Способ восприятия информации: что влияет и как устроено

как определить свой – Конструктор Успеха

Содержание

  • Немного истории
  • Что такое тип восприятия ❓
  • Как определить свой тип восприятия
    • Визуал
    • Аудиал 🎵
    • Кинестетик
    • Дискрет

Что такое тип восприятия и как он влияет на вас, зачем нужно знать собственный тип восприятия и как его определить, чтобы использовать свои сильные стороны по максимуму — поговорим в статье.

Немного истории

Хотя сегодня это трендовая тема, само это понятие появилось много веков назад, еще в античные времена, в трудах мыслителей начиная с VI в. до н. э. Тогда они впервые описали разницу в восприятии информации своими учениками, но еще не пришли к единому мнению, как трактовать эти различия.

Вплоть до до XVIII в. ученые и мыслители рассматривали человека исключительно как часть социума, не слишком учитывая его индивидуальные психологические особенности. И только в восемнадцатом веке психологи Бентам и Смит ввели новый подход изучению психологии индивида и развили теорию, в которой большое значение придается принципу персональной выгоды. Так начала развиваться социальная психология, расцвет которой пришелся на XIX–XX вв. Тогда же стали появляться первые тесты, позволяющие определить тип восприятия информации человеком. Позже появилось отдельное направление социальное психологии, которая изучает эти процессы и явления — соционика.

Читайте также про типы темперамента.

Что такое тип восприятия ❓

Все мы получаем информацию через 5 возможных каналов: слуховой (на слух), зрительный (на глаз), вкусовой (на вкус), тактильный (на ощупь) и обонятельный (по запаху). Воспринятая информация поступает в мозг и там перерабатывается. У каждого из нас есть все пять каналов, но один или два всегда преобладают. Если это слуховой канал, то человек хорошо воспринимает любую информацию на слух, хорошо схватывает на занятиях, лекциях, но перечитывая книгу “про себя”, может так и не вникнуть в ее содержание. Определение типа восприятия — это определение главного канала восприятия.

Понимание, к какому типу вы относитесь, поможет ускорить ваше обучение в любой сфере, увеличить его эффективность, научиться быстро разгонять мозг, а также помочь вам точно донести собеседнику/оппоненту свои мысли. Если вы разговариваете с аудиалом и пытаетесь донести до него свою точку зрения, вам нужно вести себя совершенно иначе, чем в споре с дискретом. Понимание своих сильных и слабых сторон, а также особенностей других людей, поможет вам грамотно выстроить общение и добиться своих целей, а еще это может помочь найти свое предназначение.

Как определить свой тип восприятия

Есть разные способы определить свой тип восприятия. Вот некоторые из них.

  • Самодиагностика. Постарайтесь проследить за своими мыслями. Как они приходят к вам в голову — это образы или запахи, ощущения или внутренняя речь, а может быть, вы слышите лишь звуки? Попробуйте определить доминирующий вид своей памяти: информацию в каком виде вам запомнить проще всего? Также проследите за своим словарным запасом: что повторяется чаще, какие ваши любимые слова и выражения? Обычно человек, имеющий определенный тип восприятия выбирает слова и словосочетания, характерные для этого типа. Но тут есть небольшая погрешность, поскольку употребление конкретных слов может зависеть и от других факторов.
  • Прочитайте слова из списка и воспроизведите их по памяти в любом порядке: что первое придет вам в голову и каким образом вы представите этот предмет или явление? Какие предметы вы вспомнили и представили раньше, а какие — позже?
  1. Прохладный шелк
  2. Пианист, играющий на фортепиано
  3. Горькая микстура
  4. Мчащаяся на полной скорости машина
  5. Волна, которая разбивается об утес

Если сначала вы видите образы, скорее всего, вас можно назвать визуалом. Если сначала вы слышите звуки, а картинки приходят на ум позже, вы аудиал. Если вы представляете расположение этих объектов и свои ощущения от контактов с ними, вы кинестетик. Если же вам нужно проговорить слово, прежде чем представить его в уме — дискрет.

  • Для определения типа восприятия есть специальные книги, а также тесты, но все они имеют некоторую погрешность. Например, есть тест по методике «Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева». Из любопытства вы можете пройти этот тест, но точный и достоверный ответ по вашему типу восприятия даст только психолог.
    Типы восприятия почти не встречаются в чистом, неразбавленном виде, то есть в мире практически нет 100% аудиалов или кинестетиков. Как правило, каждый из нас — это смесь 2-3 типов восприятия в разных пропорциях.

Возникает логичный вопрос, а в чем сильные и слабые стороны и как конкретно их применить? Чтобы ответить на него, разберем особенности каждого из существующих типов восприятия.

Основные типы:

  • Визуальная — человек хорошо запоминает все, что можно увидеть на глаз, то есть видит и хорошо помнит картинки, предметы в комнате, их цвет и форму — При этом он может плохо воспринимать печатный текст, запахи, звуки.
  • При слуховой человек хорошо различает голоса и любые звуки, обычно восприимчив к музыке.
  • Кинестетическая означает доминирование тактильной информации. Он легко отличит вкус двух похожих блюд, ощущения от обработанной и необработанной шерсти. Он может не вспомнить, как вы выглядите, но будет помнить, что чувствовал, когда случайно дотронулся до вас рукой.
  • Дигитальная предполагает навыки построения внутреннего диалога.

При этом доминирование одной системы еще не означает, что другая слаба. При определении типа восприятия речь идет об определении ведущей (но не единственной) системы, которая запускает основные процессы в вашем мозгу.

Согласно данным исследований, в России разделение примерно такое:

Визуал

Для визуалов главный канал восприятия окружающего — это глаза. При этом они, естественно, воспринимают также запахи, звуки, тактильные ощущения, но именно зрительные образы дают максимум информации. Такие люди в буквальном смысле “любят глазами”, для них важна внешность и вся внешняя атрибутика.

Чтобы помочь визуалу в процессе обучения, нужно воздействовать на его глаза — то есть по максимуму использовать картинки и меньше — устную речь. Для таких людей зрительные образы имеют огромное значение. Также можно рисовать схемы — это гораздо эффективнее, чем давать устные инструкции.
Читайте также про цветовой тест Люшера.

Аудиал 🎵

Аудиалы, напротив, прекрасно воспринимают все на слух. Для детей-аудиалов отлично подходит чтение книг вслух, а школьники этого типа повысят свои учебные результаты, если объяснить им тему устно, вместо того чтобы заставлять читать учебник.

Взрослому аудиалу важно проговаривать с все задачи с коллегами и начальниками вслух,а эффективная для визуала таблица или схема с инструкцией для него не сработает. Вообще такие люди — отличные слушатели. Настоящая находка для аудиалов – аудио-книги. И это отличный способ определить, что вы аудиал — если слушать книги нравится больше, чем читать их. Статистически аудиалов меньше всего.

Кинестетик

Для кинестетика лучшее подспорье — это тактильные ощущения, а также переживания. Они воспринимают любую информацию очень эмоционально, и в голове мгновенно связывают ее с ощущениями. С этими людьми бесполезно спорить и отстаивать свою точку зрения при помощи логики. Кинестетик должен иметь тактильный контакт, испытать эмоции и пропустить все через них. Совет кинестетикам — вызывать в воображении ощущения и уметь строить связь между ними и новыми данными.

Дискрет

Здесь главное оружие — факты и цифры, четкие доводы и железная логика. Люди такого типа встречаются нечасто, но по мнению психологов, в последнее время их становится все больше. Почему так происходит, точно неизвестно, но не исключено, что это представители нового виде эволюции. Совет дискретам — везде ищите логику, рисуйте схему и стройте логические цепочки, чтобы докопаться до сути вещей и получить ответы на все вопросы.

Протестировать себя и определить предрасположенность к тому или иному типу можно самостоятельно. Если же вы хотите узнать точный ответ, разобраться со своими сильными и слабыми сторонами, чтобы использовать их для повышения эффективности, лучше обратиться к профессионалу.

Читайте также про пирамиду потребностей Маслоу.

Информация и знания. Восприятие информации человеком. Страница 2

Планирование уроков на учебный год (учебник И. Г. Семакина и др.)

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 7 классы | Планирование уроков на учебный год (учебник И.Г. Семакина и др.) | Восприятие и представление информации







§2. Восприятие и представление информации


Основные темы параграфа:

— восприятие информации;
— информация и письменность;
— языки естественные и формальные;
— формы представления информации.

Изучаемые вопросы:

— Информация как знания человека.
— Декларативные и процедурные знания.
— Информативность сообщения.
— Образная и знаковая формы восприятия информации.

— Язык – знаковая форма представления информации.


Восприятие информации

Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств — их пять: орган зрения (глаза), орган слуха (уши), орган вкуса (язык), орган обоняния (нос), орган осязания (кожа).

Большая часть информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, и вкусовые, и осязательные ощущения тоже несут информацию. Например, почувствовав запах гари, вы узнаете, что на кухне сгорел обед, о котором забыли. На вкус вы легко узнаёте знакомую пищу, оцениваете количество сахара или соли в блюде. На ощупь, т. е. через контакт с кожным покровом, вы узнаёте знакомые предметы даже в темноте, оцениваете температуру внешних объектов. Таким образом, существуют разные способы восприятия информации человеком, связанные с разными органами чувств, через которые она поступает:

• через зрение поступает информация в виде изображения;
• через слух воспринимается информация в звуковом виде;
• через обоняние воспринимается информация в виде запахов;
• через вкус поступает информация от вкусовых ощущений;
• через осязание мы получаем информацию в виде осязательных (тактильных) ощущений.

Можно сказать, что зрение, слух, вкус, обоняние, осязание являются информационными каналами между внешним миром и человеком. При утрате одного из таких каналов (например, зрения или слуха) усиливается информационная роль других каналов. Известно, что незрячие люди острее слышат, для них возрастает значение осязания.

Информация и письменность

Полученную информацию человек может

запомнить или записать, а также передать другому человеку. В какой форме это происходит?

Чаще всего люди общаются между собой в устной или письменной форме, т. е. разговаривают, пишут письма, записки, статьи, книги и т. п. Письменный текст состоит из букв, цифр, скобок, точек, запятых и других знаков. Устная речь тоже складывается из знаков. Только эти знаки не письменные, а звуковые. Лингвисты их называют фонемами. Из фонем складываются слова, из слов — фразы. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь. Сначала появилась речь, потом — письменность. Письменность нужна для того, чтобы фиксировать на бумаге человеческую речь.

Очень интересна история письменности! Письменность, которой пользуемся мы и большинство европейских стран, называется звуковой. В ней отдельные буквы или сочетания букв обозначают звуки речи, а знаки препинания — паузы, интонацию. А вот китайская письменность называется идеографической. В ней один значок (его часто называют иероглифом) обозначает слово или значительную часть слова (рис. 1.1). А японское письмо называется слоговым. Там один значок обозначает слог.


Самая же древняя форма письменности, которая идет от первобытных людей, называется пиктографической. Одна пиктограмма — это рисунок, который обозначает понятие или даже целое сообщение. Пиктографическая символика часто используется и сегодня. Например, всем вам знакомые дорожные знаки — это пиктограммы (рис. 1.2).


Языки естественные и формальные

Человеческая речь и письменность тесно связаны с понятием «язык». Конечно, имеется в виду не орган речи, а способ общения между людьми. Разговорные языки имеют национальный характер. Есть русский, английский, китайский, французский и другие языки.

Лингвисты их называют естественными языками. Естественные языки имеют устную и письменную формы.

Кроме разговорных (естественных) языков существуют формальные языки. Как правило, это языки какой-нибудь профессии или области знаний. Например, математическую символику можно назвать формальным языком математики; нотную грамоту — формальным языком музыки.

Язык — это знаковый способ представления информации. Общение на языках — это процесс передачи информации в знаковой форме.

Формы представления информации

Итак, информацию человек представляет с помощью различных языков. Можно привести примеры разных способов знакового представления информации, заменяющих речь. Например, глухонемые люди речь заменяют жестикуляцией. Жесты дирижера передают информацию музыкантам. Судья на спортивной площадке пользуется определенным языком жестов, понятным игрокам.

Другой распространенной формой представления информации является графическая форма. Это рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы. При изучении многих школьных предметов вы активно пользуетесь такой графической информацией. Наглядность графической информации облегчает понимание заложенного в нее содержания.

Подведем итог разговору о формах представления информации.

Формы представления информации человеком:

• текст на естественном языке в устной или письменной форме;
• графическая форма: рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы;
• символы формального языка: числа, математические формулы, ноты, химические формулы, дорожные знаки и пр.

Чтобы письменный текст на любом (естественном или формальном) языке был всем одинаково понятен, он должен соответствовать правилам языка.

Синтаксис — это совокупность правил записи текста на языке. Их нарушение называется синтаксической ошибкой. Семантика — это система правил и соглашений, определяющая толкование и придание смысла конструкциям языка. Таким образом, правила синтаксиса определяют форму письменного текста, а правила семантики — его смысл, содержание.

Коротко о главном

Человек воспринимает информацию из внешнего мира с помощью всех своих органов чувств. Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание являются информационными каналами, связывающими человека с внешним миром.

Язык — это знаковая форма представления информации. Языки бывают естественными и формальными.

Человек сохраняет информацию или обменивается ею с другими людьми на естественных языках, формальных языках, в графической форме.

Письменность

— важнейший способ сохранения и передачи информации. В истории человечества сформировались следующие формы письменности: звуковая, слоговая, идеографическая, пиктографическая .

Письменный текст составляется в соответствии с правилами синтаксиса и семантики языка.

Вопросы и задания

1. Какую роль в информационной деятельности человека выполняют органы чувств? Перечислите все органы чувств человека.

2. Почему восприятие вкусов и запахов можно назвать приемом информации?

3. Как читают незрячие люди? Какие органы чувств при этом задействованы?

4. Чем отличается чтение нот от прослушивания музыки с точки зрения формы принимаемой информации?

5. Грамотный музыкант способен услышанную музыку записать нотами. Какое преобразование формы музыкального произведения он при этом производит? Опишите ситуацию обратного преобразования.

6. Какую роль выполняют языки в информационной деятельности человека?

7. Что такое естественные языки, формальные языки?

8. Какие существуют формы письменности?

9. Попробуйте с информационной точки зрения объяснить такой феномен: ощущение человеком вкусов и запахов во сне. Подготовьте сообщение.

Электронное приложение к уроку


Вернуться к материалам урока
Презентации, плакаты, текстовые файлы Ресурсы ЕК ЦОР
Видео к уроку

Cкачать материалы урока




Восприятие и обработка информации – Национальное информационно-просветительское образование по вопросам водоснабжения

Стили обучения. Введение.

Четыре основных стиля обучения. То, как мы воспринимаем информацию и опыт (как мы воспринимаем информацию и опыт), варьируется в континууме от «непосредственного опыта» до «абстрактного осмысления». Мы воспринимаем что-то новое через наши чувства — непосредственный опыт, а затем мы используем наши когнитивные способности для идентификации новой вещи — абстрактное осмысление. Это движение по «воспринимающему» измерению связано с «обрабатывающим» измерением.

То, как мы обрабатываем информацию и опыт (что мы делаем с новой информацией и опытом), варьируется в диапазоне от «рефлексивного наблюдения» до «активного экспериментирования». Мы обрабатываем наш опыт, размышляя о нем, фильтруя новые знания через наш опыт. Затем мы обрабатываем новые знания, действуя на них, пробуя разные вещи.

Сочетание того, как вы воспринимаете и обрабатываете информацию и опыт, формирует ваш уникальный стиль обучения. Важно помнить, что это континуумы, а не выбор «или-или». Маккарти (2000, 1980) описывает взаимодействие между двумя континуумами, ссылаясь на часы. Процесс обучения протекает по циклу обучения так же, как стрелки двигаются по часам. Она называет 12 часов сенсорным или «я» местом. Обучение начинается с «я», когда мы ощущаем наш мир (непосредственный опыт), и переходит к 3 часам, когда мы размышляем о нем и усваиваем его. Это позволяет нам исследовать наш опыт и концептуализировать его. «6 часов» — это «это» место, где мы называем и делаем обобщения о вещах — объектах, концепциях и идеях.

После того, как мы испытаем и концептуализируем это, мы пробуем его, чтобы посмотреть, сможем ли мы придать этому опыту какой-то личный смысл. Мы переходим к 9 часам, где трансформируем идею или концепцию посредством активных экспериментов. Недостаточно понять опыт, мы хотим протестировать его, поиграть с ним и посмотреть, работает ли он.

Наконец, мы возвращаемся к месту «я» с нашим новым непосредственным опытом. Мы объединяем наш опыт, размышления, концепции и действия вместе, формируя их во что-то новое. Мы усваиваем его и адаптируем. Мы трансформируемся. Мы научились. И это 11:59! И мы готовы пройти цикл снова.

Этот поток от опыта к размышлению, осмыслению и экспериментированию образует спиральный цикл обучения, который начинается и заканчивается «я». Полный цикл важнее любой его части. Внутри цикла нет иерархии. Каждый завершенный цикл ведет к дальнейшему обучению, и цикл продолжается по спирали. Мы создаем смысл, формируем концепции, предпринимаем действия и адаптируем новое поведение. Тем не менее, мы, как правило, чувствуем себя более комфортно с некоторыми частями цикла, чем с другими. У нас есть предпочтительные стили обучения.

Шаг 1: Соедините — установите связь между учащимися и содержанием (информацией и опытом), подключив его к своей жизни.

Шаг 2: Посещение — проанализируйте, что только что произошло, обращая внимание на собственный опыт.

Шаг 3: Представьте себе — визуализируйте концепцию так, как ее понимают и испытывают учащиеся.

Шаг 4: Сообщите — получите и проверьте экспертные знания.

Шаг 5: Практика — практикуйте обучение так, как это делают эксперты.

Шаг 6: Расширьте — посмотрите, как это работает для учащихся.

Шаг 7: Уточнить — оценить расширение из шага 6.

Шаг 8: Выполнить — найти релевантность и связи с более крупными идеями, которые сразу же пригодятся учащемуся.

ССЫЛКИ

Маккарти, Б. (2000). О преподавании: 4MAT® в классе . Воконда, Иллинойс: About Learning, Inc.

Маккарти, Б. (1980). Система 4MAT®: обучение стилям обучения с использованием методов правого/левого режима. Баррингтон, Иллинойс: EXCEL, Inc.

Об обучении | Официальный сайт системы 4MAT Бернис Маккарти

 

Как люди воспринимают информацию. Есть шесть отдельных принципов… | Аниша Суэйн | Кофе с The UI Girl

ОСНОВЫ UX

Существует шесть отдельных принципов, обычно связанных с теорией гештальта:

сходство, продолжение, замыкание, близость, фигура/фон и симметрия и порядок.

Задумывались ли вы когда-нибудь, как мы подсаживаемся на определенные веб-сайты и проводим часы, не осознавая этого? Или как становится так легко перемещаться между некоторыми веб-сайтами, в то время как с другими просто раздражает даже определение предоставленных элементов действия. Так что же выделяет эти веб-сайты или продукты? Ответ на все эти вопросы — лучший дизайн взаимодействия с пользователем. Так что возьмите чашку кофе и давайте узнаем, как, когда и где мы можем использовать UX, чтобы наши продукты выделялись, сосредоточив внимание на пользователе как на основном источнике вдохновения.

  • Бегаем глазами по веб-странице
  • Обычно большую часть информации мы находим в центре
  • При поиске информации последовательность фиксации взгляда обычно следующая: F-шаблон чем проще, тем лучше: Саккады ( Обычная фиксация глаз )

По сути, мы можем сказать, что только потому, что вы размещаете что-то, что не означает, что пользователь это увидит. Нам нужно понять визуальное восприятие пользователей, чтобы сделать макет сайта таким, чтобы контент был виден.

  • Делайте важную информацию и действия видимыми Не кладите ее ниже сгиба
  • Используйте рычаги «прочитанное» ( Люди обычно читают по образцу F) .
  • Таким образом, оценка будет такой: «Они это видели? Или они его полностью упускают». например:

    1. Распознавание цвета
    2. Узоры или фигуры
    3. Интерпретация объекта

    Наш взгляд больше всего привлекает эти особенности, поэтому нам нужно использовать эти отличительные черты, чтобы обнаружить особенность.

    1. Цвет
    2. Значение
    3. Углы или кромки
    4. Наклон
    5. Длина
    6. Текстура
    7. Движение

    Мы можем очень легко отличить объект по указанным выше критериям. Это называется Визуальный поиск

    Мы можем обнаруживать закономерности в различных элементах на основе следующих критериев:

    1. Близость: Расстояние между двумя элементами
    2. Замыкание или продолжение (например, буферный круг)
    3. Симметрия простой объект, символизирующий элемент)
    4. Сходство (Все ли вещи в разделе похожи)
    5. Общая область (При группировке элемента с общей границей означает, что элементы принадлежат этой области?)
    6. Общее действие (если общие действия реализованы в двух элементах для 4 элементов, они, вероятно, будут сгруппированы вместе)

    Мы можем использовать pop out или Motion или Extreme Colors для привлечения внимания к определенному элементу.

    • Использование принципа гештальта

    Существует шесть отдельных принципов, обычно связанных с теорией гештальта: сходство, продолжение, завершение, близость, фигура/фон и симметрия и порядок. Узнайте больше здесь.

    • Соедините элементы в группу, чтобы помочь им распознать
    • Помогите пользователю понять, что пропускать

    Как сделать информацию в памяти? Для этого нам нужно правильно использовать 4 разных сегмента памяти.

    • Сенсорный регистр
    • Восприятие
    • Кратковременная память
    • Долговременная память
    • Кратковременная память имеет очень ограниченный объем
    • «Магическим числом» будет (7 +- 2) элементов (закон Миллера, 1956 г.) не сохраняется (записывается в долговременную память), теряется или теряется. Вот что происходит во время обучения перед любым экзаменом

      1. Держите список опций коротким
      2. Дайте пользователям инструменты(визуальные компоненты) для сокращения опций/информации — Если информации огромное количество. Нравится сортировка/буйство/опции в избранное и сравнение позже
      3. Не ожидайте, что пользователи запомнят материал
      • Они не запомнят информацию с одного экрана на другой
      • Если что-то полезное, сделайте это видимым на следующем экране
      • Когда информация хранится для более несколько секунд
      • Как передается информация?
      1. Обучение пойдет лучше, если учащегося не заставят учить материал
      • Например, используя метафоры: Нравится PR или Корзина или Товары в корзине или Зарегистрируйтесь или войдите в систему
      • Согласованность на всем веб-сайте и использование определенных стандартов, используемых на других веб-сайтах или в приложениях: Те же значки, кнопка отмены красного цвета. Например, даже разные веб-сайты должны быть согласованы друг с другом
      • Не просить запоминать материал:

      2. Распознавание вместо припоминания или повторения

      Вот и все для этой статьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *