Место в системе наук социальной психологии
Социально-психологическая наука занимает особое место в системе научного знания. Начало наука берет в трудах философов античности, которые раскрывали вопросы положения человека в социуме, взаимодействия между людьми, управления человеком. Уже тогда можно было отметить наличие связей социально-психологических знаний и общественных запросов. Сегодня эта взаимосвязь усиливается, исследователи утверждают, что развивающиеся потребности ощущают необходимость глубокого изучения социальных проблем, особенно, стоящих на границе социологии и психологии.
Границы социальной психологии
Социальная психология формировалась и развивалась на стыке двух наук: социологической и психологической. Каждая из «родительских» дисциплин включает социальную психологию в свой состав. Г.М.Андреева считает причиной такого включения факты общественной жизни, которые могут быть исследованы только при объединении двух наук.
Говоря о границах социальной психологии Г. М.Андреева выделяет три позиции:
- Соц. психология является частью социологии;
- Соц. психология является частью психологии;
- Соц. психология является наукой, находящейся на стыке двух наук.
Причем стык может быть понят по-разному: как отторжение социальной психологией определенной части социологии и психологии или как функционирование в не захваченных этими науками областях.
Американские социальные психологи Дж. Мак Дэвид и Г. Харари выделяют два подхода интрадисциплинарный и интердисциплинарный, то есть ставят социальную психологию или внутри «родительских наук», либо на границах между ними.
Рисунок 1. Варианты определения границы социальной психологии с социологией и психологией
Определение границы между социальной психологией и социологией
Если говорить о границе между социологической наукой и соц. психологией, то необходимо отметить общие задачи наук. В области общей теории изучаются вопросы соотношения общественного и личностного. В области специальных социологических теорий исследуются вопросы социологии массовых коммуникаций, общественного мнения, социологии личности. Стало быть, граница проходит в сфере изучения больших социальных групп. Именно в этой сфере, по утверждению Г.М.Андреевой, особенно сложно разграничить социальную психологию и социологию.
Рисунок 2. Границы социальной психологии и смежных наук
Д. Майерс считает, что происходит отождествление социологической и социально-психологических научных областей потому, что обе науки решают общие задачи и изучают поведенческие закономерности человека в группе. Отличие состоит в том, что социология фокусирует внимание на группах, а соц. психология – на индивидах (что думает человек о других, влияние на человека группы).
Д. Майерс приводит в качестве примера исследование супружеских отношений. Для социологов – это тенденции браков, разводов, степени совместимости. Для социальных психологов – это отдельная пара с ее особенностями.
Специфичным является социально-психологическое исследование влияния группы на отдельных людей и человека на группу.
Социальная психология при проведении исследований применяет такой метод, как эксперимент, который предполагает некоторое манипулирование факторами. Например отсутствие или наличие давления на человека со стороны членов группы. Такое манипулирование необходимо для того, чтобы посмотреть к каким результатам приводит та и другая ситуация. Социология исследует такие факторы как, экономический класс, например. Ими весьма трудно манипулировать.
Определение границы между социальной психологией и общей психологией
Здесь вопрос еще более сложный. Многие российские ученые считают, что социальная психология является результатом развития одной из сторон общей психологии, где происходит фиксация данных о взаимодействии людей друг с другом. Между науками находят много общего. Различие лишь в том, что явления с социально-психологической точки зрения исследуются более конкретно, так как зависят от микросреды, в которой существуют.
Замечание 1Связь наук имеет две стороны. Закономерности и процессы общей психологии отражаются в социально-психологических явлениях, но и эти явления способствуют углублению познаний об общепсихологических процессах.
Только в условиях групповой коллективной деятельности можно раскрыть особенности таких процессов, как познание, эмоции, воля и таких свойств, как темперамент, характер. Это доказывают труды многих исследователей. То есть, явления, изучаемые социальной психологией, необходимы для завершения системы общепсихологической науки.
Г.М.Андреева считает самыми близкими областями социальную психологию и психологию личности. Личность в общей психологии исследуется без учета социального контекста, и лишь социальная психология изучает социальную детерминацию. С точки зрения отечественной школы психологии личность определяется, как «заданная» обществом. А.Н.Леонтьев отмечает две формы деятельности индивидов: открытую коллективность или с глазу на глаз. Но в каких бы условиях не протекала деятельность человека, ее невозможно рассматривать без влияния на нее общественных отношений.
Зарубежные ученые также во главу угла ставят сходство и различие подходов общей и социальной психологии в вопросах исследования человека.
Психологи, занимающиеся исследованием личности в целом, делают упор на индивидуальные внутренние механизмы, на их различия. Например, почему у человека в большей степени проявляется агрессивность. Социальные психологи наблюдают за общей массой людей, как они оценивают и влияют друг на друга. Например, почему при определенной ситуации масса людей поступает гуманно или, напротив, жестоко.
Психологи В.В.Петухов В.В.Столин определяют место социальной психологии в системе наук следующим образом. Они рассматривают психику как систему управления поведением человека и выстраивают схему трех субъектов.
Рисунок 3. Схема «3-х субъектов» В.В.Петухова – В.В. Столина
- Первым звеном является организм – подсистема, отвечающая за управление поведением. Раздел, изучающий этот субъект называется психосоматикой, от лат. soma – тело. Психосоматика изучает влияние психологических факторов на здоровье и психику человека.
- Вторым звеном является социальный индивид – подсистема, управляющая социальным поведением. Ее изучает социальная психология.
- Третьим звеном является личность – подсистема, отвечающая за индивидуальное развитие. Изучение этой стороны занимается психология личности.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что собственные позиции социальной психологии определены довольно четко, что делает возможным отделить ее проблематику от проблем смежных наук.
Роль психологии в системе наук
Guzalya LoreenGuzalya Loreen
Психолог – Mentari Psycenter
Опубликовано 30 июня 2022 г.
+ Отслеживать
Содержание статьи 1. Место психологии в системе наук 2. Связь психологии и философии 3. Связь психологии и социологии 4. Связь психологии и педагогики 5. Связь психологии с техническими и биологическими науками Автор статьи Задать вопрос автору Добавить страницу в закладки ГОСТ Место психологии в системе наук Психология как область научного знания гуманитарного направления тесно связана с множеством наук. Это обусловлено тем фактом, что она находится в промежуточном положении между философскими, естественными, социальными и техническими науками. Этот факт обусловлен там, что человек, как предмет исследования, рассматривается с различных точек зрения. Человек может выступать в качестве исследования как биологический объект, социальное существо, как носитель сознания. Уникальность человеческой личности состоит в том, что она является неповторимой. Именно это разнообразие проявлений человека как природного и социального феномена является источником возникновения значительного количества наук, которые занимаются изучением человека. Связь психологии и философии Психология как наука с момента своего возникновения была тесно связана с философскими науками. Выделившись в отдельную область научного знания, психология сохранила тесную связь с философией. Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы С древнейших времен по нынешнее время существуют научные проблемы и понятия, которые можно рассматривать как с психологической точки зрения, так и с позиции философского знания. Смысл и цель жизни, мировоззрение, моральные ценности человека, сущность и происхождение человеческого сознания, особенности человеческого мышления - эти и многие другие понятия присутствуют в качестве объектов изучения в обеих науках и дополняют друг друга. Связь психологии и социологии ЗАМЕЧАНИЕ 1 Социология - это наука, изучающая закономерности и особенности развития общества и личности как составляющей единицы общественного развития. В своих исследованиях социология активно использует психологические методы изучения личности и особенностей межличностных взаимоотношений.В свою очередь психология в своих исследованиях активно использует социологические приемы сбора информации - опрос и анкетирование, которые помогают в сборе необходимой информации при изучении тех или иных явлений и процессов. Готовые работы на аналогичную тему Курсовая работа Место психологии в системе наук 440 ₽ Реферат Место психологии в системе наук 240 ₽ Контрольная работа Место психологии в системе наук 230 ₽ Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Существуют вопросы изучением, которых психология и социология занимаются совместно: Особенности взаимоотношений между людьми и факторы, влияющие на их развитие и течение; Психология политики и экономики государств; Особенности протекания процесса социализации личности; Особенности процесса формирования психологических и социальных установок личности; Закономерности формирования гармонично развитой личности при ее взаимодействии с социумом. Тесная связь психологии и социологии прослеживается как на теоретическом уровне исследований, так и в практической деятельности при применении определенных методов психологии и социологии. Связь психологии и педагогики Взаимосвязь психологии и педагогики имеет такие же глубокие корни, как и связь с философией. Большинство прославленных педагогов всегда обращало внимание на то, что без знаний о психологических особенностях развития личности ребенка невозможно грамотно выстроить педагогический процесс. Понимание человеческой природы, сущности процессов, протекающих в процессе развития человека, его потребностей и возможностей необходимо для обучения и воспитания. Именно психологические знания о ребенке выступают в качестве основы для выстраивания педагогического процесса. Знания о закономерностях развития психических процессов, этапах становления личности помогают эффективному управлению деятельности ребенка, гармоничному развитию его личности. И в педагогической, и в психологический науках присутствуют общие базовые понятия: Личность; Развитие; Взаимодействие; Активность; Знания; Умения; Навыки и т.д. В процессе становления педагогики как науки очень часто исследователи основывались именно на психологические теории развития человека. И на современном этапе развития этих наук в педагогической деятельности применяются психологические методики, тесты, анкеты. Именно благодаря существованию тесной связи между этими науками возникла новая область научного знания – педагогическая психология. Связь психологии с техническими и биологическими науками Психология является уникальной наукой, которая связана не только с общественными, но и с техническими науками. ЗАМЕЧАНИЕ 2 Этот факт обусловлен тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов. Психология как наука рассматривает человека как неотъемлемую часть технического прогресса. В многочисленных исследованиях психологов, которые занимаются разработкой социотехнических систем, именно человек выступает сложнейший элемент системы «человек – машина». В современных технических науках исследования психологов используются при создании новейших образцов техники с учетом психических и физиологических возможностей человека. Не менее тесно связана психология и с биологическими науками. Данная связь обуславливается двойственной природой человека – человек одновременно является и биологическим и социальным существом. Практически все психические явления, свойственные человеку имеют физиологическую обусловленность и таким образом знания физиологии и биологии человеческого организма способствуют лучшему пониманию закономерностей психических явлений Таким образом, можно сделать вывод о том, что современная психология имеет тесную связь с различными областями науки и практики. Все сферы, в которых задействован человек, используют психологические знания о процессах, протекающих в психике человека, и возможностях их использования для выстраивания более эффективного процесса общения и деятельности. Активное внедрение психологии в различные сферы научного и практического знания приводит к персонализации той или иной научной области и активному процессу индивидуализации знаний для человека и общества в целом, что в свою очередь оказывает благотворное влияние на развитие личности и общества в целом.
Социология и психология, психология и социология, социальная психология, социальная структура
Онлайн-тест
- Запись на GK Онлайн-тест на 2 года
- 1 лакх+ Вопросы
Ежедневная викторина
- Общая практика знаний
- Актуальные вопросы и ответы в формате викторины
Ежедневные текущие новости
- Ежедневные текущие новости
- Получать мгновенные обновления новостей
Бесплатные банкноты
- Банкноты GS
- Антропологические заметки
- Примечания руководства
Ежемесячный электронный журнал
- Дайджест текущих событий
Приложение «Социология»
Android | iOS | ОкноГлавная >> Введение в социологию >> Социология и психология
Социология изучает социальные системы, а психология изучает психические системы. Природа отношений между социологией и психологией до сих пор остается спорной, а изучение социальной психологии в отношении обеих до сих пор не решено.
Существуют две крайние точки зрения: Дж. С. Милль считал, что общая социальная наука не может считаться твердо установленной до тех пор, пока не будет показано, что ее индуктивно установленные обобщения также логически выводимы из законов разума. Таким образом, он явно стремился установить примат психологии над всеми другими социальными науками. Дюркгейм, с другой стороны, провел радикальное различие между явлениями, изучаемыми социологией и психологией соответственно. Социология должна была изучать социальные факты, определяемые как внешние по отношению к индивидуальному разуму и осуществляющие над ними принудительное воздействие, объяснение социальных фактов могло быть только с точки зрения других социальных фактов, а не с точки зрения психологических фактов. Общество — это не просто совокупность индивидуумов; это система, образованная их объединением и представляющая собой определенный уровень реальности, обладающий своими особенностями. Таким образом, социология и психология — совершенно разные дисциплины.
Однако большинство социологов заняли различные промежуточные позиции. Согласно Гинзбергу, многие социологические обобщения могут быть более прочно установлены, если они связаны с общими психологическими законами. Точно так же Надель утверждал, что некоторые проблемы, возникающие в результате социальных исследований, могут быть освещены путем перехода к более низким уровням анализа, а именно к психологии и биологии. Немецкие ученые, такие как Вебер, пришли к выводу, что социологические объяснения можно еще больше обогатить, если попытаться понять социальное поведение с точки зрения глубинных смыслов. Такое понимание мыслилось в терминах психологии здравого смысла, но Вебер не был против развития научной психологии в широком смысле и даже симпатизировал некоторым идеям Фрейда. Точно так же взаимозависимость социологии и психологии для изучения человеческого поведения получает еще большее значение.
Расхождение между социологией и психологией можно проиллюстрировать на примере различных исследований. При изучении конфликтов и войн существовали взаимоисключающие социологические и психологические объяснения. В исследованиях стратификации и политического поведения две дисциплины по-прежнему расходятся. Согласно Боттомору, почти в каждой области исследования можно показать, что психология и социология по большей части продолжают существовать как две отдельные вселенные изучения. Однако были предприняты некоторые попытки объединить их. Одна из самых ценных работ принадлежит Герту и Миллсу. По их мнению, изучение социальной психологии представляет собой взаимодействие индивидуального характера и социальной структуры, и к нему можно подходить либо со стороны социологии, либо со стороны биологии. Они даже предложили концепцию роли, чтобы преодолеть разрыв между двумя науками. Социальная роль представляет собой точку встречи индивидуального организма и социальной структуры и используется как центральное понятие и социальная структура в тех же терминах. Тем не менее, несмотря на эти усилия, социология и психология продолжают предлагать альтернативные объяснения поведения, и если их нужно сблизить, необходимо будет более строго разработать концептуальные и теоретические связи между ними.
Подпишитесь на насСоциология и психология
Социология и психология во многих аспектах похожи. Эти два предмета или области взаимосвязаны, но различаются по многим параметрам. Эти области предполагают более глубокое понимание человеческого поведения и обучают необходимым навыкам для выхода на широкий спектр карьерных путей.
Понимание социологии и обществаОбщество относится к группе людей, которые разделяют общую культуру, живут на сходных территориях, а также связаны друг с другом общей историей предков. В социологии общества могут быть как сложными, так и простыми, но формирование групп очень естественно для людей. Люди не могут жить и процветать без общества. Они не могут достичь цели в одиночку, поэтому всегда необходимо сообщество. Он обеспечивает людям отношения, безопасность, идентичность и чувство принадлежности. Следовательно, для простого выживания и хорошей жизни нужно быть включенным в общество. Это непрерывный процесс. Она не всегда навязывается людям, но постепенно усваивается. Социальные отношения составляют основу этой социальной структуры, которую можно понять в ее конкретной и абстрактной форме.
Характеристики обществаОсновными атрибутами общества являются:
- Взаимозависимость
- Конфликт и сотрудничество
- Взаимная осведомленность
- Сходства и различия 900 09
Индивиды и общества дополняют друг друга и тем самым образуют связь. Люди занимаются коллективной деятельностью по необходимости. Люди и их специфические общества неразделимы, хотя здесь можно найти множество слоев противоречий и функций. Что влияет на человека? На всех нас влияет несколько экологических, биологических, психологических и социальных факторов. В результате этих влияний у людей возникает множество вариаций, которые в конечном итоге порождают разнообразные физические и психологические характеристики.
Что такое социология?Социология — это научное и всестороннее исследование обществ, в которых люди живут вместе. Слово «социология» происходит от латинского слова «Socius», что означает «компаньон», и греческого слова «Ology», что означает «изучение». Таким образом, в целом это указывает на то, что природа является гибридной дисциплиной. Огюст Конт, известный французский философ, ввел термин «социология» в 1838 году. Он называл этот предмет наукой о человеческих ассоциациях. Он известен как «отец социологии». Также интересно посмотреть, как Дюркгейм Спенсер и Макс Вебер значительно развили социологию как дискретную дисциплину.
Вот три общих понятия, которые управляют объектами социологического интереса:
- Первое — это социальная «структура», которая существует независимо в паттернах отношений. Он позиционирует себя выше и выше групп и индивидуумов, занимающих различные позиции в этих структурах в любой момент времени
- Второе — это коллективные представления. Это относится к когнитивным способам формирования мира, которые продолжают существовать помимо групп или индивидуумов, которые социализируются внутри них 9. 0009
- Наконец, идет осмысленное социальное действие, проповедующее, что общества не существует. Вместо этого речь идет о группах или отдельных лицах, которые вступают в социальные отношения
Социология — это научная дисциплина. Это может быть не естественная наука, но это социальная наука, изучающая социальные группы и отношения внутри них. Это категориальная наука, но не нормативная наука.
Понимание взаимосвязи между социологией и психологиейНесмотря на длинный список различий между социологией и психологией, есть и некоторые общие черты. Психология исследует поведение человека и его опыт общения с окружающей средой. Психология тщательно исследует атрибуты человека, обращая внимание на характеристики и процессы, которые делают его человеком. Предмет также фокусируется на выводе о том, как человек функционирует в своей повседневной жизни. С другой стороны, социология больше занимается опытом и социальным поведением, которые развиваются в результате работы, социального участия, вещей, которые они делают, и того, как это влияет на психологическое состояние.