Сознание как особая стадия развития психики человека: Сознание как высшая ступень развития психики. Элементы практической психологии

Содержание

Сознание как высшая ступень развития психики. Элементы практической психологии

Сознание как высшая ступень развития психики

В психологии сознание рассматривается как особая форма отражения, которая является общим качеством описанных психических функций. Развитие всех психических функций в их взаимодействии обеспечивает формирование у человека внутреннего отражения внешнего мира, в некотором смысле его модели. Направляющее влияние этой модели на поведение человека отражается им как сознание. Марксизм исходит из активно-отражательной природы сознания. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в его сознании — превращается в идеальное, а сознание как идеальное претворяется в действия, в реальное. Ленин писал, что сознание формируется деятельностью, чтобы, в свою очередь, влиять на эту деятельность (2, с. 194).

Один из основополагающих принципов советской психологии — принцип единства сознания и деятельности заключается в утверждении их взаимосвязи и взаимообусловленности: деятельность человека определяет формирование его сознания, а последнее, осуществляя регуляцию деятельности человека, улучшает его приспособленность к внешнему миру [161].

Сознание формирует внутренний план деятельности, ее программу. Именно в сознании синтезируются динамические модели действительности, при помощи которых человек ориентируется в окружающей физической и социальной среде.

Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способности отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и в окружающем его мире. Использование сознания позволяет человеку в конце процесса труда получить результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально [6, с. 189]. В отличие от животных, человек реализует не заложенную видовым опытом программу поведения, определяемую чисто биологическими потребностями, а вырабатывает свою программу путем выдвижения целей и задач.

Осознанная, целесообразная и произвольная регуляция поведения человека возможна благодаря тому, что у него формируется внутренняя модель внешнего мира. В рамках этой модели осуществляется мысленное манипулирование, она позволяет сопоставлять текущее состояние с прошлым и не только намечать цели будущего поведения, но и отчетливо их представлять. Так реализуется предусмотрительность — представление последствий поступков до их совершения — и осуществляется поэтапный контроль за приближением к цели путем минимизации различия между реальным и желаемым положением вещей [389].

Преимущества внутренней модели перед необходимостью реально опробовать все намеченные действия проявляются и в том, что она допускает перенос обучения, т. е. правильное решение новой задачи в неизвестной ранее сфере, где у человека нет опыта, если по некоторым критериям новая задача имеет сходные со старой черты. Такой положительный перенос исключает необходимость накопления собственного практического опыта в каждой конкретной области и тем улучшает адаптацию человека к среде. Однако обращение к мысленному эксперименту и к предсказаниям на основе учета динамических процессов в модели может давать хорошие результаты только в том случае, если внешняя среда меняется не слишком быстро: ведь любая модель инерционна, а если внешняя среда слишком изменчива, прогноз на модели может приводить к ошибкам.

Очевидно, что без участия памяти не могут формироваться и сохраняться представления, которые являются объектами манипулирования при предвосхищении результата будущего поведения. Сам факт введения в память информации о некотором событии свидетельствует о его определенной значимости (иначе оно не попало бы в долговременную память), а присутствие там этой информации неизбежно приводит к включению ее во всю систему сохранявшихся до нее сходных фактов, т. е. к перестройке последней. Таким образом, воздействие памяти на сознание — активно, ибо такая перестройка может порождать новые оценки событий и новые цели действий.

В настоящее время в качестве основных выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание [222]. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы осознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между предметами и явлениями, а основной функцией эмоций — формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям и людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания.

Субъективное отношение, данное человеку в эмоциях, неразрывно связано с переживанием. «Понятие переживания выражает особый психический аспект сознания: он может быть… более или менее выражен, но он всегда наличен в каждом реальном конкретном психическом явлении; он всегда дан во взаимоотношении и единстве с другим моментом — знанием, особенно существенным для сознания» [230, с. 6].

Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, восприниматься чувственно и, следовательно, переживаться. С. Л. Рубинштейн особо подчеркивал эту сторону сознания: «Осознание переживания — это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» [231, с. 45]. Эмоции реализуют первоначальные грубые оценки информации (опасно — безопасно, съедобно — несъедобно), которые на уровне сознания уточняются и входят элементами в шкалу ценностей и значений, пригодную для социальной адаптации.

Как считает К. К. Платонов, переживание — генетически более древняя психическая функция; познание, свойственное в зачаточных формах и животным, приобрело у человека в связи с развитием речи словесное выражение и определило социальный аспект его развития; построение отношений присуще только человеку [222]. В этом контексте важно подчеркнуть, что сознание развивается у человека только в социальных контактах.

Практически все рассмотренные высшие психические процессы вносят свой вклад в специфику организации сознания. Наиболее очевидна роль языка как орудия внутренней деятельности.

К. Маркс и Ф. Энгельс указывали на то, что «язык так же древен, как и сознание» [4, с. 29]. Большинство исследователей солидарно в том, что осознание теснейшим образом связано с речью. С появлением языка у человека создаются доступные для управления субъективные образы объективного мира, представления, которыми он может манипулировать даже в отсутствие наглядных восприятий. Это и есть решающий вклад языка в механизмы сознания.

Многие ученые отождествляли бессознательное с невербальным поведением, не закрепленным в словах, они предполагали, что бессознательны те впечатления, которые накоплены без участия речи. Первый год жизни ребенка, о котором он ничего не помнит, с этой позиции как бы исчезает из его памяти, поскольку он не записан в словах [245].

Некоторые исследователи допускают, что сознание как структура внутренней модели внешнего мира генетически задано и «запускается», начинает функционировать при физических и социальных контактах человека с его окружением. Нам кажется более убедительной позиция А. Н. Леонтьева [161], который считает, что развитие сознания идет не по пути перехода внешней деятельности в предсуществующий внутренний план, а по пути формирования самого этого внутреннего плана. Первоначально действие во внутреннем плане еще опирается на реальное действие в реальной ситуации, и лишь затем становится возможным истинно мысленный эксперимент с образами или представлениями. На ранних этапах формирования сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего человеку окружающий его мир, деятельность его при этом остается практической, внешней.

На более позднем этапе развития предметом сознания становится также и внутренняя деятельность. Постепенно сознание как образ, картина внешнего мира преобразуется в модель, в которой уже можно мысленно действовать. Теперь сознание во всей полноте начинает управлять внешней практической деятельностью и кажется независимым от чувственно-практической сферы.

Венцом развития высших психических функций является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Как писал И. М. Сеченов, самосознание создает «человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, то есть отделять все свое внутреннее от всего привходящего извне, анализировать его и сопоставлять (сравнивать) с внешним, словом, изучать акт собственного сознания» [240, с. 504].

Самосознание по своему существу имеет глубоко общественный характер. Мерилом для человека в его отношении к себе выступают прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, и постепенно у него формируется целая система таких представлений. Эта система взглядов становится все более содержательной по мере того, как человек включается во взаимодействие со все более разнообразными группами. Оценки самого себя с точки зрения тех, с кем встречается человек дома, в школе, на работе, постепенно делают его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих. Именно это породило известную зрительную аналогию: каждый человек находится в пересечении уникальной комбинации социальных сфер, частью каждой из которых он является.

Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна при этом оставаться сама собой. Единство, целостность и независимость при восприятии своего «я», т. е. узнавание себя при непрерывном изменении внешних условий существования, которое приводит к постоянному преобразованию внутреннего мира, является вершиной в борьбе за независимость человека от среды. Мы уже говорили об отдельных этапах этого пути, когда обсуждали границы константности образа, свойства памяти и внимания, которые придают устойчивость нашим реакциям во времени, обеспечивая реализацию избирательности, направляемую внутренними потребностями человека при переменных воздействиях извне. Именно эти качества психических процессов составляют необходимые условия развития самосознания.

Ощущение человеком своей индивидуальности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени. Он обладает как воспоминаниями о прошлом, так и надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое. Преемственность сознания, проявляющаяся в форме «я», определяется долговременной памятью и, в свою очередь, определяет ее роль в структуре сознания. Только долговременная память обеспечивает ощущение непрерывности и преемственности, именно ее участие в процессах сознания и самосознания создает условия для ощущения самотождественности личности, несмотря на изменения и внешних условий и самой личности.

В онтогенезе самосознание развивается по мере усложнения социальных связей ребенка, существенным условием его возникновения является усвоение речи. На значение речи в зарождении самосознания указывал еще И. М. Сеченов. Он отмечал, что восприятие внешнего мира постоянно сопровождается нерасчленимыми «темными» девственными реакциями телесного происхождения. В связи с развитием речи возникает возможность расчленять сигналы, поступающие из внешней и внутренней среды, и присваивать им разные названия. Тогда любое возбуждение может быть «вырвано» из его естественной связи и удержано в памяти отдельно и изолированно от других, тем самым создаются условия для отделения возбуждений, идущих из внешней среды, от возбуждений, идущих со стороны внутренних органов [239, с. 41]. Таким образом у человека возникают предпосылки для выделения себя из внешнего мира.

Осознание детьми своего «я» происходит постепенно. Ребенок вначале существует для себя постольку, поскольку он выступает как объект для других людей. Маркс писал, что человек «родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: „Я есмь я“ …человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку» [6, с. 62]. Вначале ребенок осознает действия других людей, затем через них — и собственные действия; их осознание связано с развитием подражания, представлений и звуковой речи.

Ранние стадии в развитии самосознания сопоставляются с переходом ребенка от случайных действий к произвольным целенаправленным поступкам. Части собственного тела осознаются ребенком по мере того, как он становится способным произвольно ими управлять.

Постепенно начинают осознаваться и предметы, на которые ребенок направляет свою активность. Отделение себя от собственных действий закрепляется в усвоении ребенком собственного имени. В два года возникает классическая формула «Я сам». Сначала дети говорят о себе в разных лицах: «Не шуми», «Митя умылся». Только к трем годам ребенок полностью овладевает местоимением «я» и начинает активно самовыражаться в речи. Главную роль в процессе формирования его внутреннего мира играют подражание и представление, они развертываются в двух различных планах: первое — в двигательном, последнее — в плане образов и символов, но имеют нечто общее, обусловленное сходством их роли. Подражания и представления позволяют осуществить сведение впечатлений в единую вневременную модель, не зависящую от темпа развития событий во внешней среде — модель внешнего мира.

Одним из источников формирования сознания являются детские игры. До 3–4 лет это игры-подражания со стремлением копировать действия взрослого, затем это игры по правилам. Здесь ребенок начинает выполнять определенную, взятую на себя роль; в этих играх осваиваются отношения между людьми. Ребенок играет в «дочки-матери», в «магазин», беря на себя конкретную роль. До возникновения ролевых игр дети играют рядом, но не вместе. Ролевые игры уже представляют собой воспроизведение тех отношений между окружающими, которые известны ребенку и доступны его восприятию. Эти игры можно рассматривать как упрощенную модель разнообразных социальных отношений. Выполняя разные роли, ребенок получает элементарное представление о самом себе и своих возможностях. Ролевые игры подготавливают ребенка к вступлению во взрослый мир с его социальными связями. Овладевая продуктивной деятельностью, человек осваивает реальные семейные, профессиональные, общественные роли. Именно они определяют дальнейший путь развития его сознания и самосознания. Лишь в подростковом возрасте происходит становление осознающей себя личности.

Самосознание — самый высокоорганизованный психический процесс. Оно формируется при взаимодействии с другими людьми, главным образом с теми, с кем возникают особо значимые контакты.

Однако самосознание связано не только с воздействием этих контактов, но и с самооценками, которые зависят от соотношения успехов и притязаний, т. е. от успешности деятельности человека.

Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта. Только благодаря осознанию своей индивидуальности, возникает особая функция самосознания — защитная — стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования. На этой основе и развивается ряд защитных механизмов.

В самосознании соотносятся мотивы и действия, одни мотивы с другими, и тем самым выстраивается иерархия мотивов. Уяснение для себя наиболее значимых мотивов знаменует развитие личности. Такое осознание приводит к перестройке всех систем установок и формирует идеальное «я». В свою очередь, идеальное «я» влияет и на социальное приспособление, и на уровень тревожности, и на особенности мотивации, оно же накладывает запреты и моральные ограничения на все поведение человека. Собственные качества, к которым он стремится, определяют для него и ближние и дальние цели, а различие между идеальным и реальным «я» служит источником мотивации. По Фрейду [279], «я» — это центр сознательной адаптации к среде, включающий восприятие, интеллект и моторику. К системе «я» Джеймс [97] отнес собственное тело, некоторые объекты, близких людей, воспоминания и отдельные длительно выношенные и особо значимые мысли. В собственное «я» человека теперь включают также его характер, темперамент и способности.

Для человека наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

Для того чтобы самоактуализироваться, стать самим собой, лучшим из того, чем ты способен стать, надо: осмелиться полностью отдаться чему-либо, погрузиться во что-либо без остатка, забыв свои позы, преодолев желание защиты и свою застенчивость, и переживать это нечто без самокритики; решаться делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность; прислушиваться к себе самому (а не только к папе, маме, учителю и авторитету), дать возможность проявляться своей индивидуальности, т.  е. реализовывать и в этом свои возможности полностью в каждый данный момент [372].

Одним из характерных проявлений самосознания является рефлексия. Рефлективные рассуждения сопровождаются имитацией мыслей другого человека по такой схеме: «я думаю, что он думает, будто я думаю, что…». Рефлексия позволяет не только предвидеть поведение другого человека и соответственно подстраивать собственное, но и влиять на ход его рассуждений, направляя репликами течение беседы в желательном направлении.

Все представления относительного самого себя, которые взрослый человек принимает как нечто само собой разумеющееся, организуются в систему, которая делает его поведение последовательным. Взаимодействие сознания и самосознания образует фундамент произвольного управления целесообразным поведением.

Очерк III. О соотношении распада и развития психики

Очерк III. О соотношении распада и развития психики Проблема соотношения распада и развития личности всегда привлекала внимание не только медиков, но и психологов. Л. С. Выготский неоднократно утверждал, что для полного освещения проблемы развития и созревания психики

Высшая мудрость

Высшая мудрость Работая с «Движениями души», мы признаем существование высшей мудрости, которую невозможно постичь логически или интеллектуально, и понимаем, что ни терапевт, ни клиент, ни заместители не ответственны за исцеление. Все в руках высшей силы. Это похоже на

Постмодернизм как высшая и последняя фаза развития человечества или почему постмодерновая зависимость смертельно неизлечима?

Постмодернизм как высшая и последняя фаза развития человечества или почему постмодерновая зависимость смертельно неизлечима? Всё чаще приходится слышать, что эпоха постмодернизма закончилась и вместо неё уже грядёт некая новая эпоха: неоклассики или протеизма и т.  п.

СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ

СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ Отражая наиболее значимые явления и регулируя наиболее мотивированные деятельности человека и активности его организма, приводящие к наиболее значимым результатам для него как человека — “животного, обособляющегося в обществе” (К. Маркс),

ВЫСШАЯ СИЛА ЗАБОТИТСЯ ОБО МНЕ

ВЫСШАЯ СИЛА ЗАБОТИТСЯ ОБО МНЕ Я верю: Бог всегда со мной и всегда помогает мне.Высшая сила неустанно заботится обо мне, и я всегда окружена Божественной

Основные этапы развития поведения и психики; проблема инстинкта, навыка и интеллекта

Основные этапы развития поведения и психики; проблема инстинкта, навыка и интеллекта Под поведением разумеют определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь организма с окружающей средой. В то время как у человека внутренний план сознания

Высшая ступень аутогенной тренировки

Высшая ступень аутогенной тренировки Аутогенная медитация ШульцаУпражнения низшей ступени (АТ-1) воздействуют по преимуществу на вегетативные функции. С целью оптимизации высших психических функций И. Шульц разработал высшую ступень аутогенной тренировки (АТ-2),

ЛЕКЦИЯ № 19. Развитие психики в онтогенезе. Движущие силы развития психики ребенка

ЛЕКЦИЯ № 19. Развитие психики в онтогенезе. Движущие силы развития психики ребенка Толчком к развитию психики человека является наличие культурных, общественных, деятельностных факторов, окружающих человека в повседневной жизни и являющихся неотъемлемой частью

Психические патологии и стадии развития психики

Психические патологии и стадии развития психики Теория психосексуального развития связывает психические нарушения не столько с конкретными единичными травмами, сколько с нарушением в процессе психического развития – фиксациями на определенных стадиях. Психика

БИОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ Педагогическая психология исходит из представления о том, что законы психического развития человека социально обусловлены, процесс развития определяется сложной совокупностью условий жизни и воспитания ребенка. Психическая

Глав 3 Девятимесячный период внутриутробной жизни младенца — базовая ступень последующей стратегии развития человека

Глав 3 Девятимесячный период внутриутробной жизни младенца — базовая ступень последующей стратегии развития человека Не только в общественно-популярной печати, но и в специальной медицинской литературе часто можно услышать и прочитать: «9-месячный внутриутробный

Высшая стадия

Высшая стадия Как только энергетика переходит в сексуальную стадию, человек получает практически неисчерпаемый источник энергии. Люди развитого интеллекта поднимают энергетический потенциал настолько, что становятся стойкими бойцами сексуального фронта. Энергия идет

Высшая стадия

Высшая стадия Проблема общения в том, что даже если вы все сказали нормальным языком и собеседник вас прекрасно ПОНЯЛ, это совсем не значит, что он с вами СОГЛАСЕН.Для успешного общения нужно не просто ПРАВИЛЬНО говорить, нужно говорить УБЕДИТЕЛЬНО. Это сложно, но если вы

94. Высшая свобода

94. Высшая свобода Одна из моих любимых книг – «Человек в поисках смысла», работа Виктора Франкла, австрийского психиатра, пережившего заключение в нацистском концлагере. Вокруг него погибало множество людей. Они теряли надежду. Они впадали в отчаяние, а потом умирали.

Стадии и уровни развития психики и поведения животных

Развитие человека и животных

Введение

Проблема  возникновения, т. е. генезиса, психики  и проблема ее развития теснейшим  образом связаны между собой. Поэтому общий подход к процессу психического развития характеризуется  особенностями теоретического разрешения вопроса возникновения психики.

Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией  как наукой. В соответствии с идеалистическим  пониманием психики в мире существуют два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам.

«Согласно материалистическому пониманию  психические явления возникли в  результате длительной биологической  эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею… Важным стимулом к развитию явилось усложнение самих по себе условий жизни, которое требовало изменения строения организма, появления способности отражать мир, лучше ориентироваться в нем. Можно сказать, что первопричиной совершенствования психики явилась сама действительность: она потребовала, чтобы у живых существ появилась сложная нервная система и высшие уровни психического  отражения»(3, с. 94-95).

Стадии и уровни развития психики и поведения животных

Как же начиналось и шло  развитие психики и поведения  у животных?

«Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, предложил А.Н.Леонтьев, позднее она была доработана и уточнена К.Э.Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, поэтому теперь ее правильнее называть концепцией Леонтьева – Фабри.

Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней (таблица). Выделяется две стадии элементарной сенсорной психики и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая – три уровня: низший, высший и наивысший»(3, с. 97).

Стадии и уровень  психического отражения, его характеристика

Особенности поведения, связанные с данной стадией и  уровнем

Виды живых существ, достигших этого уровня развития

  1. Стадии элементарной сенсорной психики.

А. Низший уровень. Примитивные  элементы чувствительности. Развитая раздражимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирова-ния-челюстей. Способность к формиро-ванию элементарных  условных рефлексов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Стадия перцептивной психики.

А. Низкий уровень. Отражение  внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздей-ствующих свойств в                     

Целостный образ вещи. Главный орган  мани-пулирования — челюсти.

 

 

 

 

 

 

Б. Высший уровень. Элементарные формы  мышления (решение задач). Складывание  определенной «картины мира».

В. Наивысший уровень. Выделение  в практи-ческой деятельности особой, ориентировочно -исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и  ту же задачу разными методами. Перенос  однажды найденного принципа решения  задачи в новые условия. Создание и использование в дея-тельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потреб-ностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно- следственных связей между явлениями в практических дейс-твиях (инсайт).

 

 

А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение  скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагиро-вания на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность.

 

Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье  в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприят-ных условий среды, уходить от них, вести активный поиск поло-жительных раздражите-лей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы.

 

 

А.  Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически  запрограм-мированные компонен-ты. Двигательные спо-собности весьма сложны и разнообразны (ныря-ние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск  положительных раздражителей, избегание отрицатель-ных (вредных), развитое защитное поведение.

Б. Высокоразвитые инстинктивные  формы поведения. Способность к  научению.   

 

 

В.Выделение специ-ализированных  органов манипулирования: лап и  рук. Развитие исследова-тельских форм поведе-ния с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков.             

 

 

А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие  в водной  среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некото-рые  высшие беспозво-ночные  (членистоногие  и головоногие моллюс-ки). Насекомые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б. Высшие позвоночные (птицы  и некоторые млекопитающие).

 

 

 

В. Обезьяны, некоторые  другие высшие  позвоночные (собаки, дельфины). 

 

У позвоночных, стоящих на вершине эволюционной лестницы, в частности у приматов, возникают новые формы индивидуально-изменчивого  поведения, которые с полным основанием могут быть обозначены как «интеллектуальное» поведение, включающее:

  • ориентировочно исследовательскую деятельность, приводящую к формированию схемы решения задачи;
  • формирование пластически изменчивых программ поведения, направленных к достижению цели;
  • сличение выполненных действий с исходным намерением.

Одним из источников, создающим существенные условия  для формирования интеллектуального  поведения, являются возрастающая сложность  восприятия и большая прочность  памяти. Этот факт был детально прослежен  в экспериментах с так называемыми отсроченными реакциями. Животное помещалось на привязь, и на его глазах в ящик опускали приманку. Через некоторое время животное отпускали: если след в памяти сохранился, оно бежало к ящику, если нет, не следовало никаких действий. Приведем для примера длительность сохранения следов образной памяти у различных животных:

Крыса – до 10 – 20 секунд,

Собака – до 10 минут,

Обезьяна – до 16 – 48 часов.

Итак, интеллектуальное поведение, которое свойственно  высшим млекопитающим и достигает особенно высокого развития у человекообразных обезьян, представляет собой ту верхнюю границу развития психики, за которой начинается история развития психики уже совсем другого, нового типа, свойственной только человеку, — история развития человеческого сознания. Главное отличие сознания человека состоит в том, что его появление обусловлено изменением законов, управляющих развитием психики. Если на всем протяжении истории животного мира общими законами, которым подчинялись законы развития психики, были законы биологической эволюции, то развитие психики человека начинает подчиняться законам общественно исторического развития.

Развитие высших психических функций  у человека

Дальнейшее  развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке  зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают и высшие.

В отличие от животного человек не только употребляет, но и изготавливает орудия. Изготовление орудий само по себе в корне меняло деятельность первобытного человека. Работа над изготовлением орудия уже не является простой деятельностью, определяемой непосредственным биологическим мотивом (потребность в пище): с этой позиции она бессмысленна, никак не оправдана и приобретает смысл только из дальнейшего использования этого орудия на охоте. Иначе говоря, она требует вместе со знанием выполняемой операции и знания о будущем применении орудия на охоте. Иначе говоря, она требует вместе со знанием выполняемой операции и знания о будущем применении орудия. Будучи основным условием изготовления орудия, оно может быть названо первым проявлением сознания, другими словами – первой формой сознательной деятельности.

Деятельность по изготовлению орудий приводит к коренной перестройке  всей структуры поведения человека. Поведение животного всегда было непосредственно направлено на удовлетворение потребности. У человека же, изготовляющего орудия, структура поведения обретает сложный характер: из деятельности, направленной на непосредственное удовлетворение потребности, выделяется специальное действие, которое приобретает смысл лишь в дальнейшем.

Вторым условием, которое  приводит к формированию сложно построенной  сознательной деятельности человека, является возникновение языка.

Есть много оснований  предполагать, что язык впервые возник из тех форм общения, в которые вступали люди в процессе труда. Совместная форма практической деятельности неизбежно приводила к необходимости передать другому какую-то информацию, обозначающую не состояние, а предметы, включенные в совместную трудовую деятельность. Эти первые обозначения предметов представляли собой просто звуки, сопровождаемые жестами и выразительными интонациями. Лишь через много тысячелетий звуковой язык стал отделяться от практического действия, обретая самостоятельность.

Язык, как система знаков, обозначающих предметы, их действия, качества или отношения, как средство передачи информации имел важнейшее значение для дальнейшей перестройки сознательной деятельности человека. Поэтому наряду с трудом язык является основным фактором формирования сознания.

«Возникновение  языка вносит три наиболее существенных изменения в сознательную деятельность человека:

  • обозначая предметы и события внешнего мира в отдельных словах или их сочетаниях, язык позволяет выделить эти предметы, направить на них внимание и сохранить в памяти. В результате человек оказывается в состоянии «иметь дело» с предметами внешнего мира даже в их отсутствие. Поэтому можно сказать, что язык удваивает воспринимаемый мир, позволяет хранить полученную информацию и создает мир внутренних образов;
  • слова языка не только указывают на определенные вещи, но и абстрагируют их существенные свойства, относят воспринимаемые вещи к определенным категориям. Таким образом, при помощи языка обеспечивается процесс отвлечения (абстракции) и обобщения, что позволяет ему стать не только средством общения, но и важнейшим орудием мышления, благодаря чему возможен переход отражения внешнего мира из чувственного к рациональному;
  • язык служит основным средством для передачи информации, накопленной в общественной истории человечества. Передавая сложнейшую информацию, отложившуюся в течении многих веков общественно-исторической практики, язык позволяет человеку усвоить этот опыт и овладеть с его помощью неизмеримым кругом знаний, умений и способов поведения, которые никак не могли быть результатом самостоятельной деятельности изолированной личности. Это означает, что с появлением языка у человека возникает совершенно новый тип психического развития, не имевший места у животных, и что язык действительно является важнейшим средством развития сознания»(4, с.44).

Таким образом, сознание возможно лишь в условиях существования языка, возникающего одновременно с ним в процессе труда.

Сущность различий психики животных и человека

Развитие жизни  приводит к такому изменению физической организации животных и возникновению  у них таких органов, функцией которых является отражение окружающей их действительности. От чего же зависит  характер этой функции? Рассматривая развитие психики животных, мы подчеркивали прежде всего различия между ее формами. Теперь необходимо выявить то общее, что характеризует эти различные формы обусловливая качественные отличия и деятельности животных и их психики от человеческой деятельности и сознания.

 «Первое  отличие всякой деятельности  животных от деятельности человека  состоит в том, что она является  деятельностью непосредственно  биологической. Иначе говоря, деятельность  животного возможна лишь по  отношению к предмету, жизненной  биологической потребности, всегда оставаясь в пределах их инстинктивных, биологических отношений к природе. Это общий закон. В связи с этим и возможности психического отражения животными окружающей их действительности также являются принципиально ограниченными, так как включают лишь стороны и свойства предметов, связанные с удовлетворением их биологических потребностей. Поэтому у животных в противоположность человеку не существует устойчивого объективно предметного отражения действительности.

Следующая черта, отличающая психику животных от человеческого сознания, состоит в следующем: отношения животных к себе подобным не отличаются от их отношения к другим внешним объектам, т.е. также принадлежат к кругу их инстинктивных биологических отношений, что связано с фактом отсутствия у животных общества. Некоторые авторы считают, что у животных существует разделение труда, и при этом обычно указывают на общеизвестные примеры из жизни пчел, муравьев. В действительности у этих животных никакого настоящего разделения труда не существует, что доказывается строго определенным фиксированным характером самих функций.

Особенности взаимоотношений  животных друг с другом определяют и особенности их «речи». Как известно, общение животных выражается нередко  в том, что одно животное воздействует на других с помощью звуков. Однако, упомянутые крики животных лишены устойчивого объективного предметного значения. То есть общение животных и по своему содержанию и по характеру осуществляющих его конкретных процессов также полностью остается в пределах их инстинктивной деятельности»(4, с.40).

«Возникновение  и психологическая характеристика сознания человека представляет собой  начало нового, высшего этапа развития психики. Сознательное отражение, в  отличие от психического отражения, свойственного животным, — это отражение предметной действительности. Наиболее полную характеристику сознания дает А.Н.Леонтьев в книге «Деятельность, Сознание, Личность». Он пишет, что само существование внутренних психических явлений, самый факт представленности субъективной картины мира составляло центральную тайну человеческой психики. Сознание представляет собой качественно особую форму психики. Хотя сознание и имеет свою длительную предысторию в эволюции животного мира, впервые оно возникает у человека в процессе становления труда и общественных отношений»(4, с.41).

Отличия сознательной деятельности человека сводятся к трем основным чертам:

  • сознательная деятельность человека не обязательно связана с биологическими мотивами, нередко встречаются ситуации, когда сознательная деятельность человека не только не подчиняется биологическим влияниям и потребностям, но и входит в конфликт с ними и даже подавляет их (например, героизм).
  • В отличие от поведения животных сознательная деятельность человека необязательно определяется наглядными впечатлениями от среды. Известно, что человек может отражать условия среды несравненно глубже, чем животное. Абстрагируясь от непосредственного впечатления, он может проникать в глубокие связи и отношения вещей и при этом ориентироваться не на внешние впечатления, а на более глубокие их закономерности.
  • Подавляющее большинство знаний и умений человека формируются путем усвоения общечеловеческого опыта, накопленного в общественной истории и передающегося в обучении. То есть подавляющее большинство знаний, умений и приемов поведения, которыми располагает человек, не является результатом его собственного опыта, а приобретается усвоением общественно-исторического опыта поколений, что коренным образом отличает сознательную деятельность человека от поведения животного.

Как уже было показано у животных, психика формируется  и развивается в процессе их приспособительной  деятельности, как фактор адаптации  к окружающей среде. Воспроизводство  же и развитие человеческой жизни  осуществляется в процессе преобразования природы. Индивидуальное сознание, которое интересует психологию, формируется и развивается в непрерывной связи с сознанием общественным. Индивид овладевает идеальной формой отражения в процессе реального включения в жизнь общества: как человек он не может существовать вне этой жизни, вне системы общественных отношений. Не овладев этой формой, человек не может развиваться как человек, как член общества, как личность.

Заключение

Таким образом, сознание есть высшая интегрирующая форма  психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми. Сознание есть не что иное, как общественное бытие.

«А. В. Петровский в структуре  сознания выделяет следующие четыре основных характеристики.

  1. Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире. Таким образом, в структуру сознания входят все познавательные процессы: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение.
  2. Закрепление в сознании различий субъекта и объекта. В истории органического мира только человек выделяет и противопоставляет себя окружающему. Он единственный среди живых существ способен к самопознанию (познанию самого себя), т.е. способен обращать свою психическую деятельность на самого себя.
  3. Обеспечение целеполагающей деятельности. Приведем известную цитату К. Маркса: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела, постройкой своих восковых ячеек срамит некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове». В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том что дано природой , он осуществляет вместе с тем и  свою сознательную цель, которая как закон  определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю. Таким образом, в функции сознания входит формирование целей деятельности, при том складываются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и т.д.             
  4. В структуру сознания входят также определенные отношения. К. Маркс писал: » Мое отношение к моей среде есть мое сознание. В сознание человека обязательно входит мир чувств, где отражаются сложные объективные, и прежде всего общественные, отношения, в которые включен человек».

Глава три стадии сознания и культуры

В первой половине XIX века западный мир был очарован творчеством известного немецкого философа Георга Гегеля. В то время как философы эпохи Просвещения стремились показать, что мир был создан божественным образом, указывая на математическую рациональность, обнаруженную в природе, Гегель пошел дальше, продемонстрировав, что разум и божественный порядок также могут быть обнаружены в развитии человеческой истории. Несмотря на противоречия и хаос, очевидные в исторических записях, Гегель показал, как история разворачивается посредством диалектического процесса, в котором конфликт делает возможным переход к более высоким состояниям организации. И хотя влияние Гегеля угасло во второй половине XIX в.В XX веке его прозорливое понимание диалектической структуры истории начало подтверждаться исследованиями в социальных науках, особенно в области психологии развития. Психология развития служит важной основой интегральной философии, поскольку раскрывает этапность развития всех исторически значимых мировоззренческих структур. То есть структуры, организующие сознание, непосредственно связаны с этапами человеческой истории. И как мы рассмотрим в этой и следующей главах, расширенная вертикальная перспектива, позволяющая увидеть этапы человеческой истории в сознании отдельных людей, является фокусом интегрального сознания.

Все мы имели непосредственный опыт развития собственного сознания, потому что все мы выросли с детства. Наш опыт этого развития включает в себя то, что наши ценности эволюционировали, наши взгляды изменились, а наши мысли, чувства и самоощущение стали более изощренными и сложными. Большой вклад психологии развития состоит в том, что она показала, что этот рост сознания проходит через дискретные, универсальные стадии развития. И даже после достижения взрослой жизни развитие продолжает определяться серией отдельных стадий или волн.

Начало психологии развития можно проследить до работ американского психолога Джеймса Марка Болдуина на рубеже прошлого века. Болдуин был одним из первых, кто провел научные исследования умственного и эмоционального развития детей и взрослых. В своей работе он заметил, что человеческий разум развивается по определенным четко определенным направлениям, которые он определил как рациональное или логическое , эстетическое или эмоциональное и эмоциональное .0007 моральный или этический . Исследование Болдуина также показало, что этот рост человеческого сознания характеризуется отдельными стадиями развития. И с этими же этапами психологи-исследователи сталкивались на протяжении всего 20-го века всякий раз, когда исследовали развитие человеческого сознания.

Хотя эти описания стадий развития не все были идентичными, в настоящее время академические психологи все больше соглашаются с тем, что рост сознания определенно разворачивается через серию кросс-культурных уровней или волн. Несмотря на возражения материалистической и постмодернистской школ психологии, психология развития продолжала усиливать свое влияние в более широкой области психологии в целом. На самом деле, некоторые из самых известных имен в психологии были преданы идее прогрессивных стадий человеческого развития. Среди этих исследователей: Жан Пиаже, Лоуренс Кольберг, Джейн Ловинджер и Абрахам Маслоу.
Пожалуй, самым выдающимся из ныне живущих психологов, занимающихся вопросами развития, является Роберт Киган из Гарварда, чья работа включает в себя более ста лет исследований в этой области. Однако взгляды Кегана не всегда популярны среди некоторых его постмодернистских коллег, которые продолжают отвергать идею о том, что одни типы сознания более развиты, чем другие. В отличие от горизонтальных психологических типологий, таких как система типов личности Майерс-Бриггс или эннеаграмма, которые просто определяют стилистические различия и не требуют оценок, идеи Кегана о развитии сознания явно иерархичны. Киган, однако, признает опасность такой теории, написав, что:

[Поскольку психология развития] рассказывает историю роста или большей сложности, [она] поэтому более провокационна, доставляет дискомфорт, даже опасна и, соответственно, вызывает большее подозрение. Всякий раз, когда теория является нормативной и предполагает, что что-то более взрослое, более зрелое, более развитое, чем что-то другое, нам лучше проверить, не основано ли это различие на произвольных основаниях, которые сознательно или бессознательно несправедливо приносят пользу некоторым людям (например, тем, кто создать теорию и им подобных), чьи собственные предпочтения изображаются как превосходящие. Нам лучше проверить, не является ли то, что может даже показаться «объективной» теорией, на самом деле инструментом или пленником «правящей» группы (такой как белые люди, мужчины, жители Запада), которые используют теорию для сохранения своего привилегированного положения.

Очевидно, Кеган заключает, что результаты психологии развития проходят этот тест и не являются по своей сути предвзятыми или несправедливыми. И, как станет ясно к концу этой главы, тот факт, что сознание проходит через определенные стадии развития, в настоящее время становится все более бесспорным.

Психология развития — это область, которой занимаются многие ученые, но среди психологов развития интегральная философия, пожалуй, больше всего обязана работе американского психолога Клэр У. Грейвс. Исследования Грейвса выявили существование тех же известных стадий психологического развития, которые были обнаружены предыдущими исследователями. Однако работа Грейвса пошла дальше, чем работы других специалистов по психологии развития, поскольку она продемонстрировала, как эти последовательно возникающие стадии сами организуются в рамках более крупной динамической системы. Другими словами, исследование Грейвса не только выявило различные межкультурные стадии сознания, но и показало, как эти же стадии соотносятся друг с другом в диалектическая спираль развития — живая система эволюции. Благодаря своему пониманию этой более широкой системы развития Грейвс смог различить, как каждая отдельная стадия развития формируется и формируется ее отношениями с другими стадиями. И именно благодаря этому пониманию формирующей природы этих межстадийных отношений Грейвс смог четко провести различие между тем, что я буду называть «постмодернистским сознанием», и возникающей впоследствии «интегральной стадией сознания».

Более того, хотя другие специалисты по развитию признавали параллель между стадиями развития в сознании индивидуумов и стадийным развитием истории и культуры, диалектическая структура, раскрытая исследованиями Грейвса, показала эту параллель яснее, чем когда-либо прежде. Признавая не только системный характер каждой отдельной стадии, но и то, как все стадии связаны между собой в более крупной всеобъемлющей системе, Грейвс смог убедительно продемонстрировать, что эти уровни развития сознания на самом деле являются повторением стадий человеческой истории. . Точно так же, как в биологической эволюции, где мы видим, как человеческий плод проходит стадии всего древа жизни по мере его развития в утробе матери, мы можем теперь также увидеть в развитии каждого человеческого разума грубое приближение к эволюции человека. культурная история.

Следуя работе Маслоу, Грейвс изучал ценности. Он попросил испытуемых описать своего идеального человека, и после тысяч интервью в течение более чем двадцати лет Грейвс увидел появление четкой закономерности — закономерности, которую последующие исследования и опыт продолжают подтверждать и подтверждать. Как мы обсудим более подробно во второй части, потому что грейвсовская модель «био-психо-социальной» эволюции показывает, что каждая стадия представляет собой единую систему, которая включает в себя развитие ценностей, мировоззрений, самоощущения, систем убеждений, неврологической активации. и общий «центр психического притяжения» человека; потому что модель Грейвса показывает, как индивидуум и культура в целом (микро и макро) развиваются вместе, используя одни и те же стадии и структуры; потому что модель Гравеса демонстрирует концептуальную и геометрическую элегантность, которая ясно отражает диалектический метод эволюции «трансцендентности и включения»; и, прежде всего, поскольку модель Грейвса четко определяет природу, поведение и предшествующие причины возникающей интегральной стадии развития, его открытия служат важной основой интегрального мировоззрения.

После его смерти в 1986 году работу Грейвса продолжил его коллега Дон Бек, который применил идеи Грейвса в своей работе с лидерами Южной Африки (как черными, так и белыми) во время перехода от апартеидной формы правления. . Позже Бек и его коллега Кристофер Коуэн написали влиятельную книгу «Спиральная динамика », которая послужила популяризации работы Грейвса и познакомила с ней более широкую аудиторию.

Теперь, прежде чем мы начнем обсуждение деталей этой спирали развития, я должен сделать оговорку. Системные структуры, населяющие внутреннюю вселенную, тонки и сложны. Они лучше по сравнению с океанскими течениями, чем с архитектурой. Саму идею «стадии сознания» следует воспринимать легкомысленно и понимать не как материальный объект, а как модель отношений, проявляющих системные свойства. Понимание стадий сознания начинается с обсуждения, которое мы собираемся провести, но использование этого понимания для дальнейшей культурной эволюции включает в себя практику видения, избегающую чрезмерного упрощения, классификации или стереотипизации. Как вы сами убедитесь, стадии сознания реальны; однако нижеследующее представляет собой описание их реальности, представленное на уровне обобщения, который облегчает его полезность. Тем не менее, после прочтения этого Основного повествования я рекомендую вам пересмотреть это описание спирали развития в свете обсуждения в главе 9.о структурах человеческого разума . Глава 9 дополняет следующее описание стадий сознания, исследуя богатую сложность этих структур и научные дебаты, возникшие в ответ на их открытие.

12 стадий человеческого сознания

Нам всем нравится считать себя сознательными. Как зная, что мы делаем и почему мы это делаем. В конце концов, мы запрограммированы быть сознательными.

За годы самообучения и работы с клиентами я обнаружил, что мы способны быть гораздо более сознательными, чем мы думаем, и недостающим звеном для многих людей является тело. Мы склонны думать о сознании как о чем-то, что приходит через разум, через медитацию и самоисследование. Я согласен, что это отличные инструменты, но если ваше тело не поддерживает ваш разум, вы будете регулярно опускаться на более низкие уровни мышления, эмоций, поведения и, да, сознания.

В своей книге «!2 стадии исцеления» Донни Эпштейн излагает свои мысли о человеческом сознании. Книга великолепна, но написанная 30 лет назад, я считаю, что язык не всегда соответствует нашему нынешнему опыту… и человечество развивается и меняется.

Итак, я собираюсь резюмировать, как я переживаю 12 стадий и как подключение к каждой из этих стадий может помочь каждому из нас расти и исцеляться.

Стадия 1: Страдание и разлука

Мы не чувствуем свое тело, если оно не болит. Делаем все, чтобы отключиться. Мы чувствуем онемение. Страдание приходит, потому что мы потеряли способность слушать тонкие сообщения и полагаться на громкие сообщения, такие как боль.

С помощью упражнений 1-й ступени мы начинаем заново соединяться со своим телом, находить легкость, находить ресурсы, о которых мы забыли. С этого начинается наш путь исцеления.

Стадия 2: Полярность

Хотя мы здоровее, чем на Стадии 1, мы все еще не полностью связаны со своим телом. Мы склонны искать решения или вещи, которые можно обвинить вне нас. Вещи могут быть очень черно-белыми, неправильными или правильными. Он поддерживает культуру вины, когда мы на самом деле не берем на себя ответственность за свое тело, а вместо этого ищем кого-то другого, чтобы исправить нас, или кого-то, кто виноват в наших проблемах.

Нам нужно начать осознавать, что у нас разные части, с разными потребностями и эмоциями. На втором этапе мы начинаем устанавливать связь с теми частями себя, которые нам нравятся, и с теми, которые нам не нравятся. Это приводит нас больше в наше тело и меньше зависит от того, что происходит вне нас. Это начинает продвигать нас вперед к целостности. Часто те части нас, от которых мы отсоединились, содержат семена, которые исцелят нас, если только мы будем слушать.

Стадия 3: Застрять в перспективе

Здесь мы чувствуем, что сделали все, посетили всех терапевтов, испробовали все диеты, выполнили все различные планы упражнений, но все еще не достигли того, чего хотели. У нас заканчивается идея. Мы застряли в повторяющемся шаблоне.

Здесь нам нужно по-настоящему соединиться со своим телом и наблюдать, как «мы» держим себя в образце. Общим фактором во всем, что мы пробовали, были мы сами. Может быть, мы имеем к этому какое-то отношение. Но мы расстроены и часто злимся.

Этап 4: Восстановление силы

Хватит. Я возвращаю свою силу. Потому что я заслуживаю гораздо большего, чем это.

На самом деле речь идет о том, чтобы взять на себя ответственность, личная сила заключается в том, чтобы действовать, осознавать последствия и учиться на них. Речь идет о том, чтобы думать самостоятельно, а не полагаться на внешние силы, которые говорят вам, что делать.

Стадия 5: Слияние с иллюзией

Мы продукты общества. Мы изучили правила, создали убеждения и образ жизни от тех, кто любит нас и всех, кто нас окружает. Некоторые правила работают для нас, многие нет. Многие из этих убеждений ограничивают наш прогресс и делают нас маленькими и беспомощными.

Здесь мы сливаемся со всеми частями себя, от которых отказались, мы принимаем энергию, которую использовали, чтобы отделить себя от нашей целостности. Это важный шаг к подлинности.

Стадия 6: Я готов

Я так готов к переменам. Я так готов сделать шаг вперед. Я так готов решить это.

Энергия нарастает, мы видим финишную черту. Мы знаем, что мы сделали работу. Теперь мы должны снова пойти глубже и подготовиться к тому, чтобы очиститься от паттернов и убеждений, которые больше не служат нам, чтобы мы могли шагнуть в себя.

Этап 7: Решение

Мы публикуем наши шаблоны. Это может быть через звук, эмоции, некоторых людей даже тошнит. Все, что необходимо, кажется здоровым, и наши тела избавляются от того, что больше не служит.

Стадия 8: Пустота в связи

Спокойное ожидание.

Нет голосов, говорящих нам, что мы должны делать, что мы должны делать. Мы больше не чувствуем себя обязанными удовлетворять потребности всех остальных. Мы мирные. Есть место, место для ожидания и наблюдения и наблюдения за тем, что разворачивается. Пространство для возможности заполнить, когда время будет готово. Успокойтесь, подождите, испытайте покой. Эмоции этой стадии включают благодать, мир, расширение, любовь.

Стадия 9: Свет за пределами формы

Мы начинаем осознавать, что мы больше, чем наши физические тела, и что есть энергия, которая окружает и соединяет всех нас.

Наши сердца открыты. Мы чувствуем гораздо больше, чем мы думали. Мы чувствуем связь вне себя. Мы часто можем читать энергию в других и в ситуациях. Мы испытываем любовь, благодарность, надежду и многое другое.

Стадия 10: Быть Светом / Получение ваших Даров

Мы не разделены. У нас есть уникальные дары, которые способствуют коллективу.

Здесь мы соединяемся с собственной уникальностью и потенциалом, чувствуя, что мы не отделены от других, а являемся частью чего-то гораздо большего, чем мы сами.

Этап 11: Делитесь своими дарами

У меня есть подарки, которыми я могу поделиться. Я дарю эти подарки, потому что могу, не для того, чтобы чувствовать себя особенным или лучше, а потому, что я так делаю. Serendipity становится частью ежедневного опыта. Мы испытываем радость и благодарность

Стадия 12: Сообщество

Наше самое маленькое сообщество – это клетки, из которых состоит наше тело. Затем мы распространяем это на нашу семью, друзей, коллег, затем на нашу деревню, наш округ, нашу страну, мир, вселенную? Насколько велико ваше сообщество, зависит от вашего сознания.

Когда мы подключаемся к этой стадии, мы начинаем видеть свое положение по отношению к человечеству. Мы видим, как наши действия, мысли, эмоции влияют на все больше и больше людей. И в зависимости от нашей способности подключаться к все большему и большему сообществу это изменит то, как мы действуем, думаем и чувствуем, так что мы можем положительно влиять на максимально большое сообщество.

Каждая стадия гораздо глубже, чем я рассказал здесь. Но всем нам нужна отправная точка и аромат, с которым можно работать. Я обнаружил, что, прорабатывая этапы снова и снова, каждый раз, когда я посещаю, я получаю больше глубины, больше понимания. Я обнаруживаю, где я естественным образом подключаюсь, а где мое тело не поддерживает это сознание. Любой этап, который я не могу полностью пережить, может ограничить мою способность расти и вносить свой вклад. Я вижу 12 стадий как спираль, и когда 12-я стадия заканчивается, я понимаю, что я еще не полностью интегрирован, я отделен. Тем не менее, каждый раз, когда я посещаю Стадию 1, я делаю это с большей проницательностью и знанием, благодаря путешествию, которое я прошел до этого момента.

Спросите себя:

  • какие стадии я узнаю в себе?

  • где я чувствую вызов?

  • где мой природный дар?

  • каких этапов я хочу избежать?

У каждого из нас есть выбор, сколько работы мы должны делать над собственным телесным разумом. Упражнения, связанные с Этапами, предоставляют мощные инструменты для связи с вашим телом, преобразования ваших действий и пробуждения к гораздо большему самому себе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *