Способности определение в психологии: Понятие способностей и задатков — Logoprofy.ru

Содержание

Урок-лекция по психологии «Способности»

Тема 2.12. Способности

 

План:

1.      Понятие о способностях и задатках

2.      Уровни развития способностей

3.      Виды способностей

4.      Условия развития способностей

5.      Педагогические способности.

 

1.      Понятие о способностях и задатках

Что дает основание говорить о наличии у человека способностей к какой-то деятельности? Основанием служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. Человека считают способным, если он, во-первых, быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, легко в сравнении с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки и, во-вторых, добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень.

Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.

Обратим внимание на важнейшие стороны этого определения. Во-первых, способности — это индивидуальные особенности, т.е. то, что отличает одного человека от другого. Во-вторых, это не просто особенности, а психологические особенности. Поэтому длинные, гибкие пальцы (особенности пианиста) или высокий рост (особенности баскетболиста) не являются способностями, хотя и помогают добиться успеха в соответствующей деятельности. И наконец, способности — это не всякие индивидуально-психологические особенности, а лишь те, которые соответствуют требованиям определенной деятельности.

Иными словами, под способностями понимают свойства, или качества, человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. Нельзя быть просто «способным» или «способным ко всему», безотносительно к какому-либо определенному занятию. Всякая способность обязательно является способностью к чему-нибудь, к какой-либо деятельности. Способности и проявляются, и развиваются только в деятельности, и определяют большую или меньшую успешность в выполнении этой деятельности.

К способностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой; конструктивное воображение, необходимое для выполнения деятельности конструктора, инженера; быстрота двигательных реакций, необходимая при занятиях некоторыми видами спорта; тонкость цветоразличения для художника-живописца.

Наряду с индивидуальными особенностями психических процессов (ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения) способностями являются и более сложные индивидуально-психологические особенности. Они включают эмоционально-волевые моменты, элементы отношения к деятельности и некоторые особенности психических процессов, но не сводятся к каким-либо частным психическим проявлениям (таковы, например, педагогический такт, математическая направленность ума или эстетическая позиция в области литературного творчества).

Любая деятельность требует от человека не одной способности, а ряда взаимосвязанных способностей.

Недостаток, слабое развитие какой-либо одной частной способности могут быть компенсированы (возмещены) за счет усиленного развития других. Это свойство компенсации способностей дает довольно широкие возможности для овладения различными видами деятельности, выбора профессии. Отсутствие отдельной частной способности можно компенсировать также упорным трудом, настойчивостью, напряжением сил.

Способности формируются, а следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе этого обучения (причем правильного обучения) выяснится, каковы его способности, быстро и легко или медленно и с трудом будут формироваться у него чувство ритма, музыкальная память.

Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности — прижизненное, а не врожденное образование.

Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны, способности зависят от знаний, умений, навыков — в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. С другой стороны, знания, умения и навыки зависят от способностей — способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.

Например, в процессе приобретения математических знаний, умений и навыков развиваются такие способности, как математическая память, способность к геометрическим пространственным представлениям, способность к логическому мышлению и т. д. С другой стороны, при наличий хорошей математической памяти, способностей к логическому мышлению овладение знаниями, умениями и навыками в области математики происходит легче, быстрее и успешнее.

Но отождествление способностей и знаний, умений, навыков было бы грубой ошибкой.

Недостаточное знание или неумение нельзя принимать за отсутствие способностей. Серьезную ошибку допустит тот учитель, который поспешно и поверхностно сделает вывод об отсутствии способностей у ученика на основании того, что ребенок мало знает, имеет пробелы в знаниях, не обладает необходимыми знаниями и умениями.

Обучение и воспитание, условия жизни и деятельности человека активно формируют его способности. Но означает ли это, что природные, биологические факторы не играют вообще никакой роли в процессе формирования способностей? Нет, не значит. Природные предпосылки развития способностей называют задатками.

Задатки — некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми.

Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. При всех прочих равных условиях наличие благоприятных для данной деятельности задатков способствует успешному формированию способностей, облегчает их развитие.

К задаткам относятся некоторые врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов. В качестве задатков выступают также типологические свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. Задатками могут являться и индивидуальные особенности строения отдельных участков коры головного мозга.

Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности или в повышенной любознательности ко всему.

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка, (или взрослого) к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой)

. Нередко это стремление замечается довольно рано, увлечение деятельностью происходит даже  в неблагоприятных условиях жизни. Очевидно, склонность свидетельствует о наличие определенных природных предпосылок к развитию способностей. Трудно предположить что-нибудь другое, когда ребенок, например, вне музыкальной среды с большой радостью слушает музыку и совершает многократные пробы музицировать без внешнего побуждения. То же самое относится и к рисованию, конструированию и т. п.

Наряду с истинной склонностью имеется и ложная, или мнимая. При истинной склонности можно наблюдать не только неодолимое тяготение к деятельности, но и быстрое продвижение к мастерству, достижение значительных результатов. При ложной или мнимой склонности, обнаруживается или поверхностное, часто созерцательное отношение к чему-либо, или же деятельное увлечение, но с достижением посредственных результатов. Чаще всего такая склонность бывает следствием внушения или самовнушения, иногда того и другого вместе, без наличия потенциальных возможностей развития.

Следует помнить, что задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Задатки — это только одно из условий формирования способностей. Ни один человек, какими бы благоприятными задатками он ни обладал, не может стать выдающимся музыкантом, художником, математиком, поэтом, не занимаясь много и настойчиво соответствующей деятельностью.

В жизни много примеров, когда люди с весьма благоприятными задатками так и не смогли реализовать в жизни своих возможностей и оставались заурядными исполнителями как раз в той деятельности, в которой они могли бы добиться больших успехов, если бы по-иному сложилась их жизнь. И наоборот, даже при отсутствии хороших задатков трудолюбивый и настойчивый человек с сильными и устойчивыми интересами и склонностями к какой-либо деятельности может добиться в ней известных успехов.

Нельзя считать, что каждой способности соответствует свой определенный задаток. Задатки многозначны. Это значит, что на основе одного и того же задатка могут выработаться разные способности. Например, на основе такого задатка, как быстрота, точность, тонкость и ловкость движений, могут в зависимости от условий жизни и деятельности выработаться и способность к плавным и координированным движениям тела гимнаста, и способность к тонким и точным движениям руки хирурга, и способность к быстрым и пластичным движениям пальцев скрипача.

 При наличии благоприятных задатков и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности у ребенка, например музыкальные, литературные, художественно-изобразительные, математические, могут формироваться очень рано и развиваться весьма быстро (что и создает иногда иллюзию врожденности способностей). В. А. Моцарт стал сочинять первые музыкальные пьесы в 3-4 года. Знаменитый художник К. П. Брюллов в 9 лет поступил в Академию художеств, А. С. Пушкин стал сочинять стихотворения с 8, Н. А. Некрасов-с 9 лет. Сообщалось о пятилетнем музыканте Алеше Панове, который с удивительным мастерством исполнял на память произведения Бетховена, Моцарта, Чайковского. В 1969 г. безвременно скончалась 17-летняя Надя Рушева, которую специалисты считали и

считают гением в изобразительном искусстве. Ее талант начал проявляться с 8 лет, и за короткую жизнь она создала около 10000 совершенно оригинальных рисунков.

Однако следует предупредить, что отсутствие ранних достижений не свидетельствует об отсутствии способностей. Например, такие крупнейшие таланты, как знаменитый математик Н. Н. Лузин, биологи Л. Пастер и К. Линней, писатели В. Скотт, С. Т. Аксаков, И. А. Гончаров, В. Я. Шишков, проявили себя в относительно позднем возрасте.

2. Уровни развития способностей

Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой. Соответственно изменяется и структура его способностей. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем, только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.

Учеными установлено, что не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, а лишь то своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность.

Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

По справедливому замечанию А. В. Пет­ровского, уделяя основное внимание первой части слова «вундер­кинд» (по-немецки Wunder — чудо, Kind — ребенок), мы неволь­но предаем забвению вторую его часть. «Между тем самое суще­ственное для понимания этого интересного явления заключается в том, что все эти вун­деркинды остаются детьми со своими ребячьими особенностями, хотя и преобразованными и измененными самим фактом необыч­ности их дарования».

Высокая ступень развития способностей называется талантом. Талантливые люди способны решать в какой-то области знаний или практики сложные теоретические и практические задачи, способны создавать материальные или духовные ценности, отличающиеся новизной и имеющие прогрессивное значение. В этом смысле мы говорим о талантливых ученых, писателях, учителях, художниках, конструкторах, руководителях и пр.

Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства. Талантливым может быть и лечащий врач, и учитель, и квалифицированный рабочий, и руководитель и др. Талантливыми также называют людей, способных быстро усваивать знания и правильно применять их в жизни и в своей деятельности. Это талантливые ученики и талантливые студенты, талантливые скрипачи и пианисты, талантливые инженеры и строители.

Гениальность — это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Это создание качественно новых творений, открывающих новую эру в развитии культуры, науки, практики. Так, А.С. Пушкин создал произведения, с появлением которых начинается новая эпоха в развитии русской литературы и русского литературного языка.

Можно сказать так: гений открывает и создает новое, а талант это новое понимает, быстро усваивает, прилагает к жизни и продвигает вперед.

Гениальные и талантливые люди — это люди с очень развитым умом, наблюдательностью, воображением.

У многих выдающихся людей высокие способности проявлялись в разных областях знания. видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это же должен и математик».

3. Виды способностей

Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной области.

Достаточно высокий уровень развития общих способностей — особенностей мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознательности, творческого воображения и пр. — позволяет достигать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности при интенсивной, заинтересованной работе. Почти не бывает людей, у которых равномерно выражены все перечисленные выше способности. Например, Ч. Дарвин отмечал: «Я превосхожу людей среднего уровня в способности замечать вещи, легко ускользающие от внимания, и подвергать их тщательному наблюдению».

Специальные способности — это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов. Главное различие между людьми состоит не столько в степени одаренности и количественной характеристике способностей, сколько в их качестве — к чему именно он способен, какие это способности. Качество способностей и определяет своеобразие и неповторимость одаренности каждого человека.

Специальные способности классифицируются в соответствии с различными областями деятельности человека: литературные способности, математические, конструктивно-технические, музыкальные, художественные, лингвистические, сценические, педагогические, спортивные, способности к теоретической и практической деятельности, духовные способности и др.

Все частные способности объединяются стержневой способностью — математической направленностью ума, связанной с потребностью в математической деятельности.

И общие, и специальные способности неразрывно связаны друг с другом. Лишь единство общих и специальных способностей отражает истинный характер способностей человека.

4.      Условия развития способностей

Для успеха в деятельности, кроме наличия способностей необходим ряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность, сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость. Без наличия этих качеств даже выдающиеся способности не приведут к надежным, значительным достижениям.

 Очень важны такие качества личности, как самокритичность, требовательность к себе..

Очень важна и такая черта характера, как скромность.

Одна из задач системы воспитания — всестороннее развитие способностей у всех детей. Одностороннее, узкое, однобокое развитие ребенка, когда он проявляет яркие способности в какой-либо одной области при глубоком равнодушии ко всему остальному, неправильно. Конечно, интерес, связанный со способностями, должен доминировать, но при этом учитель стремится к всестороннему, гармоническому развитию личности ребенка, повышению его общей культуры и расширению кругозора. Только такое развитие обеспечивает подлинный расцвет способностей.

Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.

 Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься ею. Живая заинтересованность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формальное, равнодушное и безразличное отношение к ней — необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей.

Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. Например, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематически упражняться в написании очерков, рассказов и стихотворений и в их последующем детальном разборе в кружке; полезны специальные экскурсии в природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с последующим красочным и выразительным описанием виденного и слышанного.

В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения  деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями.

Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Никоим образом нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями .детей, захваливать их, противопоставлять их другим детям. Наоборот, надо внушать способному ребенку, что он вовсе не исключительный человек, что другие дети тоже обладают способностями, и если он превосходит товарищей в одном, то они превосходят его в другом.

5.                    Педагогические способности. Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Психологи и педагоги, исследовавшие профессиограмму учителя, выделяют различные способности учителя.

К педагогическим способностям относят (по Крутецкому В.А.):

1.      Дидактические способности — способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

2.      Академические способности — способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).

3.      Перцептивные способности — способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

4.      Речевые способности — способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

5.      Организаторские способности — это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.

6.      Авторитарные способности — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

7.      Коммуникативные способности — способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

8.      Педагогическое воображение (или прогностические способности) — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

9.      Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.

ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ

ЧАСТЬ IV. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Два ученика отвечают на уроке примерно одинаково. Однако педагог по-разному относится к их ответам: одного хвалит, другим недоволен. «У них различные способности, — объясняет он. — Второй учащийся мог ответить несравненно лучше». Двое поступают в институт. Один выдерживает экзамены, другого постигает неудача. Свидетельствует ли это, что у одного из них больше способностей? На этот вопрос нельзя ответить, пока не будет выяснено, сколько времени затратил на подготовку каждый из абитуриентов. Одним лишь фактом успеха — приобретением знаний — способности не определяются.

Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. В противном случае оценка на экзамене, ответ у доски, удачно или неудачно выполненная контрольная работа позволили бы сделать окончательное заключение о способностях человека. Между тем данные психологических исследований и педагогического опыта свидетельствуют о том, что иногда человек, первоначально что-то не умевший и тем невыгодно отличавшийся от окружающих, в результате обучения начинает чрезвычайно быстро овладевать навыками и умениями и вскоре обгоняет всех на пути к мастерству. У него проявляются большие, чем у других, способности.

Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т.д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий. В число условий входят, например, следующие: будут ли окружающие люди (в семье, школе, трудовом коллективе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями: как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся, и т.д.

Способности — это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле — это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.

Психология, отрицая тождество способностей и существенно важных компонентов деятельности — знаний, навыков и умений, подчеркивает их единство. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире.

Серьезной психологической ошибкой педагога являются скоропалительные, без серьезной проверки утверждения, что у данного школьника нет способностей, на том лишь основании, что ребенок не овладел еще необходимыми умениями и навыками, прочными знаниями, сложившимися приемами работы. Известно немало случаев, когда в детстве человек не встречал со стороны окружающих признания тех способностей, дальнейшее развитие которых принесло ему заслуженную славу. Альберт Эйнштейн в средней школе считался весьма заурядным учеником, и ничего, казалось бы, не предвещало его грядущей гениальности.

В чем же выражается единство способностей, с одной стороны, и умений, знаний и навыков — с другой? Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности. .

Говоря о способностях, необходимо охарактеризовать их качественные и количественные особенности. Для педагога в равной мере важно знать, и к чему обнаруживает способности ученик, а следовательно, какие индивидуально-психологические особенности его личности вовлекаются в процесс деятельности как обязательное условие ее успешности (качественная характеристика способностей), и в какой мере способен ученик выполнять требования, предъявляемые деятельностью, насколько быстрее, легче и основательнее он овладевает навыками, умениями и знаниями по сравнению с другими (количественная характеристика способностей).

Качественная характеристика способностей. Рассматриваемые со стороны их качественных особенностей, способности выступают как сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающий успех деятельности, как набор «переменных величин», позволяющий идти к цели разными путями. Покажем это на примере развития и воспитания некоторых видов способностей.

В основе одинаковых или в чем-то сходных достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать сочетания весьма различных способностей. Это открывает перед нами важную сторону способностей личности: широкие возможности компенсации одних свойств другими, которые человек развивает у себя, трудясь упорно и настойчиво.

Компенсаторные возможности способностей человека выявляются, например, специальным воспитанием людей, лишенных зрения и слуха.

Педагог и психолог И.А. Соколянский обучал слепоглухую Ольгу Ивановну Скороходову, потерявшую в раннем возрасте зрение и слух. В результате у Скоро-ходовой обнаружились и развились не только способности научного работника [1], но и литературные способности, наличие которых признавал еще А. М. Горький, переписывавшийся с О. Скороходовой и принимавший участие в ее судьбе. Правильная система обучения и огромный труд позволили О.И. Скороходовой развить чувствительность анализаторов, обеспечивающих высокий уровень осязания, обонятельных, вибрационных ощущений и тем самым до известной степени компенсировать недостающие способности.

О том же свидетельствует ряд других примеров. Психолог Б.М. Теплов показал, что отсутствие такой важнейшей музыкальной способности, как абсолютный слух, не может быть препятствием на пути развития профессиональных музыкальных способностей. У испытуемых, не обладавших абсолютным слухом, удавалось выработать комплекс качеств, включающих в себя тембровый слух, память на музыкальные интервалы и т.д., которые брали на себя функции звуковысотного различения, т.е. те, какие выполняет у других людей абсолютный слух.

Свойство компенсации одних способностей при помощи развития других открывает неисчерпаемые возможности перед каждым человеком, раздвигая границы выбора профессии и совершенствования в ней.

В целом качественная характеристика способностей позволяет ответить на вопрос, в какой сфере трудовой деятельности (конструкторской, педагогической, экономической, спортивной и др.) человеку легче найти себя, обнаружить большие успехи и достижения. Тем самым качественная характеристика способностей неразрывно связана с характеристикой количественной. Выяснив, какие конкретно-психологические качества отвечают требованиям данной деятельности, можно ответить на вопрос, в большей или меньшей степени они развиты у человека по сравнению с его товарищами по работе и учебе.

Количественная характеристика способностей. Проблема количественных измерений способностей имеет большую историю в психологии. Еще в конце XIX — начале XX в. ряд психологов (Кеттел, Термен, Спирмен и др.) под влиянием требований, вызванных необходимостью осуществлять профессиональный отбор для массовых специальностей, выступили с предложением выявлять уровень способностей обучающихся. Тем самым предполагалось, что будет установлено ранговое место личности и ее пригодность к той или иной трудовой деятельности, к обучению в высших учебных заведениях, к получению командных постов в производстве, армии и общественной жизни.

В качестве способа измерения способностей тогда же стали использоваться тесты умственной одаренности. С их помощью в ряде стран (США, Великобритания и др.) осуществляется определение способностей и производится сортировка учащихся в школах, замещение офицерских постов в армии, руководящих должностей в промышленности и т.д. В Великобритании, например, по результатам тестирования производят зачисление в так называемые грамматические школы, дающие право на поступление в университет.

По содержанию тесты умственной одаренности представляют собой ряд вопросов или задач, успешность решения которых (с учетом затраченного времени) исчисляется в сумме баллов или очков. Вот, к примеру, тест, используемый в английской школе для выяснения умственных способностей одиннадцатилетних детей. Испытуемому задают вопрос: «Петр выше Джеймса, Эдвард ниже Петра. Кто выше всех?» — предлагают подчеркнуть нужный ответ: «I) Петр; 2) Эдвард; 3) Джеймс; 4) не могу сказать». Другой тест: испытуемый должен из пяти слов выбрать одно, наиболее непохожее на все остальные: «красный, зеленый, голубой, мокрый, желтый»; «или, но, если, сейчас, хотя» и т. п. Обычно тесты сводятся в батарею тестов, нарастающих по сложности. Среди тестов могут быть не только словесные (вербальные) испытания, но и всевозможные «лабиринты», «головоломки» и т.д.

После того как дети закончили решать батарею тестов, результаты подсчитывают стандартизированным путем, т.е. подсчитывают количество очков, которые набрал каждый испытуемый. Это дает возможность определить так называемый коэффициент умственной одаренности (IQ). При определении исходят из того, к примеру, что средняя сумма очков для детей одиннадцати с половиной лет должна приближаться к 120. Отсюда делается вывод, что любой ребенок, набравший 120 очков, имеет умственный возраст одиннадцати с половиной лет. На этом основании вычисляется коэффициент умственной одаренности:

Если бы, например, в результате тестирования одну и ту же сумму очков (120) набрали два ребенка (десяти с половиной и четырнадцати лет) и, таким образом, умственный возраст каждого был бы приравнен к одиннадцати с половиной годам, то коэффициент умственной одаренности детей был бы вычислен следующим образом:

Коэффициент умственной одаренности выявляет количественную характеристику способностей, якобы, некую неизменную, всестороннюю умственную одаренность, или общий интеллект (general intelligence).

Однако научный психологический анализ обнаруживает, что этот коэффициент умственной одаренности является фикцией. В действительности описанная выше сумма приемов выявляет не интеллектуальные способности человека, а наличие у него тех или иных сведений, умений и навыков, с которыми, как уже было подчеркнуто, не следует смешивать способности. Динамика приобретения знаний и навыков, составляющая сущность способностей, остается при этом не выявленной. К тому же очевидно, что наилучшие результаты обнаружит учащийся, который был специально подготовлен учителями, репетиторами или родителями. А это уже зависит от экономического положения семьи.

Из этого не следует, что количественная характеристика и измерение способностей невозможны и что использование различных диагностических тестов заведомо нежелательно. Задача выявления уровня способностей остается актуальной и при отборе детей, чьи умственные способности вследствие врожденных пороков развития мозга не позволяют учиться в обычной школе, и при отборе самых способных к математике детей для обучения в специализированной школе, и при отборе летчиков и космонавтов, и т. д. И в этом смысле не могут вызывать возражения ни короткие испытания, ни попытки количественно выразить их результаты.

Критикуя использование тестов умственной одаренности, выдающийся психолог Л. С. Выготский указывал, что если ребенок не решает предложенной ему задачи, то этот факт сам по себе еще ничего не говорит о его способностях. Это может свидетельствовать, например, и о том, что ребенок не имеет соответствующих знаний и умений и поэтому не может найти нужное решение самостоятельно. Однако умственное развитие ребенка происходит не само собой, а в процессе обучения, т.е. в постоянном общении со взрослыми. Поэтому-то, что ребенок пока еще не может сделать сам, он может сделать с помощью взрослого. А следовательно, завтра он сумеет научиться работать самостоятельно. Исходя из этого, Л. С. Выготский предложил не ограничиваться простым однократным исследованием, а производить исследование дважды. Первый раз выясняя, как ребенок решает задачу самостоятельно, а второй — как решает с помощью взрослого. Не оценка самостоятельного решения задачи, а расхождение между результатами самостоятельного решения и решения с помощью взрослого становится важной составной частью общей оценки способностей ребенка. И если ребенок не сумеет решить задачу, посильную для его сверстников, ни самостоятельно, ни с помощью взрослых, тогда есть основания говорить о недостаточно высоком уровне его способностей. Описанный выше путь выявления уровня способностей был обозначен Л. С. Выготским как метод определения зоны ближайшего развития.

Способности не существуют вне конкретной деятельности человека, а формирование их проходит в процессе обучения и воспитания. Итак, самый верный путь определения способностей — это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения. Наблюдая за тем, как с помощью взрослых ребенок приобретает знания и умения, как по-разному принимает эту помощь (одни, получив ее, тем не менее продвигаются весьма медленно, другие в тех же условиях показывают заметные успехи), можно делать обоснованные выводы о величине, силе и слабости способностей. Если в психологических тестах, составленных в соответствии со строгими научными требованиями, удастся смоделировать важнейшие условия развития человека и уловить динамику приобретения знаний и умений, то такие испытания позволят достаточно быстро измерять и выражать количественно уровень способностей человека и тем самым оказывать помощь практике.


1 Скороходов» О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. — М.: Педагогика, 1972.



10 навыков, необходимых для того, чтобы стать промышленно-организационным психологом

Рабочие места во всем мире быстро развиваются, чтобы соответствовать растущим ожиданиям сотрудников и культурным изменениям, которые ценят благополучие и удержание сотрудников не меньше, чем производительность. Область промышленно-организационной психологии дает компаниям возможность не отставать от постоянно меняющихся условий.

Промышленно-организационная психология сочетает в себе элементы психологии и управления, чтобы дать профессионалам навыки создания эффективных, здоровых и продуктивных сотрудников и организаций.

Люди, изучающие промышленно-организационную психологию, могут сделать карьеру в самых разных отраслях, включая научные круги, управление талантами и рекрутинг, управление и правительство. Прочтите наш блог о построении карьеры в промышленно-организационной психологии для получения дополнительной информации.

Но чтобы получить работу, сначала нужно освоить навыки.

Для большинства профессий в области промышленно-организационной психологии требуется степень магистра, а для некоторых также требуется докторская степень. Если вы все еще учитесь в бакалавриате, вы можете войти в раздел промышленно-организационной психологии — человеческие ресурсы, организационное поведение, профориентация или организационное развитие — со степенью бакалавра.

Имея степень в области промышленно-организационной психологии, вы можете выбрать множество карьерных путей: от человеческих отношений до HR-аналитики. В то время как образование и аккредитация, которые вам понадобятся, в конечном итоге будут различаться в зависимости от работы, вот некоторые основные навыки, которые пригодятся вам в этой области.

Умение слушать

Чтобы добиться успеха в этой области, вы должны уметь слушать, поскольку вам необходимо понимать потребности, с которыми сталкиваются как отдельные лица, так и организации. Для одних умение слушать — врожденный талант, для других — приобретенный навык. В любом случае, всегда есть возможность улучшить свои навыки слушания.

Решение проблем

Поиск решений конфликтов — будь то организационных или межличностных — является ключевой частью набора навыков промышленно-организационного психолога. Вам нужно быть нейтральной стороной, умеющей находить суть проблем на рабочем месте и находить решения, которые справедливы и соответствуют культуре и миссии вашей организации.

Переговоры и убеждение

На рабочем месте полно компромиссов, и как промышленно-организационный психолог вы можете быть главным переговорщиком. Будь то посредничество в компенсационных пакетах, контрактах или спорах между двумя сторонами, вам необходимо найти жизнеспособные и удовлетворительные решения для всех. Вы также захотите быть в состоянии представить свои идеи точно и убедительно.

Анализ данных

Производственно-организационная психология требует большего, чем социальные навыки. Выполнение количественного анализа важно в области кадровой аналитики, где вам необходимо анализировать данные, которые можно использовать для принятия решений о найме, установления контрольных показателей и оценки организационных потребностей. Анализ данных и другие технические навыки могут дать вам значительное преимущество в этой области, а также более высокую заработную плату.

Понимание письма и чтения

Эти навыки не следует воспринимать как должное, особенно в отрасли, где письменная документация так важна. Вам нужно будет уметь составлять и понимать сложные политики, контракты, соглашения и даже законы и юридические документы, которые имеют ключевое значение для эффективной и прозрачной работы.

Деловая хватка

Понимание бизнес-модели, целей и задач организации, в которой вы работаете, необходимо для ее процветания. Многие компании также будут искать специалистов, прошедших подготовку в области промышленной и организационной психологии, которые могут сделать все возможное для улучшения операций. Так что наличие хорошего ума для бизнеса является большим преимуществом.

Социальные навыки

Роли промышленно-организационной психологии, как правило, ориентированы на людей. Будучи хорошим собеседником, читая социальные сигналы и умея общаться с людьми, вы получите преимущество на рынке. Работа над своим эмоциональным интеллектом может помочь вам отточить свои социальные навыки.

Преподавание и обучение

Многие профессии в области промышленной и организационной психологии потребуют, по крайней мере, некоторой подготовки сотрудников, а также непрерывного образования с вашей стороны. Если вы человек, которому нравится делиться знаниями и получать их, у вас есть все шансы добиться успеха в этой области.

Менеджмент

Опыт управления людьми или врожденная способность к лидерству являются ключевыми навыками в этой отрасли. Умение планировать, организовывать, нанимать и обучать персонал может даже быть вашими основными обязанностями. Так что получить или улучшить свои управленческие навыки — хорошая идея.

Коммуникация

Трудно переоценить важность хороших коммуникативных навыков для большинства специалистов, и особенно для психологов производственных и организационных структур. Четкое выражение своих мыслей, будь то в письменной или устной форме, будет иметь важное значение. Общение также включает в себя язык тела и тон, так что имейте в виду, что они могут повлиять на то, как ваше сообщение будет воспринято.

Как развить навыки промышленно-организационной психологии

Развитие навыков промышленно-организационной психологии позволит вам сделать успешную и приносящую удовлетворение карьеру в сфере управления персоналом, HR-аналитики, консалтинга, коучинга или рекрутинга. Обязательно прочитайте нашу запись в блоге о вакансиях промышленно-организационной психологии, чтобы узнать больше о возможностях в этой растущей области.

Если вы хотите улучшить свои навыки, есть несколько путей, по которым вы можете пойти. Новички, будь то студенты или выпускники, могут начать с одного курса по менеджменту или психологии. Вы также можете начать с поиска профессионалов в этой области или научных консультантов, которые ответят на ваши вопросы и поделятся подробностями о том, каково это работать в промышленно-организационной психологии.

Для работы на начальном уровне, скорее всего, потребуется ученая степень в области промышленно-организационной психологии. Некоторые рабочие места также могут требовать докторской степени. Если вы работаете над получением степени бакалавра и интересуетесь этой областью, сосредоточьте свои исследования на менеджменте, психологии или одной из областей, упомянутых ранее. Широкое начало поможет вам сузить круг задач, которыми вы в конечном итоге хотите заниматься.

Работающие специалисты в смежных областях могут получить доступ к промышленно-организационной психологии, дополнив свой опыт и высшее образование дипломом о высшем образовании. Сертификат выпускника по организационному поведению обеспечивает отличную основу для профессионалов в любой области. Сертификаты о высшем образовании в области анализа данных и стратегического управления также могут дать вам некоторые навыки, необходимые для карьеры в промышленно-организационной психологии.

Область промышленно-организационной психологии широка. Чтобы точно определить, какие наборы навыков вам понадобятся для желаемой карьеры, рекомендуется поискать объявления о вакансиях, которые кажутся вам привлекательными, и принять к сведению перечисленные желаемые навыки и образование. И чем с большим количеством людей в этой области вы можете поговорить, тем лучше, поэтому не бойтесь обращаться к профессионалам в социальных сетях или через свою сеть.

15 декабря 2021 г.

Блог

Об авторе

  • Ребекка Баккен

    Производитель цифрового контента

Читать далее

Почему поведение имеет значение для трейдеров

Психология трейдинга и инвестиций, а также поведенческие финансы развивались годами благодаря достижениям в области психологии, экономики и технологий. Первоначально разговор среди участников рынка, трейдеров и финансовых теоретиков касался идеи гипотезы эффективного рынка (ГЭР), в которой предполагалось, что люди являются рациональными существами и что финансовые рынки эффективны.

Затем, в 1970-х годах, была введена теория перспектив. Это поставило под сомнение предположение о рациональности и подчеркнуло роль предубеждений в принятии решений. Далее по временной шкале, в 1990-х годах, появились поведенческие финансы. Это было признанием того, что инвесторы, трейдеры и отдельные лица в целом склонны к когнитивным и эмоциональным предубеждениям, а также к эвристике, влияющей на их инвестиционные решения.

Действительно, этот психологический аспект финансов важен, поскольку его влияние на решения в конечном итоге влияет на торговлю и эффективность портфеля.

Ключевые выводы

  • Психология трейдера важна, поскольку она напрямую влияет на процесс принятия решений, производительность и общий успех человека или организации на финансовых рынках.
  • Когнитивные и эмоциональные искажения влияют на процесс принятия решений трейдером и приводят к неоптимальным результатам. К ним относятся предвзятость подтверждения, предвзятость иллюзии контроля, предвзятость неприятия потерь и предвзятость самоуверенности.
  • Трейдеры могут преодолеть свои когнитивные искажения с помощью образования и осведомленности, объективных исследований и анализа, а также путем поиска противоположных точек зрения.
  • Трейдеры могут смягчить эмоциональные предубеждения, осознавая себя, устанавливая правила торговли и придерживаясь их, применяя методы управления рисками и добиваясь ответственности и поддержки от своих коллег и наставников.

Что такое психология трейдинга?

Психология трейдинга относится к изучению и пониманию психологических и эмоциональных аспектов, влияющих на принятие решений, поведение и результаты трейдеров на финансовых рынках. Он включает в себя изучение влияния эмоций, когнитивных искажений, самоконтроля, дисциплины и психического состояния на результаты торговли.

Он признает, что трейдеры не являются чисто рациональными существами, но на них влияет ряд психологических факторов, которые могут привести к предвзятому мышлению, импульсивным действиям и неоптимальному принятию решений.

Психология трейдинга подчеркивает важность самосознания, эмоциональной регуляции, управления рисками, дисциплины и устойчивости для принятия более объективных, последовательных и успешных торговых решений. Преодолевая психологические барьеры и развивая уравновешенное мышление, трейдеры могут улучшить свою способность ориентироваться в волатильности рынка, управлять рисками и достигать долгосрочной прибыльности.

Типы предубеждений, влияющих на трейдеров

Чтобы понять психологию трейдинга, нужно сначала получить общее представление о предубеждениях и эвристике трейдера. Предубеждения делятся на два типа: когнитивные и эмоциональные.

Когнитивное искажение относится к систематической модели отклонения от рациональности в человеческом мышлении и принятии решений. Это умственный ярлык или склонность, которая может привести к иррациональным суждениям или ошибочным рассуждениям. Когнитивные искажения могут возникать из-за ограничений обработки информации, эвристики, социального влияния или индивидуального опыта. Они часто возникают бессознательно и могут влиять на различные аспекты принятия решений, включая восприятие, память, внимание и решение проблем.

Другая сторона спектра предубеждений — эмоциональная предвзятость. Это говорит о влиянии чувств или настроения на принятие решений. Эмоциональные предубеждения возникают, когда страх, жадность или возбуждение играют важную роль в формировании суждений и выбора человека. Эмоции могут затуманить суждение, привести к импульсивным действиям или исказить восприятие риска и вознаграждения. Эти предубеждения могут повлиять на принятие решений в различных областях, включая торговлю, инвестирование и даже повседневную жизнь.

Как когнитивные, так и эмоциональные предубеждения могут влиять на процессы принятия решений, в том числе связанные с торговлей и финансовыми рынками. Трейдеры должны знать об этих предубеждениях и управлять ими, чтобы принимать более рациональные и обоснованные решения. Понимание когнитивных и эмоциональных предубеждений необходимо для разработки эффективных стратегий по смягчению их воздействия и улучшению процесса принятия решений не только в трейдинге, но и в других сферах жизни.

Различные когнитивные искажения, с которыми сталкиваются трейдеры

Трейдеры сталкиваются с различными когнитивными искажениями, которые могут существенно повлиять на их процессы принятия решений и результаты торговли. Некоторые распространенные когнитивные искажения, наблюдаемые в трейдинге и инвестировании, включают:

  • Предвзятость подтверждения: Это склонность искать, интерпретировать или отдавать предпочтение информации, которая подтверждает ранее существовавшие убеждения или гипотезы. Трейдеры могут выборочно сосредотачиваться на информации, которая поддерживает их существующие взгляды на рынок, игнорируя противоречивые данные и потенциально приводя к предвзятым торговым решениям.
  • Иллюзия предвзятости контроля : Иллюзия предвзятости контроля — это вера в то, что люди имеют больший контроль над результатами, чем на самом деле. Трейдеры могут переоценивать свою способность предсказывать движения рынка или влиять на них, что ведет к чрезмерной уверенности, принятию более высоких рисков или игнорированию предупредительных знаков.
  • Ошибка ретроспективного взгляда: Это тенденция воспринимать прошлые события как более предсказуемые, чем они были на самом деле. Трейдеры могут полагать, что они могли точно предсказать движение рынка постфактум, что ведет к чрезмерной самоуверенности и потенциально искажает принятие решений в будущем.
  • Ошибка доступности : Ошибка доступности относится к склонности полагаться на легкодоступную информацию или недавний опыт при вынесении суждений или решений. Трейдеры могут придавать чрезмерное значение текущим рыночным событиям или легко запоминаемой информации, потенциально упуская из виду менее доступные или исторические данные, которые могут обеспечить более полное представление.
  • Предвзятость привязки и корректировки : Предвзятость привязки и корректировки предполагает слишком сильное доверие к первоначальной части информации (привязке) при вынесении последующих суждений или оценок. Любые изменения или корректировки этой части информации «привязываются» к исходным данным. Трейдеры могут привязывать свои решения к конкретной контрольной точке, такой как начальная цена или оценка, и недостаточно корректировать свои последующие суждения на основе новой информации.

Это всего лишь несколько примеров когнитивных искажений, с которыми могут столкнуться трейдеры. Трейдеры должны знать об этих предубеждениях и активно работать над снижением их влияния на принятие решений. Распознавая и устраняя когнитивные искажения, трейдеры могут повысить свою объективность, улучшить аналитические процессы и принимать более рациональные торговые решения.

Различные эмоциональные предубеждения, с которыми сталкиваются трейдеры

На трейдеров влияют не только когнитивные, но и эмоциональные предубеждения. Ниже приведены некоторые распространенные эмоциональные предубеждения, наблюдаемые в трейдинге:

  • Предвзятость избегания потерь : Предвзятость избегания потерь относится к тенденции решительно предпочитать избегать потерь, а не приобретать выгоды. Трейдер может быть более чувствителен к потенциальным убыткам, чем к прибыли, что приводит к избеганию риска, нежеланию сокращать убытки или удержанию убыточной позиции дольше, чем необходимо.
  • Излишняя самоуверенность : Это склонность переоценивать свои способности, знания или точность своих предсказаний. Трейдеры могут иметь раздутое чувство уверенности, что приводит к тому, что они берут на себя чрезмерные риски, переторговывают или пренебрегают надлежащими стратегиями управления рисками.
  • Склонность к самоконтролю : Склонность к самоконтролю относится к трудностям, с которыми сталкиваются люди и трейдеры, пытаясь контролировать свои импульсы и придерживаться долгосрочных целей. Трейдеры могут изо всех сил пытаться придерживаться своих торговых планов или дисциплинированных стратегий, поддаваясь импульсивным действиям, вызванным краткосрочными эмоциями или колебаниями рынка.
  • Предвзятость статус-кво : Это тенденция предпочитать сохранение текущего положения дел или придерживаться привычных вариантов. Трейдеры могут сопротивляться внесению необходимых корректировок в свои торговые стратегии или портфели, отдавая предпочтение знакомым позициям или рыночным условиям, даже если изменение может быть полезным.
  • Предубеждение отвращения к сожалению : Это включает в себя отказ от действий, которые могут привести к сожалению или угрызениям совести, даже если эти действия могут быть рациональными или необходимыми. Трейдеры могут избегать сокращения убытков или закрытия позиций из-за боязни сожаления о принятом решении позже, что может привести к слишком долгому удержанию убыточных позиций.

Как и когнитивные предубеждения, эмоциональные предубеждения влияют на процесс принятия решений трейдером и приводят к неоптимальным результатам. Трейдеры должны помнить об этих предубеждениях и работать над тем, чтобы эффективно управлять своими эмоциями, практиковать дисциплинированное поведение и использовать стратегии управления рисками, чтобы смягчить их влияние. Осознание, самоанализ и методы эмоционального регулирования могут помочь трейдерам справиться с этими предубеждениями и принимать более рациональные и объективные торговые решения.

Преодоление и смягчение когнитивных и эмоциональных искажений

Преодолеть когнитивные и эмоциональные предубеждения сложно, но трейдеры могут использовать несколько стратегий, чтобы смягчить их влияние и принимать более рациональные решения.

Преодоление когнитивных искажений

Трейдеры могут преодолеть свои когнитивные предубеждения с помощью образования и осведомленности, объективных исследований и анализа, а также путем поиска противоположных точек зрения.

Трейдеры должны узнать о когнитивных искажениях и их потенциальном влиянии на принятие решений. Развитие осведомленности о предубеждениях позволяет трейдерам распознавать, когда они могут влиять на их суждения. Кроме того, сосредоточившись на объективном анализе и исследованиях, а не полагаясь исключительно на интуицию или эмоции, можно преодолеть когнитивные искажения. Трейдеры могут использовать данные, графики, а также индикаторы экономического, фундаментального и технического анализа для принятия обоснованных решений, уменьшая влияние предубеждений.

Еще один способ преодолеть когнитивные предубеждения — активно искать различные точки зрения и перспективы на рынке. Взаимодействие с трейдерами или аналитиками, у которых противоположные взгляды, может помочь преодолеть существующие предубеждения и способствовать принятию более взвешенных решений.

Смягчение эмоциональных предубеждений

Смягчение эмоциональных предубеждений имеет решающее значение для трейдеров, чтобы поддерживать дисциплину и принимать рациональные решения. Трейдеры должны осознавать себя, устанавливать торговые правила и придерживаться их, внедрять методы управления рисками и добиваться ответственности и поддержки от своих коллег и наставников.

Развитие самосознания — это первый шаг к распознаванию и пониманию своих эмоциональных предубеждений. Трейдеры должны размышлять о своих эмоциональных тенденциях, выявлять модели поведения и осознавать влияние эмоций на принятие ими решений. Кроме того, определение и соблюдение набора торговых правил помогает трейдерам поддерживать дисциплину и уменьшить влияние эмоций. Это может включать заранее определенные точки входа и выхода, стратегии управления рисками и рекомендации по размеру позиции.

Действительно, эффективные стратегии управления рисками помогают трейдерам смягчить предубеждения, связанные со страхом и жадностью, связанные с потерями и прибылями. Установка ордеров стоп-лосс, использование трейлинг-стопов и диверсификация позиций могут защитить от принятия эмоциональных решений, вызванных страхом убытков или стремлением к чрезмерной прибыли.

Наконец, поиск подотчетности у доверенных коллег, наставников или присоединение к торговым сообществам может обеспечить поддержку и помочь справиться с эмоциональными предубеждениями. Обмен торговым опытом, обсуждение проблем и получение отзывов от других могут предложить ценные точки зрения и помочь регулировать эмоции.

Трейдеры должны осознавать свои когнитивные и эмоциональные предубеждения.

Важность торговой психологии

Психология трейдера важна, потому что она напрямую влияет на процесс принятия решений, производительность и общий успех человека или организации на финансовых рынках. Причины, по которым психология трейдинга имеет решающее значение, включают:

  • Эмоции влияют на принятие решений : Психология трейдинга признает, что эмоциональные предубеждения могут влиять на процесс принятия решений трейдером. Понимание этих эмоций и управление ими необходимы для принятия рациональных и объективных торговых решений.
  • Дисциплина и последовательность : Успешная торговля требует дисциплины и последовательности в следовании торговым планам, стратегиям управления рисками и следованию заранее установленным правилам. Торговая психология помогает трейдерам развивать и поддерживать необходимую дисциплину, чтобы избегать импульсивных действий, вызванных эмоциями.
  • Управление рисками: Эффективное управление рисками является важным аспектом торговли. Торговая психология позволяет трейдерам управлять рисками, контролируя эмоции, устанавливая соответствующие уровни стоп-лосса и поддерживая правильный размер позиции. Эффективно управляя рисками, трейдеры защищают свой капитал и повышают долгосрочную прибыльность.
  • Обработка убытков и просадок: Убытки — неизбежная часть торговли. Психология трейдинга помогает трейдерам справляться с потерями и просадками, сводя к минимуму эмоциональное воздействие и предотвращая импульсивные действия, вызванные страхом дальнейших потерь. Это побуждает трейдеров учиться на убытках и поддерживать соответствующий временной горизонт инвестирования.
  • Долгосрочная устойчивость : Психология трейдинга воспитывает мышление, ориентированное на последовательность. Это помогает трейдерам развивать реалистичные ожидания, избегать импульсивного поведения и придерживаться сбалансированного подхода к торговле. Такой устойчивый образ мышления имеет решающее значение для долгосрочного успеха и позволяет избежать ловушек, связанных с чрезмерным риском.

Что такое поведенческие финансы?

Поведенческие финансы — это область исследования, которая сочетает в себе элементы психологии и финансов для изучения того, как поведение человека влияет на финансовые решения и результаты рынка. Он признает, что люди не всегда рациональны, объективны или эффективны в своих процессах принятия решений, и стремится понять психологические факторы, которые управляют поведением трейдеров и инвесторов.

С какими видами эмоциональных и когнитивных искажений сталкиваются трейдеры?

Некоторые когнитивные предубеждения, с которыми сталкиваются трейдеры, включают предвзятость подтверждения, предвзятость иллюзии контроля, предвзятость задним числом, предвзятость доступности, а также предвзятость привязки и корректировки.

Некоторые эмоциональные предубеждения включают предубеждение избегания потерь, предубеждение из-за самоуверенности, предубеждение к самоконтролю, предубеждение о статус-кво и предубеждение из-за неприятия сожаления.

Почему важна психология трейдинга?

Психология трейдинга важна, потому что она помогает понять, что эмоциональные предубеждения могут влиять на процесс принятия решений трейдером. Также это помогает трейдерам развивать и поддерживать необходимую дисциплину, чтобы избегать импульсивных действий, вызванных эмоциями. Более того, торговая психология позволяет трейдерам управлять рисками, контролируя эмоции, устанавливая соответствующие уровни стоп-лосса и поддерживая правильные размеры позиций.

Действительно, психология трейдинга помогает трейдерам справляться с потерями и просадками, сводя к минимуму эмоциональное воздействие и предотвращая импульсивные действия, вызванные страхом дальнейших потерь. Психология трейдинга воспитывает мышление, ориентированное на последовательность.

Как трейдеры могут смягчить свои предубеждения?

Чтобы смягчить предубеждения, трейдеры должны осознавать себя, устанавливать торговые правила и придерживаться их, применять методы управления рисками и добиваться подотчетности и поддержки от своих коллег и наставников.

Какие методы используют трейдеры для преодоления своих предубеждений?

Трейдеры могут преодолеть свои предубеждения с помощью образования и осведомленности, объективных исследований и анализа, а также путем поиска противоположных точек зрения.

Итог

Психология торговли важна, поскольку она напрямую влияет на процесс принятия решений трейдером, дисциплину
, управление рисками и общую производительность. Понимая и управляя эмоциями, преодолевая когнитивные искажения и развивая устойчивость, трейдеры могут принимать рациональные и объективные решения, сохранять последовательность, эффективно управлять рисками и достигать долгосрочного успеха на финансовых рынках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *