Совесть что делает: Совесть — что это? Понимание совести в христианстве, как сохранить совесть

Совесть — Психологос

01 октября 2022 г., 21:48

Фильм «Доктор Хаус»

Фильм «Совесть»

Совесть — внутренняя инстанция, заставляющая нас жить честно в отношении наших самых высоких ценностей. Человек, живущий по совести, поступит честно, даже когда ему это совершенно не выгодно.

Совесть выше порядочности: если порядочный человек ориентируется на соблюдение существующих договоренностей, то есть в отношении кого-то, то совесть, включая в себя порядочность, требует от человека верности себе, своим ценностям.

Как правило, совесть осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил.

Нужна ли совесть?

Да, нужна, и нужно не убивать совесть и доказывать, что она не нужна, а учиться ей пользоваться. Совесть — мощный нравственный ориентир. Компас, например, тоже ориентир и по нему легко понять, туда ли идешь или нет.

Совесть — это ориентир, только нравственный. Как метафора: для лошадей создают специальные поля, огороженные электрическим забором. Если лошадь коснется — она получит несильный, но ощутимый удар током. Неприятно и лошадь через забор не ломится. Если же такого забора не будет, очень вероятно, что лошади окажутся например на дороге, где их собьет машина или произойдет авария. Получается, изгородь с напряжением сохраняет лошадям жизнь и делает ее безопасной. Такой же изгородью для человека становится совесть. Только как и где ее ставить — решать ему.

А кстати, всегда ли совесть справляется со своей функцией? Нет, не всегда. Бывает, что совесть изначально была «настроена» на реагирование на совсем уж из ряда вон выходящие вещи (нельзя убивать, красть и прочее). И вот, человек живет, не убивает, не крадет — но висит на шее у родителей паразит-паразитом и не планирует вставать на свои ноги. И совесть его совсем не мучает. И тогда либо совесть нужно перенастраивать, либо, не смотря на то, что она молчит — тем не менее заниматься делом и учиться жить за свой счет.

Как резюме, совесть в сочетании с умом — это хороший нравственный компас.

Однако ж совесть без ума, или ум без совести — это компас без стрелки или без сторон света.

Как пользоваться совестью

Основной принцип — не ждите, пока совесть ударит, думайте заранее. Совесть должна работать не в прошлом, а в будущем. Что толку мучить себя за прошлое? Будущего прошлое уже не изменит. Хороша не та совесть, которая будет глодать вас за совершенные ошибки, а хороша та, которая предохранит вас от ошибок в будущем.

Как это осуществлять?

  • Не спорить с совестью. Признать свои ошибки, спокойно, с достоинством, как минимум про себя. Лучше — написать на бумаге.
  • Подумать, что вы решите, чтобы в будущем таких ошибок не было. Сформулировать четкий, понятный алгоритм действия. Чтобы было проще, представьте, что вы собираетесь рассказать своему воображаемому или реальному ребенку. Он наверняка задаст вам много самых разных вопросов — найдите ответ и на них. Если ребенок, вы думаете, вас поймет — значит вы сформулировали хорошее правило.
    Лучший способ дружить с совестью — это принимать четкие, осознанные решения на будущее и им следовать. Вот если вы от них будете отклоняться, то, пожалуй, и совесть может стать хорошим помощником (а кто еще так доходчиво вам об этом сообщит??).


  • Мораль
  • Совесть

Комментарии (11):

Аспанов Рамир, 01 августа 2013 г., 19:00

Все хорошо. Но ЗАЧЕМ вы используете отрывки из западных фильмов? Нельзя, разве, найти подобные сюжеты в отечественном кинематографе?

1

ответ

Козлов Николай Иванович, 01 августа 2013 г., 20:48

Рамир, мы будем благодарны за ваши подсказки. Какие фильмы и какие фрагменты из них вы могли бы рекомендовать?

Лебедев Евгений, 28 июля 2014 г., 18:43

Хорошая и полная статья. Я вот думаю, что совесть стоит вывести в разряд отдельного чувства, наподобие чувства зрения или слуха. Это, мне кажется, будет самым правильным пониманием этого необыкновенного явления!

Гость, 09 ноября 2014 г. , 22:38

Совесть — это естественное, природосообразное функционирование центральной нервной системы.

Пётр, 09 ноября 2014 г., 23:58

СОВЕСТЬ — это НОРМА. ЕСТЕСТВЕННЫЙ способ существования ЧЕЛОВЕКА в этой среде : Земля, Вода, Воздух, Свет. ЧУВСТВО — это ФОРМА приёма Информации. 5 Чувств «узаконены» т.н. наукой, так как имеют «Органы», которые можно потрогать руками. Информация в органах передаётс по «проводам» — Нервам. Но есть и «безпроводной» Способ передачи Информации «вай-фай», волновой способ передачи Информации. Какая разница ГДЕ находится принимающая «антенна», в темени, в области Сердца, в Солнечном сплетение, а может в Каждой клеточке? Важно, что она, «антенна», ЕСТЬ в КАЖДОМ Человеке. Понятие СОВЕСТИ, Нравственной оценки Поступка, почему-то объединённое словом Добро, — это всё ЯВЛЕНИЕ — НОРМА Жизни, зло — ОШИБКА — начало ПОЗНАНИЯ. ЧУВСТВО родает МЫСЛЬ, МЫСЛЬ рождает СЛОВО, СЛОВО рождает ЧУВСТВО. Эта Троица — способ Безконечного ПОЗНАНИЯ — УСЛОВИЕ безконечности РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО на Земле.

Евгений, 04 мая 2015 г., 00:11

Тестирование на совесть очень актуально сегодня. Ведь если у человека нет совести, то он угроза обществу. Ну, а если такой человек наделён властью, то это вдвойне опасно. Правда, среди людей примерно 50% совести не имеют. Чтобы не комплексовать по этому поводу они придумали для себя общество в котором совесть лишний элемент. Такое общество называется капиталистическим. Ну, а те у которых совесть есть хотят построить для всего человечества общество справедливости — коммунизм. Но что делать с теми кто против совести? Ведь они ведут себя очень агрессивно и подло. Изгадили нашу страну, опустив её ниже плинтуса. Сейчас принимаются за Кубу. Главное их оружие в пропаганде толерантности (терпимости) ко всякого рода мерзости с их стороны, в привлечении молодёжи в свои ряды вседозволенности. Последние исследования учёных показали, что совесть передаётся на генетическом уровне. Кастрация людей без совести единственный способ предотвратить вырождение человечества.

Тестирование на наличие совести необходимо ввести во всех детских медучереждениях страны. Среди взрослого населения проводить диспансеризацию. Сейчас учёные нашей страны ищут способ прививки совести. Эта работа государственной важности.

Дарья, 11 января 2016 г., 02:23

Статья не плохая. Однако весьма спорная, поскольку везде по всему миру у всех людей одинаковые представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо», то есть, о том, что такое Добро, а что Зло. Плюс Человек ЕДИНСТВЕННОЕ существо на нашей планете обладающее совестью как таковой и способное оперировать нравственными категориями. Ни у одного другого вида живых существ нет ничего подобного. Животные, рыбы, птицы, насекомые и т.п. управляются инстинктами. А их мозг — если у конкретного существа он вообще есть (ну о каком мозге можно говорить, например, у муравья?!..) — в принципе, НЕ может даже понять, что такое «нравственность», «хорошо» и «плохо». Максимум на что они способны — усвоить правила, что «можно», а что «нельзя» с точки зрения людей, благодаря обучению и дрессировке.

Так что совесть равно как и осознанная и разумная речь вовсе НЕ естественна с точки зрения природы. Более того, оставленные на произвол судьбы любые системы склонны к энтропии, т.е. к разрушению. Оставьте машину в джунглях и через несколько лет от нее мало что останется.Как минимум она вся проржавеет. И в этом смысле сама эволюция жизни на Земле (от бактерий и одноклеточных к человеку), как таковая — явление скорее ПРОТИВОестественное.

Гость, 03 апреля 2019 г., 23:11

Совесть — это чувство человека, которое несёт ответственность за его поведение и поступки.

Гость, 28 февраля 2020 г., 18:43

Совесть присуща всем людям, она дана Богом. Вот что записано о ней в Библии:
«Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую.» (Римлянам глава 2 стихи 14,15).

Гость, 13 сентября 2021 г. , 17:31

Николай Иванович, переделали статью? Читала давно, и как помню, совесть описывалась как полезное чувство для людей с слабой осознанностью. Неужели что-то путаю?

1

ответ

Соколова Л.В., секретарь Н.И. Козлова, 14 сентября 2021 г., 09:28

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Формирование совести

Совесть формируется дрессировкой. В каждой семье родители формируют у ребенка совесть путем поощрения и наказания ребенка за его поступки. Подобного рода дрессировкой занимаются любые родители, даже если сами не отдают себе в этом отчета. Совесть в обыденном понимании — это самоосуждение и самонаказание за то, что сделал «плохо», «зло». Для этого надо различать «добро» и «зло».

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

О совести

Есть старинное предание. В некотором государстве жил-был добрый король. Однажды в студеный зимний вечер, когда метель заносила глаза и ветер наметал сугробы, он увидел на дороге замерзающего нищего. У него сжалось сердце, и, не задумываясь, он снял свою теплую мантию и завернул в нее несчастного. «Идем, — сказал он ему, поднимая его на ноги, — в моей стране найдется и для тебя любящее сердце»…

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Предпосылки развития совести

Совесть, всё же есть. В природе. И у животных (хотя бы у некоторых, не обязательно всех). Просто, не сразу (и не у всех) она просыпается. Ну, есть ещё половой инстинкт, материнский (отцовский и вообще, родительский) инстинкт, кое-какие ещё инстинкты, которые тоже просыпаются не сразу (а у кого-то и вовсе не просыпаются — такое тоже бывает). Хотя, всё это — инстинкты, то есть, безусловные (не знаю что, но «рефлексами» их назвать как-то язык не поворачивается), зашитые в ROM-BIOS навыки, стремления, или как их там.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Развитие совести у детей

Совесть детям с рождения не известна. Она не является ни базовым инстинктом, ни чем-то врожденным. В природе нет совести так же, как нет финансовой системы, государственных границ и различных толкований романа «Улисс» Джойса. Совесть – это внутренний родитель. Родители учат правилам общежития с родителями или другими важными людьми (в каждой семье эти правила свои). Совесть сдерживает ребенка, делает более управляемым и удобным. Когда внешние требования родителей становятся внутренними требованиями ребенка к самому себе – совесть сформирована.

1Подробнее

01 окт. 2022 г.

Совесть у животных

Животные (не все, но многие), особенно те, которые держатся в стаях, тоже обладают некоторой совестью. Может быть, они её как-нибудь по-другому называют на своём языке, но не в этом суть. С обезьянами я дела не имел, но собака — уж точно знает своё место в стае/семье, кто в стае вожак, и кто в доме хозяин… На кого следует гавкать, кого укусить, а кто «свои». Под одной крышей (в одной квартире) прекрасно уживаются собаки с кошками и крысами (декоративными), и никто никого не ест, хотя в дикой природе это были бы непримиримые враги.

3Подробнее

Совесть

5 ступеней веры


Как Вы про­ком­мен­ти­ру­ете такое утвер­жде­ние, что, несмотря на то, что совесть – поня­тие для всех акту­аль­ное, но, тем не менее, все пони­мают его по-раз­ному?

Это дей­стви­тельно неотъ­ем­ле­мая часть нашего нрав­ствен­ного багажа. Выра­же­ния, типа: «жить по сове­сти», «при­слу­ши­ваться к голосу сове­сти», или, наобо­рот, «идти против своей сове­сти», – это то, что мы гово­рим и слышим очень часто. Если попы­таться про­ана­ли­зи­ро­вать эти­мо­ло­гию слова в рус­ском и сла­вян­ском вари­анте, то, пожа­луй, речь идет о «сове́дении». Когда в моем созна­нии, неза­ви­симо от того, прошу я об этом или нет, воз­ни­кает какая-то идея, какая-то мысль, кото­рая как бы при­хо­дит в меня извне. Это не часть меня самого, но это то, что при­хо­дит в меня. Нрав­ствен­ный закон, напи­сан­ный в душе чело­века, о кото­ром рас­суж­дал Кант, может быть, это один из сино­ни­мов сове­сти.

Поня­тие это, с точки зрения хри­сти­ан­ской, конечно рели­ги­оз­ное. Напри­мер, среди прочих опре­де­ле­ний, наи­бо­лее выпук­лым и рельеф­ным явля­лось опре­де­ле­ние Досто­ев­ского о том, что «совесть – это бытие Бога в душе чело­века». Не могу ска­зать, что я пол­но­стью согла­сен с этим, но то, что совесть – кате­го­рия рели­ги­оз­ная, для хри­сти­а­нина оче­видно.

Пред­мет нашего раз­го­вора – совесть. Но нас могут спро­сить: «Соб­ственно, о чем вы гово­рите? Это что-то неуло­ви­мое, неося­за­е­мое, ни потро­гать, ни изме­рить».

Я бы сказал, что и другие вещи, к кото­рым мы при­выкли, тоже неуло­ви­мые и неося­за­е­мые, хотя никому не придет в голову сомне­ваться в них. Напри­мер, архи­епи­скоп Лука (Войно-Ясе­нец­кий) был прак­ти­ку­ю­щим хирур­гом экс­трак­ласса и ему при­над­ле­жит выра­же­ние: «Я часто вскры­вал череп­ную коробку, но не нахо­дил там ума, и рабо­тая с чело­ве­че­ским серд­цем, я не нахо­дил в нем любви». Совесть из этой же обла­сти.

Вы ска­зали, что совесть – это при­сут­ствие Бога в чело­веке. Можно ли гово­рить о том, что есть разная совесть у чело­века рели­ги­оз­ного и нере­ли­ги­оз­ного? Потому что веру­ю­щий чело­век может посмот­реть на запо­веди: «не убий, не укради, не пре­лю­бо­дей­ствуй», понятно, что плохо, а что хорошо. А для чело­века неве­ру­ю­щего внут­рен­ний закон, кото­рый гово­рит: хоро­ший я или плохой, – более важен, тем более, что неве­ру­ю­щие люди очень часто бывают людьми поря­доч­ными.

Хоро­ший вопрос. Он сво­дится к тому, каким обра­зом мы можем гово­рить о сове­сти как о боже­ствен­ной дан­но­сти для чело­века, кото­рый, хотя, и исполь­зует ее, но при этом в Бога не верит. Согла­си­тесь, можно исполь­зо­вать наслед­ство, не выяс­няя адре­сата, кото­рый мне это наслед­ство оста­вил. Можно дышать воз­ду­хом, при этом не знать его фор­мулы. Поэтому, чело­век, неве­ру­ю­щий в Бога, может поль­зо­ваться тем инстру­мен­том, кото­рый, с точки зрения хри­стиан, дал нашему есте­ству именно Гос­подь Бог. А что каса­ется фено­мена совест­ли­вого, но неве­ру­ю­щего чело­века, то спо­рить с этим никому не при­хо­дится, но при этом есть все-таки суще­ствен­ная раз­ница и она заклю­ча­ется вот в чем. Вер­немся к Досто­ев­скому. Его опро­верг Феофан Затвор­ник, кото­рый сказал: «Нет, совесть – это не бытие Бога в чело­веке. Совесть – это сторож, кото­рого Бог дал своей Истине». Поэтому, для того чтобы сторож хорошо справ­лялся со своими обя­зан­но­стями, он эту Истину прежде должен познать, чтобы знать – что охра­нять. В про­тив­ном случае мы этот инстру­мен­та­рий – нашу совесть – вос­пи­ты­ваем своими убеж­де­ни­ями, не всегда рели­ги­оз­ными. Поэтому можно гово­рить о сове­сти буд­ди­ста, если речь идет о другой рели­ги­оз­ной тра­ди­ции. Можно гово­рить о сове­сти рево­лю­ци­о­нера, можно гово­рить о сове­сти агно­стика. То есть, чем я этот меха­низм, данный мне от Бога, вос­пи­ты­ваю, тем она и явля­ется для меня. Поставь десять людей для одной пове­ден­че­ской ситу­а­ции с вопро­сом: «Как вы посту­пили, говоря о том, что вы совест­ли­вые люди?» – они дадут разные ответы. Хри­сти­ане отли­ча­ются от неве­ру­ю­щих тем, что они свою совесть вос­пи­ты­вают боже­ствен­ным кри­те­рием – Еван­ге­лием, поэтому на какую-то ситу­а­цию она у нас реа­ги­рует именно исходя из того, чем мы ее напол­нили.

То есть что-то нор­маль­ное есть в том, что совесть у всех разная. А если спро­сить чело­века: «Ты посту­пил по сове­сти?» А он в ответ скажет: «По своей». Это нор­мально?

Да, если для него это убеж­де­ния и он счи­тает их исти­ной, то, навер­ное, в соот­вет­ствии со своей исти­ной он посту­пил, поэтому не испы­ты­вает внут­рен­него кон­фликта. Скажем так: внут­рен­ний кон­фликт, свя­зан­ный с сове­стью, – он как раз исхо­дит из системы жиз­нен­ных цен­но­стей. Вспом­ните извест­ную исто­рию про або­ри­ге­нов, кото­рым задали вопрос о добре и зле. Они ска­зали: «Хорошо – это когда мы отни­мем у сосед­него пле­мени женщин и скот, а плохо – это когда у нас». Поэтому, если он не отнял, а пожа­лел, то он всту­пает в кон­фликт со своей сове­стью, кото­рую он вос­пи­ты­вал, исходя из этих убеж­де­ний. Или, напри­мер, обви­не­ния Сократа в том, что он без­бож­ник. Сократ как раз таки вос­пи­ты­вал свою совесть чем-то другим, нежели язы­че­ская мифо­ло­гия, поэтому для него это было в согла­сии со своей сове­стью. Но и те, кто обви­нял его, исходя из своих совест­ли­вых убеж­де­ний, – они кон­ста­ти­ро­вали, что он заблуж­да­ется и с ним нужно бороться.

Слово «бес­со­вест­ный», мне кажется, больше у всех вызы­вает кон­сен­сус в пони­ма­нии?

Я при­по­ми­наю одного своего, уже покой­ного, зна­ко­мого по уни­вер­си­тету, кото­рый на мой вопрос: «Доро­гой, что ты дела­ешь? Тебя совесть не мучает за твои поступки?» – а он дей­стви­тельно совер­шал не очень кра­си­вые поступки – отве­тил: «Голуб­чик, она давно уже бла­го­сло­вила все, что я делаю». Есть такое выра­же­ние: «Каждый судит в меру своей испор­чен­но­сти». Я думаю, что в нашем раз­го­воре нужно его вывер­нуть наизнанку и полу­чится нечто другое: каждый судит в меру остав­шихся доб­ро­де­те­лей. Чем меньше в чело­веке добра, тем меньше и тише голос сове­сти. Если его совсем мало, то тогда мол­ча­ние сове­сти мы вос­при­ни­маем за знак согла­сия. Но опять-таки, исходя из нашей жиз­нен­ной уста­новки. Скажем, рим­ский языч­ник – это одно, пред­ста­ви­тель какого-нибудь при­ми­тив­ного шаман­ского пле­мени – это другое, Жан-Поль Сартр или Альбер Камю – это третье, и, нако­нец, хри­сти­а­нин – это чет­вер­тое. Всякий из этих людей будет при­слу­ши­ваться к голосу своей сове­сти, исходя из жиз­нен­ной уста­новки. Когда мы гово­рим «бес­со­вест­ный», речь идет не о том, что у чело­века сове­сти нет, а о том, что он, исходя из своей уста­новки, заглу­шил ее голос. Я думаю, что чело­век, шага­ю­щий к хри­сти­ан­ству и насту­па­ю­щий на свою язы­че­скую совесть, застав­ля­ю­щий ее замол­чать, – он делает прорыв. И наобо­рот, хри­сти­а­нин, ухо­дя­щий от Христа, заглу­ша­ю­щий голос своей сове­сти, напри­мер, пьян­ством или нар­ко­ма­нией, тоже совер­шает опре­де­лен­ного рода путь. Но это путь, с нашей точки зрения, вниз.

Есть в хри­сти­ан­стве такое утвер­жде­ние, что Бог будет судить хри­стиан согласно запо­ве­дям, а людей неве­ру­ю­щих будет судить по их сове­сти?

Да, когда я гово­рил о том, что это рели­ги­оз­ная кате­го­рия, я не просто это утвер­ждал без­осно­ва­тельно. Напри­мер, апо­стол Павел гово­рит о том, что для тех, кто не откроет для себя Христа, суд будет про­ис­хо­дить по тому, что начер­тано в их сове­сти, по тому закону, кото­рый начер­тан Богом в их сове­сти. Чело­век, сотво­рен­ный Богом, конечно, не остав­ля­ется, даже в том случае, если он по каким-то при­чи­нам в земной жизни не открыл для себя Спа­си­теля.

Полу­ча­ется, что совесть фор­ми­ру­ется в рамках какой-то куль­туры, тра­ди­ции и здесь ори­ен­тиры тоже могут быть раз­лич­ными?

Да. Вос­пи­та­те­лем нашей сове­сти может быть все что угодно: наш семей­ный круг, наш куль­тур­ный, эко­но­мико-поли­ти­че­ский круг, сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции. Все это может быть источ­ни­ком для вос­пи­та­ния чело­ве­че­ской души, чело­ве­че­ской сове­сти, но, повто­ряю, хри­сти­ане наста­и­вают на кри­те­рии, кото­рый они счи­тают абсо­лют­ным. Это Боже­ствен­ная Истина, откры­тая в кон­крет­ный момент, но если речь идет о подроб­но­стях, то это Благая Весть, про­зву­чав­шая в мире две тысячи лет назад. Что каса­ется свя­щен­ни­ков, то мне кажется, что любой из нас пони­мает осо­бен­ность сове­сти, исходя из молитвы Васи­лия Вели­кого, кото­рая звучит на каждой Литур­гии: «и очисти нас от сове­сти лука­вой». Видите, ока­зы­ва­ется, Досто­ев­ский дей­стви­тельно не прав. Если бы совесть была голо­сом Божиим, самим Богом в душе каж­дого чело­века, то тогда кто бы просил, чтобы совесть была очи­щена как лука­вая. Что, Бог лукав? Нет, конечно. А вот то, что совесть может быть лука­вой – это совер­шенно оче­видно. Яркий пример, когда чело­век при­зна­ется в том, что он совер­шил дурной посту­пок, скажем, ударил свою жену, и сле­ду­ю­щий шаг – это само­оправ­да­ние: она сама вино­вата, она это заслу­жила.

Все-таки совесть служит каким-то кон­со­ли­ди­ру­ю­щим для обще­че­ло­ве­че­ских цен­но­стей момен­том? Она нас объ­еди­няет или разъ­еди­няет, потому что она у всех разная?

В тра­ди­ци­он­ных обще­ствах – да. Поэтому такое выра­же­ние как «ни стыда, ни сове­сти» было рав­но­сильно тому, что: «побой­тесь Бога!», «креста на вас нет!» Я думаю, что в тра­ди­ци­он­ном обще­стве, где есть какие-то пред­став­ле­ния о добре и зле, общие для боль­шин­ства насе­ле­ния.

А у нас сего­дня тра­ди­ци­он­ное обще­ство, как Вы оце­ни­ва­ете?

Пост­тра­ди­ци­он­ное, без сомне­ния. Я даже думаю, что если гово­рить об отходе или уста­ло­сти от хри­сти­ан­ства, то, конечно, в тех, кто отошел, устал или не открыл для себя заново, все-таки больше хри­сти­ан­ского эле­мента, чем абсо­лютно без­бож­ного или ори­ен­ти­ру­ю­ще­гося на какие-то другие рели­ги­оз­ные начала. Даже в людях, поте­ряв­ших веру или не открыв­ших себя, именно потому, что они живут на тер­ри­то­рии России и, значит, кос­венно, опо­сре­до­ванно при­над­ле­жат к тыся­че­лет­ней хри­сти­ан­ской куль­туре, – в них все-таки больше от еван­гель­ских иде­а­лов, чем от буд­дий­ских.

Духовно-про­све­ти­тель­ский теле­про­ект «Слово»

  • 952 0

Что такое совесть?

Совесть возвращается к христианам. За последние несколько лет термин «совесть» все чаще упоминается в дебатах, происходящих как в наших церквях (например, обращение к совести по моральным вопросам), так и на общественной площадке (например, защита права совести). Мы много слышим о совести, но что именно она означает? Общее понятие совести можно найти почти в каждой человеческой культуре, но для христиан оно имеет уникальное и отличительное значение. Греческий термин, обозначающий совесть (suneidesis), встречается более двух десятков раз и служит важной концепцией, особенно в посланиях Павла. Если мы исследуем то, как Писание говорит о совести, мы обнаружим пять основных тем:

1. Совесть – это внутренняя рациональная способность, свидетельствующая о нашей системе ценностей.

Несколько десятилетий назад в комедиях и мультфильмах часто изображали плечо ангела/дьявола. Внутреннее смятение человека олицетворялось наличием на правом плече ангела, олицетворяющего совесть, и черта, олицетворяющего искушение, на левом плече. Этот тип фольклорных образов создавал у людей ложное впечатление, что совесть подобна внутренней комнате для прослушивания, в которой человек может слышать голос Бога («чистая совесть») или дьявола («нечистая совесть»). Более библейский взгляд состоит в том, чтобы рассматривать ангела/дьявола на плече как свидетелей нашей внутренней системы ценностей. Наша совесть является частью данных нам Богом внутренних способностей, критического внутреннего осознания, которое свидетельствует о нормах и ценностях, которые мы признаем, когда определяем, что правильно, а что нет. Совесть не служит судьей или законодателем; это современный взгляд на концепцию. Вместо этого, в библейском смысле, совесть служит свидетельствует о том, что мы уже знаем. (Рим. 2:15, 9:1). Совесть может вызвать внутренний диалог, чтобы рассказать нам то, что мы уже знаем, но чаще всего она просто сообщает о своем присутствии через наши эмоции. Когда мы приспосабливаемся к ценностям нашей совести, мы испытываем чувство удовольствия или облегчения. Но когда мы нарушаем ценности нашей совести, это вызывает боль или чувство вины. Джон Макартур описывает совесть как «встроенную систему предупреждения, которая сигнализирует нам, когда мы сделали что-то неправильное. Совесть для наших душ то же, что датчики боли для наших тел: она причиняет страдания в форме вины всякий раз, когда мы нарушаем то, что наше сердце говорит нам правильно».

Реклама в ТГК

2. Совесть является надежным проводником только тогда, когда она информирована и управляется Богом.

За несколько дней до того, как он стал кандидатом в Сенат США в 2004 году, Барак Обама встретился с репортером по вопросам религии Кэтлин Фалсани, чтобы поговорить о своей вере. Когда Фалсани спросил: «Что такое грех?», Обама ответил: «Несоответствие моим ценностям». Хотя с теологической точки зрения в этом ответе много неправильного, в нем есть зерно истины. То, что г-н Обама назвал «несогласием с моими ценностями», мы могли бы назвать «посягательством на нашу совесть». Посягательство на совесть — это действительно грех (о чем мы поговорим чуть позже). Но то, что делает что-то грехом, это не просто несоответствие нашим ценностям, но выбор нашей собственной воли над волей Бога. Следовательно, наша совесть заслуживает доверия только тогда, когда она не заставляет нас предпочесть нашу волю воле Божьей. Как Р.К. Спроул объясняет,

[Мы] должны помнить, что поступать по совести иногда тоже может быть грехом. Если совесть дезинформирована, то ищем причины этой дезинформации. Является ли это дезинформацией, потому что человек был небрежен в изучении Слова Божьего? “

Ярким примером того, как наша совесть может привести как христиан, так и нехристиан к греху, является то, когда мы нарушаем или выступаем за нарушение таинств творения. Среди таинств творения есть четкие предписания сохранять святость брачных уз между одним мужчиной и одной женщиной, необходимость и уместность благочестивого труда и соблюдение субботы (Быт. 2:1-3, 15, 18-18). 24). Наша совесть свидетельствует о реальности и истине этих таинств, и мы виновны в грехе, когда отрицаем или нарушаем их.

3. Совесть должна быть подчинена открытому Слову Божьему и наполнена им.

Совесть не может быть нашим окончательным этическим авторитетом, потому что она, в отличие от Божьего открытого Слова, изменчива и подвержена ошибкам. Однако слишком часто христиане меняют порядок и пытаются использовать свою совесть, чтобы судить Бога и Его Слово. Многие христиане заявляют, например: «Я не мог поклоняться Богу, который говорил бы [четкое утверждение из Библии]» или «Я не мог верить в Бога, который делал бы [то, что, как утверждает Библия, Бог ясно велел кому-то сделать ]». Делая такие заявления, они могут апеллировать к своей совести. Но в таких случаях их совесть информирует сатана, а не Бог. Совесть человека может заставить его усомниться в конкретном интерпретаций Писания. Но наша совесть никогда не сможет законно судить святого Бога или его святое Слово. Когда мы ловим себя на мысли: «Действительно ли Бог сказал?» когда Писание ясно говорит, что он это сделал, тогда мы знаем, что это говорит змей, а не Спаситель. (Быт. 3:1)

4. Умышленно действовать против совести всегда грех.

«Совесть христианина обязана и связана только тем, что Библия либо повелевает, либо запрещает, — говорит Сэм Стормс, — или тем, что может быть обоснованно выведено из явного библейского принципа». Наша совесть всегда должна быть информирована тем, что сказал Бог. Но что, если мы ошибаемся в том, что Библия повелевает или запрещает? Что, если, например, я считаю, что Библия запрещает танцевать в любой форме, и тем не менее я хожу на кадриль каждый субботний вечер. Это грех? В таком случае кадриль было бы грехом, поскольку я действовал бы таким образом, что Я думаю, что это неправильно . Представьте, если бы я был в доме соседа и увидел бумажник, валяющийся на полу. Подумав, что это кошелек моего соседа, я быстро достаю из него деньги. Позже я понимаю, что это был вовсе не кошелек моего соседа, а мой кошелек, который выпал из моего кармана. Буду ли я по-прежнему виновен в краже, даже если я взял свои собственные деньги? Да, я был бы, так как у меня был , предназначенный для неправильного . Я намеревался украсть, намеревался нарушить Божьи заповеди, хотя и ошибался в отношении цели моей кражи. Как говорит Павел: «Ибо все, что не по вере, есть грех» (Рим. 14:23)». Р.К. Спроул расширяет этот стих, говоря:

Если мы делаем что-то, что считаем грехом, даже если нас неправильно информируют, мы виновны в грехе. Мы виновны в том, что делаем то, что считаем неправильным. Мы действуем против своей совести. Это очень важный принцип. Лютер был прав, говоря: «Неправильно и небезопасно действовать против совести.

Спроул добавляет, что «совесть может оправдать, когда она должна обвинить, и она также может обвинить, когда она должна оправдать». В то время как мы должны бороться с неправильным пониманием того, что Библия повелевает и запрещает, мы должны быть осторожны, поощряя людей, которые еще не созрели в вере или недостаточно развиты в знании Писания, от действий, которые нарушают их несформировавшуюся или незрелую совесть.

5. Совесть может быть подавлена ​​грехом.

Если мы хотим выработать у себя положительную привычку, нам нужно повторять действие неоднократно, с течением времени, пока оно не станет автоматическим рефлексом. Тот же процесс происходит, когда мы впадаем в грех. Когда мы грешим, мы отвергаем Божью власть. Если мы повторяем свой грех, со временем неприятие авторитета Бога становится автоматическим рефлексом. Даже неверующие, которые врожденно знают общее откровение Бога, такое как Его невидимые атрибуты, таинства творения и Законы Ноя, начинают отрицать такое знание из-за греха. Павел говорит, что своей неправедностью мы подавляем истину. Они думают, что они мудры, но их грех делает их глупыми. В конце концов, Бог предает их испорченному уму. (Рим. 1:24). Верующие также рискуют поддаться этому пагубному пути. Иногда наш грех заставляет нас усомниться в самой реальности Бога. Когда мы отрицаем авторитет Бога, мы начинаем сомневаться в его существовании, чтобы успокоить свою совесть в отношении Его суда. (Не все сомнения вызваны грехом, но грех почти всегда приводит к сомнениям.) Из-за греха наша совесть может стать «сожженной», «испорченной» и совершенно ненадежной. (1 Тим. 4:2; Титу 1:15). Вот почему, чтобы защитить свою совесть и поддерживать ее в рабочем состоянии, мы должны ежедневно проповедовать Евангелие самим себе. Мы должны взывать к Святому Духу, чтобы обличать нас во грехе, вести нас к праведности и напоминать нам о суде, который мы избавлены благодаря нашему союзу со Христом Иисусом. Только тогда наша совесть сможет служить своей цели, помогая нам соответствовать ценностям нашего Создателя.

Понимание совести | USCCB

Сестра Агнес Уолш, дочь милосердия, известна своим героизмом во Франции во время Вторая Мировая Война. В 1943 году, когда Франция была оккупирована немецкими нацистами, поиски Начали евреи. Перед лицом серьезной опасности сестра Агнес убедила свою мать-настоятельницу открыть свой монастырь и предложить убежище еврейской семье. Сестры сделали правильно, но очень сложно, когда многие сказали бы им взять легкий путь.

Большинство из нас не столкнется с экстремальными обстоятельствами, с которыми столкнулись эти женщины, но у всех нас есть наши собственные проблемы. Что мне делать, если мой начальник дает мне задание, которое я считаю неправильным? Как мне принимать этические решения о лечении во время серьезных болезнь?

В жизнь следования за Иисусом Христом, как великих героев, так и обычных святых нужно то же самое: хорошо сформированная совесть.

Что такое совесть?

Бог создает в нас способность знать и любить Его, и у нас есть естественное желание искать правду о нем. К счастью, мы не ищем Бога без посторонней помощи; верно, он зовет нас к себе и пишет свой закон в наших сердцах, чтобы помочь нам сблизиться Для него.

Совесть помогает нам слышать голос Божий; это помогает нам узнать правду о Боге и правду о том, как мы должны жить. Совесть есть «суждение разума» 1 , которым мы определяем является ли действие правильным или неправильным.

Иисус сказал апостолам: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоан. 14:15). Мы углубляем наши отношения с Богом, следуя за Ним, и, делая это, мы становимся более полно собой.

Важность сформированной совести

Есть вы когда-нибудь принимали решение, которое обернулось неудачей, но если бы у вас было больше информации заранее, вы бы приняли лучшее решение? Иногда у нас может быть из лучших намерений сделать добро, но выбрать действие, которое само по себе является неправильным.

Для например, подумайте об изучении нового языка. Мы можем говорить только языком у нас есть, и если мы не получили хорошего словарного и грамматического образования, мы будем плохо общаться, и другие нас не поймут. Это похоже с совестью.

Если наша совесть плохо сформирована, мы не в состоянии правильно определить от неправильного. Все мы несем личную ответственность за то, чтобы настроить нашу совесть с правдой, чтобы, когда мы сталкиваемся с проблемами повседневной жизни, наша совесть может помочь нам правильно вести.

Как формировать нашу совесть

Где угодно мы находимся на нашем пути со Христом, мы можем углубляться с Ним, продолжая работа по формированию нашей совести, чтобы мы могли следовать за ним еще больше близко. Хотя это и не полный список, эти предложения могут помочь нам, когда мы ищем информировать и укреплять нашу совесть Божьей истиной.

  1. Молитва
    Через молитву и участие в таинствах, особенно исповеди и Евхаристии мы встречаемся с живым Богом. Проводить время с Господом, такие как в молчаливом обожании, открывает ему наши сердца. Приближаясь к Господу, мы позволяем Божьей благодати привести наши умы и сердца в соответствие со Христом, чтобы мы могли бы лучше видеть в каждый момент, как мы должны действовать.
  2. Учиться
    Без фундаментальной, практической нашей совести трудно вести нас в конкретных ситуации. Как католики, мы обладаем огромным даром учительского авторитета. католической церкви и может обратиться к ней за помощью в формировании нашей совести. За Например, узнавая о христианских нравственных принципах, читая Катехизис католической церкви или изучение того, что Церковь говорит о сложном учении, поможет нам расти в познании истины. В свою очередь, это помогает нам лучше понять, как жить таким образом, который ведет к нашему истинному счастью.
  3. Отражение
    Истории, которые мы слышим и рассказываем, формируют нас. Мы можем быть не уверены, как мы должны отвечать на различные вызовы как последователи Иисуса, но есть много святых, которые сталкивались с подобными вопросами на протяжении веков. Погружение рассказы о святых женщинах и мужчинах могут ободрить нас и помочь нам развивать привычки ума, которые позволяют нам расти. Истории помогают нам отточить инстинкты.
  4. Берегите дружбу
    Жизнь следования за Иисусом чрезвычайно сложна без помощи со стороны сообщество. Когда мы посвящаем энергию святой дружбе с людьми, которые также стараясь познавать, любить и служить Господу, мы обретаем партнеров, которые могут облегчить нагрузка. Беседа с другими христианами о том, как реагировать на трудности в жизнь ученичества жизненно важна.

Два Проблемы

Несколько проблем, с которыми мы можем столкнуться, следуя нашим стоит отметить совесть.

  1. Равнодушие
    Когда нас бомбардируют новостями, изображений, историй и звуковых фрагментов, легко стать нечувствительным к другим людям и мир вокруг нас. Совесть требует от нас внимания. Мы должны слушать Бога, кто говорит с нами. Хорошо сформированная совесть не означает, что у нас есть все ответы на сложные проблемы в мире, но это означает, что мы чувствителен к нуждам и проблемам других людей.
  2. Принуждение
    Мы все чаще видим, что некоторые группы используют власть СМИ и даже государства для принуждения люди нарушают свою совесть. Мы видим, насколько несправедливы эти типы действия, которые настаивают на том, что общественное мнение, а не совесть, должно наше основное руководство к действию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *