Материал на тему: Специфика работы педагога — психолога
Выступление педагога – психолога на родительском собрании.
«Специфика работы педагога-психолога в детском саду»
Здравствуйте, уважаемые родители!
Вашему вниманию представляю выступление на тему:
«Специфика работы педагога-психолога в детском саду».
Работа педагога-психолога в детском саду имеет ряд особенностей.
Прежде всего, психолог имеет возможность наблюдать детей не один год, в разных видах деятельности:
— игре,
— общение со сверстниками, взрослыми;
— получать необходимые сведения о развитии ребёнка от воспитателей, родителей, других специалистов детского сада.
Эти факторы облегчают сбор диагностической информации о психическом развитии детей, позволяют оказывать более эффективную помощь.
Основными обязанностями психолога является:
1. психологическое просвещение.
2. психологическая профилактика (своевременное предупреждение возможных нарушений психического здоровья детей).
3. психокоррекция ( деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития).
4. психодиагностика (подбор методического материала для индивидуально- психологических особенностей каждого ребенка)
5. психолого-педагогический консилиум (психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка).
Основной целью психолога является:
Обеспечение психического здоровья и эмоционального благополучия детей, создание оптимальных условий для развития возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка.
Перед детским психологом стоят несколько задач:
1. Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста;
2. Развивать индивидуальные особенности ребенка;
3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду;
4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.
Психологическую помощь педагог- психолог оказывает: родителям, педагогам, и главное – детям.
Направление в работе психолога с педагогами:
1. Создание в группах психологически комфортной предметно-развивающей среды.
2. Консультирование и просвещение педагогов.
3. Участие в педсоветах.
Направление в работе психолога с детьми:
1. Наблюдение и анализ адаптационных возможностей;
2. проведение диагностики нервно–психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста;
3. диагностика возрастных и индивидуальных особенностей по запросам родителей и воспитателей;
4. организация коррекционно-развивающей работы;
5. проведение развивающих занятий.
6. проведение диагностики по определению готовности к школьному обучению;
И, конечно же, работа с Вами, родители:
1. Участие в тематических встречах.
2. Оказание поддержки родителям, имеющим детей с проблемами в развитии.
3. Консультирование.
4. Изучение стиля семейного воспитания.
5. Участие в родительских собраниях.
Уважаемые родители!!! Каждый из нас немного психолог!
Думаю, что у всех есть свой любимый цвет, который может значить что-то позитивное или негативное для каждого из нас. Итак, давайте попробуем выяснить, что же на самом деле может рассказать ваш любимый цвет о вас.
Выберите наиболее приятный для Вас цвет……
Сейчас узнаем, что может рассказать Ваш любимый цвет…
Итак, любитель…
Синего цвета: человек честный и правдивый. Искренний и внимательный, Вы отличный друг. У вас мирная душа.
Любители Зеленого цвета: это любители природы. Вам нравится все, связанное с природой. Вы много времени проводите на открытом воздухе. Вы – везунчик. Спокойный, креативный и отлично понимаете жизнь. Обладатель целительной души.
Любители Розового цвета: добрые и заботливые. Любящий, красивый, чувствительный и очень щедрый человек. Цвет больше присущ женской половине, поэтому люди, чей любимый цвет – розовый, сильно связаны с женственной натурой. Вы зачастую пренебрегаете своими потребностями, если Вам есть о ком заботиться. Чтобы осознать свои желания, Вам нужно время. У Вас добрая душа.
Красный: уверенный и несдержанный. Энергия в Вас бьет ключом. Ваша красота говорит за Вас. Другие люди считают Вас отличным другом/приятелем. У Вас увлеченная душа.
Коричневый: приземленный. Вы солидный и стабильный человек, твердо стоящий на земле. Надежны и очень организованы. Вы стараетесь не выделяться из толпы. У Вас практичная душа.
Желтый: вся жизнь в борьбе. Вы очень активный и деятельный человек, полны интереса к жизни. Вы оптимист, и у вас много друзей. У вас игривая душа.
Черный: серьезный и таинственный. Вы очень глубокий, задумчивый и погруженный в себя человек. Вы таинственны, Ваша сущность тесно связана с Вашей проницательной душой. Вы работаете, чтобы сразу же решить возникающие проблемные вопросы. Чтобы справиться с самыми сокровенными желаниями, Вам нужно их осознать и принять. У Вас душа искателя.
Оранжевый: теплый и энергичный. Вы энергичный и оптимистичный человек. Сердечность и дружелюбность помогают Вам легко приобретать новых друзей. Ваша сильная и уверенная личность предпочитает соревнования. Вы прилагаете максимум усилий, чтобы успешно добиваться поставленных целей, испытывая жизнь на прочность. В Вас живет дух соперничества.
Белый: высокодуховный. Вы замкнутый, духовный и чистый душой человек, умеющий хорошо хранить свои или чужие секреты. Вы верите в высшую силу, и собственные представления о ней. Вы искренне любите и других людей. Ваша мудрость и чистота являются вдохновением для каждого. В Вас живет дух познания.
Уважаемые родители!
Несмотря на то, что говорят нам: знаки зодиака, значение любимых цветов, различные диагностики…Мы сами строители своих судеб…. И только благодаря нашим совместным усилиям мы можем чего-то добиться.
Поэтому, родители, приглашаю Вас к сотрудничеству в деле воспитания наших детей.
Мой график работы…
Спасибо за внимание!
nsportal.ru
Содержание деятельности школьного психолога
Возрастные категории | Время работы, в % | Характер психологических проблем | Время работы, в % |
Дошкольники | 5 % | Отставание в учении | 32 % |
Младшие школьники | 60 % | Поведенческие и эмоциональные нарушения | 22 % |
Подростки | 20 % | Задержка психического развития | 14 % |
Старшие школьники | 15 % | Другие проблемы | 32 % |
Эти данные создают представление о характере и содержании проблем, с которыми сталкивается психолог в школе.
Ряд проблем, которые приходится решать школьному психологу, связаны с возрастными особенностями школьников. Однако, существует и ряд психологических проблем в школе, имеющих вневозрастной характер. Это неумение организовать и распределить свое время, недостаточный уровень саморегуляции, страх провалов и неудач, неуспеваемость и отставание в учении, неумение общаться с людьми.
Психолог работает не только с учащимися, но и с педагогическим коллективом, и с родителями, помогает формированию их психологической культуры, способствует установлению благоприятного психологического климата в отношениях между всеми субъектами образовательного процесса. В этой деятельности психолог должен опираться на поддержку педагогов учреждения, в котором он работает.
Психолог образовательного учреждения реализует свои функции в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом, согласует с ними все стороны и направления профессиональной деятельности.
Помимо собственно психологической работы психолог может заниматься преподавательской, социально-педагогической, воспитательной и культурно-просветительской деятельностью.
Психолог имеет право на выполнение всех функциональных обязанностей, самостоятельно выбирает формы и методы работы с клиентами, сам устанавливает приоритетные направления своей работы. Для полноценного обеспечения профессиональной деятельности психолог имеет право участвовать в мероприятиях педагогического коллектива, изучать любую документацию по организации учебно-воспитательного процесса, личные дела учащихся и работников образовательного учреждения, проводить психодиагностические обследования. По результатам своей работы психолог имеет право давать рекомендации и вносить предложения педагогам и администрации образовательного учреждения по кадровой политике, оптимизации нагрузки учителей и учеников, по профилактике неблагоприятного психологического климата.
Психолог несет административную и моральную ответственность за результаты собственной профессиональной деятельности. Каждые пять лет проводится профессиональная переаттестация школьных педагогов-психологов при участии квалифицированной комиссии, организуемой при институтах повышения квалификации работников народного образования, при факультетах психологии высших учебных заведений, в различных подразделения психологической службы.
Для работы психолога в образовательном учреждении, как правило, выделяется кабинет, в котором должны находиться необходимое оборудование и материалы. В случае отсутствия возможности обеспечения, психологу должно быть предоставлено рабочее место, отвечающее требованиям соблюдения конфиденциальности психологической работы.
Кабинет психолога должен располагаться в отдельном помещении и иметь условия для проведения всех видов психологической работы. Психолог имеет право на материальное обеспечение своей деятельности, исходя из возможностей образовательного учреждения. В кабинете психолога желательно иметь библиотечку необходимой психологической литературы, материалы для проведения психодиагностической работы, телефон, который может использоваться в работе психолога как «телефон доверия».
Кабинет психолога должен быть оснащен компьютером и дополнительным компьютерным оборудованием (принтер, сканнер). Высокий уровень квалификации современного психолога невозможен без овладения компьютерными технологиями, которые являются средством оптимизации и повышения эффективности работы психолога. Компьютер служит средством обработки и хранения больших массивов информации, позволяет организовать и систематизировать ее, дает средства быстрого доступа к сохраняемым данным. Специальные компьютерные программы (Microsoft Excel, STATISTICA, SPSS и другие) позволяют производить сложные статистические вычисления, значительно ускоряют время обработки результатов исследований, представляют данные в наглядной графической форме, помогают создавать аналитические таблицы и отчеты.
Помимо этого, компьютерные средства помогают расширить профессиональную библиотеку психологической литературы. Например, Издательским домом «Равновесие» в серии «Учебники и учебные пособия для высшей школы» изданы компакт-диски «Психология личности. Тексты» под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер и А.А. Пузырея, «Психология» А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского и другие. Выпускаются различные электронные энциклопедии, справочники по психологии.
В настоящее время, как уже упоминалось, существует также большое число компьютерных психодиагностических методик, помогающих психологу сократить время обработки результатов.
Доступ к сети Интернет предоставляет психологу возможность ознакомления с различными базами данных, информационными системами, облегчает библиографический поиск. Сайты крупнейших библиотек страны (РГБ им. Ленина, ГПНТБ и другие) позволяют читателям просматривать электронные версии своих каталогов и даже заказывать литературу через Интернет.
Таким образом, психолог должен выполнять все виды психологической работы в соответствии с квалификационными требованиями к профессии, постоянно повышать свою квалификацию, соблюдать этические стандарты своей профессии.
Однако помимо профессионально-психологического содержания деятельности психолога, его профессиональные обязанности включают и организационно-методические функции. Это может быть подготовка различного рода мероприятий, совершенствование необходимой для проведения психологической работы материально-технической базы, в некоторых случаях изготовление бланкового материала, наглядных пособий. Выполнение этих функций требует от психолога разнообразных навыков и умений, владение элементами методики проведения культурно-просветительской и педагогической деятельности, социальной работы.
studfiles.net
Психологическая служба в средней школе: основные функции и направления работы
Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.
Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальной является работа психолога в школе. Применение научных достижений психологии в практике народного образования помогает педагогам решать проблемы индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса школы.
Организация психологической службы, являющейся основным звеном, организующим психологическое обеспечение в школе, преследует следующие цели и задачи. (Цели и задачи психологической службы определяются в соответствии с «Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»/Приказ Министер-0ТВ8 образования Российской Федерации от 22.10.99 г. № 636).
Целями Службы является:
- содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;
- содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
- оказание помощи обучающимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
Задачи Службы:
- психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
- содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе развития личности;
- формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;
- содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в школе;
- психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся;
- профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся;
- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
- участие совместно с органами управления образованием и педагогическим коллективом школы в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
- содействие распространению и внедрению в практику школы достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
- содействие в обеспечении деятельности педагогических работников школы научно-методическими материалами и разработками в области психологии.
Основными функциями работы психолога в школе являются следующие:
- гностическая, которая включает изучение специфических особенностей деятельности педагогов и их воспитанников в данном учреждении в той мере, в какой они детерминируют их психику и предъявляют к ним определенные требования, а также изучение ряда психофизиологических, индивидуально-психологических и личностных особенностей преподавателей, сотрудников, учащихся, их социального статуса, особенностей межличностных отношений, как в коллективах педагогов, так и в группах учащихся. Итог этой работы – подробная психологическая характеристика личности преподавателя, сотрудника, воспитанника, составление психологических паспортов, позволяющих наметить и осуществить коррекционные психотерапевтические мероприятия;
- конструктивно-просветительная, которая включает работу по профилактике и предупреждению конфликтов, вызванных психологическими причинами; сообщение преподавателям и воспитателям основных сведений по социальной психологии, формирование приемов и навыков общения; планирование исследований и профилактических мероприятий; моделирование индивидуальных программ развития. Данная функция может осуществляться в форме консультаций, внушающих воздействий, просветительских и психотерапевтических бесед с различными контингентами. Эти беседы можно проводить с администрацией учреждений на семинарах руководителей, где они получат основные сведения по психологии руководства и управления. Занятия с преподавателями и во
psylist.net
Содержание работы школьного психолога | Мир Психологии
Часть I. Общие вопросы организации и деятельности школьной психологической службы (И.В. Дубровина)
Глава 2. Содержание работы школьного психолога
I.2.1. С чего начинать работу?
Что можно посоветовать психологу, только пришедшему в школу? Прежде всего, не спешить, осмотреться.
Первый период работы практического психолога можно условно назвать периодом адаптации: психолог должен адаптироваться к школе, а школа — к психологу. Ведь они очень плохо знают друг друга. Здесь будут уместны беседы с администрацией школы, учащимися, их родителями, посещение уроков, внеклассных мероприятий, пионерских сборов, комсомольских собраний, заседаний педсоветов, родительских собраний, изучение документации и пр. Одновременно в беседах, на собраниях необходимо знакомить учителей, учащихся и их родителей с задачами и методами работы школьного психолога (в самой общей форме).
Психолог в школе — явление для нас новое, и многие учителя могут признать психолога не сразу. Нужны терпение, благожелательное спокойствие, тактичное отношение ко всем. Каждый человек имеет право на сомнение, а учитель, классный руководитель, директор школы — тем более. Почему они сразу должны поверить в психолога? Все зависит от него самого и, главное, от его профессиональной подготовки и умения профессионально работать. Поэтому начинать, на наш взгляд, следует с того, что психолог лучше всего знает и умеет. Например, если у него большой опыт в работе с младшими школьниками, то, значит, с них и надо начинать, если раньше приходилось иметь дело с развитием интеллектуальной сферы детей, то следует попробовать себя в работе с отстающими или способными детьми и т.п.
Но во всех случаях не надо торопиться, стремиться во что бы то ни стало как можно скорее показать, на что способен. Психолог пришел в школу надолго, навсегда, и сразу следует сформировать у педагогического коллектива установку на то, что психолог — не волшебник, не все сразу может решить. А такие психологические процессы, как коррекция, развитие, вообще длительны по времени. Да и выяснение причин той или иной психологической проблемы требует каждый раз разного времени — от нескольких минут до нескольких месяцев.
По опыту работы школьных психологов, такой адаптационный период может занимать от трех месяцев до года.
I.2.2. Итак, зачем же приходит в школу практический психолог?
Взрослые люди, работающие в школе, все вместе решают одну общую задачу — обеспечивают обучение и воспитание подрастающего поколения. При этом каждый из них занимает свое определенное место в учебно-воспитательном процессе, имеет свои конкретные задачи, цели и методы. Например, конкретные задачи и методы работы учителя истории отличаются от задач и методов работы учителя биологии, математики, физической культуры, труда и пр. В свою очередь задачи и методы деятельности всех учителей-предметников принципиально меняются, когда они выступают в роли классных руководителей.
Итак, у каждого педагога школы есть свои функциональные обязанности, основанные на профессиональной специализации. А как же практический психолог? Может быть, правы в школе те, кто воспринимает его или как «скорую помощь» для учителя, или как «няньку» для учеников, т.е. как человека полезного, даже в чем-то интересного, но без определенных, четко обозначенных обязанностей — его хорошо иметь, но можно без него и обойтись? Конечно, это совершенно не соответствует смыслу его деятельности.
Практический психолог приходит в школу тоже как специалист — специалист в области детской, педагогической и социальной психологии. В своей работе он опирается на профессиональные знания о возрастных закономерностях и индивидуальном своеобразии психического развития, об истоках психической деятельности и мотивах поведения человека, о психологических условиях становления личности в онтогенезе. Психолог — равноправный член школьного коллектива и отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно — контролирует психическое развитие учащихся и максимально способствует этому развитию.
Эффективность работы школьного психолога определяется прежде всего тем, насколько он может обеспечить основные психологические условия, способствующие развитию учащихся. В качестве основных условий можно назвать следующие.
1. Максимальная реализация в работе педагогического коллектива с учащимися возрастных возможностей и резервов развития (сеизитивиость того или иного возрастного периода, «зоны ближайшего развития» и пр.). Практический психолог должен способство- o вать тому, чтобы не просто учитывались возрастные особенности (к этим словам в школе уже привыкли), но эти особенности (или новообразования) активно формировались и служили основой дальнейшего развития возможностей школьников.
Так, в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание ребенка. Основным видом его деятельности становится учебная деятельность, которая играет важную роль в формировании и развитии всех психических свойств и качеств. Именно этот возраст сензитивен для развития таких психологических новообразований, как произвольность психических процессов, внутренний план действия, рефлексия способов своего поведения, потребность в активной умственной деятельности или склонность к познавательной деятельности, овладение учебными умениями и навыками. Иными словами, к концу младшего школьного возраста ребенок должен уметь учиться, хотеть учиться и верить в свои возможности.
Оптимальной основой для успешного учения является гармоническое соответствие учебных и интеллектуальных навыков и умений с такими параметрами личности, как самооценка и познавательная или учебная мотивация. Это соответствие закладывается именно в младшем школьном возрасте. Практически все проблемы ;(в том числе неуспеваемость, учебные перегрузки и пр.), возникающие на последующих ступенях обучения, определяются тем, что ребенок либо не умеет учиться, либо учение ему неинтересно, не видна его перспектива.
Подростковый возраст сензитивен, например, для таких психологических новообразований, как сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы, желания и характер других людей и ориентироваться на них при организации своего поведения (16, с.126). Но эти новообразования не возникают сами по себе, они являются результатом опыта ребенка, полученного им на предшествующих возрастных ступенях: относились ли окружающие люди с пониманием к его переживаниям, видел ли он воочию сопереживания людей друг другу, был ли он в ситуациях, когда от него требовалась помощь, поддержка и пр.
Психическое развитие на этом возрастном этапе имеет свои особенности и сложности, во многом обусловленные половым созреванием подростка. Быстрый физический рост и половое созревание производят заметные изменения во внешности и внутреннем мире, порождают острый интерес к самому себе и интерес к другому полу. У подростков возникают новые ощущения, чувства, переживания. Во всем этом им нелегко разобраться самостоятельно. Мальчики и девочки начинают постепенно осознавать себя мужчинами или женщинами, у них формируется потребность понять себя с этой точки зрения. Но чтобы себя понять в этом плане, необходимо вычленить какие-то свойства и качества личности, присущие только мужчине или только женщине, сравнить эти особенности со своими, оценить их. Иными словами, этот возраст сензитивен для возникновения идеалов взрослого мужчины, взрослой женщины (или мужественности — женственности). Эти идеалы становятся регулятором полового поведения юноши и девушки и определяют характер отношений (нравственный или безнравственный) с представителями противоположного пола.
Старший школьный возраст сензитивен для формирования психологической готовности к личностному, профессиональному и жизненному самоопределению, внутренне связан с построением жизненных планов, с определением дальнейшего пути.
2. Развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей учащихся внутри каждого возрастного периода — интересов, склонностей, способностей, самосознания (самооценки, полового самосознания и пр.), направленности, ценностных ориентации, жизненных планов и др.
Проблема индивидуальных различий очень сложна. Трудно назвать хоть одно какое-то свойство, черту, качество человека, которое не входило бы в круг этой проблемы. Известно, что дети в одном и том же классе очень отличаются друг от друга. Однако центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности.
Существует огромное многообразие видов деятельности, каждый из которых требует определенных способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне. Формирование способностей имеет свои особенности на каждом возрастном этапе и тесно связано с развитием интересов ребенка, самооценкой его успехов или неудач в той или иной деятельности. Психическое развитие ребенка невозможно без развития его способностей. Но становление этих способностей требует терпения со стороны взрослых, внимания и бережного отношения к малейшим успехам ребенка, а этого взрослым часто не хватает! И они успокаивают свою совесть расхожей формулой о том, что способности — это исключение, а не правило. Имея подобное убеждение, школьный психолог работать не может, его основная задача — выявление и развитие способностей каждого на индивидуальном уровне достижений.
При этом психологу следует иметь в виду, что у детей существуют разные основания для оценки способностей: товарищей они оценивают по их успешности в занятиях (объективный критерий), себя — по своему эмоциональному отношению к занятиям (субъективный критерий). Поэтому достижения детей и нужно рассматривать в двух планах — в плане объективной и субъективной их значимости.
Объективно значимые достижения хорошо видны окружающим: учителям, родителям, товарищам. Например, ученик усваивает материал быстро, «с хода», сразу понимает объяснение учителя, свободно оперирует знаниями. Он выделяется среди одноклассников, его самооценка совпадает с реальной высокой успешностью, постоянно подкрепляется.
Субъективно значимые достижения — это такие успехи, которые окружающим часто незаметны, однако имеют высокую ценность для самого ребенка. Есть дети (это основная масса учащихся — так называемые «средние» ученики), у которых каких-то больших, заметных достижений в определенной области знаний нет, в классе они не только не лучше, а хуже многих усваивают данный предмет, но испытывают к нему большой интерес, с удовольствием выполняют задания по нему. Субъективно, для себя, они добиваются каких-то успехов в этой области знания в отличие от других. Самооценка возможностей такого ребенка часто подкрепляется лишь его собственным положительным отношением к предмету. Таким образом, мы можем говорить о том, что существуют разные условия формирования самооценки — под влиянием и при поддержке учителя или вопреки оценке учителя (и тогда ребенку приходится преодолевать значительные трудности для самоутверждения, или он «сдается»).
В школе, к сожалению, недостаточно правильно подходят к так называемому «среднему» ученику. У большинства «средних» младших школьников есть уже свои любимые предметы, есть ( определенные области, где они добиваются сравнительно высоких результатов. Но общий уровень развития у многих из них недостаточно высок в силу целого ряда обстоятельств (например, недостатки развития воображения и пр.). Если сразу не обратить на них внимания, не поддержать их интереса и успехов в той или иной области, то они могут (как это часто и бывает) остаться «средними» до конца школьного обучения, утратив веру в свои способности, интерес к занятиям.
Подход к проблеме способностей, основанный на признании существования не только объективно, но и субъективно значимых способностей ребенка, позволяет построить воспитательный процесс с учетом субъективно наиболее успешной для каждого учащегося области знаний или деятельности. Обычно основное внимание при обучении и развитии предлагается уделять наиболее слабым местам, зонам отставания, имеющимся у ребенка. Между тем опора именно на субъективно успешную для ребенка область оказывает наиболее прогрессивное влияние на формирование личности, позволяет развиться интересам и способностям каждого, подтягивает отстающие способности не прямо, а косвенно.
3. Создание в школе благоприятного для развития детей психологического климата, который определяется прежде всего продуктивным общением, взаимодействием ребенка и взрослых (учителей, родителей), ребенка и детского коллектива, ближайшего окружения сверстников.
Полноценное общение менее всего ориентируется на любого вида оценки или оценочные ситуации, для него характерна именно безоценочность. Высшая ценность в общении — это другой человек, с которым мы общаемся, со всеми его качествами, свойствами, настроениями и пр., т.е. правом на индивидуальность.
Благоприятный психологический климат и взаимоотношения имеют свою специфику в каждом возрасте.
В младших классах характер общения учителя формирует у детей различное отношение к нему: положительное, при котором ученик принимает личность учителя, проявляя доброжелательность и открытость в общении с ним; отрицательное, при котором ученик не принимает личность учителя, проявляя агрессивность, грубость или замкнутость в общении с ним; конфликтное, при котором у учащихся возникает противоречие между неприятием личности учителя и скрытым, но острым интересом к его личности. При этом существует тесная связь между особенностями общения младших школьников с учителем и формированием у них мотивов учения. Положительное отношение, доверие к учителю вызывают желание заниматься учебной деятельностью, способствуют формированию познавательного мотива учения; отрицательное отношение не способствует этому.
Отрицательное отношение к учителю у младших школьников встречается довольно редко, а конфликтное — весьма часто (около 30% детей). У этих детей задерживается формирование познавательной мотивации, так как потребность в доверительном общении с учителем сочетается у них с недоверием к нему, а следовательно, и к той деятельности, которой он занимается, в отдельных случаях — с боязнью его. Эти дети чаще всего замкнуты, ранимы или, наоборот, равнодушны, невосприимчивы к указаниям учителя, безынициативны. В общении с учителем они проявляют вынужденную покорность, смирение, порой стремление приспособиться. Причем обычно дети сами не осознают причин собственных переживаний, неустроенности, огорчений, к сожалению, это нередко не осознают и взрослые. Первоклассники в силу недостаточного жизненного опыта склонны преувеличивать и глубоко переживать кажущуюся им строгость со стороны учителя. Это явление нередко недооценивается учителями на самом начальном этапе обучения детей. Между тем это чрезвычайно важно: в последующих классах отрицательные эмоции могут закрепиться, могут быть перенесены на учебную деятельность в целом, на взаимоотношения с учителями и товарищами. Все это приводит к серьезным отклонениям в психическом и личностном развитии школьников.
Во взаимоотношениях подростков наиболее значимы чувства симпатии и антипатии, испытываемые ими к сверстникам, оценки и самооценки способностей. Неудачи в общении со сверстниками ведут к состоянию внутреннего дискомфорта, компенсировать который не могут никакие объективно высокие показатели в других сферах жизнедеятельности. Общение субъективно воспринимается подростками как нечто очень важное: об этом свидетельствуют их чуткое внимание к форме общения, попытки осмыслить, проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Именно в общении со сверстниками берет начало формирование ценностных ориентации подростков, которые являются важным показателем их социальной зрелости. В общении со сверстниками получают удовлетворение такие потребности подростков, как стремление к самоутверждению среди сверстников, желание лучше узнать себя и собеседника, понять окружающий мир, отстоять независимость в мыслях, поступках и действиях, проверить собственную смелость и широту знаний в отстаивании своего мнения, показать в деле такие личностные качества, как честность, сила воли, отзывчивость или суровость и пр. Подростки, у которых по той или иной причине не сложилось общение со сверстниками, часто отстают в возрастном личностном развитии и уж во всяком случае чувствуют себя в школе очень неуютно.
Для взаимоотношений старшеклассников характерно особое внимание к общению с представителями противоположного пола, наличие или отсутствие неформального общения с учителями и другими взрослыми. Общение со взрослым является основной коммуникативной потребностью и основным фактором нравственного развития старшеклассников. Общение со сверстниками, несомненно, и здесь играет свою роль в развитии личности, однако чувство собственной значимости, уникальности и самоценности может возникнуть у юноши (да и у подростка) только тогда, когда он чувствует уважение к себе человека, обладающего более развитым сознанием и большим жизненным опытом. Родители и учителя выступают, следовательно, не только как передатчики знаний, но и как носители нравственного опыта человечества, который может быть передан только в непосредственном и даже неформальном общении. Однако как раз с этой своей ролью родители и учителя фактически не справляются: удовлетворенность учащихся неформальным общением со взрослыми крайне низка. Это свидетельствует о неблагополучном духовном состоянии общества, о разрыве духовной связи между старшим и младшим поколениями.
В современной школе не соблюдаются психологические условия, обеспечивающие полноценное общение учащихся со взрослыми и сверстниками на всех этапах школьного детства. Отсюда у некоторых учащихся младшего школьного возраста и у многих подростков и старшеклассников формируется негативное отношение к школе, к учению, неадекватное отношение к самим себе, к окружающим людям. Эффективное обучение и прогрессивное развитие личности в таких условиях невозможны.
Поэтому создание благоприятного психологического климата, в центре которого личностное, заинтересованное общение взрослых и учащихся — одна из главных задач школьного психолога. Но успешно решать ее он может только в совместной работе с учителями, в творческом общении с ними, задавая определенное содержание и продуктивные формы такого общения.
Школьный психолог находится непосредственно внутри того социального организма, где зарождаются, существуют и развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений учителей, учащихся и их родителей. Он видит каждого ребенка или учителя не самого по себе, а в сложной системе взаимодействия (см. рис.1).
Это своеобразное «поле» взаимодействия практического психолога с учащимися разного возраста, их учителями и родителями, в центре которого находятся интересы ребенка как формирующейся личности. Ясно, что на всех стадиях работы и с отдельными учащимися и с детским коллективом необходимо тесное сотрудничество психолога со всеми взрослыми, имеющими отношение к данным детям.
I.2.3. Основные виды работы школьного психолога.
К основным видам деятельности школьного психолога относятся:
- психологическое просвещение как самое первое приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям;
- психологическая профилактика, состоящая в том, что психолог должен проводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников;
- психологическое консультирование, состоящее в помощи в решении тех проблем, с которыми к нему приходят сами (или им рекомендуют прийти, или их об этом просит психолог) учителя, учащиеся, родители. Часто они осознают существование проблемы после просветительной и профилактической деятельности психолога;
- психодиагностика как углубленное проникновение психолога во внутренний мир школьника. Результаты психодиагностического обследования дают основания для заключения о дальнейшей коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультативной работы, проведенной с ним;
- психокоррекция как устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника;
- работа по развитию способностей ребенка, формированию его личности.
В любой конкретной ситуации каждый из видов работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает школьный психолог, и от специфики того учреждения, где он работает. Так, в интернатах для детей, лишенных попечения родителей, психолог прежде всего разрабатывает и осуществляет такие развивающие, психокоррекционные и психопрофилактические программы, которые компенсировали бы неблагополучный опыт и обстоятельства жизни этих детей и способствовали развитию их личностных ресурсов.
Психологи, работающие при роно, в основном выполняют следующие виды деятельности:
- организация циклов лекций для учителей и родителей с целью повышения их психологической культуры. Опыт показывает, что именно после прослушанного курса лекций учителя и родители чаще обращаются к психологу, видят больше проблем, лучше их формулируют. Лекции дают возможность усилить мотивацию учителей и родителей к выполнению рекомендаций психолога, так как анализ сходного случая показывает взрослым реальные пути решения той или иной проблемы. При этом важно, чтобы психолог останавливался на актуальных вопросах, интересных аудитории, иллюстрировал лекции примерами из практики (разумеется, без указания имен и фамилий). Это повышает заинтересованность не только в психологических знаниях, но и в консультировании; родители и учителя начинают представлять себе, в чем состоит работа психолога, перестают пугаться, когда их приглашают на беседу с психологом по поводу учебы или поведения их ребенка;
- проведение консультаций для учителей, родителей по интересующим их психологическим проблемам и оказание информационной помощи. К психологу часто обращаются с просьбой рассказать о том, где можно получить консультацию по специальным вопросам, затрагивающим интересы ребенка. В зависимости от запроса психолог рекомендует специализированные психологические, дефектологические, юридические, медицинские и иные консультации;
- осуществление углубленной работы в каком-либо классе с целью помощи классному руководителю в выявлении конкретных причин неуспеваемости и недисциплинированности учащихся, определении совместно с учителями возможных форм коррекции поведения и развития школьников;
- помощь в подготовке и проведении педагогических консилиумов в отдельных школах;
- организация постоянно действующего семинара для учителей района по детской и педагогической психологии, психологии личности и межличностных отношений;
- создание психологического «актива» из числа учителей школ района. Это обязательное условие работы районной психологической службы. Если в каждой школе или по крайней мере в большинстве школ района не будет хотя бы одного учителя, умеющего грамотно ставить психологические вопросы, определить, каких детей и по каким проблемам целесообразно показать для обследования психологу, то районному психологическому центру работать будет практически невозможно: несколько человек, которые в нем есть, не смогут самостоятельно определить трудности и проблемы, которые возникают у учащихся в школах;
- участие в наборах в первые классы для определения уровня готовности детей к обучению в школе.
Опыт работы районного психологического центра позволяет говорить о нем как о полезной форме психологической службы, учитывая, что обеспечить психологами в ближайшее время все школы трудно.
Несмотря на то что более эффективной формой организации психологической службы является работа практического психолога непосредственно в школе, психологический центр или кабинет при роно мог бы оказать определенную психологическую помощь школам района. Для развития школьной психологической службы очень важно взаимодействие психолога в школе с психологами из районных (городских) психологических кабинетов.
www.persev.ru
Специфика работы психолога в учреждениях разного типа
Учреждение образования
«Белорусский государственный университет имени Максима Танка»
Факультет социально-педагогических технологий
ДНЕВНИК СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА
ПО УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
факультета социально-педагогических технологий
учреждения образования «БГПУ им.М. Танка»
Сроки прохождения с 2.04.07 по 16.04.07
Руководитель практики
Громова Ирина Алексеевна
Минск, 2007
График:
Цель практики : изучение специфики работы психологических служб в учреждениях разного типа
Задачи:
1. Углубить и закрепить теоретические знания, полученные при изучении следующих курсов: «Введение в психологию» и «Общая психология»; научиться применять эти знания на практике.
2. Познакомить студентов со спецификой работы психолога в учреждениях разного типа.
3. Определение основных характеристик и качеств, необходимых для работы педагогом-психологом.
4. Воспитывать интерес к психологической профессии, стимулировать стремление к саморазвитию студента.
5. Формировать положительное отношение к профессии психолога.
В процессе психологической практики студенту необходимоовладеть следующими умениями:
— Умение проводить наблюдение за работой психолога,
— Умение выявлять составлять специфические характеристики, необходимые для работы психологом.
— Проводить анализ документации педагога-психолога.
— Анализировать и обобщать передовой психологический опыт и личный практический опыт.
Учебное заведение, в котором я проходила практику называется средняя школа, которая находится в Учреждение обеспечивает получение базового и среднего образования по типовым и индивидуальным программам, здесь работают разнообразные кружки и клубы по интересам, а также организованы факультативные занятия по многим дисциплинам. В 2006-2007 учебном году здесь обучается 438 детей. Как и во всех школах, здесь есть дети, нуждающиеся в помощи социального педагога и психолога: 4 состоят на внутришкольном учете (ВШУ), 7 учащихся под патронажем органов опеки и попечительства, 9 детей находятся в социальной опасности — дети из неблагополучных семей, есть и дети из группы риска (18).
Отдел психолого-педагогической помощи школы осуществляет диагностику психического развития, отклонений в развитии детей и подростков, выявляет причины, трудности адаптации учащихся к школе, отклоняющегося поведения детей и подростков; консультации, касающиеся выбора типа школы или учебных классов, формы индивидуального обучения и воспитания, отношений родителей и детей в семье, различных проблем личной жизни несовершеннолетних; проводит индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию поведения и психических процессов несовершеннолетних, психотерапевтическую работу при начальных стадиях психических отклонений у детей и подростков, при травмировании психики несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений, правонарушений, социальных, технологических и природных катастроф и других травмирующих событий, оказывает помощь в реадаптации и ресоциализации несовершеннолетних.
Должностные обязанности специалистаСвою деятельность осуществляет в учебно-воспитательных учреждениях системы образования: детских дошкольных учреждениях, домах ребенка, детских домах, школах, школах-интернатах, внешкольных учреждениях, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях, лицеях, гимназиях, учреждениях специального типа (для особо одаренных детей, для малолетних правонарушителей), специальных детских учреждениях для детей с особенностями умственного и физического развития, диагностико-реабилитационных центрах, детских оздоровительных комплексах, органах управления образованием и т.д.Заботится о психическом здоровье личности, участвует в создании для нее развивающей психологически комфортной среды. Проводит регулярные массовые обследования с целью контроля за ходом психического развития, процессами обучения и воспитания. Определяет лиц, нуждающихся в психологической помощи, осуществляет их учет и контроль. Проводит необходимые психолого-педагогические измерения, обработку результатов, подготовку психологических заключений и рекомендаций.Ведет просветительскую работу среди детей, учащейся молодежи, родителей, преподавателей. Участвует в семинарах для психологов.Ведет консультационную работу. Планирует и организует профориентационные исследования и профконсультации. Обеспечивает психопрофилактическую работу, выявляет лиц, находящихся в зоне психологического риска. Оказывает помощь семье в налаживании микроклимата, в эффективном воспитании детей, в решении внутрисемейных конфликтов. Проводит психокоррекционную работу с целью устранения выявленных отклонений.Осуществляет работу по развитию способностей детей, формированию психологической культуры личности, обучению адекватным взаимоотношениям, решению деловых и межличностных конфликтов, оказанию помощи в экстремальных ситуациях. Принимает участие в создании благоприятного психологического климата в группах Ии коллективах.Проводит психодиагностическую работу, участвует в углубленном изучении детей, подростков и учащейся молодежи с привлечением дефектологов, врачей, юристов и других специалистов.Занимается научно-методической работой, формирует банк данных о достижениях научной и практической психологии, психологических обследованиях педагогов, детей, учащихся и студентов, новых методиках диагностики. Разрабатывает и апробирует новые диагностические и коррекционные методики и программы. Принимает участие в психологической экспертизе педагогических инноваций, решений, предложений, учебников и обучающих программ, тестовых методик и др. Принимает участие в конкурсных комиссиях, собеседованиях при приеме на работу и при аттестации педагогических кадров.Взаимодействует с диагностико-реабилитационными центрами, региональными психологическими службами, учреждениями подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов.Отвечает за правильность ведения документации. Осуществляет учет результатов работы в соответствии с установленными формами.Педагог-психолог должен знать:естественно-научные основы психологии;общую, педагогическую, социальную, сравнительную, дифференциальную, клиническую психологию, психофизиологию и психологию труда, психологию развития личности;методологию психологии, методы психологии и математической обработки результатов исследований, экспериментальную психологию;психодиагностику, тестовые методики, диагностику и коррекцию эмоциональных состояний, диагностику и коррекцию познавательных процессов, диагностику и коррекцию межличностных отношений, диагностику и коррекцию психического развития, диагностику и коррекцию личности, индивидуальную и групповую психотерапию;положение о психологической службе, этический кодекс психолога, нормативные документы об образовании;юридическую документацию, относящуюся к правам ребенка, родителей и педагогов.Педагог-психолог обязан:
— обеспечивать и поддерживать психологическое здоровье и развитие личности учащихся;
— по мере необходимости проводить психологическую диагностику, выявлять индивидуально-психологические особенности учащихся на протяжении всего периода обучения;
— оказывать помощь учащимся в процессе адаптации;
— выявлять и предупреждать возможные нарушения в становлении и развитии личности учащихся посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации;
— оказывать психологическую помощь и поддержку учащимся, преподавателям, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;
— участвовать в психологической поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— содействовать формированию благоприятного социально — психологического климата в студенческих и педагогических коллективах;
— оказывать психологическую помощь и поддержку преподавателям, мастерам производственного обучения и учащимся, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
— участвовать в формировании здоровьесберегающих образовательных технологий, здорового образа жизни, профилактике асоциальных явлений в студенческой среде;
mirznanii.com
Опыт работы педагога -психолога средней общеобразовательной школы.
От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский
Опыт работы педагога-психолога А.С.Гисс
Целю моей деятельности является обеспечение психического и психологического здоровья детей, полноценного психического развития ребенка на всех этапах онтогенеза.
Исходя из этого, я ставлю перед собой следующие задачи:
развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, жизненных планов;
содействие развитию и сохранению психического здоровья детей и взрослых;
оказание своевременной психологической помощи и поддержки, как детям, так и их родителям, учителям.
создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей с взрослыми и сверстниками, с другой – созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуации успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;
Основные виды моей деятельности как школьного психолога:
Психологическое просвещение.
Психологическая профилактика
Психологическая диагностика.
Психологическая коррекция.
Психологическое консультирование.
Самореализация.
I. Психологическое просвещение
Психологическое просвещение, то есть, приобщение взрослых (родителей, учителей, воспитателей) и детей к психологическим знаниям. Я провожу это в форме бесед, выступлений на педагогических советах, классных часах, родительских собраниях, совещаниях.
II. Психологическая профилактика
Основной момент – развивающие занятия.
С младшими подростками, учащимися 5-х классов, я работаю по адаптированной психолого-профилактической программе «Я -пятиклассник».
Цель данной программы создание условий для адаптации учащихся 1 ступени обучения при переходе на 2 ступень обучения и успешного продолжения образования в 5-м классе.
Соответственно, я выделяю 4 направления этой групповой работы:
аксиологическое — формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;
инструментальное — умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. формирование личностной рефлексии;
потребностно-мотивационное — умение сделать выбор, принять ответственность за него, а также сформировать потребность в самоизменении и личностном росте;
развивающее направление групповой работы обеспечивает формирование эго-идентичности, т.е. половую идентичность.
Методические средства, используемые для конструирования групповых занятий, носят игровой характер. После каждой игры организовывается её обсуждение в свободной форме.
Ролевые игры основываются на понимании ролевого развития человека. Для обеспечения психологического здоровья необходимо адекватное ролевое развитие. Соответственно ролевые методы предполагают принятие подростком ролей, различных по содержанию и статусу проигрывание их.
Чаще всего используются социальные и семейные роли (учителя, директора, мамы, бабушки, друзей), неодушевленных предметов (стола, шкафа, лодки). Роль изображается при помощи мимики и жестов, может озвучиваться.
Учащиеся сталкиваются с ситуациями, характерными для их реальной деятельности и ставятся перед необходимостью изменить свои установки. Тем самым создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков.
Примеры упражнений для этой группы:
как общаться между собой
рисунок имени
я горжусь
покажи без слов
хочу в будущем – делаю сейчас
кто может быть другом.
Ожидаемый результат: предотвращение школьной дезадаптации у обучающихся, снижение тревожности: развитие творческого потенциала детей, приобретение ими навыков анализа своих чувств, проблем, отношений, событий; формирование умения приобретать знания.
Анализируя работу с родителями учащихся 5-х классов важно отметить, что многие из них мало представляют особенности данного переходного периода, а также имеют слабое представление о формах и методах взаимодействия с детьми в кризисные моменты. Исходя из этого, мною ежегодно разрабатываются темы для повышения психологической компетентности родителей пятиклассников.
Работа со старшими подростками (9 классы)
Основная задача, которая стоит перед многими учащимися 9-х классов принять решение о характере и форме дальнейшего образования; остаться в школе или уходить (куда?), выбрать профильный класс или общеобразовательный, математический или гуманитарный, на какие элективные курсы записаться и т.п.
Принципиально важно, чтобы подобные решения были приняты девятиклассниками самостоятельно. В кадре предпрофильной подготовки я ставлю перед собой следующие задачи:
— помочь школьникам сформировать умение объективно оценить свои способности к обучению по различным профилям, осуществлять выбор профиля, соответствующего способностям и интересам, сформировать у них готовность прикладывать усилия для получения качественного образования, то есть сформировать высокий уровень учебной мотивации.
Реализацию этих задач я осуществляю через активные методы преподавания элективного курса «Психология саморазвития» и в кадре индивидуальных консультаций.
Другая категория девятиклассников это те, которые приняли решение уйти из школы. Это, как правило, учащиеся с низкой успеваемостью и низкой самооценкой своих способностей.
У них доминирует прагматический, а не творческий тип развития. В работе с такими детьми я преследую несколько иные цели, а именно:
расширение сферы возможных профессиональных решений (примеривание и проигрывание в условном плане самых разных сценариев жизни);
работа по повышению самооценки учащихся
Работа со старшеклассниками
Центральным, основным направлением моей работы с учащимися IX-XI классов является профессиональное и личностное самоопределение юношей и девушек.
Задачи, которые я ставлю перед собой:
помочь учащимся развить способность видеть перспективу своей будущей жизни;
самому определять цели своей жизни, ценности;
планировать свои ближние и дальние перспективы.
Реализацию этих целей я осуществляю в рамках активных занятиях по профориентации.
Профориентационная программа построена так, чтобы позволить подростку познать себя, свои психические особенности, свои склонности. На занятиях участникам предоставляется прожить и прочувствовать каждую профессию. И это не только интересно, но и эффективно для осознанного понимания своего выбора.
И еще хочу сказать о небольшом по времени цикле активных занятий для старшеклассников «Как эффективно подготовиться к сдаче экзамена». Главная цель — научить детей справляться со стрессовой ситуацией, тем самым, оберегая свое здоровье.
Также со старшеклассниками я провожу профилактику против зависимости: табачной, алкогольной, наркотической. Традиционно это ведется по методу «запрет-наказание» – это не совсем продуктивно. Я выбрала косвенный метод. Например: предлагаю подросткам, с закрытыми глазами, увидеть «кадр из жизни» – кино о том, каким он станет. Сопровождая словами видение подростка, я помогаю как можно позитивнее и привлекательнее увидеть свое будущее. Затем подросток пишет о том, что он увидел, сопровождая ярким рисунком. Потом предлагается вариант, что он, к примеру, начинает пить. Опять дети представляют свою жизнь уже с новым условием, рисуют. И как можно краше с моей помощью усугубляем все последствия.
Мне очень хочется различными средствами донести до детей, что они -хозяева своей жизни, они режиссеры своего будущего.
Работа с родителями, на этапе профилактики, у меня организованна в виде выступлений.
Это выступления различных форм:
Выступление — презентация, где родители узнают о деятельности психологической службы, графике и содержании работы. Мотивирую родителей на индивидуальные встречи.
Тематические выступления содержат психологическую информацию прикладного характера по актуальным для родителей темам.
Но, как показывает практика, даже на самых хороших лекциях трудно овладеть технологией семейного воспитания. Многие родители плохо воспитывают своих детей не потому, что они безграмотны. Они знают, что надо делать, но не знают, как это делать.
Поэтому, задача, которую я ставлю перед собой и хочу осуществить в ближайшее будущее, это активная форма работы, развивающая практические умения воспитания, навыки семейного общения.
Работа с учителями – беседы, выступления на педагогических советах, индивидуальные консультации.
В перспективе тренинг для учителей.
И последнее, что я хочу отнести к психологической профилактике- это работа с детьми «группы риска», т.е. с детьми, у которых проблемы уже начались.
Осложнения психологического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами:
Ошибками воспитания
Определенной незрелостью и минимальными поражениями нервной системы.
Во втором случае без квалифицированной медицинской помощи не обойтись, и здесь важным моментом моей работы является умение выявить истинные причины поведения ребенка, посредством наблюдения, диагностики и сбора анамнеза по определенным критериям.
III. Психологическая диагностика
Задача – дать информацию об индивидуально – психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, — учителям, воспитателям, родителям.
Диагностику провожу:
По плану:
Уровень тревожности;
Степень агрессивности;
Диагностика психических процессов (память, внимание, мышление) начального звена;
Предпрофильная диагностика;
Профориентационная диагностика.
По запросу:
детей,
учителей,
родителей.
Очень люблю проективные методы тестирования и в частности: идеографический тест, который позволяет выявить психологические проблемы детей. Детям предлагается нарисовать трех человечков из 10 геометрических фигур. Интерес к результатам, приводят детей в кабинет психолога, где после непродолжительной беседы по поводу рисунка, ребенку предлагается поработать с его проблемами, если таковы есть он сам записывается на консультацию в удобное время. Возрастных ограничений к тесту нет.
С результатами диагностики я знакомлю по необходимости родителей, классных руководителей и самих детей. Также по необходимости даются рекомендации исходя из результата тестирования, проводятся индивидуальные консультирования, коррекция, групповые занятия.
IV. Психологическая коррекция
Психологическая коррекция проходит как в виде индивидуальных занятий, так и виде еженедельных групповых занятий.
Коррекционная программа имеет другую структуру, чем развивающая. Тут нужна диагностика личности для понимания того, что мы хотим скорректировать. Кроме того есть дети, которые нуждаются в индивидуальной работе. Иногда приглашаю 2-х детей, когда цель ставится научить ребенка работать в паре, строить взаимоотношения, взаимопомощь. Один из методов работы — это игры из серии «Развивающие игры Воскобовича»:
Нетающие льдинки – где благодаря прозрачным квадратам можно построить различного рода фигур, сопоставляя друг над другом. Принцип игры – от простого к сложному. Плюс к тому: дети сами могут проверить свою работу.
Выполняя игровые задания, ребенок учится считать, знакомится с пространственными отношениями и величиной, получает понятие о соотношение целого и части, тренирует внимание, совершенствует память и воображение.
Каждый год тестирую детей на уровень тревожности, и каждый раз получаю высокий уровень у большинства детей. Для коррекции тревожности я провожу тренинги.
V. Психологическое консультирование
У каждого психолога в своей работе есть то, что он умеет делать лучше всего и что он любит делать больше всего.
Как правило, это совпадает.
Мое «совпадение» — это психологическое консультирование.
Моя основная цель — помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире.
Хороших результатов я достигаю с тех пор, как начала применять в своей работе детскую психотерапию. Она несколько отличается от взрослой психотерапии в силу несформированности психики у ребенка психических механизмов защиты. Это достигается в возрасте 18 лет. Использую я в основном игровую терапию и арттерапию.
Игровая терапия — это искусство отношений, это специально организованная игра, в процессе которой ребенок начинает «выздоравливать», взрослеть, становиться умнее, сильнее, счастливее. Специальная организация заключается в том, чтобы ничего специально не организовывать. Ребенок сам выбирает, чем он будет заниматься, моя задача минимально воздействовать именно на процесс организации и направления ребенка.
Другой метод консультирования, из арттерапии — это рисунок и фантазия.
Здесь передо мной предстает мир ребенка в красках, формах, линиях
Рисование как таковое, даже без какого-либо вмешательства терапевта, — это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств.
В этом случае я прошу детей создать свой собственный мир на бумаге, используя при этом разные формы, прямые и кривые линии, цвета, но не изображая ничего реального. Я говорю: «Закройте глаза и войдите в свое собственное пространство. Всмотритесь в свой мир, на что он вам кажется похожим? Как бы вы изобразили свой мир на бумаге, используя при этом только линии и формы? Где на картинке вы расположите себя?».
Например, рисунок 13 летней девочки (яркие круглые фигуры – тревожность, разочарование, счастье; черный квадрат — она).
Семейные портреты
Очень полезны упражнения, при которых дети должны нарисовать свою семью с помощью символов или животных. С закрытыми глазами я помогаю ребенку увидеть картину, после чего он рисует. После завершения картины, я прошу его рассказать о каждом изображенном человеке, или сказать что-нибудь каждому, или сделать так, чтобы каждый человек сказал что-то ему. Такое упражнение дает так много материала, что иногда это производит ошеломляющее впечатление. Вести разговор посредством описания картинки гораздо безопаснее и легче, чем просто рассказать о своей жизни, семье. Через месяц можем провести тоже упражнение, но с новыми ощущениями.
С детским гневом я работаю несколькими способами, т.к. агрессия и злость – тема не простая, иногда вообще запрещенная, я не прошу ребенка на первом же занятии нарисовать свой гнев. Я предлагаю ему нарисовать вулкан. Прекрасное задание для диагностики и исследования. Вулкан ребенка, на чью агрессию жалуются учителя и родители, будет непременно извергаться красной лавой, её будет очень много: чем больше агрессии, тем больше она будет занимать пространства на листе. У детей с подавленной агрессией (тихих, со склонностью к депрессии, пассивных) лава будет вся внутри вулкана. В крайнем случае, на их рисунках, вулкан будет лишь слегка «плеваться», да и то цвет для изображения лавы будет выбран не красный, а серый, оранжевый – какой угодно. Такой рисунок – безопасный повод поговорить о том, как вообще живет агрессия. Как справляется вулкан с лавой, которая внутри него, любить ли он её копить или любить извергаться, часто и с восторгом. Мы говорим о том, что может произойти вообще, что будет вокруг вулкана. Дети ищут и находят способы извержения лавы, наиболее безопасные как для самого вулкана, так и для окружающего мира. Затем мы обсуждаем, как это обычно происходит у людей и у него самого.
Самая сложная работа в консультировании – это работа с родителями.
Это очень загадочные для меня существа, иногда сочетающие в себе несочетаемое: стремление любить и калечить своей любовью. Хотелось бы научиться у детей любви к родителям, любви к ним со всеми их недостатками: с истериками, руганью, скупостью, драками, тревожностью, с алкоголизмом и шизофренией, с их стремлением делать вокруг всех несчастными. В своей практике я все больше стала встречаться с тем, что родительские ожидания от будущего логически так мало соприкасаются с ожиданиями от настоящего.
— Он должен быть самостоятельным, — говорят они, при этом все, что только возможно, делая за него.
— Я хочу, чтобы он, когда вырастет, был счастливым, — наивно предполагают они, с раннего детства определяя за него, чего он хочет
Просто удивительно, насколько сложные задачи иногда стоят перед ребенком, желающим вырасти таким каким хотят его видеть родители. И часть из них действительно стараются, но все равно не соответствуют родительским ожиданиям. Может ли ребенок каждый день, получая такой «сертификат несоответствия» стать успешным и счастливым? Очень сомневаюсь.
Я иногда даю родителям задание: написать пять качеств, которые они хотели бы «вырастить» в своем ребенке. Хоть бы один написал «пусть будет, какой будет, такой, каков есть» (ведь совершенно очевидно, что в нем уже есть какие-то пять качеств, и, наверняка, не самые худшие). Родители же хотят повлиять на этот процесс, причем повлиять, исходя из своих взрослых представлений.
Подростки одной из моих групп написали фразу: «Родители – это люди, мечтающие вырастить из нас себе подобных» И мне кажется, это очень похоже на правду. И потому я уверена, что есть только один способ, хочешь, чтобы твой ребенок был счастливым, будь таким сам! Так как ребенок впитывает как губка модель жизни родителей, то, скорее всего, они и будут так жить и только природная мудрость поможет им не сделаться точной родительской копией.
«Насколько вы готовы поменяться, прежде чем изменится ваш ребенок?» — этот вопрос следовало бы мне задавать почти на каждой первой встрече. Но родители далеко еще не готовы это услышать.
Я часто прошу родителей проделать следующее упражнение: написать на листочках любое предложение (например, «У меня хорошее настроение»), а затем это же предложение написать другой рукой. Этот простой метод позволяет взрослому лучше понять насколько трудно ребенку в своем развитии, в овладении новыми для него еще навыками.
Достаточно сложно проследить результаты деятельности педагога-психолога, поскольку внутренний мир человека – самая сложная и скрытая система, результаты сотрудничества с психологом могут быть отсрочены и проявиться через длительное время. Однако результатами своей работы считаю повышение заинтересованности и активности участников педагогического процесса (учеников, родителей, педагогов) в профессиональном сотрудничестве с педагогом-психологом (таблица 1).
Таблица 1. Сводная таблица количества приемов педагогом-психологом участников педагогического процесса.
Всего приемов детей
Всего приемов взрослых
родителей
специалистов
2008-2009
80
25
38
2009-2010
88
25
35
2010-2011
90
38
25
2011-2012
90
45
30
В период моей работы с 2008 учебного года увеличилось количество запросов со стороны родителей учащихся. По итогам просветительской работы (семинары, лектории) получены как положительные отзывы о мероприятиях, об их значимости и полезности для повышения психолого-педагогической компетентности, так и пожелания о дальнейшем сотрудничестве, о заинтересованности в знакомстве с другими актуальными темами и проблемами.
Значительно увеличилось количество консультаций с учащимися и взрослыми (таблица 2).
Таблица 2. Сводная таблица количества консультаций.
Проведено индивидуальных консультаций
Проведено групповых консультаций
учащиеся
родители
педагоги
учащиеся
родители
педагоги
2008-2009
50
15
10
15
10
2009-2010
60
15
15
35
20
2010-2011
55
20
20
15
20
2011-2012
88
20
20
20
20
Результатами коррекционно-развивающей работы с учащимися считаю положительные отзывы учителей и родителей об изменениях результатов учебной деятельности, об улучшении взаимодействия и взаимопонимания.
Таблица 3. Сводная таблица количества коррекционно-развивающих занятий.
Кол-во индивидуальных занятий
Кол-во групповых занятий
с детьми
со взрослыми
всего
с детьми
Количество детей, посещающих групповые занятия
2008-2009
30
8
38
20
60
2009-2010
35
8
43
20
55
2010-2011
30
8
38
18
88
2011-2012
20
8
38
18
149
При организации коррекционно-развивающей работы возникает ряд трудностей. В первую очередь, это большая занятость участников педагогического процесса (учеников, педагогов, родителей), что затрудняет организацию групповой работы. Также в своей деятельности я столкнулась с низкой заинтересованностью родителей на совместное решение проблем в обучении и воспитании учащихся. Для ее решения в разработке находиться программа родительского всеобуча, которая имеет целью повышение психолого-педагогической грамотности родителей, и способствование повышению мотивации на сотрудничество с образовательным учреждением.
Обобщая все вышеизложенное, хочется отметить, что деятельность педагога-психолога многогранна, сложна, требует большой самоотдачи, огромных эмоциональных затрат. По результатам своей работы в должности педагога-психолога мною выделяются приоритетные направления деятельности для ее дальнейшего совершенствования. Также для успешной работы необходимо постоянное стремление к профессиональному росту, самосовершенствованию.
Я – ЖИВУ СРЕДИ ЛЮДЕЙ, БЕЗ КОТОРЫХ
НЕТ МОЕЙ ЖИЗНИ,
ПОЭТОМУ Я …
в каждом из окружающих я вижу, прежде всего, человека, вне его возраста, места, профессии, положения, должности, внешности;
вижу, слышу, понимаю, принимаю другого человека как данность;
уважая окружающих людей, признаю за собою право не быть похожим на них, а за ними – право не быть похожими на меня;
Самоанализ тренинга
Там, где техника бессильна, всесильна психология.
Генри Каттнер.
Двигательный тренинг, который вы посмотрели, входит в раздел – работы с педагогами. Тема тренинга: «Здоровьесбегающая психологическая поддержка учителей».
Все бес исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, правильно питаться, словом вести здоровый образ жизни. Школьный учитель, понимая значение сохранения здоровья своих учеников, забывает о своем здоровье. Словом- «Ничто для человека не является такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек».Учитель испытывает стресс: культурный, информационный, эмоциональный и стресс бездеятельности (отсутствие хобби). Избежать стресс помогают движения. Движение-жизнь!
Цель тренинга ставилась следующая: дать возможность учителю побыть в движении, показать значение двигательной активности в жизни человека, содействовать релаксации педагога.
Задачи тренинга:
-отработать навыки уверенного поведения и саморегуляции;
-проанализировать сильные и слабые стороны личности участника, направленные на формирование чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе;
-овладеть психотехническими приемами, направленными на создание положительного образа «Я».
Форма тренинга была выбрана не случайно. Она позволяет осуществить деятельностный подход, организовать диалоговое пространство, раскрыть основные концептуальные и содержательные компетентности педагогов, которая предполагает как личностное, так и профессиональное развитие.
Структура урока включала следующие элементы:
1.Введение в групповую работу
-приветствие
-заполнение визиток
-разминка
-правила группы
2.Основная часть
-погружение в проблему
-двигательная активность (упражнения)
3.Заключительная часть
-итоги занятия.
Положительные результаты тренинга.
Тренинг прошел в темпоритме. Активность и работоспособность учителей была хорошая.
Психологическая атмосфера на тренинге характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учителями между собой, так и между учителями и тренером.
Результаты тренинга я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и цель тренинга удалось реализовать. Тренинг завершен правильно. Итоги подведены.
Педагог-психолог: А.С.Гисс. (Березовская средняя образовательная школа) Страница 9
infourok.ru
Основные виды деятельности педагога — психолога школы
Основные виды деятельности педагога — психолога школы
Основными видами деятельности школьного психолога являются:
- психологическое просвещение,
- психологическая профилактика,
- психологическое консультирование,
- психологическая диагностика,
- психологическая коррекция.
В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог.
1. Психологическое просвещение
В нашем обществе существует дефицит психологических знаний, отсутствует психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках и пр.
Психологическое просвещение – это приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям.
Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:
1) знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
3) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания, саморегуляции.
5) достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в учебном учреждении.
Формы психологического просвещения:
- лекции,
- беседы,
- семинары,
- выставки,
- подборка литературы,
- выступления на родительском собрании и пр.
2. Психологическая профилактика
Психопрофилактика – это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.
Психологическая профилактика предполагает:
1) ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;
2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;
3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.
Отечественные психологи считают, что смысл психопрофилактической деятельности в том, чтобы поддержать и укрепить психическое и психологическое здоровье детей и школьников.
Содержание психопрофилактической работы
· Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа.
· Психолог выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии.
· Психолог предупреждает возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень.
· Психолог ведет работу по подготовке детей, подростков и старших школьников к постепенному осознанию тех сфер жизни, деятельностей, профессий, которые им интересны и в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания.
· Психолог заботится о создании психологического климата в детском образовательном учреждении. Комфортный психологический климат – результат взаимодействия многих компонентов, его составляющих, но центральным моментом здесь является общение детей со взрослыми и сверстниками, а также взрослых между собой.
· Психологу следует постараться создать человеческие отношения между родителями и педагогами.
3. Психологическая консультация
Консультативная деятельность – существенное направление работы практического психолога.
Консультативная работа в школе имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или иных консультациях по вопросам обучения и воспитания детей и школьников. Психолог образования находится непосредственно внутри того социального организма, где зарождаются, существуют, развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений педагогов и детей, те или иные их качества, их успехи и неудачи и т. д. Он видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в целом.
Консультации проводятся для воспитателей, учителей, администрации образовательного учреждения, учащихся, родителей: они могут быть индивидуальными или групповыми.
Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, повышенная рассеянность, неорганизованность, несамостоятельность, лень, агрессивность, повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; профориентация, отношение ребенка к взрослым в семье, к младшим (старшим) сестрам или братьям.
К школьному психологу обращаются и сами учащиеся, главным образом по вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения, культуры умственного труда и поведения и т. п.
В непосредственном контакте с детьми психолог работает вместе с ними над решением возникающих у них проблем. Это так называемое прямое консультирование. Иногда он консультирует учителей или родителей по поводу тех или иных проблем детей, т. е. прибегает к непрямому, опосредованному консультированию, требующему соблюдения определенных условий.
Психологическую консультацию мы проводим тогда, когда к нам пришли с проблемой, т. е. проблема уже имеется, предупреждать ее появление уже поздно, нужно оказывать помощь. При этом необходимо: а) сначала уточнить и осмыслить проблему, найти средства для ее решения; б) только затем пытаться предупредить, предотвратить возникновение подобных проблем в будущем.
Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Только таким образом он сможет накапливать опыт решения подобных проблем и в будущем.
Важно, чтобы консультация основывалась на добровольных началах. Многие психологи свидетельствуют, что очень трудно «заставить» воспитателя, учителя проконсультироваться. Лучше, когда инициатива исходит от них самих, так как в этом случае они сознают существование проблемы и мотивированы на ее решение. Кроме того, нужно понимать, что психолог – не волшебник, у которого в арсенале есть волшебная палочка, а также не врач, который может дать таблетку для снятия симптома. Поэтому самое главное при консультировании взрослых и детей – это принятие ответственности за то, что произошло, и желание работать над проблемой.
Если проблема требует глубинной проработки, то психолог может порекомендовать других специалистов, практикующих данное направление, чаще всего, ими оказываются психотерапевты. Психотерапевтическая работа в школе не осуществляется, даже если профессиональный уровень специалистов это позволяет.
Осуществляя консультативную работу в школе, психолог решает следующие конкретные задачи:
1. Консультирует администрацию школы, учителей, родителей по проблемам обучения и воспитания детей. Консультации могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Опыт свидетельствует, что учителя разных классов, с различным педагогическим опытом обращаются чаще всего к психологу по поводу неуправляемости отдельных учащихся, в которых видят злоумышленников и виновников осложненных взаимоотношений.
Не менее сложно консультировать родителей. Нередко родители приходят к психологу по настоятельной рекомендации директора или классного руководителя и в большинстве случаев трудно принимают версии психологических причин отклонений в поведении и обучении их детей. Они довольно часто стараются отвести разговор от поиска причин возникновения того или иного психологического качества ребенка в сферу семейных отношений, быта. Психологу всегда в центре внимания следует удерживать интересы ребенка и стараться избегать опасности погружения в разбирательство бесконечных супружеских или личностных проблем родителей. Хотя, конечно же, нужно понимать, что проблемы детей – это проблемы родителей. Ребенок выступает как симптом семьи. Если родители это видят и принимают – проблема решится, если не принимают и не хотят видеть – то вряд ли им кто-то поможет.
2. Проводит индивидуальные консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.
3. Консультирует группы учащихся и школьные классы по проблемам самовоспитания, профессиональной ориентации, культуры умственного труда и т. п.
4. Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, методобъединениях, общешкольных и классных родительских собраниях.
5. По запросам народных судов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а также других организаций проводит психологическую экспертизу психического состояния ребенка, условий семейного воспитания с целью вынесения соответствующими инстанциями более обоснованных решений, связанных с определением дальнейшей судьбы учащихся (лишение родительских прав, направление школьника в специальные учебные заведения и пр.)
4. Психологическая диагностика
В компетенцию и обязанности школьного психолога входит выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и др. Поэтому именно психодиагностика как деятельность по выявлению психологических причин проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных детей, по определению особенностей развития их интересов, способностей, сформированности личностных образований находится в центре внимания психологической службы образования и имеет свою специфику.
Задача психодиагностики – дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, – учителям, воспитателям, родителям.
Перед практическим психологом стоит задача изучения того, как конкретный ребенок познает и воспринимает сложный мир знаний, социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного ребенка, как происходит развитие его индивидуальности. Измерение той или иной психической функции или выявление личностной характеристики вне контекста целостного развития ребенка не имеет смысла для практического психолога.
Психолог должен владеть самыми разнообразными методами. Чтобы более глубоко и тонко определить причины того или иного психологического явления или образования, психологу нужно уметь соответствующим образом сочетать данные наблюдения и свои собственные впечатления с заключениями, полученными в результате применения тестов и других объективных методик.
С планом диагностического направления вы можете познакомиться здесь.
· Психологический диагноз
Важный этап психодиагностической работы психолога – формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности ребенка, иными словами – психологический диагноз. Это центральный этап, во имя которого развертываются все предшествующие и исходя из которого могут строиться последующие. Диагноз не просто ставится по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных в обследовании данных с тем, как выявленные особенности проявляются в так называемых жизненных ситуациях (жизненные показатели). Большое значение при постановке диагноза имеет возрастной анализ полученных данных, причем с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
· Практические рекомендации
Последний этап – разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с детьми, составление долговременного (или иного) плана развития способностей или других психологических образований.
Программы коррекции и развития обычно включают психологическую и педагогическую часть. Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и учителем, классным руководителем, директором образовательного учреждения, родителями – в зависимости от того, кто будет работать с ребенком, и выполняется педагогами и родителями с помощью и под постоянным наблюдением практического психолога.
Рекомендации, даваемые психологом педагогам, родителям, детям должны быть конкретными и понятными тем, кому они предназначены.
www.gymnasia23.ru