Что такое сознание | Журнал Популярная Механика
У человека нет ни крыльев, ни быстрых ног, ни страшных зубов и когтей. Главное, что нам досталось от природы для выживания, это уникальный психический феномен — сознание. Именно оно позволяет человеку ощутить себя отдельной личностью. Кажется, что оно было с нами всегда… Но как устроено сознание? Как работают его главные механизмы?
Если мы, люди, имеем развитую психику, сознание, интеллект, то все это должно иметь какое-то эволюционное значение. Иначе естественный отбор просто не позволил бы развиться всем этим феноменам. У Homo sapiens есть мозг, масса которого составляет около 2% общей массы тела, но это невероятно энергоемкий орган, забирающий примерно четверть всей потребляемой организмом энергии. Зачем нам такое сложное и прожорливое устройство? Ведь очевидно, что в животном мире есть немало существ, которые не обладают развитой психикой, а при этом прекрасно приспособлены и пережили уже не одну геологическую эпоху. Взять, к примеру, иглокожих. Морскую звезду можно разрубить пополам, и из частей вырастет две морские звезды. Мы о таком могли бы только мечтать — это же почти бессмертие. А насекомые решают проблему приспособления иначе: они очень быстро меняют поколения, эффективно манипулируя своим геномом. Отдельная особь может жить всего несколько часов, зато все новые и новые организмы позволяют популяции в целом прекрасно приспосабливаться к изменившимся условиям.
Величайшая машина в мире
Для человека подобное невозможно. Наш организм значительно сложнее организма мухи или мотылька, он растет и развивается долгие годы, и это слишком ценный ресурс, чтобы «транжирить» его так, как делают насекомые. Конечно, смена поколений тоже играет в жизни человечества определенную эволюционную роль — для этого и существует механизм старения, но наша сила как популяции в другом. Преимущество, которое необходимо нашему долго растущему и долго живущему телу, — это умение очень быстро адаптироваться. Человек может мгновенно оценить изменившуюся ситуацию и придумать, как к ней приспособиться, оставаясь при этом живым и здоровым. Всё это удается нам именно благодаря сознанию. По выражению известного российского нейрофизиолога, академика Натальи Бехтеревой, «мозг — величайшая машина, которая умеет перерабатывать реальное в идеальное». Это означает, что важнейшее свойство человеческого сознания — умение создавать и хранить внутри себя картину окружающего мира. Польза от этого умения колоссальная. Встречаясь с каким-то явлением или проблемой, мы не должны решать или осмысливать их с нуля — нам достаточно лишь сопоставить новую информацию с тем представлением о мире, которое у нас уже сложилось.
Звук есть всего лишь колебания воздуха, даже если эти колебания воздуха вызваны дрожанием скрипичной струны, но наш мозг каким-то непостижимым образом превращает эти колебания в музыку Моцарта, от которой возникает чувство светлой радости или на глаза наворачиваются слезы. Мозг как-то соединяет физический мир с нашей абсолютно идеальной нефизической психикой. Однако ни одного научного факта, который бы демонстрировал этот процесс, неизвестно. Да, нейрофизиологи проводят эксперименты, в ходе которых пытаются найти ту зону в мозге, которая реагирует на конкретный стимул: например фотографию бабушки или Мерилин Монро. Но это, увы, ничего не дает нам для понимания механизма эмоционально-психологического восприятия человеком родной бабушки или знаменитой актрисы. Приходится признать, что между явлениями нейрофизиологии и психологией существует информационный разрыв, и, похоже, закрыть этот разрыв будет так же сложно, как постичь загадки Вселенной.
История развития человека от практически нулевой психики в младенчестве до многообразного опыта зрелой личности — это постоянное накопление адаптационной информации, дополнение и исправление индивидуальной картины мира. А деятельность человеческого сознания есть не что иное, как непрекращающаяся фильтрация новой информации через приобретенный опыт. Надо сказать, что русское слово «сознание» очень удачно отражает суть явления: сознание — это жизнь «со знанием». Для этого эволюция наделила человека уникальным вычислительным ресурсом — мозгом, который позволяет непрерывно сопоставлять новую реальность с ранее полученным опытом.
По выражению известного российского нейрофизиолога, академика Натальи Бехтеревой, «Мозг — величайшая машина, которая умеет перерабатывать реальное в идеальное».
Есть ли у нашего сознания недостатки? Разумеется, и главный из них — неполнота и неточность любой персональной картины мира. Если, например, мужчине встречается блондинка, то, опираясь на личный опыт, он может решить, что блондинки слишком легкомысленны или меркантильны, и отказаться от серьезных отношений. Но, может быть, все дело лишь в том, что ему лично когда-то не повезло с конкретной блондинкой, а потому его опыт носит нетипичный характер. Такое происходит сплошь и рядом, причем порой накопление фактов, противоречащих индивидуальной картине мира, может привести к тому, что психологи называют когнитивным диссонансом. В момент диссонанса прежняя картина мира рушится, и на ее месте возникает новая, что тоже является частью нашего адаптивного механизма.
Бездны бессознательного
Другой недостаток сознания заключается в том, что оно не всемогуще, хотя и создает нам иллюзию (но это только иллюзия!), будто пропускает через себя 100% всей новой информации. Однако такой физической возможности у него нет. Сознание — эволюционно очень новый инструмент, который в какой-то момент был надстроен над неосознающей частью психики. У каких существ сознание появилось впервые, и обладают ли сознанием те или иные животные — отдельный, очень интересный и далекий от понимания вопрос. К сожалению, до сих пор не существует научного инструмента общения с животными — будь то кошки, собаки или дельфины, а потому выяснить, в какой степени они обладают сознанием, мы не можем.
Сознание создает иллюзию, что пропускает через себя 100% информации, но это не так.
При этом бессознательное, то есть ресурсы психики, находящиеся за пределами сознания, у человека сохранились в полном объеме. Оценить размеры бессознательного или проконтролировать его содержимое невозможно — сознание не дает нам туда доступа. Принято считать, что внесознательное безгранично, и этот психический ресурс приходит на помощь в ситуациях, когда ресурсов сознания не хватает. Помощь дается нам в виде процессов, результаты которых мы замечаем, а сами процессы — нет. Хрестоматийный пример — периодическая таблица элементов, которую Дмитрий Менделеев после долгих мучительных размышлений якобы увидел во сне.
Даже если допустить, что это всего лишь красивая легенда, она неплохо иллюстрирует то, что каждый из нас знает из личного опыта. Решение, которое долго не давалось, порой вдруг приходит как бы ниоткуда. Иногда — из царства сна. Однако работу бессознательного мы не только не можем увидеть, но даже не можем гарантировать его подключение. Этот архаический инструмент усилиям нашей воли, как уже сказано, не подчиняется.
Где носкам место?
С другой стороны, иной резервный механизм, не настолько темный и недоступный, как бессознательное, у человеческого сознания тоже имеется. Этот механизм в психологии иногда ассоциируется с понятием «характер», а работает он так. Когда субъект сопоставляет входящую информацию со своей картиной мира, он первым делом хочет получить ответ на вопрос: «Что мне делать в текущей ситуации?» И если конкретного опыта сознанию не хватает, начинается поиск ответа на вопрос: «А что люди вообще делают в таких ситуациях?» Вопрос этот фактически адресуется в детство, к родительскому воспитанию. Мама с папой дают детям набор поведенческих шаблонов (паттернов) на тему «что такое хорошо и что такое плохо», но воспитание у всех разное, и паттерны для одного и того же случая у разных людей могут существенно отличаться. Например, паттерн мужа гласит, что носки можно бросить посреди комнаты, а паттерн жены — что грязное белье следует немедленно нести в стиральную машину. У этого конфликта возможны два исхода.
В одном случае жена обратится к мужу с просьбой не разбрасывать носки, и тот, возможно, согласится с супругой. При этом сознание двух людей оценит ситуацию «здесь и сейчас», и компромисс станет результатом быстрой адаптации. В другом случае, если муж «упрется», жена, скорее всего, примется гневно упрекать его словами вроде: «Это свинство! Так никто не делает!». «Никто не делает» или «делают все» — это и есть «запасной аэродром» сознания, его резервная система. Такая система играет важную адаптационную роль — она позволяет не передавать задачу внесознательному (там над ней контроля не будет совсем), а оставить ее в сознании. К сожалению, в этот момент до некоторой степени выключается наиболее выгодный адаптационный режим — анализ непосредственной реальности.
Зеркало для героя
Итак, важнейшее эволюционное преимущество человека — умение постоянно приводить свою внутреннюю картину мира в соответствие с реальностью и таким образом прогнозировать будущие события и адаптироваться к ним. Но как оценить правильность адаптации? Для этого у нас есть устройство обратной связи — система эмоционального реагирования, благодаря которой нам что-то приятно и что-то неприятно. Если нам хорошо, то ничего менять не надо. Если нам плохо, мы переживаем, а значит, есть стимул менять адаптивную модель. Люди с ослабленной обратной связью — это шизоиды, у которых мыслей полно, но они более чем странные.
Этим людям совершенно все равно, как приложить собственные разнообразные мысли к реальности, им это не очень интересно, так как отсутствует положительная обратная связь. Есть, напротив, люди истероидного склада, у которых могучая обратная связь. Они постоянно находятся под воздействием эмоций, только адаптивной модели подолгу не меняют. Поступают в вуз и не учатся. Начинают бизнес — и разваливают его своим бездействием. Истероидов можно сравнить со сломанными часами, которые лишь два раза в сутки показывают точное время. Ну а шизоиды — это часы, у которых стрелки беспорядочно вращаются в разные стороны.
Кто из нас гений?
С работой сознания связана и другая эволюционная задача. Оно не только помогает отдельному человеку быстро адаптироваться к изменившимся обстоятельствам, но и работает на выживание человечества в целом. У всех нас есть своя внутренняя картина мира, в какой-то степени отражающая реальность. Но у кого-то она обязательно будет более адекватной, и мы удивляемся, как этот человек — назовем его гением — понял то, чего не смогли понять другие. Чем больше тех, кто увидит ситуацию наиболее адекватно, тем больше шансов выжить у общности в целом. Поэтому разнообразие человеческих сознаний — это тоже очень важно с точки зрения эволюционного процесса.
В каждом порту по личности
Две системы — система адаптации и система самоанализа адаптационных действий — формируют в совокупности человеческую личность. Высокоразвитой личностью можно считать человека, у которого обе системы работают в наибольшей гармонии. Он быстро схватывает суть явлений, четко их осознает, мыслит ярко, чувствует всеобъемлюще. Про восприятие таких людей часто говорят: «Надо же, как точно он сказал! Я бы так не смог!» Личность похожа на идеальный гастрономический продукт, в котором всего ровно столько, сколько надо, и бессознательного, и адаптивности, и самоанализа. Требуется ли для подобной интеграции избыточное количество информации? Совсем нет. Для высокой скорости адаптации нужна ключевая информация, которая позволяет сделать правильный вывод и совершить правильный поступок.
При этом личность должна точно соответствовать месту и времени. Многие выдающиеся личности, вероятно, не получили бы такой репутации, окажись они в иной социально-культурной среде. Более того, даже в одном человеке при определенных условиях сосуществует несколько личностей. Это может быть, например, связано с так называемыми измененными состояниями сознания.
Нормативным, биологически значимым для человека считается состояние, когда все ресурсы психики обращены во внешнюю среду. Надо быть всегда начеку, постоянно анализировать входящую информацию. Но когда фокус внимания частично или полностью переключается на внутренние состояния, это и называется состоянием измененным. В этом случае может меняться и личность. Все знают, что пьяный человек способен на такие поступки, о которых даже подумать бы не мог в нормальном (трезвом) состоянии. Да и о глупом поведении влюбленных все осведомлены не понаслышке.
Американский психолог Роберт Фишер предложил концепцию «портов», согласно которой наше сознание похоже на капитана дальнего плавания, который путешествует по миру, и в каждом порту у него есть женщина. Но ни одна из них ничего не знает о других. Так и наше сознание. В разных состояниях оно способно продуцировать разные личностные свойства, но эти личности друг с другом зачастую совершенно не знакомы.
Автор — старший преподаватель кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ
Статья «Лабиринты сознания» опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2013).www.popmech.ru
Что такое сознание человека
Термин сознание человека является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Есть такие понятия как Интеллект, Ум, Разум для человека 5 расы, эти понятия были мало различимы между собой. Ментал или ментальность человека, определяет его мысли и характеризует наши выводы, что мы думаем по поводу тех или иных событий. Сознание категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности. Сознание как способность следует отличать от такой способности как мышление человека.
Сознание человека — это умение воспринимать новое и окружающую среду сутевым ракурсом или сутевой глубиной.
Сознанию характерно слово Суть, сутевое восприятие, где суть есть категория определяющая восприятие,Что Есть Что.
Суть — это самое главное, существенное и основополагающее в чём-либо важное внутри того, что мы рассматриваем, изучаем. Суть — это набор знаков, позволяющих разуму познать, что же происходит. Суть фиксирует у нас развитие света, раскручивает нашу разумность.
Сознание — это функция человека или часть человека одна из 256 частей, какие есть части их строение, узнать можно в разделе Части человека новой эпохи.
Сознание расшифровывается как, СО соединённость ЗНАНИЕ соединённость знаний. Соединённость будет выражаться в том, что внутри нас синтезируется совершенно новые сути, пакеты сутей, которые становятся нашим неотъемлемым Я.
Основой для развития Сознания будет являться процесс пробуждения, о том какие есть этапы пробуждения человека подробно описано в статье Три этапа пробуждение сознания человека. Все части человека 6 горизонта (Сознание, Интеллект, Ум, Разум) занимаются познаванием мудрости. Мудрость растёт опытом.
Процесс Сознания будет заключаться в приросте нашего жизненного опыта и опирается на сложение нового опыта. Сознание позволяет всё окружающее осознавать в природе.
Сознание включается тогда когда мы постоянно пробуждаемся к чему-то новому к новому соединению знаний. Умение воспринимать то, что происходит вокруг нас этим занимается наше бессознательное.
Любая религия это путь воссоединённости с Отцом.
— Христианство развивает Веру в Отца, Душу (душевность).
— Мусульманство развивает Сердечность ( открытость сердца, жить любовью и любовью выражать Отца)
— Буддизм развивает Сознание.
— Иудаизм развивает Разумность или Ум человека. Ум живёт рациональным мышлением и действием.
Категории сознания.
- Бессознательное (коллективное) – это поле всечеловеческое, всепланетарное строится разными эманациями наших сознаний. Коллективное бессознательное поле впитывает весь опыт человеческий. Разделённое на сектора полей. Поле сознание одного человека, семьи, города, страны, государства, континента.
- Подсознание касается лично накопленного нами опыта за все жизни опирается на прожитый нами опыт. Интуитивное принятие решения.
- Трансознание — это выход за пределы сознания.
- Сознание.
- Сверхсознание – это сознание сверх твоих возможностей. Сканировать, воспринимать глубоко, достигать новых сутей и определений что есть у Отца.
- Пробуждённое или Пробуддическое сознание – это когда мы пробуждаемся в синтезе всех наших возможностей, накоплений к чему-то новому в Отце. Способность достать опыт накоплений, чувствовать, что он есть умение пользоваться этим опытом. К такому пробуждению сознания стремились Будды в 5 расе.
Задача каждого человека в новой эпохе быть пробуждённым во всём.
Как мы видим, как мы осознаём, как мы разумеем, так мы действуем так мы и живём.
Друзья если Вам понравилась статья поделитесь, пожалуйста со своими друзьями в социальных сетях или оставьте свой комментарий. Автору важно услышать Ваше мнение. Благодарю Вас за отзыв.
farazvitie.info
Сознание человека — что такое, формирование, роль сознания
Что такое сознание человека? Мы привыкли вкладывать в это понятие очень многое: собственное мировосприятие, характеристики и свойства личности, умение управлять собой. На самом деле это понятие настолько широкое, что потребовалось бы много усилий, чтобы распределить «по полочкам» все составляющие, вникнуть в их сущность.
Сознание представляет собой многоуровневую и многослойную систему, которая управляет деятельностью человека, его мыслями, поступками и действиями. Человек — существо, наделенное разумом, а разум заставляет в полной мере работать сознание.
Личность невозможна вне общества. Именно по этой причине сознание способно меняться под воздействием социума. Как это происходит? Воспитываясь в обществе, человек никогда не может быть полностью от него свободен. На него влияют имеющиеся стереотипы и предрассудки. Нередко общество просто диктует индивиду свою волю, и он вынужден подчиниться мнению большинства. Так ломается индивидуальность и рождается социальная маска. Некоторые носят ее всю жизнь и, в конце концов, настолько сродняются с ней, что перестают замечать и понимать собственную бесконечную сущность.
Что включает в себя понятие и какими характеристиками оно обладает, расскажет данная статья.
Сознание отражает самооценку
Самооценка формируется еще в детстве. От того, какой она станет, во многом есть заслуга самого человека и, конечно, социума, который его окружает. Как часто мы в детстве слышим о себе нелестные отзывы или о том, что по какой – то неведомой причине уродились не такими хорошими, какими нас здесь ожидали увидеть. Если сознание сформировано в недостаточной степени, то человек будет стараться угодить мнению большинства, он фактически растворится в том, каким его видят другие и не сможет иметь собственного уникального голоса.
Самооценка личности складывается из нескольких составляющих: семья, окружение, друзья, социальные группы и объединения. Сознание при этом очень восприимчиво к тому, как все эти люди будут относиться к субъекту, какой опыт позволят ему получить.
Сознание формируется в семье
Роль родителей в формировании сознания ребенка очень велика и значительна. Это самые первые люди, которые закладывают в нас основы добра и зла, миропонимания в целом, учат быть индивидуальностью. Конечно, не во всех случаях происходит приобретение сугубо положительного опыта. Случается, что маленький человек замыкается в себе оттого, что не может найти свои уникальные, отличительные черты, не знает, кто он есть на самом деле. Сознанием ребенка, безусловно, можно руководить, направляя его развитие в нужное русло. Влияние семьи на сознание огромно. Можно как сделать из ребенка успешную личность, так и полностью сломать его индивидуальность.
Для ребенка важна и значительна поддержка родных, особенно на первых порах. Представьте, что вы начинаете какое – то серьезное дело. Вас, конечно же, одолевают тревоги, сомнения, различные беспокойства. Это и понятно: трудно двигаться в одиночку. Всегда хочется получить от близких людей хотя бы минимальную поддержку – она помогает поверить в то, что все получится. Если родители не оказывают такого воздействия на свое чадо, то сын ли дочка растут крайне неуверенными в себе. В будущем такой человек едва ли будет знать, чего он хочет на самом деле, он не сможет представить себе конечного результата.
Формирование сознания через отношение окружающих
Сознание всякого человека имеет прямую зависимость от того, каким его видят окружающие люди. Если отношение к нему достаточно лояльное или даже сугубо положительное, то личность прекрасно адаптируется в обществе, выражает себя и становится вполне себе счастливой. Тут многое зависит от того, какие планы и цели ставит перед собой человек. Отношение людей, находящихся рядом, может в определенный промежуток помочь личности, сделать ее твердой и самодостаточной. Научиться уважать собственную личность очень важно для человека. Пока мы не ценим и не любим себя не можем ожидать того же от окружающих. Почему? Да потому, что люди считывают нашу информацию о себе и именно так нас воспринимают, как мы сами о себе думаем. Здесь нет ничего удивительного, все закономерно.
Тот, кто доволен собственными достижениями, несомненно, будет вызывать уважение со стороны окружающих. Людям будет казаться, что перед ними в высшей степени успешная и неординарная личность. При этом реальные недостатки оппонента в этом случае остаются незаметными, невидимыми. И напротив, когда человек не может понять своего места в мире, сам не знает, что собой представляет его личность, то и окружающие учатся воспринимать его как нечто незначительное и несерьезное. Такой человек может быть весьма талантливым внутри себя, но до тех пор, пока он не обнаружит собственной ценности, его не смогут оценить окружающие. Сознание – это то, что формируется долгие годы. Здесь не может быть мелочей: важно абсолютно все, когда речь идет о становлении и развитии личности.
Мировоззрение отражает сознание
Сознание вмещает в себя множество граней нашей личности. Кто мы и зачем здесь находимся? Какие задачи должны решить? Представление о мире и о себе складывается из опыта, получаемого в течение всей жизни. Особенно важен и значим детский опыт. Впечатления маленького человека носят характер познающего сознания. Оно порой вмещает в себя так много, что не сразу удается понять, откуда взялись те или иные привычки, страхи, сомнения, неуверенность в себе или, напротив, желание доказывать собственную исключительность. А ведь каждый из нас хочет быть замеченным окружающими людьми. Иногда ради этой цели он готов на любые подвиги и свершения.
Сознание человека – это настолько глубокая ипостась, куда нельзя заглянуть и быстро что-то рассмотреть. Требуется огромная работа, чтобы только понять самого себя, суметь проработать свои зажимы и сомнения. Каким человек видит мир, так он относится и к самому себе. Данное утверждение уже давно доказано. Если человек не любит себя, всячески сомневается в своих талантах, способностях и вообще имеющейся возможности где – то в чем – то себя проявить, то и мир будет стараться выдвигать к нему самые жесткие требования. Такую личность, как правило, не замечают окружающие, она терпит множество несправедливо нанесенных обид. А все потому, что в сознание человека когда – то вошло негативное и неправильное представление о самом себе. И вот он привык ругать себя по всякому поводу, а не хвалить.
Тот, кто с самого детства знает себе цену, кому родители привили здоровое самоуважение, никогда не будет искать одобрения окружающих. Он и так знает, что достоин большего, чем даже то, что у него есть на данный момент. Такой человек не тратит лишнего времени на переживания, а сразу стремится к своей мечте, совершает необходимые шаги.
Наличие цели расширяет сознание
Цель обязательно должна быть как можно более конкретная. Без этого четкого выстраивания невозможно ничего достичь в жизни. Человек никогда не будет удовлетворен сторонней ролью и не согласится ее играть, будучи самодостаточной личностью. Имея цель, мы становимся дисциплинированнее и ответственнее. Наше сознание расширяется на самом деле, становится более восприимчивым и глубоким. Что дает наличие цели и как оно влияет на сознание человека? Попробуем разобраться.
Уверенность в себе
Это важная составляющая любого успешного человека. Без веры в себя не будет ничего: ни новых побед, ни значимых достижений. Уверенность в себе помогает бороться с трудностями, преодолевать препятствия и не верить неудачам. У каждого ведь случаются промахи и поражения. Чтобы не пасть духом, когда нам плохо, должна иметься большая воля и огромное желание стать сильнее. Понадобится много времени, пока действительно изменится сознание. Тогда человек научится мыслить по-другому, поступать иным способом, чем прежде.
Уверенность в себе оказывает значительное влияние на качество жизни и на сознание. Как это происходит? Прежде всего, мы учимся жить, будучи действительно довольными собственными успехами. Мало кто из людей на самом деле может этим похвастаться. Уверенный человек не ждет одобрения общества, он сам активно действует и достигает своих вершин. Ему приятно внимание окружающих, но это не самоцель, а следствие успешности. Уверенная личность, как правило, излучает состояние радости и позитива.
Как помочь себе стать уверенным? Такое качество характера не рождается за один день. Чаще всего, человеку приходится прикладывать значительное количество усилий, прежде чем он увидит первые удовлетворяющие его результаты. Действовать следует не торопясь и осторожно. Сначала нужно научиться принимать себя таким, какой ты есть на самом деле. Затем начать развивать индивидуальные способности, а с ними будет расти и самоуважение.
Целеустремленность
Имея в голове определенную задачу, которую нужно решить, человек становится собранней, организованней. Он уже не позволит себе тратить время впустую. В таком случае личность начинает искать всевозможные способы и варианты, чтобы добиться желаемого с максимальной для себя выгодой и минимальными потерями. Как только появляется ответственность перед самим собой, человек и перед обществом никогда не выставит себя в невыгодном свете. Сознание будет руководить им, поощрять на новые свершения. С каждой новой победой прибавляется уверенность в своих силах, в том, что все получится так, как задумано.
Сознание трансформируется, мы начинаем осознавать такие вещи, о которых прежде никогда не задумывались. Желание довести начатое до конца позволяет нам не расслабляться в самых тяжелых жизненных моментах, а действовать иногда вопреки обстоятельствам. Как правило, возрастает желание доводить все до логического завершения. Оно подкреплено уверенностью в себе. Вы уже не оставите перспективную работу на полпути, не станете оправдывать свое бездействие тем, что она никому не нужна, а значит ее можно и не выполнять.
Настойчивость
Сложности бывают у всех, в этом нет ничего удивительного. Гораздо важнее то, как мы выходим из тех ситуаций, которые реально мешают нам полноценно жить, строить дальнейшие планы. Любые трудности возникают в нашей жизни только затем, чтобы мы их решали, а не откладывали со дня на день. Многие преуспевают в делах и бизнесе только потому, что вовремя научились замечать собственные победы и эффективно бороться с недостатками. В самом деле, как часто мы считаем свои достижения чем-то обыденным и нормальным, не уделяем им достаточно внимания и времени. А зря! В следующий раз удача может запросто и отвернуться. Необходимо всячески приветствовать в себе новые начинания, стремиться работать над своим сознанием, расширять его границы.
Умение преодолевать трудности – важное качество для привлечения удачи. Какие бы бури ни бушевали над вашей головой, вы всегда сможете найти достойный выход. Жизнь часто дает нам именно такие испытания, пройдя через которые, мы, благодаря усилиям сознания, становимся сильнее и мудрее.
Настроенность на успех
Наличие определенной цели в голове человека, несомненно, дает ему мощный стимул для того, чтобы совершенствовать себя, стремиться к непокоренным горизонтам. Разумеется, что того, чтобы это могло произойти в вашей жизни, придется приложить немало усилий, как следует постараться. Без мотивации личность не будет расти, не сможет правильно организовать свое время. Дополнительная мотивация будет двигать вас вперед, не даст опустить руки в двух шагах от победы.
Чем бы ни занимался человек, он должен быть поглощен своим занятием полностью, без остатка. Состояние полной «захваченности» расширяет сознание, делает его внимательным и восприимчивым. Благодаря этому значительному приобретению принимаются ответственные решения, строятся грандиозные планы, выносятся приговоры, произносятся страстные проникновенные речи.
Роль познавательных процессов в развитии сознания
С самого раннего возраста человек учится воспринимать этот мир с помощью органов чувств. Все познавательные процессы тесно связаны друг с другом и находятся в состоянии неразрывного единства. Внимание, память, воображение, мышление позволяют сознанию совершенствоваться. Развитие человека было бы невозможно без этих базовых составляющих. Рассмотрим их подробнее.
Ощущение и восприятие. Роль ощущений в жизни человека огромна. Мы на протяжении одного дня испытываем самые разные чувства и эмоции. У нас возникает множество ощущений, которые мы должны суметь пропустить через себя и не пораниться душевно. Ощущение ведет человека к осмыслению действительности, поэтому его роль в сознании огромна.
Восприятие дополняет впечатление личности о предмете, помогает сознанию выстроить механизм узнавания. С помощью восприятия происходит оценка предмета или явления, человек учится видеть и замечать какие – то значимые детали и перспективы.
Внимание. Данный психический познавательный процесс воздействует на сознание самым прямым и непосредственным образом. Обращая на что – то внимание, мозг концентрируется на каком – то объекте или явлении, а значит, в нем происходят мыслительные процессы. Внимание человека бывает произвольным и непроизвольным. В первом случае человек сам направляет волевые усилия на то, чтобы что – то воспринимать. Во втором случае внимание задерживается на предмете помимо воли самой личности. Чаще всего непроизвольное внимание бывает вызвано каким – то из ряда вон выходящим событием, которое вызывает у человека эмоции страха, удивления, восторга и т.д.
Память. Человеческая память может вместить в себя многое, однако мы не запоминаем все подряд, на чем сконцентрировано наше волевое усилие в данный момент. Чтобы что – то запомнить, нужно либо осознать необходимость в этом, либо испытать сильное впечатление от увиденного. В жизнедеятельности человека имеет место и то и другое.
Наша память воздействует на сознание, заставляя его осмыслять происходящие события. Память способна хранить множество информации и фрагментов из прошлого, а некоторые события забываются почти мгновенно. Как правило, человек помнит то, что подкреплено его эмоциональной сферой. Все, что было сделано механически, без участия чувств, стирается из памяти, тем самым освобождая место новым впечатлениям.
Мышление. Этот психический познавательный процесс тесным образом связан с сознанием. Оно само постоянно остается воспринимающим и открытым для новых знаний. Мышление помогает сознанию сохранять свою активность. С помощью мышления человек имеет возможность многократно прокручивать у себя в голове картины событий, которые оказались для него важными и значимыми.
Воображение. Данный психический познавательный процесс оказывает на сознание сильное влияние. Каким образом? С помощью воображения оно по-настоящему расширяется. Появляются новые образы, которые и будоражат сознание, заставляют его находиться в состоянии повышенной активности. Воображение отражает предметы и явления в образах. Но дело в том, что у каждой личности возникает свой собственный образ в голове, и у всякого он сугубо индивидуален. Нет и двух людей с одинаковыми мыслительными картинками в головном мозге.
Роль сознания в оценивании
У человека имеется одна неповторимая особенность, отличающая его от всех живых существ. Он постоянно сравнивает, анализирует, дает оценки окружающим. Действия, поступки (как свои, так и чужие) постоянно рассматриваются под воображаемым микроскопом и оцениваются. Причем чем более развито сознание у человека, тем сильнее его желание анализировать собственные поступки, стремиться исправить ошибки. Люди, которые часто обвиняют других, демонстрируют недостаточность развития сознания.
Сама по себе потребность оценивания обусловлена формированием эмоционального отношения ко всему, что находится рядом с нами. Мы переживаем на протяжении дня множество противоречивых чувств. Какие – то проходят через нас и не оставляют видимого следа, другие отзываются страшной болью в сердце и превращаются в рану, которая потом еще долго не заживает.
Сознание и возможность самоанализа
Сознание занимает активную позицию в процессе самопознания. Субъект действия – это тот, кто наблюдает. Объект – то (или тот), за кем осуществляется наблюдение. Сознание само становится наблюдателем за теми действиями, которые совершает личность. Благодаря ему человек имеет возможность отслеживать собственные поступки, анализировать их, размышлять над тем, что было сделано. Наличие субъекта и объекта помогает определить роль сознания в жизни человека в целом.
Сознание и познание мира
Сознание способствует формированию определенного отношения к окружающей действительности. Способность человека к познанию окружающего мира начинается с познания самого себя. Что сюда входит? Во — первых, уважительное отношение к собственной личности, адекватное оценивание собственных перспектив. Во – вторых, умение видеть в других людях индивидуальностей, уважать и принимать их мнение.
Человеку, прежде всего, необходимо научиться брать ответственность за свои поступки и действия. Пока он не умеет этого, не может адекватно оценивать и других, предъявлять к ним какие – то немыслимые требования. Часто ведь случается так, что мы не в силах выполнить обязательства, данные самому себе, но зато обвиняем близких в том, что у них крайне дурной и скверный характер. Возможность самосовершенствования тесно связана с развитием сознания. Человек только тогда становится по – настоящему свободным, когда обретает способность отвечать за то, что он сделал сегодня или вчера.
Таким образом, сознание человека представляет собой весьма широкую сферу для изучения. Тема, безусловно, интересная и заслуживающая отдельного внимания.
psyh.info
Сознание человека | Clinic All
Наше Я
Что лежит в основе неповторимого индивидуального сознания, в основе «я» каждого человека! Этот вопрос в той или иной форме волнует человека с незапамятных времен. Сознание человека и современная наука!
Несмотря на то, что уже глубоко, казалось бы, изучена работа мозга, работа отдельных его структур, полного понимания всех физиологических основ этого феномена — индивидуального сознания — еще нет. О том, какими путями наука приближается к ответу на этот сложный вопрос, рассказывает публикуемая статья.
Для каждого человека, мало знакомого с философией и современной нейрофизиологией, существование своего «я», своего индивидуального сознания и самосознания представляется каким-то совершенно необъяснимым явлением, граничащим с чудом.
Действительно, мое появление на свет, возникновение моего «я» — это ведь чистая случайность! Ибо если бы мой отец и моя мать не встретили когда-то друг друга, то не было бы и меня, я бы сейчас не ходил по этой чудесной земле, не беседовал бы с друзьями…
Но, с другой стороны,- это ведь именно мое «я», моя психика, мой мозг воспринимают этот окружающий меня мир, получают разнообразнейшую информацию о нем, осмысливают ее, перерабатывают…
И вместе с отходом ко сну он, этот мир, как бы исчезает, с тем, чтобы завтра утром возродиться вновь. И так — до самой смерти, когда он исчезнет совсем.
Значит, с одной стороны, мое «я»- это сугубо случайное явление, а с другой — как бы абсолютно необходимое, совершенно закономерное и обязательное, ибо без моего личного существования вроде бы не было и этого мира. Однако это уже нечто от солипсизма!
Но это же нелепость, ибо каждый из существующих на Земле людей может думать именно так же. Известно, что именно трудность осмысления феномена индивидуального сознания привела таких крупных ученых, как английский нейрофизиолог Ч. Шеррингтон и его ученик Дж. Экклз, к дуализму, то есть к мнению о существовании вне нас чего-то идеального, что порождает индивидуальное сознание человека, лишь входя в контакт с мозгом.
Мозг, по Дж. Экклзу, по сути, лишь только своеобразный, очень чувствительный детектор, который воспринимает «дух». Связь эта происходит на уровне синапсов — образований, где нервные клетки через свои отростки контактируют одна с другой.
Как видите, перед нами старое-престарое, хотя и приодетое в современную физиологическую терминологию, представление о существовании вне нас и независимо от нас некоей абсолютной идеи (Гегель) или «мира идей» (Платон), которые лишь выявляют себя в индивидуальном человеческом сознании.
Сознание однояйцевых близнецов
Что же может сказать современная наука об основах каждого индивидуального психического «я», его неповторимости?Так как неповторимость каждого «я» — это фактически неповторимость нервной системы каждого из нас во всех ее проявлениях, то могло бы казаться, что на вопрос ответить очень просто: она основывается на неповторимости, уникальности генных комбинаций при оплодотворении каждой яйцеклетки.
И в самом деле, если учесть, что один из родителей производит в течение своей жизни более 17 000 половых клеток, а другой — более 300 биллионов, то шанс, что одинаковая генная комбинация повторится, составляет один на 5 миллионов биллионов,- практически такое повторение невозможно.
И, однако, стоит произнести: «однояйцевые близнецы», — чтобы стало ясно, что не это является главным, определяющим в причине неповторимости индивидуального «я» человека. Ведь у однояйцевых близнецов одна и та же генетическая основа, одна и та же генная комбинация, и, тем не менее — это два разных индивидуума, со своим индивидуальным сознанием и самосознанием, со своим «я».
Известно, что однояйцевые близнецы, помимо чрезвычайного внешнего сходства имеют много сходного, одинакового и в формировании их нервной системы. Именно поэтому по характеру основных нервных процессов они стоят друг к другу гораздо ближе, чем двуяйцевые близнецы и тем более прочие братья и сестры.
Очень сходна у однояйцевых близнецов электроэнцефалограмма, а ведь она во всех своих подробностях так же индивидуальна, так же специфична, как кожный узор кончиков пальцев. О сходстве психических процессов у многих однояйцевых близнецов рассказывают прямо-таки легенды.
Например, в семье Бахов, давшей миру несколько выдающихся музыкантов, было два однояйцевых близнеца. Иоганн Христофор и Иоганн Амбросиус, отец знаменитого Иоганна-Себастьяна Баха,- которые не только внешне так походили друг на друга, что их с трудом различали жены, но и образ мышления у них был столь одинаков, что они одинаково играли, одинаково развивали музыкальную тему.
И, однако, как показали многие фундаментальные исследования, значительным оказывается сходство психики у однояйцевых близнецов лишь при сравнении относительно простых нервных функций, при сопоставлении же более сложных различия между ними все более возрастают. И к тому же чем дальше по времени процесс индивидуального развития, тем резче близнецы отличаются друг от друга своими психическими свойствами.
Значит, генами передается лишь самый общий план развития центральной нервной системы нового существа, определяющий наиболее общие структуры в мозгу. И при этом, как было экспериментально показано, лишь сравнительно простые из них формируются как бы автоматически, независимо от каких бы то ни было внешних воздействий.
Так, например, прокладывают свой путь к совершенно определенным нервным клеткам первичных зрительных центров отростки клеток сетчатки, идущие в составе зрительного нерва. Оказывается, что если эти отростки искусственно «перепутать», они все равно в процессе роста будут направляться к «своим», как бы им предназначенным клеткам нервных центров.
Как выяснилось, такой выбор правильного пути зависит от химического сродства нервных элементов, устанавливающих между собой контакт, образно говоря, отростки нервных клеток как бы обладают «химическим чутьем».
Для нормального же формирования более высокого уровня структур в мозгу оказывается необходимым уже участие тех или иных внешних воздействий, включающихся к тому же в совершенно определенные периоды развития организма.
Так, если крыс или кошек с самого рождения держать 2- 3 месяца в темноте, то у них в будущем никогда не сформируются высшие зрительные функции в коре головного мозга: они не научатся отличать предметы один от другого, брать корм только от знакомых людей и т. д.
Подобное явление лежит и в основе «феномена Маугли»: из ребенка, если он долгое время был изолирован от человеческого общества, а затем возвращается в него, можно надеяться воспитать психически нормального человека лишь в том случае, если его возраст к этому моменту меньше 13- 14 лет. Связи в мозгу, необходимые для такого кардинального «переучивания», для такой перестройки, уже не способны создаваться после указанного возраста.
В дальнейшем идет замыкание новых нервных связей, формирование новых функциональных структур, новых психических функций уже почти целиком под влиянием внешних воздействий и главным образом социальной среды.
И этот процесс становится все более индивидуализированным, ибо хотя бы в чем-то незначительном сочетание таких воздействий на один организм будет обязательно отличаться от воздействия на другой. Это уже действительно сугубо индивидуальный опыт.
Поэтому-то в самом тончайшем строении, в формировании массы (миллионов и миллиардов) новых синапсов каждый мозг неповторим. Но эта уникальность, неповторимость не столько генетическая, сколько образующаяся в процессе развития, в процессе восприятия и «усвоения» внешнего.
Зарождение и развитие сознания человека
Сознание своего «я», самосознание появляются у человека не сразу после рождения. Как выяснилось в результате наблюдений многих психологов, отчетливое выделение своего «я» из «не-я» приходится примерно на третий год жизни ребенка.Именно в этом возрасте ребенок также впервые начинает называть себя «я». «Я» — многоэтажная структура.
В него входит, прежде всего, чувство собственного существования вообще, чувство «бытия в мире». О времени появления этого чувства мы знаем пока очень мало.
Как показали исследования многих психологов, и особенно тщательные наблюдения известного швейцарского ученого Жана Пиаже над развитием своих трех детей, в самом раннем периоде жизни ребенка (от момента рождения и до 4 месяцев) личность и окружающий ее мир абсолютно не дифференцируются.
Для младенца в этот период окружающие предметы существуют лишь как его ощущения, они как бы слиты с действиями, которые по отношению к ним производит ребенок. Лишь в возрасте 4-8 месяцев младенец начинает выполнять действия, уже более определенно направленные на предметы и события, существующие вне его и отдельно от него.
Может быть, именно в этом возрасте и появляется это еще совершенно недифференцированное, неосознаваемое чувство собственного существования вообще, которое лишь в последующем будет развиваться и все более осознаваться. Формирование «я» связано также с созданием в мозгу «схемы тела» (так называется своеобразное объединение в одно функциональное целое всех импульсов, исходящих от разных частей нашего тела).
Последующие же пласты «я» образуются в процессе получения организмом самой разнообразной информации извне. И чем выше этажи «я», тем они многограннее и богаче. И вообще богатство каждого «я» будет прямо зависеть от количества и качества воспринятой и переработанной информации.
В этом «обогащении» и заключается роль общества, всех его институтов при формировании каждой личности. Последним определяется и общественный характер сознания человека.
Многоэтажность индивидуального сознания может испытать каждый человек, пробуждаясь после глубокого сна или выходя из обморочного состояния. Принято ссылаться на очень обстоятельное, классическое описание, сделанное физиологом А. А. Герценом, который сам страдал обмороками.
По его свидетельству, вначале при выходе из обморочного состояния возникает неопределенное, совершенно недифференцированное ощущение своего существования вообще, затем появляются хаотические представления без чувства личного «я», и лишь позднее восстанавливается полное осмысление всего окружающего с разделением «я» от «не-я».
И после пробуждения и при выходе из обморока эти фазы протекают очень быстро, в какие-то мгновения сменяя одна другую. Известно, что чувство «я» у каждого из нас сохраняется, несмотря на то, что ночью мы крепко спали или даже теряли сознание на длительное время, как бывает при травме головы. Эта непрерывность «я» поддерживается механизмами памяти.
Как известно, генетически от родителей детям передаются многие особенности нервной системы. Поэтому-то дети или внуки бывают похожи как своим характером, так и склонностями на отца или мать, на деда или бабку. Ну, а может ли в глубинах нашего мозга, в глубинах памяти происходить такая «запись» событий индивидуальной жизни, которая тоже способна передаваться по наследству от одного человека к другому?
Родовая память и «dejavu»
Известно, что еще 3. Фрейд писал о передаче по наследству «родовой памяти». Он считал, что в подсознательных сферах нашего мозга хранится память веков.При этом в своих построениях, касающихся закономерностей психической деятельности человека, Фрейд предполагал возможность передачи по генетическим механизмам и отдельных событий этой «родовой памяти».
Так, он считал, что у каждого из нас в глубинных сферах мозга имеется — подсознательная память, скажем, на такие события, как убийство в далеком прошлом нашим диким предком своего отца, факты кровосмешения и т. д.
Вот эта «вина» за совершенное в прошлом нашими далекими предками, засев, как заноза, в подсознательной сфере каждого из ныне живущих людей, и является будто бы основой, причиной многих случаев заболеваний неврозами.
Подобные «откровения» 3. Фрейда начисто отметаются данными современной нейрофизиологии. Генетически по «родовой памяти» могут передаваться лишь какие-то самые общие особенности высшей нервной деятельности человека, определяющие собой степень его возбудимости, реактивности, темперамент, характер, но никак не память на события, случавшиеся в индивидуальной жизни.
Поэтому и не может быть того, что так красочно описал И. Ефремов в своем романе «Лезвие бритвы»: воссоздание в памяти современного человека событий, случившихся с каким-то отдаленным его предком.
Интересно, что замечательный русский писатель И. Бунин был уверен в том, что его память хранит воспоминания об определенных событиях, переданных ему от предков и, в частности, от отца. Об этом можно прочесть, например, в книге Сергея Антонова «От первого лица».
В «Жизни Арсеньева» И. Бунин пишет: «Разве мы могли бы любить мир так, как любим его, если бы он уж совсем был нов для нас?» И, приехав впервые в Севастополь, он был уверен, что уже видел этот город раньше (в Севастополе воевал его отец).
Все это хорошо известно в медицине под названием феномена «уже виденное» («dejavu»). Вначале оно было описано у больных с поражением височной области мозга (на почве опухоли, эпилепсии и т. п.).
В этой зоне мозга лежат структуры, которые как бы «санкционируют» узнавание, сходство данного явления с каким-то прежним. А в случае заболевания эти структуры могут «срабатывать» и при отсутствии действительного сходства, вызывая «ложное узнавание».
Интересно, что болезненные процессы в этой области могут вызывать и противоположное явление, когда хорошо знакомая ситуация будет казаться больному впервые виденной (феномен «jamaisvu»).
Феномен «уже виденного» наблюдается иногда и у здоровых людей. Как считают некоторые ученые, это бывает чаще у людей, долго учившихся или много путешествовавших. Подобные случаи описаны и в художественной литературе (например, Диккенсом в «Давиде Копперфильде»). Видимо, и психика Бунина обладала такой довольно редкой особенностью.
Поскольку, как уже было сказано, индивидуальное сознание формируется каждый раз заново в процессе взаимодействия мозга с внешними факторами, должно быть ясно, что какие-либо элементы индивидуального сознания от родителей детям передаваться не могут. Собственно, об этом хорошо было сказано еще Лукрецием: «И потому мы должны убедиться, что бывшие души сгибли, а та, что теперь существует, теперь и родилась».
Где живет сознание
Где же в мозгу человека локализуется сознание? Имеется ли там какая-либо ограниченная область, ответственная за эту функцию? Где и как получить квалифицированное лечение за рубежом в случае расстройства сознания?Известно, что такие сложные психические функции, как, например, речь, письмо, счет, нарушаются при поражении определенных областей коры головного мозга.
Это и дало основание выделить в нем центры речи, письма, счета. Позднее, однако, выяснилось, что говорить в этих случаях о «центрах», как ограниченных участках, где именно заложена данная функция, можно лишь условно.
Дело в том, что указанные «центры» располагаются на стыках тех зон мозга, где заканчивается нервные пути от различных органов чувств и которые сами, таким образом, действительно являются высшими корковыми анализаторами для таких сравнительно простых функций, как слух, зрение, осязание и т. д.
Для формирования же таких сложных навыков, как речь, письмо, счет, оказывается необходимым формирование особых связей между указанными корковыми зонами. Поэтому-то стыки этих зон и представляются как бы центрами речи, письма и т. д., ибо разрушение их действительно ведет к утрате человеком названных функций.
Попытки выделить, локализовать еще более сложную функцию мозга — функцию сознания — в совершенно определенных его участках известны издавна. Когда-то в древности Р. Декарт седалищем сознания произвольно избрал маленькое образование в мозгу, именуемое шишковидной железой за ее форму, действительно несколько похожую на елочную шишку.
В связи с тем, что сознание выключается при повреждении ствола мозга, в последние десятилетия стали считать центром сознания именно его стволовые образования. А совсем недавно довольно распространенной на Западе была гипотеза о центрэнцефалической системе как своеобразном центре сознания предложенная известным канадским нейрофизиологом В. Пенфилдом (кстати, автором романа «Факел» о жизни величайшего врача древности Гиппократа).
Но все эти теории не учитывают того, о чем уже говорилось, а именно, что нарушение всякой сложной функции мозга, например, утрата речи при поражении той или иной его области, еще не говорит о том, что именно эта пораженная область является «центром» данной функции.
Действительно, такое сложнейшее явление, как сознание, складывается в результате работы самых различных уровней и областей мозга. Например, его стволовые структуры держат функцию сознания на уровне бодрствования: в стволе идут пути, которые, подобно силовой установке, как бы энергетически питают вышележащие отделы мозга.
Естественно, что при выключении этой силовой установки тухнут «лампочки-клетки» в коре мозга. Хотя сознание — структура и многослойная и многозвеньевая, в основном это все же функция коры головного мозга, зависящая от совместной синхронной работы многих зон коры. Поэтому повреждение любого участка коры, «поломка» любой сложной ее деятельности — такой, как речь, письмо,- ведет к определенной ущербности сознания, хотя и не выключает его совсем.
Несмотря на то, что сегодня мы много знаем о работе мозга в целом и отдельных его структур, все же надо признать, что до полного понимания всех физиологических основ этого замечательного явления — индивидуального сознания — еще очень не близко. Возможно, те мерки, с которыми современная наука подходит к объяснению его, недостаточны и не совсем адекватны.
Например, в физике: на каком-то этапе ее развития очевидные положения, принципы ньютоновской физики оказались недостаточными для объяснения полученных фактов, и понадобились совершенно новые идеи, новые теории, разработанные гениальными Эйнштейном, Бором, Планком и другими.
О том, что объяснение каждого нового более высокого уровня явлений нуждается и в новых подходах, новых теориях, говорят методологические требования принципа дополнительности, выдвинутого Нильсом Бором, а также общая теория систем, развитая в трудах Л. Берталанфи. Согласно последней, закономерности деятельности той или иной системы не могут сводиться лишь к закономерностям, характерным для подсистем, входящих в нее.
Попытки найти эти новые подходы, новые пути объяснения феномена индивидуального сознания делались и раньше, делаются и сегодня. И не следует впадать в пессимизм, не следует думать вслед за скептиками, что эта проблема неразрешима.
Уже сейчас очень многое в проблеме нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе индивидуального сознания, нам стало ясным, хотя, несомненно, еще больше потребуется сделать, чтобы до конца уяснить себе сущность этого удивительного явления.
Похожее
clinicall.ru
Сознание человека — это… Что такое Сознание человека?
- Сознание человека
- — это способность сосредоточивать внимание как на сигналах, поступающих в центральную нервную систему из внешнего мира, так и на возникающих в ней самой, в результате работы подсознания, представлять их в виде слов или образов, запоминать и использовать в дальнейшей мыслительной деятельности .
В соответствии с [1] сознание — одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.
Определение сознания продолжается на нескольких страницах, но нас оно не может удовлетворить, так как о сознании индивидуума еще можно говорить, но общественное сознание таковым не является, это всего лишь — аналогия.
Определение в [2] лучше: сознание — высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности.
Сознание представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком, который так же древен, как и сознание.
Но и здесь вызывает сомнение утверждение, что сознание свойственно лишь человеку.
Кроме понятия сознания часто используют еще один термин — самосознание.
Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений. — Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова. УНПП «Лаборатория проблем цивилизации». В. П. Галкин. 1998.
- Сознание общественное
- Сознание
Смотреть что такое «Сознание человека» в других словарях:
Сознание человека — высшая форма психического отражения действительности, присущая только человеку и неразывно связанная с языком, посредством которого оно осуществляется … Словарь-справочник по педагогической психологии
Сознание человека — высшая форма психического отражения действительности, присущая только человеку и неразывно связанная с языком, посредством которого оно осуществляется … Словарь по педагогической психологии
АКТУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА — область осознаваемой действительности, представленной в сознании человека в данный момент времени; то, что человек осознает именно сейчас … Словарь терминов по психологическому консультированию
СОЗНАНИЕ — многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… … Философская энциклопедия
СОЗНАНИЕ — СОЗНАНИЕ, сознания, мн. нет, ср. 1. Действие и состояние по гл. сознать сознавать в 1 знач. «Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу.» Ленин. Сознание своего долга … Толковый словарь Ушакова
Сознание — одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. С. выступает в двух… … Большая советская энциклопедия
Сознание. Его структура и источники — кратко Проблема сознания была и остается одной из самых трудных. Сознание не имеет свойств материальных предметов, не воспринимается органами чувств, его нельзя видеть, осязать, измерять или взвешивать. Но человек мыслит, чувствует, пере живает,… … Малый тезаурус мировой философии
Сознание — (ст.слав. – совесть) – высший уровень психического отражения действительности, существующего в виде лично человеком обобщенных образов, представлений, сформированных понятий. Сознание – это еще и способность человека к осмысленному… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
сознание — человеческая способность к идеальному отражению действительности. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. Формы общественного сознания наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика, право.… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Сознание — будем различать сознание человека и сознание общественное. Ассоциативный блок … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений
Книги
- Сознание Пыльца души Новая теория происхождения сознания Душа человека между сном и смертью, Хамфри Н.. Как возникло сознание? Есть ли у сознания биологическая задача? И почему мы столь высоко его ценим? Сознание, утверждает Николас Хамфри, это волшебное шоу чудес, которое каждый из нас… Подробнее Купить за 875 руб
- Тайна мозга и сознание человека, Н. П. Ярощик, В. В. Ярцев. Книга «Тайна мозга и сознание человека» позволяет читателю разобраться в вопросе, что такое сознание и как оно связано с внутренним миром человека. В ней можно найтиответы и на многие… Подробнее Купить за 547 руб
- Сознание человека. Взгляд с научного перекрестка, Винарская Е.Н.. Чудо сознания принадлежит к тем явлениям, которые С. П. Капица определил как «очевидное невероятное» . Автор настоящей книги, по исходному образованию врач-невролог, работала в нескольких… Подробнее Купить за 435 руб
ecological_problems.academic.ru
Сознание человека — AUM News
Сознание — одно из основных понятий не только психологии, но и философской науки.В философии понятие сознания раскрывается путем его сопоставления с другим важнейшим философским понятиемматерии. Поэтому понимание сущности сознания оказывается в зависимости от способа решения вопроса о взаимоотношении материи и сознания, от понимания сознания а широком или узком смысле.
При понимании сознания в широком смысле оно трактуется как самостоятельная сущность, субстанция, способная творить мир. Подобное субстанциональное, широкое понимание сознания характерно для идеалистической философии.
Такой подход был впервые наиболее последовательно выражен в период античности философией Платона. Тот же подход развивался и в христианской философии средневековья, признававшей в качестве носителя высшего сознания Bora, а позднее и в немецкой классической философии, в идеалистической системе Гегеля, в которой роль первоначала мира выполняла абсолютная идея. Абсолютная идея (мировой разум), по Гегелю, есть первичная субстанция, творяшая все другие формы бытия; она пронизывает и природу, и человека, которые трактуются Гегелем лишь как формыинобытия все той же абсолютной идеи.
В материалистической философии термин «сознание» используется в другом, узком смысле. В толковании материал иегов объем понятия «сознание» значительно сужается. Оно теряет здесь характер самостоятельной сущности и приобретает облик лишь одного из свойств материи, причем свойства, возникающего только с появлением высокоорганизованной материи — человеческого мозга. Здесь роль вечной и бесконечной субстанции, первоначала передается материи.
В этом узком смысле слова сознание оказывается не всеобщим первоначалом, а лишь одной из форм бытия, причем формой вторичной. тесно связанной с материей, без которой оно существовать не может. В понимании материалистов, не сознание порождает материю, а наоборот, материя порождает сознание как вторичное бытие. Сознание здесь спускается с пьедестала творящей субстанции и превращается всего лишь в специфическую форму отношения человека к природе, в отношение человеческого «Я» к природному «Не-Я».
Анализ сознания будет неполным без выяснения его происхождения. Происхождение сознания при разном его понимании — в широком и узком смысле — объясняется по-разному. Сознание в широком, субстанциональном смысле является вечным, и поэтому вопрос о его происхождении в идеалистической философии даже не ставится. В этом смысле, как отмечалось, оно близко к понятию Бога, обстоятельства появления которого в религии и религиозной философии также не обсуждаются. Но при понимании сознания в узком смысле как свойства материи неизбежно возникает вопрос о его происхождении из материи.
Вопрос этот оказался весьма сложным из-за очевидной противоположности материи и сознания, феномены которого — ощушения-восприятия, понятия и суждения — совершенно противоположны материальным объектам, поскольку в отличие от них не обладают ни цветом, ни запахом, ни вкусом, ни какой-либо видимой формой.
Из стремления разрешить это непростой вопрос и возникла материалистическая теория отражения. В этой теории возникновение сознания связывается с всеобщим, фундаментальным свойством ма- терн и — отражением. которое якобы существует наряду с такими более известными свойствами материи, как время, пространство и движение.
Отражение понимается как свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем, сохраняя в себе их следы, отпечатки. В рамках этой теории сознание выступает в качестве высшей формы такого отражения. Первым уровнем отражения признаются физико-химические взаимодействия в неживой природе, а вторым — биологические взаимодействия при участии органов чувств.
Таким образом, по представлениям материалистов, сознание возникло на основе свойства отражения как фундаментального свойства материи, а также на основе трудовой деятельности и общения человека с себе подобными. Последнее имеет особенно большое значение для развития человеческого сознания, поскольку оно особенно быстро обогащается на основе всех форм социальной деятельности.
Современные психологи, характеризуя сферу сознания, прежде всего отмечают, что при всей кажущейся стройности как идеалистического, так и материалистического подходов к объяснению природы сознательного каждый из этих подходов все же имеет свои недостатки.
Так, по представлению материалистов, сознание как бы внезапно, «чудесным образом», без видимых причин появляется на определенном этапе развития живой материи. Кроме того, содержание наших знаний нельзя свести только к результатам отражения. Об этом свидетельствует содержание наших знаний: в них велика роль знаний, полученных независимо от процесса отражения, в результате автономной, творческой активности самого сознания. Проблема психо-физиологического субстрата этих и многих других процессов сознания остается одной из сложнейших, еше нерешенных проблем психологической науки.
Вместе с тем, конечно, имеется множество фактов, которые определенно свидетельствуют о зависимости, существующей между мозговыми и психическими процессами, материальными и идеальными явлениями. Это обстоятельство является одним из основных аргументов в пользу материализма. Но эта взаимосвязь все же не является свидетельством того, что развитие материального является причиной появления и формирования идеального.
По остроумному замечанию одного из критиков материалистической концепции французского философа Анри Бергсона(1859- 1941): плащ, висящий на вешалке, связан с вешалкой и даже может покачиваться вместе с ней. но это не означает, что плащ и вешалка одно и то же. Точно так же взаимодействуют материальное с идеальным. Хотя они и связаны между собой, на что указывает теория отражения, но никак не тождественны друг другу.
Но и идеалистический взгляд, утверждающий независимость идеального от материального, тоже сталкивается с проблемами, когда требуется объяснить факты, накопленные современной медициной, физиологией и психологией о зависимости между психическими процессами, физическими состояниями человека и работой его мозга. Поэтому сегодня некоторые определения сознания пытаются как-то объединить в себе два этих противоположных подхода, что выражается, например, в следующем синтетическом определении:
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривать с материалистических позиции, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику рассматривать с идеалистических позиции.
Однако, очевидно, что это определение страдает неопределенностью, двойственностью. Более содержательным и однозначным является следующий вариант определения сущности сознания:
Сознание — высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущих только человеку как общественно-историческому существу, формируется в процессе общения, опосредуется речью, направлено на преобразование действительности; связано с самосознанием, ориентированным на внутренний мир субъекта. И наконец, если центром, ядром всей человеческой психики признается организация оптимального поведения организма по удовлетворению потребностей индивида, то сознание с его главной функцией «отражения» оказывается лишь начальным этапом функционирования психики, а не ее высшей ступенью, как это представляется в предыдущем определении.
При таком понимании главная задача всей психики, в том числе и сознания, состоит в том, чтобы организовать целесообразное поведение по осуществлению выбранной индивидуумом актуальной для него на данный момент потребности. Для понимания сущности сознания, которое раскрывается приведенными определениями, следует учитывать, что в них идет речь именно о сознании, как одной из структурных частей психики, а не о всей психике в целом. Сознание и психика близкие, но неодинаковые по содержанию понятия, хотя в философской, а иногда и в психологической литературе допускается их неправомерное отождествление.
Следует также учитывать, что приведенные определения сознания пытаются выделить лишь его сущность, главное свойство, но не исчерпывают всего богатства его содержания. Содержание всегда богаче сущности. Поэтому справедливо мнение о том, что всякое определение сущности всегда «хромает». Чтобы преодолеть эту «хромоту», недостаточность любых определений, их обычно дополняют характеристикой других, не главных, но существенных свойств предмета. а также описанием структуры, т.е. тех частей, из которых они слагаются.
При описании структуры сознания обычно выделяются следующие ее особенности: Сознание — двумерное явление:
В ту картину мира, которую формирует сознание, включен и сам человек, его действия и состояния. Наличие у человека способности к самопознанию является основанием для существования и развития психологии, ибо без нес психические явления были бы закрыты для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика. Самосознание — это осознание человеком своей деятельности, мыслей, чувств, потребностей.
Способность осуществлять самопознание, т.е. направлять психическую деятельность на самого себя, — уникальное свойство человека, отличающее его от животных. В процессе самосознания человек осознает смысл собственной жизни, развивает свои умственные, нравственные, а также профессиональные качества, самосовершенствуется.
Сознание, самосознание в психике человека тесно связаны с бессознательным. Бессознательное иногда, например во фрейдизме, резко противопоставляется сознанию. Причем решающая роль в жизни человека этой концепцией отводится не сознанию, а подсознанию, особенно сексуальным чувствам. Подсознание, по Фрейду, проявляется прежде всего в сновидениях, в состоянии гипноза.
Существует, однако, и другая трактовка соотношения сознательного и бессознательного, суть которой состоит в признании приоритета сознания, особенно рационального сознания, мышления. В философии эта трактовка представлена рационализмом (Декарт), а в психологии гештальпсихологией (Кёлер) и когнитивной психологией (Нейссер). Современная психология считает, что сознательное и бессознательное в психике человека не отгорожены и постоянно влияют друг на друга. Кроме того, человек в состоянии контролировать всю свою психику на уровне сознания. Сознание включает несколько основных структурных блоков, главными из которых являются:
Все эти структуры сознания обеспечивают формирование знаний и предметно-практическую деятельность человека по удовлетворению его многообразных потребностей. В завершение характеристики феномена сознания следует обратить внимание на некоторые его существенные черты, которые наиболее часто указываются в психологической литературе.
Сознание динамично, подвижно, изменчиво. В фокусе сознания непрерывно, с утра до вечера и даже во сне, у человека появляются, сменяя друг друга, то одни, то другие образы, мысли, представления. Сознание напоминает течение реки. Поэтому его иногда характеризуют термином «поток сознания». Эту черту сознания впервые подметил античный философ Демокрит, высказавший мысль о том, что в мире все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку, и души человеческие текут как ручьи.
Сознание никогда не существует в «чистом виде», само по себе, изолированно от его конкретного носителя. Эта особенность сознания выражается термином «субъектность сознания», а также отражается формулой: «Сознание — есть субъективный образ объективною мира». Все произведения человеческой культуры — материальные и духовные — первоначально возникли в сознании их творцов.
Но всякое индивидуальное сознание возникает не па пустом месте, не в вакууме. Важнейшей особенностью сознания, которую особенно настойчиво выделяла отечественная психология, является тесная связь индивидуального сознания с общественным. Эта связь осуществляется через язык и речь, которые в своем содержании воплощают весь опыт человеческой культуры. Каждый человек в ходе индивидуального развития через язык и речь так или иначе приобщается к общественному сознанию.
Сознание активно. Эта черта сознания проявляется не только в процессе создания и изменения «картины мира», но и в предметно- практической деятельности по удовлетворению потребностей человека, которому необходим адекватный образ мира для того, чтобы его деятельность была эффективной. Эта особенность сознания выражается формулой: «сознание не только отражает мир, но и творит его». Это означает, что если психика животных обеспечивает прежде всего приспособление животного к окружающему миру, то сознание человека может позволить ему изменить мир,приспособив его к своим потребностям.
Сознание может не только отражать реальный мир, но и создавать идеальные конструкции, представления, которым нет аналогов, прообразов в реальном мире. Человек способен, отвлекаясь от реального восприятия окружающей действительности, рисовать в своем воображении то, что в данный момент не существует, или даже то, что никогда не существовало и не будет существовать. Таково содержание религий, социальных утопий, а также некоторых гипотез, претендующих на статус научности.
www.aum.news
Сознание человека
ПЛАН:
1. Деятельность и сознание
— Генезис сознания
2. Возникновение сознания у человека
— Условия возникновения сознания
3. Проблема структуры сознания в трудах Л. С. Выготского
— Системное строение сознания
— Смысловое строение сознания
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОЗНАНИЕ
Генезис сознания.
Деятельность субъекта — внешняя и внутренняя — опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности. То, что в предметном мире выступает для субъекта как мотивы, цели и условия его деятельности, должно быть им так или иначе воспринято, представлено, понято, удержано и воспроизведено в его памяти; это же относится к процессам его деятельности и к самому себе — к его состояниям, свойствам, особенностям. Таким образом, анализ деятельности приводит нас к традиционным темам психологии. Однако теперь логика исследования оборачивается: проблема проявления психических процессов превращается в проблему их происхождения, их порождения теми общественными связями, в которые вступает человек в предметном мире.
Психическая реальность, которая непосредственно открывается нам, — это субъективный мир сознания. Потребовались века, чтобы освободиться от отождествления психического и сознательного. Удивительно то много-образие путей, которые вели к их различению в философии, психологии, физиологии: достаточно назвать имена Лейбница, Фехнера, Фрейда, Сече-нова и Павлова.
Решающий шаг состоял в утверждении идеи о разных уровнях психичес-кого отражения. С исторической, генетической точки зрения это означало признание существования досознательной психики животных и появления у человека качественно новой ее формы — сознания. Так возникли новые вопросы: о той объективной необходимости, которой отвечает возникаю-щее сознание, о том, что его порождает, о его внутренней структуре.
Сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния. Перед неискушенным человеком наличие у него этой субъективной картины не ставит, разумеется, никаких теоретических проблем: перед ним мир, а не мир и картина мира. В этом стихийном реализме заключается настоящая, хотя и наивная, правда. Другое дело — отождествление психического отра-жения и сознания, это не более чем иллюзия нашей интроспекции.
Она возникает из кажущейся неограниченной широты сознания. Спра-шивая себя, сознаем ли мы то или иное явление, мы ставим перед собой задачу на осознание и, конечно, практически мгновенно решаем се. Пона-добилось изобрести тахистоскопическую методику, чтобы эксперимен-тально разделить «поле восприятия» и «поле сознания».
С другой стороны, хорошо известные и легковоспроизводимые в лабо-раторных условиях факты говорят о том, что человек способен осущест-влять сложные приспособительные процессы, управляемые предметами обстановки, вовсе не отдавая себе отчета в наличии их образа; он обходит препятствия и даже манипулирует вещами, как бы «не видя» их.
Другое дело, если нужно сделать или изменить вещь по образцу или изобразить некоторое предметное содержание. Когда я выгибаю из прово-локи или рисую, скажем, пятиугольник, то я необходимо сопоставляю имеющееся у меня представление с предметными условиями, с этапами его реализации в продукте, внутренне примериваю одно к другому. Такие со-поставления требуют, чтобы мое представление выступило для меня как бы в одной плоскости с предметным миром, не сливаясь, однако, с ним. Осо-бенно ясно это в задачах, для решения которых нужно предварительно осуществить «в уме» взаимные пространственные смещения образов объ-ектов, соотносимых между собой; такова, например, задача, требующая мысленного поворачивания фигуры, вписываемой в другую фигуру.
Исторически необходимость такого «предстояния» (презентированности) психического образа субъекту возникает лишь при переходе от приспособительной деятельности животных к специфической для человека произ-водственной, трудовой деятельности. Продукт, к которому теперь стремится деятельность, актуально еще не существует. Поэтому он может регулиро-вать деятельность лишь в том случае, если он представлен для субъекта в такой форме, которая позволяет сопоставить его с исходным материалом (предметом труда) и его промежуточными преобразованиями. Более того, психический образ продукта как цели должен существовать для субъекта так, чтобы он мог действовать с этим образом — видоизменять его в соот-ветствии с наличными условиями. Такие образы и суть сознательные обра-зы, сознательные представления — словом, суть явления сознания.
Сама по себе необходимость возникновения у человека явлений созна-ния, разумеется, еще ничего не говорит о процессе их порождения. Она, однако, ясно ставит задачу исследования этого процесса, задачу, которая в прежней психологии вообще не возникала. Дело в том, что в рамках тради-ционной диодической схемы объект ® субъект феномен сознания у субъ-екта принимался без всяких объяснений, если не считать истолкований, допускающих существование под крышкой нашего черепа некоего наблюдателя, созерцающего картины, которые ткут в мозге нервные физиологические процессы.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Условия возникновения сознания
Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Сознательное отражение в отличие от психического отражения, свойственного животным, — это отражение предметной действительности в ее отдельности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства.
В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как «предстоящее» субъекту. Это значит, что когда я сознаю, например, эту книгу или даже только свою мысль о книге, то сама книга не сливается в моем сознании с моим переживанием, относящимся к этой книге, сама мысль о книге — с моим переживанием этой мысли.
Выделение в сознании человека отражаемой реальности как объективной имеет в качестве другой своей стороны выделение мира внутренних переживаний и возможность развития на этой почве самонаблюдения.
Задача, которая стоит перед нами, и заключается в том, чтобы проследить условия, порождающие эту высшую форму психики — человеческое сознание.
Как известно, причиной, которая лежит в основе очеловечения животноподобных предков человека, является возникновение труда и образование на его основе человеческого общества. «…Труд, — говорит Энгельс, — создал самого человека»1. Труд создал и сознание человека.
Возникновение и развитие труда, этого первого и основного условия существования человека, привело к изменению и очеловечению его мозга, органов его внешней деятельности и органов чувств. «Сначала труд, — так говорит об этом Энгельс, — а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству»2. Главный орган трудовой деятельности человека — его рука — могла достичь своего совершенства только благодаря развитию самого труда. «Только благодаря труду, благодаря приспособлению к все новым операциям… человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини»3.
Если сравнивать между собой максимальные объемы че-репа человекообразных обезьян и черепа первобытного че-ловека, то оказывается, что мозг последнего превышает мозг наиболее высокоразвитых современных видов обезьян более чем в два раза (600 см3 и 1400 см3).1400г.
Мозг человека по сравнению с мозгом высших обезьян обладает и гораздо более сложным, гораздо более развитым строением.
Уже у неандертальского человека, как показывают слепки, сделанные с внутренней поверхности черепа, ясно выделяются в коре новые, не вполне дифференцированные у человекообразных обезьян поля, которые затем у совре-менного человека достигают своего полного развития. Та-ковы, например, поля, обозначаемые (по Бродману) циф-рами 44, 45, 46, — в лобной доле коры, поля 39 и 40 — в теменной ее доле, 41 и 42- в височной доле (рис. 30).
Очень ярко видно, как отражаются в строении коры мозга новые, специфически человеческие черты при исследовании так называемого проекционного двигательного по-ля (на рис. 30 оно обозначено цифрой 4). Если осторожно раздражать электрическим током различные точки этого поля, то по вызываемому раздражением сокращению раз-личных мышечных групп можно точно представить себе, какое место занимает в нем проекция того или иного орга-на. Пенфильд выразил итог этих опытов в виде схематиче-ского и, конечно, условного рисунка, который мы здесь приводим (рис. 31). Из этого рисунка, выполненного в оп-ределенном масштабе, видно, какую относительно боль-шую поверхность занимает в человеческом мозге проекция таких органов движения, как рука (кисть) и особенно орга-ны звуковой речи (мышцы рта, языка, органы гортани), функции которых развивались особенно интенсивно в усло-виях человеческого общества (труд, речевое общение).
Совершенствовались под влиянием труда и в связи с развитием мозга также и органы чувств человека. Как и органы внешней деятельности, они приобрели качественно новые особенности. Уточнилось чувство осязания; очеловечившийся глаз стал замечать в вещах больше, чем глаза самой дальнозоркой птицы; развился слух, способный воспринимать тончайшие разли-чия и сходства звуков человече-ской членораздельной речи.
В свою очередь, развитие моз-га и органов чувств оказывало об-ратное влияние на труд и язык, «давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему разви-тию»1.
Создаваемые трудом отдель-ные анатомо-физиологические изменения необходимо влекли за собой в силу естественной взаимо-зависимости развития органов и изменение организма в целом. Та-ким образом, возникновение и развитие труда привело к изменению всего физического облика человека, к изменению всей его анатомофизиологической организации.
mirznanii.com