Совесть — Психологос
01 октября 2022 г., 21:48
Фильм «Доктор Хаус»
Фильм «Совесть»
Совесть — внутренняя инстанция, заставляющая нас жить честно в отношении наших самых высоких ценностей. Человек, живущий по совести, поступит честно, даже когда ему это совершенно не выгодно.
Совесть выше порядочности: если порядочный человек ориентируется на соблюдение существующих договоренностей, то есть в отношении кого-то, то совесть, включая в себя порядочность, требует от человека верности себе, своим ценностям.
Как правило, совесть осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил.
Нужна ли совесть?
Да, нужна, и нужно не убивать совесть и доказывать, что она не нужна, а учиться ей пользоваться. Совесть — мощный нравственный ориентир. Компас, например, тоже ориентир и по нему легко понять, туда ли идешь или нет.
Совесть — это ориентир, только нравственный. Как метафора: для лошадей создают специальные поля, огороженные электрическим забором. Если лошадь коснется — она получит несильный, но ощутимый удар током. Неприятно и лошадь через забор не ломится. Если же такого забора не будет, очень вероятно, что лошади окажутся например на дороге, где их собьет машина или произойдет авария. Получается, изгородь с напряжением сохраняет лошадям жизнь и делает ее безопасной. Такой же изгородью для человека становится совесть. Только как и где ее ставить — решать ему.
А кстати, всегда ли совесть справляется со своей функцией? Нет, не всегда. Бывает, что совесть изначально была «настроена» на реагирование на совсем уж из ряда вон выходящие вещи (нельзя убивать, красть и прочее). И вот, человек живет, не убивает, не крадет — но висит на шее у родителей паразит-паразитом и не планирует вставать на свои ноги. И совесть его совсем не мучает. И тогда либо совесть нужно перенастраивать, либо, не смотря на то, что она молчит — тем не менее заниматься делом и учиться жить за свой счет.
Как резюме, совесть в сочетании с умом — это хороший нравственный компас.
Однако ж совесть без ума, или ум без совести — это компас без стрелки или без сторон света.Как пользоваться совестью
Основной принцип — не ждите, пока совесть ударит, думайте заранее. Совесть должна работать не в прошлом, а в будущем. Что толку мучить себя за прошлое? Будущего прошлое уже не изменит. Хороша не та совесть, которая будет глодать вас за совершенные ошибки, а хороша та, которая предохранит вас от ошибок в будущем.
Как это осуществлять?
- Не спорить с совестью. Признать свои ошибки, спокойно, с достоинством, как минимум про себя. Лучше — написать на бумаге.
- Подумать, что вы решите, чтобы в будущем таких ошибок не было. Сформулировать четкий, понятный алгоритм действия. Чтобы было проще, представьте, что вы собираетесь рассказать своему воображаемому или реальному ребенку. Он наверняка задаст вам много самых разных вопросов — найдите ответ и на них. Если ребенок, вы думаете, вас поймет — значит вы сформулировали хорошее правило.
- Мораль
- Совесть
Комментарии (11):
Аспанов Рамир, 01 августа 2013 г., 19:00
Все хорошо. Но ЗАЧЕМ вы используете отрывки из западных фильмов? Нельзя, разве, найти подобные сюжеты в отечественном кинематографе?
1
ответ
Козлов Николай Иванович, 01 августа 2013 г., 20:48
Рамир, мы будем благодарны за ваши подсказки. Какие фильмы и какие фрагменты из них вы могли бы рекомендовать?
Лебедев Евгений, 28 июля 2014 г., 18:43
Хорошая и полная статья. Я вот думаю, что совесть стоит вывести в разряд отдельного чувства, наподобие чувства зрения или слуха. Это, мне кажется, будет самым правильным пониманием этого необыкновенного явления!
Гость, 09 ноября 2014 г. , 22:38
Совесть — это естественное, природосообразное функционирование центральной нервной системы.
Пётр, 09 ноября 2014 г., 23:58
СОВЕСТЬ — это НОРМА. ЕСТЕСТВЕННЫЙ способ существования ЧЕЛОВЕКА в этой среде : Земля, Вода, Воздух, Свет. ЧУВСТВО — это ФОРМА приёма Информации. 5 Чувств «узаконены» т.н. наукой, так как имеют «Органы», которые можно потрогать руками. Информация в органах передаётс по «проводам» — Нервам. Но есть и «безпроводной» Способ передачи Информации «вай-фай», волновой способ передачи Информации. Какая разница ГДЕ находится принимающая «антенна», в темени, в области Сердца, в Солнечном сплетение, а может в Каждой клеточке? Важно, что она, «антенна», ЕСТЬ в КАЖДОМ Человеке. Понятие СОВЕСТИ, Нравственной оценки Поступка, почему-то объединённое словом Добро, — это всё ЯВЛЕНИЕ — НОРМА Жизни, зло — ОШИБКА — начало ПОЗНАНИЯ. ЧУВСТВО родает МЫСЛЬ, МЫСЛЬ рождает СЛОВО, СЛОВО рождает ЧУВСТВО. Эта Троица — способ Безконечного ПОЗНАНИЯ — УСЛОВИЕ безконечности РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО на Земле.
Евгений, 04 мая 2015 г., 00:11
Тестирование на совесть очень актуально сегодня. Ведь если у человека нет совести, то он угроза обществу. Ну, а если такой человек наделён властью, то это вдвойне опасно. Правда, среди людей примерно 50% совести не имеют. Чтобы не комплексовать по этому поводу они придумали для себя общество в котором совесть лишний элемент. Такое общество называется капиталистическим. Ну, а те у которых совесть есть хотят построить для всего человечества общество справедливости — коммунизм. Но что делать с теми кто против совести? Ведь они ведут себя очень агрессивно и подло. Изгадили нашу страну, опустив её ниже плинтуса. Сейчас принимаются за Кубу. Главное их оружие в пропаганде толерантности (терпимости) ко всякого рода мерзости с их стороны, в привлечении молодёжи в свои ряды вседозволенности. Последние исследования учёных показали, что совесть передаётся на генетическом уровне. Кастрация людей без совести единственный способ предотвратить вырождение человечества.
Тестирование на наличие совести необходимо ввести во всех детских медучереждениях страны. Среди взрослого населения проводить диспансеризацию. Сейчас учёные нашей страны ищут способ прививки совести. Эта работа государственной важности.Дарья, 11 января 2016 г., 02:23
Статья не плохая. Однако весьма спорная, поскольку везде по всему миру у всех людей одинаковые представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо», то есть, о том, что такое Добро, а что Зло. Плюс Человек ЕДИНСТВЕННОЕ существо на нашей планете обладающее совестью как таковой и способное оперировать нравственными категориями. Ни у одного другого вида живых существ нет ничего подобного. Животные, рыбы, птицы, насекомые и т.п. управляются инстинктами. А их мозг — если у конкретного существа он вообще есть (ну о каком мозге можно говорить, например, у муравья?!..) — в принципе, НЕ может даже понять, что такое «нравственность», «хорошо» и «плохо». Максимум на что они способны — усвоить правила, что «можно», а что «нельзя» с точки зрения людей, благодаря обучению и дрессировке.
Гость, 03 апреля 2019 г., 23:11
Совесть — это чувство человека, которое несёт ответственность за его поведение и поступки.
Гость, 28 февраля 2020 г., 18:43
Совесть присуща всем людям, она дана Богом. Вот что записано о ней в Библии:
«Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую.» (Римлянам глава 2 стихи 14,15).
Гость, 13 сентября 2021 г. , 17:31
Николай Иванович, переделали статью? Читала давно, и как помню, совесть описывалась как полезное чувство для людей с слабой осознанностью. Неужели что-то путаю?
1
ответ
Соколова Л.В., секретарь Н.И. Козлова, 14 сентября 2021 г., 09:28
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Формирование совести
Совесть формируется дрессировкой. В каждой семье родители формируют у ребенка совесть путем поощрения и наказания ребенка за его поступки. Подобного рода дрессировкой занимаются любые родители, даже если сами не отдают себе в этом отчета. Совесть в обыденном понимании — это самоосуждение и самонаказание за то, что сделал «плохо», «зло». Для этого надо различать «добро» и «зло».
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
О совести
Есть старинное предание. В некотором государстве жил-был добрый король. Однажды в студеный зимний вечер, когда метель заносила глаза и ветер наметал сугробы, он увидел на дороге замерзающего нищего. У него сжалось сердце, и, не задумываясь, он снял свою теплую мантию и завернул в нее несчастного. «Идем, — сказал он ему, поднимая его на ноги, — в моей стране найдется и для тебя любящее сердце»…
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Предпосылки развития совести
Совесть, всё же есть. В природе. И у животных (хотя бы у некоторых, не обязательно всех). Просто, не сразу (и не у всех) она просыпается. Ну, есть ещё половой инстинкт, материнский (отцовский и вообще, родительский) инстинкт, кое-какие ещё инстинкты, которые тоже просыпаются не сразу (а у кого-то и вовсе не просыпаются — такое тоже бывает). Хотя, всё это — инстинкты, то есть, безусловные (не знаю что, но «рефлексами» их назвать как-то язык не поворачивается), зашитые в ROM-BIOS навыки, стремления, или как их там.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Развитие совести у детей
Совесть детям с рождения не известна. Она не является ни базовым инстинктом, ни чем-то врожденным. В природе нет совести так же, как нет финансовой системы, государственных границ и различных толкований романа «Улисс» Джойса. Совесть – это внутренний родитель. Родители учат правилам общежития с родителями или другими важными людьми (в каждой семье эти правила свои). Совесть сдерживает ребенка, делает более управляемым и удобным. Когда внешние требования родителей становятся внутренними требованиями ребенка к самому себе – совесть сформирована.
1Подробнее
01 окт. 2022 г.
Совесть у животных
Животные (не все, но многие), особенно те, которые держатся в стаях, тоже обладают некоторой совестью. Может быть, они её как-нибудь по-другому называют на своём языке, но не в этом суть. С обезьянами я дела не имел, но собака — уж точно знает своё место в стае/семье, кто в стае вожак, и кто в доме хозяин… На кого следует гавкать, кого укусить, а кто «свои». Под одной крышей (в одной квартире) прекрасно уживаются собаки с кошками и крысами (декоративными), и никто никого не ест, хотя в дикой природе это были бы непримиримые враги.
3Подробнее
Совесть
5 ступеней веры
Как Вы прокомментируете такое утверждение, что, несмотря на то, что совесть – понятие для всех актуальное, но, тем не менее, все понимают его по-разному?
Это действительно неотъемлемая часть нашего нравственного багажа. Выражения, типа: «жить по совести», «прислушиваться к голосу совести», или, наоборот, «идти против своей совести», – это то, что мы говорим и слышим очень часто. Если попытаться проанализировать этимологию слова в русском и славянском варианте, то, пожалуй, речь идет о «сове́дении». Когда в моем сознании, независимо от того, прошу я об этом или нет, возникает какая-то идея, какая-то мысль, которая как бы приходит в меня извне. Это не часть меня самого, но это то, что приходит в меня. Нравственный закон, написанный в душе человека, о котором рассуждал Кант, может быть, это один из синонимов совести.
Понятие это, с точки зрения христианской, конечно религиозное. Например, среди прочих определений, наиболее выпуклым и рельефным являлось определение Достоевского о том, что «совесть – это бытие Бога в душе человека». Не могу сказать, что я полностью согласен с этим, но то, что совесть – категория религиозная, для христианина очевидно.Предмет нашего разговора – совесть. Но нас могут спросить: «Собственно, о чем вы говорите? Это что-то неуловимое, неосязаемое, ни потрогать, ни измерить».
Я бы сказал, что и другие вещи, к которым мы привыкли, тоже неуловимые и неосязаемые, хотя никому не придет в голову сомневаться в них. Например, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) был практикующим хирургом экстракласса и ему принадлежит выражение: «Я часто вскрывал черепную коробку, но не находил там ума, и работая с человеческим сердцем, я не находил в нем любви». Совесть из этой же области.
Вы сказали, что совесть – это присутствие Бога в человеке. Можно ли говорить о том, что есть разная совесть у человека религиозного и нерелигиозного? Потому что верующий человек может посмотреть на заповеди: «не убий, не укради, не прелюбодействуй», понятно, что плохо, а что хорошо. А для человека неверующего внутренний закон, который говорит: хороший я или плохой, – более важен, тем более, что неверующие люди очень часто бывают людьми порядочными.
Хороший вопрос. Он сводится к тому, каким образом мы можем говорить о совести как о божественной данности для человека, который, хотя, и использует ее, но при этом в Бога не верит. Согласитесь, можно использовать наследство, не выясняя адресата, который мне это наследство оставил. Можно дышать воздухом, при этом не знать его формулы. Поэтому, человек, неверующий в Бога, может пользоваться тем инструментом, который, с точки зрения христиан, дал нашему естеству именно Господь Бог. А что касается феномена совестливого, но неверующего человека, то спорить с этим никому не приходится, но при этом есть все-таки существенная разница и она заключается вот в чем. Вернемся к Достоевскому. Его опроверг Феофан Затворник, который сказал: «Нет, совесть – это не бытие Бога в человеке. Совесть – это сторож, которого Бог дал своей Истине». Поэтому, для того чтобы сторож хорошо справлялся со своими обязанностями, он эту Истину прежде должен познать, чтобы знать – что охранять. В противном случае мы этот инструментарий – нашу совесть – воспитываем своими убеждениями, не всегда религиозными. Поэтому можно говорить о совести буддиста, если речь идет о другой религиозной традиции. Можно говорить о совести революционера, можно говорить о совести агностика. То есть, чем я этот механизм, данный мне от Бога, воспитываю, тем она и является для меня. Поставь десять людей для одной поведенческой ситуации с вопросом: «Как вы поступили, говоря о том, что вы совестливые люди?» – они дадут разные ответы. Христиане отличаются от неверующих тем, что они свою совесть воспитывают божественным критерием – Евангелием, поэтому на какую-то ситуацию она у нас реагирует именно исходя из того, чем мы ее наполнили.
То есть что-то нормальное есть в том, что совесть у всех разная. А если спросить человека: «Ты поступил по совести?» А он в ответ скажет: «По своей». Это нормально?
Да, если для него это убеждения и он считает их истиной, то, наверное, в соответствии со своей истиной он поступил, поэтому не испытывает внутреннего конфликта. Скажем так: внутренний конфликт, связанный с совестью, – он как раз исходит из системы жизненных ценностей. Вспомните известную историю про аборигенов, которым задали вопрос о добре и зле. Они сказали: «Хорошо – это когда мы отнимем у соседнего племени женщин и скот, а плохо – это когда у нас». Поэтому, если он не отнял, а пожалел, то он вступает в конфликт со своей совестью, которую он воспитывал, исходя из этих убеждений. Или, например, обвинения Сократа в том, что он безбожник. Сократ как раз таки воспитывал свою совесть чем-то другим, нежели языческая мифология, поэтому для него это было в согласии со своей совестью. Но и те, кто обвинял его, исходя из своих совестливых убеждений, – они констатировали, что он заблуждается и с ним нужно бороться.
Слово «бессовестный», мне кажется, больше у всех вызывает консенсус в понимании?
Я припоминаю одного своего, уже покойного, знакомого по университету, который на мой вопрос: «Дорогой, что ты делаешь? Тебя совесть не мучает за твои поступки?» – а он действительно совершал не очень красивые поступки – ответил: «Голубчик, она давно уже благословила все, что я делаю». Есть такое выражение: «Каждый судит в меру своей испорченности». Я думаю, что в нашем разговоре нужно его вывернуть наизнанку и получится нечто другое: каждый судит в меру оставшихся добродетелей. Чем меньше в человеке добра, тем меньше и тише голос совести. Если его совсем мало, то тогда молчание совести мы воспринимаем за знак согласия. Но опять-таки, исходя из нашей жизненной установки. Скажем, римский язычник – это одно, представитель какого-нибудь примитивного шаманского племени – это другое, Жан-Поль Сартр или Альбер Камю – это третье, и, наконец, христианин – это четвертое. Всякий из этих людей будет прислушиваться к голосу своей совести, исходя из жизненной установки. Когда мы говорим «бессовестный», речь идет не о том, что у человека совести нет, а о том, что он, исходя из своей установки, заглушил ее голос. Я думаю, что человек, шагающий к христианству и наступающий на свою языческую совесть, заставляющий ее замолчать, – он делает прорыв. И наоборот, христианин, уходящий от Христа, заглушающий голос своей совести, например, пьянством или наркоманией, тоже совершает определенного рода путь. Но это путь, с нашей точки зрения, вниз.
Есть в христианстве такое утверждение, что Бог будет судить христиан согласно заповедям, а людей неверующих будет судить по их совести?
Да, когда я говорил о том, что это религиозная категория, я не просто это утверждал безосновательно. Например, апостол Павел говорит о том, что для тех, кто не откроет для себя Христа, суд будет происходить по тому, что начертано в их совести, по тому закону, который начертан Богом в их совести. Человек, сотворенный Богом, конечно, не оставляется, даже в том случае, если он по каким-то причинам в земной жизни не открыл для себя Спасителя.
Получается, что совесть формируется в рамках какой-то культуры, традиции и здесь ориентиры тоже могут быть различными?
Да. Воспитателем нашей совести может быть все что угодно: наш семейный круг, наш культурный, экономико-политический круг, средства массовой информации. Все это может быть источником для воспитания человеческой души, человеческой совести, но, повторяю, христиане настаивают на критерии, который они считают абсолютным. Это Божественная Истина, открытая в конкретный момент, но если речь идет о подробностях, то это Благая Весть, прозвучавшая в мире две тысячи лет назад. Что касается священников, то мне кажется, что любой из нас понимает особенность совести, исходя из молитвы Василия Великого, которая звучит на каждой Литургии: «и очисти нас от совести лукавой». Видите, оказывается, Достоевский действительно не прав. Если бы совесть была голосом Божиим, самим Богом в душе каждого человека, то тогда кто бы просил, чтобы совесть была очищена как лукавая. Что, Бог лукав? Нет, конечно. А вот то, что совесть может быть лукавой – это совершенно очевидно. Яркий пример, когда человек признается в том, что он совершил дурной поступок, скажем, ударил свою жену, и следующий шаг – это самооправдание: она сама виновата, она это заслужила.
Все-таки совесть служит каким-то консолидирующим для общечеловеческих ценностей моментом? Она нас объединяет или разъединяет, потому что она у всех разная?
В традиционных обществах – да. Поэтому такое выражение как «ни стыда, ни совести» было равносильно тому, что: «побойтесь Бога!», «креста на вас нет!» Я думаю, что в традиционном обществе, где есть какие-то представления о добре и зле, общие для большинства населения.
А у нас сегодня традиционное общество, как Вы оцениваете?
Посттрадиционное, без сомнения. Я даже думаю, что если говорить об отходе или усталости от христианства, то, конечно, в тех, кто отошел, устал или не открыл для себя заново, все-таки больше христианского элемента, чем абсолютно безбожного или ориентирующегося на какие-то другие религиозные начала. Даже в людях, потерявших веру или не открывших себя, именно потому, что они живут на территории России и, значит, косвенно, опосредованно принадлежат к тысячелетней христианской культуре, – в них все-таки больше от евангельских идеалов, чем от буддийских.
Духовно-просветительский телепроект «Слово»
- 952 0
Что такое совесть?
Совесть возвращается к христианам. За последние несколько лет термин «совесть» все чаще упоминается в дебатах, происходящих как в наших церквях (например, обращение к совести по моральным вопросам), так и на общественной площадке (например, защита права совести). Мы много слышим о совести, но что именно она означает? Общее понятие совести можно найти почти в каждой человеческой культуре, но для христиан оно имеет уникальное и отличительное значение. Греческий термин, обозначающий совесть (suneidesis), встречается более двух десятков раз и служит важной концепцией, особенно в посланиях Павла. Если мы исследуем то, как Писание говорит о совести, мы обнаружим пять основных тем:
1. Совесть – это внутренняя рациональная способность, свидетельствующая о нашей системе ценностей.Несколько десятилетий назад в комедиях и мультфильмах часто изображали плечо ангела/дьявола. Внутреннее смятение человека олицетворялось наличием на правом плече ангела, олицетворяющего совесть, и черта, олицетворяющего искушение, на левом плече. Этот тип фольклорных образов создавал у людей ложное впечатление, что совесть подобна внутренней комнате для прослушивания, в которой человек может слышать голос Бога («чистая совесть») или дьявола («нечистая совесть»). Более библейский взгляд состоит в том, чтобы рассматривать ангела/дьявола на плече как свидетелей нашей внутренней системы ценностей. Наша совесть является частью данных нам Богом внутренних способностей, критического внутреннего осознания, которое свидетельствует о нормах и ценностях, которые мы признаем, когда определяем, что правильно, а что нет. Совесть не служит судьей или законодателем; это современный взгляд на концепцию. Вместо этого, в библейском смысле, совесть служит свидетельствует о том, что мы уже знаем. (Рим. 2:15, 9:1). Совесть может вызвать внутренний диалог, чтобы рассказать нам то, что мы уже знаем, но чаще всего она просто сообщает о своем присутствии через наши эмоции. Когда мы приспосабливаемся к ценностям нашей совести, мы испытываем чувство удовольствия или облегчения. Но когда мы нарушаем ценности нашей совести, это вызывает боль или чувство вины. Джон Макартур описывает совесть как «встроенную систему предупреждения, которая сигнализирует нам, когда мы сделали что-то неправильное. Совесть для наших душ то же, что датчики боли для наших тел: она причиняет страдания в форме вины всякий раз, когда мы нарушаем то, что наше сердце говорит нам правильно».
Реклама в ТГК
2. Совесть является надежным проводником только тогда, когда она информирована и управляется Богом.За несколько дней до того, как он стал кандидатом в Сенат США в 2004 году, Барак Обама встретился с репортером по вопросам религии Кэтлин Фалсани, чтобы поговорить о своей вере. Когда Фалсани спросил: «Что такое грех?», Обама ответил: «Несоответствие моим ценностям». Хотя с теологической точки зрения в этом ответе много неправильного, в нем есть зерно истины. То, что г-н Обама назвал «несогласием с моими ценностями», мы могли бы назвать «посягательством на нашу совесть». Посягательство на совесть — это действительно грех (о чем мы поговорим чуть позже). Но то, что делает что-то грехом, это не просто несоответствие нашим ценностям, но выбор нашей собственной воли над волей Бога. Следовательно, наша совесть заслуживает доверия только тогда, когда она не заставляет нас предпочесть нашу волю воле Божьей. Как Р.К. Спроул объясняет,
[Мы] должны помнить, что поступать по совести иногда тоже может быть грехом. Если совесть дезинформирована, то ищем причины этой дезинформации. Является ли это дезинформацией, потому что человек был небрежен в изучении Слова Божьего? “
Ярким примером того, как наша совесть может привести как христиан, так и нехристиан к греху, является то, когда мы нарушаем или выступаем за нарушение таинств творения. Среди таинств творения есть четкие предписания сохранять святость брачных уз между одним мужчиной и одной женщиной, необходимость и уместность благочестивого труда и соблюдение субботы (Быт. 2:1-3, 15, 18-18). 24). Наша совесть свидетельствует о реальности и истине этих таинств, и мы виновны в грехе, когда отрицаем или нарушаем их.
3. Совесть должна быть подчинена открытому Слову Божьему и наполнена им.
Совесть не может быть нашим окончательным этическим авторитетом, потому что она, в отличие от Божьего открытого Слова, изменчива и подвержена ошибкам. Однако слишком часто христиане меняют порядок и пытаются использовать свою совесть, чтобы судить Бога и Его Слово. Многие христиане заявляют, например: «Я не мог поклоняться Богу, который говорил бы [четкое утверждение из Библии]» или «Я не мог верить в Бога, который делал бы [то, что, как утверждает Библия, Бог ясно велел кому-то сделать ]». Делая такие заявления, они могут апеллировать к своей совести. Но в таких случаях их совесть информирует сатана, а не Бог. Совесть человека может заставить его усомниться в конкретном интерпретаций Писания. Но наша совесть никогда не сможет законно судить святого Бога или его святое Слово. Когда мы ловим себя на мысли: «Действительно ли Бог сказал?» когда Писание ясно говорит, что он это сделал, тогда мы знаем, что это говорит змей, а не Спаситель. (Быт. 3:1)
4. Умышленно действовать против совести всегда грех.
«Совесть христианина обязана и связана только тем, что Библия либо повелевает, либо запрещает, — говорит Сэм Стормс, — или тем, что может быть обоснованно выведено из явного библейского принципа». Наша совесть всегда должна быть информирована тем, что сказал Бог. Но что, если мы ошибаемся в том, что Библия повелевает или запрещает? Что, если, например, я считаю, что Библия запрещает танцевать в любой форме, и тем не менее я хожу на кадриль каждый субботний вечер. Это грех? В таком случае кадриль было бы грехом, поскольку я действовал бы таким образом, что Я думаю, что это неправильно . Представьте, если бы я был в доме соседа и увидел бумажник, валяющийся на полу. Подумав, что это кошелек моего соседа, я быстро достаю из него деньги. Позже я понимаю, что это был вовсе не кошелек моего соседа, а мой кошелек, который выпал из моего кармана. Буду ли я по-прежнему виновен в краже, даже если я взял свои собственные деньги? Да, я был бы, так как у меня был , предназначенный для неправильного . Я намеревался украсть, намеревался нарушить Божьи заповеди, хотя и ошибался в отношении цели моей кражи. Как говорит Павел: «Ибо все, что не по вере, есть грех» (Рим. 14:23)». Р.К. Спроул расширяет этот стих, говоря:
Если мы делаем что-то, что считаем грехом, даже если нас неправильно информируют, мы виновны в грехе. Мы виновны в том, что делаем то, что считаем неправильным. Мы действуем против своей совести. Это очень важный принцип. Лютер был прав, говоря: «Неправильно и небезопасно действовать против совести.
Спроул добавляет, что «совесть может оправдать, когда она должна обвинить, и она также может обвинить, когда она должна оправдать». В то время как мы должны бороться с неправильным пониманием того, что Библия повелевает и запрещает, мы должны быть осторожны, поощряя людей, которые еще не созрели в вере или недостаточно развиты в знании Писания, от действий, которые нарушают их несформировавшуюся или незрелую совесть.
5. Совесть может быть подавлена грехом.
Если мы хотим выработать у себя положительную привычку, нам нужно повторять действие неоднократно, с течением времени, пока оно не станет автоматическим рефлексом. Тот же процесс происходит, когда мы впадаем в грех. Когда мы грешим, мы отвергаем Божью власть. Если мы повторяем свой грех, со временем неприятие авторитета Бога становится автоматическим рефлексом. Даже неверующие, которые врожденно знают общее откровение Бога, такое как Его невидимые атрибуты, таинства творения и Законы Ноя, начинают отрицать такое знание из-за греха. Павел говорит, что своей неправедностью мы подавляем истину. Они думают, что они мудры, но их грех делает их глупыми. В конце концов, Бог предает их испорченному уму. (Рим. 1:24). Верующие также рискуют поддаться этому пагубному пути. Иногда наш грех заставляет нас усомниться в самой реальности Бога. Когда мы отрицаем авторитет Бога, мы начинаем сомневаться в его существовании, чтобы успокоить свою совесть в отношении Его суда. (Не все сомнения вызваны грехом, но грех почти всегда приводит к сомнениям.) Из-за греха наша совесть может стать «сожженной», «испорченной» и совершенно ненадежной. (1 Тим. 4:2; Титу 1:15). Вот почему, чтобы защитить свою совесть и поддерживать ее в рабочем состоянии, мы должны ежедневно проповедовать Евангелие самим себе. Мы должны взывать к Святому Духу, чтобы обличать нас во грехе, вести нас к праведности и напоминать нам о суде, который мы избавлены благодаря нашему союзу со Христом Иисусом. Только тогда наша совесть сможет служить своей цели, помогая нам соответствовать ценностям нашего Создателя.
Понимание совести | USCCB
Сестра Агнес Уолш, дочь милосердия, известна своим героизмом во Франции во время Вторая Мировая Война. В 1943 году, когда Франция была оккупирована немецкими нацистами, поиски Начали евреи. Перед лицом серьезной опасности сестра Агнес убедила свою мать-настоятельницу открыть свой монастырь и предложить убежище еврейской семье. Сестры сделали правильно, но очень сложно, когда многие сказали бы им взять легкий путь.
Большинство из нас не столкнется с экстремальными обстоятельствами, с которыми столкнулись эти женщины, но у всех нас есть наши собственные проблемы. Что мне делать, если мой начальник дает мне задание, которое я считаю неправильным? Как мне принимать этические решения о лечении во время серьезных болезнь?
В жизнь следования за Иисусом Христом, как великих героев, так и обычных святых нужно то же самое: хорошо сформированная совесть.
Что такое совесть?
Бог создает в нас способность знать и любить Его, и у нас есть естественное желание искать правду о нем. К счастью, мы не ищем Бога без посторонней помощи; верно, он зовет нас к себе и пишет свой закон в наших сердцах, чтобы помочь нам сблизиться Для него.
Совесть помогает нам слышать голос Божий; это помогает нам узнать правду о Боге и правду о том, как мы должны жить. Совесть есть «суждение разума» 1 , которым мы определяем является ли действие правильным или неправильным.
Иисус сказал апостолам: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоан. 14:15). Мы углубляем наши отношения с Богом, следуя за Ним, и, делая это, мы становимся более полно собой.
Важность сформированной совести
Есть вы когда-нибудь принимали решение, которое обернулось неудачей, но если бы у вас было больше информации заранее, вы бы приняли лучшее решение? Иногда у нас может быть из лучших намерений сделать добро, но выбрать действие, которое само по себе является неправильным.
Для например, подумайте об изучении нового языка. Мы можем говорить только языком у нас есть, и если мы не получили хорошего словарного и грамматического образования, мы будем плохо общаться, и другие нас не поймут. Это похоже с совестью.
Если наша совесть плохо сформирована, мы не в состоянии правильно определить от неправильного. Все мы несем личную ответственность за то, чтобы настроить нашу совесть с правдой, чтобы, когда мы сталкиваемся с проблемами повседневной жизни, наша совесть может помочь нам правильно вести.
Как формировать нашу совесть
Где угодно мы находимся на нашем пути со Христом, мы можем углубляться с Ним, продолжая работа по формированию нашей совести, чтобы мы могли следовать за ним еще больше близко. Хотя это и не полный список, эти предложения могут помочь нам, когда мы ищем информировать и укреплять нашу совесть Божьей истиной.
- Молитва
Через молитву и участие в таинствах, особенно исповеди и Евхаристии мы встречаемся с живым Богом. Проводить время с Господом, такие как в молчаливом обожании, открывает ему наши сердца. Приближаясь к Господу, мы позволяем Божьей благодати привести наши умы и сердца в соответствие со Христом, чтобы мы могли бы лучше видеть в каждый момент, как мы должны действовать. - Учиться
Без фундаментальной, практической нашей совести трудно вести нас в конкретных ситуации. Как католики, мы обладаем огромным даром учительского авторитета. католической церкви и может обратиться к ней за помощью в формировании нашей совести. За Например, узнавая о христианских нравственных принципах, читая Катехизис католической церкви или изучение того, что Церковь говорит о сложном учении, поможет нам расти в познании истины. В свою очередь, это помогает нам лучше понять, как жить таким образом, который ведет к нашему истинному счастью. - Отражение
Истории, которые мы слышим и рассказываем, формируют нас. Мы можем быть не уверены, как мы должны отвечать на различные вызовы как последователи Иисуса, но есть много святых, которые сталкивались с подобными вопросами на протяжении веков. Погружение рассказы о святых женщинах и мужчинах могут ободрить нас и помочь нам развивать привычки ума, которые позволяют нам расти. Истории помогают нам отточить инстинкты. - Берегите дружбу
Жизнь следования за Иисусом чрезвычайно сложна без помощи со стороны сообщество. Когда мы посвящаем энергию святой дружбе с людьми, которые также стараясь познавать, любить и служить Господу, мы обретаем партнеров, которые могут облегчить нагрузка. Беседа с другими христианами о том, как реагировать на трудности в жизнь ученичества жизненно важна.
Два Проблемы
Несколько проблем, с которыми мы можем столкнуться, следуя нашим стоит отметить совесть.
- Равнодушие
Когда нас бомбардируют новостями, изображений, историй и звуковых фрагментов, легко стать нечувствительным к другим людям и мир вокруг нас. Совесть требует от нас внимания. Мы должны слушать Бога, кто говорит с нами. Хорошо сформированная совесть не означает, что у нас есть все ответы на сложные проблемы в мире, но это означает, что мы чувствителен к нуждам и проблемам других людей. - Принуждение
Мы все чаще видим, что некоторые группы используют власть СМИ и даже государства для принуждения люди нарушают свою совесть. Мы видим, насколько несправедливы эти типы действия, которые настаивают на том, что общественное мнение, а не совесть, должно наше основное руководство к действию.