Сознание как – . . —

Сознание как высшая форма психики

Сознание как высшая форма психики или иными словами «совокупность знаний» — это средство ориентировки человека в окружающей его действительности. Данная форма психики свойственна только людям.

Она заключается в обобщенном или целенаправленном отражении действительности, в осмысленности своего поведения и предварительного видения его результатов, а так же в контролировании своего поведения.

Психика формируется с первых дней жизни ребенка, постоянно развивается, обогащается, совершенствуется в условиях окружающего мира и в результате приобретенного социального и общественного жизненного опыта. Так, например, если животное будет расти изолировано от привычных ему условий, оно сохранит все свои видовые качества, но человек, с рождения изолированный от общества, не приобретет никаких качеств, свойственных людям.

История насчитывает несколько случаев, когда человеческий ребенок вскармливался животными. У таких детей отсутствовали признаки сознания (мышление и речь), а также присущее человеку физиологическое свойство – прямостоячее хождение.

На психику человека существенное влияние оказывает общественное сознание, к которому относятся: наука, мораль, религия, искусство, право, идеология. Изменение в сознании общества отражается на сознании каждой личности.

Особенности сознания – высшей формы психики:

  • Категориальность и концептуальность – собственное видение мира через общечеловеческие знания и позиции;
  • Отражение взаимосвязей, значимых в той или иной ситуации;
  • Осознание целей деятельности;
  • Связь с общественным сознанием;
  • Самосознание, то есть самонаблюдение, самокритика, самооценка, ответственность перед окружающими за свои поступки.

Сознание – высший уровень развития психики. Оно развивается у человека в процессе трудовой деятельности, в социальном контакте, в условиях воздействия на окружающую среду.

С момента рождения человека психика начинает свое развитие. Между психикой матери и младенца существует тесная взаимосвязь. Однако младенец в первые месяцы способен лишь воспринимать те чувства и эмоции, что передает ему мать. Мать же в свою очередь является носителем психики и передает ребенку через свое поведение и отношение человеческую информацию.

Функции сознания

У сознания как высшей формы психики имеются определенные функции, необходимые для того чтобы человек мог понять себя и окружающий мир, мог сформировать свои взгляды, поставить цели, предвидеть результат действий, влиять на собственное поведение и деятельность.

Выделяют следующие функции сознания:

  • Познавательная – познание окружающего мира, формирование представления о действительности при помощи мышления, памяти и ощущений;
  • Накопительная – «вытекает» из познавательной. В человеческом сознании со временем копятся знания, впечатления, эмоции, переживания, приобретенные на основе собственного опыта и опыта других людей;
  • Оценочная – позволяет сравнить свои потребности и интересы с данными о внешнем мире, развивает самопознание и самооценку;
  • Функция целенаправленности – стремление человека наметить для себя цели и способы их достижения;
  • Творческая – помогает формировать новые идеи и представления с помощью мышления и воображения;
  • Коммуникативная
    – отвечает за общение людей, совместное выполнение деятельности и сохранение в памяти полученной информации.

Итак, сознание, как высшая форма психики позволяет личности сохранять внутреннюю целостность и постоянство, независимо от изменений ситуаций. Кроме того, сознание выражается в непрерывности переживаний человека во времени. Он помнит о прошлом, переживает настоящее, строит планы на будущее. Благодаря данной форме психики человеку понятны мотивы и результаты своих поступков. Личность способна оценить себя и окружающих, при необходимости заняться самосовершенствованием и саморазвитием.

Для самосознания важно сформировать себя как личность, принимать себя таким, какой есть, поддерживая в трудных ситуациях, принимать решения, отвечать за свои поступки, делать выбор, прислушиваться к себе, проявлять свою индивидуальность, развиваться, реализовывать свои возможности.

psytheater.com

❶ Что такое сознание 🚩 Подсознание и связь с Сознанием 🚩 Психология 🚩 Другое

Когда речь идет о формировании сознания, подразумевается не конкретный результат, а так называемый ориентир, который поможет определить степень посредничества души и происходящего вокруг. Выделяют 3 таких ориентира:

- Счастье и умение им обладать;
- Самовыражение;
- Понимание реальности.

Чтобы понять, как формируется сознание, необходимо рассмотреть ориентиры более подробно.

Начать стоит с того, что счастье само по себе не имеет причин появления. Бог создал людей с крепким здоровьем и счастьем в душе и глазах. Поэтому можно сказать, что счастье – это нормальное состояние каждого с рождения. Важно не забывать об этом ориентире и о том, что правильным вектором для дальнейшего развития сознания является обладание возможностью (умение) быть счастливым. Иными словами, главные аспекты сознания – это тихое, спокойное и расслабленное пребывание с чем-то любимым.

Суметь правильно выразить свои мысли и действия в той или иной ситуации может оказаться не просто. В данном случае, главной задачей сознания является выражать язык души посредством реальности. Именно самовыражение способно дать возможность Вам поделиться своим счастьем с окружающими.

В большинстве случаев люди привыкли думать, что если человек счастлив, то он обязательно должен улыбаться и стать очень приветливым. Однако же сознание готово принимать людей такими, какие они есть, а правильное взаимодействие в той или иной ситуации будет являться ни чем иным, как игрой по обоюдным правилам.

Для начала стоит запомнить, что нельзя править реальность под себя. Должна быть четкая граница между своим и чужим. Семья и друзья – это индивидуальное пространство каждого, которое будет выстроено с его представлением реальности. А государственные структуры, магазины, компании, их сотрудников и так далее стоит принимать такими, какие они есть. Иными словами, важно понять, что люди не готовы меняться под вас просто, потому что вам так будет удобнее, и добиться желаемого можно, лишь играя по правилам выбранной структуры.

По такой же схеме существуют и друзья. У них есть свои семьи, свои законы и уставы, которые вам придется либо уважать, либо попрощаться с ними. Если появляется мысль о том, что кто-то обошелся с вами несправедливо, то для начала важно понять следующее: несправедливость как таковая в принципе отсутствует. Есть лишь чувство неравноправия, которое и будет мешать в поиске правильного выхода из любой ситуации. Если постараться понять позицию оппонента, то сразу же появится вариант устранения имеющейся проблемы.

www.kakprosto.ru

Сознание как философское понятие 🚩 Дети 🚩 Другое

Проблема сознания изучалась и изучается различными разделами философии. Если рассматривать онтологический аспект, то для ответа на вопрос нужно узнать его происхождение, структуру, соотношение с бессознательным и самосознанием. Также придется пояснить связи между материей и сознанием. Это довольно сложный процесс, требующий объективности.

Можно выделить три основных подхода к изучению сознания. Каждый из них имеет свои позитивные стороны и недостатки. Вместе же могут дать более-менее ясную картину.

Гносеологический аспект. В данном случае изучаются познавательные способности, благодаря которым индивид способен получать новые знания.

Аксиологический подход. Сознание рассматривается как целостная природа.

Праксеологический подход. На первом плане находятся аспекты деятельности. Особое внимание обращается на связь сознания с человеческими действиями.

В философии сознание можно определить как высшую способность психического отражения окружающей действительности. Сознание присуще исключительно человеку. Сознание не может быть бесстрастным, безэмоциональным отражением внутреннего, либо внешнего мира. О феномене сознания необходимо говорить, как о переживании и знании одновременно, которые происходят внутри индивида.

Есть другое определение сознания – как целенаправленное отображение окружающей действительности, на основе которого регулируется его поведение. К данному представлению о сознании человеческая мысль шла довольно долго. При этом продолжительное время бессознательное и сознательное были одним целым, не разделялись. Сознание часто приравнивалось к интеллекту и мышлению.

Большая проблема для выделения сознания, его определения заключается в том, что в каждом акте сознания сворачивается уникальность и неповторимость человека. Сознание выражается буквально в каждом человеческом проявлении. По словам Ницше, его нельзя отделять от жизненного опыта. Его нужно изучать совместно с ним.

Философия рассматривает сознание как целостную систему. Однако в каждом отдельном философском течении оно имеет совершенно разную структуру. Например, А. Спиркин выделяет три главные сферы: познавательная, эмоциональная, волевая.

А вот К. Г. Юнг выделяет уже четыре функции сознания, которые проявляют себя на сознательном и бессознательном уровне: мышление, чувства, ощущения, интуиция.

До сих пор философы пытаются дать четкую структуру сознания, но все это делается в той или иной мере субъективно.

www.kakprosto.ru

Сознание как идеальное отражение действительности

Содержание

Введение

Сущность, структура и функции сознания

Психическое и идеальное

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией, а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание – знание, прежде всего о собственном духовном опыте – это центр между первым и вторым. То есть сознание это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. В Новое время же человек отказывается от Бога. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Он есть условие и возможность мира, мира, который он может понимать и действовать в нем. Человек своей деятельностью творит мир, Р.Декарт объявил, что акт "я мыслю" есть основание существования человека и мира.

Поскольку сознание – есть свойство материи, отраженный мир, то возникает вопрос – как этот мир существует в сознании? А.Г.Спиркин определяет сознание как идеальное отражение действительности превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание духовной жизни.

Отражение – это свойство материальных систем воспроизводить в ходе взаимодействия в изменении своих свойств и состояний особенности других систем. Сознание – субъективный образ мира, соответствующий характеру и содержанию деятельности субъекта. Образ предмета – это идеальная форма бытия предмета "в голове" человека. Это не означает, что в голове есть реальные признаки как такового (мыслимый огонь не жжет наш мозг, образ снега не делает его холодным), но содержит эти реальные признаки (жар и холод) как образ. В идеальной форме предмет лишается своего материального субстрата (носителя). Эта форма, которая заменяет любой материальный субстрат, сохраняет свойства, качества, сущность вещей и их связи. Условие идеального образа мира является физиологические материальные процессы, совершающиеся в мозгу и теле человека. Материальной основой психики человека, поэтому являются нейрофизиологические процессы в мозгу. От уровня структурной организации мозга зависит уровень его отражательных способностей. Бытие идеального носит функциональный характер и выступает как образ предмета и ценностное суждение, как цель и план деятельности и т.д.

Сущность, структура и функции сознания

Сознание, как идеальное отражение, являясь, существует только в материальной форме своего выражения – языке. Сознание и язык одновременно едины и различаются. На основе языка и в связи с ним в истории человечества развились и другие способы овеществления идеального — знаковые системы. Язык, как и другие знаковые системы, — это не просто заместитель реальных вещей. За ними стоит общественная практика, откристаллизованная в значениях.

Идеальное овеществляется не только в языке и знаковых системах. Оно материализуется вообще в любых продуктах человеческого труда: в созданных людьми предметах, в покоящихся свойствах которых зафиксирована сознательная деятельность. Именно как продукты труда они обладают "идеальной стороной", которая раскрывается в актах их осознанного восприятия, понимания, действия с ними и т. д. В этом заключается основная сущность сознания, как преобразование воспринятой информации для реализации познания, его передачи в жизнь. Сознание выступает в качестве интеллектуальной деятельности субъекта, поскольку человек помимо активного отражения - связывает новые впечатления с прежним опытом, эмоционально оценивает действительность, обеспечивает внешний мир.

"Без идеального образа человек вообще не может осуществлять обмен веществ между собой и природой, а индивид не может выступать действительным посредником между вещами природы, поскольку эти вещи вовлечены в процесс общественного производства. Идеальное как таковое рождается только процессом предметно-практической деятельности общественного человека, изменяющего природу. Оно вообще только и существует в ходе этого процесса и до тех пор, пока этот процесс длится, продолжается, воспроизводится в расширенных масштабах"

Преобразующая деятельность общества потребовала особой формы отражения, обеспечивающего предвосхищение будущего ее результата, и эта форма возникла и развилась именно как идеальное отражение.Главное в идеальном определяется тем, что оно является общественно-историческим продуктом; в развитом обществе формируются и развиваются особые виды "духовной" деятельности (научной, художественной, идеологической и т. д.), специальным предметом которых является идеальное. Когда человек что-то "строит в своей голове", то он так или иначе пользуется теми приемами, способами и средствами работы сидеальными объектами (отражающими реальные объекты), которые сложились в ходе исторического развития человечества. Осознаваемые образы, которыми он оперирует, выступают в функции идеальной меры, овеществляемой впоследствии в предметно-практической деятельности. При этом далеко не всегда (более того, редко) идеальный образ, созданный каким-либо конкретным индивидом, овеществляется им же самим. Он может овеществляться (обычно это и бывает) в деятельности других людей. Иначе говоря, идеальное отражение как бы получает самостоятельное существование: человек может "отделить от себя" идеальный образ, овеществить его (например, в чертеже) и действовать с ним, не трогая до поры до времени самый объект, отраженный в этом образе. Эта относительная самостоятельность идеального отражения, различных видов общественного сознания имеет для понимания законов развития человеческой психики исключительное значение.

Сознание как идеальная форма отражения бытия имеет реальный смысл только в обществе и для общества; результаты идеального отражения, возникая в процессе общественной жизни, диктуемые ее потребностями, рано или поздно в ней же и воплощаются, реализуются, овеществляются в продуктах человеческой деятельности.Будучи общественным по своей сути феноменом, сознание существует не над индивидами, и не между ними, и не помимо них, а в их головах.

Структуру сознания можно представить в виде круга, это "поле" делится на четыре части.

1. Сфера телесно-перцептивных способностей знания получаемого на их основе ощущения, восприятия, конкретные представления, с помощью которого человек получает первичную чувственную информацию. Главная цель – полезность и целесообразность бытия тела человека.

2. Сфера логико-понятийных компонентов сознания связана с мышлением, которое выходит за пределы чувственного данного в сущностные уровни объектов. Это сфера понятий, суждений, умозаключений, доказательств. Главной целью этой сферы сознания является истина.

3. У разных людей - разная степень сознания: от самого общего, мимолетного контроля над потоком мыслей о внешнем мире, до углубленных размышлений над собой. К самосознанию человек приходит только через социализацию.

4. Человек осознает себя через осознание собственной деятельности, в процессе самосознания человек становится личностью и осознает себя как личность. Такое представление самосознания как внутренне положенное в сознании свидетельствует о рефлексивной функции его по отношению к сознанию.

Исходя из рассмотренного представления сознания можно выделить функции сознания:

- Познавательная

- Прогноза, предвидения, целепологания

- Доказательства истинности знания

- Ценностная

- Коммуникативная

- Регулятивная

Положение о трех основных функциях психики: когнитивной, регулятивной и коммуникативной – в том или ином виде проявляются на всех ступенях психического развития, но с возникновением и развитием сознания (имеется в виду, прежде всего индивидуальное сознание) они приобретают новые качественные особенности.

Когнитивная функция только на уровне сознания выступает как познание в полном смысле этого слова, т. е. как активное целенаправленное приобретение знаний. "Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, — писал Маркс, — это знание".При этом, прежде всего имеются в виду знания как идеальные результаты отражения, созданные в процессе общественно-исторической практики и "отлитые в форму" научных, идеологических, этических и других идей, принципов, норм и т. д. Овладевая ими, индивид вместе с тем усваивает и сложившиеся виды общественного сознания. Знания фиксируются и передаются от человека к человеку в основном при помощи языка, хотя используются и другие средства. Иногда сознание рассматривается как интеллектуализированная психика; в этой связи оно отождествляется с мышлением; ощущения, восприятие чувства рассматриваются как до-сознательные уровни психического отражения или даже как не психические, а как физиологические явления. Иногда сознание рассматривается как интеллектуализированная психика; в этой связи оно отождествляется с мышлением; ощущения, восприятие чувства рассматриваются как до-сознательные уровни психического отражения или даже как не психические, а как физиологические явления. Конечно, в системе психических процессов, протекающих на уровне сознания, мышлению принадлежит важнейшая, быть может, ведущая роль. Но ограничивать когнитивную функцию сознания только мышлением было бы неверно. Она реализуется также в процессах чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.

mirznanii.com

Что такое сознание как деятельность 🚩 Дети 🚩 Другое

Термин «сознание» является достаточно трудным для определения, так как это слово применяется в самых разных направлениях. В медицине и психологии сознанием называют психическое состояние индивида, которое выражается в субъективном восприятии внешнего мира, жизни, а также отчете об этих событиях. Кроме того, сознанием называют и состояние бодрствования, а также реакцию на окружающий мир как противопоставление состоянию сна или комы.

Основу сознания составляют мысли, воображение, восприятие, самосознание и другие факторы. В связи с этим несколько по-другому оно трактуется в философии и других науках, которые считают сознание категорией, обозначающей ментальную деятельность человека по отношению к ее физическому проявлению. В результате, многие философы рассматривали сознание как важнейшее явление в мире. При этом некоторые ученые считают это слово слишком расплывчатым по значению, чтобы использовать его для описания конкретных явлений.

Так или иначе, понятие сознания и его рамки, как и смысл существования термина, выступают как одна из главных проблем научной мысли. Изучением проблемы занимаются такие области, как философия сознания, психология, нейробиология и дисциплины, изучающие проблемы искусственного интеллекта. Среди проблем практического рассмотрения можно выделить такие, как определение наличия сознания у тяжелобольных и находящихся в коме людей, существование нечеловеческого сознания и его измерение, процесс зарождения сознания людей, возможности компьютеров в достижении сознательных состояний и т.д.

Сознание может выступать как способность и как мышление. Мышление в противоположность сознанию - способность мыслить, фиксировать мир в определенных понятиях, делать на основе них определенные выводы.

Простейшим сознанием является ощущение состояния себя и собственных «органов чувств», бытия в целом. Сознание может быть наблюдаемым только самим субъектом, его невозможно определить объективными средствами.

В настоящее время ведутся споры о том, требуется ли сознание для разумного поведения. В данном случае соотносятся субъект и объект, сознание и мир. Одни считают, что у неполноценных умственно людей формируются искаженные представления об окружающем мире, что делает разумное поведение ключевым фактором в формировании сознания. Однако так или иначе, человек воспринимает явления вокруг себя, поэтому нельзя говорить о полном отсутствии сознания у какого-либо индивида.

www.kakprosto.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о