Социальный педагог в социальной сфере профессиональный стандарт: Должностная инструкция социального педагога (профстандарт)

Профессиональный стандарт Специалист в области воспитания

 

 

  •  Общая информация о профстандарте

  •  Что содержится в профессиональном стандарте Специалист в области воспитания

  • Трудовые функции по профстандарту Специалист в области воспитания
    • Трудовые функции социальных педагогов
    • Трудовые функции вожатых
    • Трудовые фунции педагого-организаторов
    • Трудовые функции воспитателей (старших воспитателей)
    • Трудовые функции педагогов-билиотекарей
    • Трудовые функции тьюторов
  • Требования к образованию

  • Обучение на социального педагога, педагога-библиотекаря, старшего вожатого

 


Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания – это документ, в котором сформулированы современные запросы к уровню образования и функциям педагогов разного профиля: социальные педагоги, старшие вожатые, педагоги-организаторы, школьные библиотекари, тьюторы, воспитатели.

В 2016 году российское педагогическое сообщество с надеждой и некоторыми опасениями ожидало утверждения профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». Введение профстандарта должно было запустить ряд процессов в педагогической сфере:

  1. Сформулировать цель и содержание воспитательной миссии педагогов, которая в педагогическом образовании долгое время была оттеснена в пользу предметного содержания. Этот пункт был частым предметом споров в педагогическом сообществе.
  2. Оптимизировать процесс аттестации действующих педработников;
  3. Привести единые требования к соискателям на рынке труда;
  4. Повлечь за собой реформирование программ подготовки и переподготовки педагогических кадров;

Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания был утвержден приказом Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года № 10н. Эксперты утверждают, что этот документ действительно внёс ясность в работу педагогов и помог решить ряд проблем в этой сфере.

Профстандарт 01.005 содержит общие сведения, трудовые функции с подробным пояснением необходимых знаний и умений, требования к образованию и обучению, особые условия допуска к работе педагогов.

Профстандарт уточняет основную цель профессиональной деятельности — организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации учащихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей.

Вид экономической деятельности – образование (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, профессиональное среднее, высшее, дополнительное для детей и взрослых).

Какие профессии регулирует

Согласно профессиональному стандарту 01.005, к специалистам в области воспитания относится ряд профессий:

  • социальный педагог;
  • старший вожатый;
  • педагог-организатор;
  • воспитатель и старший воспитатель;
  • педагог-библиотекарь;
  • тьютор.

В профстандарте сформулированы обобщенные трудовые функции специалистов в области воспитания:

  • социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации;
  • организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации;
  • организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса;
  • воспитательная работа с группой обучающихся;
  • библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования;
  • тьюторское сопровождение обучающихся.

Трудовые функции социальных педагогов

Социальный педагог – специалист, который работает с детьми и родителями не только в образовательной или специализированной организации, но и по месту жительства. Он помогает детям и подросткам адаптироваться в новой школе, занимается мониторингом неблагополучных семей и профилактикой правонарушений среди учащихся.

Согласно профессиональному стандарту, социальный педагог выполняет следующие функции:

  1. Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации;
  2. Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации.

Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, социальному педагогу необходимо обладать знаниями по следующим темам:

  • Нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования, воспитания, социальной работы с детьми и молодежью;
  • Методы социально-педагогической диагностики, изучения ситуаций жизнедеятельности обучающихся, выявления их потребностей;
  • Способы обеспечения реализации и защиты прав обучающихся в процессе образования;
  • Основы социально-педагогической деятельности по социальной адаптации обучающихся, помощи им в освоении социальных ролей;
  • Способы планирования социально и личностно значимой деятельности обучающихся с целью расширения их социокультурного опыта;
  • Формы и методы социально-педагогической поддержки детей и молодежи в трудной жизненной ситуации;
  • Формы и методы профилактической работы с детьми и семьями группы социального риска;
  • Формы работы с детьми и молодежью по месту жительства;

 

Трудовые функции старших вожатых

Старший вожатый- это специалист, работающий в сфере самоуправления обучающихся и организации деятельности детских общественных объединений в образовательной организации. Он организует кружки, игры и различные развлекательные мероприятия для учеников или воспитанников, чтобы дети могли полезно и интересно проводить свободное время.

Согласно профстандарту, старший вожатый выполняет следующие функции:

1) Оказание обучающимся педагогической поддержки в создании общественных объединений;

2) Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений;

3)  Развитие самоуправления обучающихся на основе социального партнерства социальных институтов;

Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, старшему вожатому необходимо обладать знаниями по следующим темам:

  • Основные положения государственных стратегий и программ развития воспитания детей и молодежи;
  • Требования ФГОС ОО к разработке программ воспитания;
  • Основные направления, виды и формы воспитательной деятельности;
  • Нормативные правовые акты в области развития детского движения, деятельности детских и молодежных общественных организаций;
  • Нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся;
  • Основы проектирования воспитательного процесса, примерная структура программы воспитания;
  • Возрастные особенности обучающихся, пути реализации возрастного подхода к проектированию программ воспитания;
  • Теория и методика педагогической поддержки деятельности детских общественных организаций, движений, объединений;       
  • Примерное содержание детских социальных инициатив, способы их педагогической поддержки и сопровождения;

 

Трудовые функции педагогов – организаторов

Педагог-организатор – это специалист, который проводит праздники и различные мероприятия в образовательном учреждении.

 Он выявляет потребности и увлечения воспитанников или учеников, с учетом их возрастных и психологических особенностей, и обеспечивает условия реализации их творческого потенциала.

Согласно профстандарту, педагог-организатор выполняет следующие функции:

1) Организационно-педагогическое обеспечение проектирования и реализации программ воспитания;

2) Организация работы по одному или нескольким направлениям внеурочной деятельности;

3) Организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности;

 Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, педагогу-организатору необходимо обладать знаниями по следующим темам:

  • Приоритеты развития воспитания, отраженные в государственных нормативных правовых документах, программах, стратегиях;
  • Методические основы педагогической диагностики, методы выявления особенностей, интересов и потребностей обучающихся;
  • Механизмы организационно-педагогического обеспечения участия обучающихся в создании программ воспитания;
  • Требования ФГОС ОО к организации внеурочной деятельности обучающихся;
  • Возрастные особенности обучающихся и соответствующие формы и методы воспитательной деятельности с детьми разного возраста;
  • Методические основы воспитания патриотизма, гражданской позиции у обучающихся разного возраста;
  • Формы и методы нравственного воспитания обучающихся, формирования у них этической культуры;
  • Методические основы воспитания у детей экологической культуры, организации экологически ориентированной деятельности;
  • Технологии воспитательной деятельности, обеспечивающие развитие у обучающихся интеллектуальной сферы личности;
  • Методические основы трудового воспитания обучающихся;
  • Методические основы, формы и методы развития и педагогической поддержки детского самоуправления;

Трудовые функции воспитателей (старших воспитателей)

Воспитатели бывают не только в детском саду, но и в начальной и средней школе, в профессионально-технических учебных заведениях и студенческих общежитиях. Профстандарт специалиста в области воспитания уточняет требования к этим воспитателям.

Согласно профстандарту, воспитатели (старшие воспитатели) выполняет следующие функции:

1) Планирование воспитательной деятельности с группой обучающихся;

2) Организация социально и личностно значимой деятельности группы обучающихся;

3) Организационно-методическое обеспечение воспитательного процесса в группе обучающихся.

Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:        

  • Нормативные правовые основы организации воспитательного процесса с группой обучающихся;
  • Локальные акты образовательной организации в области воспитания; программы воспитания, реализуемые образовательной организацией;
  • Методы выявления интересов, потребностей, особенностей обучающихся, их взаимоотношений в группе;
  • Особенности развития конфликтных ситуаций в группе;
  • Теоретические и методические основы разработки плана (программы) воспитательной деятельности с группой обучающихся;
  • Педагогические технологии мотивации обучающихся к самореализации;
  • Формы и методы оказания консультативной помощи обучающимся в проектировании своего будущего, выборе профессии;

Трудовые функции педагогов-библиотекарей

Педагог-библиотекарь – это специалист по обработке, организации и управлению информационными услугами и материалами в библиотечном фонде образовательного учреждения.

Трудовые функции библиотекарей:

1) Информационно-библиотечное сопровождение учебно-воспитательного процесса;

2) Проведение мероприятий по воспитанию у обучающихся информационной культуры;

3) Организационно-методическое обеспечение мероприятий по развитию у обучающихся интереса к чтению;

Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, библиотекарю необходимо обладать знаниями по следующим темам:           

  • Теория библиотековедения, основы организации и управления библиотечным делом;
  • Способы формирования библиотечного фонда, справочного аппарата;
  • Основы социально-педагогического проектирования образовательного пространства в образовательной организации;
  • Технологии создания электронных каталогов;
  • Основное содержание информационно-библиографической деятельности в образовательной организации общего образования;
  • Требования ФГОС ОО к содержанию образования и ресурсному обеспечению образовательного процесса;
  • Нормативные и правовые акты в области образования;
  • Основы общей педагогики.
  • Теория и методика социально-культурной деятельности.

Дистанционное обучение педагогов-библиотекарей в АБиУС

Трудовые функции тьюторов

Тьютор — персональный наставник, занимающиеся сопровождением и обеспечением индивидуального плана обучения дошкольников, школьников и студентов. Он следит не только за успеваемостью подопечного, но и за его внеурочной деятельностью.

К трудовым функциям тьюторов отнесены:

1) Педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;

2) Организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;

3) Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;

Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, тьютору необходимо обладать знаниями по следующим темам:        

  • Законодательные акты в области образования, образовательные и профессиональные стандарты; нормативные правовые основы тьюторского сопровождения в образовании;
  • Технологии тьюторского сопровождения в образовании, педагогического сопровождения и педагогической поддержки обучающихся;
  • Основы разработки адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
  • Особенности образовательных программ дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, среднего профессионального, высшего, дополнительного профессионального образования;
  • Основы коррекционной педагогики, основы прикладного анализа поведения, виды образовательных затруднений обучающихся различных возрастов и категорий;
  • Возрастные особенности обучающихся и способы их учета в реализации тьюторского сопровождения обучающихся;
  • Особенности семейного воспитания, подходы к организации взаимодействия тьютора с семьей;
  • Подходы к разработке методических материалов, необходимых для организации познавательной, творческой, игровой деятельности обучающихся разного возраста.

Чтобы претендовать на одну из перечисленных должностей, согласно профессиональному стандарту, Вы должны иметь следующее образование:

Вариант 1. Высшее или среднее профессиональное по специальностям «Образование и педагогические науки;

Вариант 2. Высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по специальности.

И обучение по программе «Первая помощь (для педагогов)», «Охрана труда».

Особые условия допуска к работе —  отсутствие судимостей и обязательное прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров.

Почему  для получения дополнительного профессионального образования выбирают  АБиУС?

  • Качественные программы обучения, разработанные действующими профессионалами отрасли;
  • Программы содержат только профильные дисциплины, что даёт возможность приобрести актуальные знания и навыки, которые действительно пригодятся в трудовой деятельности.
  • Программы подготовлены с учётом требований действующих профстандартов.
  • Поступление без вступительных испытаний;
  • Простая и понятная система дистанционного обучения;
  • Взаимодействие по всем вопросам обучения с личным куратором;
  • Доступная стоимость обучения (скидки, акции, рассрочка).
  • Бесплатная отправка документов по почте России.

ГКОУ РО «Донецкая специальная школа-интернат»

ВВЕДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

 

Зачем нужен профстандарт?

Согласно статье 195.1 ТК РФ, профстандарт (ПС) представляет собой характеристику того уровня квалификации, который должен иметь сотрудник организации или учреждения, чтобы осуществлять профессиональную деятельность определённого вида, включая выполнение всех трудовых функций.

Говоря иначе, профстандарт – это документ, отражающий перечень умений, знаний и навыков, которые требуются человеку для того, чтобы справляться со своими обязанностями по работе.

Его применение позволяет добиться повышения качества образования.

 

Федеральные документы, регламентирующие введение профессиональных стандартов:

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ  (Федеральный уровень)

 

Приказ Минтруда России от 12.04.2013 N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
  • Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
  • Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 года № 1115н «О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 514н от «24» июля 2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «8» сентября 2015г. № 613н Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
  • Перечень нормативно-правовых и информационных документов, связанных с применением профессионального стандарта педагога (по материалам сайта ПРОФСТАНДА)
  • Федеральный Закон Российской Федерации «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» Список изменяющих документов (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 160-ФЗ) (принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года, одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года)
  • Федеральный Закон «о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального Закона «Об образовании Российской Федерации»
  • Распоряжение Министерства образования и науки Российской федерации от 11. 04.2016года № ВК-47 / 096 «Об утверждении плана –графика апробации и внедрения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» на 2016-2017годы»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 27.05.2015г. № 536 «Об организации в Министерстве образования и науки Российской Федерации работы по разработке и применению профессиональных стандартов в сфере образования науки на 2015-2018
  • Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утверждена Правительством Российской Федерации 28.05.2014 г. № З241п-П8)
  • Перечень профессиональных стандартов, подлежащих применению в ГКОУ РО Донецкой школе-интернате

     

     

Наименование должности

Какой документ применять

Руководящие работники

Директор

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26. 08.2010г в редакции от 31.05.2011г

Заместитель директора по учебной работе

Заместитель директора по воспитательной работе

Заместитель директора по административно-хозяйственной работе

Профессиональный стандарт 07.005 «Специалист административно-хозяйственной деятельности», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 февраля 2018 года № 49н

Главный бухгалтер

Профессиональный стандарт: 08.002 «Бухгалтер», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 103н от 21 февраля 2019 года

Педагогические работники

Учитель

Профессиональный стандарт: 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» с изменениями и дополнениями от 5 августа 2016 года

Учитель-логопед

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26. 08.2010г в редакции от 31.05.2011г

Инструктор по труду

Музыкальный руководитель

Учитель-дефектолог

Воспитатель

Профессиональный стандарт: 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» с изменениями и дополнениями от 5 августа 2016 года

Старший вожатый

Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года № 10н

Педагог дополнительного образования

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 298н от 5 мая 2018 года

Социальный педагог

Профессиональный стандарт 01. 005

 ”Специалист в области воспитания“ (утв. приказом Министерства труда и социальной зашиты Российской Федерации от 10 января 2017 года №10-н),

Педагог-психолог

Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015г  № 514н

Учебно-вспомогательный персонал

Библиотекарь

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26.08.2010г в редакции от 31.05.2011г

Помощник воспитателя

Медицинские работники

Врач

ЕКС должностей работников здравоохранения

Медицинская сестра

Обслуживающий персонал

Секретарь-машинистка

Профессиональный стандарт: 07. 002 «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №276н от 6 мая 2015 года

Инженер-электроник

КС должностей руководителей, специалистов и других служащих

Инженер по охране труда

Профессиональный стандарт 40.054 «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 524н от 04.08.2014г с изменениями от 12 декабря 2016г.

Специалист по кадрам

Профессиональный стандарт: 07.003 «Специалист по управлению персоналом», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №691н от 6 октября 2015 года

Бухгалтер

Профессиональный стандарт 08. 002 «Бухгалтер», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 февраля 2019 г № 103н

Экономист

КС должностей руководителей, специалистов и других служащих

Водитель

Постановление Минтруда РФ от 10.11.1992г №31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих» с изменениями от 24.11.2008г;

 

Повар

 

Профессиональный стандарт «Повар», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015г № 610н

Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий

ЕКТС работ и профессий рабочих народного

хозяйства СССР

Машинист (кочегар) котельной

Кухонный рабочий

Кастелянша

ТКХ по общеотраслевым профессиям рабочих, утвержденных Постановлением Министерства Труда Российской Федерации от 10. 11.92 №31 в редакции от 24.11.2008г

Сторож

Уборщик служебных помещений

Кладовщик

Профстандарт «Специалист в области обеспечения строительного производства материалами и конструкциями», утвержденного Приказом Минтруда России № 972н от 04.12.2014г.

Машинист по стирке и ремонту спецодежды

 

КС профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады

Сторож

Вахтер

Мойщик посуды

ЕКТС (выпуск № 51) «Мойщик посуды 1,2 разряда», утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 05.03.2004 г. № 30.

Дворник

Профессиональный стандарт «Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в многоквартирном доме», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21. 12.2015 № 1075н

 

 

  • Введение профессиональных стандартов  в ГКОУ РО Донецкой школе-интернате

Приказ о поэтапном переходе на профессиональные стандартыДокумент подписан электронной подписьюСерийный номер24BE4CFDB9F9487866DBE3F48F970E504382D576ДиректорЛобанова Наталья ВладимировнаДата подписания документа30.06.2021 в 09:09:33 МСК

План-график по внедрению профессиональных стандартовДокумент подписан электронной подписьюСерийный номер24BE4CFDB9F9487866DBE3F48F970E504382D576ДиректорЛобанова Наталья ВладимировнаДата подписания документа30.06.2021 в 09:18:05 МСК

Состав рабочей группы по внедрению профессиональных стандартовДокумент подписан электронной подписьюСерийный номер24BE4CFDB9F9487866DBE3F48F970E504382D576ДиректорЛобанова Наталья ВладимировнаДата подписания документа30.06.2021 в 09:21:32 МСК

Положение о работе рабочей группы по внедрению профессиональных стандартовДокумент подписан электронной подписьюСерийный номер24BE4CFDB9F9487866DBE3F48F970E504382D576ДиректорЛобанова Наталья ВладимировнаДата подписания документа30. 06.2021 в 09:20:14 МСК

Должностные инструкции с учетом Профстандарта в ГКОУ РО Донецкой школе-интернате

Должностная инструкция учителяДокумент подписан электронной подписьюСерийный номер24BE4CFDB9F9487866DBE3F48F970E504382D576ДиректорЛобанова Наталья ВладимировнаДата подписания документа05.08.2021 в 12:16:38 МСК

Должностная инструкция воспитателяДокумент подписан электронной подписьюСерийный номер24BE4CFDB9F9487866DBE3F48F970E504382D576ДиректорЛобанова Наталья ВладимировнаДата подписания документа05.08.2021 в 12:20:43 МСК

Должностная инструкция педагога-психологаДокумент подписан электронной подписьюСерийный номер24BE4CFDB9F9487866DBE3F48F970E504382D576ДиректорЛобанова Наталья ВладимировнаДата подписания документа05.08.2021 в 12:23:41 МСК

Должностная инструкция социального педагогаДокумент подписан электронной подписьюСерийный номер24BE4CFDB9F9487866DBE3F48F970E504382D576ДиректорЛобанова Наталья ВладимировнаДата подписания документа05. 08.2021 в 12:28:18 МСК

Должностная инструкция педагога дополнительного образованияДокумент подписан электронной подписьюСерийный номер24BE4CFDB9F9487866DBE3F48F970E504382D576ДиректорЛобанова Наталья ВладимировнаДата подписания документа05.08.2021 в 12:33:38 МСК

Должностная инструкция старшего вожатогоДокумент подписан электронной подписьюСерийный номер24BE4CFDB9F9487866DBE3F48F970E504382D576ДиректорЛобанова Наталья ВладимировнаДата подписания документа05.08.2021 в 12:38:30 МСК

Должностная инструкция заместителя директора по административно-хозяйственной работеДокумент подписан электронной подписьюСерийный номер24BE4CFDB9F9487866DBE3F48F970E504382D576ДиректорЛобанова Наталья ВладимировнаДата подписания документа05.08.2021 в 12:42:38 МСК

Должностная инструкция главного бухгалтераДокумент подписан электронной подписьюСерийный номер24BE4CFDB9F9487866DBE3F48F970E504382D576ДиректорЛобанова Наталья ВладимировнаДата подписания документа05. 08.2021 в 12:43:45 МСК

Должностная инструкция бухгалтераДокумент подписан электронной подписьюСерийный номер24BE4CFDB9F9487866DBE3F48F970E504382D576ДиректорЛобанова Наталья ВладимировнаДата подписания документа05.08.2021 в 11:57:59 МСК

Должностная инструкция специалиста по кадрамДокумент подписан электронной подписьюСерийный номер24BE4CFDB9F9487866DBE3F48F970E504382D576ДиректорЛобанова Наталья ВладимировнаДата подписания документа05.08.2021 в 12:45:12 МСК

Должностная инструкция секретаряДокумент подписан электронной подписьюСерийный номер24BE4CFDB9F9487866DBE3F48F970E504382D576ДиректорЛобанова Наталья ВладимировнаДата подписания документа05.08.2021 в 12:46:17 МСК

Должностная инструкция инженера по охране трудаДокумент подписан электронной подписьюСерийный номер24BE4CFDB9F9487866DBE3F48F970E504382D576ДиректорЛобанова Наталья ВладимировнаДата подписания документа05.08.2021 в 12:47:15 МСК

Должностная инструкция повараДокумент подписан электронной подписьюСерийный номер24BE4CFDB9F9487866DBE3F48F970E504382D576ДиректорЛобанова Наталья ВладимировнаДата подписания документа05. 08.2021 в 12:48:13 МСК

Должностная инструкция дворникаДокумент подписан электронной подписьюСерийный номер24BE4CFDB9F9487866DBE3F48F970E504382D576ДиректорЛобанова Наталья ВладимировнаДата подписания документа05.08.2021 в 12:49:15 МСК

Должностная инструкция кладовщикаДокумент подписан электронной подписьюСерийный номер24BE4CFDB9F9487866DBE3F48F970E504382D576ДиректорЛобанова Наталья ВладимировнаДата подписания документа05.08.2021 в 12:50:57 МСК

Социальная педагогика — ThemPra Социальная педагогика

prevnext

Что означает социальная педагогика

Социальная педагогика предлагает основанный на ценностях подход к практике, ориентированной на отношения, которая направлена ​​на целостную поддержку благополучия людей, обучения и социальной интеграции. В основе социальной педагогики лежит убеждение, что каждый человек достоин того, чтобы к нему относились с человеческим достоинством, и что он обладает уникальными внутренними ресурсами и потенциалом, раскрытию которых мы можем помочь. Для этого требуются содержательные и подлинные отношения, которые позволяют нам распознавать потенциал человека, его качества, сильные стороны и интересы, а также создавать обучающие ситуации, в которых люди могут испытать свою находчивость и развить новые способности. Вот почему социальная педагогика часто переводится как образование в самом широком смысле этого слова, с упором на обучение в «повседневности».

В большей части континентальной Европы и по всей Латинской Америке существует прочная традиция социальной педагогики как академической дисциплины и области практики в различных образовательных учреждениях и учреждениях по уходу: с первых лет до школы, присмотра за детьми по месту жительства. , игра и работа с молодежью, поддержка сообщества и семьи, социальная работа, помощь в трудоустройстве, работа с зависимостями, тюрьмы, поддержка людей с ограниченными возможностями и уход за пожилыми людьми. На первый взгляд может показаться, что некоторые из этих настроек не имеют много общего. Тем не менее, существует общая этическая основа, понимание того, что в любой из этих ситуаций мы можем изменить ситуацию к лучшему не только для отдельных людей, но и для общества в целом, если мы создадим среду, которая повышает благосостояние, поддерживает обучение, человеческий рост и социальная интеграция через расширение прав и возможностей отношений. В этом смысле социальная педагогика стремится найти образовательные решения социальных проблем, соединяя людей с обществом и продвигая социальную справедливость.

Ценность социальной педагогики заключается в том, что это больше, чем просто подход к социальной помощи и практике социальной работы; он предлагает последовательную концептуальную основу и этическую ориентацию, которые укрепляют существующую практику и позволяют специалистам ориентироваться в сложных и сложных ситуациях с четким пониманием цели и направления. Несмотря на то, что он может предоставить профессионалам широкий спектр методов для использования, он гарантирует, что их внимание будет сосредоточено на более глубокой цели поддержки благополучия, обучения и социальной интеграции, а также на выборе или разработке методов, которые способствуют достижению этих целей и кажутся значимыми. данная практическая ситуация. Вот почему социальная педагогика может улучшить другие современные подходы, часто используемые в британской практике, такие как системная практика, модели, основанные на сильных сторонах, ориентированные на человека и учитывающие риск. Это руководящий принцип и основа, на которой строится «повседневная» практика, и которая влияет на то, как профессионалы затем понимают и используют подходы, упомянутые выше.

Происхождение

Термин «педагогика» происходит от греческих слов país (ребенок) и ágõ (вести, направлять). «Социальная» педагогика органически выросла из давней традиции педагогических философов, социальных мыслителей и практиков, которые стремились создать более справедливое общество с помощью образовательных средств. Таким образом, социальная педагогика направлена ​​на то, чтобы связать каждого человека с обществом, при этом общество поддерживает своих наиболее обездоленных членов, а каждый человек берет на себя ответственность за общество в целом. Он направлен на создание условий, в которых каждый человек может расти и становиться более независимым и интегрированным. Поскольку это процесс на протяжении всей жизни, социальные педагоги работают в самых разных условиях, от раннего возраста до подросткового возраста и работая со взрослыми, находящимися в неблагоприятном положении, а также с пожилыми людьми. Следовательно, то, что именно означает социальная педагогика, во многом зависит от контекста или условий. Социальные педагоги, работающие с маргинализованными взрослыми, будут опираться на другие специальности и теории, чем социальные педагоги, работающие с очень маленькими детьми, но они будут связаны общим духом и принципами, лежащими в основе их социально-педагогической ориентации.

Социальная педагогика очень тесно связана с обществом и во многом отражает культурные взгляды и традиции. Он дает подсказки о том, как данное общество думает о воспитании детей, об отношениях между личностью и обществом и о том, как общество поддерживает своих обездоленных или маргинализированных членов. Вот почему социальная педагогика развивалась несколько по-разному в разных странах с течением времени и почему испанский социальный педагог может объяснять ее несколько иначе, чем шведский социальный педагог.

Независимо от культурных контекстов и различных условий, в которых могут работать социальные педагоги, существуют общие основополагающие принципы: все социальные педагогики объединяет образ мышления, философия и Haltung (соответствие между ценностями и действиями), с которыми используются разные методы. То, что характеризует социальную педагогику на практике, зависит не столько от того, что делается, сколько от того, как это делается и с каким обоснованием. Это означает, что социальная педагогика является одновременно и наукой, и формой искусства — это не просто навык, которому нужно учиться, но который необходимо воплотить в жизнь через Haltung социального педагога.

Эта перспектива социальной педагогики означает, что она является динамичной, творческой и процессно-ориентированной, а не механической, процедурной и автоматизированной. Она требует от социальных педагогов быть цельной личностью, а не просто парой рук. Это также дает представление о том, как мы можем развивать социальную педагогику в Великобритании: следуя тем же принципам, мы должны ставить людей в центр и соединяться с их Haltung. И построить социальную педагогику для Великобритании мы можем только вместе, в диалоге друг с другом. Только тогда он может предложить целостную всеобъемлющую концептуальную основу, которая может осмысленно направлять профессиональную практику. И только тогда мы сможем уловить дух социальной педагогики, которая делает ее искусством, а не методом.

Стандарты социальной педагогики

За последнее десятилетие было приложено много усилий для выработки более четкого понимания принципов и практики социальных педагогов и практиков социальной педагогики в Великобритании. В 2016 году в рамках проекта под руководством Института образования UCL под названием «Расширение масштабов социальной педагогики» мы провели широкие консультации с профессионалами, занимающимися социальной педагогикой в ​​качестве практиков, студентов, менеджеров, ученых или политиков, для составления стандартов социальной педагогики. Эти стандарты поддерживаются Профессиональной ассоциацией социальной педагогики.

Standards – Philosophy and Haltung

Эти пороговые стандарты относятся к философии, лежащей в основе социальной педагогики, и Haltung мы ожидаем, что специалисты по социальной педагогике и социальные педагоги разработают и будут поддерживать их в своей практике. Эти стандарты должны храниться в сердце человека и направлять его образ жизни и работы.

Как специалист в области социальной педагогики / Социальный педагог, я соглашаюсь:

  1. Развивать и воспитывать эмпатию и уважение к людям, культурам и миру, частью которого мы являемся
  2. Способствовать развитию отношений, уважающих человеческое достоинство и поощряющих права человека, взаимность и благополучие
  3. Признать присущую людям изобретательность и потенциал для осуществления изменений
  4. Понимать, что человеческие отношения во всей их сложности внутренне ценны и поэтому занимают центральное место в социальной педагогике
  5. Предоставить людям возможность использовать свой голос и вносить изменения в свою жизнь и жизнь общества в целом
  6. Понимать и работать с противоречиями, присущими оценке индивидуальной автономии и социальной взаимозависимости
  7. Заниматься социальными и политическими аспектами человеческого развития, детства и сообщества
  8. Обучайте сообщество через сообщество
  9. Развитие профессионального любопытства и критического самоанализа
  10. Быть открытым и информированным о новой теории, исследованиях и передовой практике, имеющих отношение к социальной педагогической практике
  11. Используйте ситуативное профессиональное суждение и сохраняйте надлежащую конфиденциальность
  12. Понимание вопросов, касающихся защиты уязвимых лиц, групп и сообществ, и устранение социального неравенства
  13. Признайте ценность творчества, игривости и приключений
  14. Быть ответственным за свою практику, заниматься смыслообразованием и знать, когда обращаться за советом

Стандарты – Практика

Эти стандарты представляют собой пороговый уровень практики для практиков социальной педагогики и социальных педагогов. Мы ожидаем, что их организации-работодатели обеспечат рабочую культуру и поддержку, которые позволят специалистам по социальной педагогике и социальным педагогам применять эти стандарты в своей практике .

Как специалист по социальной педагогике / социальный педагог, я соглашаюсь:

  1. Взаимодействовать с другими людьми таким образом, чтобы уважать их равную ценность и человеческое достоинство, понимая роль, которую личное общение играет в поддержке этого
  2. Принимайте решения с высокой степенью осведомленности о ситуации, распознавая сложные факторы, возникающие в различных обстоятельствах
  3. Признавать и уважать тот факт, что личные истории, характеристики и социальный и политический контекст привели каждого человека и группу к их нынешнему пониманию мира
  4. Предлагайте, рассматривайте и интегрируйте различные точки зрения при принятии решений как средство углубления социальной справедливости, сообщества и благополучия
  5. Создавать возможности и условия для активного участия людей в жизни общества, выражать свои взгляды и прислушиваться к мнению других
  6. Держите мои отношения с людьми, с которыми я работаю и поддерживаю, на переднем плане во всей моей практике
  7. Цените возможности, которые повседневная деятельность предоставляет для развития отношений
  8. Содействовать процессам обучения, которые улучшают самочувствие и позволяют людям находить смысл и цель в своей повседневной жизни
  9. Работайте вместе и будьте готовы как поддержать, так и бросить вызов коллегам
  10. Использовать теорию и исследования в своей повседневной практике
  11. Поддерживать людей, группы и сообщества, с которыми я работаю, чтобы реализовать их надежды и стремления, определяя вместе с ними шаги, необходимые для достижения их целей
  12. Адаптировать свою практику с учетом физических, интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и культурных потребностей и сильных сторон отдельных лиц, групп и сообществ в соответствии с принципами социальной педагогики
  13. Практикуйте безопасно и компетентно в рамках юридических и этических границ моей профессии
  14. Принимать во внимание соответствующую социальную политику и в то же время критически осознавать любые противоречия, существующие между нашими ценностями и такой политикой.
  15. Поддерживайте развитие сообщества, поощряя создание сетей и связей посредством процессов участия, которые опираются на находчивость сообщества.
  16. Содействовать межпрофессиональному диалогу и сотрудничеству между учреждениями и учреждениями.

Вы можете найти их в виде документа, который можно загрузить здесь.

Роль социального педагога

Воспитание детей и молодых людей, хотя и преимущественно семейное, может происходить в различных условиях и может включать в себя воспитание детей, уход на дому, приемную семью, усыновление и многие формы обучения и ухода по месту жительства. При отслеживании связей между ними решающим фактором в каждом из них является окружающая среда: социальная, физическая и внешняя. Другие общие темы включают правовые рамки, в которых действуют все эти условия, а также личное и социальное развитие молодых людей.

Будь то воспитание детей или уход в школе-интернате, здоровье, социальная забота и образование молодых людей имеют жизненно важное значение. Все это сочетается в среде жизни и обучения, в которой взрослые и молодые люди делят жизненное пространство. Таким образом, в рамках каждого вида ухода от лиц, осуществляющих уход, требуются общие навыки.

Профессия социального педагога или работника «жизненного пространства» уже давно признана и поддерживается в большей части континентальной Европы. Это была ключевая концепция при создании FICE (Международной федерации образовательных сообществ). В европейской модели роль педагога возросла, поскольку определенные знания и навыки, полученные в ходе обучения и практики, были признаны более широко применимыми, а не ограниченными исключительно интернатным уходом. Хотя интернатные учреждения можно считать естественной средой для работы в жизненном пространстве, педагоги должным образом участвуют в службах поддержки семейных детских садов, приемных родителей и усыновления.

Текущая работа Исследовательского отдела Томаса Корама убедительно показала, что при такой расширенной роли педагоги будут иметь наиболее подходящие возможности для удовлетворения потребностей молодежи, если будут достигнуты Стратегические национальные цели (DfES, 2003).

Residential Forum

В Соединенном Королевстве, по мере того, как потенциал роли социального педагога постепенно реализовывался, в полной мере признавалось, что следует рассматривать под термином интернатное образование и уход. В своей брошюре Модернизация интернатных учреждений для детей и подростков , Жилищный форум (2005 г.) включает в себя следующее:

  • Принимая во внимание детей во всех девятнадцати типах интернатных учреждений, число намного больше – 145 000, из которых 75 000 находятся в школах-интернатах. Следующие по величине группы находятся в учреждениях дополнительного образования и специальных школах.
  • Вместо того, чтобы концентрироваться исключительно на положении детей, находящихся на государственном попечении, следует сосредоточить внимание на политических и практических последствиях масштаба и разнообразия всего жилого сектора.
  • Уход в интернатах следует рассматривать как неотъемлемую часть всего спектра услуг для детей и семей, предлагающих специализированное и экспертное обслуживание и тесно связанных с приемом на воспитание, усыновлением, услугами поддержки семьи для нуждающихся детей и детей из групп риска.

Следует отметить, что девятнадцать видов интернатного ухода охватывают учреждения, которые можно обозначить: образовательный, социальный, медицинский и опекунский. К ним относятся школы-интернаты, специальные школы-интернаты, детские дома, терапевтические сообщества, безопасные учебные центры, учреждения для молодых правонарушителей, хосписы, госпитальные школы, колледжи повышения квалификации, военные учреждения и дома для молодых лиц, ищущих убежища. Предпринимается ряд усилий, не в последнюю очередь через Йоркскую группу, по освещению общей практики в этих различных условиях и по содействию обмену передовой практикой между ними.

Гайдн Дэвис Джонс

Первоначальные идеи о социальной педагогике утеряны в глубине веков, но постоянное внимание к этой теме восходит к концу Второй мировой войны и, в частности, усилиям FICE. Учитывая состояние послевоенной Европы и особенно Восточной Европы, возникла необходимость в предоставлении домов различных типов для многих сирот и пострадавших детей. Дэвис Джонс (FICE, 1981) выделил следующие пять вопросов, которые могут принести пользу от работы в жизненном пространстве:

  • проблемы в отношениях;
  • поведенческие проблемы;
  • тяжелая форма инвалидности;
  • кризисное вмешательство; и
  • нормальные группы.

Интересно, что четверть века назад общеобразовательный интернат был связан с другими формами интернатного воспитания и ухода. Дети — это все те, кого нельзя было должным образом воспитать в собственных или замещающих семьях.

Социальный педагог разделяет жизнь и взаимодействие с молодыми людьми и при этом может охватывать любой или все из следующего:

  • оказание первичной медико-санитарной помощи;
  • «живая» групповая работа;
  • деятельность по использованию; и
  • плановая терапия.

Важным соображением является клиническое использование событий повседневной жизни.

Дэвис Джонс продолжает рассматривать различные расширения социального педагога. Работая с семьями, работник становится частью семьи и действительно вносит свой вклад в этос. Другими не менее важными условиями являются семейные центры, домашняя забота, странствующая семейная забота и отделения независимости. Навыки социального педагога применимы также в детских садах, дошкольных и детских учреждениях. Жизнь с людьми и содействие обучению, безусловно, также вызывают озабоченность в сообществе в молодежных клубах, лагерях и центрах досуга. Резюме Дэвиса Джонса указывает на потенциальные возможности для работы в жизненном пространстве.

Отчет Radisson

С образованием Европейского Союза и требованием общих правил снова возникла идея социального педагога в Великобритании. В отчете Radisson Report (2001 г.) изучались отношения между социальным педагогом, профессией, признанной в континентальной Европе, и социальным работником или работником социальной службы в Великобритании. На протяжении всего отчета акцент делается на тесной взаимосвязи здравоохранения, ухода и образования, а также на важности совместного жизненного пространства в домашнем времени для преподавания и обучения. Суть работы в жизненном пространстве резюмируется следующим образом: смешивать практические задачи повседневной жизни с долгосрочными целями достижения личных, социальных, эмоциональных и других аспектов развития.

В отчете Radisson перечислены потенциальные сферы деятельности социального педагога, которые сосредоточены на следующем:

  • Заменить или усилить роль родителей в воспитании молодых людей.
  • Чтобы разделить жизненное пространство в резиденции, доме, детском доме, приемной семье или сообществе.
  • Чтобы сосредоточиться на основной работе человеческих отношений.
  • Для работы в командах.
  • Поддерживать личное и социальное развитие молодежи.
  • Чтобы обеспечить образование, которое обеспечивает социальные компетенции и нравственное развитие.
  • Для работы во многих настройках.
  • Для работы с любыми существующими проблемами: физическими, учебными, социальными, эмоциональными, психическими или оскорбительными.
  • Целостный взгляд на ситуацию ребенка, чтобы проблемы рассматривались в контексте.

Этот последний пункт можно противопоставить социальному работнику, которого можно охарактеризовать как имеющего патологический подход к проблемам, в котором основное внимание уделяется решению конкретных вопросов.

Томас Корам

Текущие и продолжающиеся исследования Исследовательского отдела Томаса Корама (2005 г.) рассматривают работу с жизненным пространством как «широкий и последовательный подход, лежащий в основе всей работы с детьми». Он рассчитывает на общую рабочую силу, квалифицированную для работы в разных условиях, обеспечивающую комплексный и целостный подход к услугам для детей. Перечислены основные принципы практики:

  • Ориентация на отношения с ребенком как с целостной личностью.
  • Жизнь и работа в том же жизненном пространстве, что и ребенок.
  • Участие во многих аспектах повседневной жизни детей.
  • Работа в групповых настройках.
  • Командная работа с участием семей, специалистов и сообщества. Дополнительные возможные услуги включают поддержку приемных родителей, молодежные услуги, правосудие по делам несовершеннолетних, связи и наставничество.

Этот список во многом следует концепции жизненного пространства, разработанной в Moss, P and Petrie, P From Children’s Services to Children’s Spaces London: Routledge-Falmer 2002.

Городок для мальчиков и девочек

Развитие подхода можно наблюдать в работе Городка для мальчиков и девочек, базирующегося в Омахе, штат Небраска, программы которого включают в себя: приют в чрезвычайных ситуациях, сохранение семьи, лечение в приемных семьях, лечение в стационаре, поведенческая терапия, (краткосрочное) стационарное лечение и воспитание, основанное на здравом смысле.

Роль социального педагога наиболее ярко проявляется в так называемых семейных учителях, супружеской паре, которые живут с молодыми людьми в доме и являются практиками. Они живут, обеспечивают семейную обстановку и учат соответствующим семейным и жизненным навыкам. Они также проявляют любовь, заботу и лечение, чтобы залечить раны жестокого обращения и пренебрежения, принимая на себя ответственность за поведение, благополучие и совершенствование молодых людей. Семейные учителя проходят постоянное обучение, обновляют практику и анализируют эффективность. Образовательная модель Boys and Girls Town преследует следующие цели.

  • Обучение социальным навыкам.
  • Построение здоровых отношений.
  • Поддержка нравственных и духовных ценностей.
  • Создание семейной обстановки.
  • Содействие самоуправлению.

Этот список можно рассматривать как краткое изложение личного и социального развития, поддерживаемого социальным педагогом.

Брайан Кэрнс

Роль социального педагога ярко проиллюстрирована в работе Брайана Кэрнса ( Воспитание привязанностей Лондон: BAAF 2004). Среда, в которой он и его семья из трех детей живут, по-разному классифицируется как приемная семья, приемный дом, дом-интернат или все это или ни одно из них. Официально добровольный детский дом также является семейным домом, в котором воспитываются еще двенадцать детей. Требуемые навыки, определенные Кэрнсом, вращаются вокруг: окружающей среды, здоровья, образования, идентичности, социальных отношений, социальной презентации, эмоционального и поведенческого развития и навыков самообслуживания. По сути, это жизненные навыки, необходимые для различных условий, указанных в начале этой статьи.

Обучение

Интересно отметить, что для Премии менеджеров по уходу за детьми в жилых домах (NVQ4) один раздел знаний, необходимый для нескольких Стандартов, озаглавлен «социальный педагог». Роль личных советников, за которую выступает DfES, явно частично совпадает с ролью социального педагога, но во многих отношениях является бледной тенью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *