Создает человека природа но развивает и образует его общество проблема: «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский)

Содержание

Эссе на тему человек. Эссе на тему « Без многого может человек обойтись. Но только не без человека» (Л. Берне). Сочинения по темам

Виссарион Григорьевич Белинский, великий русский мыслитель и литературный критик XIX века утверждал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».

Для начала я дам определения понятиям общество и природа, установим связь между ними. Природа – это весь окружающий мир. А общество – отдаление от природы, но тесно связанная с ней часть мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их организации. Само определение указывает на такую взаимосвязь между обществом и природой, что первое ранее было включено во второе. В то же время человек неотделим от природы и общества, а является лишь их частью.
Поэтому трудно не согласиться с высказыванием В.Г.Белинского по этому поводу.
Ведь Действительно, человек как существо создан природой, а его сознание и мышление формируется в обществе. В этом высказывании автор ставит проблему двойственной природы человека: его биологической и социальной сущности.

Биологическая сущность человека заключается в том, что он обладает инстинктами (самосохранения и др.), рефлексами, ему необходимо удовлетворять свои естественные потребности (сон, еда). Социальная же природа человека может «раскрыться» лишь в процессе жизни в обществе, который не возможен без социализации — усвоения общественный норм и правил, получения социального опыта при помощи различных агентов социализации — семьи, школы, ближайшего окружения. Именно в процессе социализации человек становится личностью, т.е субъектом социокультурных отношений. Важные социальные черты человека — интеллект, способность к сложным эмоциям, речь.

Социальную сущность мы можем разделить на первичную и вторичную. Первичная социальная сущность происходит на самых ранних этапах жизни человека: в раннем детстве. Агентами первичной социальной сущности могут выступать как семья, родственники, близкий социум, так и различные дошкольные образовательные учреждения (например, детские сады, кружки и т.

д.) В ходе первичной социальной сущности человек осваивает базовые социальные навыки, получает первый опыт общения, осваивает простейшие формы труда. Принято считать, что человек вступает во вторичную социальную сущность, когда идет в школу. То есть, по мнению ученых-обществоведов, школа – основной институт вторичной социализации. К другим институтам мы можем причислить высшие учебные заведения, армию и т.д. К основным отличительным особенностям социализации на обоих этапах мы можем отнести приобретение нового опыта, освоение новых социальных статусов, получение новых навыков и знаний. Процесс социализации просто невозможен в отрыве от общества, так как это противоречит его сущности. Значит, мы можем с уверенностью утверждать, что именно общество «развивает и образует» человека. Как сказал о социализации немецкий поэт Иоганесс Бехер: «Человек становится человеком только среди людей».
В процессе взаимодействия с обществом, под его влиянием даже самые естественные, физиологические проблемы социализируются. Даже такой простой и естественный процесс как прием пищи люди превратили в ритуал. Например, во многих семьях это повод собраться всем вместе, а сама по себе еда подчас больше напоминает произведение искусства, чем просто продукт для утоления голода.
С самого рождения я была окружена родителями, которые передали мне основные навыки, знания и умения, необходимые для жизни.
Спустя некоторое время я попадала в другое общество – детский сад, где получала навыки общения со сверстниками. Потом меня ждала школа, колледж, а в дальнейшем и институт, работа.
С каждым годом я обретала все больше и больше знаний и опыта, развивалась, развиваюсь и буду развивтаься становясь индивидуальностью и личностью. В дальнейшем я буду помогать детям развиваться и становится индивидульной личностью.
Таким образом, можно сделать вывод, что человек, рождаясь на свет не более, чем типичным представителем своего биологического вида, под влиянием общества становится полноценной личностью. То есть, лишь в ходе социализации общество «образует и развивает» человека.

Все сущности вместив в себе природы,
Я был ее устами и умом;
Я в ней читал все символы, все буквы,
И за нее я с Богом говорил…
Она, немая, чувствовала только,
А я один владел двумя дарами:
В устах носил алмаз живого слова,
А в голове луч вечный истин, мысль!..
Я постигал непостижимость время
И проникал все сущности вещей,
И обнимал сознанием пространство…
Я утопал в гармонии вселенной
И отражал вселенную в себе.

Природа! Человек — твое творенье,
и этой чести у тебя не отберут,

но на ноги поставил с четверенек
и человеком предка сделал труд.
Труд… Есть ли что упорней и крылатей!
Покорны людям горы, ярость рек.
Кто в наш рабочий век с трудом в разладе,
тот и сейчас для нас не человек.

Человек – самое чудесное творение Бога. Человек, обладает силой мышления и умеет рассуждать, и это то, что отличает его от других живых существ. Человек не просто существует, а живет в полной мере, используя различные ресурсы, доступные на Земле.

Человеческие виды эволюционировали с древних времен. С древнего века человек очень сильно изменился. Ранний человек ел сырую пищу, жил в пещерах и носил примитивную одежду из листьев и кожи животных. После того, как человек научился добывать огонь, он начал готовить мясо животных на огне и обжаривать овощи перед едой. Со временем было сделано несколько изобретений. Человек вышел из пещер и построил дома для проживания. Вскоре были сформированы деревни, а затем появились города. Транспортные средства также развивались, а также другие вещи. Итак, в основном с эволюцией человека, было изобретено много предметов, и они эволюционировали с течением времени.

Сегодня человек развивается во всех сферах жизни. Он изобрел множество предметов, чтобы сделать его жизнь удобной и интересной. Однако есть проблема ухудшения состояния окружающей среды. Атмосфера, которая была когда-то свежей и чистой, теперь стала загрязненной. Это привело к исчезновению различных видов флоры и фауны, а также вызвало различные виды болезней.

(182 слова)

Сочинение на тему “Человек”. Вариант №2.

Человек всегда предпочитал жить в группах. С примитивного периода человек жил и двигался группами. Это заставляло его чувствовать себя в безопасности и помогло ему охранять себя от диких животных. Это одна из таких человеческих привычек, которое со временем не сильно изменилось. Люди по-прежнему любят общение. Общество, семья и культура имеют первостепенное значение для человека.

Оставьте человека в полном одиночестве на месяц и посмотрите, что с ним произойдет. Он будет страдать от одиночества, депрессии и нести физический дискомфорт и психические заболевания. Человек не может жить один. Человек есть и всегда был социальным созданием. Он любит быть вокруг других людей. Разделяя свои мысли со своими друзьями и членами семьи, проводя время с ними и предаваясь различным действиям с ними, он чувствует себя живым и это дает ему чувство принадлежности.

Именно поэтому люди создают семьи. Совместная семейная система имеет ряд преимуществ. Это хорошо для всестороннего развития детей. Это также хорошо и для пожилых людей.

Человеческий ум и разум постоянно растут, но если есть одна вещь, которая остается постоянной, это его потребность чувствовать себя в безопасности. Это чувство безопасности приходит, когда мы вместе с нашими близкими.

(182 слова)

Сочинение на тему “Человек”. Вариант №3.

Вступление

Бог создал всех людей одинаковыми. Он также создал среду, подходящую для выживания человека. Тем не менее, человек перепутался с этими двумя вещами. Достижения в технике вмешиваются в нормальное функционирование окружающей среды и находятся на грани разрушения.

Человек и культура

Культура оказывает огромное влияние на воспитание человека. Это в значительной степени влияет на то, как развивается ум человека и общая личность. Вот почему люди, принадлежащие к разным культурам, имеют разные менталитеты. То, что может показаться нормальным людям, принадлежащим к одной культуре, может показаться совершенно странным для других.

Люди высоко ценят культуру своей страны.

Человек и окружающая среда

Хотя человеческая жизнь улучшалась и расширялась по-разному, это продвижение также имело ряд негативных последствий. Одним из них является его влияние на окружающую среду. Промышленная революция оказалась благом для общества. Много людей получили рабочие места и несколько новых изобретений были созданы, чтобы сделать жизнь удобной для человека. С тех пор было создано несколько отраслей. Ежедневно для нашего использования производятся многочисленные продукты. В этих отраслях производятся как повседневные предметы, так и предметы роскоши, чтобы улучшить наш образ жизни. В то время как наш образ жизни усиливается, жизнь на Земле ухудшается. Растущее число отраслей и транспортных средств привело к загрязнению воздуха, воды и земли.

Это загрязнение ухудшает окружающую среду. Несколько других человеческих практик также способствуют загрязнению. Это повлияло на биоразнообразие и вызывает ряд заболеваний среди людей, а также других живых существ.

Вывод

Настало время, когда человек должен остановиться и подумать, куда он направляется. Настало время вернуться к нашим корням и прекратить загрязнять окружающую среду. Если мы продолжим этот путь, наша планета больше не будет пригодна для жизни.

Нет похожих записей.

Эссе

«Человек немыслим вне общества» Л.Н. Толстой.

Л.Н. Толстой – великий русский писатель второй половины 19 в. Его творчество поражает философскими мыслями.

«Человек немыслим вне общества» — как это понять?

Человек- существо биосоциальное, обладающее мышлением, членораздельной речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного труда, воплощающее в себе высокие моральные и интеллектуальные свойства.

Само определение показывает нам, что человек прочно связан с обществом, которое помогает ему стать личностью и отстоять свою индивидуальность.

Общество-обособившаяся от природы часть материального мира, но тесно связанная с ней состоящая из индивидуумов людей, обладающих волей, сознанием, включающая в себя способы взаимодействия людей и сформировать объединения. Здесь существует и социализация, т.е. процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм. Ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Ребенок с момента рождения попадает не только в природную и социальную среду, которая готовит его к дальнейшей самостоятельной жизни, начиная со становления самых элементарных функций: питание, передвижение.

Общество содержит в себе смысл, разум волю. Оно легитимно, в нем концентрируется сущность человеческого бытия: все что отличает человека от чистого природного существа и обнаруживает его разумную и духовную природу, оно формирует человеческую личность.

Природой заложено, так что человек взаимодействует с себе подобными. Человек с момента своего появления не может существовать вне общественных связей и отношений. Главное значение общества состоит в том, что в его рамках выживание человеческого рода жизнедеятельность людей обеспечены надежно и более эффективно, чем при изолированном существовании каждого человека.

Более высокая гарантированность жизнеобеспечения заставила наших предков вести совместную жизнь. В эпоху традиционного общества люди сообща занимались земледелием собирательством, скотоводством. Затем к этой деятельности добавились ремесла, человек стал заниматься творчеством и таким образом происходит существование вплоть до современности. Среди духовных испытаний в Японии существует система «морито» — помещение человека на неделю в пещеру и строгий запрет там разговаривать даже с самим с собой. По свидетельству лиц, прошедших это испытание жажда общения к концу изоляции становилась просто невыносимой, дальнейшая встреча с любимым человеком доставляла отшельнику острейшую радость.

Отсюда вывод, что влечение человека и установление контакта с другими людьми, есть социальная потребность.

В эпоху информационно компьютерных технологий человек все больше погружается в коммуникативную связь. Черпает из нее важную и значимую для себя информацию, которая делает умнее и на читанее, помогает реализовать себя в жизни и деятельности, применять знания на благо и развитие общества.

Коммуникация – это есть основа общества, когда люди понимают друг друга, сотрудничают и реализуют разные проекты.

Я согласна с высказыванием Льва Толстого, что «Человек не мыслим вне общества».

Эссе

« Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта наблюдаемых фактов» В.А. Амбарцумян

Предложенные высказывания В.А. Амбаруцмяна я бы хотела рассмотреть с философской т.з. Смысл высказывания содержит такие категории, как обобщение опыта и наблюдение фактов в научном познании.

Потребность в знаниях эта одна из характеристик человека.

Гносеология- это наука о познании. По сей день идет спор между рационалистами и сенсуалистами. Какое знание важнее? чувственное или рациональное?.

Сенсуалисты считают, что знания получают с помощью чувственного опыта а разум вторичен.

Рационалисты считают. что человек обладает разумом и рассудком, значит может устанавливать связи, давать понятия и суждения о предметах и явлениях, делать выводы.

Рационалисты считают, что чувства могут обманывать человека.

На эмпирическом уровне человек может чувствовать и воображать, представлять. На рациональном этапе познания, человек уже может устанавливать связи между предметами и явлениями.
Отсюда вытекает дедукция – вывод.

Я считаю, что использование чувственного и рационального познания ведет к абсолютной истине.

Так например ученый Пастер долгое время не мог понять, как коровы заражаются «Сибирской язвой». Он начал исследование наблюдая, что поле на котором пасутся животные, трава желтого цвета. Он стал изучать и наблюдать.
Пастер сделал вывод, что дождевые черви являются переносчиками «Сибирской язвы».

Они выносят из земли споры «Сибирской язвы». И таким образом он узнал как животные заражаются болезнью.

Таким образом используя чувственное и рациональное познание, он выявил факт заражения болезнью.

Например инженер ученый Сименс доказывал, что невозможно человеку взлететь, как птица в небо, зная законы Ньютона.

С другой стороны ученый Сименс пытался использовать различные способы логические, математические и философские.

И он пришел к открытию.

Даже чистые теории могут дать ход для новых открытий.

Таким образом научное познание, это работа мысли с помощью разных методов.

Эссе, которое я демонстрирую в качестве примера при подготовке к ЕГЭ. Это эссе оценино экспертами на 4 балла. Поэтому оно может служить образцом при написании этого задания.

Просмотр содержимого документа


«Эссе на тему « Без многого может человек обойтись. Но только не без человека» (Л. Берне)»

Эссе на тему « Без многого может человек обойтись. Но только не без человека» (Л. Берне)

Автор в своем высказывании рассматривает проблему человеческого общения. Я полностью согласна с мнением автора, так как считаю, что социальное начало в человеке будет формироваться только в обществе, через общение и взаимодействие с другими людьми.

Человек существо биосоциальное, биологическое начало может развиваться и вне общества. Например, в Индии доктор Синх нашел двух девочек, которые росли среди волков, они выжили, но когда он их вернул в общество, то они так и смогли стать настоящими людьми. Социальное начало может развиваться только в обществе, в процессе социализации. Большую роль в социализации личности играет человеческое общение. Ведь общение – это обмен информацией, чувствами и эмоциями. Общение помогает развитию межличностных отношений, передачи опыта от старшего к младшиму поколению, помогает осуществлению совместной деятельности. У человека множество потребностей. Потребность –это переживаемая нужда человека в чем-либо. Так вот одной из главных потребностей является потребность социальная, которая подразумевает под собой общение и социальное взаимодействие людей. Даниэль Дефо в произведении « Робинзон Крузо» ярко описал всю трагедию Робинзона, когда у него от старости умерла собака, которая выполняла роль иллюзорного партнера в общении. И когда он спасает Пятницу, он первым делом учит его своей речи.

Из всего вышесказанного я прихожу к выводу, что человек может обойтись без комфорта, дорогих вещей и предметов, а вот без человека, я думаю, никогда не сможет. Все это можно объяснить, на мой взгляд, тем, что человек – существо не только общественное, но и духовное. Он испытывает потребность в любви, дружбе, заботе, общении с другими людьми.

21

Русский философ В. С. Соловьёв сказал: «Человек – существо социальное, и высшее дело его жизни, окончательная цель его усилий лежит не в его личной судьбе, а в социальных судьбах всего человечества».

Я согласна с этим высказыванием. Ведь судьба одного человека не отделима от судьбы всего человечества. Человек является частью общества, и его деятельность должна быть направлена на развитие общества. Вот если взять для примера определенную группу людей, занимающихся проектом по строительству дома. Когда приходит время представления проекта, и не приходит человек, отвечающий за этот проект, то он подводит не только себя, но и свою группу.

Человек – это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них. В свою очередь социальная система – это исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей. Наличие социального института делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым.

Подтверждению высказывания может служить работа врачей. Они спасают жизни многих людей, вылечивают различные заболевания, делая это из благих намерений и создание различных вакцин и прививок учёными.

В России в результате реформ конца двадцатого века появился такой вид деятельности, как предпринимательство. Упорядочение этой деятельности привело к возникновению различных видов фирм, потребовало издания законов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Так издание реформ может привести к значительному развитию общества.

К заключению можно сказать, что каждый человек должен осознать какой он выберет путь в жизни, и как это повлияет на общество.

Примеры эссе — 2 — Конкретные примеры эссе философия Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека (А. Пьерон)


С этим файлом связано 45 файл(ов). Среди них: Orlov_Georgiev_Istoria_Rossii_3_izd.pdf, 819-_Russkiy_yaz_10-11kl_Tem_tren_Mod_soch_EGE_Senina_2015_-314s, Algoritm_vypolnenia_zadaniy_21-24.pdf, Gevurkova_2017_Praktikum_po_illyustratsiam.pdf, 21_Zadanie_21_EGE_2017_po_RUSSKOMU.pdf, ЧИТАЙТЕ!.docx, Obschestvoznanie_Sinova.pdf, Istoria_Ves_kurs_shkoln_progr_v_skhemakh_i_tablitsakh_2007_-90s. и ещё 35 файл(а).
Показать все связанные файлы

  1   2   3   4   5


Конкретные примеры эссе
ФИЛОСОФИЯ
1. «Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только
кандидат в человека» (А. Пьерон)
Человек — это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, в котором биологическое и социальное начало тесно взаимосвязаны. Новорожденный с биологической точки зрения — человек, а с социальной точки зрения -только кандидат в человека.
Поэтому я считаю, что А. Пьерон прав.
В учебнике обществознания подчеркиваются различия между понятиями
«индивид» и «личность». Оба термина характеризуют человека, но как? Индивид — это конкретный человек, как целостный, неповторимый представитель человеческого рода с его неповторимыми психофизиологическими чертами
(возраст, пол, темперамент, уровень способностей, особенности здоровья и внешности и т. д.). Личность — это человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Индивид становится личностью в процессе социализации, который включает воспитание, обучение, общение с другими людьми. Человек в момент рождения — это индивид, но еще не личность. Только общение с другими людьми дает возможность ребенку научиться говорить, логически мыслить, приобрести культурные навыки.
Усвоив опыт человечества, найдя свое место в обществе, свое признание, он станет человеком в полном смысле этого слова — неповторимой личностью, индивидуальностью.
В качестве аргументов можно привести известный пример детей -«Маугли».
Так, в Индии новорожденная девочка несколько лет провела в стае обезьян. Когда она в 11 -летнем возрасте попала к людям, она не могла говорить, ходила на четвереньках, не могла научиться есть ложкой. Она была больше похожа на животное, чем на человека. С другой стороны, известны случаи, когда дети, родившиеся тяжело больными, инвалидами, с помощью специальных методик развития, путем собственных усилий, при участии родных преодолевали свое биологическое несовершенство и становились известными учеными, политиками и т. п. Таким образом, прав А. Пьерон: глядя на новорожденного, мы еще не знаем, станет ли он человеком со всеми присущими ему качествами или будет существом, биологически похожим на человека, но лишенным свойственных ему социальных и культурных характеристик.
2. «Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только
кандидат в человека» (А. Пьерон)
Я считаю, что автор прав, излагая подобную зрения, ибо человек, будучи частью природного мира полноценно развиваться и жить может только в обществе подобных ему людей, так как сознание, речь формируются у человека в течение жизни, в процессе социализации, взаимодействия с другими людьми. Автор под

словом человек в своей фразе понимает личность — человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в своей жизни.
Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек может стать личностью. Рождаются индивидом, а личностью или Человеком с большой буквы становятся в процессе социализации.
Примером правоты автора может послужить следующее: в Ростове-на-Дону в конце 90-х обнаружили девочку по имени Наташа, которая в свои 7 лет не могла говорить, ходить на ногах, не одеваться, а все потому, что она росла в многодетной семье, где ее воспитанию не уделялось вообще никакого внимания.
Ее воспитывала собака, девочка ела как собака, гавкала, рычала, кусалась, передвигалась на четвереньках, не соблюдала человеческих норм поведения. И хотя внешне она была похожа на человека, на самом деле о ней можно говорить только как об индивиде. Эту девочку забрали в приют, где ее постепенно приучали к нормам человеческой жизни, учили разговаривать, есть с помощью ложки, ухаживать за собой, вообще жить в человеческом обществе. Моя мама родилась в отдаленной от города деревне, но получила надлежащее воспитание и образование и к 30-ти годам она стала заведующей сберегательной кассы в
Чебоксарах. Поэтому, станет человек личностью или нет, зависит от воспитания.
3. «Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только
кандидат в человека» (А. Пьерон)
Со словами Пьерона нельзя не согласиться. Почему? Своими словами он хотел подчеркнуть, что настоящий человек — это личность. В момент рождения ребенок лишь кандидат в человека, который может стать личностью. . Человек — это биосоциальное существо. В момент рождения человек обладает только своим
«био», которое роднит его со всеми животными: у него такие же инстинкты, потребности. «Социо» же человека может развиться только в ходе общения с другими людьми. В результате общения с другими людьми у человека развивается его мышление, речь, сознание. В момент рождения человек — индивид, он лишь один из людей. Со временем он приобретает индивидуальные черты.
Индивидуальность свойственна любому человеку. Каждый из нас не похож на другого по внешнему облику, у каждого есть свои особенные черты характера, интересы, способности.
Личностью человек может стать лишь в процессе социализации. В становлении личности велика роль воспитания, взаимодействия с другими людьми. Именно в этих процессах происходит социализация человека, т. е. усвоение ценностей, норм, установок, образцов поведения, принятых в обществе.
Для подтверждения слов Пьерона можно привести очень яркий пример. В средние века один король решил провести жестокий эксперимент. Он запретил разговаривать с новорожденным. Ребенка закрыли в комнате, кормили, но не общались с ним. В результате он так и не стал человеком в полном смысле: не

умел разговаривать, вести себя в обществе и вскоре умер. Так и в нашей жизни есть примеры подобного. Если родители не занимаются воспитанием детей, то дети не умеют строить отношения с другими людьми. Чтобы новорожденный стал настоящим человеком необходима жизнь в обществе, взаимодействие с другими людьми.
4. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».
(В.Г. Белинский)
Человек это высшая ступень развития живых организмов на земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, но важнейшей его характеристикой является биосоциальная сущность.
Белинский В.Г. в своем выражении очень точно и ёмко охарактеризовал двойственную природу человека. Во-первых, человек есть порождение природы, является цепью эволюции, таким же организмом, как и всё, что нас окружает. По биологическим признакам человек ничем не отличается от животного. Во-вторых, он есть порождение общества. Этот момент более сложен. Ясно только то, что благодаря общественному развитию человек стал человеком. Человек без общества ничто, недаром в древности изгнание из общества являлось самим страшным наказанием. Очень много в современном мире примеров синдрома
«маугли», когда воспитание ребенок получил от животного и поэтому ведет себя как он, а не как человек, что говорит лишь о том, что социальное в человеке не заложено генетически, а дается обществом. Так же подтверждает это и роман
Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Без знаний, которые накопило общество,
Робинзону Крузо было бы тяжело выжить. А может и невозможно. Он старался повторить, познать всё то, что было создано в обществе.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что человек и общество понятия неразделимые. Именно благодаря обществу человек как существо биологическое смог стать человеком, таким, какой он есть. Тело человеку дает природа, а разум и душу — общество.
5. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».
(В.Г. Белинский)
Каждый человек в широком смысле это «дитя природы». Согласно биологическим закономерностям, человек обособился и развился из животного мира. Поэтому животные инстинкты вполне объяснимы в человеческой сущности, они имеют естественное происхождение. Однако человек ничем бы не отличался от животного, если бы эти инстинкты, дарованные природой, составляли бы его глубинную первооснову и определяли все его существование.
Определяющее воздействие на складывание человека оказывает общество.
Под обществом в данном случае мы понимаем обособившуюся от природы
(совокупности естественных условий существования человека) часть мира.
Утвердившиеся моральные нормы и правила поведения, культурные достижения,

политико-правовые особенности, социально-экономические отношения — всё это разнообразные составляющие общества в целом.
Только в обществе человек приобретает личностные характеристики (то есть такие социально значимые черты, которые характеризуют индивида как члена того или иного общества).
Таким образом, на мой взгляд, В.Г. Белинский глубоко был прав, отмечая, что биологически человека создаёт природа; но сущностные характеристики человеческая личность приобретает и развивает в обществе, во взаимодействии с другими личностями, вступая с ними в разнообразные отношения.
С другой стороны, представляется, что в данном высказывании В.Г.
Белинского два этих понятия — «общество» и «природа» — выступают как диаметральные противоположности. Мне не представляется это правильным.
Человек, общество и природа очень тесно взаимосвязаны, влияют друг на друга.
Известно, что, с одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие, ускоряя или замедляя его темп и, в конечном счете определяют ментальность народа (как совокупность общественных ценностей, установок, готовности действовать иди мыслить определенным образом). С другой стороны, и общество влияет на естественную среду обитания человека. В последнее время чаще всего отмечают негативное воздействие человеческого общества на экологическую обстановку.
Таким образом, завершая наш небольшой анализ, отметим, что природа и общество являются двумя основными составляющими, тесно взаимосвязанными, взаимодействующими, которые определяют особенности складывания и формирования человека как личности. Причем второй компонент (общество) в настоящее время оказывает непосредственное и наиболее сильное влияние; а воздействие природы в современном мире во многом опосредовано.
6. «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в
детях шалунов». (Ж.-Ж. Руссо)
Я думаю, что автор хотел указать значение игровой деятельности в жизни человека, отметить, что игра в жизни человека занимает важное место. В процессе игровой деятельности человек может овладеть новыми знаниями. И я с этим совершенно согласна.
Мудрецами не рождаются, мудрецами становятся в ходе активной деятельности. Известно, что деятельность — это специфически человеческая форма взаимодействия с окружающим миром. Любой из нас — и мудрец, и шалун — в процессе деятельности познает мир, создает необходимые для собственного существования условия, духовные продукты, а также формирует самого себя
(свою волю, характер, способности). Таким образом, шалун через характерную для него активную деятельность познает мир и делает соответствующие выводы для себя. Шалит, значит, играет.


Мне понравились слова немецкого поэта и философа Ф. Шиллера: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Действительно, игры сопровождают человека на протяжении всей истории развития человеческого общества. Играя, маленький мальчик разбил стекло, теперь он знает, что стекло хрупкое. В ходе игровой деятельности ребенок не только познает мир, но и учится трудовым навыкам. Так моя сестренка очень любит плескаться в тазике и стирать белье вместе с мамой и позже ей это поможет в жизни. В ходе игры человек учится общаться. Так, играя в «дочки-матери», дети усваивают социальные роли матери и ребенка. И главное в игре всегда присутствует творчество как создание чего-то нового (ведь скучно повторять дважды одну игру), а творческая деятельность есть высшее проявление человеческой сущности.
Таким образом, я считаю, нельзя наказывать за игры ребенка, а надо поддерживать детей, трудиться вместе с ними, играть вместе, познавать окружающее и тогда они станут мудрецами.
7. «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».
(В. О. Ключевский)
На первый взгляд может «оказаться, что не мог выдающийся русский историк В. О. Ключевский сказать, что история ничему не учит. По-моему,
Ключевский хотел подчеркнуть, что если мы не знаем истории, то за это будем наказаны в жизни. И я с ним согласна.
История — одна из древнейших наук. Она возникла с появлением человека на земле. Изучая историю, мы рассматриваем путь человечества на протяжении тысячелетий, т. е. мы изучаем исторический процесс. Исторический процесс -это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.
За историей кроются события; те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. И каждое историческое событие обладает специфическими, только ему присущими чертами, и выяснение этих черт дает возможность полнее, красочнее представить то или иное событие. Кроме того, каждое историческое событие имеет важное значение.
Необходимо изучать исторические события, чтобы извлечь правильный урок. Конечно, история никогда не повторяется дважды. Ведь социальные науки отличаются от естественных, где какое-то физическое явление можно воспроизвести какое угодно количество раз. Но и в истории присутствуют свои закономерности. Зная их, легче прогнозировать современное социальное развитие, предотвратить беду. Говорят французский король Людовик ХVI перед казнью читал книгу об английском короле Карле I, которого тоже казнили революционеры. А прочитай он книгу раньше, может и не совершил бы ошибок, которые спровоцировали революцию во Франции.
Мне хотелось бы привести примеры из истории России. Наполеон Бонапарт вторгся на территорию России с целью ее захвата. И ему даже казалось, что со

взятием Москвы, Россия окажется в его руках. И как позорен был его побег из
России! В своих воспоминаниях он предостерегал других о том, что не стоит воевать с Россией. Но честолюбивый фашистский лидер Адольф Гитлер решил вновь идти на Россию. Чем это закончилось?! Разгромом гитлеровской Германии в
Берлине. Вот оно — наказание за незнание истории, неумение делать соответствующие выводов. В обычной жизни происходит то же самое. Итак, можно сделать выводы, что история не прощает ее незнания.
8. «Прогресс есть замена одних неприятностей другими». (X. Эллис)
Мы гордимся тем, что живем в век научно-технического прогресса. Что же такое прогресс? Направление развития, для которого характерны переход от низшего к высшему, от Менее совершенного к более совершенному. Неужели
Эллис отрицательно относился к прогрессу? Наверное, на самом деле он хотел подчеркнуть его противоречивость. И тогда я с ним, совершенно согласна. Я считаю, что прогресс противоречив, т.е. наряду с положительными сторонами имеет и отрицательные моменты..
Так, на протяжении истории четко прослеживается прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам, от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомным электростанциям, от перевозки на вьючных животных к автомобилям, скоростным поездам, самолетам, от деревянных счетов с костяшками для осуществления простых математических операций к мощным компьютерам.
Но прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для среды обитания человека, к подрыву основ существования общества, к появлению глобальных проблем.
Возьмем другой пример. Открытия в области ядерной физики дали возможность получить новый источник энергии, были созданы атомные электростанции. Это, безусловно, прогресс. Но в то же время зги открытия создали мощное атомное оружие. В августе 1945 года были сброшены атомные бомбы на города Хиросима и Нагасаки. Города были разрушены, убиты и ранены тысячи ни в чем не повинных мирных жителей. А чернобыльская трагедия, происшедшая в апреле 1986 года на Чернобыльской АЭС, до сих пор пагубно сказывается как на природе, так и на здоровье мирных людей.
Таким образом, попытки ускорить прогресс иногда оборачиваются непомерно высокой ценой. Прогресс в одной сфере жизни общества может сопровождаться регрессом в другой, тем не менее, я считаю, что жизнь без прогресса невозможна, к нему нужно стремиться. Однако критерием прогресса должен быть гуманизм.
9. «Самое прекрасное в природе — отсутствие человека» (Б. Карман)


Что же этими словами хотел сказать Б.Карман, за что такая нелюбовь к человеку?! На наш взгляд, это следствие разрушительной деятельности человека.
Действительно, если взять состояние окружающей среды несколько тысяч или сотен лет назад, то флора и фауна были полны и разнообразны. Сегодня же
«Красная книга» нам сообщает об исчезновении или угрозе исчезновения того или иного растения. Например, на сегодня осталось всего 300 уссурийских тигров. А все это результат человеческой деятельности. С точки зрения эстетики прекрасным в природе считается естественный процесс развития природы, а безобразным — его нарушение. Это может быть пожар, возникший в результате брошенного окурка, когда звери в панике бегут, исчезает 1равянистый покров, многолетние деревья. Это и вырубка лесов, когда вместе с ними гибнут их обитатели или вынуждены менять свой ареал обитания. Но самое страшное, что в результате возросшей мощи человека появилась такая глобальная проблема, как экологическая. Она проявляется в глобальном потеплении, уменьшении лесных массивов — легких планеты, сокращении видового разнообразия животных и растений и т. д. Ее решение возможно только за счет совместных усилий всех стран, формирования культуры бережного отношения к природе.
Но все-таки я не согласна с автором. Человек тоже возник в результате биологической эволюции и стал венцом природы.. Без человека вряд ли кто смог бы оценить прекрасное в природе. Только человек наделен эстетической потребностью, эстетическим чувством. Важно лишь его развивать, чтобы не наносить вреда природе.

  1   2   3   4   5


перейти в каталог файлов

Люси: Чудесный образец | Learn Science at Scitable


Вид на Хадар, Эфиопия

Предоставлено Дональдом Йохансоном, Институт происхождения человека, Университет штата Аризона

*Любые мнения, выводы и выводы или рекомендации, выраженные в этом материале, принадлежат автору и не обязательно отражают точку зрения Национального научного фонда.

Это было 24 ноября 1974 года. В Соединенных Штатах Америки музыкальными синглами номер один года были «Annie’s Song» Джона Денвера и «Bennie and the Jets» Элтона Джона, но международная полевая группа из 9 человек0013 палеоантропологи , геологи, аспиранты и эфиопские охотники за окаменелостями не слушали последние хиты США под своей исследовательской палаткой; они слушали трек Beatles 1967 года «Lucy in the Sky with Diamonds». Так вот, именно прозвище «Люси», а не «Энни» или «Бенни», как могло бы быть, присвоено потрясающему частичному скелету ископаемых предков человека, первые фрагменты которого были обнаружены доктором Дональдом. Йохансон и его аспирант Том Грей во время прогулки по отложениям возрастом 3,2 миллиона лет на месте Хадар, Эфиопия.

Открытие Люси

В 1974 году Йохансону был 31 год, новоявленному доктору философии. и профессор антропологии в Кливленде, штат Огайо. Он уже ездил в Эфиопию раньше, в 1972 году, в ходе рекогносцировочной поездки для осмотра геологических образований и ископаемых отложений в районе Афар в Эфиопии, и еще раз в 1973 году, когда он сделал свое первое открытие в Хадаре — коленный сустав. В начале экспедиции 1974 года д-р Йохансон с оптимизмом смотрел на то, что команда может найти, и стал более ожидающим, когда его эфиопский коллега Алемайеху Асфау обнаружил несколько челюстей гоминина возле их лагеря Хадар (Йохансон и Эдей, 19 лет).81; Йохансон и Вонг, 2009 г. ).

Открытие Люси можно назвать «забавной костяной историей». Первым фрагментом скелета Люси, который заметил Йохансон, была локтевая область ее локтевой кости (когда вы задеваете локтевой нерв в локте, он давит на плечевую кость, и вы чувствуете покалывание, «забавную кость»). Сломанная локтевая кость Люси торчала из отложений, и по форме и размеру Йохансон мог сказать, что она определенно принадлежала примату и вполне могла быть окаменелыми останками гоминина. Йохансон и Грей внимательно осмотрели землю и были рады обнаружить еще много фрагментов окаменелых костей, в том числе части черепа, нижней челюсти, ребер, таза, бедер, ступней и многое другое (рис. 1).


Рисунок 1: Скелет Люси.

Люси, ископаемый скелет предка человека возрастом 3,2 миллиона лет, был обнаружен в 1974 году в Хадаре, Эфиопия.

Предоставлено Институтом происхождения человека Университета штата Аризона

Местонахождение окаменелостей в Хадаре, где были обнаружены части скелета Люси, известно ученым как Местонахождение Афар 288 (A. L. 288). Йохансон и остальная часть полевой группы 1974 года собрали все фрагменты окаменелостей, которые они смогли найти в AL 288. Они зафиксировали точное местонахождение фрагментов окаменелостей, бережно перенесли их в свой исследовательский лагерь и внимательно изучили. У полевой бригады Хадара было так много вопросов об этих окаменелостях — давайте рассмотрим некоторые из этих важных вопросов и выясним, что ученые с тех пор обнаружили о Люси. (Более подробный отчет об открытии Люси и ранних полевых исследованиях в Хадаре см. в Johanson and Edey, 19.81).

Откуда мы знаем, что все эти окаменелые кости принадлежат скелету Люси?

Если бы ископаемые фрагменты принадлежали более чем одному человеку, мы ожидали бы найти больше окаменелых костей, чем могло бы принадлежать одному скелету. Если бы, например, полевая группа Хадара нашла фрагменты трех бедер или обнаружила две нижние челюсти, они бы сразу поняли, что останки нескольких человек вымываются из отложений. Это не то, что обнаружила команда Хадара. Вместо этого они нашли только фрагменты костей, достаточные для того, чтобы составить один неполный скелет; поэтому вероятность того, что эти окаменелые кости принадлежат более чем одному человеку, очень мала.

Кроме того, цвет и внешний вид окаменелостей частично определяются минералами, которые присутствовали в отложениях, где образовались окаменелости, и типом выветривания окаменелостей, которым подверглись ископаемые, поэтому группа окаменелостей, которые образовались при разных время в разных отложениях, вероятно, будет разного цвета и будет иметь разные признаки выветривания. Скелет Люси состоит из ископаемых фрагментов, очень похожих по внешнему виду.

Откуда мы знаем, что Люси была женщиной?

Йохансон почти сразу предположил, что Люси была женщиной из-за ее небольшого размера. Он был осведомлен об открытиях ископаемых гоминидов, сделанных другими исследователями в других частях Африки за десятилетия до открытия Люси. Он знал, что, как и многие современные приматы, гоминины имеют тенденцию к половому диморфизму , , что означает, что самцы крупнее самок; поэтому казалось очевидным, что относительно небольшие кости, извлеченные из AL 288, принадлежат самке (см. Scott & Stroik, 2006, обсуждение альтернативных моделей полового диморфизма у видов Люси).

Позже ученые оценили рост Люси по длине ее бедренной кости, несмотря на то, что конец ее бедренной кости был раздавлен до полного окаменения. Они использовали математические формулы, связывающие длину бедренной кости с ростом, чтобы предсказать, что рост Люси составлял примерно от 104 до 106 сантиметров (см) (Feldesman & Lundy, 1988; Jungers, 1988; McHenry, 1991). Самцы вида Люси, вероятно, были ближе к 150 см в высоту (McHenry, 1991). В 2008 году группа ученых фактически реконструировала поврежденную бедренную кость Люси с помощью компьютерной 3D-технологии и обнаружила, что она, вероятно, всего на несколько миллиметров короче, чем считалось ранее (Sylvester, Merkl, 9).0008 и др. ., 2008).

Мог ли скелет Люси быть маленьким, потому что она была ребенком, когда умерла?

Нет. Люси была полностью взрослой особью, когда умерла, о чем свидетельствуют ее зубы и кости. Например, третьи моляры Люси, или «зубы мудрости», прорезались и даже немного стерлись к моменту ее смерти (Johanson, Taieb, et al. ., 1982). У большинства современных женщин прорезываются зубы мудрости, и они становятся биологически зрелыми к 18 годам (чтобы сравнить зубы Люси с зубами современного человека, посетите сайт www.eLucy.org). Среди живых популяций диких шимпанзе время прорезывания третьего моляра обычно приходится на возраст от 11 до 13 лет (Smith and Boesch, 2011). Основываясь на окаменелых зубах и костях младенцев и молодых гоминидов, мы знаем, что такие гоминиды, как Люси, развивались быстрее, чем люди, но медленнее, чем шимпанзе. Поэтому ученые предположили, что Люси было от 12 до 18 лет, когда она умерла. Доказательства скелета Люси, особенно особенности ее левой os coxa (тазовой кости) и костей конечностей, также подтверждают вывод о том, что она была полностью зрелой взрослой особью (Johanson, Taieb, 9 лет).0008 и др. .).

Откуда ученые знают, к какому виду принадлежит Люси?

Когда Йохансон и Грей обнаружили окаменелые останки Люси, они не знали ее вида. После тщательного изучения окаменелостей исследовательская группа была уверена, что они рассматривают кости примата, который ходил прямо. Фрагментарные кости задней конечности Люси были достаточно похожи на коленный сустав, найденный в 1973 году, чтобы подтвердить гипотезу о том, что она была двуногой. В конечном счете данные других частей скелета Люси, таких как ее зубы и таз, продемонстрировали, что она на самом деле была гоминином (см. Kimbel & Delezene, 2009)., для подробного описания анатомии таза Люси и ее опорно-двигательного аппарата).

В течение нескольких лет после открытия Люси в Хадаре было собрано гораздо больше образцов гоминидов, в том числе сотни образцов из местности AL 333. Группа AL 333 включает останки по крайней мере тринадцати особей и получила прозвище «Первое семейство» ( Johanson, Taieb, и др. ., 1982; Kimbel and Delezene, 2009). Кроме того, окаменелости гоминидов, напоминающие найденные в Хадаре, были обнаружены на участке окаменелостей под названием Лаэтоли в Танзании. Йохансон и его коллега, доктор Тим Уайт, очень тщательно изучили коллекцию восточноафриканских окаменелостей, обращая пристальное внимание на вариации среди образцов, и рассмотрели, представляют ли восточноафриканские окаменелости один вид или более одного вида (Кимбел и Делезен). , 2009 г.). Они представили свои выводы группе исследователей, и группа в конечном итоге согласилась, что Люси была частью одного, ранее не обнаруженного вида гоминидов. Этот недавно идентифицированный вид, Australopithecus afarensis , был объявлен Йохансоном в 1978 году.

Знают ли ученые, как выглядела Люси при жизни?

В некотором смысле да. Ученые могут оценить ее рост и вес, например, исходя из длины и размера ее костей. Художники, хорошо разбирающиеся в анатомии, часто работают с учеными над созданием реконструкций ископаемых гомининов. Они используют отливает окаменелостей, наращивает мускулы и плоть из глины, раскрашивает их и добавляет волосы. Результатом является реконструкция того, как могла бы выглядеть Люси (рис. 2). Ученые не знают точно, сколько волос было у Люси, но, возможно, у нее было меньше, чем у шимпанзе, и больше, чем у человека.


Рисунок 2: Люси с другом

Реконструкция пары Australopithecus afarensis , включая «Люси». Реконструкция Джона Холмса под руководством Яна Таттерсолла в Зале происхождения человека, Американский музей естественной истории, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.

© AMNH/R. Mickens

Возможно, у Люси была темная кожа на лице и теле. Темная кожа в первую очередь вызвана наличием пигмента меланина , который обеспечивает защиту от вредного воздействия ультрафиолетового излучения (Jablonski and Chaplin, 2000). Популяции современных людей, которые традиционно живут вблизи экватора и подвержены высокому уровню воздействия УФ-излучения, имеют темную пигментированную кожу. (Для получения дополнительной информации о биологии цвета кожи посетите http://www.pbs.org/wgbh/evolution/library/07/3/text_pop/l_073_04.html)

Почему Люси так известна?

Люси так хорошо известна и любима по многим причинам. Для эфиопов она является символом их страны. Многие африканские народы гордятся тем, что Люси родом из их родины и представляет миру, что Африка является колыбелью человечества. Эфиопское имя Люси — Динкинеш, что переводится как «ты чудесна». Народы региона Афар называют Люси «Хеломали», что означает «она особенная». На момент открытия Люси была яркой звездой в мире палеоантропологии: она была старейшим и наиболее полным скелетом гоминина из когда-либо обнаруженных; она была доказательством того, что прямохождение развилось до того, как развился большой мозг современного человека; и ее открытие подтвердило научную точку зрения о том, что человеческая эволюция была постепенным процессом, включающим появление и выживание переходных форм в течение длительных периодов времени. Вид Люси жил более миллиона лет!

Является ли Люси «недостающим звеном» между обезьянами и людьми?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы поговорили с доктором Йохансоном. Мы спросили: « Доктор Йохансон, уместно ли по-прежнему использовать термин «недостающее звено» для таких окаменелостей, как Люси, учитывая то, что мы теперь знаем о разнообразии генеалогического древа гоминидов и в свете всех новых открытий, которые делаются в палеоантропологии?

Доктор Йохансон: «Ученые [больше не] любят использовать термин «недостающее звено», потому что он подразумевает, что существует один предок, который уникальным образом образует мост или связь между нашим общим предком с африканскими обезьянами и нами. Цепь эволюции длинная и непрерывная, охватывает миллионы лет и связана между собой множеством различных видов. Нахождение и определение Australopithecus afarensis в 1970-х подчеркивал тот факт, что обезьяноподобный предок не мгновенно превращается в человекоподобное существо за один прыжок, а различные части скелета меняются в разное время. Таким образом, хотя Australopithecus afarensis не является «недостающим звеном» между обезьянами и людьми, он является одним из важных эволюционных посредников между более древними, более обезьяноподобными существами и более поздними, более [современными] человекоподобными предками».

Генеалогическое древо человечества продолжает расти и процветать по мере того, как новые открытия делаются в Африке, Европе, Азии, Северной и Южной Америке и Австралии; может быть, однажды вы найдете ископаемого гоминина, такого же «чудесного», как Люси.

Глоссарий

палеоантропологи : ученые, изучающие окаменелые останки предков человека и приматов и связанные с ними артефакты

окаменелость : свидетельства существования когда-то живых организмов или следы организмов, которые сохранились в виде горных пород или в горных породах (например, окаменелые кости или окаменевшие следы)

гоминин :Любой член племени гоминини, группы, в которую входят современные люди и те ископаемые виды, которые более тесно связаны с людьми, чем любое другое животное

примат : Любой член отряда приматов, включая лемуров, лори, долгопятов, мартышек, человекообразных обезьян и людей

выветривание : Воздействие окружающей среды на кость, окаменелость или другой артефакт, например, из-за солнца, жары, дождя, ветра или вытаптывания другими животными

половой диморфизм : Характерные различия между самцами и самками внутри вида. Часто это относится конкретно к размерному половому диморфизму, средней разнице в массе тела или размерах скелета между самцами и самками вида

слепки : Реплики окаменелостей или артефактов, обычно сделанные из гипса или смолы

Ссылки и рекомендуемая литература


Фелдесман, М. Р. и Ланди, Дж. К. Оценки роста некоторых африканских ископаемых гоминидов плио-плейстоцена. Journal of Human Evolution 17 , 583-596 (1988).

Яблонски Н. Г. и Чаплин Г. Эволюция окраски кожи человека. Journal of Human Evolution 39 , 57-106 (2000).

Йохансон, округ Колумбия и Эди, Массачусетс Люси: начало человечества . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Саймон и Шустер (1981).

Йохансон, округ Колумбия, Тайеб, М. и др. . Плиоценовые гоминиды из формации Хадар, Эфиопия (1973–1977): стратиграфический, хронологический и палеоэкологический контексты, с примечаниями по морфологии и систематике гоминидов. Американский журнал физической антропологии 57 , 373-402 (1982).

Йохансон, Д. К. и Вонг, К. Наследие Люси . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Harmony Books (2009).

Jungers, WL Длина Люси: реконструкция роста Australopithecus afarensis (AL 288-1) с последствиями для других гоминидов с небольшим телом. Американский журнал физической антропологии 76 , 227-231 (1988).

Кимбел, У. Х. и Делезен, Л. К. «Люси» Редукс: обзор исследований афарского австралопитека. Ежегодник физической антропологии 52 , 2-48 (2009).

McHenry, HM Длина бедер и рост у плио-плейстоценовых гоминидов. Американский журнал физической антропологии 85 , 149-158 (1991).

Скотт, Дж. Э. и Стройк, Л. К. Тесты значимости начальной загрузки и случай человеческого диморфизма размером со скелет у Australopithecus afarensis. Journal of Human Evolution 51 , 422-428 (2006).

Smith, BH & Boesch, C. Смертность и степень «дикого эффекта» при появлении зубов у шимпанзе. Journal of Human Evolution 60 , 34-46 (2011).

Сильвестр, А. Д., Меркл, Б. С. и др. . Оценка длины бедренной кости AL 288-1 с помощью компьютерной трехмерной реконструкции. Journal of Human Evolution 55 , 665-671 (2008).

Как неандертальцы и другие древние люди научились считать?

Доисторическая бухгалтерия? Отметины, сделанные неандертальцем на костях гиены, могли содержать числовую информацию. Предоставлено: Ф. д’Эррико.0004

Около 60 000 лет назад на территории нынешней западной Франции неандерталец взял кусок бедренной кости гиены и каменный инструмент и начал работать. Когда задание было выполнено, кость имела девять выемок, которые были поразительно похожи и примерно параллельны, как будто они должны были что-то обозначать.

Франческо д’Эррико, археолог из Университета Бордо, Франция, имеет представление о знаках. За свою карьеру он исследовал множество древних резных артефактов и считает, что кость гиены, найденная в 1970-е годы на территории Les Pradelles недалеко от Ангулема — выделяется своей необычностью. Хотя древние резные артефакты часто интерпретируются как произведения искусства, кость Les Pradelles, похоже, была более функциональной, говорит Д’Эррико.

Он утверждает, что он может кодировать числовую информацию. И если это так, то анатомически современные люди могли быть не одиноки в разработке системы числовых обозначений: неандертальцы тоже могли начать это делать 1 .

Когда Д’Эррико опубликовал свои идеи в 2018 году, он отважился проникнуть на территорию, которую исследовали немногие ученые: древние корни чисел. «Происхождение чисел — все еще относительно свободная ниша в научных исследованиях», — говорит Рассел Грей, биолог-эволюционист из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге, Германия. Иногда исследователи даже не согласны с тем, что такое числа, хотя исследование 2017 года 2 определил их как дискретные объекты с точными значениями, которые представлены символами в виде слов и знаков.

В настоящее время происхождение чисел привлекает все большее внимание, поскольку исследователи из различных областей рассматривают проблему с разных точек зрения.

Самый древний рисунок в мире — каракули мелками каменного века

Ученые-когнитивисты, антропологи и психологи изучают современные культуры, чтобы понять различия между существующими системами счисления, определяемыми как символы, которые общество использует для подсчета чисел и манипулирования ими. Они надеются, что подсказки, спрятанные в современных системах, могут пролить свет на детали их происхождения. Тем временем археологи начали искать доказательства существования древних числовых обозначений, а биологи-эволюционисты, интересующиеся языком, исследуют глубокое происхождение числовых слов. Эти исследования побудили исследователей сформулировать некоторые из первых подробных гипотез о доисторическом развитии систем счисления.

Вливание финансирования будет стимулировать дополнительные исследования в этой области. В этом году международная исследовательская группа, получившая грант Европейского исследовательского совета в размере 10 миллионов евро (11,9 миллиона долларов США), начнет проверять различные гипотезы в рамках более широких усилий по изучению того, когда, почему и как появились и распространились системы счисления. во всем мире. Проект под названием «Эволюция когнитивных инструментов для количественной оценки» (QUANTA) может даже дать представление о том, являются ли системы счисления уникальными для анатомически современных людей или же они предположительно присутствовали в зарождающейся форме у неандертальцев.

Инстинкт к числам

Хотя исследователи когда-то считали, что люди — единственный вид, обладающий чувством количества, исследования, проведенные с середины двадцатого века, показали, что многие животные обладают этой способностью. Например, рыбы, пчелы и новорожденные цыплята 3 могут мгновенно распознавать количество до четырех, что называется субитизацией. Некоторые животные также способны к «различению больших величин»: они могут оценить разницу между двумя большими величинами, если они достаточно различимы. Существа с этим навыком могли, например, отличить 10 объектов от 20 объектов, но не 20 от 21. Шестимесячные человеческие младенцы также демонстрируют аналогичную оценку количества, даже до того, как они в значительной степени столкнулись с человеческой культурой или языком.

Всё это говорит о том, что, по словам Андреаса Нидера, нейробиолога из Тюбингенского университета в Германии, люди обладают врождённым пониманием чисел. По его словам, это возникло в результате эволюционных процессов, таких как естественный отбор, потому что это принесло бы адаптивные преимущества.

Идея, называемая теорией материального взаимодействия, предполагает, что ментальная концепция чисел распространяется на физические объекты, такие как пальцы. Фото: Мэтью Хорвуд/Getty

Другие интерпретируют улики иначе. Рафаэль Нуньес, когнитивист из Калифорнийского университета в Сан-Диего и один из руководителей Quanta, признает, что у многих животных может быть врожденное чувство количества. Однако он утверждает, что человеческое восприятие чисел обычно намного сложнее и не могло возникнуть в результате такого процесса, как естественный отбор. Вместо этого многие аспекты чисел, такие как произносимые слова и письменные знаки, которые используются для их представления, должны быть произведены культурной эволюцией — процессом, в котором люди учатся посредством подражания или формального обучения, чтобы освоить новый навык (например, как использовать инструмент).

Хотя у многих животных есть культура, культура, связанная с числами, по существу уникальна для людей. Горстку шимпанзе научили в неволе использовать абстрактные символы для обозначения величин, но ни шимпанзе, ни другие нечеловеческие виды не используют такие символы в естественном мире. Нуньес предполагает, что поэтому следует проводить различие между тем, что он назвал врожденным «квантовым» познанием, наблюдаемым у животных, и приобретенным «числовым» познанием, наблюдаемым у людей 2 .

Но не все согласны. Нидер утверждает, что неврологические исследования показывают явное сходство между тем, как количества обрабатываются в мозгу нечеловеческих животных, и тем, как человеческий мозг обрабатывает числа. Он говорит, что было бы ошибкой проводить слишком четкую границу между двумя типами поведения 4 , хотя он согласен с тем, что числовые способности человека гораздо более развиты, чем у любого другого животного. «Ни одно [кроме человека] животное не способно по-настоящему представлять числовые символы», — говорит он.

Подвинься, ДНК: древние белки начинают раскрывать историю человечества

Анализ кости Les Pradelles, проведенный Д’Эррико, может помочь понять, как формировались системы счисления на самых ранних стадиях. Он изучил девять выемок под микроскопом и сказал, что их форма, глубина и другие детали настолько похожи, что кажется, что все они были сделаны с использованием одного и того же каменного инструмента, удерживаемого одинаково. Это говорит о том, что все они были сделаны одним человеком за один сеанс, который длился, возможно, несколько минут или часов. (В какой-то другой раз на кости были вырезаны восемь более мелких отметин.)

Однако Д’Эррико не думает, что этот человек намеревался создать декоративный узор, потому что следы неровные. Для сравнения он проанализировал семь зазубрин на кости ворона возрастом 40 000 лет из места проживания неандертальцев в Крыму. Статистический анализ показывает, что зазубрины на этой кости расположены с той же регулярностью, что и у современных добровольцев, которым дают аналогичную кость и просят отметить ее зазубринами, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга 5 . Но этот тип анализа также показывает, что следы на кости Les Pradelles не имеют такой регулярности. Это наблюдение — и тот факт, что метки были созданы за один сеанс — привели Д’Эррико к мысли, что они могли быть просто функциональными, предоставляя запись числовой информации.

Признаки изысканности

Кость Ле Прадель не является единичной находкой. Например, во время раскопок в пограничной пещере в Южной Африке археологи обнаружили малоберцовую кость бабуина возрастом около 42 000 лет, которая также была отмечена зазубринами. Д’Эррико подозревает, что анатомически современные люди, жившие там в то время, использовали кость для записи числовой информации. В случае с этой костью микроскопический анализ ее 29 насечек позволяет предположить, что они были вырезаны с использованием четырех разных инструментов и, таким образом, представляют собой четыре события счета, которые, по мнению Д’Эррико, имели место в четырех отдельных случаях 9.0226 1 . Более того, он говорит, что открытия, сделанные за последние 20 лет, показывают, что древние люди начали создавать абстрактные гравюры, намекающие на сложное познание, на сотни тысяч лет раньше, чем считалось ранее.

Числовая линия перекликается с некоторыми числовыми инструментами, которые использовались древними людьми. Фото: Александр Рупета/NurPhoto через Getty

В свете этих открытий Д’Эррико разработал сценарий, объясняющий, как системы счисления могли возникнуть в результате самого акта создания таких артефактов. Его гипотеза — одна из двух опубликованных до сих пор гипотез о доисторическом происхождении чисел.

Все началось случайно, предполагает он, когда ранние гоминиды непреднамеренно оставляли следы на костях, разделывая туши животных. Позже гоминины совершили когнитивный скачок, когда поняли, что могут намеренно маркировать кости для создания абстрактных рисунков — таких, как те, что можно увидеть на раковине возрастом около 430 000 лет, найденной в Триниле, Индонезия 6 . В какой-то момент после этого произошел еще один скачок: отдельные метки начали обретать смысл, причем некоторые из них, возможно, кодировали числовую информацию. По словам Д’Эррико, кость гиены Les Pradelles — потенциально самый ранний известный пример такого типа нанесения меток. Он полагает, что дальнейшие скачки, или то, что он называет культурными экзаптациями, в конце концов привели к изобретению числовых знаков, таких как 1, 2 и 3 9 .0226 7 .

Д’Эррико признает, что в этом сценарии есть пробелы. Неясно, какие культурные или социальные факторы могли побудить древних гомининов начать преднамеренно маркировать кости или другие артефакты или затем использовать эти метки для записи числовой информации. Quanta будет использовать данные антропологии, когнитивистики, лингвистики и археологии, чтобы лучше понять эти социальные факторы, говорит Д’Эррико, один из четырех главных исследователей проекта.

Яблоки раздора

Однако исследователь Quanta Нуньес вместе с некоторыми исследователями, не участвующими в проекте, предупреждает, что древние артефакты, такие как кость Ле Прадель, трудно интерпретировать. Каренли Оверманн, когнитивный археолог из Университета Колорадо в Колорадо-Спрингс, подчеркивает эти трудности, приводя в пример палочки для сообщений, которыми пользовались австралийские аборигены. Эти палочки, которые обычно представляют собой сплющенные или цилиндрические куски дерева, украшены насечками, которые могут выглядеть так, как будто они кодируют числовую информацию, но многие из них таковыми не являются.

Пирс Келли, лингвист-антрополог из Университета Новой Англии в Армидейле, Австралия, который провел обзор палочек для сообщений 8 , согласен с точкой зрения Оверманна. Он говорит, что на некоторых палочках для сообщений вырезаны метки, похожие на подсчеты, но они часто действуют как вспомогательное средство визуальной памяти, помогая посыльному вспомнить детали сообщения, которое они доставляют. «Они напоминают акт пересказа повествования, а не подсчет количества», — говорит Келли.

Вуньюнгар, австралийский абориген, который является членом общин Gooreng Gooreng и Wakka Wakka, говорит, что палочки могут передавать одно из любого количества различных сообщений. «Некоторые используются для торговли — для еды, инструментов или оружия», — говорит он. «Другие могут нести послания мира после войны».

Исследователи считают, что около 40 000 лет назад люди делали надрезы на этой кости бабуина в качестве одной из первых форм счета. Фото: Ф. д’Эррико и Л. Бэквелл

Оверманн разработала собственную гипотезу, объясняющую, как системы счисления могли появиться в доисторические времена. Эта задача облегчается тем фактом, что во всем мире до сих пор используется множество различных систем счисления. Например, лингвисты Клэр Бауэрн и Джейсон Зентц из Йельского университета в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, сообщили в опросе 2012 года, что 139Языки австралийских аборигенов имеют верхний предел «три» или «четыре» для определенных числительных. Некоторые из этих языков используют естественные квантификаторы, такие как «несколько» и «многие», для обозначения более высоких значений 9 . Есть даже одна группа, народ пираха из бразильской Амазонии, который иногда утверждает, что вообще не использует числа 10 .

Оверманн и другие исследователи подчеркивают, что нет ничего интеллектуального недостатка в обществах, использующих относительно простые системы счисления. Но она задалась вопросом, могут ли такие общества дать ключ к пониманию социального давления, которое движет развитием более сложных систем счисления.

Подсчет имущества

В исследовании 11 2013 года Оверманн проанализировал антропологические данные, относящиеся к 33 современным обществам охотников-собирателей по всему миру. Она обнаружила, что люди с простой системой счисления (верхний предел ненамного выше «четыре») часто имели мало материальных ценностей, таких как оружие, инструменты или украшения. Те, у кого были сложные системы (верхний предел числа намного выше, чем «четыре»), всегда имели более богатый набор имущества. Свидетельства подсказали Оверманну, что обществам могут понадобиться различные материальные блага, если они хотят разработать такие системы счисления.

В обществах со сложными системами счисления были ключи к пониманию того, как эти системы развивались. Примечательно, что Оверманн отметил, что в этих обществах было обычным делом использовать пятерную (с основанием 5), десятичную или десятичную (с основанием 20) системы. Это навело ее на мысль, что многие системы счисления начинались со счета на пальцах.

По словам Оверманна, эта стадия подсчета пальцев очень важна. Она является сторонником теории материального взаимодействия (MET), концепции, разработанной около десяти лет назад когнитивным археологом Ламбросом Малафурисом из Оксфордского университета, Великобритания.0226 12 . МЕТ утверждает, что разум простирается за пределы мозга и проникает в объекты, такие как инструменты или даже пальцы человека. Это расширение позволяет реализовать идеи в физической форме; так, в случае счета МЭТ предполагает, что ментальная концептуализация чисел может включать пальцы. Это делает числа более осязаемыми и их легче складывать или вычитать.

Общества, отказавшиеся от счета на пальцах, сделали это, утверждает Оверманн, потому что у них возникла более четкая социальная потребность в числах. Возможно, наиболее очевидно, что общество с большим количеством материальных владений имеет большую потребность в счете (и счете намного больше, чем «четыре»), чтобы отслеживать объекты.

Оверманн полагает, что МЕТ предполагает, что существует и другой способ, которым материальные владения необходимы для разработки систем счисления. Артефакт, такой как счетная палочка, также становится продолжением разума, а процесс маркировки учетных засечек на палочке помогает закреплять и стабилизировать числа по мере того, как кто-то считает. Эти вспомогательные средства могли иметь решающее значение для процесса, посредством которого люди впервые начали считать до больших чисел 13 .

В конце концов, говорит Оверманн, некоторые общества вышли за рамки счетных палочек. Впервые это произошло в Месопотамии примерно в то время, когда там появились города, что создало еще большую потребность в числах для отслеживания ресурсов и людей. Археологические данные свидетельствуют о том, что 5500 лет назад некоторые жители Месопотамии начали использовать небольшие глиняные жетоны в качестве вспомогательных средств для счета.

Древние каменные орудия намекают на эпическое путешествие поселенцев в Северную Америку

Согласно Оверманну, MET предполагает, что эти жетоны также были расширениями разума и способствовали появлению новых числовых свойств. В частности, формы жетонов стали представлять разные значения: 10 маленьких жетонов конусов были эквивалентны жетону сферы, а 6 сфер были эквивалентны жетону большого конуса. Существование больших конусов, каждый из которых эквивалентен 60 маленьким конусам, позволяло жителям Месопотамии считать до тысяч, используя относительно небольшое количество жетонов.

Андреа Бендер, психолог Бергенского университета в Норвегии и еще один руководитель проекта Quanta, говорит, что члены команды планируют собрать и проанализировать большие объемы данных, касающихся мировых систем счисления. Это должно позволить им проверить гипотезу Оверманна о том, что части тела и артефакты могли помочь обществам разработать системы счисления, которые в конечном счете исчисляются тысячами и выше. Но Бендер говорит, что она и ее коллеги не предполагают, что идеи Оверманна, основанные на МЕТ, верны.

Другие полны энтузиазма. Карим Захиди, философ из Университета Антверпена в Бельгии, говорит, что, хотя сценарий Оверманна еще не завершен, у него есть реальный потенциал для объяснения развития сложных систем счисления, используемых сегодня.

Лингвистические выводы

Оверманн признает, что ее гипотеза не отвечает на один вопрос: когда в доисторические времена человеческие общества начали разрабатывать системы счисления. Здесь может помочь лингвистика. Одно из доказательств предполагает, что числовые слова могут иметь историю, насчитывающую по крайней мере десятки тысяч лет.

Биолог-эволюционист Марк Пейджел из Университета Рединга, Великобритания, и его коллеги провели много лет, изучая историю слов в существующих языковых семьях с помощью вычислительных инструментов, которые они первоначально разработали для изучения биологической эволюции. По сути, слова рассматриваются как объекты, которые либо остаются стабильными, либо вытесняются и заменяются по мере распространения и разнообразия языков. Например, английское «вода» и немецкое «wasser» явно связаны, что делает их родственными, происходящими от одного и того же древнего слова — пример стабильности. Но английское «рука» отличается от испанского «мано» — свидетельство замены слова в какой-то момент в прошлом. Оценивая, как часто такие события замены происходят в течение длительных периодов времени, можно оценить скорость изменений и сделать вывод, насколько старые слова.

Кости майя оживляют затерянную цивилизацию

Используя этот подход, Пейджел и Эндрю Мид из Reading показали, что числовые слова с низким значением («от одного» до «пяти») являются одними из самых стабильных характеристик разговорных языков 14 . В самом деле, они так редко меняются в языковых семьях — например, в индоевропейской семье, в которую входят многие современные европейские и южноазиатские языки, — что они, кажется, оставались стабильными на протяжении от 10 000 до 100 000 лет.

Это не доказывает, что числа от «один» до «пять» произошли от древних родственных слов, на которых впервые говорили десятки тысяч лет назад, но Пейджел говорит, что по крайней мере «возможно», что современный и палеолитический евразийцы могли поняли друг друга, когда дело дошло до такого количества слов.

Работа Пейгела имеет своих поклонников, в том числе Грея, еще одного лидера Quanta, но некоторые исследователи древних языков оспаривают его утверждения. Дон Ринге, исторический лингвист из Пенсильванского университета в Филадельфии, говорит, что неясно, можно ли спроецировать стабильность слов с меньшим числом в доисторические времена, независимо от того, насколько стабильными они кажутся в последние тысячелетия.

Все это приводит к множеству открытых вопросов о том, когда и как люди впервые начали использовать числа. Но, несмотря на споры вокруг этих вопросов, исследователи согласны с тем, что эта тема заслуживает гораздо большего внимания. «Числа играют фундаментальную роль во всем, что мы делаем, — говорит Грей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *