Модель А в соционике. Часть 1 — Соционика от Джека на vc.ru
Привет всем читателям этой статьи! Сегодня в продолжение темы о соционических аспектах, мы рассмотрим, как аспекты по-разному располагаются в психике каждого ТиМа. Описывает это расположение так называемая «Модель А».
681 просмотров
Модель А помогает понять, почему у ТиМов информационные обмены разные. Это основная модель соционики, из которой можно понять сильные и слабые стороны каждого ТиМа, понять отношения между ТиМами.
Что в основе модели А
Модель А на примере Гюго
Собственно, 4 блока (4 строчки).
К первому блоку (Эго) относятся ценностные и сильные аспекты ТиМа,
ко второму (СуперЭго) — неценностные и слабые,
к третьему (СуперИд) — ценностные и слабые,
к четвертому (Ид) — неценностные, но сильные.
- Сильные аспекты — это те, информацию по которым мы легко берем из мира, обрабатываем и выдаем в мир обратно.
- Ценностные аспекты интересны нам, информацию по ним хочется потреблять и выдавать. Неценностные аспекты нас не интересуют. Информация кажется по ним избыточной, ненужной.
В каждой строке 2, а всего 8 вакантных мест, которые заполняются аспектами, у каждого ТиМа по-своему. Каждое из 8 мест в модели имеет свое название и выражение. Давайте разберем каждый.
Верхняя строка: сильные ценностные функции.
«Сила ТиМа.»
Позиция 1 — базовая функция
Место базовой функции
Это самая сильная функция типа, и обычно она прет как танк. В большей степени, мир воспринимается человеком через призму этой и второй функций.
Что значит прет как танк? Это значит, что в речи человека этой функции будет очень много (35-55% от всех высказываний, по моим наблюдениям).
Человек замечает в мире этот аспект, анализирует его и активно делится этой информацией с другими людьми. Причем, человек может даже сам его не слышать и не осознавать! Но человек живет через эту информацию. Этот аспект работает всегда, он не гибкий, не может подстраиваться под других. Поэтому и как танк 🙂Приветствуем сильнейшую первую функцию.
Позиция 2 — творческая функция
Место творческой функции
Творческая функция это подпевала первой, базовой 🙂 она также сильна, сильно получает, обрабатывает и выдает информацию. Но, в отличие от первой, она гораздо гибче. Она может «включаться» и «выключаться» по желанию, например, в разговоре с другим человеком или из-за неактуальности в данный момент. Ее сила заключается в гибком, определенном «творческом» подходе.
Обычно мы подключаем вторую функцию для первой, она помощник и снабжитель первой функции. Но часто встречаются люди, у которых вторая функция по силе сопоставима с первой, а у некоторых даже обгоняет первую. В среднем, на нее приходится 25-40% информации.
Поприветствуем гибкую творческую функцию.
Переходим ко второй строке. Это слабые неценностные функции.
«Этого нет и пусть не будет.»
Позиция 3 — ролевая функция
Место ролевой функции
Мы перешли ко второму блоку, в котором функции не только слабые, но еще и «ненужные». Ненужные в смысле того, что они человеком игнорируются, избегаются, и потреблять информацию по ним не хочется.
Ролевая функция здесь еще ничего 🙂
Она не такая слабая, как четвертая, болевая. По ней информация хоть и кажется несущественной и неинтересной, тем не менее, человеком набираются шаблоны. По этой функции мы приходим в новые общества, сразу оценивая и подстраиваясь под общество именно по этому аспекту. Она может активироваться и подключаться в стрессовой ситуации, в ситуации, требующей нестандартных решений или поведения. В остальных ситуациях информация по ней обрабатываться может, но скудно.
Это ролевая, показушная и шаблонная.
Позиция 4 — болевая функция
Место болевой функции
О специфике этой функции можно догадаться по названию 🙂
Да, это самое слабое место каждого ТиМа. Причем, вопреки названию, оно не совсем «болит». Оно игнорируется настолько, что информация по функции пролетает мимо восприятия человека, а информация от других людей по функции кажется ненужной, хочется от нее закрыться и/или убежать. Иногда это вызывает реакцию «что за скучный бред он говорит».
Но хоть эта информация человеком и игнорируется, в мире-то она продолжает существовать. И тут человеку может быть неприятно. Когда человек вынужденно сталкивается с РЕЗУЛЬТАТОМ ИГНОРИРОВАНИЯ информацией по функции, это может вызывать раздражение, непонимание и ту самую «боль». А еще ведь непонятно что с этим делать, а думать об этом неохота. Жизнь человека в целом может страдать от слабости и игнора аспекта в этой функции. А прямые советы от других людей по функции будут избегаться.
Так что, осталось лишь поддержать слабенькую болевую функцию.
Третья строка. Слабые ценностные функции.
«О Боже, как это хорошо».
Позиция 5 — активационная функция
Место активационной функции
Сразу скажу, что активационная — это прекрасно, и это моя любимая функция.
Мы перешли к блоку функций, слабых у ТиМа, но очень желаемых к потреблению. Это означает, что когда человек встречается с информацией по этой функции, он рад, доволен и хочет больше. Информация интересна, важна, обсуждаема, хотя выдавать сам ТиМ ее может слабо. И обрабатывать ее из внешнего мира без помощи других людей тоже.
Если брать различия между 5 и 6 функцией, то 5-ая активационная однозначно сильнее 6-ой суггестивной. И даже если изначально она слабая, она очень хорошо учится и набирает шаблоны. А благодаря еще и активному интересу к ней, она часто становится достаточно сильной, особенно у людей постарше. Из-за этого у некоторых людей эту функцию по ошибке можно даже записать в творческую.
Еще эта функция имеет второе название — самооценочная. Человек оценивает себя по этой функции, ему важно, чтобы он сам в ней состоялся и «мог». Информация по функции активирует, заряжает, часто даже вызывает восхищение (из личного опыта). Человеку нравится заниматься деятельностью, связанной с получением информации по активационной и общаться с людьми, которые могут ее сильно дать.
Поприветствуем яркую, впитывающую активационную.
Позиция 6 — суггестивная функция
Место суггестивной функции
Еще одна слабая интересная для ТиМа функция.
Но что в отличие от предыдущей? Суггестивная функция наиболее слабая из всех ценностных. Набрать по ней шаблоны в течение жизни весьма сложно. Она настолько слабенькая, что сравнима с болевой, хотя информация по ней восхищает и интересует. Но заметить и воспринять ее из окружающего мира сложно. Общение с людьми, сильными по функции ценится, обсуждения тоже. При помощи по функции или информации из внешнего мира человек не будет закрываться, а заинтересуется и даже словит кайфа 🙂
По функции нет никакого ограничения и критики, информация «вливается» в голову к человеку как в бездонную бочку и где-то там пропадает. Массив информации, потребляемой по функции потенциально очень большой. Но, зачастую, чтобы эту информацию получить, нужны другие люди. Сама обработка информации совершается по минимальному количеству «топорных» шаблонов.
Это суггестивная, слабая и нуждающаяся.
Четвертая строка. Сильные неценностные функции.
«Есть, и ладно.»
Позиция 7 — ограничительная функция
Место ограничительной функции
Добрались до последнего блока. Это функции, которые нами обрабатываются подсознательно, а на уровне осознания кажутся неважными.
Взять, например, 7-ую ограничительную функцию.
Встречаем ограничивающую ограничительную 🙂
Позиция 8 — фоновая функция
Место фоновой функции
Поговорим о последней функции — фоновой.
Она сильна. По силе обработки информации это рядом с творческой и базовой, но эта обработка происходит подсознательно. Поэтому информация выдается не так много, не так сильно. Эта функция серьезно помогает первым двум, осматривая мир «с третьего угла», анализируется подсознательно, давай потом эту информацию на первые две и помогая им.
Часто люди выдают достаточно много информации по функции в разговоре. Чувствуется, что этот аспект не вызывает проблем, воспринимается и успешно анализируется. По нему выдаются и решения и информация, хотя скорее мимолетом и для чего-то. То есть, эта информация не имеет ценности сама по себе, а выступает скорее как средство.
Приветствуем сильную, используемую фоновую функцию.
В этой части мы обсудили основные моменты из устройства модели А, и какие функции модель А в себя включает. Во части 2 я приведу пример, на основе которого опишу подробно работу модели А.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующую часть!
Еще, для меня будет приятно и полезно, если вы поддержите данную статью лайком! Это покажет, что такие статьи актуальны, и стоит писать их дальше 🙂 Напомню напоследок, что у меня есть телеграм-канал с информацией по соционике, заходи и подписывайся. Всем хорошего времени дня!
Модель А / Функции модели А
Модель А — это модель информационного метаболизма человека. Наполняясь определённым образом информационными аспектами, она формирует тип информационного метаболизма (тип ИМ или ТИМ), другими словами — соционический тип человека. Названа модель А в честь создательницы соционики, литовской социологини Аушры Аугустинавичюте. Её изобретение даёт ответ на вопрос, как функционирует соционический тип. С помощью модели А была сформирована концепция взаимодействия соционических типов (интертипных отношений) чего нет, например, у широко применяемой на западе типологии Майерс-Бриггс.
Модель А состоит из восьми функций, каждая из которых задаётся уникальной комбинацией из семи свойств работы, отвечающих за особенности восприятия, обработки и усвоения конкретного аспекта информации. Все функции имеют свои номера и названия, отражающие «образ» их работы. Так, есть базовая (1), творческая (2), ролевая (3), болевая (4), суггестивная (5), активационная (6), ограничительная (7) и фоновая (8) функции.
Разница между всеми соционическими типами определяется тем, с информацией по каким аспектам работают их функции: например, базовая функция Наполеона работает с аспектом чёрной сенсорики, тогда как базовая функция Драйзера — с аспектом белой этики. Важно понимать, что свойства самих функций от типа к типу не меняются, а меняется лишь положение аспектов в модели. Так, тот же Драйзер, воспринимает информацию по аспекту чёрной сенсорики не через базовую функцию, как Наполеон, а через творческую. Этим и объясняется разница в “видении мира” разными типами.
Чтобы лучше понимать, как работают функции, необходимо знать, в каких функциональных блоках они находятся, то бишь какими свойствами функций они задаются. Так, например, активационная (шестая) функция находится в блоках продуктивных, витальных, инертных, шаблонных, слабых, разгрузочных и ценностных функций. Это значит, что она воспринимает информацию через свойства “витальность” и “разгрузочность”, обрабатывает — через свойства “продуктивность” и “инертность”, а усваивает — через свойства “шаблонность” и “слабость” . Также активационная является ценностной функцией, что значит, что всем типам нравится воспринимать, обрабатывать и усваивать информацию по ней.
Важно также понимать, что не существует более или менее похожих по свойствам друг на друга пар функций. Все функции одновременно похожи и непохожи, поскольку у любой пары из них всегда найдётся три общих (и четыре противоположных) свойства. Так, исходя из таблицы, можно увидеть, например, что суггестивная (пятая) и фоновая (восьмая) функции обе являются витальными, контактными и загрузочными, но отличаются друг от друга тем, что суггестивная является акцептной, ситуативной, слабой и ценностной, а фоновая — продуктивной, шаблонной, сильной и неценностной.
Важно понимать, что когда Вы определяете функции типа по двум/трём свойствам, нельзя делать однозначные выводы о типе человека. Так, например, определив инертность, ментальность и загрузочность восприятия аспекта белой логики (БЛ), можно преждевременно подумать, что типируемый — Максим Горький, сбросив со счетов такие типы как «Робеспьер», «Гексли» и «Наполеон», у которых аспект БЛ воспринимается через те же свойства. Многолетняя практика типирования показывает, что именно так очень часто происходят ошибки в определении типа, когда одни функции принимаются за другие (в данном примере базовую БЛ можно легко спутать с болевой).
Model A — Wikisocion
Подробное представление модели A приведено в таблице ниже. Остальная часть этой страницы охватывает расширенные описания его составляющих.
Восемь функций
Модель A обычно рисуется в виде матрицы 2×4 , как показано в первой таблице ниже. Каждый из 8 функциональных слотов занимает 1 информационный аспект для построения модели А для определенного типа, как показано во второй таблице. Функции следуют стандартной нумерации от 1 до 8. Элементы часто обозначаются соответствующими геометрическими символами.
Примечание
Важно отметить, что нумерация функций в соционике указывает не на их «силу», а на их положение и роль в модели А.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Размещение информационных аспектов в 8 функциональных слотах не случайно и следует определенным правилам позиционирования. Когда мы определяем аспекты первых двух функций, этой информации достаточно, чтобы указать все остальные аспекты и точный ТИМ соционики.
Как видно из таблицы выше, каждый соционический тип воспринимает и обрабатывает все аспекты реальности, но в зависимости от позиционирования этих аспектов в модели А данного ТИМа это происходит с разной степенью ясности, глубины и комфортности. Образно модель А можно представить как круглую башню с восемью окнами, выходящими в разные стороны. Некоторые окна большие и прозрачные; из этих окон человек может видеть далеко и в мельчайших подробностях — это сильные функции. Остальные окошки маленькие и размытые, позволяющие видеть только нечеткие контуры, или даже не различать, светло на улице или темно — это слабые функции. Размер и свойства каждого окна индивидуальны для каждого человека, но в то же время существуют определенные правила их расположения, которые определяют 16 различных типов информационного метаболизма соционики.
Комбинируя характеристики элемента со свойствами его функционального положения модели А, мы можем обобщить черты и установки, проявляемые соционическими ТИМами, которые имеют этот конкретный элемент в этом конкретном положении. Таким образом, мы можем использовать Модель А в качестве абстрактной основы для создания типовых описаний 16 ТИМа соционики. Кроме того, интертипные отношения соционики также могут быть проанализированы и поняты на основе модели А. Однако, как правило, требуется значительное количество практических наблюдений и самоанализа, чтобы понять, как эта теоретическая модель применяется на практике.
Функциональные свойства и дихотомии
8 функций модели А можно отличить по функциональным дихотомиям, которые придают каждой функции определенный набор свойств.
Функциональная дихотомия сильный-слабый связана с размерностью функций, где 3-х и 4-х мерные функции считаются сильными, а 1-х и 2-х мерные называются слабыми. Понятие размерности функций было введено А. В. Букаловым в 1989 г. по аналогии с размерностью функций в математике. Позже это понятие использовал В. Д. Ермак. Согласно этой концепции, «сила» функций модели А соответствует тому, сколько параметров доступно ей при обработке информации, до четырех.
Инертный | Контактный телефон | Блоки |
---|---|---|
1-я программа Strong; ценится; Инертный Вербальный; умственный; Жирный Оценочный; Экстерьер; Прием 4-мерный | 2-й креативный Сильный; ценится; Контакт устно; умственный; Осторожный Ситуационный; Интерьер; Изготовление Трехмерное | Эгоблок |
4-й Болезненный Слабый; Подавленный; Инертный Невербальный; умственный; Осторожный Оценочный; Интерьер; Производство Одномерный | 3-я роль Слабый; Подавленный; Контакт Невербальный; умственный; Жирный Ситуативный; Экстерьер; Прием 2-мерный | Блок супер-эго |
6-й Активирующий Слабый; ценится; Инертный Вербальный; Жизненно важный; Жирный Ситуативный; Экстерьер; Производство 2-мерный | 5-й Наводящий Слабый; ценится; Контакт устно; Жизненно важный; Осторожный Оценочный; Интерьер; Прием 1-мерный | Блок суперидентификатора |
7-й Игнорирование Сильный; Подавленный; Инертный Невербальный; Жизненно важный; Осторожный Ситуативный; Интерьер; Прием 3-мерный | 8-й Демонстративный Сильный; Подавленный; Контакт Невербальный; Жизненно важный; Жирный Оценочный; Экстерьер; Изготовление 4-мерное | Идентификационный блок |
Четыре блока
8 функций модели А далее сгруппированы в четыре блока , каждый из которых содержит по 2 функции подряд. Каждый блок содержит один рациональный и один иррациональный элемент, один экстравертный и один интровертный элемент. Традиционно считается, что функции каждого блока так или иначе связаны и созависимы друг с другом. Другие соционисты утверждают, что функции проявляются раздельно.
Аушра Августа выбрала термины Эго , Супер-эго , Ид и Суперид для названий четырех блоков по аналогии с моделью психики Зигмунда Фрейда.
Примечание
Важно отметить, что значение этих терминов в контексте соционической модели несколько отличается от их значения в практике психоанализа.
|
| Эгоблок |
|
| Блок супер-эго |
|
| Блок суперидентификатора |
|
| Идентификационный блок |
Блок Эго
Блок Эго – это блок сильных, умственных, сознательных функций : ведущая функция и творческая функция. Аспекты функций Блока Эго оцениваются в пределах квадранта данного типа.
Блок Эго — социально-демонстративный, творческий блок, составляющий ядро ТИМа и обычно связанный с Эго человека — его внутренним «Я». Это область сознательной компетентности и индивидуализма, а также сознательного и активного наблюдения и влияния на мир. Человек обычно наиболее уверен, информирован и энергично активен в своих функциях блока Эго. В этом блоке мы редко испытываем чувство раскаяния, сомнения и стыда; также этот блок не перекладывает ответственность или вину на других.
Блок Эго включает в себя точку точной самооценки и требует социального признания, соответствующего его способностям. Деятельность функций этого блока социально направлена - люди легко делятся своим опытом и оказывают помощь другим из своего блока Эго. Функции этого блока редко «устают», поэтому большую часть свободного времени человек может заполнить деятельностью, относящейся к функциям этого блока. Часто люди выбирают свою основную сферу деятельности и занятия исходя из функций блока Эго.
Считается, что блок Эго полностью формируется к 24-25 годам. Некоторые соционисты заметили, что это наблюдение совпадает с комментарием К. Г. Юнга: «Первая половина жизни [человека] посвящена формированию здорового эго, вторая половина обращена внутрь и отпускает его».
Примечание
Следует отметить, что хотя это самый сильный блок ТИМа, на точность и правильность его оценок сильно влияет уровень опыта, знаний и интеллекта человека. Вполне возможно, что функции блока Эго допускают ошибки. Тем не менее, человек редко чувствует себя глубоко пристыженным или неадекватным в этом блоке, даже если он ошибся и легко восстанавливается.
Две функции Блока Эго, ведущая и творческая, составляют «формулу типа». Это самые независимые и уверенные функции. Деятельность этого блока всегда носит незавершенный, незавершенный характер. На этом блоке человек говорит: «Я лучше всех знаю, что мне нужно. Если потребуются какие-то изменения или улучшения, я внедрим их без посторонней помощи».
Программная, базовая или ведущая функция направляет глобальное восприятие и общий образ жизни человека, т.е. составляет «программу» жизни человека. Восприятие и фильтрация действительности через базовую функцию происходит настолько естественно и незаметно, что зачастую человеку трудно представить, что окружающая действительность может восприниматься как-то иначе. Базовая функция всегда тонко присутствует и «окрашивает» восприятие человека с самого раннего возраста. Его наличие в виде постоянного потока информации без сильных вариаций затрудняет его замечание в других, а также в себе, несмотря на то, что это самая сильная и самая сознательная функция. Для типизации человека необходимо рассматривать «в глобальном масштабе», чтобы определить активность и направленность его «программной» функции. Можно сказать, что люди «воплощают» свою ведущую функцию, а не выражают ее в повседневных ситуациях. Люди часто имеют сильную идентификацию эго со своей «программной» функцией, поскольку предполагается, что она является частью их личности.
Ведущая функция инертна и относительно негибка. Меняет свои представления и взгляды медленно и постепенно, особенно у людей подтипов ведущих функций. Часто информация, способная вызвать такие изменения, вызывает сопротивление и отторжение со стороны ведущей функции, поэтому интегрируется очень медленно. Такая интеграция имеет наибольшую вероятность, как правило, в условиях многократного и длительного воздействия на ведущую функцию своего дуального ТИМ.Творческая или исполнительская функция — еще одна сильная сознательная функция. Однако, в отличие от инертной ведущей функции, она подвижна и контактна. Креативная функция не имеет «целостной и полной» картины мира, а скорее рассматривает различные варианты, имеющиеся в данной ситуации, с целью найти подходящее для ситуации решение, удовлетворяющее и поддерживающее базовую функцию человека. Творческая функция активно проявляется в разговорах и бытовых ситуациях. Его выражения пронзительны, предназначены для использования некоторого эффекта в повседневных ситуациях и часто привлекают немедленное внимание других. Творческая функция требует определенных усилий и поэтому «разборчива» в том, когда она выражается; он может некоторое время «ждать», чтобы реализоваться в более мелких повседневных ситуациях. Являясь еще одной сильной функцией в блоке Эго, проявляющейся открыто, ее часто принимают за ведущую функцию, особенно у людей подтипов творческих функций.
Блок Супер-Эго
Блок Супер-Эго – это блок слабых, психических, сознательных функций : уязвимая функция и ролевая функция. Аспекты функций Супер-Эго не оцениваются в пределах квадранта данного типа.
Этот блок известен как блок «социального контроля» и блок «социального конформизма». Его можно уподобить «общественному сознанию» личности: деятельность этого блока направлена прежде всего на выполнение норм и стандартов, которые другие люди устанавливают для личности. Любые оценки и указания по этому блоку индивид ищет вне себя, от других людей, которые его окружают; здесь индивид «отдает» себя руководству и контролю общества, сознательно признавая свои слабости на этом блоке. Отсутствие «болевого раздражения» на 4-й уязвимой функции считается признаком того, что индивид удовлетворяет и оправдывает ожидания окружающих; каждый человек желает, чтобы его понимание 4-го уязвимого аспекта совпадало с «общественным мнением». Согласно толкованиям некоторых соционических источников, это блок, через который общество управляет человеком.
Прямое влияние на блок Супер-Эго, как правило, причиняет человеку наибольший дискомфорт. В то же время человек осознает свои слабости в этой области и осознает, что должен как-то исправиться и как-то отреагировать. Эта реакция, как правило, исходит из сильных функций их блока Эго. Таким образом, воздействия на блок Супер-Эго заставляют человека мобилизовать и сознательно активировать функции своего блока Эго для ответа.
Блок Супер-Эго никогда не спорит; он только рассуждает, не добавляя ничего нового, а лишь суммируя все, что известно индивиду в его аспектах. Этот блок «всеяден» и охотно усваивает всю информацию, относящуюся к его аспектам, в то же время демонстрируя слабую дифференциацию информации.
В некоторой литературе этот блок называют блоком «подростка» — из этого блока человек пытается показать окружающим: «Я такой же, как ты. Я один из ваших». — что напоминает стиль социализации людей в подростковом возрасте, когда человек пытается показать свою принадлежность к определенной группе сверстников. Также считается, что этот блок полностью формируется в подростковом возрасте (12-18 лет).
Функция роль достаточно гибкая, контактная, но слабая функция. Ее можно назвать «резервной» функцией, потому что она приходит на помощь при недостатке возможностей и возможностей базовой и творческой функций и в новых ситуациях, когда человеку необходимо быть восприимчивым ко всякого рода информации. Однако, в отличие от творческой функции, ролевая функция не ищет новых вариантов и решений, а выбирает наиболее подходящий из набора уже накопленного набора стандартов и норм. Длительная потребность сосредоточиться на этой функции приводит к ощущению дискомфорта и усталости. В то же время у людей периодически возникает желание «показать себя» на этой функции, доказать, что они на уровне и «не хуже других», и изучить средства и методы для этого.
болезненная функция, которую также называют точкой наименьшего сопротивления , является самой проблематичной из всех функций соционики. Эта функция является самой слабой из сознательных функций, и связанные с ней аспекты часто интерпретируются человеком как существенная личная проблема или дефект. Информация, полученная о болевой функции, часто искажается и неправильно интерпретируется человеком, часто слишком сильно преувеличивается или слишком недооценивается. В модели Джона Биба эта функция связана с архетипом «Трикстер». Столкнувшись с необходимостью справиться с собственной болезненной функцией, человек испытывает большую неуверенность, ощущает свою неспособность точно оценить собственные представления и действия и их эффективность, чувствует, что не умеет действовать правильно. Такие осознания часто сопровождаются чувством тревоги и дискомфорта, человек может даже начать паниковать. Любая потребность сосредоточиться на болезненной функции приводит к быстрому истощению, ощущению истощения энергии. Если все же достигается какой-то положительный результат по болезненной функции, это воспринимается человеком как большое достижение и комплимент и обычно является поводом для удовольствия.
Болевая функция инертна и совершенно неподатлива. Он с трудом усваивает новую информацию, особенно когда эта информация не соответствует предыдущему опыту.
Блок супер-ид
Блок супер-ид – это блок слабых, жизненно важных, бессознательных функций : активирующая функция и суггестивная функция. Аспекты блока Super-id оцениваются в пределах квадранта данного типа. Они представляют собой функции блока Эго двойственного типа.
Блок Суперид иногда в литературе по соционике называют «детским» блоком, потому что это блок слабых бессознательных функций, на которых трудно включиться в активную, сознательную, целенаправленную деятельность. Человек чаще всего является «потребителем» информации из этого блока, охотно впитывая любую сопутствующую информацию от других и даже провоцируя других на выработку такой информации, что лучше всего реализуется его дуальным ТИМом. В то же время человек плохо различает информацию в этом блоке, склонен чрезмерно доверять аргументам и оценкам окружающих. Особенно это характерно для суггестивной функции, которую назвали «суггестивной» потому, что человек слишком внушаем, податлив и легко ориентируется на этот элемент, имея слабую способность оценивать поступающую информацию по этой функции.
Как правило, люди нуждаются в подробном совете и поддержке по аспектам своего блока Супер-идентификатора, которую они обычно получают от других, у которых эти информационные аспекты являются частью их блока Эго. Самостоятельно думать и самостоятельно решать проблемы на этом блоке у человека «нет времени» и слабое понимание собственных желаний и потребностей; таким образом, человек обычно дает много свободы другим, включая своего партнера, в этих аспектах.
Слабо осознавая свои потребности в этом блоке, человек не противопоставляет свои интересы в этом блоке другим; В этом блоке можно наблюдать определенную виктимность и жертвенное поведение, а также потребность во внешней регуляции и контроле. Если человек не получает поддержки и качественных позитивных советов по этим аспектам, а испытывает неадекватность собственных суггестивных и активирующих функций, над этим блоком начинает развиваться чувство «обвинения других». В этом случае человек начинает обвинять окружающих в том, что они не оправдывают его ожиданий, уходят из общества, перекладывая всю ответственность на других. (В качестве примера: пожилой одинокий мужчина из ИЛЭ уже не мог в достаточной мере заботиться о своем жилом помещении, где он также держал обезьяну в качестве домашнего животного и компании. Поскольку вещи и мусор накапливались в его квартире, и он начал получать жалобы от других жильцов комплекса, он обвинял их и своих соседей в том, что они не помогают ему в содержании и обслуживании его квартиры. )
Суггестивная функция является одной из самых слабых функций модели А. Информация, полученная по этой функции, не подвергается особому критическому осмыслению и самостоятельной оценке человеком, как и болевая функция. Однако, в отличие от болевой функции, информация, ретранслируемая на суггестивном аспекте, не вызывает отторжения, дискомфорта и утомления, а наоборот, вызывает признательность и доверие и воспринимается человеком как нечто очень ценное и важное. Тем не менее человек обычно несколько пассивно относится к этой функции, ожидая, что другие будут выполнять его потребности. Формула лечения этой функции у человека обычно такая: «Если не болит, то и не замечаю», но как только возникают проблемы, человек становится исключительно зависимым от других в этом аспекте и восприимчивым к их советам и указаниям. Это наиболее выражено у людей подтипов ведущей функции.
Эта функция достаточно терпима к критике окружающих, даже резкой, которую даже принимает за знаки любви и заботы. Он переживается как более чувствительный и уязвимый для людей подтипов ведущих функций.
Воздействия на его функцию могут изменить внутреннее состояние и мировоззрение человека, слегка скорректировав представления о косной базовой функции. Однако человек имеет слабую способность влиять на себя в этом аспекте, и обычно это делают люди его дуального ТИМа.Функция , активирующая функцию , также иногда называют «референтной». Это еще одна слабая ценностная функция, по которой человек охотно получает помощь и поддержку окружающих, аналогичную суггестивной. В отличие от суггестивной функции информация, передаваемая по этому аспекту, подвергается частичной критической оценке и сверяется с некоторыми внутренними стандартами и представлениями, чтобы определить, приемлема ли эта информация для человека и должна ли она быть принята или отвергнута. Большая часть бессознательной оценки партнеров с точки зрения их приемлемости происходит по этой функции. Уровень активности человека в этом аспекте зависит от других людей — если есть поддержка, то активность человека может даже превосходить окружающих, если же нет поддержки — человек бесследно исчезает.
В отличие от суггестивной функции, активирующая функция часто болезненно реагирует на любые воспринимаемые критические замечания и замечания и ожидает лишь молчаливого понимания и поддержки (этот эффект несколько снижается у людей подтипов ведущей функции, которые проявляют более высокую толерантность к критике своих активирующих и ранимых функции). Эта функция инертна и несколько негибка, однако обладает большей ситуационной гибкостью, чем базовая функция. Аспект этой функции корректируется творческой функцией своего двойственного ТИМа соответственно ситуации.
Блок Ид
Блок Ид – это блок сильных, витальных, бессознательных функций : демонстративная функция и функция игнорирования. Аспекты блока идентификаторов не оцениваются в квадранте типа; они составляют блок Супер-Эго дуального ТИМа.
Пассивные навыки — в этом блоке человек вполне способен, но эти навыки направлены на предотвращение негативных моментов и опасных явлений, а не на активную и осознанную самореализацию. Человек мало осознает, на что он способен в этом блоке, и мало интересуется им. Основная функция этого блока – наблюдение за потенциальными опасностями и подводными камнями, удовлетворение базового уровня потребностей, обеспечение собственного выживания и выживания близких людей. Другие виды деятельности в этом блоке, как правило, не представляют для человека интереса и не приносят результатов высокой социальной ценности и ценности. Человек, как правило, не в состоянии постоянно работать над аспектами этого блока, так как это требует наложения ограничений на свой блок Эго, постоянного самоанализа и самокритики.
Блок Ид — это блок «кинетической энергии», такой же, как блок Эго. Это блоки решительной и настойчивой деятельности, не знающей стыда и неуверенности — в отличие от блоков Супер-Эго и Супер-Ид, представляющих собой блоки «потенциальной энергии», по поводу которых человек часто испытывает сомнения и беспокойства.
Функция игнорирования , называемая также ограничивающей , является сильной функцией, которая направляет свою деятельность на наблюдение за тем, чего не следует делать, как не следует действовать, предупреждая партнера о возможных последствиях, рекомендуя возможные варианты действий. действие, направленное на помощь партнеру в преодолении негативной ситуации. Однако длительная и глубокая деятельность этой функции воспринимается индивидом как нечто скучное и ненужное и даже раздражающее. Человек может восхищаться другими людьми, которые время от времени активно используют эту функцию, но в целом считает, что это не заслуживает особого внимания. Человек обычно игнорирует или опускает информацию, переданную по этому аспекту, из дальнейшего разговора, чем он ограничивает ее распространение. Как и в большинстве жизненных функций, активность функции игнорирования направлена на здесь и сейчас ситуации, переживаемые человеком, без наблюдения каких-то общих глобальных моментов. Функция игнорирования может быть описана как более сильное «игнорирование» для людей с ведущими подтипами функций.
Демонстративная функция – еще одна сильная функция, которая направлена на то, чтобы не допустить развития ситуации в негативную сторону для себя и для своего партнера. В отличие от ограничивающей функции демонстративная функция не предупреждает партнера о возможных последствиях, а без лишних слов человек принимает меры для предотвращения негативного развития разговора или ситуации. Несмотря на то, что это сильная функция, любое активное обсуждение этого аспекта отвергается человеком с желанием изменить курс на сильно ценные аспекты своего типа. Так как аспекту демонстративной функции соответствует аспект болевой функции дуальных типов, то таким образом дуалы останавливают приток нежелательной информации и экранируют болевые функции друг друга. Любые действия против себя или близких встречают отпор демонстративной функции. Демонстративная функция сильнее выражена у людей подтипов творческой функции.
Кольца модели А
Для каждого человека восприятие реальности распадается на две части: реальность внешнюю и реальность внутреннюю. Когда мы познаем внешнюю реальность, мы познаем окружающий мир, а также самих себя как объект и часть этого мира. Однако есть еще и внутренняя реальность, изучая которую, мы узнаем о себе изнутри, о своих внутренних восприятиях и реакциях на внешний мир. Это отражает разделение обработки информации модели А на два кольца: ментальное кольцо и жизненное кольцо.
Ментальное кольцо : Функции ментального кольца считаются сознательными. Это кольцо получает, обрабатывает и использует информацию о внешнем мире. Он отвечает за осознание и изучение объективной внешней реальности. Сюда входит информация, необходимая для управления внешним миром (направляется блоком Эго) и для адаптации к нему (обеспечивается блоком Супер-Эго). Функции этого сознательного кольца являются динамическими для динамических типов и статическими для статических типов.
Ментальное кольцо решает свои задачи сознательно — путем сбора, распознавания и передачи информации. Жизненное кольцо способно принимать сигналы-раздражители и самостоятельно реагировать на них. Однако ментальное кольцо не является более автономной частью, чем жизненное кольцо. Ментальное кольцо настраивается на работу только после активации витального кольца двойного ТИМа.
Модель А
Введение в Модель А
Соционика организует психику человека, разделив ее на восемь отдельных функций; эту организационную структуру обычно называют Моделью А. Модель А является одной из центральных основ соционики. Каждая функция служит разным целям и содержит один информационный элемент. Иными словами, модель А можно рассматривать как синтез функций и информационных элементов. Каждый социотип имеет уникальное сочетание функций и информационных элементов, что дает каждому социотипу уникальную формулировку Модели А.
Структура и аксиомы модели А
Структура модели А следующая. Модель состоит из восьми функций и четырех блоков, по две функции в каждом блоке. Каждый блок модели А содержит как рациональный, так и иррациональный информационный элемент. Функции модели А всегда имеют одинаковое положение и порядок для каждого типа; именно изменение того, какие информационные элементы соответствуют этим функциям, определяет социотип. Восемь функций следующие:
Блок эго
- Ведущая функция
- Творческая функция
Блок Супер-Эго - Ролевая функция
- Уязвимая функция
Блок супер-идентификатора - Наводящая функция
- Мобилизующая функция
Идентификационный блок - Игнорирование функции
- Демонстрационная функция
Правила размещения
Существует ряд правил размещения информационных элементов в функциях.
- Принимающие функции должны содержать либо рациональные, либо иррациональные элементы, а производящие функции — наоборот.
- Ментальные (или сознательные) функции должны содержать либо статические, либо динамические элементы, а витальные (или бессознательные) функции наоборот.
- Каждый блок должен содержать ровно один интровертный элемент и один экстравертный элемент.
Характеристики функций и блоков
- Ведущая функция:
- Принятие
- Ментальный
- Сильный
- Оценено
- Творческая функция
- Производство
- Ментальный
- Сильный
- Оценено
- Ролевая функция
- Принятие
- Ментальный
- Слабый
- Не оценено
- Уязвимая функция
- Производство
- Ментальный
- Слабый
- Не оценено
- Мобилизующая функция
- Производство
- Витал
- Слабый
- Оценено
- Наводящая функция
- Принятие
- Витал
- Слабый
- Значение <
- Игнорирование функции
- Принятие
- Витал
- Сильный
- Не оценено
- Демонстрационная функция
- Производство
- Витал
- Сильный
- Не оценено
Обзор
Каждая функция и блок модели А имеют ряд важных характеристик, включая оцениваемые/неоцениваемые, сильные/слабые, ментальное/витальное и принятие/производство. Их можно рассматривать как функциональные дихотомии (не путать с 15 дихотомиями Юнга и Рейнина). Сначала будут показаны характеристики каждой функции, а затем более подробно описана каждая функциональная дихотомия.
Все блоки модели А взаимосвязаны друг с другом. Поскольку блок Эго силен и ценен, он, по сути, контролирует информационный метаболизм человека, направление мысли и т. д. Блок Эго задает цели и направление, а затем подсознательно полагается на блок Id для предоставления необходимой справочной информации и данных, которые блок эго будет использовать при принятии решений. Любые конфликты между блоком Эго и блоком Супер-эго обычно приводит к победе блока Эго, а блоку Супер-эго отводится роль поддержки, а иногда и полное игнорирование. Поскольку человек слаб в блоке Супер-ид, но, тем не менее, ценит эти информационные элементы в блоке, он ищет внешней поддержки и информации от других, которые ценят эти информационные элементы и сильны в них.
Дихотомия «Принятие/Производство» или «Независимая (фиксированная)/Зависимая (переменная)» думать о как независимый или фиксированный признак, а производящий признак также можно рассматривать как зависимый или изменчивый признак.
Независимая (принимающая) черта
Термин «независимый» имеет особое значение в контексте этой дихотомии функций. Независимые функции, как правило, способны генерировать или создавать продукт, не подавляясь и не ограничиваясь зависимыми функциями. В этом смысле произведение независимых функций можно считать фиксированным, поскольку они обычно не изменяются зависимыми функциями. Однако в некоторых случаях независимые функции должны измениться. Эти случаи возникают при получении критического порога информации, противоречащей самостоятельным функциям продукта. Этот критический порог определяется в тот момент, когда зависимые функции больше не могут объяснить или обосновать, как новая полученная информация соответствует тому, что произвела независимая функция. В этот момент независимые функции вынуждены вносить исправления и корректировки в свой продукт.
Зависимая (производящая) черта
Как и термин «независимый», термин «зависимый» также имеет особое значение. При создании продукта зависимые функции обычно пытаются соответствовать продукту независимых функций; они зависимы, ограничены и управляются тем, что произвели независимые функции. Зависимые функции также можно назвать переменными. Переменная означает, что продукт зависимых функций изменяется и адаптируется относительно быстро, чтобы объяснить, как новая полученная информация соответствует тому, что произвели независимые функции.
Заключение
Короче говоря, независимые функции имеют гораздо больше свободы для производства того, что они хотят, а зависимые функции гораздо более ограничены. Другой способ думать об этом состоит в том, что независимые функции устанавливают параметры, в которых должны работать зависимые функции. Основное исключение из этого правила возникает, когда зависимые функции достигают критического порога противоречивой информации, после чего независимые функции должны внести коррективы и исправления.
Дихотомия ментального/витального
Дихотомию ментального/витального можно также рассматривать как дихотомию сознательного/бессознательного. Сознательные функции — это функции 1-4 в модели А; эти функции также называют ментальным кольцом. Бессознательные функции — это функции 5-8 в модели А; эти функции также называют жизненно важным кольцом. Психические функции занимают ведущее место в информационном метаболизме человека. Они легко используются в сознательном мышлении, разговорах, вербализации идей, наблюдениях и других сознательных мыслительных процессах. С другой стороны, жизненно важные функции играют фоновую роль. Они так же активны в информационном метаболизме, но играют скорее роль поддержки психических функций. По существу, психические функции (преимущественно в блоке Эго) диктуют направление мысли, но зависят от жизненных функций (прежде всего в блоке Эго). Id block) для получения информации и поддержки.
Дихотомия сильного/слабого
Функции Эго и Ид называются сильными, а функции Супер-Эго и Супер-Ид называются слабыми. Сильные функции обладают гораздо более высокой емкостью и способностью точно усваивать информацию. Это проявляется в более сложном понимании и использовании информации в сфере функции. Человек чувствует себя уверенно в использовании этих функций. Это также обычно приводит к увеличению доверия к этим функциям и их использованию. Сильные функции приносят пользу не только себе, но и окружающим, потому что сила функций позволяет ему легко использовать функции для помощи другим в этой области. Слабые функции, как правило, чрезмерно упрощают информацию, что приводит к менее развитому и тщательному информационному метаболизму. Эффект от этого двоякий: (1) человек склонен избегать использования этих функций так же, как он/она использует свои сильные функции, и (2) человек может искать помощи у других, у которых эти функции сильнее, если он их ценит. . Человек чувствует себя менее уверенно, используя эти функции.
Дихотомия ценного/неоцененного
Ценные функции включают функции 1, 2, 5 и 6. Неоцененные функции включают функции 3, 4, 7 и 8. Поскольку блок эго (функции 1 и 2) сильный и ценный, это составляет ядро соционического типа человека.