Социометрия в психологии метод: Социальная психология, предмет, задачи и цели. Социальная психология

9. Социометрия в системе методов социальной психологии.

Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является австрийско-американский психолог и социолог Якоб Морено. Реже, социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.

Социометрический тест включает 4 типа вопросов:

  1. Выбор( С кем бы вы хотели)

  2. Отклонения (не хотели)

  3. Ожидания выбора или отклонения (Кто по вашему мнению вас выберет)

  4. Отсутствие ожидания или отклонения

!Это опрос группы, но индивидуальный!

Что изучает социометрия?

— индивидуальные особенности личности (статус в группе, лидерские качества)

— межличностные отношения в группе

Одной из инноваций Морено является т.наз. социограмма. Это схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру — тем больше предпочтений).

Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее — менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний круг). Между индивидами прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную либо одностороннюю симпатию или антипатию. Повторные измерения, проведенные в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений.

Модифицированный вариант социометрии может применяться и для исследования более крупных групп, например, организаций или групп населения.

Социометрия является прикладным методом как в психологии (социальная психология, психотерапия), так и в социологии.

Ну и немного из интернета, хотя по сути то же самое, только другими словами. (кому как проще)

Метод социометрии и его использование в социальной психологии

Социометрический опрос существенно отличается от других видов социологического опроса по характеру исходных данных, способам их представления, процедуре опроса и методам анализа собранной информации.

В данном виде опроса результатом измерения здесь является не характеристика респондента, а отношение между респондентами. Метод социометрии исследует межличностные отношения в малых группах. Социометрия, по определению Морено, является одной из трех составных частей социономии – науки о социальных законах и представляет собой науку об измерении межличностных отношений. В узком смысле под социометрическими методами понимаются методы исследования структуры межличностных отношений в малой группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тому или иному критерию. Назначение социометрической процедуры может быть трояким:

  • измерение степени сплоченности – разобщенности в группе;

  • выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии, где на крайних полюсах оказывается «лидер» группы и «отвергнутый»;

  • обнаружение внутригрупповых подсистем – сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

С помощью этого способа можно установить популярность – непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п.

16. Метод социометрического исследования межличностных отношений в группе. Шпаргалка по социальной психологии

16. Метод социометрического исследования межличностных отношений в группе. Шпаргалка по социальной психологии

ВикиЧтение

Шпаргалка по социальной психологии
Челдышова Надежда Борисовна

Содержание

16. Метод социометрического исследования межличностных отношений в группе

Социометрия – это метод социальной психологии, разработанный Дж. Морено, для количественного выражения структуры межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию.

Метод социометрии применяется также для диагностики межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Социометрия позволяет изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Цели социометрической процедуры:

1) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

2) выявление авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

3) обнаружение внутригрупповых, сплоченных неформальных образований, и их лидеров.

Данные социометрии по измерению авторитета формального и неформального лидеров успешно используются для перегруппировки людей в командах, позволяющей снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни.

Социометрическое исследование может проводиться в группе и не требует больших временных затрат (до 15 мин. ).

Социометрия не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Надежность методики социометрии зависит от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Процедура социометрии включает постановку задач исследования и выбор объектов измерений, после чего формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Социометрия не подразумевает полной анонимности, так как иначе она была бы мало эффективной. В связи с этим требования экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии может вызвать внутренние затруднения у опрашиваемых и нежелание участвовать в опросе.

Выбранные критерии социометрии заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждого члена группы просят ответить на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т.

 д.

Всех членов группы просят написать под цифрой 1 фамилию члена группы, которого они выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 – кого бы они выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 – кого бы они выбрали, если бы не было первого и второго. Следующим идет вопрос о личных отношениях.

Для подтверждения достоверности ответов исследование проводят несколько раз, но уже с другими вопросами.

Формы социометрической процедуры:

1) непараметрическая процедура – испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Достоинства: возможность выявления так называемой эмоциональной экспансивности каждого члена группы, возможность сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Недостатки: трудности анализа, большая вероятность получения случайного выбора.

2) параметрическая процедура – испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы.

Достоинства: увеличивается надежность, облегчается статистическая обработка. Недостатки: невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе, можно выявить только наиболее субъективно значимые связи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

26. Методы оценки межличностных отношений в малой группе

26. Методы оценки межличностных отношений в малой группе Выделяют три основных направления в исследовании малых групп:1) социометрическое;2) социологическое;3) школа «групповой динамики». Американский психолог Д. Морено, рассматриваясовокупность эмоциональных

22. Понятия общения и межличностных отношений

22. Понятия общения и межличностных отношений Среди факторов, формирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии,

36. Психология межличностных отношений

36. Психология межличностных отношений Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.Межличностные отношения включают:1) восприятие и понимание людьми друг друга;2) межличностная

37. Формы межличностных отношений

37. Формы межличностных отношений Позитивные межличностные отношения («на встречу людям»):1) любовь – наиболее сложный тип межличностных отношений, выражающийся в высокой степени эмоционального положительного отношения к объекту, который выделяется среди других и

4.1. Общая характеристика межличностных отношений в разных этносах

4. 1. Общая характеристика межличностных отношений в разных этносах Исследования межличностных отношений в моноэтнической среде в России и за рубежом уже проводились (Обозов, 1979; Кон, 1987, 2005; Гозман, 1987; Мясищев, 1998; Шибутани, 1998; Куницына, Казаринова, Погольша, 2001; Резников,

4.2. Динамика межличностных отношений в различных этносах

4.2. Динамика межличностных отношений в различных этносах В США получила широкое распространение социальная «теория проникновения», базирующаяся на теории обмена, включающая четыре стадии развития межличностных отношений (ориентация, пробный аффективный обмен,

Нестабильность межличностных отношений

Нестабильность межличностных отношений Для отношений характерно чередование крайностей – от идеализации до полного обесценивания. В подобных ситуациях такие люди чрезвычайно быстро разочаровываются в своих избранниках, которые, как им кажется, не оправдывают их

Изучение межличностных отношений в классе

Изучение межличностных отношений в классе Для дополнения психологических данных о классе как интегральной общности («единый социальный организм») надо выяснить структуру межличностных отношений по симпатиям в нем, воспользовавшись классическим социометрическим

ОРИЕНТИРВ ПОНИМАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ОРИЕНТИРВ ПОНИМАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Свой страх изоляции индивид обычно пытается ослабить с помощью межличностных контактов: он нуждается в присутствии других, чтобы утвердить свое существование; стремится быть поглощенным другими, представляющими собой в его

§ 5.

Психология общения и межличностных отношений

§ 5. Психология общения и межличностных отношений Общение — социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.«Человек — это узел связи», —

Значение межличностных отношений

Значение межличностных отношений

On Relationship (Психология межличностных отношений)

On Relationship (Психология межличностных отношений) Bertine, Eleanor. Close Relationships: Family, Friendship, Marriage. Toronto: Inner City Books, 1992.Sanford, John. The Invisible Partners: How the Male and Female in Each of Us Affects Our Relationships. New York: Paulist Press, 1980.Sharp, Daryl. Getting to Know You: The Inside Out of Relationship. Toronto: Inner City Books,

3.3. Методы коррекции межличностных и сексуальных отношений

3.3. Методы коррекции межличностных и сексуальных отношений Формирование их шло постепенно. Вначале я работал только с больными неврозами традиционными способами: лекарства, гипноз, аутогенная тренировка и пр. Больным становилось легче, но через 2–3 месяца они

Регионоведение | социальные исследования

Похожие темы:
общественные науки

Просмотреть весь связанный контент →

региональные исследования , междисциплинарные социальные исследования, посвященные конкретным географическим регионам или культурно определенным территориям. Крупнейшие научные сообщества в этом отношении сосредотачиваются на том, что в общих чертах определяется как азиатские, африканские, латиноамериканские или ближневосточные исследования, а также на различных подобластях (исследования Юго-Восточной Азии, карибские исследования и т. д.). Программы региональных исследований обычно опираются на такие дисциплины, как политология, история, социология, этнология, география, лингвистика, литература и культурология.

Сегодняшние регионоведение можно рассматривать как истоки колониальной экспансии европейских держав в 18 веке и сопутствующих академических усилий по лучшему пониманию языков, культур и социальных организаций колонизированных народов. В этом смысле краеведение возникло как «дитя империи», часто движимое коммерческими и политическими интересами или предполагаемой цивилизаторской миссией колониальных держав. В то же время изучение древних цивилизаций, этнических кодов, социальных иерархий или иностранных языков было частью гораздо более широкого процесса распространения западной науки по всему миру. В то время как европейские столицы середины 18-го века начали выставлять сокровища и искусство «экзотических» цивилизаций наряду с древними цивилизациями в государственных музеях, 19-й век20-й век ознаменовался введением колониальных исследований в европейских университетах. В Соединенных Штатах междисциплинарные центры региональных исследований впервые возникли после Первой мировой войны, а сильный импульс они получили после Второй мировой войны, что соответствовало подъему Соединенных Штатов как мировой державы. Лучшее понимание обществ в Азии, Африке, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке считалось неотложным в контексте соперничества времен холодной войны между конкурирующими сверхдержавами, ищущими местных клиентов и сторонников, особенно в развивающихся странах. (Аналогичный стимул к изучению иностранных культур, основанный на соображениях безопасности, вновь наблюдался после терактов 11 сентября 2001 г.)

Работа немецкого географа Александра фон Гумбольдта в 19 веке была предвестником краеведения. На более позднем этапе возникло критическое направление региональных исследований, открыто осуждавших колониальную практику. Эта ветвь подчеркивала уважение к другим культурам, бросала вызов предполагаемой универсальности западного мировоззрения и европоцентризму, присущему теориям, претендующим на всеобщую достоверность, и выступала за взаимное обучение вместо одностороннего копирования западных социальных или политических моделей. Тем не менее, общим наследием всех направлений региональных исследований является то, что они почти всегда относятся к «другим» областям. В Германии или в США нет «германистики». исследований» в США.

Особую озабоченность в регионоведении вызывает точное территориальное разграничение исследуемых «ареалов», тем более что акцент на транснациональных и межрегиональных взаимоотношениях, который стал более заметным на рубеже 21-го века. Уместно ли, например, что африканистика чаще занимается исключительно Африкой к югу от Сахары? Иными словами, является ли Северная Африка частью как африканских, так и арабских исследований? Какое значение для понимания региона имеет выбор между «арабским миром» и «исламским миром» — акцент на этнической принадлежности или акцент на религии? Имеет ли смысл объединять исследования Юго-Восточной Азии, Центральной Азии и Южной Азии под названием азиатских исследований? Интеллектуальные дебаты по таким вопросам изобилуют, но живучесть существующих классификаций является признаком того, что они продолжают обеспечивать основу для производства значений.

Критика региональных исследований поднималась внутри исследуемых регионов, наиболее заметно в дебатах об «ориентализме», начатых публикацией книги Эдварда Саида «Ориентализм » (1978), влиятельной критики западных конструкций «Востока. ” Региональные исследования, согласно этой критике, выражали империалистическое и снисходительное мировоззрение в отношении «другого». Таким образом, объект исследования должен был быть переопределен, и был необходим полный пересмотр производства академических исследований незападных обществ. Постколониальные исследования возникли из этого направления мысли как конкурирующая исследовательская парадигма, которая резко критиковала господствующие западные академические подходы как часть международной системы господства, продолжающей колониальное прошлое. Хотя постколониалистские подходы наиболее сильны в теории литературы и культурологии, они также касаются социальных и политических наук.

Андреас МелерБерт ХоффманнРедакторы Британской энциклопедии

Идеальный тип | обществознание

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Самые популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *