Социометрия в социальной психологии: Социальная психология, предмет, задачи и цели. Социальная психология

Теоретические положения социометрии

27.08.2020

Социометрическая система, по идее Я. Морено, есть социономия с ее тремя отраслями: социодинамикой, социометрией, социатрией. Данные отрасли тесно переплетены. В частности, социодинамика есть наука о социальных группах; социометрия является наукой об измерении межличностных отношений; социатрия — наука о лечении социальных систем.

В социометрии применяются социометрические методы; в социодинамике — методы исследования взаимодействия членов группы; социатрия использует групповую психотерапию, в частности психодраму и социодраму.

По идее автора, социометрия как часть социономии занимается математическим исследованием социальных отношений. Применительно к психологии малых групп социометрия занимается изучением структуры группы, изучением индивидов, включенных в группу, точнее их поведения в группе. Еще точнее — социометрия изучает психологические или эмоциональные отношения индивидов в группе.

Морено обозначает место социометрии в социально-психологических исследованиях. Она занимается измерением социальных отношений как в больших, так и малых группах. Последние он называет «микрогруппы», или «атомные групповые структуры». Путь познания, по Морено, ведет от микро- к макрогруппам, или от малых к большим группам.

С точки зрения Морено, макроскопические общественные системы (большие группы) должны изучаться социологией, а социометрия преимущественно изучает микродинамику в этих макроскопических общественных системах. По-другому, социометрия изучает внутриструктурные процессы малых групп, входящих в большие группы.

Система социометрии содержит три элемента: социус (товарищ, друг), измерение (мера) и драму (действие, акт). Отсюда три направления в исследовании: исследование групп, исследование измерения и исследование действия.

Важно отметить, что в воззрениях Я. Морено много спекулятивного и мало аргументированного. Это не позволило популяризовать его теорию.

Общее мнение исследователей выразил социальный психолог М. Форверг: «Морено к хорошему методу создал плохую теорию». Доказательством этого являются неизвестные для многих исследователей такие теоретические конструкты, как «актер на ситуацию», «вспомогательное Я», «спонтанность», «теле», «социальный атом», «психосоциальные коммуникативные сети», «социодинамический эффект» и другие, тогда как активно используется социометрический тест.

По оценкам ученых, все исследования в рамках применения социометрического метода делятся на три области:

  • исследование динамики групп, т. е. все, что происходит в группе в процессе ее развития;
  • классификация групп и определение места конкретной группы в этой классификации;
  • математическая социометрия.
Ключевые слова: Социальность

Источник: Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019.

Материалы по теме

Теория социальной идентичности

Семечкин Н. И., Психология малых групп

Социология конфликта

Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина

Классификация социально психологических общностей

Парыгин Б.Д., Социальная психология, 1999

Культура и социальное поведение

Белинская Е.П., Социальная психология личности

Теория социальной стратификации

Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр….

Характеристика понятия «методология» в социальной психологии

Руденский Е.В., Социальная психология

Теория конформизма

Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин :…

Типология социальных характеров (по Б. С. Братуею)

Столяренко Л.Д., Основы психологии

Изучение социометрического статуса подростков в учебной группе (авторская модификация социометрии) // Социосфера — 2010. № 2

Социосфера
2010. № 2. С. 37–41
ISSN: 2078-7081

‘; for (var i = 0; i

1377

Аннотация

The author offers own modification of the popular known sociometric procedures by Jacob Moreno. The given version is based on J. L. Kolominskiy’s procedure, but has extended division into types of the sociometric status.

Ключевые слова: sociometry, status, teenagers

Рубрика издания: Психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Дорошина И. Г. Изучение социометрического статуса подростков в учебной группе (авторская модификация социометрии) // Социосфера. 2010. № 2. С. 37–41.

Фрагмент статьи

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгруп­повых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью со­циометрии можно узнать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрия широко используется в социологии. В последние годы этот метод реко­мендован к использованию в социальной психологии для изучения внутригрупповых от­ношений [1, 2, 3].

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональ­ную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой соци­альной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформаль­ного порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и анти­патий.

Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участ­ников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимопод­держки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодей­ствия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков, и, таким образом, получить ценную информацию о состоянии группы.

Полный текст

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгруп­повых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью со­циометрии можно узнать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрия широко используется в социологии. В последние годы этот метод реко­мендован к использованию в социальной психологии для изучения внутригрупповых от­ношений [1, 2, 3].

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональ­ную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой соци­альной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформаль­ного порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и анти­патий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участ­ников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимопод­держки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодей­ствия.

С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков, и, таким образом, получить ценную информацию о состоянии группы.

Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т. е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым, влияла на сплоченность коллек­тива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой [2].

Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурно­го аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Обычная процедура проведения социометрического исследования предполагает ответ каждым испытуемым на 2 вопроса приблизительно следующего содержания: «Назовите трех человек из вашей группы, общение с которыми для вас наиболее приятно» и «Назовите трех человек из вашей группы, общение с которыми для вас наименее  приятно».

Существуют различные классификации групповой структуры, построенной на основе социометрического исследования. Так, Дж. Морено выделяет следующие группы:

1) «звезды», пользующиеся наибольшей популярностью в группе;

2) «отверженные», получившие больше отрицательных выборов, чем положительных;

3) «изолированные», не замечаемые другими членами группы ни с положительной, ни с отрицательной стороны;

4) «социальный пролетариат», подавляющее большинство членов, пользующихся до­статочно положительным отношением группы.

Я. М. Коломинский построил свою классификацию, основываясь только на положи­тельных выборах членами группы друг друга.

1) «звезды», получившие 5 и больше положительных выборов;

2) «предпочитаемые», набравшие 3–4 голоса;

3) «принимаемые», получившие 1–2 выбора;

4) «изолированные», не получившие ни одного выбора.

Иногда выделяется группа «отверженных», тех, кто получил отрицательные выборы.

Мы считаем, что деление группы на 4–5 категорий не в полной мере отражает структу­ру межличностных отношений. Например, если придерживаться обтекаемого определения «отверженных», то в эту категорию попадут практически все испытуемые, так как резуль­таты наших исследований в течение нескольких лет доказывают, что редкие учащиеся не получают ни одного отрицательного выбора. Причем к «отверженным» мы должны будем отнести и тех, кто получил 1–2 отрицательных выбора на фоне большого количества  по­ложительных и тех, кого ненавидит почти весь класс.  Остается также спорным вопрос, к какой категории относятся ребята, получившие равное большое количество и положитель­ных и отрицательных выборов. Кто они «звезды» или «отверженные». По нашему мнению, для эффективного использования социометрического метода, следует использовать четкие критерии выделения групп. Для более подробного анализа межличностных отношений в группе мы решили применить авторскую классификацию, которая основывается и на по­ложительных и на отрицательных выборах.

Процедура исследования. Все члены группы заполняют бланки, в которых указывают трех человек, которые им больше всего нравятся и трех человек, которые им меньше всего нравятся. Все полученные данные заносятся в общую матрицу. Например, она может вы­глядеть так (таб. 1).

На основе социометрического исследования мы выделяем семь категорий (порядковый номер статусной категории см. в таб. 2):

1) «любимцы»;

2) «предпочитаемые»;

3) «терпимые»;

4) «неоднозначные»;

5) «незаметные»;

6) «нелюбимые»;

7) «гонимые».

 

Таблица 1

Социометрическая матрица

 

Саша А.

Петя Б.

Сережа В.

Вика Г.

Зоя Д.

Олег Е.

Володя Ж.

Маша З.

Катя И.

Миша К.

Света Л.

 

Саша А.

0

+

+

 

 

+

 

 

 

Петя Б.

0

+

 

+

 

 

+

 

Сережа В.

+

 

0

+

 

+

 

 

 

Вика Г.

 

+

0

+

 

 

+

+

 

Зоя Д.

+

+

 

0

+

 

+

 

 

Олег Е.

+

+

 

 

0

+

 

 

 

Володя Ж.

+

 

+

0

 

+

 

 

 

Маша З.

 

+

 

 

+

0

+

 

 

Катя И.

+

+

 

 

 

0

 

+

 

Миша К.

 

 

+

 

+

 

+

0

 

Света Л.

+

 

 

+

 

+

 

0

 

+

6

4

4

1

4

2

3

3

4

2

2

 

1

4

3

6

1

5

3

2

3

3

3

 

статус

1

4

4

6

2

6

4

4

4

4

4

 

Таблица 2

Ключ

        +

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10 и более

0

5

5

3

2

2

1

1

1

1

1

1

1

5

3

3

2

2

1

1

1

1

1

1

2

6

3

4

4

4

4

4

4

4

4

4

3

6

6

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

6

6

6

4

4

4

4

4

4

4

4

5

6

6

6

6

4

4

4

4

4

4

4

6

6

6

6

6

6

4

4

4

4

4

4

7

6

6

6

6

6

6

4

4

4

4

4

8

6

6

6

6

6

6

6

4

4

4

4

9

6

6

6

6

6

6

6

6

4

4

4

10 и более

7

7

7

7

7

7

7

7

7

7

7

Опыт показывает, что если подросток имеет более 10 отрицательных выборов, то у него нет положительных.

По результатом наших исследований 1997–2000 годов мы описали портреты личности подростков с разным социометрическим статусом.

«Любимцы» – мальчики. Для «любимцев» характерны проявление косвенной и вер­бальной агрессии. В ситуациях фрустрации эти подростки ведут себя так же, как и боль­шинство мальчиков их возраста. У них хорошо развиты коммуникативные способности. Одно из характерных свойств «любимцев» – это отсутствие подозрительности.

«Предпочитаемые» – мальчики. «Предпочитаемые» не часто  повышают голос на окружающих. Для них характерно отношение к себе как к плохому, виноватому в чем-то человеку. Во фрустрирующих ситуациях они ведут себя адекватно. Эти мальчики имеют развитую способность к эмпатии.

«Терпимые» – мальчики. «Терпимые»  склонны к использованию физической силы против обидчиков. Для них так же свойственно проявление ненаправленных, неупорядо­ченных взрывов ярости. В конфликтных ситуациях они ведут себя более агрессивно, чем большинство подростков. Они подчиняются мнению руководителя. Т.о. «терпимые» под­ростки являются достаточно агрессивной группой, но уважение авторитетов делает их при­нимаемой категорией.

«Неоднозначные» – мальчики. «Неоднозначные» проявляют склонность к раздра­жению, для них характерно недоверие и осторожное отношение к людям. Они обычно не проявляют зависти и ненависти к окружающим. Им свойственно выражение негативных эмоций через крик и ругань. Эти подростки полагают, что происходящие с ними события являются результатом действия внешних сил. Их поведение в проблемных ситуациях не всегда адекватно силе раздражителя. Подростки этой группы очень общительны, они хоро­шие организаторы, умеют управлять другими людьми. 

«Незаметные» – мальчики. «Незаметные» подростки совершенно не агрессивны, ча­сто испы­тывают угрызения совести. Эти ребята интерпретируют значимые события как ре­зультат своей собственной деятельности. Они не склонны подчиняться давлению других. Их поведение в ситуациях фрустрации не соответствует общепринятому в подростковой среде.

«Нелюбимые» – мальчики. «Нелюбимые» подростки не стараются причинить вред окружающим окольными путями. У них больше проявляется экстернальный локус контро­ля. Они плохо могут сопереживать людям. Они не стремятся образовывать эмоциональные связи с другими ребятами. У подростков этой группы недостаточно сформированы цели и ценности в жизни.

«Гонимые» – мальчики. Для «гонимых» мальчиков характерна оппозиционная форма поведения в отношении руководства. Для защиты своих интересов они не только в рез­кой форме высказывают свое мнение, но и готовы применять физическую силу. Они часто проявляют зависть и ненависть к окружающим. Для них свойственно положительное от­ношение к себе и оправдывание себя даже в случаях своей вины. Эти подростки не умеют в достаточной мере сопереживать людям. Они не испытывают большой потребности к кон­тактам со сверстниками.

«Любимцы» – девочки. «Любимцы» – достаточно агрессивная группа подростков. Выражая свое неприязненное отношение, девочки могут как подстроить какую-нибудь си­туацию, причиняющую вред человеку, так и просто применить физическую силу. Часто они выступают оппозицией для авторитета или руководства. Они достаточно завистливы. Им свойственно испытывать чувство вины за поступки, которые они совершили или нет. По­ведение этих девочек в ситуациях фрустрации соответствует общепринятым нормам. Под­ростки этой группы стремятся чего-то достичь и видят смысл в своем существовании. Они очень общительны.

«Предпочитаемые» – девочки. «Предпочитаемые» более склонны к применению фи­зической силы для защиты своих интересов, но обычно они не проявляют враждеб­ности по отношению к окружающим. Они редко испытывают угрызения совести. Они интерпрети­руют значимые события как результат действия внешних сил. Эти девочки имеют хорошо  развитую  способ­ность к сопереживанию. Их поведение во фрустрирующих ситуациях со­ответствует общепринятому в подростковой среде.

«Терпимые» – девочки. Личностные особенности подростков этого уровня соответ­ствуют большинству средних показателей по выборке девочек. Единственной их отличи­тельной чертой является экстернальный локус контроля.

«Неоднозначные» – девочки. «Неоднозначные» не склонны к проявлению агрессии и враждебному отношению к окружающим. Для них свойственно в целом положительное отношение. Они видят причину происходящих с ними событий в действии внешних сил. У этих девочек в значительной степени развиты способность к эмпатии.  Они умеют органи­зовать людей.

«Незаметные» – девочки. Эта группа подростков имеет очень низкие показатели по большин­ству видов агрессии, но для них характерна оппозиционная форма поведения, на­правленная  против авторитета и руководства. В ситуациях фрустрации эти девочки ведут себя так же как и большинство подростков их возраста. Для этих подростков характерны гедонистические установки, желание жить в свое удовольствие, не задумываясь о смысле своего бытия.

«Нелюбимые» – девочки. «Нелюбимые» готовы применять физическую силу для за­щиты своих интересов. Они часто ссорятся с окружающими, нередко не стесняясь выра­жений. Они часто противопоставляют себя лидеру. Кроме прямого и открытого выражения агрессии эти девочки могут пойти окольными путями для причинения вреда сопернику. Эти девочки характеризуются низким уровнем развития эмпатии. Их поведение в конфликтных ситуациях отличается от общепринятого. Девочки этой группы знают, для чего живут и хо­тят жить, будучи кому-то нужными.

«Гонимые» – девочки. «Гонимые» девочки агрессивно и враждебно настроены по отноше­нию к окружающим. Они более склонны к проявлению агрессии косвенным путем. Эти девочки раздражительны и грубы. Они завидуют окружающим, склонны к осторож­ному отношению к людям. Для них характерен нонконформизм. Они часто испытывают угрызе­ния совести. Эти подростки характеризуются интернальным локусом контроля. У них слабо развита способность к эмпатическому взаимо­действию. Для них представляет сложность быть организаторами каких-то мероприятий, но они очень общительны. Для «го­нимых» характерно нетипичное поведение в ситуациях препятствия или обвинения. У них недостаточно сформированы цели и ценности в жизни.

Литература

  1. Коломинский Я. Л.   Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. – Минск: Народная Асвета, 1984. – 239 с.
  2. Коломинский Я. Л.   Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. – Минск: Народная Асвета, 1969. – 240 с.
  3. Немов Р. С. Психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – В 3 кн. – Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М: Просве­щение: Валдос, 1995. – 507 с.

Дорошина Илона Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Пензенской государственной технологической академии, Пенза, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 27222
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1377
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Учебные заметки по социометрии | Социальные исследования

РЕКЛАМА:

В этой статье приводятся учебные заметки по социометрии.

Социометрия занимается выявлением влечений и отталкиваний между членами группы, между группами (миниатюрными социальными системами) или подгруппами или между подгруппой и индивидуумами. Социометрия включает набор операций, принципиально отличающихся от метода, используемого Эмори Борадгусом для измерения социальной дистанции.

Хелен Дженнингс, одна из пионеров в области социометрических исследований, описала социометрию как средство графического и прямого изображения общей конфигурации отношений между членами группы в некоторый данный момент времени. Такая картина позволяет сразу увидеть основные линии коммуникаций и весь калейдоскоп притяжений и отталкиваний между членами группы.

РЕКЛАМА:

Для Франца, «Социометрия — это метод, используемый для обнаружения и манипулирования социальной конфигурацией путем измерения привлекательности и отталкивания среди людей в группе».

Основным методом, используемым в социометрии, является социометрический тест; социометрические методы имеют отношение к группе приемов, включая социометрический тест, которые заключаются в том, чтобы каждый член группы имел возможность или не хотел бы участвовать в той или иной деятельности, имеющей отношение к жизни группы. .

В зависимости от характера группы участников могут попросить указать, с кем (из числа других членов группы) он/она хотел бы или не хотел бы быть связан в игре, учебе, решении задач. решение, ужин, одалживание и заимствование и т. д.   

Какой тип взаимодействия между членами становится центром внимания исследователя, зависит, помимо его целей, от характера и функций группы. Как правило, социометрические исследования используют наблюдение, анкеты и графики интервью.

РЕКЛАМА:

Иногда для защиты соответствующей информации может также использоваться проверка записей. Но социометрию правильнее считать методом анализа, а не просто методом сбора данных.

Исследователь должен наблюдать за поведением участников, если он хочет знать, что происходит в группе на самом деле. Во время такого наблюдения исследователь концентрируется на том, как ведут себя участники, как они взаимодействуют друг с другом, каков характер их отношений, кто инициирует взаимодействие (ориентировочная роль), кто играет объектную роль и т. д.

Предположим, мы проводим наблюдение, направленное на установление закономерности, которую ученики класса государственной школы демонстрируют в отношении обмена поздравлениями с Новым годом.

Мы можем обнаружить, что один ученик может считаться самым популярным членом класса, если он получает максимальное количество приветствий; социометрическая «звезда», если использовать язык социометрии. Мы также можем обнаружить, что некоторые студенты не получают поздравительных открыток.

РЕКЛАМА:

В социометрической терминологии это «изоляты». Далее мы можем обнаружить, что среди студентов имел место взаимный обмен поздравительными открытками, например, А посылает Б, а Б посылает А. Это известно как «взаимный обмен». В ходе наших наблюдений мы можем встретить клики, т. е. подгруппы учащихся, внутри каждой из которых произошел взаимный обмен приветствиями.

Социометрические анкеты и интервью используются для получения от каждого лица информации о других членах группы, с которыми они хотели бы или не хотели бы участвовать в том или ином типе взаимодействия, а также их мыслей об этом взаимодействии.

Вопросы, включенные в социометрическую анкету/таблицу, направлены на получение информации от каждого человека в группе о том, кого из других членов группы он хотел бы или не хотел бы видеть в качестве товарища по играм, соседа по комнате, коллеги и т. д.

Иногда человека просят назвать всех людей в группе, которых он хотел бы выбрать или отвергнуть; то есть нет никаких ограничений для респондента ограничивать свой выбор или отказы первыми тремя или четырьмя людьми в порядке предпочтения. Но если группа многочисленна, отдельного респондента обычно просят указать свой выбор или отказ первым нескольким людям в порядке предпочтения.

РЕКЛАМА:

Сам Морено настаивал на том, чтобы запрашивать неограниченное количество вариантов выбора или отказов, т. е. он рекомендует разрешить респондентам указывать весь диапазон выбора или отказов без каких-либо ограничений.

Конечно, нельзя отрицать, что такая свобода, предоставленная отдельным членам группы, имела бы большое значение для получения чувствительного и объективного портрета межличностных отношений в группе.

Но практические соображения часто требуют ограничения для отдельного респондента указывать свой выбор или отказы только до определенного числового предела (три или четыре). Если группа, подвергаемая социометрическому анализу, велика, такое ограничение в значительной степени становится необходимым.

Предположим, мы хотим провести социометрический тест в классе учащихся. Мы можем попросить каждого ученика класса указать, каких трех (или более) учеников он хотел бы пригласить на вечеринку по случаю дня рождения у себя и в каком порядке он предпочел бы пригласить тех, кого он хотел бы пригласить.

РЕКЛАМА:

Мы также можем попросить каждого студента указать, каких трех (или более) студентов он не хотел бы приглашать на вечеринку по случаю своего дня рождения и в каком порядке он будет отказываться.

Если респонденты считают, что их выбор или отказ будут использованы в качестве основы для фактической реструктуризации группы или для осуществления последующих договоренностей или перегруппировок, существует большая вероятность того, что они будут отвечать на социометрические вопросы со всей искренностью.

По крайней мере, это обычное и разумное предположение. Так, в социометрических исследованиях исследователь обычно предваряет свой вопрос заверением респондентов в том, что их выбор в отношении игр, условий жизни, учебы и т. д. будет активно учитываться при внесении изменений в преобладающие условия или в последующих действиях. распоряжения.

Несмотря на то, что Морено и его коллеги применяли социометрический метод с особой осторожностью и настаивали на использовании этого метода только при определенных условиях, социометрический метод применялся довольно широко и довольно часто без особой осторожности.

РЕКЛАМА:

Популярность этого метода может быть объяснена простотой и графическим характером «социограммы», которую можно точно описать как диаграммное средство представления основных основ межличностных отношений между членами группы и чувства, лежащие в основе этих отношений. Социометрические данные также можно обобщить с помощью таблицы N x N. Такая таблица является основой матричного анализа.

Попробуем разобраться с таблицей N x N на примере. Предположим, мы спросили каждого из пятнадцати учеников, составляющих класс, кого (среди остальных четырнадцати) они хотели бы пригласить на вечеринку по случаю дня рождения. Предположим также, что мы спросили каждого ученика в порядке его предпочтения. Мы можем представить эти данные в таблице N x N (поскольку в группе пятнадцать студентов, таблица будет иметь размер 15 x 15).

Цифры 1, 2, 3, показанные в различных ячейках таблицы ниже, обозначают предпочтения. 1 представляет первый предпочтительный выбор. Как показано в таблице ниже, А отдал предпочтение Б в качестве приглашенного на вечеринку по случаю дня рождения.

Аналогично, цифры 2 и 3 в таблице обозначают соответственно второе и третье предпочтения. Как видно из таблицы, C отдал второе предпочтение A и третье предпочтение E. Точно так же D отдал первое предпочтение A, второе C и третье E. Таким образом, в целом социометрическая матрица, показанная выше, изображает в весьма понятной форме межличностные отношения между студентами класса.

Те же самые данные могут быть представлены в виде социограммы.

Социограмма: Демонстрация моделей выбора на дне рождения:

Рассматривая представленную выше социограмму, мы обнаруживаем, что А является наиболее часто выбираемым человеком. Он обеспечил наибольшее количество вариантов, т. е. восемь. Из них три являются выбором первого предпочтения, четыре второго предпочтения и одно третье предпочтение.

На языке социометрии мы можем обозначить А как «звезду», например, он самый популярный ученик в группе. С точки зрения общего количества вариантов выбора, D и E (каждый из которых получил по 7 вариантов, независимо от предпочтений) идут дальше. Но с точки зрения предпочтений их положение не сравнимо с A, поскольку у D есть только 2 первых предпочтения, тогда как у E только 1.

Следует отметить, что C, G и B получили соответственно в общей сложности 5, 5 и 4 выбора, но каждый из них получил 3 первых предпочтения. B заручился первым предпочтительным выбором от A, который является «звездой» (как таковой, этот первый предпочтительный выбор, качественно говоря, значит больше, чем любой другой первый предпочтительный выбор). Такие качественные различия являются важными аспектами социометрического анализа.

РЕКЛАМА:

В социограмме мы обнаруживаем, что 0 не был выбран ни одним учеником и, таким образом, является изолятом на социометрическом языке. Некоторые случаи взаимного выбора также появляются на социограмме, например, А выбрал Б, а Б ответил взаимностью на чувства А.

Точно так же K и N предоставили друг другу третьи предпочтения. Социограмма также представляет взаимный выбор, который качественно неравный, например, D указал свой первый предпочтительный выбор для A, но A дал второй предпочтительный выбор для D.

Если бы у нас была группа значительно больше той, что представлена ​​на социограмме, то соответствующий рисунок мог бы показать существование подгрупп или клик внутри большей группы. Приведенная выше социограмма представляет модель выбора в отношении приглашения на вечеринку по случаю дня рождения.

Мы могли бы также задать учащимся класса вопросы, чтобы узнать модель выбора/отвержения в отношении других критериев. Например: «Кого бы ты выбрал в качестве товарища по играм?» или «с кем бы вы хотели разделить обед?» д., вот некоторые из вопросов, которые можно было бы задать.

Социометрические вопросы о том, что ситуации или события, о которых задаются вопросы, должны быть такими, с которыми члены группы знакомы, и что вопросы должны казаться реалистичными в контексте группы.

То есть события или ситуации не должны казаться респондентам очень диковинными или надуманными и должны осмысленно вписываться в когнитивную структуру респондентов. Наконец, очень желательно поддерживать достаточную степень согласованности между интересующей нас социометрической структурой и критериями, в отношении которых мы просим респондентов выразить свое согласие или неприятие.

РЕКЛАМА:

Анкеты и интервью являются основными инструментами, используемыми при проведении социометрических тестов. Они просты в управлении и могут быть переформулированы для соответствия различным ситуациям.

Студенты, занимавшиеся проверкой достоверности социометрических данных, обнаружили, что, несмотря на значительную изменчивость индивидуального выбора и моделей межличностных отношений внутри группы, баллы/индексы, основанные на социометрических данных, достаточно стабильны.

Социометрические методы с успехом использовались в исследованиях лидерства, моделей дружбы, групповых структур, социальной адаптации, предрассудков меньшинств, морали, общественного мнения и т. д. В области психиатрии (особенно в групповой терапии) использование социометрии также оказался очень плодотворным.

Среди новаторских исследований лидерства с использованием социометрического метода особого упоминания заслуживает исследование, проведенное Хелен Дженнингс на студентках. Дженнингс рассчитал баллы выбора для каждого студента на основе выбора или отказа, полученных каждым из них.

Это исследование показало, что существует тесная связь между лидерским статусом студентов в сообществе и оценками выбора, полученными ими в ходе исследования.

Одним из наиболее важных результатов исследования Дженнингса было то, что лидерство не зависит от какой-либо определенной совокупности черт или личностных характеристик; это зависит скорее от поведенческих вкладов, сделанных человеком по отношению к другим членам группы.

РЕКЛАМА:

Фестингер, Шахтер и Бэк использовали социометрическую технику в своем исследовании влияния паттернов проживания на паттерны дружбы. Исследование выявило тот факт, что, хотя такие факторы, как возраст, интересы, социально-экономический статус и т. д., важны для формирования дружеских отношений, экологические факторы вносят значительный вклад в первоначальное формирование и укрепление дружеских отношений. .

Криссуэлл использовала социометрический метод в своем исследовании предрассудков этнических групп. Ей удалось ясно показать, что расовые предрассудки у детей развиваются только после определенного возраста.

Ротлисбергер и Дисксон в своем известном исследовании под названием «Менеджмент и рабочий» описали с помощью социометрических диаграмм межличностные отношения между рабочими в «Банковской электромонтажной комнате», экспериментальной группе, отобранной из более крупного комплекса «Хоторн». Электромонтажные работы.»

Во многих случаях невозможно изучать межличностные отношения в контексте какой-то конкретной конкретной ситуации. В такие моменты людей просят принять участие в воображаемой игровой ситуации или социальной драме с целью оценки характера их установок. Социальная драма имеет диагностическое, а также терапевтическое значение для участников.

Переменные, которые представляет социометрическая мера, обычно являются социальными и, как таковые, имеют дело с базовыми данными, которые социологи в основном интересуют в первую очередь индивидуумы, взаимодействующие внутри миниатюрной социальной системы, эффективно представлены, что позволяет, таким образом, получить представление о социальной среде. как воспринимается субъектом. Знание «субъективной системы отсчета» помогает понять ситуацию.

Социологи, социальные психологи и, в меньшей степени, социальные антропологи и психиатры успешно применяли социометрические измерения. Настойчивость Морено в том, что социометрические данные должны использоваться для реструктуризации изучаемой ситуации, привела к использованию этих показателей в сферах образования, промышленности, вооруженных сил, психического здоровья и, в широком смысле, в социальной инженерии.

РЕКЛАМА:

Междисциплинарная пригодность социометрических устройств является веским аргументом в пользу их актуальности для области, в которой существует интерес к междисциплинарной интеграции. Кроме того, это устройства, которые может использовать независимый исследователь без крупномасштабных ресурсов. Социометрические данные имеют прямое отношение к изучаемой ситуации.

Это дополнительное достоинство этих методик с точки зрения действия-исследования. И это еще не все; эти методы, вызывая у испытуемых высокую степень интереса и сотрудничества, также обеспечивают индексы приемлемости и оперативное определение ряда эмпирических понятий.

Неудивительно, что социальные и поведенческие науки были под впечатлением от социометрических устройств, о чем свидетельствует частое использование этих методов в различных областях их научной деятельности.

Давайте теперь обсудим некоторые предостережения и ограничения, с которыми должны быть знакомы исследования, использующие социометрические методы. Эти предостережения в некоторых случаях относятся к (а) способу использования этих методов; в других они связаны с (б) недостатком, присущим самой природе социометрических методов.

Социометрические измерения обеспечивают лишь одно из множества средств наблюдения за межличностными отношениями. Чаще всего дополнительные доказательства, собранные с помощью других средств предоставления информации о физических, социальных, культурных и психологических аспектах ситуации, являются предпосылкой для интерпретационного понимания явлений, к которым обычно применяются социометрические методы.

Морено справедливо рекомендует использовать тесты на спонтанность и интервью, чтобы получить ключи к детерминантам социометрических ответов. Например, лицо, указывающее на свой выбор члена своей этнической группы, могло сделать это благодаря своему личному знакомству с выбранным членом; не столько по причинам этнической принадлежности.

РЕКЛАМА:

Предположим, в ходе социометрического исследования детей, принадлежащих к разным социально-экономическим классам, было замечено, что дети среднего класса в целом склонны выбирать в товарищи по играм детей своей страты.

Что означает это открытие? Если бы мы обнаружили, что дети из среднего класса (выбранные и выбравшие) живут в одном и том же районе и, как таковые, знакомы друг с другом, это означало бы, что фактор проживания является важным фактором в определении межличностного выбора.

Дети, принадлежащие к разным социально-экономическим группам, обычно проживают в разных местностях, поэтому вероятность контактов между детьми разных слоев должна быть меньше. Следовательно, дети среднего класса по понятным причинам не склонны выбирать себе в товарищи по играм детей из других групп.

Следовательно, любой вывод о том, что действия детей из среднего класса, когда они не выбирают детей из других социально-экономических или культурных групп, является отражением предубеждения. Это не будет отражением реальности.

Однако это не означает, что элемент предубеждения как исторический факт нигде не участвует в моделировании выбора детей. Например, на самом деле сегрегация людей разных вероисповеданий, каст и рас, т. е. их проживание в отдельных общинах/местностях, может частично объясняться предрассудками.

Социометрические методы составляют неотъемлемую часть усилий Морено и его сотрудников по разработке зрелой поведенческой теории межличностных отношений. Благодаря этой теории социометрические методы приобретают свой отличительный характер. Но у некоторых исследователей может возникнуть соблазн злоупотребить этими методами. Джон Мэдж высказал явное предостережение относительно такой возможности.

Тенденция игнорировать другие виды данных и приписывать наукометрическим данным особый эмпирический статус может затормозить мотивацию к введению меры, необходимой для плодотворного и более широкого применения социометрии. Линдзи и Боргатта утверждают, что было очень мало систематических, теоретически обоснованных исследований, направленных на изучение видов условий и переменных, связанных с социометрической реакцией.

Относительный недостаток систематических и кумулятивных исследований коренится в тенденции полагаться исключительно на социометрические показатели: до сих пор социометрические исследования ограничивались в основном образовательными и институциональными группами, в то время как другие соответствующие группы социометрически не исследовались.

Можно надеяться, что многовариантная концепция природы межличностных отношений может привести к исследованиям, которые будут иметь фундаментальное значение для понимания групповых процессов. Кроме того, такое систематическое исследование способствовало бы лучшему пониманию социометрических инструментов.

Отсутствие заботы о привязке формулировок к эмпирическим данным (характерное для Морено), вероятно, привело к сдерживанию более осторожного и настойчивого подхода к отношениям между теорией и социометрическими данными. Лиман представил базовую математическую модель для представления социометрического выбора, которая может привести к более систематическому подходу к социометрическим данным.

Опять же, социометрические исследователи уделили мало внимания критерию социометрических вопросов. Неоднократно подчеркивалась важность выбора подходящего критерия для социометрического анализа. Уместным здесь является различие между «существенными» и «вспомогательными» критериями (предложенное Морено), причем существенными критериями являются те, которые относятся к изучаемой центральной деятельности.

Криссуэлл проводит различие между «односторонними» и «двусторонними» социометрическими вопросами, в то время как Дженнингс предлагает различать «психическую» и «социальную» группы. Эти различия необходимо подчеркнуть, поскольку неспособность тщательно выбрать критерий отрицательно сказывается на качестве данных, и такие данные могут не поддаваться анализу с какими-либо последствиями.

Вопрос о том, что означает выбор в соответствии с различными критериями, а также о видах переменных, которые лучше всего могут быть измерены с помощью определенных критериев, — это вопросы, которые по праву заслуживают тщательного рассмотрения, но, тем не менее, ими часто пренебрегают.

Одно из возражений, выдвигаемых в этой связи, состоит в том, что исследователь, применяющий социометрию, часто не знает, что выбор означает для испытуемого. Это возражение относится к вопросам релевантности различных критериев предоставления данных в отношении конкретных аспектов.

Требование, чтобы исследователь «знал» что на самом деле означает ответ для каждого испытуемого, не очень корректно; важно, однако, то, в какой степени приказ, налагаемый на субъектов на основе ответа, может быть связан с соответствующими независимыми мерами.

Несмотря на феноменальные успехи, достигнутые в анализе социометрических данных за последние несколько десятилетий, все еще сохраняются характерные недостатки, наиболее серьезным из которых является «тенденция неправомерно извлекать выгоду из случайных вариаций» и рассматривать такие вариации как социально значимые.

«Околосоциометрические» и «квазисоциометрические» исследования, являющиеся разветвлениями «чистых» социометрических исследований, также весьма плодотворно проводились в ситуациях, когда строгое соответствие требованиям «чистых» социометрических исследований сталкивается с практическими проблемами.

Социометрическая самооценка, шкала группового участия, мультиреляционный социометрический опрос и метод «Угадай, кто» и т. д. являются некоторыми из методологических приемов, очень похожих на социометрические тесты.

Что такое социометрия? Характеристики, цели и методы

Что такое социометрия? Характеристики, задачи и методы — да, терапия помогает!

социальная психология и личные отношения

15 июня 2023 г.

В различных вузах тем или иным образом изучается предмет социометрии. Но, Что именно представляет собой этот метод исследования, каковы его характеристики и каковы его цели?

Социометрия – количественный (числовой) метод исследования, используемый в социологии, социальной психологии и смежных областях. Он направлен на измерение социальных отношений внутри конкретной группы, на оценку как индивидуальных, так и общих данных.

Что такое социометрия и для чего она нужна?

Социометрия способствует применению количественных методов измерения в определенных группах и социальных структурах и помогает нам понять способности, взаимодействия и психическое благополучие как на уровне группы, так и на уровне каждого из ее членов.

Этот метод был разработан психологом и терапевтом Джейкобом Леви Морено. С момента своего появления социометрия была очень ценным инструментом при оценке и измерении взаимодействия между компонентами разных групп, например, в академической, образовательной, трудовой или спортивной сферах.

В социометрическом методе используются несколько методологических ресурсов, относящихся к количественному подходу , например анкета и опрос, которые относятся к спектру методологий социометрического тестирования.

История социометрии

Социометрия зародилась в начале 20 века в США, где жил Джейкоб Леви Морено. Эта новая концептуализация породила методы, которые сделали социометрию методом, способным изучать, диагностировать и прогнозировать динамику группового и социального взаимодействия как в группах с небольшим числом членов, так и в гораздо более сложных и масштабных социальных контекстах.


Влияние Джейкоба Леви Морено

Венский психиатр и ученик Зигмунда Фрейда впервые столкнулся с социометрическим исследованием, когда он участвовал в организации колонии беженцев в своей стране. Таким образом, зная из первых рук о различных проблемах, возникающих в группах людей, Морено пытался организовать эти группы и их членов посредством социометрического планирования.

В 1925 году Джейкоб Леви Морено переехал в Нью-Йорк и в этом контексте разработал прочную теоретическую основу для своего социометрического метода. Он широко испытал свой метод в тюрьме Синг-Синг в городе, где проживал . Этот тест даст вам гораздо более подробное представление о множестве переменных, влияющих на личные отношения между различными группами в конкретном физическом контексте.

Собрав данные и используя свой лучший опыт, он усовершенствовал метод и разработал более совершенную версию социограмм, визуальную форму в виде диаграмм, которые позволяют изучать хорошие или плохие отношения между людьми в контексте большей группы.

С этого момента Морено будет публиковать свои социограммы среди американского академического и научного сообщества. Его методология была оценена очень положительно и стала частью наиболее используемых и эффективных инструментов во время проведения количественного и психосоциального анализа.

Через пять лет после своего первого наброска, уже в тридцатые годы, Джейкоб Леви Морено опубликовал работу о межличностных отношениях, которая в конечном итоге заложила основы социометрии. Именно с этого момента методология, созданная Морено, переживает бум и применяется во многих контекстах и ​​проектах. На самом деле у него даже был свой специализированный академический журнал от 19 года.36. Кроме того, будет основан Институт социометрии в Нью-Йорке, позднее переименованный в Институт Морено в честь Джейкоба Леви.

Цели социометрии

Социометрия преследует разные цели и имеет разное применение. По словам самого Джейкоба Леви Морено, основными задачами социометрии являются следующие:

  • Оценить уровень симпатии, пробуждаемой человеком в группе людей.
  • Углубите причины, по которым это так.
  • Анализ степени сплоченности между различными компонентами одной и той же группы.

1. Обнаружение отвергнутых людей

Одной из задач социометрии является обнаружение и классификация тех индивидуумов, которые в большей степени страдают от неприятия со стороны других компонентов группы . Точно так же он имеет дело и с противоположными случаями: выявить и классифицировать тех людей, которые больше всего ценятся остальными.

Таким образом, цель состоит в том, чтобы работать с первыми, чтобы развивать их социальные навыки и укреплять их общение и отношения с остальными, в то время как наиболее ценные могут улучшить свои лидерские качества.

2. Выявление изолированных людей

Другой задачей социометрии является выявление людей, считающих себя изолированными или изолированными от группы . Как это измеряется? Это люди, которые не оказывают влияния, положительного или отрицательного, на динамику и отношения внутри группы.

3. Анализировать групповую динамику

Еще одна возможность, которую он предлагает нам, чтобы иметь возможность предвидеть, после изучения динамики группы, как она будет реагировать и адаптироваться к определенным изменениям , например включение новых лиц или выход других.

Эти три цели могут быть обнаружены с помощью социометрии в образовательном и профессиональном контекстах, которые являются двумя группами, наиболее часто анализируемыми с помощью этого метода.

Как работает социометрический метод?

Социометрический метод, разработанный Джейкобом Леви Морено, широко используется в образовательных контекстах . Он используется, чтобы иметь больше данных и элементов анализа на уровне взаимодействия, симпатии/антипатии и сплоченности среди сверстников. Он также служит для выявления определенных положительных паттернов или разногласий, которые могут существовать между некоторыми из этих членов, и того, как эта динамика влияет на группу.

Основные функции социометрии в основном две: во-первых, выявление личных отношений внутри группы. Следует иметь в виду, что социометрия редко занимается изучением больших групп, чтобы можно было точно определить действующие переменные. Выявлены закономерности поведения внутри группы, применяемый метод, через социометрический тест.

Социометрический тест представляет собой анкету, которую должен заполнить каждый член анализируемой группы. Он должен осуществляться без ущерба для участников и оказания давления на них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *