33. Соотношение сознательного и бессознательного:
З.Фрейд «теория бессознательного»:
Сознание — это только верхушка айсберга. Его основная часть находится под водой — основная часть психики не осознается. То, что мы называем сознанием, этот постоянный поток мыслей, лежащий на поверхности. Но под ним таится масса опасной энергии, находящейся вне сознательного контроля.
Человеческая психика распадается, по Фрейду, на три области: сознание, бессознательное и предсознательное. До Фрейдовской теории считали, что психика и сознание находятся в равных условиях. Фрейд доказывал, что только небольшая часть психики является «сознательной». Всё остальное – это «бессознательное», состоящее из неприемлемых человеком представлений, мотивирующих поведение.
«Бессознательное» — это собственный термин Фрейда для обозначения процессов в психике, которые личность не осознает. Второе название «бессознательного» – ОНО (Id) — это та внутренняя темная стихия вожделений и влечений, которую иногда так остро ощущает человек и которая противостоит его разумным доводам и доброй воле.
Я (Ego) – это индивидуальный опыт личности или самоопределение. То есть та часть личности, которая прямо соприкасается с внешней реальностью через органы чувств, является осознанной, а потому содержит представления о реальности, получаемые от органов чувств.
Сверх – Я (Super-Ego) работает как вид совести, критикующий мысли и действия Я; вызывающий чувства вины и тревоги, когда Я удовлетворяет или стремиться удовлетворить примитивные импульсы.
Сознание – это такое состояние человека, при котором он четко понимает, что происходит с ним и вокруг него, когда он осознает свои действия и контролирует их. Бессознательное же проявляется в неконтролируемых, неосознаваемых действиях и психических проявлениях. И хотя это две различные стороны в психике человека, сознание и бессознательное находятся в постоянной связи и взаимодействии.
З. Фрейд был убежден, что активное сознание человека, при котором он действует осмысленно, занимает самую малую долю в психике – не больше одной десятой. Тогда как бессознательное – самая большая ее часть, где хранятся наши инстинкты, неосознаваемые эмоции, желания, страхи. Неявно, лишь иногда проявляясь, они руководят нами, влияют на наши решения, чувства и мечты.
Сознание – это все, что мы осмысляем и контролируем. Бессознательное – не осознается и не подчиняется контролю, а наоборот, само воздействует на нас. Вспышки интуиции и озарения, открытия, творчество и вдохновение, создание нового, внезапное решение важной и долго не поддававшейся задачи – все это проявления бессознательного.
Но и ранние детские впечатления, страхи, сомнения и неуверенность – тоже там. А еще – рефлексы и инстинкты, неосознаваемые ощущения, такие как ощущение равновесия или привычные звуки, образы, которых мы не замечаем, но на которые реагируем. Они прорываются в сознание сновидениями, навязчивыми мыслями, описками и оговорками, болезнями и болями, бессознательным запоминанием или забыванием, смутными побуждениями что-либо сделать без четкого осознания цели этих действий.
Так проявляется связь сознания и бессознательного. Обе сферы тесно переплетаются, влияя и на человека, и друг на друга. Область бессознательного благодаря этой связи может открываться человеку и становится понятно, какие внутренние силы и побуждения скрываются за порогом его сознания и управляют его мыслями и поступками.
Зная об этом, можно гораздо эффективнее строить свою жизнь: доверять голосу своей интуиции, открываться для творчества и созидания, прорабатывать подавленные желания и скрытые страхи. Это потребует глубокого самопознания и самоанализа, но понять себя важно, чтобы расти, развиваться, достигать больших целей.
Соотношение сознания и бессознательного
22.05.2012
Все психические явления можно разделить на две группы. Первые осознаются самим человеком. Проявление вторых не отражается в сознании человека – их называют неосознаваемыми процессами, или бессознательным. Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов, состояний, обусловленных такими воздействиями, во влиянии которых на свое поведение человек не отдает себе отчета. Здесь нет ни самоконтроля, ни самооценки.
Элементы бессознательного в той или иной степени представлены во многих психических процессах, например бессознательное ощущение равновесия, неосознаваемые образы восприятия, связанные с узнаванием ранее виденного. Бессознательное в личности человека – это те стороны личности, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются непроизвольно.
А. Г. Асмолов предложил объединить разнообразные проявления бессознательного в поведении человека в следующие группы:
- надиндивидуальные надсознательные явления – это усвоенные субъектом типичные для данной группы (общности) образцы поведения, влияние которых не осознается самим человеком. Эти образцы, усваиваясь через подражание, определяют социально типичные особенности поведения человека;
- неосознаваемые мотивы поведения – будучи вытесненными из сознания личности из-за конфликта с социальными запросами общества, скрытые влечения образуют скрытые комплексы, воздействующие на личность и проявляющиеся в непрямых символических формах (сновидениях, оговорках, описках и т. д.). Такие бессознательные мотивы позволяет выявить метод психоанализа З. Фрейда;
- неосознаваемые резервы органов чувств – воздействие на поведение таких раздражителей, о которых человек не может дать себе отчета; такие явления были описаны еще И. М. Сеченовым как «шестое чувство»;
- неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операционные установки и стереотипы) – возникают в процессе решения различных задач (перцептивных, мнемических, моторных, мыслительных) и предопределяются прошлым опытом поведения в аналогичных ситуациях.
Психика в целом, сознание и бессознательное в частности обеспечивают приспособленность, адаптацию человека к внешнему миру. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля. Но многие поведенческие акты совершаются человеком на бессознательном уровне. Сознание и бессознательное – это качественно различающиеся уровни ориентировки в действительности, каждый из которых вносит свой вклад в регуляцию деятельности субъекта.
Ключевые слова: Сознание, Бессознательное
Источник: Луковцева А.К., Психология и педагогика
Материалы по теме |
---|
Первая топика: Бессознательное, Предсознательное и Сознание Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов… |
Сознательное и подсознательное Кравченко А.И. — Психология и педагогика (Высшее образование) — 2008 |
Бессознательное и психика Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций |
Взаимодействие сознания и бессознательного … |
Психофизиология сознания … |
Сущность и структура сознания Дубров А. П., Когнитивная психофизика. Основы |
Экспериментальная психология сознания Тертель А.Л., Психология. Курс лекций |
Модели сознания Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-… |
«Человеческие отношения» — Карл Юнг Глубинная психология
Элеонора Бертин
Символическая жизнь
Автор этой книги взял на себя важную задачу исследования проблем человеческих отношений с точки зрения аналитической психологии. который будет полезен не только психотерапевту, но и тем, кто интересуется более широкой областью общей психологии.
Факты, имеющие огромное значение для понимания человеческих отношений, несомненно, были обнаружены в ходе моих собственных исследований и исследований моих коллег.
В то время как выводы, которые Фрейд и Адлер сделали из своих интенсивных исследований неврозов, были основаны на личной психологии их невротических пациентов, которую они пытались применить к психологии общества, аналитическая психология привлекла внимание к более общим человеческим фактам, которые также играют важную роль в неврозах, но не являются для него специфически характерными, являясь нормальной частью конституции человека.
Особо отмечу наличие различий в типах, таких как экстраверсия и интроверсия, которые нетрудно распознать неспециалисту.
Очевидно, что эти две диаметрально противоположные установки должны иметь весьма решающее влияние на взаимоотношения индивидов, и психология типов функций — мышления, чувства, ощущения и интуиции — еще больше дифференцирует общие эффекты экстраверсии и интроверсии.
Эти типы установок и функций относятся главным образом к сознательной психологии человека.
Исследования аналитической психологии показали далее, что не только данные чувств и бессознательные личные вытеснения оказывают влияние на сознание.
На него также сильно влияют бессознательные, инстинктивные, то есть врожденные, модели психического поведения.
Эти закономерности столь же характерны для человека, как и инстинкты в поведении животных.
Но в то время как мы знаем об инстинктивных паттернах у животных, только наблюдая за их внешним поведением, человеческая психика предлагает большое преимущество в том, что — благодаря идеям и языку — инстинктивный процесс может быть визуализирован в форме фантазийных образов, и это внутреннее восприятие может быть сообщено внешнему наблюдателю посредством речи.
Если бы психика животных была способна на такое достижение, мы смогли бы распознать мифологию, которую выражает птица-ткач, когда строит свое гнездо, и мотылек юкка, когда откладывает яйца в цветке юкки.
То есть мы бы знали, какие фантазийные образы запускают их инстинктивные действия.
Это понимание, однако, возможно только в случае людей, где оно открывает безграничный мир мифов и фольклора, который охватывает земной шар аналогиями и параллельными мотивами.
Образы, появляющиеся здесь, соответствуют образам во снах и галлюцинациях, если не сказать больше.
Это открытие действительно было сделано Фрейдом, и он воздвиг ему памятник в своей концепции Эдипова комплекса.
Он был захвачен нуминозностью этого мотива, или архетипа, и, соответственно, отвел ему центральное место в построении своей теории.
Но он не смог сделать дальнейшего и неизбежного вывода о том, что должно существовать другое, «нормальное» бессознательное помимо того, которое порождается произвольными вытеснениями.
Это «нормальное» бессознательное состоит из того, что Фрейд назвал «архаическими остатками».
Но если Эдипов комплекс представляет собой универсальный тип инстинктивного поведения, не зависящий от времени, места и индивидуальной обусловленности, то отсюда неизбежно следует, что он не может быть единственным.
Хотя инцестный комплекс, несомненно, является одним из самых фундаментальных и наиболее известных комплексов, он, очевидно, должен иметь свой женский аналог, который будет выражаться в соответствующих формах.
(В то время я предлагал назвать это комплексом Электры.)
Но инцест, в конце концов, не единственное осложнение в человеческой жизни, хотя это иногда кажется так, согласно фрейдистской психологии.
Существуют и другие типичные схемы, регулирующие отношения отца к сыну, матери к дочери, родителей к детям, братьев и сестер друг к другу и так далее.
Эдип является лишь одним из существующих паттернов и определяет только поведение сына, и то лишь до определенного момента.
Мифология, фольклор, сны и психозы не отстают в этом отношении.
Они предлагают поистине множество моделей и формул не только для семейных отношений, но и для мужчины и женщины, отдельного человека и общества, сознательного и бессознательного, опасностей для тела и души и так далее.
Эти архетипы оказывают решающее влияние на человеческие отношения.
Здесь я упомяну лишь о исключительно практическом значении анимуса (архетипа мужчины в женщине) и анимы (архетипа женщины в мужчине), являющихся источником столь мимолетного счастья и затяжных страданий в брак и дружба.
Автор может многое сказать об этих вещах, основываясь на своей медицинской практике и тяжелой, но полезной работе с людьми.
Она заслуживает того, чтобы ее услышали, и я надеюсь, что ее книга найдет большое количество внимательных читателей. ~Карл Юнг, CW 18, Страницы 534-536
Нравится:
Нравится Загрузка…
Отношения существуют, чтобы делать нас сознательными, а не счастливыми
Оставить комментарий
«Каждый кризис представляет собой не только опасность, но и возможность.
Миллионы сейчас живут одни или как родители-одиночки, неспособные установить интимные отношения или не желающие повторять безумную драму прошлых отношений. Другие переходят от одних отношений к другим, от одного цикла удовольствия и боли к другому в поисках неуловимой цели — реализации через союз с противоположной энергетической полярностью. Третьи идут на компромисс и продолжают быть вместе в неблагополучных отношениях, в которых преобладает негатив, ради детей или безопасности, в силу привычки, страха одиночества или какого-то другого взаимовыгодного расположения, или даже в силу бессознательного пристрастие к волнению эмоциональной драмы и боли.
Однако каждый кризис таит в себе не только опасность, но и возможность. Если отношения активизируют и усиливают эгоистические паттерны ума и активируют тело боли, как это происходит в настоящее время, почему бы не принять этот факт, а не пытаться убежать от него? Почему бы не сотрудничать с ним вместо того, чтобы избегать отношений или продолжать преследовать фантом идеального партнера как ответ на свои проблемы или средство удовлетворения? Возможность, скрытая в каждом кризисе, не проявляется до тех пор, пока не будут признаны и полностью приняты все факты любой конкретной ситуации. Пока вы их отрицаете, пока вы пытаетесь убежать от них или желаете, чтобы все было по-другому, окно возможностей не открывается, и вы остаетесь в ловушке внутри той ситуации, которая останется прежней или еще больше ухудшится.
С признанием и принятием фактов также приходит определенная степень свободы от них. Например, когда вы знаете, что существует дисгармония, и удерживаете это «знание», через ваше знание вступает новый фактор, и дисгармония не может оставаться неизменной. Когда вы знаете, что вы не в покое, ваше знание создает неподвижное пространство, которое окружает ваше отсутствие мира в любящих и нежных объятиях, а затем превращает ваше отсутствие мира в покой. Что касается внутренней трансформации, вы ничего не можете с этим поделать. Вы не можете изменить себя, и вы, конечно же, не можете изменить своего партнера или кого-либо еще. Все, что вы можете сделать, — это создать пространство, в котором произойдет преображение, в которое войдут благодать и любовь.
Поэтому всякий раз, когда ваши отношения не работают, всякий раз, когда они вызывают «безумие» в вас и в вашем партнере, радуйтесь. То, что было бессознательным, выносится на свет. Это возможность для спасения . Каждое мгновение удерживайте знание этого момента, особенно вашего внутреннего состояния. Если есть гнев, знайте, что есть гнев. Если есть ревность, желание защищаться, стремление спорить, потребность быть правым, внутренний ребенок, требующий любви и внимания, или эмоциональная боль любого рода — что бы это ни было, знайте реальность этого момента и сохраняйте знание. Тогда отношения становятся вашей садханой, вашей духовной практикой. Если вы наблюдаете бессознательное поведение своего партнера, держите его в любящих объятиях своего знания, чтобы не реагировать. Бессознательное и знание не могут сосуществовать долго — даже если знание находится только в другом человеке, а не в том, кто отыгрывает бессознательное. Энергетическая форма, которая стоит за враждебностью и нападением, считает присутствие любви абсолютно невыносимым. Если вы вообще реагируете на бессознательное состояние вашего партнера, вы сами теряете сознание. Но если вы затем вспомните, что знаете свою реакцию, ничего не потеряно.
Человечеству необходимо развиваться, потому что это наш единственный шанс на выживание как расы. Это повлияет на каждый аспект вашей жизни и, в частности, на близкие отношения. Никогда раньше отношения не были такими проблемными и конфликтными, как сейчас. Как вы могли заметить, они здесь не для того, чтобы сделать вас счастливыми или удовлетворенными.