Создание среды для проявления и развития способностей учащихся – Материал по теме: Создание в условиях образовательного учреждения среды для проявления и развития способностей каждого ребенка.

Материал по теме: Создание в условиях образовательного учреждения среды для проявления и развития способностей каждого ребенка.

Создание в условиях образовательного учреждения среды для проявления и развития способностей каждого ребенка.

Актуальность и обоснованность темы.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом…»  

Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования не только здорового образа жизни, но и условием для проявления и развития способностей каждого ребенка.

Эта задача прослеживается и в образовательных стандартах нового поколения, ведь в них весомое значение приобретет внеаудиторная занятость учащихся: кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей.

Моя  задача постепенно обеспечить занятость каждого своего ученика хотя бы в одной секции, кружке школы или района.  Но здесь могут иметь место следующие  проблемы:

— недостаточное количество бесплатных секции и кружков для детей из семей с разным имущественным положением;

— недостаточна  заинтересованность родителей, которые не видят в том, что их ребенок творчески неактивен, серьезной проблемы и др.;

Поэтому в рамках школы возможно частичное решение этих проблем (определение приоритетных для ребенка направлений, педагогического просвещения родителей, создания среди детей и подростков своеобразной «моды» на обязательные занятия в рамках создаваемых школой бесплатных кружков и секций).

 Создание благоприятных условий развития ребенка я вижу во взаимодействии ОУ с другими структурами социума:

Описание собственной методики работы в данном направлении.

Сейчас необходимы люди, мыслящие нешаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.  Поэтому  я повторюсь, что одной из актуальных задач является развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого обучающегося.

Поиск новых форм и методов обучения позволил мне более широко применять в учебной деятельности активные методы обучения в тесной связи с современными образовательными технологиями.

Одним  из путей реализации поставленной задачи  является созданная мною инновационная образовательная программа «Школа гениев». Программа рассмотрена  21.09.08 г на ШМО учителей «Начальные классы» и представлена на рассмотрение педагогическому сообществу РМО учителей начальных классов в декабре 2009 года. Также презентация программы была представлена жюри муниципального конкурса «Учитель года 2009». Данная программа находится на стадии апробации.

 Цель программы – выявление и поддержка способностей  детей, раскрытие их индивидуальности, развитие целостного миропонимания, творческого и системного мышления; создание благоприятных условий для развития способностей детей в интересах личности, общества и государства.

Работа по решению поставленных целей и задач строится на основе следующих принципов:

  1.        усложнения содержания учебной деятельности;
  2.        доминирование развивающих возможностей над информационной насыщенностью;
  3.        ориентация на потребности ребёнка;
  4.        принцип комфортности в любой деятельности;
  5.        максимальное расширение круга интересов;
  6.        сочетание индивидуальной учебной и исследовательской учебной деятельности;
  7.         ориентация на соревновательность, актуализация лидерских возможностей учащихся;
  1. принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся;
  2. возрастание роли внеурочной деятельности;
  3. внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

Данная программа предназначена для работы с учащимися первой ступени. Необходимо учитывать, что период начального обучения – основополагающий в развитии и становлении личности.  

Чем раньше  ребенок получит грамотную психолого-педагогическую поддержку, тем успешнее будет проходить процесс его гармоничного развития и социализации.  Следовательно, максимум усилий для развития творческих и общих способностей детей надо прилагать в  младшем школьном возрасте.

Основные направления педагогической деятельности по представленной программе:

  1. Организация консультативной помощи для учащихся, направленная на творческую самореализацию школьников, вовлечение их в активную творческую жизнь. В частности, мои ученики самостоятельно пишут статьи для муниципальной газеты «Кагальницкие вести» «Школьник.ru» , принимали участие вместе со мной в муниципальном конкурсе творчества педагогов «Шире круг».
  2. Создание условий для повышения мотивации ребят к участию в олимпиадах, конкурсах и конференциях (показателем чего является повышение уровня  учебной мотивации, увеличился интерес к учебе у большинства учащихся,  они отдают предпочтение трудным заданиям.

В этом учебном году один из моих учеников (4 класс) впервые в истории нашей школы принял участие в научно- практической конференции. Тема его  исследовательской работы: «Природные явления. Дождь». Его выступление было показательным для начальной школы. Со следующего учебного года по решению комиссии решено внести участие учеников начальной школы в ежегодную  научно- практическую конференцию, проводимую нашей школой.

Организация проектной деятельности учащихся. Работа  над программой помогла  мне выйти с инициативой перед ШМО учителей начальных классов, сделать в нашей школе традицией реализовывать следующие проекты: «Ученик года», «Слет отличников и хорошистов».

  1. Индивидуализация обучения: следую принципу — «все дети одарены от природы». Хотя существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». А я полагаю, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий.

   Данные конкурсы рассчитаны на детей с хорошей и отличной  успеваемостью по предметам. Что же делать тем, кто учится на «3»? Эти дети не остались без моего внимания. Конечно же, я увидела в каждом троечнике его «изюминку». Кто- то прекрасно рисует, кто- то имеет интересное увлечение, кто- то умеет интересно и выразительно читать. Для них я нашла конкурсы в режиме онлайн, помогла оформить работы в электронном виде. И вот они первые грамоты и первые победы! Вот огромный стимул  стараться учиться лучше!

Настя Веревкина и Евгения Дрозд написали сочинения на  Всероссийский творческий конкурс «Мое увлечение», стали абсолютными победителями, их работы  напечатали в журнале «Талант с колыбели» №3 и №4.

Юра Ткаченко  также получил сертификат участника Всероссийской Дистанционной викторины по рисованию «Разноцветная жизнь». Его работа заняла 4 место по стране, 2 место- по субъекту федерации. Организатором конкурса является Центр Дистанционных Мероприятий «Фактор Роста»  

Я получила благодарственное письмо «за активное участие в организации и проведении Всероссийской Дистанционной викторины «Разноцветная жизнь».

Стараюсь своей педагогической деятельностью создать такую воспитательную среду, которая, отвечая индивидуальным наклонностям каждого ребёнка, содержала бы максимально возможный спектр средств и способов применения его способностей, являлась бы открытой, потому процесс воспитания учащихся не ограничивается стенами школы. Важным резервом считаю учреждения дополнительного образования, с которыми стараюсь налаживать тесные и заинтересованные партнерские отношения. Дети моего класса активно посещают различные учреждения дополнительного образования:

  1. музыкальную школу – 10 чел.(40 %), МБОУ ДОД ДШИ Кагальницкого района
  2. спортивные секции – 10 чел. (40%), МБОУ Новобатайская СОШ №9, МБОУ ДЮСШ Кагальницкого района
  3. художественную школу – 8 чел. (32%), МБОУ ДОД ДШИ Кагальницкого района
  4. танцевальную студию – 12 чел. (48 %), МБУК «Культурно- спортивный комплекс Новобатайский»

Показателем результативности взаимодействия с учреждениями дополнительного образования являются участие и победы моих обучающихся в районных и областных конкурсах и соревнованиях.

С группой ребят с  целью     углубленного изучения природных ресурсов, а также развития и воспитания социальной и экологической культуры у школьников в 2009-2010 уч.году мы приняли участие в экологическогм форуме «Зеленая планета 2010», заняли I место – на муниципальном  уровне ( Бессмертная А., Столярчук С., Веревкина Н.) и стали победителями  областного этапа Всероссийского детского экологического форума, а также Лауреатами Всероссийского детского экологического форума в г.Москве.  Эту работу мы продолжили и в этом учебном году, где также стали победителями муниципального уровня .

Одной из эффективных форм работы с учащимися является дистанционная форма дополнительного образования. Так, в 2008-2009 учебном году мы вместе с учащимися моего класса: Федюков И., Филь Р., Ткаченко Ю.,  Лисунова Е., приняли  участие в Международном  Интернет-конкурсе для  детей «Сочини сказку». Работы ребят размещены на сайте  [email protected].

С целью продемонстрировать свои знания на всероссийском уровне мои  воспитанники приняли участие в Открытом Всероссийском  конкурсе  «Ученик года». Этот конкурс объединяет  учащихся, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.

 Полученный результат –Федюков Илья –Лауреат II степени ,  Столярчук Софья- Лауреат I степени (результат в итоговой таблице на сайте [email protected]). Этот проект дал участникам возможность соревноваться в масштабе, выходящем за рамки учреждения и региона, а также сравнить уровень своих знаний с уровнем других участников конкурса.

Современные психологи обеспокоены тем, что обучение сильнее и сильнее проникает в жизнь ребенка, иногда занимая основную часть его времени. Они призывают сохранить детям детство и возможность играть в различные игры, в том числе и спортивные.

 Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет. Поэтому значение игр для детей очень велико, поскольку именно в этот период происходят основные процессы развития ребенка.

 В связи с этим, я стараюсь при любой возможности принять участие со своими воспитанниками в любых спортивных соревнованиях. В марте 2012 года отчаянные поклонники и любители спорта  приняли участие в акции «Спорт детям!» для учащихся 4-5 классов, в рамках областной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 – 2013 годы». Акция была организована студенческим движением «Молодежная спортивная лига» и общественной организацией «Здоровая планета» при поддержке министерства по физической культуре и спорту Ростовской области, управления федеральной службы по контролю  за оборотом наркотиков по Ростовской области, министерства общего и профессионального образования Ростовской области и областных федераций  по представляемым видам спорта. Команда в ходе соревнования заняла 3 место и была награждена Почетной грамотой  Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков «за активное участие в спортивных соревнованиях в рамках акции «Спорт- детям».

С каждым годом  возрастает число  неблагополучных семей. Это семьи  алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. Наряду с общим сокращением рождаемости происходит  рост числа детей рождённых вне брака. В сложной социально – психологической ситуации оказываются дети  в семьях, находящихся  на грани развода. В результате в неблагополучных семьях степень невнимания к ребёнку даже сильнее, чем в детских учреждениях интернатного типа.

За годы практики пришла к выводу, что среди детей нуждающимися в социально-педагогической поддержке  нередко встречаются талантливые спортсмены и художники. Работу с такими детьми веду с 2004 года по следующей системе:

  1. заметить талант, способность ребенка к спорту или изобразительному искусству;
  2. дать возможность участвовать в первых соревнованиях, конкурсах;
  3. определить индивидуальный план;
  4. уделить чуть больше внимания, чем остальным.

  Пробелы учащихся, их характерные ошибки заношу в специальную тетрадь и намечаю сроки их устранения.  С этой целью используют игровую и практическую деятельность, приобщаю  неуспевающих учеников старших классов к занятиям с отстающими учениками младших классов.

 В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе. Целью работы с неуспевающими признаю не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности.

 Заметила, что учащиеся привыкают к самостоятельным занятиям и к самоконтролю. Работа без спешки постепенно дает положительный результат. Для более интенсивной работы по выполнению домашних заданий я подключила родителей. И получился своеобразный тройственный союз: учитель – ученик – родители, которые активно помогают и словом и делом.

 Индивидуальную работу с учащимися я провожу во время урока при проверке  домашнего задания, при объяснении, при закреплении и повторении материала. У меня всегда подготовлен раздаточный материал: карточки по текущему материалу, карточки по пройденному материалу.  Каждый ученик знает, что он обязан отчитаться за невыполнение домашнего задания на следующем уроке устно или письменно. В ходе своей педагогической деятельности пришла к выводу, что индивидуальные консультации приносят более  положительный  эффект, чем групповые дополнительные занятия.

Система работы с детьми, нуждающимися в социально- педагогической поддержке дает стабильные положительные результаты:

•        ученик не пропускает занятия и всегда выполняет домашние задания (или хотя бы старается при выполнении домашних заданий)

•        ученик с желанием идет школу

•        принимает участие во всех внеклассных мероприятиях

Самым общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребенку. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и психологов мира. Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями. И каждый ребёнок может вырасти очень хорошим человеком, если до него будет кому-то дело.

В этом учебном году я поддержала  коллектив учащихся в их увлечении уличными танцами. Ко мне (как к старшой вожатой школы) обратился неформальный лидер этого коллектива с просьбой о предоставлении помещения для обучения уличным танцам. Я составила список учеников и расписание репетиций. (Из 21 человека- 14 состоят в «группе риска») Нашла поддержку у некоторых педагогов нашей школы  и обратилась с этой просьбой к директору школы. Нам было выделено помещение для репетиций.

Мы организовали для этих репетиций мастер- класс одного из профессионалов этого вида творчества (уличные танцы) — Ивана Коваля из г.Ростова-на-Дону.    Первое выступление группы было проведено в школе на Новогодних праздниках. Внимание и заинтересованность зрителей вселило в ребят уверенность в своих силах. Вторым шагом стало участие в муниципальном этапе областного конкурса «Мир начинается с детства», где ребята стали победителями и их ролик отправлен в следующий (региональный) этап.

Не оставили без внимания увлечение своих детей и родители. С их помощью ребята заказали и приобрели майки с логотипом, соответствующим направлению танцев.

Результатом этого проекта стало уважительное отношение этих ребят ко всем работникам школы, заметно уменьшились пропуски уроков и опоздания.

Со своими воспитанниками мы принимаем участие в мероприятиях разной направленности. Чтобы привлечь внимание общественности к проблеме гибнущих родников, предложить пути решения проблемы конкретными действиями, а также  с целью формирования у обучающихся опыта решения общественно-значимых проблем местного социума я разработала и реализую проект «Проблемы села и возможные пути их решения». В рамках проекта вместе с учениками осуществляем природоохранную деятельность по спасению родников села. Подросток, принявший участие в добром деле по спасению источника, уже никогда не бросит в родник мусор и не допустит этого от других.  

  В ходе проекта ребята приобрели практический опыт природоиспользования  и компетентного принятия решения, что будет способствовать социально-экономическому развитию и экологической безопасности.

 В культурно-спортивном комплексе «Новобатайский» нами был организован показ коллекции одежды из утилитарно-бытовых материалов под названием «Сохраним родное село!».

«За активное участие в культурной жизни села, а также за активное участие в природоохранном  проекте «Сохраним родное село!» мой ученический коллектив вместе со мною был награжден грамотой Собрания депутатов Новобатайского сельского поселения.

 Собственная методическая система учителя.

Современное образовательное пространство предъявляет особые требования к профессиональной компетентности учителя. Сегодняшнему педагогу недостаточно роли исполнителя, он должен быть автором собственных действий, которому присущи свои позиция, предпочтения, целеустремлённость, свой индивидуальный профессиональный почерк. В настоящее время эффективность деятельности учителя во многом зависит от наличия у него индивидуальной методической системы, позволяющей осуществлять поиск оптимальных форм, методов, способов реализации поставленных целей образования. Индивидуальность методической системы отражает личностную направленность педагога, его ценности и смыслы в образовательной деятельности.

Структурными и взаимосвязанными элементами моей методической системы являются цели, методический стиль и организационные формы, используемые для создания целенаправленного педагогического воздействия на развитие личности и на реализацию учебно-воспитательного процесса.

Ключевым компонентом методической системы являются цели обучения. Глобальные цели моей методической системы – цели, направленные на утверждение в педагогическом процессе ценности личности ребенка. Реализация этих целей способствует формированию Я-концепции, индивидуального мироощущения, закладывает основы сценария, программы жизненного пути, когда человек уже не может воспринимать образование просто как нечто данное ему от рождения, он вырабатывает к образованию собственное отношение. Более того, он может начать образовывать себя сам, что ведет к сочетанию образования с самообразованием. Эти цели конкретизируются мною на предметном и поурочном уровнях.

Следующей структурной единицей системы является методический стиль, который определяется поставленными целями. Анализ особенностей собственного стиля педагогической деятельности и соотнесение их со стилями, представленными в научно-педагогической литературе, привел меня к осознанию того, что мне присущ эмоционально-методический стиль педагогической деятельности (по А.К. Марковой). Характеристиками этого стиля являются: ориентация на результат и процесс обучения, поэтапная отработка учебного материала, высокая оперативность, стремление активизировать деятельность учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета, чуткость и проницательность по отношению к самим учащимся, в неблагоприятной ситуации направленность рефлексии на себя, а не на обстоятельства.

Достоинства моего стиля (высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать учебный материал, умение активизировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям предмета, умелое использование и варьирование форм и методов обучения) позволяют мне часто менять виды работы как на уроке, так во внеурочной деятельности, практиковать групповые обсуждения.

Знание недостатков собственного методического стиля (некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, излишняя зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся) дает мне возможность адекватно организовывать учебно-воспитательный процесс, а именно: меньше говорить самой на уроке,  дать в полной мере высказаться моим учащимся, не исправлять сразу неправильных ответов, а путем многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ, проявлять больше сдержанности.

Цели и особенности моего методического стиля определяют организационные формы обучения, которые использую в своей деятельности.

В условиях классно-урочной системы ведущей формой является урок. Однако чаще всего использую нестандартные уроки: уроки – деловые и ролевые игры, уроки – КВН, уроки- конкурсы, уроки-концерты,  интегрированные уроки, уроки-экскурсии и др.

 Во внеурочной деятельности – факультативные и кружковые занятия, самостоятельная работа, консультации, экскурсии, учебные конференции, тематические вечера, в рамках которых применяю групповую, парную и индивидуальную формы работы. Приоритет отдаю инновационным формам:

  1. формы обучения на основе использования ИКТ, в том числе неформальное интегрированное дистанционное обучение.
  2. проектное обучение, которое идет на стыке урочной и внеурочной деятельности;
  3. коллективная организационная форма.

Коллективная форма организации даёт возможность каждому учащемуся включаться в систематическую работу по обучению других учеников. Умение обучать других – не только важный фактор активизации собственной учебно-познавательной деятельности, но и основа учебной деятельности каждого учащегося. Чтобы обучать других, человек сам должен постоянно учиться. Роль учителя ставит неуспевающего ученика перед необходимостью самому овладеть тем же материалом, которому он должен научить другого, причём овладеть в такой степени, чтобы суметь объяснить суть задания и приёмы его выполнения. Изменение ролевой позиции, переживание успеха, приобретая устойчивый характер, отражаются и на общем отношении школьника к учению.

Становление моей методической системы происходило не стихийно, а на основе проектирования в три этапа: собственно проектирование, развитие и перепроектирование. Третий этап явился самым сложным, так как потребовались не только знания, умения по предмету и методике его преподавания, опыт профессионально-педагогической деятельности, но и работа во внутреннем плане (получение информации о себе, отражение своей методической системы в Я-концепции). Необходимо было также соотнести эти два аспекта с эффективностью образовательного процесса и личностным развитием моих учащихся.

За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз, уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать так, чтобы твои уроки запомнились? Удивить, рассмешить или, может быть, настойчиво обратить внимание? Для себя поняла, что необходимо постоянно стремиться выйти за рамки школьного образования и посмотреть даже на самую «учебную» проблему под углом зрения общей культуры. Знания должны помочь ребятам в реальной жизни.

«Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника)…и, как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своём месте…»  Ж. Русо.

Я глубоко уверена, что ученик не проникнется любовью к учебе, если видит, что  учитель безразличен к своей профессии. Педагог должен быть источником любви, излучать только свет и тепло, так как никакая сумма знаний без доброты и порядочности не принесет пользы. Только настоящий профессионал может зажечь в сердце ребенка искорку знаний.

Мои ученики – жители современного мира. Хотелось бы видеть наших детей уверенными в завтрашнем дне, защищенными и успешными. Учащиеся начальной школы живут эмоциями, и пусть положительных эмоций будет у них, как можно больше, так как все  это ведет к атмосфере увлеченности детей учением. А увлеченность, в свою очередь, позволяет каждому школьнику реализовать себя в учебной деятельности. Мои ученики очень много ждут от меня. Моя задача не разочаровать их. Учитель идет по верному  пути, а вместе с ним идут и его ученики.

Основными показателями результативности моей профессиональной деятельности  в этом направлении можно считать:

•       Высокий  процент детей, принимающих участие в мероприятиях воспитательного характера;

•       Высокие показатели учащихся школы в районных и областных соревнованиях;

•       Участие учеников школы в международных конкурсах;

•       Постоянное результативное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей;

•       Увеличение количества учащихся, вовлеченных в кружковую и внеурочную деятельность внутри школы.

В соответствии с заявленной целью я предполагаю следующие результаты по итогам реализации программы:

1.        Создание  системы  выявления и поддержки талантов и способностей  детей с раннего возраста и до выпуска из школы.

2.        Формирование  информационной  базы данных об одаренных детях школьного возраста с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения.

3.          Создание  образовательной  среды, способствующей  успешности ученика через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья.

4.          Увеличение количества учащихся на всех этапах обучения, имеющих высокие достижения в олимпиадном движении и конкурсах различного уровня.

5.          Увеличение количества обучающихся и педагогов, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью.

6.          Повышение удовлетворенности качеством образования всех участников образовательного процесса.

7.         Для учащихся создадутся условия и возможности демонстрировать результаты своего труда, усиливать их положительный эффект в формировании интереса к творческой деятельности, культуре, своему здоровью, организации своего досуга.

Подготовила: Бавина Людмила Ивановна

учитель начальных классов

высшая категория

nsportal.ru

Статья на тему: Создание творческой среды для развития способностей учащихся

Создание творческой среды для развития способностей учащихся

С.В. Витулева, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 32» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Одаренность человека — это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли

и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский .

В условиях происходящих в нашей стране социально-экономических изменений потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который в нашей стране получил отражение, в частности, в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети» (1996), «Национальной доктрине образования РФ» (2000), «Концепции модернизации образования до 2010 года»,  инициативе Д.А. Медведева «Наша новая школа» 2009г. Во всех этих документах развитие способностей, одаренности личности ставится в качестве одной из приоритетных задач.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

К числу наиболее распространенных в современной психологии моделей одаренности детей относится концепция одаренности Джозефа Рензулли [1]. Одаренность, в его понимании, — сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности (творческости) и мотивации (настойчивости).

С точки зрения воспитания особенно важно, что в последнее время многие исследователи склоняются к мысли, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую творческость, как считалось ранее, а мотивацию.

 Так, например, некоторые ученые отмечают, что люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются в конечном счете более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные. То есть максимально реализует свой потенциал, а следовательно, и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели.

В практике своей работы я не встречала ярких проявлений одаренности детей, однако надо помнить о том, что одаренность может быть скрытой, потенциальной  или отдаленной по времени.

По мнению известного методиста, автора программы «Исследовательская деятельность младших школьников»  А.И. Савенкова, наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст) должна рассматриваться и развиваться преимущественно как общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная, «общая способность» все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.

Работу с  одаренными   детьми  следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.

Поэтому главнейшей целью обучения и воспитания   в начальной школе является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.

 Учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена должны  продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.

Создание особой среды, способствующей поддержанию и развитию индивидуальности ребенка и развитии его талантов,  —  в этом я вижу главную задачу учителя, работающего с младшими школьниками.

Вот уже 7-й год я работаю в системе класс-группа. Все ученики моего класса посещают группу продленного дня, что позволяет мне использовать школьную среду для  всестороннего развития способностей детей.

Каковы основные направления по созданию оптимальных условий для развития детей?

  1. Организация учебного процесса:
  • выбор УМК «Гармония»

В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

 

Концепция курса — целенаправленное развитие мышления всех учащихся в процессе усвоения программного содержания.        

  • Методы  обучения, способствующие развитию познавательных способностей и личностных качеств  —   проблемные, поисковые, исследовательские, проектные в сочетании с формами самостоятельной индивидуальной и групповой работы;
  • работа с различными источниками информации;
  • выставка творческих работ;
  • участие детей в олимпиадах, конкурсах,  мероприятиях в рамках предметных  декад и тематических периодов;

Ежегодно мои ученики становились победителями и призерами районных олимпиад и конкурсов по математике и русскому языку.

  1. Внеурочная деятельность

Своей главной задачей в организации внеурочной работы я вижу создание условий для развития разных способностей детей. Так для развития познавательных, интеллектуальных способностей проводятся занятия в кружке «Я – исследователь»; кружке  по решению логических задач «Логик»; кружке «Формирование пространственного мышления младших школьников»

Условия  для проявления творческих и интеллектуальных способностей детей  создают для учеников ситуации успеха через различные формы деятельности.

Приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса в настоящее время становится духовно-нравственное  воспитание учащихся.

В рабочей концепции одаренности говорится: «…Без нравственности талант не имеет ни ценности, ни смысла. Опасность “злого гения” в его направленности.

Одна из приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью – развитие духовно-нравственных основ личности ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь…)»3

В своей работе по организации учебно-воспитательного процесса я опираюсь на   использование богатств русской культуры. Это позволяет сформировать у обучающихся положительную мотивацию в выборе духовных ценностей.

Созданная мною комплексно-целевая программа  «Я и мой народ», (см. Приложение 1) направленная на формирование личности младшего школьника, на его духовно-нравственное развитие через использование этнокультурных технологий, позволяет не только работать по какому-то определённому направлению, а создаёт условия для развития  личности  ребёнка через воспитательную систему класса. Система работы, направленная на духовно-нравственное становление личности  каждого ученика прослеживается во всех направлениях: в учебной деятельности, в неаудиторной занятости, во внеклассной работе и в дополнительном  образовании.

После уроков во второй половине дня  дети посещают занятия кружка «Народоведение», занимаются оздоровительной работой, изучая подвижные народные игры, а также получают второе дополнительное образование в музыкальной школе на фольклорном отделении.

Ведущим  методом является метод совместных проектов, осуществляемых коллективом класса и преподавателями детской школы искусств. Эти проекты позволяют познакомить и других учащихся нашей школы с народными традициями, обрядами, праздниками.

Программа предполагает развитие и социокультурной компетентности —  используются различные формы работы с социумом: участие в социально-значимых акциях (выступление  перед ветеранами на заводе ЖБК-3, в реабилитационном центре «Ударник»), просветительская работа среди сверстников и др.

Занятия фольклорным творчеством развивают музыкальные, эстетические, коммуникативные способности детей, а ситуация успеха мотивирует их к более серьезному отношению к данной деятельности.

В 2009, 2011 г. ансамбль «Славяне» стал лауреатом II степени в V, VI Районных конкурсах фольклорных коллективов «Песельная артель»

В 2011 г ансамбль стал лауреатом  II степени  на III Всероссийском фестивале-конкурсе исполнителей народной песни в г. Волгограде.

В ноябре 2011 г. ансамбль стал лауреатом  III степени Международного детского и юношеского конкурса-фестиваля «Волга в сердце впадает мое»

В 2010 г. солист ансамбля Калашников Ярослав стал лауреатом II степени в  IV Районном конкурсе сольного народного пения «Льётся песня над Волгой» и лауреатом II степени областного фестиваля-конкурса исполнителей народной песни им. Л.Л. Христиансена.

В 2011 г. солист ансамбля Витулев Арсений стал лауреатом I степени международного детского и юношеского конкурса-фестиваля «Волга в сердце впадает мое», Семенов Анатолий и Калашников Ярослав стали дипломантами этого конкурса.

Среди моих выпускников начальной школы есть учащиеся,  для кого занятия  музыкальным творчеством позволили сделать выбор будущей профессии (Калашников Ярослав, Васильева Ксения собираются поступать в музыкальное училище). А ведь для педагога, едва  ли не самое важное — помочь ребенку реализовать свои способности,  найти свое место в жизни

В завершении мне бы хотелось обратиться к словам А.И. Савенкова.  Он говорил, что «творческие способности — безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорки: «Талант всегда пробьется», «Талант не пропьешь». Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике — или развивается, или угасает»

В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.

В. А. Сухомлинский

Литература:

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

2.Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.

3. Рабочая концепция одаренности. М., 1998.

4. http://www.odardeti.ru/static.php?mode=library1    сайт Федеральной целевой программы «Дети России» подпрограмма «Одаренные дети»

Приложение 1

Воспитательная модель в классе с этнокультурным компонентом

Комплексно-целевая программа «Я и мой народ»

Цель: приобщение детей к русской традиционной  культуре, углубленное изучение родного языка, сохранение отечественного духовного  наследия.

Этнокультурные технологии на уроках

Кружок «Народоведение»

Дополнительное образование на фольклорном отделении ДШИ № 3

Посещение музеев, концертов

Работа с родителями

Работа с социумом

Творческая деятельность

Организация народных праздников

Социально-значимые акции

Волонтерская деятельность

Концерты

Праздники народного календаря

Ярмарки

Выставки работ совместного творчества родителей и детей

Выставки детского творчества

Оздоровительная

работа

Народные подвижные игры

nsportal.ru

Формирование творческой образовательной среды для развития способностей ученика.

Формирование творческой образовательной среды для развития способностей ученика.

Реформирование системы современного школьного образования ориентирует педагогов на реализацию личностно-ориентированного подхода в образовании детей, предполагает создание условий для выявления и оптимального развития способностей учащихся, их творческого самовыражения в разных видах деятельности. На сегодняшний день общепризнанным является факт, что именно способности лежат в основе прогресса во всех сферах человеческой деятельности.

Можно ли научить творчеству? Как раскрыть творческий потенциал личности?

Ответом на эти вопросы является развитие творческих способностей учащихся на основе системы заданий, требующих от ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитывать в них уверенность в своих возможностях. Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно и увлеченно.

Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

Считается, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.

Актуальность выбранной темы –повышение интереса к предмету, общей культуры учащихся, грамотности.

Цель работы – предложить педагогические находки для развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка. Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Чему нужно научить учеников? Этот вопрос задается постоянно. Поэтому главная цель любого урока – это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность – человек, не боящийся мыслить. В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приёмов действия, типовых способов решения заданий. Это убивает интерес к обучению. Дети могут постепенно потерять способность к творчеству.

Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций

Многие придерживаются многоаспектного подхода к определению творчества: творчество – это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для развития творческих способностей.

Главная задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их, из этого выделяются следующие правила:

  • Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда говорят детям о необходимости их развития, а тогда, когда умеют развивать их и показывают это ребятам в общении.

  • Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.

  • Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. Их нельзя ругаю за неправильный ответ, за то, что кто-то не так понял материал, нужно избегать критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.

  • Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, помочь раскрыть их творческий потенциал. Если ученик пошел на разумный риск, работая над сочинением, выражая свое мнение, поощрить его, даже если мнение расходится с общепринятым.

  • Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, объясняют, что ждут от них не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться. Учат детей переживать радость творческого открытия, воспитываю потребность к творчеству.

  • Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.

Время работы в школе показывает, что для формирования и развития творческих способностей ученика необходимы:

— создание у ребёнка уверенности в своих силах;

— создание соответствующего психологического климата;

— соблюдение принципа «право на ошибку»;

— учёт динамики успехов каждого ученика;

— оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм работы в образовательном процессе.

Учитель должен направлять учеников, способствовать развитию их творческих умений на каждом уроке. Только в процессе целенаправленной упорной работы удастся сформировать определенные качества и добиться заинтересованности на уроках Многообразие форм дидактической работы порождает многообразие целевых установок учащихся, увеличивается объем времени, затрачиваемый на самостоятельную работу. Приобретение знаний, умений и навыков самостоятельной работы приучает учащихся к творческой работе, развивает творческое мышление, создает предпосылки для их применения в системе профессиональной деятельности, совершенствует способности устного и письменного общения, отдавая предпочтение выражению мнений, эмоций и чувств, а также умению аргументировать. Чем больше разнообразных заданий используется, тем эффективнее результаты.

Я бы выделила следующие формы работы над развитием творческих умений:


  • практические занятия, 


  • использование песен и стихов; 


  • домашние задания, 


  • ведение дневников, 


  • применение компьютерных программ, 


  • защита рефератов и проектов, 


  • деловые игры, конференции; 


  • работа с текстом, диалогом или монологом, построенная необычным способом. 

Наиболее отчетливо направления творческой деятельности учеников проявляются в их увлечениях. Они мастерят что-либо из природного и иного металла, увлекаются литературой, ведут дневники, занимаются фотографией, собирают коллекции, общаются с природой, переписываются с зарубежными друзьями, ищут необычное в обычном и повседневном и т. д. Подобные увлечения могут использоваться для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. По просьбе учителя, дети приносят на урок фотографии, открытки, письма, предметы из своих коллекций, которые оживляют общение на иностранном языке, делают это общение более содержательным, близким и интересным для его участников. Задача учителя заключается в том, чтобы глубоко изучать и знать увлечения школьников, использовать их для творческого самовыражения учащихся на уроках.

В настоящее время в практике обучения иностранным языкам в школах России широко используется метод проектов, который приобщает учащихся к исследовательской деятельности, развивает их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Проектная деятельность значительно расширяет и углубляет знания учащихся в процессе работы над проектом, учит взаимодействовать друг с другом, овладевать умением пользоваться языком, формирует общеучебные интеллектуальные умения работы с информацией на английском языке. Мысль детей в этом случае занята тем, как решить проблему, какие рациональные способы решения выбрать, где найти убедительные аргументы, доказывающие правильность выбранного пути. При выполнении творческих заданий ученики используют дополнительную литературу, средства массовой информации, возможности Интернета. Имея достаточный опыт работы над проектами, я бы выделила следующие этапы работы:


  1. Стимулирование, презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике. Другими словами, я провоцирую учащихся на проектную работу: I’ve got a new flat. Would you like to learn something about it? Ask me questions! And what about you? Perhaps you’ll do a project about your flat. (слушание/говорение) активизируем. 


  2. Choose the topic of the project. Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы (мозговой штурм). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез. На этапе идёт работа со все классом, дети высказывают пожелания, спорят, предлагают что-то (формы ведения дискуссии). 


  3. Practising Language skills. Учитель помогает учащимся с подбором лексики (постановка вопросов, косвенная речь). 


  4. Designing the written material. Обсуждение методов проверки из принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по гипотезе), обсуждения возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов. 


  5. Учащиеся работают в группах, составляя вопросники, surveys для охвата темы проекта (письмо, говорение). 


  1. Сбор информации анкетированием, интервьюированием (говорение/письмо + чтение/слушание). 


  2. Коллажирование информации. При этом учащиеся могут работать индивидуально и в группах, рисуют диаграммы, схемы, суммируют полученную информацию. 


  3. Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих Организация и дисплей материала: объединение всего материала в единое целое и получение конечного продукта. А это может быть стенгазета, путеводитель по городу (району, квартире), книга-раскладушка, небольшая презентация, конференция, журнал и т.д. 

Все эти технологии позволяют сделать занятия эмоционально-насыщенными, сочетать игры и неигровые приёмы обучения. При этом не упускается из виду развитие речи учащихся не только на английском, но и на родном языке.

Я широко использую метод проектов в своей практике, естественно с учётом возрастных особенностей. Если в начале изучения языка это простые проекты без презентации на такие темы, как «О себе», «Моя семья», «Моя любимая игрушка», «Мой домашний питомец». В старших классах я стараюсь задавать такие проекты, как: 


Таки задания способствуют практическому применению языка. Дети становятся более раскрепощенные, не боятся говорить. Кроме того, такие задания полезны, ведь они запоминаются учащимися.

Проявление творческих способностей личности учащихся можно пронаблюдать на уроках английского языка в организации работы на примере работы с текстом. Любая работа с текстом или маленьким его фрагментом начинается с того, что художественное высказывание воспринимается детьми на слух или зрительно. И на этом этапе важно создание таких проблемных ситуаций, которые бы помогли ввести учащихся в систему художественных образов этого текста. Процесс восприятия текста (отрывка) и работа по прочитанному организуется с помощью разных заданий-вопросов типа:


  • Как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом отрывке? По каким признакам вы догадались об этом? 


  • Посмотрите на иллюстрации и догадайтесь, о чём будет текст? 


  • Как вы понимаете название текста? О чём может быть рассказ 


  • Нарисуйте иллюстрацию к прочитанному тексту. 


При осмыслении лингвистических средств создания образности художественного текста ученики должны осознать изобразительно-выразительные возможности тех явлений, которые изучаются на уроках. Красота иностранного языка открывается детям в процессе такой работы. Например, такие типы заданий-вопросов: 


  • Выпишите из текста слова, с помощью которых передаются краски осени, зимы и т.д. Только ли прилагательные вам придется выписать, почему? 


  • Назовите слова, которые помогают описать пейзаж? 


  • Укажите синонимы, антонимы. Почему именно это слово употреблено? 


  • Какие звуки преобладают и почему? и т.д. 


Применение таких проблемных ситуаций в учебном процессе дает возможность формировать у учащихся определенную познавательную потребность, но и обеспечивают необходимую направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы.

Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе работы с текстом обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию и познавательной самостоятельности и творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний учащихся. Важно, чтобы ученик мог применять полученные на уроке знания, иначе учебный процесс бесполезен.

Внеклассная работа тесно связана с урочной деятельностью. Предварительно проводится огромная подготовительная работа. На уроках отрабатывается необходимая лексика, разучиваются песни и стихи. При подготовке таких мероприятий, как День Святого Валентина, Рождество или День Всех Святых, требуется детальная проработка соответствующих тем. Только изучив подробно весь материал, прочувствовав его, пропустив через свое «Я», ребята будут готовы к сотрудничеству, публичному выступлению, участию во внеклассной деятельности.

Внеклассную работу можно разделить на несколько этапов, при этом каждому этапу соответствует определенный возраст учащихся. Следует помнить, что содержание языкового и страноведческого материала, используемого при подготовке и проведении досуговых мероприятий, должно соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся, отражать их реальные потребности и интересы в общении и познании.

Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе различных конкурсов, игр и соревнований, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, а также открывает широкие возможности для индивидуальной работы школьников. (Приложение)

Использование в настоящее время таких коллективных форм работы (обучение в сотрудничестве) способствует реализации воспитательных целей обучения: школьники становятся субъектами общения, учатся воспринимать, осмысливать и оценивать позицию другого человека, регулировать свое поведение согласно условиям общения. В данном виде деятельности формируется человек культуры — творческая личность

Список литературы: 


  1. «Настольная книга преподавателя иностранного языка» ; 
    Справ.пособие/Е.А.Маслыко, П.К.Бабинская и др. -Мн.: Выш. Шк., 1997. 


  2. «Методика обучения иностранным языкам в средней школе». Г.В.Рогова. 
    Ф.М.Рабинович и др.-М.: Просвещение, 1991. 


  3. «Драматические игры для творческого этапа обучения» Л.Г.Денисова. Журнал 
    «Иностранные языки в школе» № 9, 1990 год, стр.101. 


  4. «Роль песни в обучении английскому произношению» Ж.Б.Варенинова. Журнал 
    «Иностранные языки в школе» № 6, 1998 год, стр. 65. 

infourok.ru

Статья по теме: Создание творческой среды для развития одарённости

Создание творческой среды для развития одарённости.

М.В. Софоклова,

учитель математики и физики

первой квалификационной категории

МКОУ Барсовская ООШ

В нашем образовательном учреждении был разработан педагогический проект «Одарённые дети».

Цель проекта – создание оптимальной системы выявления и развития способностей учащихся, реализации их творческого потенциала.

Задачи проекта

1. реализация принципа  индивидуального подхода в обучении и    воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

2. создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей;

3. изучение факторов целенаправленного психолого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к неограниченному развитию индивидуальности каждого субъекта педагогического процесса;

4. совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

5. внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

6. создание банка данных «Одаренные дети», включающего информацию о  педагогах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе;

7. установление сотрудничества в работе с одаренными детьми  начальной школы: учитель-ученик-родитель.

             Способы реализации этих задач:

1. информационно-методическое обеспечение процесса управления развитием одарённых детей;

2.  обеспечение технологической готовности педагогов к решению проблемы по выявлению и развитию одарённых детей;

3. создание условий для развития и самореализации одарённых детей;

4. осуществление контроля за процессом развития одарённых детей и обеспечение преемственно-перспективных связей в работе с детьми.

 

      Модель одарённого ребёнка

— личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально;

— личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;

— личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;

— личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;

— личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

— личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

Формы и методы работы с одарёнными учащимися.

При выборе форм и методов обучения опора мною была сделана на основные положения:

        -технологии развития индивидуальности личности;

        -технологии саморазвития личности;

        -технологии развития критического мышления через чтение, письмо и др.

Программа работы с одаренными детьми предусматривает реализацию индивидуальности. Возможности каждого одаренного ребенка зависят от его самооценки, мотивации. Поэтому в качестве показателя развития ребенка были выбраны не только традиционные показатели (достижения в олимпиадах, творческих конкурсах), но и показатели развития индивидуальности личности.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

1. учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на  оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

2. учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

3. учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

4. учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

— увлеченным своим делом;

— способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

— профессионально грамотным;

— интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

— проводником передовых педагогических технологий;

Рекомендации для учителей по работе с одарёнными детьми

1. Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.

2. Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.

3. Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.

4. Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время.

5. На уроках и во внеурочное время активно использовать проблемно-исследовательский, проблемно — поисковый метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.

6. Необходимо создавать приложения к своим рабочим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.

7. Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.

8. Для развития способностей нужна высокая познавательная активность ребёнка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.

 9. Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.

10. Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе — обязательные составные части успешности уроков.

11. Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки.

 12. Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.

13. Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью — и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.

14. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.

15. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

16. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

 17. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг.

Результаты проекта. Ожидаемые результаты реализации проекта – своевременное выявление способностей и управления развитием одарённости обучающихся; создание условий реализации потенциальных возможностей всех обучающихся; получение качественно новых результатов образовательной деятельности в плане развития личностных качеств обучающихся и их творческих возможностей.

nsportal.ru

Создание творческой среды как условие эффективного развития и саморазвития учащихся

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Одна из задач современной школы - формирование способностей ребенка. Далеко не каждый человек умеет целенаправленно реализовать свои способности. Ещё В.А.Сухомлинский считал, что «основой основ воспитания является стремление и умение педагога «подметить в каждом ребёнке его наиболее сильную сторону, найти в нём ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребёнок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки».

Поэтому наша задача — поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы в дальнейшем.

Успешно реализовывать себя в условиях современного общества способен человек действующий, творческий. Поэтому одним из приоритетных направлений моей деятельности как учителя является развитие творческих способностей учащихся. Развитие творческих способностей требует специально организованного процесса, механизма его реализации, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности.

В организации современного процесса обучения учащихся в общеобразовательных средних школах развитию творческого потенциала уделяется недостаточное количество времени. Предлагаю вашему вниманию опыт по созданию условий для сознательного участия в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, открытия, достижения поставленной цели во внеурочное время. Эта работа не прерывается в течение семи лет (с 5 по 11 классы). Я делю её на четыре этапа:

  1. Занятия в кружке «Лингвистический» (5-6 классы).
  2. Занятия по программе элективного курса «Речевой этикет» (7-8 классы).
  3. Занятия по программе элективного курса литературного краеведения «Отсюда шло мое начало» (9 класс).
  4. Занятия по программе элективного курса литературного краеведения «Оставляю свой след» (10-11 классы).

Первое условие успешного развития творческих способностей — раннее начало. Поэтому для учащихся 5-6 классов я предлагаю Программу, адаптированную для применения в условиях нашей школы, которая рассчитана на 2 года обучения.

Так как развитие творческих способностей учащихся строится на моделировании исследовательских ситуаций, то в процессе обучения мною используется исследовательская технология.

Обращение к исследовательской технологии обучения позволяет повысить уровень творческой активности учащихся, приобрести новые знания.

Эффективность знакомства с исследовательской деятельностью в среднем звене выражается не в качестве сделанных исследований, а в приобретении исследовательских навыков.

Цель исследовательской деятельности - приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Свою деятельность начинаю с выявления учащихся, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью, всестороннего изучения возможностей и стремлений воспитанников.

Использую при этом следующие методы: наблюдение, анкетирование, собеседование. Лишь после этого обучаю школьников специальным знаниям, а также развиваю у них исследовательские умения:

задавать вопросы; умение наблюдать, делать выводы, структурировать материал, работать с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.

Приступая к организации исследовательской работы школьников, мы формулируем этапы работы, цели и задачи, содержание занятий.

На предварительном этапе ориентируемся в сфере личных интересов учащегося. Для этого используются устные и письменные задания. Затем формируем общие представления об исследовательской работе. Учащимися выполняются упражнения, моделирующие исследование. Так как детям в дальнейшем предстоит выполнить самостоятельное исследование, то учитель знакомит их с основными требованиями к нему.

Чтобы заинтересовать ребят, стараюсь привлечь яркий, необычный дидактический материал, нестандартные задания, так как их отличительный признак — связь с творческой деятельностью.

Задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций, ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, «расследования»).

Например, применяю такой вид заданий, как «Перевод с русского на русский». Он предполагает работу по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами (часто с использованием элементов занимательности). Выполняя эти задания, школьники должны заменить указанные учителем языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) синонимичными. Например, «переводим» отрывок из текста Л.Петрушевской «Пуськи бятые», написанный на несуществующем языке Синонимическая же замена («перевод») делает высказывание точным, понятным, правильным.

«Лингвистические угадайки» обогащают словарный запас учащихся, развивают и совершенствуют чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц. Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).

К заданиям группы «Лингвистические почемучки» относятся вопросы проблемного характера. Отвечая на них, делая своеобразные маленькие «открытия» в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому.

Микроисследования предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада).

Нестандартный подход к Заданиям «на засыпку» касается характера дидактического материала и состоит в максимальном усложнении его содержания, составляющих его языковых единиц.

Уже здесь, в среднем звене, рождается жажда открытия, стремления проникнуть в самые сокровенные тайны бытия. Удовлетворяя интерес, ребята работают со словарями, со специальной литературой, создают собственные творения.

На протяжении всех занятий идёт отслеживание продвижения в развитии индивидуальных качеств ребёнка. Работа ведётся в тесном сотрудничестве с психологом. Ребята, почувствовав вкус к интеллектуальному труду, имеют и в дальнейшем необходимость в исследовательской деятельности.

Продолжаем создавать творческую среду, работая по программе элективного курса «Речевой этикет» в 7-8 классах. Этот курс направлен не только на формирование востребованных в речевой практике коммуникативных умений, но и на воспитание у учащихся таких качеств личности, которые характеризуют культурного и воспитанного человека.

Формы организации работы носят преимущественно деятельный характер. Здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать одно из условий успешного развития творческих способностей: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и пр. Такими формами являются смоделированные речевые ситуации, конференции, практикумы, проектная деятельность. Также на занятиях я использую задания, основывающиеся на воображении учеников. Например, ученикам необходимо представить себя в различных речевых ситуациях и в зависимости от этого правильно употребить устойчивые формулы речевого этикета. Или ребятам даётся задание сочинить сказку с грамматическим заданием. Или прошу попытаться создать образ того, что лежит в основе идеи произведения (отрывка), который мы анализируем.

Для 9 класса мною разработана программа элективного курса литературного краеведения «Отсюда шло мое начало», в которой учитываются индивидуальные запросы и интересы детей. Учащиеся пытаются реализовать свои творческие способности на занятиях этого курса.

На старшей ступени наиболее способные учащиеся, которым свойственно стремление к познанию, исследованию, готовы к занятиям по программе элективного курса для 10-11 класса «Оставляю свой след» (Формирование духовно-нравственных начал личности в курсе литературного краеведения), в которой учебная деятельность детей организована также на основе исследовательского подхода.

Программа рекомендована Министерством образования и науки Самарской области к использованию в образовательных учреждениях области.

Она используется в школе в качестве элективного курса, который способствует формированию духовно-нравственных ценностей учащихся и предполагает развитие в детях творческих способностей.

Чтобы сегодня ученики почувствовали связь со своими «корнями», мы обращаемся к местному литературному материалу. Он доступнее, ближе, роднее.

Программа предоставляет ребенку условия и среду активного усвоения действительности, пробы себя и своих сил.

Практически на каждом занятии, где ребят учу ставить проблему, выдвигать гипотезу, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, искать пути доказательств, обобщать полученные результаты, развиваются творческие способности учащихся.

Каждый ребёнок пытается создать собственное творение. Здесь идёт ориентация на интеллектуальную инициативу, когда ребёнок проявляет самостоятельность, стремится найти оригинальный альтернативный путь решения, рассмотреть проблему на более глубоком уровне либо по-другому подойти к ней.

Индивидуальные формы творческой деятельности сочетаю с коллективными. На аналитическом этапе ребята чаще всего работают в группах. Они распределяют работу внутри групп, выбирают организаторов.

Одним из важных условий развития творческих способностей учащихся является самостоятельная работа. Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель — руководить этим самостоятельным трудом. Наши ученики слишком много времени на уроках находятся в позиции слушающих. Надо ставить их в позиции говорящих, делающих.

Так как навык самостоятельной работы в группе у детей уже сформирован, то работа в группах для учеников трудностей не вызывает и не требует каких-либо разъяснений.

Итак, учащиеся создали текст, теперь его необходимо представить. Совместная работа учащихся и преподавателей по созданию презентаций также позволяет развить творческие способности.

Результатом кропотливой многолетней работы стало участие детей в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах творческих и исследовательских работ.

Количество призеров научно-практических конференций школьников, конкурсов творческих работ учащихся
уровень 2006-2007 уч. год 2007-2008 уч. год 2008-2009 уч. год 2009-2010 уч.год
муниципальный 2 2 1 2
окружной 1 1 1 1
региональный 1

urok.1sept.ru

Статья на тему: Создание образовательной среды как условия развития творческих способностей учащихся

Герасимович Есения Евгеньевна

к.п.н, доцент, учитель английского языка

МАОУ «Гимназия им. Н.В.Пушкова»

г.Москва г.Троицк, Россия

Создание образовательной среды как условия развития творческих способностей учащихся

Аннотация: в данной статье автор рассматривает вопрос о влиянии образовательной среды школы на успешное обучение и развитие творческих способностей личности учащихся. Образовательная среда является своеобразной лакмусовой бумажкой и может выступать как условием, так и фактором успешной реализации целей и задач конкретной школы по полноценному и эффективному образованию, воспитанию и развитию ребенка

Ключевые слова: обучение, инновационная деятельность, развитие, образовательная среда, творческие способности

Реформы, проводимые в РФ в последние годы, вносят кардинальные  изменения практически во все сферы и системы государства. Не осталась в стороне от процессов модернизации и система образования. До недавнего времени школа представала перед нами как организация с жестко определенными целями и задачами и, соответственно, средствами для их решения. На тот момент общество ставило пред школой две конкретные задачи: обучение (развитие знаний, умений и навыков) и воспитание подрастающего поколения.

На сегодняшний день, в результате изменившегося социального заказа общества и новыми направлениями политики государства основной задачей школы становится задача развития ребенка в качестве основного результата и основной ценности образовательного воздействия. Именно это четко сформулировано в законе об образовании РФ, где одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является его гуманистический характер. На первый план вышли приоритеты жизни и здоровья человека, права и свободы личности, ее свободное развитие, воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к окружающей среде [1, с.5]. Таким образом, в рамках процессов модернизации в системе образования, мы можем говорить о широких возможностях инновационной деятельности педагогического сообщества в самых разных направлениях образования: создание авторских программ и учебных пособий, использование возможностей уровневой дифференциации учебного содержания и дифференциации детей по способностям, использование возможностей междисциплинарной интеграции, создание образовательной среды различных направлений. Школа получила возможность наполнения содержания образовательной среды согласно тем внутренним задачам, которые она поставила перед собой. Однако, все внутренние задачи каждой отдельно взятой школы должны быть подчинены решению общей задачи школы как образовательного учреждения, а именно —  полноценное и эффективное развитие ребенка.

Сегодня образовательная среда является психолого-педагогической реальностью каждой школы. И здесь мы можем говорить о различных ее направлениях: экологическом, художественно-эстетическом, правовом, математическом, языковом и т.д. Школа вправе выбрать то направление, которое больше подходит ее педагогическому коллективу, соответствует целям и задачам образовательной деятельности учреждения.

Говоря о создании или выборе определенного направления образовательной среды в школе, мы должны понимать, что, с одной стороны, образовательная среда призвана выступить условием для успешного обучения ребенка и, на фоне этого, развития его творческих способностей, а также обеспечить формирование основ нового культурно-образовательного и социально-педагогического мышления педагогического коллектива. С другой стороны, совершенно очевидно, что образовательная среда является не только условием, но и фактором, оказывающим определённое влияние на обучение и развитие творческих способностей школьника.

Абсолютно очевидно, что образовательную среду нельзя подчинить количественным показателям и в этой связи не корректно будет выяснение вопроса — в какой школе образовательная среда лучше. Она не может быть лучше или хуже – она может быть другой.  Однако чтобы описать образовательную среду мы можем говорить о ее качественных показателях: она  может выступать критерием оценки правильно определенных целей и задач в конкретной школе. Также, правильно сформулированная и обозначенная образовательная среда может помочь родителям при выборе школы для своего ребенка, что является очень важным условием достижения успеха в обучении и развитии творческих способностей учащихся.

Список литературы

1.Закон «Об образовании в РФ» №273-фз от 29.12.2012

 

nsportal.ru

Создание на уроке физики среды для проявления и развития способностей каждого ребенка

Создание на уроке физики среды для проявления и развития способностей каждого ребенка

Придя работать в малокомплектную школу, я столкнулась с тем, что рябят интересующихся физикой не так и много. Изучение методической литературы натолкнуло на мысль, что обучая каждого ребенка, а не класс в общем, можно достичь какого-либо результата. В основе стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

  • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД). 

При коллективном обучении очень сложно увидеть отдельно каждого ученика. Учитель работает с классом, с тем ребенком, который более успешен по данному предмету. Остальные ребята остаются в тени. Им становиться неинтересно на одном уроке, на другом, а после, и в целом в школе.

Как сделать так, чтобы каждый ребенок смог реализовать свои способности, чтобы на каждом уроке ему было интересно. Какие методы и приемы использовать для того, чтобы успешным на уроке смог быть каждый учащийся. В современном образовании основными идеями являются признание уникальности человеческой личности и создание условий для индивидуального личностно ориентированного обучения. На урок приходят разные ребята, и физика интересует далеко не всех, так как каждый ребенок обладает ему присущими способностями. По мнению С. Рубинштейна, развитие способностей подчиняется правилу спирали: реализованная возможность одного уровня открывает переход к реализации возможности более высокого уровня. Наиболее интенсивно развиваются способности при занятиях, сложность которых находится в зоне ближайшего развития (по Л. Выготскому).

. В основе новых стандартов образования лежит деятельностный подход в обучении учащихся, который осуществить можно с помощью проектной деятельности. Создать условия для проявления и развития способностей каждого ребенка можно через данную технологию.

Проектная деятельность подразумевает такое понятие как — «творчество». Творчество — это способность познавать мир, это одна из сторон развития личности, относящийся к переходу на более высокий интеллектуальный уровень.

Изучение физики начинается с 7 класса. В этом возрасте происходят изменения в мышлении. Учащимся требуются факты и доказательства.
Возрастает способность к логическому мышлению, проявлению творческого воображения и творческой деятельности. Учитель, который заинтересован в успехе каждого ребенка, будет делать все, чтобы каждый учащийся на уроке работал в меру своих возможностей. В условиях малокомплектной школы это будет сделать не так уж и сложно.

Как любой предмет естествознания, физика предполагает большое количество практической работы. Ребята выполняют фронтальные лабораторные работы, учитель демонстрирует эксперименты. Но, как гласит китайская пословица :

«Расскажи  — и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.»

Поэтому практически для каждого урока физики я готовлю ребятам задания, при выполнении которых, каждый учащийся смог приобрести самостоятельно знания, смог что-то сам сделать своими руками, чтобы он смог увидеть результат своей деятельности.

При изучении темы «Внутренняя энергия» в 8 классе учащимся на парты раздаю набор тел: проволока, пластилиновый шарик, желоб, на конце которого свинцовый цилиндр и шарик. У каждого на столе лежит карточка, по которой они выполняют задания. Выполняя поэтапно задания, ребята самостоятельно приходят к выводу о переходе механической энергии в учебнике. Этот же опыт учитель смог бы продемонстрировать сам. Но как важно, чтобы ребенок сам получил новые знания. После выполнения любого задания ребята презентуют свои выводы, причем, это они могут сделать в той форме, в которой им больше нравится. Они могут устно рассказать, сделать рисунок, схему. И не секрет, что в любом классе есть такие ученики, которые не могут делать выводы, проанализировать свою деятельность – им предлагаю показать, как они выполняли свою работу. С каждым ребенком работа происходит в зоне ближайшего его развития.

Работа по предмету не заканчивается на уроке. Если ребенок систематически занимался проектной деятельностью на уроке, ему хочется продолжить эти занятия. Ребята с удовольствием выполняют домашние задания творческого характера. Например, при изучении темы «Сообщающиеся сосуды» в 7 классе некоторые берутся сделать фонтан, причем, кто-то делает модель фонтана, а кто-то макет парка, в котором располагается фонтан. С удовольствием ребята продолжают заниматься физикой и в предметном кружке. Самостоятельно проводят исследовательскую работу. Элективный курс «Физика в быту» я также разрабатывала на основе системно-деятельностного подхода. На занятиях ребятам предлагается сделать приборы, изучить тему за чашкой чая, произвести расчет по карте.

Важную роль в развитии способностей учащихся играет взаимодействие учителя и родителей. Важно раскрыть перед родителями способности их ребенка. Выступил ученик на школьной конференции, на которую были приглашены родители, и можно услышать в зале реплику: «А мой-то тоже может!»

Таким образом, планируя работу на уроке физики с каждым учащимся на основе системно-деятельностного подхода, формируем у них умение анализировать, сопоставлять, Может быть, учащийся, став взрослым человеком, не свяжет свою судьбу с физикой, но его умение самостоятельно добывать знания пригодится ему и в любой другой профессии.

Системно-деятельностный подход в преподавании физики предполагает работу по различным направлениям: самостоятельная работа учащихся на уроке, где учитель выступает в роли дирижера, творческие домашние задания, исследовательские работы на предметном кружке, тематические вечера.

Учащиеся нашей школы каждый год выбирают при итоговой аттестации и в 9, и в 11 классах экзамен по физике. Выступают на школьных конференциях со своими исследовательскими работами. Один из членов кружка принимал участие в работе XIV областной научном форуме молодых исследователей «Шаг в будущее-2011» и его работа была отобрана на научно-практическую выставку. Выпускники при поступлении в ВУЗы и СУЗы выбирают профессию, связанную с физикой.

Самый главный результат для любого учителя – это успешность его учеников в школе, а самое главное, в дальнейшей жизни.

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *