6 признаков способности к эмпатии
Эмпатия – это умение переживать чужие эмоции не менее ярко, чем свои собственные. Несмотря на то, что в психологии наличие такой способности считается нормой, некоторые люди (эмпаты) одарены ею в большей степени. По мнению ученых, к данной категории можно отнести около 20% населения Земли.
Интенсивность сопереживания у разных эмпатов неодинакова. Она может выражаться и в обычном умении вникнуть в состояние собеседника, и в полном погружении в чужие эмоции. Некоторые эмпаты настолько чувствительны, что негативные переживания других людей вызывают у них физическое недомогание.
Сегодня мы расскажем о тех признаках, с помощью которых можно определить у себя способность к эмпатии.
Источник: depositphotos.comЧувствительность к инконгруэнтному поведению
Общаясь между собой, люди используют не только слова. Смысл нашей речи подчеркивается и подтверждается тональностью голоса, громкостью, артикуляцией, мимикой, жестами и позами (так называемым языком тела). Если человек неискренен, эти сигналы плохо коррелируют друг с другом. Такое поведение называется инконгруэнтным.
В силу особенностей восприятия эмпат чрезвычайно точно, хотя и неосознанно, считывает подобные несовпадения и чувствует любую фальшь. В компании человека, ведущего себя инконгруэнтно, он испытывает отчетливый дискомфорт. У людей, обладающих сильной эмпатией, общение с лжецами, хвастунами, завистниками или лицемерами может спровоцировать ускоренное сердцебиение, одышку, головную боль и ощущение тревоги.
Избегание общества негативно настроенных людей
Общаться с человеком, испытывающим негативные эмоции, всегда нелегко. Для эмпата это может быть особенно затруднительно, поскольку он слишком остро сопереживает чужому горю, страху или душевной боли. Кроме того, большинство эмпатов являются талантливыми слушателями и почти не умеют отказывать в общении людям, которые стремятся поделиться переживаниями. Именно поэтому высокая способность к эмпатии может проявляться в некоторой отстраненности от негативно настроенных собеседников. Таким образом эмпат пытается защититься от неизбежного стресса.
Непереносимость агрессии
Эмпаты плохо переносят любые конфликтные ситуации. Их лишает душевного равновесия не только прямая агрессия окружающих, но и слишком шумное поведение, особенно если оно продиктовано такими эмоциями, как возмущение, гнев или злоба.
Человек, имеющий способность к эмпатии, как правило, спокоен, дружелюбен и внимателен. Он всегда старается разрешить противоречия мирным путем и не приемлет насилия.
Эмоциональное восприятие чужих неприятностей
Эмпат принимает чужие беды близко к сердцу. Он одинаково остро реагирует на боль знакомого человека, беду, увиденную в телерепортаже, и несчастья персонажей художественного фильма. Разумеется, он понимает, что это разные вещи, но все ситуации такого рода вызывают у него сильный всплеск негативных эмоций.
Дискомфорт при избытке эмоций
Человек с сильной способности к эмпатии с трудом переносит любые эмоциональные излишества. Его травмирует не только чужое горе, но и избыток позитива. Например, эмпат может испытывать дискомфорт, присутствуя на шумном празднике, поскольку сильный шум, яркий свет и обилие веселящихся людей быстро утомляют его.
Болезненное восприятие критики
Эмпаты обычно осторожны и сдержанны в общении с другими людьми и в выражении собственных чувств. Они боятся кого-то задеть, создать конфликтную или просто непонятную для окружающих ситуацию. В ответ на собственную деликатность они ждут аналогичного поведения от других людей. Поэтому склонность к эмпатии нередко совмещается с излишней чувствительностью к критике: эмпата обижает любая негативная оценка, даже если она выражена мягко.
Способность к эмпатии можно измерить. Психологи делают это с помощью опросников, самый известный из которых («Уровень сопереживания») был разработан Салли Уилрайт и Симоном Бароном-Коэном в 2004 году.
Может показаться, что высокий уровень эмпатии «неудобен» и способен осложнить человеку жизнь. К счастью, это не так. Большинство эмпатов со временем привыкают к особенному восприятию мира и вырабатывают стиль поведения, который помогает им сохранять физическое и психическое здоровье. Постоянно чувствовать чужую боль как свою, разумеется, не слишком приятно, но это искупается возможностью понимать других людей, умением их выслушивать и оказывать необходимую помощь. Человек, обладающий таким талантом, обычно пользуется всеобщим уважением. Окружающие его любят и ценят, хотя и не всегда умеют оградить от лишних стрессов.
Эмпатия очень важна для людей, которые работают врачами, психологами, учителями, сотрудниками социальных служб. Именно это качество создает основу эмоционального подъема, без которого невозможна никакая творческая деятельность. Успешный создатель рекламы, страховой агент или менеджер по продажам обязательно должен быть эмпатом. Можно сказать, что в мире, основанном на тесном взаимодействии между людьми, способность к эмпатии положительно сказывается на социальной реализации человека.
Видео с YouTube по теме статьи:
www.neboleem.net
развитие, уровни, диагностика и примеры
Эмпатия – умение понимать чувства и эмоции других людей, а также адекватно на них реагировать. Способность человека к сопереживанию считается важной составляющей личности, определяющей её взаимоотношения с окружающими.
Эмпатия — способность понимать и сопереживать
Виды эмпатии
Слово «эмпатия» происходит от греческого словосочетания «ἐν πάθος», что переводится как «в чувстве». В психологии под этим термином подразумевают умение понимать любые эмоции окружающих людей, а также сопереживать им.
В медицине под «эмпатией» зачастую подразумевают «эмпатическое слушание»: так называют сопереживание чувствам человека, явно демонстрируемое эмпатом. Эмпатическое слушание широко используется психиатрами и психотерапевтами в общении с пациентом: это позволяет человеку понять, что врач не только слушает, но и хорошо понимает его состояние.
Выделяют следующие виды чувства эмпатии:
- Эмоциональный подвид, основанный на эмоциональном восприятии чувств человека.
- Когнитивный тип, базирующийся на интеллектуальном восприятии чужих чувств: при помощи сравнений, аналогий, проведения параллелей.
- Предикативная эмпатия, проявляемая в способности предсказывать эмоциональные отклики и реакции другого человека в конкретных ситуациях.
- Сопереживание, характеризующееся переживанием эмоциональных состояний другого человека при помощи идентификации себя с ним.
- Сочувствие, представляющее собой социальный аспект, выражающий состояние эмпата по поводу переживаний других человека.
Специалисты подчеркивают: эмпатичный человек обязательно должен осознавать, что испытываемые им чувства отражают эмоции другого человека, но не являются его собственными. Если такого понимания нет, состояние эмпатией не считается.
Уровни эмпатии
Формирование эмпатии начинается еще в младенческом возрасте. Чем старше становится человек, и чем больше жизненного опыта он приобретает, тем лучше и проще он понимает чувства окружающих. Но все же, вне зависимости от возраста, умение сопереживать проявляется у людей в разной степени.
Психологи выделяют 4 основных уровня эмпатии: низкий, нормальный, высокий и повышенный.
Низкий уровень
Людей, обладающих слабой способностью к сопереживанию, называют «не-эмпатами» или «антиэмпатами». Они склонны во всем полагаться на факты, логику и рациональность. Эмоциональные поступки, совершенные под влиянием чувств, не-эмпатичные люди считают бессмысленными и непонятными.
Антиэмпаты с трудом сопереживают окружающим, плохо понимают чужие чувства и воспринимают любые проблемы только со своей позиции. Они неспособны признавать другую точку зрения, отличную от их собственной и не подкрепленную логикой.
Антиэмпаты неспособны сопереживать, для них это чувство чуждо
Из-за неумения сопереживать таким людям сложно уживаться с окружающими. Они склонны избегать больших компаний, редко общаются с коллегами или соседями, имеют ограниченный круг друзей. Согласно статистике, низкая эмпатия в большей степени характерна для мужчин: среди не-эмпатов они встречаются в 4 раза чаще, нежели женщины.
Важно!
Важно понимать: низкий уровень эмпатии не равен её отсутствию. Полное отсутствие эмпатии встречается крайне редко, и считается признаком заболеваний психики. Абсолютным неумением сопереживать отличаются алекситимики, психопаты, социопаты, некоторые подвиды шизофреников.
Нормальный уровень
Для большинства характерен нормальный, или стандартный уровень эмпатии: им обладают около 80% людей. Такие люди способны понимать чувства и эмоции окружающих, но нечасто сопереживают, проникаются чужими ощущениями.
Этот уровень присутствует практически у каждого 2-го жителя планеты
Люди со средней степенью эмпатии чаще всего остаются равнодушны к тому, что чувствуют окружающие. Они внимательны и чутки только к эмоциям, испытываемым ими самими либо их близким окружением: членами семьи, друзьями, хорошими знакомыми.
Высокий уровень
Люди с высоким уровнем сопереживания встречаются нечасто. Именно таких личностей и принято называть «эмпатами». Они отлично понимают чувства и эмоции окружающих людей, сопереживают чужим проблемам, внимательно слушают и никогда не упускают важных деталей.
Для людей с высоким уровнем эмпатии характерно сопереживание в любых ситуациях
Эмпаты отличаются прекрасной коммуникабельностью, социальной активностью. Они с легкостью заводят новые знакомства, имеют большое количество друзей. Умение общаться с окружающими позволяет им добиться заметных достижений в социальной и личной жизни, карьерных высот.
Несмотря на то, что человек с высоким уровнем сопереживания способен понимать других людей, он не делает это в ущерб себе. Эмоциональное восприятие чужих чувств не вызывает у него дискомфорта, беспокойства или страданий.
Повышенный уровень
В отличие от людей с высоким уровнем эмпатии, личности с повышенной степенью сопереживания, или «гипер-эмпаты» причиняют себе дискомфорт этим умением. При повышенной эмпатии способность понимать чувства других людей гипертрофируется, и человек перестает разделять свои и чужие проблемы.
Гипер-эмпатия сопровождается такими признаками:
- излишняя ранимость и впечатлительность;
- острое переживание чужих эмоций и чувств;
- необоснованное чувство вины за муки других людей;
- страдание и беспокойство из-за проблем окружающих.
Гипер-эмпаты испытывают повышенное чувство сострадания и сильно переживают из-за проблем окружающих
Такой уровень сопереживания негативно сказывается на личной жизни человека, ухудшает его коммуникативные навыки, может стать причиной психических заболеваний. Чтобы способность к сочувствию приносила эмпату лишь плюсы, повышенную эмпатию нужно корректировать при помощи самостоятельных занятий и психотерапии.
Преимущества и недостатки
Проявление сопереживания по отношению к другим людям имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
К плюсам этой способности относят такие особенности:
- простота и легкость в общении с окружающими;
- умение помогать близким в тяжелых психологических ситуациях;
- возможность избегать скандалов, подавлять конфликты «в зародыше»;
- чувствительность к обману.
Кроме того, умение понимать чувства других людей полезно во многих профессиях. Хорошим эмпатам открыто больше возможностей для трудоустройства и дальнейшего карьерного роста, нежели личностям, неспособных к сопереживанию.
Среди минусов эмпатии выделяют следующее:
- быстрое эмоциональное сгорание;
- повышенный риск психических патологий;
- высокая ранимость и чувствительность;
- возможное непонимание со стороны окружающих.
Недостатком эмпатии считается быстрое эмоциональное сгорание и высокая чувствительность к проблемам окружающих
Стоит отметить, что эти недостатки затрагивают лишь излишне эмпатичных людей. Личности, обладающие средним или высоким уровнем этой способности, не сталкиваются с такими отрицательными сторонами.
Развитие чувства сопереживания
Эмпатия – это не дар свыше и не сверхъестественная сила. В той или иной степени, к ней способны все психически здоровые люди. Несмотря на то, что склонность к сопереживанию зачастую является врождённой, умение понимать чужие чувства можно развить.
Существует множество простых групповых упражнений, помогающих научиться сопереживанию:
- Угадай чувство. Людям раздаются карточки, где прописаны названия чувств. Участники по очереди изображают выпавшее им чувство при помощи мимики, а остальные члены группы пытаются угадать, что человек старается отобразить.
- Зеркало и обезьяна. Члены группы разбиваются попарно. Один участник в паре становится «зеркалом», а второй – «обезьяной». «Обезьяна» мимически демонстрирует различные чувства, а «зеркало» их копирует. После члены пары меняются ролями.
- Телефон. Все участники получают карточки, в которых указан воображаемый собеседник: начальство, вторая половинка, родитель, ребенок или иной человек. Члены группы по очереди имитируют разговор, а другие люди пробуют угадать, с кем ведется «беседа».
Также распространены упражнение на копирование голоса, жестов, речевых особенностей другого человека. Выполняя подобные упражнения в группе, совместно с другими людьми, человек осваивает навык сопереживания, учится создавать эмпатические связи и настраиваться на одну эмоциональную волну с окружающими.
Диагностика эмпатии
Зачатки эмпатии можно наблюдать уже у детей-дошкольников. К школьному возрасту базовое умение сопереживать и понимать чужие чувства формируется окончательно.
Чтобы определить, насколько у человека развито это умение, проводится психометрическая диагностика:
- диагностический опросник И. М. Юсупова;
- тест на эмпатическое сопереживание Бойко;
- опросник «Уровень сопереживания» Косоногова.
Тестирования могут комбинироваться между собой или применяться по отдельности. Также они дополняются личной беседой с психотерапевтом, позволяющей понять, насколько хорошо разбирается в чужих эмоциях опрашиваемый человек.
Как избавиться от чувства сострадания?
Людям с гипертрофированным чувством сопереживания живётся намного сложнее, нежели антиэмпатам. Они склонны переносить проблемы всех окружающих на себя, излишне переживать за других людей. Такое состояние может привести к эмоциональным срывам, к тяжелым психологическим проблемам и патологиям.
Чтобы избавиться от гипер-эмпатии, научитесь соблюдать такие советы:
Сосредоточьтесь
Чувствуя, что вы начинаете излишне сопереживать другому человеку, попробуйте сконцентрироваться на чём-то другом. Если это возможно, прекратите разговор, уйдите в другое место и помолчите несколько минут, чтобы полностью успокоиться внутренне.
Если понимаете, что слишком переживаете по поводу другого человека, то лучше переведите фокус внимания на что-то другое
Если вы не хотите обижать человека и прерывать беседу с ним, просто постарайтесь переключиться на другую идею. Подумайте о чём-то отвлечённом, медленно сосчитайте до 10, а после сосредоточьтесь на своих чувствах. Вы ощутите, что чужие эмоции исчезли.
Осознайте, кому вы сопереживаете
Механизмы эмпатии не запускаются сам по себе – её всегда вызывают другие люди. Чтобы научиться контролировать процесс сопереживания, постарайтесь определить: кто вызывает сочувствие именно у вас, и почему? Из-за чего вы сопереживаете именно этому человеку или группе людей?
Проделывайте это простое упражнение каждый раз, когда ощущаете, что вас захлестывает чужими эмоциями. Это позволит вам отвлечься, взять себя в руки, а впоследствии – освоить сознательную эмпатию.
Сочувствуйте осознанно
«Осознанная», или «сознательная» эмпатия – это чувство сопереживания, не причиняющее ущерба самому эмпату. Такое умение позволяет понимать чувства других людей, не пропуская их через себя, и не испытывая чужих негативных эмоций.
Умейте сопереживать так, чтобы не причинять вред самому себе
Чтобы освоить сознательную эмпатию, вам нужно научиться «отключать» сопереживание на подсознательном уровне. Для достижения этой цели можно освоить дыхательную гимнастику или медитацию, или просто думать о посторонних вещах во время беседы.
Со временем эмоциональное «отключение» войдет в привычку, и вы научитесь слушать и понимать других людей, а также оказывать им поддержку без дискомфорта для себя.
Бороться с гипертрофированной эмпатией в одиночку очень сложно. Если у вас не получается справиться с излишними переживаниями, стоит обратиться к психотерапевту или психологу. Специалист обязательно научит вас абстрагироваться от чужих эмоций.
Примеры эмпатии
Варианты выражения сопереживания могут быть различными. Так, психологическая или педагогическая эмпатия совершенно непохожи друг на друга, хотя являются подвидами одного и того же умения. Разберем 3 примера эмпатии, проявляемых в разных ситуациях.
Психологическая эмпатия
Проявляется во время консультации у психотерапевта или психолога. Во время сеанса специалист внимательно слушает своего пациента, понимает его эмоциональное состояние, выражает сопереживание его проблемам. Такое поведение в психологии называется «эмпатическим слушанием».
На приеме у психолога или психотерапевта пациенту оказывается повышенное внимание
Педагогическая
В педагогике чувство сопереживания проявляется при коммуникации учителя с учениками. Педагог-эмпат легче налаживает контакт с детьми, потому что лучше понимает их чувства и потребности, способен учитывать личные особенности и склонности каждого ученика. Такой учитель не оспаривает точку зрения ребёнка и умеет направить его к верному ответу мягко, ненавязчиво.
Творческая эмпатия
Выражается при «вживании» актера в свою роль. Чтобы правильно изобразить героя, человек ассоциирует себя с персонажем, проникается его чувствами и эмоциями, осознает причины его поступков. В итоге зритель, наблюдая за поведением актера в театре или на экране, верит в актерскую игру.
Такая эмпатия проявляется, когда, например, актер пытается вжиться в роль и прочувствовать все переживания героя
Способность к эмпатии – важное умение, позволяющее лучше взаимодействовать с людьми. Однако, помимо преимуществ, у него есть и заметные недостатки. Выполняя специальные упражнения, человек может скорректировать это умение: повысить уровень сопереживания или научиться контролировать способность, не перенося чужие проблемы и чувства на себя.
Психические заболевания
lechusdoma.ru
что это, простыми словами, психология
.
К важным способностям, облегчающим общение и способствующим понимаю, относится эмпатия. Многие люди стремятся жить счастливо с теми, кто их понимает, ценит и любит. Чтобы почувствовать гармонию и наслаждение от существования, необходимо уметь сочувствовать и понимать окружающих.
Понятие в психологии
Эмпатия – это очень редкая способность, которая проявляется тонким пониманием чувств и эмоций другого. В нее входят дополнительные аспекты:
- шанс ощутить себя на месте другого;
- стремление к сопереживанию и ощущению настроения другого.
Эти черты в большей степени показывают характер личности, нежели ее психологическое состояние. Эмпатия в психологии рассматривается учеными не 1-е десятилетие.
Они утверждают, что эта способность имеет не только субъективное понимание постороннего мира, но и умение чувствовать негативные и положительные эмоции собеседника.
Характерные черты
Эмпатические способности проявляются как искреннее внимание к другой личности. Эмпатийный человек испытывает интерес к эмоциональному состоянию, проблемам, волнениям собеседника.
- Способность к эмпатии зависит в большей степени от характера, уровня интеллекта и эмоциональной энергичности личности.
- Персона считает, что у нее есть этот дар, но мыслит и воспринимает мир немного по-другому. Если она уделяет внимание только себе, то нет возможности проникнуть очень глубоко в мысли и чувства других людей.
- Если интеллект недостаточно развит, то индивид будет делать выводы, которые неверно сформированы и не до конца их оговаривать.
- Способности могут плохо развеиваться, если эмпатичная личность имеет эмоциональную сухость.
Стоит заметить, что в основном те, у кого есть чувство эмпатии, считаются людьми с большим уровнем духовно-интеллектуального развития.
Понятие эмпатии проявляется в следующих состояниях:
- понимание чувств и состояний людей на интуитивном уровне;
- проживание ощущений, похожих на те, которые чувствует собеседник;
- способность надевать на себя образ других;
- мастерство брать на себя постороннюю точку зрения, не имея преград;
- анализ ситуации со стороны другого индивида.
Кроме того, что люди-эмпаты живут переживаниями своих близких и знакомых, они могут показывать высокий уровень эмпатии по отношению к героям фильмов и литературных произведений. Каждый навык может выражаться по-разному: у кого-то в большей степени, а у кого-то в меньшей. Важные моменты этой способности зависят от того, к какому виду эмпатии больше относится человек.
Разновидности
Вызвало сильный интерес развитие эмпатии у психологов, психотерапевтов и психоаналитиков. Специальная терапия в психологии называется «клиент-центрированной» и основана на эмпатии. По такому принципу специалист работает с пациентом. Он подходит к этому состоянию, как к умению надеть обувь и изнутри прочувствовать систему координат персоны. Психологи выделяют 3 вида эмпатии.
- Эмоциональный тип. Люди, расположенные к этому чувству, следуют эмоциям собеседника и прочувствуют ту боль и трудности, которые он испытывает. Они готовы в любую секунду среагировать на его переживания.
- Когнитивный тип. Дар проявляется в способности делать сравнение и оценку мыслей, которые не дают покоя собеседнику. Простыми словами, эмпат не только понимает чувства своего оппонента, но и включает умственные способности, чтобы полностью изучить происходящее.
- Предикативный тип. Дает возможность угадывать и ощущать настроение человека в определенных жизненных ситуациях. Ярко проявляется способность в момент ссор и конфликтов.
Выделяют 2 отдельные формы определения эмпатии.
- Сопереживание, которое проявляется в ощущении тех же эмоций, что и у собеседника.
- Сочувствие может выражаться в появлении собственных чувств по поводу положения, в котором перебывает оппонент.
Если в общении с коллегой последний начинает плакать, то при сопереживании у личности с даром также на глазах будут слезы. При сочувствии человек начнет поддерживать коллегу и показывать ему личные эмоции.
Уровень эмпатических наклонностей
Способности разделяются на уровни эмпатии, которых существует 4.
- Уровень эмпатии повышенный. Выражается умением понимать проблемы окружающих.
- Индивид больше не разделяет проблемы на свои и чужие, поэтому его личная жизнь сильно страдает. Такие личности чувствуют неоправданное ощущение вины, часто плачут из-за ранимости и впечатлительности. Многие психологи считают этот уровень эмпатии аффективным. Люди, которые умеют контролировать чувства и показывать их только при необходимости, пользуются даром в профессиональной деятельности. Они становятся хорошими специалистами в области психологии и других сфер, которые связаны с общением.
- Уровень высокий – понимают чувства и эмоции окружающих, не вредят себе. Эти личности относятся к своим друзьям и родственникам с большим интересом и соблюдают осторожность. Они прекрасно ладят с незнакомыми людьми, увлечены социальной жизнью. Случается, что персона с высокой характеристикой эмпатии хочет получить одобрение и поддержку от посторонних людей, а если этого не получает — выходит из себя.
- Уровень эмпатии нормальный. Эту степень имеет практически каждый человек.
- Проявляется она сочувствием и равнодушием по отношению к другим. Понимание и поддержка – только для близких людей.
- Низкий уровень. Таких личностей называют антиэмпатами. Они не хотят обращать внимание на чужие проблемы, а также принимать не свою позицию. Индивид с низким уровнем эмпатии сосредоточен только на своих трудностях и проблемах, ощущает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми. Из-за этого у него мало друзей или вообще нет.
Проявление способностей
Распознать способности эмпатии у человека возможно еще в раннем возрасте. Такие дети серьезно относятся к проблемам, с которыми сталкиваются их родители. Они начинают плакать после того, как слышат повышенный тон, ссору. У них учащается стук сердца, краснеет лицо и увеличивается потоотделение. Однако сказать точно, что эта способность возникает с рождения нельзя, т. к. нет подтверждений.
Дети, у которых развита эмпатия, рождены у чувствительных родителей. Они слишком близко переживают чужие проблемы. Если ребенок родился с даром, то он может со временем развить эмпатическое общение или наоборот потерять. Укреплению дара способствует теплая домашняя атмосфера, наглядный пример со стороны родителей о том, что нужно помогать людям, переживать за них и ставить себя на их место.
Плюсы и минусы
Узнав, что слово эмпатия означает, некоторые начинают стараться овладевать способностями дара и развивать его у своих детей. Часто такие люди не знают, как правильно его применять. Этот минус психики может доставлять человеку дискомфорт. Чтобы справиться с различными негативными мыслями посторонних, нужно иметь твердый характер и разум, поэтому если индивид решил развивать эмпатию, стоит узнать не только плюсы дара, но и минусы.
К положительным сторонам относят:
- хорошие перспективы для карьерного роста;
- оперативная помощь родственникам и друзьям;
- недопустимость быть обманутым;
- шанс избегать ссоры – гасить конфликты.
К отрицательным сторонам можно отнести:
- быстрое эмоциональное перегорание;
- склонность к волнению;
- вероятность на формирование психологических расстройств;
- в сфере человеческих отношений существует риск на развитие ситуации по плану «игра в одни ворота»;
- бывает, что нет взаимопонимания со стороны окружающих;
- увеличенная чувствительность доводит к тому, что посторонним очень легко навредить эмпату, а сами они не могут этому противостоять.
Развитие способностей
Способность человека к сопереживанию завораживает многих и те желают развивать эмпатию. Специалисты рассказывают, что это возможно. Они рекомендуют провести несколько игровых тренировок.
Упражнения на развитие эмпатии состоят 4 аспектов.
- Активное слушание. Необходимо научиться слушать своего собеседника. В ходе разговора эмпат должен задавать вопросы, которые бы помогли полностью узнать обсуждающую тему. Можно начать делиться собственными впечатлениями от услышанного.
- Развитие эмпатии включает в себя упражнение под название «Убежище». Чтобы начать его выполнять, нужно сесть удобно в кресло, расслабиться, закрыть глаза. Подумать о себе, представить свое личное убежище: его размеры, формы и т. д. Многие выбирают дом, где живут родители, а кому-то по душе приходится дом в лесу, подальше от всех. Такие мысли помогут снять эмоциональное напряжение и убрать лишний груз.
- Проговаривание комплиментов помогает повысить эмпатию. Нужно научиться хвалить людей – этот факт важен и присутствует во многих тренингах. Можно начать с пары комплиментов в день, скоро это войдет в привычку и человек будет искать настоящие поводы, чтобы похвалить кого-то.
- Развитие эмпатии включает оценку собственного поведения, часто самооценка заниженная. Многие думают, что это просто рефлекс, а кто-то эффективным анализом настоящих действий. Для этого можно начать вести дневник или каждый день по несколько минут говорить с самим собой.
Важно учитывать, что чем взрослее личность, тем сложнее происходит развитие, из-за пережитого опыта можно необъективно оценивать окружающих.
Важно знать, что способность можно легко убить простым страхом. Практически каждый человек с даром избегает конфликтных ситуаций, он защищает себя и остальных людей от ругани и споров. Но, если этого сделать не выходит, эмпат начинает сильно страдать от панических атак и искать методы, чтобы откорректировать свое мышление, после чего эмпатия занижается или полностью пропадает.
Полезные рекомендации
Стоит научиться управлять собой. Уметь закрываться от негативных эмоций или фильтровать их восприятие. Необходимо четко программировать, что можно через себя пропускать, а чего нельзя. Индивид с даром должен найти надежный метод для сброса чужих плохих эмоций.
Важно уметь заменять эмпатию на не эмпатическое сочувствие.
Проявлять умение контролировать эмоции и проявлять любовь, заботу и доброту в более сдержанной форме, после чего человек научится чувствовать собеседника, а не болеть им.
Заключение
Слово «эмпатия» означает способность человека так же эмоционально переживать моменты жизни, как и его собеседник. Он чувствует настроение своего оппонента, проблемы и волнение. Такая способность может появиться с рождения или развиться на протяжении жизни. Главное, что нужно сделать эмпату – научиться контролировать мысли и чувства, и тогда у него получится положительно использовать свой дар и добиться в жизни многого.
psyhoday.ru
что это, простыми словами, психология
.
Кто из нас не перенимал чувства близкого человека во время разговора «по душам». Умение подстроиться под настроение и эмоциональное состояние собеседника – важная черта социализации личности. Такое чувственное проявление называется эмпатией.
Определение
Эмпатия – это осознанное сопереживание эмоциональному состоянию человека с сохранением понимания внешнего происхождения источника чувства. Простыми словами рассматриваемое явление можно объяснить как умение понять и прочувствовать чужие эмоции, войти в положение другого.
Термин имеет греческое происхождение. Значение слова эмпатия с него может быть переведено как «в страдании, чувствах, страстях». В современный научный оборот термин введён психологом-экспериментатором Э.Б. Титченером в конце XIX века.
Зигмунд Фрейд в начале XX века охарактеризовал эмпатию как процесс оценки психического состояния пациента, проецирование этого состояния на себя, попытка понять эти эмоции и чувства через сравнение со своими ощущениями. Главная особенность ее заключается в отсутствии причастности к какой-либо эмоции, как происходит при сострадании.
Основные виды и уровни
Виды эмпатии в психологии:
- Эмоциональная. Этот вид основан на механической проекции и подражании моторным и аффективным реакциям собеседника. Механическая проекция – механизм психологической защиты, при которой внутренние чувства воспринимаются как приходящие извне. Она проявляется в виде приписывания собеседнику своих чувств и эмоций при убеждённости, что это ощущение исходит из внешнего воздействия, а не изнутри. Под моторными реакциями понимают мелкие двигательные операции, сопровождающие действие, общение. Аффективная реакция – бурное эмоциональное действие, резкое изменение состояния.
- Когнитивная. Это контролируемое сопереживание основывается на процессах интеллектуального характера: сравнении, аналогии, противопоставлении.
- Предикативная. Эмпатия, заключающаяся в способности предугадывать аффективные реакции собеседника.
Выделяется несколько особых форм эмпатического поведения:
- сопереживание – отождествление эмоциональных ощущений собеседника;
- сочувствие (сострадание) – форма выражения состояния в ответ на переживания другого человека.
Психологические уровни эмпатии:
- Высокий (третий). Повышенная эмпатичность проявляется в том, что человек глубоко сопереживает состоянию окружающих. Часто такое включение находится на грани потери контроля. Встречается достаточно редко.
- Средний (второй). Уровень, при котором человек обладает возможностью управляемого сопереживания, но на первое место возводит собственные ощущения. Средняя эмпатия характерна для большинства современных людей. Чужие чувства и эмоции не имеют значения для их жизни. Главное – процесс действия, а не эмоциональный подтекст этих действий.
- Низкий (первый). Уровень характеризуется равнодушием, безучастием к состоянию других людей. Такие люди обычно имеют проблемы с социализацией, они нелюдимы, ведут отшельнический образ жизни, у них нет друзей и близких.
Отдельно стоит упомянуть группу людей, которые используют управляемое сопереживание в профессиональных целях (врачи, преподаватели, актёры, писатели, сотрудники специальных государственных служб и т. д.). Такие люди стремятся развить контролируемую эмпатию для достижения профессиональных целей.
Эмпатия, симпатия и рефлексия
Для более глубокого понимания явления контролируемого сопереживания нужно дать определения процессам, тесно связанным с ним.
Сострадание – составной элемент эмпатии, проявляющийся в выражении своего отношения к страданию другого человека.
Идентификация – осознанное психологическое и эмоциональное поведение, которое проявляется в полном отождествлении себя с состоянием другого человека, группы людей. Она часто является механизмом психологической защиты в неблагоприятных условиях.
Рефлексия – осознание самого себя, своего сознания. Она проявляется в ценностях, мотивах, интересах, мировоззрении, поведенческих шаблонах, мышлении, эмоциональном реагировании. Все эти личностные структуры формируются благодаря осознанию действий, их переосмыслению и структурированию.
Простыми словами, рефлексия – это непросто знание человека о чём-либо, а знание об этом знании. Такое определение явлению дал известный философ и теолог П.Т. де Шарден. В контексте рассматриваемой проблемы рефлексия отличается от эмпатии тем, что человек полностью растворяется в проблеме, переживаниях собеседника, не оставляя места собственному Я. При эмпатии сохраняется чёткое разграничение управляемого сопереживания и собственных ощущений.
Проявления в жизни
Рассматриваемое явление играет существенную роль в жизни каждого человека. Она проявляется в различных сферах деятельности.
Медицинская оценка
В медицине под эмпатией понимается значение психологического термина «эмпатическое слушание». Последний термин обозначает понимание эмоционально состояния собеседника и демонстрация этого понимания. Часто проявляется при опросе врачом пациента. Врач, используя эмпатийный механизм, понимает состояние пациента, а последний видит это в поведении, эмоциях врача.
В медицине эмпатия помогает получить максимально объективную информацию о чувствах и мыслях пациента. Ощущая понимание, люди раскрываются, выражают чувства более ярко, рассказывают о состоянии детально и искренне.
Способность к эмпатии в разной степени присуща всем здоровым людям.
Психологическая оценка
Что такое эмпатия в психологии: нормальное эмоциональное состояние человека в соответствующих ситуациях. Существует несколько методик определения ее уровня. Созданы процедуры для улавливания отдельных проявлений этой способности.
При характеристике психологических аспектов эмпатии отмечается сохранение понимания внешнего происхождения состояния, т. е. эмпатичный человек чётко осознаёт, что на нём отражаются чувства партнёра. Если это не происходит, состояние относят к идентификации с собеседником.
Проявления в жизни
Рассматриваемое явление играет существенную роль в жизни каждого человека. Она проявляется в различных сферах деятельности.
Медицинская оценка
В медицине под эмпатией понимается значение психологического термина «эмпатическое слушание». Последний термин обозначает понимание эмоционально состояния собеседника и демонстрация этого понимания. Часто проявляется при опросе врачом пациента. Врач, используя эмпатийный механизм, понимает состояние пациента, а последний видит это в поведении, эмоциях врача.
В медицине эмпатия помогает получить максимально объективную информацию о чувствах и мыслях пациента. Ощущая понимание, люди раскрываются, выражают чувства более ярко, рассказывают о состоянии детально и искренне.
Способность к эмпатии в разной степени присуща всем здоровым людям.
Психологическая оценка
Что такое эмпатия в психологии: нормальное эмоциональное состояние человека в соответствующих ситуациях. Существует несколько методик определения ее уровня. Созданы процедуры для улавливания отдельных проявлений этой способности.
При характеристике психологических аспектов эмпатии отмечается сохранение понимания внешнего происхождения состояния, т. е. эмпатичный человек чётко осознаёт, что на нём отражаются чувства партнёра. Если это не происходит, состояние относят к идентификации с собеседником.
Эмпатирующий человек чётко разграничивает свои внутренние, личные чувства и ощущения, которые возникают в ответ на эмоции собеседника. Такое восприятие позволяет активно использовать эмпатию для большего раскрытия переживания, внутреннего состояния пациента.
Педагогическая оценка
Эмпатия является ключевым аспектом социализации, поэтому её развитию большое внимание уделяет педагогика. Ключевая проблема современного образовательного процесса – отсутствие налаженных, доверительных, уважительных отношений между учителями и учениками. И ответственность ложится на взрослого человека – учителя. Преподаватели не умеют встать на позицию своих учеников, чтобы разобраться в проблемах. Отсутствие понимания сказывается на всех уровнях: интеллектуальном, эмоциональном и социальном.
Школа — это не только инструмент передачи начальных знаний молодым людям, но и институт формирования личности, которая должна приспособиться к полноценной жизни в обществе. Без эмпатии этого добиться не получится, поэтому учитель должен на своём примере развивать у детей осознанное сопереживание.
Научная оценка
С точки зрения физиологии, эмпатия воспринимается как способность отражать действие и состояние других существ через активизацию специальных зеркальных нейронов. Известно, что за чувство эмпатии отвечают участки миндалевидного тела и коры головного мозга. Люди с повреждениями этих участков неспособны к контролируемому сопереживанию, не улавливают эмоции и чувства других людей в процессе общения.
Эмпатия и искусство
Значение эмпатии в искусстве переоценить сложно. Эмпатийность важна везде: в музыке, живописи, писательстве, театральной и кинематографической деятельности. Тем, кто создаёт и творит, контролируемое сопереживание позволяет создавать шедевры. Композитор улавливает настроения окружающего мира, людей и создаёт соответствующее музыкальное произведение. Писатель погружается в мир героев своих произведений, чтобы передать настроение в рассказе. Актёры театра и кино понимают внутреннее состояние своего персонажа.
Не менее важна эмпатия для зрителя. Сопереживание позволяет из набора звуков вычленить настроение музыки. Эмпатичная личность ощущает чувства героев рассказов, постановок и фильмов. Такие люди способны сопереживать, но они понимают постановочность происходящего действа.
Характеристика
Эмпатия свойственна всем здоровым людям, поэтому она носит нейтральный характер. Но глубина проявления состояний контролируемого сопереживания может носить позитивный или негативный характер. Всё зависит от ситуации.
Проявление эмпатии осуществляется за счёт различных сигналов:
- поступков;
- речи;
- мимики;
- жестов.
Плюсы
Эмпатия необходима для полноценной социализации. Чувство контролируемого сопереживания формируется в детстве, когда ребёнок видит причастность к своему состоянию взрослого человека, родителя или другого близкого. Такое поведение перенимается. Эмпатические состояния позволяют легче находить общий язык, ощущать себя причастным к жизни семьи, общины, окружающих, страны, нации.
Существенную пользу владение эмпатией приносит в профессии. Умение подстраиваться под состояние собеседника важно при проведении переговоров, осуществлении профессиональных продаж, налаживании связей и контактов.
Минусы
Высокий уровень эмпатии часто оказывает негативное влияние на самого носителя этого чувства. Так, отмечено, что острое сопереживание повышает вероятность развития депрессивных процессов, стрессов, психических расстройств и фобий.
Низкий уровень эмпатии существенно осложняет жизнь в социальной сфере. Люди, имеющие заниженный ее уровень, чаще других сталкиваются с проблемами в общении, выстраивании близких отношений.
Определение эмпата
Кто такой эмпат: он имеет развитую способность к осознанному сопереживанию, обычно именуется эмпатом. Часто в разговорах можно слышать слово эмпант. Это произношение неверно, правильно понятие звучит иначе.
Основные признаки
Эмпатические способности находятся в тесной связи с уровнем развития человека. Чем выше духовно-интеллектуальный уровень, тем выше и способность к выражению контролируемого сострадания.
Характерные черты эмпата:
- интуитивное понимание чувств и ощущений другого;
- способность искренне сопереживать;
- умение легко вставать на место другого;
- способность абстрагироваться, смотреть на ситуацию со стороны;
- умение понять и принять чужую точку зрения без доказательств, аргументации и споров.
Личное тестирование
В психологии существует несколько специальных опросников для определения эмпатии. Одним из наиболее проработанных является тест, составленный клиническим психологом С. Бароном-Коэном.
Существует и иной простой и популярный способ, помогающий оценить уровень эмпатии, – шкала эмоционального отклика. Методика разработана психологом из США А. Меграбяном:
- он состоит из двадцати пяти вопросов;
- каждый пункт теста предполагает выбор 1 из 4 ответов;
- каждому из четырёх вариантов присвоено определённое количество баллов;
- на основе суммы определяются способности человека к контролируемому сопереживанию.
Ещё один тест разработан отечественным педагогом В.В. Бойко. Он позволяет оценить уровень личной эмпатии. Тест Бойко, в отличие от шкалы эмоционального отклика, является более простым, но он поверхностен, т. е. точность и достоверность его результатов ниже. Методика содержит в себе тридцать шесть вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет». Тест Бойко направлен на определение предрасположенностей к эмоциональному сопереживанию.
Управление сочувствием
Эмпатия – важный чувственный аспект повседневной жизни. Его развитие и умение контролировать позволяет качественно изменить жизнь в лучшую сторону, умение понять другого человека – главный шаг к выстраиванию здоровых, положительных отношений. Контроль состояния другого человека даёт возможность улавливать конфликтные ситуации и избегать их.
Как развить эмпатию? Для этого существуют различные системы, методики и упражнения.
Упражнения на развитие эмпатии:
- Концентрация не на своих умозаключениях, а на смысле фраз и слов собеседника в диалоге. Умение слушать и слышать позволит глубже понимать людей при общении.
- Концентрация внимания на окружающих людях, коллегах, знакомых, родственниках. Чем они живут, каковы их интересы, проблемы, успехи.
- Разговоры с незнакомцами в транспорте, на улице. Общение с людьми не своего круга поможет лучше понимать жизнь других.
- Проигрывание ситуации собеседника на себе, выстраивание линии поведения, отработка эмоциональных проявлений.
- Анализ своих чувств и переживаний в различных ситуациях, их запоминание. Развитие эмоциональной памяти позволит быстро проецировать ситуацию на другого и лучше понимать его.
Эмпатия не всегда играет положительную роль в жизни. Многие люди стремятся снизить степень своего сопереживания другим. Для этого нужно сосредоточиться на себе, постоянно занимать себя хобби, новыми увлечениями. Постоянная сосредоточенность не оставит времени на проявление специфических состояний. Осуществляя развитие эмпатии, помните, что высокий уровень сопереживания несёт негативные последствия.
urazuma.ru
Что такое эмпатия — это в психологии сопереживание?
Термин «эмпатия» происходит от греческого слова «вчувствование» и обозначает возможность осознавать и понимать внутренние переживания другой личности.
Если человек умеет определять эмоциональное состояние других людей, его называют эмпатом.
Впервые определения эмпатии в психологии дал Зигмунд Фрейд, говоря о необходимости для любого психоаналитика уметь поставить себя на место своего клиента.
Существует не только эмоциональная, но и эстетическая эмпатия, то есть возможность глубоко проникнуться художественным образом.
Данное понятие касается практически всех эмоциональных проявлений личности: как положительных, так и отрицательных. Если сострадание подразумевает умение сочувствовать в тяжелой ситуации, то эмпатия охватывает и другие чувства – гнев, страх, радость и т. д.
Различается и глубина проявления: некоторые люди откликаются на эмоции поверхностно, другие же полностью погружаются в мир чужих переживаний. Пока не существует каких-либо обоснованных объяснений. Нейробиологи полагают, что возникает данное явление благодаря работе так называемых зеркальных нейронов.
Без способности к эмпатии человек не может стать хорошим психоаналитиком или психологом. Это качество способствует развитию коммуникативных навыков, позволяет создать с пациентом продуктивные рабочие отношения, которые будут способствовать решению личностных проблем человека. Многие люди, далекие от науки, связывают эмпатию с наличием сверхспособностей. Однако это не так: это свойство вполне объяснимо с научной точки зрения и ничего общего с экстрасенсорикой не имеет.
Важно отметить, что эмпатия возникает без участия интеллекта. Многие исследователи считают, что это врожденное качество личности, определяемое генетически.
В процессе развития личности способность к глубокому сопереживанию может либо усиливаться, либо, напротив, ослабляться. Зависит развитость от богатства внутреннего мира индивида, тонкости его восприятия, умения слушать собеседника и ряда других факторов. При помощи различных тренингов эмпатические возможности можно развивать (лишь в том случае, если они присущи личности изначально). Такие тренинги весьма полезны людям, которые по роду деятельности должны много общаться, и хотят развить свои коммуникативные навыки.
Классификация
В настоящее время в психологии выделяется несколько основных видов эмпатии:
- эмоциональная, базирующаяся на подражании поведенческим реакциям других людей;
- когнитивная, в основе которой лежат процессы мышления;
- предикативная, проявляющаяся в виде способности прогнозировать поведение и эмоциональные реакции окружающих.
Вероятно, способность к такому восприятию заложена практически в каждом человеке изначально. И это свойство нужно развивать в себе, чтобы научиться более эффективному общению. Особенно это важно для людей, которые по роду профессии часто вступают в коммуникацию, например, для психологов, руководителей и педагогов.
Уровни эмпатии
Существует классификация эмпатов, основанная на глубине осознания чувств и эмоций окружающих людей. Прежде, чем переходить к классификации, стоит сказать несколько слов о людях, полностью лишенных способности к эмпатии. Как правило, этим людям недоступны не только чувства окружающих, но и собственные эмоции.
Определить, что чувствует другой человек, не эмпаты могут лишь по косвенным проявлениям, используя интеллект и аналитические умения. Эмоции для таких личностей — несколько пугающий, неконтролируемый фактор, который только затрудняет существование. Часто полное отсутствие эмпатического восприятия демонстрируют люди с шизоидной акцентуацией характера, более склонные к абстрактным логическим построениям, нежели чем к миру чувств и эмоциональных переживаний.
Полностью лишены данной способности социопаты: именно из-за отсутствия умения сопереживать другим они нередко совершают противоправные деяния, не осознавая, что это может принести боль окружающим.
Эмпаты способны определять собственные чувства и понимать, что переживают окружающие. При этом сопереживание для эмпатов — естественный процесс, который не требует интеллектуальных усилий и осознанности.
- Эмпаты 1-го уровня способны определять, что чувствуют сами. При этом доступны им лишь достаточно простые оттенки чувств. Могут воспринимать эмоции окружающих и не всегда умеют дифференцировать чужие эмоции от собственных.
- Эмпаты 2-го уровня
прекрасно осознают, что такое эмоциональные переживания. Они способны намерено считывать чужие переживания, посмотрев в глаза человека или присмотревшись к его моторике. - Эмпаты 3-го уровня, как правило, осознают собственные возможности. Они могут четко дифференцировать собственные чувства от чужих, причем определить состояние другого они могут без непосредственного контакта, например, во время телефонного разговора или даже переписки.
- Эмпатам 4-го уровня доступен весь диапазон чужих эмоциональных проявлений. Они могут осознавать чувства других без необходимости в непосредственном контакте. Можно сказать, что подобные люди обладают повышенной интуицией, которую нередко путают с экстрасенсорными способностями. При этом эмпаты 4-го уровня способны понимать не только эмоции, но и то, что стало их причиной.
Кроме того, подобным людям удается без труда осознавать эмоции сразу нескольких личностей, с которыми они находятся в непосредственном контакте. Из эмпатов 4-го уровня получаются отличные психологи, психиатры, педагоги, врачи и даже следователи. Интересно, что такие личности умеют понимать даже эмоциональное состояние животных.
- Эмпаты 5-го уровня способны использовать свои способности для того, чтобы управлять эмоциями окружающих.
Диагностика
Чтобы понять, является ли человек эмпатом, необходимо определить у него наличие или отсутствие эмпатических черт характера. Проводится специальное тестирование, позволяющее выявить, способен ли человек понимать чувства окружающих. Для диагностики психологом А.Меграбяном была разработана специальная шкала эмоционального отклика. Как правило, этот тест используется при приеме на должности, требующие навыков сопереживать другим и понимать их эмоциональное состояние.
Развитие эмпатии
Многие люди хотят развить в себе рассматриваемую способность. Психологи утверждают, что сделать это возможно, но придется приложить много усилий и регулярно выполнять несложные упражнения:
- Активное слушание. Попытайтесь научиться слушать и задавать вопросы, которые позволяют как можно более полно раскрыть обсуждаемую тему и личность человека. Развить эмпатию помогает умение делиться собственными эмоциональными реакциями на услышанное («Когда ты рассказал мне это, мне было очень больно и неприятно»).
- «Убежище». Чтобы выполнить это упражнение, необходимо занять комфортную позу. Попытайтесь представить себе свое личное убежище. Это может быть ваш собственный дом или придуманная хижина в лесу, домик на поляне или пещера в скале. Представьте свое убежище во всех подробностях. Это место должно вызывать чувство умиротворенности и покоя. Всякий раз, когда вы почувствуете необходимость в избавлении от тревоги, представляйте себе свое убежище: вы сразу же испытаете расслабление и снимете лишний эмоциональный «груз», что позволит лучше понимать собеседников.
- Научитесь говорить комплименты. Речь идет не о лести: просто не бойтесь сообщать окружающим, что вам нравится их прическа, что вы поражены их способностями и умениями в какой-либо сфере деятельности и т. д. Со временем это войдет в привычку, и вы станете гораздо более приятным собеседником. К сожалению, в нашей культуре больше распространена отрицательная обратная связь: люди с легкостью критикуют друг друга, при этом испытывая сложности с комплиментами и похвалой.
- Тщательно анализируйте собственное поведение. Не стоит думать, что это бессмысленное самокопание: анализируя свои поступки, вы сможете лучше понимать окружающих.
Чем старше становится человек, тем труднее ему развивать в себе эмпатию. Из-за своего опыта оценивать чувства окружающих становится непростой задачей. При этом способность к сопереживанию может редуцироваться, ведь эмпатам не всегда легко быть погруженными в чужие чувства.
Доказано, что чем выше рассматриваемая способность, тем более активно старается человек избегать споров и конфликтов. Если сделать этого не удается, эмпат постепенно ставит между собой и другими людьми невидимый барьер, что помогает ему пребывать в спокойном состоянии, одновременно уничтожая уникальную способность к вчувствованию в эмоциональный мир окружающих.
Развитие эмпатии у детей
Дети, как правило, обладают крайне выраженной эмпатией. Это помогает им изучать мир и собственную личность, выстраивать эмоциональные контакты с окружающими.
Эмпатия у ребенка зависит от того, насколько способность к сопереживанию развита у его близких. Отлично развивается эмпатия у детей, родители которых не испытывают проблем с собственными эмоциями и дарят малышу любовь и заботу. В такой семье у детей развиваются способности к альтруизму: понимая чувства других, ребенок с легкостью приходит на помощь окружающим. Воспитание эмпатии является задачей родителей ребенка.
Не стоит пытаться сделать ребенка эмпатом насильственно. В раннем возрасте малыш просто не поймет гневной родительской фразы: «Посмотри, ты довел сестру до слез!». Конечно, ребенок быстро осознает, чего от него хотят родители, и сможет изобразить наигранное раскаяние по поводу своего поступка.
Подлинным сопереживанием подобное поведение назвать нельзя. Родители должны своим примером показать, что такое эмпатия и для чего она необходима. К тому же, некоторые дети вовсе не предрасположены к такой способности: в этом случае следует одновременно с эмоциональной сферой работать над способностью понимать чужие переживания на интеллектуальном уровне.
Практическое применение
Выраженные эмпаты могут считать эмоции практически любого человека. Подобное поведение может принести немало пользы, ведь можно с легкостью понять отношение к себе со стороны близких людей.
Практическое применение эмпатии возможно в следующих сферах:
- Руководство персоналом. Благодаря рассматриваемой способности можно понять, как сотрудники относятся к своей работе. Очень важна эмпатия для людей, которые занимаются продажами: они могут понять эмоции покупателя и разработать более эффективные стратегии продвижения товара.
- Психосоматика — область, лежащая на стыке психологии и медицины и изучающая связь между психикой и телом (сомой). В рамках психосоматики исследуются конфликты, приводящие к развитию различных заболеваний, типы характеров и личностей, выступающие в роли предрасположенности к тем или иным болезням и т. д.
Считается, что психологический фактор играет немалую роль в развитии всех болезней за исключением травм. Даже инфекционные заболевания, так или иначе, связаны с психикой, ведь эмоциональный фон оказывает влияние на иммунную систему. Если врач является эмпатом, он сможет быстро определить, какие факторы вызвали болезнь, и выстроит с пациентом продуктивное общение, которое внесет огромный вклад в исцеление.
- Работа с мотивацией и исполнением желаний. В современном мире востребованы тренинги, направленные на выявление собственных целей и намерений. Эмпат способен прочувствовать, чего хочет другой человек на самом деле, что делает его крайне эффективным тренером.
- Педагогика. Педагог-эмпат способен найти индивидуальный подход к каждому ученику и выстроить психологический контакт даже с самыми трудными своими подопечными. Обычно такие педагоги не только способны донести материал любой сложности, но и оставляют неизгладимый след в душах своих учеников.
Эмпатия — весьма ценный навык, и если немного постараться, развить ее в себе может каждый. Не стоит отказываться от этого: эмпату куда проще дается повседневное общение с окружающими и он способен достичь огромных успехов в жизни, используя свои уникальные способности.
Видео на тему: Эмпатия. Чужая боль | Большой скачок
prodepressiju.ru
Как учить детей сопереживанию и зачем это делать
Эмпатия – это способность чувствовать и понимать эмоции других. Большинство психологов считает, что это врожденное качество. То есть младенцы, наблюдая за расстроенными или счастливыми взрослыми, могут испытывать похожие чувства.
Когда ребенку исполняется два года, он уже способен понять, что человеку рядом плохо и даже предложить ему поддержку.
Помощь двухлетнего ребенка своеобразна, малыш еще не осознает, что действительно будет полезно другому человеку. Например, он может предложить расстроенному человеку свою бутылочку или любимую игрушку. Малыш хочет помочь, но у него нет знания и навыков оказания поддержки. Лишь к 6-7 годам ребенок становится способным мысленно поставить себя на место другого человека и подумать о том, какие действия больше подходят в конкретной ситуации. Понимать, как чувствуют себя определенные социальные группы людей – например, бездомные – человек начинает к подростковому возрасту.
Теория о врожденной эмпатии считается общепринятой, но случаи, когда первые проявления детской эмпатии «запаздывают» — тоже не редкость. Влиять на это могут и врожденные качества, и жизненный опыт ребенка.
В современном мире можно и нужно развивать способность к сопереживанию
Почему важно учить эмпатии?
Известно, что дети с высокой эмпатией склонны вступаться даже за тех, кто не принадлежит к компании друзей. Таким образом, дети способствуют уменьшению буллинга (травли) в школах и на улицах. Опыт поддержки и защиты слабых помогает детям приобрести здоровую устойчивую самооценку.
Высокая эмпатия способствует счастью и успеху, когда ребенок становится взрослым. Это касается, в первую очередь, личной жизни.
Эмпатия помогает выстраивать отношения с друзьями, создавать семью и воспитывать детей. Люди, легко воспринимающие и понимающие чувства других, успешны и в работе.
Они способны к эффективным переговорам, сотрудничеству, хорошо работают в команде. Работодатели часто называют эмпатию одним из важнейших навыков в современных условиях рынка.
Эмпатичные люди проявляют чуткость, распознавая насущные проблемы общества или групп населения, и находят их решения. Например, они изобретают технологии сбора пресной воды для засушливых территорий или легко складывающуюся детскую коляску. Вообще, большинство изобретений удовлетворяют нужды людей, которые трудно угадать без способности к пониманию их проблем и чувств.
Как помочь ребенку развить способность к сопереживанию?
Обратите внимание на то, что важно не только учить видеть чувства других людей, но и понимать, что с этим делать. В противном случае эмпатия может вызывать негативные последствия. Например, сопереживая чужому горю, человек придет в замешательство, не имея понятия, как себя вести, и надолго оставаясь с тяжелым чувством беспомощности. «Заразившись» гневом окружающих, люди могут вовлекаться в деструктивное и жестокое поведение группы – это становится основой для развития буллинга и травли. Поэтому, обучая детей сопереживанию, нужно предоставлять им адекватные стратегии поведения.
Подавайте пример заботы и сострадания. Говорите о том, как вы сочувствуете другим людям. Делитесь собственными радостями и переживаниями. Показывайте детям, что вы рады их успехам и сочувствуете их горестям.
Учите детей словам, описывающим эмоции. Называйте чувства, которые переживаете вы, другие люди и ваш ребенок. «Мне очень грустно из-за того, что умерла бабушка». «Ты плачешь, потому что испугался? Тебе страшно?». «Твой брат злится, потому что ему не досталось пирога». Поощряйте других членов семьи делиться своими чувствами.
Помогайте ребенку интерпретировать эмоции людей. Спрашивайте: «Как ты думаешь, почему эта девочка плачет?», «Что мог увидеть этот человек, который выглядит таким удивленным?».
Поощряйте сострадание и взаимопомощь. Благодарите детей не только за помощь вам, но и за помощь другим людям.
Старайтесь поощрять не редкие добрые поступки, а последовательное эмпатичное поведение.
Не хвалите слишком часто, но напоминайте ребенку о том, что он уже долгое время вел себя как заботливый сострадательный человек.
Поддерживайте детей в стремлении к сотрудничеству. Важно поощрять детей не только к тому, чтобы делать что-то для других, но и вместе с другими.
Подарите ребенку плюшевую игрушку и любимую куклу. Существует стереотип, что это игрушки для девочек. Но психологи отмечают, что даже мальчикам полезно играть с куклами и плюшевыми животными. Это развивает в них навыки заботы о живых существах. Совершенно необязательно предлагать мальчику играть с Барби или пупсом. Вашему маленькому сыну точно понравится большая кукла, похожая на настоящего человечка.
Читайте вместе и поощряйте чтение художественной литературы. Книги рассказывают о судьбах людей, они вовлекают читателя в переживания героев. Обсуждайте эмоции и действия героев книг и фильмов: «Как, ты думаешь, он себя чувствует? Как можно помочь ему почувствовать себя лучше?»
Помогайте детям видеть различие и сходство людей. Объясняйте, что все дети разные. Некоторые худые, другие – полные. Одни бегают быстро, другие – медленно. Кто-то любит играть в футбол, а кто-то – рисовать. В тоже время, есть то, в чем все дети одинаковы. Все едят, пьют, спят, растут; у всех есть чувства, и, самое главное, никому не нравится, когда их обижают.
Никогда не бейте детей! Избегайте ругани и излишней требовательности. Не запрещайте детям выражать чувства. Не говорите мальчикам, что мужчины не плачут. Такое поведение родителей может не только затормозить развитие способности к сопереживанию, но и спровоцировать разнообразные психологические проблемы в детстве и взрослой жизни.
Будьте терпеливы. Никто из нас не может быть эмпатичным и сострадательным всегда, даже взрослые. Чтобы поставить себя на место другого требуется немало душевных сил, это утомляет. А для ребенка освоение любого навыка занимает долгое время и требует множества повторений. Так что помогайте детям научиться эмпатии и состраданию, но не требуйте от них зрелого поведения.
Елена Петрушина
В подростковом возрасте у детей возникает потребность в самоутверждении. В этот период ребенку важно выделяться среди сверстников. Я-родитель предлагает пройти тест на склонность подростка к лидерству.
Пройти тестwww.ya-roditel.ru
Эмпатия: сердечное понимание — Психологос
Эмпатия — понимание чувств других людей и готовность оказать им эмоциональную поддержку. Эмпатия предполагает способность поставить себя на место другого человека, способность к сопереживанию, способность воспринимать внутренний мир другого точно с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков.
Как будто становишься этим другим, но вовлекаешься в его состояние не полностью, а оставаясь и собой также: именно это дает возможность в эмпатии сохранять разумность.
Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (педагоги, психологи, психотерапевты, руководители, продавцы, менеджеры персонала и проч.).
Эмпатия связана с эмоциональностью не напрямую: есть люди с развитой эмпатией, но вовсе не эмоциональные. При этом, развитие эмпатии имеет обычным следствием развитие и эмоциональности. Эмпатия дает больше поводов для чувств и эмоций — отсюда и большая эмоциональность. К тому же, тонко чувствующий, эмпатичный человек чаще удостаивается звания «эмоциональный», хотя на самом деле он просто тонко чувствующий и отзывчивый, а не эмоциональный.
Если вы хотите лучше понимать чувства других людей, для развития эмпатии полезно практиковать следующие упражнения. Это все упражнения для «Страуса»: «Запоминание лиц», «А что это он», «Как он смеется», «Я глазами других», «Сопереживание», «Перевоплощение», а также любые гадания и игры в «Ассоциации». Кроме этого, развитию эмпатии способствует общее развитие эмоциональности.
Обращение к чувствам — чаще женская стратегия. Стандартные варианты — это обращение к сопереживанию («Посмотри, как из-за тебя плачет сестренка!» или «Пожалуйста, не серди маму»).
Насколько это работает?
К большому удивлению взрослых, и особенно мам, на маленьких детей обращение «Посмотри, как из-за тебя плачет сестренка!» обычно не действует вовсе. Однако если на детей долго сердиться в подобных ситуациях, они рано или поздно понимают, что взрослые от них хотят, и начинают изображать раскаяние. Впрочем, дети любят копировать взрослых, и если мама расстраивается часто, за нею это начинают повторять и дети. Трудно назвать это подлинным сопереживанием, но дорога к этому прокладывается. Настоящая эмпатия возникает у детей не раньше семилетнего возраста, причем тут все очень индивидуально. Если дети к этому очень расположенные, а есть не расположенные к этому никак.
Аналогичная ситуация с приемом «Пожалуйста, не серди маму!». Когда ребенок не слушается, мама начинает расстраивать себя и показывать, как ей плохо от такого поведения ребенка. Модель эта очень распространена, и практикуется обычно среди женщин. Ее результаты? В маленьких детях, особенно в девочках, успешно формируется чувство вины, привязанность и послушание. Более взрослые дети, и особенно мальчики, на это ведутся хуже, у них возникает раздражение или пофигизм к чувствам мамы.
О других способах влияния на ребенка смотри Технологии управления ребенком
www.psychologos.ru