Совокупность духовных и материальных ценностей созданных человечеством: «Культура совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством и характеризующих определенный уровень развития общества. Искусство художественное.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Понятие культуры.

Культура – это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, опредмеченных в материальных носителях и передаваемых будущим поколениям. Культура имеет множество значений.

  • Культура как сфера общественной жизни, получившая институциональное закрепление.

  • Культура как совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная и массовая, народная, культура социальных общностей, и др.).

  • Культура как мера овладения духовными достижениями человечества. 1

Термин культура латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее культивирование. В этом контексте под культурой понимались все изменения, происходящие под воздействием человека, в отличии от тех, которые были вызваны естественными причинами.

В современной научной литературе существуют сотни определений культуры, однако поиски новых смыслов культуры не прекращаются и в наши дни. Несомненно, что понятие культура обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и себя. Приведем некоторые определения культуры:

  • Культура как совокупность созданных человеком ценностей.

  • Культура представляет собой меру человеческого в человеке. (Введение в философию. — М., 1989. Т.2. С. 525-526).

  • Культура- это конфигурация условного поведения и его результатов, составные элементы которого разделяются и передаются членами данного общества (Линтон Р.).

  • Культура это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и накопленных человечеством в процессе исторического развития.

  • Культура это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способ их создания, умение их использовать для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению (А. Спиркин).

  • Культура- это процесс самоосвобождения человека, в котором он доказывает свою способность создавать свой собственный идеальный мир, а язык, религия, искусство, философия и наука выступают как фазы этого процесса (Э.Кассирер).

Как видим, все определения так или иначе связаны с деятельностью человека. Культура не существует вне человека. Она изначально создана человеком, и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности.

Культура имеет огромное значение в жизни общества, выполняя разнообразные функции. Среди них выделяют следующие основные.

формированию морального сознания (т.е. представлений человека о добре и зле, долге, справедливости, счастье, смысле жизни и т.д.). Гуманизм — это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, проявление своих творческих способностей. Гуманизм провозглашает идеи справедливости, свободы, равенства и братства как норму взаимоотношений между людьми.

  • Информативная (как способ трансляции социального опыта). Культура каждого конкретно исторического этапа представляет собой унаследованное и освоенное прошлое, но это прошлое всегда находится в настоящем. Меняются времена, люди, и чтобы понять смысл их поведения, нужно изучить их культуру, которая оказываясь в настоящем, актуализирует прошлое и формирует будущее. Усваивая созданную ранее культуру, человек одновременно делает её предпосылкой своей будущей деятельности, создавая новые средства и способы, которые приходят на смену традиционным формам.

  • Гносеологическая функция культуры отражает результат познания человеком окружающего мира и самого себя и способствует накоплению знаний о мире. Результаты познания и самопознания при помощи различных форм общения передаются от одного поколения к другому, от одного народа к другим народам.

  • Регулятивная функция характеризует влияние культуры на поведение людей, опираясь на нормы морали и права. Только тот человек, который постоянно сверяет свои поступки и помыслы на предмет соотнесения их с высшими ценностями может считать себя высоконравственной личностью, а, следовательно, и культурной.

  • Аксиологическая

    (ценностноориентирующая) функция культуры отражает процесс формирования духовного мира человека, определяет какие факторы лежат в основе духовных интересов , способствует установлению и поддержанию определенной системы ценностей.

понятие, примеры из жизни, значение

Культура – это всё, что создано человеком. В этом смысле она противопоставляется природе. Если к природе относится всё естественное, то культура объединяет в себе всё искусственное: исторические памятники и современные научные достижения, народное творчество и авторские произведения, духовные ценности и материальные предметы, которые мы используем в повседневной жизни.

Несложно заметить, что все существующие культурные ценности могут иметь физическое воплощение или быть чисто духовными. В связи с этим культуру принято разделять на две большие части: материальную и нематериальную. Сегодня мы поговорим о материальной культуре, разберёмся, что она собой представляет, рассмотрим несколько примеров и выясним, где именно проходит грань между материальными и нематериальными ценностями.

Что такое материальная культура?

Материальная культура – это совокупность всех материальных ценностей, созданных человечеством или отдельным народом. Это очень широкое понятие, включающее в себя все предметы, созданные людьми (здания, памятники, одежда, посуда, украшения, оружие, техника) или возникшие в результате их деятельности (сельскохозяйственная продукция, сады).

Суть материальной культуры сводится к тому, что человек берёт природные материалы и делает из них предметы, необходимые для удовлетворения его потребностей.

К материальной культуре могут относиться как обладающие, так и не обладающие духовной ценностью предметы. Тем не менее, для создающего их человека в них всегда заключён какой-то смысл, они помогают ему адаптироваться к природным или социальным условиям. Поэтому для учёных, изучающих древние культуры, любой найденный предмет имеет большую научную ценность.

Материальная культура отражает образ жизни людей, их интересы, ценности, нравы, желания и стремления. А значит, любой предмет, будь то наконечник стрелы, глиняный кувшин или детская игрушка, является ценным артефактом, позволяющим современным исследователям реконструировать образ жизни представителей древней цивилизации.

Примеры материальной культуры

В качестве примеров рассмотрим несколько основных проявлений материальной культуры из повседневной жизни:

  • Сельское хозяйство. Это обширная сфера деятельности, включающая большое количество материальных ценностей, некоторые из которых создавались на протяжении тысячелетий. Сюда входят выведенные породы животных и сорта растений, возделанные почвы, техника, инструменты, растения на полях и деревья во фруктовых садах.
  • Строительство. Людям необходимы здания для жизни, развлечений, работы, производства и хранения продукции. Поэтому основная часть материальной культуры человечества на всех этапах его развития была представлена именно сооружениями.
  • Инструменты. Способность создавать и использовать инструменты – основное отличие человека от других животных. Для учёных, исследующих древние культуры, инструменты являются ценнейшим источником информации.
  • Транспорт и инфраструктура. Как только люди научились создавать транспортные средства, им понадобились дороги, мосты и другие сооружения. По мере развития технологий появлялись новые виды транспорта, и вместе с этим усложнялась инфраструктура, пополняясь такими сооружениями как эстакады, железнодорожные пути и станции, порты, аэропорты и прочее.
  • Связь. Значительную часть современной материальной культуры составляют инфраструктуры для почтовой, телефонной и прочих форм связи, позволяющих людям обмениваться информацией на больших расстояниях. Раньше связь была тесно связана с транспортной инфраструктурой, но по мере развития современных технологий зависит от неё всё меньше.
  • Трубопроводы. В современном мире существует обширная инфраструктура для транспортировки воды, газа, нефтепродуктов и прочих субстанций. Она также тесно связана с транспортной инфраструктурой.
  • Технологии. Уровень развития человечества определяется уровнем актуальных технологий, доступных обычным людям. В современной материальной культуре это компьютеры, смартфоны и прочие электронные устройства, которые делают нашу жизнь проще и расширяют наши возможности.

Вещи, создаваемые людьми для удовлетворения своих потребностей, являются основной формой существования материальной культуры.

Стоит отметить, что со временем они могут приобретать историческую ценность, причём не только для историков, но и для простых людей, которым нравится обладать чем-то необычным.

Значение материальной культуры

Культура развивалась вместе с человечеством и всегда сохраняла тесную взаимосвязь с техническим прогрессом и наукой. Именно материальные потребности человека всегда были основной движущей силой прогресса. В современном мире социализация во многом зависит от материальной культуры, ведь взросление человека и формирование его личности тесно связаны с его жизнью, окружающими его предметами и доступными ему средствами коммуникации.

В психологии известен такой феномен как «дети-маугли». Это дети, которые по тем или иным причинам выросли вне человеческой культуры. Из-за этого они навсегда теряют способность к социализации. Они не могут не только стать частью общества, но даже освоить человеческую речь и прямохождение.

Современный человек – это продукт материальной культуры. Конечно, на нас оказывают влияние различные нематериальные ценности, в частности, литературные произведения, изучаемые в школе. И всё же основное влияние на формирование нашей личности оказывает именно материальная среда в которой прошло наше детство: наш дом, детская одежда и игрушки, школа и различный инвентарь. Мы учимся ценить и использовать окружающие нас предметы, и именно это позволяет нам приобщиться к современной культуре и стать частью общества.

Взаимосвязь с духовной культурой

Материальная и духовная культура – две части одного целого. Они тесно сплетены между собой, и грань между ними не всегда различима. Духовная культура – это совокупность всех духовных ценностей, созданных человечеством. Главное отличие духовной культуры от материальной состоит в том, что её ценности не разрушаются со временем – их можно передавать и хранить вечно.

Духовные ценности могут приобретать материальное воплощение, и именно это делает границу между духовной и материальной культурой размытой. К примеру, картина, написанная великим художником, является в первую очередь духовной ценностью. Однако на аукционах продаётся материальный предмет, собственноручно созданный этим художником. Тогда как само изображение, благодаря интернету, обычно доступно всем желающим.

Практически любая духовная ценность может быть воплощена в материальной форме. И нередко это является важным условием, делающим возможным сохранение, распространение и потребление этой ценности. К примеру, литературные произведения раньше могли полноценно храниться только в материальной форме (при устной передаче они обычно сильно искажались). Сегодня книга вполне может храниться в электронном виде, и всё же для её хранения необходим материальный накопитель.

Отдельно можно рассматривать такой элемент духовной культуры как нравственные ценности. Это особая группа, в которую входят такие ценности как любовь, дружба, честь, достоинство, добро, верность, патриотизм и прочее. Эти ценности не имеют материального воплощения, но для нас они крайне важны.

Таким образом, большинство ценностей духовной культуры может иметь материальное воплощение, а иногда даже нуждается в нём. Это относится не только к стихам, прозе, картинам или музыке. Научные идеи воплощаются в виде инструментов, машин, самолётов, компьютеров, космических аппаратов и других предметов, необходимых человечеству. Поэтому материальная и духовная культура тесно связаны между собой и не могут существовать по отдельности.

Как появилась материальная культура?

Современные исследователи полагают, что материальная культура возникла приблизительно 2,5 миллиона лет назад. Именно тогда возник такой биологический вид как человек умелый (homo habilis). Это первое известное современной науке существо, которое могло не только использовать, но и самостоятельно изготавливать инструменты. К слову, именно это считается переломным моментом в нашей эволюции.

Представители вида homo habilis научились обрабатывать камень, изготавливая из него различные орудия труда и оружие. Даже примитивные каменные инструменты давали им серьёзные преимущества, позволяя обустраивать в пещерах более комфортные жилища, легче добывать пропитание и лучше готовить пищу. И всё же они сильно зависели от окружающей среды и климата.

На протяжении миллионов лет климат постоянно менялся, а вместе с ним менялись ландшафт, флора и фауна. Чтобы выжить, людям приходилось подстраиваться под условия, совершенствовать способы добычи, учиться утеплять и защищать свои жилища. Именно борьба за существование была тогда основным стимулом развития человека и человеческой культуры.

Примерно 10 тысяч лет назад произошла неолитическая революция, в процессе которой люди перешли от кочевого образа жизни к оседлому и возникло аграрное общество. Благодаря оседлости материальная культура стала развиваться значительно быстрее, позволив нам всего за 10 тысячелетий стать теми, кем мы являемся сегодня.

Определение культуры

Определение культуры

КУЛЬТУРА


НЕКОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  • Культура означает накопление знаний, опыт, убеждения, ценности, установки, смыслы, иерархии, религия, представления о времени, роли, пространственные отношения, представления о вселенной, а также материальные объекты и имущество приобретаемые группой людей в ходе поколений через индивидуальные и групповые стремление.
  • Культура – ​​это системы знаний, разделяемые относительно большая группа людей.
  • Культура — это общение, общение — это культура.
  • Культура в самом широком смысле — это культивируемое поведение; что это совокупность усвоенного, накопленного человеком опыта, социально передается, или, короче, поведение посредством социального научения.
  • Культура — это образ жизни группы людей — поведение, убеждения, ценности и символы, которые они принимают, как правило, не задумываясь о них. их, и которые передаются путем общения и подражания от одного поколения к другому. следующий.
  • Культура – ​​это символическая коммуникация. Некоторые его символы включают в себя навыки, знания, отношения, ценности и мотивы группы. Значения символы изучаются и преднамеренно увековечиваются в обществе через его институты.
  • Культура состоит из паттернов, явных и неявных, из и за поведение, приобретаемое и передаваемое символами, составляющее отличительное достижение групп людей, включая их воплощения в артефактах; неотъемлемая часть культуры состоит из традиционных идей и особенно связанных с ними ценностей; системы культуры могут, с одной стороны, рассматривать как продукты действия, с другой стороны, как обуславливающие влияет на дальнейшие действия.
  • Культура – ​​это сумма усвоенного поведения группа людей, которые обычно считаются традицией этого народа и передается из поколения в поколение.
  • Культура — это коллективное программирование разума, которое отличает членов одной группы или категории людей от другой.

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНОГО ДЕТЕРМИНИЗМА

  • Позиция, которую люди усваивают как члены общество определяет человеческую природу. Люди — это то, чему они учатся. Оптимистичная версия культурный детерминизм не накладывает ограничений на способности людей делать или быть все, что они хотят. Некоторые антропологи предполагают, что не существует универсального «правильного «способ» быть человеком. «Правильный путь» почти всегда «наш путь»; «наш путь» в одном обществе почти никогда не соответствует «нашему пути» в любом другое общество. Правильной позицией информированного человека может быть только терпимость.
  • Оптимистическая версия этой теории постулирует, что человеческая природа бесконечно податливый, человек может выбирать образ жизни, который он предпочитает.
  • Пессимистическая версия утверждает, что люди таковы, какими они обусловлены быть; этот это то, над чем они не властны. Люди — существа пассивные и все, что их культура говорит им делать. Это объяснение ведет к бихевиоризму, который помещает причины человеческого поведения в область, которая полностью находится вне человеческого контроля.

КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ

  • Различные культурные группы думают, чувствуют и действуют по-разному. Нет никакого научного стандарты для рассмотрения одной группы как внутренне превосходящей или низшей по отношению к другой. Изучение культурных различий между группами и обществами предполагает позицию культурный релятивизм. Это не означает нормальности ни для себя, ни для своего общества. Это, однако призывает к суждению, когда имеешь дело с группами или обществами, отличными от собственный. Информация о характере культурных различий между обществами, их корнях, и их последствия должны предшествовать суждениям и действиям. Переговоры, скорее всего, добиться успеха, когда заинтересованные стороны понимают причины разногласий в точки зрения.

КУЛЬТУРНЫЙ ЭТНОЦЕНТРИЗМ

  • Этноцентризм – вера в превосходство своей культуры над культурой других культуры. Это форма редукционизма, сводящая «другой образ жизни» к искаженная версия собственного. Это особенно важно в случае глобальных сделок когда компания или человек проникнуты идеей, что методы, материалы или идеи кто работал на родине, будет работать и за границей. Различия в окружающей среде, поэтому игнорируется. Этноцентризм по отношению к глобальным отношениям можно охарактеризовать как следует:
    • Важные факторы в бизнесе упускаются из виду из-за одержимости определенными причинно-следственных связей в своей стране. Всегда полезно обратиться к контрольные списки человеческих переменных, чтобы быть уверенным, что все основные факторы были в меньше всего учитывается при работе за границей.
    • Несмотря на то, что можно признать экологические различия и проблемы, связанные с измениться, но может сосредоточиться только на достижении целей, связанных с родной страной. Это может привести к потере эффективности компании или физического лица с точки зрения международная конкурентоспособность. Цели, поставленные перед глобальными операциями, также должны быть Глобальный.
    • Различия признаются, но предполагается, что связанные изменения настолько фундаментальны что они могут быть достигнуты без усилий. Это всегда хорошая идея, чтобы выполнить рентабельность анализ предлагаемых изменений. Иногда изменение может нарушить важные ценности и тем самым может столкнуться с сопротивлением реализации. Стоимость некоторых изменений может превышать выгоды от внедрения таких изменений.

ПРОЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Культурные различия проявляются по-разному и на разных уровнях глубина. Символы представляют самые поверхностные и ценят самые глубокие проявления культура, с героями и ритуалами между ними.

  • Символы – это слова, жесты, изображения или объекты, несущие определенное значение, которое признается только теми, кто разделяет определенную культуру. Новые символы легко развиваются, старые исчезают. Символы одной конкретной группы регулярно копируются другими. Этот вот почему символы представляют самый внешний слой культуры.
  • Герои — это люди, в прошлом или настоящем, настоящие или вымышленные, обладающие характеристиками которые высоко ценятся в культуре. Они также служат моделями поведения.
  • Ритуалы — это коллективные действия, иногда излишние для достижения желаемых целей, но считаются социально важными. Поэтому чаще всего они выполняются ради них самих (способы приветствия, уважение к другим, религиозные и социальные церемонии и др.).
  • Ядром культуры являются ценности. Это широкие тенденции предпочтений определенное положение вещей другим (хорошее-плохое, правильное-неправильное, естественное-неестественное). Много ценности остаются неосознанными для тех, кто их придерживается. Поэтому их часто нельзя обсуждаются, и они не могут быть непосредственно наблюдаемы другими. Ценности можно вывести только из как люди ведут себя в разных обстоятельствах.
  • Символы, герои и ритуалы — это материальные или визуальные аспекты практик культура. Истинное культурное значение практик неосязаемо; это раскрывается только когда практика интерпретируется инсайдерами.

Рисунок 1. Проявление культуры на разных уровнях глубины


СЛОИ КУЛЬТУРЫ

Люди даже внутри одной культуры несут в себе несколько слоев ментального программирования. сами себя. Различные слои культуры существуют на следующих уровнях:

  • Национальный уровень: связан с нацией в целом.
  • Региональный уровень: связан с этническими, языковыми или религиозными различиями, которые существуют внутри нации.
  • Гендерный уровень: связан с гендерными различиями (женщины и мужчины)
  • Уровень поколения: связан с различиями между бабушками и дедушками и родителями, родители и дети.
  • Уровень социального класса: связан с возможностями получения образования и различиями в занятие.
  • Корпоративный уровень: связан с особой культурой организации. Применимо к работающим.

ИЗМЕРЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Переменная может быть операционализирована с помощью методов одиночного или составного измерения. А метод единственного измерения означает использование одного индикатора для измерения домена концепция; Метод составных показателей означает использование нескольких индикаторов для построения индекс для концепции после того, как область концепции была эмпирически выбрана. Хофстеде (1997) разработал метод составной меры для измерения культурных различий. среди разных обществ:

  • Индекс дистанции власти. Индекс измеряет степень неравенства, существующего в общество.
  • Индекс избегания неопределенности: Индекс измеряет степень, в которой общество чувствует себя угрожают неопределенными или двусмысленными ситуациями.
  • Индекс индивидуализма: Индекс измеряет степень индивидуализма в обществе. Индивидуализм относится к слабо связанным социальным рамкам в обществе, в котором люди должны заботиться только о себе и своих ближайших родственниках. Другой конец спектром будет коллективизм, который возникает, когда в обществе существуют жесткие социальные рамки. какие люди различают ингруппы и аутгруппы; они ожидают, что их группы (родственники, кланы, организации) заботиться о них в обмен на абсолютную лояльность.
  • Индекс мужественности (достижения и отношения): индекс измеряет степень, в которой доминирующие ценности напористость, деньги и вещи (достижения), не заботясь о других или о качестве жизнь. Другой конец спектра будет женственность (отношения).

ПРИМИРЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Культурная осведомленность:

  • Прежде чем приступить к глобальному заданию, вероятно, необходимо определить культурные различия, которые могут существовать между родной страной и страной бизнеса операция. Там, где существуют различия, необходимо решить, будут ли они и в какой степени практика родной страны может быть адаптирована к внешней среде. В большинстве случаев различия не очень очевидны или ощутимы. Некоторые аспекты культуры могут быть изучены сознательно (например, способы приветствия людей), некоторые другие различия усваиваются подсознательно (например, методы решения проблем). Развитие культурного сознания может непростая задача, но однажды выполненная, она определенно помогает эффективно выполнять работу в чужая среда.
  • Дискуссии и чтение о других культурах определенно помогают формировать культурную осведомленность, но представленные мнения должны быть тщательно взвешены. Иногда они могут представлять необоснованные стереотипы, оценка только подгруппы определенной группы людей, или ситуация, которая с тех пор претерпела радикальные изменения. Всегда полезно получить различные взгляды на одну и ту же культуру.

Кластеризация культур:

  • Некоторые страны могут иметь много общих атрибутов, которые помогают формировать их культуры (модификаторы может быть язык, религия, географическое положение и т. д.). На основании этих данных, полученных от прошлых кросс-культурных исследованиях страны могут быть сгруппированы по сходству ценностей и отношения. Меньше различий можно ожидать при перемещении внутри кластера, чем при перемещении из одного кластера в другой.

Определение степени глобального участия:

  • Все предприятия, работающие по всему миру, не должны иметь одинаковую степень культурной осведомленности. На рис. 2 показана степень, в которой компании необходимо понимать глобальные культуры в разный уровень вовлеченности. Чем дальше компания отходит от единоличной роли занимаясь внутренним бизнесом, тем больше он должен понимать культурные различия. Движущийся вовне по более чем одной оси одновременно делает необходимым строительство культурных осознание еще важнее.

Рисунок 2. Осведомленность о культуре и степень глобального участия


Артикул:

Хофстеде, Г. (1997). Культуры и организации: программное обеспечение разума. Новый Йорк: Макгроу Хилл.


Некоторые последние публикации


Культура Шок бросает вызов фирмам, ищущим зарубежные

Промышленность США строительство всегда умела получение работы за границей, но соблазн контрактов на реконструкцию в местах такие как Афганистан и Ирак, могут привлечь некоторые фирмы через свои головы. Большой международные фирмы имеют много ресурсов для решения огромные проблемы работы на мировом рынке. Но массивный восстановление стран, опустошенных войной, может сбить с толку лучших из их.

Политические и физические риски являются наиболее коварными и должны быть считаться с. Языковые и культурные различия также нельзя игнорировать. Разумное обращение к ним может открыть множество возможностей для достижения успеха.

Конференция правительства США по восстановлению Афганистана, состоявшаяся в Чикаго на прошлой неделе проделал долгий путь, чтобы наметить там возможности. Эти аутрич-программы — хорошее начало, потому что многие фирмы нуждаются в обучении как работать за границей. Первый урок состоит в том, чтобы отказаться от этноцентрических взглядов, которые мир должен приспосабливаться к нашему методу заключения договоров, а не к наоборот.

На отдельном собрании, которое также состоялось в Чикаго на прошлой неделе, ENR представил вместе строительство руководители при ежегодном руководстве конференция. Американские фирмы заинтересованы в планах Китая по строительству олимпийских объектов и другую работу, особенно тех, кто готов терпеливо слушать через перевод, услышал богатые подробности от китайских представителей.

Терпение, внимательность и чуткость встречаются редко конструкция черты, но они могут помочь в культурах отличных от наших собственный.

Языковые и культурные различия могут быть опасны для переговоров.

[ENR (2003). Культурный шок бросает вызов фирмам, ищущим зарубежные рынки. Том. 250, № 23. Новый Йорк: Макгроу Хилл.]


Видим ли мы глаза в глаза? Последствия культурных различий для межкультурных исследований и управления Практика

Аннотация

Хотя наблюдение является общей исследовательской методике, мало внимания уделялось влиянию культура вынесения суждений наблюдателем. Эти исследования утверждают, что рассмотрение культурных различий имеет решающее значение при применении методов наблюдения в кросс-культурных исследованиях, а также в прикладных контекстах перформанса оценка и международный менеджмент. Лабораторное исследование было проведено для изучить возможность расхождений в суждениях наблюдателей среди азиатских Американские и кавказские американские подданные. Результаты исследования подтверждают важность культурных влияний в исследованиях и управлении.

[Ли и Караковски (2001). мы Сходиться во взглядах? Последствия культурных различий для межкультурного Управленческие исследования и практика. T Психологический журнал , 135 (5), 501-517.]


 

Библиотека по правам человека Университета Миннесоты

Библиотека по правам человека Университета Миннесоты


Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии, 2 ноября 2001 г., док. ЮНЕСКО. 31C/Рез. 25, Приложение 1 (2001 г.).

 
Всеобщая декларация о культурном разнообразии

Принят Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры на ее тридцать первой сессии 2 ноября 2001 г.

Текст в формате PDF

 

Генеральная конференция ,

Приверженность полному осуществлению прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека и других общепризнанных правовых документах, таких как два Международных пакта 1966, касающихся соответственно гражданских и политических прав и экономических, социальных и культурных прав,

Напоминая о том, что в Преамбуле Устава ЮНЕСКО утверждается, «что широкое распространение культуры и воспитание гуманности в духе справедливости, свободы и мира необходимы для достоинства человека и представляют собой священный долг, который все нации должны выполнять в дух взаимопомощи и заботы»,

Далее, ссылаясь на статью 1 Устава, которая возлагает на ЮНЕСКО среди прочих задач рекомендацию «таких международных соглашений, которые могут быть необходимы для содействия свободному распространению идей словесно и образно»

Ссылаясь на положения, касающиеся культурного разнообразия и осуществления культурных прав, в международных документах, принятых ЮНЕСКО, 1

Подтверждая, что культуру следует рассматривать как совокупность отличительных духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных особенностей общества или социальной группы и что она охватывает, помимо искусства и литературы, образ жизни, способы совместного проживания, системы ценностей, традиции и убеждений, 2

Отмечая, что культура находится в центре современных дебатов об идентичности, социальной сплоченности и развитии экономики, основанной на знаниях,

Подтверждая, что уважение разнообразия культур, терпимость, диалог и сотрудничество в атмосфере взаимного доверия и понимания являются одними из лучших гарантий международного мира и безопасности,

Стремясь к большей солидарности на основе признания культурного разнообразия, осознания единства человечества и развития межкультурных обменов,

Учитывая, что процесс глобализации, которому способствует быстрое развитие новых информационных и коммуникационных технологий, хотя и представляет собой вызов культурному разнообразию, создает условия для возобновления диалога между культурами и цивилизациями,

Сознавая конкретный мандат, возложенный на ЮНЕСКО в рамках системы Организации Объединенных Наций по обеспечению сохранения и поощрения плодотворного разнообразия культур,

Провозглашает следующие принципы и принимает настоящую Декларацию:

Самобытность, разнообразие и плюрализм

Статья 1 — Культурное разнообразие: общее наследие человечества

Культура принимает разнообразные формы во времени и пространстве. Это разнообразие воплощается в уникальности и множественности идентичностей групп и обществ, составляющих человечество. Как источник обмена, инноваций и творчества, культурное разнообразие так же необходимо для человечества, как биоразнообразие для природы. В этом смысле оно является общим наследием человечества и должно быть признано и подтверждено на благо нынешнего и будущих поколений.

Статья 2 – От культурного разнообразия к культурному плюрализму

В нашем все более разнообразном обществе важно обеспечить гармоничное взаимодействие между людьми и группами с множественной, разнообразной и динамичной культурной идентичностью, а также их готовность жить вместе. Политика включения и участия всех граждан является гарантией социальной сплоченности, жизнеспособности гражданского общества и мира. Определенный таким образом культурный плюрализм дает политическое выражение реальности культурного разнообразия. Неотделимый от демократических рамок культурный плюрализм способствует культурному обмену и расцвету творческих способностей, поддерживающих общественную жизнь.

Статья 3 – Культурное разнообразие как фактор развития

Культурное разнообразие расширяет возможности, доступные каждому; это один из корней развития, понимаемый не только с точки зрения экономического роста, но и как средство достижения более удовлетворительного интеллектуального, эмоционального, нравственного и духовного существования.

Культурное разнообразие и права человека

Статья 4 . Права человека как гарантия культурного разнообразия

Защита культурного разнообразия является этическим императивом, неотделимым от уважения человеческого достоинства. Это подразумевает приверженность правам человека и основным свободам, в частности правам лиц, принадлежащих к меньшинствам и коренным народам. Никто не может ссылаться на культурное разнообразие для нарушения прав человека, гарантированных международным правом, или для ограничения их сферы действия.

Статья 5 . Культурные права как благоприятная среда для культурного разнообразия

Культурные права являются неотъемлемой частью прав человека, которые являются универсальными, неделимыми и взаимозависимыми. Процветание творческого разнообразия требует полного осуществления культурных прав, определенных в статье 27 Всеобщей декларации прав человека и в статьях 13 и 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Поэтому все лица должны иметь возможность выражать свои мысли, а также создавать и распространять свои работы на языке по своему выбору, и особенно на своем родном языке; все люди должны иметь право на качественное образование и профессиональную подготовку при полном уважении их культурной самобытности; и все люди имеют право участвовать в культурной жизни по своему выбору и осуществлять свою собственную культурную практику при условии соблюдения прав человека и основных свобод.

Статья 6 – Доступ для всех к культурному разнообразию

Обеспечивая свободное распространение идей словами и изображениями, следует проявлять осторожность, чтобы все культуры могли выразить себя и заявить о себе. Свобода выражения мнений, плюрализм средств массовой информации, многоязычие, равный доступ к искусству и научно-техническим знаниям, в том числе в цифровой форме, и возможность для всех культур иметь доступ к средствам выражения и распространения являются гарантиями культурного разнообразия.

Культурное разнообразие и творчество

Статья 7 . Культурное наследие как источник творчества

Творчество опирается на корни культурных традиций, но процветает в контакте с другими культурами. По этой причине наследие во всех его формах должно быть сохранено, расширено и передано будущим поколениям как свидетельство человеческого опыта и устремлений, чтобы способствовать творчеству во всем его разнообразии и вдохновлять на подлинный диалог между культурами.

Статья 8 — Товары и услуги культурного назначения: товары уникального вида

Перед лицом современных экономических и технологических изменений, открывающих широкие возможности для творчества и инноваций, особое внимание необходимо уделять разнообразию предложения творческих работ, надлежащему признанию прав авторов и художников, а также специфика товаров и услуг культурного назначения, которые как носители идентичности, ценностей и значения не должны рассматриваться как простые товары или потребительские товары.

Статья 9 – Культурная политика как катализатор творчества

Обеспечивая свободное распространение идей и произведений, политика в области культуры должна создавать условия, благоприятствующие производству и распространению разнообразных культурных товаров и услуг через индустрии культуры, которые имеют средства для самоутверждения на местном и глобальном уровне. Каждое государство должно с должным учетом своих международных обязательств определять свою культурную политику и осуществлять ее теми средствами, которые оно считает подходящими, будь то посредством оперативной поддержки или соответствующих правил.

Культурное разнообразие и международная солидарность

Статья 10 – Укрепление потенциала для создания и распространения во всем мире

Перед лицом нынешних диспропорций в потоках и обмене культурными товарами и услугами на глобальном уровне необходимо укреплять международное сотрудничество и солидарность, направленные на то, чтобы все страны, особенно развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, могли создавать индустрии культуры, которые жизнеспособной и конкурентоспособной на национальном и международном уровне.

Статья 11 – Построение партнерских отношений между государственным сектором, частным сектором и гражданским обществом

Рыночные силы сами по себе не могут гарантировать сохранение и поощрение культурного разнообразия, которое является ключом к устойчивому человеческому развитию. С этой точки зрения необходимо подтвердить превосходство государственной политики в партнерстве с частным сектором и гражданским обществом.

Статья 12 – Роль ЮНЕСКО

ЮНЕСКО в силу своего мандата и функций обязана:

(а) Содействовать включению принципов, изложенных в настоящей Декларации, в стратегии развития, разрабатываемые различными межправительственными органами;

(b) Служить отправной точкой и форумом, где государства, международные правительственные и неправительственные организации, гражданское общество и частный сектор могут объединиться для разработки концепций, целей и политики в интересах культурного разнообразия;

(c) Продолжать свою деятельность по установлению стандартов, повышению осведомленности и наращиванию потенциала в областях, связанных с настоящей Декларацией, в пределах своей компетенции;

(d) Содействовать реализации Плана действий, основные положения которого приложены к настоящей Декларации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *