Совокупность устойчивых мотивов ориентирующих деятельность личности – . , —

Совокупность устойчивых мотивов ориентирующих деятельность личности это: что такое направленность

Существенная сторона мотивации поведения человека—направ­ленность личности. Одни ученые-психологи считают направленность свойством личности и ставят ее в ряд с характером, темпераментом и способностями, другие относят ее к системе доминирующих мотивов. Направленность— это система доминирующих личностных ориента­ций человека, подчиняющая себе всю его мотивационную сферу. Об­щая направленность личности включает в себя трехуровневую (же­лания, необходимость, установки) систему побуждений. Человек в каж­дом конкретном случае действует или по собственному желанию, или по необходимости, или в силу прошлого опыта (согласно установке).

К формам направленности относятся: влечения, желания, стремления, интерес, склонности, идеал, мировоззрение убеждение, потребности, мотивы.

По­требностихарактеризуются следующими признаками.

Во-первых, любая потребность имеет свой предмет, т. е. она все­гда есть осознание нужды в чем-то.

Во-вторых, всякая потребность приобретает конкретное содер­жание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется.

В-третьих, потребность обладает способностью воспроизво­диться.

Потребность, прошедшая через систему побудительных фак­торов и осознанная человеком, становится мотивом поведения. Мо­тив— это осознанное побуждение для определенного действия.

Он формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взве­шивает обстоятельства, в которых находится, и осознает цель, ко­торая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив его конкретной содержательности, необходимой для реального жизнен­ного действия. В целях дифференциации побудительных сил чело­века следует выделять его осознанные и неосознанные побужде­ния, то есть мотивы. Это имеет большое значение для оценки изу­чаемого лица. Неосознанные побуждения реализуются автоматически на основе усвоенного личностью прошлого опыта.

Такие по­буждения представляют собой систему установок.

В психологии под установкой понимают психическое состояние человека как субъекта деятельности, определяющее готовность и конкретные особенности его поведения в ответ на воздействия внеш­ней среды. Само слово «установка» происходит от латинского «ап-тус», имеющего значение: 1) физическое или умственное состояние подготовленности к действию; 2) поза человека в смысле моторного или умственного предрасположения. В отечественной психологии теоретические основы установки разработал грузинский психолог Д. Н. Узнадзе.

Различают несколько видов установок. Моторная установка — это установка готовности к физическим действиям (динамика кисти к большим или маленьким предметам и т. д.). Перцептив­ная установка — ожидание звонка, выстрела, угрозы. Умствен­ная установка — предубеждение следователя относительно ви­новности или не виновности подозреваемого лица.

Социальная установка связана с качеством конформности личности.

Установка направляет всю деятельность человека, мобилизуя необходимые для этого психические силы. Знание закономернос­тей проявления установки — необходимое условие для оценки лич­ности преступника, потерпевшего и т. д. В структуре установки выделяют ряд компонентов: эмоции, убеждения и мнения, реакции и навыки. Эти компоненты эмоциональных, интеллектуальных и по­веденческих подструктур определяют активность человека в окру­жающей его обстановке. Установка во многом определяет все пове­дение человека. Она управляет нашими реакциями в ответ на ре­акции собеседника: наше выражение лица зависит от того, как в данный момент собеседник, с которым мы находимся в контакте, принимает нас. Содержательной стороной установки являются цен­ностные ориентации личности.

Поведение людей различных возрастов соотносится с опреде­ленными ценностями, которыми могут выступать как свойства ма­териальных объектов, так и явления общественной жизни. Ценнос­тив идеальной форме выражают цели и устремления человека.

Выделяют несколько категорий ценностей: а) личностные; б) общественные; в) материальные; г) политические; д) идейные.

Личностные ценности представляют собой моральную основу характера личности. Они влияют на отношение к людям, к делу, к себе, к вещам. Общественные ценности усваиваются в процессе со­циализации, проявляются во взглядах личности на принятые в обществе моральные нормы, обычаи, правопорядок, законы. Они фор­мируют такие черты характера, как ответственность, требователь­ность к себе, бережливость и т. п.

Материальные ценности строятся на восприятии материаль­ных объектов: вещей, денег, собственности. Ориентация на эти объекты воспитывает у человека соответствующие черты харак­тера: аккуратность или неряшливость, практичность или непрак­тичность, жадность и т. д. Политические ценности определяются отношением к национальному благосостоянию государства, утвер­ждающейся демократии, политическим организациям, образу жиз­ни. Идейные ценности охватывают широкий спектр мировоззрен­ческих взглядов, моральных заповедей.

Ценности детерминируют характер поведения и образа мыслей людей. Они очерчивают круг их интересов, вырабатывая побуждение, действующее в силу эмоциональной привлекательности. Интересмо­жет выражать стремление человека ознакомиться с предметом (иде­ей, человеком), познать его. Интерес у человека может возбудить лю­бой объект, который привлечет его внимание.

Идеал— это представление человека о том, каким он хочет ви­деть себя и других. Идеал часто выступает в виде совокупности норм поведения. Становление идеалов происходит под влиянием окру­жающей среды. Наличие идеалов вносит четкость в мотивацию по­ведения человека.

Влечение – наиболее примитивная биологическая форма направленности.

Желание– осознанная потребность и влечение к чему-то определенному.

Стремление– возникает при включении в структуру желания волевого компонента.

Убеждения – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Мировоззрение – система философских, эстетических, этических, естественно-научных и других взглядов на окружающий мир.

Виды направленности: эгоистическая, познавательная, деловая, творческая, гуманистическая (есть в лекции).

Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 914 | Нарушение авторского права страницы

laservirta.ru

_ личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий

_ — верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием которого является практика
(*ответ*) Истина
_ — конкретные способы и приемы исследования частных, ограниченных областей изучаемых явлений
(*ответ*) Методика
_ эксперимент – экспериментальное исследование, построенное на учете многих параметров, влияющих на объект изучения
(*ответ*) Многопараметрический

_ личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий
(*ответ*) Направленность
_ психология – отрасль психологии, изучающая закономерности обучения и воспитания
(*ответ*) Педагогическая
_ анализ – совокупность разделов математики, посвященных исследованию функций методами дифференциального и интегрального исчисления
(*ответ*) Математический
_ — эффект в эксперименте, возникающий вследствие дефектов методики проведения опыта
(*ответ*) Артефакт
_ анализ – совокупность статистических методов исследования формы зависимости между переменными, когда хотя бы одна из этих переменных является случайной
(*ответ*) Регрессионный
«Деятельность и сознание – не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое – не тождество, но единство», — писал
(*ответ*) С. Рубинштейн
 Б. Ананьев
 А Запорожец
 А. Леонтьев
«Основное позитивное содержание положения о единстве сознания и деятельности заключается в утверждении их взаимосвязи и взаимообусловленности: деятельность человека обусловливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием их адекватного выполнения», — писал
(*ответ*) С. Рубинштейн
 А. Леонтьев
 И. Павлов
 И. Сеченов
«Психические явления не могут быть поняты «вне законов земли», т.е. вне объективных законов, которым они подчиняются «роковым образом» и которые должны быть выявлены при помощи строго научных методов познания», считал
(*ответ*) И. Сеченов
 Б. Ананьев
 Б. Теплов
 В. Небылицын
«Человек не может быть объективно познан. Есть такие существенные аспекты его внутреннего опыта, которые по своей природе не могут быть объективно «схвачены», а доступны лишь интуиции, заменяющей причинное объяснение», — считал
(*ответ*) Х. Джаспер
 М. Сеченов
 Б. Ананьев
 Л. Выгодский
В понимании высших психических функций человека Р. Декарт был
(*ответ*) дуалистом
 материалистом
 идеалистом
 формалистом
В психике можно выделить познавательные психические процессы, позволяющие человеку познать окружающее. Это:
(*ответ*) ощущение
(*ответ*) восприятие
(*ответ*) память
 мотивация
 темперамент

www.soloby.ru

Ответы на вопрос «14.Направленность и мотивы деятельности личности.»

Направленность личности

Направленность личности — Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. 

Направленность личности и мотивация деятельности

   В отечественной психологии многие авторы рассматривали направленность личности через понятие мотивации деятельности. Направленность личности у разных авторов при этом понимается по-разному:

— «динамическая тенденция» у С. Л. Рубинштейна,

— «смыслообразующий мотив» у А. Н. Леонтьева,

— «доминирующее отношение» у В. Н. Мясищева

— «основная жизненная направленность» у Б. Г. Ананьева,

— «динамическая организация сущностных сил человека» у А. С. Прангишвили.

Тем не менее, все авторы видят в направленности ту или иную совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Формы направленности личности

   Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. На направленность большое влияние оказывают установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как:

В основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Влечение

   Влечение — наиболее примитивная и — по своей сути — биологическая форма направленности. С психологической точки зрения влечение является психическим состоянием, выражающим недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Обычно влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознаётся, превращаясь в желание.

Желание

   Желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определённому. Желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно проясняет цели будущего действия и построение плана этого действия.

Желание как форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей её удовлетворения.

Стремление

   Стремление это желание, подкреплённое волей. Стремление — вполне определённое побуждение к деятельности.

Интерес

   Интерес — специфическая форма проявления познавательной потребности человека. Интерес обеспечивает направленность личности на осознание смысла и целей деятельности, тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Наличие интереса во многом объясняет наличие у человека специальной способности — разума.

Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определённому объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает. Как правило, интерес развивается, эволюционирует, порождает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интерес — важнейшая побудительная сила к познанию окружающей действительности. Различают:

— непосредственный интерес, вызываемый наглядной привлекательностью объекта,

— опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности.

Устойчивость, широта, содержание интересов — важнейшая черта личности, один из краеугольных камней личности человека. Сказав об интересах человека, мы тем самым рисуем уже довольно точный его психологический портрет.

Склонность

   В динамике интерес порождает склонность. Интерес — это сравнительно пассивное созерцание объекта интереса, склонность — активное созерцание, стремление связать свою деятельность и свою жизнь с этим объектом.

Во многом интерес развивается в склонность благодаря включению волевого компонента. Склонность — направленность индивида на определённую деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности.

В каком-то смысле можно сказать, что склонность это интерес к деятельности.

Интерес и склонности — фактор бурного развития способностей индивида.

Идеал

   Идеал — конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида. Идеал — то, к чему человек стремится, на что ориентируется в отдалённой перспективе. Идеалы — основа, «кирпичики» мировоззрения человека. По собственным идеалам человек судит о других людях.

Идеал — один из аргументов в функции самооценки человека.

Мировоззрение

   Мировоззрение — модель (картина) мира. Если, например, интересы, склонности или идеалы могут быть не связаны друг с другом, то важнейшая черта мировоззрения — его целостность. Целостное мировоззрение позволяет человеку жить «плавно»: переезжая, например, в новую местность, он знает, что там будут действовать такие же законы физики или химии, люди в этой местности могут немного отличаться, но они всё равно будут людьми (они разговаривают, имеют физиологические потребности и т.д.). Целостное мировоззрение позволяет рассматривать мир как сложную систему причинно-следственных связей.

Мировоззрение позволяет человеку планировать свою деятельность на многие годы вперёд: он знает, что многое может поменяться за годы, но основные законы, по которым мир существует, останутся незыблемыми.

Убеждение

   Убеждение — система мотивов личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют её мотивацию к деятельности.

 

Характеристики мотивационной сферы

   Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта. Мотив — причина, лежащая в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Мотив является основополагающим «кирпичиком» такого сложного процесса как мотивация. Мотивация — обозначение системы факторов, детерминирующих поведение:

— потребности,

— мотивы,

— цели,

— намерения,

— стремления и др.

Мотивация — это и характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне. Обычно мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

 

Влияние направленности на мотивацию деятельности

Внутренняя и внешняя мотивация

   Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определённой ситуации, а активизация определённых диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Внимание становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей.

В зависимости от склонностей человека, его мировоззрения и других форм направленности он может быть или более склонным к внутренней мотивации, или к внешней.

Осознанность-неосознанность мотивов

   Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий. Мотивы могут быть:

— осознанными,

— неосознаваемыми.

Люди с развитыми идеалами, мировоззрением, адекватными убеждениями как правило в своих действиях двигаются осознанными мотивами. Запутанность внутреннего мира, обилие психологических защит может привести к тому, что основными двигателями будут неосознаваемые мотивы.

Количество и качество потребностей, интересов, склонностей

   Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду только в определённых биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей имеет ещё духовные, социальные.

Социальные потребности:

— стремление человека жить в обществе,

— стремление взаимодействовать с другими людьми,

— стремление приносить пользу людям, участвовать в разделении труда,

— стремление понимать других людей и общественные процессы.

Чем больше качественно разных потребностей у человека, интересов, склонностей, тем разностороннее и гибче его деятельность. Чисто человеческое качество — умение сочетать в своей деятельности сразу несколько разных интересов.

Умение ставить цель

   Цель — это то, с чего начинается деятельность. Чем разностороннее человек, чем более развит он как личность, тем точнее и оригинальнее у него получается ставить свои цели.

Наличие ярких идеалов может побудить человека ставить сложные, далеко идущие цели.

Цель является основным объектом внимания, который занимает определённый объём кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний.

Наличие идеала достижения

   Если у человека есть идеал достижения, у него будет развита мотивация на достижение результата, он будет любить ставить цели, будет стремиться к достижению поставленных целей, будет учиться на своих и чужих ошибках.

Наличие идеала смелости

   Смелый человек или хотя бы стремящийся быть смелым не боится трудностей, настраивает свою деятельность «напролом», особенно не обходя препятствия, опасности. Структура деятельности смелого человека сильно отличается от структуры деятельности робкого: первый смотрит обычно вперёд, второй — назад и по сторонам. Первый не склонен к самооправданиям, самообману. Второй — постоянно ищет причины того, чтобы увильнуть, склонен к ипохондрии и саморефлексии.

Гибкость

   Разные аспекты направленности человека (интересы, склонности и т.д.) влияют на гибкость деятельности. Например один человек склонен всё доводить до идеального конца (перфекционист), и поэтому его деятельности не хватает гибкости.

Уверенность

   Ощущение уверенность при выполнении деятельности рождается из чёткости поставленной цели, отсутствия сомнений. Последние берутся из недостаточной иерархизированности интересов и склонностей человека, отсутствия между ними соподчинения, наличия многих противоречий.

www.konspektov.net

Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности

Краткое содержание

Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Основные формы направленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения. Понятие о мотиве. Проблема мотивации деятельности человека. Понятие о потребности. Цель деятельности. Основные характеристики мотивационной сферы человека: широта, гибкость, иерархизированность.

Психологические теории мотивации. Проблема мотивации в работах античных философов. Иррационализм. Теория автомата. Роль эволюционной теории Ч. Дарвина в развитии проблемы мотивации поведения человека. Теории инстинктов. Теория биологических потребностей человека. Поведенческая теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Классификация человеческих потребностей но А. Маслоу. Мотивационные концепции второй половины XX в. Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека А. Н. Леонтьева.

Основные закономерности развития мотивационной сферы. Механизмы развития мотивов по А. Н. Леонтьеву. Основные этапы формирования мотивационной сферы у детей. Особенности первых интересов детей. Особенности формирования мотивационной сферы в дошкольном и школьном возрасте. Роль игры в формировании мотивационной сферы.

Мотивированное поведение как характеристика личности. Мотивация достижения и избегания. Уровень притязаний и самооценка. Особенности проявления мотивов аффилиании и власти. Мотив отвержеиия. Просоциальное поведение. Агрессия и мотив агрессивности. Типы агрессивных действий по А. Бандуре. Тенденции к агрессии и тенденции к подавлению агрессии.

22.1. Понятие о направленности личности

и мотивации деятельности

В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А. С. Прангишвнли).

Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в порядке их иерархии. Прежде всего, следует остановиться на влечении. Принято считать, что влечение — это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. С психологической точки зрения — это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.

Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Следующая форма направленности — стремление. Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.

Наиболее ярко характеризуют направленность личности ее интересы. Интерес — это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Косвенной характеристикой осознанности потребностей, отражающихся в интересах, является устойчивость интересов, которая выражается в длительности их сохранения и в их интенсивности. Также следует подчеркнуть, что широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности.

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. с. интерес к определенному виду деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.

Следующая форма проявления направленности личности — это идеал. Идеал — это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека

могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

Поскольку мы подошли к проблеме мотивации, следует отметить, что в поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Рассмотренные нами ранее психические процессы и состояния обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждений, обеспечивающих активизацию и направленность поведения, то они связаны с мотивами и мотивацией.

Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.

Это необходимо знать

Антисоциальная личность

Рассматривая проблему направленности личности, мы не можем не рассмотреть особую группу людей, которых принято называть «асоциальными личностями». Такие люди практически не имеют чувства ответственности, морали или интереса к другим. Их поведение почти полностью определяют их собственные потребности. Другими словами, у них нет совести. Если обычный человек уже в раннем возрасте представляет себе, что поведение имеет определенные ограничения и что иногда следует отказаться от удовольствия ради интересов других людей, асоциальные личности редко принимают в расчет чьи-либо желания, кроме своих собственных. Они ведут себя импульсивно, стремятся к немедленному удовлетворению своих потребностей и не переносят фрустра-ции.

Следует отметить, что сам термин «асоциальная личность» не относится к большинству людей, совершающих асоциальные действия. Асоциальное поведение имеет ряд причин, включая членство в преступной группировке или криминальной субкультуре, потребность во внимании и повышенном статусе, потерю контакта с реальностью и неспособность контролировать импульсы. Большинство подростков-преступников и взрослых уголовников имеют определенный интерес к другим людям (к семье или членам банды) и определенный моральный кодекс (например, не предавать друга). В отличие от них асоциальная личность не питает никаких чувств ни к кому, кроме себя, и не чувствует вины или угрызений совести, независимо от того, сколько страданий она причинила людям.

К другим характеристикам асоциальной личности (социопата) относится необычайная легкость лжи, потребность будоражить себя или

приводить в возбуждение и неспособность изменять свое поведение в результате наказания. Такие индивиды часто воспринимаются как привлекательные, интеллигентные, обаятельные люди, легко входящие в контакт с другими людьми. Их компетентный и искренний вид позволяет им получить перспективную работу, но у них мало шансов на ней удержаться. Неугомонность и импульсивность скоро приводит их к провалу, открывающему их истинную натуру; они копят долги, бросают свои семьи или совершают преступления. Будучи пойманными, они настолько убедительно говорят о своем раскаянии, что им часто отменяют наказание. Но асоциальная личность редко живет в соответствии со своими заявлениями; у таких людей сказанное не имеет отношения к их делам и чувствам.

Особенно показательными считаются две характеристики асоциальной личности; во-первых, отсутствие сочуствия и интереса к другим и, во-вторых, отсутствие чувства стыда или вины, неспособность раскаяться в своих действиях независимо от того, насколько они были предосудительны.

Современные исследователи выделяют три группы факторов, способствующих развитию асоциальной личности: биологические детерминанты, особенности отношений родителей и ребенка, стиль мышления.

Проведенные исследования свидетельствуют о генетических причинах асоциального поведения, особенно криминального. Так, у идентичных близнецов величина конкордантности для криминального поведения вдвое выше, чем у родственных, из чего ясно, что такое поведение частично наследуется. Изучение усыновления показывает, что преступления усыновленных мальчиков сходны с преступлениями их биологических отцов.

июминутное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Таким образом, мотивация человека может быть представлена как циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом которого является реально наблюдаемое поведение. С этой точки зрения мотивация представляет собой процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

В свою очередь, мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, из-

Это необходимо знать

Кроме этого отмечается, что асоциальные личности обладают низкой возбудимостью, из-за чего они с помощью импульсивных и опасных действий стремятся к получению стимуляции, вызывающей соответствующие ощущения.

Некоторые исследователи говорят о том, что качество родительского ухода, получаемого ребенком, имеющим склонность к гиперактивности и нарушениям в поведении, определяет в значительной степени, разовьется ли из него полномасштабная асоциальная личность или нет. Один из лучших индикаторов нарушений в поведении детей — уровень родительского надзора: у детей, которые часто остаются без присмотра или за которыми плохо присматривают на протяжении долгого времени, гораздо чаще развивается схема преступного поведения. Близкая к этому переменная — родительская безучастность; дети, родители которых не участвуют в их повседневной жизни, чаще становятся асоциальными.

Биологические и семейные факторы, способствующие нарушениям в поведении, часто совпадают. У детей с нарушениями в поведении часто есть нейропсихологические проблемы, являющиеся следствием приема наркотиков матерью, плохого внутриутробного питания, токсического воздействия до и после рождения, жестокого обращения, осложнений при родах и малого веса при рождении. Такие дети чаще бывают раздражительны, импульсивны, неловки, гиперактивны, невнимательны и медленнее усваивают материал, чем их сверстники. Это затрудняет родительский уход за ними, и для них повышается риск плохого обращения и пренебрежения со стороны родителей. В свою очередь, родители этих детей вероятнее всего сами имеют психологические проблемы, способствующие неэффективному или грубому, несостоятельному выполнению ими родительских функций. Поэтому помимо наличия у них биологической предрасположенности к асоциальному поведению эти дети испытывают на себе обращение родителей, которое такому поведению способствует.

Третья группа факторов, обусловливающих развитие асоциальной личности, — это индивидуально-психологические особенности детей. У детей с нарушениями поведения обработка информации о социальных взаимодействиях происходит так, что у них вырабатываются агрессивные реакции на эти взаимодействия. Они ожидают, что другие дети будут к ним агрессивны, и интерпретируют их действия, исходя из этого предположения, вместо того чтобы полагаться на признаки реально встретившейся ситуации. Кроме того, дети с нарушениями поведения склонны считать всякое направленное на них негативное действие сверстников не случайным, а преднамеренным. Решая, какое действие предпринять в ответ на воспринимаемую провокацию сверстника, ребенок с нарушенным поведением будет делать выбор из очень ограниченного набора реакций, как правило, включающих агрессию. Если такой ребенок вынужден выбрать что-то помимо агрессии, он совершает сумбурные и неэффективные действия и все, кроме агрессии, считает бесполезным и непривлекательным.

Дети, которые так представляют себе социальное взаимодействие, склонны проявлять агрессивное поведение к другим. Их может ожидать расплата: другие дети бьют их, родители и учителя наказывают, и они воспринимаются другими негативно. Эти ответные действия, в свою очередь, укрепляют их уверенность в том, что мир настроен против них, и заставляют их неверно интерпретировать будущие действия окружающих. Так может создаваться порочный круг взаимодействий, поддерживающий и вдохновляющий агрессивное и асоциальное поведение ребенка.

нутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Следует отметить, что сами мотивы формируются из потребностей человека. Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей,

т. е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и духовными, социальными. Социальные потребности выражаются в стремлении человека жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.

Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Побуждающим к деятельности фактором является цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу осознанного поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль человеческой жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Цель является основным объектом внимания, который занимает определенный объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний.

Принято различать цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. В то же время реализация каждой из целей деятельности есть частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности.

Состояние расстройства, подавленности, свойственное человеку, осознающему невозможность осуществления перспективы, называется фрустрацией. Это состояние возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами или когда они воспринимаются как таковые.

Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иврархизированностъ. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотива-ционных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только с помощью телевидения, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера, по определению, будет более гибкой.

Следует отметить, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Следующая характеристика мотивационной сферы — это иерархизирован-ность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие — слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизиро-ванность мотивационной сф)еры.

Следует отметить, что проблема исследования мотивации всегда привлекала внимание исследователей. Поэтому существует много разнообразных концепций и теорий, посвященных мотивам, мотивации и направленности личности. Рассмотрим в общих чертах некоторые из них.

22.2. Психологические теории мотивации

Проблема мотивации поведения человека привлекала внимание ученых с незапамятных лет. Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов, а в настоящее время таких теорий насчитывается уже несколько десятков. Точка зрения на происхождение мотивации человека в процессе развития человечества и науки неоднократно менялась. Однако большинство научных подходов всегда располагалось между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической позиции, а она особенно отчетливо выступала в работах философов и теологов вплоть до середины XIX в., человек представляет собой уникальное существо особого

рода, не имеющее ничего общего с животными. Считалось, что только человек наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действии, а мотивационный источник человеческого поведения усматривался исключительно в разуме, сознании и воле человека.

Иррационализм как учение в основном рассматривал поведение животных. Сторонники данного учения исходили из утверждения, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами, имеющими свои истоки в органических потребностях. Схематично история исследования проблемы мотивации представлена на рис. 22.1. Изображенная на нем схема была предложена американским ученым Д. Аткинсоном и частично модифицирована Р. С. Немовым.

Первыми собственно психологическими теориями мотивации принято считать возникшие в ХУП-ХУП! вв. теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистнческой основе поведение животного. Первая была связана с использованием математических знаний при объяснении поведения человека. Она рассматривала проблемы выбора человека в экономике. Впоследствии основные положения данной теории были перенесены на понимание человеческих поступков в целом.

Возникновение и развитие теории автомата было вызвано успехами механики в XVII–XVIII вв. Одним из центральных моментов данной теории было учение о рефлексе. Причем в рамках данной теории рефлекс рассматривался как механический, или автоматический, врожденный ответ живого организма на внешние воздействия. Раздельное, независимое существование двух мотивационных теорий (одной — для человека, другой — для животных) продолжалось вплоть до конца XIX в.

Рис. 22.1. История исследования проблемы мотивации

(из: Немое Р. С., 1998)

Во второй половине XIX в. с появлением эволюционной теории Ч. Дарвина возникли предпосылки к тому, чтобы пересмотреть некоторые взгляды на механизмы поведения человека. Разработанная Дарвином теория позволила преодолеть антагонизмы, разделявшие взгляды на природу человека и животных как на два несовместимых в анатомо-физиологическом и психологическом отношениях явления действительности. Более того, Дарвин был одним из первых, кто обратил внимание на то, что у человека и животных имеется немало общих потребностей и форм поведения, в частности эмоционально-экспрессивных выражений и инстинктов.

Под влиянием этой теории в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк) и инстинктов у человека (3. Фрейд, У. Макдугалл, И. П. Павлов и др.). В ходе этих исследований изменилось представление о потребностях. Если раньше исследователи, как правило, пытались связать потребности с нуждами организма и поэтому использовали понятие «потребность» чаще всего для объяснения поведения животных, то в процессе трансформации и развития научных воззрений данное понятие стали использовать и для объяснения поведения человека. Следует отметить, что использование понятия «потребность» в отношении человека привело к расширению этого понятия. Стали выделять не только биологические, но и некоторые социальные потребности. Однако главной особенностью исследований мотивации поведения человека на данном этапе было то, что в отличие от предыдущего этапа, на котором противопоставлялось поведение человека и животного, эти принципиальные отличия человека от животного старались свести к минимуму. Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животное.

Одним из первых проявлений такой крайней, по существу биологизаторской, точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов 3. Фрейда и У. Макдугалла, предложенные в конце XIX в. и получившие наибольшую популярность в начале XX в. Пытаясь объяснить социальное поведение человека по аналогии с поведением животных, Фрейд и Макдугалл свели все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам. Так, в теории Фрейда таких инстинктов было три: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. Макдугалл предложил набор из десяти инстинктов: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинкт драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения. В более поздних работах Макдугалл добавил к перечисленным еще восемь инстинктов, в основном относящихся к органическим потребностям.

Разработанные теории инстинктов все же не смогли ответить на многие вопросы и не позволили решить ряд весьма существенных проблем. Например, как доказать существование у человека этих инстинктов и в какой мере могут быть сведены к инстинктам или выведены из них те формы поведения, которые приобретаются человеком прижизненно под влиянием опыта и социальных условий? А также как в этих формах поведения разделить собственно инстинктивное и приобретаемое в результате научения?

Споры вокруг теории инстинктов не смогли дать научно обоснованного ответа ни на один из поставленных вопросов. В итоге все дискуссии закончились тем, что

само понятие «инстинкт» применительно к человеку стало употребляться вс< реже. Появились новые понятия для описания поведения человека, такие как потребность, рефлекс, влечение и другие.

В 20-е гг. XX в. на смену теории инстинктов пришла концепция, в рамках которой все поведение человека объяснялось наличием у него биологических потребностей. В соответствии с данной концепцией было принято считать, что у человека и у животных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое воздействие на поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности ведет к снижению напряжения. В этой концепции принципиальных различий между понятиями «инстинкт» и «потребность» не было, Зс исключением того, что инстинкты являются врожденными, а потребности могу! приобретаться и меняться в течение жизни, особенно у человека.

Следует отметить, что использование понятий «инстинкт» и «потребностью в данной концепции имело один существенный недостаток: их использование устраняло необходимость учета в объяснении поведения человека когнитивны? психологических характеристик, связанных с сознанием и с субъективными состояниями организма. Поэтому данные понятия впоследствии были заменены понятием влечения, или драйва. Причем под влечением понималось стремление организма к какому-то конечному результату, субъективно представленному в виде некоторой цели, ожидания или намерения на фоне соответствующего эмоционального переживания.

Кроме теорий биологических потребностей человека, инстинктов и влечений в начале XX в. возникли еще два новых направления. Их возникновение в значительной степени было обусловлено открытиями И. П. Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности Поведенческая концепция мотивации по своей сути являлась логическим продолжением идей основоположника бихевиоризма Д. Уотсона. Представителями этого направления, получившими наибольшую известность, являются Э. Толмен К. Халл и Б. Скиннер. Все они пытались объяснить поведение в рамках исходное схемы бихевиоризма: «стимул — реакция».

Другая теория — теория высшей нервной деятельности — была разработан;

И. П. Павловым, а ее развитие продолжено его учениками и последователями, среди которых были следующие: Н. А. Бернштейн — автор теории психофизиологической регуляции движений; П. К. Анохин, предложивший модель функциональной системы, на современном уровне описывающую и объясняющую динамика поведенческого акта; Е. Н. Соколов, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологически;

механизмов восприятия, внимания и мотивации, а также предложил модель концептуальной рефлекторной дуги.

Одной из теорий, возникших на рубеже Х1Х-ХХ вв. и продолжающих разрабатываться сейчас, является теория органических потребностей животных . оне возникла и развивалась под влиянием прежних иррационалистических традиций в понимании поведения животных. Ее современные представители видят свою задачу в том, чтобы объяснить поведение животных с позиций физиологии и биологии.

studfiles.net

5.Понятие о направленности личности и мотивации деятельности

В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность.

Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н.Леонтьев), «основная жизненная направленность» (Б.Г.Ананьев).

Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от наличной ситуации, ориентирующих деятельность личности.

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.

Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в формах,как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности лежат мотивы деятельности.

Кратко охарактеризуем каждую из форм направленности в порядке их иерархии.

Влечение– это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форм направленности.

С психологической точки зрения – это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность.

Как правило, влечение является преходящим явлением, т.к. потребность, представленная во влечении либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.

Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному. Желание имеет побуждающую силу, оно обостряет осознание цели будущего действия и построение плана действия.

Стремление– следующая форма направленности. Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включаетсяволевой компонент.

Наиболее ярко характеризуют направленность личности ее интересы. Интересы – это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и способствующая ориентировке личности в окружающей действительности.

Субъективно для индивида – интерес обнаруживается в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом. Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это случается тогда, когда в интерес включается волевой компонент.

Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность

Основой склонностиявляется глубокая устойчивая потребность индивида в деятельности, т.е. интерес к определенному виду деятельности, а также – стремление совершенствовать У и Н, связанные с этой потребностью.

Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.

Следующая форма проявления направленности личности – это идеал.

studfiles.net

психология 2 модуль — ксю=-) / 4 вопрос

4.2. Формы направленности:влечение, желание, стремления, интересы, убеждения, идеалы.

Под направленностью понимают совокуп­ность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относи­тельно независимых от наличной ситуации.

Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловле­на и формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, став­шие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, жела­ние, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Влечение — это наиболее примитивная, по своей сути биологическая фор­ма направленности. С психологической точки зрения — это психическое состоя­ние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, пре­вращаясь в желание.

Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне опреде­ленному. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и постро­ение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Стремление возникает то­гда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стрем­ление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к дея­тельности.

Инте­рес — это специфическая форма проявления познавательной потребности, обес­печивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Одной из наиболее су­щественных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высо­кому уровню познавательной деятельности.

Идеал — это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека

могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоз­зрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориента­ции людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

4.4.Характеристики мотивационной сферы человека.

Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оцени­вать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированностъ.

Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Широта — это разнообразие потенциального круга пред­метов, способных служить для данного человека средством удовлетворения акту­альной потребности. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой яв­ляется его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетво­рена только с помощью телевидения, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, об­щение с людьми. У последнего мотивационная сфера, по определению, будет бо­лее гибкой. Гибкость — подвижность связей, существующих между раз­ными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Иерархизирован-ность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие — слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализа­ции мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

4.5. Основные закономерности развития мотивационной сферы.

Леонтьев описал лишь один механизм образования мотивов, который полу­чил название механизма сдвига мотива на цель (другой вариант названия данного механизма — механизм превращения цели в мотив). Суть данного механизма со­стоит в том, что в процессе деятельности цель, к которой в силу определенных причин стремился человек, со временем сама становится самостоятельной побу­дительной силой, т. е. мотивом.

4.3. Потребности и мотивы личности.

Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением по­требности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в ос­нове выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и актив­ность.

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологиче­ские свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятель­ства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы из­нутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозици­ями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Сами мотивы формируются из потребностей человека.

Потребностью называют состо­яние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или мате­риальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности.

Потребность акти­визирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существен­ной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Побуждающим к деятельности фактором является цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как не­посредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Принято различать цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель лю­бой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направлен­ности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель высту­пает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельны­ми деятельностями. В то же время реализация каждой из целей деятельности есть частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит вы­ражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание челове­ком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как пер­спектива личности.

studfiles.net

40 Мотивационная сфера личности направленность личности как совокупность устойчивых мотивов

Всякая деятельность человека побуждается не одним мотивом, а несколькими, т. е. деятельность обычно полимотивирована. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного индивида. Мотивация определяется как процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации для реализации соответствующего мотива, для осуществления определенного предметного отношения личности к окружающей ситуации. Можно говорить не только о мотивации какой-либо деятельности, но и об общей мотивации, характерной для данного человека, имея в виду совокупность стойких мотивов.Совокупность устойчивых мотивов, определяющих избирательность отношений и активности человека и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности. Направленность как подструктура личности включает в себя различные побуждения: ее мотивы, потребности, диспозиции, интересы, стремления, намерения, идеалы, нормы, самооценки, оценки других людей, уровень притязаний, установки и т. п. Одни из ее компонентов являются доминирующими, другие выполняют второстепенную роль.В качестве побудителей человеческого поведения, представляющих собой мотивационную сферу личности, выступают влечения, установки, желания, интересы, склонности, идеалы и мировоззрение.Влечение – первичное эмоциональное проявление потребности человека в чем-либо, побуждение, еще не опосредованное сознательным целеполаганием. В отечественной психологии влечение рассматривается как этап формирования мотива поведения, т. е. выступает как преходящее явление: представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается как конкретное желание. Таким образом, влечения обусловливаются не только биологическими, но и социальными факторами. Кроме того, в отечественной науке господствует мнение, что у человека с развитым сознанием влечения как мотивы поведения не играют ведущей роли, а выступают в виде «строительного материала» для осознанных побуждений. С другой стороны, влечение является одним из центральных понятий психоанализа, где ему придается ведущая роль в активности и регуляции поведения человека.Установка – неосознаваемое личностью состояние готовности к определенному поведению или деятельности. Установка чаще всего складывается в результате неоднократного повторения ситуаций, в которых человек реагировал определенным образом.Д.Н. Узнадзе разработал теорию, согласно которой возникающие при встрече потребности и ситуации установки определяют направленность поведения субъекта до тех пор, пока поведение не наталкивается на те или иные препятствия. В этих случаях неосознанное поведение прерывается и начинают действовать сознательные механизмы объективизации. Возникшие затруднения привлекают внимание и осознаются. После сознательного нахождения нового режима регуляции управление поведением вновь осуществляется подсознательными установками. Эта непрерывная передача управления обеспечивает гармоничное и более экономное взаимодействие сознания и бессознательного.Желание – одна из форм мотивационного состояния, основанного на осознанной по содержанию потребности, которая еще не выступает в качестве сильного побуждения к действию. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. При невозможности удовлетворить желание возникает состояние фрустрации, которое сопровождается разочарованием, тревогой, раздражением, отчаянием и др.

Интерес – форма проявления познавательной потребности, выражающаяся избирательным отношением личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Способствуя ориентировке, ознакомлению с чем-то новым, более полному и глубокому отражению действительности, интересы обеспечивают направленность личности на осознание целей деятельности. По содержанию интересы могут быть материальными (к жилищным удобствам, красивой одежде и др.) и духовными (профессиональные, познавательные, эстетические и др.). По объему их можно разделить на широкие и узкие. Они могут быть также глубокими и поверхностными, устойчивыми и неустойчивыми. Оценка интересов в конечном счете определяется их содержательностью и значимостью для личности.

Склонность – избирательная направленность субъекта на определенную деятельность. В ее основе лежит глубокая и устойчивая потребность в этой деятельности, стремление в ней совершенствоваться. Склонности обычно являются предпосылкой развития соответствующих способностей, хотя возможны случаи несовпадения склонностей и способностей.Идеал – важная цель личных стремлений человека, своеобразный пример, эмоционально окрашенный эталон действия.Мировоззрение представляет собой систему взглядов человека на мир и его закономерности. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения личности, определяя не только общую направленность личности, но и ее целеустремленность. Идеалы и мировоззрение формируются у человека на основе его интересов и склонностей.В отечественной психологии многие авторы рассматривали направленность личности через понятие мотивации деятельности. Направленность личности у разных авторов при этом понимается по-разному:  — «динамическая тенденция» у С. Л. Рубинштейна, — «смыслообразующий мотив» у А. Н. Леонтьева, — «доминирующее отношение» у В. Н. Мясищева — «основная жизненная направленность» у Б. Г. Ананьева, — «динамическая организация сущностных сил человека» у А. С. Прангишвили.  Тем не менее, все авторы видят в направленности ту или иную совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.Формы направленности личностиНаправленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.

В основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о