работу. Она хорошо известна своими исследованиями групповых процессов и межгрупповых отношений, а также тем, как она сочетает лабораторные исследования с прикладной работой в организациях. Она участвует в нескольких инициативах, которые помогают специалистам-практикам и политикам использовать научные знания для разработки научно обоснованных вмешательств.
Добавить в корзину
социальных моделей поведения: забота о природе | eLife
- Елена Дреости,
- Институт биомедицинских исследований Вольфсона, Университетский колледж Лондона, Соединенное Королевство;
Поведение возникает под совместным влиянием окружающей среды (воспитание) и генетической информации, унаследованной человеком от предков (природа). Тем не менее, все еще трудно выделить соответствующий вклад этих различных факторов, которые часто глубоко переплетены. Особенно это касается социального поведения.
Когда животные с мутацией в гене демонстрируют изменение определенного поведения, возникает соблазн сделать вывод, что указанный ген каким-то образом связан с этим поведением. Но это не всегда так. Животные обычно воспитываются родителями и растут вместе с братьями и сестрами, которые могут иметь ту же среду и генетический фон (включая эту мутацию). Это затрудняет точное определение того, какие элементы или комбинации элементов ответственны за появление этих «поведенческих фенотипов», то есть поведения, связанного с определенным генотипом.
Чтобы понять прямое влияние конкретной мутации на поведенческий фенотип особи, необходимо контролировать среду, в том числе генетический фон социальной группы особи – ее генетическое социальное окружение (Baud et al., 2017). Теперь в eLife Руи Оливейра и его коллеги из Португалии, Израиля и Польши, в том числе Диого Рибейро в качестве первого автора, сообщают, что у рыбок данио генетическая социальная среда особи во время ее взросления влияет на поведенческий фенотип взрослой особи ( Рибейро и др. , 2020а).
Рыбки данио являются хорошей моделью для изучения косвенных эффектов социальной генетической изменчивости, потому что они очень социальные животные с геномом, который можно легко модифицировать. Рибейро и др. впервые создали мутантную линию рыбок данио, в которой отсутствует ген рецептора окситоцина, белка, участвующего в поведении социальных связей у животных (Olff et al., 2013). Затем мутантную рыбу выращивали либо вместе со своими мутантными братьями и сестрами, либо в группе немутантных рыб. Точно так же немутантная особь была выращена в косяке других немутантов или с мутантной рыбой. Затем, используя различные методы, команда исследовала, как каждое сочетание генетической и социальной среды влияет на поведенческий фенотип мутантов.
Независимо от того, выращивались ли они с мутантами или немутантами, рыбы, у которых отсутствовал ген рецептора окситоцина, всегда хуже различали знакомую и незнакомую рыбу — результат, предсказанный предыдущими исследованиями (Ribeiro et al. , 2020b). ). Однако другие эксперименты показали, что только мутантные рыбы, выращенные с другими мутантами, более неохотно приближались к другим рыбам и интегрировались в косяк. Это показало, что генетический фон группы, в которой выращивались мутантные рыбы, вызывал специфические социальные фенотипы, в отличие от потери только гена рецептора окситоцина.
Это исследование может помочь исследователям понять, как генетическая социальная среда может влиять на влияние определенных мутаций на социальные взаимодействия. Это также может иметь значение для работы над другими формами поведения, такими как формирование страха у мышей: исследователи, желающие исследовать это поведение, обычно создают линию мышей, в которой отсутствует ген, который, как считается, участвует в формировании страха, а затем изучают, как мутация влияет поведение мышей. Тогда вариации в обусловленности страха у мутантов можно было бы отнести к генетическим изменениям, а не к социальной генетической среде. Работа Рибейро и др. показывает, что исследователи должны знать об этом эффекте и контролировать его, когда это возможно.
Эти результаты также демонстрируют необходимость проявлять осторожность в отношении многочисленных генетических исследований человека, которые предполагают потенциальную связь между геном и предрасположенностью к развитию определенных состояний. Например, широкая общественность теперь имеет легкий доступ к ДНК-тестам, которые могут связать вариации в определенных генах с повышенным риском ожирения, курения или сокращения продолжительности жизни. Однако ген, очевидно связанный с повышенным риском ожирения, на самом деле может быть связан с повышенной тревожностью родителей. В этом случае прибавка в весе будет вторичным следствием воспитания беспокойными родителями. Поэтому влияние социальной генетической среды следует тщательно оценивать для всех этих генов.
Наконец, Ribeiro et al. показывают, что определенные социальные среды могут потенциально спасти или способствовать развитию определенных поведенческих фенотипов, и это открытие может быть использовано для лучшего изучения человеческого поведения и социализации.
Каталожные номера
- Бод А
- Маллиган МК
- Казале FP
- Ингельс JF
- Бол CJ
- Каллеберт J
- Лоне JM
- Крон J
- Легарра А
- Уильямс РВ
- Стегле О
PLOS Genetics 13 :e1006498.
https://doi.org/10.1371/journal.pgen.1006498- пабмед
- Google Scholar
- Олф М
- Фрейлинг JL
- Кубзанский ЛД
- Брэдли Б
- Элленбоген MA
- Кардосо С
- Барц JA
- Йи JR
- фургон Зейден М
Психонейроэндокринология 38 :1883–1894.
https://doi.org/10.1016/j.psyneuen.2013.06.019- пабмед
- Google Scholar
- Рибейро D
- Нуньес AR
- Телес М
- Анбалаган С
- Блехман Дж
- Левковиц G
- Оливейра РФ
eLife 9 :e56973.
https://doi.org/10.7554/eLife.56973- Google Scholar
- Рибейро D
- Нуньес AR
- Гликсберг М
- Анбалаган С
- Левковиц G
- Оливейра РФ
Журнал нейроэндокринологии 32 :e12834.
https://doi.org/10.1111/jne.12834- пабмед
- Google Scholar
Статья и информация об авторе
Сведения об авторе
Елена Дреости
Елена Дреости работает в Институте биомедицинских исследований Вольфсона, Университетский колледж Лондона, Соединенное Королевство
Для корреспонденции
[email protected]Конкурирующие интересы
Конкурирующие интересы не заявлены «Этот ORCID iD идентифицирует автора этой статьи:» 0000-0002-6738-7057
История публикаций
- Версия записи опубликована: 9 сентября 2020 г. (версия 1)
Авторское право
© 2020, Dreosti
Эта статья распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование и распространение при условии указания оригинального автора и источника.
Метрики
Число цитирований статей, полученное путем опроса самых высоких значений из следующих источников: Crossref, PubMed Central, Scopus.
Ссылки для скачивания
Список ссылок, состоящий из двух частей, для загрузки статьи или частей статьи в различных форматах.
Загрузки (ссылка для скачивания статьи в формате PDF)
- Статья PDF
Открытые цитаты (ссылки для открытия цитат из этой статьи в различных онлайн-сервисах управления ссылками)
- Менделей
- «>
Процитируйте эту статью (ссылки для загрузки цитат из этой статьи в форматах, совместимых с различными инструментами управления ссылками)
- Елена Дреости
Социальное поведение: забота о природе
eLife 9 :e61323.